Правительство предложило законопроект, устанавливающий регулирование отношений синдицированного кредитования

20 июня 2017 14:00

Распоряжение от 19 июня 2017 года №1277-р. Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и имеет потенциал развития.

Законопроект направлен на устранение правовых неопределённостей в части регулирования договоров синдицированного кредита.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьёй «Синдицированный кредит».

  • Распоряжение от 19 июня 2017 года №1277-р в действующей редакции
  • Проект
    федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
    Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)» (далее –
    законопроект) внесён Минфином России.
  • Законопроект
    направлен на устранение правовых неопределённостей в части регулирования
    договоров синдицированного кредита.
  • Долгосрочные
    инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским
    заёмщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим потенциал роста.

Сдерживающими
факторами долгосрочного кредитования являются слабость базы российских
инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки 5–7 лет, необходимость
надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надёжных механизмов
рефинансирования и финансового инструментария. Эти недостатки могут быть
устранены путём использования современных схем финансирования, которые широко
применяются на зарубежных рынках.

Законопроектом
предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
новой статьёй «Синдицированный кредит».

Синдицированный
кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и
имеет потенциал развития.

Классический
синдицированный кредит на международном рынке представляет собой совокупность
отдельных двусторонних кредитов, предоставленных синдикатом кредиторов одному
заёмщику на единых условиях.

В каждом кредитном договоре может быть указан
идентичный срок погашения обязательств заёмщика и размер процентной ставки или
могут быть предусмотрены различные условия для каждого конкретного транша по
кредиту. Отношения участников синдиката и заёмщика определены в едином
документе – договоре синдицированного кредита.

При этом каждый кредитор
обладает индивидуальным правом требования к заёмщику, а также несёт
индивидуальную обязанность по выдаче своей доли кредита.

Все расчёты по
предоставлению и возврату кредита производятся через кредитного агента, который
действует от лица синдиката кредиторов на основании многостороннего договора, а
управление предоставленным кредиторам обеспечением осуществляется управляющим
залогом от своего имени и в интересах кредиторов.

  1. Преимущества
    синдицированного кредита по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями:
  2. — с точки
    зрения заёмщика, использование синдицированного кредита позволяет увеличить
    размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы и время на
    закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а
    также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками;
  3. — с точки
    зрения кредиторов, синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных
    рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка,
    повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заёмщиков и клиентов,
    даёт положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в
    случае просрочки заёмщика;

— с точки
зрения участников вторичного рынка, синдицированный кредит служит базовым
активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает
рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и
получения прибыли.

  • Законопроектом
    предусматриваются также изменения в ряд законодательных актов в части
    регулирования отношений, связанных с учётом прав залогодержателей.
  • Развитие
    синдицированного кредитования позволит увеличить объёмы кредитования в реальном
    секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении
    кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.
  • Законопроект
    рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
    Российской Федерации 15 июня 2017 года.

Госдума приняла в I чтении законопроект о синдицированном кредитовании

2017-07-19T19:46

2020-03-03T05:26

https://ria.ru/20170719/1498791414.html

Госдума приняла в I чтении законопроект о синдицированном кредитовании

https://cdn21.img.ria.ru/images/148637/00/1486370079_0:215:3258:2048_1036x0_80_0_0_f954f31089979a4938c44c92af9f6c92.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 19 июл — РИА Новости. Госдума приняла в среду в первом чтении правительственный законопроект о правовом регулировании отношений по синдицированному кредитованию.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее пояснял, что документ дополняет законодательство новеллами, относящимися к механизму синдицированных кредитов, и направлен на решение проблемы недостатка средств для финансирования крупных, капиталоемких проектов.

Российские инвесторы часто не готовы в одиночку нести риски, которые связаны с финансированием масштабных проектов, а механизм синдицированного кредита позволяет разделить риски с другими кредиторами. Принятие законопроекта повысит доступность кредитов и позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики, отмечал глава кабмина.

По договору синдицированного кредита несколько кредиторов (синдикат) обязуются предоставить денежные средства заемщику, являющемуся юрлицом или индивидуальным предпринимателем. При этом заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму, уплатить проценты на нее, а также осуществить иные платежи, предусмотренные договором.

Документ может содержать элементы различных договоров, в том числе кредитных, договоры управления залогом, управления правами по синдицированному кредиту, договоры об объединении кредиторов.

Участниками синдиката могут выступать кредитные организации, Банк России, Внешэкономбанк, иностранные банки, а также иностранные юрлица, если они правомочны заключать кредитные договоры в соответствии с законом своего государства, и международные финансовые организации.

Предложения по доработке

Профильный комитет по финрынку предлагает ко второму чтению закрепить за международными финансовыми организациями право исполнять функции управляющего залогом при синдицированном кредитовании.

Одновременно предлагается уточнить, что обязательства заемщика считаются исполненными в момент их исполнения кредитному управляющему, а при его отсутствии — участникам синдиката кредиторов.

Дополнительного обсуждения, по мнению членов комитета, требует закрепление за кредитным управляющим несвойственной ему функции по направлению всем кредиторам сообщений о любых ставших известными агенту изменениях в финансовом состоянии.

Законопроект предлагается дополнить положениями, регулирующими кредитование на условиях участия в кредите, имеющего две основные разновидности: участие в фондировании (funded sub-participation) и участие в риске (risk sub-participation).

Помимо этого, комитет по финрынку обращает внимание правительства и Банка России на необходимость изменения нормативных правовых актов в связи с принятием законопроекта. При этом комитет считает целесообразным распространить инструменты господдержки (субсидии, гарантии, спецсредства рефинансирования/возмещения) на синдицированные кредиты.

Действующие механизмы господдержки предполагают субсидирование (возмещение части расходов по процентам за пользование кредитом) по двусторонним кредитам. При этом возмещение процентных расходов по сделкам синдицированного кредитования не предусматривается.

Закон о синдицированном кредитовании: импортозамещение в банковской сфере

Синдицированный кредит (заем) – это финансовый инструмент, позволяющий организовать получение заемного финансирования от нескольких лиц и распределяющий между ними права, обязанности и риски, связанные с предоставлением займа. 1 февраля 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 486-ФЗ от 31.12.

2017 «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который фактически создал в российском правовом пространстве законодательную основу для его использования.

Синдицированные займы и кредиты предоставляются заемщикам, потребности которых выше, чем финансовые возможности отдельных кредиторов.

Несмотря на то, что предоставление займов группой кредиторов само по себе никогда не было запрещено и могло реализовываться на основе общих правовых норм, до принятия Закона предоставление синдицированных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации было скорее исключением, чем правилом.

Рынок синдицированных займов в России

Синдицированные займы на протяжении последних лет выдавались достаточно активно, однако делалось это в основном в рамках международных контрактов и в соответствии с нормами зарубежного законодательства. Участниками соответствующих правоотношений становились в основном крупнейшие сырьевые монополии и банки с превалирующим или полным государственным участием. Как указывают эксперты, российские структуры в большинстве случаев получают синдицированные займы либо напрямую от иностранных инвесторов, либо встраивая в схему финансирования специально созданную иностранную компанию. Наиболее известными и крупными синдицированными займами, выданными в последние годы представителям российского бизнеса, стали:

  • синдицированный кредит на 2 миллиарда долларов США со сроком погашения 5 лет, выданный ОАО «Мечел» в 2010 году;
  • синдицированный кредит на 3,1 миллиарда евро со сроком погашения 16 лет, выданный консорциуму NordStream для реализации проекта «Северный поток» в 2010 году.

В 2017 году получателями крупнейших синдицированных займов в России выступили такие монополисты, как РЖД, Норильский Никель, Уралкалий, Сибирская угольная энергетическая компания, Русал, ХК Металлоинвест. Среди значительных получателей можно отметить лишь один коммерческий банк, инкорпорированный на территории России, – Московский кредитный банк, а также одного представителя IT-отрасли – зарубежных участников группы Вымпелком-VEON. Российские коммерческие банки и крупные производственные холдинги зачастую выступают получателями синдицированных займов от зарубежных инвестиционных банков и других финансовых институтов, привлекая такое финансирование для более эффективного ведения основной деятельности, расширения своей сети или модернизации бизнеса.

Правовое регулирование предоставления синдицированных займов до 1 февраля 2018 года

До недавнего времени норм закона, регламентирующих правила и условия функционирования такого финансового инструмента, как синдицированный заем, в российском праве не существовало. Его предоставление регулировалось только общими нормами Гражданского кодекса, относящимися к договорам займа и кредита. Однако это не останавливало Банк России от принятия инструкций, определяющих технику проведения соответствующих финансовых сделок .
Основной риск, который видят эксперты в этой ситуации, касается квалификации отношений между созаймодавцами в качестве отношений простого товарищества (совместной деятельности) «и, как следствие, риск применения к ним правил о договоре простого товарищества». Описывая главные трудности, с которыми участники синдиката кредиторов могут столкнуться в условиях правового вакуума, специалисты Dentons отмечают: «В этом случае заемщик мог бы предъявлять требования к одному из участников синдиката на всю сумму кредита, предоставляемого всеми его участниками. Кроме того, специальные правила выхода участников из товарищества, без сомнения, усложнили бы формирование вторичного рынка кредитных требований, а императивные правила о ведении дел товарищами ограничили бы гибкость кредиторов при принятии решений» . Учитывая общие суммы займов, предоставляемых на соответствующих рынках, даже теоретические риски, приведенные аналитиками, должны учитываться, однако стоит отметить, что мы так и не смогли обнаружить примеры правоприменительной практики, подтверждающие реальность этих опасений. И несмотря на это, отсутствие хоть какой-то нормативной базы синдицирования долговых обязательств не позволяло использовать их преимущества в полном объеме.

Правила синдицированного кредитования с 1 февраля 2018 года

Новый закон урегулировал правоотношения по предоставлению наиболее крупных и существенных для экономики синдицированных кредитов и займов. Их существенность определяется как субъектным составом правоотношений, так и общим объемом финансирования. Закон определяет главные отличия синдицированного кредита (займа) от других видов заемного финансирования. К таковым относятся:

  • Множественность лиц на стороне займодавца.
  • Согласованность действий кредиторов.
  • Индивидуальные условия, порядок и сроки предоставления займа каждым из кредиторов.
  • Особые характеристики заемщика и созаймодавцев.
  • Обязательность начисления и выплаты процентов.

Субъектный состав отношений синдицированного займа
Как следует из приведенного перечня, отношения синдицированного займа могут возникнуть только между юридическими лицами, то есть этот инструмент по умолчанию может считаться строго профессиональным. Кроме того, следует учитывать, что он не может использоваться для сделок с займодавцами, зарегистрированными в России, но не поименованными в перечне. Последний пункт, относящийся к иным российским юридическим лицам, сформулирован таким образом, что требует специального указания закона для того, чтобы определенное юридическое лицо имело возможность предоставлять синдицированные займы. На момент написания этой статьи таких указаний не существовало, поэтому мы можем лишь предполагать, что законодатель планирует поместить в этот пункт. Очевидно, это будут резиденты каких-либо особых экономических или специальных зон либо организации, представляющие какую-либо ценность как источники инвестирования. Стоит при этом отметить, что зарубежное финансирование может привлекаться от любых иностранных организаций, единственным требованием к которым является наличие достаточной правоспособности. Закон предусматривает нескольких специфических участников договора синдицированного займа:

  • Организатор синдицированного кредита (займа) – это будущий созаймодавец, который принимает на себя обязанность за вознаграждение подготовить договор синдицированного займа. На стороне организатора может выступать как один, так и несколько лиц, каждый из которых в дальнейшем станет кредитором.
  • Кредитный управляющий — это один из созаймодавцев, который ведет реестр участников синдиката кредиторов, осуществляет учет всех предоставленных заемщику каждым из участников синдиката кредиторов денежных средств, взаимодействует с заемщиком, а также выполняет иные организационно-технические функции, необходимые для реализации прав и обязанностей сторон сделки. Так, именно управляющий получает на свои счета суммы денежных средств, полученные от заемщика в качестве возврата основного долга и процентов по нему, и распределяет их между созаймодавцами в соответствии с требованиями заключенного договора. В отличие от организатора, управляющий должен быть назначен в любых отношениях по предоставлению синдицированного займа. При этом кредитным управляющим может быть только кредитная организация, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», иностранный банк или международная финансовая организация . Таким образом, заключение договора синдицированного займа в отсутствие среди созаймодавцев хотя бы одного профессионального участника финансового рынка невозможно.
  • Управляющий залогом – это лицо, которое, действуя от имени и в интересах всех кредиторов, заключивших договор, обязуется заключить договор залога с залогодателем и (или) осуществлять все права и обязанности залогодержателя по договору залога . В качестве управляющего залогом может выступать кредитный управляющий, если он будет наделен соответствующими полномочиями синдикатом кредиторов.
Читайте также:  Образцы согласия на продажу и покупку доли в ооо

Будущее синдицированного кредитования Как говорит статистика, приведенная в этой статье, аналитики видят тенденции к росту рынка синдицированного кредитования в первую очередь за счет российских коммерческих банков, которые, выступая совместно, способны покрыть часть потребности крупного бизнеса в заемном финансировании. В связи с этим в самое ближайшее время кредитные институты начнут предлагать своим клиентам новые, объективно более совершенные инструменты кредитования. Кроме того, часть клиентов российских банков – юридических лиц, возможно, будет привлечена в качестве непосредственных кредиторов в проектах, для которых внутригосударственное финансирование будет приоритетным. Положения закона сейчас не производят впечатления норм, которые затронут существенную часть организаций. Несмотря на это, отечественная правовая система получила современный инструмент, позволяющий перевести часть крупных финансовых проектов в юрисдикцию России. Этот факт дает возможность русскоговорящим кредиторам и заемщикам совершать подобные сделки с гарантиями, а также не подключая к их структурированию, заключению и разрешению споров по ним иностранных юристов, консультантов и адвокатов. В любом случае, надеемся, что российский законодатель даст возможность использовать аналогичные нормы и для финансирования без участия кредитных организаций.

Правила синдиката. Как работает совместное кредитование в России

1 февраля 2018 года вступил в силу один из самых обсуждаемых и ожидаемых на банковском рыке законов — № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Институт синдицированного кредитования (объединение банков в «пул» для предоставления заемщику кредита в особенно крупном размере) давно и успешно используется в большинстве развитых стран.

Пожалуй, на европейском и азиатском континентах первенство здесь за Великобританией и английским правом, где в середине 1990-х годов ведущие банки даже объединились в особую ассоциацию, поставившую перед собой цель выработать некий рыночный стандарт синдицированного кредитования, который отражает баланс интересов как кредиторов, так и заемщиков.

Надо сказать, эта цель успешно достигнута — типовая форма синдицированного кредитного договора LMA (Loan Market Association) используется повсеместно.

Синдицированные кредиты по английскому праву востребованы и на российском рынке, причем как среди иностранных, так и российских банков, которые используют этот механизм финансирования с начала 2000-х годов.

Правда, такие кредиты доступны только для проектов, которые, как говорят юристы, осложнены иностранным элементом — иными словами, где либо заемщик, либо кредиторы являются иностранными лицами или где проект не связан с Россией.  

Таким образом, синдицированными кредитами не могут воспользоваться крупные и не очень региональные и даже федеральные проекты, которые никак не осложнены иностранным элементом. 

Что делать в такой ситуации? Рынок, разумеется, нашел «быстрое решение» этой проблемы, разработав типовую форму синдицированного кредита по российскому праву.

Явилось ли это окончательным ответом на запрос участников рынка? Нет, не явилось, поскольку использование российского права, несмотря на осуществленные реформы гражданского законодательства, не позволяло в достаточной степени снять определенные юридические риски, связанные с заключением сделок подобного рода исключительно в рамках российского права.

Именно на этом этапе возникла идея разработки и принятия некоего законодательного акта, закрепляющего институт синдицированного кредитования в российском праве.

И подготовка законопроекта началась. Изначально экспертное сообщество ставило перед собой задачу разрешить следующие проблемы:

— законодательно признать механизм принятия решений в синдикате кредиторов;

— урегулировать статус кредитного агента — одного лица, представляющего интересы всего синдиката кредиторов в отношениях со «внешним миром» и с заемщиком;

— снять неопределенность, существовавшую в отношении получения кредитным агентом и управляющим залогом вознаграждения за свои услуги и возложения таких расходов на заемщика;

— устранить законодательные препятствия к развитию вторичного рынка кредитования путем облегчения возможности банков и небанковских организаций свободно покупать и продавать доли в кредитах или приобретать риск участия в кредитах, не становясь стороной отношений с заемщиком;

— урегулировать статус участников синдиката и кредитного агента в ситуации банкротства заемщика. 

В итоге закон хоть и решил часть проблем, но на смену им тут же пришли новые трудности.

Закон признает обязательность для сторон договора синдицированного кредита решений, принятых большинством кредиторов (но не всеми кредиторами). Это важно, поскольку до вступления закона в силу в отношении этого вопроса не было определенности.

Вопреки опасениям, закон дает участникам синдиката право не применять нормы Гражданского кодекса о решениях собраний, что на практике существенно упрощает принятие решений кредиторами. Так, договором можно исключить требование о ведении кредиторами протоколов и следовании иным формальностям, установленным ГК для собраний.

Важным принципом синдицированного кредитования является независимость обязательств банков друг от друга. Говоря простым языком, если ты не выдал свою часть кредита, то я обязан предоставить только свою часть займа, но не твою тоже: иное «убило» бы синдицированное кредитование в принципе.

Закон закрепляет в качестве общего правила принцип независимости обязательств каждого кредитора в отношении заемщика. Никакой участник синдиката не отвечает за неисполнение другими участниками их обязательств по предоставлению заемщику денежных средств.

И это победа здравого смысла, потому что даже на стадии разработки законопроекта многие эксперты выступали против этого принципа.

Также закон вводит понятие кредитного управляющего и закрепляет основные положения о его функциях, которые в целом базируются на принятых в международной практике подходах. Почему-то по закону кредитным управляющим может быть только один из участников синдиката, но оставим это на дальнейшую доработку и совершенствование законопроекта.

К сожалению, в закон не попало как минимум два важных момента, которые были в тексте законопроекта, разработанном экспертной группой ко второму чтению в Госдуме.

Первый — это вопросы банкротства. В закон не вошел раздел об изменениях в законодательстве о банкротстве, посредством которого предполагалось урегулировать отношения кредиторов при банкротстве заемщика и лиц, предоставивших обеспечение по синдицированному кредиту.  

Планировалось в числе прочего предусмотреть, в каких случаях кредиторы имеют право заявлять самостоятельные требования и какова роль кредитного управляющего и управляющего залогом.

 Таким образом, вопросы, связанные с банкротством, остались нерешенными, что неизбежно приведет к сложностям при реализации кредиторами своих прав.

 На практике каждый участник синдиката будет стремиться заявить самостоятельное требование, что фактически войдет в противоречие с целями объединения кредиторов в синдикат. Этот существенный недостаток закона.

Второй момент — это возможность участия в кредите иным образом, чем непосредственно предоставление денежных средств заемщику.

Сейчас в российском праве отсутствует возможность создать работоспособный механизм передачи кредитором участия в финансировании заемщика без уступки требований к заемщику, аналогичный механизму subparticipation («участия в кредите»), используемому в международной практике.  

Необходимость введения в российское законодательство подобных норм давно осознана банковским сообществом, но предложения экспертов, участвовавших в разработке закона на ранних стадиях, не нашли отражения в итоговом тексте закона.

На наш взгляд, отсутствие такого механизма существенно ограничивает развитие рынка кредитования в России.

«Лес рубят, щепки летят». Законотворческая мысль в своем стремительном движении пронеслась мимо как минимум двух проблем, созданных законом. Во-первых, очевидно, стремясь оградить неопытных участников российского рынка от ненужного увлечения синдицированным кредитованием, закон прямо установил перечень тех лиц, которые могут быть кредиторами по синдицированному кредиту (займу).

Это банки (отечественные и иностранные), ВЭБ, лица, специально указанные в иных законах, и зарубежные компании, которые могут выдавать кредиты или займы в соответствии с иностранным регулированием.

Парадоксальным образом закон зажег «зеленый свет» любым иностранным компаниям, желающим участвовать в синдикатах по российскому праву, и запретил отечественным компаниям, кроме банков и иных лиц, специально поименованных в федеральных законах, принять участие в этом процессе.

Российским бизнесменам, впрочем, не привыкать: почти у каждого найдется кипрская компания, чтобы сделать нечто, чего нельзя родному предприятию.

Вторая проблема, созданная законодателем, к сожалению, ударила в самое сердце синдицированного кредитования: в вознаграждение кредитного управляющего. Не секрет, что выполнение функции координатора (кредитного управляющего) — это тяжелая работа конкретных людей в банках, оказывающих услугу, которая, согласно международной практике, оплачивается заемщиком.

Читайте также:  Фнс рф предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Закон, к сожалению, прямо говорит о том, что подобная деятельность оплачивается кредиторами, несмотря на стремление банковского сообщества отразить в документе принцип, согласно которому эти расходы ложатся на заемщика. 

Тем не менее если взвесить на весах плюсы и минусы закона — первых, несомненно, больше. Безусловно, принятие закона является важным шагом на пути развития рынка синдицированного кредитования в России. Однако для полноценного функционирования рынка необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и развитие практики применения закона в правильном направлении. 

Законопроект о новых правах кредиторов из синдиката внесен в Госдуму

Москва, 8 октября 2019, 16:50 — REGNUM Законопроект о возможности одного из участников синдиката кредиторов заключать соглашения о кредите с внешним участником внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым («Справедливая Россия»), передает корреспондент ИА REGNUM 8 октября.

Речь идет о синдицированных кредитах — то есть тех, которые предоставляются как минимум двумя кредиторами, входящими в один синдикат.

Сегодня такие кредиторы заключают соглашение и не в праве привлекать средства внешних участников.

Таким образом, отмечают авторы инициативы, такие договоры в полной мере не могут оформить фондированного субучастия, что может привести к тому, что банки признают подобные документы договорами займа или комиссии.

«Между тем «фондированное субучастие» — особая модель правоотношения, подразумевающая распределение между его сторонами не только рисков неполучения прибыли, но и рисков невозврата вложений. При наличии таких рисков ни одна из сторон по общему правилу не может рассчитывать на получение от другой стороны процентов или комиссионного вознаграждения», — подчеркивают авторы инициативы.

В связи с этим, они предлагают установить, что участники синдиката вправе заключить соглашения о фондированном субучастии с внешними участниками — то есть, с другими кредиторами, которые не входят в синдикат.

Если закон будет принят, то он расширит правовые возможности кредиторов, что в том числе повысит привлекательность юрисдикции РФ, уверены авторы инициативы.

История вопроса

Предпринимательская деятельность зачастую невозможна без привлечения кредитных средств. Кредитование бизнеса обычно осуществляется банками на условиях возвратности и уплаты процентов. Кредиты различаются по срочности, способу предоставления и зависимости или независимости от цели кредита. Кредит может быть предоставлен разово, в виде кредитной линии, которая подразумевает кредитование в течение установленного времени и в пределах оговоренного лимита, или в виде овердрафта – возможности превышения расходов над наличными средствами на банковском счете. В зависимости от целевого назначения кредиты могут иметь свободное назначение на усмотрение кредитополучателя или ограничены условиями. Кредиты могут быть обусловлены покупкой основных средств или развитием бизнеса. Ипотечные кредиты выдаются под залог приобретаемой на кредитные средства недвижимости. Инвестиционные кредиты выдаются при условии предоставления банку инвестиционного плана. Кредитные организации для предоставления кредита бизнесу могут требовать установленные законодательством документы и сведения о предприятии, требовать залога. В зависимости от оценки риска кредитования, банк может устанавливать условия кредитования, или отказать в кредите.

Законопроект о синдицированном кредите | Новости | Линия Права

10 июля 2017 г.ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

20 июня 2017 года Правительством РФ был внесен на рассмотрение в Государственную Думу законопроект № 204679-7[1] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)». Предполагается вступление законопроекта в силу с 1 октября 2017 года.

Синдицированный кредит – инструмент, достаточно широко распространенный в зарубежных правовых системах. Он представляет собой единое соглашение между несколькими кредиторами и заемщиком о предоставлении последнему денежных средств синдикатом банков. Как инструмент финансирования синдицированный кредит несет ряд преимуществ для рынка.

Для заемщика:

увеличение размера и срока заимствования;

снижение транзакционных расходов и времени на закрытие сделки;

оптимизация использования обеспечения (залога);

возможность в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками.

 Для кредиторов:

распределение кредитных рисков между несколькими кредиторами;

диверсификация портфеля отдельного банка;

повышение ликвидности активов;

расширение круга потенциальных заемщиков и клиентов;

положительный репутационный эффект;

упрощенное управление задолженностью в случае дефолта;

банк-организатор увеличивает доход от кредитования за счет комиссии за организацию кредита.

Для участников вторичного рынка:

синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов, в том числе кредитных деривативов;

упрощение рефинансирования кредита;

дополнительные возможности для получения прибыли.

Принятие законопроекта позволит ввести понятные правила игры для всех участников рынка в части предоставления синдицированного кредитования. Среди прочего законопроект вводит следующие ключевые условия.

Понятие и стороны договора (ст. 25.2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Бизнес-направленность.

заемщик – только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В синдикат кредиторов могут входить кредитные организации РФ, ВЭБ, Банк России, иностранные банки и юрлица, правомочные на предоставление кредитов по закону своей страны, а также МФО.

Платежи по договору. Прямо закреплена возможность иных платежей, помимо процентов по кредиту.

Смешанный характер. Несмотря на то что договор имеет наименование и определение, указывается на его смешанный характер: договор может включать в себя в том числе элементы кредитного договора (ст. 819 ГК РФ), договора управления залогом (ст.

356 ГК РФ), договора управления правами по синдицированному кредиту, договора об объединении кредиторов (ст. 309.1 ГК РФ).  Синдицированный кредит не обязательно должен быть оформлен единым соглашением.

Наличие различных договоров как отдельных документов также квалифицируется в качестве «отношений синдицированного кредита».

Однако при этом не ясно, какие условия являются существенными для признания договора синдицированного кредита заключенным.

По аналогии с зарубежным регулированием в договоре синдицированного кредита предполагается несколько специальных участников, функции которых, вероятно, возьмет на себя один из кредиторов – участников синдиката. Такими специальными участниками являются:

организатор кредита как лицо, которое оказывает услугу по созданию синдиката, согласованию условий и заключению синдицированного кредита (по соглашению, предшествующему заключению договора синдицированного кредита, любая организация);

кредитный управляющий как лицо, ответственное за представление интересов всех кредиторов в отношениях с заемщиком и третьими лицами (из числа участников синдиката, кроме Банка России);

управляющий залогом как лицо, ответственное за представление интересов всех кредиторов, закрепление и сохранность прав в отношении предмета залога (из числа участников синдиката, кроме Банка России).

Распределение ролей, платежи по договору, уступка прав, отказ от договора

Каждый участник синдиката кредиторов имеет самостоятельную обязанность по перечислению заемщику доли в синдицированном кредите и самостоятельное право требования на возврат денежной суммы и процентов («доли кредитора в синдицированном кредите»). Договором синдицированного кредита может быть установлена солидарная или субсидиарная обязанность кредиторов.

Платежи заемщика распределяются кредитным управляющим пропорционально долям кредиторов в синдицированном кредите. Иные условия могут быть предусмотрены договором.

Синдикат кредиторов может принимать решения по правилам проведения собрания кредиторов, в т. ч.

назначать уполномоченных кредитного управляющего и управляющего залогом, как это предусмотрено общими нормами ГК РФ о собраниях либо определено в договоре.

При этом действия таких кредитного управляющего и управляющего залогом не могут быть оспорены, но с таких лиц могут быть взысканы причиненные их действиями убытки.

Участник синдиката кредиторов может уступить свое право требования по оплаченной им доле в синдицированном кредите. При этом должны быть уступлены также все права и обязанности по договору синдицированного кредита или договорам, составляющим «отношения синдицированного кредита».

В случае банкротства заемщика права участников синдиката кредиторов как конкурсных кредиторов осуществляет кредитный управляющий или, в ситуации наличия залога, – управляющий залогом.

Закон о банках планируется дополнить статьей о синдицированном кредите

В Госдуму направлен законопроект о правовом регулировании отношений по синдицированному кредитованию. Текст соответствующего распоряжения правительства опубликован накануне на сайте Кабмина.

Законопроект был внесен Минфином России. Он был рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 15 июня.

Законопроект «направлен на устранение правовых неопределенностей в части регулирования договоров синдицированного кредита». Так, предполагается дополнить федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьей «Синдицированный кредит».

В комментарии к документу на сайте Кабмина отмечается, что долгосрочные инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским заемщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим потенциал роста. «Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и имеет потенциал развития», — подчеркивают авторы законопроекта.

По их словам, сдерживающими факторами долгосрочного кредитования являются слабость базы российских инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки пять — семь лет, необходимость надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надежных механизмов рефинансирования и финансового инструментария. Эти недостатки, по мнению инициаторов законодательных изменений, могут быть устранены путем использования современных схем финансирования, которые широко применяются на зарубежных рынках.

Так, классический синдицированный кредит на международном рынке представляет собой совокупность отдельных двусторонних кредитов, предоставленных синдикатом кредиторов одному заемщику на единых условиях.

В каждом кредитном договоре может быть указан идентичный срок погашения обязательств заемщика и размер процентной ставки или могут быть предусмотрены различные условия для каждого конкретного транша по кредиту. Отношения участников синдиката и заемщика определены в едином документе — договоре синдицированного кредита.

При этом каждый кредитор обладает индивидуальным правом требования к заемщику, а также несет индивидуальную обязанность по выдаче своей доли кредита.

Все расчеты по предоставлению и возврату кредита производятся через кредитного агента, который действует от лица синдиката кредиторов на основании многостороннего договора, а управление обеспечением, которое предоставлено кредиторам, осуществляет управляющий залогом от своего имени и в интересах кредиторов.

Преимуществом синдицированного кредита по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями с точки зрения заемщика названо то, что «использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить трансакционные расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками».

Читайте также:  Комментарий 15769 к статье: признание расторгнутого договора недействительным

Преимущества с точки зрения кредиторов: синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заемщиков и клиентов, дает положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заемщика.

С точки зрения участников вторичного рынка синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и получения прибыли, отмечается в комментарии к законопроекту.

Документом предусматриваются также изменения в ряд законодательных актов в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.

«Развитие синдицированного кредитования позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами», — заключают авторы законопроекта.

Подписан закон о синдицированном кредите

Документы

Президент
подписал Федеральный закон «О синдицированном кредите
(займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».

  • Федеральный закон принят Государственной Думой
    20 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря
    2017 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • Федеральный закон направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением заёмщику
    синдицированного кредита (займа), то есть кредита (займа), который
    предоставляется несколькими заимодавцами, действующими совместно, а также
    отношений между указанными заимодавцами.
  • В соответствии с Федеральным
    законом по договору синдицированного кредита (займа) несколько кредиторов
    обязуются согласованно друг с другом предоставить или предоставлять в собственность заёмщика денежные средства в размере и сроки, предусмотренные
    договором для каждого кредитора, а заёмщик обязуется возвратить кредиторам
    полученные от них денежные средства, уплатить проценты за пользование денежными
    средствами, а также иные платежи, если обязанность их уплаты предусмотрена
    договором.

Заёмщиком по договору
синдицированного кредита (займа) может быть юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель.

Кредиторами по указанному договору могут быть кредитные
организации, Внешэкономбанк, иностранные банки, международные финансовые
организации, отдельные иностранные юридические лица, негосударственные
пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии
инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного
пенсионного фонда, специализированные общества проектного финансирования,
институты развития Дальнего Востока и государственные фонды развития
промышленности.

Федеральным законом
устанавливается порядок принятия решений участниками синдиката кредиторов и порядок погашения обязательств заёмщика.

Кроме того, закрепляются особенности
оказания услуг по организации синдицированного кредита (займа) и осуществления
кредитным управляющим прав кредиторов по договору синдицированного кредита
(займа), а также особенности перемены лиц в обязательстве по указанному
договору.

В ряд законодательных актов
Российской Федерации вносятся изменения, в соответствии с которыми
устанавливается порядок учёта прав залогодержателей при наличии договора
управления залогом. Помимо этого уточняются положения Федерального закона «О рынке ценных бумаг», регулирующие финансирование долгосрочных инвестиционных
проектов специализированным обществом проектного финансирования.

Федеральный закон № 486-ФЗ

Правовое регулирование синдицированного кредита – законопроект Правительства прошел первое чтение в Государственной Думе

Инвестирование в инфраструктуру и реальный сектор экономики – являются основным локомотивом экономического развития РФ, на что указывают эксперты и что было признано Президентом РФ на Петербургском международном экономическом форуме 2017 года.

Одним из эффективных и распространенных инструментов инвестирования являются синдицированные кредиты – совместное кредитование заемщика группой банков, что позволяет снизить риски кредиторов  и увеличить сумму и сроки кредита для заемщика.

Этот институт не является новым для отечественной финансовой практики в 2005 российские заемщики привлекли 120 миллиардов синдицированных кредитов.

Однако в силу ряда неблагоприятных экономических (падение цен на ресурсы) и политических (санкции) факторов эта сумма снизилась в 2015 году до 7 млрд (Данные из пояснительной записки к законопроекту).

Иностранные банки фактически ушли с российского рынка синдицированных кредитов.

В этих условиях, по мнению Правительства РФ, необходимо нормативно  установить основные положения  в рамках отношений по синдицированному кредиту, в связи с чем и был внесен законопроект №204679-7.

Большая часть внесенного в законодательный орган акта носит диспозитивный характер – стороны могут предусмотреть иные условия. Так что принятый государственной думой 19.07.

2017 года в первом чтении законопроект о синдицированном кредите можно рассматривать как модель соответствующих отношений иди «дорожную карту» для кредиторов и заемщиков при использовании этого института.

Законопроект предполагает формирование комплексного правоотношения, которое может быть закреплено как одним договором между кредиторами и заемщиком, так и несколькими (кредитными,   договор управления правами по синдицированному кредиту, договор об объединении кредиторов и т.д.).

Участниками правоотношения (и соответствующих договоров) по предоставлению синдицированного кредита могут быть только кредитные организации, однако в последующим они могут уступить свои права лицам, не занимающимся банковской деятельностью, что делает права требования  по такому кредит – ликвидным активом.

Участники синдицированного кредитования (для выдачи и управления таким кредитом) не создают ни юридического лица, ни простого товарищества. Отношения между ними носят исключительно договорной (обязательственный) характер.

Общие вопросы, возникающие в связи с исполнением совместных договоров (реализацией прав и обязанностей) – разрешаются  на общем собрании по правилам Гражданского Кодекса, установленным для проведения собраний (Глава 9.1 ГК РФ).

Важной фигурой в системе отношений синдицированного кредита является – кредитный управляющий – это банковская организация, которая осуществляет взаимодействие между кредиторами и заемщиком, обеспечивает обе стороны необходимой информацией, является оператором платежей в рамках синдицированного кредита, выполняет иные координационные функции. Кроме того, в случае обеспечения выданного кредита, сторонами определяется и залоговый управляющий, в обязанности которого входит управление залоговыми правами.

При этом кредитный управляющий и залоговый управляющий наделяются, согласно законопроекту, широкой автономией при осуществлении своих действий (предусмотренных в договоре управления правами по синдицированному кредиту и управлением залогом) – их действия, включая осуществляемые в рамках процедуры банкротства заемщика, не могут быть оспорены членами синдиката – они могут потребовать только возмещения убытков. Эта норма призвана обеспечить интересы заемщика и третьих лиц, вступающих в отношение с синдикатом кредиторов, стабильность таких отношений.

Важными положениями, регулирующими синдицированное кредитование, являются нормы законопроекта, предусматривающие, что, в случае процедуры банкротства заемщика члены синдиката (выдавшего синдицированный кредит) не вправе осуществлять права кредитора (залогового кредитора) самостоятельно.  Это  должно обеспечить единый подход кредиторов к разрешению вопросов банкротства заемщика, ограничить разрозненные действия этой группы кредиторов.

В целом нормы законопроекта о синдицированном кредитовании содержат ряд существенных новаций для отечественного законодательства и правоприменения, однако они вносят ясность в российскую конструкцию синдицированного кредита и соединяют эти отношения со смежными институтами – ипотекой, банкротством, уступкой права и т.д., что делает такие отношения потенциально менее конфликтными и более прогнозируемыми.

Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП

В россии появилось регулирование синдицированных кредитов

Появление отдельного федерального закона, регулирующего отношения, возникающие в связи с предоставлением кредита несколькими кредиторами стало закономерным закреплением сложившейся практики1.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон») урегулировал основные вопросы предоставления синдицированных кредитов.

Специальный субъектный состав

Учитывая специфику проектов, требующих синдицированного кредитования, Закон вполне логично ограничивает круг лиц, которые могут быть сторонами договора синдицированного кредита. Так, в качестве заемщика могут выступать только юридические лица или индивидуальные предприниматели.

В качестве кредиторов могут выступать, по сути, только профессиональные участники финансовых отношений:

  • кредитные организации, государственная корпорация Внешэкономбанк;
  • иностранные банки, международные финансовые организации и иностранные юридические лица, которые вправе заключать кредитные договоры;
  • НПФы, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФов, а также их специализированные депозитарии;
  • иные российские юридические лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, специализированные общества проектного финансирования, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации или Внешэкономбанку; институты развития Дальнего Востока).

Порядок осуществления прав кредиторов

Осуществление основных прав кредиторов и администрирование договора синдицированного кредита от имени всех участников синдиката кредиторов осуществляется кредитным управляющим, который:

  • является одним из участников синдиката кредиторов;
  • ведет реестр участников синдиката кредиторов;
  • аккумулирует денежные средства, перечисляемые заемщиком в качестве исполнения по договору синдицированного кредита, и распределяет их между кредиторами;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом или договором синдицированного кредита.

Круг лиц, которые могут осуществлять функции кредитного управляющего, ограничен кредитными организациями, иностранными банками, международными финансовыми организациями и Внешэкономбанком.

Поскольку предоставление синдицированного кредита невозможно без кредитного управляющего, среди участников синдиката кредиторов должен быть как минимум один субъект, имеющий право выполнять функции кредитного управляющего.

Перемена лиц в обязательстве по договору синдицированного кредита (займа)

Закон предусматривает возможность передачи прав (требований) кредитора по денежному обязательству из договора синдицированного кредита третьему лицу только при условии одновременной передачи иных прав, предусмотренных договором синдицированного кредита, включая право участия в принятии решений участников синдиката кредиторов. Круг таких третьих лиц Законом не ограничивается, однако перевод обязанности кредитора по предоставлению денежных средств допускается только в пользу лица, которое соответствует требованиям к участнику синдиката кредиторов.

Применение новых норм

Изменения, связанные с предоставлением синдицированных кредитов и их обеспечением, включая изменения еще целого ряда федеральных законов, вступают в силу с 1 февраля 2018 года и применяются к отношениям, возникшим после указанной даты. Однако стороны договоров, заключенных до вступления Закона в силу, могут предусмотреть применение новых норм к отношениям из таких договоров.

—————————————-

1 19 февраля 2015 года в рамках расширенного заседания Комитета по синдицированному кредитованию Ассоциации региональных банков России участникам рынка была представлена стандартизированная документация по синдицированному кредитованию по российскому праву, включавшая в себя: кредитный договор, соглашение о вознаграждении, методические рекомендации по расчету финансовых показателей (ковенант) и схемы бухгалтерских проводок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *