Фнс рф предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Льготы по операциям физлиц с зарубежными счетами будут распространяться на максимальное число стран — участников автообмена налоговой информацией, сообщила ФНС

ФНС РФ предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Дмитрий Вольвач ( Рамиль Ситдиков / РИА Новости)

Отмена с 2020 года ограничений для физлиц по операциям с зарубежными счетами должна распространиться на финансовые институты 92 стран. Об этом сообщил начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля Федеральной налоговой службы (ФНС) Дмитрий Вольвач на Московском финансовом форуме, передал корреспондент РБК.

«Мы имеем в виду максимально широкое распространение льгот на страны, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией», — отметил Вольвач.

Международный автообмен финансовой информацией по единому стандарту (CRS) рассматривается как наиболее эффективный метод борьбы с уходом от уплаты налогов и отмыванием средств. Россия получает данные о зарубежных счетах налогоплательщиков с сентября 2018 года.

За отчетный период 2017 года ФНС получила информацию от 60 юрисдикций, включая популярные офшоры и низконалоговые юрисдикции — Кипр, Люксембург, Британские Виргинские острова, Кайманы, Маврикий, Сейшельские острова. В этом году в число партнеров добавятся Австрия, Панама, Швейцария, Латвия и многие другие.

В отчетах, которые получает ФНС, указаны номер счета клиента банка, имя, дата рождения и адрес, а также баланс, выписка по платежам и доходам от дивидендов, процентов, купли-продажи ценных бумаг и иных финансовых активов. Сравнение этих данных с налоговыми декларациями позволяет выявить нарушения.

До конца года году Россия должна обменяться данными с 92 странами, рассказал Вольвач. «Ограничения по операциям со счетами в финансовых институтах этих стран должны быть сняты», — подчеркнул он.

Принципиальное изменение правил использования зарубежных счетов стало первой мерой по либерализации валютного контроля — самой долгожданной для физлиц.

Согласно принятым 2 августа поправкам, с 1 января 2020 года будут отменены все ограничения на зачисление средств от нерезидентов на зарубежные счета, но при условии, что счет открыт в банке на территории одной из стран Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая участвует в автообмене. Также будет снято требование о предоставлении отчетов о таких счетах, если сумма операций по счету или остаток средств за отчетный год не превысит эквивалент 600 тыс. руб.

Правила валютного контроля в 2019 году для ООО

Валютный контроль – комплекс надзорных мероприятий, осуществляемых государственными органами и уполномоченными банками. Проверки проводятся в отношении операций ООО, ИП, рядовых граждан.

В 2019 году участники системы обязаны руководствоваться положениями закона № 173-ФЗ от 10.12.03, а также многочисленными инструкциями ЦБ РФ.

Система строится на тесном взаимодействии всех звеньев цепи и многостороннем информационном обмене.

ФНС РФ предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Структура валютного контроля в России

Базовая характеристика системы приводится в ст. 22 закона 173-ФЗ. Роль главного координатора парламентарии закрепили за Правительством РФ. Федеральные чиновники распределяют надзорные функции между государственными службами, утверждают регламенты, наделяют ведомства специфическими полномочиями. На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы (статья 6 закона 173-ФЗ).

Следующим звеном в иерархии является Центробанк России. Регулятор осуществляет валютный контроль в отношении кредитных и финансовых организаций. Для них он издает инструкции, вводит правила, стандарты. Курирует ЦБ РФ и профессиональных игроков рынка. К нарушителям применяются санкции вплоть до отзыва лицензии. Активно участвует регулятор и в информационном обмене.

Так, таможенные органы передают Банку России сведения о задекларированных товарах (правительственное постановление № 1459 от 28.12.12). Анализ сведений необходим для оценки достоверности отчетности, оценки ситуации в комплексе. Основные задачи ЦБ РФ заключаются в недопущении несанкционированного оттока капитала за рубеж и обеспечении экономической безопасности страны.

Особый статус имеют агенты валютного контроля. Этой категории посвящен п. 3 ст. 22 закона 173-ФЗ.

Агентами норма называет банки, обладающие универсальной лицензией, профессиональных игроков рынка ценных бумаг, а также государственную корпорацию «ВЭБ.РФ».

Их обязанностью является надзор за валютными операциями клиентов – резидентов и нерезидентов. С этой целью агенты формируют специальные структурные подразделения – службы, отделы, бюро.

Последним звеном валютного контроля следует считать государственные органы. Надзорными функциями Правительство России наделило сразу два ведомства:

  1. Налоговая служба РФ. Полномочия инспекций определены правительственным постановлением № 506 от 30.09.04. К компетенции органа относится контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами в сделках на территории России. Ведомство вправе утверждать формы извещений об открытии счетов за рубежом, разрабатывать инструкции по их заполнению. Для реализации поставленных задач ФНС РФ проводит проверки, запрашивает у обслуживающих банков и участников валютных операций документы. В перечень могут входить контракты, таможенные декларации, выписки о движении валюты по счетам, справки и др. Служба наделена правом применения к нарушителям мер ответственности. Подробно компетенция описана на официальном портале. Перечень нормативных актов, на соответствие которым проводится оценка, закреплен распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-2/278@.

Закон о либерализации валютного контроля вступил в силу

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с либерализацией ограничений во внешнеторговых расчетах, вступают в силу с 1 января 2020 года. Такие изменения законодательства были инициированы правительством РФ. Президент России Владимир Путин подписал закон в начале августа 2019 года.

Закон снимает ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриацию денежных средств. Документ был разработан Минфином в соответствии с федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Закон отменяет с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевых товаров и поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров.

При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в российской валюте и условиями которых может быть оплата в рублях, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту относящихся к лесу и лесоматериалам товаров, требование о репатриации не отменяется.

Также не отменяется требование о репатриации в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Как отмечает старший юрист Deloitte Legal в СНГ Элина Коскина, отмена требования о репатриации позволит валютным резидентам прекращать обязательства по таким контрактам любым разрешенным способом, в том числе путем зачета встречных требований, что в настоящий момент по большинству контрактов не представляется возможным. «Данная поправка в том числе может способствовать расширению использования российского рубля во внешнеторговых расчетах», — отметила Коскина.

По словам ведущего юриста юридической практики КПМГ в России и СНГ Антона Руднева, поддерживая национальную валюту, законодатель по сути дал экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если экспорт осуществляется за иностранную валюту.

Читайте также:  Протокол разногласий к договору поставки - образец

«Важно учесть, что помимо внешнеторговых контрактов, либерализация не затронула договоры займа, предусматривающие предоставление финансирования нерезидентам. По таким соглашениям резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках независимо от валюты контракта и валюты, в которой производятся расчеты по нему», — сказал Руднев.

Открытие счетов в брокерских компаниях

Кроме того, законом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте и рублях не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. По мнению Элины Коскиной, данная норма не столько расширяет права резидентов, сколько увеличивает нагрузку по отчетности как на физических, так и юридических лиц.

«Поправка сближает банковские и брокерские счета. Однако, если раньше о счетах в брокерских организациях не было необходимости подавать уведомления и отчеты, то с 1 января 2020 года такая обязанность появляется.

Дополнительная сложность данного нововведения состоит в том, что какой-либо закрытый перечень организаций финансового рынка в законе отсутствует и потенциально под такое определение могут попасть и страховые, и пенсионные организации», — добавила Коскина.

Важность обмена финансовой информацией

Поправки к закону о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках за рубежом, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ), и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией.

Старший юрист Deloitte Legal в СНГ отмечает, что эта норма будет иметь позитивный эффект, так как на данный момент в перечень стран, обменивающихся финансовой информацией с Россией, входит более 80 стран и территорий.

Однако некоторые страны, являющиеся государствами — членами ОЭСР и/или ФАТФ, не осуществляют обмен финансовой информацией с РФ (например, США).

Соответственно, в отношении данных стран режим иностранного счета значительно ужесточен.

В связи с этим, в отношении счетов, открытых в банках данных стран, список разрешенных валютных операций существенно сократится. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной операцией и потенциально может привести к взысканию административного штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, подчеркнула Коскина.

По мнению директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольги Замесиной, логика законодателя состоит в том, что чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам по осуществлению валютных операций и упростить обязанности по подаче отчетности.

«ФНС России, в любом случае, получит данные о счетах резидентов в ходе автоматического обмена финансовой информации. Поэтому нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций», — подчеркнула Замесина.

В частности, законом предусматривается отмена требования о представлении резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами России, в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать в случае, если общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на таком счету не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

«Отмена требования о предоставлении отчетов будет распространяться на относительно небольшое число счетов с незначительными оборотами, для которых, при условии международного обмена финансовой информацией, требование об отчетности может быть признано излишним», — сказала старший юрист Deloitte Legal в СНГ.

Расчеты за учебу

Документ отменяет запрет на совершение за пределами территории России расчетов между физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, и российскими государственными вузами, а также их филиалами, находящимися за пределами территории РФ. Речь идет о расчетах по договорам об образовании.

Аналогично российским вузам и их филиалам, находящимся за пределами территории РФ, дается возможность осуществлять расчеты с такими физическими лицами — резидентами в иностранной валюте и рублях без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Также на них не распространяется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ при оплате физическими лицами — нерезидентами образовательных услуг за пределами РФ.

Этим нормам придается обратная сила: они распространятся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Позиция Минфина

В середине декабря первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что меры либерализации валютного контроля, которые начинают действовать в России с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и укрепят положение рубля на международных рынках.

«Уже принятые и обсуждаемые меры позволяют расширить использование валюты Российской Федерации в международных расчетах, активизируют использование российского рубля нерезидентами. Использование валюты Российской Федерации для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции российского рубля на международных рынках», — сказал Силуанов.

Он также отметил, что закон открывает для российского бизнеса и экономики новые перспективы. Либерализация валютного контроля не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как «Международная кооперация и экспорт», для которого требуется особое валютное регулирование.

Что нужно знать об изменениях законодательства в сфере ВЭД в 2018 году

07.01.2018

С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки.

Валютные операции находятся под контролем государства.

Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.

Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля.

Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И [1] (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [2], введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [3].

31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция»)[4], о которой мы писали ранее.

Напомним, что в соответствии с данным нормативным актом резидент обязан открыть в банке паспорт сделки, если цена контракта с нерезидентом превышает 50 тысяч долларов.

Читайте также:  Новые законы для ип в 2019 году

На смену данному документу приходит Инструкция 181-И.

Комментарий ЦБ о новой Инструкции. Как отмечается в информации пресс-службы Центрального Банка, новый порядок направлен на либерализацию требований валютного контроля. Новая Инструкция 181-И призвана уменьшить нагрузку на резидентов в сфере документооборота по валютным операциям.

Из содержания документа, в то же время, ясно, что «либерализация» не означает полной отмены контроля за валютными операциями. Снижение требований выразится в том, что пакет документации, предоставляемый резидентами по контракту, станет меньше.

Также возрастет  минимальное значение цены договора, по достижении которого по такому договору потребуется предоставление банку большего количества документов.

Обзор нововведений в соответствии с новой Инструкцией 181-И

i. Учет контракта вместо паспорта сделки.

Основным нововведением является отмена паспортов сделок. Теперь внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет. Как и в случаях с паспортами сделки, учету подлежат не все договоры с нерезидентами.

Но теперь важное значение приобретает направленность контракта на экспорт или импорт. Порядок учета экспортных и импортных сделок различается.

Учет контрактов требуется, если цена импортного контракта оценивается в 3 миллиона рублей и более, а по экспортным договорам точкой отправления является 6 миллионов рублей. 

Для учета договора резидент должен представить в банк пакет документов. Каждому контракту, который ставится на учет, присваивается уникальный номер. Процедура постановки на учет должна занимать у банка всего один рабочий день. Напомним, что для открытия паспорта сделки по старой Инструкции 138-И требовалось до трех рабочих дней.

ii. Банк не сможет отказать в постановке контракта на учет

Новый порядок исключает отказ банка в постановке контракта на учет. Это отличает новую Инструкцию от действующей до 1 января.

Так, по старому порядку, банк мог правомерно отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в контракте, не соответствовали сведениям в заполненной форме паспорта сделки.

Теперь банк в любом случае должен будет поставить контракт на учет.

iii. Порядок взаимодействия с банком по сделкам до 200 тысяч рублей

Ранее при сумме сделки, не превышающей одной тысячи долларов, резидент был вправе предоставлять в банк только справку о валютной операции. Предоставление иных документов в такой ситуации не требовалось.

С 1 января 2018 года по договорам с суммой обязательств менее 200 тысяч рублей не потребуется представления документов, связанных с проведением валютных операций.

В этом случае резидент должен предоставить только информацию о коде вида операции.

iv. Отмена справок о валютных операциях

Наряду с паспортами сделок, отменяются также справки о валютных операциях. Ранее такая справка была одним из основных документов, оформляемых резидентом. В то же время требование о предоставлении документов-оснований по валютным операциях в новой Инструкции сохраняется.

v. Иные изменения.

Ранее резидент в ряде случаев должен был предоставлять в банк ведомость валютного контроля. Например, такое действие требовалось при переводе контракта на обслуживание в другой банк. Теперь банк самостоятельно запрашивает ведомость в электронном виде в Банке России.

Инструкция также предусматривает сокращение ряда сроков осуществления действий банками. Так, уменьшен срок проверки документации по снятию контракта с учета (ранее – закрытию паспорта сделки), а также срок, по истечении которого банк вправе самостоятельно снять полностью исполненный или полностью не исполненный контракт с учета (ранее – закрыть паспорт сделки).

Последствия вступления в силу новой Инструкции

Исходя из текста новой Инструкции, изменения повлекут следующие последствия:

  • уменьшается «документальная» нагрузка на резидентов: основные обязанности по оформлению документации переносятся на банки, резидентам нужно будет готовить меньше документов;
  • вводится различный порядок оформления в банке экспортных и импортных контрактов: повышено значение цены сделки для экспортных операций, при котором потребуется постановка контракта на учет (ранее – при превышении которого требовалось оформление паспорта сделки);
  • повышается значение цены сделки, с которого по внешнеторговой сделке требуется предоставление документации: теперь документация не предоставляется в обязательном порядке при сумме внешнеторгового контракта до 200 тысяч рублей (хотя может быть запрошена);
  • уменьшается количество оснований для привлечения к ответственности за валютные правонарушения: сокращено количество документов, предоставляемых в банк при осуществлении валютных операций, а, следовательно, привлечь к ответственности за их непредоставление будет нельзя;
  • увеличивается скорость оформления внешнеторговых операций в банке: предусматривается сокращение сроков осуществления банком отдельных действий.

Переходные положения

Если паспорт сделки оформлен, но еще не закрыт в 2017 году, в 2018 году его автоматически признают закрытым. При этом договор, по которому оформлен паспорт сделки, поставят на учет в соответствии с новым порядком. Номер паспорта сделки при этом станет уникальным номером контракта.

Тем, кто представил документы на оформление паспорта сделки в 2017 году (при этом паспорт сделки еще не был оформлен) и тем, у кого по состоянию на 2017 год есть оформленные и незакрытые паспорта сделок, советуем проверить правильность переноса банками информации из паспортов сделок (или информации, представленной для их оформления) в реестр действующих контрактов.

Валютный контроль: ужесточение требований

Изменение требований по взаимодействию с банками по новой Инструкции 181-И – не единственные нововведения в сфере валютного контроля. С 14 мая 2018 года изменится и закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.

  Принятые Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [4] поправки направлены отнюдь не на либерализацию действующего законодательства.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования.

Эти изменения предполагают ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка и повышение установленных размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

Указание сроков во внешнеторговом контракте станет обязательным

Предыдущая редакция закона “О валютном регулировании и валютном контроле”  позволяла резиденту указать «ожидаемые сроки» в отношении сроков получения выручки или исполнения иных обязательств со стороны нерезидента. Согласно принятым поправкам, в договорах между резидентами и нерезидентами должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств.

Таким образом, отсутствие данных сроков в контракте фактически является нарушением требований закона. Соответственно, такая сделка может быть признана недействительной в соответствии со статьей 168 ГК.

Поправки, однако, не наделяют правом подавать иски о признании сделок недействительными органы валютного контроля, хотя Минфином ранее такие изменения предлагались [5].

Также исходя из новых изменений закона, о которых мы расскажем далее, отсутствие информации о сроках в договоре может привести к отказу в осуществлении валютной операции банком по данному контракту.

Читайте также:  Высокотехнологичная медицинская помощь в 2020 году - перечень

Расширен перечень оснований отказа в проведении валютных операций

Ранее банки были вправе отказывать в проведении валютной операции по двум основаниям: в связи с непредоставлением документов (предоставлением неверных документов) или при подозрениях, что операция направлена на легализацию незаконно полученных денежных средств или финансирование терроризма. С 14 мая 2018 года такой отказ будет возможен и в иных случаях.

Банки будут вправе отказывать в осуществлении валютной операции, если резидент представил документы, не соответствующие требованиям закона. Также такой отказ будет возможен по причине нарушения валютного законодательства.

Речь идет, например, о нарушении резидентами требований в отношении валютных операции между резидентами, нарушениях в области регулирования счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ, о злоупотреблении правами и неисполнении резидентами обязанностей.

При этом в новой редакции закона перечень оснований для отказа закреплен описательно. В соответствии с изменениями, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если ее проведение нарушает требования актов валютного законодательства РФ.

Ужесточение ответственности за валютные правонарушения

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» сопровождаются внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за валютные правонарушения. Повышаются штрафы для должностных лиц за ряд валютных правонарушений до 20-30 тысяч рублей.

Вводится ответственность для должностных лиц в виде дисквалификации при совершении правонарушений повторно.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на то, чтобы пресечь «возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности».

Последствия принятия поправок

Российской компании теперь придется каждый раз при подписании внешнеторгового контракта убеждаться, что стороны согласовали сроки исполнения обязательства.

Причем даже тогда, когда для сторон они не являются существенными и не указаны в применимом законе в качестве таковых.

Резидент должен будет убедить иностранного контрагента в том, что указание сроков во внешнеторговом контракте необходимо по российскому законодательству.

На практике бывают ситуации, когда по объективным причинам сложно указать сроки исполнения обязательств.

Например, если в договоре подряда есть условие о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику за достижение определенного результата и о его утверждении со стороны заказчика.

Также российские компании сотрудничают с компаниями-монополистами и крупными зарубежными поставщиками, которые зачастую работают по типовым шаблонам. В этом случае добиться правок в такие договоры для российских организаций на практике крайне сложно.

В случае, когда резидент РФ находится в слабой переговорной позиции или есть объективные причины невозможности указания точных сроков исполнения обязательств, указанные законодательные нововведения могут привести к тому, что российским компаниям придется либо соглашаться с неминуемым нарушением валютного законодательства, ставя под угрозу саму возможность осуществления валютных операций по внешнеторговой сделке, либо отказываться от сотрудничества с непреклонным иностранным партнером.

Кроме того, в законе не предусмотрено никаких инструкций в отношении уже заключенных к моменту вступления в силу поправок договоров.

Изменения в сфере валютного регулирования: резюме

Новая Инструкция 181-И снимает часть нагрузки в сфере документооборота с резидентов при работе по внешнеторговым контрактам. Однако кардинально порядок взаимодействия с банками не меняется. Новые стандарты облегчат работу, главным образом, по экспортным контрактам и контрактам с ценой до 200 тысяч рублей.

В то же время говорить о либерализации в сфере валютного регулирования и контроля в целом было бы преждевременно.

С 14 мая 2018 года вступят силу поправки, внесенные 325-ФЗ, которые ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства и предусматривают новые возможности отказа в совершении валютной операции банками.

Причем перечень оснований отказа закреплен таким образом, что при любом, даже формальном нарушении положений актов валютного законодательства, банк будет вправе отказать в проведении операции.

Это может привести к увеличению случаев необоснованного отказа в осуществлении валютных операций, в том числе по формальным основаниям. При этом спорен вопрос о том, является ли такой отказ основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по внешнеторговому контракту российским резидентом.

Вводятся дополнительные требования к контрактам в сфере внешнеторгового оборота по указанию сроков, что может затруднить работу добросовестных компаний с иностранными партнерами. Полностью оценить грядущие изменения и их практические последствия можно будет после вступления поправок в силу.

[1] Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» http://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=na_vr&docid=408

Изменения в валютном законодательстве

С 1 марта 2018 года для валютных операций вступят в силу новые правила оформления. Также с 14 мая 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вносящий изменения в Закон о валютном регулировании и КоАП РФ. В данной статье расскажем, с какими изменениями столкнутся организации при проведении валютных операций.

О нормативных актах валютного регулирования в России

Валютное регулирование является законодательной формой осуществления валютной политики государства.

Валютная политика в России направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне её платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации[1].

Для реализации функций, предусмотренных федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов[2].

На основании Закона № 173-ФЗ Банком России разрабатывается нормативно-правовая база по основным вопросам валютных правоотношений, а именно: правила представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления документов по валютным операциям, а также порядок учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. Таким документом являлась Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция 138-И).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *