Фз о цб рф — последняя редакция

Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86 «О Банке России» — это ключевой документ, регламентирующий деятельность ЦБ РФ. Действующая редакция от 23.04.2018 г.

внесла изменения касательно влияния Банка России на страховой сектор: теперь предусмотрена возможность выдачи кредита без обеспечения Управляющей компании на срок до 5 лет в качестве предупредительных мер против банкротства в отношении активов страховых компаний.

Согласно этой же редакции Банк России имеет право отозвать лицензию у страховой компании, если последняя инвестирует свыше 20% собственного капитала и страховых резервов в активы, не соответствующие требованиям регулятора.

ФЗ о ЦБ РФ - последняя редакция

Правовое положение ЦБ РФ

Правовое положение о ЦБ РФ прописано Конституцией РФ. Ст. 75 определяет особый статус Банка России как главного банка первого уровня.

Он наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков, защищает и обеспечивает устойчивость российского рубля.

Являясь органом экономического управления, он координирует и регулирует всю кредитную систему страны, наделен правом лицензировать кредитные организации и лишать их права осуществлять банковские услуги населению.

Федеральный закон «О Банке России» определяет последний, как юридическое лицо. Все имущество и уставной капитал является федеральной собственностью. При этом ЦБ РФ вправе распоряжаться ими на свое усмотрение в порядке и целях, установленных в рамках государственной кредитно-денежной политикой. Последняя разрабатывается и реализуется БР совместно с Правительством РФ.

Помимо вышеперечисленных, на ЦБ РФ возложена функция выплат средств по вкладам физических лиц – клиентов банков, признанных банкротами.

закона

На сайте Консультант Плюс публикуется полный текст закона с внесенными изменениями согласно последней редакции. ФЗ №86 состоит из 16 глав. Краткое содержание каждой из них описано ниже.

Глава 1. Общие положения

Определены понятия о статусе ЦБ РФ как самостоятельного юридического лица. Прописаны цели создания главного финансового института страны – обеспечение бесперебойной работы платежной и банковской систем, защита и упрочнение позиций национальной валюты.

Здесь же прописаны основные функции БР, перечисленные выше. Являясь основным регулятором банковской системы в целом и каждого банка по отдельности, а также управляя валютными резервами страны и осуществляя валютный контроль, на БР возложены полномочия предоставления банковских услуг для бюджета РФ и бюджетных организаций.

Несмотря на то, что уставный капитал Банка России – федеральная собственность, Банк не несет ответственности по долгам государства.

Глава 2. Капитал Банка России

В уставе определен размер капитала Банка – 3 млрд. рублей. В ней также содержится определение понятия прибыли, которую может получить БР в результате своей деятельности.

Глава 3. Национальный финансовый совет и органы управления Банком России

Закон о Центральном банке Российской Федерации — изменения на 2016 год

ФЗ о ЦБ РФ - последняя редакция

Основным документом, характеризующим деятельность Центрального Банка России, его цели, функции и полномочия, является государственный Федеральный Закон № 86, утвержденный 10 июня 2002 и принятый Государственной Думой 27 июня того же года. Настоящий документ с изменениями по-прежнему призван устанавливать порядок проведения всех финансовых операций кредитного учреждения и осуществлять контроль за соблюдением законности этих сделок.

ФЗ №86 о Центральном Банке состоит из 16 основных глав, содержание которых подробнее рассмотрим в данной статье, а также разберем основные положения Закона и последние внесенные в него изменения.

Закон о центральном банке Российской Федерации в последней редакции – общие положения

Последние изменения в ФЗ о ЦБ были внесены 2 июня 2016. В соответствии с ними, было сформулировано основное положение главной финансовой организации страны, а именно – Центральный Банк имеет независимый статус, действует как самостоятельный юридический субъект и не связан с государством никакими обязательствами.

Однако, деятельность Центрального банка, как юридического лица, не должна противоречить Конституции России и Гражданскому Кодексу РФ.

Отвечать за денежные обязательства страны ЦБ также не обязан, поскольку существует исключительно за счет своего собственного капитала и владеет своим имуществом. За финансовый долг России ЦБ также не несет ответственности.

С текстом закона в последней редакции текущего года с внесенными в него изменениями и комментариями можно ознакомиться на официальном сайте данной финансовой организации либо скачать бесплатно по адресу:

Изменения в законе о Центральном Банке на 2016

Последние изменения, внесенные в июне этого года, коснулись порядка лицензирования кредитных структур, определения их полномочий и возможностей, правил лишения лицензий и выполнения внутренней эмиссии денежных средств.

Полномочия по закону

По согласно действующему закону, центральный финансовый орган России обладает такими полномочиями:

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область +7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

  • определяет прибыльные ставки по своим операциям;
  • осуществляет денежные инвестиции по своему усмотрению;
  • самостоятельно устанавливает кредитные ставки;
  • выпускает именные облигации и другие ценные бумаги;
  • предоставлять поручительства и банковские обязательства;
  • заключать выгодные соглашения;
  • организовывать обслуживание клиентов;
  • принимать самостоятельные решения в отношении своего капитала;
  • определяться со стратегией своей финансовой деятельности.

Глава 8-я ФЗ № 86 содержит положения, которые предоставляют ЦБ право реализовывать банковские действия в качестве кредитной структуры, продавать и покупать ценные бумаги.

Задачи Центрального банка

ЦБ РФ имеет в своем распоряжении наличный капитал, необходимый для внутреннего обращения. Основные задачи структуры определены в главах 9 – 12 Федерального акта № 86, а именно:

  • ЦБ уполномочен представлять интересы РФ в отношениях с основными банками различных государств;
  • Имеет право осуществлять надзор над кредитными и иными финансовыми организациями с целью контроля за соблюдением ими норм действующего законодательства;
  • ЦБ наделен полномочиями контроля безналичных расчетов и правом лицензировать данный вид деятельности.

Что регулирует закон о ЦБ в России?

Центробанк РФ – это главный финансовый орган страны, который регулирует внутреннюю и внешнеэкономическую политику банка России, а также осуществляет контроль за финансовым движением в экономической сфере Российского государства.

Основой данного банковского регулирования и наблюдения считается сохранение устойчивости банковской концепции Российской Федерации и охрана интересов вкладчиков и заемщиков.

При этом ЦБ РФ никоим образом не вмешивается в работу кредитных структур.

Стабилизирующие функции ЦБ определенны законодательством РФ и исполняются посредством Совета банковского наблюдения, который ратифицируется Советом директоров.

ФЗ о ЦБ РФ

Скачать бесплатно текст Закона о Центральном банке РФ в последней редакции с комментариями и дополнениями к нему можно, перейдя по ссылке:

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Закон о банках, федеральные законы о банковской деятельности, страхование в банках, ФЗ центрального банка

Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.

  1. Закон о банках
  2. Федеральные законы о банках
  3. Закон о банках и банковской деятельности
  4. Страхование в банках закон
  5. Федеральные законы центрального банка
  6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  
  7. Принципы банковского законодательства    
  8. Направления эволюции банковского законодательства      
  9. Нормативно-правовые акты        

Закон о банках

Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ – Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках.

Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1.

В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.

Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании вкладов, закон о кредитной истории и валютном регулировании.

Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, ипотеке, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.

  • Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.
  • В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.
  • В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по кредитам и депозитам.

Страхование в банках закон

Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью.

Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов.

Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства.

Среди основных профессиональных задач главного банка страны – работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства.

ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  

Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности — это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие «банку», «банковской группе», «кредитной организации», «банковским операциям», «вкладам и вкладчикам» и другой финансовой терминологии и образованиям.

Читайте также:  Комментарий 18021 к статье: где можно посмотреть список фальсификатов роспотребнадзора?

Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

Принципы банковского законодательства    

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Направления эволюции банковского законодательства      

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере — это Банковское законодательство.

Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью.

Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций – один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.

Закон о Центральном банке Российской Федерации и суверенитет России

Обновление. Вставка от 29 августа 2012 г.

Закон о Центробанке РФ как он есть

21 августа 2012 года исполнился 21 год, как завершилось трёхдневное (19–21 августа 1991 года) попугай-шоу под названием «путч ГКЧП». И в этот же день, 21 августа 2012 года, «Группа депутатов-единороссов во главе с членом Комитета ГД по бюджету и налогам Евгением Федоровым внесла в Госдуму проект поправок в закон о Центральном банке РФ.

ЦБ хотят лишить права устанавливать ставку рефинансирования и  определять состав корзины валют. Этим, по замыслу  авторов документа, будет заниматься правительство». (Татьяна Зыкова «Депутаты объявили войну доллару. Учетная ставка ЦБ может снизиться до одного процента», «Российская газета» 22.08.2012, 10:30 http://www.rg.ru/2012/08/21/dollar-site.html).

Это сообщение вызвало существенный резонанс в финансовых и управленческих кругах России, причём большинство экспертов высказываются против идеи национализации Центробанка России.

Даже в уже цитированной нами статье из «Российской газеты» было приведено мнение одного из противников суверенитета России, директора Центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексея Ведева. «На самом деле никакой проблемы “засилья доллара в нашей экономике” не существует, — пояснял эксперт.

 — Если мы посмотрим на банковские балансы, то увидим, что доля долларовых депозитов и у населения, и у предприятий невелика и снижается. Кроме того, не даст никаких положительных эффектов для российской экономики и ведение международных расчетов в рублях.

Все страны рассчитываются в долларах (и других основных мировых валютах), и нельзя сказать, чтобы кто-то от этого очень страдал. По поводу снижения ставки рефинансирования. Это не даст толчка для развития российских компаний. А вот что может дать — так это увеличение инфляции.

Причем мы можем столкнуться с такими ее показателями, которые наблюдались в девяностых годах. Никто не мешает залить российскую экономику рублями. Но тогда надо готовиться и к повышению цен…» (http://www.rg.ru/2012/08/21/dollar-site.html). — Выделено нами при цитировании.

В этом пустопорожнем заявлении, построенном по принципу «в огороде лебеда, а в Киеве дядька», и в котором продемонстрировано полное непонимание работы кредитно-финансовой системы, главным является угроза: если национализируете банк, снизите ставку кредитования, и тем самым обеспечите суверенитет России, готовьтесь к тому, что надгосударственные структуры будут давить на Россию по беспределу. Чтобы убедиться, что именно в этом смысл комментария «эксперта» А.Ведева, необходимо знать, как устроена кредитно-финансовая система России и как через неё осуществляется надгосударственное управление. Поэтому мы решили вкратце рассмотреть, что значит ЦБ РФ в системе управления Россией, а также напомнить людям некоторые события, напрямую связанные с ролью и местом Центробанка в системе управления и действиями по восстановлению суверенитета страны.

Это тем более необходимо сделать, поскольку, несмотря на большую шумиху (главным образом в интернете) вокруг этого вопроса, ни сторонники национализации банка[1], ни тем более противники не спешат объяснить широкой публике в чём суть вопроса. А представление об этом, хотя бы в общих чертах, необходимо иметь для себя каждому думающему человеку.

  • 12 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР ратифицированы так называемые Беловежское соглашение — Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) — и другие документы, связанные с его реализацией.
  • Беловежские соглашения подписали 8 декабря 1991 года высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик СССР:
  • Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР),
  • Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР),
  • Леонид Кравчук и Витольд Фокин (УССР).

Однако, какой бы договор ни подписал глава государства, этот договор не более чем просто исписанная бумага, пока он не будет ратифицирован (утверждён) высшим законодательным органом страны.

Только после ратификации Беловежских соглашений Верховным Советом РСФСР стал законодательно возможным развал единого мощного государства СССР и «парад суверенитетов» вновь образованных сувенирных государств, бывших республик СССР, поскольку именно Россия являлась тем стержнем, без которого существование СССР становилось невозможным.

Согласно законодательству РСФСР того времени, депутаты Верховного Совета РСФСР не только имели право, но были обязаны отправить в отставку п-резидента РСФСР Ельцина Б.Н.

, но вместо этого депутаты ВС РСФСР узаконили акт государственной измены, превратив его в государственную политику. Именно на депутатах Верховного Совета РСФСР лежит основная ответственность за развал СССР и превращения России в колонию Запада.

А подавляющее большинство депутатов ВС РСФСР были членами КПРФ[2], которую возглавлял тогда и возглавляет теперь Зюганов Г.А[3].

Закон «О Центральном Банке РФ»

Центральный Банк — главная кредитная организация, которая осуществляет свою деятельность на территории России. Согласно ФЗ-86 его уставной капитал составляет 3 миллиарда рублей. Закон устанавливает, что главной задачей Центрального Банка является проведение единой денежной политики в стране.

Описание закона

Федеральный закон №86 «О Центральном Банке РФ» был принят 27 июня 2002 года. Вступил в силу законодательный акт 10 июля 2002 года.

Закон включает информацию о:

  • капитале банка РФ;
  • взаимоотношениях банковской структуры с государственными органами;
  • отчетности банка;
  • денежно-кредитной политике;
  • деятельности банка и другое.

Согласно ФЗ-86 Конституция РФ определяет статус, цели и функции Центрального банка России.  Находится он в городе Москва и носит статус юридического лица.

Банк России покрывает свои расходы за счет собственных доходов. Государство и Банк России не имеют обязательств друг перед другом, если иное не предусмотрено законодательством.

В систему банка входят:

  • центральный аппарат;
  • территориальные учреждения;
  • объединение инкассации РФ;
  • вычислительные и кассовые учреждения.

Закон № 86 описывает цели деятельности Центрального Банка РФ:

  • защита и обеспечение устойчивого положения национальной валюты (рубль);
  • укрепление и развитие банковской системы;
  • развитие платежной системы страны;
  • продвижение финансового рынка РФ;
  • поддержание стабильности финансового рынка РФ.

Скачать текст закона

Банк России — это главный банк первого уровня, который также принимает участие в деятельности международных организаций в банковских, денежно-кредитных, валютных и иных финансовых областях. Также участвует в деятельности объединений, которые не числятся в реестре зарегистрированных организаций.

Отношения Банка России с кредитными организациями других стран регулируются международными договорами РФ, федеральными законами, а также письменными соглашениями между банками.

Чтобы ознакомиться с изменениями, дополнениями и поправками последней редакции закона, скачайте его по следующей ссылке.

Ознакомьтесь  Закон о политических партиях

Последние изменения, внесенные в ФЗ-78

1 мая 2017 года были внесены последние изменения и дополнения в часть 7 статьи 14 и часть 4 статьи 15.

В части 7 статьи 14 был дополнен седьмой абзац, в котором объясняется, в какой сфере деятельности применяется понятие «иностранные финансовые инструменты». Его толкование находится в статье Федерального закона №78.

В части 4 статьи 15 также определяется сфера применения понятия «иностранные финансовые инструменты».  Чтобы подробно его изучить, законодатель также рекомендует обратиться к ФЗ-78.

В статье 3 перечислены преследуемые цели Центробанка России.

Таковыми являются:

  • Обеспечение устойчивости курса рубля;
  • Модернизация и укрепление составных элементов банковской системы РФ;
  • Обеспечение поэтапного развития национальной платежной системы;
  • Внедрение инноваций в финансовый рынок РФ и обеспечение планомерного развития;
  • Обеспечение устойчивости финансового рынка к внешним экономическим факторам.
  • Основная цель Банка России — регулирование экономических отношений и обеспечение стабильности финансового рынка.  
  • Статья 4
  • Функции ЦБ РФ перечислены в ст 4 ФЗ «О Центральном Банке».
  • Основные из них представлены ниже:
  • Разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики с разрешения Правительства РФ;
  • Инициация эмиссии наличных денежных средств и организация наличного денежного обращения.
Читайте также:  Типовой договор потребительского кредита - образец

Банк России является кредитором для средних и малых банковских организаций. По их запросам он рефинансирует переданные ими денежные средства. Также определяет правила проведения расчета денежных средств в РФ и порядок осуществления финансовых транзакций.

Статья 74

В ст 74 86-ФЗ перечисляется список нарушений, выявленных в работе кредитных организаций, за которые взыскивается штраф размером, установленным Федеральным законом. В случае выявления нарушения/нарушений, Банк России может ограничить деятельность кредитной организации или запретить проводить определенные финансовые операции.

Чтобы подробно проанализировать цели, функции и иные принципы работы Центрального банка, скачайте закон по следующей ссылке.

Федеральный закон о Центральном банке РФ (Банке России)

  • Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года
  • Глава I. Общие положения
  •      Статья 1.
  • Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  •      Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

     Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.

     Статья 2.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.

Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  1.      Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
  2.      Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
  3.      Статья 3.
  4.     Целями деятельности Банка России являются:
  5.      защита и обеспечение устойчивости рубля;
  6.      развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  7.      обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
  8.      Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
  9.      Статья 4.
  10.      Банк России выполняет следующие функции:
  11.      1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  12.      2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  13.      3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  14.      4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  15.      5) устанавливает правила проведения банковских операций;
  16.      6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  17.      7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  18.      8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  19.      9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
  20.      10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  21.      11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  22.      12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  23.      13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  24.      14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  25.      15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  26.      16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  27.      17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  28.      18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  29.      19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
  30.      Статья 5.
  31.      Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
  32.      Государственная Дума:
  33.      назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  34.      назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее — Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  35.      направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  36.      рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  37.      рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  38.      принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  39.      проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  40.      заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
  41.      Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
  42.      Статья 6.
  43.      Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
  44.      Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.
  45.      Статья 7.
  46. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
  47.      Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

     Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

  •      Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
  •      Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:
  •      курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  •      изменение процентных ставок;
  •      размер резервных требований;
  •      размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  •      прямые количественные ограничения;
  •      правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  •      порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
  •      Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
  •      Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.
  •      Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
  •      Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
  •      Статья 8.
  •      Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.
  •      Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк), Банка внешней торговли (далее — Внешторгбанк), а также в капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.
  •      Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 года.
  •      Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, не приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
  •      Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются на основании федерального закона.
  •      Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне, осуществляется в порядке и сроки, которые определяются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
  •      Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  •      Статья 9.
  •      Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками, иностранных государств.
  •      Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
  • Глава II. Капитал Банка России
  •      Статья 10.
Читайте также:  Комментарий 11264 к статье: медиативная оговорка - это…

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

  1.      Статья 11.
  2. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.
  3. Глава III. Национальный банковский совет и органы управления Банком России
  4.      Статья 12.
  5.      Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России.

     Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

  •      Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.
  •      Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Правовой статус и функции

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля; денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно—кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организует оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *