Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу — что нужно сделать

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделатьhttps://www.znak.com/2017-02-06/petr_biryukov_o_chelyabinskom_vozduhe_sisteme_kvotirovaniya_vybrosov_i_shtrafah_dlya_zagryazniteley

2017.02.06

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

В Челябинске идет разработка новой системы контроля за атмосферными выбросами крупных промышленных предприятий, которую в конце декабря 2016 года на заседании Госсовета анонсировал губернатор Борис Дубровский.

Глава региона также предлагал президенту РФ Владимиру Путину сделать Южный Урал пилотным регионом в данном проекте. О плюсах и минусах квотирования Znak.

com побеседовал с генеральным директором ООО «Эконт», давно занимающимся вопросами промышленности и экологии, кандидатом технических наук Петром Бирюковым.

— Петр Павлович, в конце декабря 2016 года губернатор Дубровский на Госсовете предложил введение квот для промышленных предприятий на выбросы. Квоты — это что такое? У нас ведь еще с советских времен есть предельно-допустимые концентрации вредных веществ, ПДК?

— Квоты и ПДК — это физически разные понятия. ПДК — эта максимальная концентрация вещества в воздухе, безопасная для человека. Когда-то Минздрав РФ установил, что, например, 0,04 миллиграмма диоксида азота на метр кубический окружающего воздуха — это предельно допустимая концентрация, безопасная, с ней можно жить без всяких последствий для здоровья.

А квоты — это то количество вредных веществ, которые предприятиям разрешено выбросить, например, за месяц, чтобы ПДК не превышалась. То есть, согласно предложениям Дубровского, изменяется сама система нормирования. На сегодня все промышленные предприятия имеют источники выбросов, и все предприятия обязаны иметь санитарно-защитную зону.

На границе этой зоны не должно превышаться ПДК по любому из возможных вредных веществ. 

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

В принципе, разумный подход. Вот я живу на границе с санитарно-защитной зоной, и для меня главное, чтобы в мою сторону не доходило более 1 ПДК. Что там внутри — хоть восьми, хоть десятикратное превышение, это меня, жителя, уже не волнует, это рабочие моменты самого предприятия.

Этим грязным воздухом внутри зоны дышит рабочий, который сам пришел на предприятие, получает за это средства защиты, деньги, молоко, какие-то соцпакеты… Это, кстати, идет не с советских времен, тогда вообще никакого нормирования по выбросам не было.

Первые ограничения появились, может быть, лет 25 назад, в 1990-е годы.

А принцип квотирования другой. Предприятий у нас сегодня много.

Даже если представить, что все действуют в рамках старой системы нормирования — один завод имеет на своей границе единицу ПДК, второй, третий… Понимаете суть? Каждое помаленьку выбрасывает, и концентрация вредных веществ в воздухе над жилой зоной превышает безопасные значения.

Квотирование подразумевает, что мы подсчитываем, сколько в городе в целом можно выбросить в воздух вещества, чтобы в конкретной точке его концентрация не превышала единицы. И, исходя уже из этих расчётов, заводы получают разнарядку: тебе разрешено выбросить 30 тонн, тебе 100, тебе еще сколько-то.

— Звучит разумно. Но как определить, кому сколько можно «выбрасывать» в атмосферу?

— Это и есть самый сложный момент. Как определить, сколько можно «Мечелу», сколько цинковому заводу? Все расчеты построены, исходя из худшего варианта: что на предприятии работают одновременно все мощности, все трубы дымят, и вот в этом режиме у промышленника не должно быть выбросов более одного ПДК на границе санитарной зоны.

Но заводы никогда так не работают: что-то в простое, что-то ремонте. И оборудование не может постоянно работать в одном режиме: невозможно на все печи металлургического комбината одновременно подать загрузку сырья, чтобы они все задымили.

Как это учесть? Вдобавок у нас же рынок! Сегодня завод производит одну продукцию, завтра другую, и в зависимости от этого меняют параметры выбросов.

То есть сам принцип системы квотирования правилен, но решение этого вопроса — чрезвычайно сложно. Как он будет решаться — я пока не знаю.Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

— Но какой-то вариант разработчиками этой губернаторской концепции предложен?

— На мой взгляд, путь решения известен. Есть такое понятие — «наилучшие доступные технологии». Можно провести аналогию с автомобилем. Он может при работе выбрасывать определенное количество продуктов сгорания в атмосферу. Нормы говорят: если ты выбрасываешь вот столько — катайся на здоровье, эксплуатируй автомобиль.

Если больше — твоя машина неисправна. Иди ремонтируй двигатель, регулируй карбюратор, еще что-то делай. Здесь то же самое. Надо поставить условие: вы должны использовать лучшие из известных технологий. Возьмем предприятие, любую печь. Давайте введем ограничение: всё, ты не имеешь права выбрасывать больше какой-то величины.

Но давайте будем учитывать, что печь твоя технологически не может так работать! Сама технология предполагает, что печь не может работать без выбросов. Хлеб печется с выбросами, человек дышит и тоже что-то выбрасывает в атмосферу.

Налажен процесс полного сжигания — хорошо, не налажен — значит, в атмосферу что-то вредное, продукты сгорания попадают.

— Тогда выходит, что промышленнику, чтобы соответствовать этим новым нормам, надо резко сокращать объем производства? И ни фильтры, ни какие-то системы очистки не помогут?

— Фильтры, конечно, помогут. Но не полностью. Сейчас на большинстве заводов, с которыми я работаю, стоят фильтры с эффективностью в 99,5%! Ну, повысим мы их эффективность до 99,6%, все равно это непринципиально. В советские времена фильтров вообще не было, вот кто-то поставил фильтр — у него выбросы резко, в разы снизились.

— То есть мы сейчас страдаем уже от сниженных выбросов?

— Страдаем? На мой взгляд, здесь очень много субъективного, эмоционального. Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет! Я не могу сказать, что сейчас стоит над городом смог (разговор с Петром Павловичем состоялся 3 февраля — прим. ред.). Я привык оперировать фактами. Что у нас над головой? Смог? Или просто низкая облачность и мелкий снег?

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

У нас есть объективные факты — замеры Челябгидромета. Мы во многом обвиняем заводы. Но вот передо мной сводка средних месячных выбросов челябинских предприятий в 2016 году. Практически по всем веществам среднесуточные концентрации круглый год ниже одного ПДК. Исключения — оксид азота, бензапирен и еще осенью появился фторид водорода.

Последнее я не могу понять и объяснить себе, откуда он взялся. Я не знаю производств в Челябинске, которые выбрасывали бы фторид водорода!

Оксид азота — это понятно, это сжигание топлива, в этом виноваты и заводы, и автомобили. Бензапирен тоже образуется при сжигании. А откуда фториды? Мне кажется, у нас есть еще один недостаток — недостаточно занимаются анализом того, что откуда берется в воздухе.

— Так, может, в этом и есть причина возмущения горожан?

— Да, фторид водорода обладает резким запахом, население вполне обоснованно на него жалуется. Но кто виноват? Выйди на улицу, спроси любого, какие получишь ответы? ЧЭМК, «Мечел», Коркинский разрез.

Виновники уже определены, по умолчанию! Это меня всегда смущает. Ведь, судя по анализу, гадит нам в воздух вообще неизвестно кто! То есть либо мы меряем не то, либо не так.

Дышать-то тяжело, я согласен! А картинка статистики — вполне хорошая! 

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

Да, и Гидрометцентр, и минэкологии занимаются замерами. Но надо идти дальше, надо искать реального виновника. По моим данным, фторид водорода может выделяться при сварочных работах.

Но не может ведь такое количество сварки у нас выделяться! Еще может входить в травильный раствор. Но опять-таки не знаю я производства в Челябинске, где бы происходило травление в таких масштабах.

Давайте искать источник.

— А природоохранная прокуратура не располагает данными?

— Не обращался. Но она ведь пока работает по старой схеме, прокуроров интересует значение ПДК на границах охранной зоны. Возможное пересечение выбросов с разных предприятий в одной точке не учитывается. Но в любом случае, будут квоты или нет, без жесткого контроля картина у нас не изменится при любых законах.

— Контроль — это Росприроднадзор, та же природоохранная прокуратура, министерство экологии…

— Совершенно верно. Но смотрите, на сегодня все предприятия имеют разрешительную документацию, соблюдают действующие нормы… и все-таки проблема контроля есть.

Чтобы проверить, ведомство должно предупредить завод за два месяца, включить себе в план… Ну вот если вас кто-то соберется проверять, вы же подготовитесь? Тут та же ситуация.

Поэтому у региональных властей мало возможностей. Надо расширять полномочия надзорных органов.

— Но для этого нужна законотворческая инициатива на федеральном уровне.

— Ну да. Я считаю, что нужно ввести очень серьезные штрафы и систему контроля сделать декларативной. Представьте себе. Владелец завода заявляет: я буду выбрасывать три тонны в год.

Меньше не могу, технология не позволяет. Но в контролирующем органе знают, что на этом производстве меньше 20 тонн выбросить нереально.

И вот тогда на завод — комиссию! И штраф миллионов в 20! И тогда завод точно покажет все, что у него есть, а чего нет.

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

— Механизмом разработки реализации предложения о квотах занято министерство экологии?

— Да, они уже докладывали, что к 10 февраля покажут предприятиям эти квоты. Нормирование осуществляется не по замерам на определенных точках, а по математической модели. Есть 16 крупных предприятий, есть 49 мелких. Исходя из общих данных, по всем идет расчет: ты должен выбрасывать теперь не три тонны, а только две.

— А через полгода после введения таких нормативов к контролирующему органу придут рабочие завода, а если это будет, скажем, ЧЭМК, то их будут тысячи. И невежливо спросят: «Что ж вы нашу зарплату на штрафы пустили?»

— Возможно.

Но нормативы ведь должны устанавливаться, исходя из реальной картины, из того, что оборудование может работать в таком режиме! Возвращаясь к аналогии с автомобилем: мы ведь не говорим, что машина должна ехать и вообще не загрязнять воздух! Мы говорим, что она должна выбрасывать не более 0,5 миллиграмма СО! А дальше — контроль и ответственность автовладельца за исправность машины. Пример из области того же автомобильного движения: у нас недалеко повесили на перекрестке камеры, поначалу многие попадали на проезде стоп-линии, и я попался, а через полгода — никто не нарушает! Все научились. Так и тут: зная о неотвратимости наказания, предприятия нарушать перестанут. А чтобы они не ловчили, на трубы надо ставить автоматический контроль.

— Это реально? Насколько дорого поставить везде датчики-анализаторы?

— Ставить за счет предприятия, конечно. Они же обязаны это соблюдать. За рубежом это достаточно распространенная практика. Датчики все время пишут, контролер может прийти, посмотреть: вот эти три дня у вас были повышенные выбросы, получите штраф. Сейчас таких датчиков нет, к 2018 году они обязаны появиться. Повторюсь: направление правильное. Медленное, но правильное.

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

— Но все-таки, как повысить штрафы?

— Они повышаются, просто постепенно. Вы же сами говорите: вот поднимем штрафы до миллионных размеров, заводы встанут, десятки тысяч выйдут на улицы… Ну нереально сразу поднять наказание до приемлемого уровня.

Закрывать производство? А как? Та же доменная печь, если ее один раз остановить, уже не запустится, надо новую строить. А если предприятие будет работать в соответствии с нормативами, то и ситуация у нас резко изменится. Добились же этого в той же Германии, в Японии.

Читайте также:  Требования к налоговым банковским гарантиям корректируются

В Германии металлургический завод находится в 800 метрах от парламента! Там организована система шлюзовых камер, цеха герметичны, выбросы практически нулевые.

— А внутри цехов рабочие ходят в противогазах?

— Сегодня есть замечательные системы газоочистки для зданий — после них остается 5-7 миллиграммов вещества на высоте порядка 80 метров. И в цехах можно создать человеческие, нормальные условия для людей. Другое дело, что если у тебя крыша дырявая, то никакая очистка не поможет: половину уловил, половина улетела в атмосферу.

— Насколько опасно то, что сегодня улетучивается? Если послушать общественные организации, то, утрируя, у нас тут уже чуть ли не рак воздушно-капельным путем передается.

— Я не врач, точно сказать не могу. Понятно, что всё содержимое выбросов для здоровья не полезно, не зря в свое время ПДК ввели. Но и при НМУ, и без них, полагаю, влияние на наше здоровье автотранспорта больше, чем заводов.

Завод выбрасывает загрязняющее вещество на высоте 60-80 метров. Газообразные вещества, как правило, легче воздуха за счет высокой температуры. Порошок тоже рассеивается. А теперь вспомните, как вы стоите рядом с автомобилем.

Никогда не наблюдали в периоды безветрия след смога над проспектом Ленина в Челябинске? Четко видно! И это точно не заводы виноваты!

А когда начнется весна? У нас в минус 15 градусов на дорогах зачастую жидкая грязь.

Сейчас ее сгребли к обочинам, в марте-апреле потеплеет, поедут машины… В апреле мы будем наблюдать смог без всяких НМУ, потому что на субботниках всю грязь в воздух поднимут.

А кто из нас с машины пересел на велосипед или пешком на работу пошел? Мы часто говорим, что виноваты соседи… Но, господа, в подъезд к вам тоже «Мечел» приехал? Во дворе у вас ЧЭМК нагадил?

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

— Можете вы сказать, кто из сегодняшних «загрязнителей» в Челябинске самый технически совершенный в плане газоочистки, улавливания выбросов?

— Я могу сказать только про те предприятия, с которыми «Эконт» работает. На ЧЭМК три очень эффективные газоочистки, покрывающие три основных цеха. Идет совершенствование старых газоочисток, там очень низкие концентрации выбросов.

На других заводах тоже оборудование современное. Проблема в самих цехах — они очень старые. Сейчас начинают их ремонтировать, герметизировать. Постепенно мы все равно придем к чистому воздуху.

И законодательство становится постепенно все более разумным, более взвешенным.

— Но с одной стороны, как вы говорили, необходимо более жесткое наказание, с другой, каждое предприятие — это еще и люди, и разорять его штрафами нельзя. Где грань?

— Вы же сами ее определили, эту грань. Наказание — только за нарушение. Не нарушай — и не разоришься. Вопрос в разработке внятной реализации механизма контроля и наказания. Что такое «наилучшие доступные технологии»? Возьмем современные технологии выплавки цинка.

Анализируем их, получаем: на одну тонну цинка в среднем в воздух выбрасывается от трех до десяти килограммов загрязняющих веществ. Мы же не ставим нашему производителю квоту в три килограмма, но не ставим и десять кило. Поставим, скажем, семь килограммов. Есть такая реальная технология. Будешь соблюдать — работай, нет проблем.

А если я поставлю ему грань в два килограмма, вот тогда заводу останется только закрыться.

— Есть ли исследования, соотносящие возможность природы регенерировать с нашим вредным заводским воздействием?

— Природа в любом случае регенерирует. Не могу сказать, сколько нам надо посадить деревьев, но если закрыть в Челябинске все производства, то лет через сто здесь будет санаторий. Природа и в Карабаше регенерирует, и на городской свалке в Челябинске. Просто надо подождать.

— Лет сто — это срок, который вряд ли удовлетворит челябинцев.

— А иначе невозможно. Германия шла к контролю над экологической обстановкой около сорока лет. Чтобы складировать мусор в четыре ведра по виду отходов, надо, наверное, быть японцем.

Здесь ведь вопрос не только контроля над предприятиями, но и общей культуры. И у нас ее надо постепенно, потихонечку прививать.

Это долгий процесс, не год и не два, но вот это уже зависит не от бизнесменов и политиков, а от самих граждан!

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Эксперимент по квотированию выбросов проведут в России

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

Москва, 17 июля. Госдума РФ приняла закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов. Автором инициативы выступило правительство, передает корреспондент Федерального агентства новостей.

Согласно документу, эксперимент будет проводиться с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года. Его участниками станут такие городские поселения, как Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

«Мы даем региональным властям возможность влиять на предприятия-загрязнители, заставлять их дополнительно сокращать выбросы. Росприроднадзору даем право квотировать эти выбросы.

Роспотребнадзору оценивать влияние на организм человека загрязняющих веществ и заводов, и автомобильного транспорта, и предприятий ЖКХ, сферы услуг», — рассказал в ходе заседания глава профильного комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

Он также обратил внимание, что положения закона не запрещают применять его нормы и другим российским субъектам.

«Любой из 85 субъектов Российской Федерации сможет применять сводные расчеты для регулирования выбросов на своей территории», — рассказал Бурматов.

В беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей значимость инициативы отметил депутат Михаил Емельянов.

«Мы надеемся, что квотирование будет эффективно. Наши депутаты из Челябинска говорят о той тяжелой атмосфере, которая царит в городе, тяжело дышать. То что этот город попадает в сферу этого эксперимента – это уже хорошо», — заявил парламентарий.

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

Он также выразил надежду, что все «шероховатости» будут отработаны в ходе проведения эксперимента, а сама система начнет применяться по всей России.

«Экологию надо улучшать, мы же боремся за увеличение продолжительности жизни, за комфортную среду для человека. В этом направлении и действует этот закон», — подытожил Емельянов.

Уральские города станут участниками эксперимента по квотированию выбросов

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

Три уральских города — Магнитогорск, Челябинск и Нижний Тагил — вошли в число крупных промышленных городов, где с 2020 г. стартует эксперимент по квотированию выбросов. Росприроднадзор будет следить за концентрацией вредных веществ в воздухе и распределять квоты между предприятиями-загрязнителями атмосферы, передает корреспондент Накануне.RU.

Проект прошел «первое чтение» в Госдуме, инициатива должна помочь исполнить указ президента о снижении к 2024 г. на 20% выбросов вредных веществ в атмосферу в 12 городах.

Росприроднадзор проведет сводные расчеты перечня вредных веществ в атмосфере городов и основных источников загрязнения, рассказал заместителя министра природных ресурсов и экологии Владимир Логинов.

Роспотребназор сделает выводы о вреде этих выбросов для здоровья человека и внесет предложения о квотируемых объектов. Пол действия закона попадут как крупные заводы, так и предприятия ЖКХ и транспорта в том случае, если они вредят атмосферы.

За три месяца предприятия должны разработать план по снижению выбросов.

«Если предприятие до 31 декабря 2024 г. не сможет реализовать мероприятия по снижению выбросов, то оно проведет компенсаторные меры, перечень которых утверждается субъектом. Например, рекультивация свалок», — рассказал Логинов.

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

Глава профильного комитета Владимир Бурматов отметил, что инициативу уже дважды вносило заксобрание Челябинской области, жители которой знают, что означает выражение «нечем дышать».

«Дважды этот законопроект наш комитет возвращал с замечаниями, сейчас он внесен Правительством с учетом прошлых замечаний и предложений.

Сегодня у регионов нет полномочий для того, чтобы повлиять на висящий смог, потому что все основные предприятия-загрязнители подотчетны Росприроднадзору, а он может только выехать с проверкой к тому моменту, когда смог уже рассеется», — сказал Бурматов.

Госдума планирует проанализировать успешность эксперимента в 12 городах и перенести на другие субъекты.

Финансирование проекта — порядка 500 млрд руб., средства заложены в федеральный проект «Чистый воздух». Из них 102,3 млрд руб. — из федерального бюджета, еще 381 млрд руб. — внебюджетные деньги.

Информационная служба Накануне.RU

Чиновники установят квоты на выбросы компаний, транспорта и ЖКХ

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

Правительство предлагает провести эксперимент, установив квоты на загрязнение воздуха /Максим Стулов / Ведомости

Снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу должен помочь законопроект Минприроды, который на этой неделе был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. «Ведомости» ознакомились с текстом, подлинность подтвердил представитель Минприроды.

В четверг проект рассмотрит правительство, затем он будет внесен в Госдуму, уточнил представитель министерства. Госдума может принять законопроект еще до конца весенней сессии, говорит председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Законопроект был подготовлен для реализации проекта «Чистый воздух», включенного в нацпроект «Экология». К 2024 г. загрязняющие выбросы должны снизиться на 22%, но пока только в 12 городах, где проблема особенно остра. По проекту Росприроднадзор должен установить квоты на выбросы в таких городах и заключить соглашения с предприятиями, работающими в этих городах.

Городов, где воздух сильно загрязнен промышленными выбросами, в России гораздо больше, говорит руководитель «Гринписа» по России Иван Блоков.

Почти в 200 городах средняя концентрация хотя бы одного из загрязняющих веществ превышает предельное значение, замечает он. Бизнес не сделал производство более экологичным, а власти не принудили его к этому, отмечает Блоков.

Но для эксперимента, вероятно, выбрали самые крупные из загрязненных городов, считает он. Например, законопроект коснется Магнитогорска и Челябинска.

Губернатор каждого региона должен будет представить план снижения выбросов и утвердить его в правительстве. Отвечать за его реализацию будут лично губернаторы.

По законопроекту Роспотребнадзор выделит самые вредные вещества, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества воздуха или создают риски для здоровья человека.

Сейчас служба уже работает с крупными предприятиями-загрязнителями, но люди дышат не прямо около их трубы, говорит Бурматов, если пять заводов расположены близко и каждый из них не превышает норму, но нет ветра, выбросы суммируются, а вместе с транспортными выхлопами в жилых районах нечем дышать.

По новой системе Роспотребнадзор будет замерять качество воздуха именно в жилых районах и устанавливать соответствующие квоты, в том числе с учетом погодных условий, объясняет Бурматов.

Затем Росприроднадзор установит квоты для компаний, транспортных средств и коммунальных предприятий. Угольные котельные – один из источников загрязнения в Красноярске, объясняет Бурматов, а, например, в Челябинске 30% загрязнений приходится на общественный транспорт и автомобили.

Законопроект не касается автомобилей населения, уточнил представитель Минприроды. Но по нему регионы смогут регулировать движение автотранспорта, например ограничивать движение грузовиков или запрещать им проезд в определенных местах, организуя объезды.

А тем, кто перейдет на более экологичные виды топлива, регионы могут, например, предоставить льготы, рассуждает Бурматов .

Следить за выполнением квот будет Росприроднадзор. Служба должна заключить соглашения с предприятиями (по данным Минприроды, таких соглашений будет 60).

Те компании, которые сразу поймут, что не смогут уложиться в нормы, должны будут компенсировать их превышение – посадить деревья или рекультивировать свалку. Новых штрафов законопроект не предусматривает. Сейчас тем, кто загрязняет воздух, грозят штрафы до 250 000 руб.

, кроме того, бизнес должен платить за негативное воздействие (на воздух, воду и за образование отходов). За 2018 г. компании выплатили 13 млрд руб. таких платежей.

Читайте также:  Ненадлежащее исполнение обязательств - понятие

Эксперимент приведет к дополнительной нагрузке на бизнес, предупреждает менеджер по корпоративному управлению и устойчивому развитию KPMG Владимир Лукин. Бизнес и так финансирует большую часть расходов проекта «Чистый воздух» (76% стоимости проекта, или более 380 млрд руб.). Эти деньги будут направлены на модернизацию производств и технологий отчистки, говорит представитель Минприроды.

Давно пора улучшать ситуацию с воздухом в отобранных 12 городах, говорит научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики Александр Багин.

Но квотирование – рыночный механизм, предусмотренный, чтобы компании могли продавать невыбранные выбросы другим, замечает он.

Лучше переходить от нормативов, которые некоторые компании никогда не выполнят, к стандартам качества воздуха, предлагает Багин, но поэтапно, модернизируя производство.

Инициатива правильная, спорит Лукин: это переход от традиционного нормирования, которое исходит не из возможностей компании, к риск-ориентированному планированию. Кроме того, при формировании квот будут учитываться реальные риски для здоровья людей, отмечает он.

Но успех зависит от оценки рисков, наличия системы мониторинга и реального технического потенциала для сокращения выбросов на предприятиях, перечисляет Лукин.

Следить за исполнением проекта будут чиновники Росприроднадзора, который сам проводит замеры, замечает Блоков, а на бумаге понизить их легко.

Кроме того, достаточно увеличить допустимые нормативы, чтобы загрязненных городов формально стало гораздо меньше, заключает он.

Представители Росприроднадзора и Роспотребнадзора не ответили на запросы «Ведомостей».

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать

Депутаты приняли закон о старте эксперимента по квотированию вредных выбросов компаниями

Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу - что нужно сделать © Reuters. Депутаты приняли закон о старте эксперимента по квотированию вредных выбросов компаниями

Госдума приняла в окончательном, третьем чтении правительственный законопроект о старте с 1 января 2020 года в ряде регионов России эксперимента по введению квотирования выбросов и загрязняющих веществ в атмосферу. В случае провала эксперимента губернаторы будут нести персональную ответственность.

Эксперимент по квотированию выбросов на основе сводных расчетов продлится до 31 декабря 2024 года в 12 городских поселениях, где исторически из-за концентрации крупных промышленных предприятий зафиксированы достаточно большие выбросы: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.

Для каждого города, участвующего в эксперименте, правительство РФ по представлению главы региона утверждает комплексный план по снижению выбросов в атмосферу. Также создается государственная информационная система мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента. Доступ к информации в этой системе для чиновников, компаний, ИП и граждан планируется сделать бесплатным.

В рамках эксперимента предусмотрено, что на основе данных сводных расчетов о выбросах Роспотребнадзор проводит оценку риска здоровью человека и определяет перечень приоритетных загрязняющих веществ и перечень квотируемых объектов — всех основных источников загрязнения атмосферного воздуха: автотранспорт, ЖКХ, промышленные предприятия. В свою очередь в отношении предприятий-загрязнителей Росприродназдор определяет допустимые квоты на выбросы, а региональные власти устанавливают данные квоты для предприятий ЖКХ, автотранспорта и всех остальных источников выбросов.

При установлении квот необходимо ориентироваться на снижение к 2024 году не менее чем на 20% совокупного объема выбросов.

Предприятия-загрязнители обязаны будут соблюдать установленные квоты. В случае если предприятие не может соблюсти их, то должно будет провести «компенсационные мероприятия», перечень которых будет утверждаться регионом. «Например, озеленение территорий, рекультивация свалок», — говорится в пояснительной записке.

  • В законопроекте прямо прописано, что губернаторы несут персональную ответственность за достижение целевых показателей плана по снижению выбросов.
  • На всей территории эксперимента до 1 мая 2020 года должны быть проведены сводные расчеты; до 1 августа 2020 года — проведены расчет и оценка рисков для здоровья человека; до 1 ноября 2020 года — утвержден перечень квотируемых объектов и установлены квоты выбросов для квотируемых объектов; до 1 марта 2021 года — актуализированы комплексные планы.
  • Ранее замглавы Минприроды Владимир Логвинов отмечал, что если в процессе реализации закона будет отмечена его результативность, то вполне можно расширить этот эксперимент на другие регионы.

С критикой нового механизма регулирования ранее выступал РСПП. Представители рынка заявляли, что для многих предприятий единственный путь достижения показателей квот — закрытие производства или снижение объема производимой продукции, что скажется, в том числе, на снижении доходов граждан и приведет к значительному сокращению рабочих мест.

Предупреждение: Fusion Media

Госдума одобрила в первом чтении эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу

МОСКВА, 26 июня. /ТАСС/. Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект о проведении эксперимента по квотированию вредных выбросов в атмосферу.

Согласно документу, эксперимент пройдет в 12 городах, которые утверждены в указе президента как «испытывающие серьезное воздействие на атмосферный воздух со стороны предприятий-загрязнителей».

«Эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ пройдет в 12 городах России (10 регионах): Нижний Тагил, Чита, Магнитогорск, Челябинск, Липецк, Братск, Новокузнецк, Омск, Норильск, Красноярск, Медногорск, Череповец», — сообщил глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Законопроектом предусматривается, что Росприроднадзор проведет замеры загрязненности воздуха в жилых секторах, на основании которых будет проанализировано влияние выявленных опасных веществ на здоровье человека. После этого Росприроднадзор должен утвердить перечень квотируемых объектов и с учетом предложений региона выдать конкретные квоты предприятию-загрязнителю.

Ожидается, что эксперимент пройдет с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года. Целью предложенных мер является снижение к концу 2024 года уровня вредных выбросов на 20% в соответствии с майским указом президента 2018 года.

Система сводных расчетов

Законодательная инициатива предполагает введение системы сводных расчетов, учитывающей выбросы предприятий и транспорта.

«[Система сводных расчетов] позволяет учитывать не только выбросы предприятий-загрязнителей, но и автомобильного транспорта, системы ЖКХ, считает совокупный уровень этих выбросов.

То есть не в трубе предприятия, а то, что реально у нас в легких оказывается», — уточнил Бурматов.

Сейчас, подчеркнул депутат, субъекты РФ лишены возможности влиять на ситуацию с загрязнением воздуха. «Все основные предприятия-загрязнители подотчетны Росприроднадзору. Но Росприроднадзор что может сделать? Он может выехать с проверкой через три дня, через неделю. Но там [в городе] этот смог уже рассеется», — отметил парламентарий.

По мнению Бурматова, предложенные меры заставят предприятия сократить объемы вредных выбросов. «Даже если у компаний не превышены предельно допустимые концентрации вредных веществ, все равно будут установлены те квоты, которые позволят заставить предприятия снизить выбросы в атмосферу», — заключил депутат.

В апреле этого года председатель правительства Дмитрий Медведев призвал решить вопрос о введении квотирования выбросов в атмосферу как можно скорее.

Правительство внесло проект об эксперименте по квоте на выбросы в атмосферу

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Правительство России внесло в Государственную думу законопроект о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, соответствующий документ опубликован на сайте кабмина.

Сообщается, что в соответствии с указом президента России от 7 мая 2018 года №204 в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» предусмотрено снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение к концу 2024 года совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в наиболее загрязнённых городах на 22%.

«Законопроектом предусматривается проведение с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью снижения выбросов в атмосферный воздух и применения системы такого квотирования в крупных промышленных центрах. Эксперимент планируется провести в городах Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите», — говорится в документе.

Уточняется, что также вводится понятие «результаты проведения сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха» и новые нормы, которыми регулируются вопросы проведения таких расчётов и применения их результатов.

Кроме того, предлагается закрепить право субъектов Федерации на проведение сводных расчётов для отдельных населённых пунктов и на использование результатов таких расчётов при нормировании и установлении квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

«Законопроектом также предусматривается разработка и утверждение критериев формирования предприятиями плана по снижению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий, определяются особенности проведения проверок промышленных предприятий в такой период», — говорится в документе.

Также Минприроды РФ предлагается наделить полномочием по утверждению требований к мероприятиям по снижению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий.

Кроме того планируется создать федеральную систему мониторинга качества атмосферного воздуха в городах, в которых будет проводиться эксперимент. Предусматривается, что информация будет предоставляться бесплатно.

Добавляется, что на основании анализа результатов эксперимента Минприроды оценит применения этого механизма и в случае успешных результатов подготовит соответствующие изменения в законодательство.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 23 мая.

Эксперимент по квотированию выбросов растиражируют в масштабах России

15 Января 2020 Евгений Аникиенко Вячеслав Шишкоедов

Челябинск и Магнитогорск уже вошли в число городов, участвующих в пилотном проекте.

Сегодня, 15 января, в своем послании к Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин подчеркнул важность экологических проектов, создание комфортных условий для жизни и здоровья людей. «Особо хочу остановиться на квотировании выбросов в атмосферу, — отметил президент. — Этот эксперимент в ближайшее время надо распространить на всю страну, причем учитывать не только загрязнение воздуха, но и почвы, воды, всей среды обитания. При этом необходимо стимулировать внедрение новейших природосберегающих технологий. Пока из 300 предприятий, запланировавших эту крайне важную работу, свои планы по переходу на наилучшие технологии реализовали чуть более 80. И их количество нужно увеличивать». По мнению президента, также нужно внедрять раздельный сбор мусора, другие экосберегающие технологии. И усилить ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды. Он поставил задачу к 2021 году выработать механизм финансовых санкций к нарушителям природоохранного законодательства. Напомним, что по инициативе Челябинской области в России запущен эксперимент по квотированию выбросов. В число пилотных городов вошли Челябинск и Магнитогорск.

«Челябинск и Магнитогорск исторически сформировались как промышленные мегаполисы, но их жители заслуживают жить в благоприятной атмосфере, дышать свежим воздухом, растить детей, — подчеркивал губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

— Я уже говорил о своем принципиальном убеждении: к предприятиям, не соблюдающим экологические стандарты, толерантность будет нулевой. Не соблюдаешь правил — будем бороться. Создаем в регионе собственный экологический стандарт, и я лично буду требовать от промышленников ему соответствовать.

Принятый закон существенно в этом поможет, но я убежден, что нужно применять и международные, еще более строгие стандарты».

Член комиссий по экологии и охране окружающей среды общественных палат России и Челябинской области Феликс Панов согласен с мнением президента, что недавно принятый федеральный закон о квотировании выбросов в атмосферу (пока это эксперимент) нужно распространить на всю Россию. Предприятия будут снижать выбросы в размерах допустимой квоты, причем рассматриваются различные варианты их мотивации для защиты экологии.

Читайте также:  Образец приказа о переводе на дистанционную работу

«Глава государства в своем послании также поставил задачу стимулирования природосберегающих технологий. И на Южном Урале такие примеры уже есть, — говорит Феликс Панов. — Ранее Законодательным Собранием области был принят региональный закон об «экологической совести», который уже приносит первые результаты. Его смысл в том, что предприятия, проводящие модернизацию производства и снижающие выбросы, получают льготы по оплате земельного налога, другие преференции. Ряд предприятий уже участвуют в этой программе, например, пластовское «Южуралзолото», где по инициативе общественного экологического совета проведена масштабная реконструкция для снижения ущерба, наносимого окружающей среде».

Как сообщил председатель Общественной палаты Центрального района Челябинска Илья Коломейский, в областном центре запускается еще один крайне важный экопроект. Он получил название «экокаркас», это своего рода комплексный план, который образуют «ядра» и площадные блоки: городские парки, скверы, озелененные дворы, газоны.

Однако экологи обеспокоены тем, что зеленые территории мегаполиса обособленны, между ними нет связи, их разрывает уплотнительная застройка.

Общественники предлагают объединяющую идею экокаркаса взять за основу при разработке генплана города, создать единую сеть особо охраняемых природных территорий, ядром которой может стать будущий рекреационный мегапарк.

В ожидании свежего воздуха: зачем нужно квотирование выбросов в промышленных городах — мк челябинск

Как на нашу жизнь повлияет инициированный на Южном Урале новый экологический закон

В чем суть?

Давно подмечено, что действовавшие до сих пор лимиты выбросов не подходят для городов с высокой концентрацией промышленных предприятий. Например, когда Челябинск затягивает удушливым смогом, ни одно предприятие города не превышает установленные среднероссийские нормативы.

Вот и появилась несколько лет назад идея для таких промышленных городов как Челябинск и Магнитогорск. Ее суть в том, чтобы ввести собственные нормативы по выбросам, которые бы учитывали множество ранее не учтенных факторов. Это концентрация вредных производств в мегаполисе, направление и сила ветров, количество осадков, рельеф местности.

Имеет значение даже продолжительность отопительного сезона, поскольку зимой ТЭЦ сжигают уголь и газ, внося свою лепту в общий котел загрязнителей. Новый закон предполагает замеры загрязненности атмосферного воздуха в жилых кварталах. На основании этих данных будут выработаны ограничения по выбросам для предприятий-загрязнителя.

Даже если у компаний не превышены предельно допустимые концентрации вредных веществ, все равно будут установлены квоты, которые обяжут предприятия снизить выбросы в атмосферу.

Регламентировать нормативы выбросов должны региональные власти. Последний момент немаловажен. Дело в том, что уже было немало случаев, когда экологические активисты фиксировали концентрацию вредных веществ, превышающую предельно допустимые коэффициенты.

Писали жалобы в областную прокуратуру, обрывали телефон министерства экологии, и все без толку. Региональные власти понимали проблему, своими глазами видели ситуацию, но вынуждены были оставлять ее на откуп Росприроднадзора.

Теперь, после принятия закона о квотировнии выбросов, полномочий у региональных властей будет больше.

Предыстория

Одним из разработчиков и инициаторов законопроекта была Челябинская область. Много лет закон о квотировании выбросов не удавалось принять, поскольку мощное промышленное лобби на федеральном уровне всячески этому препятствовало.

Несмотря на это Борису Дубровскому (экс-губернатору) удалось вынести вопрос управления качеством атмосферного воздуха на рассмотрение Госсовета. После прихода к руководству в регионе Алексея Текслера эта работа была продолжена.

От Челябинской области были внесены поправки и дополнения в закон.

В столице Южного Урала прошел всероссийский экологический форум «Чистая страна», где вопрос качества воздуха в промышленных городах был одним из основных. Были проведены встречи и консультации с министром природных ресурсов и экологии РФ Дмитрием Кобылкиным, с вице-премьером Алексеем Гордеевым, с профильными федеральными министерствами.

Текслер встречался с депутатами – представителями нашей области в Госдуме, в том числе с председателем комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимиром Бурматовым, и просил их активизировать работу по скорейшему принятию закона.

По мнению политологов, также сыграла свою роль работа по подготовке к саммитам ШОС и БРИКС в южноуральской столице.

Алексей Текслер пошел дальше — предложил внедрить собственный региональный экологический стандарт. А для того, чтобы перестать замалчивать реальное положение дел в сфере экологии, призвал экологических активистов и общественные организации к совместной работе.

-Челябинск и Магнитогорск исторически сформировались как промышленные мегаполисы, но их жители заслуживают жить в благополучной атмосфере, дышать свежим воздухом, растить детей, — убежден глава региона.

— Я уже говорил о своем принципиальном убеждении: к предприятиям, не соблюдающим экологические стандарты, толерантность будет нулевой. Не соблюдаешь правил – будем бороться. Создаем в регионе собственный экологический стандарт, и я лично буду требовать от промышленников ему соответствовать.

Принятый закон существенно в этом поможет, но я убежден, что нужно применять и международные, еще более строгие стандарты.

Где действует

Предполагается, что квоты введут в 12 российских городах — Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.

Таким образом, сразу два южноуральских промышленных центра – Челябинск и Манитогорск – становятся участниками эксперимента. В перспективе список городов может быть расширен. Как предполагают в пресс-службе Министерства природы – до всех субъектов РФ.

Для выбранных городов Правительством РФ утверждены комплексные планы мероприятий. Росприроднадзором будут проведены сводные расчеты загрязнения воздуха, на основании которых будет применен механизм квотирования выбросов.

К 2025 году квоты выбросов должны обеспечить снижение загрязнения воздуха в 10 субъектах РФ на 20 процентов. Ожидается, что это позволит улучшить качество жизни более 6,4 миллионов россиян.

На основе данных сводных расчетов Роспотребнадзором будет определен перечень приоритетных загрязняющих веществ, создающих наибольший риск для здоровья человека. Именно для них разрабатываются ограничения.

Госдума приняла закон об эксперименте по квотированию вредных выбросов

Москва, 17 июля 2019, 13:13 — REGNUM Госдума в третьем чтении приняла закон об эксперименте по квотированию выбросов загрязняющих веществ, передает корреспондент ИА REGNUM17 июля. Эксперимент пройдет в двенадцати городах — промышленных центрах десяти субъектов РФ.

С 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года эксперимент по снижению вредных выбросов пройдет в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. Опыт пройдет на основании сводных расчетов. Квоты на допустимые выбросы должны распределяться между всеми хозяйствующими субъектами населенного пункта, кроме предприятий, отнесенных к четвертой, наименее опасной категории.

При этом в Минприроды допускают, что сводные расчеты, предлагаемые законом, могут применять все регионы.

«Мы сможем организовать такую работу с другими регионами, это будет только полезно», — пообещал ранее замглавы Минприроды Владимир Логинов.

Вместе с тем Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковал предложение правительства по эксперименту. Бизнес указывает на непрозрачность расчетов и уверен, что разработчики не учитывают социально-экономические последствия нововведения — закрытие производств и безработицу.

Читайте ранее в этом сюжете: Законопроект о квотировании вредных выбросов Госдума приняла в I чтении

История вопроса

В последние годы в России ряд массовых протестов был вызван экологическими проблемами. В первую очередь людей волнует вопрос хранения и переработки бытовых отходов: мусорные полигоны и мусоросжигательные заводы, возводящиеся у населённых пунктов, загрязняют воздух и почву; сжигание несортированного мусора грозит выделением ядовитых веществ. Лесной фонд страдает от незаконной вырубки (особенно на Дальнем Востоке и в Сибири) и регулярных пожаров, тушению которых не уделяется достаточно внимания. Так, в июле 2019 года в Сибири площадь лесных пожаров достигла 5,4 млн га; смог от них достиг крупных городов. При этом некоторые политики связывали запущенность пожаров с желанием местных чиновников скрыть незаконные вырубки леса. Страдает Россия и от загрязнения водоёмов. Особо острой является тема выброса отходов и токсинов в самое чистое озеро планеты — Байкал. Вредные вещества поступают в озеро через впадающие в него реки, из туристических баз на берегу Байкала, а до 2013 года — от выбросов целлюлозно-бумажного комбината.

В липецке эксперимент по квотированию выбросов может получить формальный характер

Как стало известно, закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года. Эксперимент планируется проводить с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года в городских поселениях, которые испытывают  большое воздействие на атмосферу со стороны предприятий. В списке таких областных центров оказался Липецк.               

Эксперимент будет проходить в несколько этапов: до 1 мая 2020 года будут проводиться сводные расчёты, до 1 августа 2020 года — расчёт и оценка рисков для здоровья человека, до 1 ноября 2020 года утвердят перечень квотируемых объектов и установят квоты выбросов. До 1 марта 2021 года — проведут актуализацию комплексных планов.

Закон также определяет понятие загрязняющих веществ, прописывает правила проведения расчётов и внеплановых проверок. Так, Росприроднадзор замерит загрязнённости атмосферного воздуха в жилых секторах, а на основании полученных данных Роспотребнадзор проанализирует воздействие тех или иных веществ на здоровье человека.

После этого будут выработаны квоты по выбросу вредных веществ для каждого предприятия-загрязнителя.

«При наличии объективности оценки всех вредных веществ, которые влияют на здоровье граждан, эксперимент по квотированию выбросов может быть полезен.

Но только при условии, что будет учитываться весь перечень загрязняющих веществ, их около 40, которые по-разному влияют на человека.

  Если пренебречь хоть одним элементом, то эксперимент может получить чисто формальный характер», — рассказал «ЛН» независмый липецкий эколог Александр Фёдоров.

Интересно, что план целевых показателей будет утверждаться совместно с руководством региона, участвующего в эксперименте. При этом глава субъекта будет нести персональную ответственность за недостижение обозначенных показателей.

После установления квот выбросов власти региона должны будут не позднее трёх месяцев, разработать предложения по снижению выбросов загрязняющих веществ от объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, включенных в комплексные планы.

В эти же сроки юрлица и индивидуальные предприниматели будут разрабатывать план мероприятий по достижению квот выбросов.

Напомним, что в прошлом году Правительство РФ заявило о планах на 20% снизить объём выбросов в городах со сложной экологией, в список которых входит Липецк.

Об этом говорится в основных направлениях деятельности правительства России на период до 2024 года.

Сокращение выбросов планируется осуществлять за счет модернизации, улучшения эффективности очистки выбросов, снижения негативного воздействия городского общественного транспорта на окружающую среду, создания «зелёных поясов» и ряда других мер.

Как сообщалось ранее, Липецк входит в десятку самых загрязнённых городов России. Ежегодные выбросы в атмосферу составляют 322,9 тыс. тонн. Бедственное положение экологии города также подчеркнул и Владимир Путин, назвав Липецк одним из самых неблагополучных в плане экологии городов.

Также в областном центре бывали случаи, когда во избежание большого количества выбросов из-за погодных условий, гидрометцентр объявлял особый режим работы для нескольких крупных заводов (Цементный завод,  «Л-ПАК» и «Лебедянский»).

Анатолий КОРАБЕЛЬЩИКОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *