Экологическая экспертиза — нюансы закона № 174-фз

Неблагополучное состояние окружающей среды заставляет законодателей повторно возвращаться к проблемам экологии. Действующие в России природоохранные законы дополняет 174 ФЗ, посвященный экологической экспертизе.  Последняя редакция закона была подписана президентом 2 августа 2019 г.

Обстоятельства появления новой редакции закона

Новый федеральный закон касается вопросов экологической проверки намеченных к строительству объектов (ФЗ 174). Он был утвержден президентом Ельциным в 1995 году. Закон постоянно находился под прицелом критики общественности.

За 20-лет с момента издания, он перестал отвечать предназначению, оброс дополнениями и изменениями. Возмущение вызывали слишком поздние сроки разработки заключений.

Результаты их появлялись только тогда, когда документация была уже утверждена, а само строительство велось полным ходом.

В 2018 году Минприроды разработало ФЗ-174, его последнюю редакцию. Профильные министерства правительства достаточно долго затягивали его согласование, но наконец 02.08.2019 он был принят с изменениями и подписан президентом Путиным. Последний вариант 174-го ФЗ выдерживать более ускоренные сроки прохождения проверочной процедуры.

Отдельные параграфы документа посвящены подготовке экспертных заключений на объекты строительства особых экономических зон РФ.Экологическая экспертиза - нюансы закона № 174-ФЗ

Основные положения ФЗ

Содержание ФЗ изложено в десяти главах:

  1. (ст. 1-4) посвящена общим положениям. Здесь дается определение экологической экспертизы, рассматриваются связанные с ней основы существующего законодательства, основные принципы и виды;
  2. (ст. 5-9) определяет круг полномочий президента, других структур государственной власти. Закон РФ предусматривает передачу властных полномочий органам власти субъектов рф. Эта глава ФЗ регламентирует полномочия местного самоуправления;
  3. (ст.10-18) рассматривает содержание государственных экспертиз. Закон определяет круг объектов строительства (реконструкции)  Российской Федерации, для которых проведение экологического мониторинга считается обязательным. Уделено внимание объектам регионального уровня. Отдельные статьи посвящены регламенту Госэкспертиз, созданию экспертных групп, определению самого понятия эксперта. Расписаны полномочия руководителя комиссии и содержание итогового заключения;
  4. (ст. 19-25) раскрывает права граждан и общественных организаций РФ, в части инициирования собственных экологических проверок. Объясняется понятие общественной экспертизы, уточняются категории объектов, порядок, условия их проведения. Отдельная статья определяет случаи, когда возможен отказ государственной регистрации общественной экспертизы;
  5. (ст 26-27) определяет права и обязанности застройщиков, заинтересованных в экспертной проверке документации;
  6. (ст.28-29) раскрывает возможные источники финансирования и расчетов за работу специалистов государственной и общественной экспертных групп;
  7. (ст 30-34) посвящена ответственности за нарушения природоохранного законодательства. В ней перечислены основные нарушения, обозначены случаи уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц;
  8. (ст. 35) касалась разрешения спорных вопросов, но утратила силу, после выхода ФЗ-122 в 2004 г;
  9. (ст. 36) посвящена признанию приоритета международных договоров, в случае разночтений 174-го ФЗ и международных договоров, заключенных РФ;
  10. (ст. 36-37) заключительного характера.

Виды экологической экспертизы

Подтвердить или оспорить соответствие строительного проекта существующим природоохранным нормам возможно двумя способами. Проект должен пройти государственную или общественную экспертную проверку. Иногда общественные организации проверяют проект параллельно, не доверяя вопрос властным структурам. Без положительного заключения экспертов проект с замечаниями направляется на доработку.

Государственная

Новый закон РФ перечисляет случаи, когда государственная экологическая экспертиза необходима при:

  • Заказе технико-экономического обоснования;
  • Создании проектов объектов строительства;
  • Реконструкциях;
  • Технических модернизациях;
  • Ликвидации и консервации производства;
  • Обосновании получения лицензии, предприятию перерабатывающему отходы;
  • Подготовке экологических мероприятий.

Экологическая экспертиза - нюансы закона № 174-ФЗЭксперт должен иметь природоохранное образование, и наработанный стаж эколога, использовать в работе необходимые приборы и инструменты. Эксперты готовят резюмирующий документ, подтверждающий соответствие проекта природоохранным нормам и одобренный большинством всего списочного состава группы. В случае не соответствия, руководитель комиссии направляет предписание, о немедленном устранении нарушений в адрес собственника проекта.

Общественная

Общественная экспертиза отличается от государственной независимостью. Статья 20 174-ФЗ подтверждает, что ее проведение может инициироваться:

  • Группами граждан;
  • Общественными организациями;
  • Уполномоченными представителями местного самоуправления.

Единственное ограничение области проведения общественных проверок касается объектов, документация которых считается государственной или коммерческой тайной.

Порядок их проведения

Существующий регламент обычной госэкспертизы требует представления следующих документов:

  • Проектной документации, с оценками негативных факторов воздействия на природную среду результатов деятельности объекта;
  • Положительных заключений (согласований) органов исполнительной власти;
  • Заключений федеральных властных структур;
  • Результатов проведения общественной экспертной группы, если таковая проводилась;
  • Отчетов об обсуждениях проблемных объектов с гражданами и общественными организациями.

Ответственность за несоблюдение ФЗ

Неисполнение закона оборачивается для виновного серьезными неприятностями. Характерными случаями нарушений законодательства считаются:

  • Препятствия ходу проведения экологической проверки;
  • Реализация намерений заказчика, вопреки отрицательному заключению экспертов;
  • Осуществление объектом экологически опасной деятельности. Особенно если она не предусмотрена материалами, представленными заказчиком с целью получения положительного заключения.

Предусмотренная ответственность за нарушения экологических законов должна предостеречь инвесторов от нарушений. При возникновении экологических проблем и резонансных нарушениях, волнующих общественность, наказание может быть суровым:

  • При тяжких экологических последствиях возможна уголовная ответственность. Статья в УК введена ФЗ-96 в 2008 году;
  • При отсутствии состава преступления определяемого нормами УК, виновный привлекается к административной ответственности;
  • При наличии расходов, связанных с возмещением вреда потерпевшей стороне, виновного могут привлечь к материальной ответственности, заставив его по решению суда погасить убытки (ФЗ-202);
  • ФЗ-174 в Ст.34 предусматривает и гражданско-правовую ответственность виновных, в том числе и возмещение морального вреда потерпевшим.

Последние важные изменения в законе

Новый Федеральный Закон отличается от старой редакции способностью ускоренно решать проблемы инвесторов. Существенные изменения коснулись сроков исполнения экологических экспертиз.

Начало работы экспертной комиссии в старой редакции было не позднее месячного срока после оплаты. В последней версии установлен срок две недели, а для важных объектов – 3 дня. Уплотнились сроки выдачи заключения. Теперь они не могут превышать двух месяцев и только по заявлению заказчика он может быть продлен до трех месяцев. Старая редакция ФЗ 174 предусматривала полугодовой срок работы экспертной комиссии.

Cleanbin.ru Все права защищены

174 ФЗ «Об экологической экспертизе» с последними изменениями

Экологической экспертизой является анализ проектной документации на соответствие экологическим стандартам, установленным законодательством об охране окружающей среды. Проверка осуществляется перед началом реализации проекта. Правила и требования к её проведению устанавливаются законом № 174-ФЗ.

Общие сведения

Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” был принят государственной Думой в третьем чтении 19 июля 1995 года и одобрен Советом Федерации 15 ноября того же года. Законодательный акт был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 23 ноября 1995 года.

ФЗ-174 направлен на своевременное предотвращение негативного воздействия на окружающую среду посредством проверки документации проектов планируемой деятельности, которые должны отвечать экологическим стандартам и требованиям. Настоящий закон нацелен на соблюдение, установленного конституцией, права граждан на здоровую окружающую среду.

Законодательство об экологической экспертизе состоит из 38 статей и 10 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет сферу действия закона и виды экологической экспертизы;
  • Глава 2 предусматривает полномочия президента Российской Федерации, а также органов государственной и местной власти в области проведении анализа на соответствие природоохранным стандартам;
  • Глава 3 устанавливает порядок проведения государственной природоохранной экспертизы;
  • Глава 4 предусматривает особенности общественной экологической экспертизы, а также права граждан и организаций во время её проведения;
  • Глава 5 устанавливает права и обязанности лиц, которые заказывают проведения природосберегающего исследования документации проекта;
  • Глава 6 утверждает правила финансирования экспертизы;
  • Глава 7 описывает ответственность за нарушение положений настоящего законодательства;
  • Глава 8 определяет особенности решения спорных вопросов;
  • Глава 9 предусматривает особенности взаимодействия законодательства об экологической экспертизе с международными договорами Российской Федерации;
  • Глава 10 содержит заключительные положения, описывающие порядок вступления закона в силу.
Читайте также:  Бартер - что это простыми словами?

Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • любая деятельность изначально считается потенциально опасной;
  • природоохранная экспертиза является обязательной для принятия решения о реализации проекта;
  • комплексный анализ воздействия деятельности на окружающую среду;
  • соблюдение требований экологической безопасности;
  • полнота и достоверность сведений, которые предоставляются для исследования;
  • независимость экспертов;
  • объективность, правомерность и научная обоснованность результатов природоохранной проверки;
  • ответственность участников и организаторов за осуществление экспертизы;
  • огласка информации о влиянии на экологию и учёт общественного мнения.

В соответствии с ФЗ-174, осуществляются два вида природоохранной проверки: государственная и общественная.

Первая осуществляется федеральными органами в области экологии, а вторая проводится по инициативе граждан и общественных организаций, которые уполномочены на соблюдение благосостояния окружающей среды.

Уклонение от проверки и предоставление заведомо ложной информации уполномоченной комиссии является нарушением настоящего законодательства, что приводит к ответственности согласно главе 7 настоящего законодательства.

Последние изменения, внесенные в 174 ФЗ

В ходе последних поправок ФЗ-174 от 28 декабря 2017 года была изменена статья 14, предусматривающая особенности проведения экологической госэкспертизы. Данная статья состоит из следующих положений:

  • Природоохранная проверка проектной документации намечаемой деятельности осуществляется при соответствии формы и содержания, а также содержащихся материалов в следующих документах, которые предоставляются заказчиком:
    • документы об оценке влияния на окружающую среду анализируемого вида деятельности;
    • заключения государственных и местных органов власти;
    • заключения федеральной и общественной экоэкспертизы;
    • данные об обсуждении объекта или деятельности с гражданами и общественными организациями.
  • Экологическая экспертиза проводится только после полной оплаты заказчиком и получения проверяющими органами всех необходимых документов.
  • Дата начала природоохранного анализа устанавливается в течение 15 дней с момента получения оплаты и требуемых бумаг, а её длительность составляет не более 3 месяцев.
  • Государственная экоэкспертиза осуществляется специальной комиссией, которая формируется исполнительным органом в сфере соблюдения экологических стандартов и представителями местного самоуправления.

Повторная экспертиза проводится только при постановлении судебных инстанций.

Скачать закон об экологической экспертизе

Изменения в законодательстве об экологической экспертизе и об охране

Накануне новогодних праздников был опубликован Федеральный закон № 453-ФЗ[1] — он внес важные изменения в законодательство об экологической экспертизе[2] и об охране окружающей среды[3], которые давно назрели в рамках перехода на новую систему нормирования, а также ввиду накопившегося устаревания некоторых положений Федеральных законов № 174-ФЗ и № 7-ФЗ. Изменения, внесенные Федеральным законом № 453-ФЗ, вступили в силу 01.01.2020.

Изменения в законодательстве об экологической экспертизе

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 174-ФЗ, коснулись перечня объектов государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).

Федеральный закон № 174-ФЗ (в предыдущей редакции) Федеральный закон № 174-ФЗ (в настоящей редакции)
  • Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
  • Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
  • […]
  • 7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
  • […]
  1. Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
  2. Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
  3. […]
  4. 7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов[4];
  5. […]

Как видим, число объектов капитального строительства, попадающих под обязательную процедуру ГЭЭ, сокращается.

Так, ГЭЭ не требуется, если предполагаемый к строительству объект будет находиться на земельном участке объекта I категории, построенного ранее, и при этом не повлияет ни на выполнение работ, связанных с недрами, ни на степень вреда окружающей среде, оказываемого основным объектом. Это позволит размещать на действующих объектах I категории небольшие вспомогательные постройки, не проходя заново всю долгую процедуру ГЭЭ.

 

[1] Федеральный закон от 27.12.2019 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды»».

Фз «об экологической экспертизе»: последняя редакция

Современный мир обеспокоен экологической ситуацией в мире.

Человечество понимает, что следует уделять больше внимания вопросам природоохранного контроля и проводить мероприятия по уменьшению степени отрицательного влияния на окружающую среду.

Желание улучшить экологию привело к принятию ФЗ-174 «Об экологической экспертизе». Что регулирует законопроект и какие изменения коснулись его в ходе последней редакции, рассмотрим далее.

Описание закона 174

23 ноября 1995 года вступил в силу Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Законопроект регламентирует проводимые мероприятия по природоохранному контролю для предотвращения неблагоприятного влияния на окружающую среду для улучшения уровня жизни граждан РФ.

Закон состоит из 10 глав и 38 статей:

  • общие положения, дающие читателю понятие о значении термина «экологическая экспертиза», о ее видах и принципах (ст. 1-4);
  • обязанности главы государства РФ, органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5-9);
  • государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Дает определение термину «гос экологическая экспертиза», перечисляет объекты ГЭЭ федерального и регионального уровня, определяет порядок осуществления процедуры (ст. 10-18);
  • права граждан и общественных объединений. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). Глава дает определение термину ОЭЭ, описывает объекты, порядок и условия осуществления данного типа экспертизы (ст. 19-25);
  • полномочия и круг обязанностей заказчиков документации, которые подлежат природоохранной проверке (ст. 26-27);
  • материальное обеспечение ОЭЭ и ГЭЭ (ст. 28-29);
  • виды ответственности за нарушение действующего ФЗ — уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая (ст. 30-34);
  • решение споров. Однако глава состояла из одной статьи 35, которая утратила правовую силу;
  • интернациональные соглашения РФ (ст. 36);
  • заключительные положения (ст. 37-38).

Статьи 7-8, 13, 35 и 38 закона про экологическую экспертизу утратили правовую силу.

Последняя редакция настоящего закона произошла 29 декабря 2015 года, изменения и дополнения вступили в силу в тот же день, а другие вступят только 1-го января 2018 года.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе»

По действующему Федеральному закону осуществляется два вида экологической экспертизы — государственная и общественная. В первом случае она проводится Росприроднадзором и правительственным органом субъектов.

Читайте также:  Пошаговая инструкция вывода участника из ооо 2020

Во втором случае осуществляется самостоятельно гражданами и различными общественными организациями, а также органами местного самоуправления.

Целью в обоих случаях является охрана окружающей среды и улучшение условий для проживания граждан.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» в действующей редакции можно по ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон про экологическую экспертизу

Корректировки в действующих положениях закона последний раз производились 29 декабря 2015 года. Однако некоторые изменения вступят в силу только в январе 2018 года.

Ознакомьтесь  Срок гарантии на ремонтные работы по закону

В статье 11 согласно ФЗ «О гос экологической экспертизе» перечисляются объекты ГЭЭ общефедерального уровня. Изменениям подвергся пункт 4-ый.

В нем значится, что к объектам гос экологической экспертизы на общефедеральном уровне относятся материалы обоснования лицензий на выполнение определенных работ, которые наносят вред окружающей среде согласно ФЗ «Об использовании атомной энергии». К другим объектам относятся:

  • технические проекты и методические документы в сфере охраны природы;
  • проекты договоров о разделе продукции;
  • проекты по строительству и использованию объектов хоздеятельности, оказывающие влияние на природу;
  • проекты исследования территорий РФ для придания им статуса государственного природного заповедника или области экологического бедствия и т. д.;
  • документы, дающие объяснение смене статуса «государственный природный заповедник» на «национальный парк»;
  • план отмены ведения горных работ с применением отходов производства IV и V уровня опасности;
  • и т. д.

Вследствие последней редакции утратил правовую силу пункт 3-й в статье 12. Действующая статья перечисляет в свою очередь объекты ГЭЭ общерегионального уровня. Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. К объектам такого типа относятся:

  • проекты документов, определяющие общие принципы, характеристики и итоги некоторых видов деятельности по охране природы;
  • план строительства и использования объектов хоздеятельности;
  • материалы для обоснования наделения территорий статусом «особо охраняемые природные территории общерегионального значения»;
  • проектная документация объектов — строительство и преобразование будет осуществляться на охраняемых территориях местного и общерегионального значения;
  • и т. д.;

1-го января 2018 года вступят в законную силу дополнения, внесенные в статью 11 закона про экологическую экспертизу. Она будет дополнена подпунктами 7.5 и 7.6 в пункте 7 существующей статьи. Напомним, что в вышеуказанной статье речь идет об объектах ГЭЭ общефедерального уровня.

Согласно подпункту 7.5 к такому роду объектов относят — проектные материалы объектов незавершенного строительства, которые относятся к сфере защиты окружающей среды к объектам первой категории. Исключением является вхождение проектных документов в состав материалов обоснования лицензий, согласно пп.4 ст.11.

Подпункт 7.6 относит к объектам ГЭЭ общефедерального уровня — документацию подтверждения совокупного природоохранного разрешения, согласно ФЗ-7 «Об охране окружающей среды».

Это допустимо при следующем обстоятельстве, если вышеуказанная документация не содержит сведения о существовании положительного заключения государственной экологической экспертизы, которая была осуществлена по отношению к объектам, описанным в пп.7.5 ст.11.

Росприроднадзор разъяснил новые изменения в части государственной экологической экспертизы

Вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон).

Статьей 1 Закона внесены изменения в пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон № 174-ФЗ), согласно которым срок проведения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) сокращен с 3 до 2 месяцев.

— Реклама —

Таким образом, срок проведения ГЭЭ не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом. Указанное изменение вступило в силу со дня официального опубликования Закона (25.12.2018).

В случае если приказ об организации и проведении ГЭЭ издан (зарегистрирован) 25.12.2018 и позднее, срок проведения ГЭЭ в нем не должен превышать 2 месяцев.

Также Законом изменено наименование объекта ГЭЭ, указанного в подпункте 75 статьи 11 Закона № 174-ФЗ.

В частности, из объектов ГЭЭ по данному подпункту исключена проектная документация буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Законом установлен исчерпывающий перечень случаев, когда проектная документация не будет являться объектом ГЭЭ по подпункту 75 статьи 11 Закона № 174-ФЗ.

В частности, положения подпункта 75 статьи 11 Закона № 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если:

  • такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года;
  • проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года;
  • подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Следует отметить на необходимость документального подтверждения вышеуказанных фактов при принятии решения о неприменении к проектной документации положений подпункта 75 статьи 11 Закона № 174-ФЗ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 — Студопедия

В настоящее время экологическая экспертиза в организационно-правовой структуре, обеспечивающей природоохранные интересы при осуществлении хозяйственной деятельности, занимает значительное место.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет цели и принципы этой процедуры; полномочия в этой области Президента России, федеральных органов власти, вопросы ведения субъектов Федерации; структуру и функции специально уполномоченных государственных органов; устанавливает саму процедуру проведения государственной экологической экспертизы; регулирует вопросы осуществления общественной экологической экспертизы, а также предусматривает виды ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе.

Цель экологической экспертизы, согласно Закону, – установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации намечаемой деятельности; учета требований экологической безопасности; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов; научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы; гласности, учета общественного мнения; ответственности участников экспертизы. Согласно Закону, в Российской Федерации существует два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.

Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы. Порядок проведения государственной экологической экспертизы утверждается Правительством Российской Федерации.

В круг ведения субъектов Федерации в области экологической экспертизы входит, в частности, следующее: получение информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории данного субъекта; делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов, указанного выше характера.

Федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы несет ответственность за организацию и порядок проведения экспертизы, соблюдение настоящего Закона и иных правовых актов, касающихся государственной экологической экспертизы; рассматривает разногласия, возникающие между территориальными специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

В Законе определены объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации; решены основные организационные и процедурные вопросы.

Специальная глава посвящена общественной экологической экспертизе.

Читайте также:  Кто может обладать частичной (неполной) дееспособностью?

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды.

Объектами общественной экологической экспертизы могут быть те же, что обозначены и для государственной экспертизы как федерального уровня, так и уровня субъекта Федерации.

Заключение общественной экспертизы направляется специально уполномоченным органам в области экологической экспертизы; заказчику документации; органам, принимающим решение о реализации данной хозяйственной деятельности; органам местного самоуправления. Заключение приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом.

В Законе очерчены права и обязанности заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, решены вопросы финансирования экспертизы. Предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе.

Государственная экологическая экспертиза. Справка

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.2.

Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.3.

Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.

  • 4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала
  • ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.

В частности, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.2.

Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.3.

Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.6. Проекты международных договоров.7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.

  1. Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.
  2. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).
  3. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
  4. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Государственная экологическая экспертиза

  • Полное наименование (в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):
  • Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня
  • Описание услуги:
  • Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, организуемой и проводимой Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, определен ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

Положительное заключение должно содержать выводы:

  • о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
  • о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение может содержать выводы двух видов:

  • о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в сводном заключении;
  • о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
  1. Получение результата:
  2. Лично, по почте
  3. Заявители
  4. I. Получатели государственной услуги:
  • Физические либо юридические лица, планирующие осуществлять хозяйственную и иную деятельность, способную оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, а также органы государственной власти Санкт-Петербурга, представляющие в соответствии с законодательством материалы на государственную экологическую экспертизу.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели государственной услуги, указанные в п.I;
  2. Руководители юридических лиц, действующие на основании учредительных документов;
  3. Лица, уполномоченные на представление интересов заявителей в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности соответствующей доверенностью.
  • Результат предоставления услуги
  • Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы на бумажном носителе, утвержденное  распоряжением  Комитета.
  • Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается распоряжением Комитета.
  • Срок предоставления услуги
  • Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика.
  • Срок для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга не установлен.
  • Стоимость

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *