Как определить плату за содержание жилого помещения в мкд, где не создано тсж

Как определить плату за содержание жилого помещения в МКД, где не создано ТСЖ

Выводы суда: решениями общего собрания ТСЖ установлены различные размеры платы за содержание и ремонт общего имущества для собственников квартир и собственников нежилых помещений в доме. Указанные решения не признаны недействительными, а потому плата за содержание и ремонт должна взыскиваться по утвержденным ТСЖ ставкам. См. по теме: «Различные размеры платы за содержание и ремонт общего имущества МКД для собственников квартир и нежилых помещений».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ президиума Хабаровского краевого суда

г. Хабаровск 19 марта 2012 года

Президиум Хабаровского краевого суда в составе председательствующего Братенкова С.И., членов президиума Веретенникова Н.Н., Сосновского А.В., Мироновой Л.Ю., Павловой А.А., при секретаре Галактионовой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по надзорной жалобе Николаева В.П.

на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 августа 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 ноября 2011 года по иску Товарищества собственников жилья «Трифорт» к Николаеву В.П.

о взыскании задолженности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества.

Выслушав доклад члена президиума Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения представителя заявителя Николаева В.П. Вечерко А.Ю., действовавшей по доверенности от .

председателя Товарищества собственников жилья «Трифорт» Лапекиной С.И., представителя Товарищества собственников жилья «Трифорт» Мусаткиной Н.Н., действовавшей на основании доверенности от .

изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда

Товарищество собственников жилья «Трифорт» обратилось в суд к Николаеву В.П. с иском о взыскании задолженности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в сумме . неустойки в сумме . возмещении судебных расходов в размере .

ссылаясь на то, что ответчик, являясь собственником нежилых помещений . площадью . и нежилых помещений . площадью . расположенных в доме .

не производит оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по тарифам, установленным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также дополнительных услуг по сбору и вывозу бытовых отходов.

При рассмотрении дела представитель истца неоднократно изменял исковые требования, в окончательной форме просил взыскать с ответчика задолженность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с . по . в сумме . проценты за пользование чужими денежными средствами в размере . всего . возместить судебные расходы на оплату государственной пошлины.

Определением суда от 17 февраля 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Предприятие «Дружба».

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 19 августа 2011 года исковые требования ТСЖ «Трифорт» удовлетворены. С Николаева В.П.

в пользу ТСЖ «Трифорт» взыскана задолженность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в сумме . проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме .

в возмещение расходов на оплату государственной пошлины .

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 ноября . г. решение районного суда оставлено без изменения, кассационная жалоба Николаева В.П. — без удовлетворения.

В надзорной жалобе Николаев В.П. просит отменить принятые по делу судебные постановления, ссылаясь на допущенные судами при разрешении дела существенные нарушения норм материального права.

Исходя из положений статей 2, 4 Федерального закона от 09 декабря 2010 года №353-Ф3 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» жалоба заявителя на вступившие в законную силу судебные постановления, поданная в д. XXX декабря 2011 года, рассматривается по правилам, действовавшим на день ее подачи.

Изучив доводы надзорной жалобы, материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя заявителя Вечерко А.Ю.

, просившей отменить принятые по делу судебные постановления, принять новое решение об отказе в иске по основаниям, изложенным в жалобе, представителей Товарищества собственников жилья «Трифорт» Лапекиной С.И., Мусаткиной Н.Н.

, возражавших против отмены судебных постановлений, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения надзорной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

В силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами районного суда.

Кроме того, в жалобе указывается на отсутствие утвержденной общим собранием сметы расходов, в связи с чем заявителем оспаривается правильность выводов суда о размере понесенных истцом расходов, с учетом которых определена сумма задолженности.

Размер платы определен без учета доли ответчика в общем имуществе.

Оплата услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по утверждению ответчика, была произведена и обязанность по содержанию общего имущества исполняется надлежащим образом.

  • Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
  • На основании статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
  • Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
  • Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 245 ГК РФ и статьи 15 ФЗ РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ доля собственника в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме.

Статьей 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Договор переуступки долга между юридическими лицами

Согласно статье 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Являясь собственником нежилых помещений в многоквартирном доме . Николаев В.П. обязан вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Судами первой и второй инстанции сделан обоснованный вывод о том, что плата за содержание общего имущества многоквартирного дома .

для собственников нежилых помещений решениями общего собрания ТСЖ «Трифорт» установлена на 2007 год – в размере 30 рублей с 1 квадратного метра площади, на 2008 год – в размере 30,10 рублей с 1 квадратного метра площади, на 2009 год – в размере 36 рублей с 1 квадратного метра площади.

Указанные решения общего собрания ТСЖ «Трифорт» не признавались в установленном законом порядке недействительными. Решения общего собрания ТСЖ «Трифорт» об утверждении размеров платы за содержание общего имущества многоквартирного дома на 2007 и 2008 годы не оспаривались Николаевым В.П..

Решение общего собрания ТСЖ «Трифорт» об утверждении размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома на 2009 год было оспорено Николаевым В.П. в судебном порядке, однако вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.

Хабаровска от 28 сентября 2010 года в удовлетворении его исковых требований отказано.

Приведенные в надзорной жалобе доводы заявителя достаточных оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений не содержат.

Ссылка заявителя на неправильность выводов районного суда о размере понесенных истцом расходов, с учетом которых определена сумма задолженности, не может быть принята во внимание, поскольку в силу положений статей 198, 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка представленных сторонами доказательств относится к компетенции судов первой и второй инстанции, в связи с чем надзорная жалоба подлежит отклонению, а обжалуемые заявителем судебные постановления оставляются без изменения.

Руководствуясь статьей 387, пунктом 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда

надзорную жалобу Николаева В.П. оставить без удовлетворения, решение Центрального районного суда г.

Хабаровска от 19 августа 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 ноября 2011 года по иску Товарищества собственников жилья «Трифорт» к Николаеву В.П. о взыскании задолженности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества — без изменения.

  1. Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
  2. [2]

Как определить плату за содержание жилого помещения в МКД, где не создано ТСЖ

  • 1. в домах, где созданы ТСЖ, жилищные кооперативы
  • — органами управления ТСЖ (общим собранием членов ТСЖ), или кооператива;
  • 2. в домах, где не созданы ТСЖ, кооперативы
  • — общим собранием собственников помещений жилого дома с учетом предложений управляющей организации ( устанавливается на срок не менее чем один год);
  • 3. в домах, в которых собственники помещений не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом
  • — органами местного самоуправления

Необходимо отметить следующее.

Требование со стороны управляющей организации или ТСЖ об оплате услуг за обслуживание и ремонт тогда будет законным, когда выставляемая к оплате сумма не выходит за пределы тарифа, который был утвержден в установленном порядке. Если, к примеру, размер платы за содержание и ремонт — 15 рублей и вы являетесь собственником помещения, площадью 100 кв. м.

, то должны производить оплату в размере 1500 рублей в месяц. Выставление счета в 2000 рублей с мотивировкой «неотложный ремонт» «неотложные нужды» не влечет обязанности собственника уплатить указанную сумму в части, превышающей 1500 рублей, кроме случая, когда решение о повышении размера оплаты было принято в надлежащем порядке. Такое решение (например общего собрания членов ТСЖ в части утверждения сметы) может быть обжаловано в суде. Если вы не обжаловали решение в суде, либо суд отказал в удовлетворении заявления, платить придеться по утвержденному тарифу (в нашем примере это 2000 рублей).

По данной теме рекомендуем:

Обзор судебной практики обжалования решений общего собрания собственников помещений в жилом доме, общего собрания членов ТСЖ», в частности, раздел «Оспаривание решений общего собрания членов ТСЖ об утверждении сметы доходов и расходов, взносов, установлении различного размера оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых и нежилых помещений»

Как определить плату за содержание жилого помещения в МКД, где не создано ТСЖ

Автострахование

Жилищные споры

Земельные споры

Административное право

Участие в долевом строительстве

Семейные споры

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Собственник нежилого помещения платить за содержание и ремонт обязан
  1. «Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» — это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.
  2. Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
  3. Из данной нормы права следует, что вне зависимости от того, какие расходы по содержанию несет собственник помещения, он обязан платить также и за содержание и ремонт общего имущества всех собственников помещений жилого дома.
Читайте также:  В международных перевозках будут применяться электронные накладные

Более того, как следует из сложившейся судебной практики, в предмет доказывания по делам о взыскании с собственника помещения платы за обслуживание и ремонт не входит подтверждение фактических расходов ТСЖ или управляющей организации. По данному вопросу Высший Арбитражный Суд РФ сформировал правовую позицию в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ, где указал следующее:

«Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.

Несение обществом самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 Гражданского кодекса».

Таким образом, если, например, общим собранием членов ТСЖ или органом местного самоуправления (в случае если управляющая организация отобрана по конкурсу) установлен размер оплаты за содержание и ремонт в 15 рублей с одного метра, то собственник хоть жилого, хоть нежилого помещения обязан оплачивать ежемесячно сумму равную площади принадлежащего ему помещения умноженную на тариф (в нашем случае, равный 15). При рассмотрении дела по иску ТСЖ или управляющей организации о взыскании к должнику, суд мало будут интересовать детали оказания услуг.

Читайте так же:  Особенности негаторных исков в гражданском праве

Из судебной практики

Блог

Как определить плату за содержание жилого помещения в МКД, где не создано ТСЖ

Имея за плечами более 800 проведенных семинаров для управляющих компаний и ТСЖ, могу смело сказать, что обсуждение платы за управление и всего, что с ней связано всегда превращается в жаркий спор. Основные баталии возникают вокруг вопросов связанных с бухгалтерским и налоговым учетом платы за управление, необходимости актирования данной услуги с собственниками помещений, структуре этой платы и т.д. Так как вопросы постоянные, то  решился написать цикл статей, в которых попытаюсь «разжевать» общественности особенности данной строки в квитанции.

Начнем издалека.

Кто бы что ни говорил, но управляющая организация «заходит на МКД» не для удовлетворения потребностей жителей (для этого есть государство и лица противоположного пола), а для получения прибыли.

Прибыль в свою очередь – самый страшный раздражитель для огромного количества собственников помещений, так как они по-настоящему уверовали в то, что обслуживание их МКД стоит копейки, и инфляция на затраты управляющих компаний не распространяется.

Государство в п.2 ст.

162 ЖК РФ прямо указало, что управляющая организация (далее по тексту – УО) по договору управления «обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам…».

Обратите внимание на текст выше и увидите, что в нем услуги управления отделены от услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также от коммунальных услуг, поэтому давайте сразу определимся, что плата за управление МКД – это плата за отдельный вид деятельности УО, хоть и может включаться в состав платы за содержание жилого помещения в соответствии с пп.2 п.1 ст.154 ЖК РФ.

На практике плата за управление может быть:

  1. выделена отдельной строкой в платежном документе;

  2. в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но выделена отдельно в перечне работ и услуг;

  3. в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но НЕ выделена отдельно в перечне работ и услуг.

Первый и второй варианты, указанные выше безопасны с точки зрения последствий «войнушки» за деньги УО, а вот третий вариант чреват ооооочень нехорошими последствиями.

Проблема в том, что хотя это прямо и не написано в нормативно-правовых актах, суды однозначно дают понять, что есть деньги, принадлежащие собственникам помещений, и есть деньги, которые после оплаты собственникам уже не принадлежат.

Так ВС РФ в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.

2018 N 304-ЭС18-7866 по делу N А46-15897/2016 (на самом деле таких определений уже сотни) указал, что взносы собственников в виде платы за содержание жилого помещения «имеют целевой характер и не поступают в собственность Общества».

Что все это значит на практике?

А значит это то, что если УО не отделит мух от котлет, а правильнее свои деньги от «их» денег, то может получится так, что своих денег у нее попросту не будет.

Судьи из решения в решение говорят о том, что если УО не выполнила работы, то денежные средства остаются на лицевом счете МКД и если предположим МКД «ушел», то «неосвоенные» денежные средства должны быть возвращены собственникам помещений как неосновательное обогащение.

С точки зрения нашего достаточно «укуренного» законодательства, регулирующего сферу управления МКД списание денежных средств с лицевого счета МКД возможно только после подписания акта выполненных работ между представителем собственников помещений в МКД и управляющей организацией (п.4.11 ГОСТ Р 56192-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»).

И тут из-за угла вылазит 2 проблемы:

  1. в МКД некому подписывать акты выполненных работ, потому что настоящих буйных мало и никто председателем совета дома стать не решился;

  2. а как вообще можно заактировать работы по управлению???

Первую проблему можно обойти через договор управления или общее собрание собственников (если интересно – пишите в х и напишу подробный FAQ), а вторая проблема на самом деле зачастую неразрешима.

Есть «замечательный» документ, который называется Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.

2013 №290 (далее по тексту – Правила №290). Так вот в п.

9 Правил №290 указано, что «сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома».

Если «провалиться» по ссылке в этом пункте, то вы увидите саму форму акта, которая утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Обратили внимание, что ни в названии документа, ни в самой форме не говорится об актировании услуги по управлению?

И это абсолютно верно, так как:

  1. ЖК РФ разделяет услуги по содержанию и ремонту общего имущества от услуги управления (п.2 ст.162 ЖК РФ);

  2. невозможно актировать с каждым домом услуги по заполнению ГИС ЖКХ, походам юристов в суд, раздумья главбуха и экономиста по вопросу отражения тех или иных данных в отчете по исполнению договора управления и других работ, которые согласно Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее по тексту – Правила №416) относятся к услуге управления.

  3. детализация работ по управлению в перечне работ и услуг попросту невозможна, так как невозможно запланировать и впоследствии обосновать то, что не носит материального характера.

    Вы же в рабочее время читаете эту статью и вам за это платят собственники. Если они все сидят рядом и актируют этот процесс – передайте им от меня привет.

    Многие возразят, что мол мы детализируем всё как положено… Тогда у меня лично вопрос – КАК вы это делаете?

А теперь вернемся к тому, что было чуть выше по тексту и разберем ситуацию, когда плата за управление в перечне работ не выделена и включена в состав платы за содержание жилого помещения.

Ответьте мне на несколько вопросов (пишите в комментах):

  1. как вы будете отделять свои деньги (за родненькое управление) от «их» денег за содержание и ремонт?

  2. как вы будете актировать внутри услуги содержание и ремонт выполнение работ по управлению?

  3. ну и наперед, как вы будете применять льготу по пп.30 п.3 ст.149 НК РФ в части освобождения от НДС?

Если продолжение интересно – напишу вторую часть.

С уважением, ваш товарищ Сталин)))

Размер платы за содержание жилья

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы.

Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.

Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.

Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

**************************************************

Ранее на сайте АКАТО были опубликованы статьи, содержащие разъяснения, какие категории работ и услуг входят в состав «содержания жилого помещения» и кто имеет право устанавливать конкретный перечень таких работ и услуг. В настоящей статье рассмотрен порядок установления размера платы за содержание жилого помещения.

Суть лжетеории

Рассматриваемая в данной статье теория гласит, якобы размер платы за содержание жилого помещения устанавливается то ли управляющей организацией (УО), то ли председателем ТСЖ, то ли органами государственной власти.

Чаще всего аргументация сторонников теории строится по простой логике — кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг.

Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку органы государственной власти субъекта РФ устанавливают тарифы на коммунальные услуги и нормативы их потребления, то эти же органы устанавливают и размер платы за содержание жилого помещения.

Поскольку приведенная аргументация довольно невнятна, целесообразно вести речь не об опровержении лжетеории, а о разъяснении порядка утверждения размера платы за содержание жилых помещений.

  • Рассмотрим два наиболее распространенных случая:
    – управление домом управляющей организацией;
  • – и управление домом ТСЖ.

Кто устанавливает размер платы при управлении домом ТСЖ?

  1. Статья 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает:
    «Товарищество собственников жилья обязано:

    2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;

    4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;
  2. 5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество

».

Очевидно, что исполнение перечисленных обязанностей требует определенного финансирования. И указанное финансирование обеспечивается за счет средств, взимаемых с собственников помещений многоквартирных домов (МКД) за услугу «содержание жилого помещения».

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:
«1.

Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Читайте также:  Не постановка на учёт обособленного подразделения влечёт налоговую ответственность только за непредставление документов

Из представленных норм следует, что именно ТСЖ устанавливает размер платы за содержание жилых помещений для всех собственников помещений многоквартирного дома (далее — МКД), независимо от того, являются ли указанные собственники членами ТСЖ или не являются. Однако, ТСЖ является юридическим лицом, поэтому важно рассмотреть вопрос, а кто же конкретно в составе этого юридического лица (какие органы или физические лица) устанавливает размер платы за содержание.

Статья 144 ЖК РФ устанавливает: «Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества».

Согласно статье 145 ЖК РФ:
«1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
2.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;
5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;

8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
8.2) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества;
8.3) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;

4. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества».

Из приведенных норм следует, что к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ относится утверждение смет доходов и расходов ТСЖ на год (пункт 8.1 части 1 статьи 145 ЖК РФ), а именно на основании таких смет утверждается размер платежей и взносов для каждого собственника помещений в МКД.

Может показаться, что существует некоторая неопределенность, поскольку ЖК РФ четко не называет конкретное лицо (или орган управления ТСЖ), который устанавливает конкретный размер платы за содержание в рублях с квадратного метра в месяц.

Необходимо отметить, что смету доходов и расходов в обязательном порядке утверждает общее собрание членов ТСЖ, а расчет конкретного размера платы за содержание — это лишь математическая операция по делению установленной сметой цифры на площадь помещений дома.

И жилищное законодательство позволяет определить лицо, совершающее такую операцию, Уставом ТСЖ. Часть 8 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «8.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья…, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жильяв соответствии с уставом товарищества собственников жилья…».

Во избежание мнения, что норма касается только членов ТСЖ, необходимо отметить, что пункт 33 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N491 (далее — Правила 491) дополнительно устанавливает: «33.

Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья

, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья … на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год».

Дополнительно надо отметить, что часть 1 статьи 39 ЖК РФ устанавливает обязанность содержать общее имущество МКД для всех собственников, независимо от их членства в ТСЖ («Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме») а пункт 6 части 2 статьи 155 ЖК РФ прямо устанавливает обязанность собственников, не являющихся членами ТСЖ, вносить оплату именно в ТСЖ («Не являющиеся членами товарищества собственников жилья… собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья…, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья…»).

Кто устанавливает размер платы при управлении домом УО?

В случае управления домом управляющей организацией такая УО действует на основании договора управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность».

Отметим несколько существенных моментов.

Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Существенные условия — это предмет договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если хотя бы одно из существенных условий сторонами не определено, договор управления не может быть заключен.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ существенные условия договора управления — это порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Понятно, что одной стороной договора управления выступает управляющая организация, от имени которой действует ее руководитель. А каким образом второй стороной договора могут быть собственники помещений? Кто действует от их имени? Может ли каждый из них заключать с УО некий договор управления на индивидуальных условиях?

Часть 1 статьи 162 ЖК РФ устанавливает: «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания

Алгоритм определения размера платежа при управлении МКД ТСЖ | ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Вот мне председатель ТСЖ пишет в письме, что размеры платежей определены на основании решения ОСЧ ТСЖ  «утвердить предоставленную смету доходов ТСЖ и указанные в смете размеры платы за жилое помещение, коммунальные услуги, содержание машиномест, котельную и охрану» и обязательны для всех собственников. А я, как идейный противник рожденного законодателем недоразвитого и ущербного субъекта под названием ТСЖ, не уверен в этом. 

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год;(п. 2 ст. 145) 

В отношении членов ТСЖ размер платежей и взносов устанавливается ОСЧ ТСЖ и является обязательным, обратите внимание на формулировку «обязательные платежи и взносы«. Установление размера платежей для не членов вне компетенции ОСЧ ТСЖ, т.е. решение ОСЧ в данной части ничтожно.

Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;(п. 1 ст. 137) 

Хочу обратить внимание на формулировку «платежей и взносов» без определения «обязательных«, оно тут отсутствует, «для каждого собственника помещения». Не для всех, а для каждого.

Размер обязательных платежей и взносов на содержание и ремонт общего имущества для членов ТСЖ, как и размер платы за содержание и ремонт для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Правил содержания общего имущества).

  • Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (ст. 144) 
  • В обязанности правления товарищества собственников жилья входят:
  • 3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;
  • 6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; (ст.148) 

Т.е.

определяет(составляет) смету правление , оно же, как орган управления ТСЖ в период между собраниями, и устанавливает размеры платежей для каждого собственника на основании принятой сметы при чем путем заключения договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, ведь устанавливать размеры платежей для каждого собственника ОСЧ ТСЖ неправомочно, да и в решениях ОСЧ нет списка всех собственников с указанием какой именно размер платежа каждому конкретно установлен.

Опять же есть путаница в понимании, что такое размер платежа и стоимость (цена).

Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг ПП РФ № 392 определяют, что 12. Размеры платы за содержание жилья, за ремонт жилья, а также за наем жилого помещения (в том числе отдельных квартир в общежитиях) определяются как произведение соответствующей цены на общую площадь жилого помещения.

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья (п.6 ст.155)

Т.е.

правление обязано заключить договор с каждым собственником, где индивидуально определит размер платежа каждому собственнику.

При этом п. 9 ст.162 управление многоквартирным домом, в котором создано ТСЖ, осуществляется с учетом положений разделов V и VI ЖК РФ, которые не устанавливают равные условия договоров, заключаемых ТСЖ с отдельными собственниками помещений.

Согласно статье 135 ЖК РФ является некоммерческой организацией и его договоры с собственниками жилых помещений не могут быть отнесены к публичным.

Часть 4 статьи 162 ЖК РФ об одинаковых условиях договора управления многоквартирным домом для всех собственников помещений, относится только к договорам управления, заключаемым собственниками помещений с управляющей компанией в соответствии с частью 5 статьи 161 ЖК РФ при выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей компанией.

  1. Отказ ТСЖ обсуждать существенные условия договора индивидуально с каждым собственником, является нарушением права согласно норме пункта 4 статьи 421 ГК Российской Федерации.
  2. Прошу поправить меня, если найдете, что логика «хромает»
  3. зы вот примерно таким образом я и составил иск на 26 страницах

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г.

№ 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

Читайте также:  Изменения в законе об обязательном аудите

№ 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

ВС РФ разъяснил «коммуналку»Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме.

В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно.

Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.

В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П.

Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом.

Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы.

Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.

Платежи собственников жилых и нежилых помещений в доме должны отвечать требованиям разумностиКонституционный Суд указал, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно устанавливать различные по размеру ставки платежей за содержание общего имущества

Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков пояснил «АГ», с чем связана необходимость издания Минстроем данного письма. Он рассказал, что норма о праве собственников устанавливать размер платы за жилое помещение (плату за содержание и текущий ремонт) долгое время не работала.

«Дело в том, что параллельно с ней действует правило о том, что, если собственники не принимают соответствующее решение, применяется тариф, установленный муниципальным образованием.

Большая часть домов “жила” по муниципальному тарифу, поскольку жители не проводили собрания по данному вопросу», – сообщил эксперт.

Размер обязательных платежей на содержание общего имущества определяется органами управления товарищества собственников жилья

Предлагаю Вашему вниманию одно из судебных решений, которое содержится в п. 18 Обзора практики Верховного суда РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 г. ), и которым сделаны выводы, полезные как ТСЖ, УО, так и собственникам помещений.

Суть дела

Товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании задолженности по расходам за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме за период с июня 2012 г. по ноябрь 2017 г.

Данная задолженность рассчитана исходя из утвержденного решением общего собрания собственников тарифа на содержание и ремонт общего имущества для жилых и нежилых помещений. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано.

Суды исходили из того, что право собственности на нежилое помещение в многоквартирном жилом доме зарегистрировано за обществом в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в августе 2017 г.

Кроме того, суды сослались на отсутствие в материалах дела доказательств оказания истцом услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе первичных документов, подтверждающих факт выполнения работ на заявленную сумму.

Суды сослались на отсутствие доказательств оказания истцом услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе первичных документов, подтверждающих факт выполнения работ на заявленную сумму.

Что решил верховный суд?

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Из положений ст. 210, 249 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ст.

36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт.

Обязанность по оплате за ЖКУ возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22

Право собственности общества было оформлено им в августе 2017 г.

на основании судебного решения, согласно выводам которого у общества возникло право собственности на спорное помещение в феврале 1992 г.

в результате реорганизаций, а государственная регистрация права в ЕГРН в 2017 г. носила лишь правоподтверждающий характер.

Пунктом 1 ст. 81 и ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218), действующий с 1 января 2017 г.

, государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Аналогичная норма содержалась в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (здесь и далее – в редакции до 1 января 2017 г.

, далее – Закон № 122). В силу п. 2 ст.

81 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Частью 2 ст. 69 Закона № 218, а также ч. 2 ст. 6 Закона № 122 права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона № 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в чч. 1 и 2 ст. 69 Закона № 218, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, установленных в чч. 1 и 2 ст.

69 Закона № 218, или совершенной после дня вступления в силу Закона № 122 сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и Законом № 218 (п. 3 ст. 69 Закона № 218).

Аналогичная норма содержалась в п. 2 ст. 6 Закона № 122. В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г.

№ 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права определен, в частности, для случаев реорганизации юридического лица (абзац третий п. 2 ст. 218 ГК РФ). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Между тем в рассматриваемом деле суды не исследовали приведенные ТСЖ и обществом доводы применительно к п. 2 ст. 218, п. 5 ст. 58 ГК РФ,п. 3 ст. 153 ЖК РФ, пп. 11, 59 постановления № 10/22. Конституционный суд в постановлении от 29 января 2018 г.

№ 5-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 1814 и 1815 ГК РФ и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ в связи с жалобой гражданина С.А.

Логинова» сделал вывод, что справедливое распределение необходимых расходов на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома между собственниками жилых и нежилых помещений как участниками общей собственности согласуется с предписаниями ст.

19 Конституции Российской Федерации, которая не предполагает, с учетом ч. 1 ст. 37 ЖК РФ, произвольного определения размера платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него ч. 3 ст. 39 и ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, постановлением от 13 августа 2006 г.

№ 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491), устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от 3 апреля 2013 г.

№ 290 – Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ.

Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме зависит от способа управления многоквартирным домом.

Один из таких способов — управление товариществом собственников жилья, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время его же решением (п. 4 ч. 2 ст. 44, чч. 2 и 3 ст. 161 ЖК РФ).

Исходя из этого Правила № 491 закрепляют обязанность собственников помещений нести бремя соответствующих расходов соразмерно их долям в праве общей собственности на это имущество в случае управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья путем внесения обязательных платежей и взносов (п. 28).

Размер же обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этими органами сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33); при этом размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 35).

Таким образом, при избранном способе управления многоквартирным домом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *