Акт как оформление результатов налоговой проверки

Акт как оформление результатов налоговой проверкиОдной из главных функций налоговой службы является проведение плановых и внеплановых проверок на различных предприятиях. Как правило, такой контроль должен быть спровоцирован определенными условиями.

Главная цель ФНС во время проверки – это выявить, был ли нарушен закон при уплате сборов и налогов. После ее окончания составляется акт налоговой проверки, в котором фиксируется оформление ее результатов и найденные нарушения.

Акт как оформление результатов налоговой проверки

По результатам проверки налоговой выдается специальный акт, в котором будут указаны следующие данные:

  • ошибки, которые были найдены в бухгалтерском и налоговом учете;
  • требования, которые предъявляются к их устранению.

Данный документ содержит следующие подразделы:

  • наименование акта и порядковый номер;
  • число, когда он был составлен;
  • в отношении кого выполнялась проверка;
  • основания для ее проведения;
  • перечень документации, которая была представлена для контроля;
  • по какому конкретно налогу и в какой срок выполнялась проверка;
  • общий срок процедуры;
  • проводимые в ее ходе мероприятия;
  • что именно установили проверяющие (описательная часть);
  • выводы и итоги проверки, перечень выявленных нарушений;
  • список лиц, которые ее выполняли;
  • место для подписи проверяющих, а также ответственного лица, которое получает данный акт.

В конце документа обязательно должна быть поставлена печать с расшифровкой.

Если же говорить о правовом регулировании, то проверка должна осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:

Читайте так же:   Камеральная проверка по НДС в 2020 году

  • Статья №83 НК РФ, в которой описывается сама процедура ведения учета юридических лиц.
  • Статья №89 Налогового кодекса, где описывается, где и каким образом должна проводиться выездная проверка.
  • Статья 91, в которой указывается, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговым органам свободный доступ ко всем бумагам и помещениям, которые имеют отношение к процедуре.
  • Статья 93, в которой прописано, что ФНС имеет право истребовать данные у контрагентов.
  • Статья 100, в которой прописано, как именно должен заполняться акт во время и после проверки.

Когда он составляется?

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Кроме того, максимально подробно рассматривается соблюдение поправок, которые были внесены в закон, так как часто ошибки допускаются именно в таких сегментах. В итоге, по результатам выездной проверки составляется соответствующий акт.

Сроки составления, кому он вручается

  • Если говорить о самой процедуре, то она может длиться не более 2-х месяцев – на практике же она занимает не более нескольких дней.
  • Акт должен быть составлен не позже, чем через два месяца после окончания проверки.
  • Что же касается пояснений и возражений, то они должны быть сформированы в течение последующего месяца.
  • Бывают ситуации, когда проверка может быть продлена. Сюда входит:
  • выполнение перевода бумаг или проведение экспертизы;
  • ситуации, когда нужны сведения от иностранных компаний.

Однако, даже если учесть вышеупомянутые случаи — проверка не может затянуться дольше, чем на полгода.

Причём данный срок закреплен на уровне закона. В тот день, когда контроль будет окончен, уполномоченному работнику организации выдают специальную справку.

Что касается периодичности проверок — если речь идет о внеплановой, то она выполняется в следующих случаях:

  • если у ранее выданного предписания вышел срок годности;
  • если на организацию поступила жалоба от граждан.

Акт как оформление результатов налоговой проверкиЕсли же говорить о плановой проверке, то она может проводиться не чаще, чем раз в три года. Если же данный срок был нарушен, то предприниматель имеет полное право не предоставлять налоговой документы и производственные помещения для осмотра. Кроме того, инспекция обязана предупредить предпринимателя за три дня до начала процедуры о своем приезде.

После того, как подписанный акт заверяется лицами, которые выполняли проверку, происходит его вручение налогоплательщику, которого проверяли. Если же последний отказывается забирать документ, то в нем делаются соответствующие пометки.

Нюансы оформления

О том, как именно должен заполняться акт, максимально подробно написано в статье 100 НК РФ:

  • В пункте первом прописано, в какой срок должен быть составлен акт.
  • Во втором пункте указывается, что его должны подписать лица, проводящие проверку, а также лицо, в отношении кого она проводилась.
  • В третьем пункте прописано, какую именно информацию следует указать в документе.
  • В пятом пункте указано, что акт должен быть передан представителю организации в пятидневный срок после его составления.
  • В шестом пункте указывается, что возражения от руководителя проверяемой компании должны быть составлены в тридцатидневный срок.
  1. При этом результаты будут недействительными, если в случае с плановой проверкой организация не была заранее предупреждена о приезде налоговой службы, либо если акт не был предоставлен руководителю фирмы в течение двух месяцев после завершения процедуры.

    Посмотреть заполненный образец документа вы можете ниже:

Акт как оформление результатов налоговой проверки Акт как оформление результатов налоговой проверки Акт как оформление результатов налоговой проверки Акт как оформление результатов налоговой проверки Акт как оформление результатов налоговой проверки Акт как оформление результатов налоговой проверки

О том, как правильно составить возражение по акту, смотрите на следующем видео:

Рекомендуем другие статьи по теме

Оформление результатов налоговых проверок: виды, порядок и требования

Результаты налоговых проверок, как камеральных, так и выездных, должны быть подобающим образом оформлены. Все необходимые сведения прописываются руководителем группы проверяющих в специальном акте.

Правила его заполнения изложены в Налоговом Кодексе РФ. В статье разберем требования к оформлению результатов налоговых проверок, порядок заполнения соответствующих документов.

Рассмотрим это для двух разновидностей проверочных мероприятий — камеральной и выездной.

Сроки

Начнем со сроков оформления результатов налоговой проверки. В том случае, если она была выездной, руководители проверяющей группы обязуются в продолжение двух месяцев составить соответствующий акт. Срок начинает отсчитываться с того момента, как уполномоченные должностные лица опубликовали справку о проведенной ими налоговой проверке выездного типа.

В том случае, когда нарушения отечественного законодательства о налогах и сборах были выявлены по итогам налоговой камеральной проверки, должностные лица, осуществляющие данную процедуру, должны составить акт по установленной форме. Сроки тут несколько иные — в продолжение десяти дней с числа окончания камеральной проверки.

В том случае, когда производилась налоговая выездная проверка с участием консолидированного объединения налогоплательщиков, акт по ее результатам должен быть составлен в течение трех месяцев. Точкой отсчета здесь считается дата выхода справки, свидетельствующей о проведенной этими лицами проверке.

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Визирование документации

Важнейшей частью оформления результатов налоговых проверок является подписание акта с результатами процедуры. Визируют документ следующие лица:

  • Уполномоченные сотрудники, проводившие проверку.
  • Руководитель, в отношении которого данная проверка была проведена. В каких-то случаях ставит подпись его представитель.
  • При оформлении результатов налоговых проверок выездного типа, проводимых консолидированными налогоплательщиками, ответственным представителем данной группы делается соответствующая запись в отчетном акте.

Если лицо, в отношении которого проведена проверка (камеральная или выездная), отказывается ставить свою подпись на акте, о таком его решении делается запись в данном документе. То же самое происходит в случае, если акт отказывается визировать представитель лица, в отношении которого организована проверка налоговиками.

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Что указывается в акте?

Мы уже установили, что оформление результатов налоговой проверки (выездной и камеральной) — это составление акта. Налоговое законодательство РФ предъявляет строгие требования к содержанию документа. В нем обязательно должно быть указано следующее:

  1. Дата данного акта проверки. Тут подразумевается то число, когда проверяющие лица подписали уже составленный документ.
  2. Полное и сокращенное наименование проверяемого учреждения, организации. Если проверка устраивается в отношении какого-либо должностного лица, то указывается его Ф. И. О. В случае, когда происходит налоговая проверка обособленного подразделения какой-либо организации, прописывается не только полное и сокращенное название ее самой, но и полное и сокращенное наименование данного филиала, а также данные о его местоположении.
  3. Ф. И. О. лиц, проводивших мероприятие. Порядок оформления результатов налоговой проверки (выездной и камеральной) предполагает, что также должны быть указаны их должности и название налогового органа, от имени которого они проводят проверку.
  4. Для камерального типа проверок — дата предоставления в отделение ФНС налоговой декларации, расчетов и иной необходимой для проведения процедуры документации.
  5. Для выездного типа проверок — номер и дата решения руководителя данного подразделения ФНС (или его заместителя) о проведении такого мероприятия.
  6. Перечисление всех документов, которые предоставило проверяемое лицо в ходе проведения процедуры.
  7. Период, на протяжении которого проходила проверка.
  8. Наименование налоговых платежей, по поводу которых состоялась камеральная или выездная проверка.
  9. Место жительства физического лица, в чьем отношении проводилось мероприятие. Или же местонахождение организации, где прошла налоговая проверка.
  10. Дата начала и завершения проверочного мероприятия.
  11. Перечисление процедур налогового контроля, которые производились на всем протяжении проверки.
  12. Если факты нарушения НК РФ выявлены не были, то в акте делается соответствующая запись. В случае, когда они были найдены, необходимо не только перечисление таких фактов, но и документальное подтверждение каждого.
  13. В заключение акта — выводы проверяющих по итогам мероприятия, а также их предложения по поводу устранения обнаруженных нарушений со ссылками на актуальные статьи НК (в случаях, когда за данные нарушения наступает определенная ответственность по НК).

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Кто устанавливает требования к документу?

Что касается требований к оформлению результатов налоговой проверки (камеральной и выездной), то они устанавливаются:

  • Федеральным уровнем структуры исполнительной власти.
  • Уполномоченным по надзору и контролю в сфере сборов и налогов.

Прилагающиеся документы

Продолжаем рассматривать порядок оформления результатов налоговой проверки (камеральной и выездной). К вышеобозначенному акту должны быть приложены документы, фиксирующие факты нарушения российского законодательства в сфере налогов и сборов, которые были обнаружены в ходе проверки.

Но при этом к акту не прикладываются документы, которые были получены от самого проверяемого лица или организации. Кроме того, нельзя в качестве прилагаемых свидетельств использовать следующее:

  • Документацию, содержащую в себе данные, которые налоговая служба не имеет права разглашать.
  • Бумаги, содержащие в себе налоговую, банковскую или иную тайну третьих лиц, охраняемую российскими законами.
  • Персональную информацию физических лиц.

Вся иная документация, не попадающая под эти запреты, прикладывается к акту в виде выписок.

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Вручение акта

Оформление результатов проведения налоговой проверки (камеральной или выездной) завершается подписанием данного акта ответственными лицами. После этого документ вручается лицу (или представителю этого лица), в отношении коего проводилась проверка, под расписку.

Допускается и иной способ передачи — в случае, когда он допускает факт фиксации даты получения послания. Передача акта должна произойти в течение пяти дней с даты его подписания проверяющими.

Если налоговая проверка производилась некой консолидированной группой налогоплательщиков, то ответственное лицо (ее руководитель) получает акт в течение 10 дней с момента завершения проверки. Это происходит также под расписку или иным способом, не нарушающим законодательство.

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Отказ в принятии

В статье мы разобрали оформление результатов налоговых проверок. Виды налоговых проверок, при которых составляется акт, — камеральные и выездные.

Подробно рассмотрим случай, когда проверяемое лицо (или его законный представитель) уклоняется от получения акта с результатами данного мероприятия.

Во-первых, это должно отразиться записью в данном документе. Во-вторых, акт все равно должны направить адресату. В таком случае документ отправляют заказным письмом по местонахождению проверяемой организации (или ее филиала, подразделения), по месту жительства проверяемого физического лица.

При выборе такого метода датой вручения акта проверки адресату считается шестой день с момента отправления налогового документа по почте.

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Случаи с иностранными организациями

Разберем и иные случаи оформления и реализации результатов налоговой проверки. Еще один вариант — проверяемой оказалась иностранная организация. Это не распространяется на дипломатические представительства и международные компании, которые подлежат постановке на налоговый учет согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Если такая организация не осуществляет свою деятельность непосредственно на территории России через свои филиалы или обособленные подразделения, то акт направляется в ее адрес по почте в форме заказного письма (на адрес из Единого госреестра налогоплательщиков). В таком случае датой вручения документа адресату считается 20-й день с момента отправления письма.

Вопрос несогласия и возражений

Как лицо, в отношении которого устраивалась камеральная или выездная проверка, так и его представитель могут быть не согласны с результатами мероприятия, прописанными в акте:

  • С фактами, отраженными в документе.
  • С предложениями и выводами проверяющих лиц.

В течение одного месяца с даты получения бумаги у проверяемого есть право обратиться с письменными возражениями как по данному документу в целом, так и по отдельным его пунктам. Для этого нужно письменно указать их и обратиться с документом в местный налоговый орган.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Также лица или организации, в отношении которых производилась проверка, вправе к своим возражениям приложить документацию (или ее заверенные копии), подтверждающую справедливость их возражений. Бумаги можно принести как при личном визите, так и отправить почтой.

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Возражения консолидированных групп

Что касается возражений от консолидированных групп налогоплательщиков, то письменные несогласия представляются здесь ответственным участником этого же объединения. Сроки установлены те же — 30 дней с момента получения акта проверки.

Так же как и в предыдущем случае, данный ответственный участник имеет полное право составить письменное возражение и приложить к нему документы (или их заверенные ксерокопии), подтверждающие его слова.

Мы разобрали основные положения налогового законодательства (НК, ч. 1, раздел 5, гл. 14, ст. 100) по поводу оформления результатов двух типов налоговых проверок — выездных и камеральных. Как мы убедились, самый главный объект здесь — акт, составляемый по результатам мероприятия.

Источник

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта. Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца).

Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой.

Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта — это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС.

Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта.

Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Оформление результатов налоговой проверки

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Оформление результатов налоговой проверки

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.

Содержание

Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.

Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика.

То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений.

Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.

В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.

Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.

В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.

Результаты выездной проверки

Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа.

При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке.

При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.

Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки.

На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику.

Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.

Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.

Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.

Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.

При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.

Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.

Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.

Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.

Что указывается в акте

В вводной части акта указываются такие данные, как:

  • дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
  • наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
  • документы, которые были проверены в ходе проверки;
  • перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
  • данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
  • период, в который проводилась проверка;
  • период начала и окончания проверки.

При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.

В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.

Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.

В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц),  способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие  ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.

К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.

Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.

Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.

Возражения

Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке,  имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.

Порядок оформления результатов налоговой проверки

  • Порядок оформления результатов налоговой проверки
  • Оформление результатов камеральной налоговой проверки
  • Оформление результатов выездной налоговой проверки
  • Решение налогового органа по результатам проверки
  • Обжалование результатов налоговой проверки
  • Порядок оформления результатов налоговой проверки зависит от 2 факторов:
  • вида проверки: камеральная или выездная;
  • собственно результата проверки: есть нарушения или нет.

Вся результирующая процедура четко прописана в ст. 100 НК РФ.

Полный текст статьи, а также комментарии по основным вопросам, которые вызывают ее положения, ищите здесь.

А сейчас вкратце остановимся на основных аспектах.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Итак, КНП проводится в отношении всех попадающих к налоговикам деклараций. Если в декларации все в порядке, для налогоплательщика проверка проходит тихо и незаметно: решение о ее начале не выносится, никакие документы по ее итогам не составляются (кроме КНП по возмещению НДС).

Иначе обстоит дело, когда проверяющие выявляют нарушения. В этом случае по окончании проверки они обязаны составить акт.

Подробнее о том, что он должен содержать, как выглядит и каковы последствия того, что он не был составлен, читайте в этой статье.

Обратите внимание! На ход камеральной проверки можно повлиять путем подачи уточненки. Это существенно для тех, кто сам обнаружил ошибки в уже сданной декларации.

О том, как грамотно использовать уточнения и в чем можно поспорить с налоговиками, читайте в статьях:

Еще одно важное пояснение: акт проверки, по сути, документ информативный.

Сам по себе он не порождает для проверяемого никаких последствий, а только сообщает, что в ходе проверки обнаружены некие факты, которые могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком нарушений.

А значит, то, что изложено в акте, вы пока обжаловать не можете. В то же время у вас есть возможность повлиять на решение по проверке посредством подачи возражений.

О том, как они оформляются, читайте в данной публикации. Там же есть готовый образец возражений на акт КНП.

Вся последующая процедура и действия с актом камералки схожи с теми, которые предусмотрены для актов выездных проверок. О них расскажем далее.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

По итогам выездной проверки акт составляется всегда, независимо от того, были обнаружены нарушения или нет. Однако окончание проверки фиксируется не в нем, а в справке о проведенной ВНП. Именно со дня ее составления идет отсчет срока, отведенного на оформление акта.

  1. О том, кто, когда и как его оформляет, рассказывает эта статья.
  2. Так же как и при камералке, в случае несогласия с налоговиками можно подать возражения на акт выездной проверки.
  3. Составить их вам поможет данная статья.
  4. Однако и акт без замечаний, который вроде бы должен означать, что вы все делаете верно, еще не гарантия от санкций в будущем.

Удивлены? Прочтите данную публикацию и узнаете, что мы имеем в виду.

Решение налогового органа по результатам проверки

Акт составлен, возражения поданы. Что дальше? А дальше — процедура рассмотрения материалов проверки, предусмотренная ст. 101 НК РФ.

О некоторых спорных ее аспектах рассказывает эта статья.

Ее проводит руководитель проверявшей вас ИФНС или его заместитель.

Обратите внимание! Налоговики обязаны известить вас о времени и месте рассмотрения. Причем сделать это они должны в разумные сроки, чтобы у вас была реальная возможность присутствовать.

Подробнее см. здесь.

Результатом рассмотрения материалов будет итоговое решение по проверке. Контролеры укажут, были нарушения или нет, и решат, привлекать или не привлекать вас к ответственности. Вот это уже обязательный к исполнению документ, в отличие от акта.

О том, исполнять ли решение, если инспекция не вручила его в установленные сроки, вы узнаете из данной публикации.

До вынесения решения вы можете ознакомиться со всеми материалами проверки и даже скопировать их.

Об этом см. здесь.

Это поможет вам лучше подготовиться к дальнейшему обжалованию.

Обжалование результатов налоговой проверки

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит в 2 этапа:

  • сначала вы жалуетесь в вышестоящий налоговый орган;

Подробнее см. здесь.

О судебном обжаловании читайте эту статью.

А для удобства у нас есть краткая пошаговая инструкция по обжалованию «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».

И не забывайте: залог успеха при обжаловании — в последовательном доказывании своей позиции и дискредитации доказательств оппонента. Ознакомьтесь с нашими материалами и узнайте, какие доказательства налоговиков удастся опровергнуть (см. здесь), а какие вряд ли (см. здесь).

Удачного обжалования! 

Оформление результатов налогового контроля, Комментарий, разъяснение, статья от 01 декабря 2017 года

Оформление документации
по налоговым проверкам осуществляется по формам, утвержденным
приказом
ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Оформление результатов процессуальных действий, проводимых в ходе
налоговых проверок

Результаты отдельных
процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых
проверок должны быть зафиксированы в документальном виде. Только
после фиксации соответствующих фактов и действий результаты
налогового контроля приобретают доказательственное значение.

Результаты отдельных процессуальных действий могут быть
зафиксированы в различных документах: актах, протоколах, экспертных
заключениях, фото- и кино-документах и др. Впервые на должном
законодательном уровне устанавливаются требования к оформлению
указанных документов.

Протоколы процессуальных
действий составляются при проведении осмотра, выемки документов и
предметов, получении показаний свидетелей в соответствии со
статьей
99 НК РФ.

Формы протоколов,
используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в
отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах,
утверждены приказом
ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Протокол прочитывается
всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или
присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать
замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. К
протоколу прилагаются фото- и кино- материалы, видеозаписи и другие
материалы, выполненные при производстве того или иного
действия.

Протокол подписывается
составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми
лицами, участвовавшими в производстве действия или
присутствовавшими при его проведении. Однако, Налоговый
кодекс не устанавливает обязанности должностных лиц налоговых
органов вручить копию протокола лицу, в отношении которого
осуществляется данное действие.

Налогоплательщику без наличия у
него протокола значительно труднее обжаловать неправомерные
действия должностных лиц налоговых органов, что снижает гарантии
защиты прав налогоплательщиков.

Кроме протоколов в ходе
налоговых проверок могут составляться различные документы,
например, акт о
воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов
(ст.

91 НК
РФ), постановление
о назначении экспертизы (ст.95 НК
РФ).

Нарушение требований и
порядка составления указанных выше документов, предусмотренные
Налоговым
кодексом, могут привести к недопустимости использования данных
документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или
иных действий или о наличии тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок

Если в результате
проведения камеральной налоговой проверки выявляется факт
совершения налогового правонарушения (иного нарушения
законодательства о налогах и сборах), то должностные лица
налогового органа, проводящие проверку, в течение 10 дней после
окончания камеральной проверки обязаны составить акт налоговой
проверки по установленной форме (абз.2 п.1
ст.100 НК РФ).

Налогоплательщики
вправе снимать копии с материалов налоговой проверки
. Такой
вывод сделала ФНС в письме от
07.08.2015 N ЕД-4-2/13890.

В
пункте 2
статьи 101 НК РФ прописано, что налогоплательщик «до вынесения
решения по итогам проверки компания вправе ознакомиться с
материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий
налогового контроля».

Порядок такого
«ознакомления» в НК
РФ

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки — НалогОбзор.Инфо

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ).

Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение.

Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства.

Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство.

Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.

4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Ответ: да, можно.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки.

В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода.

Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.

3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст.

 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения).

В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г.

№ А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г.

№ А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки.

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *