Предлагается расширить количество дел, рассматриваемых по упрощённой процедуре (законопроект)

» Актуальные темы » Предложено расширить количество дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства

Предлагается расширить количество дел, рассматриваемых по упрощённой процедуре (законопроект)

Депутаты Тюменской областной Думы предложили в недавнем времени расширить перечень дел, которые могут быть рассмотрены в упрощенном режиме, то есть на закрытом заседании без привлечения истца и ответчика.

Сюда стоит отнести иски, признанные невостребованным, о признании права собственности муниципалитета на земельные доли. В связи с этим возможно дополнение пункта 1 ст.232.

2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подпунктом 4.

Сейчас упрощенный прядок производства используется для рассмотрения по общему правилу следующих дел:

  • исков и заявлений о признании прав собственности, в том случае, если исковая цена составляет не более 100 000 рублей;
  • исков об истребовании недвижимости и взыскании денежных средств, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства, если цена иска составляет не более 100 000 рублей;
  • исков, базирующихся на документах, которые предоставил истец. Согласно им ответчик имеет определенные денежные обязательства перед истцом. Ответчик их не признает и считает необоснованными, но при этом имеют место документы, где отражена определенная задолженность, и имеют место сроки ее погашения.

Главная особенность дел, рассматриваемых в упрощенном режиме от рассматриваемых по обычным правилам, заключается в том, что по ним могут вынести решение без вызова истца и ответчика в судебный орган. Рассмотрение дел осуществляется в оперативном режиме. Если сказать точнее, то в течение нескольких дней. О вынесенном решении тут же будут отправлены уведомления истцу и ответчику.

Невостребованные земельные доли — это участки сельскохозяйственного назначения, у которых есть владелец, не использующий их по прямому назначению. Одним словом, земля простаивает. Собственник обязан использовать их, то есть обрабатывать, засаживать и снимать урожай.

В ином случае земельные доли следует передать в аренду третьим лицам, для большинства не без юридической поддержки http://zemelniy-urist.ru/, которые будут заниматься данной деятельностью. Участок признается невостребованным в том случае, если он не используется по прямому назначению не менее 3 лет. Также невостребованным будет признан земельный надел, сведения о собственнике которого не отражены в решения органов местного самоуправления, принятых до 1 января. Если собственник умер и нет наследников, либо никто из них не хочет брать на себя бразды правления новой собственностью, то земельный надел признается автоматически невостребованным. Данное положение отражено в федеральном законе «Об обороте сельскохозяйственных земель».

Местный орган самоуправления или городской округ вправе обратиться в суд, требуя признать муниципальную собственность невостребованной. Если новый законопроект будет принят, то в результате этого рассмотрение дел станет осуществляться значительно быстрее.

Кроме этого, земли, не находящиеся в использовании, будут оперативно вовлечены в оборот. О том, насколько эффективным и рациональным будет внедрение новшества, удастся узнать уже в ближайшем времени.

Одно можно сказать точно — нагрузка на судебные органы станет меньше.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Гд расширила список арбитражных исков, рассматриваемых по "упрощенке"

Контекст

Проект об «упрощенке» не нарушает прав на судебную защиту — глава ВАСГлава ВАС выступил за рассмотрение исков до 300 тыс руб по «упрощенке»

МОСКВА, 6 июн — РАПСИ.

Госдума приняла в среду в третьем окончательном чтении законопроект Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ, расширяющий перечень арбитражных дел, подлежащих рассмотрению по упрощенной процедуре — без очного участия сторон в процессе.

Он в том числе увеличивает до 50 раз сумму иска, при котором такая «упрощенка» может быть применена.

Документ, призванный уменьшить нагрузку на судей, был внесен в Госдуму 12 апреля 2011 года. Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов ранее поручил президент РФ Дмитрий Медведев.

  • Сумма иска
  • В действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ «упрощенка» применяется к трем видам дел: к спорам по задолженности в оплате услуг (в частности, электроэнергии, воды, услуг связи), к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет требования истца, а также по искам к юрлицам на сумму до 20 тысяч рублей и к индивидуальным предпринимателям — до двух тысяч рублей.
  • В принятой редакции закона предлагается увеличить сумму иска, до которой гражданское дело в обязательном порядке рассматривается по упрощенной процедуре, до 300 тысяч рублей для юрлиц и до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.
  • Также в обязательном порядке предлагается упрощенно рассматривать административные дела с «ценой вопроса» до 100 тысяч рублей — о привлечении к административной ответственности со штрафом до такой суммы, об оспаривании такого привлечения, о взыскании обязательных платежей и санкций.
  • Исполнение решений 

Законодатели установили, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов различных органов власти, а также их решений или действий (бездействий) подлежат немедленному исполнению в том числе, если дело рассматривалось в упрощенном порядке. Ранее в законодательстве такого положения не было.

Также АПК РФ дополнили статьей, по которой исполнение решения арбитражного суда может быть приостановлено судом апелляционной инстанции при предоставлении заявителем о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне возможных убытков путем внесения на депозитный счет суда оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии или поручительства.

Кроме того, независимо от цены иска в упрощенном порядке будут рассматриваться дела по спорам о документально подтвержденном долге по оплате услуг, по искам, которые ответчик признает, но свои обязательства не исполняет, по искам о взыскании долга по кредитному договору. По «упрощенке» предлагается рассматривать и иски, в которых имущественное требование составляет не больше 100 тысяч рублей, но при этом имеются еще и неимущественные требования.

В законе прописана возможность перехода в процессе разбирательства от упрощенной процедуры к обычной. Например, если в спор вступает третье лицо с самостоятельными требованиями, если заявляется встречный иск, который не может быть рассмотрен по «упрощенке», если требуется экспертиза или вызов свидетеля и так далее.

В то же время суд по собственной инициативе или по инициативе сторон может перейти к упрощенной процедуре судопроизводства в тех случаях, когда она не обязательна.

Если дело с ценой иска больше верхней границы может быть, по мнению суда, рассмотрено в упрощенном порядке, суд должен предложить сторонам такую возможность и дать им десять дней, чтобы выразить свое отношение к такому варианту.Если о рассмотрении дела в упрощенном порядке просит истец, то суд представляет ответчику месяц для подготовки отзыва на иск и возможного возражения по поводу рассмотрения спора по «упрощенке».

Закон определяет, что в тех случаях, когда стороны в установленный срок не представляют в суд возражений против упрощенного способа разбирательства, исковое заявление и определение о принятии искового заявления размещаются в течение пяти дней на сайте суда, позже там же размещается и отзыв на иск.

Согласно тексту документа не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав группы лиц. Как поясняют разработчики, это связано с тем, что по таким делам практически всегда задействован широкий круг лиц и споры включают целый комплекс вопросов, требующих разъяснения.

Правила рассмотрения и обжалования

Дела по упрощенной процедуре суд, как и сейчас, будет рассматривать без вызова сторон. При этом стороны будут знакомиться с представленными оппонентом доказательствами, отзывами и возражениями через интернет, все эти документы планируется размещать в ограниченном доступе — только для участников спора.

Законом устанавливается, что суд назначает сторонам срок (не менее 30 дней со дня вынесения определения о принятии дела к производству), до которого в материалы дела должны быть представлены все документы по спору. За пределами этого срока предоставление документов не допускается. Невозможны будут и ссылки на доказательства, не раскрытые в установленный срок.

Решение, принятое в рамках упрощенного производства, может быть обжаловано только в течение десяти дней. Причем в апелляционном суде рассматривать жалобу на такое решение судья будет единолично. Сейчас апелляции рассматривает коллегия из трех судей.

Все эти положения, по мнению ВАС РФ, направлены на упрощение судебной процедуры и сокращение сроков рассмотрения дел, не требующих многостороннего и комплексного изучения.

Закон вносит поправки в Арбитражный процессуальный кодекс и часть вторую Налогового кодекса РФ.

Банкротство граждан уклоняется от закона

Принятие законопроектов, предусматривающих облегченные процедуры банкротства для граждан, затягивается.

Депутатам пришлось отложить рассмотрение во втором чтении поправок о внесудебном банкротстве физлиц предположительно на май — в частности, из-за того, что проект установил слишком узкие критерии для должников и потому вызвал возражения Минэкономики и ЦБ. Министерство же свои предложения об упрощенной процедуре и вовсе не внесло в Госдуму — судьба этой инициативы остается неизвестной.

Упрощение процедуры банкротства граждан, несмотря на рекомендацию президента принять необходимые для этого законопроекты до 17 апреля, застопорилось.

Cегодня должно было состояться второе чтение законопроекта группы депутатов во главе с председателем комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым о внесудебной процедуре, но из-за возникших разногласий его пришлось отложить.

Напомним, основная идея заключалась в том, что гражданин, минуя суд, может быть признан банкротом с автоматическим списанием долгов. Изначально предполагалось, что для введения такой процедуры сумма задолженности должна составлять от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Законопроект прошел первое чтение 13 февраля, а в рамках подготовки ко второму чтению претерпел значительные изменения.

  • Так, согласно новой версии проекта, граждане смогут банкротиться по внесудебной процедуре при долгах от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (нижний порог в 50 тыс. руб. остался только для оказавшихся в сложной ситуации или тех, кто попадет под пока неизвестные критерии правительства). При этом гражданин должен быть неплатежеспособным, безработным или с доходом ниже прожиточного минимума и у него не должно быть имущества, кроме единственного жилья.
  • Наконец, в течение полугода до банкротства у гражданина должно возникнуть не более четверти долга, а при наличии кредита — заемщик должен исполнять обязательства как минимум год и внести не менее девяти платежей (трех, если воспользовался «кредитными каникулами»).
  • Подавать заявление о банкротстве граждане смогут не только через арбитражного управляющего (АУ), как в первоначальной редакции, но и через нотариуса, заплатив 3000 руб. за проверку документов. Есть и возможность подать заявление бесплатно через МФЦ, но лишь в том случае, если исполнительное производство в отношении этого гражданина уже окончено в связи с отсутствием у него имущества для взыскания.
  • В заявлении должнику нужно указать всех известных ему кредиторов — освобождаться он будет только от упомянутых им требований. Кредиторы же, не указанные должником, могут обратиться в суд для прекращения процедуры внесудебного банкротства.

Как отмечает партнер BGP Litigation Дмитрий Базаров, внесудебный порядок направлен на снижение финансовой нагрузки с отдельных категорий граждан и разгрузку судов. Опасения у него вызывает возможность сопровождения процедуры банкротства через нотариуса и МФЦ — с учетом их загруженности, а также отсутствия необходимой компетенции и контроля над их деятельностью.

Руководитель проектов юридической группы «Яковлев и партнеры» Андрей Набережный отмечает, что проект устанавливает жесткие условия для недобросовестных должников — «специально накопить долги и пройти досудебную процедуру уже не получится». Впрочем, добавляет он, сложно будет учесть неофициальные доходы граждан.

Председатель Банкротного клуба Олег Зайцев также указывает, что у граждан вряд ли получится уложиться в предлагаемые проектом 3000 руб.

, учитывая необходимость возмещения расходов АУ или нотариуса, а также риски ответственности для АУ в виде штрафов до 50 тыс. руб. или даже дисквалификации.

По его мнению, наиболее доступным для граждан было бы бесплатное обращение через МФЦ с предоставлением кредиторам права проверять достоверность сведений должника — но проект делает такой вариант «редчайшим случаем».

Тем не менее главной проблемой проекта можно назвать слишком узкие критерии для должников, что делает предлагаемую процедуру доступной лишь для небольшого числа граждан.

Читайте также:  Выписка из егрип для ип - какие сведения содержит и как получить

«Для соответствия условиям работающий или получающий пенсию гражданин должен зарабатывать не больше прожиточного минимума, те же, кто зарабатывает немногим больше (20 тыс. руб.

), и у кого сумму превышения забирает пристав по исполнительному листу, вообще не могут воспользоваться внесудебным банкротством по проекту и обречены всю оставшуюся жизнь прожить в нищете»,— обращает внимание Олег Зайцев.

Со схожей критикой законопроекта выступило и Минэкономики — представитель министерства отметил на заседании думского комитета, что предложенная теперь процедура «очень сильно сокращает воронку людей, которые смогут пройти через банкротство».

ЦБ также обеспокоило условие о необходимости внесения неплатежеспособным должником девяти платежей по кредиту в течение года.

На фоне разногласий рассмотрение законопроекта внезапно затянулось — еще утром понедельника депутаты анонсировали рассмотрение проекта во втором чтении 14 апреля, но позднее отложили его без объявления новой даты.

Как заявил Николай Николаев, законопроект предположительно может быть рассмотрен в мае.

Как пояснил “Ъ” заместитель главы Минэкономики Илья Торосов, проект имеет «важное значение для повышения доступности механизма освобождения от безнадежных долгов для большого числа граждан — мы понимаем необходимость качества его проработки как постоянно действующего инструмента разрешения финансовых проблем». В связи с этим, добавил замминистра, срок принятия проекта был отложен, чтобы обеспечить «донастройку его механизмов».

Отметим, что само Минэкономики ранее собиралось внести в качестве поправок ко второму чтению свои предложения по упрощенной процедуре банкротства граждан — эту идею ведомство разрабатывает с переменным успехом с 2016 года.

В последней версии ведомственного проекта предполагалось, что банкротиться в упрощенном порядке (без необходимости проведения собрания кредиторов, оценки финансового состояния имущества) смогут граждане с долгами от 50 тыс. руб. до 700 тыс. руб.

Однако эти поправки в Госдуму пока так и не внесены, судьбу проекта в ведомстве не комментируют.

Евгения Крючкова, арбитражная группа

Комитет Госдумы одобрил ко II чтению внесудебный порядок признания граждан банкротами

МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект, вводящий порядок внесудебного признания гражданина банкротом. Документ был инициирован группой депутатов Госдумы во главе с председателем комитета Николаем Николаевым.

Комитет заседал в режиме видеоконференции. Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект на заседании 14 апреля.

Согласно законопроекту, сопровождение внесудебного порядка банкротства гражданина предлагается возложить на арбитражного управляющего, который будет обязан проверить соответствие гражданина предъявляемым законом требованиям.

После этого он размещает сведения о возбуждении внесудебного порядка банкротства в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Последствия возбуждения внесудебного порядка сопоставимы с последствиями введения реструктуризации долгов — в частности, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина.

В течение года кредиторы и уполномоченные органы имеют право подать заявление о признании должника банкротом в суд в общем порядке — такой срок предоставляется для улучшения жизненной ситуации гражданина, поиска более высокооплачиваемой работы, вступления в наследство.

Если ситуация улучшилась, гражданин обязан сообщить об этом арбитражному управляющему и своим кредиторам, и тогда внесудебный порядок банкротства будет прекращен. В ином случае через год внесудебный порядок завершается наступлением банкротства гражданина в силу закона.

Для граждан сопровождение такого порядка банкротства будет бесплатным — вознаграждение арбитражному управляющему, а также возмещение его расходов на публикацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве будет выплачиваться из фонда поддержки внесудебного банкротства граждан, формируемого национальным объединением саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. Сопровождать процедуру банкротства смогут только арбитражные управляющие, состоящие в СРО, являющейся членом национального объединения СРО: оно должно установить порядок и сроки выплаты вознаграждения и компенсации расходов управляющих.

Поправки ко второму чтению

Ко второму чтению были подготовлены поправки правительства, рассказал Николаев. «Предлагаем, чтобы процедура упрощенного банкротства была доступна не только через арбитражных управляющих, но и через нотариусов и через МФЦ.

К этой процедуре в базовом формате могут быть допущены люди, у которых есть долги от 200 до 500 тыс. рублей, нет постоянного места работы, нет движимого и недвижимого имущества и так далее.

Отдельная история связана с теми людьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации, для них предусмотрена нижняя планка — это 50 тыс.», — сказал он.

Чтобы была возможность оперативно реагировать в кризисных ситуациях, был одобрен ряд поправок, которые дают правительству совместно с Центральным банком право вносить определенные изменения — расширять критерии для допуска к банкротству через МФЦ и расширять перечень тех лиц, для которых нижняя платка банкротства устанавливается в 50 тыс. рублей, добавил депутат.

«Мы понимаем, что это потребует достаточно оперативной совместной работы правительства с Центральным банком, потому что именно такие обстоятельства сейчас и происходят.

Мы сократили срок признания банкротства по закону на срок до девяти месяцев», — указал парламентарий.

Кроме того, по его словам, в документе предусмотрен целый ряд норм, противодействующие возможности воспользоваться этой процедурой для мошеннических действий.

При этом предусмотрена возможность перевода этой процедуры в судебное русло по заявлению кредитора — в этом случае вся процедура судебного банкротства будет за счет кредитора.

Чтобы защитить права кредиторов, в законопроект добавлена норма, согласно которой кредитные организации получать право самостоятельно запрашивать данные об имуществе и доходах должника у государственных органов, добавил Николаев.

«Мы дали достаточно серьезные полномочия правительству с ЦБ, чтобы оперативно реагировать на ситуацию, и я предполагаю, что в течение двух месяцев надо серьезно мониторить ситуацию и, может быть, возвратиться к этому законопроекту, потому что ситуация меняется достаточно быстро», — предположил депутат.

Законопроект о реформе процессуального законодательства готов ко второму чтению

23.10.

2018 16:55:39

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству на заседании во вторник, 23 октября, рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Верховным Судом РФ.

Председатель комитета Павел Крашенинников сообщил, что законопроект направлен на улучшение качества правосудия и оптимизацию судебной нагрузки при сохранении основополагающих принципов гражданского процесса.

Проектом предлагается внести ряд изменений в сходные нормы процессуального законодательства (ГПК, АПК и КАС), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

А также изменяются отдельные положения кодексов об особенностях рассмотрения некоторых категорий дел, и вносятся корреспондирующие изменения в федеральные законы.

Как отметил Павел Крашенинников, законопроект является важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства, в унификации процессуальных кодексов.

Однако некоторые из изначально предложенных в нем способов оптимизации деятельности судебных органов могли привести к снижению качества правосудия и ограничению реализации прав сторон в процессе.

В связи с чем, отдельные положения законопроекта обсуждались Рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства, созданной в Государственной Думе по распоряжению Администрации Президента РФ.

С учетом поправок ко второму чтению, одобренных сегодня комитетом, можно отметить следующие предложения законопроекта.

Одним из наиболее спорных изменений, которое предлагалось первоначальной редакцией законопроекта, являлся отказ от составления мотивировочной части судебного решения по большинству дел.

С учетом поправок ко второму чтению, поддержанных Комитетом, из законопроекта исключаются нормы об отказе от составления мотивировочной части судебного решения. Таким образом, структура судебных решений останется без изменений – т.е. в полном объеме, включая мотивировочную часть.

Павел Крашенинников отметил, что отказ от составления мотивировочной части решения суда в качестве общего правила мог привести к фактическому ограничению права на доступ к правосудию, к усилению закрытости судебной власти. «Упрощение и ускорение процесса должно соответствовать целям гражданского судопроизводства и не нарушать фундаментальные правила и принципы отправления правосудия», — подчеркнул глава думского комитета.

С учетом поправок из законопроекта исключаются положения о запрете изменения договорной подсудности. Таким образом, стороны и в дальнейшем смогут изменять договорную подсудность по своему усмотрению.

Проектом предлагается установить, что представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности — за исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами. 

Требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. «Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные – эти категории могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде», — пояснил Крашенинников.

В настоящее время правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении административных дел (в КАС РФ). КАС РФ также дополняется новым критерием — наличие ученой степени по юридической специальности.

Первоначальной редакцией законопроекта предлагалось ввести институт «поверенного», чьи полномочия состоят в возможности давать объяснения суду в присутствии представителя, а также получать судебные извещения, вызовы и копии судебных актов. Однако поправками ко второму чтению эти положения предложено убрать из законопроекта.

Поправками ко второму чтению из законопроекта исключаются положения, изменяющие правила извещения участников гражданского процесса.

В редакции первого чтения законопроектом предлагалось возложить на участников обязанность самостоятельно получать информацию о движении дела, после получения определения о принятии искового заявления к производству суда.

При этом участники несли риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению данной информации.

«Такое изменение может ограничить права на доступ к правосудию и права на справедливое разбирательство дела», — считает Крашенинников. Изложение информации о движении дела в сети Интернет не решает проблемы надлежащего и своевременного извещения заинтересованных лиц о месте и времени судебного разбирательства.

Поскольку в настоящее время не все граждане России имеют доступ к сети Интернет, а в ряде населенных пунктов просто отсутствует техническая возможность подключения к ней. Кроме того, многие люди не умеют пользоваться Интернет-ресурсами и средствами доступа к ним.

Поэтому у участников процесса могут возникнуть затруднения с самостоятельным получением информации о движении дела.

Поправками ко второму чтению спорные нормы исключатся из законопроекта. «Таким образом,  порядок извещения лиц, участвующих в деле, остается прежним, чтобы не затруднять реализацию прав на доступ к правосудию», — отметил глава думского комитета.

Проектом предлагается расширить количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе, путем увеличения порога суммы исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства.

В редакции первого чтения предлагалось увеличить цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства – со 100 тыс. до 500 тыс. рублей для граждан в судах общей юрисдикции, и с 500 тыс. до 1 млн. рублей для юридических лиц в арбитражных судах.

Однако Рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства было рекомендовано скорректировать сумму, поскольку предложенная максимальная цена иска в ГПК РФ и в АПК РФ являлась необоснованно завышенной. Это вызывало опасения с точки зрения обеспечения конституционных гарантий, касающихся прав на судебную защиту на основе состязательности при открытом судебном разбирательстве.

В результате, с учетом поправок ко второму чтению, предложено в ГПК РФ сохранить существующий ценовой порог упрощенного производства — в размере 100 тыс. рублей.

Читайте также:  Как рассчитывают плату за обращение с тко

А в арбитражном процессе установить для индивидуальных предпринимателей — 400 тыс. рублей, для юридических лиц — 800 тысяч рублей. По публично-правовым категориям дел сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей.

  • Поправками вводятся новые требования к идентификации должника. 
  • В целях исключения сложностей с идентификацией должника и обращения взыскания на другое лицо, предлагается установить требование об обязательном указании в исполнительных документах дополнительных данных об ответчике – организации: наименование, место нахождения и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.
  • При этом в отношении ответчика – гражданина должны быть указаны: фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из следующих идентификаторов, если он известен: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, основной государственный регистрационный номер ИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

Проектом изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило в настоящее время содержится в КАС РФ (при рассмотрении административных дел).

Законопроектом исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим предлагается установить правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой.

Понятие подсудности необходимо отличать от подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

  1. Согласно законопроекту — если в ходе рассмотрения дела выяснилось, что спор не подлежит рассмотрению данным судом, то суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью.
  2. Дополняется перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства (КАС РФ): дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению; о признании информационных материалов экстремистскими.
  3. В отношении дел о лишении гражданина специального права (в том числе на управление транспортным средством, на приобретение хранение и ношение оружия) сохраняется действующее регулирование — в порядке КоАП РФ.
  4. Также дополняется ряд норм, предусматривающих виды решения суда, подлежащих немедленному исполнению.

Расширяются возможности суда апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции сможет возвратить дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если судом первой инстанции не было рассмотрено: заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения.

Суд апелляционной инстанции также возвращает дело в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивировочное решение.

Кроме того, в законопроект вносятся необходимые изменения процессуального законодательства в связи с реформой судоустройства.

До 1 октября 2019 года в системе судов общей юрисдикции появятся обособленные надрегиональные апелляционные и кассационные суды, которые будут осуществлять пересмотр судебных актов в качестве апелляционной и кассационной инстанции соответственно.

Каждый создаваемый суд будет действовать в пределах определенного судебного округа, включающего несколько регионов.

«Указанные структурные изменения судебной системы неизбежно ведут к необходимости изменения правил судопроизводства, которыми руководствуются суды общей юрисдикции», — пояснил Крашенинников.

В связи с этим поправками ко второму чтению изменяются положения ГПК РФ и КАС РФ, устанавливающие полномочия создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного и кассационного военных судов, а также порядок рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб (представлений) на судебные акты, вынесенные по гражданским и административным делам. Поправками также предлагаются изменения в положения АПК РФ, направленные на унификацию изменений процессуального законодательства, в связи с реформированием судоустройства.

Подводя итог вышеизложенному, Павел Крашенинников отметил, что положения законопроекта являются важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства, в реализации реформы судоустройства и унификации процессуальных кодексов.

Минэкономразвития вновь предлагает ввести упрощенное банкротство граждан

28 декабря 2018 г. Министерство экономического развития сообщило о подготовке проекта изменений в Закон о несостоятельности в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан.

В пояснительной записке к проекту указано, что вступившие в силу с 1 октября 2015 г.

нормы закона, регулирующие процедуры банкротства физических лиц, оказались недоступны для значительного числа должников, находящихся в затруднительном материальном положении.

В этой связи Минэкономразвития России – разработчик проекта – предложило предусмотреть в законе упрощенную процедуру банкротства физлиц, которая позволит расширить практику применения гражданами данного института и повысить его доступность.

Повторное появление законопроекта

Это не первая попытка Минэкономразвития по введению такой новеллы в Закон о банкротстве. Впервые аналогичный проект был представлен на обсуждение в сентябре 2016 г. и затем неоднократно подвергался корректировкам по итогам экспертных оценок.

Однако в конце 2017 г. работа над законопроектом была приостановлена. Последняя редакция документа на тот момент, в частности, предполагала малообеспеченным гражданам самостоятельное юридическое сопровождение процедуры банкротства без привлечения финансового управляющего.

Как писала «АГ», тогда Федеральная палата адвокатов представила правовую позицию, в которой, поддержав концепцию разрабатываемого законопроекта, предложила внести в него изменения, ограничив круг возможных представителей несостоятельных граждан в рамках упрощенной процедуры банкротства адвокатами и арбитражными управляющими. Также ФПА указывала, что судебное представительство несостоятельных граждан должно носить обязательный характер и осуществляться в арбитражном судопроизводстве только адвокатами.

ФПА предлагает привлекать адвокатов к упрощенному банкротству гражданВ Минэкономразвития России направлена правовая позиция Федеральной палаты адвокатов к проекту поправок в Закон о несостоятельности, предусматривающих введение упрощенной процедуры банкротства физлиц

Стоит отметить, что на момент подготовки этого материала в паспорте проекта 2016 г. была размещена новая версия документа, а сам он переведен в статус публичного обсуждения. Текущая версия документа значительно отличается от последней редакции, представленной в том числе для оценки ФПА.

В Федеральной палате адвокатов «АГ» сообщили, что новый законопроект также будет изучен и на него будет представлена правовая позиция: «Обсуждаемая сегодня законодательная инициатива касается законных прав и интересов граждан, поэтому адвокатское сообщество не может оставаться в стороне и примет участие в ее обсуждении».

Основные положения

В частности, как следует из проекта, упрощенная процедура банкротства может быть применима только к гражданам, общий размер долга которых составляет от 50 тыс. до 700 тыс. руб.

Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре может быть подано как самим должником, так и кредитором – если его требования составляют от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

и не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Арбитражный суд отказывает во введении общей процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, при наличии любого из следующих обстоятельств: заявитель либо СРО арбитражных управляющих не представили кандидатуру финансового управляющего; отсутствие средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедуры.

Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре рассматривается в течение 5 рабочих дней после даты отказа в удовлетворении последнего из заявлений о признании должника банкротом по общей процедуре, а при отсутствии таких заявлений – в течение 5 рабочих дней с даты принятия заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

При этом решение о признании должника банкротом и введении упрощенной процедуры может быть принято без вызова сторон и без проведения судебного заседания. По ходатайству должника или кредитора либо по инициативе суда заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре может быть рассмотрено в судебном заседании, в котором вправе участвовать как гражданин, так и его кредиторы.

Вынося решение о признании должника банкротом по упрощенной процедуре, суд вправе на основании имеющихся в деле доказательств определить максимальный размер исключаемой из конкурсной массы суммы ежемесячных расходов гражданина (с учетом лиц, находящихся на его иждивении), разъяснив при этом должнику, что тот не вправе распоряжаться иным своим имуществом, входящим в конкурсную массу. При этом лица, участвующие в деле, вправе обратиться с ходатайством об изменении указанного размера.

Арбитражные споры: количество побеждает качество?Опубликована статистика деятельности арбитражных судов за первое полугодие 2018 г.

Копия решения о признании должника банкротом по упрощенной процедуре направляется судом должнику, а также кредиторам, сведения о которых указаны в списке кредиторов. Копии остальных судебных актов, принимаемых в рамках упрощенной процедуры банкротства, направляются при наличии письменного ходатайства.

Решение суда о введении упрощенной процедуры банкротства обжалуется в общем порядке. Прочие судебные акты, принятые в рамках этой процедуры, могут быть обжалованы в течение 14 календарных дней со дня принятия. Принятые в таких случаях судом апелляционной инстанции судебные акты обжалованию в кассацию не подлежат.

Проект также предусматривает, что при упрощенной процедуре банкротства собрание кредиторов проводить не обязательно – оно может быть проведено по инициативе должника, кредиторов или финансового управляющего. Если собрание инициирует кредитор, он несет расходы на его подготовку и проведение.

На финансового управляющего возлагаются обязанности по ведению реестра требований кредиторов и соблюдению порядка удовлетворения этих требований, опубликованию сведений в установленном порядке, а также подготовке и направлению в суд отчета о результатах проведения процедуры банкротства.

Он также вправе принимать меры по выявлению и обеспечению сохранности имущества гражданина-должника за счет заинтересованных в этом кредиторов и иных участвующих в деле лиц. Кроме того, в ряде случаев финансовый управляющий обязан проводить опись, оценку и (или) продажу имущества должника.

  • Финансовый управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации – другие его счета подлежат закрытию по мере обнаружения, а остатки денежных средств на них перечисляются на основной счет.
  • Если в ходе упрощенной процедуры банкротства в собственность должника поступит имущество либо существенно возрастут его доходы, он обязан в течение 5 рабочих дней уведомить об этом суд, финансового управляющего и прочих лиц, участвующих в деле.
  • Не ранее истечения срока для предъявления требований кредиторов, но не позднее окончания срока предъявления возражений на них гражданин (или финансовый управляющий – в случае возложения на него таких полномочий) обязан направить в суд, а также участвующим в деле лицам предложения о порядке продажи имущества либо уведомить их об отсутствии в составе конкурсной массы имущества, которое может быть продано.
  • При обнаружении по истечении указанного срока имущества финансовым управляющим либо кредиторами они вправе представить свои предложения о порядке его продажи с указанием перечня имущества и его цены: начальной, если предусмотрены торги, либо минимальной – при прямой продаже.

В случае удовлетворения ходатайства на продажу имущества должника с торгов расходы несет заявитель, и торги проводятся финансовым управляющим или организатором аукциона.

Возражения против предложенного порядка продажи имущества, в том числе стартовой и (или) минимальной цены, должны быть направлены в течение 15 рабочих дней с даты получения предложений о порядке продажи. Соответствующее определение суда может быть обжаловано.

Читайте также:  Образец заявления на заем в организации

Заявление об оспаривании сделки гражданина может подать кредитор, независимо от размера его требований, а также финансовый управляющий.

Проект предусматривает основания перехода из упрощенной процедуры банкротства гражданина к общей.

Это может произойти при выявлении существенного несоответствия размера долга условиям применения упрощенной процедуры, которое не было и не должно было быть известно лицу, обратившемуся с заявлением, ко дню введения процедуры реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре. Иной причиной может стать обнаружение или поступление в ходе упрощенной процедуры в собственность гражданина имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб.

Если должник скрывал активы или совершал иные неправомерные действия (например, декларировал соответствие требованиям, необходимым для применения упрощенной процедуры, в то время как реально он им не соответствовал), определение о завершении процедуры может быть пересмотрено, а требования кредиторов в непогашенной части – восстановлены.

Оценка экспертов в сфере банкротства

Комментируя законопроект, партнер АБ «Юрлов и Партнеры» Кирилл Горбатов отметил, что он обсуждается экспертами с 2015 г., причем его начальный вариант существенно отличался от нынешнего.

В АП Московской области обсудили возможность расширения спектра оказываемой адвокатами юридической помощи за счет представительства граждан в упрощенной процедуре банкротства

Так, подчеркнул эксперт, один из самых дискуссионных вопросов тогда состоял в обсуждении необходимости участия финансового управляющего в рамках упрощенной процедуры граждан. В итоговом варианте его участие все же предусмотрено, хотя спектр его действий существенно ограничен.

«Основной замысел состоит в том, что финансовый управляющий будет осуществлять какие-либо дополнительные действия (поиск имущества должника, проведение собраний, реализация имущества) лишь при инициативе кого-либо из кредиторов и при условии, что тот готов финансировать эти мероприятия.

Таким образом, время на проведение процедуры банкротства значительно сокращается, поскольку управляющий не проводит формальных, не имеющих в определенных случаях смысла процедур, однако при этом у кредиторов сохраняется возможность с помощью финансового управляющего получать дополнительную информацию об имуществе, о сделках должника с целью определять перспективность того или иного процессуального действия в рамках банкротства», – отметил он. По мнению Кирилла Горбатова, принятие поправок должно обеспечить доступ большего числа граждан (потенциальных банкротов) к процедуре банкротства за счет ее сокращения и удешевления.

Адвокат АБ «ФОРТиС» Самарской области Андрей Носов отметил, что, введя в 2015 г.

положения, касающиеся несостоятельности (банкротства) физлиц, государство фактически предоставило гражданам, оказавшимся в крайне затруднительном материальном положении, возможность «обнулить» свою финансовую историю и начать жизнь, что называется, с чистого листа. «Неудивительно, что количественные показатели данной категории дел стали увеличиваться в геометрической прогрессии», – подчеркнул он.

Эксперт добавил, что проект поправок о введении упрощенной процедуры является закономерным развитием института банкротства граждан и направлен, с одной стороны, на повышение доступности для должников, с другой – на значительное снижение финансовых, организационных и временных затрат по реализации процедур банкротства арбитражными судами, финансовыми управляющими, кредиторами и должниками. «Подобные изменения, несомненно, следует признать положительными, однако вопрос их реальной эффективности лежит исключительно в плоскости правоприменения. Уверен, что время и практика все расставят на свои места», – резюмировал адвокат.

Директор департамента корпоративного права юридической фирмы «РКТ» Елена Кравцова также в целом положительно оценила законопроект.

«Общая процедура банкротства является достаточно громоздкой, арбитражный управляющий обязан совершать множество строго регламентированных действий (публикации, уведомления кредиторов, отчеты и проведение собраний, розыск имущества и т. д.), не считая судебных заседаний в рамках процедуры и обособленных споров», – пояснила она.

Эксперт отметила, что в настоящее время расходы на проведение процедуры банкротства должника могут составлять от 100 до 300 тыс. руб., при этом значительной статьей расходов являются сопровождающие процедуру многочисленные публикации в официальных изданиях, касающихся инвентаризации, оценки и продажи имущества должника (публикации о торгах).

По мнению Елены Кравцовой, проект существенно удешевляет процедуру банкротства в связи с упрощением порядка рассмотрения требований кредиторов, отсутствия необходимости многих публикаций, а также упрощения порядка продажи имущества.

Она не усмотрела в проекте нарушения прав кредиторов, поскольку при предоставлении финансирования они могут потребовать проведения финансового анализа и основательного розыска имущества должника с целью установления обстоятельств банкротства.

Эксперт полагает, что возложение бремени расходов на кредиторов также будет способствовать взвешенному подходу к применению данных институтов.

При этом Елена Кравцова полагает, что принятие проекта в нынешней редакции вряд ли существенно повлияет на количество процедур, поскольку при расчете стоимости имущества должника также учитывается стоимость единственного жилья, что не позволит использовать упрощенный порядок банкротства.

У управляющего партнера АБ «ЕМПП», адвоката Сергея Егорова проект вызвал смешанные чувства.

«С одной стороны, необходимо положительно оценить усилия Минэкономразвития России по стремлению максимально в теории упросить процедуру банкротства и приспособить ее для списания долгов с граждан, попавших в настолько тяжелое финансовое состояние, что они не в состоянии оплатить расходы по обычной процедуре банкротства, – пояснил он. – С другой стороны, не вижу практического решения поставленной задачи при оставлении в схеме упрощенного банкротства фигуры арбитражного управляющего без обеспечения надлежащего финансирования его работы».

По мнению адвоката, проблема недостаточно эффективной работы закона связана ни с недостаточностью денег у среднего должника для оплаты расходов в деле о банкротстве, а с тем, что финансовые управляющие не заинтересованы заниматься банкротством граждан за 25 тыс. руб. за процедуру.

Эксперт считает: при понимании, что у Минэкономразвития не было возможности получить недостающее финансирование за счет средств бюджета, а у должников этих средств нет, в проекте была предпринята попытка подступиться к проблеме одновременно со всех сторон: уменьшить объем необходимой работы для управляющего и переложить финансирование дополнительной необязательной работы на тех кредиторов, кто ставит перед управляющим соответствующие задачи или препятствует ему в реализации базовых мероприятий, предусмотренных упрощенной процедурой. По мнению эксперта, в теории это призвано сделать упрощенную процедуру менее трудозатратной для управляющего.

Сергей Егоров также отметил, что претензии вызывают «пределы упрощения» упрощенной процедуры банкротства. «Полагаю, что проект не содержит достаточной определенности во многих нормах.

Соглашусь, что процедуру реструктуризации задолженности для проведения упрощенной процедуры можно безболезненно исключить, так как и в общих процедурах банкротства она приводит только к нерациональному увеличению сроков и расходов.

Однако как на практике будет применяться норма, например, предлагающая должнику в свободной форме набросать заявление о своем банкротстве, которое затем предлагается рассмотреть арбитражному суду то ли в судебном заседании, то ли без проведения такового – по усмотрению суда? – задается вопросом эксперт. – При этом внятные критерии такого усмотрения не сформулированы».

В целом, полагает адвокат, в текущем виде законопроект представляется «сырым» и нуждающимся в доработке.

Госдума приняла Законопроект об упрощенном банкротстве в первом чтении

Необходимость реформ для снижения кредитной нагрузки назревала давно – существующие положения банкротства физических лиц не позволяют обанкротиться социально незащищенным категориям населения ввиду дороговизны и сложности процедур.

Проблема неоднократно поднималась в процессе обсуждений ЦБ и Минэкономразвития, но пока все идеи носили формат обсуждений. В начале февраля 2020 года в первом чтении Госдума приняла проект, который представляет собой эффективный механизм банкротства для малоимущих людей.

Предлагаем ознакомиться с подробностями.

Идея законопроекта

Идейным разработчиком выступает депутат от партии Единая Россия, Н. Николаев.

По словам законодателя, представленная процедура необходима бедным людям, для которых существующая система признания несостоятельности является непозволительной роскошью.

Реалии таковы, что только при подаче заявления человеку необходимо иметь для оплаты расходов от 26 000 рублей. В дальнейшем в процедуре возникают дополнительные расходы, которые тоже следует оплачивать.

Упрощенная процедура позволит признать банкротство:

  • без судебного рассмотрения дела;
  • без огромных расходов на процедуру;
  • с введением реабилитационного периода на срок 12 месяцев.

Напомним, что идея упрощенной системы обсуждалась довольно давно, и была представлена на обсуждение еще в 2016 году. Тогда законодатели предложили:

  • банкротство с суммой долга от 50 000 до 900 000 рублей, потом – до 700 000 рублей;
  • отсутствие финансового управляющего в процедуре;
  • отсутствие реабилитационных мероприятий в виде реструктуризации долгов;
  • необходимость самостоятельного обращения за банкротством, самостоятельной подачи публикаций в ЕФРСБ;
  • самостоятельную распродажу имущества должником;
  • прохождение формальностей процедуры за 4 месяца.

Позже в проект были внесены поправки, в конечном итоге Госдума приняла следующее:

  • банкротство можно будет пройти с наличием задолженности 50 000-500 000 рублей;
  • количество кредиторов не должно превышать лимит 10 лиц;
  • управляющий обязательно ведет процедуру, подает публикации, проверяет финансовое состояние должника;
  • у человека не должно быть имущества в собственности, за исключением перечня предметов, которые не подлежат реализации;
  • вводится реабилитационный период сроком до 1 года, после чего человек автоматически признается банкротом, его просроченные долги списываются.

Для кого работает Федеральный закон упрощенного банкротства

Давайте разберемся, кому подойдет новая система.

  1. Гражданам, которые не имеют достаточного уровня доходов. Если семейный бюджет составляет меньше прожиточного минимума в месяц на одного члена семьи должника, или если у человека нет работы – он может пройти процедуру по «упрощенке».
  2. Гражданам, у которых нет имущества. Не учитываются личные вещи, предметы быта, техника, единственное жилье – это перечень имущества, которое не может быть изъято в счет погашения долгов.
  3. Гражданам, у которых нет денежных средств. У человека, обратившегося за процедурой, на счетах и картах в совокупности должно быть не больше 50 000 рублей. Дополнительно будет учитываться состояние счетов должника за последние 3 месяца до обращения.
  4. Гражданам, которые не имеют судимостей (если были – они должны быть сняты или погашены) по преступлениям экономического профиля. Также они не должны на момент обращения быть подвергнуты наказанию по административным правонарушениям. В частности, за мелкое хищение и причинение вреда имуществу.
  5. Гражданам, которые не признавали себя банкротами за последние 5 лет.

Процедура в особенности подойдет социально незащищенным категориям граждан:

  • многодетным семьям;
  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • лицам, потерявшим трудоспособность и т.д.

Сколько стоит упрощенная процедура

Особенность нового проекта заключается в отсутствии существенных затрат на банкротство. Создается специальный Фонд за счет средств саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в который каждое партнерство обязано переводить от 15 000 рублей ежемесячно.

В дальнейшем средства будут тратиться на упрощенные процедуры банкротства:

  • оплата вознаграждения финансовым управляющим;
  • оплата публикаций в ЕФРСБ.

Таким образом, у должника практически не возникнет расходов.

Порядок упрощенного банкротства: инструкция

  1. Должник находит нужную СРО АУ: согласно нормам № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», каждое некоммерческое партнерство обязано вести официальный сайт с реестром членов. Найти сайты СРО можно в интернете, реестры изложены в свободном доступе.

  2. Человек делает официальный запрос в интересующую организацию на выделение управляющего для банкротства.
  3. СРО рассматривает заявку и выделяет финуправляющего.
  4. Управляющий проводит проверку финансового состояния гражданина, если данные подтверждаются, далее подаются публикации о начале процедуры.
  5. Данные о должнике вносятся в реестр.

    Дальше у человека есть 12 месяцев, чтобы подать заявление на исключение из реестра. Это значит, что финансовое положение улучшилось, и необходимость в банкротстве отпала.

  6. Если заявление не будет подано, через год автоматически признается банкротство, задолженности списываются.

Текущие расходы оплачиваются вышеупомянутым Фондом.

Таким образом, банкротство станет доступным для очень бедных людей. По предварительным прогнозам, в силу проект вступит в 2021 году.

Назад в новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *