Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

С 1 марта 2019 г. порядок заполнения путевых листов претерпел ряд изменений. Но некоторые организации игнорируют новые правила заполнения путевых листов и продолжают оформлять их по-старому. За это налоговые органы могут исключить расходы компании на ГСМ, доначислить налог на прибыль и отказать в вычете НДС.

Сроки оформления путевых листов

С 1 марта 2019 г. Минтранс РФ внес поправки (приказ от 21.12.2018 № 467), согласно которым путевой лист уже нельзя выписывать больше, чем на месяц. Их теперь нужно делать перед каждым рейсом, если он продлится дольше рабочего дня или смены.

Однако все еще разрешается оформлять один путевой лист, если в рамках одной рабочей смены водитель успевает выполнить несколько рейсов.

Оформлять путевые листы продолжительностью более одного дня можно только тогда, когда водителя отправляют в многодневный рейс.

Такой рейс может продлиться даже дольше месяца.

Как было: ранее путевые листы разрешали оформлять на любой срок в рамках месяца. Хотя и раньше Минтранс РФ рекомендовал выписывать их на каждый рейс.

Отметки о медосмотре

В путевой лист обязательно вносятся данные о предрейсовом и послерейсовом медицинских осмотрах водителя. Врач фиксирует дату и время его проведения, а также свои фамилию и инициалы. Каждая такая отметка заверяется подписью врача. Согласно новым правилам дополнять вышеперечисленное еще и специальной печатью больше не нужно.

Однако этого требует Порядок проведения медосмотров (от 15.12.2014 № 835н), утвержденный Минздравом, поэтому безопаснее будет все же ее ставить.

Как было: помимо требования заверять данные о медосмотре не только подписью, но и штампом, врач должен был вписывать свои имя и отчество полностью.

Сокращение до инициалов не было разрешено.

Показания одометра

Теперь километры пробега нельзя визировать только штампом уполномоченного работника. С 1 марта допускается только один вариант — подпись сотрудника с фамилией и инициалами. В перечне обязательных реквизитов теперь нет и показаний одометра по окончании рейса.

Однако в Порядке заполнения (от 18.09.2008 № 152) все еще есть оговорка о том, что показания снимаются дважды. Поэтому будет надежнее фиксировать и показания одометра по возвращении машины на парковку.

Как было: допускали два способа заверить показания одометра: штамп или подпись сотрудника. Теперь подпись стала обязательна.

Также одними из обязательных реквизитов были наряду с показаниями одометра на момент выезда машины со стоянки, были и показания к моменту возвращения. Хотя сейчас они уже не относятся к обязательным реквизитам, но их по-прежнему стоит вносить.

Ответственность за нарушения

При выявлении несоответствий в путевых листках организация рискует столкнуться с санкциями не только со стороны налоговой инспекции, ведь правильность их оформления в настоящее время контролируется сразу несколькими ведомствами. В таблице 1 представлены размеры штрафов за разного рода нарушения:

Таблица 1. Штрафы за недочеты в путевых листах

В чем недочет Кто вправе оштрафовать Размер штрафа
на компанию на гендиректора на водителя
Нет отметки о предрейсовом или послерейсовом медосмотре Роструд (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) От 110 000 до 130 000 руб. От 15 000 до 25 000 руб.
ГИБДД (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ) 30 000 руб. 5000 руб. 3000 руб.*
Росздравнадзор (ст. 11.32 КоАП РФ) От 30 000 до 50 000 руб. От 2000 до 3000 руб. От 1000 до 1500 руб.
Ространснадзор (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ) 30 000 руб. 5000 руб. 3000 руб.*
Нет отметки о контроле технического состояния автомобиля ГИБДД (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ) 30 000 руб. 5000 руб. 3000 руб.*
Ространснадзор (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ) 30 000 руб. 5000 руб. 3000 руб.*
Путевой лист не подтверждает факт использования автомобиля Налоговая инспекция (п. 1 ст. 122 НК РФ) 20% от доначисленной суммы налога на прибыль

 

Как упростить ведение путевых листов

Для упрощения процесса создания и ведения путевых листов есть специальные программы. Они позволяют использовать готовые формы путевых листов, которые будут сами обновляться, учитывая изменения законодательства.

Также эти системы интегрируются с программой «1С», в которой непосредственно ведется учет, поэтому не понадобится переносить данные вручную. Среди таких решений «Респект: учет путевых листов и ГСМ» и «Победасофт».

Кроме того автоматизация учета путевых листов предусмотрена в «коробочных» решениях «1С:Управление автотранспортом 8» версий Стандарт и ПРОФ, а также в отраслевой конфигурации «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия 8».

Что проверить еще

Даже составив путевой лист, опираясь на вышеперечисленные изменения в реквизитах документа, не стоит исключать риска, что инспекторы могут найти серьезные недочеты и попросту признать его недействительным. Обезопасить себя можно, проверив другие ключевые реквизиты, которые, как правило, проверяются налоговиками очень тщательно.

К таким реквизитам относятся маршруты поездок.

Для налоговой путевой лист является документом, подтверждающим, что машина используется именно в служебных целях. Поэтому, хотя сведения о пунктах назначения и не входят в перечень обязательных реквизитов, налоговики настаивают на том, что в путевом листе нужно фиксировать подробный маршрут поездки.

Важно указывать конкретные пункты назначения и быть готовым пояснять цели поездки в случае необходимости.

Обязательно нужно обратить внимание и на даты в путевом листе, поскольку с текущими поправками путевой лист выписывается на каждую отдельную смену. Для организации надежнее будет фиксировать не только дату составления, но также и срок действия. Это особенно важно, когда речь идет о многодневных рейсах или круглосуточной работе сотрудника. Также не стоит забывать сверять эти даты с другими первичными документами. Например, с накладными и датами отгрузки в них. Если инспекторами будет выявлено несоответствие, то это может привести к более детальной проверке.

Также стоит принять во внимание данные о покупке и расходе топлива. По мнению налоговиков, эти данные являются прямым основанием для подтверждения расходов на ГСМ.

Поэтому важно проверить, чтобы были указаны остатки на начало и конец смены, количество купленного и израсходованного в течение дня топлива. Еще более наглядным расчет сделает указание пробега автомобиля за день.

А данные о движении топлива стоит подкреплять чеками АЗС.

С 2017 г. отметка о техосмотре тоже стала одним из обязательных реквизитов. Она проставляется перед началом каждого рейса. Ее должен вносить специально уполномоченный сотрудник либо сторонняя организации, имеющая соответствующую специализацию. Без данной отметки водитель не имеет права отправляться в рейс.

Поскольку путевой лист является первичным документом, без подписи он недействителен. Но кто именно должен визировать путевой лист? На текущий момент нет однозначного ответа на этот вопрос, однако судебная практика показывает, что наиболее безопасно заверять путевые листы подписями водителя и бухгалтера.

Маршрут путевого листа

В путевом листе в обязательном порядке необходимо отражать маршрут передвижения транспортного средства. Это нужно для того, чтобы подтвердить расход ГСМ, который затем можно будет списать при исчислении налога на прибыль.

Для чего маршрут в путевом листе

В Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 содержится перечень обязательных реквизитов путевого листа, в который не включается маршрут следования автомобиля. Однако его необходимо вносить в документ с той целью, чтобы подтвердить затраты на содержание транспортного средства и налоговые органы приняли их к учету.

Кроме того, судебные органы также согласны с позицией ФНС, а потому считают внесение маршрута в путевой лист обязательным действием.

Где указать маршрут в путевом листе

Для каждого транспортного средства необходимо оформлять свой путевой лист, шаблоны которого закреплены в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78.

Эти бланки являются унифицированными формами, обязательными к применению только автотранспортными предприятиями.

Остальные хозяйствующие субъекты могут разработать собственную форму путевого листа с включением в него обязательных реквизитов, в том числе и маршрута передвижения транспортного средства.

Маршрут указывается на оборотной стороне путевого листа (если используется унифицированная форма) либо в специально отведенных для этого графах (если используется собственная форма). Образец заполнения маршрута путевого листа можно посмотреть ниже

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрутКак заполнить маршрут в путевом листе

При заполнении маршрута в путевом листе необходимо ориентироваться на такие важные моменты:

  1. при указании начальной и конечной точки каждого отрезка маршрута необходимо отражать информацию максимально подробно. Об этом свидетельствует Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 г. № А33-10451/2009;
  2. в маршруте следует указывать не только точный адрес, но и наименование клиента (заказчика, контрагента) или же название мероприятия и т.п. Данные сведения можно проставлять в скобках после основной информации.

Пример:
Место отправления  — г. Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 44 (АО «Завод «Энергия»), место назначения — г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 6 (ООО «Альфа»);

  1. если транспортное средство используется в пределах одного населенного пункта, необходимо указывать каждый адрес, куда ездил водитель. Кроме того, необходимо прописывать время выбытия и прибытия по конкретному адресу, а также километраж по отрезкам и всему маршруту в целом;
  2. нельзя писать при заполнении маршрута путевого листа какие-либо общие фразы, например, «поездка по городу» или «по заданию руководителя». Такие записи не являются подтверждением деловой цели поездок, а потому при их наличии налоговые органы могут не признать затраты на ГСМ;

Оформление путевых листов: топ-10 вопросов

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.

2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ.

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.

2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован.

В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п.

 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.

1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами.

При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.

2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Читайте также:  Принят закон о групповых исках

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства.

Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.

2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.

2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий.

Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г.

№ АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант.

Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.

2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст.

9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Путевые листы 2020: шаблоны, формы, примеры и пояснения

Подробный обзор правил заполнения путевых листов, в том числе с учетом изменений, которые вступают в силу 1 марта 2019 года.

Главные изменения в правилах заполнения путевых листов

В конце 2018 года Минтранс РФ опубликовал Приказ от 21.12.2018 № 467 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152».

В соответствии с этим документом, с 1 марта 2019 года вступают в силу следующие поправки: ◼ Если ранее путевой лист оформлялся «на один день или срок, не превышающий один месяц», то теперь действуют такие правила:- до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня); — до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.Тем самым, если рейсы совершаются в течение 1 дня, то путевой лист можно, как и раньше, выписывать на несколько рейсов. Но если их длительность превышает рабочий день, то каждый рейс оформляется отдельно. Один путевой лист может быть выписан на более длительный срок только при условии , что ТС не возвращается в течение указанного в документе времени на парковку (стоянку) своего работодателя. При этом в приказе больше нет ограничения в виде одного месяца. ◼ Штамп теперь не требуется проставлять:- при внесении сведений о предрейсовом и послерейсовом медосмотре;- при внесении показаний одометра.В данных случаях достаточно подписи уполномоченных лиц с указанием ФИО.◼ При заполнении сведений о техническом состоянии транспорта можно указывать данные как о предрейсовом, так и о предсменном техническом контроле.◼ При оформлении на одно ТС нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя:

— дата, время и показания одометра при выезде ТС с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки;

— дата, время и показания одометра при заезде ТС на парковку – в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.

Обратите внимание, что теперь формулировка «постоянная стоянка» заменена на слово «парковка». Данные изменения внесены под влиянием поправок в N196 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со Статьей 20 этого закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать по возвращении из рейса и окончании смены водителя стоянку ТС на парковках (в границах городов).

Оригинал Приказа от 21.12.2018 № 467:

Путевые листы собственной разработки

Приказ 152 Минтранса РФ с последними изменениями в 2020 году — дата

В предприятиях, имеющих транспортные средства, с целью правильного их использования применяется путевой лист.

Приказ Минтранса № 152 регламентирует реквизиты, которые должны иметься на бланке этого документа.
В 2020 году путевые листы должны быть оформлены согласно последним изменениям, внесенным в приказ.

Датой приказа 152 Минтранса РФ с последними изменениями является 15 декабря 2020 года.

Основные моменты

Путевые листы имеют различный вид в зависимости от того на какой вид транспорта они оформляются — легковые автомобили, грузовики, общественный пассажирский транспорт.   

В них указываются:

  • наименование документа;
  • уникальный номер;
  • период действия;
  • данные собственника машины;
  • данные используемой машины;
  • сведения о шофере автотранспорта.

Когда владелец – юридическое лицо, то сообщаются наименование организации, адрес регистрации, контактные данные.

В сведения о транспортных средствах включают — модель типа, наличие прицепа и его модель, регистрационный номер, количество пробега в километрах за поездку, дату поездки.

Кроме обязательных реквизитов, перечисленных в приказе № 152, могут быть включены дополнительные.

Это может быть, например, перевозка различных грузов или людей, являющихся пассажирами.

Заполнение бланка путевого листа:

Показатели Описание
Документ необходимо оформлять на каждый автотранспорт юридического лица или владельца ИП который совершает поездку с целью перевозки автомобильным или другим наземным транспортом
Заполнение происходит на текущий день возможно заполнение на несколько дней, но не более, чем на один месяц
Если водителей несколько заполняется на каждого свой документ
В наименовании должен быть указан тип автотранспорта
До внесения последних изменений в заголовке должна быть проставлена печать предприятия или частного предпринимателя сейчас это возможно, но обязательным не является
Дата и время при выезде со стоянки и при возвращении после поездки
Данные со шкалы одометра – устройства показывающего пробег машины на основе количества оборотов колес. Дату, время и показание этого прибора ставит уполномоченный с указанием ФИО и печатью. Когда индивидуальный предприниматель и водитель – одно лицо, данные вписывает он сам
При оформлении на одну машину нескольких листов на соответствующее количество водителей дату, время и данные со шкалы одометра отмечают в путевом листе первого водителя а соответствующие данные при возвращении – последнего
Сведения о предрейсовом медицинском осмотре шофера машины перед началом поездки данные вносит медицинский сотрудник, осуществляющий осмотр. Его подпись с расшифровкой ФИО заверяется печатью

Проведение медицинского осмотра регистрируется в журнале, наличие которого является обязательным.

Предрейсовый осмотр следует проводить непосредственно перед началом смены, чтобы обнаружить наличие факторов или нюансов состояния здоровья водителя, которые могут помешать управлять транспортным средством.

Медицинские осмотры проводятся  в качестве профилактики аварий на дорогах. Организуют их и финансируют работодатели. Осуществляются штатными работниками организации.

  • При их отсутствии привлекаются сторонние медицинские организации, имеющие лицензию на этот род деятельности.
  • Результаты проведения осмотров регистрируются в специальном журнале.
  • Изменения в приказе 152 Минтранса предписывают увеличение количества требуемых процедур для признания водителя годным для исполнения своих обязанностей.
  • Проведение медицинского осмотра:
Показатели Описание
Вопросы водителю о его самочувствии и анализ его субъективных жалоб
Внешний осмотр включает осмотр кожного покрова, слизистой оболочки глаз, полости рта, реакцию зрачков
Измерение давления при отметке в медицинской карте водителя о наличии у него гипертонии должны быть указаны пределы, которые для него считаются нормальными, и при каком давлении он может быть допущен к работе
Измерение пульса
Измерение температуры
Определение признаков нетрезвого состояния подозрения на опьянение уточняются с помощью алкотестера для предрейсовых осмотров
Выявление наличия психотропных средств подозрения на наличие наркотиков подтверждаются анализами крови и мочи

Заключение на основании медицинского осмотра свидетельствуют о том, может ли водитель исполнять свои обязанности.

Если выявлены обстоятельства, согласно которым водитель не может быть допущен к вождению, то об этом информируют работодателя. Результаты осмотра фиксируют в путевом листе.

Предрейсовые осмотры проводятся для всех водителей, кроме тех, кто управляет машинами экстренных служб. Они обязаны проходить медосмотры только перед началом смены.

Приказ устанавливает требования к кабинету, в котором происходит осмотр:

Показатели Описание
Площадь кабинета должна быть не менее 12 м2
Должны иметься
  • чемоданчик с инструментами в случае необходимости оказания срочной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • пара стульев;
  • шкаф для одежды;
  • стол с лампой;
  • алкотестер;
  • тесты на наркотики;
  • термометр;
  • тонометр;
  • тумбочка для хранения медикаментов и приборов
Кабинет должен обеспечиваться системами
  • отопления;
  • водоснабжения, электричеством, достаточным освещением

При отсутствии такого помещения водителей отправляют в медучреждения, в том числе частные, имеющие соответствующую лицензию.

Проводить осмотр могут медработники, прошедшие курс обучения и имеющие сертификат об этом.

За отсутствие предрейсовых осмотров или нарушение правил его проведения налагаются штрафы.

  1. Сотрудник ГИБДД обладает правом остановить автотранспорт для проверки документов.
  2. Оформленные листы регистрируются в журнале, предназначенном для этого, и сохраняются минимум 5 лет.
  3. В указанном документе должны присутствовать данные:
Показатели Описание
ОГРН для юридических лиц
ОГРНИП для владельцев ИП

ОГРН – основной государственный регистрационный номер, являющийся уникальным. Он вносится в госреестр, поэтому по нему можно получить сведения об организации.

Его присваивает налоговая инспекция при постановке транспорта на учет.

ОГРНИП– основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя. Его получает физическое лицо во время регистрации в качестве владельца ИП.

Кто должен знать

Правила, по которым осуществляется заполнение путевого листа в зависимости от формы предприятия, должен знать диспетчер, уполномоченное лицо фирмы или индивидуальный предприниматель.

Читайте также:  Комментарий 15598 к статье: какова ответственность согласно ук рф за дачу взятки?

Сведения о медицинском предрейсовом осмотре вносятся медицинским сотрудником, осуществляющим его.

Оформление путевого листа осуществляется на каждый автотранспорт, который применяется его владельцем для поездок с целью перевозки грузов или людей с багажом автомобилями, грузовиками, наземным транспортом в виде автобусов, трамваев, троллейбусов.

Перевозки могут осуществляться в пределах города, пригородах и междугородних сообщениях.

Где найти

Согласно п.17 Приказа организации и ИП, получающие доход оказанием услуг с помощью транспорта, обязаны отмечать путевые листы в книжке, называемой журнал или реестр регистрации.

Журнал зарегистрированного контроля результатов, осуществляемого перед началом рейса, содержит:

  • марку, модель и модификацию автотранспортного средства;
  • номер машины;
  • ФИО водителя и контролера;
  • дату и время контроля;
  • показания на одометре;
  • подписи шофера и контролера.

При окончании мест для записей в журнал регистрации его помещают в архив. Там он должен храниться сроком 5 лет. Ограничения по более длительному хранению не существует.

Приказ 152 Минтранса РФ

Приказ устанавливает правила, согласно которым должно происходить оформление путевых листов.

После того, как были внесены изменения и дополнения, приказ в настоящее время действителен в редакции от 15 декабря 2020 года.

Путевой лист является документом, имеющим свой уникальный номер. Для правильного оформления выпущен другой бланк листа.

Предприятие имеет право разработки своего варианта оформления, но в нем должны присутствовать места для реквизитов, являющихся обязательными.

При наличии этих документов происходит контроль движения автотранспорта. Это исключает злоупотребления при поездках в случае отклонений от заданного маршрута для своих целей.

На основе данных, указанных в документе, рассчитывается заработная плата, фиксируется расход горюче-смазочных материалов, амортизационные начисления.

При остановке инспектором ГИБДД предъявление путевого листа подтвердит обоснования совершаемой поездки, законность перевозки, исправность используемого автотранспорта, способность водителя к управлению.

Что в себе содержит

Оформляется путевой лист диспетчером или специальным уполномоченным лицом.

Данные о медицинском осмотре водителя перед совершаемым рейсом вносятся медперсоналом, проводящим осмотр. Водители вносят сведения о показаниях приборов.

Применение различающихся между собой форм бланков находится в зависимости от вида автотранспорта:

  1. Автомобили.
  2. Грузовики.
  3. Спецтранспорт.
  4. Такси – легковые автомобили.
  5. Такси – грузовики.
  6. Автобусы.

Разные виды форм отличны друг от друга отмечаемыми сведениями и их заполнением:

Показатели Описание
Форма № 3 для легковых автомобилей.
Правила заполнения по этой форме указаны в письме Росстата за номером ИУ-09-22/257
Форма № 3-спец. для особых видов транспортных машин — бетономешалок, перевозки мусора, цистерн для перевозки жидкостей.
Форма № 3-спец. предназначена для компаний, занимающихся перевозкой специальных грузов.
Форма № 4 для легковых такси.
Бланк содержит сведения о показаниях таксометра. После окончания смены сдается диспетчеру
Форма № 4-с для грузовой машины, зарплата водителя которой начисляется сдельно
Форма № 4-п для грузовика, шофер которого получает оплату повременно.
В бланке указываются номера накладных
Форма № 6 для автобусов.
Бланк этого вида применяется для автобусных рейсов на маршрутах внутри города
Форма № ЭСМ-2 для строительных технических машин.
Бланки должны использовать предприятия, имеющие в своем распоряжении такую технику, как тракторы, автокраны, бульдозеры, автокраны и другую подобную технику
Форма № 6-спец. документ, не предназначенный для машин, являющихся общественным транспортом.
Примером может служить заказ автобуса компанией

Какие произошли изменения

Согласно изменениям в законодательстве простановка вверху документа печати или штампа теперь не является обязательным.

В правилах появился пункт, гласящий, что в заполненном листе должны находиться данные о техническом состоянии транспорта перед началом поездки.

  • Контроль называет предрейсовым и осуществляется механиком, имеющим право на этот вид работ.
  • Должны иметься дата и время контроля, подпись контролера с расшифровкой.
  • В связи с появлением новых типов и модификаций машин механик-контролер должен периодически посещать курсы для подтверждения своей квалификации.

В правилах добавлены сведения об обязательном наличии реквизитов – ОГРН и ОГРНИП.

С 2020 года будет возможность проводить осмотр перед началом рейса дистанционно.

Пример заполнения путевого листа

  1. Путевые документы в 2020 году заполняют, учитывая изменения, являющиеся дополнением к приказу Минтранса.
  2. Пример правильно заполненного путевого листа для автомобиля:
  3. Обратная сторона:

В 2020 году при заполнении следует учитывать нововведения.

  • При использовании самостоятельно разработанных бланков необходимо следить, чтобы в нем имелись графы для реквизитов, являющихся обязательными.
  • Бланк имеет две стороны, заполняемые согласно правилам.
  • На основной стороне отмечаются:
  1. Наименование.
  2. Серия и уникальный номер.
  3. Наименование предприятия или название ИП.
  4. Коды ОКПО и ОКУД.
  5. Марка автотранспорта, его номер.
  6. Данные о шофере, номер его водительского удостоверения.
  7. ФИО механика, проводящего предрейсовый осмотр.
  8. ФИО диспетчера.
  9. Марка используемого горючего и его расход.
  10. Время ожидания.
  11. Время начала поездки и возвращения.
  12. Задание водителю, где указан адрес назначения.
  13. Должны иметься подписи уполномоченных лиц.

Оборотная часть бланка оформлена в виде таблицы.

В ней указываются:

  1. Код заказчика.
  2. Место отправления и возвращения.
  3. Время начала поездки и возвращения.
  4. Количество километров.
  5. Подпись шофера.

От корректно заполненного дорожного документа зависит зарплата шофера.

Лист оформляется на одни сутки, а в случае длительной командировки – на 30 дней. В случае затяжного характера поездки в другие региона допускается продление срока действия.

Штраф за отсутствие составляет минимум 500 рублей. Кроме этого дорожного документа водитель должен иметь с собой права, разрешение на грузоперевозки, транспортную накладную.

  1. Стандартный образец путевого листа содержит графы и поля, являющиеся обязательными для заполнения.
  2. Кроме них на основании приказа руководителя предприятия могут быть введены дополнительные сведения, являющиеся важными для конкретной организации или предпринимателя.
  3. Видео: новые вопросы в билета ПДД

Важные нюансы

Если при проверке во время поездки инспектором ГИБДД документов путевого листа не окажется, то согласно ст.12.13 КоАП начисляется штраф.

  • С 2020 года вводится дистанционный предрейсовый осмотр водителей.
  • В отличие от прежних предписаний, по которым контроль технического состояния транспорта проводится и после возвращения, теперь предрейсовый контроль осуществляется только до выезда.
  • Для корректного заполнения следует выполнять правила, указанные в приказе № 152 Минтранса РФ, включая последние изменения.
  • Наличие путевого листа и его правильное заполнение регулируют отношения организации и контролирующих органов.
  • Документ фиксирует расход горюче-смазанных материалов и амортизацию автотранспорта.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Обязательные реквизиты в путевом листе

Главная › Все статьи › Обязательные реквизиты в путевом листе

Если вы используете в работе своей компании транспортные средства (легковые автомобили, грузовики, автобусы), то обязаны заполнять путевые листы.

Причем неважно, занимаетесь ли вы коммерческими перевозками или используете машины для собственных нужд. Закон в этом смысле для всех един.

Подробнее о том, что такое путевой лист, можно прочитать в статье «Что такое путевой лист, для чего он нужен и кто обязан вести путевые листы?»

Можно ли самостоятельно разработать форму путевого листа

Существуют специальные бланки для путевых листов, отпечатанные типографским способом. Многие пользуются ими: они удобны для заполнения, их форма не вызывает вопросов у сотрудников ГИБДД. Но закон позволяет предприятиям разрабатывать форму путевых листов самостоятельно. При этом нужно: — включить туда все обязательные реквизиты,

— зафиксировать новый бланк в учетной политике компании.

Какие реквизиты путевого листа являются обязательными

Обязательные реквизиты путевого листа утверждены Приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152.  Итак, какие пункты туда входят?

1. Наименование и номер путевого листа

Если вы используете типографские бланки, то там в шапке документа уже стоит: «Путевой лист автобуса», «Путевой лист легкового автомобиля» и т.д.

Если у вас своя форма путевого листа, впишите наименование сами. Каждый путевой лист должен иметь хронологический номер.

При этом система нумерации может быть любой (в том числе с латинским алфавитом, индексами и т.д.), это определяет сама компания.

2. Срок действия путевого листа

Это дата (число, месяц и год), в течение которой путевой лист может быть использован. Обратите внимание! С 1 марта 2019 года путевой лист оформляется на один рейс или смену (в течение которой может быть несколько рейсов). Выписывать путевой лист на месяц, как раньше, теперь нельзя.

3. Сведения о собственнике

Что здесь писать? Это зависит от того, кто владелец транспортного средства – юридическое лицо (организация) или ИП.

Если юридическое лицо, то указываем: — название организации, — ее организационно-правовую форму, — местонахождение (подробный адрес), — номер телефона, — ОГРН (основной государственный регистрационный номер юридического лица).

Если индивидуальный предприниматель, то пишем: — ФИО (полностью), — почтовый адрес, — номер телефона,

— ОГРН (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя).

Заполняйте эту графу внимательно! Если из-за ошибок или неполных сведений (например, не указали ОГРН) проверяющие органы не смогут идентифицировать организацию, то документ могут не признать. И, соответственно, не учесть расходы на ГСМ.

4. Сведения о транспортном средстве

Подробно описываем само транспортное средство.

* Тип транспортного средства и его модель То есть пишем, что это: легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус. Тут же указываем марку и модель, например: Skoda Octavia. Если у нас грузовой автомобиль с прицепом, прописываем модель прицепа.

* Государственный регистрационный знак Он же – «Государственный номерной знак». Пишем здесь номер автомобиля/автобуса. Если есть прицеп, не забываем и про него (тоже обозначаем его номер).

* Показания одометра Одометр обычно помещают в одном корпусе со спидометром. Поэтому в некоторых унифицированных бланках (например, для автобусов) пройденный километраж заносится в графу «Показания спидометра».

Проверьте, чтобы данные по участкам маршрута за смену совпадали с общим пробегом.

* Время выезда транспортного средства с места парковки и его заезда на парковку

Дату указываем подробно, то есть: число, месяц, год. То же касается времени: часы, минуты.

* Предрейсовый контроль технического состояния ТС Такой контроль должен осуществлять специальный сотрудник – контролер технического состояния автотранспортных средств (подробнее о должности контролера здесь). Он ставит отметку об исправности/неисправности ТС, дату осмотра: число, месяц, год и время (часы, минуты) и заверяет данные своей подписью, с указанием фамилии и инициалов.

5. Сведения о водителе в путевом листе

* ФИО Не инициалы, а именно ФИО полностью, причем без ошибок и опечаток. Если инспекторы решат, что такого человека нет в штате компании, то могут счесть, что поездка не связана с производственной деятельностью. И, соответственно, снимут расходы.

  • * Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр
  • В унифицированных бланках есть место для штампа медицинского работника, но с 1 марта 2019 года такой штамп не нужны. А нужно вот это (касается как предрейсового, так и послерейсового осмотров): — дата и время осмотра, — результат (допущен ли водитель к вождению ТС), — должность медработника, — подпись и расшифровка (инициалы)
  • Будьте внимательны: только отметки об осмотре недостаточно. Если не будут указаны, например, дата и время осмотра или данные медработника, компанию и должностных лиц могут оштрафовать, подробнее о медосмотрах в статье «Просто о сложностях предрейсового и послерейсового медосмотра»
  • Вообще, это важно для любой графы: оформляя путевой лист, заполняйте все реквизиты тщательно.
  • А очень подробные пояснения по заполнению можно посмотреть, к примеру, в этой статье «Подробный пример с пояснениями, как заполняется путевой лист легкового автомобиля».

Путевые листы в грузовых автоперевозках

Путевой лист не так давно был основным документом в грузоперевозках. Время идет, потребность в путевых листах утратила свою актуальность, однако, проверяющие органы требуют его оформления и предъявления инспекторам ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), несмотря на то, что основная выполняемая путевым листом — учетная, а не контрольно-ревизионная. Ответственность за отсутствие у водителя путевого листа (в совокупности с вытекающими из этого факта нарушениями) достигает нескольких десятков тысяч рублей, поэтому рекомендую перевозчикам ознакомиться с этой статьей очень внимательно.

Зачем нужны путевые листы

Согласно пп. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.

Читайте также:  Образец отказа от покупки доли

2007 года № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (УАТиГНЭТ) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Осуществление перевозок грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено (ст. 6 УАТиГНЭТ).

Прием груза к перевозке осуществляется после предъявления водителем путевого листа и документа, удостоверяющего личность (ч. 1 ст. 10 УАТиГНЭТ). Время прибытия транспортного средство удостоверяется отметкой в путевом листе (ч. 2 ст.

11 УАТиГНЭТ), однако, действующая судебная практика позволяет перевозчикам приводить в подтверждение своих доводов о дате и времени прибытия транспортного средства под погрузку и другие доказательства — акты, показания систем GPS/ГЛОНАСС слежения и прочее.

В любом случае, грузоотправители и грузополучатели обязаны отмечать в путевом листе время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч. 5 ст. 11 УАТиГНЭТ).

Отметки в путевых листах служат основанием для взыскания с грузополучателя штрафов за задержку (простой) транспортных средств (ч. 6 ст. 35 УАТиГНЭТ). Ответственность перевозчика также может удостоверяться отметками в путевых листах (ч. 1 ст. 38 УАТиГНЭТ). Такие отметки осуществляют уполномоченные на то лица.

Форма и содержание путевого листа

На момент написания настоящего материала не существует унифицированной формы путевого листа. Заполнение путевых листов регулируется Приказом Минтранса России от 18.09.

2008 года № 152 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов” (Обязательные реквизиты).

Этот приказ регламентирует сведения, которые должны содержаться в путевом листе, порядок выдачи, учета и хранения путевых листов, предельный срок, на который организация выдает путевые листы и прочее.

В путевом листе делаются отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя(ей), а также отметки о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Проставление на путевом листе заведомо подложного штампа о прохождении медицинского осмотра либо отметки о прохождении предрейсового контроля технического состояния автомобиля может повлечь уголовную ответственность по ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ.

Срок действия путевого листа автомобиля

До 1 марта 2019 года путевые листы можно было выдавать на срок, не превышающий 1 месяца (п. 10 Обязательных реквизитов). Пунктом 3 Приказа Минтранса от 21 декабря 2018 г.

№ 467 в Обязательные реквизиты было внесено изменение и теперь он сформулирован так: “Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов”.

Написано слишком сложно — примененная юридическая формулировка слишком громоздкая и неудобочитаемая. Воспринимать ее затруднительно, хотя законы в идеале должны быть удобными для восприятия теми, для кого они пишутся. Более того, я не видел, чтобы в профильных изданиях кто-то разъяснял эти изменения, ведь оно довольно сильно меняют весь процесс подготовки перевозчика к выполнению перевозок.

Новой редакцией пункта 10 Обязательных реквизитов перевозчикам вменяют в обязанность выдавать новый путевой лист на каждый рейс грузового автомобиля.

Так как действующее законодательство не содержит толкования термина «рейс» применительно к нерегулярным грузовым автоперевозкам, я направил запросы в Министерство транспорта и Ространснадзор с просьбой разъяснить что понимается под этим термином применительно к Приказу Минтранса № 152. Цитаты привожу ниже.

Ответ Министерства транспорта РФ

Ответ Ространснадзора

Таким образом, оба ведомства просто изложили уже известные факты, не указав способ правоприменения норм. Логическая последовательность при толковании текста п. 10 Приказа Минтранса № 152 может быть такова:

  • приказом дифференцирован порядок оформления путевых листов при разной длительности рейса — выполняемых в течение одного дня и длящихся более одного дня (смены);
  • при выполнении водителем транспортного средства нескольких рейсов в течение одной рабочей смены оформлять путевой лист отдельно для каждого рейса не требуется;
  • из предыдущего умозаключения вытекает, что под рейсом понимается некая выполненная транспортная работа, которая, в зависимости от характера перевозки, может длиться как относительно короткий промежуток времени, измеряемый минутами и часами, так и более длительное время, исчисляемое сутками;
  • применяя логический прием «от общего к частному» следует вывод, что примерами выполнения нескольких рейсов в течение дня могут быть развоз товаров со склада в гороские магазины, либо регулярные пригородные перевозки грузов, как например доставка строительных материалов из карьеров на строительные площадки;
  • обобщая вышеизложенное, принимая во внимание специфику межрегиональных грузовых перевозок, можно резюмировать, что под рейсом понимается доставка груза от одного или нескольких грузоотправителей одному или нескольким грузополучателям.

Разберем на примере. Перевозчик из города Уфы берет загрузку на Москву с промежуточной выгрузкой в Казани. Для выполнения этого рейса у водителя должен быть с собой путевой лист.

После выгрузки в Москве перевозчик решает загрузиться в Ростов-на-Дону — это уже новый рейс и для его выполнения водителю должен быть выдан новый путевой лист.

Соответственно, для возврата из Ростова-на-Дону в Москву и из Москвы в Уфу у водителя должны быть еще 2 путевых листа.

Как выписывать эти путевые листы, как проходить предрейсовые медицинские осмотры водителя и технические осмотры автомобиля в городах, которые могут быть удалены от места нахождения гаража перевозчика на многие тысячи километров Минтранс не поясняет, как не поясняет главное — зачем нужно столько путевых листов.

Маленькая радость (в данном случае это послабление уже за счастье) для перевозчиков, выполняющих внутригородские и внутрирегиональные перевозки — они могут выписывать путевку на 1 рабочий день, а не на каждый рейс.

Ответственность за отсутствие путевого листа

Обязанность водителя предъявлять и передавать оформленный путевой лист сотрудникам ГИБДД или Ространснадзора предусмотрена п. 2.1 Правил дорожного движения РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП) предусмотрена ответственность за отсутствие у водителя, перевозящего груз, надлежащим образом оформленного путевого листа. Согласно ч. 2 ст. 12.

3 КРФоАП управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Более суровое наказание ждет организацию или индивидуального предпринимателя, который не выдал водителю путевой лист или не провел предрейсовый медосмотр и контроль технического состояния автомобиля.

Отсутствие путевого листа грузового автомобиля дает инспектору ГИБДД или Ространснадзора основания для привлечения перевозчика к ответственности по ч. 2 (медосмотр водителей) и ч. 3 (контроль технического состояния транспортных средств) ст. 12.31.

1 КРФоАП. Штраф в этом случае составляет 30 тысяч рублей.

В некоторых случаях инспекторы необоснованно пытаются привлечь организацию-перевозчика, не выдавшей путевой лист, к ответственности по ч. 4 ст. 12.31.1 КРФоАП, предусматривающей наказание до 100 тысяч рублей.

Указанное правонарушение применяется только при нарушении перевозчиком требований об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, определяемых п. 72 Приказа Минтранса России от 15.01.

2014 года № 7 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации”.

Обратите внимание, что к ответственности по ст. 12.31.1 КРФоАП перевозчик может быть привлечен при выполнении проверки уполномоченными на то государственными органами, поэтому храните надлежащим образом оформленные путевые листы в течение 5 лет (п. 18 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 года № 152).

Прохождение предрейсового медицинского осмотра и контроль технического состояния

Эксплуатант грузовых транспортных средств обязан проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортных средств перед выпуском их на линию.

Медицинский осмотр водителей

Порядок проведения предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров водителей установлен в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Целями медицинских осмотров является выявление профессиональных заболеваний, а также признаков алкогольного или наркотического опьянения, которые могут повлиять на способность водителя управлять транспортным средством.

Организовать и проводить медосмотры — обязанность работодателя (п. 9 Приказа № 835н). Нельзя возлагать обязанность проходить медицинский осмотр на водителя приказом по предприятию, трудовым соглашением или иным способом.

После прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен” и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Штамп “прошел послерейсовый медицинский осмотр” с подписью медицинского работника ставится в путевом листе после прохождения послерейсового осмотра.

Пунктом 16 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 года № 152 установлено, что отметки о прохождении предрейсового и послерейсового медосмотра в путевом листе проставляет медработник. Отметки заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Обратите внимание: Верховный суд РФ в определении от 12 сентября 2019 года № 304-ЭС19-15232 установил, что если медицинский осмотр водителей производится штатным медиком, у организации-перевозчика должна быть лицензия на ведение медицинской деятельности. Наличие одного лишь сертификата медицинского работника не достаточно. Отсутствие лицензии является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 19.20 КРФоАП.

Контроль технического состояния транспортных средств

Обязанность проводить предрейсовый техконтроль установлена Приказом Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 г. № 141. В соответствии с п. 6 этого приказа при проведении предрейсового контроля грузовых автомобилей должны быть проверены:

а) исправность:

  • тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
  • рулевого управления;
  • стеклоомывателей;
  • колес и шин;
  • звукового сигнала;
  • тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
  • аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);

б) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:

  • замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
  • устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
  • устройств обогрева и обдува стекол;
  • тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
  • держателя запасного колеса (кроме трамвая);
  • фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);

в) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:

  • индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности,
  • влияющей на безопасность движения (проверяется при работающем двигателе);
  • стекол и обзорности с места водителя;
  • зеркал заднего вида и их креплений;
  • заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
  • ремней безопасности (в установленных законодательством случаях) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;

г) работоспособность в установленном режиме:

  • стеклоочистителей;
  • внешних световых приборов и световозвращателей;
  • д) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
  • е) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
  • ж) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений.

Если проверка технического состояния автомобиля не выявит нарушений и неисправностей, в соответствии с п. 8 Приказа Минтранса РФ от 6 апреля 2017 г.

№ 141 в путевой лист ставится отметка “прошел предрейсовый контроль технического состояния” и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения.

Аналогичные требования к заполнению путевого листа содержатся в п. 16.1 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 года № 152.

Выпуск транспортного средства без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается (п. 10 Приказа Минтранса РФ от 6 апреля 2017 г. № 141).

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового медосмотра и (или) предрейсового контроля технического состояния транспортного средства установлен частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Административный штраф составляет: для граждан — три тысячи рублей; должностных лиц — пять тысяч рублей; юридических лиц — тридцать тысяч рублей.

Практика показывает, что административное наказание может быть назначено за отсутствие даты и времени прохождения медицинского осмотра или технического контроля, поэтому следует внимательно относиться к заполнению путевого листа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *