Отличие 223-фз от 44-фз: таблица сравнений

Отличие 223-фз от 44-фз: таблица сравнений

Мы подготовили для вас простую и наглядную таблицу с основными отличиями 44-ФЗ от 223-ФЗ. Информация будет полезна как участникам закупок, так и начинающим заказчикам.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

  • Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.
  • Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).
  • Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.
Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.
  • Государственные и муниципальные органы;
  • «Росатом», «Роскосмос»;
  • Орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • Государственные и муниципальные казенные учреждения;
  • Бюджетные учреждения;
  • Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.
  • Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;
  • Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);
  • Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);
  • Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).
Юридические и физические лица, в том числе ИП. Юридические и физические лица, в том числе ИП.
Конкурентные способы*:

  • Конкурсы — открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные.
  • Аукционы — электронные и закрытые.
  • Запросы котировок.
  • Запросы предложений.
  • Закрытые закупки в области государственного оборонного заказа.

Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика* с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.

Конкурентные способы:

  • Конкурс.
  • Аукцион.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.
  • Закрытые способы закупок.

Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.Иные способы закупок Заказчик может выбрать по своему усмотрению. Но они должны быть обязательно обоснованы и отражены в Положении о закупках.

9 площадок с бесплатной регистрацией и участием:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «Электронные торговые системы».
  5. АО «ТЭК-Торг».
  6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
  7. ООО «РТС-Тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
  9. ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
  1. Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.
  2. Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.
  3. В настоящее время функционирует около двухсот торговых площадок.
Все этапы проведения процедур закупок имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики. Законом предусмотрены сроки для проведения конкурентных процедур закупок.Сроки по закупкам у единственного поставщика устанавливаются Заказчиком самостоятельно в Положении о закупках. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают:

  • Отчеты об исполнении контрактов.
  • Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.
  • Отчеты и обоснования закупок у Единственного поставщика.
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают отчеты об общей стоимости:

  • Всех заключенных договоров.
  • Договоров с Единственным поставщиком.
  • Договоров на закупки содержащих государственную тайну.
  • Договоров с СМП и ССП.
Все случаи установления обеспечения контракта прописаны в Законе о контрактной системе и его подзаконных актах.Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия или внесение денежных средств на счет заказчика. Случаи необходимости внесения обеспечения контракта прописываются в Положении о закупках у каждого конкретного Заказчика.
Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения и внесения изменений контракта прописываются Заказчиком в документации о закупке и проекте контракта согласно 44-ФЗ. Возможности изменения условий контракта прописываются в Положении о закупках Заказчиков.Изменения существенных условий контракта согласуются с поставщиком.
Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней. Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Отличие 223-фз от 44-фз: таблица сравнений

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Статья актуальна на 1 января 2020

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

Отличие 223-фз от 44-фз: таблица сравнений

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок. 

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на плоащдках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна. 

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). 

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442). 

Обеспечение исполнения заявки и контракта

  • 44-ФЗ
  • Обеспечение заявки
  • Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:
  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет.

Выбрать банк можно бесплатно в сервисе Контур.Спектр. 

  1. Обеспечение контракта и гарантийных обязательств
  2. Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.
  3. Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. 

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика. 

Обеспечение контракта 

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке. 

Стоимость участия 

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. 

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. 

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках. 

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

В х к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Рубрики: 44‑ФЗ 223-ФЗ Основы

Разница между 223-ФЗ и 44-ФЗ

Многие начинающие поставщики и подрядчики, планирующие работать с коммерческими или государственными закупками, интересуются разницей между двумя основными федеральными законами, которые регулируют данные сферы проведения конкурентных закупочных процедур.

Речь идет о законах №44-ФЗ и №223-ФЗ, которые объясняют все тонкости организации, участия и определения победителя в торговых и конкурсных процедурах, проводимых как в бумажной, так и в электронной формах.

44-ФЗ отвечает за правила приобретения товаров и услуг государственными и муниципальными учреждениями. Закупки осуществляются на контрактной основе с заключением контракта на поставку и четко регулируются рамками данного закона.

223-ФЗ более «свободный», так как регулирует закупки коммерческих корпораций, естественных монополий и организаций с контрольным пакетом акций контролируемых государством, а сделки осуществляются путем заключения договора.

223-ФЗ и 44-ФЗ отличия на этом не заканчиваются, наиболее актуалные из них показаны в таблице.

Таблица основных отличий

Главная особенность

44-ФЗ 223-ФЗ
В качестве заказчика выступает государство, а закон четко регулирует все этапы проведения сделки, включая критерии определения победителя. Жесткие правила позволяют задавать ясные условия для сотрудничества, а отступление от них грозит штрафными санкциями для заказчика, и попадание в реестр недобросовестных поставщиков для участника. Этот закон указывает на общие рекомендации по проведению закупочной процедуры, однако условия и правила разрабатывает сам заказчик, на основе собственного положения о закупках. По этой причине, у разных заказчиков могут быть разные критерии оценки участников тендера и выбора победителя.

Кто заказчик

44-ФЗ 223-ФЗ
Государственные органы власти и муниципальные бюджетные учреждения. Внебюджетные фонды, управляемые государством и унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет бюджета. Кроме того, сюда входят Росатом и Роскосмос. Предприятия с уставной долей капитала принадлежащей государству в 50 и более процентов. Естественные монополии, включая нефтегазовые, железнодорожные, коммунальные предприятия. Бюджетные учреждения, занимающиеся закупками из собственных или средств или денег собранных на основе гранта.

Кто поставщик

44-ФЗ 223-ФЗ
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, включая оффшорные компании и коллективное участие от лица одного из участников компании.

Льготные условия для СНП и СОНКО

44-ФЗ 223-ФЗ
Есть минимальная требуемая доля закупок у малых и социально значимых предприятий, в 15% от годового объема всех производимых процедур. Можно не вносить денежное обеспечение заявки, если у исполнителя отсутствуют нарушения. Сама стоимость обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не НМЦ. Доля минимальных закупок от СНП составляет 20% от годового оборота и 18 процентов, если в процедурах участвуют только субъекты малого предпринимательства. В некоторых тендерах может отсутствовать обеспечение, а если оно имеется, то не превышает 2% от НМЦ договора. Обеспечение самого договора не превышает 5 процентов.

Виды проводимых тендеров и доступные площадки

44-ФЗ 223-ФЗ
Открытые и закрытые конкурсы, включая многоэтапные варианты и конкурсы с ограниченным участием, электронные общедоступные и закрытые аукционы, а также запросы коммерческих предложений и ценовых котировок. Торги могут проводиться только на федеральных ЭТП (8 ЭТП + АСТ ГОЗ), для которых нужна регистрация в ЕИС. Конкурсы, аукционы и запросы котировок и предложений. Для закупок по 223-ФЗ используется более 150 различных отечественных ЭТП. Для закупок среди субъектов СМП торги проводятся только на государственных площадках.

Требования к ЭЦП

44-ФЗ 223-ФЗ
Необходима квалифицированная электронная цифровая подпись усиленного типа. Также необходима квалифицированная усиленная ЭЦП, используемая как на государственных, так и на коммерческих площадках. Различаются требования к ЭЦП у различных площадок.

Сроки подачи заявок и подведения итогов

44-ФЗ 223-ФЗ
Все сроки строго прописаны законодательством. Процедуры подачи заявок, их рассмотрения, составления протокола, объявления победителя и заключения контракта четко регламентированы. Сроки, как и условия, прописываются заказчиком самостоятельно в его положении о закупках. По этой причине, для работы по 223-ФЗ необходимо в первую очередь ознакомиться с данным положением у каждого нового заказчика.

Гарантийное обеспечение и антидемпинговые меры

44-ФЗ 223-ФЗ
В закупках со стоимостью контракта менее миллиона рублей обеспечение заявки может отсутствовать. Если же цена контракта составляет сумму до 20 миллионов рублей, устанавливается обеспечение от 0.5 до 1 процента, и от 1 до 5 процентов, если сумма превышает 20 миллионов рублей. Гарантийное обеспечение контракта составляет уже от 5 до 30 процентов и вносится на спецсчет или в форме банковской гарантии. Для борьбы с демпингом применяются усиленное обеспечение или подтверждение добросовестности участника. Стоимость обеспечения зависит от начальной максимальной цены (НМЦ). Заказчик не может требовать внесение обеспечения, если НМЦ не превышает сумму в 5 миллионов рублей. Если НМЦ выше указанной суммы, то обеспечение не превышает 5 процентов. Обеспечение контракта, как и антидемпинговые меры, указываются заказчиком произвольно в положении о закупках.

Отчетность

44-ФЗ 223-ФЗ
Заказчик размещает документы о приемке работы, обоснования о закупке у единственного поставщика, а также годовой отчет об объеме закупок среди СНП с СОНКО. До 10 числа каждого месяца заказчик должен предоставить отчет об объеме всех произведенных за прошлых месяц закупок. Ежегодно публикуется отчет об объеме закупок у СНП и СОНКО, а также отчет о закупках инновационной и высокотехнологичной продукции среди тех же субъектов предпринимательства.

Расторжение контракта/договора

44-ФЗ 223-ФЗ
Контракт может быть отменен по обоюдному согласию сторон, либо в одностороннем порядке, если такой пункт прописан в документе. Изменять условия контракта нельзя, а любые спорные ситуации решаются в судебном порядке. Расторжение договора прописывается в положении о закупках и разрабатывается самим заказчиком.

Прием жалоб

44-ФЗ 223-ФЗ
Жалобы направляются в территориальное отделение федеральной антимонопольной службы (ФАС) и рассматриваются в течение 5 рабочих дней. Подать заявление можно в письменной или электронной формах. Заявление о нарушении положения о закупках или 223-ФЗ также направляются в ФАС и рассматриваются в течение 7 рабочих дней. Жалобы на нарушения антидемпинговых мер рассматриваются в течение 1 месяца.

Выводы

44-ФЗ и 223-ФЗ призваны устанавливать правила для участников тендерных закупок, поэтому знание данных законов является первой необходимостью для каждой организации, что собирается заниматься поставками или подрядом.

Действовать в рамках 44-ФЗ куда проще и понятнее для новых поставщиков и подрядчиков.

Регулирование и стандартизация закупочных процедур с четким определением сроков и условий закупок позволяет подавать заявки на основе общих положений и быть уверенным в обязательном заключении контракта в случае победы в закупочной процедуре.

223-ФЗ с разными положениями о закупках у разных заказчиков требует более детального ознакомления с темой, поэтому подходят для более опытных участников рынка.

Отличие 223-фз от 44-фз: таблица сравнений

  • Общее сравнение в таблице
  • Участники закупок
  • Способ закупок
  • Площадки для проведения закупок. ЭЦП для участия в торгах
  • Документация
  • Подача заявок
  • Обеспечение
  • Заключение, изменение, расторжение и выполнение контракта
  • Возможность обжалования

Общее сравнение в таблице

Рассмотрим основные отличия между  законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ Закон № 223-ФЗ
Жестко регламентирует все этапы закупки. Любые отступления от правил влекут отмену закупки и санкции Содержит основные принципы проведения закупки. Все детали заказчик отражает в положении. Для принятия решения об участии поставщикам необходимо внимательно изучать положение

Обратите внимание! Оба закона направлены на снижение коррупции в закупках и возможность выбора выгодных условий закупки для заказчика.

Участники закупок

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ в части требований к участникам закупки, увидим из следующей таблицы.

Участники Закон № 44-ФЗ Закон № 223-ФЗ
Заказчики Государственные органы. Государственные корпорации (Роскосмос, Росатом). Любые ГУПы и МУПы, осуществляющие закупки за счет бюджетных средств. Казенные учреждения Компании, имеющие долю участия государства в своем капитале более 50%. Субъекты естественных монополий. Организации, ведущие регулируемую деятельность (газо-, тепло-, водоснабжение и пр.). Бюджетные учреждения, ГУПы, МУПы, осуществляющие закупки за счет собственных средств либо грантов
Поставщики
  1. Юридические лица (исключение — офшорные компании).
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физические лица
  • Юридические лица.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Физические лица.
  • Коллективные участники

Способ закупок

В соответствии со ст. 24 закона № 44-ФЗ закупки делятся на конкурентные и неконкурентные.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Важно! Случаи проведения неконкурентных закупок в форме закупки у единственного поставщика предусмотрены ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ либо положением о закупке по закону № 223-ФЗ.

В остальных случаях заказчики проводят тендеры. Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это конкурентные торги, по результатам которых выбирается поставщик товаров, работ, услуг.

Способы проведения закупок по двум законам практически не имеют различий и проводятся в виде:

  • конкурсов (открытых, закрытых, с ограничением участия, многоэтапных, в электронной форме);
  • аукционов (электронных, закрытых);
  • запросов предложений;
  • запросов котировок;
  • закрытых закупок.

Обратите внимание! Закон № 223-ФЗ дает организаторам торгов право устанавливать свои формы проведения тендеров, установленные в положении.

Площадки для проведения закупок. ЭЦП для участия в торгах

Конкурентные закупки проводятся преимущественно в форме электронных торгов. Различие 44-ФЗ и 23-ФЗ заключается в следующем. 

Закон № 44-ФЗ Закон № 223-ФЗ

223-ФЗ и 44-ФЗ: основные отличия

Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.

44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции.

223-ий закон создан для особых заказчиков:

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
  • Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
  • Унитарных предприятий, признанных государственно важными.

Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.

223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru.

Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям.

Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.

Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета.

Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ.

А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.

  • Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:
Федеральный закон №44-ФЗФедеральный закон №223-ФЗ
Какие виды закупок предусмотрены
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Конкурсы;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Закрытые закупки.

При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.

Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.
На каких ЭТП публикуются тендеры
  • РТС-тендер;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая Электронная Торговая Площадка;
  • Заказ РФ;
  • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  • Российский аукционный дом.
Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.
Какой тип ЭЦП необходим
Усиленная неквалифицированная. Усиленная квалифицированная.
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные. На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент. Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.
Где узнать сроки подачи заявок
Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42. Прописываются заказчиком в Положении.
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено. Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.
Возможно ли изменение условий контракта
Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях. Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.
У каких поставщиков есть приоритет
Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.
Предусмотрены ли особые условия
  • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.
Не предусмотрены.

В чем отличие 44-фз от 223-фз | контур.закупки

  • Объем торгов по 44-ФЗ в 10 раз больше торгов по 223-ФЗ, он четко объясняет участникам правила, регламентирует параметры при выборе победителя и поэтому подходит начинающим участникам.
  • В свою очередь, 223-ФЗ менее строг по регламенту, но более трудоемкий при подготовке документов.
  • Разберем подробней отличия этих двух законов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

44-ФЗ223-ФЗ
Этот закон относится ко всем закупкам госзаказчиков и контролирует все этапы сделки. Пренебрежение правилами грозит серьезными проблемами: для заказчиков – штрафы и отмена уже состоявшихся закупок, для предпринимателей занесение в РНП – реестр недобросовестных поставщиков.Такие строгие правила позволяют победителю быть уверенным, что контракт с ним будет заключен, а работа и товары – оплачены. Закон 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупок для участников. Основное правило: компания обязана лично разработать собственное Положение о закупках. В этом положении должны быть описаны требования к участникам и способы определения поставщика.Главное, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ – это положение о закупке конкретного заказчика.

Заказчики

44-ФЗ223-ФЗ
  • Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, за исключением ФГУПов имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства
  • Госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»
  • Субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.) с долей участия государства выше 50%
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электро-газо-тепло-водо-снабжение, водоотведение, очистка сточных вод, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов) с долей участия государства выше 50%
  • Автономные учреждения с долей участия государства выше 50%
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов
  • ФГУПы имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства

Поставщики

44-ФЗ223-ФЗ
Участвовать в закупках и стать поставщиком может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.

Преференции участникам

44-ФЗ223-ФЗ
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики товаров из Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

От общего количества закупок, госзаказчики обязаны 15% проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • приоритет товаров российского происхождения.

Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров.Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд. рублей, а с 1 января 2016 начнет действовать для всех.

Способы закупок

44-ФЗ223-ФЗ
Существует множество способов отбора победителей:

  • открытые конкурсы (ст.48)
  • конкурсы с ограничением участия (ст.56)
  • двухэтапные конкурсы (ст.57)
  • электронные аукционы (ст.59)
  • запросы ценовых котировок (ст.72)
  • запросы предложений (ст.83)
  • закрытые формы конкурсов (ст.85)
  • аукционы в закрытой форме (ст.86)
  • закупки у единственного поставщика (ст.93).
Обязательны всего два вида процедур:В Положении о закупках заказчик может определить регламент для любых других способов закупок.Заказ у единственного поставщика возможен, но для этого нужно отразить основания таких закупок в положении.

Электронные площадки

44-ФЗ223-ФЗ
Восемь федеральных ЭТП:

  • sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • rts-terder.ru «РТС-тендер»
  • roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • etp.zakazrf.ru «Агентство по заказу РТ»
  • etp-ets.ru «НЭП»
  • gz.lot-online.ru «Российский аукционный дом»
  • 44.tektorg.ru «ТЭК-Торг»
  • gos.etpgpb.ru «ЭТП Газпромбанка»

Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.

Существует более 300 коммерческих ЭТП.Самые известные их них:

  • b2b-center.ru «B2B-Center»
  • fabrikant.ru «Фабрикант»
  • zakupki.gazprom.ru «Газпром»
  • newformat.sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • b2b-rusnano.ru «Роснано»
  • com.roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • a-k-d.ru «Аукционный Конкурсный Дом»
  • и множество других…

Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке.

Электронная подпись

44-ФЗ223-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись. Зависит от конкретной площадки. Может быть и квалифицированная, и неквалифицированная подпись.

Планирование закупок

44-ФЗ223-ФЗ
Планирование в два этапа:

  • Составление плана закупок на 3 года
  • Составление плана-графика на один год

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru.

  • План закупок сроком на один год

Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

Срок размещения и содержание извещения

44-ФЗ223-ФЗ
Сроки размещения извещения для каждого способа закупок строго определены. Например:

  • для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней,
  • для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.

Содержание извещение строго регламентируется нормами 44-ФЗ.Некоторые виды закупок у единственного поставщика могут не предусматривать размещения извещения.

Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней.Для других способов закупок сроки определяются Положением о закупках.Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

Место размещения извещения

44-ФЗ223-ФЗ
Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на одной из 8 федеральных ЭТП. Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на любой из 300 коммерческих ЭТП.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

44-ФЗ223-ФЗ
Обязательно обоснование НМЦ с помощью одного из методов ст.22:

  • сопоставимых рыночных цен,
  • нормативным,
  • тарифным,
  • затратным
  • или проектно-сметным методом.
Не осуществляется в обязательно порядке.

Отчетность, предоставляемая заказчиками

44-ФЗ223-ФЗ
На официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru заказчик обязан разместить:

  • отчет об исполнении контракта,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, заказчик размещает на zakupli.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну,
  • заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Обеспечение исполнения контракта

44-ФЗ223-ФЗ
Победитель конкурса или аукциона обязан финансово обеспечить контракт, вне зависимости от его цены. Размер обеспечения от 5 до 30% начальной максимальной цены контракта. Поставщик выбирает способ обеспечения. Это либо внесение денежных средств на счет заказчика, либо предоставление банковской гарантии. В случае, если используется банковская гарантия, она должна быть выдана уполномочены на это банком и быть внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru. Если требования по обеспечению есть, то оно должно быть прописано в Положении о закупках.

Возможность изменения или расторжения контракта

44-ФЗ223-ФЗ
Законом такая возможность не допускается, но антикризисное постановление правительства N 198 от 6 марта 2015 г. позволяет менять некоторые существенные условия: цены, сроки и объемы. Постановление действительно до конца 2015 года. Заказчик может изменить договор: цены, сроки, объемы товаров, работ, услуг. В каких случаях возможны изменения, поставщик узнает из положения о закупке заказчика.

Обжалование действий заказчика

44-ФЗ223-ФЗ
Жалоба возможна, в законе даже прописан алгоритм действий. Заявление нужно подать в письменном виде в ваше территориальное отделение ФАС. Жалоба должна быть опубликована в течение 2 рабочих дней на zakupki.gov.ru.Еще 5 дней она рассматривается и выносится решение. Жалобы на заказчиков рассматриваются в ФАС. Сроки подачи жалобы нужно выяснять из Положения о закупках. Комиссия также будет опираться на это положение и на Гражданский Кодекс РФ.Просчитать риски можно заранее, посмотрев жалобы на заказчика в реестре жалоб на официальном сайте.

Сравнительный анализ Федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица отличий

Федеральный закон от 18 июля 2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и федеральный закон от 05 апреля 2013 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулируют правоотношения в области закупок, в связи с этим между ними много сходных моментов и различий.

Сравнительная таблица федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим подробнее ключевые элементы данных нормативных актов в таблице.

Основные моменты НПА Федеральный закон 44-ФЗ Федеральный закон 223-ФЗ
Регулируемые правоотношения Государственные, региональные или муниципальные закупки. Закупки отдельными видами юридических лиц.
Регламентация закупки Законом полностью описан порядок проведения торговой процедуры и закупки. Закон определяет общие принципы проведения закупки. Порядок закупки определяется на основании Положения о закупках, разрабатываемого заказчиком.
Заказчики Государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
  1. Организации с долей  государства более 50%.
  2. Организации, занимающиеся определенными видами деятельности.
  3. Естественные монополии.
  4. Бюджетные учреждения, которые проводят закупку с помощью внебюджетных средств.
 Участники Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели
Приоритет участия в закупках Не менее 15% годовых закупок должны обеспечиваться за счет участия субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Преимущества также предоставляются учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и производителям товаров отечественного производства. Не менее 10% годовых закупок должны обеспечиваться за счет участия субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций у тех заказчиков, размер закупок которых составляет не менее 2 миллиардов рублей.
Способы закупок
  1. Электронный аукцион.
  2. Запрос предложений и котировок.
  3. Открытый конкурс.
  4. Закрытый аукцион.
  5. Конкурсы с ограниченным участием, многоэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием.
  6. Закупка с единственным поставщиком.
  7. И другие, согласно Положению заказчика.
Электронные торговые площадки 5 бесплатных площадок. Более 170 площадок на бесплатной и платной основе.
Сроки подачи заявок Сроки регламентированы законом Сроки регламентируются Положениями о закупках
Планирование закупок Законом предусмотрено два вида планов:

  • план закупок сроком на 3 года;
  • план-график сроком на 1 год.

Документы размещаются в ЕИС.

Законом предусмотрено составление плана закупок сроком на 1 год. Для заказчиков инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств предусмотрен план, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет.
Отчетность заказчиков Обязательная для размещения информация:

  • отчеты по исполнению контрактов;
  • отчет, отражающий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций;
  • отчеты и обоснования закупок у единственного поставщика.
Обязательная для размещения информация :

  • все заключенные договоры;
  • договоры с единственным поставщиком;
  • договоры на закупки, которые  содержат государственную тайну;
  • договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями.
Необходимость в обосновании начальной (максимальной) цены контракта Обоснование НМЦК обязательно, законом предусмотрено для обоснования 22 различных способа. Обоснование НМЦК необязательно.
Обеспечение контрактов При сумме контракта не более 50 млн. рублей и если поставляемым товаром не является медицинское оборудование, обеспечение может составлять от 0 до 30%.При сумме контракта более 50 млн. рублей и если поставляемым товаром будет медицинское оборудование, обеспечение может составлять от 5 до 30%. Обеспечение контракта остается на усмотрение заказчика.
Изменение и расторжение контрактов Изменение существенных условий контракта невозможно. Условия расторжения должны быть установлены на основании федерального закона 44-ФЗ. Изменение существенных условий контракта возможно на основании Положения о закупках. Условия расторжения  также устанавливаются Положением о закупках.
Обжалование действий заказчика Подача жалобы регулируется федеральным законом 44-ФЗ. Жалобы подаются в ФАС. Подача жалобы регулируется Положением о закупке. Жалобы подаются в ФАС.
Необходимость в электронной подписи Необходима усиленная квалифицированная подпись. Необходимость ЭП регулируется требованиями операторов электронных площадок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *