Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц

Субподряд достаточно популярная тема на просторах нашей экономики. Причём не только для больших, но и для маленьких проектов. Ни для кого не секрет, как достаточно популярные фрилансеры берут хороший заказ благодаря своей репутации, а потом спускают его своим менее удачливым коллегам.

И имеют неплохой доход без особых усилий (да, я знаю, что они трудом эту репутацию заработали). Кстати, для некоторых это тоже будет открытием, что их схема называется субподрядным договором (хотя в шапке соглашения написано вообще что-то другое) и достаточно хорошо урегулирована законодательством. Что это такое и как с этим надо работать? Об этом и идёт речь дальше.

Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц Для начала немного скучной теории. Но она нужна, чтобы вы познали дзен и вообще поняли, на какую дивность вы наткнулись. Итак, правоотношения бывают абсолютные и относительные. Первыми, к примеру, являются отношения собственности. Слово «абсолютные» означает, что вы можете требовать уважать ваши права на имущество абсолютно от всех. Независимо от того, есть ли между вами какая-либо правовая связь. К примеру, кто-то сбрасывает на ваш участок мусор. Вы вообще не знаете кто это. Но вы можете требовать от этого кого-то так не делать. Почему от должен это требование выполнять? Он же с вами бумажек никаких не подписывал! А потому что правоотношение абсолютное. А что такое относительные правоотношения? Это те, которые действуют только в отношении сторон договора. Если кто-то в сделке не участвует, то вы не можете от него ничего требовать. И он от вас соответственно тоже. Небольшая минутка теории закончилась. Теперь возвращаемся к нашему субподряду. Из закона про третьих лицОбязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Возьмём простую цепочку. Есть у нас договор между заказчиком и подрядчиком. А потом появляется договор между подрядчиком и субподрядчиком. Два договора. Две правовые связи. Относительные. Существуют самостоятельно и независимо друг от друга. Что это нам даёт? А то, что заказчик и субподрядчик не связаны друг с другом вообще никак. Вперёд, к примерам! Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц

Заказчик не заплатил подрядчику. А тот соответственно послал субподрядчика. Есть такие ситуации? Много. Должен ли ждать с моря погоды субподрядчик? Нет, для него вообще не существует никакого заказчика. Он с ним договоры не подписывал. Это проблемы подрядчика. Он-то должен деньги по договору субподряда. Пусть изыскивает деньги или идём в суд.

Обратный пример. Подрядчик не заплатил субподрядчику. Хотя деньги от заказчика получил. А субподрядчик, соответственно, не отдаёт результаты работ до получения оплаты.

Заказчик такой говорит, что, мол, ребята, хорошо всё это, конечно, но я свою часть сделки выполнил. Разбирайтесь между собой сами, а мне извольте мой код отдать. Что же делать заказчику? Правильно, идти лесом.

Он не может ничего требовать от субподрядчика, потому что заказчик для него — так, мимо проходил.

Чтобы проще было жить, можете в принципе забыть слово субподрядчик. Есть заказчик и есть подрядчик. Каким бы порядковым номером в пищевой цепочке субподрядных договоров вы не стояли, каким бы вы там субсубсубподрядчиком не были (есть извращенцы, которые прямо так и именуют стороны), вы всё равно заказчик и подрядчик. Для удобства есть термин «генподрядчик», это первый подрядчик в цепочке. Да, даже если вы отдали на субподряд жалкий лендинг, то вы называетесь пафосным словом «генподрядчик». По сути, термин субподрядчик большей частью нужен только для того, чтобы показать — должен или не должен генподрядчик выполнять все работы лично. А в остальном закон разницы не делает. Из закона про генподрядчикаЕсли из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Поэтому давайте рассмотрим часто встречающиеся случаи. Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц

Я хотел именно этого подрядчика, потому что у него компетенции, а в итоге делал непонятно кто.

Замечательно. Что нам закон говорит выше? Хочет — отдаёт на субподряд, не хочет — не отдаёт. Это вопрос его бизнес-процессов. Его личное дело. Вы могли это запретить в договоре? Что же не запретили? Тогда нечего плакаться. Получайте студенческий код.

А я запретил в договоре, а он всё равно привлёк. Не буду платить!

Почему? Разве в законе где-то написано, что всё, договор отменяется и все расходятся? Работы выполнены? Выполнены. Недостатки есть? Нету. Тогда надо платить. А уж дальше заниматься разборками и ответственностью.

А как мне реально запретить субподрядчиков?

Прописывайте конкретные меры ответственности: штрафы, право на выход из договора, изменение цены работ и пр. Нужно сделать привлечение субподрядчиков просто невыгодным.

Я принял работы, можно я напрямую субподрядчику закину деньги? А то доверия этому хитрожоп… подрядчику больше нет.

Ну, закидывайте. А потом не забудьте ещё раз своему подрядчику закинуть. Потому что у вас договор-то с ним, а не с субподрядчиком, и долг по договору не погашен.

А если в договоре субподряда написано, что я напрямую сдаю работы заказчику?

На заборе тоже много чего написано. Если вы не состоите в договорных отношениях с заказчиком, а в субподрядном договоре нет подробных механизмов с описанием приёмки работ, то сдавайте всё генподрядчику. Он для вас заказчик. А то потом ещё неустойку с вас взыщет за просрочку выполнения работ. Вы же их так и не сдали ему!

Генподрядчик сказал, что заказчик расторг договор с ним, поэтому я могу с моими работами идти лесом. Это правда?

Нет. Вы же помните, что заказчик к вам отношения не имеет? Поэтому лесом идёт уже он. Если генподрядчик хочет разбегаться, то должен отдельно с вами расторгнуть договор. И для него это будет иметь свои самостоятельные последствия.

Я принял работы субподрядчика, сдал их заказчику, а тот нашёл в ней косяки и наказал меня. Я могу перевыставить это всё субподрядчику?

С какой кстати? Работы приняли? Приняли. Проверяли при приёмке? Какое отношение к субподрядчику имеет то, что вы через одно место работы проверяли. Страдайте теперь в тряпочку молча.

Как это всё обходить

Так как у нас свобода договора и всё-такое, а ещё достаточно развитое и неплохое гражданское законодательство, то можно пробудить в себе немного творца и прикрыть некоторые свои риски. Давайте обсудим самые популярные методы. Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц

Вопросы оплат

Если вы субподрядчик, то делайте так. Прописывайте в договоре, что право на использование результатов интеллектуальной деятельности переходит только после полной оплаты. С этой фразой вы можете диктовать свою непреклонную волю и генподрядчику, и заказчику.

Потому что вы переходите в разряд абсолютных правоотношений, которые должен уважать даже сосед Вася по подъезду. Это уже не спор по договору будет, ведь споры по авторским правам и прочему уже совершенно самостоятельны, со своими бонусами и плюшками.

Другое дело, что проект могут просто бросить, и код ваш будет никому не нужен. Использования не будет. Тогда да, проблемка.

Если вы генподрядчик, то вы можете привязать все оплаты работ субподрядчика к определённому условию — поступлению денег от заказчика.

С недавних пор сначала высшая судебная инстанция это разрешила, а потом и законодательство поправили.

То есть, к примеру, фраза в договоре с субподрядчиком: «Работы подлежат оплате в течение 5 рабочих дней после поступления оплаты за выполненные работы от заказчика», — раньше признавалась недействительной, а теперь в порядке вещей. Это не гарантия, и в случае совсем бесстыдных сроков можно в суде оспорить. Но это тема отдельной статьи, про риски договоров подряда в целом.

Из закона про срокиЕсли обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ). Если вы заказчик, и хотите гарантировать отсутствие проблем с субподрядчиками в связи с неоплатами (и сопутствующими фигами на постном масле вместо написанного кода), то можете в договоре с генподрядчиком прописать, что если в выполнении работ участвуют субподрядчики, то оплату их работ вы проводите лично по заявкам генподрядчика. В субподрядном договоре также должно быть предусмотрено, что оплата приходит напрямую от заказчика. Нет, генподрядчик не должен раскрывать свои коммерческие условия. Заказчик не будет знать цену и условия субподрядного контракта, и соответственно объёмы работ тоже. Просто генподрядчик, когда сдаёт работы, говорит, что они должны быть оплачены вот этому третьему лицу. А если обманет и не скажет? То в случае проблем он будет отвечать за возникшие у вас убытки, потому что он нарушит уже непосредственно ваш договор.

Вопросы сроков

Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц

Если вы заказчик, то проблем нет. У вас есть чёткие сроки и ответственность генподрядчика. В принципе, нет вопросов и у субподрядчика по умолчанию — написано месяц, значит должен сделать за месяц.

А если вы генподрядчик, и у вас не заложены бюджеты на авансирование вашего же заказчика (потому что оплачиваете работы субподрядчиков из своих кровных), то в договоре с заказчиком у вас должны быть прописаны условия о переносе сроков выполнения работ в случае просрочки оплат, а договоры с субподрядчиками в части оплат должны иметь привязки к поступлению денег от заказчика.

Вопросы приёмки работ и судов

В целом, очень похоже на решение вопроса с оплатами.

Если вы заказчик и хотите гарантировать личную приёмку, потому что понимаете, что ваш генподрядчик не имеет реальных спецов, чтобы потом переделать косячную работу, то можете аналогично прописать в договоре с генподрядчиком, что субподрядные работы сдаются вам лично.

Это же условие должно содержаться и в субподрядном договоре.

Генподрядчику лучше прописать в своём субподрядном договоре, что окончательная приёмка работ производится после приёмки работ заказчиком. К этому должны быть привязаны и сроки для направления мотивированных отказов, и сроки оплаты.

Ну а субподрядчику, наверное, всё равно кому работы сдавать. Главное сдать, а чтобы не затягивалось, стараться удалять всё, что найдёте в договоре из предыдущих двух абзацев.

С судами будет сложнее. Чтобы заказчик судился напрямую с субподрядчиком или наоборот, нужно суду будет доказать, что все требования к единой цепочке были были выполнены. То есть в генподрядном договоре содержались условия о об отношениях напрямую между заказчиком и субподрядчиком, а в субподрядном договоре есть на это отсылки. Поскольку в таком междусобойчике сложно контролировать условия разных договоров, которые ещё никто друг другу не показывает, то вряд ли получится. Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц

Читайте также:  Оплата госпошлины за постановку на учет автомобиля в гибдд

Выводы: помните о том, что вам должен будет только тот, кто поставил подпись в вашем контракте, писать код для большого заказчика не то же самое, что быть причастным к этому заказчику через длинные цепочки, а субподрядный договор ничем не отличается от любых других. С ним нужно работать, ставить условия и переделывать под себя. Просто субподряд сам по себе таит в себе риски. В первую очередь из-за многочисленных иллюзий о том, что все в одном котле варятся. Нет, каждый сам за себя.

Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц

Подрядчик по госконтракту в отношении зарубежной недвижимости вправе привлечь к работам других лиц

Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

Сравнительно недавно российские предприниматели и организации столкнулись с проблемой предъявления им различных претензий со стороны контролирующих органов в связи с выявляемыми правонарушениями по результатам проведенного «мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок».

Как показывает практика, подобные претензии в адрес предпринимателей направляются не только от имени Минфина России, ФАС России, Генеральной прокуратуры РФ, или контрольно-ревизионных органов субъектов России.

С недавних пор, такие претензии стали поступать и от лиц иных органов государственной власти, напрямую не связанных с осуществлением контроля и надзора в сфере госзакупок.

В качестве примера, можно назвать ряд дел, инициированных по результатам мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок, проведенного сорудниками Росгидромета.

Как правило, подобные решения затем обжалуются в территориальных органах ФАС России или в судебном порядке (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2017 г. № 09АП-29515/2017 по делу № А40-63758/17, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2018 г. № 20АП-862/2018 по делу № А23-8080/2017).

Вместе с тем, хотелось бы оставить за рамками настоящего обсуждения проблему правомочности фактического, не подтвержденного прямым нормативным указанием, самонаделения представителями контролирующих ведомств себя несвойственными им полномочиями по проведению инициативной мониторинговой деятельности.

Напомним лишь о наличии в КоАП ч. 3 ст. 26.

2, прямо запрещающей использовать доказательства, полученные с нарушением закона и о необходимости, до возбуждения дела об административном правонарушении, оформления всех данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в акте о проведении соответствующей проверки (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).

В данной колонке уделю подробное внимание еще одной, может быть, и несколько теоретической, но, вместе с тем и приводящей к реальным негативным последствиям проблеме.

Достаточно часто по результатам проведенного «мониторинга» в отношении исполнителя по заключенному государственному контракту предпринимается попытка возбуждения дела об административном правонарушении, квалифицируемого по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Данная норма предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такие разрешение или лицензия обязательны.

  • По мнению проверяющих, само появление в системе государственных и муниципальных закупок информации о факте заключения контракта с исполнителем, не обладающим соответствующей лицензией или разрешением на выполнение предусмотренных контрактом работ или услуг уже является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении такого исполнителя к административной ответственности.
  • Подобный вывод, на мой взгляд, представляется весьма поспешным.
  • Прежде всего, следует обратить внимание, что в самой заявке о проведении закупки, информация об обязательном наличии у исполнителя лицензии или разрешения на проведение работ может не указываться.

Как было отмечено в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.

) для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

Соответственно, информация о наличии у исполнителя конкретных лицензий или разрешений подлежит обязательному включению в состав заявки на участие в закупке только в том случае, если вывод о перечне разрешительных документов не мог быть сделан самостоятельно разумным участником закупки, обладающим необходимым уровнем профессионализма и опыта.

И до появления указанного обзора, в правоприменительных материалах органов ФАС России неоднократно отмечалось, что установление заказчиком требования о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности является прямым нарушением требований действующего федерального законодательства (решение Иркутского УФАС России от 9 апреля 2018 г. № 389/18).

Если предметом контракта предусматривается выполнение комплекса технологически и функционально связанных между собой работ, или услуг как требующих, так и не требующих специального разрешения (лицензии), и сам контракт не устанавливает прямого запрета на привлечение субподрядчиков, то действующее законодательство о контрактной системе не запрещает исполнителю контракта привлечь для выполнения лицензируемых работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (постановление ФАС Поволжского округа от 18 марта 2016 г. № Ф06-6380/2016 по делу № А65-14159/2015, решение Оренбургского УФАС России от 20 ноября 2017 г. по делу №08-07-1313/2017).

Если же выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, то именно заказчик должен указать в требованиях к участникам закупки на наличие у них лицензии на такой вид деятельности («Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).

На основе вышеуказанного, можно сделать следующие выводы:

  • данные мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок в отношении документов, размещаемых на этапе ее объявления и периода приема заявок от потенциальных исполнителей не могут однозначно указывать на желание конкретного лица осуществить деятельность без специального разрешения (лицензии);
  • обязанность надлежащей конкретизации работ или услуг, требующих специального разрешения или лицензии фактически возлагается на их заказчика. Такое решение не может быть уточнено или конкретизировано органами государственного контроля вне процедуры обжалования самой процедуры проведения торгов и их результатов.

Согласно действующему законодательству о контрактной системе отсутствие у лица, подавшего заявку на участие в закупке лицензии на выполнение соответствующих работ или услуг является достаточным основанием для отказа в допуске к его участию в конкурсе.

Фактический же допуск участника к конкурсным процедурам и, тем более, объявление его победителем, без последующего обжалования результатов самой процедуры закупки, фактически означает тот факт, что сторонами данных взаимоотношений надлежащим образом было согласовано, что целью (или основной задачей) заключаемого контракта является выполнение именно работ или оказания услуг, не требующих наличия специального разрешения (лицензии), либо наличие такой лицензии (разрешения) на момент заключения контракта, в силу специфики его исполнения, не являлось обязательным, либо же стороны неумышленно совместно заблуждались в определении истинного характера предусмотренных контрактом работ или услуг.

Выявление каким-либо из контролирующих органов факта непредоставления лицензии победителем конкурсных процедур, соответственно, должно влечь не привлечение исполнителя к административной ответственности за совершение фактических действий по исполнению контракта, а к инициированию предусмотренной законом процедуры оспаривания результатов проведения соответствующей государственной закупки.

Следует также заметить, что само по себе заключение договора или контракта между его сторонами, еще не означает начала исполнения обязательств по такому договору, а значит, и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Например, стороны в тексте договора могут предусмотреть, что момент начала его действия наступает по истечении определенного периода времени со дня его подписания.

Нельзя исключать, что за этот период времени, исполнитель успеет получить разрешение или лицензию, необходимую для исполнения договора.

Либо, если это прямо не запрещено договором – успеет заключить соглашение с соисполнителями (субподрядчиками) уже обладающими соответствующей лицензией.

Также договором может быть предусмотрено, что необходимость выполнения лицензируемых работ или услуг, производится в определенную сторонами дату на протяжении действия договора. Опять же, в этот промежуток времени вопрос с лицензией может быть решен.

Таким образом, представляется возможным резюмировать, что само по себе установление по результатам мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок факта заключения контракта на выполнение лицензируемых работ или оказание услуг не должно признаваться достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и привлечения исполнителя контракта к ответственности по данной статье. Как минимум, должно быть достоверно установлено, что исполнителем уже было начато исполнение по контракту и это исполнение связано именно с личным выполнением подлежащих лицензированию работ или услуг в отсутствии соответствующей лицензии или разрешения.

Получение таких дополнительных данных возможно лишь органами государственной власти, наделенными правом осуществлять контрольные и надзорные функции именно в сфере государственных закупок, а не в смежных областях деятельности.

При выявлении в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения они должны быть зафиксированы в акте о проведении соответствующей проверки и только потом должно приниматься решение о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении.

Сбор подобной информации путем истребования сведений в порядке ст. 26.10 КоАП РФ в рамках режима административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ) является недопустимым. На это указывают и материалы правоприменительной практики. Так в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г.

№ 05АП-1606/2017 по делу № А51-38/2017 прямо указывалось, что ст. 28.

7 КоАП РФ не предусмотрено проведение административного расследования по категориям дел, связанным с осуществлением деятельности без лицензии, поскольку в силу очевидности такого правонарушения не требуется проведения дополнительных процессуальных действий, совершение которых обусловлено значительными временными затратами.

Взгляд на субподряд. Новые поправки в Закон N 44-ФЗ касаются исполнителей госконтракта (Татонова И.)

Дата размещения статьи: 20.11.2017

Давно витала в профессиональном сообществе идея ввести норму, согласно которой поставщиков обяжут раскрывать данные о субподрядчиках независимо от цены контракта. И вот сформированы в проект поправки к Закону о контрактной системе, которые уже рассматриваются Госдумой.

  1. ПОЛУЧИЛ ЗАКАЗ — ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ?
  2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  3. ПОПРАВИМОЕ ДЕЛО

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов

Для заказчика и участников закупок вопрос субподряда стоит достаточно остро. Заказчик вполне резонно хочет, чтобы лицо, с которым заключен контракт, самостоятельно его исполняло. А подрядчик далеко не всегда имеет для этого подходящие ресурсы.

Хотя Закон N 44-ФЗ этого напрямую не запрещает, но в большинстве случаев ограничивать подрядчика в привлечении субподрядчиков все же не следует. Только в некоторых работах по строительству заказчик вправе требовать самостоятельного выполнения определенного объема работ подрядчиком.

Напротив, участник закупки даже должен привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, когда этого требуют условия закупки.

Можно ли ограничить участника госзакупки в привлечении субподрядчика

Есть только два легальных случая, когда вы можете ограничить участника в привлечении субподрядчиков:

  • контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства. Подрядчик должен самостоятельно выполнить определенные Правительством РФ виды работ на сумму не меньше 25% от цены контракта. Подрядчику можно дать выбрать объем и конкретные виды работ из обязательного перечня и включить соответствующее условие в контракт (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ, пп. «б» п. 2 Постановления N 570);
  • привлечение к контракту СМП и СОНКО. Вы можете ограничить участника закупки и требовать привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Для этого установите указанное требование в извещении о проведении закупки, а также предусмотрите в проекте контракта утвержденные Правительством РФ типовые условия. Учтите, вышеназванный субподряд учитывается в вашем объеме закупок у СМП и СОНКО (ч. 5 — 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ ).
Читайте также:  Образец письма об изменении назначения платежа

Читайте так же:  Компенсация за вынужденный прогул при незаконном увольнении

Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

Соисполнитель по государственному или муниципальному контракту – это юридическое или физическое лицо, которое привлекается основным исполнителем по контракту для достижения тех целей, которые были обозначены при заключении самого контракта.

Привлечение соисполнителей по госконтракту

Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта.

При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.

Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, то государственный или муниципальный заказчик имеет право обязать потенциального исполнителя по контракту привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Такое требование обязательно должно быть сформулировано в документации о проводимой закупке.

В каком случае возможно

Привлекать соисполнителя по государственному или муниципальному контракту основной исполнитель вправе в следующих случаях:

  • заказчик самостоятельно указал на такую возможность в документации о закупке, а у самого исполнителя не хватает ресурсов для выполнения в полном объеме взятых на себя обязательств;
  • заказчик при согласовании процесса исполнения заказа допускает возможность привлекать соисполнителей по контракту (при наличии обоснования от основного исполнителя возможности привлечения соисполнителей);
  • работы или услуги, которые являются предметом контракта, не требуют наличия специальной квалификации или лицензий, а сами проводимые работы или услуги, выполняемые привлекаемыми субподрядчиками, не могут превышать объем более семидесяти пяти процентов от изначально заявленного объема по контракту;
  • субподрядчик согласен полностью исполнять все требования, которые были заявлены в документации по проводимой закупке (например, если речь идет о проведении работ или поставке товаров, которые относятся к государственному оборонному заказу, то не только основной исполнитель, но и субисполнители должны выполнить требование Федерального Казначейства об открытии специальных счетов, а также не требовать авансирования при осуществлении таких работ).

Запрет на привлечение

С 25 мая 2017 года перечень случаев, когда привлекать субисполнителей по государственному или муниципальному контракту запрещено, существенным образом увеличился.

Все указанные случаи включены в Постановление Правительства Российской Федерации №570, которое и вступило в силу в указанную дату.

К числу основных случаев относятся все строительные работы, проводимые в отношении объектов капитального строительства, а именно:

  • работы подготовительного характера, проводимые на объекте капитального строительства, а также деятельность по возведению ограждений и защитных сооружений;
  • инженерная деятельность по подготовке и защите той территории, на которой планируется проводить строительную деятельность;
  • земляные, свайные работы, а также работы, направленные на формирование фундамента и основания возводимого здания;
  • возведение несущих конструкций, а также фасадных ограждающих конструкций здания;
  • работы по сооружению кровли и фасадов возводимого объекта капитального строительства;
  • проведение отделочных работ внутри здания;
  • устройство внутренних инженерно-коммуникационных систем, функционирование которых направлено на обеспечение полноценного функционирования всех необходимых сетей внутри здания и создание благополучной санитарной обстановки внутри здания;
  • установка технологического оборудования, в том числе подъемно-транспортных механизмов, и пуско-наладочные работы для проверки качества работы такого оборудования;
  • строительство наружных инженерно-коммуникационных сетей, используемых для полноценного функционирования возведенного здания;
  • устройство дорог, в том числе по ее верхнему покрытию и обустройству прилегающих территорий к самой дороге;
  • строительство верхней части железнодорожных путей;
  • строительные работы по возведению переходов для инженерно-коммуникационных сетей и трубопроводов для преодоления таковыми естественных и искусственных препятствий;
  • строительство туннелей и штолен, используемых для целей функционирования того или иного объекта капитального строительства (в том числе для регулирования транспортного обеспечения такого объекта);
  • строительство искусственных сооружений, в том числе природного характера;
  • проведение работ по углублению дна естественных и искусственных водоемов, а также водолазные работы, проводимые для определения состояния водоемов либо для очистки их ландшафта;
  • иные гидротехнические работы, направленные на сохранение или формирование естественных и искусственных водоемов, в том числе используемых для обеспечения водоснабжения различных объектов капитального строительства либо населенных пунктов;
  • работы по благоустройству той или иной территории объекта капитального строительства или населенного пункта.

Кроме того, сам заказчик имеет право на установку ограничений по привлечению соисполнителей, не обосновывая такое ограничение.

В соответствии с действующими нормами законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок объем работ, которые должен выполнить сам основной исполнитель по контракту, не может быть менее двадцати пяти процентов.

В случае если указанное значение меньше, заказчик вправе отказать в привлечении субисполнителей по контракту.

Порядок привлечения соисполнителей

Привлечение соисполнителя происходит двумя путями в зависимости от того, идет ли речь об изначальном требовании заказчика о привлечении субисполнителя, или такое действие со стороны основного исполнителя происходит после заключения контракта с последующим согласованием с самим заказчиком.

Если заказчик изначально требует привлечения субподрядчика или субисполнителя по контракту, установив такое требование в документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

  • после завершения процедуры подписания контракта исполнитель предоставляет сведения о привлекаемых субисполнителях, которые будут выполнять определенный перечень работ;
  • если заказчик одобряет тех субисполнителей, которых ему предложил основной исполнитель, то происходит согласование перечня и объема работ и услуг, которые будут выполнены соисполнителем. При проведении такого согласования необходимо учесть главное требование, которое в настоящее время применяется ко всем государственным контрактам, исполняемым с привлечением субподрядчика или соисполнителя – объем работ или услуг, которые будут выполнены основным исполнителем, не должен быть меньше двадцати пяти процентов от всего запланированного объема работ или услуг, предусмотренных по условиям контракта. При этом такое ограничение не распространяется на поставку товара, так как конечный отчет по всей произведенной поставке осуществляется только основным исполнителем;
  • после проведения всех необходимых согласований привлеченные соисполнители знакомятся с теми условиями выполнения взятых на себя обязательств, которые прописаны в контракте, а также в документации о проводимой закупке (ознакомиться с последней необходимо для того, чтобы иметь максимально полное представление о том, каким образом происходил отбор соисполнителей). В некоторых случаях контракт, по которому будет привлечен соисполнитель, должен носить трехсторонний характер (то есть подписан не только заказчиком и исполнителем, но и соисполнителем), так как это даст гарантии всем сторонам, участвующим в соглашении, о том, что обязательства будут выполнены в полном объеме;
  • если трехстороннего контракта нет, то между основным исполнителем и привлеченными субисполнителями должно произойти подписание договоров выполнения работ или оказания услуг, по которым и произойдет выполнение взятых на себя обязательств. После их подписания такие договоры должны быть переданы в виде заверенных копий государственному или муниципальному заказчику для оформления в виде приложений к основному контракту (так как такие договоры могут потребоваться для подтверждения правомерности привлечения соисполнителей в случае проведения проверок контролирующими органами).

В случае если заказчик не оговаривал возможности привлечения субисполнителей по контракту, но и не установил запрет на их привлечение, порядок действий будет выглядеть следующим образом:

  • после подписания контракта исполнитель подает заказчику документы, подтверждающие необходимость привлечения соисполнителей по контракту (например, о том, что у самого исполнителя нет необходимого оборудования для выполнения каких-либо работ, но есть организации, которые свое оборудование не дают в аренду, но могут выполнить необходимый объем работ в рамках той стоимости, которая рассчитана по заключенному контракту);
  • заказчик рассматривает поданное предложение в виде документального обоснования и изучает возможность привлечения соисполнителя, а также определяет, возможно ли ему, заказчику, получить выгоду от такого перенаправления обязанности выполнения обязательств по контракту;
  • если вариант исполнения контракта с привлечением субподрядчика или субисполнителя устраивает заказчика, происходит направление ответа, в котором не только содержится согласие на такие действия со стороны основного исполнителя, но также и указание на предоставление в определенном порядке перечня привлекаемых субисполнителей, а также на согласование объема работ или услуг, возлагаемых на привлеченных юридических или физических лиц;
  • основной (а в случае с государственным оборонным заказом головной) исполнитель направляет заказчику перечень привлекаемых субисполнителей и тот объем работ или услуг, которые должны быть выполнены привлеченными лицами в пределах, установленных действующим законодательством;
  • заказчик согласует не только перечень привлекаемых субподрядчиков и выполняемый объем работ, но и тот персонал (в случае с объектами заказчика, на которых такое согласование необходимо), который будет выполнять заявленные работы или услуги.

Согласование персонала субподрядчиков или субисполнителей, допускаемых к выполнению взятых на себя обязательств по заключенному контракту, происходит в тех случаях, когда речь идет о выполнении работ или оказании услуг на режимных объектах, принадлежащих заказчику, либо на объектах с повышенной степенью защищенности (школы, больницы, детские сады и т. д.).

Правовые особенности привлечения субподрядчиков в строительстве

Привлечение субподрядчиков в строительстве — явление распространенное и вполне привычное. Саму возможность привлекать субподрядчиков предусматривает и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст.

706, согласно которой если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, никто изначально не ждет, что все работы будут выполнены силами только одного подрядчика. Однако в индивидуальных случаях могут быть предусмотрены ограничения на привлечение субподрядчиков.

Самое простое — это когда запрет на привлечение субподрядчиков будет прямо предусмотрен в договоре (или, что чаще, будет использована формулировка «подрядчик обязан выполнить работы лично»). Однако даже при отсутствии соответствующего условия в договоре могут возникнуть сложности.

В первую очередь, это касается контрактов, заключаемых по результатам торгов. Запрет на привлечение субподрядчиков может содержаться в конкурсной документации и будет применяться даже несмотря на отсутствие соответствующего условия в заключенном по результатам торгов договоре (см.

Читайте также:  Бенефициар вправе обратиться к гаранту с требованием выплаты суммы банковской гарантии, минуя принципала

, например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.04.2015 N Ф06-22559/2013 по делу N А65-22809/2014).

Другой распространенный вариант ограничения права подрядчика на привлечение субподрядчиков — это установление обязанности подрядчика согласовать привлечение субподрядчиков с заказчиком (при больших объемах также нередко можно установить порог, с которого начинается такая обязанность, например, «подрядчик обязуется получить письменное предварительное согласие заказчика на привлечение субподрядчиков, выполняющих более 1% работ, предусмотренных настоящим Договором»). При этом действуют такие же механизмы, как и с полным запретом: обязанность по согласованию привлечения субподрядчиков можно предусмотреть как непосредственно в договоре, так и в конкурсной документации (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2012 по делу N А40-66935/11-145-563).

Тем не менее, нарушение запрета на привлечение субподрядчиков либо обязанности по согласованию кандидатур субподрядчиков с заказчиком не влечет за собой недействительности договора с заказчиком (что, правда, не мешает включению в текст договора условия о праве заказчика расторгнуть договор при соответствующих нарушениях со стороны подрядчика) и даже не может служить основанием для отказа в оплате выполненных силами субподрядчика работ (что опять-таки не мешает заказчику включить в договор условие о применении штрафных санкций за рассматриваемые нарушения и уменьшить стоимость работ на размер таких санкций).

Интересно, что привлечение заказчиком других подрядчиков без получения согласия генерального подрядчика рассматривается как прямое нарушение п. 4 ст.

706 ГК РФ и может служить основанием для предъявления генеральным подрядчиком требований к заказчику о признании договора с таким третьим лицом недействительным.

Правда, это правило не действует, когда заказчик заключает с третьим лицом не договор подряда, а договор оказания услуг (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 05.12.2006 N Ф09-10883/06-С4 по делу N А60-10470/06-С1).

О праве исполнителя привлекать для оказания услуг третьих лиц | контур.закупки

Организация стала победителем процедуры определения поставщика и готовится к заключению госконтракта на оказание услуг. Будет ли она вправе нанять стороннюю компанию и поручить ей часть своих обязанностей? Что об этом говорит законодательство о госзакупках и судебная практика?

Читаем госконтракт

С одной стороны, в законе 44-ФЗ прямо не сказано о том, что исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц. С другой стороны, отдельные положения закона, например, части 5 и 6 статьи 30, свидетельствуют о том, что такая возможность у победившего участника есть. И тут все зависит от конкретной ситуации.

Контрактная система регулируется не только законом о госзакупках, но и нормами гражданского законодательства. Об этом сказано в части 1 статьи 2 закона 44-ФЗ. Поэтому для решения указанного вопроса следует обратиться к Гражданскому кодексу.

Согласно его нормам, а именно пункту 1 статьи 313, обязательство может быть исполнено третьим лицом, если только из норм законодательных и подзаконных актов, а также из самого обязательства не вытекает, что оно должно исполняться лично тем лицом, на которое оно возложено.

Однако именно такое ограничение для договора возмездного оказания услуг следует из статьи 780 ГК РФ. Она гласит, что если иное не предусмотрено договором, то исполнитель обязан оказать услуги лично.

Получается, что нанять соисполнителя для оказания услуг можно лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена в договоре. К слову, это является одним из принципиальных отличий между договором на оказание услуг и договором подряда.

Во втором случае норма, обязывающая прописывать в договоре привлечение субподрядчиков, отсутствует, и если законами, подзаконными актами и сутью самого обязательства не предусмотрено его личное исполнение, то подрядчик может по своему усмотрению нанимать сторонние организации.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Стоит учесть еще такой момент. Знакомясь с документацией и госконтрактом на оказание услуг, участник может обратить внимание на то, что в них не содержится запрета на привлечение исполнителем третьих лиц.

Такого запрета быть и не должно, поскольку этого не требуют нормы статьи 780 ГК РФ.

Более того, наличие такого запрета формально может быть расценено как установка дополнительных требований к участникам, не предусмотренных нормами законодательства о госзакупках.

Вывод: если в тексте госконтракта на оказание услуг не содержится прямого разрешения на привлечение исполнителем третьих лиц, то делать этого нельзя.

Судебная практика

Государственный контракт: как подрядчику защититься от токсичного госзаказчика?

Введение: «Не ведали, что творят»

Понимает ли будущий поставщик/подрядчик какой объем ответственности он берет, заключая госконтракт? Практика показывает, что редко. Какова это ответственность и чем она отливается от обычных контрактов?

Возьмем контракт на выполнение работ между частными компаниями. Худшие последствия для подрядчика – финансовые санкции и банкротство. А с госзаказом объем ответственности куда ярче и шире….

РНП. Недобросовестный поставщик, который нарушил условия контракта, попадет в реестр недобросовестных поставщиков («РНП»). ФАС может и не внести в реестр: «При отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр»1.

Но может и внести…Внесенные в РНП компании не вправе участвовать в госзакупках в течение 2-х летс даты внесения. То же касается и директора/учредителя компании2.

Параллельные госконтракты

Здесь тоже могут быть осложнения в виде односторонних расторжений со стороны госзаказчиков. В ФАС и МЭРТ регулярно поступают запросы: «Вправе ли госзаказчик односторонне расторгнуть контракт с подрядчиком, если того внесли в РНП?». Позиция МЭРТ жесткая – обязан3. ФАС более лоялен к подрядчикам4.

Банковская гарантия

Каждый госконтракт обеспечивается банковской гарантией5. В конфликтной ситуации первое действие госзаказчика – требование банку о выплате по гарантии независимо от наличия оснований. Банк в порядке регресса перевыставляет требование о выплате подрядчику.

Требование по гарантии носит безусловный и независимый характер6, т.е. даже в отсутствие оснований для выплаты (факта нарушения контракта) подрядчик обязан выплатить деньги банку. НЕ все подрядчики оплачивают требования банков добровольно. Для таких есть…

БКИ, оно же бюро кредитных историй7

Информация о неплатеже попадает в БКИ легко, а удаляется из него трудно и долго. Банки, выдавая кредиты компании, оценивают данные БКИ. И если вы в БКИ, то кредит вам не выдадут.

Как видите, букет негативных правовых последствий широк. Спасти от участи попадания в РНП, взыскания неустоек по госконтракту может только правильная досудебная работа…

Причины «слива» госконтрактов.

Наиболее распространены две.

Первая, вы попали не в свой тендер, т.е. заказчик договорился с нужным подрядчиком и делал тендер под него. Но появились вы и формально госзаказ выиграли. Это нарушило чьи-то личные финансовые планы.

Вторая, некорректно поставленное техническое задание, т.е. госзказчик не предусмотрел необходимые работы/услуги в ТЗ и начинает требовать их выполнения в процессе исполнения от вас, либо существенно меняет требования, то есть перекладывает на плечи подрядчика дополнительные расходы, которые убьют рентабельность проекта. Либо подрядчик некорректно оценил ТЗ.

Рассмотрим на конкретном примере:

Дано: госконтракт на оказание услуг по разработке программного обеспечения. Его цель – создать работоспособную программу обучения сотрудников госзаказчика. Программа должна быть установлена на «железе» госзаказчика, поэтому первым этапом работ стороны определили «анализ ифраструктуры заказчика».

Проблема: В процессе анализа заказчик вспоминает, что «забыл» указать в ТЗ объем курсов. У нас же программа обучения. Указал. Подрядчик проводит анализ и приходит к выводу: «Не потянет Система работу на таком железе и с таким объемом курсов обучения». Выходов два: меняйте ТЗ (скромнее запрос по параметрам функционирования) или берите в аренду серверы. 

Конфликт: госзаказчик провести тендер заново не может. Его бюджета на аренду серверов не хватит, а изменить ТЗ не дадут вышестоящие товарищи. Вывод напрашивается сам собой – сделать крайним подрядчика.

Как это происходит:

Во-первых, госзаказчик не подписывал технический проектболее 2-х месяцев при общем сроке контракта 6 мес. В рамках контракта, техпроект был детализированным техническим заданием, которое написал подрядчик по итогу анализа «железа» госзаказчика.

Во-вторых, не согласовывал способ исполнения госконтракта– программу (платформу разработки), на которой и будет создаваться система обучения, т.е. подрядчик просто не мог приступить к основному массиву работы.

В-третьих, заявлял не имеющие отношения к работам претензиипо промежуточным результатам.

Защита подрядчика: «Молчание – знак согласия»

Запомните, если подрядчик молчит по заявленным претензиям, он с ними соглашается. СМС и звонки ответственным чиновникам с целью «порешать вопрос» не помогут. А действовать следует по такому плану.

Первое, приостановить выполнение работ и уведомить заказчика в порядке ч.1 ст. 719 ГК РФ. Закон8 дает такое право, когда заказчик забывает о своих встречных обязательствах к подрядчику: предоставить необходимую документацию или информацию, допустить на объект заказчика, без которых исполнение контракта невозможно.

Уведомление полезно тем, что с момента его получения прекращают течь сроки исполнения контракта, то есть штрафные санкции к подрядчику уже не применить9.

Если заказчик не устранил обстоятельства, препятствующие исполнению госконтракта, то переходим к следующему шагу.

Второе, направляем уведомление об одностороннем расторжении госконтрактапо ч.2 ст. 719 ГК РФ. Подрядчик вправе расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке, если у заказчика есть такое право по контракту. Если в течение 10 дней с момента получения уведомления госзаказчик не устранил спорные обстоятельства, то контракт расторгнут.

В госконтракте есть нюансы направления корреспонденции – она дублируется почтой физической и электронной: 

«Из толкования положений ч. 12 ст.

95 Закона следует, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта должно быть совершено как посредством извещения непосредственно исполнителя наиболее оперативным образом (почтой заказным письмом с уведомлением, а также с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающими оперативность уведомления), так и посредством размещения решения в единой информационной системе»10.

Третье, подаем в суд иск о признании госконтракта расторгнутым. При рассмотрении иска учитывайте особенности такой категории дел.

Суды считают святой обязанностью подрядчика приостановить работы, а только потом односторонне расторгнуть госконтракт.

Все судьи признают, что уведомление об обстоятельствах, препятствующих исполнению госконтракта, должно быть своевременным11, если не немедленным12 и обоснованным.

Суды при рассмотрение иска о расторжении обязаны исследовать переписку сторон13. Мэйлы, с которых она ведется или адреса рабочих групп стоит легализовать с госзаказчиком через протокол совещания.

Суд признает госконтракт расторгнутым и снимет угрозу быть внесенным в РНП либо оштрафованным. Соответственно, выплату по банковской гарантии можно взыскать с госзаказчика в составе убытков.

  • Резюме подрядчику: корректная оценка технического задания и правильная досудебная работа избавят от головой боли и рисков участия в госзакупках.
  • * * * * * 
  • Примечания: 
  1. Письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19.
  2. Пункт 9 статьи 103 ФЗ 44.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *