Заказчик вправе сделать закупку по 223-фз посредством договора цессии

Цессия — это уступка права требования третьим лицам. Каковы особенности заключения договора цессии при госзакупке, расскажем в статье.

Договор цессии — это согласие переуступить право требования третьим лицам.

Исполнитель контракта — это константа, которая не подлежит изменению, за исключением ситуаций, когда новая сторона выступает правопреемником предыдущего поставщика.

В соответствии с определением Верховного суда РФ от 20.04.

2017 по делу № 307-ЭС16-19959, получатель средств может быть изменен в процессе исполнения контракта, когда исполнитель переуступает права требования по оплате третьим лицам.

Переуступка поставщиком права на оплату производится в том случае, когда у него зафиксированы долговые обязательства, вследствие которых он не может исполнить работы и имеет недостаток денежных средств на своих счетах, либо если у исполнителя ожидается проведение ликвидации.

Основания требования оплатить товары, работы или услуги могут быть переданы исполнителем даже до момента исполнения договора. Для организации-заказчика условия контракта в данной ситуации не изменятся, скорректируется только параграф «Получатель средств». Более того, согласно ст. 388.1 ГК РФ, поставщик может переуступить права еще до момента заключения контрактных отношений.

Исполнитель также может переуступить часть долгового обязательства нескольким третьим лицам. Тогда в контракт будут внесены все, кто получает деньги, в том числе и исполнитель (ст. 384 ГК РФ).

Исполнение контракта все равно ложится на плечи поставщика, тогда как основание требовать оплату будет перенаправлено на третье лицо. Для организации-заказчика абсолютно не имеет значения, кому отправлять средства за исполненные условия. Единственное, чего должен опасаться заказчик, — это двойная плата, поэтому крайне важно отследить момент передачи.

Заказчик вправе сделать закупку по 223-ФЗ посредством договора цессии

Что важно помнить, чтобы избежать возможных негативных последствий

Существуют несколько различных ситуаций, которые выступают потенциально опасными для организации-заказчика:

  1. Уведомление о переуступке прав требования после того, как произведена оплата. В том случае, если плательщик получил письменное уведомление с опозданием, риски ложатся на третье лицо — нового получателя денежных средств. Заказчик выполнил свою часть договора и не должен платить дважды (п. 3 ст. 382 ГК РФ).
  2. Контракт оплачен новой стороне по письменному уведомлению о переуступке. Если вдруг выясняется, что соглашение о цессии является недействительным, и при этом поставщик направил плательщику уведомление об оплате, то заказчик не должен оплачивать договор второй раз, так как средства были переведены до того момента, как соглашение о цессии признали недействительным (п. 14 письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120).
  3. Победитель письменно сообщает о переуступке, а затем он же отзывает уведомление, вследствие чего организация направляет оплату исполнителю. Далее новый получатель выставляет свое требование о перечислении ему денежных средств. Так как уведомление направило и отозвало одно и то же юридическое лицо, то оно полностью легитимно, а значит, заказчик уже выполнил свои обязательства по контракту ранее и не должен переплачивать еще раз новому получателю (постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 № 13253/11).

Если переуступка права требования оплаты уже состоялась, и поставщик вовремя уведомил об этом плательщика, то оплачивать товары, работы или услуги нужно новому получателю. Если по каким-либо причинам заплатили исполнителю, то придется оплатить еще и новому получателю, то есть рассчитаться по обязательствам по контракту второй раз и перечислить образовавшуюся неустойку.

Если денежные средства поставщику уже были переведены при наличии уведомления о цессии, то заказчик не сможет заплатить вовремя третьему лицу, вследствие чего и образуется неустойка за просроченный платеж.

Для того чтобы обезопасить себя, нужно следовать следующим указаниям:

  • если уведомление о переуступке отправил поставщик, то заказчик вправе изменить адресата платежа без дополнительного уведомления;
  • он не должен запрашивать договор цессии, так как не является участником юридических отношений по переуступке;
  • переуступка не меняет условия договора, поэтому составлять дополнительное соглашение к нему не требуется;
  • оплата новому получателю осуществляется на тех же условиях, что и победителю торгов (ст. 386 ГК РФ);
  • если требование об оплате отправил новый получатель, заказчик обязан потребовать подтверждение о цессии либо акт передачи прав. До момента получения данных документов он не обязан платить по своим обязательствам (п. 1 ст. 385 ГК РФ).

В том случае, если победитель подписал договор о цессии по факту исполнения контракта, то заказчик должен будет оплатить третьему лицу — новому получателю. Если же контрактные отношения еще не закончились, но поставщик прислал уведомление о переуступке, то тогда организация вправе требовать выплату штрафа от исполнителя (п. 3 ст. 388 ГК РФ).

Заказчик вправе сделать закупку по 223-фз посредством договора цессии

Заказчик вправе сделать закупку по 223-ФЗ посредством договора цессии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Поставщик по договору, заключенному по результатам конкурса, проведенного в соответствии с положением о закупке и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», прислал заказчику уведомление о своей ликвидации, сообщив при этом о необходимости подписать дополнительное соглашение к договору поставки о замене стороны — поставщика на другое лицо. Положение о закупке заказчика и сам договор не содержат запрета на такие действия. Правомерно ли подписание указанного соглашения с точки зрения закона?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

[3]

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Заказчик вправе сделать закупку по 223-ФЗ посредством договора цессии

Добрый день! подскажите, пожалуйста,допускается ли цессия в государственном контракте? заключен контракт на поставку продуктов питания, продукты поставлены и к сроку оплаты поставщик прислал уведомление о переводе долга. Правопреемства у поставщика не было, просто переуступка третьему лицу.

Вы конечно можете попробовать, опираясь на решения суда направить документы на оплату в казначейство, но далеко не факт, что казначейство оплатит.

А как я могу не оплачивать контракт? Ждать пока обратятся в суд и произведут замену поставщика в судебном порядке? или же оплатить и надеяться что казначейство не пропустить платеж?

А кто вам мешает оплатить контрагенту? Ваша обязанность по госконтракту произвести оплату именно ему и никому другому. А дальше пусть он сам разбирается со своими кредиторами. Если же подрядчик упрется, то подпишите с ним дс, где будет четко указано, что на основании договора переуступки (пусть приложат договор) оплата производится тому то.

Заказчик вправе сделать закупку по 223-ФЗ посредством договора цессии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Контракт был заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в мае 2015 года. Возможно ли заключение подрядчиком (победителем электронного аукциона на выполнение подрядных работ) после исполнения своих обязательств в полном объёме договора цессии по уступке требований по оплате работ третьему лицу? Препятствует ли заключению договора цессии следующий пункт контракта: «8.2. При исполнении настоящего контракта не допускается перемена подрядчика, за исключением случаев, если новый подрядчик является правопреемником подрядчика по настоящему контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения»?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Поправки в ГК РФ: уступка требования оплаты по госконтракту законна

а) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.»;

б) пункт 8 изложить в следующей редакции:

Читайте так же:  Реальный и консенсуальный договор — основные отличия

  • «8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
  • 1) по основаниям, установленным законом;
  • 2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.».

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

ВАЖНО: Изменения в правилах закупок топлива моторного (включая автомобильный и авиационный бензин) в рамках Закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 г

Продолжение игр в «закупочное садо-мазо» с 505-ФЗ или о правовых последствиях неразмещения положения о закупке согласно новой редакции 223-ФЗ на примере Российской академии наук

Полезные материалы

Консультации

Имеем проблему, как не утвержденное Положение о закупках и не утвержденный план закупок – советом директоров. Соответственно попадаем под действие 44-ФЗ Руководством по иерархии стоящей ниже Совета директоров, сказано о проработке вопроса и перехода на 44-фз. Но возник стопор т.к.

Читайте также:  Что изменится в правилах призыва в армию в 2019 году

ранее работали по 223-ФЗ, зарегистрированы в ЕИСе, ключи Сбербанка-АСТ под 223-фз и т.д….. Подскажите пожалуйста: 1. Какие первые шаги мы вообще должны сделать, для того что бы начать корректно размещать закупки (по 44му)? 2. Необходимо ли регистрироваться (ключи) переделывать в ЕИС? 3.

У нас имеется отдел подготовки и проведения конкурентных закупок, необходимо ли дополнительно вводить контрактную службу, контрактного управляющего (кто это)? 4. Без каких функций или шагов мы не сможем корректно работать (обучение не в счет – обучимся)? 5.

Можем ли сейчас уже, заключать договора или приобретать товары, работы, услуги с единственным поставщиков в рамках 44-фз?

Добрый день! Нужно ли включать суммы выданные под отчет в СГОЗ, который указывается в отчете о закупках у СМП и СОНКО во 2-ом разделе 1-ой строки?

Добрый день! Мы работаем по 44 ФЗ. ЛБО было выделено недостаточно для заключения всех контрактов по коммунальным услугам, но организации услуги предоставляли с начала года, выставляли счета, но мы не оплачивали. Сейчас лимиты поступили. Как правильно заключить контракт, в ПГ и ПЗ срок действия какой нужно указать? А так же в самом Контракте?

Заказчики по 223-ФЗ могут в положении о закупке предусмотреть возможность выполнения и оплаты работ до заключения договора

В соответствии с ч. 2 ст. 2 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Вместе с тем п. 2 ст. 425 ГК РФ предусмотрено право сторон установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Учитывая изложенное, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность выполнения работ и их оплаты до заключения договора по результатам проведения процедур закупки согласно положениям 223-ФЗ при условии, что именно победитель закупочных процедур будет осуществлять указанные работы.

Данный вывод касается ситуации, когда по положению о закупке договор заключается через определенное время после проведения закупки.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 10.11.2016 N Д28и-3085

Будь всегда в курсе! Подпишись на новости: Подписаться

Пределы какой суммы может указать заказчик в Положении о закупках при заключении «прямых» договоров с единственным поставщиком по 223-ФЗ?

В отношении договоров с единственным поставщиком в Законе 223-ФЗ существуют только условия, указанные ч. 19 ст.

4 Закона 233-ФЗ, предусматривающие необходимость размещения отчетности о заключенных у единственного поставщика договорах в единой информационной системе.. При этом, согласно ч. 15 ст.

4 Закона 223-ФЗ Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто (пятьсот) тысяч рублей.

  1. Формально законодатель не установил пределы максимальной суммы, в рамках которой Заказчик может заключать «прямые» договоры с единственным поставщиком по Закону 223-ФЗ.
  2. Единственным условием Закона 223-ФЗ является необходимость опубликовывать извещение и документацию о закупке в единой информационной системе (официальном сайте закупок), если стоимость договора превышает 100 000 (500 000) рублей.
  3. Существует положительная судебная практика, поддерживающая заказчика в возможности указывать в Положении о закупках сумму «прямых» договоров с единственным поставщиком по своему усмотрению.

Вместе с тем, существуют ст.15-16 Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В случае заключения «прямых» договоров с единственным поставщиком, как указано в ситуации на покупку автомобиля, например, за 950 000 рублей, при лимите суммы в Положении о закупках до 1 000 000 рублей, антимонопольный орган или прокуратура при проверке (жалоба или плановая проверка) вправе проверить существует ли конкурентный рынок для приобретаемых товаров, работ, услуг. Если антимонопольный орган или прокуратура придут к выводу, что рынок конкурентен, например:

— существует несколько автомобильных дилеров,

— на сайте www.zakupki.gov.ru имеется информация о проведении закупки аналогичной продукции на конкурентной основе,

  • — Заказчиком при расчете цены договора было получено несколько коммерческих предложений,
  • — Заказчик не может обосновать необходимость закупки автомобиля конкретной марки,
  • — у проверяющих органов имеется информация о наличии поставщиков, помимо контрагента Заказчика, готовых поставить товар,
  • то действия Заказчика могут быть расценены как нарушение законодательства о защите конкуренции, что повлечет наложение на должностных лиц значительных штрафов.
  • Кроме того, необходимо иметь в виду значительные репутационные риски проведения «прямых» закупок, которые могут негативно сказаться как на руководстве Заказчика, так и на вышестоящих организациях (учредители, собственники, курирующие органы власти).
  • Таким образом, заказчик при установлении суммы лимита для заключения договоров с единственным поставщиком должен обосновать во-первых, природу образования именно такой суммы, во-вторых, при заключении «прямых» договоров с единственным поставщиком должен иметь обоснование выбора «прямой» закупки в противовес проведению конкурентных процедур.
  • Мы рекомендуем Вам воздержаться от совершения подобных действий и осуществлять закупочную деятельность с приоритетом конкурентных способов закупки.

Читайте так же:  Как проходит регистрация авто по наследству в гибдд

Заказчик вправе сделать закупку по 223-ФЗ посредством договора цессии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Ао является субъектом естественных монополий. в соответствии с федеральным законом «о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 n 223-фз (далее — закон n 223-фз) ао обязано приобретать товары и услуги стоимостью более 100 тыс. руб. согласно утвержденному плану закупок. планируется осуществить зачет требований по договору займа в счет поставки товарно-материальных ценностей (сумма закупки — около 500 тыс. руб.). договор еще не заключен, стороны планируют включить условие о взаимозачете в текст договора. подпадает ли под действие закона n 223-фз заключение договора поставки с условием о расчетах путем зачета требований по договору займа?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Заключение договора поставки с условием о расчетах путем зачета требований по договору займа подпадает под действие Закона N 223-ФЗ. Так как сумма, на которую производится закупка, превышает 100 тысяч рублей, сведения о такой закупке подлежат обязательному включению в план закупок.

  1. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  2. Верхова Надежда
  3. Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  4. Серков Аркадий
  5. 17 января 2018 г.
  6. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.

Уступка при закупках

ЗаконодательствоГражданское право и процесс Заказчик вправе сделать закупку по 223-ФЗ посредством договора цессии Эксперты «АГ» считают законотворческую инициативу довольно спорной. Один из них указал, что ее положения могут стать основой для злоупотреблений, а другой считает, что поправки направлены на решение узких вопросов.

Завершается общественное обсуждение разработанного Минфином России законопроекта, которым предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Законопроектом закрепляется право поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, уступать свои права денежного требования к заказчику за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, вытекающие из заключенного договора независимо от способа осуществления закупки. Как сообщается в пояснительной записке, поправки разработаны в соответствии с решением, принятым 17 февраля по итогам заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Комментируя «АГ» предлагаемые изменения в законодательство, управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский напомнил, что гражданское законодательство и сейчас позволяет поставщикам переуступать права требования, однако в случае с госкомпаниями необходимо получить на это их согласие. На практике этого добиться удается не всегда, что особенно бьет по малому и среднему бизнесу.

«Заказчики обязаны расплатиться с представителями малого и среднего бизнеса в течение 30 дней в соответствии с п. 28 постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», однако эти сроки очень часто нарушаются, хотя речь идет не только о передаче требований в связи с нарушением сроков», – уточнил он.

Эксперт пояснил, что нынешняя редакция Закона подвергается критике за то, что устанавливает нарушение срока оплаты в качестве обязательного условия реализации права на переуступку, что не соответствует обычной практике делового оборота – при факторинге переуступают и будущие требования.

«Правда, и сейчас в законопроекте есть спорное положение, согласно которому переуступка возможна, если это не нарушает нормы положения о закупках госкомпании. Это может стать основой для злоупотреблений компаний», – отметил Владимир Старинский.

Читайте также:  Реестр санитарно-эпидемиологических заключений роспотребнадзора

Партнер и руководитель практики «Сопровождение тендеров» юридического агентства «Представитель» Мария Захарова предположила, что предлагаемые поправки направлены на исключение ситуаций, при которых участник договора кредитует исполнение своего контракта и на период его исполнения оказывается в роли должника перед своими субподрядчиками либо кредиторами.

«Таким образом, участник договора, исполняя обязательство, уже должен своим (суб-)контрагентам и, соответственно, несет долговые обязательства, в том числе со всеми вытекающими финансовыми последствиями», – пояснила она.

Эксперт указала на то, что возможность цессии позволяет переадресовать оплату в пользу непосредственного кредитора и избежать опосредованной цепочки оплат, теряя при этом на процентах или штрафных санкциях в пользу своих (суб-)контрагентов и кредиторов.

Но в данном случае, как подчеркнула Мария Захарова, необходимо более детально прописать в законе условия и процедуру цессии и определить ограничения.

Кроме того, эксперт считает, что необходимо учитывать специфику закупок, предусмотреть процедурные особенности уступки прав требования и сделать очевидным момент наличия у поставщика (подрядчика, исполнителя) возможности частичной уступки права требования только на часть обязательства, исполненного и принятого без замечаний.

В свою очередь, адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Смирнова считает, что внесение предлагаемых законопроектом изменений абсолютно неразумно и свидетельствует о нездоровой тенденции – менять закон для решения узких вопросов. Поясняя свою позицию, она указала, что из п. 7 ст.

448 ГК РФ не следует, что законодателем запрещена уступка прав требования по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 223. «В данной норме ГК РФ содержится прямое указание на то, что она применяется в случаях, когда в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов.

При этом Закон не предусматривает обязанности заказчиков заключать договоры только путем проведения торгов, более того, он и не устанавливает обязанности осуществлять закупки только в форме торгов. Следовательно, п. 7 ст. 447 ГК РФ к закупкам в рамках Федерального закона № 223 не применим вовсе. Данное толкование п. 7 ст.

448 ГК РФ нашло отражение в многочисленной судебной практике», – указала эксперт. Также Екатерина Смирнова считает, что в законопроекте предложена крайне неудачная формулировка: уступку предлагается разрешить только субъектам малого и среднего предпринимательства, с которыми заключен договор. Из буквального толкования данной нормы следует логический вывод, что участников гражданского оборота, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, законодатель не наделил правом уступать свои права денежного требования.

Кроме того, эксперт сослалась на новый обзор судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок, утв. Президиумом ВС РФ, в котором разъясняется, что введенное п. 7 ст. 448 ГК РФ требование об исполнении договора лично победителем торгов означает запрет на передачу им возникающих из соответствующих договоров прав и обязанностей при выполнении работ, оказании услуг, поставке и получении имущества. При этом данный запрет не может быть распространен на уступку победителем торгов денежного требования.

«Таким образом, высшая судебная инстанция разрешает уступку денежного требования даже в государственных и муниципальных закупках (регулирование которых существенно строже, чем регулирование закупок по Федеральному закону № 223), а законодатель тем временем пытается ограничить уступку по договорам, заключенным в соответствии с данным Законом», – заключила Екатерина Смирнова. ЗаконодательствоГражданское право и процесс Прислать новость

Заключение договора по 223‑ФЗ: правовые основы

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Заказчик вправе сделать закупку по 223-ФЗ посредством договора цессииКомментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие.  Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения.

 Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой.

Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки. 

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ). 

Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера.

Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры.

Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры.

Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст.

432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова,ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре.

Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами.

Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту.

Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Об указании в Положении о закупках факта заключения договора цессии

В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ N Д28и-1628, датированным 21 апреля 2017 г., в Положении о закупках теперь необходимо прописывать информацию о заключении соглашения уступки требования (цессии).

Информацию о заключении соглашения уступки требования (цессии) теперь необходимо прописывать в Положении о закупках заказчиков, попадающих под регулирование Закона №223.

Как считает Министерство экономического развития РФ, заключение соглашения уступки требования (цессии) в соответствии с Законом №223 является закупкой в момент приобретения заказчиком права требования.

По этой причине, его заключение в Положении о закупках необходимо урегулировать, поскольку все закупки заказчика должны быть регламентированы и прописаны в Положении о закупках.

К примеру, заключение этого договора можно считать одним из оснований проведения госзакупки у единственного исполнителя (поставщика, подрядчика).

Цитирование из текста Письма Минэкономразвития России от 21.04.2017 №Д28и-1628:

«Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу об отдельных положениях Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает.

Положения Закона №223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). В соответствии с п. 1 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

Таким образом, заключение договора уступки требования относится к сфере регулирования Закона №223-ФЗ. При этом приобретение цессионарием права требования по исполнению обязательств является закупкой по смыслу Закона №223-ФЗ.»

Теги: договор цессии, положение о закупках,

Количество просмотров: 1011

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Правомерно ли заключение дополнительного соглашения о замене стороны договора в случае ликвидации поставщика?

Поставщик по договору, заключенному по результатам конкурса, проведенного в соответствии с положением о закупке и Федеральным законом от 18.07.

Читайте также:  Составление иска о снятии с регистрационного учета

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», прислал заказчику уведомление о своей ликвидации, сообщив при этом о необходимости подписать дополнительное соглашение к договору поставки о замене стороны — поставщика на другое лицо. Положение о закупке заказчика и сам договор не содержат запрета на такие действия.

  • Правомерно ли подписание указанного соглашения с точки зрения закона?
  • Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: заключение указанного в вопросе соглашения не противоречит закону.
  • Обоснование вывода

Возможность и порядок перемены стороны в договоре определяются нормами гл. 24 ГК РФ, на положениях которого основывается Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ст. 2 этого закона).

В случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче применяются правила об уступке требования и о переводе долга (ст. 392.3 ГК РФ). Уступка неденежного требования допускается, если она не противоречит закону и не запрещена договором (ст. 388 ГК РФ).

Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ).

В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ч. 5 ст.

95 этого закона), Закон № 223-ФЗ не ограничивает возможность перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) в договоре, заключенном в соответствии с положениями этого закона. Не вытекает такой запрет и из п. 7 ст.

448 ГК РФ, поскольку Закон № 223-ФЗ не содержит положений, которые обязывали бы заказчиков осуществлять закупки исключительно путем проведения торгов.

Следовательно, если запрет на передачу прав по договору не был предусмотрен документацией о закупке и самим договором поставки, права и обязанности поставщика по этому договору могут с согласия покупателя (заказчика) быть переданы третьему лицу. Такая передача договора, будучи основана на соглашении между старым и новым поставщиками, не может рассматриваться как новая закупка. Это связано с тем, что заказчик стороной соглашения о передаче договора не является.

В заключение отметим, что, безусловно, заказчик не обязан давать согласие на перемену стороны в договоре. Принимая соответствующее решение, заказчику следует исходить и из принципа разумной осмотрительности.

В частности, если в конкретных обстоятельствах к лицу, с которым заключен указанный в вопросе договор, в соответствии с законом или положением о закупке предъявляются какие-либо специальные требования, то представляется, что давать согласие на перемену поставщика заказчику следует только после проверки потенциального контрагента на соответствие таким требованиям. При ином подходе, как нам представляется, возрастает риск неблагоприятных последствий для заказчика в связи с передачей договора. Однако, повторим, что сама по себе упомянутая в вопросе замена контрагента законодательству не противоречит.

Алексей Александров, Татьяна Чашина, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Уступка права требования по 223 фз. Договор цессии в еис

Договор цессии — это согласие переуступить право требования третьим лицам.

Исполнитель контракта — это константа, которая не подлежит изменению, за исключением ситуаций, когда новая сторона выступает правопреемником предыдущего поставщика. В соответствии с определением Верховного суда РФ от 20.04.2017 по делу № 307-ЭС16-19959, в процессе исполнения контракта, когда исполнитель переуступает права требования по оплате третьим лицам.

Переуступка поставщиком права на оплату производится в том случае, когда у него зафиксированы долговые обязательства, вследствие которых он не может исполнить работы и имеет недостаток денежных средств на своих счетах, либо если у исполнителя ожидается проведение ликвидации.

Основания требования оплатить товары, работы или услуги могут быть переданы исполнителем даже до момента исполнения договора. Для организации-заказчика условия контракта в данной ситуации не изменятся, скорректируется только параграф «Получатель средств». Более того, согласно ст. 388.1 ГК РФ, поставщик может переуступить права еще до момента заключения контрактных отношений.

Исполнитель также может переуступить часть долгового обязательства нескольким третьим лицам. Тогда в контракт будут внесены все, кто получает деньги, в том числе и исполнитель (ст. 384 ГК РФ).

Исполнение контракта все равно ложится на плечи поставщика, тогда как основание требовать оплату будет перенаправлено на третье лицо. Для организации-заказчика абсолютно не имеет значения, кому отправлять средства за исполненные условия. Единственное, чего должен опасаться заказчик, — это двойная плата, поэтому крайне важно отследить момент передачи.

Что важно помнить, чтобы избежать возможных негативных последствий

Существуют несколько различных ситуаций, которые выступают потенциально опасными для организации-заказчика:

  1. Уведомление о переуступке прав требования после того, как произведена оплата. В том случае, если плательщик получил письменное уведомление с опозданием, риски ложатся на третье лицо — нового получателя денежных средств. Заказчик выполнил свою часть договора и не должен платить дважды (п. 3 ст. 382 ГК РФ).
  2. Контракт оплачен новой стороне по письменному уведомлению о переуступке. Если вдруг выясняется, что соглашение о цессии является недействительным, и при этом поставщик направил плательщику уведомление об оплате, то заказчик не должен оплачивать договор второй раз, так как средства были переведены до того момента, как соглашение о цессии признали недействительным (п. 14 письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120).
  3. Победитель письменно сообщает о переуступке, а затем он же отзывает уведомление, вследствие чего организация направляет оплату исполнителю. Далее новый получатель выставляет свое требование о перечислении ему денежных средств. Так как уведомление направило и отозвало одно и то же юридическое лицо, то оно полностью легитимно, а значит, заказчик уже выполнил свои обязательства по контракту ранее и не должен переплачивать еще раз новому получателю (постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 № 13253/11).

Если переуступка права требования оплаты уже состоялась, и поставщик вовремя уведомил об этом плательщика, то оплачивать товары, работы или услуги нужно новому получателю. Если по каким-либо причинам заплатили исполнителю, то придется оплатить еще и новому получателю, то есть рассчитаться по обязательствам по контракту второй раз и перечислить образовавшуюся неустойку.

Если денежные средства поставщику уже были переведены при наличии уведомления о цессии, то заказчик не сможет заплатить вовремя третьему лицу, вследствие чего и образуется неустойка за просроченный платеж.

Для того чтобы обезопасить себя, нужно следовать следующим указаниям:

  • если уведомление о переуступке отправил поставщик, то заказчик вправе изменить адресата платежа без дополнительного уведомления;
  • он не должен запрашивать договор цессии, так как не является участником юридических отношений по переуступке;
  • переуступка не меняет условия договора, поэтому составлять дополнительное соглашение к нему не требуется;
  • оплата новому получателю осуществляется на тех же условиях, что и победителю торгов (ст. 386 ГК РФ);
  • если требование об оплате отправил новый получатель, заказчик обязан потребовать подтверждение о цессии либо акт передачи прав. До момента получения данных документов он не обязан платить по своим обязательствам (п. 1 ст. 385 ГК РФ).

В том случае, если победитель подписал договор о цессии по факту исполнения контракта, то заказчик должен будет оплатить третьему лицу — новому получателю. Если же контрактные отношения еще не закончились, но поставщик прислал уведомление о переуступке, то тогда организация вправе требовать выплату штрафа от исполнителя (п. 3 ст. 388 ГК РФ).

1. Положения № 223-ФЗ в новой редакции вступают в силу с 1 июля 2018 года (если иной срок напрямую не указан).

2. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новой редакцией № 223-ФЗ (утверждены и размещены в ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. Если изменения в Положения о закупке не будут внесены, то после 1 января 2019 года такие Положения считаются не размещенными в ЕИС.

Закон не имеет обратной силы: если информация о закупке размещена в ЕИС до даты внесения изменения в Положение о закупке, то такая закупка осуществляется по правилам, действовавшим на дату размещения информации о закупке.

На сегодняшний день основной вопрос заказчиков, работающих по 223-ФЗ: когда же нужно вносить изменения в положение о закупке? И когда нужно начинать руководствоваться нововведениями в закон? 1 июля 2018 года или 1 января 2019 года?

В самом законе есть отсылочные нормы, также заказчики уповают на письма Минфина, где ведомство заявляет, что: «таким образом, до 1 января 2019 года заказчик вправе осуществлять закупки в соответствии с положением о закупке в редакции, действующей до приведения ее в соответствие с законом № 223-ФЗ, Законом № 505-ФЗ».

Участник закупки

В предыдущей редакции закона было указано, что участник закупки — это любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

С 1 июля 2018 года, согласно 505-ФЗ, фраза «которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке» удалена из 223-ФЗ.

Определение Верховного суда РФ от 26.12.2016 по делу № А40-30177/2016

«… если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться в совокупности к такой группе лиц, а не к отдельно взятому ее участнику.

Установление заказчиком требований к отдельным лицам, входящим в состав коллективного участника закупки, противоречит правовому смыслу коллективного участника закупки, а также целям и принципам Закона о закупках и нарушает положения частей 5, 6 статьи Закона…».

Вопрос: допускать ли к закупке аффилированных между собой участников?

Да, аффилированных участников заказчик обязан допустить к закупке. Заказчик отклоняет только заявки, которые не отвечают требованиям извещения и документации. Каких-либо ограничений для аффилированных лиц в Законе № 223-ФЗ не предусмотрено (см. письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371).

Если заказчик установит запрет участвовать в закупках аффилированным лицам в документации или положении о закупке, он ограничит конкуренцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *