Обзор ситуаций конфликта интересов от минтруда

06.11.2019 Обзор ситуаций конфликта интересов от Минтруда

Как мы уже говорили ранее, конфликт интересов может себя проявлять во множестве форм. Теперь же, проведем обзор всех двенадцати типовых ситуаций предотвращения и порядка урегулирования конфликта интересов в организациях, учреждениях, предприятиях на государственной и муниципальной службе согласно приложению № 3 к Методическим рекомендациям Минтруда России. На основании которых, ответственным лицом по противодействию коррупции назначенном по приказу в учреждении, и разрабатывается памятка для дальнейшего применения в антикоррупционной работе.

К перечню возможных типовых ситуаций конфликта интересов относятся:

  1. Работник предприятия А в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.

  • Например:
  • Работник банка, принимающий решения о выдаче банковского кредита, принимает такое решение в отношении своего друга или родственника.
  • Возможные способы урегулирования:
  • Отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов.
  1. Работник организации А участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность.

  1. Пример:
  2. Руководитель принимает решение об увеличении заработной платы (выплаты премии) в отношении своего подчиненного, который одновременно связан с ним родственными отношениями.

  3. Возможные способы урегулирования:
  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
  1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, имеющей деловые отношения с организацией А, намеревающейся установить такие отношения или являющейся ее конкурентом.

Пример:

Работник учреждения, ответственный за закупку материальных средств производства, осуществляет выбор из ограниченного числа поставщиков. Руководителем отдела продаж одного из потенциальных поставщиков является родственник работника учреждения.

  • Пример:
  • Работнику организации, обладающему конфиденциальной информацией о деятельности организации, поступает предложение о работе от организации, являющейся конкурентом его непосредственного работодателя.
  • Возможные способы урегулирования:
  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
  1. Работник предприятия А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с предприятием А.

Пример:

Работник учреждения А выполняет по совместительству иную работу в организации Б, являющейся дочерним предприятием учреждения А. При этом трудовые обязанности работника в учреждения А связаны с осуществлением контрольных полномочий в отношении организации Б.

Возможные способы урегулирования:

  • Изменение должностных обязанностей работника;
  • отстранение работника от осуществления рабочих обязанностей в отношении материнской, дочерней или иным образом аффилированной организации;
  • рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
  1. Работник предприятия А принимает решение о закупке предприятия А товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую он или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами.
  1. Пример:
  2. Работник организации, оказывающей транспортные услуги населению в сфере общественного транспорта, принимает решение о закупке автоматических средств контроля пассажиров, основанных на технологических разработках, патенты на которые принадлежат работнику.
  3. Возможные способы урегулирования:
  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
  1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет ценными бумагами организации Б, которая имеет деловые отношения с учреждением А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

Пример:

Работник организации А принимает решение об инвестировании средств организации А. Потенциальным объектом инвестиций является предприятие Б, ценные бумаги которой принадлежат работнику.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • изменение трудовых обязанностей работника;
  • рекомендация работнику продать имеющиеся ценные бумаги или передать их в доверительное управление.
  1. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
  • Пример:
  • Работник учреждения А имеет кредитные обязательства перед организацией Б, при этом в трудовые обязанности работника А входит принятие решений о привлечении заемных средств.
  • Возможные способы урегулирования:
  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • изменение трудовых обязанностей работника;
  • помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств, например, путем предоставления ссуды организацией-работодателем.
  1. Работник учреждения А принимает решения об установлении (сохранении) деловых отношений учреждения А с организацией Б, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства.

Пример:

Предприятие Б имеет перед работником организации А долговое обязательство за использование товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую работник или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами. При этом в полномочия работника организации А входит принятие решений о сохранении или прекращении деловых отношений организации А с предприятием Б, в которых предприятие Б очень заинтересовано.

Читайте также:  Банки узнают об операциях с сим-картами клиентов (законопроект)

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • изменение трудовых обязанностей работника.
  1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от организации Б, которая имеет деловые отношения с учреждением А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
  1. Пример:
  2. Работник организации А, в чьи трудовые обязанности входит контроль за качеством товаров и услуг, предоставляемых организации А контрагентами, получает значительную скидку на товары организации Б, которая является поставщиком компании А.
  3. Возможные способы урегулирования:
  • Рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг;
  • отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • изменение трудовых обязанностей работника.
  1. Работник предприятия А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника предприятия А, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.
  • Пример:
  • Работник организации получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего подчиненного, при этом в полномочия работника входит принятие решений о повышении заработной платы подчиненным сотрудникам и назначении на более высокие должности в организации.
  • Возможные способы урегулирования:
  • Рекомендация работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю;
  • установление правил корпоративного поведения, рекомендующих воздерживаться от дарения/принятия дорогостоящих подарков;
  • перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
  1. Работник учреждения А уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений учреждения А с организацией Б, от которой ему поступает предложение трудоустройства.

Пример:

Организация Б заинтересована в заключении долгосрочного договора аренды производственных и торговых площадей с учреждением А. Организация Б делает предложение трудоустройства работнику учреждения А, уполномоченному принять решение о заключении договора аренды, или иному лицу, с которым связана личная заинтересованность работника учреждения А.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
  1. Работник организации А использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.
  1. Пример:
  2. Работник организации А, занимающейся разведкой и добычей полезных ископаемых, сообщает о заинтересованности организации А в приобретении земельных участков владельцу этих участков, который является его другом.
  3. Возможные способы урегулирования:
  • Установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.

Источник:

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования

В приложении данного подраздела размещен и доступен для скачивания Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования.

скачать:

  • Типовые ситуации конфликта интересов(.doc, 198 Кб)

Минтруд представил обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов

23 декабря Минтруд России опубликовал на своем сайте очередной Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов, подготовленный по итогам применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБР, иных организациях, на работников которых распространяются положения Закона о противодействии коррупции.

Содержание обзора

Обзор конкретизирует круг субъектов, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выражающаяся в возможности получения ими доходов в виде денег, иного имущества (в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод) в результате осуществления должностным лицом своих полномочий и обязанностей.

Ими могут быть само должностное лицо, на которое антикоррупционным законом возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; его близкие родственники или свойственники; иные граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов предписано не только выявлять и фиксировать наличие у должностного лица соответствующих полномочий, но и анализировать возможность влияния личной заинтересованности такого лица на надлежащее, объективное и беспристрастное их осуществление. Факт наличия конфликта интересов фиксируется при выявлении того, что личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей.

Обзор также перечисляет обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности при решении вопроса о привлечении к ответственности виновного должностного лица. Среди них, в частности, величина нанесенного ущерба при его наличии, факт подачи должностным лицом уведомления о личной заинтересованности и др.

Читайте также:  Порядок принятия законов в рф - особенности процедуры

Некоторые случаи из практики

В документе раскрывается содержание организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, приведены отдельные конкретные практические ситуации по анализу их коррупционной составляющей.

В одном из приведенных примеров супруга руководителя учреждения на протяжении нескольких лет замещала должность инженера в учреждении, подведомственном федеральному государственному органу.

В соответствии с должностными полномочиями руководитель учреждения осуществляет общую организацию деятельности, определяет конкретный размер зарплаты и премий работников организации, принимает решение о наложении дисциплинарных взысканий.

Таким образом, осуществление организационно-распорядительных функций должностным лицом в отношении своей супруги влияло на получение ею дохода.

В ходе проверки было установлено, что супруга руководителя учреждения систематически уклонялась от исполнения своих трудовых обязанностей.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов также выявила неоднократные факты ее отсутствия на рабочем месте без уважительных причин.

При этом за периоды необоснованного отсутствия женщина получала зарплату в полном объеме и избегала дисциплинарных взысканий. Кроме того, руководитель учреждения оказывал давление на работников кадрового подразделения в целях сокрытия ими фактов допущенных нарушений.

Комиссия признала, что руководитель не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и сочла необходимым уволить его в связи с утратой доверия.

В отношении него впоследствии было возбуждено уголовное дело. Супруга главы учреждения была также уволена за систематические грубые нарушения трудовой дисциплины.

При этом работникам кадровой службы было указано на недопустимость исполнения неправомерных решений руководителя учреждения, необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения. В связи с этим кадровикам было вынесено замечание.

Также в обзоре уделено внимание проблемам коррупции в сфере осуществления контрольных и надзорных мероприятий, распределения ограниченного ресурса и государственных закупок.

Так, приведен пример, когда бывшая супруга начальника отдела органа исполнительной власти являлась гендиректором и учредителем организации, которая выполняла работы по договорам субподряда с организациями – победителями закупочных процедур этого органа власти.

В ходе проверки было установлено, что, несмотря на расторжение брака, между бывшими супругами сохранились близкие отношения: они продолжали проживать в одном жилом помещении, вели совместное хозяйство и воспитывали несовершеннолетних детей.

В связи с этим комиссия сочла, что получение материальных выгод компанией связано с возможностью осуществления заказчиком приемки у исполнителя работ, не соответствующих требованиям госконтракта, непредъявлением штрафных санкций за несвоевременное и некачественное выполнение работ.

«Таким образом, согласование начальником отдела документов, на основании которых осуществляется приемка и оплата выполненных организацией работ, напрямую влияет на получение дохода его бывшей супругой (в виде дивидендов и заработной платы, выплачиваемых организацией), которая связана с ним близкими отношениями. Возможность получения указанного дохода бывшей супругой должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих должностных полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица», – отмечено в обзоре.

Такая личная заинтересованность могла повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих должностных полномочий, поэтому она свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов. Поскольку начальник отдела не уведомил о наличии личной заинтересованности, он был уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, а материалы проверки были направлены в правоохранительные органы.

Эксперты «АГ» прокомментировали содержание обзора

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва назвала наиболее интересной ситуацию конфликта интересов, возникшего при осуществлении госслужащим организационно-распорядительных функций.

«Впервые в обзоре отмечено решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов указать работникам кадрового подразделения на необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения. В свою очередь, такое указание комиссии повлекло применение к ответственным работникам кадрового подразделения меры ответственности в виде замечания», – отметила она.

Эксперт добавила, что ни в более ранних обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1 и 2, ни в Письме Минтруда России от 15 октября 2012 г. № 18-2/10/1-2088 и в Памятке Управления делами Президента РФ не содержится подобных указаний и примеров.

«При этом кадровые службы административно-государственных органов и организаций муниципальных образований обязаны участвовать в работе по недопущению и ликвидации конфликтов интересов в пределах своей компетенции.

Так, в функции кадровых служб входят организация проведения служебных проверок и участие в деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Важно, что Минтруд привлек внимание к необходимости работников кадровых служб государственных органов оперативно реагировать на правонарушения со стороны руководителя и сообщать о фактах, свидетельствующих о наступлении конфликта интересов», – подытожила Виктория Соловьёва.

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко отметила, что обзор содержит выводы, которые могут оказать существенное влияние на практику, причем не только в сфере конфликта интересов в государственных и муниципальных органах. «В нем обобщена правоприменительная практика, по сути, определено, что входит в предмет доказывания по спорам, связанным с конфликтом интересов, приведены примеры того, что именно образует личную заинтересованность должностного лица, которая может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения им своих обязанностей. Указанный документ позволит унифицировать соответствующую правоприменительную практику», – пояснила эксперт. Она особо выделила дело о конфликте интересов при осуществлении государственных закупок.

Читайте также:  Передача участка посредством продажи прав члена садового товарищества действительна: решение вс рф

Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС», старший партнер «Альтависта» Валерия Аршинова отметила, что случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или самого государства. «Предотвращение или урегулирование конфликта интересов является обязанностью нанимателя, и невыполнение гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, необходимых мер является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения Закона о противодействии коррупции (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе РФ)», – пояснила эксперт.

По словам адвоката, примером подобного правонарушения может быть создание ответственным госслужащим своим бездействием и отсутствием должного контроля при выполнении хозяйственных операций условий при заключении госконтрактов для систематического получения государственными служащими, находящимися в его подчинении, взяток от предпринимателей, заключивших государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственного органа.

«Ситуации, когда необходим контроль со стороны государства, ежедневно возникают на практике, что требует для их рассмотрения единого подхода.

В Обзоре приведены примеры наиболее часто встречающихся ситуаций личной заинтересованности, и, как в нем указано, он направлен “на унификацию представления информации при формулировании рассматриваемых на заседаниях комиссий вопросов о соблюдении требований об урегулировании конфликта интересов”. Следовательно, такой документ имеет важное значение в рассматриваемой сфере правоотношений», – заключила Валерия Аршинова.

Минтруд: действия чиновников при конфликте интересов

Ситуация 1

Муниципальный служащий руководит отделом органа местного самоуправления, проверяющим, как компании, обслуживающие многоквартирные дома, соблюдают условия заключенных договоров. Одной из таких организаций руководит жена чиновника.

Если чиновник выявит нарушения жилищного законодательства, то он должен будет принять меры, чтобы их устранить, вплоть до направления актов проверки в органы, могущие привлечь юрлиц к ответственности.

Организация, которой руководит жена чиновника, может получить выгоду, если не будет получать штрафов.

Эта ситуация подпадает под положения закона о противодействии коррупции как ситуация, в которой у госслужащего возникает личный интерес.

Комиссия установила, что чиновник не уведомил ее о ситуации и не принял меры, которые могли урегулировать конфликт интересов.

Принимая решение об ответственности чиновника, комиссия учла, что хотя компания его супруги не проверялась, в план эта компания все же была включена, о чем госслужащий знал. Тем не менее взыскания или другие нарушения антикоррупционного законодательства за служащим не числятся, а руководитель характеризует его с положительной стороны.

  • Комиссия признала, что чиновник не уведомил ее о личном интересе и не принял меры по ликвидации конфликта интересов, поэтому порекомендовала его руководителю вынести чиновнику замечание.
  • Работодатель решил отстранить служащего от проверок организации, которой руководит его жена, и вынести замечание.
  • Ситуация 2
  • Заместитель руководителя регионального госоргана может решать, выделять ли субсидии подведомственным органам на выполнение госзаданий.

В одном из подконтрольных учреждений заместителем руководителя трудится зять чиновника. Предоставленные субсидии прямо влияют на доходы организации. Таким образом, у чиновника появляется личный интерес в сложившейся ситуации, который может повлиять на его беспристрастность.
Комиссия установила, что служащий не заявил о возникшем конфликте интересов и не попытался его устранить.

Однако проверка не нашла фактов, свидетельствующих о пристрастных решениях, или других нарушений. Чиновника положительно характеризует работодатель, в прочих нарушениях служащий также не замечен.

Комиссия рекомендовала руководителю служащего урегулировать возникший конфликт интересов и объявить чиновнику выговор. Тот, отстранив служащего от работы со спорной компанией, так и поступил.

Ситуация 3

Врио регионального министра сельского хозяйства выделил производственному кооперативу большую субсидию. Членом этого кооператива является сестра чиновника. Выделенные субсидии напрямую влияют на доходы кооператива.

Следовательно, налицо возникающий конфликт интересов. Врио министра об этом не сообщил и меры по его урегулированию не принял. Более того, субсидии кооперативу предоставлялись неоднократно.

Президиум совета по противодействию коррупции, установив эти факты, рекомендовал начальнику чиновника уволить врио министра в связи с утратой доверия и передать сведения о совершенном преступлении и доказательства в правоохранительные органы.

Руководство региона последовало рекомендациям совета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *