Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Стоит ли педагогам создавать аккаунты в социальных сетях? Каким должен быть профиль учителя: закрытым или открытым? Что можно публиковать на своей странице, а что нет? Нужно ли добавлять учеников в «друзья»? Что может позволить себе учитель в коммуникации со своими воспитанниками в интернете? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, в том числе и молодые, которые завели свои страницы «ВКонтакте» еще в школьные или студенческие годы. В рамках международной выставки-форума «Информационные технологии в образовании» перед белорусскими педагогами выступила кандидат психологических наук, внештатный сотрудник Фонда развития интернет, доцент Виктория ИЗМАГУРОВА, которая рассказала об «азах» ответственного поведения учителей в социальных медиа.

Агенты инфосоциализации

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

— В принципе существуют две линии поведения. Первая, когда педагог ценит свое внутреннее пространство, а потому не выходит в социальные сети, или если он и имеет свой аккаунт, но не добавляет учеников в «друзья». Вторая линия — педагог включает в круг интернет-«друзей» своих воспитанников и контактирует с ними в социальных сетях.

Вторая линия поведения однозначно более приоритетная, — считает специалист, — хотя она и требует от педагога высокого уровня информационной культуры. Невозможно забывать, что вы педагог, даже если вы заходите на свою собственную страницу, делаете в интернете какие-то публикации, вы все равно остаетесь педагогом.

И так теперь будет всегда!

Виктория Измагурова рассказала о таком новом феномене, как инфосоциолизация. Вливание молодежи в социум происходит сейчас преимущественно в интернет-среде, поэтому у современных педагогов появилась новая задача — стать для подрастающего поколения агентами инфосоциолизации.

Информационная культура вообще стала неотъемлемой частью общей культуры человека.

Но что под ней подразумевается? «Прежде всего, это способность отбирать качественную информацию в интернете, уметь оценивать ее достоверность, важность, а также умение моделировать свое поведение в интернете, чтобы оно было максимально эффективным, конструктивным и не затрагивало ничьих интересов, — объясняет специалист.

— А если говорить об информационной культуре педагога, то она включает также способность влиять на информационную культуру ученика, формировать ее. При этом учитель должен сам хорошо владеть интернет-технологиями плюс обладать высокими морально-этическими качествами».

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Если педагог сегодня не представлен в интернет-среде, в глазах своих учеников он сразу теряет очки. Цифровое поколение этого не может понять. Поэтому учителю нужно идти в социальные сети туда, где проводят по несколько часов в день его подопечные.

Лаборатория Касперского провела исследование, которое установило, что 90 процентов российских педагогов используют социальные сети в личных целях. 73 процента добавляют учеников в «друзья».

Открытый аккаунт из них имеют 67 процентов. А 25 процентов тех, кто дружит с учениками в сети, не проводят на этих площадках никакой педагогической работы.

Детям, между прочим, требуется какой-то ориентир, эталон поведения.

Отношения в социальных сетях имеют много особенностей, которые учителю всегда надо иметь в виду.

Невидимость субъектов коммуникации, анонимность и слабая регламентированность поведения в интернете создают у детей впечатление вседозволенности, когда им кажется, что стираются границы между статусом, что не нужно соблюдать правила субординации, они переходят на сленг.

«Интернет — это абсолютная свобода без ограничений и запретов» — так считают очень многие подростки и направляются туда, где их никто не контролирует.

К тому же часть пользователей любит создавать виртуальные личности — это когда в сети отыгрывается определенный жизненный сценарий, важный для конкретного человека. То, что он никогда не позволит себе в реальной жизни, с легкостью позволяет себе в интернете. Виртуальный образ жизни оказывается важнее реальности.

Спам не приветствуется

Виктория Измагурова рассказала об основных правилах профессиональной этики, которые педагогам рекомендуется выполнять, когда они заходят в социальные сети. Главный принцип — необходимость придерживаться тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. «Образ учителя в классе, школе и в социальных сетях должен совпадать. Это очень важно для формирования доверия между ним и учащимися.

Поэтому берегите свою репутацию. Для педагога недопустимо использование ненормативной лексики, сомнительных фотографий и текстов в интернете, — подчеркивает психолог. — Случается, что человек в эмоционально подавленном состоянии или, наоборот, во время сильного потрясения пишет странные тексты, что учителю категорически запрещено делать. Сильная эмоция — не повод поделиться ей со всем миром».

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Помните, что в соцсетях вы разговариваете с людьми. Имеется в виду, что в интернет-переписке нужно руководствоваться принципом «Сказал бы я то же самое человеку в лицо?».

Впрочем, принципы информационной этики общие для всех, а не только для педагогов. Это сохранение права на частную переписку. Выкладывать переписку с другим человеком в общий доступ или пересылать ее другому «другу» по социальной сети недопустимо.

Надо уважать время и возможности других, поэтому не рекомендуется «спам»: распространять «вирусный» контент, фейковые новости, скрытую рекламу и другой интернет-мусор. В общем распространение ненужной информации приводит к тому, что к ней перестают серьезно относиться, и это провоцирует снижение авторитета того человека, который ее рассылает.

Нельзя просить репостить информацию, размещенную на вашей странице. Это элементарная сетевая этика: если человек заинтересуется, он сам добровольно сделает репост.

Не рекомендуется также отмечать друзей на снимках без их разрешения, размещать фото и поздравления на чужих страницах без разрешения их хозяев, злоупотреблять хэштегами.

Признаком дурного тона считается и чрезмерное увлечение селфи. Более того, психиатры уже относят эту вроде бы безобидную «забаву» к психическим расстройствам. Также не рекомендуется часто выкладывать фото с мест, которые вы посетили, потому что таким образом вы транслируете в сетях онлайн свою частную жизнь.

Самопрезентация в сети

Педагогам ни в коем случае нельзя вмешиваться в публичные конфликты. Все написанное остается в сети, поэтому через некоторое время слова и комментарии могут вырвать из контекста и направить против учителя. Не пытайтесь переспорить тролля и помните, что вы можете неправильно понять через экран эмоции и интонации других людей, как и другие люди могут ошибиться в ваших.

Писать в сетях педагог должен правильно и без сокращений, потому что всему, что он делает, уделяется особое внимание. Учитель всегда находится «под прицелом».

Еще одно правило — помогайте другим там, где это можно сделать. Надо участвовать в различных сетевых сообществах, в том числе профессиональных, организовывать группы по интересам.

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Если в социальных сетях учитель дружит со своими учениками, то следует в настройках убрать возможность видеть список друзей на странице другим пользователям. Если учитель со своими учениками создает группу, то она должна быть закрытой, чтобы присоединиться к ней можно было только по приглашению членов этой общины.

Публиковать фото детей без их согласия запрещается. Исключение — групповое фото, когда лица видно только издалека.

Учебное взаимодействие с детьми, обмен с ними актуальной информацией должны быть не только в школе, но и в онлайн-пространстве, — подчеркивает Виктория Измагурова. — Вот только сфера влияния педагога здесь расширяется, так как в интернете дети сталкиваются совсем с другими рисками, и учитель должен быть готов им помочь.

Некоторое время назад проводилось исследование, которое установило, что на первое место по значимости полученной информации школьники ставят родителей, на второе место — интернет, а учителя занимают лишь третью позицию.

Поэтому ролевой репертуар педагогам сегодня советуют расширить и ввести в его роль навигатора в медиапространстве. Учитель должен помогать ученикам отбирать качественный контент и формировать нормы оценивания информации.

Участие педагога в интернет-жизни учеников требует большой ответственности, он фактически лишен частной жизни в социальных сетях. Это надо понять и принять, — констатирует Виктория Измагурова. — Личная страница — это его самопрезентация в интернете, поэтому очень важно правильно управлять этим ресурсом.

В каждой сети свой статус

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

— Имидж педагога — в его руках, — уверена заместитель председателя Общества белорусской школы, редактор портала nastaunik.info Тамара МАЦКЕВИЧ.

— Различные социальные сети имеют разный социальный статус.

Если ваша основная персональная страница находится в «Одноклассниках», то вы, скорее всего, в глазах ваших учеников принадлежите к более низкому классу. Дети называют эту сеть «одноглазники».

Белорусские школьники и студенты по привычке живут «ВКонтакте». Если вы молодой учитель и ученики вас считают за своего, можете завести аккаунт там.

Белорусский сегмент «Фейсбука» принято считать интеллектуальным, он «заселен» интеллигенцией и условным средним классом.

Там, в отличие от «Одноклассников», не принято ежедневно делиться рецептами пирогов, графоманскими стихами, чудодейственными иконами, букетами и ностальгировать по напрасно прожитой молодости… Хотя при переселении из «Одноклассников» их «жители» иногда переносят в «Фейсбук» и старые привычки.

Учителя, например, очень любят делиться неглубокими статьями из сомнительных сайтов, созданными для вирусной рекламы, всякими объявлениями о помощи и сочувствии «несчастным людям», которых они лично не знают.

К тому же в «Фейсбуке» действует много площадок для профессиональных отношений педагогов, можно присоединиться к группам по интересам, подписаться на страницу любых изданий из любой страны: от «Учительской газеты» к Washington Post.

Учителям запретят разглашать педагогическую тайну. Мнения экспертов

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

На правительственном координационном совете по проведению Десятилетия детства в России озвучено предложение: запретить учителям и воспитателям разглашать диагнозы и особенности развития детей и ввести на законодательном уровне понятие «педагогическая тайна», по аналогии с тайной врачебной.

Насколько необходимо новое ограничение для педагогов? Нужно ли закреплять поправками в законодательство? При ответах на эти вопросы эксперты придерживаются разных мнений.

Одни из них говорят, что понятие «педагогической тайны» в аспекте неразглашения медицинских диагнозов, семейного положения, уровня доходов и т. д. — безусловная этическая норма поведения учителя. Ведь педагог несёт детям не только знания, но и образец поведения. Как же иначе?

Закрепить данное положение в законодательстве представители общественности считают правильным решением. Но тогда можно еще подумать и о разумном ограничении афиширования академических успехов или провалов учеников.

В данном случае речь должна идти не о тотальном запрете, а о снижении давления на ученика через публичное разглашение его «двойки» по контрольной.

Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко придерживается другого мнения. Он считает такое предложение избыточным.

«Здесь совершенно некорректно сравнение с врачебной тайной. Врачебная тайна — диагноз, сведения из медкарты пациента, анализы, исследования. Всем этим обладают врачи, больницы либо страховые компании. И именно они должны эту тайну хранить в целях защиты личных данных граждан», – рассуждает Авдеенко.

В то же время учитель не владеет врачебной тайной. Он априори получает информацию с чьих-то слов, он, образно говоря, «вторые руки».

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Проект «Учитель будущего»: новая система аттестации, ЕФОМы, профстандарт

Так, например, когда родитель волнуется о сверхнагрузке ребенка с больным сердцем на уроках физкультуры, то он, конечно, сообщит об особенностях здоровья преподавателю. И может попросить не афишировать диагноз, а просто снизить нагрузку.

Так что соблюдение подобных договоренностей вписывается в рамки общегражданской профессиональной этики.

Кроме того, существует кодекс профессиональной этики педагога. Можно, конечно, дополнить его словами о том, что учитель не разглашает ставшие известными ему подробности диагноза ученика. Вводить это в законодательство — перебор.

Народного учителя России Александра Сайбединова беспокоит, что, принимая решение о принудительном введении такого понятия, мы как бы говорим, что учитель в сущности не является носителем педагогической культуры.

Его беспокоит то, что честь и этику педагога хотят превратить в педагогический регламент. Ему всегда казалось, что это изначально закладывается в самой подготовке учителя, еще со студенческой скамьи. Ведь вся профессия учителя связана с общением с детьми, с их мечтами, их секретами, которые иногда доверяют именно любимым педагогам.

Основы этики — а речь именно о ней — должны закладываться во время учебы студента в педвузе, на курсах психологии, например. Возможно, имеет смысл придумать некую «клятву педагога», по аналогии с клятвой Гиппократа у медиков. Но это наш внутренний, профессиональный кодекс.

В защиту педагогов: родителей начнут штрафовать за хамство детей в школе

Краткое содержание:

  • Инициатива профсоюза педагогов
  • Мнения сторон
  • Обсуждение

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Всем доброго времени суток!

Проблема взаимоотношения педагогов и учеников последнее время стоит довольно остро: всё чаще в новостной ленте озвучиваются случаи хамского поведения учеников по отношению к учителям.

Согласно исследованию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: около 70 процентов российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег.

Читайте также:  Верховный суд позволил кредитору войти в дело о банкротстве, несмотря на наличие искового производства

При этом чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками.

Исследователи связали травлю педагогов с низким уровнем оплаты труда и как следствие падением авторитета профессии.

Инициатива профсоюза педагогов

Общероссийский профсоюз педагогов подготовил поправки, которые позволят штрафовать родителей за неуважительное отношение их детей к учителям в школе. Предлагается внести правки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях, в том числе:

  • Ввести штрафы в размере до трех тысяч рублей за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию, повлекшие оскорбление учениками учителей.
  • При нападении ученика на учителя, сумма штрафа возрастет до пяти тысяч рублей.
  • Рассматривается возможность введения уголовной ответственности за насилие в отношения работников образовательных учреждений, за которое предлагается лишать свободы на срок до трех лет.
  • Предлагаемая ответственность за унижение чести и достоинства учителя со стороны должностного или юридического лица варьирует от 100 000 до 150 000 рублей.

Поправки уже начали рассматривать в комитете Государственной думы по образованию и науке.

Мнения сторон

Мнения педагогов и родителей о новом законопроекте далеко не однозначны:

1. Учителя просят защиты, аргументируя свою позицию участившимися случаями оскорблений со стороны учеников.

Так, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова считает, что «Законопроект освободит или, по крайне мере, защитит учителей от порой безосновательных нападок и унижения достоинства учителя. Это очень важно».

2. Другая же сторона (родители) заранее подозревают учителей в злоупотреблениях и считают, что планируемые меры только усилят раскол внутри школ.

По мнению главы Национального родительского комитета Ирины Волынец:«Проект может превратить наших учителей в стукачей, которые будут виновниками штрафов, которые являются значительными для небогатых семей, семей из регионов, уже не говоря о тюремном заключении родителей, которые в ситуации с агрессивными детьми тоже являются пострадавшими».

А как считаете вы, уважаемые читатели: нуждаются ли педагоги в дополнительной защите от наших детей? Высказывайте, пожалуйста своё мнение в х.

Использована информация источника:

Https://lenta.ru/news/2020/02/26/khamstvo/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

https://360tv.ru/news/obrazovanie/za-hamstvo-uchiteljam-predlozhili/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

Оскорбил педагога — плати штраф. Новый законопроект

25.02.2020 Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями. Например, если ребенок оскорбляет педагога — штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности — штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз — с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов — лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

— События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются.

Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, — рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко.

— Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания — не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

— Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, — убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название — «О статусе педагога». В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры.

— Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке.

Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают.

Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, — рассказала Любовь Духанина. — Педагогический труд особенный.

У нас даже есть такое понятие, как «горловые нагрузки». Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования»)

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах.

А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде.

И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

— Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой — у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения.

Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, — рассказала на круглом столе в «Учительской газете» директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко.

 Кстати, законопроект «О статусе педагога» разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно — проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

— Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних — все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Источник

Учителей оставили после уроков

Сегодня в России начинаются необычные весенние каникулы — из-за карантина дату их окончания определят региональные власти. Если ситуация не изменится, то большинство детей не вернется в школу, а продолжит обучение из дома.

Как узнал “Ъ”, руководство ряда школ обязало преподавателей даже во время каникул ежедневно приходить в классы, чтобы подготовить процесс дистанционного обучения. Вести онлайн-уроки преподавателям также предлагают из пустых классов.

Учительский профсоюз говорит об угрозе для здоровья преподавателей и указывает, что из-за онлайн-образования нагрузка на учителей сильно выросла.

Министерство просвещения объявило, что 23 марта большинство российских школ уходят на каникулы. Отметим, что это не касается школ, где учатся по триместрам (каникулы начнутся 1 апреля) и по системе «пять недель учебы — неделя отдыха» (там возьмут перерыв с 6 апреля).

Когда каникулы закончатся, решить должны регионы, но крайним сроком установлено 12 апреля. Впрочем, в Петербурге, Ленобласти и Чувашии уже заявили, что школьники должны вернуться к занятиям 30 марта. Но это не означает, что ученики снова сядут за парты — их будут учить дистанционно.

Подготовить этот процесс школы должны как раз за время перерыва.

Из-за этого, как выяснил “Ъ”, во многих учебных заведениях преподавателей обязали приходить на работу даже во время каникул: готовиться к дистанционному обучению заранее. Такие школы не собираются и позже переводить учителей на «удаленку».

«Коллеги говорят, что в некоторых московских школах их знакомых учителей отпустили домой, но вот у нас категорически нет,— сетует учитель школы в ЮАО.— Даже беременным не разрешили просто взять и работать из дома, им предложили написать отпуск». «У нас дистанционное обучение поделили на две части.

Электронную, когда мы должны будем просто в классе сидеть каждый день и загружать в интернет задания, и онлайн — каждый преподаватель не менее одного раза в две недели должен провести видеоурок на платформе Zoom,— рассказала учительница школы.— Нас даже не спросили, готовы ли мы каждый день делать это из школы.

Просто поставили перед фактом: «Вы все поняли?»». «Зачем в школах-то заниматься, у них что, стены святые?» — недоумевает другой столичный преподаватель.

Четыре учителя из разных московских школ независимо друг от друга заявили “Ъ”, что их руководство объяснило необходимость вести дистанционное обучение «рекомендациями департамента образования города Москвы». В департаменте не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”.

«У нас нет такого ограничения,— заявила “Ъ” директор московской школы №158 Зоя Чернышева.— Учителя в XXI веке имеют возможность заниматься онлайн, давать задания и вести уроки из дома и тем более удаленно прикреплять материалы к «Московской электронной школе»».

Директор одной из крупных школ в ЦАО напомнила “Ъ”, что каникулы не касаются детских садов, которые тоже могут входить в структуру образовательных комплексов. Кроме того, родители многих учеников первых-четвертых классов работают вне дома и не могут найти кого-то для присмотра за детьми в это время.

Для таких учащихся школа даже на время каникул организует «дежурные группы». «Получается, что у нас учителя заняты во всех уровнях образования, мы должны обеспечить бесперебойное обучение детей»,— сказала директор.

По ее словам, если учитель «категорично» хочет работать во время эпидемии только из дома, то такой вопрос будет рассмотрен индивидуально, «если не помешает учебному процессу».

Преподаватели нескольких школ Санкт-Петербурга подтвердили “Ъ”, что их заставили находиться в здании и во время каникул, и после них. По решению родителей часть детей все же продолжат посещать учебное заведение после каникул, и опрошенные “Ъ” учителя этим крайне недовольны.

По их словам, это подвергает опасности здоровье детей и учителей, и к тому же придется один урок фактически вести дважды. «У меня пять человек будут сидеть в классе, я им должна провести урок, а потом придумать задание для удаленщиков,— жалуется преподаватель.

— Да еще меня просят записать на видео урок, на что совсем нет времени. Это двойная работа, за которую нам не платят».

В некоторых пермских школах педагоги будут ходить во время каникул в школу, чтобы освоить технологии для удаленных уроков. «Каждому выдали планшеты, два дня учились работать с ресурсами, прикреплять задания. Это все небыстро, некоторые не знают, какие кнопки жать,— говорит преподаватель гимназии №7.— Самые большие трудности будут с проверкой.

Сложно вносить какие-то правки в работу, особенно если ее прислали не в Word, а сфотографировали рукописный текст. Видеоуроки тоже планируем. Для учебного процесса это лучше, конечно, чем просто выкладывать задания. Но мне как педагогу будет сложно говорить в пустоту — дети меня видеть будут, а я их нет».

Директор воронежской школы №102 Алексей Фактор подтвердил, что преподаватели должны будут посещать школу. «Учителя — это люди с высокой гражданской ответственностью. В свою очередь, мы закупили для них маски, дистанционный термометр»,— сказал он. Возможность работать из дома будет предоставлена «в заявительном порядке».

А вот директор екатеринбургской гимназии №10 Алексей Бабетов сам рекомендовал учителям работать удаленно: «Учителя могут приходить по одному-два человека, чтобы забрать методические материалы для урока. Предполагается, что на время дистанционной формы обучения в школе будут находиться четыре-пять сотрудников».

Читайте также:  Образец заполнения личной карточки формы т-2

По его мнению, главной проблемой дистанционного обучения является методика преподавания. «Мы планируем давать по три урока в день, потому что ученикам самостоятельно сложнее разобраться в материале. Также необходимо разработать памятки для родителей о том, как они должны организовать время своих детей.

А также для учителей, которые стараются давать как можно больше домашнего задания и материала, чтобы наверстать программу»,— рассказал он, отметив, что дистанционное образование сложнее всего будет вести для первых и вторых классов, где дети самостоятельно с учебной программой справиться не могут, а также в пятых и шестых классах, где необходима методическая помощь учителей.

Двое учителей школ Ростова-на-Дону, с которыми удалось пообщаться “Ъ”, рассказали, что руководство еще не сообщало им о продлении каникул и переходе на дистанционное обучение. «Мы читали новости в СМИ и соцсетях, но все еще ждем официальных заявлений от начальства.

Пока спокойно работаем по плану»,— рассказала “Ъ” одна из собеседниц.

В министерстве образования региона сообщают, что в настоящее время ведомство ждет документы от федеральных властей, после получения которых сотрудники смогут подготовить распоряжения для местных образовательных учреждений.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказал “Ъ”, что к ним уже поступали от учителей жалобы на требование находиться в школе во время дистанционного обучения. «Проблема не только в том, что учителям придется подвергать свое здоровье опасности,— говорит господин Луховицкий.

— В некоторых школах может просто не хватить компьютеров, чтобы каждый учитель вел весь день уроки онлайн и проверял задания». Профсоюз составил для учителей типовое заявление с просьбой перевести на работу дистанционно. Организация отмечает, что онлайн-обучение приведет к дополнительной нагрузке на преподавателей.

«У меня было сегодня пять уроков перед экраном, потом я должен проверять весь вечер задания,— говорит господин Луховицкий.— Логично, что такая работа должна быть оплачена дополнительно». Письмо с предложениями профсоюз направил главе Минпросвещения Сергею Кравцову.

В Минпросвещения “Ъ” заявили, что «каждый регион сейчас разъясняет тонкости работы исходя из ситуации внутри региона».

Напомним, ранее “Ъ” сообщал, что к новому формату обучения претензии есть и у родителей: не во всех семьях есть возможность обеспечить каждого ребенка персональным компьютером на несколько часов.

Проблемы возникли также в семьях, где родители работают удаленно и используют для этого домашний компьютер.

Помимо этого, родители жалуются на возросшую нагрузку из-за дополнительного объяснения материала детям и помощи в выполнении домашнего задания, которое детям дистанционно присылают в большем объеме.

Анна Васильева; Анастасия Реутова, Екатеринбург; Олег Дилимбетов, Санкт-Петербург; Екатерина Артемова, Пермь; Андрей Прах, Воронеж; Кристина Федичкина, Ростов-на-Дону

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Последние новости о коронавирусе в России

Читать далее

Учитель и соцсети: правила выживания

На днях журналистка и мать троих детей напомнила родителям, что учитель — тоже человек и имеет право на личное пространство без сообщений из школьных чатов. Еще сложнее — с социальными сетями. Казалось бы, и тут на учителя распространяются те же правила и законы, что на остальных.

Однако почему-то именно учителям постоянно приходится оправдываться перед начальством и родителями школьников за контент, выложенный на личных страницах. Попробуем разобраться: чего учителю действительно лучше не публиковать в интернете, а какие требования окружающих можно игнорировать.

И можно ли, вообще, жить в интернет-пространстве без лишних неприятностей.

Что запрещено учителям в интернете и другие изменения для педагогов

Интернет как поле битвы

Согласно прошлогоднему исследованию Академии Касперского, 90 % педагогов используют социальные сети в личных целях, 73 % из них добавляют своих учеников в «друзья». Школьники, как правило, не против онлайн-общения с педагогом.

Им приятно видеть в вас не только человека с мелом у доски, но и личность с интересными, а порой и необычными увлечениями. Проблемы возникают в основном с администрациями школ и родителями. Недовольство контентом, который выкладывает учитель, порой становится причиной публичных конфликтов.

Да и само обсуждение рабочих вопросов в онлайн-режиме превращается в обмен колкостями. Иногда доходит до абсурда. Минувшей зимой, например, директор одной из школ Хабаровска запретил учителям-предметникам и классным руководителям «участвовать в контакте социальных сетей с родителями и учениками».

Директор объяснил своё решение необходимостью уйти от многочисленных конфликтов, которые то и дело вспыхивают в соцсетях. Приказ, правда, вскоре пришлось отменить.

Ничто не мешает учителю использовать соцсети только в личных целях и закрыть доступ к своей странице всем, кроме мужа и лучшей подруги. Однако таких людей, вероятно, меньшинство.

Если смотреть на вещи объективно, то общение с учениками в соцсетях тоже может стать дополнительным инструментом воспитания в образовательном процессе. По такому пути пошла, например, учитель истории и обществознания из Новосибирска Елена Вервейн.

Она решила стимулировать интерес школьников к истории с помощью викторин в Instagram.

Поэтому, отключив лишние эмоции, попробуем разобраться, как выжить в онлайн-пространстве с наименьшими репутационными рисками.

В рамках закона

Правила поведения в социальных сетях построены по тому же принципу, что и в оффлайне: нельзя делать то, что запрещено законом.

Основные требования к наполнению любого сайта, в том числе страницы в соцсети, содержатся в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в законах «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О противодействии экстремистской деятельности». Противоправный контент — это пропаганда преступлений, экстремизма, наркотиков, детская порнография, любые формы интернет-мошенничества, а также программно-технические угрозы и публикация персональных данных, полученных незаконным путем. Иными словами — все то, чего мы, скорее всего, и не найдем на личных страницах учителей. Но есть законы, на которых стоит остановиться подробнее.

Согласно российскому законодательству, контент, не имеющий аналогов, защищен авторским правом. Правообладатель может обратиться в суд, если считает, что понес ущерб от использования кем-то его произведения. И пусть маловероятно, что именно публикация на вашей личной странице вызовет недовольство, лучше всегда давать ссылки на источник публикуемого контента хотя бы из вежливости.

Конституция и Гражданский кодекс РФ запрещают распространение информации о частной жизни человека, в том числе фотографий, без его согласия.

Если речь идет о фотографиях детей, то перед публикацией нужно получить письменное согласие родителей.

Такое согласие не требуется, если фотография используется в государственных или общественных интересах, если съемка проходила на публичных мероприятиях (например, во время школьного концерта) и ребенок не является главным объектом на фото.

Правила выживания

Как показывает практика, одно только соблюдение законов не гарантирует спокойной жизни в соцсетях. Чтобы обезопасить себя от конфликтов и нападок в сети, а также сделать свою страницу интереснее, можно следовать простым советам.

  • Установите правила. Напишите «верхний пост» о том, что можно, а чего нельзя делать на вашей странице. Например, недопустимы личные оскорбления, троллинг, использование бранных слов и выражений. Так вы во-первых обозначите рамки культурного общения, а во-вторых продемонстрируете окружающим, что строго следите за контентом.
  • Ограничьте персональную информацию и доступ к постам с личным содержанием.  Персональные данные можно закрыть для всеобщего доступа и разрешить их просмотр только тем, кого вы выберете сами. Нет ничего страшного в том, что вы скроете ото всех свое хобби, фотографии с прошлого отпуска и семейное положение. Это исключительно ваша личная жизнь.
  • Не отмечайтесь на всех фото, выложенных друзьями. Лучше не спеша просмотреть снимки и выбрать те, где отсутствует потенциальный компромат. Остальные попросите удалить.
  • Не пытайтесь решать реальные проблемы с помощью соцсетей. Если возник конфликт или недопонимание, лучше позвонить человеку или встретиться с ним, чем устраивать троллинг в соцсетях. Именно попытки разобраться во всем, сидя у компьютера, приводят к многочисленным конфликтам в интернете.
  • Не выходите в онлайн в плохом настроении. Человек так устроен, что ему проще выплеснуть в соцсеть негативные эмоции, чем позитивные. Поэтому лучше подождать, когда эмоции улягутся.
  • Публикуйте информацию об ошибках своих учеников только с их согласия. Если ученик сделал в задаче или диктанте забавную ошибку, о которой хочется рассказать в соцсетях, спросите школьника, можно ли это сделать, чтобы случайно не поставить его в неловкое положение. Здесь действуют уже не юридические нормы, а обычная вежливость и уважение.
  • Размещайте полезную информацию. Это могут быть ссылки на всевозможные школьные паблики, статьи по детской психологии, примеры заданий для ЕГЭ. Словом, все то, что может помочь вашим ученикам и их родителям.
  • Старайтесь писать позитивные посты в соцсетях. Это, во-первых, поднимет настроение вашим подписчикам, а во-вторых, привлечет новых читателей.

Все это хорошо, но что делать, когда вы увлеклись аргентинским танго, а администрация школы настоятельно рекомендует «не выходить за рамки» и писать исключительно о подготовке к ЕГЭ? Если к тому же ваши хореографические пристрастия вдруг не разделяют бдительные родители, ситуация действительно может выйти из-под контроля. Чтобы этого не допустить, можно разделить личный и рабочий контент и завести второй аккаунт в соцсети. На одной странице вы сможете делиться с близкими друзьями и родственниками своими хобби, постить фотографии в шортах и писать о личном. Второй аккаунт можно полностью посвятить ЕГЭ, ФГОСам и общению с учениками.

Единого верного для всех ответа на вопрос «Как выжить в соцсети?» еще, к сожалению, не придумали. Но сократить количество негатива в онлайне в наших силах. И помогут нам в этом общие для всех правовые и этические нормы.

В госдуме начали разработку законопроекта о статусе педагога

Комитет Госдумы по образованию и науке приступил к разработке законопроекта, который законодательно закрепит высокий статус преподавателя. Об этом сообщила ТАСС в пятницу зампред комитета Любовь Духанина, выступающая автором инициативы вместе с экспертным советом по школьному образованию при комитете и «Учительской газетой».

«Совместно с «Учительской газетой», педагогической и родительской общественностью, а также с экспертами в сфере образования мы начали разработку законопроекта о статусе педагога», – сказала депутат.

По словам Духаниной, он должен закрепить высокий статус учителя.

«Для этого нужно определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, прописать в законе необходимые условия осуществления профессиональной деятельности, инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей», – пояснила она, отметив, что все это призвано подчеркнуть социальную значимость педагогического труда и сделать учителей более защищенными.

«Сегодня мы часто сталкиваемся с фактами, когда педагог попросту бесправен перед пренебрежительным отношением, давлением и даже физическим насилием со стороны других участников образовательного процесса. К сожалению, ученик подчас может оскорбить учителя, плюнуть в него в присутствии одноклассников, унизить, упомянув невысокую зарплату или сославшись на термин «образовательные услуги», – добавила Духанина. По мнению парламентария, зачастую это связано с пренебрежительным отношением к учителям родителей, которое начинает копировать ребенок.

Зампред комитета указала на то, что этот вопрос уже законодательно урегулирован в ряде регионов – например, в Ульяновской области, где действует закон «О статусе педагогических работников», устанавливающий дополнительные организационные гарантии и меры стимулирования педагогов. Кроме того, схожий закон принят в Казахстане, где за оскорбление учителя предусмотрен крупный штраф, а за повторные злостные нарушения – административный арест.

Духанина напомнила, что о необходимости повышения статуса учителя в своем послании Федеральному собранию говорил президент РФ Владимир Путин.

«Сделаны существенные шаги – реализуется программа «Земский учитель», принято решение о введении новых федеральных выплат классным руководителям, всерьез обсуждается нормализация системы оплаты труда.

Разрабатываемая нами инициатива станет следующим шагом к исполнению поручения президента», – заключила зампред комитета.

Создать механизм защиты прав учителя

Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов отмечает увеличение случаев нападения на учителей, их избиения, оскорблений и унижений. «К сожалению, местные органы власти после таких случаев заявляют об увольнении учителей, не разбираясь в инциденте, вставая на сторону учащихся и их родителей. Мне кажется, здесь есть некий перекос», – сказал он ТАСС.

«Законопроект будет включать положения об охране труда и здоровья учителей, ряд аспектов, включая отмену необходимости предоставлять избыточную отчетность, штрафы за требование такой отчетности, защиту прав в конфликтных ситуациях», – рассказал Хасавов.

По словам главреда основной профильной газеты, учителя жалуются на свое бесправное положение. «На них скидывается все, что угодно, любая дополнительная нагрузка, начиная от субботников и заканчивая выборами, дети могут оскорблять и бить, но нет механизма для защиты прав учителя. Ученик может призвать учителя к ответу, а учитель нет», – заявил он.

Читайте также:  Договор купли-продажи строительных материалов - образец

Хасавов заверил, что газета будет вести экспертную работу совместно с депутатами: на следующей неделе будет запущена онлайн-платформа, которая будет привлекать любые предложения от учителей, родителей учащихся и экспертов, к обсуждению подключат и профсоюз работников образования.

Закон о статусе учителя: за оскорбления педагога предложили штрафовать — МК

Защитить «рядового учителя» призван новый закон

Кажется невероятным, но, возможно, профессия педагога вскорости станет статусной и престижной. А сам педагог — персоной неприкосновенной. По крайней мере, думский комитет по образованию приступает к разработке нового законопроекта — о статусе педагога.

В последнее время складывается впечатление, что среди школьников нарождается новая мода под условным названием «пни учителя». В разных социальных кругах она воплощается по-разному — дети из «приличных» семей отрабатывают на преподавателях свое остроумие, осыпая их хамскими высказываниями, те же, кого принято назвать неблагополучными подростками, все чаще распускают руки.

Не отстают и родители — любая попытка учителя хоть как-то защитить себя и свое достоинство вызывает шквал их негодования из-за обиженного дитятки. Ну и администрация школ и вышестоящие чиновники чаще всего занимают детско-родительскую сторону — по принципу «от греха подальше».

Всему этому есть одно объяснение — учитель в наши дни стал настолько бесправен и беспомощен, что у многих просто чешутся руки (и языки) пустить в дело свое право сильного. Это же так приятно — почувствовать себя всемогущим, когда еще выпадет такая возможность…

Достаточно вспомнить недавние случаи: московскую учительницу, отправленную в больницу одним ударом 15-летнего «героя», преподавателя информатики из Белгорода, который попытался вывести из класса другого великовозрастного «героя» и получил от того удары руками и ногами. В первом случае был вынужден уволиться директор школы, во втором — собирались уволить пострадавшего учителя, но в последний момент решили все же ограничиться дисциплинарным взысканием. Учителю — не подростку… В том же Белгороде в конце осени еще был случай — на перемене молодой педагог сделал замечание ученику и в ответ получил удар в лицо. Итог — разбитые губа и щека учителя, которому родители «ребенка» позже принесли извинения. Этим санкции к хулигану и ограничились, хорошо еще, что не стали наказывать преподавателя…

Нынешнее законодательство имеет широкий спектр инструментов давления на учителя, но практически ни одного рычага воздействия на ученика.

Это уже само по себе является фактором, провоцирующим школьников, — безнаказанность развращает.

По возрасту подростки не подпадают под существующие статьи как Уголовного, так и Административного кодекса, спецшкол для «трудных» больше нет, исключить из учебного заведения тоже почти невозможно.

Дабы исправить ситуацию, главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов направил в профильный комитет Госдумы предложение разработать закон об особом статусе педагога, который защитил бы права учителей при исполнении своих обязанностей. И зампредседателя комитета Любовь Духанина сообщила, что комитет приступает к его разработке, имея целью закрепить высокий статус учителя, его права и указать на недопустимость их нарушения.

Теперь главное — чтобы новый законопроект не вылился в беззубую декларацию, лишенную конкретных мер. А меры, как рассказывает Хасавов, могут быть очень и очень эффективными. Одну из основных можно позаимствовать из опыта Казахстана, где в декабре 2019 г. был принят закон, предусматривающий систему штрафов для родителей за оскорбление учителей.

Представляю, насколько действенной стала бы такая система. И что устроят родители своему малолетнему раздолбаю, если по его вине лишатся существенной суммы.

  • Представляю также, какое сопротивление окажут принятию подобных мер некоторые матери и отцы из числа тех самых родителей раздолбаев.
  • Это будет похлеще противодействия закону о домашнем насилии.
  • Так что желаю разработчикам закона — выстоять!

Что нельзя делать учителям на уроках. А они делают это постоянно

Всем привет. Многие учителя на уроках позволяют себе то, что запрещено, давайте же узнаем, что можно, а что нельзя?

Во-первых на ребенка нельзя кричать, даже если он плохо себя ведет, у ученика это может вызвать нервный срыв. Учитель должен разговаривать спокойно.

Учитель не имеет право выгонять ребенка с урока. Это запрещено, так как, каждый ученик имеет право на получение образование. Все проблемы с ребенком нужно решать с родителями.

Если ученик пришел не в школьной форме, учитель не имеет право отправить ребенка переодеваться. Для этого у него нет определенных оснований.

Также нельзя обсуждать родителей ребенка при всем классе. Например, им нельзя задавать вот такой вопрос «Почему ты такой не опрятный, у тебя что нет матери?».

Учителя не имеют право просить деньги на ремонт школы, на обои в класс и т.д и т.п. Это решение родителя давать деньги не ремонт или обои. Заставлять приносить деньги, никто не имеет права!

Учителю запрещено сравнивать детей, например, «Почему ты так плохо учишься, видишь как Коля учится, будь как он!»

Конечно, категорически запрещено физически воздействовать на ребенка, отвесить подзатыльник, кинуть мелом и т.д. Хоть это и кажется невозможным, но недавно произошло несколько случаев, когда учитель бил ученика.

Учитель должен уважать мнение каждого ребенка.

Учитель не имеет право дать какое-то задание, например, что-то писать или решать и уйти с пол урока. Это делать запрещено!

Также нельзя забирать личные вещи, такие как телефон, часы и другие.

Если вы не пришли на урок, то учитель не имеет право поставить вам оценку за не присутствие на уроке.

Это была 1 часть, что запрещено учителю на уроках. Если вы хотите вторую, то ставьте лайк и подписывайтесь.

Урок приличий: учителям обновили кодекс этики

Публикация фото в купальнике для учителя официально перестанет считаться зазорной. Это следует из новой редакции типового кодекса этики педагогических работников, с которой ознакомились «Известия».

Документ, где впервые регламентированы нормы поведения преподавателей в интернете и соцсетях, подготовили специалисты Минпросвещения и общероссийского профсоюза работников образования.

Однако устанавливать правила поведения сотрудников вне работы вряд ли корректно, высказывают скепсис эксперты.

Новый документ под названием «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников» направили региональным властям с письмом за подписями замминистра просвещения Ирины Потехиной и председателя общероссийского профсоюза работников образования Галины Меркуловой. Положение рекомендовано использовать при подготовке локальных нормативных актов школ, коллективных договоров и отраслевых соглашений на региональном уровне.

В отличие от документа 2014 года, в новом кодексе впервые говорится о правилах поведения педагогов в интернете. Впрочем, они сформулированы максимально кратко. Учителям стоит воздерживаться от размещения «информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей», указано в документе.

Речь о порнографии, способах самоубийства, пропаганде употребления алкоголя и наркотиков, использовании нецензурной брани и т.д. Из сопроводительного письма следует, что все виды такой информации перечислены в ст.

5 федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Таким образом получается, что, например, публикация фото в купальнике для педагогов не запрещена. Ранее в российских школах произошла череда скандалов, связанных с такими инцидентами.

Например, в марте учительнице из Барнаула Татьяне Кувшинниковой пришлось уволиться после того, как она выложила в соцсеть фотографию в закрытом спортивном купальнике, что не понравилось руководству учебного заведения.

Год назад в подобную историю попала преподавательница Виктория Попова из Омска за фото в купальнике в стиле пин-ап.

В новой редакции этического кодекса для педагогов появились и послабления относительно дресс-кода. Если раньше учитель должен был «соответствовать общепринятому деловому стилю», то теперь необходимо лишь «придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы».

Вероятно, речь идет о том, что учителю физкультуры совершенно необязательно вести урок в деловом костюме, предположил директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. Можно приветствовать наличие в новом документе здравого смысла, однако вообще в кодексе этики нет необходимости, считает он.

— Когда-то женщинам запрещалось ходить в брюках в школу, считалось, что это слишком сексуально. Если же говорить серьезно, глупо прописывать, что можно и что нельзя. Стоит истреблять ханжество, иначе у нас в школах не останется молодых учителей, — отметил Евгений Ямбург.

Регламентация вопросов, выходящих за пределы профессиональной деятельности, в том числе содержание страниц в социальных сетях, недопустима, уверен в свою очередь адвокат юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов.

— Нельзя забывать, что посягательства на охраняемые законом неприкосновенность частной жизни и тайну переписки недопустимы. Важным является исключение фактов преследования педагогов, в том числе и в отношении их трудовых прав, за действия, не относящиеся к профессиональной деятельности. Это путь к избирательной дискриминации, — сказал эксперт.

Специалисты Минпросвещения прямо не ответили на вопрос «Извес­тий», противоречит ли кодексу этики публикация фото учителей в купальнике, но обратили внимание на необходимость соблюдать положения Конституции на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени. Представитель Общероссийского профсоюза образования во вторник был недоступен для комментариев.

В госдуме начали разработку законопроекта о статусе педагога

МОСКВА, 31 января. /ТАСС/. Комитет Госдумы по образованию и науке приступил к разработке законопроекта, который законодательно закрепит высокий статус преподавателя. Об этом сообщила ТАСС в пятницу зампред комитета Любовь Духанина, выступающая автором инициативы вместе с экспертным советом по школьному образованию при комитете и «Учительской газетой».

«Совместно с «Учительской газетой», педагогической и родительской общественностью, а также с экспертами в сфере образования мы начали разработку законопроекта о статусе педагога», — сказала депутат.

По словам Духаниной, он должен закрепить высокий статус учителя.

«Для этого нужно определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, прописать в законе необходимые условия осуществления профессиональной деятельности, инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей», — пояснила она, отметив, что все это призвано подчеркнуть социальную значимость педагогического труда и сделать учителей более защищенными.

«Сегодня мы часто сталкиваемся с фактами, когда педагог попросту бесправен перед пренебрежительным отношением, давлением и даже физическим насилием со стороны других участников образовательного процесса.

К сожалению, ученик подчас может оскорбить учителя, плюнуть в него в присутствии одноклассников, унизить, упомянув невысокую зарплату или сославшись на термин «образовательные услуги», — добавила Духанина.

По мнению парламентария, зачастую это связано с пренебрежительным отношением к учителям родителей, которое начинает копировать ребенок.

Зампред комитета указала на то, что этот вопрос уже законодательно урегулирован в ряде регионов — например, в Ульяновской области, где действует закон «О статусе педагогических работников», устанавливающий дополнительные организационные гарантии и меры стимулирования педагогов. Кроме того, схожий закон принят в Казахстане, где за оскорбление учителя предусмотрен крупный штраф, а за повторные злостные нарушения — административный арест.

Духанина напомнила, что о необходимости повышения статуса учителя в своем послании Федеральному собранию говорил президент РФ Владимир Путин.

«Сделаны существенные шаги — реализуется программа «Земский учитель», принято решение о введении новых федеральных выплат классным руководителям, всерьез обсуждается нормализация системы оплаты труда.

Разрабатываемая нами инициатива станет следующим шагом к исполнению поручения президента», — заключила зампред комитета.

Создать механизм защиты прав учителя

Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов отмечает увеличение случаев нападения на учителей, их избиения, оскорблений и унижений. «К сожалению, местные органы власти после таких случаев заявляют об увольнении учителей, не разбираясь в инциденте, вставая на сторону учащихся и их родителей. Мне кажется, здесь есть некий перекос», — сказал он ТАСС.

«Законопроект будет включать положения об охране труда и здоровья учителей, ряд аспектов, включая отмену необходимости предоставлять избыточную отчетность, штрафы за требование такой отчетности, защиту прав в конфликтных ситуациях», — рассказал Хасавов.

По словам главреда основной профильной газеты, учителя жалуются на свое бесправное положение. «На них скидывается все, что угодно, любая дополнительная нагрузка, начиная от субботников и заканчивая выборами, дети могут оскорблять и бить, но нет механизма для защиты прав учителя. Ученик может призвать учителя к ответу, а учитель нет», — заявил он.

Хасавов заверил, что газета будет вести экспертную работу совместно с депутатами: на следующей неделе будет запущена онлайн-платформа, которая будет привлекать любые предложения от учителей, родителей учащихся и экспертов, к обсуждению подключат и профсоюз работников образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *