Комментарий 17097 к статье: являются ли услуги по вывозу тбо коммунальными с 2017 года

Минстрой РФ занялся разработкой проекта Постановления Правительства РФ, который предполагает, что с 1 января 2017 года в квитанциях вместо платежа за сбор и вывоз отходов появится отдельная строка новой коммунальной услуги. Уведомление о начале разработки данного документа можно прочитать на Федеральном портале нормативно-правовых актов.

Тко по-новому

Разрабатываемый проект Постановления Правительства РФ называется “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами”. Сейчас документ находится на стадии проведения публичного обсуждения о его подготовке. Публичное обсуждение продлится с 1 по 12 февраля 2016 года.

Планируется, что после принятия и одобрения документ вступит в силу в январе 2017 года. Всю информацию по проекту можно посмотреть здесь.

По сообщению Минстроя РФ, документ разрабатывается в связи с принятием ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Комментарий 17097 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 годаМинфин РФ разъяснил, что кассовый чек должен содержать QR-код

Напомним, что 458-ФЗ переквалифицирует твёрдые бытовые отходы в твёрдые коммунальные и устанавливает новую систему обращения с ними. Новые механизмы обращения и регулирования ТКО помогут региональному оператору по вывозу мусора производить корректные расчёты с конечными потребителями коммунальных услуг.

Проект правительственного постановления относится к вступившим в силу 1 января 2016 года поправкам в 458-ФЗ, согласно которым услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции. Тариф на новую коммунальную услугу определят региональные власти.

Кроме того, на Федеральном портале нормативно-правовых актов есть ещё один проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами”. На данный момент документ находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы. Всю информацию по нему вы можете посмотреть здесь.

Как сказано в пояснительной записке к проекту, документ устанавливает требования к сбору, транспортировке, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО. Кроме того, в проекте также определён порядок и существенные условия заключения договоров в сфере обращения с ТКО.

Комментарий 17097 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 годаВывоз Тко по-новому: возможные проблемы и способы решения

Новый регламент

В документе определены основные понятия сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В частности даются определения “контейнера”, “контейнерной площадки”, “бункера”, “мусоровоза”.

Отдельная часть посвящена определению ТКО как объекта права собственности. В этой части говорится, что твёрдые коммунальные отходы переходят в собственность регионального оператора по обращению с ними с момента размещения и приёма ТКО в определённых для этого местах.

Согласно документу, региональный оператор по обращению с ТКО должен заключить договор на оказание соответствующей услуги с собственниками помещений в МКД или с лицом, осуществляющим управление домом (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК).

Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. Аналогичные требования предъявляются к управляющим компаниям и собственникам помещений в МКД. В отношении каждого МКД заключается отдельный договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Комментарий 17097 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 годаЛицензирование деятельности по обращению с ТКО

Порядок заключения договора

Для заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО потребитель должен подать письменную заявку с указанием своих ФИО, паспортных данных, адреса, прочих реквизитов и контактных данных. Для УК потребуется также указать наименование и местонахождение объектов потребителей, в отношении которых заключается договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и сведения о виде деятельности.

К заявке также нужно приложить копию права собственности на объект или земельный участок потребителя, договор управления для МКД, решение общего собрания собственников или другие документы, подтверждающие деятельность заявителя по управлению многоквартирным домом. Понадобится и схема размещения мест сбора и накопления ТКО с подъездными путями к ним.

Для представителя, действующего от имени потребителей, понадобится доверенность или иные документы, подтверждающие его полномочия. Помимо этого необходимо приложить документы, обязательные при заключении УК или товариществом договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14.02.2012).

Заявка с прилагаемыми документами рассматривается региональным оператором в течение 15 дней со дня их поступления. После одобрения заявки региональный оператор в течение 5 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Потребитель в течение 15 дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора должен подписать и направить один из них региональному оператору по обращению с ТКО. К отправляемому подписанному экземпляру договора прикладываются документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени потребителей.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключаются на срок, прописанный в нём, но не превышающий срок, на который избран региональный оператор. Типовая форма договора на оказание услуг по сбору и вывозу мусора также приложена к проекту Постановления Правительства РФ. Посмотреть её можно здесь.

Комментарий 17097 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 годаПост-релиз семинара «Последние изменения в жилищном законодательстве»

Расчёт оплаты за ТКО

Документ предполагает, что расчёт оплаты будет производиться не как раньше по площади помещения, а теперь по базовому тарифу на услугу по обращению с ТКО и норматива мусора на одного собственника. Платежи будут взиматься по фактическому числу и объему контейнеров в целях расчёта платы за вывоз мусора при раздельном сборе отходов.

Читайте также:  Образец приказа об отмене и отзыве из командировки

При этом, предполагается сортировка и раздельное хранение ТКО. Например, мусорные контейнеры зелёного цвета будут предназначены для сбора стекла, чёрного — для пищевых отходов, синего — для бумаги, серого — для несортированных отходов.

За сортированные ТКО собственники будут платить по более низкому тарифу, чем за несортированные.

Также отмечается, что тариф на вывоз мусора будет снижен, если потребители создадут отходы, не подлежащие захоронению и сжиганию.

Сортированные отходы региональный оператор может перепродавать по рыночным ценам заинтересованным переработчикам. В качестве альтернативы предлагается создать специализированные площадки по сбору отходов. Например, крупные магазины электроники могут принимать к утилизации старую технику или заключать соответствующие договоры с местными муниципальными властями.

Этот проект правительственного постановления должен стать итоговым в реформировании системы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора и сделать ценообразование в данной области прозрачным.

До вступивших в силу изменений стоимость сбора и транспортировки отходов устанавливали управляющие компании. Собственники постоянно жаловались на необоснованно завышенные цены и неубранные контейнерные площадки. Региональные операторы, избранные на конкурсной основе, будут управлять всем процессом обращения с ТКО на своей территории: от сбора до вывоза на полигон.

Чиновники обещают, что сумма в квитанции не вырастет. Просто платёж за сбор и вывоз мусора уберут из состава платы за содержание и ремонт общего имущества и выделят в отдельную строчку как коммунальную услугу.

Переходный период растянется на весь 2016 год, чтобы регионы страны в течение этого времени смогли в любое время запустить и протестировать новую систему по обращению с ТКО. Для этого до 1 января 2017 года им предстоит утвердить схему в своём субъекте РФ, выбрать регионального оператора, заключить с ним договор и перейти на коммунальную услугу.

Теперь за каждого собственника оплата будет выставляться по нормативу, который будет рассчитывается, исходя из среднестатистического «производства» мусора гражданином. Новая коммунальная услуга по обращению с ТКО автоматически подпадёт под государственный контроль, в том числе, в рамках формирования тарифов и ограничения платы за КУ.

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

В следующем году в коммунальных платежках россиян появится новая строка расходов — за мусор

В 2017 году в платежках россиян появится новая отдельная строка — плата за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Сейчас эти расходы спрятаны «до кучи» в графе «содержание и ремонт жилого помещения». Через три месяца эта услуга из жилищной превратится в коммунальную. Чем это нам грозит?

Сейчас плата за вывоз мусора не нормируется. В среднем она составляет 2,5 рубля с квадратного метра жилья, но может быть и больше, так как тариф устанавливает управляющая компания. И руководствоваться она может чем угодно, например, тарифами транспортной компании или мусоропереработчика, или просто возить «задешево» на нелегальную свалку, а денежки жильцов прятать к себе в карман.

С нового года тарифы должны устанавливать региональные операторы по обращению с ТКО. Такой оператор выбирается один на регион, а значит, и плата будет одинаковой для всех жителей.

Правда, не во всех регионах утверждены территориальные схемы обращения с отходами, а без них не выбрать и оператора. Так что есть вполне реальный шанс встретить первый день нового года среди гор мусора.

Грозит ли нам мусорный коллапс, «Российской газете» рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

Сергей Ефимович, до 26 сентября регионы должны были утвердить территориальные схемы в области обращения с отходами. Все ли успели?

Сергей Донской: К сожалению, нет. Согласовано всего 48 территориальных схем.

Хочу сразу оговориться, это не формальная процедура, а важный элемент всей реформы в сфере обращения с отходами.

Он выстраивает всю логистику движения отходов от момента их образования до места переработки или захоронения и все маршруты этой цепочки. Требования к составу, содержанию схем и сроки установлены правительством еще в марте.

Поэтому на сжатые сроки списать проволочку с разработкой не получится. Просто не все регионы своевременно начали эту работу. В последние недели Росприроднадзор вынужден практически круглосуточно заниматься приемом и анализом схем.

В разной степени готовности территориальные схемы — у 61 региона. В 23 регионах ведется пока только подготовительная работа по формированию территориальных схем. Не приступили к разработке в Республике Крым. Очень плохая ситуация у Тывы, Тверской, Вологодской областей — они только готовятся к проведению конкурса. Еще не разработана схема в Северной Осетии-Алании.

  • Что будет с теми, кто не согласовал схемы?
  • Сергей Донской: Времени было достаточно, поэтому разбор полетов будем проводить уже совместно с прокуратурой.
  • В каждом регионе будет установлен единый тариф  на вывоз мусора, и он может отличаться от нынешних

Схема — это не формальность. Это обязательное условие для выбора регионального оператора. А без него может возникнуть ситуация, что после 1 января 2017 года вывозить мусор будет некому. Надеюсь, региональные власти такой новогодний сюрприз жителям не преподнесут, а начнут максимально быстро выправлять ситуацию.

Читайте также:  Принято постановление пленума вс рф о третейском разбирательстве и международном коммерческом арбитраже

Очень не хотелось бы получить в каком бы то ни было российском регионе ситуацию с мусорным коллапсом, как это было, например, в Неаполе. Но такая опасность, увы, существует.

То есть нам надо готовиться к худшему?

Сергей Донской: Надеюсь, те меры, которые мы приняли, обеспечат максимально цивилизованную, скажем так, работу коммунальных предприятий.

Мы вернули лицензирование всех видов работ с отходами, сегодня утверждаем территориальные схемы. Дальше в регионах пройдут тендеры по выбору региональных операторов. В итоге мы получаем прозрачное тарифообразование, развиваем систему переработки отходов и снижаем число захоронений.

Региональный оператор — один или несколько — выбирается на 10 лет, а значит, придет в регион всерьез и надолго, не как временщик. Он сможет планировать свою работу и предлагать минимальные тарифы. А ФАС работает над тем, как экономически стимулировать переработку отходов, чтобы захоранивать их стало невыгодно.

Тарифы не вырастут?

Сколько же мы будем платить за вывоз мусора с 1 января 2017 года?

Сергей Донской: Об этом можно будет говорить после выбора региональных операторов. Процедура выборов открытая — побеждает тот, кто предлагает наилучшие условия.

А регионам дано право устанавливать предельные тарифы на обращение с ТКО. Мы исходим из того, что плата за вывоз мусора не должна увеличиться.

Не слишком ли надолго выбирают оператора? Не приведет ли это к злоупотреблениям?

Сергей Донской: Мы считаем, что долгосрочное планирование — необходимое условие работы в этой сфере. Что касается возможных злоупотреблений, то мы вышли в правительство с инициативой дополнить КоАП статьей об ответственности операторов за неисполнение своих обязанностей по госконтрактам, повлекшее угрозу компонентам природной среды. Так что, думаю, все опасения мы снимем.

В большинстве регионов остро стоит проблема несанкционированных свалок. Сегодня в муниципальных бюджетах есть статья, которая позволяет их свалки устранять. С 2017 года статьи не будет. Что делать?

Сергей Донской: К сожалению, сегодня количество несанкционированных свалок более чем в 20 раз превышает количество легальных объектов размещения отходов.

Причин много. Одна из них — низкие нормативы накопления ТКО на душу населения. Во многих регионах нормы действуют с советских времен. Это приводит к тому, что расчет, сколько нужно контейнеров, площадок временного размещения и т.д., оказывается заниженным.

Современное регулирование для решения этой проблемы сформировано. Сейчас требуется максимально эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, общественных структур, участвующих в этой работе.

Собственно, один из шагов для решения — территориальные схемы. Ситуация в области обращения с отходами должна поменяться коренным образом: от захоронения — к переработке отходов, созданию целой современной индустрии.

Даже если не брать качество работы с отходами, планируется вообще увеличивать количество пунктов раздельного сбора мусора? В шаговой доступности их практически нет.

Сергей Донской: В территориальных схемах должно быть предусмотрено оборудование контейнерных площадок с антивандальными конструкциями для раздельного сбора отходов.

Те, кто занимается раздельным сбором мусора, уверяют, что сырья как раз хватает, не хватает мусороперерабатывающих предприятий.

Сергей Донской: Согласен, не во всех регионах хватает таких мощностей. С другой стороны, мы знаем, что есть мусороперерабатывающие предприятия, которые недозагружены.

Есть планы по созданию мусороперерабатывающих предприятий, которые смогут принимать отходы из нескольких регионов.

Сегодня Росприроднадзор рекомендует всем регионам представлять на согласование территориальные схемы в электронном виде.

В ближайшем будущем на их основе мы создадим интегрированную схему обращения с отходами всей страны. И сможем подсказать и варианты межрегионального взаимодействия по переработке отходов.

Деньги — на свалку

Как привлечь частных инвесторов к процессу сбора и утилизации отходов? Будут ли для них предусмотрены какие-то стимулы (налоговые каникулы, дотации и пр.)?

Сергей Донской: Мы очень рассчитываем, что в сфере обращения с отходами заработает институт государственно-частного партнерства (ГЧП), что будут заключаться концессионные соглашения регионов с инвесторами.

Благодаря гарантиям по инвестициям мы сможем дать мощный импульс по развитию инфраструктуры по переработке отходов. Следовательно, будут уменьшаться площади несанкционированных свалок, а затем эта практика будет просто исключена. И все это скажется положительно и на качестве жизни населения во всех регионах страны.

Другое важнейшее направление — так называемая расширенная ответственность производителя. Законом введен такой экономический механизм.

Производитель и импортер товаров и упаковки обязан утилизировать их после утраты потребительских свойств или платить экологический сбор. Это создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, возвращая их в хозяйственный оборот и исключая захоронение.

Компании будут представлять отчетность по товарам, включая упаковку, подлежащим утилизации после утраты потребительских свойств.

Инфографика РГ / Антон Переплетчиков

Совместно с Росприроднадзором мы готовим предложения о внесении изменений в распоряжение правительства N 1886-р, оно сейчас проходит процедуру публичного обсуждения.

Без лицензии не свалить

С 1 июля 2016 года лицензированию подлежит вся деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности. Что показала эта работа?

Сергей Донской: На конец сентября выдано и переоформлено более 9 тысяч лицензий. И сейчас общее количество действующих лицензий с учетом выданных ранее — более 11,42 тысячи.

Читайте также:  Карточка образцов подписей в казначействе - образец

Честно говоря, мы ожидали, что обращений будет больше. Так что можно говорить, что произошла консолидация этого рынка, его упорядочивание. Сегодня остались только крупные игроки, которые оказались готовы соблюдать те технические и технологические требования, которые предъявляет закон.

Но есть те, чья работа не соответствовала техническим требованиям, они просто не пришли переоформлять лицензию. А тем, кто попытается работать без лицензии, ответственности не избежать!

  1. Ключевой вопрос
  2. Какой должна быть идеальная схема по отходам?
  3. Сергей Донской: Наша задача — максимально вовлечь отходы в хозяйственный оборот.
  4. То есть мы должны увидеть эффективную, комплексную систему по обращению с отходами, в которой учтены и нынешняя инфраструктура переработки, и ее развитие, должны быть учтены потребности и отдельных муниципальных образований, и региона в целом.
  5. Сегодня в России несанкционированных свалок в 20 раз больше, чем легальных

Кроме того, при разработке территориальных схем должен учитываться приоритет переработки отходов над захоронением. А также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы как вторсырье.

С 1 января 2017 года вступает норма, по которой захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Перечень видов таких отходов сформулирован и в ближайшее время будет утвержден правительством.

На первом этапе со следующего года мы предлагаем запретить подвергать захоронению лом и отходы черных и цветных металлов, отходы оборудования и прочей продукции, содержащей ртуть.

Если мы видим в схеме констатацию ситуации, как она есть сейчас, — отправляем документ на доработку. Причем руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров лично контролирует эту работу, делает все, чтобы взаимодействие было максимально конструктивным. Коллеги фактически участвуют в доработке — советуют регионам, как улучшить их территориальные схемы.

Вопрос-ответ: закупки вывоза ТБО

19 февраля 2019 года

Вывоз ТБО у единого регионального оператора, по какому пункту статьи 93 ФЗ–44 осуществлять: 4 или 8?

Ответ:

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

  Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06 {КонсультантПлюс}

Понятийным аппаратом Закона N 89-ФЗ определено, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г.

N 242 (далее — ФККО), группа отходов «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов — мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 24.

6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Исходя из комплексного трактования норм федерального законодательства, отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

Таким образом, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

К моменту начала осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заключены договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *