Изменения в законе об обязательном аудите

Аудиторская деятельность крайне необходима на всей территории России, причем функционирование этой деятельности обуславливается и аргументируется действующим законодательством об обязательном проведении аудита практически во всех организациях. Для того, чтобы проследить за тем, как менялся закон об обязательном аудите, а также за тем, насколько правомерным является выполнение работы в виде аудита, следует обратиться к помощи ФЗ 307.

Изменения в законе об обязательном аудите

ФЗ 307 «Об аудиторской деятельности» официально был принят Государственной Думой, а одобрили этот федеральный закон соответствующим Советом Федерации. Произошло это в конце 2008 году.

Закон под номером 307-ФЗ о деятельности аудиторов и аудиторской компании – это один из самых важных, основных и первостепенных нормативных актов, позволяющий регулировать и контролировать аудит на территории России. В данном федеральном законе отмечены все основные определения и понятия, так или иначе существующие в рамках аудиторской работы и деятельности. К деятельности по проведению аудита можно отнести такие процессы, как сам по себе аудит, работа аудиторов и аудиторской компании. Также этот федеральный закон определяет ответственность, обязанности и права каждой отдельно взятой стороны деятельности по проведению аудита.

По своей структуре законодательство о работе аудиторов представляется 26 статьями. Если рассматривать данный федеральный закон и его краткое содержание, можно выделить ключевые его аспекты:

  1. Определение аудиторской работы и деятельности в целом.
  2. Законодательные базы.
  3. Аудитор и аудиторская компания.
  4. Аудит обязательного характера.
  5. Заключение об аудите.
  6. Независимость как компаний, так и специалистов в рамках аудиторской деятельности.
  7. Аудиторская тайна.
  8. Контроль за качество работы, включая также внешний контроль, которым занимается непосредственно уполномоченный федеральный контрольный орган.
  9. Аттестат квалификации, а также особенности, порядки и основания для аннулирования этого аттестата.
  10. Обязанности и права как аудиторов, так и профильных компаний.
  11. Обязанности права того, кто заказывает аудит, и того, по отношению к кому аудит проводится.
  12. Государственное регулирование аудита.
  13. Совет деятельности аудиторской компании.
  14. Ведение учета и реестра всех имеющихся исполнителей в рамках аудиторской работы и госреестра.
  15. Различные меры, применяемые по отношению к аудиторам.
  16. Госнадзор за СРО в рамках аудиторской деятельности.

За весь период существования аудиторов, аудиторских компаний и деятельности по проведению аудита в целом законодательство в рамках аудитора претерпевал многочисленные изменения (всего было свыше 15 изменяющих законодательных документов).

В целом в ФЗ 307 отмечается информация не только об аудите и аудиторах, но также и максимально подробно описываются процессы организации работы тех организаций, которые занимаются аудитом для других юридических лиц и организаций.

Также в прямом и доступном для каждого виде в законе о деятельности по проведению аудита есть все как обязательства, так и права сторон в рамках аудиторского дела, а также сведения обо все вышестоящих и уполномоченных инстанциях, так или иначе занимающихся контролированием работы аудиторов.

Изменения в законе об обязательном аудите

Основные определения и понятия в сфере аудита

К основным определениям деятельности по проведению аудита можно отметить отнести следующие моменты:

  1. Работа тех организаций, которые занимаются аудитом – это процессы проведения соответствующих квалифицированных проверок аудиторами. Это как раз и есть аудиторская деятельность. При всем этом основные требования, а также процессы и другие моменты должны на все сто процентов соответствовать действующим на данный момент стандартам проведения аудита и аудиторских действий.
  2. Аудит – это квалифицированное проведение проверок согласно стандартам. При этом стандарты должны соответствовать особенностям правильности, а также фактического соответствия отчетности бухгалтеров компании, на территории которой проводятся мероприятия по аудиту.
  3. Аудитор – отдельно взятый индивидуальный проверяющий, отличающихся наличием у него квалификационной документации и сотрудничающий с определенными компаниями, представляющими услуги аудита. Как раз такой индивидуальный проверяющий и является тем самым индивидуальным аудитором. При всем этом законность мероприятий аудита и работа аудиторских компаний определяется обязательным наличием проверяющих в общем реестра аудиторов на территории отдельно взятого государства.
  4. Аудиторская компания – компания, предлагающая на общегосударственном рынке аудиторские услуги. При этом необходимо помнить о том, что это возможно лишь в том случае, когда компания находится в госреестре организаций-аудиторов.

Помимо проведения процессов аудита аудитор также имеет право на то, чтобы предоставлять некоторые дополнительные и не входящие в список основных услуги, если эти услуги описаны в рамках 307 федерального законодательства.

Для того, чтобы отдельно рассмотреть аудиторские организации и их основные возможности, необходимо отдельно выделить пятую статью этого законодательства.

Статья 5 ФЗ 307 об аудите юридических лиц

Первая часть этой статьи регламентирует и обозначает круг тех лиц, а также тех юридических лиц и тех обстоятельств, из-за которых юридические лица подпадают под обязательные аудиты со стороны соответствующих компаний и частных лиц. Среди самых распространенных примеров юридических лиц, которым необходим и даже обязателен аудит, необходимо отметить следующие компании и следующие единицы:

  1. Акционерные общества.
  2. Любые ценные бумаги, которые так или иначе принимают участие в организованных торгах.
  3. Клиринговые, а также страховые, кредитные и иные участки рынков ценных бумаг, а также общества страхования, НПФ, акционерные фонды и другие организации (исключением из данных списка являются внебюджетные государственные учреждения).
  4. Все те компании, финансовая выручка которых от продажи продукции (оказания каких-либо услуг или выполнения работ) за прошлый год стала больше 400 миллионов рублей. Также это могут быть те компании, чья сумма активов в бухгалтерском балансе под конец года стала больше 60 миллионов рублей. Однако в такой ситуации тоже есть исключения (органы местного самоуправления, госвласть и иные компании).
  5. В те компании, которые раскрывают (представляют) готовые бухгалтерские сводные отчеты. В данном случае точно также есть исключения – и это органы государственной власти, местного самоуправления, различные внебюджетные гос фонды, а также иные учреждения.
  6. Другие организации, если они попали под статью 5 ФЗ 307.

При этом вторая часть этой же самой статьи предписывает то, что аудит в обязательном порядке должен проводиться один раз в год.

Следующая часть действующего закона, уже третья, ограничивает количество организаций, у которых аудит отчетности бухгалтерии вправе проводить лишь специализированные аудиторские компании, имеющие соответствующую лицензию на занятия этим видом деятельности.

Это те организации, у которых ценные бумаги допущены к проведению организованных торгов. Сюда же относятся страховые и кредитные компании, НПФ и те организации, у которых доля госсобственности в рамках фонда устава составляет 25 процентов или больше.

При всем этом важно знать о том, что только организации аудита имеют право на то, чтобы заниматься аудитом финансовой отчетности, включенным в проспект бумаг. Они же имеют право на то, чтобы заниматься и проводить консолидированную отчетность.

Четвертая часть этой же статьи закона о работе аудиторских компаний и об аудите говорит о том, что любой договор, связанный с проведением обязательных аудиторских проверок отчетности финансов определенных организаций, заключается лишь на основании результатов и итогов открытых конкурсов. При этом используются те порядки, которые установлены действующим законодательством о контрактных системах в области государственных закупок. Этот договор проводится и заключается лишь один раз в пять лет.

К числу подобных юридических лиц относятся те компании, у которых в уставном капитале есть 25 процентов или большее количество процентов доля государственной собственности. Сюда же входят многочисленные компании (государственные, муниципальные и иные).

Пятая часть этой статьи обозначает, что если объемы выручки от суммарных продаж организации, подлежащих аудиторской проверке, не были больше миллиарда рублей за прошлый год, то в рамках открытого конкурса на заключение каких-либо контрактов для проведения аудита должны принимать участие лишь те аудиторские компании, которые относятся к компаниям средней и малой предпринимательской деятельности.

Шестая часть ФЗ-307 регламентирует обязательность занесения результатов аудита в Единые реестры всех возможных информационных сведений обо всех фактах деятельности юридических лиц. При всем этом этот момент является обязательством и ложится он на ту сторону, которая является заказчиком аудита.

При этом в сообщении в обязательном порядке должны быть указаны информационные сведения как об аудите, так и об аудируемых лицах:

  1. Ф.И.О., а также наименование.
  2. Данные идентификации (ОГРН, ИНН, СНИЛС).
  3. Перечень отчетности бухгалтерского отдела, причем речь идет о той отчетности, в рамках которой проходит аудит, и в рамках того периода, в рамках которого эта бухгалтерская отчетность была составлена.
  4. Мнение компаний-исполнителей аудита о достоверности, корректности и правильности финансовых отчетов с обязательным указанием существенных и первостепенных обстоятельств, если, конечно, так не будут раскрыты как коммерческие, так и государственные тайны.

В рамках ремарки необходимо также отметить такое определение, как инициативный аудит, то есть тот аудит, который проводится согласно заказу компетентного и уполномоченного руководства.

При всем этом проводится этот инициативный аудит по тем же самым методикам, что и аудит обязательного типа.

Цель инициативного аудита – это выражение мнений независимых проверяющий о том, что финансовая отчетность является достоверной.

Главное отличие инициативного аудита от аудита обязательного лишь тем, что проверка при обязательном аудите проводится лишь на основании желания той стороны, которая является заказчиком соответствующих услуг аудита.

Следует учесть, что в рамках действующего закона о деятельности аудиторов нет никакого определения для инициативного аудита. Связано это с тем, что и обязательный, и инициативный аудиты должны в обязательном порядке соответствовать действующим на данный момент стандартам федерального уровня. Но если инициативные аудиты важны лишь для внутреннего использования и применения (он проводится в рамках заказа управления или в рамках заказа самого собственника), поэтому нет никакой важности и необходимости аудиторского заключения. Вообще подобную проверку лучше и правильнее всего проводить в каком-либо ином формате. К примеру, в рамках контроля соблюдения норм и статей налогового законодательства, а также правил и норм бухгалтерского учета.

И, наконец, восьмая часть ФЗ 307-ФЗ о независимости компаний, проводящих аудит, затрагиваются также и следующие важные вопросы:

  1. При каких именно обстоятельствах проводится или же не может быть проведен аудит.
  2. Как и по каким именно особенностям определяются порядки выплат, а также размер финансового вознаграждения в рамках проведения аудита (включая также аудит обязательного характера).
  3. Прописка функционирования СРО аудиторов в рамках принятия одобренных действующими советами правил особенностей и независимости как аудиторских организаций, так и самих аудиторов. Также прописано еще и право включать дополнительные собственные правила и требования.
  4. Запрет на совершение тех действий, которые в той или иной мере влекут появление конфликтов интересов или же которые создают потенциальные риски в подобной ситуации. Если же говорить кратко, то у аудиторов и у аудиторских организаций не должно быть заинтересованности, способной оказывать влияние на заключения и на мнения.
Читайте также:  Акт личного таможенного досмотра

Изменения в законе об обязательном аудите

Как именно менялся ФЗ 307 об аудиторской деятельности

До того, как действующее правительство приняло федеральный закон номер 307, на территории России действовал другой закон, а именно закон 119. Но после того, как на территории России начал действовать ФЗ 307, появились следующие изменения:

  1. Объем информационных данных, а также количество статей заметно увеличились.
  2. Понятия аудита и деятельности сильно разделились и начали работать автономно друг от друга.
  3. Появилось определение бухгалтерской отчетности.
  4. Появилось несколько разновидностей иных услуг квалифицированных аудиторов.
  5. Четко прописались полномочия квалифицированных и лицензированных аудиторов, включая также его права на получение доступа к различным финансовым документам.
  6. Аудиторы вместе с аудиторскими организациями были наделены правом проведения обязательных проверок.
  7. Поменялось определения аудиторской компании.
  8. Была произведена отмена процессов лицензирования в случае предоставления услуг аудиторов и аудиторских организаций.

Также важно отметить и то, что в новый федеральный закон было внесено несколько важных поправок. К примеру, в 2014-2015 годах появились следующие изменения, касающиеся:

  1. порядков обмена документов квалификации между несколькими аудиторами;
  2. разграничения о том, что именно представляет собой аудиторская деятельности, а что аудиторской деятельностью не является;
  3. обязательных аудитов, которые стали необходимым не только по отношению к ОАО, но также и по отношению к иным видам юридических лиц, если эти самые юридические лица выпускают свои же собственные акции;
  4. стандартов оформления заключения – теперь используются не федеральные, а международные стандарты;
  5. обновлений перечня тех самых лиц, которые по каким-либо причинам уполномочены в обязательном порядке обращаться в органы судебного делопроизводства о признании проведенных аудиторских заключений ложно, неправильно или же некорректно проведенными;
  6. определения такого важного момента, как «банковская гарантия» — после некоторых изменений проверки могут не подвергаться все те банковские финансовые организации, которые в том или ином виде предоставляют займы аудиторским компаниям;
  7. информации о прекращении работы аудиторской деятельности спустя три года неактивности;

Также после введения некоторых изменений поменялись наименования некоторых отдельно взятых услуг аудиторских организаций.

Изменения в законе об обязательном аудите

Несколько относительно новых изменений

Если говорить о нескольких последних годах, то можно отметить несколько важных изменений, касающихся аудиторской деятельности:

  1. Добавление к общему списку тех юридических организаций, которые должны и обязаны проходить обязательных периодический аудиторских контроль, особенно по отношению к публично-правовым организациям. Об этой поправке было рассказано в нескольких федеральных законах. К примеру, это закон о внесении изменений в законодательные акты, а также закон о публично-правовых организациях.
  2. В пятой части федерального закона есть фраза «и/или публикует» на фразу и/или раскрывает годовую». О фактах внесения поправок также было написано в другом федеральном законодательстве.

Это закон об изменении законов, касающихся финансовой консолидированной отчетности. При этом это далеко не все особенности обновлений и изменений ФЗ 307.

  • Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
  • Звоните 8-800-777-32-16.
  • Бесплатная горячая юридическая линия.

Кто подпадает под обязательный аудит

Кто подпадает под обязательный аудит? Перечень субъектов, подлежащих этой процедуре, устанавливается разными федеральными законами. Из нашего материала вы узнаете об основных видах организаций, для которых обязателен аудит бухгалтерской отчетности.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Пао или ао: кому требуется аудировать отчетность

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

  • Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
  • Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен
  • Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
  • Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год
  • Итоги

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Изменения в законе об обязательном аудите

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Пао или ао: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами.

Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита.

При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Изменения в законе об обязательном аудите

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Реформа аудита преодолела разногласия

Предложенный Минфином законопроект реформы аудита в РФ полностью согласован ЦБ.

После двух лет дискуссий регуляторы смогли прийти к компромиссу: вскоре появятся три реестра аудиторов, два из которых будет вести Минфин, а еще один, для общественно значимых финорганизаций,— ЦБ.

Зато саморегулируемая организация (СРО) на рынке останется одна, и ее руководство будет согласовывать Минфин. Аудиторы отмечают, что регуляторы приняли совершенно не тот документ, который обсуждался с рынком, однако рады хоть какой-то определенности.

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов на встрече с банкирами в «Бору» 1 февраля сообщил, что регулятор окончательно согласовал законопроект по реформе аудита, которую Банк России вместе с Минфином разрабатывают с 2017 года. «Мы подтвердили Минфину, что его вариант законопроекта нас устраивает»,— пояснил господин Швецов “Ъ”.

Идея передачи полномочий по надзору и регулированию аудита от Минфина к ЦБ обсуждается с 2016 года.

В мае 2017 года ЦБ подготовил проект, за лето согласовал его с Минфином, документ был внесен в Госдуму и принят в первом чтении. Однако после этого Минфин подготовил уже свой вариант реформы и 26 ноября представил ЦБ.

На сведение позиций сторонам потребовалось больше года, только 24 января появилась новая версия законопроекта Минфина, одобренная ЦБ.

Изменения в законе об обязательном аудите

Согласно документу (есть у “Ъ”), у аудиторов будет единственная саморегулируемая организация (СРО), участники которой должны представлять более половины профильного рынка России.

Руководство СРО должен согласовывать Минфин. СРО, как и Федеральное казначейство (ФК), получит право на контроль качества аудита.

ЦБ сможет проверять только аудиторов финансового рынка при наличии признаков нарушений.

При этом появятся три реестра аудиторских организаций: общий и общественно значимых организаций (ОЗО), которые будет вести Минфин, а также реестр аудиторов ОЗО финансового рынка, который будет вести ЦБ.

Сергей Швецов отметил, что отдельный реестр банковских аудиторов принципиален для регулятора. По словам топ-менеджера, суть реформы — «в двухконтурности, где вход во второй контур позволит работать с финрынком в обмен на совершенно другие регуляторные требования».

Взаимодействовать с аудиторами на финансовом рынке регулятор будет через личный кабинет на своем сайте.

Бурные дебаты о численности сотрудников-аудиторов в профильных компаниях завершились компромиссом. У проверяющих ОЗО финрынка будет семь аудиторов по основному месту работы (с 2023 года —12), у аудиторов других ОЗО — три по основному месту работы (с 2023 года — пять). В остальных аудиторских организациях должно быть не менее трех аудиторов по основному месту работы.

Изменения в законе об обязательном аудите

Выступая 31 января на той же встрече в «Бору», сенатор Сергей Журавлев пообещал, что законопроект будет принят «в ближайшем будущем». Это значит, что рынку нужно готовиться к скорым изменениям.

Из двух действующих аудиторских СРО по критериям законопроекта проходит СРО РСА. Ее руководитель Людмила Козлова говорит, что вторая отраслевая СРО ААС уже несколько раз обращалась к СРО РСА по поводу объединения, однако решения не принято.

Вопрос о том, сохранится ли одна из действующих СРО или появится новая, остается открытым.

Участники рынка рады, что правила игры на нем наконец-то проясняются. «Я всегда придерживался позиции, что одна СРО лучше, так как конкуренция между саморегулируемыми организациями идет во вред развитию профессии, поэтому данную новацию поддерживаю»,— отмечает партнер КПМГ, глава аудита в России и СНГ Кирилл Алтухов.

По мнению замглавы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, несколько реестров аудиторов, предложенные новым проектом, можно считать разумным решением, так как оно дает возможность всем, включая клиентов, понять, кто есть кто.

Единственное, что непонятно, добавляет она, «зачем было нужно два года обсуждать законопроект с рынком, чтобы в итоге принимать совершенно иной текст».

Вероника Горячева

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Изменения в законе об обязательном аудите

Вопросы нам часто задают по этому поводу. Вот решили комплексно ответить. Представляю вашему вниманию материал, подготовленный аудиторами группы компаний «Налоги и финансового право» под руководством директора по аудиту Звягина Дмитрия Сергеевича.

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Читайте также:  Определено правовое положение хозобщества со статусом международной компании

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

Когда аудит становится обязательным

  • Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:
  • — акционерные общества (в том числе ЗАО);
  • — организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);

  1. — организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  2. — негосударственным пенсионным или иным фондом;
  3. Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.
  4. Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:
  5. — выручка превышает 400 млн. рублей;
  6. и/или

— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.

Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.

В какой срок должно быть подготовлено аудиторское заключение

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

То есть аудиторское заключение за 2019 год должно быть составлено не позднее 31.12.2020 г.

Публикация бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения

В отдельных случаях организация обязана опубликовать свою отчетность, например:

— жилищные накопительные кооперативы (ст.21 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— ООО в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ);

— публичные акционерные общества, а также непубличные акционерные общества в случае, когда число их акционеров превышает 50 или в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг (ст.92 Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

— консолидированную отчетность, если такая отчетность составляется (ст.7 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

В случае наличия обязанностей по опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней с момента составления аудиторского заключения (п.10 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Например, требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П (далее по тексту — Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с отражением, среди прочего, перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, мнения аудиторской компании (индивидуального аудитора) о достоверности вышеуказанной отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Ответственность

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)

1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.

11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

  • — на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;
  • — на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
  • — на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
  • 2. Штрафы со стороны Банка России
  • Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту — Закон № 208-ФЗ). Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П

Не опубликованиеакционерным обществом на странице в сети Интернет, равно как и непредставление акционерам, аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 30.000 до 50.000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 700.000 до 1.000.000 рублей. (п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

3. Штрафы со стороны Росстата

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

— от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

— от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен (ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ; ст. 408 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 г. № 558).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Перспектива

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

Так, например:

1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.

1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г.

по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше.

Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.

В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.

Новые критерии обязательного аудита по финансовым показателям выручки и активам за 2019,2020,2021 и последующие годы: выручка без НДС

Изменения в законе об обязательном аудите    ВНИМАНИЕ! С 15 марта 2020 года мы переходим на удаленную работу! Обмен документами с организациями, в том числе представление  годовой бухгалтерской  отчетности для выдачи аудиторского заключения, и информацией осущестляется по защищенным каналам связи с примнением электронной цифровой подписи! Пожалуйста, берегите себя и своих близких. Оставайтесь дома!

Обновленные критерии обязательного аудита на 2021, 2022 и последующие годы

     Ожидается, что с отчетности за 2021 год организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2020 год превысит  600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2020 года  –  будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности с 2019 года представляется в ИФНС по месту нахождению организации. 

   Ожидается, что с  отчетности за 2021 год лимиты  обязательного аудита бухгалтерской отчетности по финансовым показателям, по выручке за предыдущий год должны превышать  800 млн. руб., а стоимость активов на конец года  больше  – 400 млн. руб.

 Аудиторская компания «АКАДЕМИЯ АУДИТА» проведет в разумные сроки и по адекватной цене аудит годовой бухгалтерской отчетности. Заполните анкету и пришлите ее нам вместе с оборотной ведомостью или бухгалтерской отчетностью, для получения коммерческого предложения. 

Год, за который проверяют аудиторыЛимит по выручке, млн. руб.Лимит по активам, млн. руб.
2018, 2019 400 60
2020 600 200
2021 и далее 800 400
Читайте также:  Сертификат и санитарно-эпидемиологическое заключение

Все cлучаи (критерии) обязательного аудита за 2019 год 

Все случаи (критерии)  обязательного аудита за 2018 год. 

-CUSTOMER VALUE-

Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов.

В частности, предусмотрены следующие изменения:

Аудиторские организации и реестр ЦБ

  • Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты — от 12.
  • При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
  • Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.
  • Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
  • Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.
  • Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Аудиторы

  • Аудитором будет считаться лицо, получившее аттестат как в соответствии с действующим законом, так и в соответствии со старым законом об аудиторской деятельности — от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ.
  • Будет оговорено, что аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат старого образца, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО).
  • Вводится понятие «руководитель аудита».

Стандарты и отчетность

  • Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России.
  • К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).

Организации, попадающие под обязательный аудит

Новый перечень случаев обязательного аудита выглядит следующим образом:

  • случаи, установленные федеральными законами;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (кроме государственных внебюджетных), поступление имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей;
  • организации (за исключением органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, организаций потребкооперации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий: 1. объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, начиная с этой даты — более 800 млн (сейчас этот показатель — 400 млн); 2. сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн рублей, далее — более 400 млн (сейчас критерий по активам — 60 млн).Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.

Несмотря на то, что из ч. 1 ст. 5 будет убран ряд пунктов — АО, кредитные и страховые организации — этот обязательный аудит останется как проводимый в случаях, установленных федеральными законами.

Например, в отношении АО обязательный аудит установлен п. 5 ст. 67.1 ГК и п. 3 ст. 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 41 отраслевого закона, в отношении страховщиков — ст.

29 закона об организации страхового дела в РФ.

Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Аудит ОЗО

Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ.

Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется.

Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

Аудиторское заключение

  • Упраздняется п. 2 ст. 6 об обязательном содержимом аудиторского заключения (АЗ).
  • Остается п. 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания).
  • Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.
  • В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.
  • Вводятся правила подписания АЗ — если аудит проводила фирма, то АЗ подписывается руководителем аудита с указанием его ФИО и номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций. В случае проведения аудита индивидуальным аудитором он же и подписывает АЗ. Таким образом, обсуждавшийся вариант проставления на АЗ двух подписей не прошел.

Саморегулируемые организации (СРО)

  • СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.
  • Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год.

Сфера влияния Банка России

  • Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год.
  • Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.
  • ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом

Вносится еще и огромное количество других поправок.

Федеральный закон об обязательном аудите

Закон об обязательном аудите раскрывает понятия аудита и сопутствующих услуг, определяет его исполнителей и юридических лиц, обязанных проводить аудит, устанавливает права и обязанности сторон независимой проверки, требования к итогу аудита — официальному документу, стандарты и контроль качества работы по аудиту.

Аудиторские услуги включают в себя непосредственно аудит, который бывает обязательным и инициативным, и сопутствующие услуги. Задача аудита — проверить отчетность компании, ведь от ее достоверности зависят экономические и управленческие планы и решения руководства, прибыль собственников.

«Поскольку регулятором деятельности в области аудита является Минфин РФ, сведения из контрольного перечня аудиторских компаний и аудиторов можно найти на его официальном сайте».

В соответствии со ст. 3 и 4 ФЗ об обязательном аудите исполнителями аудита являются аудиторская организация и аудитор. Среди необходимых для получения права на проведение аудита требований — членство в одной из саморегулируемых организаций (СРО), а для аудитора — еще и успешная сдача экзамена с получением аттестата.

«Чтобы аудиторская компания или аудитор могли быть в составе одной из СРО, которая ведет их реестр, им нужно соответствовать определенным ст. 18 ФЗ об обязательном аудите требованиям».

Независимую проверку своей отчетности обязаны проводить:

  • акционерные общества (АО);
  • фирмы, выручка которых за предыдущий год составляет более 400 млн. руб.;
  • компании с валютой баланса на 31 декабря прошлого года больше, чем 60 млн. руб.;
  • организации, раскрывающие консолидированную отчетность за год;
  • кредитные и страховые организации;
  • компании с долей госсобственности от 25% в их уставном капитале;
  • другие организации в иных установленных законами случаях.

«Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ об обязательном аудите его проводят каждый год».

Сведения об итоге проведенной обязательной проверки вносятся проверяемой компанией в Единый федреестр.

В ст. 6 ФЗ об обязательном аудите дано понятие и содержание аудиторского заключения (АЗ) — документа, выдаваемого по итогам проведения аудита, представляющего интерес пользователям отчетности компании: кредиторам, инвесторам, контрагентам. Положительное АЗ — это сообщение о том, что отчетность компании достоверна и в ней правильно отражены факты и результаты хозяйственной жизни организации.

Для тех, кто работает в сфере аудита, обязательны стандарты: международные (МСА) и саморегулируемых организаций (СРО).

Кроме того, необходимо выполнять правила как внутренней, так и внешней проверки качества оказания услуг аудита.

«Внешнюю проверку качества проводят саморегулируемые организации (п. 4 ст. 10 Закона об обязательном аудите)».

В 2017 году введена новая статья 10.1, регламентирующая внешнюю проверку качества аудита, проводимую Росфиннадзором (Федеральный закон от 01.05.2017 № 96-ФЗ).

В ст. 13, 14 ФЗ об обязательном аудите перечислены права и обязанности проверяющей стороны — аудитора/фирмы, проводящей аудит и компании, которую проверяют.

Аудиторам дано право:

  • выбирать способы и формы оказания услуг;
  • изучать все документы и отраженное в них имущество;
  • запрашивать у работников и руководства информацию;
  • не проводить аудит или не выражать свое мнение в заключении.

«В 2010 году Федеральным законом от 01.07.2010 № 136-ФЗ введено новое право аудиторской компании, аудитора — возможность застраховать свою ответственность (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об обязательном аудите)».

Среди обязанностей проверяющей стороны:

  • обосновать свои выводы и замечания по результатам проверки;
  • соблюдать срок выдачи АЗ согласно договору.

В 2014 году введены новые обязанности аудиторов (Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ):

  • всю документацию составлять на русском языке и хранить ее/копии не меньше 5 лет на территории РФ (пп. 2.1, 3 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите);
  • сообщать об известных коррупционных и других нарушениях законов учредителям/руководству проверяемой компании, а в определенных случаях — соответствующим госорганам (пп. 3.1 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).

В 2018 году аудиторов обязали ставить в известность Росфинмониторинг, если есть предположение, что операции/сделки в проверяемой компании проводятся для легализации незаконных доходов (пп. 3.2 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите).

«Аудиторская компания, а также ее работники обязаны соблюдать аудиторскую тайну (ст. 9 Закона об обязательном аудите)».

Проверяемой компании дано право:

  • получить выводы и замечания по аудиту;
  • своевременно получить аудиторское заключение.

Среди обязанностей проверяемой компании:

  • своевременно предоставить полный пакет запрашиваемых сведений;
  • оплатить проверку в срок;
  • не ограничивать доступ к выясняемым данным по запросу проверяющего аудитора.

В 2014 году учредителей/руководителей проверяемой организации обязали письменно уведомить аудиторскую компанию о результате рассмотрения поступившей от аудитора информации об известных ему случаях нарушений законов (п. 3 ст. 14 Закона об аудите).

Закон об обязательном аудите приняли еще в 2008 году. Многократно вносимые в его структуру поправки и дополнения совершенствуют сферу услуг аудита в России, позволяющей собственникам бизнеса выявить слабые места в деятельности фирмы и своевременно их устранить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *