Международный третейский суд и коммерческий арбитраж

Третейские суды и международный коммерческий арбитраж имеют огромное значение при разрешении споров, возникающих из гражданско-правовых отношений. Пробелы в законодательстве, регулирующем образование и деятельность таких судов, в конечном итоге привело к их дискредитации и как следствие неспособности в полной мере решать вопросы, встающие перед бизнесом.

Пакет поправок в законодательство, который вступит в силу с 1 сентября 2016 года, имеет своей целью исправить сложившуюся ситуацию, а также повысить доверие к третейским судам в предпринимательской среде.

Понятие третейского суда и международного коммерческого арбитража

Согласно действующему законодательству третейским судом, а равно и международным коммерческим арбитражем, является негосударственный юрисдикционный орган, который уполномочен законом и сторонами в части разрешения гражданско-правового спора между этими сторонами и вынесения по нему решения, обязательного для этих сторон.

Принятый Закон об арбитраже вводит новые и корректирует ранее существовавшие понятия (статья 2).

К новым понятиям относится «постоянно действующее арбитражное учреждение», под которым понимается подразделение некоммерческой организации, осуществляющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

Данное понятие заменит термин «третейский суд» в нашем привычном понимании. Единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретный спор, теперь будут считаться третейским судом.

Закон об арбитраже должен заменить закон о третейских судах, однако положения нового закона являются определяющими и для международного коммерческого арбитража, расположенного в РФ.

Так, в статье 1 закона об арбитраже установлено, что на международный коммерческий арбитраж распространяют действия положения о хранении судом решений, постановлений о прекращении арбитража.

Международный коммерческий арбитраж также должен подчиняться положениям статьи 43 Закона об арбитраже, в котором говорит о внесении изменений в юридически значимые реестры, и положениям об образовании и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений в РФ.

Разновидности третейских судов и международного коммерческого арбитража и порядок их образования

Классифицирующим критерием при делении на виды третейских судов и международных коммерческих арбитражей является характер деятельности судов. Так суды бывают постоянно действующими и создаваемыми для рассмотрения определенного спора.

Постоянно действующие третейские суды и международные коммерческие арбитражи могут создаваться торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей и потребителей, юридическими лицами и их объединениями, согласно действующему законодательству.

Однако такое дозволение со стороны закона привело к созданию «карманных» третейских судов, которые были аффилированны с организациями, их создавшими, и принятию такими судами решений, удобных для их учредителей.

Такая «порочная» практика была широко распространена в банковском секторе, где заключалось большое количество кредитных договоров, являющихся договорами присоединения, и в которых содержалась третейская (арбитражная) оговорка о рассмотрении споров, вытекающих из таких договоров в третейских судах при банках. Не тяжело догадаться, на стороне чьих интересов стояли такие суды.

С утверждением новых правил (статья 44 Закона об арбитраже), регламентирующих создание и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, учреждение таких аффилированных судов будет осложнено. Теперь арбитражные учреждения будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее — НКО).

Усиление контроля за созданием арбитражных учреждений со стороны государства также будет выражаться и в необходимости получения разрешения постоянно действующему арбитражному учреждению от Правительства Российской Федерации.

Специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции Российской Федерации будет помогать в выдаче таких разрешений путем представления рекомендаций.

При выдаче рекомендаций будут учитываться ряд критериев, таких как наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, состоящего не менее чем из 30 человек, опыт арбитров (не менее 10 лет работы в государственных судах или наличие ученой степени), репутация, характер деятельности НКО и другие.

Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утвержден порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений и порядок опубликования в электронной форме в сети «Internet» правил рассмотрения споров в таких учреждениях.

Арбитражным учреждениям предоставляется 1 год на привидение своей деятельности в соответствие с новыми правилами.

По истечении этого срока в случае несоответствия новым правилам арбитражное учреждение лишится права осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Порядок образования судов ad hoc определяют сами стороны в заключаемом третейском (арбитражном) соглашении. В случае, если стороны не могут договориться между собой о порядке образования суда, то будут применяться положения законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже. Данный порядок не претерпел изменений в новом законодательстве.

Важно отметить, что Законом об арбитраже предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных в статье 44. По предписанию Министерства юстиции Российской Федерации и решению компетентного суда деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена (часть 1, части 3–4 статьи 48 Закона об арбитраже).

Подведомственность споров, рассматриваемых в третейских судах и международном коммерческом арбитраже

Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, и в которых хотя бы одна сторона находится за границей или в которых участвуют предприятия с иностранными инвестициями, а также иные споры могут рассматриваться в международном коммерческом арбитраже.

Споры, которые законом прямо не отнесены к подведомственности государственных судов, подведомственны третейским судам.

В силу расплывчатости формулировок в законодательстве, определяющих подведомственность споров третейским судам и международному коммерческому арбитражу, в судебной практике существовали диаметрально противоположные подходы к решению одних и тех же вопросов.

Так, вопросы подведомственности споров о недвижимости в каждом регионе Российской Федерации решались по-своему, пока Конституционный Суд в своем постановление от 26.05.

2011 № 10-П не дал толкование соответствующим положениям Закона о третейских судах и нормам АПК РФ, приведя судебную практику к единству.

В изменениях к законодательству добавлены новые критерии, в соответствии с которыми спор может быть рассмотрен в международном коммерческом арбитраже.

Так, дела, в которых место, с которым связанно исполнение значительной части обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым предмет спора наиболее тесно связан, находится за границей, будут относиться к спорам, подведомственным международному коммерческому арбитражу.

Поправки в законодательство также призваны изменить существующую практику в государственных судах в отношении споров, вытекающих из корпоративных правоотношений.

Теперь законом определен круг корпоративных споров, которые можно будет передавать на разрешение в третейские суды, а также условия и особенности рассмотрения таких дел.

При этом арбитраж, создаваемый для разрешения конкретного дела (ad hoc), не уполномочен на рассмотрение корпоративных споров.

Международный коммерческий арбитраж (третейский суд)

Что такое третейские суды

Третейский суд – система негосударственных судов, обычно создаваемых для разрешения спорных ситуаций, возникших между несколькими сторонами. Помимо варианта обращения в государственный суд третейский суд — самая логичная альтернативная инстанция с целью законного разрешения возникших споров.

  • Главная задача третейского суда – решить возникшую конфликтную ситуацию и проконтролировать выполнение всеми сторонами своих обязательств.
  • В России действует ряд третейских судов, подразделяющиеся в соответствии с режимом функционирования на постоянные и временные.
  • Существуют некоторые отличия в деятельности постоянных и временных третейских судов.

Функционирующие на постоянной основе суды формируются юридическими лицами (предприятиями, биржами), но никогда – федеральными или местными органами власти, только НКО. При обращении в постоянный суд стороны обязаны действовать согласно уже существующим правилам.

На настоящий день в РФ ведут работу около 400 постояннодействующих третейских судов.

Часто «третейские суды» отождествляют непосредственно с постоянными арбитражными органами.

В ряде ситуаций третейские суды формируются для рассмотрения всего 1 спора (или нескольких), всегда – по обоюдному согласию обеих сторон спора, именно они назначают состав участников, юриста и судью, которому доверяют. И все стороны-участники спора обязаны исполнить постановление, вынесенное судьей, в обязательном порядке. Такие суды называются временными.

Они, несомненно, действуют согласно правилам, установленным федеральным законом РФ, его решения считаются невозможными для исполнения при противоречии Конституции РФ (ч. 3.2 в ст.3 закона «О Конституционном Суде РФ»).

Участники и судья будут действовать согласно специальному документу (соглашению или договору), суд завершит свою работу после формирования решения.

Международный третейский суд сегодня отождествляют с международным арбитражем.

Арбитражный суд (переводится с французского как «решение спора при посредничестве») – также негосударственный орган, создаваемый по волеизъявлению сторон из независимых участников для разбора спорнойконфликтной ситуации. Его решение обязательно должно быть исполнению всеми сторонами дела. Обладает расширенными полномочиями.

  1. Арбитражные суды включают национальные третейские, международные коммерческие, международные инвестиционные, межгосударственные структуры.
  2. Что такое международные коммерческие арбитражные суды
  3. Понятие международного коммерческого арбитража включает также негосударственные, очень популярные органы, формируемые с целью разбора спорных ситуаций между фирмамиорганизациями из разных государств (не между странами, но при участии сторон международных коммерческих договоров).

На территории РФ работу международных арбитражей регулирует несколько законов, например, ФЗ «О третейских судах», ФЗ No5338-1 от 07.07.1993 г — «Закон о международном коммерческом арбитраже», а на международном уровне — арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.

Виды международных коммерческих арбитражей

Выделяют формируемые для разрешения единственного спора и постояннодействующие. Пример второго — ЮНИСТРАЛ – особая комиссия из представителей 36 мировых держав, созданная в 1966 г.

при ООН с целью правовой регуляции международных торговых отношений, унификацией всех торговых законодательств стран для упрощения мировой торговли.

Основной закон ЮНИСТРАЛА –Арбитражный регламент (действует с 1976 г) и Согласительный регламент (действует с 1978 г).

Кроме того, ЮНИТСРАЛ разрабатывает и широко внедряет эффективные правила проведения современных коммерческих договоров, проводит семинары и ежегодные сессии по вопросу единообразия коммерческого права. На данных мероприятиях приглашаются не только страны-участники ЮНИТСРАЛ, но сторонние наблюдатели и все заинтересованные лица.

Международный арбитражный орган — ЮНИТСРАЛ помогает всем странам в создании правовых торговых актов и внедрению уже разработанных выполняет информационно-консультативную деятельность и подготовку специалистов в области международного торгового права.

Что такое Третейский суд (Коммерческий арбитраж) | Суворов Групп

Выберите букву

По статистике только 5% бизнеса обращаются в данные учреждения, которые понимают, что именно в третейском арбитраже можно быстро получить исполнительный лист. Данные арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

Что такое третейский суд

Третейский суд (Коммерческий арбитраж) – это аналог государственного суда, в соответствии со статьей 2 ФЗ №102 «О третейских судах в РФ» это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора, некий негосударственный судебный орган, разрешающий споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лиц между собой, юридических лиц и физических лиц, граждан между собой.

Законом об арбитраже разграничены понятия «третейский суд» и «постоянно действующее арбитражное учреждение (далее — ПДАУ)», а именно:

  1. ПДАУ представляет собой подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража, а именно по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора (ч. 3, 9 ст. 2 Закона об арбитраже).
  2. Под третейским судом понимается единоличный арбитр или коллегия арбитров, осуществляющие разрешение споров между сторонами гражданско-правовых отношений, переданных на рассмотрение третейского суда в соответствии с арбитражным соглашением (ч. 2, 16 ст. 2, ст. 7 Закона об арбитраже).
Читайте также:  Премии руководства госкомпаний будут введены в рамки (законопроект)

Таким образом, третейский суд осуществляет разрешение споров по существу, ПДАУ выполняет организационно-технические функции по сопровождению разрешения споров.

Система третейских судов является институтом самоурегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). В процессе третейского разбирательства, также как в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров.

Особенности правового статуса

  1. условия деятельности такого суда определяются соглашением сторон (в частности, сторонами определяются размер гонорара арбитра, место хранения документов (ч. 4 ст. 22, ч. 1 ст. 39 Закона об арбитраже));
  2. компетенция арбитража ad hoc ограничена (лат.

    ad hoc — для частного случая): споры, связанные с созданием в России юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ, и не подлежат рассмотрению третейским судом, образованным для разрешения конкретного спора (ч.

    7 ст. 45 Закона об арбитраже);

  3. сторонам арбитража ad hoc не предоставлено право заключать соглашения об отказе от возможности обращения в государственный суд за содействием (ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 13, ч. 1 ст.

    14 Закона об арбитраже);

  4. в отличие от арбитража, администрируемого ПДАУ, арбитражу ad hoc не предоставлено право обращения в компетентный суд за содействием в получении доказательств (ст.

    30 Закона об арбитраже);

  5. стороны не вправе признать решение такого суда окончательным, оно может быть отменено по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством (ст. 40 Закона об арбитраже).

Виды третейских судов

  1. третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора.

  2. образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Правила арбитража

Правила арбитража принимаются ПДАУ в ходе образования, а также в процессе осуществления им своей деятельности. Указанные правила подлежат обязательному депонированию в Минюсте РФ (ч. 13, 14 ст. 44, ч. 1 ст. 45 Закона об арбитраже). Порядок депонирования определяется Положением о депонировании правил ПДАУ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 №577.

Измененные либо дополнительные правила ПДАУ действуют с даты их депонирования в Минюсте РФ при условии их размещения ПДАУ на своем сайте в сети Интернет (ч. 15 ст. 44 Закона об арбитраже).

ПДАУ вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров (ч. 2 ст. 45 Закона об арбитраже).

По каким вопросам можно обращаться в третейский суд?

ТС имеет полномочия рассматривать практически любой гражданско-правовой спор. В то же время существует ряд споров, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть рассмотрены в третейском суде.

  • Так не подлежат рассмотрению дела, связанные с: банкротством; отказом в государственной регистрации, защитой интеллектуальных прав, контрактным законодательством для обеспечения государственных и муниципальных нужд; установлением фактов, имеющих юридическое значение; некоторыми акционерными, трудовыми, наследственными, семейными (за исключением раздела имущества) спорами; причинением вреда жизни и здоровью; выселением граждан из жилых помещений; законодательством о приватизации и рядом других, имеющих важное значение для обеспечения общественных и государственных интересов.
  • На практике подавляющее большинство рассматриваемых в ТС дел – споры о взыскании задолженности, о расторжении или изменении договоров. По новым положениям, указанным в Законе об арбитраже, третейские суды на полных правах смогут рассматривать и корпоративные споры.

Какие вопросы не рассматриваются

Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда:

  1. следующие споры, подведомственные судам общей юрисдикции в соответствии с ГПК РФ:
    • дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
    • споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
    • споры, возникающие из трудовых отношений;
    • споры, возникающие из наследственных отношений;
    • споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;
    • споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом третейский суд компетентен рассматривать споры, возникающие между исполнителем государственного контракта и субподрядчиками (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2017 №Ф05-8227/2017 по делу №А41-13748/17);
    • споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
    • споры о выселении граждан из жилых помещений;
    • споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
    • иные споры в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 22 ГПК РФ).
  2. следующие споры, подведомственные арбитражным судам в соответствии с АПК РФ:
    • споры о несостоятельности (банкротстве);
    • споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
    • споры о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам;
    • дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
    • дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
    • дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
    • дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
    • корпоративные споры, предусмотренные п. п. 1 — 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ;
    • споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;
    • споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    • споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
    • иные споры в случаях, прямо предусмотренные федеральным законом (в частности, п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Кто может стать участником третейского дела

Участниками третейского разбирательства могут быть и юридические лица, и граждане. Главное при обращении в ТС – это наличие согласованного между сторонами обоюдного волеизъявления о рассмотрении споров в конкретном третейском суде.

  • Невозможно привлечь к участию в третейском деле того, кто не подписывал упомянутого выше соглашения, за исключением ситуации, когда такое лицо в реальном времени дает согласие на участие.
  • И напротив, лицо, подписавшее третейскую оговорку, может уклониться от рассмотрения его дела в третейском суде только в том случае, если другая сторона также соглашается рассматривать дело в государственном суде.

Сторонами третейского дела могут быть учредители предприятий и организаций, а также акционеры непубличных акционерных обществ, описавших третейскую оговорку, например, в учредительном документе. Третейское соглашение сторон может касаться как конкретного спора из договора, так и неопределенного круга возможных споров, предусмотренных сторонами.

Юридическая сила решений

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо (ст. 38 Закона об арбитраже).

Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа (ч. 1 ст. 41 Закона об арбитраже, ст. 236 АПК РФ, ст. 423 ГПК РФ).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения и иных процессуальных актов третейского суда, принятых по спорам в рамках специального административного района, проводится в срок, не превышающий четырнадцати дней, без проведения судебного заседания. При этом сторона спора вправе представить возражения в отношении такого заявления в течение семи дней со дня поступления такого заявления в арбитражный суд (ч. 2 ст. 41 Закона об арбитраже). На практике государственные суды исходят из того, что правила о выдаче исполнительного листа применяются не только к решениям, но и к иным актам третейского суда (в частности, актам о возмещении понесенных в ходе третейского разбирательства расходов) (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2017 №Ф04-5871/2016 по делу №А03-14042/2016).

Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в случаях, если сторона третейского разбирательства, против которой вынесено решение третейского суда, представит доказательства того, что:

  1. одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
  2. третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания — по праву Российской Федерации;
  3. сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, или по другим уважительным причинам не могла представить свои объяснения;
  4. решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением либо не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения, однако, если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, та часть решения третейского суда, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, может быть признана и приведена в исполнение;
  5. состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону (ч. 3 ст. 239 АПК РФ, ч. 3 ст. 426 ГПК РФ).

Суд отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что:

  1. спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
  2. приведение в исполнение решения третейского суда противоречит публичному порядку РФ. Если часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку РФ, может быть отделена от той части, которая ему не противоречит, та часть решения, которая не противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть признана или приведена в исполнение (ч. 4 ст. 239 АПК РФ, ч. 4 ст. 426 ГПК РФ).

Отличие разрешения споров в международном коммерческом арбитраже и государственных судах

На практике часто имеем дело с разнообразными международными коммерческими сделками.

В таких сделках государственная принадлежность сторон разная (например, компании зарегистрированы в разных государствах, или у сторон разное гражданство и резидентство), Для обеспечения защиты сторон в подобных сделках важно выбрать право, которое будет применяться к сделке, и способ разрешения споров между сторонами. 

Существует целая отрасль права, которая регулирует вопрос выбора применимого права и суда для рассмотрения споров. Она называется международное частное право, также известное как “коллизионное право”.

Одним из основных принципов этой отрасли в большинстве стран является принцип “автономии воли сторон”, который заключается в том, что стороны международной коммерческой сделки могут (в пределах дозволенных законами) договориться о том, какое именно право будет применяться к их сделке и в судах какого из государств будут рассматриваться их споры касательно этой сделки.

В то же время стороны международной коммерческой сделки могут договориться о разрешении таких споров в международном коммерческом арбитраже, а не в государственных судах.

  • На практике нередко приходиться объяснять клиентам, которые совершают международные коммерческие сделки, разницу между разрешением споров в международном коммерческом арбитраже и рассмотрением споров в государственных судах, поэтому нашим читателям эта информация точно пригодиться.
  • У рассмотрения споров в государственных судах и в международном коммерческом арбитраже есть свои особенности, в которых и заключается разница между ними.
  • Особенности международного коммерческого арбитража:
  • Рассмотрение споров в арбитраже является одним из способов альтернативного (то есть внесудебного) разрешения споров.
  • Арбитраж представляет собой негосударственный третейский суд, который может рассматривать коммерческие споры между участниками международных коммерческих сделок. То есть, обычно арбитраж является частным неприбыльным юридическим лицом, чаще всего учрежденным при торгово-промышленной палате. Если очень упростить, то можно сказать, что арбитраж — это частный суд. Также, стороны могут сами создать арбитраж ad-hoc, то есть “одноразовый” арбитраж для рассмотрения одного своего конкретного спора, причем регламент разбирательства определяют либо стороны совместно, либо его устанавливает созданный ими арбитраж. Однако обычно, стороны используют уже существующие регламенты, например, Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ,  вместо согласования регламента, с целью экономии времени и избежания противоречий.
  • Арбитраж предоставляет платные услуги разрешения споров между сторонами международной коммерческой сделки, но при этом решение арбитража потом можно исполнить точно так же как решение государственного суда.
  • В большинстве случаев, исполнить решение арбитража легче, чем решение государственного суда, так как для исполнения решения суда одного государства в другом государстве нужно наличие договоренности между этими государствами о признании и исполнении таких судебных решений, а такие договоренности менее распространены чем участие государств в Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
  • Для того, чтобы рассматривать свои споры в арбитраже, стороны должны договориться об этом предварительно (то есть до спора) в основном договоре между ними или в отдельном дополнительном договоре, а если не договорились предварительно, то могут договориться уже после возникновения спора, но в любом случае нужно чтобы такая договоренность была оформлена письменно и правильно.
  • В арбитраже стороны могут решить, каких арбитров задействовать, сколько арбитров будет рассматривать спор, на каком языке будет проходить процесс, какое-право будут применять, где именно будет проходить процесс. Особенно важно то, что стороны в арбитраже могут выбрать почти любое право для рассмотрения своих споров, в то время как при рассмотрении споров в государственных судах ограничений в выборе права больше.
  • Арбитраж может быть нейтральнее (объективнее) по отношению к сторонам, чем государственный суд. Стороны сами выбирают арбитров и арбитраж, который по их мнению будет максимально непредвзятым.
  • В арбитраже процесс проходит в соответствии с его регламентом, а такие регламенты обычно предусматривают гибкий, простой и менее формальный процесс, в отличии от рассмотрения споров в государственных судах.
  • Арбитры часто компетентнее, чем судьи государственных судов, так как они глубоко специализируются на определенных вопросах и выбираются самими сторонами.
  • Рассмотрение спора в арбитраже является полностью конфиденциальным, в отличии от процесса в государственном суде.
  • Стоимость рассмотрения спора в арбитраже выше, чем в государственном суде. В случае, когда сумма спора меньше чем стоимость его рассмотрения в арбитраже, пользоваться арбитражем может быть нецелесообразно. В то же время, высокая стоимость арбитражного разбирательства может подтолкнуть стороны к тому, чтобы они разрешили свой спор путем переговоров и пришли к взаимопониманию, так как в этом случае у них будет больше желания договориться, а когда у каждой из сторон есть такое желание, то разрешить спор переговорами значительно легче.
  • Если стороны уже решили разрешить спор в арбитраже, то они уже не могут разрешить этот спор в государственном суде (разве что если стороны договорятся об обратном).
  • Решение арбитража будет уже окончательным и не подлежит обжалованию (разве что если стороны договорятся об обратном), что может ускорить разрешение спора.
  • Арбитражные институции очень разнообразны, существуют различные специфические арбитражи, в которых можно разрешать споры, которые разрешить в государственных судах проблематично. Например, существует Спортивный арбитражный суд  в Лозанне, в котором можно рассмотреть различные специфические споры связанные со спортом (например, споры о дисквалификациях, связанных с использованием допинга).

Особенности рассмотрения споров в государственных судах:
 

  • Спор рассматривается в основном на государственном языке соответствующего государства.
  • При выборе применимого права существует больше ограничений, особенно фактических (государственные судьи специализируются на праве своего государства, применять иностранное право для них может быть непросто, не факт что такое право будет правильно истолковано и применено).
  • Стороны не могут выбрать, в каком именно суде будет рассматриваться спор и какой именно судья будет его рассматривать.
  • Решение нижестоящих судов можно обжаловать в вышестоящих (апелляция и кассация).
  • Рассмотрение спора в государственном суде обойдется дешевле, чем в арбитраже.
  • Спор рассматривается в соответствии с процессуальным правом государства, суд которого был выбран для разрешения споров.
  • По общему правилу, рассмотрение спора в государственном суде не является конфиденциальным.
  • Сторонам не обязательно прямо договариваться о разрешении их спора в государственном суде, как в случае с рассмотрением спора в арбитраже.

По различным причинам, для участников международных коммерческих сделок, разрешать свои споры в международном коммерческом арбитраже удобнее. Но сторонам стоит внимательно продумать и договориться, какой именно способ разрешения споров использовать, какое право применять, а также проконсультироваться с юристами, которые специализируются на международном праве.

Международный арбитраж

Телефон/Факс: + 7 (843) 238 61 04E-mail: tpprtlc@yandex.ru

Развитие международного бизнеса нередко сопровождается возникновением разногласий между участниками товарно-денежных отношений. Международный арбитраж является одним из наиболее эффективных способов разрешения подобных правовых споров.

  • Международный арбитраж разрешает внешнеэкономические споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности, чьи предприятия зарегистрированы на территории разных государств.
  • В России такими органами являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.
  • В международном арбитраже могут быть рассмотрены дела по следующим основным вопросам:
  • Споры, касающиеся договорных или иных гражданско-правовых отношений двух и более компаний, как минимум одна из которых является иностранной, возникшие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности;
  • Cпоры между компаниями, созданными на территории России, но имеющими иностранные инвестиции, и международных организаций между собой, а также их споры с субъектами права Российской Федерации.

Международный коммерческий арбитраж

Международный коммерческий арбитраж является одним из наиболее важных институтов современного международного частного права. Но международный коммерческий арбитраж – не новое явление в правовой действительности. Третейские торговые суды известны с древнейших времен.

Негосударственная природа международного коммерческого арбитража отличает его от государственных арбитражных судов.

В основе функционирования международного коммерческого арбитража лежит арбитражное соглашение спорящих сторон. Арбитражное соглашение — это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет.

Отсутствие надлежащей арбитражной оговорки или арбитражного соглашения может привести к тяжелым материальным последствиям для стороны, право которой нарушено.

Выбор того или иного способа разрешения споров в значительной степени зависит от участников спора и в подавляющем большинстве делается в пользу альтернативных государственным способов, прежде всего в пользу разрешения споров третейскими (арбитражными)1 судами, без обращения к процедуре государственных арбитражных судов в РФ.

Особенно это характерно в сфере внешнеэкономической деятельности. Подобный (альтернативный) порядок зарекомендовал себя как наиболее приемлемый в современных условиях способ разрешения споров.

1В международной практике слова «арбитраж» и «арбитражный», как правило, относятся к третейскому (негосударственному) способу разрешения споров.

В настоящее время действуют несколько международных соглашений по вопросам арбитража:

Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961г. урегулированы организационные вопросы применения арбитража в отношениях между физическими и юридическими лицами государств-участников.

Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. устанавливает надежные гарантии для признания и исполнения таких решений на территории государств-участников. Российская Федерация является участником обеих вышеназванных Конвенций.

Преимущества третейского разрешения споров очевидны. Они обусловлены правом сторон — выбирать арбитров, упрощенной, но достаточной, процедурой, как правило, не допускающей обжалования, что позволяет завершить рассмотрение в более краткие сроки, чем в государственных судах и арбитражах.

  1. Опыт работы Правового Центра ТПП РТ подтверждает, что арбитражная процедура JAMS в США и третейское разбирательство споров в Европе являются наиболее востребованными в силу их конфиденциальности: разрешение споров в государственных судах и арбитражах осуществляется, как правило, в открытых заседаниях и их решения могут быть опубликованы.
  2. Существует два вида международного коммерческого арбитража: институционный и изолированный.
  3. Институционный коммерческий арбитраж является постоянно действующим органом, созданным, как правило, при торговой палате, торгово-промышленном союзе или ассоциации.
  4. Изолированный коммерческий арбитраж (арбитраж ad hoc) создается только лишь для разрешения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование.
  5. В практике международной торговли можно выделить несколько наиболее популярных центров международного коммерческого арбитража:
  • Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ
  • Арбитражный институт при Торговой палате г.Стокгольма (The Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce)
  • Лондонский международный арбитражный (третейский) суд (London Court of International Arbitration (LCIA))
  • Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (ICC International Court of Arbitration)
  • Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association)
  • Международный Арбитражный Суд при Палате экономики Австрии в г.Вена (Vienna International Arbitral Centre).
  • Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС)
  • При Торгово-промышленной палате Российской Федерации работает один из старейших и ведущих в мире постоянно действующих международных коммерческих арбитражей (третейских судов) – Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС).
  • Более чем 70-летний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность.
  • В соответствии с Регламентом в МКАС по соглашению сторон передаются:
  • споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;
  • споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Преимущества рассмотрения предпринимательских споров в МКАС:

  • право сторон выбора арбитров, в том числе иностранных, слушание дел на русском языке, а с согласия сторон — на другом языке;
  • низкие арбитражные расходы по сравнению с государственными судами, арбитражами и другими международными арбитражными центрами, например, в Париже, Лондоне, Стокгольме, Вене, Цюрихе;
  • возможность проведения слушаний дел вне Москвы на территории России;
  • конфиденциальность;
  • независимость;
  • невозможность обжалования решений по существу;
  • наличие международного механизма признания и приведения в исполнение вынесенных решений и др.
  1. Основанием для обращения в МКАС при ТПП РФ является наличие в договорах (контрактах) соответствующей арбитражной оговорки.
  2. При согласовании компетенции МКАС Правовой Центр ТПП РТ предлагает использовать стандартную рекомендательную оговорку:
  3. «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом».
  4. Компетенция МКАС может также быть согласована сторонами путем заключения в последующем отдельного арбитражного соглашения, если соответствующий контракт не содержит арбитражной оговорки.
  5. Арбитраж «ad hoc»
  6. В настоящее время в Российской Федерации начинает широко распространяться практика содействия арбитражам «ad hoc» со стороны постоянно действующих арбитражных центров.

Суть этой практики состоит в том, что при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража «ad hoc», соответствующие арбитражные центры оказывают помощь в назначении арбитров, принятии решений по вопросу об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям, организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений, услуг переводчиков, машинисток и т.п.

Особую роль в регулировании деятельности арбитражей «ad hoc» играет Арбитражный регламент, разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и рекомендованный в 1976г. Генеральной Ассамблеей ООН для широкого использования при разрешении внешнеэкономических споров, в частности путем ссылок на него в международных коммерческих контрактах.

По инициативе Правового Центра ТПП РТ при проведении одного из дел «ad hoc» были приняты Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу «ad hoc» в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (Правила были утверждены Президентом ТПП РФ 9 декабря 1999г. и вступили в силу с 1 января 2000г.)

  • Правовой Центр ТПП РТ рекомендует для включения в договоры (контракты, соглашения), следующую арбитражную оговорку:
  • «Любой спор, разногласие или требование, возникающее из данного договора или касающиеся его, либо из его нарушения, прекращения или недействительности подлежит разрешению в арбитраже в соответствии с действующим, в настоящее время Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
  • Компетентным органом будет являться Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».

Целесообразные дополнительные соглашения: a) число арбитров составляет …. (один или три); b) применимым материальным правом является ….; c) местом арбитража является ……. (город и/или страна);

d) языком, используемым в арбитражном разбирательстве, является … .

Альтернативное разрешение споров

Наряду с возможностью обращения в государственные суды и арбитражи для разрешения разногласий из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении международных экономических связей, есть и иные возможности.

Для их обозначения используется получивший довольно широкое распространение термин «альтернативное разрешение споров». Среди таких способов, прежде всего, может быть названо посредничество.

Под посредничеством понимается процедура добровольного урегулирования спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника).

Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемое для них урегулирование путем ознакомления с представляемыми сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному урегулированию спора и т.д.

Таким образом, решение по урегулированию спора, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при помощи посредника.

Для создания надлежащего механизма процедуры посредничества был разработан Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ (утвержден и вступил в силу 01 июня 2001г.)

  1. Рекомендуем для включения в текст договора (контракта, соглашения) оговорку о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ:
  2. «Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».
  3. За дополнительной информацией Вы можете обратиться в Правовой Центр Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Телефон/Факс: + 7 (843) 238 61 04
  4. E-mail: tpprtlc@yandex.ru

Международный коммерческий арбитраж

В процессе ведения внешнеэкономической коммерческой деятельности между субъектами предпринимательской деятельности – организациями, зарегистрированными на территории различных иностранных государств, могут возникать споры.

В таких случаях в международной практике предусмотрен не только государственный судебный порядок разрешения таких споров, но и предоставлена возможность обращения в органы международного коммерческого арбитража, создаваемых на частной основе, — третейских судов.

Отличительной чертой международных арбитражей является то, что они действуют на территории определенного государства, но при этом не являются частью национальной госудратсвенной системы и неподконтрольны им. Являются независимыми и образуюся на частной основе.

Рассмотрение споров между участниками предпринимательской деятельности на межнациональном уровне в органах международного коммерческого арбитража имеет ряд преимуществ по сравнению с процедурой рассмотрения дела судебными органами любого государства:

  • Спорящие участники договорных отношений могут по своему усмотрению определить арбитра или коллегиальный третейский орган. Договаривающиеся стороны могут выбрать из числа судей обладающего наиболее глубокими профессиональными познаниями в определенной сфере специалиста для решения возникших вопросов;
  • Значительное снижение судебных расходов при ведении дела третейским судов в отличие от государственной судебной системы;
  • Упрощение формальной стороны процесса, следствием чего является существенное сокращение сроков судебного разбирательства;
  • Выбор места рассмотрения дела;
  • Ведение дела при участии сторон спора в закрытом судебном заседании, что позволяет обеспечить сохранение коммерческой тайны.

Деятельность международного коммерческого арбитража урегулирована множеством международно-правовых актов, таких как:

  • Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.;
  • Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, Женева, 21 апреля 1961 г.;
  • Конвенция ООН о договорах купли-продажи, Вена, 1980 г.;
  • Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН, 1966г.;
  • Правила международного торгового арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока, 1966г.;
  • Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 1976 г.;
  • Вашингтонская конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18 марта 1965 г.;
  • Московская конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, заключенная странами — членами СЭВ 26 мая 1972 г.;
  • Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже, Панама, 30 января 1975 г.

На уровне национального законодательства, 07 июля 1993г. был принят Закон Российской Федерации №5338-I «О международном коммерческом арбитраже» (далее – Закон №5338-I).

Указанным нормативным актов учреждены основные органы международного коммерческого арбитражат в России, которыми являются Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссии при Торгово-промышленной палате РФ. В соответствии с ч. 1 ст.

1 Закона №5338-I, указанный закон применяется к «международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации».

Основным условием для передачи споров на рассмотрение органов международного арбитража является наличие «письменного соглашения» в тексте основного внешнеэкономического договора. «Письменное соглашение», на основании ч. 2 ст. II Конвенции ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», Нью-Йорк, 1958 г., ч. 2 ст.

II Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, Женева, 1961г., ст. 1 Арбитражного регламента Европейской экономической комиссии ООН, 1966 г., ст. 7 Закона №5338-I, ч. 1 ст. 1 Арбитражный регламента ЮНСИТРАЛ, 1976 г.

, включает арбитражную оговорку в договоре, или арбитражное соглашение, подписанное сторонами, или содержащееся в обмене письмами или телеграммами.

В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры:

  • из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также
  • споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Закона РФ №5338-I).

Международный коммерческий арбитраж может осуществляться в двух формах (ч. 2 ст. II Европейской конвенции 1961 г., п. 2 ст. I Нью-Йоркской конвенции 1966 г.,):

  • Изолированный арбитраж (ad hoc). Учреждается сторонами только для рассмотрения единичного конкретного спора. Участники правоотношений сами определяют порядок создания такого суда, согласовывают состав суда. Чаще всего работает на временной основе.
  • Институционный арбитраж. Представляет собой постоянно действующий орган. Органы институционнного коммерческого арбитража создаются при национальных торгово-промышленных палатах, биржах, ассоциациях предпринимателей.

В настоящее время в мире действует около 100 институционных международных коммерческих арбитража. Наиболее авторитетными из них считаются:

  • Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма,
  • Лондонский международный третейский суд,
  • Американская арбитражная ассоциация,
  • Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже.

Оспаривание в суде арбитражного решения может быть произведено только путем подачи ходатайства об отмене в случае предоставления заявителем доказательств приведенных в обоснование требований (ст. 34 Закона РФ №5338-I, ст. V Нью-Йоркской конвенции 1966 г.).

На основании ч. 1 ст.

35 Закона №5338-I, «арбитражное решение независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение».

Порядок исполнение идентичен процедуре исполнения решений национальных судов и урегулировано положениями Закона РФ от 6 декабря 2011 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *