Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

Определение точного местоположения границ земельного надела помогает устранить многие юридические сложности при пользовании таким наделом или совершении сделки по его отчуждению.

Процедура уточнения имеет ряд особенностей, которые зависят от имеющихся документов и текущего статуса границ.

Процедура уточнения

Уточнение границ наделов земли является особым видом межевых работ, результатом которых является составленный кадастровым инженером межевой план надела, в котором указаны обновлённые границы.

Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218, уточнение границ участков земли проводится в следующих случаях:Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • Границы участка не установлены;
  • В документах отсутствуют данные о ранее определённых границах;
  • Границы участка установлены с недостаточной точностью.

Первый случай относится к ситуации, когда на приобретённый надел земли отсутствует кадастровый документ с указанием границ надела.

Во втором случае кадастровый документ имеется, но необходимо уточнить границы из-за отсутствия межевого плана, так как кадастровый документ на участок можно получить в общих границах, определённых проектом межевания территории (особенно при предоставлении садового или дачного участка).

Необходимые документы

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • Свидетельство о праве пользования наделом;
  • Кадастровый документ (если имеется);
  • План застройки надела;
  • Копия проекта межевания территории;
  • Копия паспорта.

Проект межевания территории находится в местном органе исполнительной власти, который предоставил ранее землю для застройки или развития. Если земля была предоставлена садовому или дачному товариществу, то копию проекта межевания можно получить в правлении СНТ.

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

Данные лица должны иметь документы, подтверждающее право пользования наделом.

Следует знать, что в соответствии с ч.2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221, кадастровый инженер может отказаться от проведения межевых работ, если заказчиком был представлен неполный пакет документов, или в документах имелись недостоверные сведения.

Порядок действий

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • Сбор нужных сведений и подготовка документов;
  • Выбор геодезической компании;
  • Первичный осмотр участка кадастровым работником;
  • Заключение договора с выбранной компанией;
  • Осуществление межевых работ на участке;
  • Анализ собранных данных;
  • Согласование предварительной карты участка;
  • Составление окончательного межевого плана;
  • Регистрация межевого плана в кадастровой палате.

При выборе геодезической компании необходимо обратить внимание на наличие соответствующей лицензии, а также на репутацию фирмы. Кадастровый работник фирмы обязательно должен состоять в федеральном списке кадастровых инженеров, представленном на сайте Росреестра.

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

Далее кадастровый инженер выезжает на участок с необходимыми инструментами для проведения измерений, работы на участке могут продлиться до двух недель.

Кадастровый инженер осуществляет на участке следующие действия:

  • Осмотр естественных границ;
  • Первичный замер длин границ;
  • Фотографирование территории;
  • Осмотр почвы;
  • Установка контрольных точек (колышков);
  • Измерение высоты холмов и/или глубины низин;
  • Уточняющий замер.

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

При отсутствии претензий заинтересованных лиц кадастровый инженер составляет итоговый межевой план участка, который состоит, согласно ч. 5 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», из двух частей:

  • В графической части приводится изображение плана участка с указанием новых границ и мест прохода/проезда через участок при публичном сервитуте.
  • Заинтересованные лица должны подписать акт согласования границ надела земли, который располагается на обороте графической части итогового межевого плана.
  • После этого согласованный межевой план передаётся в государственный кадастр недвижимости для рассмотрения и окончательного утверждения, в процессе которого члены комиссии по рассмотрению могут делать запросы в архивы и проверять подлинность документов.
  • В случае выявления нарушений кадастровый орган отказывает в согласовании итогового межевого плана с указанием причины.

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • Недостоверно указанные данные;
  • Неполный пакет документов;
  • Обнаружение ошибок в расчётах кадастрового инженера;
  • Обнаружение факта наложения границ;
  • Недопустимое приближение границ к красным линиям территории;
  • Нарушение публичного сервитута.

В случае успешного согласования заказчик получает межевой план с точно определёнными границами, на основании которого может оформить кадастровый паспорт на земельный надел в будущем.

Важно помнить, что если сведения о площади земельного надела занесены в ЕГРН, то уточнённая площадь не может быть меньше указанной в ЕГРН более, чем на 10%, согласно п. 3 ст. 42.

8 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221.

Также площадь надела с уточнёнными границами не может превышать предельно установленные размеры для земель данного вида или 10%, если такие пределы не установлены.

Особенности процедуры при наличии кадастрового паспорта

В кадастровом паспорте содержится схематическое изображение участка с указанием основных граничных точек.

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • Уменьшение необходимого пакета документов;
  • Уменьшение количества межевых работ;
  • Наличие дополнительного аргумента при споре с соседями;
  • Упрощённое согласование итогового межевого плана в кадастровой палате.

Межевые работы по уточнению границ непосредственно на участке занимают несколько дней из-за отсутствия необходимости проводить множество предварительных измерений для определения первичных границ. Уточнение стандартных прямоугольных садовых участков при отсутствии разногласий занимает один рабочий день.

Также следует понимать, что если соседние землепользователи заказали межевые работы, то при возникновении спора преимущество будет на той стороне, у которой будет в наличии кадастровый документ со схематичным изображением границ. Если он имеется у обеих сторон спора, то тогда вопрос решает суд.

В конечном этапе уточнения границ, при согласовании их в кадастровом органе, такое согласование происходит значительно быстрее, чем при отсутствии кадастрового документа, и уменьшается вероятность отказа в согласовании.

Как составить исковое заявление об уточнении

Если в процессе уточнения границ межевой план надела не был утверждён в кадастровой палате, или часть надела земли землепользователя была незаконно захвачена соседями, то такой спор решается в судебном порядке.

Структура заявления

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • Вступительной;
  • Мотивировочной;
  • Просительной.

Во вступительной части происходит описание ситуации, из-за которой возник спор, с указанием подтверждающих данных. В мотивировочной части происходит перечисление законов и подзаконных актов, применимых к изложенной истцом ситуации в юридической практике, а также каким именно образом они могут быть применены, по мнению истца (или его адвоката).

В просительной части истец просит суд решить ситуацию в его пользу на основании изложенных в мотивировочной части заявления законов и перечисленных обстоятельств.

Содержание заявления и документы

В заявлении должно быть указаны следующие пункты:

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • Площадь участка;
  • Кадастровый номер;
  • Категория земли;
  • Вид разрешённого использования;
  • Номер свидетельства регистрации собственности.

Например, в пунктах для категории и вида использования земли следует писать: «Земли поселений, для индивидуального жилищного строительства», или «Сельскохозяйственные земли, для садоводства».

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Копия паспорта заявителя;
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Правоподтверждающие документы;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Копия кадастрового документа;
  • Технически паспорт на строения;
  • Межевой план.

Если спор возник на стадии составления межевого плана, то вместо него прилагается заключение кадастрового инженера об определённых им границах участка при межевых работах по уточнению.

Правоподтверждающими документами могут являться документы, на основании которых землепользователь осуществляет эксплуатацию земельного надела и имеет право уточнять границы, ими могут быть документ о праве собственности, договор аренды, свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Необходимо понимать, что каждый земельный спор по уточнению имеет свои особенности, и для составления заявления в суд лучше обратиться к квалифицированным юристам, так как неверно составленное заявление может привести к неверному решению суда или не будет принято изначально.

Итак, для уточнения границ земельного надела необходимо собрать пакет документов и обратиться в межевую организацию. Наличие кадастрового паспорта упростит процедуру, а грамотный выбор фирмы-подрядчика и своевременное оповещение заинтересованных лиц о предстоящей процедуре поможет избежать судебных разбирательств.

Правила и особенности уточнения границ земельного участка

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • При проведении уточнения границ кадастровый инженер определяет межи надела непосредственно на местности.
  • Результатом является составление стандартного межевого плана.
  • Уточнение производится в следующих случаях:
  1. Границы надела не были точно определены. В таком случае в кадастровом паспорте в графе «Особые отметки» стоит пометка примерно следующего содержания «Границы надела не были определены в соответствии с законодательством». Такой участок можно продать, подарить, оставить в наследство и т.д. Однако чтобы построить здесь дом (любое другое капитальное строение) и зарегистрировать его, необходимо уточнить границы надела и зарегистрировать такое уточнение в ЕГРН.
  2. Границы надела были определены неверно. При проведении первоначального межевания кадастровый инженер мог ошибиться с установлением границ. Чтобы исправить ошибку, необходимо заказать уточнение межей.

Градостроительное межевание

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  1. Имеющаяся земля делится сначала на кадастровые кварталы (каждый квартал объединен общим видом разрешенного использования земли), а кадастровые кварталы делятся на обособленные участки.
  2. Согласно пункту 10 статьи 22 ФЗ № 218 от 2015 года именного градостроительное межевание является основной для проведения уточнения границ земельного участка.
  3. Межевание (не уточнение границ) проводится при создании принципиально нового земельного участка с присвоением нового кадастрового номера.
  4. Такая ситуация возможна в следующих случаях:
  1. При создании нового участка из земель государственной (муниципальной) собственности.
  2. При выделении одной доли из прежде целого участка.
  3. При объединении нескольких участков в один надел.
  4. При разделе участка на несколько обособленных наделов.

В любом из этих случаев заказывается не уточнение границ, а именно межевание. Также межевание заказывается при необходимости перераспределить ранее установленные границы нескольких наделов.

Сам процесс межевания включает в себя следующие этапы:

  1. Заключение договора с кадастровым инженером о проведении работ.
  2. Уведомление заинтересованных лиц о скором проведении работ по установлению границ. Уведомляются владельцы соседних участков, а также представители местной администрации.
  3. Проведение работ на местности. При этом используются высокоточные спутниковые технологии, что позволяет минимизировать риск кадастровой ошибки.
  4. Оформление результатов и выдача межевого плана. На основании межевого плана можно получить кадастровый паспорт участка.
  • Подробней о межевании читайте в статьях тематической категории.
  • Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенностиПроведение уточнения границ возможно только по отношению к ранее учтенному участку, то есть, тому участку, который ранее был зарегистрирован в ЕГРН (ГКН).
  • Самый простой способ узнать, был ли участок ранее поставлен на учет – публичная кадастровая карта Росреестра, где есть сведения обо всех зарегистрированных участках РФ.
  • Можно проверить регистрацию земельного надела и через справочный онлайн сервис Росреестра.
  • Для этого необходимо знать хотя бы один из нижеприведенных пунктов:
  1. Кадастровый номер земельного участка.
  2. Условный номер ЗУ.
  3. Ранее присвоенный номер ЗУ.
  4. Точный адрес.

Если земля поставлена на кадастровый учет, сервис тут же выдаст всю информацию, имеющуюся по этому участку.

Сама процедура уточнения границ проводится по аналогии с полноценным межеванием: владелец ЗУ заключает договор с кадастровым инженером, тот оповещает всех заинтересованных лиц, проводит уточнение границ на местности и оформляет результаты через создание межевого плана.

Часто во время проведения уточнения, границы участка переносятся, так как установленный забор не соответствует реальным межам участка. Все это может привести к конфликту с соседями, которые будут не согласны с переносом забора.

Читайте также:  2-й обзор практики фнс по спорам, связанным с регистрацией юрлиц и ип

Здесь есть 2 пути решения:

  1. Досудебное урегулирование. Если сосед не признает вновь установленных границ можно попробовать договориться за общие средства заказать землеустроительную экспертизу, которая установит точные смежные границы.
  2. Судебное урегулирование. Если сосед на контакт не идет и отказывается переносить свой забор, необходимо подавать иск в суд. При необходимости будет назначена судебная землеустроительная экспертиза, которая и определит точные границы. При этом проигравшая сторона вынуждена будет погасить все судебные издержки, в том числе и оплатить расходы на проведение экспертизы.

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

В свою очередь, главная задача уточнения границ заключается не в том, чтобы утвердить установленные на местности границы надела, а в том, чтобы определить реальные границы и конфигурацию земельного участка.

Это означает, что при уточнении границ изменение размера земельного участка может произойти изменение в обе стороны:

  • Подпункт 30 пункта 1 статьи 26 ФЗ № 218 определил, что площадь межуемого участка не может произойти уменьшение более чем на 10% от площади, указанной в документах. То есть, если в кадастровом паспорте было указано, что площадь ЗУ составляет 20 соток, то после проведения межевания она не может быть менее 18 соток.
  • Подпункт 32 пункта 1 ФЗ № 218 определил, что площадь межуемого участка не может быть увеличена более чем на одну минимальную площадь конкретного вида участка, принятую в регионе. То есть, если местным нормативно-правовым актом установлено, что площадь участка под ИЖС не может быть менее 3 соток, то межуемый участок ИЖС не может быть увеличен более чем на эти же 3 сотки.

Если местным НПА не установлена минимальная площадь конкретного вида участка, для межуемого надела увеличение не может быть более чем на 10% от своей прежней площади.

Судебные споры о смежных границах

При возникновении судебного спора о смежных границах между несколькими участками, расстоянии от границы до забора, проведение межевания (уточнения границ, землеустроительной экспертизы) – неизбежно.

Суд в обязательном порядке будет принимать в учет итоговое заключение кадастрового инженера. А в случае, если до обращения в суд уточнение границ не производилось, будет назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

Так, по состоянию на 2018 год при уточнении границ кадастровому инженеру необходимо использовать высокоточное спутниковое оборудование.

Такое оборудование позволяет определить месторасположение границ и координат участка (поворотных точек) с точностью буквально до нескольких сантиметров.

В судебной практике известен случай, когда Верховный суд РФ отменил результаты проведенного межевания из-за того, что кадастровый инженер определил границы участка исходя из забора, который уже был установлен на местности.

Заключение

Уточнение границ земельного участка отличается от межевания лишь тем, что выполняется в отношении уже ранее учтенных (зарегистрированных) земельных наделов. В остальном же процедуры абсолютно идентичны. Главная задача уточнения границ – определить реальные межи участка.

Это может понадобиться сразу в нескольких случаях:

  • В целях исправления кадастровой ошибки;
  • Для решения споров с соседями о смежных границах;
  • Для внесения сведений о границах участка в ЕГРН.

Однако владельцы зарегистрированных участков не обязаны проводить уточнение границ. По своему усмотрению они могут совершать с наделом любые операции: продавать, дарить, оставлять предметом залога и т.д.

Уточнение границ земельного участка: порядок действий, правила

Последние изменения: Январь 2020

Уточнение границ земельного участка требуется при возникновении споров и судебных тяжб в отношении определенной части земли, граничащей с соседским наделом.

В процессе выполнения работ, кадастровые инженеры выявляют реальные границы и имеющиеся расхождения для дальнейшего согласования с заинтересованными лицами – представителями официальных структур и собственниками прилегающих земель.

Приобретая права на участок, иногда возникает потребность в уточнении существующей пограничной линии между собственностью и смежными наделами.

При подготовке к сделке покупатель требует получения точных сведений о земле, подтверждаемых документально.

Чтобы избежать проблем относительно чужих притязаний на часть территории, рекомендуется пройти процедуру уточнения местоположения границ и площади земельного участка, основываясь на положениях земельного и гражданского законодательства.

Особенности процедуры: для чего требуется

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  • В отличие от остальных вариантов документации на землю, с разнообразными характеристиками и показателями недвижимого имущества, уточнение границ призвано зарегистрировать объем и характер прав на конкретный земельный надел, защищая неприкосновенность пределов собственности.
  • Несоблюдение требований законодательства, отсутствие уточненных пределов, влечет следующие варианты негативных последствий:
  • Создание некоторых ограничений в праве на имущество, так как разнообразные мероприятия в отношении земли становятся недоступными. Владелец не вправе выполнить раздел, выдел, провести объединение со смежной землей.
  • Высокая вероятность споров, включая судебные разбирательства в отношении землевладельца, никак не защищенного от посягательств на граничащие с соседскими частями земель.
  • Риск предъявления притязаний на постройки, возведенные рядом с межой, требования соседей об их сносе. Особое внимание стоит уделить установлению границ, если планируется строительство капитального забора, т.к. в случае судебного оспаривания приграничной земли соседи вправе требовать сноса, и гарантий принятия судьей решения в пользу владельца забора нет.

Тема установления границ и принадлежности граничащих частей земли, не теряет своей актуальности. Не редкость случаи самовольного захвата чужих территорий, что ведет к расхождению между документами на участок и реальным положением вещей.

Из-за того, что закон не требовал обязательного уточнения границ в прошлом, в настоящий момент многие собственники наделов сталкиваются с неприятными разбирательствами с соседями, привлечением различных государственных структур, судебных инстанций, адвокатов и т.д. Избежать лишних трат и защитить свою территорию позволит уточнение границ земельного участка и регистрация местоположения объекта недвижимости.

Описание процедуры

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

  1. Сбор необходимой документации на землю, которая далее потребуется для межевого дела.
  2. Полученные сведения далее передаются в предварительно выбранную геодезическую организацию, чтобы изучить конкретную ситуацию и обстоятельства, при которых будут проводиться работы по установлению пограничных линий.
  3. Оповещение заинтересованных сторон о процедуре, сообщение места, времени. Правила требуют присутствия всех собственников прилегающих участков, согласовывая с ними линию между участками.
  4. Проведение кадастровым специалистом работ на выезде: съемка, измерения, учет расположения отдельных объектов, заборов.
  5. Линия границ определяется в присутствии заинтересованных сторон, а по завершении согласования подписывают акт об определении границ.
  6. Обработка полученных сведений и подготовка межевого плана участка.
  7. Урегулировав межевые вопросы, составленный документ направляют на проверку Кадастровой Палате, которая формирует новый кадастровый паспорт с указанием актуальных параметров и границ.

Уточнить пределы участка может собственник земли, имеющей статус «ранее учтенной». В дальнейшем, выданный документ дает полное право распоряжаться участком по собственному усмотрению, включая строительство и оформление в аренду, наследство и т.д.

К положительным моментам процедуры относят:

  • Более простая процедура купли-продажи, оформления иных юридически важных сделок, связанных с отчуждением и арендой.
  • Узаконивание фактических границ в соответствии с действующими требованиями.
  • Юридическая защита прав собственника, значительно снижающая риск судебных тяжб и отчуждения части земли из приграничной зоны.

На основании полученного документа землевладелец вправе получить новые документы, с учетом тех изменений, уменьшением, увеличением площади, согласованных при уточнении границ.

Кто инициирует уточнение границ земельного участка

  1. Действия по определению пределов участка инициируют при обращении к кадастровым специалистам, в лицензированные геодезические организации.

  2. Уточнение проводят на основании:
  • заявления от самого хозяина земли;
  • письменного обращения владельцев смежных территорий;
  • решение суда по земельным спорам;
  • при обращении местной администрации;
  • по инициативе уполномоченного госоргана, отвечающего за регистрацию имущественных прав по территории.

Документы для кадастрового специалиста

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок и особенности

Некоторые из документов уже есть у землевладельца. Другие придется заказывать для подготовки к процедуре.

Основными бумагами для геодезической службы служат:

  • выписка из Кадастрового Реестра;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право на землю (свидетельство о праве собственности и т.д.);
  • бумага с информацией о присвоенном наделу адреса.
  • Рекомендуется уточнить список при предварительном посещении организации, обсудив детали и особенности установления границ в конкретном случае.

Полный перечень зависит от вида разрешенного землепользования, основания для получения имущественного права. В отдельных случаях собственникам приходится обращаться к записям из архива.

Перечень выездных работ кадастрового инженера

После согласования деталей процедуры, кадастровый инженер в назначенный день выполняет следующие кадастровые работы по уточнению границ земельного участка:

  1. Провести топографическую съемку.
  2. Сфотографировать надел с прилегающей территорией.

  3. Измерить расстояние между точками и угол наклона по отношению к горизонту.
  4. Определить контрольные точки с точным местоположением их и сопоставлением фактических границ с контрольными точками.

В качестве контрольных точек определяют спецмаячки GPS, используемые ориентиром для фиксации поворотных пунктов и точек на границе участка.

Исправление кадастровой ошибки

 

Ситуации, когда в результате проведения геодезических мероприятий выявляются случаи наложения границ участков, пересечения со смежными территориями, называют кадастровой ошибкой.

Для исправления несоответствия проводят дополнительные работы с межеванием, либо решают вопрос в судебной инстанции. Корректировка требуется не всегда, а лишь в случаях ощутимых расхождений.

Следующие обстоятельства требуют исправления кадастровых бумаг:

  • Обнаружены противоречия в информации, имеющейся в базе данных кадастрового учета.
  • Выявлено наложение участков по краям.
  • Есть нарекания к качеству выполнения кадастровых работ.
  • Естественное изменение территории вследствие происходящих с течением времени корректировок конфигурации участка с учетом особенностей рельефа и почвенного состава.
  • Допущение ошибок в топографических измерениях кадастровым специалистом.
  • Ошибки при обработке полученной информации и ее внесении в реестр.

Устранение ошибки требует предварительного определения причины. Если кадастровая ошибка появилась по вине действий специалиста по геодезии, ответственность за исправление возлагается на него с обязательством проведения новых замеров и обработки сведений по топографической съемке.

Если все расчеты и замеры выполнены верно, но по факту в базе Реестра появились искаженные данные, собственник обращается с требованием к Кадастровой Палате исправить ошибку.

В случае отказа от исправления, землевладелец получает официальный отказ в письменном виде, с дальнейшим проведением межевых работ за свой счет.

Далее получить возмещение дополнительных расходов можно через иск в отношении работников кадастровой службы в суд.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Читайте также:  Комментарий 16168 к статье: исковое заявление в мировой суд - образец

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 г. «О кадастровой деятельности», далее — Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);- при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее — Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);- пожизненного наследуемого владения;- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Образец межевого плана и порядок действий, как уточнить границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет ранее

Показать содержание

Читайте также:  Образец договора мены векселей

Что это такое?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это вид кадастровых работ, предназначенный для определения координат поворотных точек участка, в соответствии с чем устанавливается:

  • местоположение ЗУ в окружающем контексте;
  • его точная площадь;
  • конфигурация.

Также, уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника надела. Во время процедуры допускается дооформление прилегающей бесхозной земли, в соответствии с нормами Федерального закона № 171-ФЗ, от 23.06.14 г.

Кадастровые работы входят в процедуру межевания, являясь её итогом. В виде электронной копии, составленной кадастровым инженером, передаются в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Перенесённые на бумажный носитель и обеспеченные соответствующими актами, передаются правообладателю участка.

Бланк и образец заполнения акта согласования границ ЗУ с соседями.

Теперь выясним, что такое уточнение границ земельного участка, которые не установлены согласно законодательству.

Уточнение границ ранее учтённого ЗУ

Это процедура, требующая внесения изменений в сведения, хранящиеся в регистрационном банке ГКН. Происходит уточнение границ ранее учтенного земельного участка в случае выявления кадастровой ошибки, допущенной при предшествующем межевании.

Подробнее узнать, что делать, если границы ЗУ не установлены или установлены с ошибкой можно в другой нашей статье.

По преимуществу возникает как последствия споров между собственниками прилегающих участков. Иногда выявляется регистрирующим органом в результате проведения регистрации имущественной сделки.

В результате уточнения границ допускается увеличение площади ЗУ, на основании законных прецедентов. Так же может последовать её уменьшение, если территория надела произвольно и неправомерно расширена.

Что значит изменение границ ЗУ без изменения площади?

Изменение границ земельного участка без изменения площади – это проведение межевых линий по уточнённым координатам, которые могут связываться с более точным определением местоположения поворотных точек.

В таком случае допускается изменение конфигурации, при общем сохранении площади. Или частично изменяется местоположение надела, если один из собственников смежных участков расширил свои границы, а прилегающие земли сдвинулись, сохраняя установленные для законного использования площади. Относится к юридической и кадастровой процедуре восстановления границ.

Такие прецеденты по преимуществу возникают при наложении межевых границ. Связаны с тем, что по случайному или намеренно недобросовестному действию одного из собственников, произошёл прецедент самозахвата на основании нарушения норм ст. 7.1 КоАП РФ.

КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

  • Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
  • влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
  • Примечания:
  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Отсчитывая свою законную площадь от ошибочно установленных межевых линий, владелец сдвигает свой участок. Либо – расширяет его за счёт муниципальных земель – например, придавая ему прямоугольную форму вместо квадратной.

Незаконное использование не принадлежащей собственнику площади, приводит к нарушению порядка регистрации и имущественных прав соседей (муниципалитета). Влечёт административную ответственность и штрафные санкции (подробнее об ответственности описано здесь).

Основанием для уточнения границ и площади земельного участка может стать:

  1. Заявление собственника ЗУ.
  2. Заявление его соседа.
  3. Решение суда.
  4. Инициатива административного органа.
  5. Инициатива регистрирующего органа.

При этом следует соблюдать ряд условий, в числе которых срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Если установленные правила пользования землями были обнаружены более чем за 3 года до обращения, и существовали как приемлемая и открытая форма установленной площади, результаты межевания можно оспорить в суде в пользу лица, который установил данный негласный регламент. А если таковые существовали более 15 лет – они будут признаны на основании срока приобретательной давности.

При возникновении спора, нередко привлекается судебное решение, требующее изменение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Если ошибка выявлена при регистрации сделок с недвижимостью, на основании Федерального закона от 13.07.15 г.

, под № 218-ФЗ, допускается приостановление регистрации сделки и перепроверка внесённых ранее сведений о расположении межевых знаков.

Уточнение местоположения границ земельных участков

  • УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  • Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.
  • ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ

Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:

  1. а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или
  2. б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или
  3. в) точность определения координат  в сведениях ЕГРН не указана.

Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.

При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».

В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.

  • ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
  • Документы, на основании которых проводится уточнение границ
  • Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных
  • частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
  • пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
  • пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.
  1. Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
  2. К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:
  3. 1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:
  • Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
  • Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №  1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.

2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:

  • утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
  • проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
  • утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:

  • план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
  • фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
  • планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
  • топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
  • чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.
  • На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.
  • Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.
  • Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.
  • Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства

С момента приватизации земель в Российской федерации, начало которой положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и до настоящего времени изготовление чертежа земельного участка являлось обязательным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *