Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

Законопроекты о прогрессивной ставке подоходного налога в Госдуме явление отнюдь не редкое. Однако чиновники с завидной регулярностью их отклоняют. Однако в этот раз всё получилось по-другому, и законопроект от партии КПРФ 2 апреля был принят к рассмотрению.

В частности, предлагается ввести следующие ставки:

Для тех, чей доход не превышает 100 тысяч рублей в год, ставка по замыслу авторов должна быть равна 5%.

Если доход выше, то должно взиматься 5 тысяч рублей плюс 13% с того, что превышает 100 тысяч. И так – до годового дохода в 3 млн.

Если же доход выше трех млн в год, то гражданину придется поделиться с государством суммой 382 тысячи рублей плюс 18% с части дохода, превышающей 3 млн в год.

Для обладателей годового дохода более 10 млн уготована ставка 25% с суммы, превышающей 10 млн, и плюс то, что набежало на 10 млн – 1,642 млн рублей налога.

Зачем нужно вводить прогрессивную ставку?

Авторы законопроекта отмечают, когда вводилась единая ставка в 13%, это объяснялось тем, что необходимо выводить доходы из теневого сектора экономики, однако на деле получилось всё наоборот. Рост масштабов теневой экономики продолжается.

Авторы ожидают, что сверхдоходы олигархов теперь будут направлены на развитие производства, создание дополнительных рабочих мест.

Что будет, если закон примут?

Сегодня сумма доходов по НДФЛ составляет около 3,4 трлн рублей, а при введении прогрессивной шкалы доходы казны вырастут до 4,46 трлн рублей, то есть, более чем на целый триллион.

Впрочем, ожидается, что большинство граждан изменений не почувствуют. Увеличение ставок затронет около 484,1 тысяч человек, что составляет только 0,72% от всех налогоплательщиков, говорится в пояснительной записке. При этом привычная нам ставка НДФЛ в 13% сохранится для большинства физических лиц – 58,02 млн человек, что составляет более 86% всех плательщиков налогов.

Пока запросы о подготовке заключения к законопроекту направлены в Совет Федерации, Президенту, Правительства и ряду ведомств. Отзывы и предложения должны быть подготовлены уже к 3 мая.

Есть ещё другой законопроект

На рассмотрении в Госдуме с февраля 2018 года находится еще один похожий законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ, но от другой партии – от “Справедливой России”.

В частности, предлагается, сохранить ставку в 13% для граждан с доходами до 24 млн рублей, а для доходов свыше этой суммы – повышенную ставку в 18%.

Впрочем, пока не ясно, какой из законопроектов примут, а, может быть, и ни один из них. Правительство РФ больше настроено на сохранение плоской шкалы подоходного налога, но готово поднять его для всех до 15%.

Какие доходы у россиян?

Среднестатистическая зарплата в России в 35,3 тысяч рублей уже давно признана многими необъективным показателем. Тем не менее, ведомство ежегодно публикует данные по доле населения, которые получают тот или иной доход.

За 2017 год итоги ещё не подвели, а вот цифры за 2016 год весьма показательны.

6% населения имеют доходы до 7 тысяч рублей в месяц, в общей сложности 76,7% получают среднедушевой доход в месяц меньше, чем средняя зарплата в 35,3 тысяч рублей.

Только лишь  7,2% граждан имеют доходы свыше 70 тысяч рублей в месяц.

Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

Законопроект о прогрессивной шкале налогообложения внесен в Госдуму

Москва, 28 марта 2018, 12:42 — REGNUM Законопроект, предлагающий установить в РФ прогрессивную шкалу налогообложения, внесла в Госдуму группа депутатов во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, передает корреспондент ИА REGNUM 28 марта.

Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

Государственная дума РФ

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Депутаты предлагают разную ставку налога на доход физических лиц (НДФЛ) для граждан с разными доходом. Так, например, для тех, кто зарабатывает менее 100 тыс. рублей в год, ставка подоходного налога должна быть 5%, считают авторы инициативы. Вместе с тем для граждан, чей доход в год превышает 3 млн рублей в год, депутаты предлагают повышенную ставку подоходного налога — от 15 до 25%.

Сегодня ставка подоходного налога для всех граждан составляет 13% вне зависимости от уровня их дохода.

При этом, напоминают авторы инициативы, в налоговой системе РФ в 2001 году уже действовала прогрессивная шкала НДФЛ — в зависимости от уровня доходов его ставка разнилась от 12% до 35%.

Однако затем в РФ была введена плоская шкала налогообложения, главной целью которой был вывод доходов из теневой сферы экономики.

Необходимость введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц назрела после 2007 года, когда резко усилился вывоз российского капитала за рубеж, отмечают автор инициативы. По расчетам авторов законопроекта, введение прогрессивной шкалы ставок выше 13% с 2018 года коснется порядка 484,1 тысяч человек или 0,72% от всех налогоплательщиков.

«Доводы некоторых финансистов о том, что введение прогрессивной шкалы ставки НДФЛ может вызвать рост теневых доходов в высокодоходных сферах (финансово-банковской, добычи и переработки нефти и газа, энергетики, торговли и т.д.

), не состоятельны, так как благодаря государственной поддержке финансово-налоговой системы за последние 15 лет резко возрос уровень информационной базы данных налогоплательщиков из числа юридических и физических лиц, многократно возросла программно-технологическая оснащенность и материально-техническая база органов Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства и Федеральной службы по финансовому мониторингу, вырос профессиональный уровень их сотрудников, создана современная законодательная и нормативная база в налоговой сфере», — отмечают авторы законопроекта.

«Единороссы» отклонили все законопроекты о введении прогрессивной шкалы подоходного налога | Политика

Государственная Дума голосами депутатов партии «Единая Россия» отклонила в первом чтении все четыре законопроекта о введении в России прогрессивной шкалы подоходного налога. Законопроекты были подготовлены оппозиционными фракциями — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией»

Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

Документы были рассмотрены как приоритетные законопроекты фракций в соответствии с поправками в регламент Госдумы, ранее одобренные нижней палатой парламента.

Фракция «Единая Россия» выступила против всех законопроектов. Как подчеркнул первый замруководителя фракции Андрей Исаев, дифференциация шкалы НДФЛ создаст очереди в налоговую инспекцию.

«Подоходный налог — это один из элементов налоговой политики. Бессмысленно реформировать один элемент, не понимая того, как в целом пытаемся выстроить эту налоговую политику.

Поэтому я считаю, в 2018 году мы должны обсудить все возможности, обсудить все плюсы и минусы, в том числе шкалы прогрессивного налога, но сейчас в том виде, в котором предложили наши коллеги из оппозиционных фракций, мы поддерживать данный проект не будем, потому что понимаем, что пользы людям он особой не принесет», — заключил депутат.

Председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров, автор законопроекта, освобождающего олигархов от выплаты части налогов и разрешающего им «тайные офшоры», заявил, что миллиардеры легко уйдут от выплаты подоходного налога и никаких дополнительных налогов не будет.

 «Просто не будет. Хотя бы потому, что у миллиардеров, в отличие от других людей, есть юридические службы, консультанты, адвокаты, которые этот вопрос решат на следующий день», — сказал он.

Кроме того, по мнению депутата, может возникнуть проблема очередей в налоговые органы, так как с проверками правильности начисления налоговики будут приходить не к налоговым агентам — крупным компаниям, а к каждому налогоплательщику.

«Мы должны быть готовы, что очередь выстроится более 60 млн», — предупредил депутат.

Согласно законопроекту КПРФ, при ежемесячном доходе менее 400 тыс руб. предлагалось сохранить ставку налога на уровне 13%, при ежемесячном доходе от 400 тыс до 1 млн рублей — 30%, при ежемесячном доходе свыше 1 млн рублей — предлагалось повысить ставку налога до 50%.

«Это не много, это нормально. Во Франции 60% налог. В Швеции — 26%, в США — 28%. Если мы примем наш закон, то страна получит 4 трлн 750 млрд рублей, это как раз заткнет все дыры бюджета», — сказал один из авторов законопроекта, первый зампред комитета по экономполитике Николай Арефьев (КПРФ)

Согласно законопроекту ЛДПР, при годовом доходе до 180 тыс. рублей ставка налога устанавливается в размере 0%, от 180 тыс. до 2,4 млн руб. годового дохода — ставка налога 13%, при годовом доходе от 2,4 млн рублей до 100 млн рублей — налог должен составить 288,6 тыс. руб + 30%, при доходе от 100 млн руб годового дохода налог должен составить 29 млн 568,6 тыс рублей + 70%.

«Сегодня 10% наиболее обеспеченных граждан РФ в 16 раз богаче наименее обеспеченных. Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН. Если учитывать скрытые доходы, незаконное предпринимательство, коррупционное вымогательство, разрыв может достигать 40 раз», — указывается в пояснительной записке к законопроекту.

«Под ставку 0 и 13% подпадает 99% граждан России. Поэтому никаких толп в налоговых инспекциях не будет в принципе.

У нас вопрос стоит об 1%, речь идет практически об одном миллионе человек, которые получают доходы свыше 2,5 миллионов рублей в год.

Для основной массы населения налоговая нагрузка не поменяется», — отметил выступивший от ЛДПР депутат Сергей Катасонов. По подсчетам ЛДПР, принятие законопроекта принесло бы в консолидированный бюджет РФ 2,05 трлн рублей.

Фракция «Справедливая Россия» подготовила два законопроекта о прогрессивной шкале НДФЛ.

Согласно первому, автором которого является депутат Олег Нилов, по доходам до 5 млн рублей в год и доходам, в отношении которых могут быть применены профессиональные и имущественные налоговые вычеты, ставка налога сохраняется на уровне 13%, по доходам от 5 млн до 50 млн рублей в год ставка налога вырастет до 18%, по доходам от 50 млн до 500 млн рублей в год ставка налога составит 23%, по доходам свыше 500 млн рублей в год — 28%.

«Необходимость выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между самыми высоко- и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, мировая практика социальной справедливости и мировая практика налогообложения доходов физлиц однозначно говорят в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект другого «справоросса» Валерия Гартунга предусматривает сохранение ставки в 13% для доходов до 24 млн рублей в год, для доходов от 24 млн до 100 млн рублей в год предлагается ставка в 25%, от 100 млн до 200 млн рублей в год — 35%, для доходов свыше 200 млн рублей в год — 50%.

Госдума отклонила два проекта о переходе на прогрессивную шкалу НДФЛ

2019-12-12T17:55+0300

2020-03-03T18:12+0300

https://ria.ru/20191212/1562325109.html

Госдума отклонила два проекта о переходе на прогрессивную шкалу НДФЛ

https://cdn24.img.ria.ru/images/156033/49/1560334964_0:18:3072:1746_1036x0_80_0_0_04fe77fdf982fe67afc41c66eea9c79f.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 12 дек — РИА Новости. Госдума отклонила в первом чтении два законопроекта о введении в России прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).Первый документ, внесенный депутатами от «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым, предусматривал переход к двухуровневой шкале НДФЛ. По доходам до 24 миллионов рублей в год включительно предлагалось сохранить действующую ставку 13%, свыше 24 миллионов рублей – установить ставку 18%.Под действие новых норм могло попасть чуть более 20 тысяч человек, но поскольку их доходы в совокупности превышают 4 триллиона рублей, то по новым ставкам НДФЛ было бы обеспечено поступление дополнительно 200 миллиардов рублей налогов, пояснял ранее РИА Новости один из авторов, первый зампред бюджетного комитета, эсер Александр Ремезков.Второй законопроект, внесенный депутатами от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым, предлагал ввести многоступенчатую шкалу НДФЛ, одновременно устанавливая пониженную ставку налога в размере 5% для доходов менее 100 тысяч рублей в год. При годовом доходе до 3 миллионов рублей ставка налога составила бы 5 тысяч рублей плюс 13% с суммы свыше 100 тысяч рублей, до 10 миллионов рублей — 382 тысячи рублей плюс 18% с суммы свыше 3 миллионов, свыше 10 миллионов рублей — 1,642 миллиона рублей плюс 25% с суммы выше 10 миллионов рублей.

Читайте также:  Доверенность на закрытие ип - образец

Против принятия законопроектов выступали комитет Госдумы по бюджету и налогам, правительство и Счетная палата РФ. Комитет считает, что возврат к прогрессивной шкале НДФЛ приведет к увеличению затрат на администрирование данного налога, а также может повлечь уклонение от его уплаты, а, следовательно, и к снижению поступлений по нему в бюджетную систему страны.

Кабмин обратил внимание, что введение с 2001 года ставки налога в размере 13% для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ.

А Счетная палата допускает, что переход к прогрессивной шкале может привести к увеличению теневой занятости и снижению поступлений в консолидированные бюджеты регионов РФ, поскольку усложняется механизм декларирования и уплаты НДФЛ.

В россии хотят ввести прогрессивную шкалу ндфл: кому и сколько платить?

Думский комитет по бюджету и налогам рекомендовал к принятию законопроект о введении прогрессивной шкалы подоходного налога. До сих пор он систематически отклонял подобные инициативы. Плоская налоговая шкала, действующая в России с начала 2000-х, считалась незыблемой. Напомним, сейчас ставка составляет 13% для всех. Что предлагают?

Согласно проекту, внесенному КПРФ, люди с доходом менее 100 тысяч рублей в год (то есть получающие значительно ниже прожиточного минимума, составляющего 11 тысяч рублей в месяц) должны платить НДФЛ в размере 5%.

Те, кто зарабатывает от ста тысяч до трех миллионов в год, заплатят 5 тысяч с первых 100 тысяч рублей дохода и 13% – со всего остального. При годовом доходе от трех до десяти миллионов рублей ставка налога составит 382 тысячи рублей с первых 3-х миллионов рублей и 18% – с дохода свыше этой суммы.

Люди, имеющие годовой доход от десяти миллионов рублей, должны будут заплатить 1,642 миллиона рублей с первых 10-ти миллионов рублей и 25% – с остального дохода.

Некоторые критики законопроекта уже окрестили его «налоговым адом», утверждая, что прогрессивная шкала НДФЛ приведет к бегству квалифицированных специалистов за рубеж и выводу миллиардов в оффшоры.

Другие комментаторы отмечают, что для большинства населения, зарабатывающего больше 8 тысяч и меньше 250 тысяч рублей в месяц, ничего не изменится.

О перспективах введения прогрессивного налогообложения в России мы поговорили с экспертами.

«Шанс, что мы перейдем к прогрессивной шкале, очень высок»

Борис Кравченко, президент Конфедерации труда России, член Российской трехсторонней комиссии:

– В настоящее время работает система, при которой социальные фонды, федеральный и региональные бюджеты создают бедные, а богатые платят минимум. Плоская шкала является социально несправедливой.

Что касается самих цифр, предложений о том, какие категории будут платить меньший процент с дохода, а какие – больший, то мы уверены, что малоимущие должны быть освобождены от подоходного налога полностью, как это сделано во многих странах.

Например, в ряде стран ЕС среднемесячный доход, эквивалентный 500 долларам США, не облагается никакими налогами, являясь принятой в обществе чертой бедности. Таким образом, у бедных остается больше денег, и это стимулирует их к более активной трудовой деятельности.

Эта планка устанавливается национальными государствами в ходе национального социального диалога.

Это реальный, осязаемый уровень доходов, являющихся низкими и позволяющими исключительно выживать. Он не должен облагаться налогом. Мы пободаемся с работодателями на этот счет. Начнем с 13 тысяч, а дальше будет видно.

Что касается остальных категорий граждан, то мы считаем, что наемные работники, зарплаты которых сегодня являются скандально низкими, даже по сравнению с соседними странами, не должны платить 13%. При существенном повышении дохода – от 200 тысяч рублей в месяц – налоговая шкала должна прогрессировать. Нам кажется, что налог на самую обеспеченную часть населения может составлять до 70%.

Однако недостаточно принять закон о прогрессивной шкале налогообложения – это было бы чисто техническое решение. Должен быть реализован целый ряд мероприятий, направленных на вывод из тени тех 20-25 миллионов наемных работников, которые заняты в неформальном секторе.

Нужен комплекс законов, которые, с одной стороны, усилили бы ответственность работодателей за использование серых трудовых схем, а с другой – сама налоговая система должна стимулировать работника и работодателя не уводить социальные налоги в тень.

Налоговый маневр, о котором сегодня много говорят (предложение повысить НДС в обмен на снижение взносов в социальные фонды), это разовое действие, которое предпринимается в момент кризиса.

Мы имеем в виду сбалансированную, обсужденную на трехсторонних площадках, программу вывода рабочих мест из тени.

Законопроект будет обсуждаться в профильных комитетах, в том числе и в комитете по труду.

Затем он поступит на согласование в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, и у нас будет возможность его существенно скорректировать.

Я не знаю, каковы шансы на принятие именно этого проекта, хотя его уже поддержал бюджетный комитет. Но, думаю, шанс на то, что мы перейдем к прогрессивной шкале налогообложения, в настоящее время очень высок.

«Хорошо, что пока это только проект»

Илья Быковников, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления РАНХиГС:

– С точки зрения пополнения бюджета введение прогрессивной шкалы НДФЛ, конечно, целесообразно. Но нужен переходный период.

Если вынести за скобки все социальное, то налоговым органам будет очень сложно администрировать новую систему. Да, есть автоматические системы контроля, но они настроены на то, что у нас – плоская шкала.

Программы придется перенастроить, механизм – переделать, формы отчетности – пересмотреть. На это уйдут время, средства и усилия.

Система плоской шкалы и пропорционального обложения уже дала результаты: бюджет пополняется за счет НДФЛ. Первая реакция, которая будет после перехода от плоской шкалы – часть доходов начнут уводить в тень. Поэтому не думаю, что реформа сразу же даст значимый результат. Хорошо, что пока это только проект.

Но не думаю, что потери от введения прогрессивной шкалы будут значительными. Даже если ее введут, она будет одной из самых низких в Европе. Сомнительно, что крупный капитал будет из-за этого уходить в оффшоры.

Прецедент самой высокой ставки подоходного налога в мире – 54%. Не могу сказать, что это привело к бегству капитала, потому что речь идет об одной из стран Западной Европы. Но в нашей стране введение столь высокой ставки вряд ли будет хорошим шагом.

Мы пробовали посчитать оптимальный максимум (конечно, это условная цифра, поскольку подобного опыта в нашей стране нет и аналогов нашей страны тоже нет). Если убрать все социально-экономические неравности по территории страны, все особенности регионального регулирования, то получится, что это порядка 34% для доходов свыше 25 миллионов рублей в год.

На мой взгляд, однозначно, должен существовать необлагаемый налогом минимум. Самый сложный вопрос – кто под него должен подпадать. Я не готов назвать цифру. У нас сейчас полным ходом идет пенсионная реформа, и этот минимум надо точно состыковать с возможностями работающих пенсионеров, незащищенных слоев населения, чтобы не нарушить баланс.

Список условий предоставления пенсионных и социальных выплат менялся за последние десять лет трижды.

Учитывая, что администрирование всех социальных выплат – пенсий по возрасту, социальных пенсий, выплат в Фонд обязательного медицинского страхования – отдали налоговым органам, то, может быть, у них наберется база, на основе которой можно вывести оптимальный для нашей страны необлагаемый минимум.

Прогрессивная шкала налогообложения — Профсоюзный словарь — Спецпроекты газеты «Солидарность»

Профсоюзы выступают за введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, правительство – против. Многочисленные законопроекты, вносимые на рассмотрение Госдумы, регулярно отклонялись. «Солидарность» рассказывает о подоходном налоге и приводит аргументы сторонников и противников прогрессивного налогообложения.

Прогрессивная шкала налогообложения — система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой.

Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит.

Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

ИСТОРИЯ

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании в 1798 году. В 1893 году оно появилось и в Пруссии: подоходный налог варьировался от 0,62% до 4%. К началу XX века такой налог был введен во многих европейских странах.

В России, по прусскому образцу, он был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года, но из-за революции закон фактически не вступил в действие. Декретом от 23 ноября 1922 года налогообложение было реформировано. В Советском Союзе шкала подоходного налога всегда была прогрессивной. Так, на доход менее 70 рублей налога не было.

От 70 до 90 рублей – 10%, от 90 до 100 рублей – 12%. 13% платили те, кто получал свыше 100 рублей в месяц.

В 1998 году в России ввели сложную прогрессивную шкалу: доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей.

В 2001 году у подоходного налога появилось новое название НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а ставка стала единой для всех (плоской) — 13%.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале регулярно вносились в парламент, однако правительство страны всегда давало на них отрицательные заключения.

В 2010 году Владимир Жириновский выступал за «семиступенчатую» шкалу налогообложения – от 2 до 40%.

Депутаты от КПРФ предлагали снизить налог для граждан, чей доход меньше 60 тысяч рублей в год, до 5%, а для зарабатывающих от 12 млн рублей в год – поднять до 45%. В октябре 2017 года Госдума отклонила законопроекты трех фракций о введении прогрессивной шкалы НДФЛ.

В феврале 2018 года депутаты от фракции «Справедливая Россия» внесли в нижнюю палату парламента законопроект, где предложили для граждан с доходами ниже 24 млн рублей в год оставить 13-процентную ставку, для остальных – поднять до 18%. По мнению парламентариев, под действие «максимальной» ставки подпадет чуть более 20 тысяч плательщиков, а поступление налогов увеличится на 200 млрд рублей в год.

В марте 2018 года депутаты от КПРФ заговорили о том, что надо ввести с 1 января 2019 года прогрессивную шкалу НДФЛ. Для лиц, получающих меньше 100 тысяч рублей в год, предлагалась ставка в 5%. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка составила бы 5 тысяч рублей плюс 13% с суммы выше 100 тысяч рублей.

Читайте также:  Утвержден перенос выходных в 2020 году

Для лиц с доходами до 10 млн рублей — 382 тысячи рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн. Для получающих в год свыше 10 млн рублей – 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы больше 10 млн рублей. Правительство не поддержало данный законопроект.

 «В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», — говорится в заключении Кабмина.

ПРОТИВНИКИ

  • Главные аргументы противников возврата к прогрессивной шкале:
  • — обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов, ведь налогами облагают по месту трудоустройства, а не проживания;
  • — необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;
  • — уклонение от налогов, возврат к «серым» зарплатам и «теневому» бизнесу;
  • — увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в России – идея обсуждаемая, но к ее реализации необходимо отнестись крайне осторожно. Такую мысль высказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после отчета о деятельности правительства 11 апреля 2018 года в Госдуме.

— Достаточно вспомнить, как платился этот налог, когда была прогрессивная ставка налогообложения. Какое использовалось количество «конвертов», серых схем. После перехода к плоской шкале все налоги стали платить, – заявил премьер.

— Такое налогообложение наиболее затруднительно не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы. Как раз бьет по среднему классу. При возникновении «прогресса» мы входим в иную реальность, связанную с уплатой НДФЛ. А именно: необходимо будет снова подавать налоговые декларации. Часть налогов, очевидно, уйдет в серую зону, – сказал Медведев.

В июне 2018-го на заседании Российской трехсторонней комиссии глава ФНПР Михаил Шмаков задал вопрос руководству Минфина, почему в качестве источника для пополнения бюджета Пенсионного фонда не используется введение прогрессивной шкалы налогообложения. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов ответил, что этот способ даже не рассматривался.

— Если мы повысим ставку, то большую часть дохода получит Москва, и дифференциация между столицей и субъектами РФ еще вырастет, – заявил Силуанов.

Он также уверен, что велики риски ухода богатых людей из-под налогообложения.

— Мы против этого (ввода прогрессивной шкалы НДФЛ. — Прим. ред.). У нас есть дифференциация в имущественном налогообложении, в том числе через транспортный налог, — сказал министр финансов в ходе Российского инвестиционного форума в феврале 2018 года.

Позже Антон Силуанов высказался еще однозначнее:

— Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны — плоская шкала 13-процентная достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно.

СТОРОННИКИ

  1. Главные аргументы сторонников введения прогрессивной шкалы налогообложения:
  2. — наполнится бюджет и будет покрыт его дефицит;
  3. — стабилизируются региональные бюджеты;
  4. — установится социальная справедливость, уменьшится количество бедных;
  5. — появится источник пополнения ПФР вместо повышения пенсионного возраста.

  6. В ноябре 2016 года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

— Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов.

У нас эта мера просчитана, и мы ее обсуждаем, — сказала Голодец.

Федерация независимых профсоюзов России последовательно отстаивает позицию о переходе к прогрессивному налогообложению. Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз высказался по этому вопросу:

— Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Богатые и в особенности сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

Среди предложений ФНПР – освобождение от подоходного налога граждан, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

Аргументы Минфина о том, что бизнес в случае введения прогрессивной шкалы налогообложения уйдет в «тень», прокомментировал секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков:

— Если в Налоговой службе неспособны контролировать уплату налогов со стороны бизнеса при внедрении прогрессивной шкалы налогообложения, непонятно, зачем она вообще нужна. Бизнес, да и любой человек, всегда ищет возможности заплатить поменьше налогов. Это нормальная ситуация.

А задача налоговиков – контролировать, чтобы налоги выплачивались в соответствии с законом, будь то плоская шкала налогообложения или прогрессивная. Проблема заключается в том, что Минфин ищет наиболее легкий путь, добывает средства там, где ему видно.

А видно, в основном, в карманах у трудящихся.

ЗА РУБЕЖОМ

Плоская шкала налогообложения действует сегодня в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. В большинстве же европейских стран используется прогрессивная шкала. В Великобритании ставка варьируется от 14 до 45%.

Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции (75%). В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Госдума отклонила ряд законопроектов о введении прогрессивной шкалы НДФЛ

МОСКВА, 12 октября /ТАСС/. Госдума отклонила в первом чтении четыре законопроекта о введении в России прогрессивной шкалы подоходного налога.

Законопроекты были подготовлены оппозиционными фракциями — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией». Документы были рассмотрены как приоритетные законопроекты фракций в соответствии с поправками в регламент Госдумы, ранее одобренные нижней палатой парламента.

В кпрф нашли 4 трлн

Согласно законопроекту КПРФ, при ежемесячном доходе менее 400 тыс. руб. предлагалось сохранить ставку налога на уровне 13%, при ежемесячном доходе от 400 тыс. до 1 млн рублей — 30%, при ежемесячном доходе свыше 1 млн рублей — предлагалось повысить ставку налога до 50%.

«Это не много, это нормально. Во Франции 60% налог. В Швеции — 26%, в США — 28%. Если мы примем наш закон, то страна получит 4 трлн 750 млрд рублей, это как раз заткнет все дыры бюджета», — сказал один из авторов законопроекта, первый зампред комитета по экономполитике Николай Арефьев (КПРФ).

Разрыв между богатыми и бедными

Согласно законопроекту ЛДПР, при годовом доходе до 180 тыс. рублей ставка налога устанавливается в размере 0%, от 180 тыс. до 2,4 млн руб. годового дохода — ставка налога 13%, при годовом доходе от 2,4 млн рублей до 100 млн рублей — налог должен составить 288,6 тыс. руб. + 30%, при доходе от 100 млн руб. годового дохода налог должен составить 29 млн 568,6 тыс. рублей + 70% .

«Сегодня 10% наиболее обеспеченных граждан РФ в 16 раз богаче наименее обеспеченных. Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН. Если учитывать скрытые доходы, незаконное предпринимательство, коррупционное вымогательство, разрыв может достигать 40 раз», — указывается в пояснительной записке к законопроекту.

«Тех, кто подлежит налогообложению в 70%, их всего 23 тыс. по России, мы их все знаем», — отметил выступивший от ЛДПР депутат Сергей Катасонов. По подсчетам ЛДПР, принятие законопроекта принесло бы в консолидированный бюджет РФ 2,05 трлн рублей.

За социальную справедливость

Фракция «Справедливая Россия» подготовила два законопроекта о прогрессивной шкале НДФЛ.

Согласно первому, автором которого является депутат Олег Нилов, по доходам до 5 млн рублей в год и доходам, в отношении которых могут быть применены профессиональные и имущественные налоговые вычеты, ставка налога сохраняется на уровне 13%, по доходам от 5 млн до 50 млн рублей в год ставка налога вырастет до 18%, по доходам от 50 млн до 500 млн рублей в год ставка налога составит 23%, по доходам свыше 500 млн рублей в год — 28%.

«Необходимость выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между самыми высоко- и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, мировая практика социальной справедливости и мировая практика налогообложения доходов физлиц однозначно говорят в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект другого «справоросса» Валерия Гартунга предусматривает сохранение ставки в 13% для доходов до 24 млн рублей в год, для доходов от 24 млн до 100 млн рублей в год предлагается ставка в 25%, от 100 млн до 200 млн рублей в год — 35%, для доходов свыше 200 млн рублей в год — 50%.

Фракция «Единая Россия» выступила против всех законопроектов. Как подчеркнул первый замруководителя фракции Андрей Исаев, дифференциация шкалы НДФЛ создаст очереди в налоговую инспекцию. «Подоходный налог — это один из элементов налоговой политики.

Бессмысленно реформировать один элемент, не понимая того, как в целом пытаемся выстроить эту налоговую политику.

Поэтому я считаю, в 2018 году мы должны обсудить все возможности, обсудить все плюсы и минусы, в том числе шкалы прогрессивного налога, но сейчас в том виде, в котором предложили наши коллеги из оппозиционных фракций, мы поддерживать данный проект не будем, потому что понимаем, что пользу людям он особой не принесет», — заключил депутат.

Госдума отклонила законопроекты трех фракций о введении прогрессивной шкалы НДФЛ

Согласно
новому регламенту нижней палаты парламента каждая фракция может выносить на
сессию четыре приоритетных законопроекта. Законопроект о введении прогрессивной
шкалы НДФЛ был признан приоритетным сразу в трех фракциях.

Предложения
«Справедливой России» (№943535-6) заключались во введении
прогрессивной шкалы по доходам, превышающим в год на одного человека 24 млн
рублей. Так, ставка по доходам до 24 млн рублей включительно должна составить
13%, от 24 млн до 100 млн рублей — 25%, от 100 млн до 200 млн рублей — 35%, по
доходам свыше 200 млн рублей — 50%.

Депутат
Валерий Гартунг («Справедливая Россия»), представляя законопроект,
отметил, что подавляющего большинства граждан принятие законопроекта не
коснется. «Это затронет топ-менеджеров крупнейших компаний и, может быть,
несколько человек, сидящих в этом зале. Я считаю, что это справедливо. Если мы
не ограничиваем расслоение среди граждан, это экономически вредно», —
сказал депутат.

КПРФ
(законопроект №939612-6) предложила оставить 13%-ную ставку по месячным доходам
до 400 тыс. рублей. Затем, при доходах от 400 тыс. до 1 млн рублей, вводится
ставка в размере до 30%. При доходах свыше 1 млн рублей НДФЛ должен
составить 50%.

В ходе представления законопроекта в Госдуме депутат от фракции
КПРФ Николай Арефьев отметил, что принятие закона необходимо в любом виде:
«Концепция этого закона заключается только во введении прогрессивной шкалы
подоходного налога. А каким налог будет — это мы с вами решим, во втором
чтении.

Можно 40%, можно 20%, можно 30% — как угодно».

ЛДПР
(законопроект №1148107-6) выступила с предложением освободить от уплаты НДФЛ
доходы до 15 тыс. рублей в месяц (180 тыс. рублей в год), затем доходы от 180
тыс. рублей до 2,4 млн рублей облагать налогом по ставке 13% с суммы,
превышающей 180 тыс.

Читайте также:  Опубликован обзор практики по вопросам, связанным с енвд

рублей; доходы в размере от 2,4 млн до 100 млн рублей —
288,6 тыс. рублей плюс 30% от суммы свыше 2,4 млн рублей; доходы от 100 млн
рублей и выше обложить фиксированной суммой в размере 29,57 млн рублей плюс 70%
от суммы, превышающей 100 млн рублей.

Депутат
от фракции ЛДПР Сергей Катасонов на заседании Госдумы привел пример того, как
изменится налогообложение зарплаты депутатов после введения прогрессивной
шкалы.

«Средневзвешенная ставка на тот доход, что мы имеем 400 тыс. рублей
(в месяц — прим. ИФ), получается 20%.

Я считаю, что это нормальная ставка и мы
по уровню своего дохода не только должны, но и обязаны платить столько в
бюджет», — сказал депутат.

Комментируя
возражения оппонентов о том, что в случае введения прогрессивной шкалы доходы
физических лиц уйдут «в тень», С.Катасонов отметил, что в графу под
налогообложение 70% подпадет 23 тыс. россиян. «Это люди штучные, мы их
всех знаем. Я очень сомневаюсь, что мы их можем потерять», — сказал он.

Представители
фракции «Единая Россия» подвергли критике предложенные законопроекты.

Так, первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев напомнил, что
когда-то он сам был против принятия плоской шкалы подоходного налога. «Но
я очень скоро убедился в том, что я был не прав, а коллеги — правы.

После того,
как была введена плоская шкала подоходного налога, собираемость этого налога
резко возросла, и началось погашение долгов по заработной плате врачам и
учителям, поскольку основными получателями подоходного налога являются
субъекты».

Андрей
Макаров («Единая Россия»), председатель комитета Госдумы по бюджету,
отметил, что плоская шкала — это экономическое преимущество РФ и что после
принятия прогрессивной шкалы никаких дополнительных доходов в бюджет поступать
не будет. «Просто не будет.

Хотя бы потому, что у миллиардеров, в отличие
от других людей, есть юридические службы, консультанты, адвокаты, которые этот
вопрос решат на следующий день», — сказал он.

Кроме того, по мнению
депутата, может возникнуть проблема очередей в налоговые органы, так как с
проверками правильности начисления налоговики будут приходить не к налоговым
агентам — крупным компаниям, а к каждому налогоплательщику. «Мы должны
быть готовы, что очередь выстроится более 60 млн», — предупредил депутат.

«ЕдРо» не сдает народу набитые карманы

Правящая элита, свято оберегающая исключительно собственные карманы, в очередной раз отказалась от введения прогрессивного налогообложения в России. Депутаты Госдумы (пребывающие в ней в подавляющем большинстве «единороссы», конечно, кто же еще?) заблокировали принятие законопроекта о повышении подоходного налога для тех, кто зарабатывает больше 2 млн. рублей в месяц.

Объяснение этому со стороны погубивших столь нужную и давно перезревшую законодательную инициативу депутатов партии «Единая Россия» циничны и смехотворны: «Народ очень негативно отнесётся к повышению налоговой нагрузки». Но о каком «народе» эти господа говорят?

Чтобы было понятно: граждан с ежемесячными доходами в 2 миллиона на всю нашу страну не больше 20 тысяч. Вот в их-то интересах и действует так называемая наша «правящая» партия.

Руководящие кресла в госкорпорациях опустеют? И кому станет хуже?!

Автором законопроекта стал депутат от «Справедливой России» Олег Нилов, который выносит подобную инициативу на рассмотрение парламента уже в четвертый раз. И снова думское большинство (а это, понятно, «Единая Россия») отказывается в повышении подоходного налога на богатых.

Кроме того, отрицательный отзыв на законопроект (написанный как под копирку) прислал в Госдуму вице-премьер — руководитель аппарата правительства Сергей Приходько.

Ссылался на то, что якобы администрирование налога по «расщепленной» ставке будет слишком неподъемным для Федеральной налоговой службы.

Что, естественно, ложь: отследить несколько тысяч крупных налогоплательщиков намного проще, недели миллионы мелких.

Еще один аргумент, который звучит из уст оппонентов Нилова в парламенте: якобы, произойдет резкий рост «теневой» экономики. А высококвалифицированные управленцы якобы разом покинут Россию. Экая же потеря будет для страны, если ее покинет десяток (а то и сотня) топ-менеджеров госкорпораций! Которые и при нынешнем руководстве образцами экономической эффективности отнюдь не являются.

Любопытно и вот что. Ранее, начиная с 2013 года, Нилов не раз предлагал повысить ставку подоходного налога для тех, кто зарабатывает более 5 млн. рублей.

Но — в год (уже тогда на таких приходилось не более 0,2% экономически активного населения, зато сообща они зарабатывали треть всех совокупных доходов граждан страны). Почему парламентарии неизменно выступали «против», — понятно. У большинства из них самих годовой доход выше 5 млн.

рублей. То есть, фактически Нилов покусился на карманы своих же коллег. Что ему простить мстительные «единороссы» никак не могли.

Даже Матвиенко побоялась покуситься на богатеев

Сейчас, в разгар кризиса, Нилов с соавторами предложил повысить «имущественный ценз»: чтобы повышенный налог платили те, что зарабатывает более 24 млн. рублей в год.

Несмотря на малую численность граждан, попадающих под действие документа, по оценкам депутата, их повышенное налогообложение (по ставке 18%) позволило бы дополнительно собирать в бюджет страны 200 млрд.

рублей. Существенная сумма, не правда ли?

При этом Нилов с соавторами ссылается на опыт экономически развитых стран. Например, во Франции богатей, которые зарабатывают более € 1 млн. в год, платят государству 75%-ный налог. В Германии для зарабатывающих более € 250 тысяч — ставка 45%. В Великобритании те, кто зарабатывают более £150 тысяч, также платят 45%-ный налог.

Также высоки предельные ставки НДФЛ и в других странах: в Израиле — 57%, в Швеции — 56,6%, в Бельгии — 53,7%, в Дании — 52,2%, в Нидерландах — 52%.

А в России и нищие технички в школах, и олигархи платят один и тот же подоходный налог — 13%. И это несправедливо, считают не только авторы законопроекта, но и, кстати, многие независимые эксперты-экономисты.

На этом фоне сколько-либо справедливым выглядит лишь предложение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: обнулить ставку НДФЛ для тех, кто зарабатывает меньше прожиточного минимума. Но вот на богатеев ни Матвиенко, ни депутаты-единороссы покуситься боятся.

Нагоева: самым справедливым и проработанным является предложение КПРФ

Об итогах депутатского обсуждения «Свободная пресса» поговорила с советником председателя Российского союза налогоплательщиков кандидатом юридических наук Даханаго Нагоевой.

«СП»: — Даханаго Анатольевна, единороссы пытались неуклюже объясниться: будто бы народ сам не одобрит повышение подоходного налога. Но о каком народе речь, если законопроект коснулся бы лишь 20 тысяч человек?

— Безусловно, я не согласна с решением депутатов Госдумы! А объяснение законодателей, что народ не одобрит такую инициативу, не соответствует действительности.

Как раз проведенные нами в последние полтора месяца мероприятия (и, в частности, рабочая встреча с предпринимателями в Торгово-промышленной палате России и Торгово-промышленной палате Кабардино-Балкарской Республики), как раз говорят об обратном.

Население не только одобряет повышение подоходного налога для богатых, но даже предлагает ввести прогрессивную шкалу по НДФЛ. Об этом не раз говорили предприниматели, выступающие на организованных нами мероприятиях.

«СП»: — Но реально готова ли страна к прогрессивной шкале НДФЛ?

— Вы знаете, очень обоснованным, справедливым и проработанным мне кажется законопроект, предложенный депутатами от КПРФ. Для граждан с доходом менее 100 тысяч рублей в год ставка НДФЛ должна быть опущена до 5%. У тех, чей доход составляет от 100 тысяч до 3 миллионов рублей в год, предложено было собирать по 5 тысяч рублей в месяц (эта сумма фиксирована!), плюс 13%.

Со следующей категории — с доходами до 10 миллионов рублей в год — КПРФ предлагает взимать фиксированный платеж в 382 тысячи рублей и 18% от суммы, превышающей 3 миллиона рублей. А с граждан с доходом выше 10 миллионов рублей авторы законопроекта намерены получать по 1 млн. 642 тысячи рублей, плюс 18% от суммы выше пороговой.

В госдуму внесен законопроект о прогрессивном налоге на доходы — новости право.ру

В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации».

Изменения предусматривают введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которая заменит плоскую шкалу налогообложения, введенную в Российской Федерации в 2001 году.

Автор законопроекта — депутат Госдумы А. Багаряков, сообщает пресс-служба нижней палаты парламента.

Напомним, что, в частности, премьер Владимир Путин заявлял, что не считает целесообразным возвращение к прогрессивной шкале подоходного налога.

Об этом он сообщил, выступая перед депутатами Государственной Думы в ходе отчета о работе, проделанной правительством России в 2008 году.

Премьер сказал, что одинаковая ставка подоходного налога для лиц с разным уровнем дохода несправедлива только на первый взгляд и отметил, что сейчас подоходный налог в России — самый низкий в мире.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость введения прогрессивной шкалы налогообложения обусловлена тремя факторами.

Во-первых, мировая практика показывает, что плоская шкала налогообложения — удел отсталых стран со слабой экономикой.

Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц в свое время мотивировалось необходимостью легализации доходов граждан страны и увеличением объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Однако, несмотря на то, что с момента введения плоской шкалы налога в России прошло уже 10 лет, сборы налога на доходы физических лиц по прежнему составляют исчезающее малую долю валового внутреннего продукта — менее 4% в 2008 году по данным Госкомстата.

Вторая причина введения прогрессивной шкалы налогообложения — резкое падение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, угрожающее их финансовой устойчивости.

В течение 10 последних лет увеличивалась зависимость регионов от финансовых перечислений из федерального центра.

Если еще в 2004 году безвозмездные перечисления составляли менее 10% бюджетных доходов в регионах, то уже к 2008 году эта доля достигла 20%, а в 2009 году превысила 25%.

Третья причина введения прогрессивного налога — стремительный рост степени расслоения российского общества по доходам.

Согласно данным, предоставленным Федеральной налоговой службой, с 2005 по 2007 год количество лиц с доходами свыше 1 млн. рублей увеличилось втрое, с 125,2 тыс. до 366,8 тыс. человек. Количество лиц с доходами свыше 1 млрд. рублей за тот же период выросло в 2,3 раза: с 283 до 655. Для сравнения, ВВП за тот же период возрос всего на 53%, с 21,6 до 33,1 трлн. рублей.

Для решения вышеуказанных проблем предлагается ввести прогрессивную шкалу налога, предполагающую снижение ставки налога с 13 до 5% для граждан с доходом менее 60 000 рублей в год (в среднем 5 000 рублей в месяц), что примерно соответствует уровню прожиточного минимума в стране.

Для доходов граждан в части от 60 000 до 600 000 рублей в год ставка налога составит 15%.

Для доходов граждан в части от 600 000 до 3 000 000 рублей в год ставка налога составит 25%. Прогрессивное налогообложение этой категории граждан принесет в бюджет почти 60 млрд. рублей дополнительных доходов.

Для доходов граждан в части от 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 35%. Дополнительные доходы бюджета от налога на данную группу граждан составят примерно 85 млрд. рублей.

Наконец, для доходов граждан в части свыше 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 45%. Прогрессивный налог в отношение лиц с годовым доходом более 12 млн. рублей, или свыше 1 млн. рублей в месяц, обеспечит поступление в бюджет дополнительных средств в размере около 2 трлн. 65 млрд. рублей.

В результате введения данного налога также следует ожидать снижения социальной напряженности в стране вследствие сокращения уровня дифференциации доходов среди населения Российской Федерации.

Напомним, в России единая ставка подоходного налога (он же — налог на доходы физических лиц) составляет 13%. По этому показателю Россия занимает второе место в мире после Болгарии — там размер фиксированной ставки подоходного налога составляет 10 процентов.

  • Налогообложение, Законопроект
  • Госдума РФ
  • Налоговый кодекс РФ
  • Владимир Путин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *