Как проверяется достоверность сведений в егрюл?

Здравствуйте, уважаемые читатели моего юридического блога. Решил сегодня переключиться на корпоративное законодательство.

Развитие законодательства о юридических лицах предполагает в числе прочего повышение стабильности гражданского оборота. Юридические лица, взаимодействуя между собой, должны иметь возможность узнать друг о друге информацию. Для этого необходимы информационные ресурсы, котором бы все доверяли, а сведения, туда загружаемые, проверялись.

Иначе компании сильно рискуют своим капиталом, многократно возрастает риск крушения бизнеса, особенно при значительных оборотах в ходе хозяйственной деятельности.

К какому ресурсу обращаются чаще всего, когда хотят проверить контрагента на благонадежность? Конечно же на официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, а именно к сервису «Проверь себя и контрагента».

Он содержит все основные сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?

Общие положения о достоверности сведений ЕГРЮЛ

Федеральным законом от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ внесены изменения в ГК РФ, повышающие защищенность добросовестных контрагентов при совершении сделок. Законодательно введен принцип публичной достоверности данных, внесенных в ЕГРЮЛ. Соответствующее положение закреплено в статье 51 ГК РФ.

Отправной точкой является обязательность государственной регистрации юридического лица в уполномоченном государственном органе. Для коммерческих организаций — это ФНС РФ.

Именно с момента регистрации юридическое лицо считается созданным. Порядок регистрации урегулирован Федеральным законом от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

В пункта 2 статьи 51 введено следующее положение:

«Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица».

Первое предложение можно свести к фразе: сведения, содержащиеся в реестре считаются достоверными, пока не доказано иное. Это и есть выражение принципа публичной достоверности ЕГРЮЛ.

В ходе взаимодействия с контрагентом, полагающимся на сведения реестра, заявлять об их недостоверности юридическое лицо не вправе. Ссылка на недостоверность возможна только если данные попали в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или другим путем помимо воли юридического лица.

Более подробно указанная норма раскрывается в пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 25).

В нем раскрывается и другая грань принципа публичной достоверности: предполагается, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных.

Достоверность — это хорошо. Позволяет избежать сомнительных сделок. Как эта достоверность ЕГРЮЛ обеспечивается?

Обеспечение достоверности

Новая редакция п. 3 ст. 51 ГК РФ предусматривает, что до государственной регистрации самого юридического лица, измений устава, включения иных данных в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан (!) провести проверку достоверности данных, включаемых в этот реестр.

Порядок и срок проверки должен быть установлен законом. Но он не установлен на сегодняшний день, хотя с момента вступления в силу этой нормы прошло 2 года. В этом и в некоторых других случаях действующее законодательство зачастую препятствует исполнению указанной обязанности надлежащим образом.

Срок для регистрации юридического лица — 5 рабочих дней с момента представления документов в налоговый орган. Для проверки данных такого отрезка времени не всегда достаточно, а возможность увеличения срока не предусмотрена. По факту налоговый орган просто отказывает в регистрации, не имея возможности уточнить интересующую информацию.

Пункт 23 Постановлении № 25 напоминает о п. 4.1 ст. 9 и п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В частности, ИФНС не уполномочена проверять форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия законодательству РФ, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом № 129-ФЗ.

А п. 1 ст. 23 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Пленум ВС РФ указывает также, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

В какой-то мере достоверность реестра обеспечивает установление круга лиц, которые могут быть заявителями. Кроме того, подпись на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом. Несмотря на это по-прежнему наблюдается практика создания юридических лиц через подставных учредителей. Ими могут являться массовые учредители, некоторые готовы выступить учредителями за соответствующую плату.

Проблемы возникают и с достоверностью адреса регистрации компании. На практике ИФНС, руководствуясь тем же п. 3 ст. 51 ГК РФ, при регистрации проверяет: действительно ли юридическое лицо будет находится по указанному адресу? Если инспекция выяснит, что адрес регистрации является массовым, то с большой долей вероятности в регистрации будет отказано.

Обычно такие отказы с успехом оспариваются в суде. Но заявитель теряет время и деньги. Поэтому советую адресами массовой регистрации стараться не пользоваться. В идеале вместе наряду с установленным перечнем документов предоставить еще и гарантийное письмо от собственника помещения, адрес которого будет использован для регистрации (вариант: договор аренды).

ИФНС имеет возможность проверить личность гражданина РФ, чьи данные указаны в заявлении о государственной регистрации юридического лица. Если по данным УФМС эти сведения окажутся несоответствующими данным паспорта, то в регистрации будет отказано (пп. «к» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Порядок и срок проверки должен быть установлен законом. С момента вступления в силу этой нормы прошло 2 года.

Срок для регистрации юридического лица — 5 рабочих дней с момента представления документов в налоговый орган. Для проверки данных такого отрезка времени не всегда достаточно, а возможность увеличения срока не предусмотрена. По факту налоговый орган до сих пор просто отказывал в регистрации, не имея возможности уточнить интересующую информацию.

Пункт 23 Постановлении № 25 напоминает о п. 4.1 ст. 9 и п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В частности, ИФНС не уполномочена проверять форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия законодательству РФ, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом № 129-ФЗ.

Пленум ВС РФ указывает также, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

Однако, совсем скоро, 1 января 2016 года, в силу вступают поправки внесенные в Закон № 129-ФЗ. В нем появляются пункты 4.2, 4.3 и 4.4 статьи 9.

ИФНС будет вправе осуществлять проверку достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, если у нее возникнут обоснованные сомнения в достоверности этих сведений. Это будет распространяться и на случаи поступления возражений со стороны заинтересованных лиц относительно предстоящих государственной регистрации изменений учредительных документов или включения дополнительных сведений в реестр.

Многое отдано на усмотрение должностных лиц налоговых органов. А уж определение степени обоснованности сомнений и вовсе носит сугубо субъективный характер. С точки зрения налогового инспектора — сомнение обоснованное. Заявителю же может показаться, что инспектор просто придирается.

Получается, что такое разрастание компетенции регистрирующего органа может привести к злоупотреблениям и волоките, но отсутствие порядка проверки достоверности способно привести к ущемлению прав добросовестных лиц. С одной стороны нельзя не признать, с другой — нельзя не учитывать.

Для полной картины следует посмотреть на список проверочных мероприятий, которые уполномочен осуществлять регистрирующий орган. Проверка осуществляется посредством:

  1. изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, документов и пояснений, представленных заявителем;
  2. получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  3. получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  4. проведения осмотра объектов недвижимости;
  5. привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Перечень мероприятий закрытый, никакие другие применяться не могут. В какой-то мере это защищает добросовестных заявителей.

В каких случаях могут применяться те или иные проверочные мероприятия?

Например, проведение осмотра объектов недвижимости явно направлено на борьбу с регистрацией компании по адресу массовой регистрации. Путем осмотра налоговый орган сможет убедиться, что компания действительно будет располагаться по данному адресу, имеется все необходимое для ведения тех видов деятельности, которые указаны в заявлении.

Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, а также порядок использования результатов, полученных в результате проверки, в соответствии с п. 4.3 ст. 9 должен быть установлен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Разумеется, сейчас его еще нет. Ожидать принятия соответствующего нормативного акта следует после вступления в силу поправок, внесенных в Закон № 129-ФЗ. Пока же будем надеяться, что документ будет устанавливать те самые основания, условия и способы исчерпывающим образом без двусмысленных формулировок.

При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена в силу п. 4.4 ст. 9 названного Закона.

При наличии оснований для осуществления мероприятий по проверке достоверности сведений вносимых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией, ликвидацией организации, внесения изменений в сведения реестра, регистрация приостанавливается не более чем на 1 месяц.

Само решение о приостановлении регистрации принимается в пределах отведенного регистрации срока, течение которого прерывается, т. е. в дальнейшем начинает исчисляться заново.

Решение о приостановлении регистрации должно будет содержать:

  • основание, по которому она приостанавливается;
  • срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не менее 5 дней.

Будем надеяться, что вводимые нормы позволят обеспечить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не в ущерб правам и интересам добросовестных лиц.

Судьба сделок, совершенных лжедиректорами

Какие данные реестра и для чего нужны третьим лицам? Про адрес уже сказано, добавлю только, что он может использоваться для направления судебных извещений, писем из ИФНС, иных государственных органов.

Для потенциальных контрагентов наиболее важными являются сведения о руководителе юридического лица. Особенно сейчас, когда от его имени уполномочены выступать несколько лиц.

Нормы о полномочиях руководителей, выступающих совместно, разъясняются в пункте 22 Постановления № 25. Предполагается, что все лица, полагающиеся на общедоступные сведения реестра вправе исходить:

  • из неограниченности полномочий каждого из директоров, действующих раздельно;
  • из неограниченности полномочий директоров, осуществляющих полномочия совместно.

Если устав содержал какие-то условия осуществления несколькими директорами своих полномочий, то на права третьих лиц и на действительность совершенных сделок это не влияет. Исключением является случай, когда будет доказано, что другая сторона при совершении сделки знала об ограничениях полномочий.

  • Принцип публичной достоверности позволяет разрешить проблему действительности сделок, совершенных лжедиректорами.
  • Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?
  • Лжедиректор — это лицо, сведения о котором, как о единоличном исполнительном органе, внесены в ЕГРЮЛ, однако решение общего собрания (совета директоров, наблюдательного совета) о назначении директора впоследствии было признано недействительным.

Необходимо помнить, что полномочия директора возникают не с момента внесения сведений о нем в реестр, а с момента избрания участниками корпорации. Если корпоративный акт, о наделении соответствующими полномочиями, был признан недействительным, то полномочий на совершение сделки у лжедиректора не имелось с самого начала.

Раз сделка была совершена неуполномоченным лицом, то она должна бы являться недействительной с момента совершения.  Лжедиректор мог действовать вполне добросовестно, во благо юридического лица. Но стабильность гражданского оборота страдает.

Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ позволяет эту стабильность обеспечить.

Читайте также:  Урегулированы мероприятия, предшествующие проверкам

Пленум ВС РФ в абзаце 2 пункта 119 Постановления № 25 указал следующее.

«По общему правилу, когда недействительным является решение собрания об избрании единоличного исполнительного органа юридического лица, а контрагент юридического лица добросовестно полагался на сведения о полномочиях указанного органа, содержащиеся в ЕГРЮЛ, сделка, совершенная таким органом с этим контрагентом, создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности для юридического лица с момента ее совершения, если только соответствующие данные не были включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (статьи 51 и 53 ГК РФ)».

Несмотря на то, что сделка совершена неуполномоченным на то лицом (порок компетенции), она признается действительной. Происходит исцеление сделки, или, по-другому и умным словом, ее конвалидация. Разумеется, если она сама по себе не содержит каких-то других пороков, влекущих ее оспоримость или ничтожность.

Однако, чтобы не было перекосов, приводящих к нарушению прав добросовестных участников корпорации, пострадавших от корпоративных захватов, принцип публичной достоверности ограничен степенью добросовестности контрагента по сделке.

Если контрагент недобросовестный, то по мнению Пленума ВС РФ в этом случае следует применить ст. 183 ГК РФ (абз. 3 п. 119 Постановления № 25).

Что это означает?

Лжедиректор после признания решения общего собрания недействительным считается утратившим полномочия с момента его принятия и — не может считаться органом юридического лица. Следовательно ст.

174 ГК РФ применить нельзя потому, что в ней речь идет о превышении полномочий органом юридического лица, а лжедиректор на весь предшествующий период от принятия корпоративного акта до признания его недействительным органом не признается и превысить ничего не мог.

Пленум ВС РФ счел возможным распространить на эту ситуацию норму о представительстве, устанавливающую последствия для сделки неуполномоченным лицом. Совершенную сделку должно одобрить само юридическое лицо. Если не одобрит, то сделка считается заключенной с бывшим лжедиректором.

Возможность одобрения — еще одна возможность исцелить сделку, что благоприятным образом влияет на стабильность гражданского оборота.

Но даже если контрагент полагался на данные ЕГРЮЛ добросовестно, если сведения внесены в результате неправомерных действий третьих лиц, все равно применяется ст. 183 ГК РФ. Иначе принцип публичной достоверности мог бы сыграть на руку рейдерам, выводящим активы захваченной корпорации через аффилированных лиц.

Эта аффилированность может быть хорошо замаскирована и определить кто-из контрагентов является добросовестным, а кто — не очень, бывает трудно. В дальнейшем юридическое лицо получает возможность самому одобрить некоторые сделки.

Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, уравновешенный презумпцией добросовестности контрагента и возможностью одобрения или отклонения сделки, совершенной неуполномоченным лицом, позволяет обеспечить стабильность гражданского оборота, соблюдая при этом права и интересы добросовестных участников юридических лиц.

С уважением, Альберт Садыков

Блог

Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?

Не секрет, что ИФНС четвёртый год занимаются «чисткой ЕГРЮЛ». Законодатель декларировал в своё время, что «очистные мероприятия» направлены на исключение из реестра фирм-однодневок, которые используются как инструмент в «серых» схемах налоговой оптимизации, но «чёрную метку» — запись о недостоверности сведений о месте нахождения или единоличном исполнительном органе — может получить даже «белая» фирма.

Вспомним «древние свитки», письма ФНС России:

  • № ГД-4-14/14127 «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»;
  • № ГД-4-14/14126 «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности» (оба письма от 03.08.2016 г.).

Из названий уже понятно, какие поручения там формулируются для территориальных налоговых органов. В письмах указаны признаки, свидетельствующие о недостоверности данных, причём для тех, кто создан после 1 августа 2016 года, критерии жёстче.

Для созданных «до» критерии таковы: один и тот же руководитель/адрес/управлящая компания/участник более чем у 50 юридических лиц, а также дисквалифицированный/числящийся умершим руководитель.

Для фирм, внесённых в ЕГРЮЛ после 01.08.16 г.: один и тот же руководитель более чем у 5 юридических лиц, один и тот же адрес/участник более чем у 10 юридических лиц, одна и та же управляющая компания более чем у 20 юридических лиц, а также дисквалифицированный/числящийся умершим руководитель.

  • ИФНС не составляет труда брать нужные сведения из ЕГРЮЛ, из реестра дисквалифицированных лиц, а также данные из ЗАГС (говорят, они уже активно «всасываются» в АСК НДС-3).
  • А в каком порядке вообще эти данные проверяются?
  • Во-первых, в течение срока, отведённого на госрегистрацию создания компании или внесения изменений в сведения о ней. Течение срока могут приостановить (продлить) на месяц, если:
  • а) поступили возражения заинтересованного лица, по поводу регистрации;

б) проблема с адресом (адрес массовой регистрации, объект недвижимости разрушен и т.д.);

в) признаки «альтернативной ликвидации» («слив» фирмы через реорганизацию, например).

Формально все эти факторы являются основанием для проведения проверки, а на деле никто не хочет утруждаться и просто сразу отказывают в регистрации.

«Бонусом» могут выписать на ЕИО штраф по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. А если будет ещё одна «неудачная попытка», то ЕИО может «влететь» на дисквалификацию по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.

  1. А вообще «черная метка» появляется в результате проверки уже имеющихся в ЕГРЮЛ сведений (это и есть «чистка»). Есть два основания для такой проверки:
  2. а) заинтересованное лицо подало в ИНФС заявление о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  3. б) ИФНС располагает иной информацией о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Формулировки очень расплывчатые, особенно вторая. И это позволяет ИНФС «развернуться» и проверить буквально под микроскопом интересующую фирму.

В рамках проверки ИФНС вправе проводить такие мероприятия:

  1.  изучать имеющиеся документы и сведения, получать объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки (банальное изучение документов регистрационного дела юридического лица, заявлений заинтересованных лиц);
  2. получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки (это опрос, на который ИНФС может вызвать любое лицо, потенциально владеющее информацией);
  3. проводить осмотр объектов недвижимости (при необходимости ИНФС в рамках межведомственного взаимодействия получает нужные сведения из Росреестра и ЗАГСа и у иных лиц, а вот присутствие представителей проверяемого лица необязательно, достаточно двух понятых или видеозапись осмотра, фиксируется всё это в протоколе осмотра, форма которого в указанных письмах имеется);
  4. привлекать специалистов или экспертов (некие случаи, когда требуются познания в науке, технике и т.п., эксперт/специалист должен быть незаинтересован в исходе дела, участие его фиксируется в протоколе проверочного мероприятия).

Появление в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений не сулит ничего хорошего, поскольку:

  • если такая запись будет «висеть» более 6 месяцев, ИФНС вправе принять решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. В этом контролирующее фирму лицо (не путайте с ЕИО) может быть привлечено к субсидиарной ответственности в упрощённом порядке (без процедуры банкротства);

За что субсидиарная ответственность? Всё просто…

В силу ч. 3.1. ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» с момента исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом, факт такой принудительной ликвидации признается отказом должника (исключенной из ЕГРЮЛ компании) от исполнения денежных обязательств.

Поэтому, если у компании были долги по обязательствам перед кредиторами, которые возникли вследствие допущения недобросовестных действий участников или директора компании, такие контролирующие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности: после исключения компании из ЕГРЮЛ кредиторы её, в том числе ИФНС, получают право требования по неисполненным компании-должником обязательствам от ее контролирующих лиц (участников, учредителей, директора).

Еще одно нехорошее последствие указано в абзацах 2 и 3 подп. «ф» п. 1. ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50 % от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом.

То есть пережить исключение своей фирмы из ЕГРЮЛ и потом радостно купить готовую компанию и войти в состав участников или устроиться в новую фирму директором не получится.

А ещё «бонус»: в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, прекращается его правоспособность.

  • пока «висит» такая запись, невозможна регистрация любых других данных (изменений) о фирме в ЕГРЮЛ;
  • контрагенты начнут разбегаться, ибо слова про «должную осмотрительность» никто не забыл и связи с подозрительной фирмой могут в будущем припомнить.

Итак, мы напуганы, а ИНФС уже пришла к выводу, что сведения в ЕГРЮЛ недостоверны. Что будет далее? На данном этапе в ЕГРЮЛ ещё нет «черной метки»!

В адрес юридического лица, а также руководителю и участникам, ИНФС направит письмо с предложением внести достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие, что налоговый орган ошибся. Срок для этого — 30 дней. В противном случае в ЕГРЮЛ внесут запись о недостоверности сведений.

Доказательства, опровергающие вывод ИНФС в части адреса компании, могут быть такими:

  • копии документов, подтверждающих право фирмы находиться по указанному в ЕГРЮЛ адресу (копии договора аренды, свидетельства о праве собственности и т.п.);
  • копии документов, подтверждающих получение почтовой корреспонденции (из любых органов, в том числе из ФСС и ПФР, письма от контрагентов, с приложением почтовых конвертов).

Если претензии касаются данных о руководителе и/или участнике, лучше связаться с конкретным исполнителем в ИФНС и уточнить информацию, а в зависимости от полученных данных предпринимать конкретные меры. Ведь может оказаться, что налицо явная ошибка: например, полный тёзка собственника указан массовым руководителем. Тут лучше явиться лично и объясниться.

Если ЕИО дисквалифицирован или он письменно заявил, что никогда директором фирмы не был, туту уж решайте проблему сами, советы посторонних в таком случае лишь навредят…

Ну а что делать, если в ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности сведений?

Такую запись можно постараться исключить двумя способами:

  1. внести достоверные данные (например, по поводу нового ЕИО принять решение о его назначении, подготовить заявление по форме Р14001, заверяем у нотариуса, направляем пакет документов в ИФНС. Если недостоверным признали адрес, переезжаем на новое место «по-белому»);
  2. обжаловать решение налоговой.

Обжалование может занять несколько месяцев по времени, учтите. Обжаловать решение ИФНС нужно последовательно; сначала в вышестоящий налоговый орган, а если не помогли — в суд.

Жалоба может быть подана в течение трёх месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Порядок административного обжалования, требования к жалобе, сроки её подачи и рассмотрения, установлены в главе VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней. Его могут продлить еще на 10 дней, для того, чтобы регистрирующий орган предоставил документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Если вышестоящий орган отказал в удовлетворении требований или не уложился в отведённый на рассмотрение жалобы срок, вы вправе обратиться в арбитражный суд в течение трёх месяцев.

Основания для обжалования:

  • налоговым органом нарушен порядок проведения проверки (в вышестоящий налоговый орган или суд необходимо направить доказательства допущенных нарушений. Например уведомление с требованием представить достоверные данные не направили директору, участнику или в адрес самой компании);
  • сведения на самом деле достоверны (тут потребуется доказать факт достоверности сведений; для подтверждения адреса необходимо предоставить, например, договор аренды, и подтверждение получения почтовой корреспонденции).
Читайте также:  Посреднические услуги в оквэд

Подытожим: не следует увлекаться созданием новой фирмы каждый три года. Также нужно чётко помнить, во скольких фирмах вы состоите участником.

Если фирма арендует квадратный метр в офисном здании и использует его как адрес, нужно позаботиться о том, чтобы хотя бы письма из госорганов находили адресата.

Также будем внимательны к контрагентам, поскольку мы должны проявлять «должную осмотрительность», а ИНФС уже умеет раскручивать цепочку связей до седьмого звена.

Если же в ЕГРЮЛ светится «чёрная метка», можно и нужно принять определённые меры к тому, чтобы «обелить» себя и свою репутацию, ибо бездействие чревато дисквалификацией и субсидиарной ответственностью. Берегите карманы!

С уважением, Алексей Тищенко. 

Компания «Бурмистр.ру» разрабатывает сайты для управляющих компаний и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Проверка достоверности данных, вносимых в базу ЕГРЮЛ

В 2016 году поправки к закону № 129-ФЗ, регламентирующему порядок регистрации организаций, компаний и фирм, и включение сведений о них в базу Единого государственного реестра, добавили право сотрудников налоговых органов проводить проверку достоверности данных, предоставляемых в ЕГРЮЛ. Порядок этой проверки, необходимые мероприятия, сроки и условия представлены в подзаконном акте — Приказ ФНС России от 11.02.16 № ММВ-7-14/72@.

Налоговые органы проводят подобную проверку только тогда, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности сведений. Такую информацию они могут получить от заинтересованного лица, если у него имеются возражения по поводу данных, вносимых в ЕГРЮЛ.

Заявитель оформляет свое возражение в письменном виде (рекомендуемая форма заявления предложена в вышеупомянутом приказе, и ее не стоит существенно изменять).

При этом в заявке информация о недостоверности сведений должна быть аргументирована или документально подтверждена.

Такое заявление имеет право составить как юридическое, так и физическое лицо. Налоговая служба оставляет за собой право отказа в проведении мероприятий по проверке, если претензия составлена некорректно или не имеет достаточных оснований (пункт 5-й Приказа № ММВ-7-14/72@).

Возражения могут касаться регистрации вносимых в ЕГРЮЛ изменений относительно устава организации, состава ее учредителей и иных данных, представленых в Реестре юридических лиц.

Для того чтобы убедиться в достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, или же, наоборот, опровергнуть их, проводятся мероприятия, предусмотренные в пункте 4.2 закона № 129-ФЗ, а именно:

  • изучается документация, представленная заявителем и проверяется обоснованность его возражений;
  • рассматриваются документы, предоставленные юридическим лицом, фигурирующим в проверке;
  • привлекаются для подачи сведений любые лица, которые обладают информацией по данному вопросу (п. 12-й Приказа № ММВ-7-14/72@);
  • проводится осмотр места регистрации юр. лица с обязательным привлечением двух понятых либо ведением видеосъемки, с последующим составлением протокола осмотра и проставлением подписей всех участников (п. 14-й Приказа № ММВ-7-14/72@);
  • подаются запросы о справках и документах в органы районной администрации, нотариальные конторы и другие учреждения, способные прояснить ситуацию (п. 13-й Приказа № ММВ-7-14/72@);
  • привлекаются специалисты для проведения экспертизы и последующего вынесения экспертного заключения: непременно компетентные в данной теме и незаинтересованные в результатах проверки (п. 15-й и 16-й Приказа № ММВ-7-14/72@).

Проверка достоверности данных может осуществляться в двух случаях:

  1. В момент предоставления сведений о юридическом лице в органы Единого реестра для их регистрации. В этом случае закон предусматривает проведение проверки в срок 5 рабочих дней, то есть за время, совпадающее со сроком рассмотрения заявки на регистрацию в ЕГРЮЛ (ст. 8 и ст. 18, пункты 1 и 3 соответственно, закона № 129-ФЗ).

    Однако, если этого времени недостаточно, сотрудники налоговой инспекции вправе продлить время проверки на период не дольше одного месяца. Причем данное решение они должны принять не позднее 5-го дня с момента поступления заявления о недостоверности сведений (п. 7-й Приказа № ММВ-7-14/72@).

    Решение, принятое после этого периода, не имеет законных оснований.

  2. После регистрации данных в ЕГРЮЛ. В этой ситуации заявление от возражающей стороны рассматривается не дольше 7 дней, а после истечения этого срока начинается отсчет периода проверки.

    Он должен занимать не более месяца.

    Но если при проверке привлекаются эксперты, ведется осмотр места регистрации юридического лица или собираются справки от различных учреждений, период может быть продлен до 60 дней.

Если информация о недостоверности сведений поступила в момент, когда были поданы документы в ЕГРЮЛ, регистрация приостанавливается, о чем налоговая служба обязана уведомить юридическое лицо.

Уведомление направляется регистрируемому лицу либо его представителю по указанному почтовому адресу или приходит в тот орган, где были поданы документы на регистрацию. Если заявка подавалась по интернету, уведомление вышлют на электронную почту, но также обязуются предоставить его в письменном виде по требованию.

После завершения проверки и выявления недостоверной информации налоговые службы выносят один из двух возможных вердиктов:

  1. Отказать в проведении государственной регистрации. Отказ оформляется со ссылкой на обнаруженные нарушения, которые представлены в ст. 23 Федерального Закона № 129. Уведомление об этом должно быть выслано юридическому лицу в период, не превышающий одного рабочего дня (ссылаясь на п. 4 статьи 23 закона № 129-ФЗ).

  2. Просьба предоставить достоверные сведения. Такое уведомление получит юридическое лицо, если сомнения появились в следующей информации:

  • личные данные руководителя и ИНН организации;
  • размеры долей и их названной стоимости, данные о держателях акций, о передаче долей по праву наследования, в залог или иных обременениях;
  • адрес регистрации юридического лица.

Для подачи в ФНС достоверных сведений юридическому лицу предоставляется срок в 30 дней с момента направления уведомления. Если этого не сделать вовремя, в ЕГРЮЛ будут внесены данные о недостоверности информации (основание – п. 18-й Приказа № ММВ-7-14/72@ и п. 7-й статьи 7.1 закона № 129-ФЗ).

Важно помнить, что аннулирование отметки о недостоверности представленных ЕГРЮЛ сведений не предусматривает ни Федеральный закон № 129, ни Приказ № ММВ-7-14/72@. Такая запись в Реестре может повредить репутации юридического лица. Поэтому очень важно успеть предоставить достоверные сведения для ЕГРЮЛ в обозначенный срок.

Запись о недостоверности сведений включенных в ЕГРЮЛ что значит?

С нового года налоговая служба приготовила очередные «сюрпризы» для предприятий.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц 2017, 2018 теперь осуществляется не только с компаниями, которые не заявляют о себе в течение года.

Подвергнуться ликвидации могут теперь и те организации, в выписках ЕГРЮЛ которых была допущена ошибка или обман. Таким образом, для работающих фирм, может стать неожиданностью внезапное лишение ответственности и бизнеса.

Проверка достоверности сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ

Посмотреть информацию, которая находится в налоговом подразделении региона, можно через официальный сайт ФНС. Для этого потребуется на главной странице найти «Риски бизнеса» и кликнуть по ссылке.

В появившемся окне ввести данные о своей организации или реквизиты контрагента. Ниже потребуется указать шифр и нажать на кнопку поиска. Здесь можно проверить не только юридических лиц, но и предпринимателей.

Полную информацию можно увидеть, нажав на ссылку компании. При этом загрузится документ в pdf-формате. Это и есть выписка об организации. Запись о недостоверности информации может быть в любой графе. Необходимо внимательно прочитать документ. Запись может находиться в графе адреса, руководителя, наличия лицензий и вида деятельности (код ОКВЭД) и в прочих пунктах.

Чтобы снизить риски для бизнеса, руководителям следует здесь же через сайт проверить своих основных контрагентов. Возможно, они уже попали в «Черный список» ФНС.

Что означает запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, и какие могут быть последствия

Если налоговый орган обнаруживает несоответствие заявленной информации и фактических данных в реестре, сотрудники ФНС вносят результаты проверки в базу. Примерно через четыре месяца, если не объявляется владелец или заинтересованные лица, Федеральная служба имеет право ликвидировать фирму.

Решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ принимается без удовлетворения суда, в принудительном порядке, первоначально публикуя информацию в печатном издании. Официальным местом для информирования граждан является журнал «Вестник государственной регистрации».

Запись в опубликованном виде находится на протяжении 3 месяцев. Если за это время в Федеральную службу не поступает возражение, компания ликвидируется с лишением всех прав для руководителя и учредителей. Заявление-возражение имеет утвержденную законом форму.

Предупреждающая запись об удалении из реестра грозит руководителю и сотрудникам следующими проблемами:

  • Потеря потенциальных партнеров и заказчиков, узнавших о скорой ликвидации предприятия. В связи с этим фирма, заявленная на предварительное удаление из реестра, подвергается рискам в потере прибыли.
  • Штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, выписанный на руководящую должность компании.
  • Замораживание счетов компании, проблемы с проводками и переводами.
  • Отказ в предоставлении кредита.

Если организация вычеркивается из реестра ФНС, директор и основные учредители лишаются права руководить новой компанией в течение трех лет. Ликвидированная фирма на протяжении года обязана расплатиться с долгами, если их потребуют кредиторы или арендодатели через суд. После этого срока получить средства и имущество с недействующей фирмы не получится.

Какие сведения чаще всего оцениваются как недостоверные

Распространенной причиной для разбирательства является неправильно указанный адрес.

Так бывает, если при создании организации руководители заявляют одно местонахождение, но через некоторое время фирма оттуда съезжает.

Сотрудники налоговых подразделений специально обзванивают адреса и проводят сверку с информацией, находящейся у них в базе. Если полученные сведения не сходятся, налоговая служба делать предупреждающую запись в реестре.

Дополнительными показателями того, что организация сменила адрес, но не предупредила об этом, ФНС является:

  • Возврат писем, отправляемых на заявленное месторасположение. Игнорирование сообщений расценивается, как неработоспособность Общества.
  • Адрес проверяется по карте. Бывает так, что, указанный в документах, дом не существует или он был снесен после регистрации компании.
  • Нельзя регистрировать Общество по жилому адресу. Такой факт также является нарушением и поводом для разбирательства.
  • Не указан номер офиса, если фирма зарегистрирована на торговой площадке.

Доказательством несуществующего адреса для инспектора является видеозапись или встреча с руководителем организации по указанному адресу или в отделении ФНС. Для осмотра места без представителя фирмы приглашаются двое свидетелей.

К случаям для записи о недостоверности относятся также такие спорные ситуации, как ошибки в названии фирмы, в должности, в виде деятельности или истечение срока лицензии. О несоответствии информации может узнать сама налоговая служба или контрагенты компании. Если они заявят об обнаруженной ошибке, федеральная служба имеет право проверить и запустить процедуру ликвидации фирмы.

Если у ФНС возникают подозрения о том, что директор и учредители организации на самом деле не причастны к руководству, их могут вызвать для беседы с инспектором. С августа 2016 года руководитель не должен быть зарегистрирован более чем в пяти компаниях.

Если кто-то из учредителей вышел из Общества, свое решение о передаче доли следует закрепить у нотариуса и уведомить ФНС о своем решении. Отсутствие подтверждающих документов также является основанием для исключения из ЕГРЮЛ действующих юридических лиц.

Полезно знать! До 2016 года разрешалось регистрировать на свое имя или быть участником общества одновременно в 50 организаций. Если ФНС обнаружит наличие регистрации одного лица в качестве директора и учредителя в более чем в пятидесяти Обществах, ему также грозит встреча с налоговиками и риск ликвидации предприятий.

Действия после получения записи о недостоверности сведений

При обнаружении ошибки Федеральная служба высылает письмо-уведомление на фактический адрес компании.

Представителям фирмы или руководителю следует написать ответ на предъявленное замечание в течение месяца, если в выписке находится достоверная информация.

Если в ЕГРЮЛ действительно зарегистрированы неправдоподобные данные, руководителю следует написать заявление по установленным формам Р13001 и Р14001. Дополнительно должны быть приложены подтверждающие документы об изменениях.

После получения пояснения или заявления налоговый орган вносит изменения в реестр. Срок выполнения данной процедуры пять рабочих дней с момента регистрации документов.

Игнорирование и отсутствие ответа по истечению срока расценивается как согласие на правку реестра с указанием о недостоверности данных. В дальнейшем компанию лишают деятельности, то есть ее удаляют из реестра в принудительном порядке.

Читайте также:  Гонорары успеха, борьба с карманными адвокатами и иные изменения законодательства об адвокатуре

Заполнение заявления по форме Р13001

Данный вид документа заполняется при выявлении несоответствий в сведениях ЕРГЮЛ, которые не занесены в Устав фирмы. Заявление должно быть заверено нотариально.

Сведения могут касаться различных сфер деятельности, начиная от изменения местонахождения, до подтверждения новых членов руководства. Данная форма записи используется для внесения изменений в Устав предприятия.

Все нововведения должны быть донесены и до ФНС, поэтому заявление можно использовать для внесения изменений в реестр.

Форма включает в себя: титульный лист и 23 страницы приложений. Полностью документ заполнять и отправлять в налоговую службу не нужно. ФНС потребуются только те страницы, которые несут информацию об изменениях. Независимо от вида поправки следует заполнять титульный лист и сведения о заявителе.

Благодаря документу можно сменить:

  • Юридическое месторасположение (Страница «Б» и «М»). Изменения вносятся в Устав в том случае, если в прежней версии документа фигурировал полный адрес или меняется город (район). В других ситуациях потребуется писать заявление Р14001 без поправок Устава.
  • Наименование компании (Страницы «А», «М»).
  • Код вида деятельности (Листы «Л» и «М»). Заявление заполняется в том случае, если в Уставе указаны коды ОКВЭД. Если они не прописаны в действующей версии, следует заполнять заявление Р14001 для уведомления налоговой.
  • Создание дополнительных офисов (Листы «К» и «М»)
  • Уставной капитал. Заполняются шесть приложений от «В» до «З». Лист «И» заполняется при уменьшении денежных средств, внесенных при создании организации.

Полезно знать! На несколько изменений заполняется одно заявление. Для внесения изменений в Устав потребуется заплатить государственную пошлину. На данный момент она составляет 800 рублей.

Заполнение заявления по форме Р14001

Документ оформляется, если изменения в Уставе уже прошли, а в базе налоговой их нет или, когда допущена ошибка. При этом платить госпошлину не потребуется.

Заявление содержит титульный лист и страницы от «А» до «Р». Объем формы больше в два раза по сравнению с документом Р13001. Полностью весь бланк заполнять не нужно. Достаточно указать те данные, которые необходимо поменять в реестре.

Независимо от вида изменения, в обязательном порядке заполняется первый лист и страницы «Р». Внесение изменений, образованных в связи с ранее допущенными ошибками в заявлении, обозначаются на титульном листе во втором пункте цифрой «2».

Используя форму Р14001, можно внести следующие поправки в выписку из реестра:

  • Наименование компании (Приложение «А»). Страницы заполняются аналогичным образом, что и при заполнении формы Р13001.
  • Месторасположение. Заполняется лист «Б». Дополнительно к заявлению следует приложить протокол собрания, где принято решение о смене адреса, гарантийное письмо, договор аренды и прочие копии, в зависимости от ситуации.
  • Уставной капитал (страницы от «В» до «Ж»). При внесении изменений о держателе реестра акционеров для АО заполняется лист «И». Лист «П» необходимо оформлять при изменении размера капитала.
  • Информация о доверенном лице, представляющем интересы компании без доверенности (Страницы листа «К»). Пункт посвящен для передачи данных о возложении, прекращении или изменении полномочий заместителя руководителя, имеющего право подписи руководителя и работающего без доверенности.
  • Сведения об УК и Управляющем. Заполняются страницы листа «Л» и «М» соответственно.
  • ОКВЭД (Лист «Н»). Указывается основной код и дополнительные шифры. Приложения, подтверждающие информацию, предоставлять не понадобится.
  • Открытие новых филиалов или представительств (страницы листа «О»).

Внимание! Заявление должно быть заверено у нотариуса.

Как оформить пояснение о достоверности данных

  • Неправильно заведенные сведения о фирме могут выявиться при выдаче документов в налоговой при создании организации или после их получения уже при действующей фирме.
  • Когда недостоверность обнаруживается при получении документов по факту создания Общества, сотрудник налоговой должен оформить карточку замечаний с указанием несоответствия.
  • Если неправдоподобная информация обнаружится после получения документов, руководителю придется подавать заявление Р14001.

Внимание! Очень важно проверять полученные сведения о фирме в самом начале регистрации Общества. Независимо от вида ошибки (по вине компании или ФНС) процедура подачи заявления обязательна.

Можно ли исправить недостоверные сведения на реальные самостоятельно без оформления дополнительных документов

Подобная практика не применяется и не предусмотрена законодательством РФ. Чтобы исправить сведения о фирме и предотвратить ликвидацию, следует предоставить в налоговую службу заявление установленной формы и документы, подтверждающие новую информацию.

Если указанная информация в ЕГРЮЛ достоверна, писать заявления не нужно. Достаточно отправить пояснения после получения письма из налоговой службы. К ответу должны быть приложены копии подтверждающих документов (договор аренды, квитанции об оплате, устав, копии приказов, подписанные руководителем, справки и т. д.).

Недостоверные сведения в ФНС могут причинить серьезные последствия фирмам из-за неосмотрительности руководства. Вся информация, находящаяся в Уставе, должна соответствовать ему.

Нельзя допускать фактического изменения состояния дел и последующего отсутствия внесения поправок в документы.

Своевременные действия обеспечат безопасность бизнесу, потому что налоговым сотрудникам предоставляется возможность узнавать ошибки в реестре и лишать возможности деятельности предприятий после проведенных проверок в принудительном порядке.

Сведения в ЕГРЮЛ с 1 января 2016

В ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица, а в уставе — его место нахождения с точностью до муниципального образования (п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ). При этом внутри одного города могут существовать различные муниципальные образования, например районы (ч. 1 ст. 2 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ, п. 2 ст. 54 ГК РФ).

С 2016 года смена места нахождения организации будет проходить в несколько этапов. Сначала организация должна обратиться в налоговую инспекцию по «старому» адресу и представить решение о смене места нахождения (в течение трех дней после его принятия) и заявление о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

После внесения этих сведений в ЕГРЮЛ и появления записи в реестре налоговики пересылают регистрационное дело в инспекцию по новому месту нахождения юрлица.

И только через 20 дней после появления этой записи можно обратиться в инспекцию по новому адресу и представить заявление на госрегистрацию изменений в учредительных документах и ЕГРЮЛ (п. 5 письма ФНС России от 27.03.

15 № СА-4-14/5039@), а также документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости (свидетельство о праве собственности, договор аренды или др.).

В заявлении должен быть указан адрес, относящийся к новому месту нахождения, то есть нельзя будет переехать, например, из Москвы в Екатеринбург и оставить московский почтовый адрес. При этом налоговики будут вправе приостановить регистрацию изменений для проверки их на достоверность.

Если вовремя не опровергнуть результаты проверки, в ЕГРЮЛ появится запись о недостоверности сведений. Руководителей могут признать подставными, а контрагенты могут отказаться от сотрудничества.

Проверка на достоверность

С 2016 года любые сведения, включаемые или уже включенные в ЕГРЮЛ, могут быть проверены ИФНС. Во-первых, если у инспекторов возникли обоснованные сомнения в их достоверности. Во-вторых, по заявлению заинтересованных физлиц о недостоверности предстоящих изменений или уже содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, например, информации о давно вышедших участниках организации.

Приостановление регистрации изменений

При реорганизации, ликвидации или изменении учредительных документов налоговики смогут приостановить госрегистрацию не более чем на месяц, чтобы проверить «подозрительную» информацию.

Если «подозрения» подтвердятся, то в госрегистрации этих сведений откажут. Для регистрации новых организаций процедура приостановления применяться не будет. Их сначала зарегистрируют, внесут в реестр и только потом смогут проверить (п.

 1 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@).

«Черная метка» при сомнении в достоверности

Если по результатам проверки будут выявлены недостоверные сведения, уже содержащиеся в ЕГРЮЛ, компании будет направлено уведомление.

В ответ на него в течение 30 дней нужно будет сообщить достоверные данные либо представить документы, опровергающие неблагоприятные результаты проверки. Иначе в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений.

Теперь для этого не требуется ни заявлений организации, ни вынесения судебных решений (см. 67-ФЗ и п. 2 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@).

Запись о недостоверности может быть внесена в сведения об адресе, месте нахождения, руководителе и (или) учредителе юрлица и другие данные, перечисленные в пп. «в», «д», «л» п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Руководителей или учредителей организаций с «черной меткой» могут признать подставными лицами и впоследствии отказать им в регистрации нового юрлица. А от сотрудничества с компанией, у которой есть такая «метка», могут отказаться добросовестные контрагенты.

Поэтому важно оперативно реагировать на уведомления налоговиков.

Проверка достоверности данных пока детально не регламентирована. Но уже сейчас можно предположить, что при проверке указанного в ЕГРЮЛ адреса налоговики смогут получить объяснения от владельца помещения, запросить справку о количестве арендаторов и даже осмотреть объект недвижимости.

Кроме того, усилена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также за повторное непредставление или представление недостоверных сведений. Подробнее читайте тут.

Отказ в регистрации

С 2016 года у налоговиков появятся дополнительные основания для отказа в госрегистрации. Такая неприятность ожидает юрлицо, учредитель или директор которого неблагоприятно зарекомендовал себя на поприще управления. Соответствующими подпунктами Закон № 67-ФЗ дополняет п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

В частности, в течение трех лет не сможет выступать руководителем или участником (учредителем) юрилица тот, кто связан с компаниями:

  • исключенными из ЕГРЮЛ как недействующие юрлица с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у организации признаков недействующей);
  • по которым в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
  • по которым не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Кроме того, основанием для отказа в госрегистрации станет несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юрлица, а также других обязательных требований 129-ФЗ (см. п. 3 письма ФНС России от 27.03.2015 № СА-4-14/5039@).

Также Законом 67-ФЗ уточнена процедура ликвидации юридического лица. Подробнее читайте тут.

К подставным теперь относятся лица, персональные данные которых были использованы для регистрации юрлица без их ведома, а также те, кто оформлен как орган управления юрлица в отсутствие цели реального управления.

Особое внимание к «подставным» лицам

Законом № 67-ФЗ внесены изменения в ст. 173.1 и 173.2 УК РФ, в которых теперь установлено понятие подставного лица. К ним относятся:

  • Лица, являющиеся учредителями или органами управления организации, данные о которых были внесены в ЕГРЮЛ путем введения в их заблуждение либо без их ведома. Например, при потере документов и регистрации юрлица по утерянному паспорту.
  • Лица, являющиеся органами управления организации, у которых отсутствует цель управления юрлицом, например, фиктивные директора и т д.

Преступлением считается не только образование (создание, реорганизация) юрлица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о них.

Кроме того, представление и приобретение документов для регистрации юрлица через подставное лицо будет считаться преступлением в любом случае.

Напомним, ранее это было преступлением только в том случае, если лицо осознавало, какие противозаконные финансовые операции, сделки с денежными средствами или иным имуществом будут впоследствии совершены с использованием такого юрлица.

Со «Светофором» проверять контрагентов легко. Сервис автоматически проверит данные из 16 официальных источников и сформирует отчет. Вам останется только изучить найденные по компании факты

Узнать больше

Нотариусам — больше полномочий

Закон № 67-ФЗ вносит изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1. Так, с 01.07.2015 при внесении изменений в ЕГРЮЛ нотариус обязан использовать государственные информационные ресурсы для получения достоверной информации о личности заявителя. Однако большая часть изменений вступает в силу с 01.01.2016:

  • Все сделки, связанные с изменением уставного капитала, должны будут обязательно заверяться нотариусом. В том числе сделки о переходе, продаже либо залоге доли или ее части в ООО третьему лицу, решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала и состав участников, присутствовавших на собрании. Поэтому необходимо приглашать нотариусов на такие собрания. Заявителем по этим сделкам будет являться именно нотариус, только он сможет отправлять запрос в регистрирующий орган о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
  • Нотариусы получат право по просьбе налогоплательщика представлять документы на госрегистрацию предприятий в регистрирующий орган в электронном виде с обязательным заверением своей электронной подписью. Через нотариуса также можно будет получить документы, подтверждающие внесение записи в соответствующий государственный реестр или отказ в госрегистрации.
  • Налоговые органы смогут запрашивать у нотариусов сведения по госрегистрации юрлиц и ИП. Планируется, что такая мера сведет к минимуму фальсификацию нотариальных действий в сфере госрегистрации.

Также следует отметить, что добавлена возможность видеофиксации совершения нотариального действия.

Ольга Ульянова, эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелец консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» («сервис-паровоз»). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

 

 

  • Ликвидация усложняется, ответственность возрастает
  • Насколько вы осмотрительны в выборе контрагентов?
  • Проявило ли ООО «Знайка» достаточную должную осмотрительность?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *