В школах ограничат использование мобильных телефонов

21 сентября 2019 | Время чтения 3 мин

Аннотация

Роспотребнадзор официально заявил, что электронные устройства вредны и опасны для детей. Существуют международные и российские исследования, подтверждающие это. Вопреки данным учёных и здравому смыслу, вопреки международному опыту, московских школьников насильно поместили в ситуацию, где над ними ставится антигуманный эксперимент.

Евгений Цоц, 21 сентября 2019, 10:46 — REGNUM В августе 2019 года Роспотребнадзор выпустил методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях.

В них сразу и прямо говорится — гаджеты представляют опасность для детей. В разработке документа принимали участие специалисты Роспотребнадзора, Минпросвещения России, Рособрнадзора, Минздрава России.

В школах ограничат использование мобильных телефонов

МЭШ

Иван Шилов © ИА REGNUM

«Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительное накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна. Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном», — говорится в рекомендациях.

В школах ограничат использование мобильных телефонов

Ребенок со смартфоном

anthony kelly

Российские учёные также проводили исследования, которые выявили негативные реакции у детей, использующих школы мобильные телефоны. Отмечают, что реакции детей, использующих гаджеты, существенно отличаются от реакций их сверстников, устройства не использующих.

Здесь стоит пояснить, что под термином «телефон» или «смартфон» следует понимать все устройства, которые используются в рамках проекта электронной школы.

Все планшеты, так называемые интерактивные доски функционально ничем от смартфонов не отличаются, кроме, разве что, размеров.

«Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна», — указано в тексте.

В исследованиях отмечают отрицательную зависимость времени, в течение которого используется смартфон, и успеваемости учащегося. Чем больше ребёнок занимается электроникой, тем хуже справляется с заданиями.

«Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности», — делается вывод. Объясняются эти результаты феноменом многозадачности устройств, вынуждающим переключаться с одного вида активности на другой.

Роспотребнадзор обращает внимание на тесты, которые проводились в разных странах мира. Так, в Великобритании выяснили, что запрет на использование телефонов повышает успеваемость на 6,4%.

Ограничительные рекомендации действуют в Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде. Во Франции принято решение запретить в школах все виды мобильных телефонов.

В Бельгии и Великобритании вопросы запрета решаются школами индивидуально. Действует запрет в регионах Австралии и Канады.

В школах ограничат использование мобильных телефонов

Московская электронная школа

Mos.ru

  • Роспотребнадзор рекомендовал органам госвласти субъектов РФ в сфере образования рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, а также ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса.
  • Кроме этого, рекомендовано провести масштабную разъяснительную работу среди руководителей и учителей школ, родителей детей и самих обучающихся, предусмотреть решение технических моментов, когда ребёнку может понадобиться связь.
  • С полным текстом рекомендаций и списком исследований, которые проводились в этой сфере, можно узнать по ссылке.

Как известно, в Москве уже несколько лет проходит эксперимент «Московская электронная школа». Его внедрили без обсуждения с профессиональным сообществом, без консультаций с родителями.

Просто за огромные деньги из столичного бюджета закупили гигантские смартфоны в классы.

О многочисленных нарушениях закона и здравого смысла московскими «инноваторами» от образования, по сути формирующими состав преступления, ИА REGNUM не раз писало. Ознакомиться с материалами по данной теме можно по ссылке.

В школах ограничат использование мобильных телефонов

Николай Богданов-Бельский. Сельская школа. 1898 г

Сейчас, по сути, Роспотребнадзор при поддержке специалистов двух профильных федеральных министерств и Рособрнадзора прямо заявил, что смартфонов в школах России быть не должно.

За месяц, уже прошедший с момента выпуска рекомендаций, московские образовательные власти не сделали ничего, чтобы предотвратить вакханалию, устроенную в столице.

Власти города или молчат по существу вопроса, или делают громкие заявления, как мэр Сергей Собянин, что «образование на правильном пути».

ИА REGNUM, разумеется, обратится с запросами и вопросами в региональные ведомства, но не пора ли, наконец, вмешаться правоохранительным органам?

Минпросвещения рекомендовало ограничить использование мобильных в школах

2019-08-19T08:34

2020-03-03T15:31

https://ria.ru/20190819/1557624504.html

Минпросвещения рекомендовало ограничить использование мобильных в школах

https://cdn24.img.ria.ru/images/155762/88/1557628880_0:186:2879:1805_1036x0_80_0_0_c2cb1c33d11ad5344ba1263490c71014.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 19 авг — РИА Новости. Минпросвещения порекомендовало регионам рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных телефонов в школах.

На сайте ведомства уточняется, что мера направлена на профилактику вреда здоровью и повышение эффективности образовательного процесса.

В частности, предлагается отказаться от ношения телефонов на шее, поясе и в карманах. Кроме того, специалисты советуют сокращать время контакта с гаджетом и максимально удалять его от головы в момент соединения и разговора. Для этого рекомендуется использовать громкую связь и гарнитуру.

Длительное использование телефонов, в том числе во время пребывания в школе, может привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания, отмечается на сайте.

Отдельно оговаривается, что ограничения не должны распространяться на детей, которые нуждаются в пользовании телефонами по состоянию здоровья, например, для мониторинга сахара крови при диабете.

В основе инициативы — анализ международного опыта, а также соцопросы, проведенные Минпросвещения, Рособрнадзором и Роспотребнадзором.

«В ходе опроса 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков. Около трех четвертей опрошенных считают, что и педагоги должны ограничить использование сотового телефона в школе в присутствии обучающихся в личных целях», — говорится в сообщении.

Минпросвещения рекомендует школам предусмотреть места для хранения мобильных телефонов, а также согласовать способы коммуникации родителей с детьми в случае необходимости.

Роспотребнадзор в течение года будет изучать состояние здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств, а Рособрнадзор совместно с Российской академией образования проведет выборочный мониторинг повышения эффективности обучения.

В школах ограничат использование мобильных телефонов

19 августа 2019, 16:10

Абонент недоступен

Для чего запрещают мобильники в школах

В канун учебного года пришла новость, которую ожидали: в школах собираются «ограничить использование мобильных телефонов». А ограничить у нас обычно означает запретить. Правильно ли это? И если да, то как это осуществить на практике?

C 1 сентября у вашего ребенка, скорее всего, на входе в школу телефон отбирать не будут. Так что дозвониться вы ему, как и он вам, сможете. Хотя, конечно, у нас нельзя исключать «перегибов на местах».

Рабочая группа Роспотребнадзора, Рособрнадзора и Министерства просвещения выработала методические рекомендации, где предложено «рассмотреть вопрос об ограничении использования в школах мобильных телефонов».

Эти рекомендации разошлют по регионам, однако они отражают весьма туманное представление чиновников о том, что и, главное, как именно надо делать.

Проблема с телефонами есть. Дети «сидят» в них, в результате чего многие, кажется, тупеют и «дебилизируются» прямо на глазах. Взрослые, которые «сидят», тоже тупеют, но им запрещать уже поздно.

Многочисленные исследования показывают, что чем ниже «возраст согласия на телефонизацию», тем больше риск получить «на выходе» нарушения психики.

Или неслыханную в пору суровых методов воспитания ремнем и розгами «гиперактивность», которая уже стала «модной темой» для детских психологов. Снижается долговременная память и умственная работоспособность, нарушаются коммуникативные способности детей.

Чем дольше они «сидят в телефоне», тем хуже они понимают печатный текст, тем более длинный (вроде этого), они не могут надолго сосредоточиться на чем-то одном, будь то текст или поставленная задача. Чуть что не так — «кликают» на другое.

Все эти страсти-мордасти перечислены в «методических рекомендациях» вышеупомянутой группы.

Правда, при этом авторы, ссылаясь на иностранные источники, почему-то приводят ссылки преимущественно на научные статьи 2010–2014 годов, относящиеся к проблеме длительного просмотра телевидения, а не смартфонов.

Это среди прочего наводит на подозрения, что сами рекомендации возникли в спешке — как реакция на высказывание главы Совфеда Валентины Матвиенко о надобности запретить мобильники в школах.

Появился даже специальный термин m-learning, обозначающий многоцелевое использование всевозможных гаджетов в образовательном процессе

Сторонники запретов телефонов часто ссылаются на исследование Лондонской школы экономики пятилетней давности, в котором прослежена корреляция между использованием мобильников и успеваемостью. Те, кто «сидят в телефоне», имели оценки в среднем на 6–7% ниже тех, кто не отвлекался на «мобилу» (исследователи взяли школы, где действовал запрет на телефоны, и те, где его не было).

Что еще важнее, в школах «без телефонов» заметно сократился (на 15%) разрыв между хорошо успевающими и отстающими — за счет подтягивания последних. То есть, получается, слабые школьники — главная жертва «смартфонозависимости», тогда как запрет на использование мобильников является «самым дешевым средством сократить неравенство в образовании», констатировали тогда британские ученые.

  

Есть и другие исследования, которые, например, показывают, что лишенные мобильников учащиеся ведут на 62% более подробные записи лекций, способны вспомнить потом больше информации, полученной в классе, соответственно, более успешны на экзаменах. А, например, ученые из Чикагского университета установили, что даже выключенный смартфон, и даже перевернутый экраном в стол все равно отвлекает учащегося и снижает его когнитивные способности. 

Однако есть и другая точка зрения. И она довольно широко распространена. Согласно ей изъятие мобильников во время занятий — это шаг назад в образовании.

Многие считают, что как раз их (но лучше планшеты) надо активнее использовать во время учебного процесса, проводить совместные исследования, учить разумному взаимодействию посредством гаджетов с целью достижения поставленных целей, а также для поиска нужной и полезной информации.

Так, ученые Стэнфордского университета, изучив опыт школ Лос-Анджелеса, пришли к выводу, что можно  успешно и эффективно использовать мобильники и планшеты в процессе преподавания, в том числе обучая грамотному их использованию вне школы (и в целях самообразования тоже).

Появился даже специальный термин m-learning, обозначающий многоцелевое использование всевозможных гаджетов в образовательном процессе.

А как еще готовить к sharing economy? Согласно такой теории, чтобы научить детей грамотно пользоваться современными средствами коммуникации с пользой для учебного процесса, их надо не отнимать, а активно использовать, не боясь, что ученики будут «сидеть в соцсетях». Надо, значит, преподавать так, чтобы не сидели. Проще, конечно, запретить. Это по-нашему.

В школах ограничат использование мобильных телефонов Сергей Киселев/Агентство городских новостей «Москва»

Международный опыт запретов тоже есть, на него ссылаются составители вышеупомянутой методички, однако он не так чтобы универсальный и не очень богатый. Тотальный запрет на смартфоны в школах есть лишь в немногих странах.

Наиболее известен пример Франции, где законом с прошлого года запрещены устройства, способные выходить в интернет, для учащихся до 9-го класса (до 15 лет). Их даже нельзя проносить в школы.

Читайте также:  Дачное строительство - что изменится с 1 марта 2019 года?

Из стран ЕС пока по французскому пути пошла только Греция, хотя активные разговоры на сей счет ведутся в Германии и Великобритании, Дании и Швеции. В Британии каждая школа решает этот вопрос по-своему, где-то есть запреты, где-то нет. Ровно такой же подход в Бельгии.

Но при этом в Европе много и сторонников того, что школьникам надо, наоборот, давать возможность пользоваться смартфонами в учебных целях. А как иначе они смогут научиться ориентироваться в виртуальном пространстве, как иначе они смогут научиться критически воспринимать информацию и вырабатывать собственную ее оценку? 

Запреты на смартфоны действуют в школах Азербайджана и Таджикистана. В Канаде вопрос решается на региональном уровне. Так, в Онтарио запрет на использование мобильников распространяется на все школы, а в Квебеке — только на государственные. На уровне отдельных штатов решается вопрос и в Австралии: недавно по французскому пути пошел штат Виктория.

В США также все решается на уровне штата или даже отдельного города. В Нью-Йорке предыдущий мэр Майкл Блумберг ввел запрет на мобильники в школах, а нынешний градоначальник Билл Де Блазио его отменил: а как же, мол, тогда дети смогут позвонить родителям, если начнется массовый расстрел? В России запрет на мобильники в школах давно уже введен в Чечне.

Составители рекомендаций Минпросвещения, Роспотребнадзора и Рособрнадзора ссылаются почти исключительно на иностранный опыт. На отечественном «материале» вопрос, получается,  практически не изучался. Во всяком случае, составители к нему не апеллируют и лишь предлагают «изучить последствия ограничений использования» мобильников по итогам года. То есть дети выступят в роли подопытных. 

У нас не любят писать прописанные до мельчайших подробностей законы, а составляют нечто вроде деклараций или списка благих пожеланий

Легко представить, что это выльется в изобретение новых форм отчетности для замордованных подобной писаниной учителей. Вместо этого можно было бы заказать профессионалам (психологам, социологам и пр.) полномасштабное исследование по данному вопросу.

Изучить тот же чеченский опыт, например. Этот вопрос достаточно серьезен, требует тщательной проработки и, возможно, единого решения на уровне федерального законодательства, где в том числе будет подробно прописана вся процедура использования или неиспользования мобильников в школах.

Однако у нас не любят писать прописанные до мельчайших подробностей законы, а составляют нечто вроде деклараций или списка благих пожеланий. Мол, потом «дотянут» уже на уровне подзаконных актов.

Разве что правила сбора и проверки подписей за кандидатов на выборах составлены с особым тщанием. Но тут политика. Это святое! 

Наконец, совсем не популярна среди чиновников от образования «стэнфордская» идея изучить возможность использовать гаджеты в учебных целях. Такая гибкость — это слишком сложно. 

Чиновники любят ссылаться на опросы общественного мнения. Но значит ли это, что надо потакать самому популярному? Так, согласно одному из опросов, на который ссылаются чиновники в своей методичке, за ограничение использования мобильных в школах высказались 90% учителей, 89% родителей и 61% учащихся.

Но опросы — штука тонкая и переменчивая. Есть и другие результаты. Например, опрос ВЦИОМ летом текущего года выявил, что 55% россиян как раз не поддерживают запрет телефонов в школах, тогда как 22% полностью поддерживают идею запрета как на уроках, так и на переменах, а 20% — скорее поддерживают.

Положительно оценивают запрет пользоваться телефоном в классе 67% россиян, но в прошлом году таких было 73%. 62% считают, что если школьникам запретить пользоваться телефоном в классе, то это положительно повлияет учебу, но год назад таких было 69%. Так что однозначности нет.

Вопрос, как уже было сказано, требует научной проработки и затем подробного прописывания в законодательстве. 

А как связываться с родителями в случаях ЧП? Предполагается «продумать». Кому?

Нынешние же методические рекомендации носят неконкретный характер, а на многие чисто практические вопросы предпочитают вообще не отвечать. Из конкретных можно выделить разве что рекомендацию переключать телефоны в школах в режим «без звука». Хочется спросить: как, до сих пор еще нет?! К тому же это ровным счетом ничего не решает.

По поводу того, чтобы отбирать телефоны в школах, точности тоже нет: мол, в зависимости от возможности и целесообразности, можно организовать места хранения телефонов. Ясно заранее, что возможностей у школ нет и не будет. Особенно после приписки от чиновников, что родители сами несут ответственность за сохранность гаджетов.

А как связываться с родителями в случаях ЧП? Предполагается «продумать». Кому? Хорошо, что догадались сделать исключение для детей, которым пользоваться мобильными телефонами необходимо по состоянию здоровья, в частности, для мониторинга сахара в крови при диабете (это калька с введенного в австралийском штате Виктория порядка).

В остальном методичка состоит из разных благоглупостей из серии «разъяснить» и «пропагандировать»: «проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу», «разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи»; «обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации» и т. д. В таком виде это все работать, скорее всего, не будет. 

Может быть, вместо того чтобы бесконечно обсуждать по телевизору Украину и Америку, обратить внимание на данный актуальный вопрос и устроить его общественное обсуждение? Впрочем, таких вопросов в нашем обществе вообще накопилось немало.

Все больше российских школ вводят запрет на использование мобильных телефонов учениками. Новости. Первый канал

Уже больше 10 тысяч школ запретили использовать ученикам мобильные телефоны как минимум во время уроков. А в трех регионах смартфоны запретили полностью. Гаджеты во время занятий, говорят специалисты, сильно отвлекают и мешают общению. Но, с другой стороны, в современном мире не уйти от того, что эти устройства могут стать и важным рабочим инструментом.

Старшеклассники сдают теперь не только тетради, но и мобильные телефоны. На уроке — никаких звонков, смс и мессенджеров с браузерами. Можно разве что смотреть на гаджет издалека. Специальный бокс для хранения, у каждого ученика своя ячейка — соответствует расположению парт в классе.

«Раньше всегда нас провоцировали телефоны в карманах портфелях на то, чтобы его проверить, достать, кому-то что-то переслать, и из-за этого пропускали какие-то части урока», — отмечает Инна Силютина.

«Вполне реально прожить 40 минут, т. к. на переменах разрешают пользоваться. ЕГЭ проходит без телефонов, и качество знаний зависит только от уроков», — считает Кирилл Степанов.

Перед началом нынешнего учебного года все российские школы получили рекомендации Министерства просвещения — запретить использование мобильных телефонов, по крайней мере во время уроков. И в каждой четвертой школе такую инициативу поддержали.

«Я хочу напомнить, что у нас есть и айпады, есть компьютерные классы. Поэтому когда мне говорили: вот телефон должен быть, потому что мы работаем с ним, знаете, это, наверное, от лукавого, потому что телефон в основном для того, чтобы в нем что-то такое интересное для себя находить и чаще всего переписываться», — считает министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

Кемеровские учителя подают пример — телефоны сдают вместе со школьниками. По мнению педагогов, гаджет с выходом в сеть — не только отвлекающий фактор, но и шпаргалка. Детям поначалу было непросто отказаться от соблазна мгновенно получить нужную подсказку в интернете.

«Сдавали чехлы без телефонов, сдавали вторые телефоны, а первые, в которых можно было найти ответы на тесты и контрольные работы прятали и в носки, и в карманы, и просто пытались приклеить к столу», — рассказывает учитель истории и обществознания гимназии № 42 г. Кемерова Ольга Колышкина.

В Северной Осетии смартфоны теперь под запретом во всех школах. Родители довольны.

«Я была «за» просто на 100%. Сейчас дети настолько к этим телефонам привыкают с детства, даже с рождения, можно сказать, что просто кричи караул», — говорит Земфира Татраева.

«Мне кажется, что вот эти полдня, которые ребенок проводит в школе, с учетом того, что они не целый день занимаются, можно вполне обойтись без гаджетов, с учетом того, что дома каждый ребенок оставшееся время долгое время использует и гаджеты, и все остальное», — считает Нина Бузарова.

В 38-й воронежской школе решили, что на некоторых уроках без смартфонов все-таки не обойтись. Смартфон в учебе должен помогать, а не отвлекать, как, например, на интерактивном уроке по подготовке к экзамену. Часть учеников просто не сдает свои мобильные устройства. На них девятиклассники решают задачи по алгебре.

Тесты с вопросами одновременно и на доске и в смартфоне — сейчас он необходимый рабочий инструмент. Выход в интернет не заблокирован, но и воспользоваться подсказками из поисковиков не удастся — процесс под контролем учителя. Да и отвечать нужно быстро.

Тем не менее, использование мобильных телефонов ограничили 10 тысяч российских школ. Полностью же запретить на уроках смартфоны решились пока только в трех регионах России: в Белгородской области, Северной Осетии и Ингушетии.

Минпросвещения советует ограничить использование мобильных телефонов в школах — Лента новостей (Москва) — Издательский Дом КоммерсантЪ

Минпросвещения совместно с Роспотребнадзором, Рособрнадзором и Российской академией образования подготовили рекомендации о порядке использования сотовых телефонов в школах.

Как сообщает министерство, для «профилактики возможного вреда здоровью» учащихся и «повышения эффективности образовательного процесса» нужно ограничить использование мобильных школьниками.

Исключение предлагается сделать для детей, которым нужно пользоваться устройствами по состоянию здоровья (к примеру, для отслеживания уровня сахара в крови при сахарном диабете).

Минпросвещения пишет, что соответствующие рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта и по итогам опроса общественного мнения.

По данным опроса, 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных во время уроков.

Еще три четверти респодентов заявили, что и сами учителя должны меньше пользоваться личными телефонами в присутствии школьников.

«Анализ международного опыта использования мобильных телефонов школьниками выявил, что длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания»,— говорится в пресс-релизе министерства.

В связи с этим ведомства рекомендуют:

  • переводить сотовые телефоны в режим без звука при входе в образовательную организацию;
  • ограничить использование школьниками мобильных во время учебного процесса;
  • в школах предусмотреть места хранения мобильных телефонов;
  • согласовать способы коммуникации родителей с их детьми на случай внештатной ситуации;
  • проводить разъяснительную работу для «профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов» от мобильных и «воспитания культуры пользования» этими устройствами.
Читайте также:  Утверждено расписание егэ и других госэкзаменов на 2020 год

В течение года Роспотребнадзор будет отслеживать «функциональное состояние здоровья школьников при ограничении использования мобильных». Рособрнадзор и Российская академия образования проведут выборочный мониторинг «повышения эффективности образовательного процесса». Методические рекомендации разошлют в регионы до начала нового учебного года.

Предложение запретить использование смартфонов в школах обсуждалось в январе на заседании рабочей группы Совета при президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей. Участники встречи пришли к выводу, что России необходимо «новое поколение педагогов», способных на равных общаться с интернет-поколением детей.

Подробности — в публикации “Ъ” «Учителя еще не могут, а ученики уже не хотят».

С глаз долой: к чему привел запрет смартфонов в школах

Каждая четвертая школа в России ограничила или запретила использование смартфонов во время уроков. Это следствие методических рекомендаций, разработанных еще летом сразу несколькими ведомствами. И хотя трактовать документ можно довольно широко, во многих образовательных организациях ограничились запретом гаджетов. Стали ли школы жить лучше — вместе с педагогами разбирались «Известия».

Решение назрело

О негативном влиянии смартфонов на организм, особенно растущий, говорят не первый год. В каких-то вопросах ученые до сих пор не могут прийти к согласию.

Насколько телефон вреднее других устройств, которые нас окружают? Лучше ли использовать гарнитуру во время звонка? Споры продолжаются до сих пор, тем не менее с тем, что регулярное использование гаджета плохо сказывается на здоровье детей, как минимум на зрении и психике, согласно большинство. Это подтверждают исследования.

В сентябре 2019 года завершился эксперимент ученых из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения.

Специалисты в течение 14 лет изучали влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на показатели школьников, сравнивая их с показателями ребят, которые не пользуются смартфоном.

Выяснилось, что у первой группы детей замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции, у них были выше показатели утомляемости, недостаточно развита мелкая моторика рук.

К похожим выводам пришли и ученые за границей. Чтобы хоть немного оградить детей от вредного воздействия, в некоторых странах решили избавиться от гаджетов на уроках.

Так, во Франции в 2018 году приняли закон, который запрещает использовать в школах и мобильные телефоны, и планшеты, и смарт-часы, и другие электронные устройства. За нарушение требований педагог может на время их забрать.

Более подробные инструкции прописаны уже в правилах внутреннего распорядка учебных заведений.

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводился этим летом, показал, что против смартфонов на уроках выступают и россияне. Следом профильные ведомства подготовили и методические рекомендации о порядке использования мобильных устройств в школе.

Направления работы

Составители приводят примеры негативных последствий регулярного использования смартфонов и зарубежной практики отказа от гаджетов.

«В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях», — говорится в рекомендациях.

В Великобритании такое решение уже дало положительный результат, уверяют составители. Успешность сдачи тестов у 16-летних школьников повысилась на 6,4%.

Рекомендации для отечественных школ фактически дублируют аналогичные документы за границей. Предлагается ограничить использование мобильных устройств связи школьниками, за исключением детей, которым это необходимо по состоянию здоровья.

При входе в образовательную организацию детям рекомендуется переводить телефон в режим «без звука», а на переменах — общаться и заниматься активным отдыхом, обращаясь к телефону лишь по необходимости — позвонить или написать сообщение.

В определенных случаях школы могут предусмотреть места для хранения гаджетов на время занятия. Все ограничения, по задумке, должны сопровождаться просветительской работой.

Уполномоченным сотрудникам рекомендуют рассказывать и взрослым, и ученикам о культуре безопасной эксплуатации устройств, о правилах поведения в современной цифровой среде и о профилактике неблагоприятных эффектов от смартфонов для здоровья детей.

Пока документ носит рекомендательный характер, значит, то, какие нормы взять на заметку и брать ли их вообще, школы решают сами.

Как рассказала «Известиям» глава Роспотребнадзора Анна Попова, такая модель будет тестироваться в течение года, затем Роспотребнадзор изучит результаты в части здоровья, а Рособрнадзор — в успеваемости школ, где используются и не используются телефоны.

«По итогам 2019/20 учебного года мы изучим промежуточные результаты, чтобы понять, насколько оправдана форма методических рекомендаций и нужно ли что-то менять», — объясняет Попова.

Не умеют общаться и писать шпаргалки

В лицее № 17 с согласия школьников, родителей, педагогического состава и администрации уже пятый год проводится комплекс мер, которые должны снизить негативное воздействие мобильных телефонов.

«Гаджетами пользуются только дома, в основном для просмотра домашних заданий в электронном журнале, — рассказывает «Известиям» Екатерина Сидоренко, чьи дети участвуют в этой программе. — В школе акцент делается только на живом общении и взаимодействии».

Убедить детей в необходимости такого решения, по словам Екатерины, было не так сложно: «Договориться помогли разумные доводы. Объяснили, что в интернете соблазнов и опасностей в плане мошенничества много, и проверять жизнь на прочность — риск. Как в лес мы ходим с проводником, так и в интернете нам не стоит блуждать одним».

Совсем без традиционных развлечений интернета дети не остались — есть выделенное время для игр по сети и общения. Больше им, как рассказывают родители, и не нужно, ведь есть много активностей и без гаджета: спорт, роботостроение, чтение.

В большинстве школ, которые приняли рекомендации к сведению, пошли по такому же пути. Телефоны перед занятиями или просто сдают, или убирают в сумки.

«В нашей школе мы пришли к такому решению еще в начале года на родительском собрании. Родители не против, чтобы телефон у детей во время урока лежал в портфеле.

Так у них куда меньше соблазн отвлекаться или списывать», — объясняет преподаватель истории и обществознания одной из московских школ Мария Ивановна.

По мнению педагога, смартфоны не только мешают ученикам сосредоточиться на занятии, но и плохо сказываются на их способности усваивать материал.

Автор цитаты

«Мы делали шпаргалки, и это всё равно была подготовка, потому что мы что-то запоминали, пока писали. Теперь у детей готовая информация в телефоне, они просто всё списывают. Когда их проверяют на ЕГЭ и ОГЭ, то результаты оказываются совсем другими», — рассуждает в беседе с «Известиями» Мария Ивановна.

Еще одну проблему, считает педагог, становится сразу видно на переменах, когда телефоны разрешены: «Если бы вы пришли в школу, то сразу бы поняли, что это поколение уже не умеет общаться. Они всю перемену — в телефоне, все в играх».

Извлечь пользу

С тем, что телефон — зло, согласны, тем не менее, не все педагоги. По мнению Кирилла Загустина, преподавателя одной из школ Санкт-Петербурга, совсем убирать смартфоны из школ — неэффективно и неправильно.

Автор цитаты

«Как любой инструмент, смартфоны могут нести и пользу, и вред. Почему некоторые учителя и школы стараются запретить? Потому что это самый простой способ вынести современные технологии за скобки образовательного процесса.

С одной стороны, проблема, хоть и радикально, но решается, а с другой — появляется новая: образовательный процесс не эволюционирует. Живем мы, пользуясь смартфонами, а учимся, не пользуясь.

Не совсем логично», — считает Загустин.

Сегодня разработано множество сервисов, которые могут облегчить жизнь учителю и сэкономить его время, например, онлайн-опросники. Кроме того, сложно отрицать и то, что интернет для нас превратился в основной источник информации.

«Иногда, когда старшие классы задают вопрос на смежную тему, я могу сказать: «Возьми прямо сейчас погугли, ответь на свой вопрос и расскажи остальным».

Плюс все дополнительные задания, доклады, сообщения они тоже делают с помощью интернета, к письменным источникам дети перестали обращаться. Тут я просто требую список источников и понимание написанного.

У кого-то может быть просто копипаста с «Вики», а у кого-то, даже при наличии одной ссылки, перелопачено всё содержание статьи, видно, что с ним поработали. Тогда почему нет?», — рассуждает педагог в беседе с «Известиями».

Назвать смартфон главным отвлекающим фактором тоже неправильно, полагает специалист.

Автор цитаты

«Конечно, есть шанс, что вместо того, чтобы заниматься учебными делами, ребенок будет просто сидеть в «ТикТоке», Instagram — где угодно.

Но в этом плане вред от телефонов принципиально не отличается от обмена записками или играми в морской бой.

Дело же не в том, что телефон отвлекает, а в том, что у учителя или коммуникация с учениками не так построена, или сам ученик не мотивирован», — считает Кирилл Загустин.

Однако такой метод работы Кирилл Загустин использует только в старших классах. «В пятом классе мы учимся анализировать информацию, работать с текстом учебника. Его содержание подготовлено, и всем будет понятно, поэтому необходимости в телефонах просто нет», — объясняет учитель.

Техническая база

Порой одного желания учителя для внедрения технологий в образовательный процесс мало. Сложности возникают и на уровне материальной базы.

Автор цитаты

«У нас в начальной школе телефоны запрещены на уроках совсем, а в старшей — я разрешаю пользоваться приложениями, если перед диктантом слова повторяем, если какие-то задания обсуждаем, надо слово посмотреть, — рассказывает Екатерина Вершинина, преподаватель иностранного языка. — В будущем хочу попробовать использовать и игровые приложения иногда, но предварительно придется выяснить, если у ребят мобильный интернет. Потому что в прошлый раз, когда мы делали проект на уроке, я свой раздавала».

Кроме того, не у всех телефон поддерживает определенные приложения, у кого-то смартфона может не оказаться вовсе, у кого-то он разрядился.

На решение всех этих проблем уходит уйма времени, поэтому часто от затеи действительно оказывается проще и вовсе отказаться.

Но в таком случае возникает другая и более глобальная проблема — дети начинают воспринимать гаджет исключительно как средство для развлечения.

Автор цитаты

«Когда я пробую показать, что онлайн можно делать интересные вещи для учебы, мои восьмиклассники воют, и максимум, на что хватает некоторых — статья из «Википедии». Они не научены другому, в их понимании нет связи технологий с необходимыми им в будущем компетенциями», — объясняет Ксения Меленчук, преподаватель английского во Владивостоке.

Чтобы исправить ситуацию, полагают педагоги, необходимо искать компромисс.

Научить детей грамотно пользоваться гаджетами действительно нелегко, но важно, уверена доктор педагогических наук и специалист корпорации «Российский учебник» Наталья Виноградова. «Основное правило пользования смартфонами — правило целесообразности.

Необходимо бережно относиться к ребенку, не ущемлять его интересы, при этом помнить о его здоровье. В основном запрещают пользоваться мобильными устройствами в школах, в которых мало используют цифровые образовательные решения.

Читайте также:  Общее собрание участников ооо - порядок созыва и проведения

Если цифровой контент всем знаком, то и со смартфонами проблем, как правило, возникает гораздо меньше», — считает эксперт.

Поэтому правильный выход многие видят в активном использовании той техники, которая есть в распоряжении школы.

Автор цитаты

«У нас телефоны сдают практически перед каждым уроком, но на занятие можно заказывать планшеты. Это удобно, чтобы быстро получить обратную связь, проверить знания.

Не нужно таскать стопки листочков и тетрадей, — делится с «Известиями» Ярослава Каштанова, учитель русского языка и литературы в Ижевске.

— Недавно мы проходили фонетику с 5-ми классами, я проводила тесты в таком формате, сэкономила время на проверку».

Регулярно применяют современные технологии, по словам учительницы, на уроках математики, информатики и на естественно-научных дисциплинах.

Конечно, совсем без сложностей и тут не обходится. «На школьные планшеты почти ничего не закачано, но зато камера есть. Этого достаточно, чтобы дети отвлекались. Недавно кто-то кого-то сфотографировал, и начали по AirDrop скидывать друг другу фотографии. И сами отвлекаются, и я», — вспоминает Ярослава Каштанова.

Но с этими проблемами, полагают педагоги, уже по крайней мере можно работать и двигаться дальше. Правда пока такие ресурсы есть далеко не у всех учебных заведений.

Минпросвещения рекомендует ограничить использование мобильных в школах

МОСКВА, 19 августа. /ТАСС/. Профильные ведомства рекомендуют ограничить использование мобильных телефонов на уроках, а при входе в образовательную организацию переводить устройства в режим «без звука». Большинство опрошенных школьников и родителей поддерживают ограничения, говорится на сайте Минпросвещения в понедельник.

Отмечается, что с такими рекомендациями выступили Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и РАО.

Запрет не коснется детей, которые нуждаются в пользовании устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете), а также педагогических работников и родителей.

Согласно рекомендациям, школам необходимо предусмотреть места хранения мобильных телефонов школьников во время уроков и согласовать способы коммуникации родителей с обучающимися.

В Минпросвещения также предложили проводить разъяснительную работу по вопросам профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия таких устройств.

В министерстве отметили, что рекомендации будут направлены в регионы до начала учебного года. Ознакомиться с ними можно на сайте Роспотребнадзора в разделе «Документы».

Рекомендации подготовлены на основе на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками, а также по итогам опроса общественного мнения, проведенного Минпросвещения, Рособрнадзором и Роспотребнадзором. Согласно итогам опроса, 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов во время уроков.

Как отметили в Минпросвещения около трех четвертей опрошенных считают, что и учителя должны ограничить использование сотового в присутствии обучающихся. Более половины школьников согласились с тем, что неупорядоченное использование телефонов может нанести вред их здоровью и отвлекать от учебы. 83-90% опрошенных родителей и педагогов согласны с этими утверждениями, указали в министерстве.

Как выявил анализ международного опыта, длительное время использования мобильников школьниками может привести к нарушениям психики, гиперактивности, нарушениям сна, раздражительности, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению внимания и памяти.

В течение года Роспотребнадзор проведет мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи, а Рособрнадзором совместно с Российской академией образования — выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.

Запрет телефонов в школе — закон или произвол?

Одна из больных тем в современной школе — использование учениками всевозможных гаджетов. Прежде всего — смартфонов. Для большинства взрослых очевидно, что бесконтрольно пользоваться гаджетами ученики в школе не должны.

Они элементарно отвлекаются от занятий и мыслями находятся где-то очень далеко. Смысла от такой “учёбы” немного. С другой стороны, мы привыкли к мобильным телефонам и возможности в любой момент связаться с близкими людьми.

Для многих родителей немыслимо, чтобы их ребёнок находился где-то без телефона. В стенах учебного заведения, естественно, нужно искать какой-то компромисс. И многие школы и учителя так или иначе запрещают пользоваться гаджетами на территории учреждения.

Разберёмся, насколько легален запрет телефонов в школе в 2019-2020 учебном году, что говорится по этому поводу в законе “Об образовании” и других документах.

Запрет телефонов в школах и закон “Об образовании”

Напрямую закон “Об образовании” запрета на телефоны в российских школах не вводит. Однако в нём содержится одна статья, на которую нам в данном случае нужно обратить внимание.

Речь о статье 43 закона №273-ФЗ, где перечислены обязанности обучающихся. В частности, эта статья федерального закона говорит о том, что ученики обязаны соблюдать устав учебного заведения, выполнять все его требования, уважать честь и достоинство других учеников и сотрудников образовательной организации, а также не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Всё это, хотя и выглядит как общие слова, непосредственно затрагивает тему запрета телефонов в школах.

Начнём с устава школы, положения которого должны соблюдать ученики.

Требование о том, что на территории образовательной организации пользоваться мобильными телефонами запрещено, обязательно должно быть прописано в уставе.

Без этого любые устные запреты со стороны учителей и даже директора не имеют никакого значения.

Этот юридический момент — базовый в нашей теме. Отдавая ребёнка в школу, родители автоматически соглашаются со всеми пунктами её устава. Если их какие-то пункты не устраивают — через родительский комитет и путём общих собраний родителей нужно требовать от администрации исправить устав. В любом нормальном учебном заведении к мнению большинства родителей будут прислушиваться.

Понятно, что в уставе не может содержаться всё, что угодно. Каждый из его пунктов должен соответствовать российскому законодательству. В этом смысле прямой запрет на использование телефонов в школьном уставе отвечает нормам законов. Включая 43-ю статью закона “Об образовании”.

Если ребёнок пользуется во время урока смартфоном, это в том числе может выглядеть как прямое неуважение к учителю. Главная обязанность ученика — добросовестное усвоение учебной программы. И педагог помогает ему в этом. Не слушать учителя, “зависая” в телефоне — прямое неуважение.

Использование телефона на уроке может мешать одноклассникам и отвлекать их. А это — создание препятствий для других обучающихся, которое тоже запрещает закон “Об образовании”.

Таким образом, прописанный в уставе запрет на мобильные телефоны и прочие гаджеты в стенах школы будет совершенно законным.

Рекомендации Роспотребнадзора на этот счёт

В августе 2019 года, перед началом нового учебного года, Роспотребнадзор выпустил специальные рекомендации для школ на эту тему. Методические рекомендации этого ведомства разослали во все российские школы.

Вовсе необязательно, что конкретная школа решит использовать все рекомендованные Роспотребнадзором меры. Но со временем большая часть из этих рекомендаций наверняка воплотится повсеместно. Их пропишут в уставах большинства школ страны.

Вот основное из того, что было рекомендовано всем школам страны накануне 2019-2020 учебного года:

  • при входе в образовательную организацию гаджеты должны переводиться в режим “без звука”;
  • во время уроков должны действовать ограничения на использование гаджетов;
  • школы должны создать специальные места для хранения телефонов, куда ученики будут сдавать гаджеты на время занятий;
  • ученики, которым гаджеты нужны по состоянию здоровья (например, для больных диабетом детей, которые измеряют уровень сахара при помощи электронного устройства), могут оставлять их при себе;
  • все ограничения нужно согласовать с родителями школьников.

Полностью перечень рекомендаций Роспотребнадзора на тему запрете телефонов в школах можно найти на сайте этого ведомства.

Имеет ли право учитель отнять телефон у ученика

Это запрещено российскими законами, начиная с Конституции. Смартфон — это собственность ученика или его родителей, и учитель не может посягать на неё.

Разумеется, если учитель отобрал телефон у ученика, его нельзя обвинить в грабеже. Корыстного умысла у учителя в этот момент не было. Нарушений уголовного законодательства здесь нет. Но вот Гражданский кодекс и Конституция однозначно будут попраны.

У учителя есть множество других законных мер для того, чтобы принудить ребёнка не использовать телефон на уроках.

Если запрет прописан в уставе школы, а ученик его игнорирует, у учителя есть право сделать замечание, выговор ученику. А при злостном нарушении порядков школы ученика могут исключить из образовательной организации.

Есть и такие меры, которые в законе не прописаны, они относятся скорее к традициям и обычаям, являясь морально приемлемыми. Это воспитательная беседа директора школы с ребёнком, приглашение учителей для разговора с ними о поведении ученика. А если ученик ведёт себя на грани допустимых законом действий, можно привлекать социальные службы и правоохранительные органы.

Оригинал статьи на нашем сайте: https://krutomama.ru/laws/zapret-telefonov-v-shkole-zakon-ili-proizvol/

Минпросвещения положительно оценило запрет на использование телефонов в школах

Глава Минпросвещения Ольга Васильева отметила, что запрет на использовании мобильных телефонов во время уроков положительно сказался на учениках, в частности улучшилось внимание и умственная работоспособность школьников.

Глава ведомства добавила, что от использования мобильных телефонов в учебном процессе отказались около 18,7 тыс. российских школ.

«Опрос, который провел Роспотребнадзор буквально за короткое время после предложенных нововведений, показал: повысилась внимательность — 74,2% респондентов, повысилась умственная работоспособность школьников — 70%, снизилась тревожность детей, обусловленная потерей телефона, — 68,3%, ожиданием звонка или СМС — 79,2%, повысилась вербальная коммуникация между детьми и педагогами — 50%, увеличился уровень двигательной активности — почти 58%», — сообщила Васильева в прямом эфире РБК, сообщает ТАСС.
Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования разработали методические рекомендации о порядке использования мобильных телефонах в школах. Предлагается при входе в учебные заведения включать на телефоне беззвучный режим. Кроме того, авторы рекомендаций считают, что школы могут создавать места, где бы хранились телефоны детей.
Между тем, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что запрет на использование мобильных телефонов во время уроков не нужно закреплять на законодательном уровне.

«На мой взгляд, никаких изменений (вносить, — прим. ВЗГЛЯД) в законодательство не требуется (по ограничению мобильных телефонов в школах, — прим. ВЗГЛЯД). По итогам учебного года мы подведем итоги, как эти рекомендации работают, и, возможно, как-то их дополним или уточним, если в этом будет необходимость», — заявила Матвиенко на пресс-конференции по итогам осенней сессии СФ.

Она добавила, что ограничения были «приняты не по команде, а на основе совета с педагогами, с родителями, с учениками». «Каждый регион принимал решение исходя из своих особенностей, традиций. Ряд регионов приняли решение о полном запрете использования телефонов во время занятий.

Большинство организовали таким образом работу, что при входе в класс ученик сдает телефон на время занятия, а по окончании занятия его забирает», — сказала Матвиенко. Спикер Совфеда отметила, что такую меру сейчас поддерживают многие педагоги. «Ученики стали более внимательными, не отвлекаются.

Мы, безусловно, продолжаем мониторинг: и министерство просвещения, и Рособрнадзор, и Совет Федерации. Сенаторы интересуются постоянно в регионах, как идет эта работа», — сказала Матвиенко.

Ранее Минпросвещения рекомендовало министерствам в регионах рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных телефонов в школах. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, рекомендации связаны с заботой о здоровье учеников.

Читать ещё •••

Видео дня. Жителей квартиры в центре Москвы едва не придавило потолком

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *