Как заключить договор на вывоз тко с региональным оператором

Министерство природных ресурсов и экологии РФ проводит горячую линию по вопросам перехода на новую систему обращения с ТКО и даёт ответы на самые частые и актуальные вопросы, поступившие на линию. Рассказываем о наиболее интересных для УО и ТСЖ темах, которые прокомментировало ведомство.

Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным

На горячую линию Минприроды РФ поступают вопросы по множеству аспектов работы с твёрдыми коммунальными отходами в регионах, где региональный оператор уже начал свою деятельность:

  • заключение договоров с регоператором,
  • содержание контейнерных площадок,
  • роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО,
  • о тарифах и выставлении счетов за услугу.

Ведомство в обзоре вопросов «горячей линии» напомнило о том, что к твёрдым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются в процессе потребления частными лицами в жилых помещениях, объекты, утратившие свои изначальные свойства и непригодные для дальнейшего использования для личных и бытовых нужд граждан. К ТКО относятся и подобные виды мусора, который появляется в процессе работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 1 № 89-ФЗ).

К ТКО, в частности, согласно Федеральному каталогу, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, относятся следующие отходы, с которыми сталкиваются управляющие многоквартирным домом организации:

  • бытовые отходы из жилищ;
  • мусор и смёт, собранные при уборке территорий городов и поселений, в том числе газонов и цветников;
  • мусор от офисных и бытовых помещений;
  • отходы, образующиеся после сортировки ТКО.

Как заключить договор на вывоз ТКО с региональным операторомКто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД

Какова роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО

Одним из самых частых вопросов, которые поступали на горячую линию Минприроды РФ, стал вопрос о роли управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов в новой схеме работы с твёрдыми коммунальными отходами.

Согласно ответу ведомства, УО и ТСЖ оставлено всего несколько функций:

  1. Создавать, содержать и убирать контейнерные площадки в том случае, если площадка расположена на придомовой территории МКД, которая включена в состав общего имущества МКД.
  2. По решению общего собрания собственников помещений в доме УО может стать исполнителем коммунальной услуги по обращению ТКО, от имени собственников заключать договоры с регоператором и закупать контейнеры для сбора отходов.

Также ведомство отметило, что собственники земли, на которой обнаружена свалка, обязаны ликвидировать её. Поэтому, если на оформленном земельном участке дома в несанкционированном месте складируются ТКО, то УО или ТСЖ обязаны свалку ликвидировать. Уведомление об этом после обнаружения нарушений направляет в управляющую организацию региональный оператор.

Если УО или ТСЖ, получившие такое уведомление, не выполнят требование, то региональный оператор сам вывезет несанкционированный мусор, но при этом взыщет с УО или товарищества понесённые расходы в судебном порядке.

Как заключить договор на вывоз ТКО с региональным операторомКто покупает и ремонтирует контейнеры для ТКО, – требования закона

С кем заключает договор на вывоз мусора собственник нежилого помещения в доме

Минприроды РФ отдельно остановилось на договорных отношениях между регоператором по обращению с ТКО, УО/ТСЖ и собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме.

Так, ведомство отметило, что собственник такого помещения заключает прямой договор на вывоз мусора непосредственно с регоператором (п. 148(1) ПП РФ № 354). При этом в течение трёх рабочих дней с момента получения запроса от УО или ТСЖ он обязан предоставить в ответ информацию об объёмах коммунальной услуги, потреблённой за расчётный период.

Управляющая организация обязана предоставлять региональному оператору по обращению с ТКО сведения о собственниках нежилых помещений в доме, а владельцев таких помещений – уведомлять об их обязанности заключить соответствующие договоры с регоператором напрямую.

Обязан ли регоператор вывозить отходы от содержания зелёных насаждений и газонов

  • Согласно приказу № 242, к ТКО отнесены отходы, образующиеся от смёта и уборки в поселениях и городах, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, кустарниками и деревьями (коды 7 31 200 00 00 0, 7 31 300 00 00 0).
  • Однако в Минприроды РФ отметили, что регоператор не должен вывозить отходы, образующиеся при содержании зелёных насаждений на придомовой территории многоквартирных домов, за счёт установленного тарифа на услугу по обращению с ТКО.
  • Мусор, образующийся при спилке деревьев и кустарников, покосе травы и уборке двора в период листопада, по мнению ведомства, не является твёрдыми коммунальными отходами, поскольку не соответствует главному признаку в соответствии с № 89-ФЗ – образованию в жилых помещениях.
  • То есть в тариф регоператора включен вывоз мусора, который УО или ТСЖ собрали при уборке территории и газонов, а вот отходы от ухода за насаждениями и газонами – ветки, стволы, листья, траву и другие – должны вывозиться по отдельному договору и за отдельную плату.

Как заключить договор на вывоз ТКО с региональным операторомО новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

Входит ли строительный мусор в состав твёрдых коммунальных отходов

Минприроды РФ дал разъяснения по достаточно спорному вопросу о том, относится ли строительный мусор к крупногабаритным отходам и, следовательно, обязан ли регоператор его вывозить в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО и за утверждённый тариф.

Ведомство отметило, что к ТКО отнесён такой крупногабаритный мусор, как мебель, бытовая техника, а также отходы от текущего ремонта жилых помещений, который не помещается в установленные для сбора отходов контейнеры (п. 2 ПП РФ № 1156). Это группа отходов от жилищ (код 7 31 110 02 21 5 согласно приказу № 242).

При этом под текущим ремонтом понимаются работы по устранению неисправностей и восстановлению работоспособности элементов зданий, а также поддержанию его эксплуатационных показателей.

К таким отходам не относятся строительные материалы, перечень которых указан в Федеральном каталоге приказа № 242 под кодом 8 00 000 000 00 0. Вот только несколько из подгрупп строительных материалов:

  • отходы строительных материалов на основе цемента, бетона, строительных растворов, в том числе отходы от ремонта инженерных коммуникаций и плиточного клея;
  • отходы керамических материалов: черепицы, кирпича, труб;
  • отходы от гипсокартонных листов, шпатлёвки и мела, штукатурки;
  • битумные отходы;
  • отходы рубироля и толя;
  • отходы линолеума и полимерных плиток;
  • отходы текстиля, загрязнённые цементом, раствором, бетоном;
  • отходы от строительных и ремонтных работ (прочие);
  • загрязнённые кисти, шпатели и валики.

Все эти отходы входят в группу «Отходы строительства и ремонта» и не относятся к крупногабаритному мусору, включённому в ТКО и вывозимому регоператором в рамках договора по оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Такой мусор должен вывозиться по отдельному договору специализированной организацией, в том числе с регоператором, по нерегулируемым ценам.

Остались вопросы? Звоните на «Горячую линию»

«Горячая линия» по вопросам реализации в регионах «мусорной реформы» открыта Минприроды РФ с 1 января 2019 года и работает в 53 субъектах России. Ведомство в постоянном режиме ведёт консультативную и аналитическую работу с регионами.

Но, несмотря на оптимистичные отчёты ведомства о реализации реформы в регионах и позитивные прогнозы, у исполнителей услуги по обращению с ТКО и её потребителей по-прежнему остаётся большое количество вопросов о практической составляющей новой схемы по вывозу и утилизации коммунальных отходов.

Если у вас всё ещё остались вопросы по работе регионального оператора, где вы управляете многоквартирными домами, и по «мусорной реформе» в целом, то вы можете задать его специалистам в вашем регионе по телефонам «Горячей линии» Минприроды РФ.

Росприроднадзор объяснил, кто должен заключать контракт с мусорным оператором

Как заключить договор на вывоз ТКО с региональным оператором

Появление региональных операторов отходов – часть мусорной реформы /Максим Стулов / Ведомости

Все компании, образующие коммунальные отходы, обязаны заключать договор на вывоз мусора с местным региональным оператором, напомнил Росприроднадзор в разъяснении, опубликованном в понедельник.

Отказаться от этого могут только компании, у которых в распоряжении есть полигон для захоронения отходов.

При этом отходы должны производиться в непосредственной близости от него (на том же или соседнем земельном участке), пишет Росприроднадзор.

Появление региональных операторов отходов – часть мусорной реформы. Каждый регион должен был разработать схему, как собирать и что делать с мусором, и выбрать оператора.

Сделать это успели не все, а Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку до 2022 г. Тем не менее в России действует уже порядка 200 региональных операторов.

Но они столкнулись с финансовыми сложностями: не могут собрать деньги ни с населения, ни с компаний.

У 90% компаний образовался существенный кассовый разрыв – более 50 млн руб., сообщал весной гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев.

По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, в первом полугодии 2019 г. собираемость платежей колебалась от 20 до 90%, в среднем – менее 60% в месяц.

Закрыть кассовый разрыв с помощью кредитов не всем удается: или банки отказывают, или ставка приближается к 20%.

Компании не только не платят, они уклоняются от заключения контракта, что гораздо хуже, считает директор ассоциации региональных операторов «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.

Операторы практически никак не могут на это повлиять, они пишут письма с просьбой заключить договор, но их просто игнорируют.

Чаще всего это малый, средний бизнес – парикмахерские, небольшие магазины на первых этажах домов, им гораздо проще выбросить мусор в контейнер у дома, объясняет он. У нас есть обязанность, но нет ответственности за незаключение договора, сетует Губайдуллин.

Внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые установили бы штрафы за уклонение или отказ заключать договор с региональными операторами, предложил еще в начале 2019 г. Минстрой. Для должностных лиц штрафы могут составить от 20 000 до 50 000 руб., а для организаций – от 100 000 до 300 000 руб.

Ситуация, когда население де-факто платит за компании, несправедлива, согласен представитель РЭО. Нужно ввести штрафы за незаключение договоров компаниями, считает он.

Также должна появиться обязанность заключать договор в письменной форме, уточняет он.

Ее сейчас нет, обязанность появляется уже по факту предоставления услуги, но именно поэтому региональным операторам особенно сложно доказать в судах свою правоту, объясняет он.

Уклонение – не единственная проблема, возникающая у операторов отходов с компаниями, комментирует Губайдуллин.

Компании все чаще выдают коммунальные отходы за производственные (их не должен вывозить оператор) и количество мусора у оператора становится меньше, чем прогнозное (при расчете тарифа), знает он.

Надо установить административную ответственность не только за уклонение от оплаты услуг и незаключение договора, но и за заключение договора не с региональным оператором, а с другой компанией и за прием на полигонах отходов не от региональных операторов или их подрядчиков, предлагает Губайдуллин.

Договор с региональным оператором и много информации по ТКО

Назад

Поговорим о необходимости заключения договора с  региональным оператором… Кто должен заключать договор с региональным оператором, с какой даты, что относится к ТКО?

В октябре 2019 года по обращению с ТКО вышли разъяснения Минприроды, можете ознакомиться здесь.

Кто должен заключать договор с рег. оператором арендатор или арендодатель — здесь.

Заключение договора с региональным оператором ТКО

Эта необходимость обусловлена соблюдением законодательства:

Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.

1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, вывоз ТКО от контейнерных площадок осуществляется региональным оператором при наличии заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

Читайте также:  Как открыть нко - пошаговая инструкция 2020 года

Таким образом, если у вашего предприятия образуются отходы из группы ФККО 73000000000 — Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, то с 01.01.2019  у вас появилась прямая обязанность по заключению договора с региональным оператором.

Еще один нюанс:

Если ваше предприятие передает отходы из группы ТКО в собственность другому предприятию? Кто должен заключать договор с рег. оператором? Тот, кто является собственником отходов. 

Что входит в ТКО? Перечень отходов от предприятия

В эту группу отходов входят практически все отходы, представляющие собой мусор.

Полный перечень отходов ТКО.

Региональный оператор, в свою очередь самостоятельно заключает договор (договоры) с перевозчиком (перевозчиками) отходов, имеющих лицензии на транспортирование отходов.

Если у вас сейчас заключен договор с перевозчиком отходов (это ситуация большинства), а у перевозчика заключен договор с региональным оператором, то ваше предприятие  рискует получить наказание в виде штрафа (если вам повезет и у вас плановая или внеплановая проверки идут), так как идет нарушение нормы закона.

Отказ от заключения договора с региональным оператором ТКО

В соответствии с разъяснительным письмом Росприроднадзора от 22 июля 2019 г. № АА-10-02-32/19273:

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Т.е. не заключают договор с региональным оператором только юридические лица, в собственности которых находится полигон для размещения отходов при условии, что отходы образуются на том же или смежном земельном участке, на котором находится полигон.

Остальные юридические лица, от деятельности которых образуются ТКО — обязаны заключать договор с региональным оператором!

Наказание за отсутствие договора с региональным оператором

Указанное нарушение будет являться составом ст. 8.2. КоАП РФ. Штрафные санкции: юридическое лицо — 100,0 тыс. руб., должностное — 10,0 тыс. руб.

Эта норма закона будет затрагивать интересы частных домовладений, владельцы которых ранее могли не заключать договор на вывоз мусора мотивируя это тем, что отходы частично сжигаются в печах, частично компостируются и т.д. Теперь к ним надзорные органы могут также применить ст.8.2 КоАП РФ, штраф для граждан будет составлять  в минимальном размере -1,0 тыс. руб., в максимальном — 2,0 тыс. руб.

  • Некоторые скажут, что невозможно будет заставить владельцев домовладений поголовно заключать договора с региональными операторами.
  • Что хочу сказать — сейчас соседи сплошь и рядом не решают самостоятельно возникающие у них проблемы, связанные с «соседством», а предпочитают писать друг на друга жалобы — обращения.
  • Данная норма  закона очень поможет  надзорным органам работать с гражданами, в плане привлечения их к административной ответственности.

ШТРАФЫ ЗА ОТХОДЫ. Изменения ст.8.2. КоАП РФ

Я решила открыть донаты, так как сайт отнимает кучу времени, причем выхлоп от него смешной. Поэтому я надеюсь на Вашу помощь. Я вам помогаю, Вы мне. Сумму помощи определяете Вы сами. Ссылка на донат справа под моим фото.

«Как заключается договор с региональным оператором по вывозу ТБО?» – Яндекс.Кью

Вообще в обязанности региональных операторов входит заключение договоров с физическими и юр. лицами, т.е выйти с вами на контакт и прислать договор на ознакомление-подписание. Но на практике ситуация складывается обратная, пользователи услуг сами выходят на мусорного оператора. И это правильно, т.к не своевременная оплата услуг предусматривает пени и взыскание службой ФСПП.

Список региональных операторов в своем регионе можете посмотреть тут — https://musor.moscow/blog/regionalnyj-operator-po-musoru/

Если вы простой потребитель (физлицо, собственник частного дома, например), тогда есть 2 варианта заключения договора с региональным оператором ТКО:

  1. Через конклюдентные действия — региональный оператор приступает к деятельности и начинает слать квитанции на оплату своих услуг, вы их оплачиваете и пользуетесь услугами.
  2. В письменном виде — вы обращаетесь к региональному оператору сами с заявкой и необходимыми документами. Вообще наличие письменного договора не обязательно, а если письменного договора нет, региональный оператор не может отказать вам в обслуживании. При необходимости можете инициировать оформление договора в письменном виде.

Для оформления письменного договора с региональным оператором нужны:

  • заявление о заключении договора, 2 экземпляра — укажите в нем фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; адрес помещения / дома, общую площадь помещения / дома, число постоянно проживающих, название коммунальной услуги (обращение с ТКО), предоставляемые вам меры социальной поддержки (если есть), сведения о количестве расчетных единиц для данной категории объекта. Заявка подается лично, по почте или иным способом, согласованным с региональным оператором.
  • копия документа о праве собственности / пользования на дом/ квартиру — например, свидетельства о проаве собственности или выписки из ЕГРН;
  • копия паспорта — или другого документа, удостоверяющего личность.

В течение 10 рабочих дней с даты получения документов рег.оператор выдаст или направит вам по почте проект договора в 2 экземплярах. Его нужно подписать и вернуть рег.оператору 1 экземпляр.

Лживый ответ. Закон «О защите прав потребителей» НЕ предусматривает конклюдентные действия, соответственно… Читать дальшеПоказать ещё 8 комментариевУвлекаюсь всем на свете: от моды до путешествий. Люблю готовить. Счастливый…Заключается договор по заявке.

Вам понадобятся документы, подтверждающие право собственности или право действовать от имени группы лиц (у УК и ТСЖ). Управляющая компания должна предоставить лицензию на право осуществления своей деятельности. Кроме этого, нужна доверенность на представление интересов группы лиц, а также документы, содержащие информацию о жилых, нежилых…

Читать далееБиблиотекарь, дачник, волонтер по работе с беспризорными животнымиДоговор с региональным оператором обязаны заключить все юридические и физические лица, у которых образуются отходы ТКО. Правоустанавливающим документом является Постановление Правительства РФ №1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменений в постановление №641…».

Изменения действуют со 2 октября 2018 года. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения… Читать далееВосточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги…

Строка «оплата обращения с ТКО» в квитанциях по оплате коммунальных услуг ЖКХ впервые появилась в 2017 году.

Уже два с лишним года аббревиатура ТКО не дает россиянам спать по ночам, заставляя уставший мозг придумывать все новые расшифровки непонятной строки.

Твердые коммунальные отходы. Всего лишь.

Согласно статье 154 ЖК РФ, с 2016 года обращение с ТКО возлагается на коммунальщиков, а с 2019 года услуга стала не «общедомовой», а «поквартирной». Причем размер платы зависит от количества проживающих человек, а не от метража квартиры. Среднестатистическое «производство» мусора 1 человеком берется за условную единицу, по которой рассчитывается норматив.

Тарификация зависит от региона РФ.

Прочитать ещё 16 ответов

Отказаться от оплаты услуг, которые Вы не используете можно всегда по общему правилу (стст 450, 452 ГК РФ), однако, здесь нужно уточнять, частный у Вас дом или квартира в многоквартирном доме, а так же проживаете ли Вы в рамках данной собственности и вообще, проживает ли кто-либо.

Юрист сервиса консультаций https://prav.io

Здравствуйте, Андрей.В согласовании с пунктом 148 Постановления Правительства Российской Федерации No 354, заказчик коммунальных услуг, отсутствующий в жилом помещении более 5 дней, по прибытию, выполняет перерасчёт платы с предприятием, начисляющим расчёт за мусор.

В течение тридцати дней после непосредственного возвращения домой вы обязаны составить заявление о перерасчёте, в котором необходимо указать ФИО потребителя, день отъезда и обратного прибытия. Кроме того, к заявлению обязательным является прикрепление документов, которые подтвердят длительность вашего отсутствия. 

В конкретном случае, такими документами будут являться: копия командировочного удостоверения или справка о служебной командировке с копиями проездных билетов.

Прочитать ещё 1 ответИгры, путешествия и немного всего остального — так интереснее жить.

Если ваш вывоз мусора рассчитывается по новым правилам, исходя из количества прописанных жильцов, то несовершеннолетний, будучи одним из таких жильцов, добавляет нагрузку на вывоз мусора, а посему платить за него надо.

Прочитать ещё 1 ответ

До недавнего времени в России процессы сбора, вывоза, хранения и переработки мусора регулировались законом №89, принятым еще в 1998 году.

В соответствии с данным нормативным актом муниципальные органы власти были обязаны организовывать сбор и утилизацию ТКО.

Плата за услугу для населения рассчитывалась в зависимости от количества квадратных метров жилья и включалась в общую платежку.

Закон действовал 20 лет. Со временем стало понятно, что мусор практически нигде не перерабатывается. Ежегодно не более 5 млн. тонн пластика, бумаги и древесины обретает «вторую» жизнь. Все остальное (не менее 65 млн. тонн) оседает на свалках и полигонах, часто незаконных.

На уровне правительства и Госдумы было решено изменить ситуацию. С 01.01.2019 года в стране стартовала «мусорная реформа». Планируется:

  • ввести раздельный сбор отходов;
  • выбрать региональных операторов в каждой области, республике или крае. Именно он будет решать все вопросы, связанные со сбором, утилизацией ТКО. Оператор имеет право привлекать к работе субподрядчиков, но отвечать за соблюдение законодательства будет именно он;
  • деньги, собираемые за вывоз ТКО, направлять на строительство заводов по переработке или утилизации мусора.

Подробнее о мусорной реформе можете прочитать тут — https://musor.moscow/blog/musornaja-reforma/

Прочитать ещё 1 ответ

Правомерность выставления счетов за вывоз ТКО

Вопрос:

Региональный оператор выставил счет за 1 квартал за услуги по вывозу ТКО, которые по факту не оказывал. Официально договор с региональным оператором (бумажный носитель в «живыми» печатями и подписями) не заключался.

Правомерны ли действия регионального оператора?

— Реклама —

Какие действия предпринять в данной ситуации?

Будут ли начисляться пени?

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова

Ответ:

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее Правила).

Согласно п.817.

Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 85−87 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 88−816 настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 85−87 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 818.

Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Читайте также:  Образец уведомления о расторжении срочного трудового договора

Таким образом, Вы обязаны были направить заявку на заключение договора регоператору и убедиться всеми возможными способами в ее получении регоператором. Если регоператор проигнорировал Вашу заявку и никак не ответил Вам, то договор все равно считается заключенным по форме типового договора.

В соответствии с разделом «VI. Порядок фиксации нарушений по договору» типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.

2016 N 1156, В случае нарушения региональным оператором обязательств по оказанию услуг по вывозу отходов Вы должны были составить акт о нарушении региональным оператором обязательств и в случае, если региональный оператор продолжил бы Вас игнорировать, то направить данный акт в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти (необходимо уточнить в Вашей администрации, кто именно контролирует работу регоператора в вашем регионе).

Если Вы сделали все возможное для заключения договора с регоператором, чтобы он выполнил свои обязательства, но были вынуждены организовать вывоз ТКО самостоятельно, учитывая необходимость соблюдения санитарных норм, и у Вас есть соответствующие подтверждающие документы, то Вам удастся отстоять свою правоту в суде.

В противном случае, если Вы не предпринимали никаких шагов, предусмотренных Правилами, то Вы обязаны будете оплатить выставленный счет, потом согласовать с регоператором договор и сделать перерасчет.

Так же согласно п. 22.

Типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Как заключить контракт с региональным оператором на вывоз ТКО по 44-ФЗ

Практически на каждом заседании правительства Дмитрий Медведев упоминает о том, что развитие конкуренции является одной из стратегически важных задач нашей страны. По мнению премьер-министра одним из препятствий для развития конкуренции являются несовершенство тарифного регулирования.

Несмотря на это, мы приходим к тому, что еще один вид коммунальных услуг попадает под «несовершенное» тарифное регулирование, а региональные операторы становиться «монополистами» в своей сфере. Парадокс да и только… Но сейчас не об этом…

Региональные операторы ТКО – кто они?

Региональный оператор по обращению с ТКО – это компания, несущая ответственность за весь цикл обращения отходов, иными словами компания ответственная не только за сбор и вывоз ТКО, но и за его обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение, кроме того в обязанности регоператоров входит контроль за недопущением образования несанкционированных свалок.

Регоператор выбирается по итогам конкурса на срок не менее чем десять лет. За ним закрепляется определенная зона, в границах которой он ведет свою деятельность. Ответственность за обращение с ТКО появляется у регоператора с момента погрузки отходов в мусоровоз. Обеспечение контейнерами и содержание контейнерной площадки входит в обязанность заказчика-«собственника» мусора.

Определяем способ закупки на вывоз отходов

Совсем недавно заказчики определяли исполнителей услуг по вывозу мусора любым удобным и доступным им способом (начиная с закупки у единственного поставщика по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и заканчивая электронным аукционом).

Следует отметить, что некоторые заказчики в ходе проведения электронных аукционов достигали хорошей экономии. Например, в 2015 году при проведении ЭА цена за вывоз 1 куб.м. мусора упала до 10 руб. Подрядчик исполнил свой контракт не только без нарушений, но без всяких нареканий со стороны заказчика…

Сейчас выбор у заказчика резко сократился до единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), коим является региональный оператор.

Контракты с региональными операторами по обращению с ТКО заключаются по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который Федеральным законом от 31.12.2017 г.

№ 503-ФЗ был дополнен словами «обращению с твердыми коммунальными отходами».

Кроме пункта 8 заказчик может использовать пункты 4 или 5 ч. 1 ст. 93 (при условии соблюдения ограничений, установленных законом).

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Обосновываем и рассчитываем Н(М)ЦК

На сегодняшний день в большинстве регионов размер тарифа на услуги по обращению с ТКО не утвержден. Срок их утверждения определен, как «не позднее 20 декабря 2018 г.».

Так как заказчики должны заключить контракты до 01 января 2019 г. регоператоры предлагают для расчета Н(М)ЦК воспользоваться неутвержденными тарифами, ссылаясь на п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 г.

№ 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО»): регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.

Остается открытым вопрос с повышением в 2019 году ставки НДС, но в своих уведомлениях региональные операторы пишут следующее: «… В соответствии с вышеизложенным контракт заключается по цене ХХХ руб., в т.ч. НДС (ставка не указана)».

Вносим изменения в ПЗ и ПГ

Итак, заключение с 01 января 2019 года контракта на оказание услуг по обращению ТКО является ОБЯЗАННОСТЬЮ отходообразователей.

Таким образом, заказчик должен включить закупку на оказание услуг по обращению с ТКО в план закупок и план-график 2018 года с отнесением планируемых платежей по контракту на 2019 год.

Через день после публикации плана-графика в ЕИС, заказчик размещает извещение о закупки у единственного поставщика по п. 8 ч. 1 ст. 93 с обязательным приложением к нему проекта контракта, который предоставляют региональные операторы, и обоснованием Н(М)ЦК.

Контракт можно заключать спустя 5 дней со дня размещения вышеназванного извещения. Отсюда вывод: вносить изменения в ПЗ и ПГ надо как можно раньше, чтобы уложиться в сроки и заключить контракт уже в этом году.

Административная ответственность

Не хочется в очередной раз никого пугать, но отсутствие заключенного контракта с регоператором повлечет для заказчика-«собственника» отходов неблагоприятные последствия, в виде административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 10-ти тыс. до 30-ти тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от ста тыс. до 250-ти тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

20.11.2018

Автор статьи: Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Ответственность за незаключение договора на оказание услуг с регоператором

Какая ответственность установлена для должностного лица и юридического лица за незаключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором?

В случае незаключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО юридическое лицо и (или) должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Обоснование вывода. В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.

1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение  ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

— Реклама —

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила).

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пп. «в» п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 9 ст. 157.

2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее — нежилые помещения) и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Необходимо отметить, что уклонение от заключения договора на вывоз ТКО будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного в настоящее время в ч. 1 ст. 8.

2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.

3 настоящего Кодекса», и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором по обороту ТКО, или Еще одна головная боль предпринимателей в 2019 году

2019 год начался с проведения так называемой «мусорной реформы». По традиции любые изменения, которые касаются каждого гражданина, организацию, вызывают кучу обсуждений и самое главное вопросов.

Предыстория. До недавних времен я не горел желанием разбираться в данных изменениях, но у моих клиентов были другие планы на этот счет.

В середине августа предпринимателям Пермского края от местного регионального оператора (далее – РО) поступили уведомительные письма, с требованием заключить договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

И ладно если это просто было уведомление, но нет, письмо содержало другой посыл. Такими письмами региональный оператор уведомлял о том, что предпринимателем совершается административное правонарушение и  скоро его привлекут к ответственности.

По понятным причинам предприниматели обеспокоились, так как штрафы достаточно внушительные, это и денежное наказание до 250 тысяч рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток. 

Одним из таких предпринимателей стал мой клиент и его заинтересовал следующий вопрос – а должен ли я заключать договор и платить РО если я арендую помещение у собственника, который платит РО за вывоз мусора ? Об этом и других вопросах буду вести сегодня речь.

Чтобы углубиться в понимание происходящего, я решил уточнить основания к заключению такого договора. В помощь использовал два акта: 1) Федеральный закон от 24.06.

1998 N 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления»; 2) постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641».

Все оказалось достаточно просто! Если ты производишь ТКО, то ты их собственник, а значит, у тебя есть обязанность заключить договор и уплачивать РО за услуги.

Никаких частностей и исключений, ну если не считать исключения, что юридические лица, имеющие объект размещения отходов на своей территории, могут отказаться от заключения договора.

При всем этом, по всей видимости существует презумпция на образование ТКО.

Я пришел к выводу, что эта обязанность следует из закона, а не возникает как следствие заключения договора. Таким образом заключать договор должен каждый и точка. Или нет? Может здравый смысл говорит о другом?

Вопрос  1. Предприниматель (ИП или ЮЛ) арендует помещение у собственника, который заключил договор с РО и уплачивает за оказанные услуги деньги. Должен ли он заключать договор с РО?  

Читайте также:  Каковы последствия управления тс без прав?

Предприниматель производит ТКО в каком-то объеме, но зачем ему оплачивать услуги РО, если это делает собственник? Возможно, кто-то возразит, что у собственника свои отходы и это плата за них.

А какая деятельность у собственника? На мой взгляд, деятельность собственника в данном случае, это сдача помещений в аренду и ТКО от такой деятельности вряд ли появляются. Почему бы в этом случае не возлагать обязанность на арендатора, а возложить ее на собственника, конечно с учетом объема производимых отходов арендаторами помещений.

Собственник будет взимать плату со своих арендаторов впоследствии. Возможно эта схема громоздкая, но не под одну насадку подгонять, же всех.

Вопрос 2. Гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность в статусе ИП. Должен ли он заключать договор и платить РО?

ИП это статус гражданина для осуществления предпринимательской деятельности, а так как, исходя из положений нормативных актов, платить должны все, кто образует ТКО, то для гражданина, который имеет статус ИП, возникает двойная обязанность.

Выходит, что с такого гражданина уже собирает деньги УК или ТСЖ, а еще и он должен самостоятельно заключить договор и платить РО как ИП.

А если такой предприниматель работает на дому? С точки зрения закона все равно работает он на дому или арендует помещение у кого-то, такой гражданин должен платить два раза и заключить договор с РО как ИП.

Вопрос 3. Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в одном субъекте, но фактически деятельность осуществляет в другом, в каком регионе заключать договор?

По логике договор должен быть заключен там, где образуются отходы. Логично же? Но что-то мне подсказывает, что работать все будет по-другому. Если договор будет заключаться по месту фактического осуществления деятельности, региональный оператор по месту регистрации будет пытаться привлекать к ответственности предпринимателя.

Вопрос 4. Предприниматель оказывает услуги от которых не образуется отходов, например, графический дизайнер отрисовывает айдентику для компаний на компьютере, нужно ли ему заключать договор с РО?

На мой взгляд, это один из важных вопросов. Действительно, есть предприниматели, в деятельности которых не образуются отходы. Например, веб-дизайнер, который разрабатывает веб-сайты или артист, который гастролирует с концертами.

Все больше бизнесов сушествуют в цифровом пространстве и тем самым не создают физических отходов, исходя из этого разумно было бы иметь какие-то основания для незаключения договора с РО. В нормативных актах основания такие мной не обнаружены, а даже наоборот, я пришел к выводу, что есть презумпция на возникновение ТКО у предпринимателей.

По этой причине независимо от рода деятельности предприниматель должен заключить договор с оператором и платить за услуги.

 Вопрос 5. Обязателен ли факт заключения договора с РО?

Вся эта ситуация мне напоминает жилищную реформу в 2014 году, которая коснулась капитального ремонта. Региональный оператор рассылал всем договоры, граждане, не понимали нужно ли заключать договор и что будет, если не заключить.

В итоге КС РФ пояснил, что обязанность производить отчисления по капитальному ремонту является законной и принадлежит каждому собственнику, соответственно в заключении договора нет никакого смысла. Мне кажется, что с «мусорной реформой» такая же ситуация.

Более того, на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ опубликованы ответы с горячей линии (http://www.mnr.gov.ru/open_ministry/hotline/#otvety), из которых следует, что «в соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора». Зачем тогда заключать договор?

Вроде бы вопрос мелочный и ответ однозначный, но жизнь как всегда вносит свои штрихи и появляются вопросы, на которые нормативная база не дает ответы

Уважаемые коллеги, напишите ваши мысли по поводу регулирования ТКО. Может, кого-то из ваших клиентов уже пытались привлечь к ответственности, и есть полученные результаты, которыми можно поделиться.

С уважением!

Ответы на вопросы по заключению договоров на вывоз мусора с региональным оператором

С какой даты нужно платить за обращение с ТКО по новым правилам?

Схема обращения с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором начинает применяться по всей России неравномерно. Все регионы должны ввести новую схему к 1 января 2019 года.

В Республике Крым региональный оператор приступает к исполнению своих обязанностей также с 01 января 2019 года.

Первые платежи потребители услуги регионального оператора должны оплатить уже в феврале 2019 года по выставленным счетам за январь.

Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора с региональным оператором?

§  собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК РФ);

§  собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);

§  управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);

§  собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК).

Если ни с кем не заключать договор на вывоз мусора, но пришлют квитанции. Законно ли это?

Да, это законно. Есть 3 варианта:

1.      Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом и платите за мусор им. Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает Ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет Вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.

2.      Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом, но платите региональному оператору.

Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор.

Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае заключается каждым собственником с региональным оператором.

3.      В вашем доме непосредственное управление / у вас частный дом. В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

Аренда нежилого помещения в многоквартирном доме под магазин (офис). Кто должен заключать договор на обращение с ТКО — арендатор или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

Что конкретно включается в услугу по обращению с ТКО?

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) — 1 раз в сутки.

В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года — не более чем на 24 часа.

Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона Комитетом по ценам и тарифам Республики Крым. Норматив накопления ТКО также устанавливаются распоряжением Совета министров Республики Крым.

Может ли УК выставить счет за вывоз мусора на общедомовые нужды?

Нет, не может. В пункте 148(29) ПП №354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Управляющая компания составила акт о том, что в квартире живут 2 человека, хотя никто не прописан. Теперь начисляют плату за вывоз мусора на 2 человек. Что делать?

Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп.в п.148(23), п.148(35) ПП №354 от 06.05.2011). Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

В квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз мусора?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммуналку в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам.

Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка.

Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно: при обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки.

Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы.

Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

§  Управляющей компании / ТСЖ / кооперативу — если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.

§  Региональному оператору ТКО — если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

Отказ от оплаты за вывоз мусора

Не хочется Вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов будут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ).

Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей банковской карточки — с процентами и госпошлиной. Так что платить придется все равно.

Кроме того, ужесточается административное законодательство за отказ от заключения договора на вывоз мусора в Республике Крым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *