Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-фз

Миграционный учет иностранного персонала юридическими лицами — работодателями перестал существовать.
Почти перестал.

Обязанность ставить на миграционный учет осталась неизменной у средств размещения — гостиницы, кемпинги, отели, хостелы, санатории и другие организации с ОКВЭДами 55-ой группы.

Иные организации, которые ранее имели обязанность и право ставить на миграционный учет, например работодатели в связи с заключением трудового договора, от такой обязанности освобождены. Но, потеряв обязанность постановки на миграционный учет иностранного персонала, работодатели потеряли и право регистрировать иностранных сотрудников по своему адресу.

За небольшим исключением – обязанность (и право) регистрировать персонал остались у работодателей, предоставляющих любое жилье: бытовки, вагончики, проживание на производстве.

Разберем подробно:

1 Законодательное обоснование — 163 ФЗ от 27.06.2018 г.

  • 2 Причины отмены миграционного учета
  • 3 Последствия отмены миграционного учета
  • 4 Миграционный учет во временных сооружениях
  • 5 Миграционный учет разъездных сотрудников
  • 6 Запрет на миграционный учет в 2011 году
  • 7 Аннулирование миграционного учета по юридическому адресу
  • 8 Плюсы и минусы регистрации по адресу проживания

Законодательное обоснование — 163 ФЗ от 27.06.2018 г.?

Миграционный учет иностранных граждан регулирует 109 Федеральный Закон о миграционном учете. 2 самых важных понятия закрепленных в этом законе — принимающая сторона и место пребывания.

27 июня Президентом подписан 163 ФЗ, то есть поправки к указанному 109 ФЗ «О миграционном учете», которые сводятся к следующему:
— место пребывания иностранного гражданина — место его преимущественного проживания (сна и отдыха),

  • принимающая сторона — работодатель, но только при условии предоставлении места проживания. В жилом или нежилом помещении. Даже если такой иностранный работник будет жить в бытовке или вагончике.

То есть ставить на миграционный учет иностранных сотрудников смогут только компании, предоставляющие фактическое место проживания.

90% работодателей место проживания иностранцам не предоставляют, соответственно с них снимается ответственность ставить на миграционный учет. Но лишаясь ответственности, работодатель теряет и право.

Для сравнения. Местом пребывания ранее определялось так:

Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-ФЗСтало так:Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-ФЗТо есть главная характеристика места пребывания — сон и отдых иностранного работника.

Основания для постановки ранее были:

Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-ФЗтеперь же основания для миграционного учетаНовый порядок постановки на миграционный учет по 163-ФЗПричины отмены миграционного учета юридическими лицами

Таких причин 2:

Первая это Определение Конституционного Суда № 22-П 2017 г. по делу 2 американцев, которые были выдворены за нарушение правил пребывания. При этом иностранцы пребывали (получили приглашения и визы) в юридическом лице, а проживали в жилом помещении (квартире). На миграционный учет были поставлены тоже юридическим лицом, которое их и пригласило.

При проверке адреса проживания указанные иностранцы были привлечены к ответственности за проживание не по адресу принимающей организацией и депортированы.
Конституционный Суд решил, что понятие места пребывания в законе размыто, неясно и допускает двоякие трактовки и постановил изменить определение места пребывания иностранных граждан и понятие принимающая сторона.

Вторая причина — разумное и логичное желание органов МВД знать, где фактически находится каждый иностранный гражданин в определенный момент времени.
Предоставляя работодателям право ставить на миграционный учет иностранных граждан, законодатель создал такую ситуацию, при которой почти все работающие иностранцы оказались поставлены на миграционный учет по юридическим адресам.

  1. Зачастую, чтобы физически найти такого иностранца, представителям полиции приходилось выходить в адрес, устанавливать работодателя и вручать запрос о предоставлении информации о местонахождения сотрудника.
  2. Последствия отмены миграционного учета для работодателей
  3. Отмена обязанности ставить на миграционный учет иностранный персонал с переносом обязанности на физических лиц, фактически предоставляющих жилье, повлечет крупный кризис в системе миграционного учета.
  4. Дело в том, что физические лица (собственники квартир) очень не хотят регистрировать или ставить на миграционный учет иностранных граждан в тех жилых помещениях, которые сдают иностранцам, хотя при этом зарабатывают на этом деньги.
  5. Отменяя обязанность (и право) ставить на миграционный учет иностранный персонал организациями, законодатель не отменил обязанности отслеживать законность пребывания такого персонала в период трудовой деятельности.
  6. 115-ый федеральный закон, регулирующий трудовую деятельность иностранных граждан, говорит:
  7. «Работодатели имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, законно пребывающих на территории РФ».

То есть работодатель должен отслеживать срок действия документов иностранного сотрудника, даже если сам работодатель не несет ответственность за их оформление.
Иностранный работник с истекших миграционным учетом (или вообще без него) законно пребывающим не будет.

Важно

Работодатели освобождены от обязанности ставить иностранные персонал на миграционный учет, но следить за наличием действующей регистрации все равно обязаны

  • Так возникает ситуация когда работодатель хочет, но не может поставить на миграционный учет иностранного сотрудника, физическое лицо (у которого проживает сотрудник) просто не хочет его регистрировать, а при истечении миграционного учета иностранный гражданин обязан покинуть территорию России или стать нелегалом и потерять работу.
  • Возникнут проблемы и при постановке на миграционный учет.
  • Если сейчас 90% иностранных граждан ставятся на учет юридическими лицами, которые отслеживают изменения в миграционном законодательстве, имеют наработанные навыки оформления бланков и подготовки документов для подачи на мигучет, то с 7 июля это обязанность перейдет на физических лиц.
  • Возникают большие сомнения, что каждый гражданин сможет с первого раза правильно заполнить бланки, подготовить пакет документов и подать его в УВМ.

А ведь кроме постановки на учет есть еще обязанность продления миграционного учета по оплаченным чекам.
Продление мигучета по чекам делается не в течении 7, а всего лишь 3 дней. Причем при каждой оплате чека. Будут ли ежемесячно собственники квартир отпрашиваться с работы чтобы зарегистрировать иностранца? Скорее всего нет.

Миграционный учет во временных строениях

Новые правила миграционного учета обязывают работодателей ставить на миграционный учет персонал, проживающий во временных сооружениях и строениях. В первую очередь это строительные бытовки.

Это очень правильное решение законодателя, потому что по статистике ГУ МВД по Санкт-Петербургу, 24 % патентов на работу выдаются рабочим строительной сферы.
Где живут каменьщики и монолитчики из стран Средней Азии? В бытовках на строительном объекте.

Факт

50 тысяч иностранцев — именно столько строительных работников живут в бытовках и вагончиках. Это только в Санкт-Петербурге

Последние 3 года УВМ выдает около 200 тысяч патентов на работу, значит 50 тысяч человек зарегистрированы в офисах строительных компаний, а живут на стройках.

Возникает лишь вопрос как строительная компания, предоставляющая места проживания иностранным работникам в бытовках на стройке, сможет подтвердить не зарегистрированное право собственности на временные сооружения, которые даже адреса не имеют?

Скорее всего, будут какие-то разъяснения МВД, но поправки к 109 ФЗ вступают в силу уже 7 июля.

Миграционный учет разъездного персонала

Еще одна большая проблема новых правил мигучета. Речь идет о водителях-дальнобойщиках, машинистов поездов и т.д.
По старым правилам такие работники подлежали постановке на миграционный учет по адресу работодателя, а для сна и отдыха использовали транспортное средство.

Дальнобойщики-иностранцы продолжат экономить командировочные деньги и спать не в гостиницах, а в своих же автомобилях, но вот где теперь будут зарегистрированы такие работники неясно.

Запрет на миграционный учет организациями в 2011 году

Что интересно, запрет на постановку на миграционный учет иностранного персонала по адресам организаций уже принимался в 2011 года. Продержался такой запрет всего полтора месяца, после чего был отменен.

Тогда ФМС России констатировала, что за указанный период собственники жилых помещений зарегистрировали мизерное количество иностранцев.

По сути, юридические лица (работодатели) с миграционного учета иностранцев сняли, а физические не поставили.

  1. Где в указанный период находились иностранные граждане, ФМС просто не знала.
  2. Аннулирование миграционного учета по юридическому адресу
  3. Еще один вопрос, волнующий работодателей – будет ли аннулирован миграционный учет, ранее оформленный работодателем на юридический адрес?

Поправки к 109 ФЗ ответ на данный вопрос не дают. Статья 23 того же 109 ФЗ перечисляет список оснований для снятия с учета – выезд иностранца из России, постановка на учет по иному адресу, фиктивная постановка на мигучет или смерть.

  • Теоретически, ранее оформленный миграционный учет иностранных работников сохранит свое действие до момента постановки на учет уже собственником жилья, в котором сотрудник и проживает.
  • Но Дума готовит новый сюрприз для работодателей – законопроект № 336885-7, который вносит обязанность уведомлять об убытии / снятии с миграционного учета каждого иностранного работника в случае расторжения трудового договора.
  • После его подписания и вступления в законную силу все работодатели, ранее оформившие работникам миграционный учет по юридическому адресу, будут обязаны подать уведомления об убытии каждого конкретного сотрудника.
  • Плюсы и минусы постановки на мигучет по жилым адресам

Несомненным плюсом является отмена одной из обязанностей для большинства работодателей. Напомним штрафы за неисполнение обязанностей по постановке на миграционный учет для организаций начинаются от 400 тысяч ( ч.4 ст.18.9 КоАП РФ).

Плюсом является и реальное проживание иностранца в указанном адресе.
Минусов новых правил регистрации иностранных граждан пока больше:

  • отсутствие разъяснений полномочных органов о порядке осуществления миграционного учета по новым правилам,
  • уклонение физических лиц от постановки на учет иностранных постояльцев и как следствие выход большого количества иностранных работников в нелегальное поле,
  • невозможность работодателя помочь с оформлением документов иностранному сотруднику в случае истечения миграционного учета,
  • огромные очереди в УФМС и МФЦ из граждан, желающих зарегистрировать у себя одного единственного иностранца.

Все как в старые добрые времена

Правила и порядок регистрации приезжих в РФ согласно 163 ФЗ

В июне 2018 года принят новый закон для мигрантов – 163 ФЗ, суть которого сводится к уточнению:

  • что следует понимать под местом пребывания иностранного приезжего или апатрида на территории РФ;
  • за что несет ответственность лицо, принимающее гражданина другой страны;
  • какие могут быть использованы основания для регистрации приезжих иностранных гостей по месту пребывания.

Внимание! Также положения нового закона о миграции уточняют формулировку понятия «миграционный учет».

Необходимость разработать новый федеральный закон о миграционном учете 163 обусловлена Постановлением Конституционного Суда РФ № 22-П от 2017 года, которое было вынесено по претензиям от иностранных граждан, выдворенных за пределы Российской Федерации за то, что они были поставлены на учет пригласившим лицом по своему адресу, но фактически проживали по другому. КС РФ было утверждено, что подобные решения не соответствуют положениям основного закона страны.

Из-за этого Конституционный суд поручил федеральным органам законодательной власти избавиться от неопределенности в трактовке положений закона о миграционном учете, которая становится причиной привлечения иностранца к административной ответственности за отсутствие регистрации по месту даже при таких ситуациях, когда он не имеет права самостоятельно подавать соответствующий запрос.

 Новое в миграционном законодательстве

С учетом нововведений, утвержденных законом № 163-ФЗ, иностранец при предъявлении принимающему лицу удостоверения личности и миграционной карты освобождается от ответственности за постановку на МУ из-за отсутствия обязанности выполнять подобные действия.

И все же из данной ситуации есть исключения. Это относится к случаям, когда гражданин другой страны, временно проживающий на территории РФ, обладает правом собственности на жилую недвижимость. Второй момент касается обстоятельства, когда принимающее лицо по уважительным причинам не может представить в уполномоченные органы извещение о прибытии иностранца:

  • пребывает в законном отпуске от трудовой деятельности;
  • лежит в поликлинике на длительном лечении;
  • находится в командировке;
  • и т.п.

Основание должно быть документально подтверждено:

  • если отпуск – выписка от работодателя из таблицы отпусков или соответствующий приказ;
  • если болезнь – справка из медицинского учреждения с установлением диагноза и схема лечения;
  • если командировка – приказ работодателя или командировочное удостоверение.

Одно из ключевых изменений в законе о миграционном учете, касается распределения обязанностей.

Так, теперь за выполнение правил миграционного учета именно российские граждане будут нести ответственность (те, которые предоставили жилье иностранцу).

Из-за несоблюдения нормативных требований действия приглашающего лица будут рассматриваться как административное правонарушение, а при определенных обстоятельства и как уголовное преступление.

Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-ФЗ

Также после 8 июля 2018 года, когда закон для мигрантов № 163-ФЗ вступил в силу, работодатель вправе регистрировать иностранцев в миграционной службе только при фактическом проживании гражданина другой страны по адресу компании. Альтернативный вариант – при проживании в помещении без адресной разметки, которое определено фирмой положениями соответствующих документов.

Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-ФЗ

Справка! По итогу новый закон о миграционном учете иностранных граждан ФЗ № 163-ФЗ обозначил два важных понятия «принимающая сторона» и «место пребывания», которым теперь может быть только то жилье, где гражданин другой страны фактически живет (то есть постоянно спит и отдыхает).

В соответствии с нововведениями ФЗ № 163-ФЗ в большинстве случаев иностранцы, мигрирующие в России, не будут отвечать за постановку на миграционный учет. Это же относится и к работодателям, которые работают с гражданами иных стран, если они не выделяют своим сотрудникам места, где те могут постоянно спать и отдыхать.

Большая часть осложнений, связанных с несовершенством миграционного законодательства в части, касающейся оформления и подачи документов в уполномоченные органы с соблюдением сроков регистрации, теперь приходятся на россиян, предоставляющих иностранцам жилье. Поэтому жителям России, решившим пригласить гражданина другой страны (для личных целей, для деловых и иных), необходимо тщательно изучить правила постановки приглашенных на учет в ведомствах миграционного учета.

Важно! После июля 2018 года налоговая служба стала получать дополнительные сведения о тех, кто сдает жилье в аренду лицам, прибывшим на территорию России. Это тоже необходимо учитывать во избежание возможных осложнений с ФНС.

Лицо, принимающее иностранных граждан, проигнорировавшее изменения в миграционном законодательстве, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 18.9 КоАП РФ, что подразумевает назначение штрафа:

  • для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических – от 400 тысяч до 500 тысяч рублей. Касается случаев несоблюдения порядка оформления документов на право иностранцев проживать в России;
  • для физических лиц от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных от 45 до 50 тысяч рублей, для юридических от 400 до 500 тысяч рублей. Касается случаев непринятия приглашающей стороной действий по обеспечению соблюдения нормативных требований гражданином другой страны;
  • для физических лиц от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических от 400 до 500 тысяч рублей. Касается случаев невыполнения принимающим лицом обязанностей по осуществлению регистрации иностранца.

Если же в нарушении будут выявлены признаки уголовного деяния, то владелец жилья, по адресу которого иностранец зарегистрирован, может быть привлечен к ответственности по ст. 322 ч.3 УК РФ.

При доказательстве факта преступления принимающая сторона может быть наказана лишением свободы на срок до 6 лет.

Всего этого можно избежать, изучив новое в миграционном законодательстве и актуальные изменения.

Регистрация иностранных граждан: правила внезапно изменились

Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-ФЗ Федеральный закон №163 от 27.06.2018г. полностью перевернул привычные правила регистрации (постановки на миграционный учет) иностранных сотрудников. С 8 июля 2018 года работодатели и заказчики услуг (юридические лица и индивидуальные предприниматели) смогут ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по адресам компаний только в случае, если работники по этим адресам фактически проживают.

«Сейчас компании и индивидуальные предприниматели ставят иностранных сотрудников на миграционный учет по своим юрадресам. И это был выход, так как большинство граждан РФ, которые сдают квартиры, регистрировать иностранцев просто не хотят, — пояснила БУХ.1С Юлия Пакина, руководитель отдела по работе с юридическими лицами компании Альянс-Трудовая Миграция. — Работодателям и заказчиком услуг приходится самим ставить на учет иностранцев, чтобы не потерять работников».

Закон №163-ФЗ разрешает организации-работодателю ставить на учет своего иностранного работника при условии, что иностранец реально живет в помещении, принадлежащем этой компании.

То есть, он там спит, ест, смотрит телевизор, принимает душ, другими словами, использует помещение для сна и отдыха. Понятно, что в офисах компаний никто не проживает.

Но теперь получается, что если собственники не начнут ставить на учет иностранцев, сдавая им квартиры, то компании просто останутся без сотрудников.

«Данные изменения вступают в силу только с 8 июля 2018 года, соответственно только с этого дня документы о миграционном учете должны быть оформлены по адресу фактического проживания иностранного гражданина. Согласно ст.

54 Конституции РФ, работодатель/заказчик услуг не будет нести ответственность за деяние, которое не являлось правонарушением в момент его совершения, — рассказывает Юлия Пакина. — Это значит, что если он оформил (продлил) миграционный учет иностранному гражданину по месту работы до 08.07.

2018, то данный учет будет совершенно законно действовать до окончания своего срока. После истечения этого срока иностранный сотрудник должен зарегистрироваться по новым требованиям, т. е. по адресу проживания».

В общем, у работодателей еще есть время, чтобы успеть до 8 июля 2018г. продлить текущий миграционный учет иностранцу по месту работы на максимальный срок. Для этого иностранцу с патентом, например, необходимо внести заранее платежи по патенту.

  • Пока миграционный учет будет действителен, найти «своему» иностранному сотруднику место проживания, по которому его поставят в будущем на миграционный учет. Это могут быть:
  • • хостел, отель, гостиница, общежитие (такие учреждения самостоятельно ставят иностранцев на миграционный учет);
  • • комната или квартира, собственник которой готов не только сдать ее, но и зарегистрировать в ней мигранта;
  • • жилые помещения, купленные организацией, по которым она сама в будущем сможет их регистрировать.
  • Что будет, если продолжать регистрировать иностранных сотрудников на адрес компании, если они там не будут проживать?

Юридическому лицу может грозить штраф от 350 000 до 800 000 рублей руб. за каждого иностранного сотрудника за предоставление ложных сведений (ч.2 ст.19.27 КоАП).

Иностранцев, поставленных на миграционный учет по адресу работодателя, но реально там не проживающих, в случае проверки могут оштрафовать за отсутствие регистрации. Если мигрант получает второй такой штраф, то его депортируют.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит поторопиться как можно быстрее продлить миграционные учеты работникам по старым требованиям, чтобы успеть спокойно подготовиться к новым и не потерять сотрудников.

Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2018 года

C 8 июля 2018 года в России действует 163-ФЗ. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, согласно ему, скорректирован в сторону большей прозрачности и понятности.

Раскрываем в этом обзоре все новые нюансы для иностранных рабочих и их нанимателей.

Сразу скажем, что у последних стало меньше поводов обращаться в МВД по вопросам миграционного учета своей рабочей силы.

Кс рф попросил поправить миграционное законодательство

В России миграционный учет иностранных работников и лиц без гражданства регулирует одноимённый Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ (далее – Закон № 109-ФЗ). Однако депутатам пришлось поправить регламентируемый им порядок постановки на учет иностранцев по месту пребывания. Основанием послужило постановления Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 года № 22-П.

Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-ФЗ

Данным постановлением КС РФ положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Закона № 109-ФЗ были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку не дают чёткого ответа на два вопроса:

  1. Допустима и когда в отношении иностранца (лица без гражданства), временно пребывающего в РФ, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны.
  2. Как соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в РФ иностранца (лица без гражданства) и принимающей его стороны в части обеспечения постановки на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания (учитывая, что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение его к ответственности).

Что поменялось с 08.07.2018

Вот краткий обзор миграционного учета по 163-ФЗ от 2018 года.

Список мест пребывания

Закон № 163-ФЗ регламентирует перечень мест пребывания, по адресу которых иностранец подлежит учету как по месту пребывания в общем случае (см. далее).

Фактическое проживание у нанимателя

Самое главное: новый закон определяет, что иностранец подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке ведёт трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность только в двух (!) случаях. Это фактическое проживание (ч. 2 ст. 21 Закона № 109-ФЗ в новой редакции):

  • по адресу этой организации;
  • в её помещении без адресных данных (строении, сооружении), в т. ч. временном.

Таким образом, можно сказать, что постановка на миграционный учет организацией по ФЗ-163 стала обязательной с 08.07.2018 для работодателей только по двум основаниям – когда иностранцы «живут на работе». В остальных случаях закон не признает нанимателя принимающей стороной (см. далее).

Что такое «место пребывания»

Для целей миграционного учета уточнено, что закон понимает под местом пребывания. Итак, это может быть:

  • жилое помещение, не являющееся местом жительства;
  • иное помещение, в которых иностранец фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха);
  • организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Кто принимающая сторона

Законодатели также уточнили понятие «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (принимающая сторона)». Это может быть, в частности, адрес:

  • гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;
  • медицинской организации, оказывающей медпомощь в стационаре;
  • организации соцобслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в т. ч. бомжам, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации;
  • учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
Читайте также:  Гражданско-правовой договор (гпд) с физическим лицом

До 8 июля 2018 года организацию признавали принимающей стороной, если иностранец или лицо без гражданства в ней фактически проживает или работает (находится). А благодаря изменениям стало меньше случаев, когда наниматель должен сообщать территориальному органу МВД о прибытии иностранца.

Также см. «Патент на работу для иностранных граждан в 2018 году».

163-ФЗ: миграционный учет

Новый порядок постановки на учет для иностранных граждан вступил в силу с 8 июля 2018 года. Принятый в июне документ (закон № 163-ФЗ от 27.06.2018) вносит изменения в Федеральный закон № 109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Как же скажутся на работодателях нововведения, перечисленные в законе № 163-ФЗ от 2018? В обзоре по миграционному учету в новом формате мы рассмотрим прописанные отныне в законе возможности для юридических лиц по регистрации работников-иностранцев на адрес организации.

Новые условия регистрации по адресу работодателя

Отныне постановка на миграционный учет организацией (по ФЗ-163) по своему адресу возможна лишь в том случае, если указанные работники-мигранты на этой территории проводят не только рабочее время, но и действительно проживают. Местом проживания при этом может быть подсобное помещение компании или даже отдельное временное строение (бытовка, вагончик).

  • Соответствующий пункт статьи 21 закона № 109-ФЗ после внесения изменений гласит: «Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном».
  • Документ уточняет, что «фактическое проживание» означает место, регулярно используемое для сна и отдыха.
  • Напомним, до сих пор при найме иностранной рабочей силы организация указывала при постановке на мигрантский учет свой адрес, хотя в большинстве случаев работники там только трудились, а проживали в других местах.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина (бланк 2018)

Кто, если не работодатель?

Что делать тем, кому компания-работодатель не может обеспечить постановку на миграционный учет иностранных работников с проживанием, а также иностранцам, чье временное пребывание на территории РФ не связано с трудоустройством? В первую очередь такому иностранцу или лицу без гражданства необходимо найти себе место постоянного проживания. Собственник указанного помещения (будь то физическое или юридическое лицо) и должен взять на себя постановку на миграционный учет.

Статья 21 закона № 109-ФЗ в новом изложении обрисовывает широкий круг возможностей в зависимости от причин и целей временного пребывания гражданина в стране. Согласно ей помимо работодателя иностранный гражданин может встать на учет по адресу:

  • жилого помещения, где он будет фактически проживать;
  • организации, оказывающей гостиничные услуги;
  • санатория/дома отдыха/турбазы и др.;
  • медицинской или социальной службы (в случае стационарного нахождения);
  • учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором содержится иностранец.

Для потенциальных наемных работников остаются на выбор следующие возможности:

  • сьемная квартира/комната, чей собственник готов оформить регистрацию;
  • гостиница, хостел, общежитие и др. аналогичные учреждения, самостоятельно ставящие иностранца на миграционный учет.

Успевших до 8 июля встать на миграционный учет иностранных работников никто не обяжет проходить регистрацию заново (уже по новым правилам), даже если в документах указан адрес юридического лица, а живет работник на съемной квартире. Имеющаяся на данный момент регистрация будет действительна до окончания своего срока.

Как узнать черный список мигрантов ФМС России

Возможные последствия для работодателей и работников

Большинство работодателей (исключение составляет, пожалуй, только строительная отрасль) место для проживания иностранным работникам не предоставляет.

Таким образом, транснациональным компаниям, а также иностранным организациям, представленным в РФ, потребуется принимать дополнительные меры для поддержания легального статуса своих сотрудников, не имеющих российского гражданства.

Такой мерой может быть приобретение организаций в собственность жилых помещений (квартир), в которых организация сможет официально оформлять работников.

Пострадают компании, стремящиеся сократить расходы за счет использования неквалифицированного и низкоквалифицированного труда работников-мигрантов, но не владеющие помещениями для их размещения. Эти компании резко потеряют свою привлекательность в качестве работодателей.

Особые трудности возникнут и у самих работников, многие из которых, будучи зарегистрированными работодателем, предпочитали арендовать отдельное жилье для себя и членов семьи. Собственники жилых квартир не против арендаторов-иностранцев, но крайне редко соглашаются регистрировать их на своей жилплощади.

Таким образом, в числе возможных последствий окажется сокращение иностранных рабочих у компаний, не предоставляющих проживание, а также повышение спроса на дешевые общежития, оказывающие услуги по постановке на миграционный учет.

Ответственность при несоблюдении правил миграционного учета

Работодателя, продолжающего регистрировать на свой адрес работников, проживающих в другом месте, ожидает штраф от 350 тысяч до 800 тысяч рублей за предоставление ложных сведений об иностранном гражданине (ч.2 ст. 19.27 КоАП РФ).

Иностранные граждане, не вставшие своевременно на миграционный учет, облагаются штрафом от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ст. 18.8 КоАП РФ).

В Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях размер штрафа больше (от 5 тысяч до 7 тысяч рублей).

Помимо материальной ответственности, по всей территории страны высока вероятность административного выдворения нарушителей миграционного законодательства за пределы РФ.

163-ФЗ: миграционный учет

Новый порядок постановки на учет для иностранных граждан вступил в силу с 8 июля 2018 года. Принятый в июне документ (закон № 163-ФЗ от 27.06.2018) вносит изменения в Федеральный закон № 109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Как же скажутся на работодателях нововведения, перечисленные в законе № 163-ФЗ от 2018? В обзоре по миграционному учету в новом формате мы рассмотрим прописанные отныне в законе возможности для юридических лиц по регистрации работников-иностранцев на адрес организации.

Отныне постановка на миграционный учет организацией (по ФЗ-163) по своему адресу возможна лишь в том случае, если указанные работники-мигранты на этой территории проводят не только рабочее время, но и действительно проживают. Местом проживания при этом может быть подсобное помещение компании или даже отдельное временное строение (бытовка, вагончик).

  • Соответствующий пункт статьи 21 закона № 109-ФЗ после внесения изменений гласит: «Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном».
  • Документ уточняет, что «фактическое проживание» означает место, регулярно используемое для сна и отдыха.
  • Напомним, до сих пор при найме иностранной рабочей силы организация указывала при постановке на мигрантский учет свой адрес, хотя в большинстве случаев работники там только трудились, а проживали в других местах.
  • Кто, если не работодатель?

Что делать тем, кому компания-работодатель не может обеспечить постановку на миграционный учет иностранных работников с проживанием, а также иностранцам, чье временное пребывание на территории РФ не связано с трудоустройством? В первую очередь такому иностранцу или лицу без гражданства необходимо найти себе место постоянного проживания. Собственник указанного помещения (будь то физическое или юридическое лицо) и должен взять на себя постановку на миграционный учет.

Статья 21 закона № 109-ФЗ в новом изложении обрисовывает широкий круг возможностей в зависимости от причин и целей временного пребывания гражданина в стране. Согласно ей помимо работодателя иностранный гражданин может встать на учет по адресу:

жилого помещения, где он будет фактически проживать;
организации, оказывающей гостиничные услуги;
санатория/дома отдыха/турбазы и др.;
медицинской или социальной службы (в случае стационарного нахождения);
учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором содержится иностранец.

Для потенциальных наемных работников остаются на выбор следующие возможности:

сьемная квартира/комната, чей собственник готов оформить регистрацию;
гостиница, хостел, общежитие и др. аналогичные учреждения, самостоятельно ставящие иностранца на миграционный учет.

Успевших до 8 июля встать на миграционный учет иностранных работников никто не обяжет проходить регистрацию заново (уже по новым правилам), даже если в документах указан адрес юридического лица, а живет работник на съемной квартире. Имеющаяся на данный момент регистрация будет действительна до окончания своего срока.

Возможные последствия для работодателей и работников

Большинство работодателей (исключение составляет, пожалуй, только строительная отрасль) место для проживания иностранным работникам не предоставляет.

Таким образом, транснациональным компаниям, а также иностранным организациям, представленным в РФ, потребуется принимать дополнительные меры для поддержания легального статуса своих сотрудников, не имеющих российского гражданства.

Такой мерой может быть приобретение организаций в собственность жилых помещений (квартир), в которых организация сможет официально оформлять работников.

Пострадают компании, стремящиеся сократить расходы за счет использования неквалифицированного и низкоквалифицированного труда работников-мигрантов, но не владеющие помещениями для их размещения. Эти компании резко потеряют свою привлекательность в качестве работодателей.

Особые трудности возникнут и у самих работников, многие из которых, будучи зарегистрированными работодателем, предпочитали арендовать отдельное жилье для себя и членов семьи. Собственники жилых квартир не против арендаторов-иностранцев, но крайне редко соглашаются регистрировать их на своей жилплощади.

Таким образом, в числе возможных последствий окажется сокращение иностранных рабочих у компаний, не предоставляющих проживание, а также повышение спроса на дешевые общежития, оказывающие услуги по постановке на миграционный учет.

Ответственность при несоблюдении правил миграционного учета

Работодателя, продолжающего регистрировать на свой адрес работников, проживающих в другом месте, ожидает штраф от 350 тысяч до 800 тысяч рублей за предоставление ложных сведений об иностранном гражданине (ч.2 ст. 19.27 КоАП РФ).

Иностранные граждане, не вставшие своевременно на миграционный учет, облагаются штрафом от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ст. 18.8 КоАП РФ).

В Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях размер штрафа больше (от 5 тысяч до 7 тысяч рублей).

Помимо материальной ответственности, по всей территории страны высока вероятность административного выдворения нарушителей миграционного законодательства за пределы РФ.

Источник: spmag.ru

Новые правила миграционного учета: арендодателей выведут из тени

С 08 июля 2018 года вступает в силу Федеральный закон № 163-ФЗ, который существенно изменяет порядок миграционного учета иностранцев. Эти изменения коснутся не только самих иностранцев и их работодателей. Главным образом, будут затронуты интересы всех тех, кто предоставляет иностранцам в аренду квартиры (жилые помещения).

Читайте также:  Как рассчитать транспортный налог - формула и примеры

С 8 июля 2018 года вступает в силу федеральный закон от 27.06.2018 N 163-ФЗ.

Причиной разработки закона стало Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2017 года № 22-П по жалобам иностранных граждан, которые были выдворены из России за то, что их поставила на миграционный учет по своему адресу пригласившая организация, а жили они в квартире по другому адресу. Решения по этим делам признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд постановил федеральному законодателю устранить неопределенность, которая приводит к тому, что на иностранного гражданина возлагается обязанность по постановке на миграционный учет, а также к тому, что за нарушение установленного порядка иностранец может быть привлечен к административной ответственности даже в тех случаях, когда он не имеет права сам себя поставить на учет. Федеральный закон № 163-ФЗ вносит соответствующие изменения. Согласно новой формулировке, иностранный гражданин не «обязан встать», а «подлежит постановке» на миграционный учет.

Кто и как теперь будет ставить иностранца на учет?

Итак, иностранный гражданин, предъявив принимающей стороне паспорт и миграционную карту, теперь не несет ответственности за постановку на миграционный учет, так как не будет у него такой обязанности.

Исключением являются редкие случаи, когда временно пребывающий иностранец обладает правом собственности на жилое помещение, либо принимающая сторона (например, владелец квартиры) в отпуске, в больнице или по иным документально подтвержденным уважительным причинам не в состоянии направить в МВД уведомление о прибытии. В такой ситуации миграционный учет осуществляется непосредственно самим иностранным гражданином.

Самое значительное изменение заключается в том, что обязанность соблюдать миграционные правила будет в полной мере возлагаться на российских граждан, предоставляющих жилье иностранцам. К этой обязанности прилагается ответственность за ее неисполнение, а также штраф от 2000 до 4000 рублей за каждого не поставленного на учет иностранного жильца.

После 08 июля 2018 года работодатели смогут ставить иностранных сотрудников на учет только в случае

«фактического проживания иностранца по адресу организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном».

Подобное изменение понятия «место пребывания иностранного гражданина» в 2018 году произошло в начале 2011 года.

Краткая ретроспектива

Изменения миграционного учета иностранных граждан с 8 июля 2018 года

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

  • Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.
  • Внесенные изменения:
  • а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;
  • б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;
  • в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.
  • Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.
  • Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев.

Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.27 КоАП). 

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше.

Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Вариант А:

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

  1. Вариант Б:
  2. Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.
  3. Вариант В:

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

  • Вариант Г:
  • Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.
  • Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881).

Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету.

Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод.

После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *