Предписания государственных инспекторов труда

Предписания государственных инспекторов труда

Государственная трудовая инспекция (ГИТ) уполномочена проводить плановые и внеплановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и законодательства по охране труда.

Инспекторы ГИТ после проведения проверки знакомят работодателя с актом проверки, а в случае выявления в ходе проверки нарушений — с письменным предписанием об их устранении и постановлением о применении административного взыскания. Документы готовятся в двух экземплярах, и один из них с копиями приложений вручается должностному лицу под роспись.

Предписание — документ в тексте которого содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.

Однако работодатель может быть не согласен с актом, предписанием и постановлением. В этом случае у него есть право обжаловать документы, руководствуясь ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Предписания государственных инспекторов труда

Варианты обжалования, указанные в ст. 361 ТК РФ, правомерны.

  • При обжаловании через суд необходимо подать иск в районный суд по месту нахождения инспекции, предварительно уплатив госпошлину.
  • При обжаловании в порядке подчиненности жалоба подается на имя руководителя соответствующей инспекции либо на имя главного государственного инспектора труда.
  • Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно.
  • Предписание ГИТ можно обжаловать по следующим процедурным нарушениям:
  • • работодатель не был извещен об оформлении протокола;
  • • работодатель или уполномоченное лицо лишено права на объяснения;
  • • отсутствует приказ (распоряжение) от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели;
  • • приказ о проведении проверки оформлен с нарушениями: нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ;
  • • сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.
  • Предписание также обжалуется, если работодатель не согласен с выводами инспектора, с его толкованием правовых норм.

Сроки обжалования установлены ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой организация вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки.

При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня, следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (ч. 3 ст. 107 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Если работодатель не обжалует акт и предписание ГИТ, то он должен его исполнить в течении 30 дней.

Предписания государственных инспекторов труда

ГОТОВИМ ЖАЛОБУ НА ПРЕДПИСАНИЕ ГИТ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ

  1. Жалоба (пример 1) составляется в свободной форме с указанием следующих сведений:
  2. • полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба; 
  3. • информация о заявителе (наименование организации, адрес); 

• данные представителя работодателя (должность, Ф.И.О.);

  • • дата составления документа. 
  • В тексте самой жалобы указываются: 
  • • реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания); 
  • • обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, с подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты; 
  • • требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.

Предписания государственных инспекторов труда

Заявитель передает в ГИТ жалобу, составленную в 2-х экземплярах, с приложениями (при наличии). Обращение регистрируется, после чего один экземпляр жалобы возвращается работодателю с отметкой о принятии документов.

Текст искового заявления в суд будет идентичен жалобе (см. пример 1), только меняем реквизиты в шапке (пример 2). Если в судебном заседании участвует представитель работодателя, то указываются дополнительные реквизиты.

Как уже упоминалось выше, заявителю необходимо подавать иск в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа, предварительно уплатив пошлину (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Дело рассматривается в суде по правилам Кодекса арбитражного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).

Представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

Предписания государственных инспекторов труда Предписания государственных инспекторов труда

ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней.

Основная задача работодателя — показать в отчете, что требования ГИТ действительно выполнены. Поэтому важно приложить к отчету документы, подтверждающие исполнение каждого пункта предписания (пример 3).

Предписания государственных инспекторов труда Предписания государственных инспекторов труда

Свой отчет работодатель вправе направить почтой, по факсу, e-mail или курьерской доставкой. Такие варианты заранее согласовывайте с инспектором.

В случае, если в предписании много рекомендаций и работодатель не успевает выполнить к сроку один или несколько пунктов предписания, то важно правильно подготовить специальное ходатайство. В документе излагается суть просьбы (пример 4). Ходатайство необходимо подать не в последний день срока, а заблаговременно. 

Предписания государственных инспекторов труда Предписания государственных инспекторов труда

И. И. Наделяева, заместитель директора по управлению персоналом

Источник: https://www.profiz.ru/kr/9_2019/predpisanija_GIT_/

Обжалуем решение инспектора по труду — Все о кадрах

Предписания государственных инспекторов труда

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности.

Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения.

О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст.

 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д.

В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально.

Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда.

Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.

2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.

Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении.

Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

  • — административный штраф;
  • — дисквалификация руководителя;
  • — административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда.

То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст.

 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Читайте также:  Образец заявления об установлении факта родственных отношений

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст.

 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению.

Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 ).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.

3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п.

 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении.

Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности.

Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.

2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Источник: http://info-personal.ru/proverki/obzhaluem-reshenie-inspektora-po-trudu/

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда (действующая редакция)

  • Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

  1. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  2. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  3. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Читайте также:  Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Источник: https://www.zakonrf.info/tk/357/

Права и обязанности госинспекторов труда — Статьи газеты «Солидарность»

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018; № 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 2019

16. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ТРУДА (окончание)

Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)

  • При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее — НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:
  • — в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;
  • — запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • — изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;
  • — расследовать несчастные случаи на производстве;
  • — предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;
  • — направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;
  • — выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • — запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • — составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
  • — выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • — предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — как физлиц, так и юрлиц.

И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную).

А после ухода с должности — считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей — полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

  1. Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
  2. Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):
  3. а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда — об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;
  4. б) сообщения работника о нарушении его трудовых прав;
  5. в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  6. г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника — не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Ответственность

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ.

За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК — дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда — это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 — 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП — ст. 19.6.

1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ — ст. 15 “Возмещение убытков”, ст.

16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ — ст.

285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

Госинспекции труда используют разные формы взаимодействия с гражданами, общественными организациями и СМИ: международные конференции, пресс-конференции, круглые столы, лекции и семинары; распространение информации в СМИ (интервью, комментарии, соцреклама); официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда; листовки, брошюры; информация на билбордах, на стикерах в транспорте; действует “Онлайнинспекция.РФ”. На сайте Роструда каждый может сообщить о нарушении его трудовых прав и свобод.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-33.html

Образец ответа на предписание трудовой инспекции

ОТЧЕТ об исполнении предписания об устранении нарушений

____________________________________________________ рассмотрев (наименование образовательного учреждения / органа местного самоуправления)

К отчету об исполнении предписания об устранении нарушений прилагаются следующие заверенных копии документов, подтверждающие устранение нарушений: 1. ___________________________________ на __л. в __экз. 2. ___________________________________ на __л. в __экз. 3. ___________________________________ на __л. в __экз.

(перечень документов, подтверждающих устранение каждого нарушения, наложение дисциплинарных взысканий)

Читайте также:  В ук рф внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

_______________________ ____________ /______________/ должность руководителя (уполномоченного подпись Ф.И.О.

  • должностного лица)
  • а вообще ВТБ прав- бланки и образцы отчетов можно скачать на профильных сайтах

Как составить ответ на предписание государственной инспекции труда (образец прилагается)?

На любом предприятии, вне зависимости от его организационной формы, проходят проверки трудовой инспекции. По итогам работодатель получает на руки акт, а в некоторых случаях предписание.

Как грамотно оформить ответное письмо на предписание ГИТ, что для этого необходимо — обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Когда оно выставляется?

Итогом проведения плановых или внеплановых проверок является составление инспектором отчета – акта. Если при проведении инспектирования на предприятии были выявлены факты несоблюдения норм трудового законодательства – сотрудник ГИТ выписывает предписание, которое обязывает работодателя устранить выявленные нарушения, и в случае необходимости наказать виновных.

Данный документ может содержать в себе такие требования, как:

  • Устранить обнаруженные нарушения;
  • Восстановить права сотрудника;
  • Наложить дисциплинарное наказание или уволить лиц, виновных в правонарушении.

Читайте так же:  Где можно посмотреть список фальсификатов роспотребнадзора

На исполнение требований работодателю отводится конкретный срок (ст.22 ТК РФ). Несоблюдение срока может грозить административной ответственностью.

Это значит, что чем чаще работодатель получает постановление на устранение нарушений, тем чаще к нему будут приходить с проверкой.

Как на него ответить?

После того как работодатель выполнил требования инспектора, он обязан отчитаться об этом в ГИТ. Как правило, ответ на предписание инспекции труда оформляется в виде письменного отчета и передается по почте или лично в проверяющий орган.

Но, тогда возникает вопрос, зачем нужно это письмо о выполнении требований? А нужно оно, во-первых, для повышения эффективности взаимодействия между работодателем и контролирующим органом, а во-вторых, чтобы лишний раз не беспокоить работодателя проверками.

Готовим ответ на предписание ГИТ

Рассмотрим подробнее, как ответить на постановление ГИТ. Так как это официальный документ, он должен быть составлен в деловом стиле, без эмоционально-окрашенных и нецензурных выражений.

Ответ составляется на основе самого предписания. То есть там прописываются нормы, которые были нарушены, пометка о выполнении и конкретные действия, которые были предприняты.

Образец отчета об устранении выявленных нарушений

Для того чтобы грамотно составить письмо с отчетом, разберем образец написания. В отчете обязательно должны фигурировать следующие пункты:

  1. Реквизиты проверяющего органа, желательно с ФИО руководителя.
  2. Реквизиты организации, на которую было вынесено постановление.
  3. Номер и дата составления ответа.
  4. Название (отчет, ответ и т.д.).
  5. Номер и дата предписания, на которое дается ответ.
  6. Требования инспектора по итогам проверки.
  7. Меры, которые были предприняты для устранения замечаний.
  8. Дата, подпись, печать.

Письмо о выполнении требований

Письмо в ГИТ об устранении выявленных нарушений представляет собой не один документ, с перечислением мер по исправлению, а пакет документов, подтверждающих исполнение данных мер. К дополнительным документам можно отнести:

  1. Выписки из платежек сотрудников.
  2. Копии договоров, локальных актов, учредительных документов с добавлениями и исправлениями.
  3. Приказы, изданные по требованию инспектора.
  4. Другие документы, подтверждающие факт устранения нарушений.

Данное письмо должно быть составлено на фирменном бланке организации и заверено печатью.

Практика разрешения дел

За то, что работодатель не напишет ответ на требования инспектора, ответственность не предусмотрена. Однако это не значит, что ответ писать не нужно. Дело в том, что если инспекция не получит отчет, в организации будет проведена новая проверка, цель которой – отследить, насколько эффективно были устранены все нарушения.

Практика показывает, что при проведении повторной проверки инспекторы могут выявить недостатки, на которые не обратили внимание при первичном инспектировании. А если письмо с отчетом составлено правильно, повторная проверка организации не грозит.

Источник: https://xn--80aahbpndxjebedawh3a7n.xn--p1ai/obrazets-otveta-na-predpisanie-trudovoj-inspektsii/

Неисполнение предписания трудовой инспекции

  • В предписании перечисляются требования об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений положений трудового законодательства, а также устанавливаются сроки, в которые последние должны быть устранены.
  • реклама здесь 1
  • К означенному сроку работодатель обязан в письменном виде предоставить ответ на предписание трудовой инспекции по каждому из пунктов, перечисленных в последнем или же принятых им мерах, по устранению выявленных в ходе проведённой проверки нарушений.
  • Как правило, ответ на предписание трудовой инспекции представляет собой письмо с приложениями, в число которых в частности, могут входить:
  • копии соответствующих приказов изданных работодателем;
  • копии актов локального характера с внесёнными во исполнение предписания изменениями и дополнениями;
  • копии соответствующих платежных поручений;
  • копии ведомостей по оплате труда работников организации;
  • а также иные документы подтверждающие устранение нарушений.

Что касается административной ответственности, то в случае согласия с решением гострудинспектора, работодатель, привлеченный к ответственности, исполняет вынесенное решение и уплачивает назначенный ему административного характера штраф, в срок который не должен превышать тридцати дней, с момента вступления означенного постановления в законную силу

Обжалование предписания Гострудинспекции

В том случае, если работодатель не согласен с результатами проведённой проверки и с полученным по её результатам предписанием, то он вправе осуществить обжалование предписания трудовой инспекции как непосредственно в порядке подчиненности (т.е. у вышестоящих должностных лиц Гострудинспекции) или же в соответствующей судебной инстанции. Обжалование предписание может быть произведено течение десяти дней с момента его непосредственного получения работодателем.

Обжалование предписания трудовой инспекции в порядке подчинённости может производиться следующим образом:

  • действия и решения госинспектора труда обжалуются руководителю госинспекции в субъекте РФ;
  • действия и решения руководителя госинспекции в субъекте обжалуются Главному госинспектору труда РФ;
  • действия и решения Главного госинспектора труда РФ обжалуются только в судебном порядке.

Действующим законодательством не предусматривается наличие каких-либо ограничений по кругу лиц, обладающих правом на обжалование решений, которые были вынесены должностными лицами Гострудинспекции.

Как правило, решения Гострудинспекции обжалуются либо непосредственно работодателем, те или иные действия которого были признаны имеющими неправомерный характер, либо работником, чьё заявление, направленное в Гострудинспекцию было признано необоснованным.

Что такое предписание трудовой инспекции

По итогам плановой или внеплановой проверки, если обнаружены какие-либо несоответствия в соблюдении работодателем норм трудового права или органами власти норм о социальной поддержке безработных и занятости, инспектор Федеральной службы по труду и занятости (далее — Роструд), наряду с актом проверки, составляет такой документ, как предписание.

Содержанием предписания инспектора труда могут быть следующие требования (ст. 357 Трудового кодекса РФ, далее — ТК):

  • об устранении обнаруженных нарушений;
  • восстановлении прав сотрудника;
  • необходимости наложения санкций или снятия с должности лиц, совершивших противозаконные действия.

ВАЖНО! С 2018 года периодичность плановых проверок Роструда обуславливается присвоенным организации уровнем риска нарушения законодательства (постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

Источник: https://tforeanda.ru/neispolnenie-predpisaniya-trudovoj-inspektsii/

Административная ответственность за невыполнение предписания государственного инспектора труда и за нарушение трудового законодательства

За
НЕВЫПОЛНЕНИЕ
В СРОК

законного предписания (постановления,
представления) об устранении выявленных
нарушений в Кодексе Российской Федерации
об административных правонарушениях
(КоАП) (ст. 19.5) определены размеры штрафов,
которые могут налагаться на:

  • граждан — в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда;
  • должностных лиц — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

За
НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Российской Федерации о труде и об охране
труда предусмотрена административная
ответственность (ст. 5.27 КоАП) и влечет:

  • на должностных лиц — наложение штрафа от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
  • наложение штрафа от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или;
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • наложение штрафа от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда, или;
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Нарушение
    законодательства в сфере труда должностным
    лицом, ранее подвергнутым административному
    наказанию за  аналогичное административное
    правонарушение, влечет дисквалификацию
    на срок от 1 до 3 лет.
  • Административное
    наказание в виде дисквалификации
    назначается судьей.
  • Решения
    государственных инспекторов труда
    могут быть обжалованы:
  • соответствующему руководителю по подчиненности;
  • главному государственному инспектору труда Российской Федерации;
  • в судебном порядке.

Государственные
инспекторы труда несут ответственность
за противоправные действия или
бездействия.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

  1. Государственный
    надзор за соблюдением правил по
    безопасному ведению работ в отдельных
    отраслях промышленности осуществляется
    федеральным органом исполнительной
    власти, осуществляющим функции по
    контролю и надзору в сфере промышленной
    безопасности (Ростехнадзор).
  2. Ростехнадзор
    имеет право:
  3. следить
    за соблюдением государственных
    нормативных требований охраны труда
    на объектах:
  • угольной,
  • горнорудной,
  • горнохимической,
  • нерудной,
  • нефтедобывающей и газодобывающей;
  • химической,
  • металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности,
  • в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также
  • при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений,
  • котельных установок и сосудов, работающих под давлением,
  • трубопроводов для пара и горячей воды,
  • объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа,
  • при ведении взрывных работ в промышленности.

Государственный энергетический надзор

Государственный
надзор за проведением мероприятий,
обеспечивающих безопасное обслуживание
электрических и теплоиспользующих
установок, осуществляется федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере безопасности электрических
и тепловых установок и сетей (ст.367 ТК
РФ).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/5645241/page:56/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *