Представление аудитором сведений о клиентах в росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

23.11.2018

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
  • от 23 ноября 2018 года № 56 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАССМОТРЕНИЮ АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ АУДИТОРАМИ ПРИ ОКАЗАНИИ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ РИСКОВ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
  • 1. противодействие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

Формат представления информации определен Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110.

Отмечено, что факт уведомления аудитором Росфинмониторинга не является нарушением аудиторской тайны и не подлежит разглашению аудитором.

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс — личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

01.06.2017

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 мая 2017 года «О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу»

1. Согласно положениям статьи 7.

1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

2. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г.

№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон №307-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в Федеральном законе № 307-ФЗ является не исчерпывающим.

3.

Таким образом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в случаях, указанных в пункте 1 настоящего информационного письма, и, соответственно, должны исполнять требования российского «антиотмывочного» законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

4.

В соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее — Правила), доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — ЭП) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует;

К заявке на бумажном носителе прилагается скан-копия документа, подтверждающего право осуществлять аудиторскую деятельность, например, сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая аудиторская организация или индивидуальный аудитор являются.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП следует с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» официального сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию. Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Читайте так же:  Договор материальной ответственности кладовщика — образец

Одновременно обращаем внимание, что регистрация в личном кабинете аудиторской организации осуществляется в блоке «Регистрация юридических лиц» выбрать «Вид деятельности» — «аудиторская организация (организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг — 156), а индивидуального аудитора — в блоке «Регистрация физических лиц и индивидуальных предпринимателей» выбрать «Вид деятельности» «индивидуальный аудитор (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг —157).

После успешной первичной авторизации в личном кабинете аудиторской организации и индивидуальному аудитору следует изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Минфин РФ сообщил 10.12.2018 на своем официальном сайте о том, как аудиторы должны исполнять обязанность по передаче сведений о сомнительных сделках в Росфинмониторинг.

[2]

Обязанности аудитора по 115-ФЗ: оценка рисков и раскрытие информации

Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

С 4 мая 2018 года обязанности аудиторов изменились: стало обязательным осведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что операции аудируемого лица способствовали или могли способствовать отмыванию доходов, полученных преступных путем, или финансированию терроризма. Результаты нововведений не заставили себя долго ждать. В октябре 2019 года международная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), анализируя результаты четвертого раунда оценки антиотмывочной системы России, признала законодательство РФ надежным и соответствующим международным стандартам1. Тем не менее, как указано в РБК, подход к надзору следует усовершенствовать, а также приоритезировать преследование сложных схем, особенно касающихся средств, отмываемых за рубежом. На наш взгляд, соответствующие изменения в российском законодательстве обязательно будут, только как скоро, пока сказать сложно. А пока что аудиторам следует корректно оценивать риски клиентов и передавать, в случае необходимости, сведения в контролирующий орган (Росфинмониторинг). Об этом и поговорим в статье.

Оценка рисков проверяемого лица

При проверке хозяйственной деятельности аудируемого лица, как правило, используется риск-ориентированный подход, который заключается в выделении наиболее значимых операций по степени риска и концентрации внимания в первую очередь именно на них. Вывод о направленности сделки на отмывание денег или финансирование терроризма (ОД/ФТ) или возможной ее цели формируется исходя из анализа таких факторов, как:

  • отраслевая принадлежность проверяемого лица;
  • специфика сектора экономики, в котором проверяемое лицо ведет свою деятельность;
  • наличие типологии ОД/ФТ;
  • наличие аудиторских доказательств.

Помимо факторов, влияющих на деятельность компании и ее результаты, при рассмотрении в целом, а также в отдельном исследовании операций или групп однотипных операций аудитору требуется уделять особое внимание:

  • страновым рискам и рискам, связанным с отдельными географическими территориями, где проверяемое лицо состоит на учете и/или ведет деятельность;
  • клиентским рискам, то есть имеющим отношение к деятельности проверяемого лица и его контрагентов;
  • операционным рискам, связанным с конкретными продуктами, каналами поставок и др.

Рассмотрим вышеперечисленное более подробно.

Страновые риски возникают, если:

  • проверяемое лицо, и/или его бенефициарный владелец, и/или его контрагент признаются резидентами страны:
    • где нет, по данным из надежных источников (ФАТФ, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.), надлежащих систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения;
    • по отношению к которой введены санкции, эмбарго или меры, являющиеся их аналогами;
    • с высоким уровнем коррупции или другой преступной деятельности;
  • проверяемое лицо, и/или его бенефициарный владелец, и/или его контрагент признаются резидентами страны или географической области, где в соответствии с информацией из надежных источников финансируются или всячески поддерживаются террористические действия или где террористические организации ведут свою деятельность;
  • покупатели и контрагенты проверяемого лица, его филиалы или дочерние компании состоят на учете или ведут деятельность на территории государств, по отношению к которым введены специальные экономические меры согласно законодательству РФ «О специальных экономических мерах»;
  • покупатели и контрагенты проверяемого лица признаются нерезидентами РФ (акцентируется внимание на резидентах государств или территорий, устанавливающих льготный режим налогообложения и/или не требующих пояснительной информации при проведении финансовых сделок (офшорные зоны).

Клиентские риски ‒ это риски, которые связаны:

  • со спецификой структуры собственности, учреждений управления и др.:
    • структура собственности проверяемого лица является особенной или чересчур сложной;
    • постановка на учет покупателя проверяемого лица либо его контрагента произведена по адресу массовой регистрации юридических лиц;
    • продолжительность деятельности покупателя или контрагента проверяемого лица равна менее чем одному году с даты постановки на учет;
    • не поддающиеся объяснению нововведения в собственности проверяемого лица;
    • смена организационно-правовой формы проверяемого лица более одного раза;
    • частое и/или необъяснимое изменение состава руководства проверяемого лица;
    • несоответствие количества работников или организационной структуры проверяемого лица размеру или виду его деятельности;
  • с конкретными видами деятельности проверяемого лица, его покупателей и контрагентов:
    • иностранные некоммерческие неправительственные учреждения, их представительства и филиалы, осуществляющие деятельность на территории России, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др.;
    • существенный оборот наличности (включая продажи в розницу, общепит, торговля ГСМ и др.);
    • изготовление оружия или деятельность посредника по продаже оружия;
    • реализация предметов искусства, роскоши, легковых транспортных средств, антиквариата;
    • туристические агентства и туристические операторы, а также прочая деятельность по организации путешествий;
    • строительство;
    • консалтинговые услуги;
  • с наличием риска коррупции или хищения бюджетных средств:
    • покупателями, контрагентами или бенефициарными владельцами проверяемого лица являются иностранные публичные должностные лица, их супруги, близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные;
    • покупатель, контрагент или бенефициарный владелец проверяемого лица является российским публичным должностным лицом либо его близким родственником;
    • проверяемое лицо, его покупатель или контрагент является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны;
    • покупатель, контрагент или бенефициарный владелец проверяемого лица является должностным лицом публичной международной организации;
    • проверяемое лицо, его покупатель или контрагент является компанией, в уставном капитале которой есть доля государства;
  • с репутационным риском:
    • наличие вступивших в законную силу и не исполненных в течение длительного периода решений суда в отношении проверяемого лица как ответчика в совокупности со сделками, направленными на отчуждение имущества и/или денежных средств проверяемой компании в период, предшествующий началу судебного разбирательства;
    • наличие информации об имеющихся фактах привлечения проверяемого лица к ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, а также выявление нарушений этого законодательства в ходе планирования или проведения аудита;
  • с поведенческими рисками:
    • попытка проверяемого лица исказить понимание его деятельности, структуры собственности или характера совершаемых им сделок;
    • отказ проверяемого лица предоставить доступ к документам, объектам, а также возможность вести коммуникации с конкретными сотрудниками, потребителями, поставщиками или прочими лицами, которые могут предоставить аудиторские доказательства;
    • прессинг, оказываемый менеджментом проверяемого лица при проведении проверки, или запугивание представителей аудиторской компании, особенно при критической оценке аудитором полученных доказательств или при разрешении возможных разногласий с менеджментом;
    • отказ проверяемого лица предоставить доступ к ключевым лицам и объектам подразделения IT-технологий, в том числе лицам, занятым обеспечением безопасности, операционной деятельностью и разработкой систем;
    • необычные просрочки предоставления проверяемым лицом запрошенных данных;
    • предположения, что менеджмент проверяемого лица выполняет действия по указке третьих лиц, но не говорит об этом, в том числе не раскрывает, кто является этими лицами;
    • нежелание проверяемого лица предоставить аудитору всю информацию, необходимую для проведения аудита.
Читайте также:  Новый профстандарт 2019 года для бухгалтеров

Операционные риски ‒ это риски, которые связаны:

  • с проведением трансграничных операций:
    • операции (в том числе со связанными лицами) за рамками обычной деятельности или со связанными сторонами, которые не проверяются или аудируются другой компанией, включая операции, приводящие к оттоку средств и активов проверяемого лица;
    • операции проверяемого лица, осуществляемые на трансграничной основе в юрисдикциях, где присутствует многообразие культур и специфик ведения коммерческой деятельности;
    • банковские авуары или сделки дочерних или филиальных структур в юрисдикциях, устанавливающих льготный режим налогообложения без наличия на то экономического обоснования (экономическая цель не очевидна);
    • оплата за полученные товары и услуги поставщикам из стран, отличающихся от юрисдикций, где товары или услуги были получены;
    • существенные трансграничные переводы денежных средств без коммерческого обоснования;
    • операции по сделкам, целью которых является покупка имущества с условиями об отсрочке, рассрочке оплаты под проценты за отсрочку, рассрочке, если проценты отправляются на счета зарубежных банков;
  • с возможностью «обналичить» денежные средства:
    • операции аудируемого лица, произведенные с использованием сомнительных методов с целью максимального снижения налогооблагаемой базы утвержденной прибыли;
    • операции аудируемого лица, при которых на руках или в обработке появляются значительные суммы денежных средств;
    • операции аудируемого лица, в которых задействованы материальные ценности в запасах малого размера, высокоценные или очень востребованные;
    • операции аудируемого лица с использованием активов, легко оборачивающихся в денежные средства (к примеру, облигации на предъявителя);
    • оплата, произведенная несвязанными или неизвестными третьими сторонами, оплата вознаграждений наличными в ситуациях, не характерных для такой операции;
    • проведение большого числа операций с наличностью;
  • с оборотом ценных бумаг:
    • операции с использованием ценных бумаг, не имеющие логичной (очевидной) экономической цели;
    • операции по переводу ценных бумаг, принадлежащих аудируемому лицу, на свои собственные счета в иностранных депозитариях;
    • операции по покупке и последующему отчуждению ценных бумаг аудируемым лицом на протяжении короткого периода;
    • платеж в связи с отчуждением ценных бумаг произведен встречным представлением иных активов (преимущественно товаров), зачет встречных требований по оплате выполненных работ, оказанных услуг, либо отчуждение ценных бумаг производится как продажа в рассрочку, или с отсрочкой платежа, или в оговоренные условиями сделки сроки, когда покупатель не производит фактическую оплату ценных бумаг;
  • с возможной утратой посредством хищения, мошенничества или преднамеренного банкротства:
    • инвестиции в недвижимое имущество в завышенном или заниженном объеме;
    • завышение или занижение цен за товары и услуги;
    • неоднократное предъявление к оплате счетов за одни и те же товары и услуги;
    • множественные перепродажи товаров и услуг;
    • деятельность проверяемого лица, при которой денежные средства зачисляются на банковский счет и списываются с него, когда не возникают обязательства по уплате налогов либо налоговая нагрузка сведена к минимуму;
    • проведение операций в ситуациях, когда после их совершения сумма обязательств оказывается выше стоимости активов, которыми данные обязательства могут погашаться;
    • совершение сделки в случае, если она может быть квалифицирована как сделка с предпочтением (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
    • операции, оформляющие прощение долга по неисполненным обязательствам;
    • операции по сделкам, оформляющим передачу имущества и/или денежных средств в пользование аффилированному партнеру;
    • операции аудируемого лица, которые не относятся к сфере его деятельности;
  • с лицами, находящимися под санкциями:
    • проведение аудируемым лицом операций (сделок) с лицами, включенными в перечень компаний и физических лиц, относительно которых есть данные о причастности к экстремистской или террористической деятельности;
    • осуществление аудируемым лицом операций (сделок) в ситуациях, когда одну из сторон представляют лица, относительно которых должны быть осуществлены меры по приостановлению операций с денежными средствами или другим имуществом.

Риски ОД/ОТ возрастают при следующих обстоятельствах:

  • данные о клиентах или контрагентах проверяемого лица отсутствуют в общем доступе;
  • в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения о клиенте или контрагенте проверяемого лица и это подтверждается соответствующей записью в реестре;
  • работа с посредниками в случае, когда такое сотрудничество нелогично с экономической точки зрения;
  • значительный объем недостачи активов из состава запасов или иных материальных активов;
  • ведение деятельности проверяемым лицом в нескольких юрисдикциях при отсутствии централизованного корпоративного управления.

Перечень рисков является открытым и может изменяться аудитором в зависимости от обстоятельств, складывающихся при взаимодействии с проверяемым лицом.

Уведомление Росфинмониторинга

Передача аудитором сведений о проверяемом лице в Росфинмониторинг при наличии соответствующих обстоятельств не признается нарушением аудиторской тайны. Более того, ему строго воспрещается информировать об этом своего клиента (проверяемое лицо).

Сотрудники Росфинмониторинга принимают информацию от аудитора в виде электронных сообщений. Формы документов, необходимые для заполнения, размещены непосредственно в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга.

Подготовка документов (указанной выше формы) может производиться с помощью специальных программ, учитывающих требования к подаче таких документов. Передаваемый файл должен быть подписан квалифицированной электронной подписью.

При невозможности отправки сведений, необходимых для проверки сотрудниками Росфинмониторинга, данные с сопроводительным письмом передаются на машинном носителе в виде электронного документа в формате хml-файла, или лично, или заказным письмом по почте с уведомлением о вручении.

На аудитора при этом возлагается обязанность следить за соблюдением мер, исключающих неконтролируемый доступ к документам во время их доставки.

С этой целью сопроводительное письмо и машинный носитель должны быть упакованы таким образом, чтобы их повреждение или извлечение было невозможно без нарушения целостности упаковки.

1 Источник информации, указанной в анонсе: Казарновский П. ФАТФ посоветовала России усилить борьбу с зарубежными «прачечными» // РБК. – 2019.

Минфин предписал аудиторам блокировать средства подозрительных клиентов :: Экономика :: РБК

Блокировки с санкции Росфинмониторинга

Новый закон, накладывающий на аудиторов и бухгалтеров дополнительные обязанности, принят 18 марта. В это время в России проходила масштабная проверка FATF. Итоги оценки антиотмывочной системы станут известны в октябре.

Согласно поправкам, аудиторы должны:

  • разработать правила внутреннего контроля и назначать ответственных должностных лиц;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев компании-клиента;
  • фиксировать и хранить информацию.

Аудиторские организации могут предоставлять бухгалтерские услуги, совершать операции по поручению клиента, управлять его активами и т.д.

В этом случае они обязаны заморозить средства или иное имущество клиента не позднее одного дня с даты его включения в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму.

Но блокировки коснутся и «не дотягивающих» до включения в этот список лиц, но признанных подозрительными межведомственной комиссией.

Заморозка средств возможна только с разрешения Росфинмониторинга, подчеркивает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. «Компания может нести важные обязательства по оплате, и блокировка причинит бизнесу существенные убытки вплоть до расторжения договора», — отметил он.

  • Еще одно новое требование — выявлять среди клиентов публичных должностных лиц: чиновников, функционеров Центробанка, федеральных служб, госкорпораций, иностранных публичных должностных лиц и представителей международных организаций.
  • При высокой степени риска коррупции и хищения бюджетных средств аудитор должен принять такого клиента на обслуживание только с письменного разрешения руководителя обособленного подразделения по контролю и обязан определить источник происхождения средств, уделить повышенное внимание к операциям таких клиентов и их родственников.
  • «Поправки добавят работы небольшим компаниям — в крупных организациях это уже давно стало частью внутренних процедур», — пояснил РБК руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.
  • Однако у банков больше полномочий при проверке потенциальных клиентов: в отличие от аудиторов они могут запрашивать документальные подтверждения, подчеркивает партнер EY Игорь Буян.

Ответственность — запрет на профессию

Несоблюдение предписаний может обернуться для аудитора претензиями при проверке со стороны Казначейства, предписаниями и штрафами, а в тяжелых случаях дисквалификацией. «Последствия могут быть жесткими вплоть до исключения из саморегулируемой организации и отлучения от профессии», — предупредил Буян.

Изменения аудиторы восприняли без энтузиазма. «Мы надеемся, что новые требования и рекомендации будут в рамках стандартов проверки финансовой отчетности», — добавил Буян.

«Что касается перекладывания государственных функций, на мой взгляд, в борьбе с терроризмом и коррупцией должны участвовать все, и аудиторы должны знать своих клиентов и ограничивать работу с теми, кто вовлечен в криминальную деятельность», — считает Алтухов.

Подробнее о новых обязанностях аудиторов — в материале «РБК Pro».

Ольга Агеева

При участии: Максим Солопов

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом

6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.

За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.

В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.

Содержание рекомендаций

Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г.

№ 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.

Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.

В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.

Основные критерии определения риска

Рекомендациями определены три основные группы рисков:

  1. Страновые — связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
  2. Операционные — связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
  3. Клиентские — связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.

В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:

  • проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
  • контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
  • контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».
Читайте также:  Комментарий 14923 к статье: соглашение о расторжении договора аренды – образец

К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:

  • операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
  • банковские авуары;
  • операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
  • операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
  • большое количество операций с наличными деньгами;
  • многочисленные перепродажи товаров и услуг;
  • инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
  • прощение долга по неисполненным обязательствам.

К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:

  • регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
  • интенсивный оборот денежных средств;
  • осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
  • отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
  • необычные задержки предоставляемой информации.

Дополнительные критерии и факторы риска

Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.

При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.

2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.

Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:

  • необоснованная поспешность в проведении операции;
  • заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
  • осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:

  • отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
  • отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
  • наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
  • привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
  • существенная недостача материальных активов.

Уведомление Росфинмониторинга

Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.

Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа.

При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.

Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.

Как новые правила повлияют на бизнес?

Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.

Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов.

Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям.

Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.

Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности.

Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается.

Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?

В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.

Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо.

С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.

При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.

Как предотвратить признание операций подозрительными?

Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы.

Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства.

С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».

Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.

Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.

Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум.

Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами.

Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.

Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.

Каждый «чих» уйдет в Росфинмониторинг. Чихайте с разрешения!

Добрый день, уважаемые коллеги.

Продолжаю обзор законодательства. Знаете, у меня появилось правило: все документы, которые выходят из недр государственных органов, я называю «замечательными».

В наше время, если вдруг назовешь документ «незамечательным», социальная группа может обидеться.

Все социальные группы, будь то социальная группа Правительства, Госдумы или полиции, выпускают, безусловно, замечательные документы во благо бизнесменам.

Эти документы относятся к любой компании, которая привлекает аудиторов. Неважно, привлекаете вы аудиторов для цели проведения стандартного аудита или в качестве консультанта. Также эти документы относятся к бухгалтерско-аудиторским компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги. В том числе, эти два документа относятся к тем бизнесменам, которые передали свою бухгалтерию на аутсорсинг.

Итак, первый документ: Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22 «О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Раньше, если аудитор видел, что компания, по его мнению, подпадает под сотню многочисленных критериев отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористов, «аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев)». Т.е. раньше аудитор был обязан направить подобную информацию учредителям, директорам, и в течение 90 дней они должны были предпринять соответствующие меры. Теперь все по-другому.

Если аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то аудитор обязан уведомить об этом Росфинмониторинг. Причем уведомить, не уведомляя учредителей или директоров аудируемой компании. Крайне интересный документ…

Как все будет происходить – прочитайте в документе. В этом информационном сообщении дана многочисленная нормативная база, которую вы должны изучить.

В частности, аудиторы будут использовать специальную Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

№115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

При этом аудиторы не обязаны разглашать информацию. А передача аудиторами информации в Росфинмониторинг «не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)».

На кого распространяется эта инструкция? Цитирую: «на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы». Т.е. не только к аудиторам, но и к компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги.

Второй документ уже более детально расписывает, что должны делать индивидуальные предприниматели-бухгалтеры, бухгалтерские компании или бухгалтерско-аудиторские компании в отношении своих клиентов.

Документ называется так: Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Процитирую наиболее важные моменты. Пункт 1: «Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Давайте посмотрим, при каких обстоятельствах бухгалтерская компания на аутсорсинге будет «стучать» в Росфинмониторинг. Не хочу писать отсебятину, ведь вопрос серьезный. Если бизнесмен передал ведение своей бухгалтерии аутсорсинговой компании, наверняка, он рассчитывает на конфиденциальность, какую-то секретность.

И, наверное, бизнесмен не хочет, чтобы эта информация ушла в Росфинмониторинг, а затем автоматически  в банки. Я насчитал 25 служб, которые подключены к системе Росфинмониторинга и имеют право пользоваться этой информацией. Наверное, бизнесмены пока не готовы в онлайн-доступе подключиться к спецслужбам и сливать всю информацию… Нас к этому готовят.

Поэтому  важно знать, куда эта информация уйдет.

Читайте также:  Выход на пенсию в 2019 году - таблица

Цитирую пункт 4: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее – лица, оказывающие бухгалтерские услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ».

Что это за меры? Пункт 5 со ссылкой на статью 7.1 № 115-ФЗ. Итак, организации по всем вышеперечисленным основаниям, обязаны:

«5.1. Разработать правила внутреннего контроля. При разработке правил внутреннего контроля рекомендуется руководствоваться Постановлением № 667.

5.2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля для лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, установлены Постановлением № 492

5.3. Идентифицировать клиента (клиент — лицо, находящееся на обслуживании)…».

Куча нормативной базы… Подробно написано, как идентифицировать: необходимо собрать огромное досье на клиента.

Что же будет являться основанием документального фиксирования информации о своем клиенте и передача этой информации в Росфинмониторинг. Ну, например, запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Если бухгалтер посчитает, что у вас нет очевидного экономического смысла – «тук-тук» в Росфинмониторинг.

Если сделка не соответствует целям деятельности организации, установленными учредительными документами, информация уйдет в Росфинмониторинг.

Или, допустим, цитирую: «выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Казалось бы, ни о чем… Нет! Для этого нужно знать №115-ФЗ. Чихнул – информация ушла в Росфинмониторинг. Потому что мне показалось, что во время чихания ты таким образом подавал сигналы террористам. Не надо чихать.

Чихать надо с разрешения! Чтобы это соответствовало закону… Еще один момент мне нравится: «Основаниями документального фиксирования информации являются: иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Знаете, все перевернуто с ног на голову… Например, обналичка относится к отмыванию доходов, полученных преступным путем. Я знаю, о чем говорю. Что такое «отмывание доходов, полученных преступным путем»? Например, кто-то продал наркотики и деньги от продажи, например, вложил в недвижимость.

Эта операция будет отмыванием доходов, полученных преступным путем. Или, к примеру, кто-то не оприходовал деньги по кассе. Если сумма большая, эта операция может попасть под состав преступления… Транзитные операции – отмывание доходов. Снял деньги со счета –  отмывание доходов. Положил деньги на счет – отмывание доходов.

Попросил коммерческий банк поскорее провести операцию – попал под подозрение.

Что бы ты ни делал, ты можешь подпасть под критерии отмывания доходов, полученных преступным путем… Да, возможно, потом ты сможешь доказать коммерческому банку, что никакого отмывания доходов не было, подтвердишь легальность происхождения денежных средств, уплату налогов, предоставишь первичку, но головняк ты получишь. Поэтому надо знать, с чем можно столкнуться.

В этом документе много-много всего написано.

Вот, например: «Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (далее – ФЭС)… ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью». Дальше написано, что должно содержать сообщение. Главное, бизнесмен об этом даже знать не будет…

Цитирую еще один «шедевр»: «Кроме того, лица, оказывающие бухгалтерские услуги, целесообразно участвовать в добровольном сотрудничестве с Росфинмониторингом путем заполнения опросных листов, анкет в Личных кабинетах». Понятно, господа бухгалтеры? Вы должны не только подключиться к системе Росфинмониторинга, создать личный кабинет и передавать информацию, но и добровольно заполнять соответствующие опросные листы.

Рекомендации

Если вы создали бухгалтерию на аутсорсинговую, обязуйте директора этой организации зарегистрироваться в Росфинмониторинге.

Я надеюсь, что аутсорсинговая компания, которая обслуживает вашу группу компаний, будет действовать на основе здравого смысла.

И, сотрудничая с Росфинмониторингом, будет передавать ту информацию, которая не будет подпадать под отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Я 15 лет работаю в области легализации бизнеса. Я точно знаю, что вы, бизнесмены, никогда в жизни не занимались отмыванием доходов, полученных преступным путем. Вы никогда не финансировали террористов или экстремистов.

Во всяком случае, через меня проходят тысячи людей, и мы таких не встречали. Поэтому вам опасаться нечего. Пусть ваша бухгалтерская компания спокойненько зарегистрируется в Росфинмониторинге.

Продолжайте спокойно работать, зная эти замечательные инструкции.

Более подробно об этом мы поговорим на ближайшем семинаре, который пройдет 30-31 мая в Москве. Два дня я буду давать законные решения по оптимизации налогов, обеспечению безопасности активов, субсидиарке. Целых два дня.

Приглашаю – не пожалеете.

Спасибо. Удачи в делах.

ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР В МОСКВЕ 30-31 МАЯ

Ссылки на нормативную базу:

Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22

  • Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной №115-ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110
  • Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • (Visited 113 times, 1 visits today)

О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, информационное сообщение минфина россии от 25 апреля 2018 года №ис-аудит-22

Действующий с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), среди прочего, определяет роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

________________

Далее аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вместе «аудиторы».

Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые непосредственно к аудиторам в отношении ПОД/ФТ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ вступает в силу 4 мая 2018 г.

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании аудиторских услуг

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (ранее — аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев).

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские услуги — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. N 33н (см. Информационное сообщение от 14 июля 2015 г.).

В соответствии с Международными стандартами аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» и 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н, аудитор обязан выявить недобросовестные действия аудируемого лица, которые приводят к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности последнего, а также рассмотреть законодательные и иные нормативные акты, оказывающее влияние на эту бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Порядок уведомления аудитором Росфинмониторинга

Уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 115-ФЗ (ранее — в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»: аудитор должен был информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя и лишь в случае, если указанные лица не принимали в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора, — Росфинмониторинг).

В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82. Формат представления информации в Росфинмониторинг определен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110 (см. Информационное сообщение N ИС-аудит-17).

Факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

— не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

— не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании иных услуг

Согласно пункту 1 статьи 7.

1 Федерального закона N 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы.

В связи с Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ указанные требования не претерпели никаких изменений.

Использование личного кабинета на Интернет-сайте Росфинмониторинга

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс — личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Личный кабинет предназначен, в частности, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.

Порядок ведения личного кабинета, доступа к нему и его использования устанавливается Росфинмониторингом (см., например, Информационные письма Росфинмониторинга от 30 мая 2017 г. и 26 января 2018 г.).

  • Департамент регулирования
  • бухгалтерского учета,
  • финансовой отчетности и
  • аудиторской деятельности
  • Минфина России
  • Электронный текст документа
  • подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  • официальный сайт
  • Минфина России

www.minfin.ru, 26.04.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *