Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Определение 1

Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер, со стороны государства, для регулирования чрезмерного развития монополии. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции.

Опасность монополий заключается, в первую очередь, в том, что цены на продукцию или услуги, как правило, завышены, а цены на закупку сырья для компании монополиста занижены.

К тому же, в монополистической среде отсутствует конкуренция, что чревато отсутствием развития в области. Наличие явного монополиста в определённом регионе или даже стране может вызвать определённые социальные колебания, недовольства.

В связи с вышеперечисленными факторами, в развитых странах существует антимонопольное регулирование.

Антимонопольное законодательство

В развитых странах и странах Запада государство активно старается предотвратить развитие монополий, их негативное влияние на экономику и снизить отрицательное воздействие на социум. В связи с этим используется так называемое антимонопольное законодательство.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, регулирующих ту или иную отрасль права и экономики.

Эти законы направлены, в первую очередь, на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества.

Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте.

В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами.

Первые антимонопольные законы

Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США в $1899-1890$ годах.

Закон Шермана.

Закон Шермана, который негласно называли «хартией экономической свободы», был очень жёстким по отношению к возможным монополистам и звучал так: «Закон звучал очень грозно.

Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничить свободу промысла и предпринимательства, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными.

Создание монополий влекло штраф до $5$ тысяч долларов (впоследствии он был повышен до $50$ тысяч долларов) и тюремное заключение сроком до одного года».

Закон Клейтона.

Закон Клейтона был принят в $1914$ году и запрещал слияние или покупку фирм и создание холдингов, если это влекло к уничтожению конкуренции. На основе этого закона запрещались горизонтальные слияние организаций, то есть объединение фирм и корпораций одной отрасли.

Контроль над картелями.

С $1935$ по $1937$ года в Западной Европе были попытки принять законы, которые бы регулировали картельные соглашения. Законы были направлены на то, чтобы не было явных злоупотреблений картельной формой монополий.

Акт Келлера-Кефаувера.

В $1950$ году был принят акт Келлера-Кефаувера, который дополнил закон Клейтона запретом на слияние через приобретение активов. К тому же, запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния. То есть запрещалось объединять компании, которые специализируются и работают в разных процессах, но в одной отрасли.

Замечание 1

Все эти законы и акты были направлены на регулирование и контроль над соглашениями, обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка. Но эффективность этих законов часто сводилась на нет, когда дело доходило до практики. В судах решение часто принималось в пользу монополий.

Меры антимнопольного регулирования

Антимонопольное регулирование в современной экономике можно свести к трём основным группам:

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Рисунок 1.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Рисунок 2.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Рисунок 3.

Замечание 2

Хочется отметить, что антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более эффективное, где-то — менее. Однако следует сказать, компании монополисты всегда будут существовать.

В первую очередь, это достигается путём лоббирования интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или иной страны, региона или города. Также сама конкуренция, как бы это странно не звучало, — порождает монополию.

Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать монополистом.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте $1991$ г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает $35 %$ – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре $1991$ г.

ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке.

Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

$12$ июля $1999$ г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:

  1. Предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  2. Направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
  3. Направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
  4. Направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/antimonopolnoe_regulirovanie/

Меры антимонопольного регулирования по отношению к предпринимательской деятельности

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Экономическое и технологическое развитие позволило достигнуть невероятных масштабов в сфере производства товаров и в области оказания услуг.

Особенно ярко это выражено в развитых странах. Практически во всех сферах предпринимательства существуют давно укрепившиеся на рынке лидеры.

Они устанавливают самые низкие цены на свои услуги и продукцию, компенсируя это объемами производства, а также скупают мелкие компании, расширяя свое влияние на рынке.

Такая модель приводит к полному отсутствию конкуренции — монополизации рынка. Средством борьбы с ней становится антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности.

  • Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс законодательных актов, не позволяющих одному предпринимателю полностью контролировать какой-либо рыночный сегмент.
  • Ограничения создают в предпринимательской сфере здоровую конкуренцию, положительно влияющую на состояние экономики в стране.
  • Основные задачи антимонопольной деятельности касаются:
  • защиты потребителя от повышения цен;
  • улучшения общего качества товаров и услуг;
  • стимулирования создания новых продуктов, отвечающих различным потребностям покупателя.

Главным регулирующим актом в данной сфере правоотношений является Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Важно, что он действует не только на территории РФ, но и в отношении соглашений, заключенных за рубежом, если они приводят к ограничению конкуренции внутри страны.

Данный нормативно-правовой акт дает определение следующим понятиям:

  • монополистическая деятельность — предпринимательство, которое своими действиями устраняет или ограничивает конкурентов (с последующим повышением цен на продукцию);
  • доминирующее положение — владение долей рынка от 65% либо немного меньше (но не менее 35%) при отсутствии конкурентоспособных товаров;
  • взаимозаменяемые товары — продукция, дающая потребителю возможность отказаться от одного товара в пользу другого;
  • конкуренция — здоровое экономическое соперничество, при котором у сторон нет возможности оказывать единоличное влияние на оборот товаров/услуг (отсюда — понятие конкурентной цены);
  • признаки ограничения конкуренции — уход с рынка предпринимателей из соответствующего сегмента, необоснованные изменения цены, направленные на контроль обращения товара.

Противодействие монополии

Комплекс мер антимонопольной деятельности затрагивает не только частное предпринимательство, но и государственные субъекты, в том числе органы местного самоуправления (если их действия ограничивают конкуренцию).

Помимо запретов, создаются условия для поддержки предпринимательства. Таким образом, выстраивается гибкая система, основанная на пресечении монополизма и поощрении конкуренции.

Государство запрещает следующие действия предпринимателя:

  • изъятие продукции из рыночного оборота, создающее искусственный дефицит определенного товара и приводящее к повышению его стоимости;
  • создание невыгодных условий посредством деловых соглашений и договоров, предъявление необоснованно завышенных требований;
  • деятельность, препятствующая появлению на рынке конкурентов, а также создание неравных условий для производства и реализации их товаров;
  • установление цен, нарушающих ценообразование, освещенное в соответствующих актах, поддержание монопольной (слишком высокой либо минимальной) стоимости;
  • необоснованное ограничение производства продукции/оказания услуг при наличии спроса.

В рамках антимонопольного регулирования запрещается заключение любых договоров или сделок, ущемляющих интересы конкурирующих субъектов.

Государственным структурам запрещается создавать дискриминационные условия, ограничивающие самостоятельность предпринимателя, а именно:

  • препятствовать осуществлению деятельности;
  • ограничивать товарооборот по территориальному признаку;
  • предоставлять льготы, обеспечивающие преимущество на рынке одному из субъектов.
  1. Нарушения запретов, обнаруженные в ходе проверок соблюдения антимонопольного законодательства, приводят к обращению в арбитражный суд.
  2. Результатами исковых заявлений могут стать штрафные взыскания в пользу федерального бюджета, расторжения договоров, нарушающих антимонопольный закон, а также ликвидация юридического лица (в особых случаях).
  3. Антимонопольный закон дает определение еще одному понятию — недобросовестной конкуренции, в результате которой конкурентам наносится финансовый и репутационный ущерб.
  4. Это деятельность, дающая предпринимателю преимущества за счет противоправных действий:
  • привлечение потребителей с помощью ложной информации о товаре;
  • промышленный шпионаж;
  • недобросовестные сравнения с другими товарами рыночного сегмента;
  • искаженная или ложная информация о конкурирующих организациях.

Подобные действия противоречат условиям конкурентной борьбы, установленным антимонопольным законодательством.

Ответственность за такие нарушения предусматривает наложение денежных штрафов и уголовное преследование (если итоговая прибыль или убыток одного из субъектов превысила 5 млн руб.).

Бороться с недобросовестной конкуренцией можно двумя способами:

  1. Обратиться в ФАС, составив заявление с описанием нарушений законодательных актов. Решение будет принято антимонопольным органом после рассмотрения жалобы на предпринимателя и проведения в отношении него расследования.
  2. Пресечь противоправные действия конкурентов. Такой шаг подразумевает аккуратное ведение деловых отношений, привлечение юристов, защита интеллектуальной собственности (а также коммерческих тайн), своевременная и адекватная реакция на публичные ложные слухи об организации.
Читайте также:  Регистрация юрлиц и ип будет подтверждаться электронными документами

Проблемы антимонопольного закона

  • Несмотря на общую эффективность антимонопольного регулирования, существуют проблемы, выявленные за годы практического применения законодательных актов.
  • Во-первых, антимонопольные запреты и ограничения вступают в противоречие с правовыми нормами, действующими в отношении предпринимателей.
  • Государство не может напрямую контролировать торговые отношения, заключение договоров и операции с имуществом хозяйственного субъекта, если отсутствует очевидное нарушение антимонопольного закона.

Во-вторых, многие моменты и понятия описаны недостаточно четко, что приводит к различным толкованиям.

В результате такие пункты закона могут быть использованы в целях недобросовестной конкуренции.

  1. Например, антидемпинговая политика определяет монопольную стоимость, далекую от рыночной, что позволяет недобросовестным предпринимателям манипулировать показателем цены в своих интересах.
  2. В-третьих, ответственность за нарушения антимонопольного законодательства носит единовременный характер, поэтому наказание может не оказать влияния на ситуацию.
  3. К примеру, ликвидация юридического лица выльется в создание новых организаций, которые продолжат вести свою рыночную политику, и ситуация в сегменте останется неблагоприятной для конкурентов.
  4. Устранить эти недостатки можно, уточнив спорные моменты и пункты закона, а также увеличив количество санкционных мер в отношении предпринимателей-монополистов.
  5. Ликвидационные меры оказываются гораздо менее эффективными, чем двустороннее влияние на ситуацию, предусматривающее также и помощь пострадавшей стороне.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/razvitie/konkurenciya/antimonopolnoe-regulirovanie.html

Предпринимательское право России

В период обострившегося торгово-экономического соперничества на международных рынках невиданная по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров современного экономического производства — США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на внешнем рынке.

Однако вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли «неценовые» факторы конкуренции — качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.

В современных условиях передовой формой конкуренции является развитие новых бизнес-моделей и продуктов. На этом фоне говорят о создании виртуальной экономики, в которой применяются различные виды электронной коммерции и торговли (Internet trading, business и др.).

На состояние конкурентной среды в России заметное влияние оказывает монополизм предприятий-изготовителей. В нашей стране монополизм, порожденный общенародной (государственной) собственностью, достиг в то время гигантских размеров и проявлялся на всех направлениях и уровнях. По мнению Дж.

Росса, экономического советника группы членов лейбористкой партии британского парламента, «российская экономика ближе к полностью монополизированной, чем любая другая на Западе.

Более того, надежды правительства России, рассчитывающего на то, что приватизация либо международная конкуренция изменят здесь положение, представляются иллюзорными».

Действительно, тотальная приватизация имущества хозяйствующих субъектов не привела и не могла привести к значительному ограничению монополистической деятельности на товарных и иных рынках.

Напротив, она во многом способствовала разбазариванию общенародного (государственного) имущества, привела к переделу собственности.

«Кавалерийские» темпы приватизации нанесли сильный удар по предприятиям многих отраслей народного хозяйства, особенно оборонной промышленности.

Конечно, в сфере конкуренции и ограничения монопольного положения хозяйствующих субъектов наблюдается определенный прорыв. Считается, что наиболее конкурентными (прежде всего на внутреннем рынке) являются отрасли и предприятия, ориентированные на потребительский рынок.

Это легкая, пищевая, мебельная, полиграфическая и другие отрасли промышленности. Наблюдаются положительные сдвиги в развитии конкуренции предприятий металлургического и машиностроительного комплексов.

Вместе с тем пока не удалось осуществить инвестиционный, инновационный прорыв в реальном секторе экономики, изменить структуру народного хозяйства в пользу наукоемких отраслей.

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и многогранное явление. В экономической науке существует две основные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкуренция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и метод.

Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отношений между взаимосвязанными элементами (продавцами и покупателями). Сторонники теории конкуренции как процесса и метода (А. А Амбарцумов, И. М. Кирцнер, Л. фон Мизес, М. Портер, А.

Смит) используют состязательный и ролевой подхода.

С позиции ученых — приверженцев состязательного подхода основное содержание конкуренции — это борьба (процесс соревнования, состязаний) за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара.

Сторонники ролевой теории (например, Й. Шумпетер, Ф. А Хайек, X. Зайдель, Р. Теммен, В. А. Новиков и др.) видят конкуренцию через призму выполняемых ею экономических функций.

Конкуренция — элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с процессом формирования хозяйственных пропорций на основе соперничества хозяйствующих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг.

Ряд ученых-экономистов объединяют все изложенные выше признаки конкуренции (комплексный подход). Такой точки зрения придерживается известный русский экономист М. Туган-Барановский.

На наш взгляд, научные теории конкуренции содержат противоречивые положения.

Сторонники теории конкуренции как результата (состояния) практически ставят знак равенства между разными понятиями, такими как «результат» и «состояние».

В свою очередь, те ученые, которые рассматривают конкуренцию в качестве процесса и метода, также объединяют разноплановые категории. Процесс — это одно, метод — другое. Вряд ли допустимо рассматривать эти понятия как синонимы.

Ученые-юристы дают определение конкуренции с учетом экономической природы данного явления. По мнению С. Э. Жилинского, в широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели.

Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли. Как видим, С. Э.

Жилинский придерживается состязательного подхода к сущности конкуренции.

Легальное определение конкуренции содержится в Законе о защите конкуренции. В соответствии со ст.

4 Закона конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. И вновь обращает на себя внимание состязательный подход, но уже на законодательном уровне, к определению экономической сущности конкуренции.

С позиции законодателя основная цель конкуренции — ограничение монополистического положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке. Вместе с тем вряд ли можно согласиться с таким односторонним акцентом при характеристике конкуренции.

Ведь главная черта соревнования (соперничества, состязательности) между участниками рынка заключается в достижении результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Именно в этом направлении следует идти в поисках и раскрытии экономической сущности конкуренции.

Виды конкуренции. Как экономическая категория конкуренция по содержанию не однородна и может быть классифицирована на отдельные виды. В литературе с учетом количества и «удельного веса» на рынке производителей различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Основными признаками свободной конкуренции являются: неограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами (неценовые методы не практикуются); полная информированность каждого участника конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»),

Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги.

Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

И, наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия металлургического комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют на рынке). К их числу относятся, например, открытые акционерные общества «Магнитогорский металлургический комбинат», «Нижне-Тагильский металлургический комбинат», «Мечел».

С учетом методов осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции продавцы товаров и услуг влияют на потребителя посредством изменений в цене.

Неценовая конкуренция включает: изменение свойств продукции; создание новой продукции для удовлетворения определенных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих товару.

Большое значение придается таким показателям, как надежность, производительность, энергоемкость, экологичность и др. В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим показателям, а также товарным знакам и фирменным наименованиям.

В реальной деятельности ценовая и неценовая конкуренция существуют в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

У этого вида конкуренции имеются по крайней мере две проблемы.

Первая проблема — становление и развитие в России антидемпингового законодательства. В указанном направлении пока делаются лишь первые шаги.

На практике же предприятия нередко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие, либо низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах Запада действует антидемпинговое законодательство и осуществляют свою деятельность одноименные органы.

При нарушении императивных предписаний к российским предприятиям-экспортерам применяются серьезные меры ответственности.

Вторая проблема связана с определением высокой монопольной и низкой монопольной цены в каждой конкретной ситуации. Действующее законодательство не вносит достаточной четкости в регулирование рассматриваемых вопросов.

Отсутствуют методика определения монопольных цен и информация о ценообразовании.

Кроме того, сейчас на естественные монополии есть рычаги воздействия, однако в отношении хозяйствующих субъектов в других сферах, систематически завышающих цены независимо от экономической ситуации, таких рычагов нет.

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. В соответствии с Законом о защите конкуренции (ст.

Читайте также:  Образец содержащего оферту письма

4) недобросовестная конкуренция—любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На практике недобросовестная конкуренция выражается в следующих формах: в демпинговых ценах — продаже товаров (работ, услуг) по цене ниже себестоимости; в злоупотреблении монопольным положением на товарном рынке; в установлении дискриминационных цен или коммерческих условий и др.

Недобросовестная конкуренция и незаконная конкуренция — несовпадающие понятия. Недобросовестная конкуренция может противоречить не только законодательству и обычаям делового оборота, но и требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

  • Субъекты конкуренции ⇒
  • Антимонопольное законодательство ⇒
  • Понятие и виды монополий ⇒
  • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции ⇒
  • Антимонопольные органы ⇒
  • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства ⇒

Источник: https://isfic.info/kommers/pred63.htm

3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Характерной чертой современной экономики стала ее демонополизация.
  •  Правовой основой этого процесса является антимонопольное законодательство.
  • Известный закон РСФСР лО конкуренции и ограничении монополистической
  • деятельности на товарных рынках¬(*1) от 22 марта 1991 г., в редакции
  • Закона от 25 мая 1995 г. определил юридические правила конкуренции,

 т.е. состязательности предпринимателей на товарных рынках. Именно

  1. конкуренция ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя
  2. негативно воздействовать на общие условия товарного рынка, стимулирует
  3. производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю.

Антипод конкуренции — монополистическая деятельность, т.е. действия

  • (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение
  • или устранение конкуренции, повышение цен.
  • Закон определяет доминирующее положение как исключительное положение
  • хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему
  • возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять
  • доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом
  • ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим
  • признается положение хозяй-

(*1) Там же. — 1991. — ¦ 16. — Ст.499; СЗ РФ. — 1995. — ¦ 25. — Ст. 1977.

!!88

  1. ствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара
  2. превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно Ан-тимонопольным комитетом.
  3. Закон установил, что не может быть признано доминирующим по-ложение
  4. хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке олреде-ленного товара

не превышает 35 процентов. Однако с июля 1994 г. АН-тимонопольным

  • комитетом этот уровень установлен в пределах 65% или от 35 до 65%,
  •  если он доказан территориальными органами ГКАП.(*1)
  • Действующее законодательство Российской федерации устанавливает
  • для предприятий-монополистов целый ряд ограничений и неблагоприятных
  • последствий, в том числе регулирование цен на их продукцию и ее сбыта.
  • Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный
  • реестр предприятий-монополистов, составление, утверждение и ведение
  • которого поручено антимонопольному комитету Постановлением Президиума

Верховного .Совета РФ от 20 января 1992 г. ¦ 2218-1 лО государственном

  1. регулировании деятельности предприятий-монополистов¬(*2).
  2. Закон об антимонопольной деятельности не определил порядок и критерий
  3. включения в Госреестр предприятий. Этот порядок определен Положением
  4. лО государственном реестре РСФСР объединений и предприятий-монополистов,
  5.  действующих на товарном рынке¬, утвержденным Антимонопольным комитетом
  6. Российской Федерации. За критерий отнесения предприятий к предприятиям-монополис
  7. там принято лишь доминирующее положение предприятия на республиканском
  8. или местном товарном рынке. Под местным товарным рынком понимается
  9. территория (сфера обращения товаров) республики в составе РФ, автономных
  10. образований, края, области либо группа населенных пунктов, где есть
  11. возможность приобрести тот или иной товар (услуги, работы).
  12. Представляется, что одного критерия — доминирующего положения предприятия
  13. на товарном рынке — для включения в реестр монополистов недостаточно.
  14.  Предприятие может занимать доминирующее положение на соответствующем
  15. товарном рынке, но не злоупотреблять им. Законом запрещаются действия
  16. хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые
  17. имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение
  18. конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов
  19. или граждан. В числе таких действий закон называет: изъ-

(**1) Приказ ГКАП РФ от 03.06.94 ¦ 66 // БНА РФ. — 1994. — ¦ 9.

— С. 10. (**2) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного

Совета РФ. — 1992. — ¦ 6. — Ст. 254.

!!89

  •  ятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита
  • на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора,
  •  не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья,
  •  материалов, изделий, жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.);
  • включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента
  • в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  •  согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений,
  •  касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  •  создание препятствий доступу на р,ынок (выходу с рынка) другим
  • хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами
  • порядка ценообразования. Если эти действия предприятием, занимающим
  • доминирующее положение на рынке, не осуществляются, то оно и не
  • может быть признано монополистом,
  • Кроме того, предусмотрена ответственность и последствия за нарушения
  • норм Закона об антимонопольной деятельности: в соответствии с предписаниями
  • Антимонопольного комитета или его территориального управления прекратить
  • нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или
  • изменить договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием,
  •  а также возместить причиненные убытки и уплатить штраф.
  • Именно когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение
  • на соответствующем рынке товаров, допускает запрещенные действия
  • и не выполняет предписание антимонопольного органа о прекращении
  • этих действий и должен решаться вопрос о включении такого предприятия
  • в реестр предприятий-монополистов. Таким образом, основаниями для
  • включения предприятий в Государственный реестр предприятий-монополистов
  • (республиканский или местный) должны быть:
  • — доминирующее положение предприятия на соответствующем товарном рынке;
  • — злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением,

 т.е. совершение запрещенных действий;

  1. — невыполнение предписаний антимонопольных органов о прекращении
  2. запрещенных действий.
  3. Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением
  4. антимонопольного законодательства созданы специальные органы исполнительной
  5. власти — Государственный антимонопольный комитет РФ и его территориальные
  6. управления, которые составляют единую систему и не входят в структуру
  7. исполнительных органов и независимы от них.

!!90

  • Название антимонопольного органа России отражает двуединую цель
  • антимонопольного законодательства: борьба с монополизмом и поддержка,
  •  развитие конкуренции.
  • Антимонопольные органы созданы для проведения государственной политики
  • по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической
  • деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.
  • Антимонопольный комитет является одним из центральных органов управления.
  •  Его полномочия определены Антимонопольным законом исчерпывающе.
  •  В соответствии со ст. 3 этого Закона Антимонопольный комитет сам
  • образует территориальные управления и устанавливает их полномочия
  • в пределах компетенции, определенной Законом.
  • В полном объеме полномочия территориальных управлений определены
  • Типовым положением о территориальном управлении, утвержденном 17

октября 1991 г. Антимонопольным комитетом РФ.

  1. Задачи антимонопольных органов определяют две стороны их деятельности:
  2. репрессивную и созидательную. Репрессивная сторона деятельности
  3. заключается в осуществлении предварительного и текущего контроля
  4. за деятельностью предпринимателей (хозяйствующих субъектов), органов
  5. государственной власти и управления, их должностных лиц; привлекают
  6. нарушителей к ответственности, применяя санкции, предусмотренные
  7. законодательством. К созидательной деятельности относится содействие
  8. формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и
  9. предпринимательства,

развитию малого и среднего предпринимательства. (В 1998 г. создан

  • самостоятельный Государственный комитет Российской Федерации по
  • поддержке и развитию малого предпринимательства).
  • Закон отграничивает полномочия антимонопольных органов от полномочий
  • иных органов государства, основываясь на принципе разделения властей.
  •  Так, Антимонопольный комитет и его территориальные управления вправе давать предпринимателям (хозяйст-
  • вующим субъектам), органам государственной власти и управления,
  • их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении
  • нарушений антимонопольного законодательства, о восстановлении первоначального
  • положения, расторжении или из-менении договоров, не соответствующих
  • законодательству, об отме-не либо изменении актов, принятых с нарушением
  • законодательства. В то же время антимонопольные органы не могут
  • принять решения о признании гражданско-правового договора или актов
  • органов власти и управления недействительными, взыскивать убытки,
  •  причиненные нарушением антимонопольного законодательства или недобросовестной
  • конкуренцией, поскольку в соответствии с зако-

!!91

  1.  нодательством такие решения полномочны принимать лишь судебные органы.
  2. Антимонопольные органы имеют в распоряжении такие средства воздействия,
  3.  как выдача Соответствующих предписаний предпринимателям, органам
  4. власти и управления, а при их невыполнении — наложение административных
  5. взысканий (предупреждений и штрафов). Процедура применения этих
  6. мер воздействия определена Правилами рассмотрения дел о нарушениях
  7. антимонопольного законодательства, утвержденными Антимонопольным
  8. комитетом Российской Федерации 2 июля 1991 года(*1).
  9. Предпринимателям, органам власти и управления, их должностным лицам
  10. Закон предоставляет право обжаловать предписания и решения антимонопольных
  11. органов о наложении штрафов в судебном порядке. Закон пряма не предусматривает
  12. возможность обжалования решения антимонопольных органов о включении

предприятия в-реестр предприятий-монополистов, т.е. решений,о признании

  • предприятия монополистом. Однако Гражданский кодекс РФ, а также
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривают возможность
  • предприятий и других организаций обращаться в арбитражный суд с
  • иском о признании недействительным полностью или частично решения
  • любого государственного органа власти и управления, каковыми и являются эти органы.
  • Судебные органы, рассматривая соответствующие заявления, осуществляют
  • контроль за деятельностью антимонопольных органов (как и других
  • органов государственной власти и управления и их должностных лиц)
  •  и вправе признать полностью или частично недействительным решение
  • или предписание антимонопольного органа, если оно не соответствует

законодательству. Рассмотрим это на примере.

  1. Так, Воронежское территориальное управление Антимонопольного комитета
  2. своим решением включило в местный (региональный) реестр предприятий-монополистов
  3.  АО лВтормет¬ как предприятие, занимающее доминирующее положение
  4. в области по сбору и сдаче в переработку металлолома. Решение обосновывалось
  5. тем, что объем указанных услуг (работ) этого предприятия на территории
  6. области, на местном товарном рынке составляет в году более 35%.
  7. Обоснование своих выводов о доминирующем положении АО лВтормет¬
  8. на местном товарном рынке антимонопольный орган арбитражному суду
  9. не представил. В то же время предприятие представило в судебном
  10. заседании доказательства того, что объем его производства (заготовки
  11. и сдачи металлолома) составляет менее 30% от объема заготовки лома
  12. в целом по области. Кроме того, до-
Читайте также:  Как начать работать юристом

(**1) Законодательство и экономика. — 1991. — ¦ 12. — С. 31.

!!92

  • минирующее положение предприятия определяется по отдельным видам
  • товаров. АО лВтормет¬ заготавливает (собирает) лом цветных и черных
  • металлов самых различных наименований. Территориальный антимонопольный
  • орган указал лишь общий объем заготовки всех видов металлолома.
  • Не было представлено антимонопольным органом доказательств злоупотребления
  • предприятием своим доминирующим положением, применения к нему мер
  • ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
  • При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал решение
  • антимонопольного органа о включении предприятия в региональный реестр
  • предприятий-монополистов недействительным.
  • В другом случае арбитражный суд признал недействительным решение
  • антимонопольного органа о включении в региональный реестр предприятий-монополистов кинотеатра
  • лПролетарий¬, Довод территориального антимонопольного органа основывался
  • лишь на том, что объем услуг этого кинотеатра составляет 40% от
  • объема услуг, оказываемых всеми кинотеатрами Центрального района
  • Воронежа. Арбитражный суд не согласился с мнением антимонопольного
  • органа об установлении территории товарного рынка в пределах административного района города.
  • В соотношении исполнительной и судебной власти при использовании
  • мер воздействия приоритет отдан судебной власти, что отражает коренные
  • изменения в разграничении властей, повышение значения юридических
  • гарантий прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, должностных
  • лиц предприятий, органов государственной власти и управления.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2750_chapter_21_3._ANTIMONOPOLNOE_REGULIROVANIE_PREDPRINIMATELSKOJJ_DEJATELNOSTI.html

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

  • План
  • Введение
  • 1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг
  • 2. Антимонопольное регулирование 
    предпринимательской деятельности
  • Заключение
  • Введение
  • Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иной антиконкурентной практики.

Антимонопольное законодательство запрещает достигнутые 
в любой форме соглашения или 
согласованные действия финансовых организаций между собой либо с органами власти и управления, если такие соглашения или согласованные 
действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке товарных услуг. В контексте Закона о конкуренции под соглашениями, ограничивающими конкуренцию, прежде всего, понимаются гражданско-правовые сделки. Как правило, соглашения, ограничивающие конкуренцию, оформляются договорами простого товарищества, дистрибьюторскими, агентскими соглашениями и так далее. Конкурентные Законы также запрещают согласованные действия.

Государственное регулирование 
предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг

Регистратор (иногда также 
реестродержатель) — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра 
владельцев именных ценных бумаг 
на основании договора с эмитентом.

Деятельность регистратора по ведению реестра является исключительной и осуществляется при наличии лицензии, которую выдаёт Федеральная служба по финансовым рынкам России.

Если число акционеров эмитента не превышает 50, ведение реестра владельцев именных ценных бумаг может осуществляться эмитентом самостоятельно.

Регистратор осуществляет сбор, хранение и передачу документов и информации о лицевых счетах зарегистрированных лиц. От имени регистратора и по договору с ним функции 
по приёму и передаче информации и 
документов, необходимых для исполнения операций в реестре, от зарегистрированных лиц регистратору и обратно может осуществлять уполномоченное регистратором юридическое лицо — трансфер-агент.

Регистраторы объединены в Профессиональную Ассоциацию Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД).

Регистраторами на рынке ценных бумаг обычно называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр.

Реестр владельцев ценных бумаг – это «…список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг».

Реестр нужен эмитенту в первую очередь для того, чтобы тот мог исполнить свои обязанности перед владельцами выпущенных им ценных бумаг. Кроме того, реестр может понадобиться руководству эмитента для того, чтобы контролировать состав владельцев, отслеживать попытка массовой скупки акций и иные недружественные действия.

Функции регистратора может 
выполнять само акционерное общество но, если число владельцев превышает 500, то оно должно передать ведение 
реестра сторонней организации, профессионально оказывающей услуги по ведению реестров.

В реальности регистрационная деятельность может быть затруднена в России. Например, крайне неудобно, когда для регистрации каждой сделки приходится ездить к регистратору, особенно если тот расположен далеко. Это очень замедляет исполнение сделок и сильно повышает стоимость регистрации. По всем этим причинам широкое распространение должен получить институт «номинального держателя».

Номинальный держатель – это лицо, на которое в реестре записано некоторое количество ценных бумаг, тогда как на самом деле он их собственником не является. Номинальный держатель сам ведёт учёт реальных собственников.

Если старый и новый собственники ценной бумаги открыли счета у номинального держателя, то при купле-продаже меняется состояние счетов у номинального держателя, но общее количество ценных бумаг, записанных на него, остаётся неизменным и состояние его счёта у регистратора остаётся неизменным. Смена собственника оформляется у номинального держателя.

В те моменты, когда эмитенту нежен полный реестр владельцев его бумаг, регистратор посылает запрос номинальному держателю и тот предоставляет ему полный список истинных собственников, чьи счета он ведёт.

Сейчас в России институт регистраторов развит достаточно сильно.

Ведением реестров акционеров занимаются как банки, для которых эта деятельность является вспомогательной и служит для оказания дополнительных услуг своим клиентам, так и специализированные регистраторы, для которых этот вид деятельности является основным.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.

  1. Под системой ведения 
    реестра владельцев ценных бумаг 
    понимается совокупность данных, зафиксированных 
    на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
  2. Система ведения реестра 
    владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных 
    законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.
  3. Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется.

Реестр владельцев ценных бумаг (далее — реестр) — это часть 
системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной 
стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра.

Держатель реестра владельцев ценных бумаг, предназначенных для 
квалифицированных инвесторов, вправе зачислять указанные ценные бумаги на лицевой счет владельца, только если он является квалифицированным инвестором в силу федерального закона либо не является квалифицированным инвестором, но приобрел указанные ценные бумаги в результате универсального правопреемства, конвертации, в том числе при реорганизации, распределения имущества ликвидируемого юридического лица и в иных случаях, установленных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Антимонопольное регулирование 
предпринимательской деятельности

В Российской Федерации 
антимонопольное законодательство, нашло свое выражение в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г.

Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Для проведения государственной 
политики по развитию товарных рынков и конкуренции создано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов 
или граждан.

К таким действиям относят изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованная передача финансовых средств, материалов, изделий, жилых домов, квартир и т. д.), включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок {выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

  • Запрещаются любые соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение, или органов власти и управления, или их и хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции, в том числе на установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах, раздел рынка по территориальному принципу,1 по объему продаж или покупок, по ассортименту товаров, кругу продавцов или покупателей, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
  • Органам власти и управления запрещается 
    принимать акты и (или) совершать 
    действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов или создают благоприятные или неблагоприятные условия, в том числе не допускается устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности в какой-либо сфере, устанавливать запреты на продажу товаров из одного региона в другой, давать указания о первоочередной поставке товаров или о приоритетном заключении договоров, необоснованно препятствовать созданию новых хозяйственных субъектов в какой-либо сфере деятельности, необоснованно предоставлять налоговые или иные льготы.

Источник: https://www.referat911.ru/Predprinimatelstvo/antimonopolnoe-regulirovanie-predprinimatelskoj-deyatelnosti/124272-2021376-place1.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *