Новый порядок проверки веса и габаритов при перевозках

Штрафы ГИБДД за перегруз грузового автомобиля в 2020 году непомерно высокие. Но касается это преимущественно ИП и юридических лиц. А вот для водителей максимальная санкция составляет 10 000 рублей, и то за перевес фуры более 50% от допустимого на весах.

Но всё может измениться, если в думе примут новый закон, по которому за данное нарушение ПДД будут лишать прав и даже конфисковывать грузовики.

О том, когда он вступит в силу и с какой долей вероятности, какие актуальные штрафы на сегодня по осям и общие для организаций, физических лиц и предпринимателей, рассказываем в статье.

Что за новый закон о лишении за перегруз?

По многочисленным новостям изменения ожидают водителей с 1 июля 2019 года – то есть якобы новый закон уже вступил в силу. То есть, если ранее за перегруз фуры на весовом контроле зачастую фатальные санкции ждали только грузоотправителей в качестве юрлиц, а также крупные штрафы выписывались ИП, то теперь и до водителей добрались!

При этом, новый закон предусматривает аж 3 новых меры ответственности:

Новый порядок проверки веса и габаритов при перевозках

Это правда и вступили ли в силу изменения?

Нет. Никакого нового закона нет. Более того, нет даже законопроекта, внесённого на обсуждение. И сейчас мы это очень просто докажем!

  • Во-первых, так как ответственность за перегруз предусмотрена в Федеральном КоАП, то изменения по правилам должны вноситься Федеральными законами. И вы не найдёте ни одного такого ни внесённого в Госдуму, ни на обсуждении в ведомстве.
  • Во-вторых, актуальная версия Кодекса размещается на авторитетном ресурсе Консультант Плюс, и на 21 Апреля 2020 года действует редакция статьи 12.21.1 КоАП со штрафами. Никакого лишения прав, и, тем более, конфискации авто и товара не введено.

Таким образом, новый закон о перегрузе не вводился и официально не планируется.

А что правда?

То, что инициатива по внесению нововведения о лишении прав и конфискации за перегруз всё же поступала. Её внесло Министерство транспорта России на одном из заседаний Госсовета.

Тем не менее, до официального вступления в силу нового закона о перевесе фур ещё далеко. Он не вводился с 1 июля 2019 года и далеко не факт, что он вообще появится.

Как выписывают штрафы за перегруз?

В 2020 году есть 3 вида пунктов весового контроля:

  1. стационарный (чаще всего находится на въездах/выездах из городов),
  2. передвижной/мобильный (устанавливаются где угодно и в разных местах),
  3. автоматический (фиксируются нарушения по перегрузу в автоматическом режиме, и штрафы высылаются собственнику фуры).

За перегруз по осям и за общий отдельно?

Нет. Замер на весах происходит по осям, затем результаты осевых замеров суммируются и получается общая масса грузового автомобиля с прицепом.

Штраф выписывается в любом из 2 случаев: либо перегруз есть по меньшей мере на одной оси автомобиля, либо по осям перевеса нет, но общая масса выше допустимой.

Есть ли погрешность измерений?

Да, и таких погрешностей много, а зависят они от методики измерения, типа весового контроля и весов.

На сегодняшний день есть установленный Приказ Минтранса с общими правилами измерения, а также указание по точности замеров и допустимых погрешностей весов в зависимости от их типа и других параметров. Предупреждаем сразу, читать очень много и не очень понятно.

Новый порядок проверки веса и габаритов при перевозках

Чтобы вам было проще понять, то в общих случаях погрешность составляет:

  • 11% – на автоматических весах на контроле при измерении по осям фуры,
  • 5% – погрешность по общей массе на автоматическом весовом пункте,
  • 2% – любая погрешность (как общая, так и по осям) на стационарных и передвижных пунктах (там, где итоговый штраф выписывают сотрудники ГИБДД).

Есть ли отдельные наказания за перевес прицепа и тягача?

Нет. В 2020 году перегруз считается именно в составе транспортного средства. То есть вне зависимости от того, тягач на весах или его прицеп – измеряется общий вес всей сцепки как единого целого, а также вес всех осей фуры по-отдельнсти, вне зависимости от переда или зада.

Все штрафы за перевес в 2020 году

Они зависят от наличия разрешения на грузовой автомобиль, а также от величины превышения массы:

  1. 2-10% от допустимого веса без разрешения или на этот же размер выше, указанного в разрешении,
  2. перегруз на 10-20% от разрешённой по осям или от общей массы,
  3. от 20 до 50%,
  4. от 10 до 20% больше, чем в специальном разрешении,
  5. от 20 до 50% больше, чем разрешении,
  6. более 50%.

Обратите внимание, в законодательстве 2020 года наказания зависят не от перегруза за каждую тонну, а именно в пересчёте процентов перебора веса.

Кто платит?

Также размер штрафа зависит от статуса несущего наказание лица:

  • физическое лицо (водитель),
  • должностное лицо, ответственное за перевозку груза фурой,
  • ИП и юридическое лицо,
  • грузоотправитель, а в определённых случаях и грузополучатель – зависит от того, кто собственник груза,
  • погрузчик,
  • собственник грузового автомобиля (в случае автофиксации).

Итак, давайте теперь рассмотрим все штрафы за перегруз грузовиков на пунктах весового контроля в зависимости от статуса привлекаемого к ответственности лица. Отдельно приведём в таблицах, кто платит какие штрафы, и вам сразу станет всё понятно!

Физлицу (наёмному водителю)

К категории физических лиц относятся водители грузовиков, работающие по найму на юридическое лицо или предпринимателя. Именно они несут наиболее мягкую ответственность за перегруз на весах, и именно для них хотя ввести (но пока ещё не ввели) лишение прав.

Таблица штрафов для физлиц за превышение веса машины

Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?
12.21.1, часть 1 Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. Водителю от 1 000 до 1 500 рублей как по осям, так и за общий перевес.
12.21.1, часть 2 На 10-20% при отсутствии разрешения. От 3 до 4 тысяч рублей.
12.21.1, часть 3 На 20-50% при отсутствии разрешения. От 5 до 10 тысяч либо лишение прав на 2-4 месяца (при этом, лишение идёт как более строгое наказание).
12.21.1, часть 4 На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. 3 000 — 3 500 рублей.
12.21.1, часть 5 На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. От 4 до 5 тысяч или лишение на 2-3 месяца.
12.21.1, часть 6 Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. Водителю штраф составит от 7 до 10 000 рублей либо будет лишение прав на срок 4-6 месяцев.
12.21.1, часть 11 Движение грузового автомобиля под дорожный с массой более указанного на знаке (при перегрузе на ось или общего веса). 5 000 рублей.

Юридическим лицам и ИП (как владельцам или водителям автомобиля)

А вот для организаций штрафы за перевес в десятки и даже сотни раз выше.

Обратите внимание, что ИП по статье за перегруз несут ответственность тоже как юридические лица (Примечание к 12.21.1).

Таблица штрафов для юр лиц за превышение веса машины

Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?
12.21.1, часть 1 Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. От 100 до 150 000 рублей.
12.21.1, часть 2 На 10-20% при отсутствии разрешения. От 250 до 300 тысяч рублей.
12.21.1, часть 3 На 20-50% при отсутствии разрешения. От 350 до 400 тысяч.
12.21.1, часть 4 На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. 3 000 — 3 500 рублей.
12.21.1, часть 5 На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. 300-400 000 рублей.
12.21.1, часть 6 Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. Штраф для организации будет от 400 до 500 тысяч.

А вот за движение под знак ограничения допустимой массы фуры для юрлиц штрафа не предусмотрено – в этом случае ответственность ожидает только водителя.

Грузоотправителю

Указанные ниже штрафы ГИБДД выписываются именно грузоотправителю, вне зависимости от того, кто является собственником перевозимого груза.

Какие штрафы для грузоотправителей?

Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?
12.21.1, часть 8 Ошибка грузоотправителя в документах на груз либо сокрытие настоящей массы груза (если грузоотправитель является физлицом) в случаях, когда водителя привлекли по частям 1, 2 и 4 статьи 12.21.1.
  • От 1 500 до 2 500 рублей для физлиц,
  • от 200 до 300 тысяч для грузоотправителя, если он является юридическим лицом.
12.21.1, часть 9 Ошибка грузоотправителя в документах на груз либо сокрытие настоящей массы груза (если грузоотправитель является физлицом) в случаях, когда водителя привлекли по частям 3, 5 и 6 статьи 12.21.1.
  • Штраф 5 000 рублей для физического лица,
  • 350-400 000 рублей для юридического лица.

При погрузке в фуру

Есть отдельный штраф и для организации или ИП, осуществлявшего погрузку груза в машину и допустившего своими действиями перевес. Он регулируется частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса и составляет:

  • от 80 до 100 тысяч рублей для ИП,
  • от 250 до 400 тысяч – штраф организации.

Новый порядок проверки веса и габаритов при перевозках

Собственнику на камеру автофиксации

Если нарушение зафиксировано на камеру, то в этом случае штраф выписывается только собственнику грузового автомобиля – ни водитель, ни юр лицо не несут ответственности, так как по автофиксации они не могут быть достоверно установлены.

Таблица штрафов на камеру собственникам

Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?
12.21.1, часть 1 Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. 150 000
12.21.1, часть 2 На 10-20% при отсутствии разрешения. 300 000
12.21.1, часть 3 На 20-50% при отсутствии разрешения. 400 000
12.21.1, часть 4 На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. 250 000
12.21.1, часть 5 На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. 400 000
12.21.1, часть 6 Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. 500 000

Такие санкции придут собственникам грузовиков в качестве «писем счастья» по почте.

Должностному лицу (экспедиторской компании)

Лица, ответственные за перевозку груза, несут отдельную ответственность за перевозку. Но на практике ГИБДД чаще наказывают только водителей, грузоотправителей и юридических лиц. Всё же приведём для полноты статьи актуальные наказания в 2020 году для должностных лиц.

Таблица штрафов для должностных лиц

Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?
12.21.1, часть 1 Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. 10 000 – 15 000
12.21.1, часть 2 На 10-20% при отсутствии разрешения. 25 000 – 30 000
12.21.1, часть 3 На 20-50% при отсутствии разрешения. 35 000 – 40 000
12.21.1, часть 4 На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. 20 000 – 25 000
12.21.1, часть 5 На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. 30 000 – 40 000
12.21.1, часть 6 Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. 45 000 – 50 000

Пришёл штраф за перегруз – как обжаловать?

У нас для вас плохие новости: оспорить штраф по автофиксации за перегруз практически нереально. Но попытаться можно, потому как это бесплатно и не облагается госпошлинами.

Читайте также:  Регистрация юридического лица на портале госуслуг

Сам процессуальный порядок обжалования мы привели в общей соответствующей статье. Проблема в случае перегруза заключается в том, что вам сложно будет доказать отсутствие этого факта – особенно, если он зафиксирован средствами автоматической съёмки.

Но при оспаривании в суде вы можете ходатайствовать об истребовании документов на средства весового контроля:

  • инструкцию к замеру (но опять же, здесь придётся доказать несоответствие выполненного измерения такой инструкции – для этого оптимально подойдёт видеозапись),
  • свидетельство о поверке и проверку судьёй соответствующего клейма,
  • иные документы, предусмотренные данным средством измерения перегруза.

Следить за изменениями этой статьи

Допустимые габариты груза для автоперевозок в Европе и России

Перевозки автотранспортом на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми востребованными в сегменте грузоперевозок. Причины: сравнительная доступность и распространенность автодорожной инфраструктуры по сравнению с железнодорожными линиями или авиасообщениями.

Дальние автомобильные перевозки осуществляются как в пределах одного государства, так и между сопредельными странами, имеющими общие сухопутные границы.

Для того, чтобы транспортное средство могло беспрепятственно следовать по автострадам любого государства, не нарушая ПДД, на международном уровне согласуются и устанавливаются допустимые габариты груза для автоперевозок.

Новый порядок проверки веса и габаритов при перевозках

Единые общие нормы перевозок

Унифицированные весогабаритные нормы закрепляются во взаимных соглашениях международных организаций, дублируются и конкретизируются законодательством отдельных стран. Такое комплексное нормирование имеет своими целями:

  • создание единых условий автоперевозок;
  • обеспечение безопасности дорожного движения на всех его участках;
  • гарантирование сохранности грузов и своевременности сроков доставки.

Максимальные автомобильные стандарты в Европе

Максимально допустимые габариты и вес грузов для сквозных и закрытых автоперевозок, регламентируются как национальным законодательством, так и международными многосторонними соглашениями – конвенциями и директивами.

Требования к таким параметрам устанавливаются жестко и однозначно, поскольку, как указывается в директиве Евросоюза № 96/53, «различия между действующими стандартами относительно веса и габаритов коммерческих транспортных средств могут оказывать отрицательный эффект на конкуренцию и выступать препятствием в осуществлении перевозок между государствами-членами Европейского Союза».

Точные сведения о максимальном весе и габаритах транспортных средств, принятых в странах Европейского сообщества, даются в приложениях к директиве:

длина от переднего до заднего бампера для цельнорамного грузовика – 12 м
для автопоезда – 18,75 м
ширина кузова общее требование – 2,55 м
для изотермических фургонов – 2,6 м
высота фуры не более 4 м
весовые показатели для двухосных машин – 18 т
для трехосных – 24 т
для машин с пятью и шестью осями – 40 т

Нормирование грузовой техники в РФ

Что касается Российской Федерации, здесь действует Федеральный закон №257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», а также постановление Правительства от 15.04.2011г. №272.

В пункте 2 этого подзаконного акта закрепляется, что автоперевозка грузов в международном сообщении по территории России осуществляется в соответствии с международными договорами и российскими законами.

Наибольший интерес представляют 1-ое и 3-ее приложения, касающиеся разрешенной массы и предельных габаритов груза.

Так, приложение 1 устанавливает допустимые массы в зависимости от типа автотранспортного средства, комбинации грузовых платформ и количества осей. В нижеприведенной таблице предельные веса даны в тоннах:

одиночные автомобили 2-хосные – 18
3-хосные – 25
4-хосные – 32
5-тиосные – 35
седельные полуприцепы и прицепные автопоезда трехосные – 28
четырехосные – 36
пятиосные – 40
с шестью и более осями – 44

Приложение 3 посвящено предельным размерам:

длина от переднего до заднего бампера для одиночного т/с и прицепа – 12 м
для автопоезда – 20 м
ширина кузова общее требование – 2,55 м
для изотермических фургонов – 2,6 м
высота фуры не более 4 м

Отсюда следует, самый тяжеловесный и крупный грузовик, который разрешено выкатить на отечественные дороги, при любом раскладе не должен весить больше 44 тонн и иметь длину более 20, а высоту более 4 метров. В противном случае, имеет место негабаритный груз.

Особенности перевоза негабаритных грузов

Негабаритный груз – это такой груз, весогабаритные характеристики которого выходят за рамки разрешенного.

Транспортировка грузов, превышающих установленные габариты, в принципе допустима, но должна осуществляться с соблюдением ряда специальных условий, предусмотренных пунктом 23 Правил дорожного движения РФ.

Так, если груз выступает сзади более чем на 1 метр, а сбоку более чем на 40 см, он помечается опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а также фонарями и световозвращателями белого (спереди) и красного (сзади) цвета.

Движение негабаритных грузов, выступающих сзади дальше чем на 2 метра и превышающих по высоте 4 метра, а также автопоездов, осуществляется по специальным правилам, установленным нормативными актами Правительства и приказом Министерства транспорта от 2012 года за номером 258:

  1. заранее согласуется маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортировщика;
  2. специальные разрешения на перевозку негабарита по федеральным трассам общего пользования выдает уполномоченный орган, а именно Федеральное дорожное агентство;
  3. движение по маршруту следования осуществляется в сопровождении патрульных машин ГИБДД или военной автоинспекции;
  4. если после прохождения негабарита было повреждено дорожное полотно либо другие элементы дорожной инфраструктуры, владелец транспортного средства обязан возместить причиненный ущерб.

Превышение массы и габаритов при перевозке грузов при игнорировании специально установленных правил является нарушением ПДД и влечет привлечение к административной ответственности.

Ответственность за нарушение весогабаритных требований

За нарушение установленных российским законодательством требований ПДД к габаритам перевозимого груза предусматривается юридическая ответственность, в частности, административная. К нарушителям применяются административные санкции. Какие? Штраф или лишение права управлять транспортным средством на определенный срок.

Для детального ознакомления с размерами административных наказаний за перевозимый негабарит смотреть ст.12.21.1 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что при возбуждении административного дела негабаритный транспортировщик автоматически попадает вместе с перевозимым товаром на арест-площадку. А задержка вызывает дополнительные траты.

Выводы 

Из сравнительного анализа требований к габаритам и массе перевозимых грузов видно, что в целом для Европейского сообщества и Российской Федерации эти параметры совпадают.

Масса седельного или прицепного автопоезда с 6 и более осями не может превышать 40 тонн для Европы и 44 тонны для России. Предельная высота для всех типов транспорта и у нас, и у них составляет 4 м. Максимальная ширина 2,55 метра, для рефрижераторов – 2,6.

Стандарты грузовых машин едины для большинства стран, что вполне разумно, если учесть цели такого нормирования.

Что необходимо знать о весогабаритном контроле

8 мая 2018 года вступили в силу изменения, касающиеся порядка проведения весогабаритного контроля грузовых автомобилей. Новые порядок утверждён соответствующим приказом Минтранса РФ № 119 от 29.03.2018.

Изданный транспортным ведомством приказ 2011 года утратил юридическую силу. Главное отличие нового документа в том, что введены правила использования автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГТ).

Новый порядок проверки веса и габаритов при перевозках

Данное оборудование может применяться наравне с передвижными и стационарными пунктами весогабаритного контроля (ППВГК и СПВГК соответственно). Организацией работы стационарных и автоматических пунктов занимаются собственники автомобильных магистралей.

Следует уточнить, что они имеют право передать свои полномочия в данной сфере.

Инфраструктурное оборудование требует обустройства техническими средствами в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, а также с учётом норм подготовки дорожных проектов и схем.

Передвижные пункты весогабаритного контроля представляют собой сложный комплекс оборудования, смонтированного на базе автотранспортного средства или прицепа на автомагистралях федерального значения. Они являются собственностью уполномоченного надзорного органа или владельца автомобильной дороги.

В процессе выполнения весогабаритного контроля на ППВГК или СПВГК уполномоченное лицо производит визуальный, инструментальный и документальный осмотр.

В потоке движущихся по дороге грузовиков визуально выявляется машина, которая по всем признакам перевозит груз с явным нарушением весогабаритных параметров.

Главными признаками, которые служат основанием для более полной проверки, служат следующие параметры:

  • борта кузова дополнительно наращены;
  • высота груза превышает высоту бортов кузова или выступает за его габариты;
  • узлы подвески имеют заметную просадку;
  • грузовой автомобиль движется на малой скорости, его динамичные характеристики снижены.

Решение об остановке данного транспортного средства принимается после обработки полученной по нём фото- и видеоинформации. В случае положительного заключения производится инструментальный контроль, который включает несколько этапов:

  • длина, ширина и высота транспортного средства тщательно измеряются;
  • измеряется межосевой интервал;
  • определяются параметры сближенных осей или осевых групп;
  • выявляется тип подвески;
  • осматриваются колёса на каждой оси с целью определения их сжатности;
  • определяется степень нагрузки на каждую ось;
  • измеряется общий вес грузовика.

Правильная фиксация весогабаритных параметров на всех видах пунктов весового контроля представляет собой совокупность следующих показателей:

  • весовые показатели и габариты грузового автотранспорта;
  • из полученной величины измеренной массы производится вычет инструментальной погрешности;
  • результатом полученных вычислений является величина параметра, которая подлежит сравнению с допустимыми законодательством РФ показателями;

Признаки правонарушения квалифицируются статьёй 12.21.1 административного кодекса РФ. Наказание предусматривается в двух случаях:

  1. Когда, в процессе измерения параметров веса грузового автомобиля превышается отношение применяемой величины к разрешённой.
  2. В случае, если при измерении параметров габаритов ТС полученная разница превышает допустимую величину.

Чтобы узнать величину допустимой осевой нагрузки для 2-х и 3-хосных групп необходимо общую допустимую осевую нагрузку на группы осей разделить на соответствующее число осей. Исключением является 19 пункт нового регламента проведения весогабаритного контроля.

Следует отметить, что существуют нормы, содержащиеся во втором приложении к данным Правила, согласно которым допускается неравномерное распределение груза.

Но при этом суммарная нагрузка на группу осей должна соответствовать следующим установленным требованиям и не превышать допустимых параметров:

  1. Показатели наиболее нагруженной оси не превышают допустимые нормы нагрузки на соответствующую односкатную или двускатную одиночную ось, выбор которой производится посредством прямого сопоставления.
  2. Фиксируется превышение допустимых параметров, если показатели оси с перегрузом превышают допустимые на соответствующую одиночную ось. При этом вычисляется процент допущенного превышения.

По итогам проведённого должностными лицами инструментального контроля, водитель грузового ТС получает на руки один из трёх экземпляров соответствующего акта, где зафиксированы результаты измерения веса и габаритов грузовика.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Комментариев: 3
Просмотры: 977
01-07-2018 10:17

Штраф за превышение габаритов транспортного средства

Приложение № 3 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривает те же ограничения по ширине и высоте, но уточняют предельную длину транспортного средства в зависимости от его типа: для одиночного автомобиля или прицепа допустима длина 12 метров, для автопоезда — 20 метров. Примечанием установлено, что приведенные в приложении предельно допустимые габариты включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.

Размер штрафа за превышение допустимых габаритов автомобиля для владельца автомобиля весьма значительный и зависит от величины превышения:

Величина превышения габарита, см Часть ст. 12.21.1 КоАП РФ Размер штрафа, тыс. руб.*
0-10 1 100-150
10-20 2 250-300
20-50 3 350-400
более 50 6 400-500

* в случае фиксации превышения габаритов автоматизированными комплексами весогабаритного контроля наказание назначается собственнику транспортного средства в размере верхнего предела штрафа, установленного соответствующей частью статьи 12.21.1 КоАП РФ.

Примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ установлено, что для индивидуальных предпринимателей применяется то же наказание, что и для юридических лиц.

Читайте также:  В случае выплаты дивидендов собственной продукцией, ндс и налог на прибыль уплачиваются

Если же нарушение выявляется с помощью автоматического комплекса (так называемой “рамки”) ответственности подлежит собственник транспортного средства, даже если им является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя.

При этом собственник вправе доказывать, что транспортное средство на момент совершения правонарушения не находилось в его владении (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Последовательность привлечения перевозчика к административной ответственности за превышение допустимых габаритов

От совершения правонарушения до вынесения постановления проходит несколько этапов. Возможны два варианта выявления факта нарушения ст. 12.21.

1 КоАП РФ: инспектором Ространснадзора или ГИБДД либо с помощью автоматизированных весогабаритных комплексов.

Рассмотрим порядок привлечения перевозчика к ответственности за превышение допустимых габаритов при выявлении нарушения инспектором. О том как вести себя при остановке автомобиля инспектором — в отдельной статье.

1. Остановка транспортного средства

Инспектор останавливает транспортное средство. Он обязан представиться, по требованию водителя предъявить служебное удостоверение, пояснить цель остановки. Если автомобиль остановил сотрудник ГИБДД, он вправе требовать передать:

  • — водительское удостоверение;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • путевой лист;
  • документы на перевозимый груз (транспортную накладную, разрешения на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза);
  • полис ОСАГО;
  • документ, подтверждающий инвалидность водителя (при наличии на автомобиле соответствующей наклейки).

Если автомобиль остановил инспектор Ространснадзора, он вправе требовать от водителя передать:

  • карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
  • путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, разрешение на перевозку негабаритного или тяжеловесного груза).

Водитель по требованию инспектора обязан предоставить транспортное средство для прохождения весогабаритного контроля.

2. Проведение весогабаритного контроля

Транспортное средство измеряется по высоте, длине и ширине. Средство измерения (рулетка) должно быть поверено, о чем должен иметься соответствующий сертификат. Если инспектор обнаруживает превышение допустимых габаритов, он составляет акт о выявлении превышения допустимых габаритных размеров автотранспортного средства и переходит к следующему этапу.

3. Составление протокола об административном правонарушении в отношении водителя

Частями 1-3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности водителя, должностного лица и юридического лица. При этом статьей 28.2 КоАП установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с содержанием протокола, излагать в нем свои замечания и объяснения.

Поэтому на месте инспектор вправе составить протокол только в отношении водителя транспортного средства. Протокол в отношении должностного и юридического лица составляется позже. Водителю дают возможность для ознакомления и изложения в нем своих замечаний. При этом водитель вправе не давать никаких пояснений (ст. 51 Конституции РФ).

При составлении протокола инспектор обязан ознакомить водителя с его правами, но это происходит крайне редко.

На самом деле, у водителя, как и у любого другого лица, привлекаемого к административной ответственности, много прав — знакомиться с материалами административного дела, давать пояснения, не свидетельствовать в отношении себя либо близких родственников и т. п.

Если водитель отказывается от подписания протокола, об этом ставится отметка в присутствии понятых.

Копия протокола вручается водителю, о чем в графе “Копию протокола получил” ставится подпись водителя (водитель может отказаться от получения копии протокола).

Нужно ли отказываться от подписания протокола — дело сугубо личное. По существу это ничего не меняет.

Однако, если водитель уверен в том, что правонарушения он не совершал либо при составлении протокола были допущены нарушения, он вправе указать это в своих пояснениях. При наличии свидетелей следует указать сведения о них в соответствующей графе протокола.

Во всех незаполненных графах протокола об административном правонарушении следует ставить символ Z, чтобы впоследствии там не появилось никаких новых записей.

Важно! Если водитель не оспаривает выявленное правонарушение инспектор выносит постановление об административном правонарушении в отношении водителя без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ).

Водитель обязан требовать составить протокол и выражать несогласие с предъявляемым ему нарушением.

В протоколе водитель (по согласованию с юристом) обязан указать все обстоятельства, которые он считает нужным, перечислить все предъявленные инспектору документы, дать необходимые пояснения.

4. Вынесение постановления

Инспектор выносит постановление об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП, в отношении водителя на месте. Строго говоря, инспектор, вынося постановление, в соответствии с ч. 2 ст. 4.

1 КоАП РФ, обязан учесть характер совершенного нарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Однако, чтобы не утруждать себя, инспектор часто просто назначает наказание для водителя в размере нижнего предела штрафа.

Водитель вправе оспорить постановление в течение 10 дней с момента его получения, уплатить штраф в размере половины от назначенного в течение 20 дней со дня вынесения постановления. Всего на оплату штрафа отводится 60 дней.

5. Административное расследование в отношении должностного и юридического лица

В соответствии со ст. 28.

7 КоАП РФ инспектор ГИБДД (ДПС) или Ространснадзора обязан провести административное расследование с целью привлечения к административной ответственности за несоблюдение допустимых габаритов должностного и юридического лица, виновного в произошедшем. О возбуждении административного расследования выносится определение, копия которого направляется в адрес юридического лица — перевозчика.

Как инспектор определяет кто является юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности?

Элементарно: сведения о том, кто является перевозчиком, указаны в путевом листе (этот документ содержит сведения об эксплуатанте транспортного средства).

Если путевого листа нет, инспектор возбудит расследование в отношении собственника транспортного средства, указанного в регистрационном свидетельстве на автомобиль.

Однако, если собственником является физическое лицо без статуса ИП на момент совершения правонарушения, инспектор может возбудить расследование в отношении перевозчика, фигурирующего в 10-ой графе транспортной накладной.

Частью 3.1 статьи 28.

7 КоАП РФ предусмотрено, что извещение лица о возбуждении в его отношении административного расследования производится путем вручения представителю лица нарочным либо направлением копии определения.

Закон не конкретизирует способ передачи определения, поэтому инспектор может направить его факсом или электронной почтой. Инспектор также может уведомить юридическое лицо телефонограммой.

6. Предоставление юридическим лицом пояснений по существу правонарушения

В определении о возбуждении административного расследования инспектор указывает юридическому лицу на необходимость совершения определенных действий, таких как предоставление документов, дача пояснений по существу совершенного правонарушения так далее. Обратите внимание, что непредоставление испрошенных сведений и документов грозит ответственностью, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ.

Что писать в пояснениях? В первую очередь это зависит от фактических обстоятельств дела. Если вы не уверены в своих силах — обратитесь к юристу за составлением пояснений и получением консультации по вопросу превышения разрешенных габаритов транспортного средства.

7. Составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного или юридического лица

Административное дело расследуется в подразделении ГИБДД или Ространснадзора по месту совершения правонарушения. Составление протокола производится там же.

При составлении протокола представитель юридического лица вправе знакомиться с материалами административного дела, давать объяснения, предоставлять доказательства и совершать другие процессуальные действия.

После составления протокола считается, что вина юридического или должностного лица установлена.

8. Вынесение постановления об административном правонарушении в отношении должностного или юридического лица

Совокупность ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает недопустимость выносить постановление в тот же день, когда производится составление протокола об административном правонарушении. Исключением является случай, когда нарушитель сам просит об этом административный орган, поэтому после составления протокола должностное лицо назначает дату вынесения постановления.

К этой дате лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе предоставить замечания по существу правонарушения, дать другие пояснения. В назначенную инспектором дату выносится постановление о несоблюдении допустимых габаритов транспортного средства, которое передается представителю юридического лица либо должностному лицу.

Порядок привлечения перевозчика к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ при фиксации правонарушения автоматизированными средствами

Если превышение допустимых габаритных размеров транспортного средства зафиксировано автоматическим комплексом весогабаритного контроля, к ответственности привлекается собственник транспортного средства. При этом порядок привлечения его к административной ответственности существенно различается по сравнению с ситуацией, когда выявление превышения допустимых габаритов производится инспектором.

Во-первых, не составляется протокол об административном правонарушении. Во-вторых, не проводится административного расследования. В-третьих, у нарушителя нет возможности давать пояснения до вынесения постановления.

Есть и другие отличия кроме вышеперечисленных. Их разъяснение выходит за рамки настоящей статьи.

Неплотно натянутый тент

Нередко перевозчики жалуются на получение постановлений за превышение допустимых габаритов, зафиксированных автоматизированными весо-габаритными комплексами.

При этом на фотографии видно, что тент натянут не плотно и надулся (или выгнулся) под действием ветра. При этом перевозимый груз не относится к категории крупногабаритного.

Можно ли предъявить транспортную накладную и оспорить постановление на этом основании?

Ответ — нет. Пунктом 5 Правил перевозки грузов установлено, что крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению № 3.

Говоря другими словами, не важна причина по которой габариты автопоезда превысили допустимые — для привлечения владельца к административной ответственности достаточно зафиксированного факта нарушения.

Привлечение к административной ответственности за несоблюдение габаритных размеров транспортного средства грузоотправителя

Ответственность грузоотправителя за погрузку груза в транспортное средство с соблюдением допустимых габаритных размеров предусмотрена ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Наказанием является штраф в размере 80-100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 250-400 тысяч рублей для юридических лиц.

Любопытно, что ч. 12 ст. 11 УАТиГНЭТ обязывает грузоотправителя соблюдать лишь допустимые нагрузки на оси и не превышать общую массу транспортного средства. Обязанность грузоотправителя контролировать габариты груза в УАТиГНЭТ и ППГАТ не предусмотрена.

Оспаривание постановления о превышении допустимых габаритов транспортного средства

Постановление о привлечении перевозчика и грузоотправителя к административной ответственности за несоблюдение габаритных размеров транспортного средства можно обжаловать в порядке ст. 30.1 КоАП РФ. Срок обжалования — 10 дней со дня получения постановления.

Обжаловать постановление можно как вышестоящему должностному лицу (начальнику подразделения ГИБДД или начальнику территориального управления Ространснадзора), так и в суд. При одновременном обжаловании постановления и вышестоящему должностному лицу, и в суд, жалоба рассматривается судом.

В жалобе на постановление об административном правонарушении следует четко указать основания для освобождения юридического лица от ответственности за несоблюдение допустимых габаритных размеров автомобиля, сослаться на нормы права, судебных акты высших судов, подтверждающие вашу правовую позицию. При наличии сомнений в своих силах следует обратиться к профессиональному юристу, который сможет грамотно составить жалобу и подать ее по нужному адресу и отменить постановление или снизить размер штрафа.

Штраф за перегруз по осям в 2020 году — закон, грузового автомобиля таблица, весовой контроль

  • Грузовые автомобили используются для перевозки грузов по всей стране, при этом есть нормы, которые ни в коем случае не должны превышаться.
  • Если загрузка автомобиля будет слишком высокой, то это не только повод для инспектора оформить взыскание, но и может привести к возникновению неполадок в конструкции транспорта, что в свою очередь повлечет за собой либо аварию, либо же вынужденную остановку.
  • Поэтому важно узнать, какой полагается штраф за перегруз по осям в 2020 году, так как подобное явление достаточно часто присутствует на дорогах.
Читайте также:  Разъяснение фас: какая информация в интернете является рекламой

Ответственность за перегруженность установлена на законодательном уровне и прописана в КоАП, который отвечает за различные нарушения, не квалифицируемые как тяжкие.

Прежде всего, такую меру воздействия на водителей ввели, чтобы чрезмерно нагруженные транспортные средства не разрушали дорожное покрытие своей массой.

Ведь асфальт был уложен для определенной предельной нагрузки, и многотонные автомобили способствуют его сильному износу, а это влечет за собой необходимость чаще выделять средства на ремонт покрытия.

Вычислить, что грузовик излишне нагружен, можно несколькими способами, и самым применимым будет измерение веса на каждой оси, которое вкупе дает возможность понять, превышена допустимая масса на автомобиль или она находится в пределах нормы.

  1. При этом ответственность несет лицо, которому принадлежит автомобиль, но только если он не находится в аренде, в таком случае наказание будет применяться только к стороне, которая непосредственно допустила нарушение и несет за него полную ответственность.
  2. Автомобилисты, которые превышают вес, сознательно или не имея об этом представления, иногда даже не знают, что за такое нарушение полагается наказание в виде штрафа или даже задержания автомобиля, но к тому же, большинство водителей думают, что не представляют опасности.
  3. На самом деле перегруженный автомобиль не только плохо воздействует на асфальт, способствуя его скорейшему разрушению, но и управление им становится достаточно опасным, это можно видеть даже визуально, поскольку у автомобилей часто проседают амортизаторы, рулевое управление становится менее отзывчивым, а тормозной путь увеличивается в несколько раз.

Осевая нагрузка может быть нераспределенной, к примеру, если больше груза находится в задней части, тем самым на другой оси нагруженность находится в пределах нормы, но на одной превышает ее.

Сотрудники ГИБДД имеют необходимое оборудование для проведения контроля веса как в стационарных условиях, так и при выездах, когда используются специализированные транспортные средства, измеряющие вес.

Если полицейский остановил грузовик, то в документах должен указан вес, который реально присутствует в автомобиле, если же на деле находится превышение массы, то составляется протокол.

Для чего он введен

Штраф за перегруженность автомобиля был введен с целью упорядочить движение грузовых автомобилей и дисциплинировать водителей, поскольку они часто перегружают автомобили специально, желая заработать больше.

  • Материальное взыскание помогает возместить средства за ремонт дорог, которые разбиваются многотонными грузовиками гораздо быстрее, а если есть еще и превышение установленных норм, то асфальт страдает намного больше.
  • Поскольку дисциплинирующая функция штрафа ярко выражена, также подобная мера помогает предупредить аварии и летальные исходы, которыми часто сопровождается перегрузка по осям.
  • Машина может выйти из-под контроля при попытке затормозить или войти в крутой вираж, поэтому регулирование на законодательном уровне помогает еще и предупредить опасные ситуации, которые на российских дорогах встречаются довольно часто.

Какими нормативными актами регулируется (закон)

Нарушение, и само наказание прописано в Кодексе об административных правонарушениях и его статье 12.21.1, именно там оговаривается превышение массы в процентном соотношении, а также мера наказания, которая соответствует такому нарушению.

В этом кодексе также прописана мера наказания за перегрузку легкового автомобиля, но для этого отведена общая статья 12.21.1, в которой прописан сравнительно небольшой штраф — 500 рублей, если в легковушке будет обнаружен перевес груза или слишком большое количество пассажиров, которое превышает установленные нормы.

Но относительно грузовых автомобилей есть и другие законодательные акты, которые в полной мере освещают вопрос их перегрузки и ответственность за такое нарушение.

К примеру вопрос максимальной нагрузки на каждую ось подробно освещается в законе “Об автомобильных дорогах” под обозначением 257-ФЗ.

Именно там говорится о том, какая масса считается предельной, но если превышения этой нормы не избежать, то также в законе имеется вариант оформить разрешение на движение в перегруженном состоянии, но следует учитывать, что у водителя всегда есть запас веса в дополнительные 5%, которые могут учитываться в порядке погрешности.

Штрафы за перегруз на ось в России

За то, что в автомобиле будет зафиксирована перегрузка на ось, водителю будет не только назначен штраф, но в случае критического показателя загруженности машине вообще могут запретить дальнейшее перемещение по дороге, вынудив водителя транспортировать ее на штрафстоянку или зафиксировав на месте с помощью специальных блокираторов, которые не позволят транспорту сдвинуться с места.

Но более распространенной мерой наказания является все же штраф, который назначается как административное взыскание, при этом нужно знать, как проводится весовой контроль, можно ли произвести расчет перегруза самостоятельно, и каким образом можно будет получить специальное разрешение, если нужно перевезти груз, превышающий нормы законно.

Правила перевозки грузового автомобиля 

Относительно грузовых автомобилей действуют определенные правила, которые предполагают установление максимальной нагрузки для автомобилей, исходя из расстояния между их осями.

Есть две категории А и Б, при этом они отличаются тем, что первая может передвигаться сугубо по дорогам 1-3 категорий, соответственно и нагрузка этих автомобилей может быть большей, чем группы Б, поэтому второй категории разрешено пребывание на всех магистралях, но расстояние между осями все равно играет большую роль.

Расстояние между осями (метры) Максимальная загруженность для группы А (тонн) Для группы Б
Больше 2 10 6
1,65-2 9 5,7
1,35-1,65 8 5,5
1-1,35 м. 7 5
До 1 6 4,5

Порядок проведения весового контроля

Есть законодательные нормы, которые позволяют проводить взвешивание транспортных средств как ГИБДД, так и Ространснадзору.

Причем полномочия последних серьезно ограничены, ведь Ространснадзор может вести только весовой контроль в отношении российских перевозчиков, при этом их пункты проверки вправе находиться только на дорогах федерального значения и в стационарном положении.

Останавливать транспорт по закону имеют право только сотрудники ГИБДД, и то, на пункты прохождения взвешивания они отправляют, если были получены данные с системы динамического взвешивания о том, что автомобиль двигается с превышением разрешенной массы.

А вот сотрудники ГИБДД могут проверять как вес, так и габариты грузовиков, причем делать это на дорогах любого значения, а также хоть стационарных, хоть передвижных пунктах контроля.

  1. Сама проверка на передвижном пункте заключается в том, что с помощью специально оборудованного транспортного средства поочередно взвешиваются разные части автомобиля, а стационарный предполагает полную остановку транспорта на весах для проведения точного измерения.
  2. При проверке Ространснадзором в любом случае составляется акт контроля, даже если перевеса не было выявлено, а в самом документе пишется информация о том, какие параметры были зафиксированы, и допущен ли автомобиль к дальнейшей эксплуатации.
  3. А вот ГИБДД не должны составлять акт по результатам взвешивания и могут засвидетельствовать факт превышения только в виде протокола о нарушении.
  4. Если же водителя останавливает сотрудник другой организации для взвешивания, а не инспектор ГИБДД, он может даже не останавливаться, поскольку контролировать вес может только Госавтоинспекция.

Как рассчитать перевес самостоятельно

Рассчитать перевес самостоятельно достаточно сложно, но если на руках есть документация о грузе, то эта процедура будет гораздо легче.

Прежде всего нужно выяснить максимальную нагруженность транспорта, ориентируясь на требования законодательства из таблицы выше, после этого нужно посмотреть массу груза и все, что выше разрешенной нормы, будет перевесом.

А когда груз уже есть, следует использовать только специальные весы, нужно взвесить машину, отнять массу самого автомобиля и соотнести оставшееся значение с нормативами, таким образом тоже можно рассчитать превышение.

Если же груз сконцентрирован больше в одной точке, а не распределен равномерно, то выявить перегруженность сможет только сотрудник ГИБДД или Ространснадзора, и самостоятельно сделать это будет достаточно сложно.

Оформление специального разрешения

  • Если вес груза составляет более, чем 20 тонн, либо его габариты больше длины 20 метров, ширины 2,55 метра, а высота превышает 4 метра, то нужно оформлять специальное разрешение на провоз негабаритного груза.
  • Если же размеры больше по длине, чем 24 метра, а по ширине более 3,5 метров, то грузовик должен сопровождаться машиной прикрытия, на которой установлен маячок желтого или оранжевого цвета.
  • Груз же, который по длине имеет более 30 метров, а по ширине больше 4 метров, должен сопровождаться только автомобилем ГИБДД.

Обращаться для оформления спецразрешения нужно в федеральную дирекцию автомобильных дорог или территориальные органы управления дорожным хозяйством.

При этом нужно подать заявление, чертежи груза с точными размерами, спецификацию перевозимого товара, характеристики применяемого транспортного средства, адреса, на которых будет производиться выгрузка и погрузка, а также предоставить примерный маршрут перевозки.

В заявлении нужно указать данные перевозчика, маршрут движения, а также вид разрешения и категорию груза, а также его характеристики.

Параметры автопоезда тоже необходимы, как и расстояние между его осями и нагрузка на них.

Кроме того, потребуется указание габаритов ТС, полной массы с грузом, радиус поворота и планируемая скорость движения, а также в заявлении указывается необходимость в сопровождении.

Видео: анализ штрафа за перегруз осей

Сколько составит размер взыскания

Размер взыскания разный в отношении физических, должностных и юридических лиц, при этом зависит от уровня перегруженности транспортного средства.

Физлица могут получить штраф до 10 000 рублей при максимальном перегрузе, а это более 50%, если речь идет о должностном лице, которое допустило перегруз, то размер штрафа может быть и 100 тысяч рублей, больше всего должны будут заплатить юридические лица, то есть компании-перевозчики, для них максимальный штраф составит полмиллиона рублей.

В некоторых регионах может определять перегруз автоматическая рамка весового контроля, и штраф 400 тыс. рублей вполне может быть выписан даже на основании такой проверки, правда ее результаты можно оспорить.

Кто должен платить

Если перевес был обнаружен на пункте взвешивания, то штраф выписывается в зависимости от того, кто пользуется машиной.

Это может быть либо владелец, либо его представитель, а также может быть вариант с нахождением за рулем арендатора, в таком случае платит штраф он.

  1. Если же нарушение зафиксировано автоматически, то платит только владелец ТС, правда потом он может потребовать возмещения ущерба от арендатора или грузоотправителя, если именно их действия привели к нарушению.
  2. Именно в этом случае полагается ответственность грузоотправителя за перегруз по осям 2020.
  3. Перегрузка по осям считается достаточно серьезным нарушением, поскольку способствует не только разрушению дорог, но и приводит к созданию аварийных ситуаций, так как автомобиль хуже управляется, дольше тормозит и может войти в занос при неправильных действиях.
  4. Поэтому на дорогах стоят посты контроля веса, а сотрудники ГИБДД штрафуют тех, кто допустил перевес своего автомобиля.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *