Коэффициент бонус-малус: изменения в осаго в 2019 году

Главная › Авто › ОСАГО

В законодательство об “автогражданке” с завидной регулярностью Центробанком вносятся какие-либо поправки. И вот подошло время очередных – изменения в ОСАГО с 1 апреля 2019 года уже вступили в юридически-законную силу и применяются на территории Российской Федерации. Отметим, что большинство поправок носят положительный характер.

Что изменится в ОСАГО с 1 апреля 2019

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Вот какие изменения вступили в правовую силу:

  • изменился порядок расчета скидки за безаварийную езду;
  • изменена таблица применения коэффициента в зависимости от водительского стажа, возраста;
  • расширен базовый тарифный “коридор” на 20 % в обе стороны — минимальная базовая ставка стала меньше, максимальная ставка увеличилась – это значит, что полисы стали одновременно дешевле (при страховании в компаниях, применяющих минимальный тариф) и дороже (при страховании в компаниях, применяющих максимальный тариф);
  • со 2 апреля 2019 изменено функционирование системы Е-Гарант.

Порядок подсчета КБМ

9-го января 2019-го вступило в юридически-законную силу Указание Центробанка № 5000-У от 4. 12. 2018 года (далее – Указание 5000), которое утвердило новый порядок расчета бонуса-малуса.

Одновременно с изданием Указания 5000 утратил силу предыдущий НПА, на основании которого применялись тарифы, скидки по ОСАГО в период до 9-го января (Указание Центробанка № 3384-У, принятое 19-го сентября 2014-го).

Сама таблица изменения коэффициента при попадании водителя в аварии осталась практически прежней.

До 1 апреля 2019

До 1 апреля 2019, то есть введения изменений в законодательство об ОСАГО, порядок применения КБМ был следующим:

  • бонус-малус пересчитывался по окончании действия страхового полиса, то есть изменялся в большую, меньшую сторону при наличии, отсутствии аварий по вине водителя;
  • в базе данных АИС РСА могло быть несколько КБМ – если водитель вписан в несколько страховок (например, в один полис – как водитель, в другой – как собственник ТС и водитель);
  • при неучастии в договорах страхования в течение 1-го года или более скидка за безаварийную езду обнулялась;
  • к автомобилям, находившимся в собственности юридических лиц, до 1 апреля 2019 года могли быть применены при расчете стоимости ОСАГО разные значения КБМ.

С 1 апреля 2019

С 1. 04. 2019 наступили следующие изменения в ОСАГО относительно порядка расчета скидки за безаварийность:

  • КБМ меняется в большую, меньшую сторону не по окончании действия страхового договора, а строго в определенную дату – 1 апреля каждого года;
  • бонус-малус, согласно новым изменениям в ОСАГО, теперь не меняется в течение “жестко” установленного периода – с 1-го апреля текущего года по 31-е марта следующего;
  • с 1. 04. 2019 года исключается наличие нескольких КБМ (как для водителя и как для собственника), то есть теперь водители имеют только 1 КБМ, который применяется при расчете стоимости любых страховых полисов, в которых фигурирует данный водитель;
  • также с 1 апреля 2019 принято следующее изменение – при невключении водителя в какие-либо полисы в течение 1 года при более, скидка не обнуляется;
  • стоимость страховых полисов ОСАГО на все автомобили, находящиеся в собственности одного юридического лица, будет рассчитываться с применением одного и того же КБМ (а не как раньше – на каждое ТС могла быть установлена своя скидка).

Важно! Пересчет страховых премий по уже действующим на 1 апреля 2019 договорам ОСАГО в связи с изменением КБМ согласно новым правилам осуществляться не будет.

С 1 апреля 2020

С 1. 04. 2020 будет продолжать действовать порядок, вступивший 1 апреля 2019 года. То есть всем водителям 1 апреля 2020 пересчитают КБМ в зависимости от того, будут ли у них аварии или нет в период с 1-го апреля 2019 по 31-е марта 2020 года.

Итоговая таблица изменения КБМ

01. 04. 2019 всем водителям пересчитан КБМ согласно данной таблице:

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Коэффициент, полученный в итоге такого расчета, будет действовать вплоть до 31 марта 2020 года.

Далее, 1. 04. 2020, всем водителям вновь пересчитают скидку – уже на основании этой таблицы:

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Внимание! Последняя таблица будет применяться и в дальнейшем, то есть 1 апреля 2021 года вновь всем будет пересчитан КБМ на основании нее. И так далее – 1. 04. 2022, 1. 04. 2023, 1. 04. 2024.

Изменения в базовом тарифе

С 9-го января 2019-го в законодательство об ОСАГО внесены изменения в части базовых тарифных ставок:

Категория автомототранспортного средства Тарифный “коридор”, действовавший до 1 апреля 2019, в тыс. рублей Тарифный “коридор”, который применяется с 1 апреля 2019 и далее, в тыс. рублей
Мотоциклы и мопеды От 0,867 до 1,579 От 0,694 до 1,407
Легковые машины, которые находятся в собственности физлиц От 3,432 до 4,118 От 2,746 до 4,942
Легковые машины, которые находятся в собственности юрлиц От 2,573 до 3,087 От 2,058 до 2,911
Легковые такси От 5,138 до 6,166 От 4,110 до 7,399
Грузовики с весом до 16 тонн От 3,509 до 4,211 От 2,807 до 5,053
Грузовики с весом свыше 16 тонн От 5,284 до 6,341 От 4,227 до 7,609
Автобусы с 16 и менее пассажирскими местами От 2,270 до 2,808 От 2,246 до 4,044
Автобусы с 16 и более пассажирскими местами От 3,509 до 4,211 От 2,807 до 5,053
Автобусы, используемые в качестве ТС, двигающихся по заданным маршрутам От 5,138 до 6,166 От 4,110 до 7,399

Изменения в коэффициенте возраст / стаж

Начиная с 9 января 2019 года расширены возрастные группы и категории стажа в целях применения КВС.

Ранее КВС рассчитывался так:

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Теперь представленным образом:

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

То есть самые юные, неопытные водители по новым нормам заплатят за полис на 7 % дороже, наиболее опытные, возрастные, наоборот, на 7 процентов дешевле.

Стоимость ОСАГО с 1-го апреля 2019-го

Стоимость ОСАГО с 1. 04. 2019 определяется согласно п. 12 Приложения 4 к Указанию 5000, практически без каких-либо изменений по сравнению со старым порядком, то есть путем произведения базовой ставки для соответствующего транспортного средства и различных коэффициентов.

Чтобы не считать самостоятельно, предлагаем воспользоваться нашим удобным калькулятором.

Также с его помощью можно быстро оформить электронное ОСАГО по максимально комфортной цене.

Особенности оформления ОСАГО после 1 апреля 2019

В процедуру оформления ОСАГО не внесено особых изменений с 1 апреля 2019. Изменилось лишь функционирование системы Е-Гарант.

Как раньше:

  • страхователь заходил на сайт страховщика с целью покупки полиса в электронном формате;
  • оформление было невозможным по каким-либо причинам (например, у страховщика закончился лимит страховых полисов);
  • страхователя перебрасывало на сайт РСА, оттуда – на сайт случайно выбранного страховщика, где продолжалась процедура оформления е-ОСАГО.

Теперь:

  • страхователь заходит на сайт страховщика;
  • система сообщает, что оформить полис в данной СК не удастся;
  • Е-Гарант перенаправляет страхователя на сайт РСА, где предлагается выбрать СК из списка;
  • в результате страхователь оформляет полис в желаемой компании, а не в той, которую ему предложит система.

Итак, с 9 января и 1-го апреля 2019-го года внесены изменения в ОСАГО, касающиеся КБМ, размера базовых ставок и коэффициента КВС. Понять отдельные нюансы всего этого сложно, но опытный юрист знает, как простым языком объяснить любые аспекты – поэтому предлагаем задать ваш вопрос в чат — ответ не заставит себя ждать.

  • Чтобы мы каждый день готовили для вас новые полезные материалы, не забывайте ставить лайки и делиться статьей в социальных сетях.
  • Далее читайте интересную инструкцию о том, что делать, если в полисе ОСАГО допустили ошибку при оформлении.

Какие изменения в ОСАГО с 1 апреля 2019 года: расчет КБМ по новым правилам Ссылка на основную публикацию Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году


Смотрите, какая тема — Реформа ОСАГО: Какие будут изменения в тарифах страхования по Указанию ЦБ в 2019 году?

Показать содержание

  • Изменения 2019 года коснулись базовых тарифов, новых коэффициентов возраста и стажа, а также правил применения КБМ.
  • Несмотря на заверения законодателей уменьшить стоимость страховки для соблюдающих ПДД водителей, наши расчёты показали, что даже самый опытный и безаварийный автовладелец заплатит за полис больше, чем раньше.

Существенные изменения в тарифах ОСАГО действуют с начала 2019 года.

Несмотря на то, что меняются только 3 составляющих стоимости полиса: КБМ, коэффициент возраста и стажа, а также непосредственно базовый тариф, это скажется на повышении цены страховки.

О том, для кого она подорожает, для кого подешевеет, все нововведения, а также таблицу страховых тарифов и новых коэффициентов, примеры расчёта в Москве и регионах мы и приведём в этой статье.

Что за закон об изменении тарифов ОСАГО 2019 года

Просим обратить внимание! В сети распространяется информация об изменениях ОСАГО с 1 и 2 апреля. Это не соответствует правде – под данными новостями подаётся ошибочное понимание нового порядка расчёта безаварийной скидки водителя. Она будет пересчитываться каждое 1 апреля (об этом чуть ниже), а в саму эту дату нововведений никаких не введено.

Это соответствующее Указание Центробанка России, которое пришло на смену устаревшему одноимённому нормативному акту под номером 3384-У, которому без малых 5 лет. Ознакомиться с полным списком изменений правового акта Вы можете в документе ЦБ РФ. Старое Указание Центробанка Вы можете почитать на сайте Гарант.

Конечная стоимость полиса ОСАГО складывается из специальной формулы расчёта – берётся базовый тариф, который затем перемножается на коэффициенты. Последние, в свою очередь, по порядку увеличивают (если коэффициент больше единицы) или уменьшают (если меньше единицы) предыдущий результат расчёта.

Таким образом, цена страховки состоит из следующих составляющих:

  • базовый тариф ОСАГО – начальная стоимость в виде суммы от и до на выбор страховой компании, затем он умножается на все нижеследующие коэффициенты по порядку,
  • коэффициент города проживания (Москва — самый дорогой),
  • КБМ (безаварийная скидка),
  • коэффициент возраста и стажа,
  • ограниченного/неограниченного полиса ОСАГО,
  • мощности,
  • сезонности использования автомобиля,
  • коэффициент нарушений закона о страховании.
Читайте также:  Комментарий 14126 к статье: как рассчитать и взыскать неустойку по алиментам?

Ниже мы приведём пример расчёта стоимости страховки на основе указанной формулы.

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Когда поправки вступают в силу?

Изменения, как мы указали выше, регламентированы Указанием Банка России. 29 декабря ему присвоили номер 53241. В самом указании в пункте 2 прописано, что официально документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования, которое произошло 30 декабря 2018 года.

Таким образом, все нижеописанные изменения по реформе ОСАГО вступили в силу 9 января 2019 года.

Вероятно, это не последние принятые поправки в 2019 году. Обо всех нововведениях мы в любом случае будем оперативно узнавать и актуально обновлять данную статью.

Новые тарифы ОСАГО

С начала 2019 действуют изменения по 3 указанным выше составляющим полиса:

  • изменения базового тарифа (как в меньшую, так и в большую сторону),
  • новые коэффициенты возраста и стажа вождения.

Давайте сравним старые и новые данные по новому закону и выясним, какие изменения для водителей по Указанию ЦБ произошли в 2019 году!

Новые базовые тарифы

Итак, они в целом повысились. А вот почему, Вы поймёте немного ниже, так как формально базовый тариф – это коридор стоимости начальной ставки, а уже конечную ставку из этого коридора страховщик вправе устанавливать самостоятельно. Нужно ли говорить, что это почти всегда будет максимальный тариф, ведь законом это не урегулировано!

Базовые тарифы отличаются для разных категорий владельцев машин и видов самих автомобилей в зависимости от категории прав, которая требуется для управления ими. Давайте в таблице сравним старые и новые тарифы.

Таблица сравнения новых и старых базовых тарифов ОСАГО

Для кого? Новый тариф 2019 года Старый тариф
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) 694-1407 рублей 867-1579 рублей
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц 2746-4942 рублей 3432-4118 рублей
Категория B и BE (легковые) юрлиц 2058-2911 рублей 2573-3087 рублей
Категория B и BE (легковые) в такси 4110-7399 рублей 5138-6166 рублей
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн 2807-5053 рублей 3509-4211 рублей
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн 4227-7609 рублей 5284-6341 рублей
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест 2246-4044 рублей 2808-2270 рублей
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест 2807-5053 рублей 3509-4211 рублей
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок 4110-7399 рублей 5138-6166 рублей

Как видим, в новых страховых тарифах 2019 года увеличился разбег коридора – то есть у страховых компаний стало больше выбора по установлению начальной ставки стоимости полиса ОСАГО.

На практике же чаще всего применяется максимальный тариф. Да, законодательно предлагается также регулировать и конкретное значение для утверждения страховщиков в этом коридоре – например, при выборе автовладельцем одной страховой компании из года в год, но это пока только предложение, не закреплённое нормативно-правовыми актами.

На основании новых базовых тарифов конечная стоимость страховки уже незначительно вырастает.

Новые коэффициенты стажа и возраста допущенных водителей

Здесь изменение более кардинальное и касается не только корректировки самих коэффициентов, но и количества их градаций. Если раньше таких градаций было всего 4: старше или младше 22 лет плюс менее или более 3 лет стажа, то с 2019 года их аж целых 56!

Таблица сравнения новых и старых коэффициентов возраста и стажа в 2019 году (зачёркнутым указаны старые коэффициенты; зелёный фон – если коэффициент подешевел после изменений, оранжевый – если подорожал)

Стаж/возраст 0 лет 1 год 2 года 3-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-14 лет Более 14 лет 16-21

22-24

25-29

30-34

35-39

40-49

Старше 50

1,87 1,8 1,87 1,8 1,87 1,8 1,66 1,6 1,66 1,6
1,77 1,7 1,77 1,7 1,77 1,7 1,04 1 1,04 1 1,04 1
1,77 1,7 1,69 1,7 1,63 1,7 1,04 1 1,04 1 1,04 1 1,01 1
1,63 1,7 1,63 1,7 1,63 1,7 1,04 1 1,04 1 1,01 1 0,96 1 0,96 1
1,63 1,7 1,63 1,7 1,63 1,7 0,99 1 0,96 1 0,96 1 0,96 1 0,96 1
1,63 1,7 1,63 1,7 1,63 1,7 0,96 1 0,96 1 0,96 1 0,96 1 0,96 1
1,63 1,7 1,63 1,7 1,63 1,7 0,96 1 0,96 1 0,96 1 0,96 1 0,96 1

Как видим, для молодых и неопытных водителей коэффициент незначительно повысился, а вот для старших и с большим водительским стажем – стал ещё менее значительно ниже.

Другие изменения

Важные изменения претерпел порядок расчёта коэффициента бонус-малус, который применяется как скидка за безаварийное вождение, хотя может быть и вовсе не скидкой, а привести к существенному удорожанию ОСАГО, если Вы часто попадали в ДТП по своей вине.

Порядок расчёта КБМ изменился в 2019 году следующими тонкостями:

  • если у Вас был перерыв в страховании в течение года и более, по новым правилам КБМ не «слетит»; ранее он попросту обнулялся, если Вы долго не страховались или не были вписаны в чей-либо полис,
  • в случае, если у водителя в разных страховках (своей и чужой) образовался разный КБМ, то после изменений будет применяться по закону минимальный из них; ранее была возможна путаница,
  • установлен час-пик для перерасчёта КБМ – 1 апреля каждого года; до изменений в ОСАГО КБМ рассчитывался и заносился по-новой в базу данных каждый раз при приобретении нового полиса автовладельцем.

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Примеры расчёта по новым тарифам ОСАГО

Итак, теперь давайте для примера посчитаем, сколько будет стоить страховой полис, если считать с новыми и старыми тарифами! Для этого возьмём 3 варианта водителей:

  • среднестатистического на бюджетном автомобиле,
  • неопытного молодого с мощным транспортным средством,
  • опытного и пожилого владельца маломощной машины.

Отметим также, что реформирование ОСАГО по заявлениям законодателей имеет одну из целей – чтобы страховка подорожала для нарушающих водителей и подешевела для опытных и соблюдающих ПДД. Вот мы и постараемся выяснить, действительно ли этого достигли законодатели, внеся изменения в ОСАГО в виде новых тарифов и коэффициента в 2019 году.

Среднестатистический расчёт

В нашем примере возьмём жителя Сочи (коэффициент региона проживания – 1,2) с автомобилем Kia Rio мощностью 107 л.с.

(коэффициент мощности – 1,2) и с ограниченным полисом на 1 год, в который вписан только он, и которому 30 лет и 5 лет водительского стажа, а безаварийный стаж у него из них – 3 года (КБМ=0,85).

Базовый тариф здесь и в примерах ниже будем брать максимальный как самый распространённый среди страховых компаний.

Таким образом, стоимость полиса ОСАГО у такого водителя выйдет:

  • по новым тарифам 2019 года: 4942 × 1,2 × 0,85 × 1 × 1,04 × 1,2 × 1 = 6290,97 рублей,
  • по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 1,2 × 0,85 × 1 × 1 × 1,2 = 5040,43 рублей.

Как видим, решающее значение имеет то, что ближе к началу в формуле расчёта – а это именно базовый тариф, который по новым правилам стал существенно выше.

Расчёт для молодого неопытного водителя

Теперь же для примера возьмём водителя из Москвы (коэффициент региона проживания – 2) с автомобилем BMW X5 мощностью 420 л.с.

(коэффициент мощности – 1,6) и с неограниченным полисом на 1 год, которому 21 год и 2 года водительского стажа, но в прошлом году он попал в ДТП по своей вине (КБМ=1,55).

А ещё у него было нарушение ФЗ Об ОСАГО – он подал недостоверные сведения в страховую компанию, что повлекло к занижению стоимости полиса (часть 3 статьи 9 ФЗ).

В данном случае следует учесть, что часть 4 статьи 9 ФЗ-40 предусматривает, что итоговая сумма стоимости страхового полиса не может быть больше, чем в 3 раза базового тарифа, помноженного на территориальный коэффициент. А если применён коэффициент за ложные сведения или содействие наступлению страхового случая, то не может превышать более чем в 5 раз.

Таким образом, если бы не принималось во внимание законное ограничение цены полиса ОСАГО, то получился бы такой расчёт:

  • по новым тарифам 2019 года: 4942 × 2 × 1,55 × 1,87 × 1,87 × 1,6 × 1,5 = 128575,70 рублей,
  • по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 2 × 1,55 × 1,87 × 1,8 × 1,6 = 68751,49 рублей.

Но так как стоимость страховки ОСАГО в нашем примере не может быть больше, чем в 5 раз выше тарифа с территориальным коэффициентом и коэффициентом недостоверных сведений, то получаем такой правильный расчёт:

  • по новым тарифам 2019 года: 4942 × 2 × 1,5 × 3 = 44478 рублей,
  • по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 2 × 3 = 24708 рублей.

Просто нереальная, но тем не менее, законная сумма по новым тарифам ОСАГО.

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Расчёт для опытного водителя

Настало время хороших новостей и минимальных цен на ОСАГО. Для третьего примера берём жителя малого населённого пункта Бурятии (коэффициент региона проживания – 0,6) с автомобилем Renault Logan мощностью 80 л.с. (коэффициент мощности – 1,1) и с ограниченным полисом на 1 год, куда вписан только он, и которому 55 лет, из них 25 лет водительского стажа и 15 лет без аварий (КБМ=0,5).

В итоге получаем следующий расчёт:

  • по новым тарифам 2019 года: 4942 × 0,5 × 0,6 × 0,96 × 1 × 1,1 × 1 = 1565,63 рублей,
  • по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 0,5 × 0,6 × 1 × 1,1 × 1 = 1358,94 рублей.

Как видим из примеров выше, как для самых опытных и безаварийных водителей, так и для нарушающих и неопытных молодых автовладельцев страховка ОСАГО после изменений 2019 года подорожала. Другие дело, что, по сравнению со старыми тарифами, для неопытных она растёт гораздо больше.

Новый порядок расчета КБМ в 2019 году: как это скажется на цене страхования — kbm-osago.ru на DRIVE2

С 1 апреля 2019 года расчет КБМ будет проходить по-новому. А это значит, что и полисы, которые автовладельцы станут оформлять после начала апреля, изменят свою цену.

Указание Центрального Банка 5000-у, которое вступает в силу с 9 января 2019 года, изменяет страховые коэффициенты, которые влияют на стоимость страхового полиса.

Читайте также:  Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

Страховой тариф ОСАГО будет рассчитываться раз в год и будет действовать на протяжении всего года.

Он зависит от:физическое или юридическое лицо,возраста (стажа) водителя,вида транспорта,срока страхования,КБМ (коэффициент бонус-малус или коэффициент безаварийности).

От чего теперь будет зависеть стоимость? Каков новый порядок расчета КБМ ОСАГО?Стоимость полиса будет складываться из вышеперечисленных факторов: от стажа до срока страхования.

  • Мы же подробно рассмотрим изменения в КБМ, так как именно на этот коэффициент в страховом полисе может повлиять автовладелец: аккуратное вождение и соблюдение правил ПДД позволит получить своего рода скидку за безаварийную езду.
  • Напомним, что если водитель впервые приобретает страховку, значение КБМ устанавливается на уровне 1.
  • Теперь таблица с коэффициентами КБМ будет выглядеть теперь так:

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Таблица КБМ 2019

Как пользоваться таблицей КБМ?Берите свое значение КБМ на текущий период в колонке “Коэффициент КБМ за предыдущий период”, и в зависимости от того, сколько было ДТП со страховыми выплатами, вы смотрите коэффициент в своей строке.

Например, у вас был коэффициент 1,4 до этого и до 1 апреля 2019 года у вас не будет ни одной страховой выплаты, тогда ваш коэффициент становится 1 (в строке под номером 4 ищем пересечение со столбцом “0 страховых возмещений за период”, получаем 1).Если же ваш КБМ был 0,7, но за текущий год (до апреля 2019 года) вы попали в ДТП дважды и были страховые выплаты, то при продлении полиса ваш КБМ станет 1,4.

КБМ может дать скидку на полис? Да, при соблюдении ПДД и отсутствии страховых выплат ваш КБМ постепенно может стать от 0,95 до 0,5. При коэффициенте 0,5 вы можете получить практически 50% скидку на полис ОСАГО.

Для удобства мы выделили цветом повышающие и понижающие коэффициенты.

Что нового в расчете КБМ?Новое то, что коэффициент бонус-малус теперь будет рассчитываться с 1 апреля предыдущего года до 31 марта текущего раз в год. Что это значит? Если владелец авто взял полис на пол года и успел побывать в ДТП, то КБМ для него в этому году при продлении/покупке полиса ОСАГО не увеличится.

До наступления 1 апреля КБМ будет рассчитываться по старым правилам.

Также новая система закрепляет страховую историю за автовладельцем. Таким образом теперь при перерыве в вождении все скидки и уровень КБМ сохраняются.

Что делать, если в системе АИС РСА у меня несколько значений КБМ? По сути, вам ничего делать не надо. Из всех значений страховая должна взять самую маленькую цифру — это и будет ваш КБМ. Ранее, до внесений изменений, возникала путаница и КБМ в разных страховых компаниях мог быть разным.

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Правила расчета КБМ с 1 апреля 2020 года

Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Для начала хочу напомнить, что с 9 января 2019 года вступили в силу новые тарифы ОСАГО, речь о которых шла в отдельной статье. Однако часть указания Центрального банка, относящаяся к расчету КБМ, вступила в силу позже.

Предусмотрены два переходных периода (до 1 апреля 2019 года и до 1 апреля 2020 года). И только начиная с 1 апреля 2020 года новые правила расчета КБМ заработали полностью.

КБМ — это индивидуальный коэффициент водителя, который позволяет получить скидку за безаварийное вождение.

В этой статье речь пойдет о правилах расчета КБМ в разные периоды времени. Кроме того, будет рассмотрено несколько примеров, помогающих лучше понять суть нововведений.

Полис с ограниченным числом водителей

В первой части статьи рассмотрим самый популярный вариант полиса — полис, в котором указан список водителей, допущенных к управлению.

При расчете стоимости такого полиса выбирается максимальное значение КБМ среди всех водителей. В этом вопросе ничего не изменилось.

Например, если Александр имеет КБМ=0.8, а Борис имеет КБМ=0.65, то при расчете стоимости полиса следует использовать коэффициент 0.8.

Таблица изменения КБМ

Таблица, по которой вычисляется значение КБМ на текущий период, также в целом осталась без изменений. Она имеет следующий вид:

N п / п Коэффициент КБМ на период КБМ Коэффициент КБМ
0 страховых возмещений за период КБМ 1 страховое возмещение за период КБМ 2 страховых возмещения за период КБМ 3 страховых возмещения за период КБМ Более 3 страховых возмещений за период КБМ
1 2 3 4 5 6 7
1 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
3 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
5 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
6 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
7 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
8 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
9 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
11 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
12 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
13 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
14 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
15 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Примечание. На самом деле небольшие изменения в таблицу все же будут внесены, однако основную ее часть (коэффициенты) они не затронут.

Примеры при покупке страхового полиса

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых могли оказаться водители в январе 2019 года (до введения новых правил):

Владимир. Владимир не владел автомобилем. Последний договор ОСАГО, в который он был вписан, закончился 20 марта 2018 года. КБМ в последнем договоре 0.55.

Галина. Последняя страховка Галины закончилась 10 апреля 2018 года. КБМ в этом договоре 0.65.

Дмитрий имел действующий договор ОСАГО, срок окончания которого — 15 марта 2019 года. Текущее значение КБМ 0.75.

Елена была вписана в страховку ОСАГО, которая закончилась 15 августа 2019 года, значение КБМ 0.85.

Жанна имела в собственности 2 автомобиля. Первый договор ОСАГО заканчивался 15 марта 2019 года, КБМ 0.5. Второй договор заканчивался 15 августа 2019 года, КБМ 0.8 (был один страховой случай).

Зинаида имела действующий договор ОСАГО, который заканчивался 15 августа 2019 года. При заключении договора КБМ Зинаиды был равен 0.7, однако 15 января 2019 года по вине Зинаиды произошло ДТП.

Такое большое количество ситуаций приведено неслучайно. Просто найдите в списке пример, который лучше всего соответствует Вашей ситуации с КБМ, и далее в тексте статьи ориентируйтесь именно на этот пример.

Если Вы имеете действующий полис и не попадали в ДТП, то наиболее подходящие примеры — Дмитрий и Елена.

Расчет КБМ до 1 апреля 2019 года

До 1 апреля 2019 года при расчете КБМ применялись те же самые правила, что и действовали ранее. То есть коэффициент КБМ пересчитывался по таблице в момент обращения водителя в страховую для покупки следующего полиса.

При этом учитывались только данные действующих страховых полисов, а также полисов, которые прекратили действовать за последний год.

Пример — покупка страховки до 1 апреля 2019 года.

Владимир. При покупке страховки до 20 марта 2019 года данные старого полиса должны быть учтены, т.е. новый КБМ будет равен 0.5.

Если же Владимир купил страховку после этой даты (25 марта 2019 года), то его КБМ «обнулился» и стал равен 0.5.

Галина. При покупке страховки до 31 марта 2019 года данные старого полиса были учтены, и КБМ стал равен 0.6.

Дмитрий. Если Дмитрий приобрел новый автомобиль и купил на него страховку до 15 марта, то в полисе использовался тот же самый коэффициент, что и в предшествующем, т.к. год еще не прошел. КБМ = 0.75.

Если Дмитрий просто продлил полис 15 марта или позже, то был использован новый коэффициент КБМ = 0.7.

Елена. Поскольку действие предшествующего полиса не закончилось, КБМ в новом полисе остался тем же — 0.85.

Жанна. При продлении договора на первый автомобиль 15 марта 2019 года был учтен совершенный ранее страховой случай, т.е. размер КБМ = 0.8.

Зинаида. В данном случае также имел место один страховой случай, поэтому при покупке ОСАГО КБМ = 0.9

Примечание. Полные правила расчета КБМ, которые действовали до 1 апреля 2019 года, приведены на этой странице.

Расчет КБМ с 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года

С 1 апреля 2019 года при расчете КБМ действовали следующие правила:

  1. КБМ рассчитывался 1 апреля 2019 года и действовал в течение года (по 31 марта 2020 года), т.е. один и тот же КБМ применялся при заключении всех договоров ОСАГО.
  2. В качестве КБМ выбиралось минимальное значение КБМ среди договоров, которые еще действовали 1 апреля 2019 года, а также среди договоров, которые перестали действовать с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года.
  3. КБМ корректировался с учетом количества страховых случаев, которые произошли с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2019 года. При этом не учитывались те страховые случаи, которые ранее были учтены при вычислении минимального КБМ.
  4. Если последний договор ОСАГО водителя закончился до 1 апреля 2018 года, то КБМ = 1.
  5. Если водитель ранее не был вписан в ОСАГО, то КБМ = 1.

Правила довольно мудреные, поэтому разберем их на примерах:

Пример — пересчет КБМ 1 апреля 2019 года.

Владимир. Последний договор перестал действовать ранее 1 апреля 2018 года, т.е. КБМ = 1 (обнуляется).

Если же Владимир купил страховку до 20 марта 2019 года (см. пример выше) с коэффициентом 0.5, то при пересчете 1 апреля 2019 года за ним сохранился КБМ = 0.5.

Галина. Договор Галины перестал действовать 10 апреля 2018 года, т.е. последний КБМ должен быть учтен при расчете нового значения. Страховых случаев не было. КБМ = 0.6.

Дмитрий имел действующий договор ОСАГО, который к моменту пересчета КБМ закончился. Тем не менее КБМ из этого договора должен учитываться. Кроме того, Дмитрий не был виновником ДТП. КБМ = 0.7.

Если же Дмитрий продлил договор ОСАГО 15 марта 2019 года (см. пример выше) с коэффициентом 0.7, то при пересчете КБМ 1 апреля 2019 года ему присвоен КБМ = 0.65.

Елена. Договор Елены являлся действующим и закончился уже после 1 апреля 2019 года. Однако коэффициент все равно был пересчитан 1 апреля и его размер составил 0.8.

Жанна. При расчете учитывались коэффициенты из двух ранее заключенных договоров (0.8 и 0.5). Минимальное значение — 0.5. Также был учтен и страховой случай, т.е. КБМ = 0.8.

Зинаида. Для расчета использовалось предыдущее значение 0.7, а также один страховой случай. КБМ = 0.9.

Примечание. Полные правила расчета КБМ, которые действовали с 1 апреля 2019 года до 1 апреля 2020 года, приведены на этой странице.

Расчет КБМ с 1 апреля 2020 года

С 1 апреля 2020 года при расчете КБМ действуют следующие правила:

  1. КБМ рассчитывается ежегодно 1 апреля и действует в течение года.
  2. Для расчета выбирается значение КБМ, рассчитанное на предыдущий период, в котором водитель страховался (с 1 апреля по 31 марта).
  3. КБМ корректируется с учетом количества страховых случаев, которые произошли за предыдущий период с 1 апреля по 31 марта.
  4. Если водитель ранее не был вписан в ОСАГО, то КБМ = 1.

Правила становятся проще, однако рассмотрим несколько примеров:

Дмитрий продлил ОСАГО 15 марта 2019 года (КБМ = 0.7), однако 15 ноября 2019 года по его вине произошло ДТП. Тем не менее 15 марта 2020 года Дмитрий продлил ОСАГО с КБМ = 0.65, т.к. страховой случай не оказал влияния на текущий период. Однако в следующем периоде (1 апреля 2020 года) страховой случай был учтен и КБМ стал равен 0.85.

Читайте также:  Регистрация ип - где регистрируют предпринимателей?

Елена продлила страховку 15 августа 2019 года (КБМ = 0.8) и по ее вине произошло ДТП 15 ноября 2019 года. При покупке следующего страхового полиса используется коэффициент, рассчитанный 1 апреля 2020 года и равный 0.95.

Зинаида продлила страховку 15 августа 2019 года (КБМ = 0.9) и не имеет страховых случаев. 1 апреля 2020 года КБМ был пересчитан и принял значение 0.85.

Примечание. Полные правила расчета КБМ с 1 апреля 2020 года приведены на этой странице.

Открытый полис (без ограничения водителей)

Иван имеет в собственности 2 автомобиля:

Корвет. Страховка ограниченная. Единственный водитель — Иван. КБМ = 0.7.

Ленд Крузер. Страховка без ограничений. КБМ владельца = 0.7.

До 1 апреля 2019 года

КБМ рассчитывался только для владельца транспортного средства. Расчет происходил по той же таблице, что и при ограниченном числе водителей. При этом КБМ использовался при расчете открытой страховки.

Если страховка Ивана на Ленд Крузер закончилась до 1 апреля 2019 года, то при расчете следующего полиса был использован КБМ = 0.65.

С 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года

При расчете стоимости открытого полиса КБМ владельца не учитывался, т.е. он всегда был равен 1.

Однако, сам КБМ для владельца автомобиля все же вычислялся ежегодно (1 апреля) и хранился в базе данных РСА. Он мог использоваться при покупке ограниченной страховки.

1 апреля 2019 года КБМ для Иван пересчитан и принял значение 0.6.

При расчете страховки с ограничениями на Корвет 15 марта 2020 года был использован КБМ = 0.6.

При расчете открытой страховки на Ленд Крузер 15 марта 2020 года использовался КБМ = 1.

То есть, если страховка открытая, то коэффициент за автовладельцем закреплен, однако при расчете стоимости полиса он не используется. Этот факт можно использовать в своих интересах:

Предположим, что водитель допустил несколько ДТП и его КБМ = 2.45. В этом случае он может приобрести открытую страховку (с КБМ = 1), а уже на следующий год его КБМ будет равен 2.3.

Процедуру можно повторять до тех пор, пока покупка с ограничениями вновь не станет выгодной.

С 1 апреля 2020 года

Правила расчета остались теми же самыми:

  1. При расчете стоимости открытой страховки используется КБМ = 1.
  2. Реальный КБМ владельца ежегодно пересчитывается и хранится в базе РСА.

1 ноября 2019 года Михаил, находящийся за рулем автомобиля Ленд Крузер (с открытой страховкой), стал виновником ДТП.

1 апреля 2020 года коэффициент для владельца автомобиля Ивана был пересчитан с учетом ДТП. Его новое значение — 0.85.

При расчете страховки с ограничениями на Корвет 15 марта 2021 года будет использоваться КБМ = 0.85.

При расчете открытой страховки на Ленд Крузер 15 марта 2021 года используется КБМ = 1.

Обратите внимание на этот пример. В данном случае виновником ДТП стал Михаил, а стоимость страховки увеличилась только у личного автомобиля Ивана.

Подведем итоги данной статьи:

1. Новые правила для расчета КБМ составлены очень сложно для понимания. Пожалуй, это самый сложный автомобильный нормативный документ, который мне довелось разбирать.

2. В рамках данной статьи подробно разобраны особенности расчета КБМ в различные периоды времени. В целом переход на новую систему не должен создать дополнительных проблем водителям. Многие его просто не заметят.

3. Некоторые читатели pddmaster.ru задают мне вопросы по поводу того, можно ли как-то сэкономить на страховке в переходный период. В данном случае очевидных схем нет. Если и удастся найти какую-то экономию, то она будет минимальной.

4. Серьезные изменения затронули формулу для расчета стоимости открытой страховки. Теперь КБМ автовладельца в формуле не учитывается (равен 1).

В заключение предлагаю Вам изучить подробную статью про коэффициент КБМ:

Изменения ПДД

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 01.04.2019 Коэффициент бонус-малус: изменения в ОСАГО в 2019 году

С 1 апреля 2019 года коэффициент бонус-малус по ОСАГО претерпел ряд изменений.

Портал Avtospravochnaya.com выяснил, как изменился коэффициент бонус-малус (КБМ) с 1 апреля 2019 года. Теперь коэффициент бонус-малус будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Напомним, ранее этот коэффициент назначался каждый год 1 января.

Как будет присваиваться КБМ с 1 апреля?

Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении.

Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.

  • Для водителя, в отношении которого в АИС ОСАГО содержится информация о договорах ОСАГО, действующих на 1 января 2019 года или прекративших свое действие в 2018 году, коэффициент КБМ водителя определяется на основании минимального коэффициента КБМ водителя на начало действия всех таких договоров обязательного страхования и количества страховых возмещений, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение 2017 и 2018 годов по всем договорам обязательного страхования в результате управления транспортными средствами указанным водителем, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении данного минимального коэффициента КБМ указанного водителя.
  • Для водителя, в отношении которого в АИС ОСАГО содержится информация о договорах обязательного страхования, но отсутствует информация о договорах обязательного страхования, действующих на 1 января 2019 года или прекративших свое действие в 2018 году, устанавливается коэффициент КБМ равный 1.
  • При заключении договора обязательного страхования в отношении водителя, по которому в АИС ОСАГО отсутствует информация о договорах обязательного страхования, указанному водителю на 2019 год устанавливается коэффициент КБМ равный 1.
  • Коэффициент КБМ водителя, определенный на 2019 год, является неизменным в течение всего 2019 года, за исключением случаев регистрации в АИС ОСАГО ошибочных данных, и применяется по всем договорам, заключенным в 2019 году.
  • Определение на 2019 год коэффициента КБМ не является основанием для пересчета страховой премии по договорам обязательного страхования, заключенным до 1 января 2019 года.

КБМ для физических лиц

По договору обязательного страхования в отношении транспортного средства, собственником которого является физическое лицо, и в котором указаны несколько лиц, допущенных к управлению транспортным средством, применяется максимальный из коэффициентов КБМ по каждому из водителей, допущенных к управлению транспортного средства по данному договору обязательного страхования.

По договору обязательного страхования в отношении транспортного средства, собственником которого является физическое лицо, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, применяется коэффициент КБМ равный 1.

КБМ для юридических лиц

Для юридического лица-собственника транспортного средства коэффициент КБМ на 2019 год определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных на 2019 год для каждого транспортного средства, собственником которого является данное юридическое лицо.

Коэффициент КБМ юридического лица-собственника транспортного средства на 2019 год определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой:

  • коэффициентов КБМ транспортных средств на 2019 год по всем действующим договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, собственником которых является указанное юридическое лицо;
  • коэффициентов КБМ транспортных средств на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в 2018 году в отношении транспортных средств, собственником которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на 1 января 2019 года договоры обязательного страхования.
  1. Коэффициент КБМ транспортного средства, собственником которого является юридическое лицо, и в отношении которого содержится информация о договоре обязательного страхования, действующего на 1 января 2019 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ транспортного средства, который был определен на начало действия этого договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение 2017 и 2018 годов по данному транспортному средству, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ по данному транспортному средству.
  2. Коэффициент КБМ транспортного средства на конец действия договора обязательного страхования, прекратившего свое действие (в том числе досрочно прекращенного) в 2018 году, определяется на основании коэффициента КБМ транспортного средства, который был определен на дату заключения указанного договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение 2017 и 2018 годов по данному транспортному средству, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ по данному транспортному средству.
  3. При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о юридическом лице-собственнике транспортного средства всем транспортным средствам, собственником которого является данное юридическое лицо, на 2019 год устанавливается коэффициент КБМ равный 1.
  4. При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, собственником которого является юридическое лицо, и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствует информация о договорах обязательного страхования, указанному транспортному средству на 2019 год устанавливается коэффициент КБМ юридического лица-собственника транспортного средства на 2019 год с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.
  5. Коэффициент КБМ юридического лица-собственника транспортного средства, определенный на 2019 год, является неизменным в течение всего года и применяется по всем договорам, заключенным в 2019 году, в отношении транспортных средств, собственником которых является указанное юридическое лицо. 

Коэффициенты КБМ по ОСАГО на 2019 год 

N п/п
  • Минимальный
  • коэффициент КБМ
  • по договорам
  • обязательного
  • страхования,
  • действующим на 1
  • января 2019 года или
  • прекратившим свое
  • действие в 2018 году
  1. Коэффициент КБМ на 2019 год в зависимости от количества
  2. страхового возмещения, осуществленного страховщиками в
  3. предшествующие периоды при осуществлении обязательного
  4. страхования
  • страховых
  • возмещени
  • й
  1. 1
  2. страховое
  3. возмещени
  4. е
  • 2
  • страховых
  • возмещения
  1. 3
  2. страховых
  3. возмещени
  4. й
  • Более 3
  • страховых
  • возмещени
  • й
1 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
3 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
5 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
6 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
7 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
8 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
9 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *