Субъекты авторского права это

Субъекты авторского права это

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве.

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений.

Способность выступать субъектами авторского права возникает у физ.лиц с рождения.

Общая характеристика

Авторское право – это разновидность права собственности, которое автоматически есть у автора после создания интеллектуальной собственности. Публикация для вступления прав в силу не нужна, достаточно придать объекту авторского права любую соответствующую контексту произведения форму. Субъектами авторского права могут быть как физические лица, так и юридические.

Право может передаваться законными путями от одного лица к другому (акт купли-продажи или передача по наследству) и передаваться повторно. Владелец прав может полностью распоряжаться ими по своему усмотрению.

Способы передачи прав от одного лица другому:

  • продажа;
  • передача по наследству (происходит автоматически, если в завещании прежнего владельца не указано условие, противоречащее этому).

После передачи авторского права его бывший субъект больше не сможет каким-то образом влиять на события, происходящие с этой интеллектуальной собственностью (например, запретить публикацию, потребовать денежную выплату, если она не была прописана в договоре). Сама передача может быть как полной, так и частичной – по этому признаку обычно классифицируют субъектов авторского права.

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • на песню и музыку;
  • в интернете;

читайте в статьях по ссылкам.

Кто им может быть?

Субъекты авторского права этоСчитаться субъектом может как человек, так и фирма, организация. С произведениями (музыка, книги) часто происходит так, что владельцем прав на продукт является издатель, а автор получает процент или уже получил свою единоразовую выплату при продаже.

Автор не обязан продавать права, чтобы издаваться, но многие из них соглашаются на подобное ради компромисса с издателем или просто потому, что находят сделку выгодной. Так, кто относится с субъектам авторского права?

Создатель произведения

Это первоначальный субъект авторского права. Как только интеллектуальная собственность обретает форму – музыка записывается на диск или в виде нот, книга или научный труд обзаводятся рукописью, авторское право вступает в силу.

Теперь оно закреплено за первоначальным автором в теории, но на практике при возникающих разногласиях и подозрениях других лиц в плагиате, автор должен будет предоставить доказательства, из которых будет ясен настоящий временной период создания.

Автор вправе полностью распоряжаться своим произведением, пока не продаст авторские права. Их можно заверить нотариально – для этого нужно обратиться к ближайшему нотариусу, который законодательно закрепит факт наличия авторского права на конкретное произведение в течение нескольких рабочих дней.

Лица-владельцы по договору

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве. Автор может заключить исключительный договор по передаче прав на интеллектуальную собственность с любыми условиями.

Таким образом субъектами становятся физические лица, ранее не имеющие никакого отношения к объекту права, а также юридические лица. Последнее случается чаще – авторы нередко продают права компаниям, чтобы прославиться или выйти на рынок в своей области. Лица-владельцы исключительных прав могут распоряжаться их объектом полностью – если это не противоречит действующему законодательству.

Работодатели

В том случае, когда интеллектуальная собственность является результатом официальной работы по найму, владельцем авторских прав считается работодатель, а не сотрудник. Это касается любого объекта авторских прав, который осознанно создаётся автором в пользу работодателя во время трудовых часов или в любое произвольное время, если график свободный.

Сотрудники-авторы не обладают авторскими правами на продукты своего труда, так как это прописано в трудовом договоре – работник отказывается от всех прав на результаты своего труда, получая заработную плату. Автор имеет право объявить себя таковым, но юридической или финансовой силы такое заявление иметь не будет, принося только репутационную прибыль в некоторых редких случаях.

Организации и корпорации

Субъекты авторского права это

Весь контент, так или иначе создаваемый ими, принадлежит не конкретному руководителю, а корпорации, которая очень часто управляется группой людей и является коллективной собственностью (акционерская система). Это называется корпоративным правом.

Работая на такую организацию и получая за свой труд оплату, автор автоматически отказывается от дальнейшего получения от него какой-либо отдельной прибыли. Автор не может запретить использовать объект авторского права так, как считает неподобающим, а также не может заниматься реализацией такой интеллектуальной собственности самостоятельно.

Если в регламенте организации прописаны условия неразглашения на тот или иной объект авторского права, автор обязан соблюдать их. За разглашение, намеренную помощь другим организациям по вопросу этой конкретной интеллектуальной собственности сотрудник может понести ответственность.

Наследники

Когда автор произведения умирает, владея при этом действующими авторскими правами, они классифицируются как наследство и передаются наследникам так же, как и другое имущество.

Автор может указать в нотариально заверенном завещании судьбу своей интеллектуальной собственности, если захочет.

Передавать в наследство авторские права можно не только физическим, но и юридическим лицам.

Наследники получают бессрочное авторское право во владение и могут распоряжаться им так же свободно, как и сам автор – продать, использовать для получения прибыли, видоизменять и модернизировать интеллектуальную собственность. Право передавать её в наследство также вступает в силу.

Если интеллектуальная собственность уже была продана на момент жизни автора-владельца, наследники уже не имеют на неё никаких прав. Единственная возможность – оспорить сам факт передачи прав, ссылаясь на недееспособность покойного, если передача произошла незадолго до смерти по причине преклонного возраста или болезни, подразумевающей нарушения психики.

Составители сборников

Сборники создаются из многих видов интеллектуальной собственности – музыкальные композиции, литературные произведения, кинофильмы. Включение произведения в сборник, предназначенный для получения выгоды законным путём возможно только с согласия субъекта авторского права, владеющего интеллектуальной собственностью на данный момент.

Практически всегда данное соглашение подразумевает прибыль для владельца произведения. Обойти его согласие – прямое нарушение авторского права. Исключение составляют сборники, чей составитель не рассчитывает на получение прибыли.

Субъекты авторского права это

Составитель сборника не становится совладельцем прав на интеллектуальную собственность с автором или субъектом авторского права.

Он получает право на придуманный и реализованный им порядок составления, что не мешает другим лицам составлять свои сборники из тех же произведений, не повторяя порядок и другие индивидуальные особенности этой конкретной сборки – это уже считается плагиатом.

Создатель вторичного творения

Производное произведение создаётся на основе уже имеющегося оригинала.

Наиболее яркими примерами являются киноадаптации, переводы на другие, отличные от оригинала языки, адаптация произведения для какой-либо из социальных или национальных групп, театральные постановки на основе других произведений, а также множественные музыкальные аранжировки и перезаписи музыки в другом качестве.

Производное произведение может появиться только с согласия автора оригинала или других лиц, которые владеют исключительными авторскими правами. Важно отметить, что такое произведение не становится частью оригинальной интеллектуальной собственности, а создаёт новый копирайт.

Оригинал и производное произведение – два разных объекта авторского права, даже если изменения минимальны. Автор последнего имеет авторское право только на результат своей работы, не получая никаких прав на оригинал.

Писатель служебного произведения

Служебные произведения – интеллектуальная собственность работодателя, так как созданы в результате регламентированной трудовой деятельности. Если трудоустройство официальное, первоначальный (фактический) автор не имеет никаких прав на реализацию произведения в коммерческих целях и не может рассчитывать на прибыль.

Соавторство

Субъекты авторского права этоСоавторством называется авторское право нескольких лиц на одно произведение.

Не имеет значение, состоит ли интеллектуальная собственность из нескольких частей или её нельзя разделить без потери содержания (литературное произведение, музыкальная композиция, изображение), соавторство действует одинаково.

Соавторство может быть безусловным, когда все субъекты авторского права наделены одинаковыми полномочиями, так и выделять некоторых среди других. Второй вариант легче всего просматривается на примере соавторства в научных работах, где выделен ведущий автор и тот, кто в силу меньшего опыта и возможностей вложил в общий результат меньший объём труда.

Однако вне зависимости от объёма, вложенного любым из соавторов, он остаётся в своём праве даже в спорных ситуациях. Разделение прибыли от авторства нередко становится причиной судебных разбирательств.

Авторское право разделено на множество разделов и подразделов по той причине, что может применяться в любой из сфер деятельности человека. Защитить автора – создателя или владельца, исключительно в интересах законодательства, так как это способствует здоровой конкуренции и развитию в соответствующей контексту области.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/kto-mozhet-byt-subektom.html

Субъекты авторских и смежных прав: характеристика и особенности

В правоприменительной деятельности и правоотношениях в сфере интеллектуальной собственности важно понятие субъекта авторского права. Это сложная многогранная категория, характеризующаяся спецификой правового положения обладателей неимущественных, исключительных прав, соавторов, правопреемников и других лиц.

Ключевые аспекты

Субъекты смежных прав и взаимоотношений в сфере авторства в широкой трактовке включают всех участников, которые имеют прямое или косвенное отношение к созданию результатов творчества. Субъектный состав включает:

  • создателей;
  • наследников по завещанию и по закону;
  • правообладателей исключительных прав на основании авторских соглашений;
  • работодателей (применительно к произведениям, которые были подготовлены в рамках служебной деятельности);
  • управляющих профильных организаций, например, РАО.

Ключевой фигурой в этой цепочке является автор. Исходя из положений статьи 1257 ГК РФ, таковым может признаваться только физическое лицо-гражданин. Все субъекты теоретически приобретают право на такой статус с рождения, но фактически могут самостоятельно осуществлять правомочия в этой сфере только с момента достижения четырнадцати лет.

Весь комплекс прав авторов на их собственные произведения возникает с момента создания и не предполагает прохождение какого-либо оформления. Эта характеристика является отличительной особенностью, в том числе от объектов, относящихся к патентному праву.

Российская правовая база в отношении авторства регламентирует понятие презумпции. Это означает, что автором произведения признается лицо, которое указано на экземпляре или оригинале, если отсутствуют опровергающие доказательства.

При этом презумпция не может распространяться на юридических лиц, которые выступили издателями произведений. Их комплекс прав в юридическом аспекте подтверждается лицензионным соглашением или договором об отчуждении прав исключительной категории.

Читайте также:  Банки узнают об операциях с сим-картами клиентов (законопроект)

Вопросы соавторства

Соавторы – специфические субъекты рассматриваемого состава участников. Это лица (два и более), совместные творческие усилия которых в своем конгломерате позволили создать произведение и приобрести совместные авторские права.

Соавторство дифференцируется на два вида:

  1. Раздельное. Формат предполагает разграничение составных частей и возможность каждого автора использовать принадлежащую ему составляющую на независимых началах. Это актуально, например, для оперы, в рамках которой музыка и либретто принадлежат авторству разных субъектов и могут использоваться обособленно, но вместе формируют целостное произведение.
  2. Нераздельное. Произведение коллективного формата не может утратить состояние единого целого и использоваться по частям каждым автором. Наглядный пример – «Двенадцать стульев» авторства двух известных литераторов.

Если соглашением или законом не очерчены рамки соавторства, по умолчанию считается, что результаты совместного труда и творчества могут использоваться только при согласовании поведенческой линии и получении одобрения всех авторов. При этом законодатель не конкретизирует момент, когда именно соглашение о соавторстве считается достигнутым. Это допускается на любой стадии процесса создания, а также после окончательного завершения всех этапов.

Субъекты авторского права это

На сегодняшний день вопрос обязательности достижения соглашения как ключевого условия соавторства остается дискуссионным. В судебной практике нет согласованной концепции. Так, решением Ставропольского суда в 2010 году изложена позиция, что предварительное соглашение между авторами – это не обязательное условие признания факта, что имеет место соавторство.

Например, композитор может написать музыкальный материал на уже изданные и опубликованные ранее стихотворения другого автора. При этом получение предварительного согласия не требуется.

Специфика отдельных категорий

На произведения служебного, производного и составного типа распространяется особый режим авторства, что непосредственно сказывается на статусе субъектов:

Составители

Субъекты авторского права это

Такие субъекты наделены правом авторства на составительскую деятельность, которая заключается в подборе и размещении материалов. При этом авторы содержательной части таких сборников и их аналогов могут использовать принадлежащий им материал по отдельности. Это положение закреплено статьей 1260 ГК.

Важно учитывать, что эти же материалы могут использоваться третьими лицами при создании своих произведений, о чем есть прямое указание в определении ВАС РФ № 13218 от 2013 года. Главное условие, при соблюдении которого издатель может реализовать свое право на использование составных произведений, — сохранение исключительного права на вошедшие в сборник произведения за каждым автором.

Создатели производных произведений

Субъекты авторского права это

Создатели служебных произведений

Субъекты авторского права это

Определение правообладателя

Сложность категории служебных произведений заключается в специфике алгоритма определения автора и правообладателя. Общее правило гласит, что права на такое произведения принадлежат одновременно двум сторонам правоотношений.

Если же результат творческой деятельности подготовлен по заказу, именно заказчик наделяется исключительным правом на произведение (статья 1296). В ситуациях, когда договором не предусматривалось создание определенного произведения, но исполнитель создал такой объект, исключительные права на произведения переходят подрядчику. Соответствующая норма закреплена в статье 1297 ГК РФ.

Статус правопреемников и других лиц

Любой наследник автора – это потенциальный правопреемник, который входит в круг субъектов авторского права. В состав наследственной массы включаются исключительные права на произведения. При этом производный характер обуславливает специфику и ограничения круга правомочий:

  • По критерию объема. При получении правопреемником исключительного права на произведение, которое не обнародовано при жизни создателя, право на такое обнародование может стать недоступным. Правовое основание такого запрета должно выражаться в зафиксированной воле автора, например, путем прямого указания в завещании или договоре на нежелание обнародовать произведение после смерти.
  • По критерию срока. Временной интервал действия для самого автора ограничен периодом его жизни, а для наследников – семьюдесятью годами с момента кончины автора.

При переходе права нескольким наследникам одновременно, они становятся правообладателями на совместных началах и используют произведение на условиях, конкретизированных законом или соглашением. Это положение закреплено в Постановлении ВС 9/12.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/subekty-avtorskix-i-smezhnyx-prav/

Субъекты авторских прав

Определение 1

Авторское право – это совокупность имущественных и неимущественных прав, которые принадлежат человеку, владеющего творческим трудом для создания произведений науки, литературы или искусства.

Только в 70-е годы на территории России авторское право появилось в науке. Сегодня авторское право не имеет никакого значения для экономистов, например, как патент.

Изначально формирование авторского права происходит в результате потребностей социальной и правовой сфер. Но в процессе эволюции обществу стало не хватать защиты своей интеллектуальной собственности.

В современном мире авторское право не рассматривается как исключительная категория прав, а считается неотъемлемой частью богатства страны или актива компании.

Авторское право – это право, которое позволяет на законодательном уровне регулировать правоотношения, связанные с использованием и созданием результатов творческой деятельности человека.

Субъекты авторского права

Изначально субъектами авторского права выступали лица, которые обладали своими исключительными правами на произведение, перешедшее от автора по самым разным обоснованиям, например, в силу закона или какого-либо договора. Как правило, такие субъекты назывались правообладателями. Различают несколько категорий правообладателей:

Субъекты авторского права это

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Разные предприятии. Например, радио и телекомпании, издательства и прочие. Эти субъекты приобретают исключительные права на использование различных произведений.
  • Работодатели. Если какое-либо произведение создано работником по найму или служащим, то авторское право принадлежит нанимателю.
  • Заказчики. Если произведение было написано в рамках договора заказа.
  • Наследники автора. Авторское право также наследуется в результате смерти автора, если законодательно не предусмотрены иные варианты передачи данного авторского права.
  • Организации. Авторское право может разделяться, если оно было поделено на коллективной основе.

Правообладатель согласно закону имеет право обозначать свое интеллектуальное произведение специально выведенными знаками:

  • Латинской буквой «С» в круге. Такой знак довольно часто встречается в повседневной жизни.
  • Наименование или имя правообладателя.
  • Элементы года, когда было впервые опубликовано произведение.

Замечание 1

Как правило, все три элемента публикуются непосредственно после произведения, указывая на его авторские права.

Субъективные авторские права

Как уже говорилось выше, авторские права могут быть имущественные и личные неимущественные (второе название – духовные произведения).

Личные неимущественные авторские права были обозначены на Бернской конвенции, и были признаны моральными правами. К неимущественным правам относятся:

  • Право авторства, то есть каждый может быть признан автором произведения.
  • Право разрешать и использовать произведение под подлинным авторским именем.
  • Право обнародовать произведение в любой форме.

Замечание 2

Неимущественные авторские права, согласно законам Российской Федерации, имеют бессрочный срок действия. На территории страны они могут принадлежать исключительно физическому лицу, а также не могут быть переданы третьим лицам.

Регистрация авторских прав происходит согласно статье 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В некоторых случаях автору придется доказать свою причастность к конкретному, то есть заявленному в регистрирующий орган, произведению.

Срок защиты авторского права в России равен 60 годам с момента смерти автора. Примечательно, что самый первый закон об авторском праве был опубликован в Индии в 1914 году.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/subekty_avtorskih_prav/

Субъекты авторского права и их права (стр. 1 из 5)

  • Субъекты авторского права могут быть разделены на две основные группы:
  • 1) первичные субъекты авторского права;
  • 2) другие субъекты авторского права.

Первичными субъектами авторского права являются авторы. Автор может создавать произведение в одиночку. Произведение может быть создано также коллективным трудом.

В этом случае появляется авторский коллектив (соавторы).

  1. Другие субъекты авторского права могут быть разделены на:
  2. а) субъектов, которым переходят авторские права по договору;
  3. б) субъектов, которые приобретают авторские права в результате событий, определенных законом.
  4. К последним относятся наследники авторов и лиц, получивших авторские права по договору, работодатели и издатели составленных произведений.

На рис. 1 приведен круг лиц, относящихся к субъектам авторского права.

Рис. 1

Первичные субъекты авторского права

Первичным субъектом авторского права всегда является физическое лицо — автор, создавший произведение в результате творческой деятельности. Автором признается лицо, указанное как автор на оригинале или копии произведения. Это называется презумпцией авторства.

Все другие лица, претендующие на авторство, должны приводить для восстановления прав доказательства. Авторов, создавших составленное произведение, называют составителями, авторов переводов — переводчиками, к ним примыкают также лица, которые в результате творческой деятельности перерабатывают произведение.

В случае если произведение создано группой лиц, говорят о соавторстве и соавторах.

Соавторы

Произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц, которые в этом случае считаются соавторами (п.1ст.13 Закона об авторском праве).

Состав соавторов отражается в Знаке охраны авторского права. При этом ст. 17 Закона об авторском праве установлен конкретный перечень авторов аудиовизуального произведения, в который входят:

  • а) режиссер-постановщик;
  • б) автор сценария и/или текстов, диалогов;
  • в) автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста;
  • г) художник-постановщик;
  • д) оператор-постановщик.

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением, заключенным между ними (п.1 ст.13 Закона об авторском праве).

Право на использование произведения принадлежит всем авторам. Они используют произведение самостоятельно или отчуждают свои права другим лицам либо передают им права на использование произведений, действуя по взаимному согласию.

При этом если созданное соавторами произведение может представлять собой неразрывное целое, то никто из них не может без достаточных оснований отказать другим в праве на его публикацию или другое использование (п.1 ст.

13 Закона об авторском праве).

Особым видом соавторства является интервью. Соавторами интервью являются лицо, которое дало интервью, и лицо, которое его взяло (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Публикация интервью разрешается только с согласия лица, которое дало интервью (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Если произведение, созданное в соавторстве, состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельный смысл, то каждый соавтор имеет право использовать созданную им часть произведения по собственному усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами (п.2 ст.13 Закона об авторском праве).

Составители

Авторами считаются также составители сборников и других составленных произведений, если подбор и расположение произведений и/или других данных являются результатом творческого труда составителя (п.1 ст.

19 Закона об авторском праве). К составленным произведениям относятся все СМИ: газеты, журналы, бюллетени, сборники научных трудов, энциклопедии, энциклопедические словари, антологии и т. п.

, а также базы данных.

Читайте также:  Квалификация совершенных в соучастии преступлений

База данных — это «совокупность произведений, данных или любой другой независимой информации в произвольной форме, в том числе — электронной, подбор и расположение составных частей которой и ее упорядочение являются результатом творческого труда и составные части которой доступны индивидуально и могут быть найдены при помощи специальной поисковой системы на основании электронных средств (компьютера) или других средств» (ст.1 Закона об авторском праве).

Составители имеют как личные неимущественные права, так и имущественные права, которые существенно ограничены по сравнению с правами обычных авторов, так как, согласно п.2 ст.

19 Закона об авторском праве, исключительное имущественное право на любое использование составленных произведений — энциклопедии, энциклопедического издания, периодических сборников, газет, журналов, других периодических изданий — принадлежит издателю (п.2 ст.19 Закона об авторском праве).

Авторами составленных произведений являются также творческие сотрудники редакций СМИ, чьим творческим трудом подготовлен номер (выпуск) издания: редактор выпуска, художник, дизайнер, оператор верстки.

Имущественные права этих сотрудников ограничиваются правом на выплату авторского вознаграждения вне зависимости от того, имеют ли они с издателем трудовые или гражданско-правовые отношения.

Имущественное право составителей баз данных шире. Без их согласия базы данных не могут ни использоваться, ни распространяться.

При этом правовая охрана прав составителей не распространяется на данные, включенные в базу (п.1 ст.

19 Закона об авторском праве), — эти данные могут беспрепятственно использоваться их соавторами, а если они не являются объектом авторского права, то могут быть беспрепятственно использованы как угодно.

Переводчики и авторы производных произведений

Производным произведением считается произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без причинения вреда его охране (аннотация, адаптация, аранжировка, обработка фольклора, другая переработка) или творческим переводом на другой язык; не являются производными произведениями дублированные аудиовизуальные произведения (ст.1 Закона об авторском праве). Для создания производного произведения необходимо согласие автора, полученное путем заключения авторского договора.

Переводчики и авторы других переведенных произведений имеют личные неимущественные и имущественные права, которые не препятствуют другим лицам осуществлять свои переработки и переводы произведения (ст.20 Закона об авторском праве).

Права авторов

Авторы и иные первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами.

Согласно п.1 ст.437 Гражданского кодекса (ГК) Украины авторское право возникает вследствие самого факта создания произведения и не требует регистрации, любого специального оформления или исполнения иных формальностей.

Для оповещения о своих авторских правах автор может использовать Знак охраны авторского права — ©. Использование Знака охраны авторского права не является обязанностью автора, это только его право.

Согласно п.3 ст.11 Закона об авторском праве Знак охраны авторского права состоит из следующих элементов:

  1. — латинской буквы «С», обведенной кругом, — ©;
  2. — имени лица, имеющего авторское право (в данном случае, автора);
  3. — года первой публикации произведения.

Знак охраны авторского права и регистрация авторских прав помогают автору в случаях несанкционированного использования произведения. В случае если автор не опасается этого или не намерен препятствовать этому, он может не использовать эти приемы.

Автор может зарегистрировать свое право в государственном реестре (п.5 ст.11 Закона об авторском праве). Порядок государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение, утвержден Постановлением КМУ от 27.12.2001 г.

N 1756 «О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение».

Этим Постановлением Министерство образования и науки определено как учреждение, выполняющее действия, связанные с государственной регистрацией прав автора на произведения науки, литературы и искусства, а также с регистрацией договоров, касающихся права автора на произведение. Непосредственную работу по регистрации авторских прав осуществляет Государственный департамент интеллектуальной собственности названного Министерства.

Регистрация авторского права осуществляется на основании Заявки и при условии уплаты сбора в размере 3,25 НМД. Государственный департамент в месячный срок после даты регистрации выдает автору Свидетельство.

  • Личные неимущественные права автора (соавторов)
  • Автору принадлежат следующие личные неимущественные права (ст.14 Закона об авторском праве):
  • 1) требовать признания своего авторства путем указания должным образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;
  • 2) запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;
  • 3) выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;
  • 4) требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению или другому изменению произведения или любому иному посягательству на произведение, которое может навредить чести и репутации автора.
  • Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам.

Именем автора является «совокупность слов или знаков, идентифицирующих автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и тому подобное» (ст.1 Закона об авторском праве).

Автор может опубликовать свое произведение анонимно (то есть без имени) или под псевдонимом (то есть под вымышленным именем). В этом случае представителем автора является издатель произведения, имя или название которого обозначены на произведении (п.4 ст.11 Закона об авторском праве).

Это правило не применяется, если псевдоним автора однозначно идентифицирует автора. Так, ни для кого не секрет, кто «скрывался» под псевдонимом Максим Горький или Владимир Ильич Ленин.

Источник: https://mirznanii.com/a/32853/subekty-avtorskogo-prava-i-ikh-prava

Субъекты авторского права: общая характеристика

Автор произведения – это гражданин, творческим трудом которого оно создано. Такое определение дано в статье 1257 Гражданского кодекса РФ. Выделим ряд признаков:

  1. Субъектами авторского права являются только физические лица. Это представляется вполне логичным, поскольку юридические лица априори лишены интеллекта как мыслительной способности, а значит, не могут сами создавать результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и произведения. Хотя в СССР была практика, когда авторами кинофильмов были кинокомпании, а не отдельные граждане.
  2. Автор должен приложить именно творческий труд. Понятия «творческий характер» мы уже касались в статье об объектах. Напомним: творческий характер означает, что объект приобретает какие-либо особенности и художественную окраску. Следовательно, автор должен осуществить только такую деятельность, результатом которой будет являться объект, носящий творческий характер.
  3. В результате деятельности должен быть создан конкретный объект (произведение или программа для ЭВМ). Более подробно об этом см. статью об объектах.

Автором может быть гражданин любого возраста. Следовательно, даже ребенок пяти лет, написавший какой-либо рассказ или очерк, приобретает личные неимущественные права и исключительное право. Другой вопрос в том, что осуществлять их и распоряжаться ими он сможет только по достижению возраста, с которым связано наступление дееспособности. Такой возраст может составлять:

  1. От шести до четырнадцати лет. Однако для этого требуется согласие родителей (усыновителей, опекунов).
  2. С четырнадцати лет. В этом случае согласно подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ лица уже могут самостоятельно осуществлять такие права.

Обратим внимание, что в российском авторском праве действует так называемая презумпция авторства: автором считается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

К примеру, недобросовестный писатель указал свое имя на чужом произведении, и подлинный автор может опровергнуть это только через суд, поскольку на обложке книги указано другое лицо и действует эта презумпция.

Соавторство. Помощники автора

Довольно часто случается, что у произведения не один автор. Примеров множество: Братья Гримм, Ильф и Петров, Трамп и Кийосаки и т.д. В таком случае речь идет о соавторстве.

Все, кто приложил свой творческий труд к созданию произведений, именуются соавторами, и у каждого возникают права на произведение. В Гражданском кодексе РФ сказано, что такие лица используют произведение совместно.

Между ними может быть заключено соглашение по вопросам использования произведения.

При этом соавторы могут так распределить свои творческие усилия:

  1. Один, к примеру, пишет свою часть, другой – свою. Например, два ученых пишут монографию, где первый излагает мысли по поводу английского права, а другой – по поводу американского. Здесь есть особенность: если такую часть можно использовать независимо от всего произведения, то она может быть использована создавшим ее лицом без согласия остальных соавторов. В нашем примере произведение разделить можно, поэтому каждый ученый вправе использовать свою часть без согласия другого.
  2. Соавторы работают не каждый над своей частью, а пишут все вместе, и при этом объект становится неразрывным целым.  Подобное произведение использовать можно лишь совместно. Пример: два автора написали детектив, который будет считаться неразрывным произведением, и значит, использовать его они могут лишь совместно (если нет соглашения).

Следует разграничивать правовой статус соавторов – лиц, приобретающих интеллектуальные права, и помощников – лиц, которые лишь оказывали автору содействие. Содействие может быть, техническим, материальным и даже интеллектуальным.

Представим ситуацию, что автору кто-то подсказывает идеи (интеллектуальное содействие), однако именно автор определяет, как применить эту идею, именно он развивает сюжет, вводит персонажей (то есть, только им осуществляется творческая деятельность).

Дело примет совсем другой вид, если лицо будет участвовать в создании персонажей, сюжета  – тогда речь пойдет уже о соавторстве.

Однако следует отметить, что грань между этими правовыми категориями тонкая. Так, Александр Сергеевич Пушкин официально является автором произведений, сюжет и персонажей в которых он позаимствовал из рассказов своей няни, Арины Родионовны. Но последняя не значится в качестве соавторов для таких произведений.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/subekty-avtorskogo-prava/

Понятие и виды субъектов авторского права



Статья посвящена вопросу понятия и видов субъектов авторского права. Автор, анализируя действующее гражданское законодательство, определяет основные виды субъектов авторского права.

Ключевые слова: авторское право, субъекты авторского права, первоначальное авторское право, производное авторское право

Авторское право возникает в связи с созданием произведения науки, литературы или искусства, поэтому основным субъектом, обладающим авторскими правами, будет лицо, которое в результате творческой деятельности создало произведение — автор. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Читайте также:  Обзор ситуаций конфликта интересов от минтруда

Необходимо отметить, для появления авторских прав у лица, создавшего произведение, не требуется соблюдения каких-либо формальностей, иными словами, признание того или иного лица автором произведения не связно с официальной регистрацией или получением правоустанавливающих документов, поскольку сам процесс создания порождает субъективное право автора. Поэтому, как отмечает Е. А. Суханов, в авторском праве установлена презумпция авторства: «При отсутствии доказательств иного автором произведения, — пишет он, — считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения» [1, с. 732].

Действующее гражданское законодательство содержит легальное определение понятия «автор». Так, в силу ст. 1257 ГК РФ, автором признается гражданин, творческим трудом которого было создано произведение науки, литературы или искусства.

Творческий характер труда, проявленный лицом при создании произведения, является обязательным условием возникновения авторских прав. Так, лицо, переписавшее уже созданное произведение, нельзя назвать автором этого произведения. Э. П.

Гаврилов утверждает: «Творческий характер труда создателя, выразившийся в произведении — это единственный и универсальный критерий для возникновения права авторства» [2, с. 114].

Вторым признаком, позволяющим признать произведение объектом авторского права, будет объективная форма выражения. А. П.

Сергеев связывает момент возникновения субъективного авторского права на произведение с моментом выражения результата творческой деятельности в какой-либо объективной форме, доступной для восприятия другими лицами [3, с.

167]. При этом отсутствие завершенности, назначение и достоинство произведения не имеют значения.

Специалисты авторско-правовой доктрины выделяют две группы субъективного авторского права: первоначальное и производное авторское право.

Автор, результатом творческой деятельности которого стало создание произведения, обладает всей совокупностью прав в отношении него в силу самого факта создания, поэтому он является обладателем первоначального авторского права.

Наследники и правопреемники автора обладают производным авторским правом, так как их права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов: вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, открытие и принятие наследства, заключение договора и пр.

Выделение первоначального и производного авторского права имеет практическое значение, поскольку позволяет определить, возникло ли субъективное авторское право на произведение непосредственно из процесса создания либо путем перехода права от автора к иным лицам.

Так, справедливо отметил М. В.

Гордон: «Для производного авторского права характерно то, что это право принадлежало ранее иному определенному лицу, и значит, содержание права производного определяется правомочиями, принадлежавшими носителю первоначального авторского права» [4, с. 32].

В настоящий момент, гражданское законодательство автором произведения признает только физическое лицо, результатом творческой деятельности которого является произведение.

Представляется, что такой подход, несомненно, более точно отражает сущность первоначального авторского права.

Проблема правовой неопределенности субъекта, обладающего исключительным правом на составное произведение, была решена путем предоставления издателю совокупности прав: право использовать произведение, право указывать и требовать указания своего наименования при использовании произведения. При этом подчеркивается, что автор и иное лицо, обладающее исключительным правом на произведение, включенное в издание, не теряет своего субъективного права независимо от права издателя и других лиц на использование таких изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).

Обладателями производного авторского права, наряду с юридическими лицами, будут физические лица и публично-правовые образования, унаследовавшие авторские права от автора произведения.

В юридической литературе советского периода получило широкое распространение мнение, согласно которому к наследникам переходили только имущественные права, в то время как личные неимущественные права в состав наследства не входили [5, с. 34].

Современные специалисты авторского и наследственного права отмечают, что в законодательстве отсутствует четкая регламентация рассматриваемого вопроса. Так, А. М. Голощапов и К. Ю.

Рождественская указывают: «Классическое деление наследуемых прав на имущественные, которые переходят в порядке наследования и неимущественные, которые не подлежат такому переходу, не соответствует фактическому положению дел, так и отдельным положениям Гражданского кодекса» [6, с. 14].

В подтверждение своей позиции специалисты приводят пример о правах наследника обнародовать или изменить произведение, являющихся по своей сути неимущественными правами.

Одним из дискуссионных вопросов в правоприменительной практике является признание авторства в отношении тех, кто не является субъектом права — животные и технические устройства.

За последнее время состоялся ряд судебных процессов, в которых истцами доказывался факт, принадлежности авторских прав животным. Одним из самых громких стало дело по иску организации «Люди за этичное отношение к животным» против британского фотографа Дэвида Слейтера.

Во время поездки фотографа в Индонезию в 2011 году, воспользовавшись фотоаппаратом натуралиста, павиан Наруто сделал несколько снимков хорошего качества, в том числе самого себя, которые в дальнейшем были распространены в сети «Интернет». Д.

Слейтер потребовал удалить размещенные фотографии, поскольку авторские права на них, по его мнению, принадлежали ему.

Хостинги отказались выполнить просьбу фотографа, поскольку снимки, сделанные животным, являются «общественным достоянием», как следствие, состоялось судебное разбирательство, где авторские права были признаны за Д. Слейтером.

Позднее состоялись следующие процессы, где организация по защите прав животных, отстаивала интересы павиана. Итогом многочисленных судебных разбирательств стало мировое соглашение, в котором фотограф обязался пожертвовать 25 % доходов от продажи, сделанных снимков, в пользу благотворительных организаций.

Следует отметить, не смотря на «прецедент», авторских прав никто не признал за павианом Наруто, поскольку, во-первых, Д. Слейтер доказал, что специально оставил технические средства для того, чтобы обезьяны смогли сделать снимки, а, во-вторых, работы животных, и в целом природы, не могут охраняться авторским правом, поскольку они не являются субъектами права.

Вопрос о технических средствах как «субъектах авторского права» приобретает все большую актуальность, поскольку «искусственный интеллект» способен уже создавать художественные, музыкальные и литературные произведения.

Тем не менее, одним из основных аргументов «против» расширения круга субъектов авторского права является тот факт, что по своей природе технические средства являются объектами, а не субъектами права.

При таком обстоятельстве нельзя исключать авторских прав у лица, создавшего техническое устройство, способное на создание произведения, обладающего признаками объекта авторского права.

В целом, можно констатировать, что животные и технические средства не могут обладать авторскими правами, поскольку не являются субъектами права в целом и, соответственно, не обладают правосубъектностью.

Литература:

  1. Суханов Е. А. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. — М.: Статут, 2011. — 958 c.
  2. Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Наука, 1984. — 222 с.
  3. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  4. Гордон М. В. Советское авторское право. — М.: Госюриздат, 1955. — 230 с.
  5. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  6. Голощапов А. М., Рождественская К. Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р. Валент, 2011. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, автор произведения, творческая деятельность, произведение, создание произведения, автор, авторские, действующее гражданское законодательство, ГК РФ, физическое лицо.

Источник: https://moluch.ru/archive/258/59161/

Основы российского права

Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т. д.

Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в РФ в случае, если его произведение выпущено в свет на территории РФ либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме.

Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т.п.).

Соавторство может быть раздельным и нераздельным. Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги, разные главы учебника, если указано, кто над какой главой работал.

Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

Нераздельное соавторство — это ситуация, когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом (например, плакаты Кукрыниксов).

Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов. Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:

  1. физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;
  2. юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях: в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора; в случае если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;
  3. государство становится субъектом авторского права в случае: ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом; когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.

Источник: https://isfic.info/aprav1/uris62.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *