Предлагается ввести в нк рф регулирование экологического налога

Минфин опубликовал законопроект о новом экологическом налоге. Ведомство предложило не распространять его на деятельность организаций, финансируемую за счет бюджетных денег

Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налога

Илья Наймушин / Reuters

Министерство финансов опубликовало на портале проектов нормативных правовых актов проект поправок в Налоговый кодекс, которые касаются введения в России экологического налога. Этот налог, в случае если законопроект будет принят, заменит платежи за загрязняющие выбросы.

Новым налогом предлагается облагать организации, деятельность которых наносит ущерб экологии, в том числе из-за выбросов загрязняющих веществ в воздух или в воду.

Однако предлагается сделать исключение: если вред экологии наносится «в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней».

Также новый налог не будет взиматься с организаций, которые размещают отходы на специальных объектах (порядок размещения предлагается определить правительству), а также с тех, кто накапливает отходы, чтобы утилизировать их в течение 11 месяцев.

Источник РБК в Минприроды объясняет, что под деятельностью, финансируемой бюджетами всех уровней, которая не будет объектом налогообложения, подразумевается работа бюджетных учреждений.

«В рамах деятельности таких организаций тоже образуются отходы, но платить за их размещение экологический налог не будут», — сказал он.

РБК направил запрос в Министерство финансов с просьбой уточнить, какие компании не должны будут платить новый налог.

Минфин предлагает также ввести коэффициент, который будет зависеть от объема размещенных предприятием отходов, от использования технологий, минимизирующих вред окружающей среде, от класса опасности отходов.

Коэффициент будет равен 100, если объем или масса выбросов превышают лимиты, установленные для объектов I и II категорий (в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», это объекты, оказывающие значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду).

Понижающий коэффициент будет действовать для новых нефтяных месторождений, расположенных в Баренцевом, Карском, Печорском, Чукотском, Восточно-Сибирском, Белом морях и море Лаптевых. Для них с января 2018 по декабрь 2019 года будет действовать коэффициент 1, затем до конца 2030 года — 0,25, затем снова 1.

Также оговариваются случаи, когда организация не ведет раздельного учета доходов. В таком случае сумма взимаемого налога будет зависеть от максимальной ставки и от налоговой базы, которая определяется по объему всех отходов.

В законопроекте также есть положения, которые позволят предприятию уменьшить размер взимаемого с него налога. Он может быть уменьшен на сумму, равную расходам на действия по снижению ущерба для экологии.

В Минфине пояснили РБК, что правительство таким образом ведет работу по регулированию неналоговых платежей. «В рамках этой работы в правительстве было принято решение включить в Налоговый кодекс все платежи, которые близки по природе к налогам и сборам.

Так, взамен действующего экологического сбора предлагается включить в НК экологический налог», сказал он, заметив, что налоговая нагрузка на бизнес не возрастет: «Речь идет лишь о систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес».

Представитель Минприроды Николай Гудков, комментируя РБК предложение Минфина, заявил, что налог приведет к наполнению бюджета, но не будет способствовать развитию переработки отходов. В законопроекте не предусмотрен механизм направления собранных налогов на природоохранные проекты, пояснил он.

По словам Гудкова, национальный проект «Экология» предусматривает создание инфраструктуры по переработке отходов, а введение такого налога фактически сократит его финансирование.

«Сегодня запланировано уже к следующему году за счет экологических сборов создать 39 такого рода объектов в 22 субъектах, расширив перечень перерабатываемой продукции до 54 наименований товаров.

Введение экологического налога вместо сбора требует всестороннего обсуждения с экспертным сообществом и ведомствами. Нам необходимо в первую очередь стимулировать «зеленый» бизнес, а не увеличивать линейную фискальную нагрузку на компании», — сказал он.

Впервые о намерении властей ввести экологический налог писала газета «Известия» 1 августа.

Новый экологический налог

Министерство финансов предложило заменить различные экологические платежи, такие как за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), экологические и утилизационные сборы одним единым налогом. Что это будет за налог и как с ним работать?

Определения экологического налога в НК РФ еще нет, однако уже разработан проект, по которому с 2020 г. в России может появится еще один налог, который будет заменять различные экологические платежи. Сейчас эти платежи и называют экологическим налогом.

По мнению Минфина РФ, данная плата обладает признаками налога и должна быть включена в НК РФ. Отметим, что в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» есть понятие «экологический сбор».

Экологический сбор не является налогом, но платежи относятся к доходам федерального бюджета.

Данный сбор уплачивают производители или импортеры товаров, которые подлежат утилизации после потери ими необходимых потребительских свойств.

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица. Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку и, конечно, утилизацию изделия или единицы его массы. Налоговой базой может стать масса выбросов и сбросов веществ в атмосферу, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления.

Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налога

Новый налог позволит увеличить поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат бюджета на охрану окружающей среды.

Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным.

Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду.

Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет.

Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

Стоит отметить что во многих станах ЕАЭС экономический налог давно существует и является эффективным.

На данный момент экологический налог является лишь проектом и ранее чем с 1 января 2020 г. он не вступит в силу.

Однако ввод нового налога позволит увеличить поступления в бюджет РФ за счет улучшения качества администрирования: ведь если экологические платежи станут налогом у организаций появится в первую очередь налоговая, а также административная и уголовная ответственность. В планах правительства поступления от налога будут идти на улучшение экологической ситуации в стране.

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г.

При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки.

Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

«Плата за негативное воздействие»: почему в России предложили ввести экологический налог

В России может быть введён экологический налог. С таким предложением выступил Минфин. Ведомство считает, что это позволит увеличить поступления в бюджет.

Предполагается, что платить новый налог будут компании и индивидуальные предприниматели, которые наносят непоправимый ущерб окружающей среде. Он заменит платежи за выброс различных веществ в воздух и воду, а также за размещение отходов производства и потребления.

Эксперты уверены, что предложенные поправки к Налоговому кодексу не приведут к дополнительной нагрузке на бизнес.

Министерство финансов России разработало проект поправок к Налоговому кодексу о введении экологического налога, который подразумевает взимание платежей с компаний и частных предпринимателей, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Как уточняется в пояснительной записке, в настоящее время уже существует «неналоговый платёж за негативное воздействие на окружающую среду». Однако такой механизм взимания платы в федеральный бюджет Минфин признал неэффективным.

«Введение экологического налога при сохранении действующего уровня налоговой нагрузки позволит увеличить поступления в бюджетную систему Российской Федерации за счёт улучшения качества администрирования», — говорится в пояснительной записке к документу.

Новый налог не станет дополнительной нагрузкой на бизнес, считает зампред комитета Государственной думы по бюджету и налогам Сергей Катасонов. 

«Есть определённый смысл в преобразовании налогового законодательства, потому что сегодня плата за негативное воздействие — это величина безразмерная…

Если Минфин преследует задачу наведения порядка, дисциплины и отказа от тех временно согласованных выбросов, которые существенно сокращают доходную часть бюджета, это правильно.

Но, по сути, это один и тот же вид нагрузки на бизнес», — отметил он.

Согласно проекту, фиксированные налоговые ставки будут распространяться на выброс различных веществ в воздух, сбросы в водные объекты, а также на размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Сейчас нормы о плате за ущерб экологии прописаны в законе об охране окружающей среды. В случае принятия проекта об экологическом налоге поправки вступят в силу с 1 января 2020 года.

«Систематизировать часть платежей»

В необходимости систематизировать неналоговые платежи уверен и президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его словам, сам бизнес заинтересован в наведении порядка в этой области.

Также по теме

Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налога «Нарушили правила обращения отходов»: дело против сотрудников мусорного полигона «Кучино» передано в суд

СК по Московской области завершил расследование дела в отношении сотрудников мусорного полигона «Кучино» и передал его в суд. В числе…

«От Государственной думы и от правительства было предложение систематизировать часть платежей и некоторые перевести в налоговые, прописав в Налоговом кодексе, а часть закрепить как государственную пошлину, а часть, может быть, вообще отменить как существующий административный барьер», — заявил Калинин.

Он подчеркнул, что любой перевод неналоговых платежей в налоговые требует обсуждения с экспертами и бизнес-объединениями.

«Потому что, как только это становится налогом, это начинает мониторить налоговая служба. Сразу же включается не только административная ответственность, но и уголовная в случае нарушений. Всё это становится гораздо жёстче. Но это становится и более прозрачно. То есть в этом есть и отрицательная сторона, и положительная», — отметил глава организации «Опора России».

По его мнению, перевод экологического сбора в Налоговый кодекс — половинчатое решение.

«Помимо того, что переводить это в налоги, обязательно нужно прописать механизм тому же Минфину, как эти деньги будут получать так называемые зелёные предприятия, которые перерабатывают батарейки, утилизируют ртутные лампы, шины.

Сегодня такого понятного, чёткого механизма нет, а он должен быть создан. И только в связке такой законопроект должен быть принят», — заключил Калинин.

Экономический эксперт, автор проекта All Economics Антон Шабанов считает, что введение экологического налога благоприятно скажется на доходах российского бюджета. По его словам, новый налог ориентирован только на предприятия, поэтому физические лица напрямую затронуты не будут.

Шабанов отметил, что многие компании уклоняются от экологических сборов, что существенно бьёт по федеральному бюджету. По этой причине, полагает эксперт, необходимо чётко администрировать экологические сборы.

Читайте также:  Какова ответственность за несоблюдение должностной инструкции?

«Чтобы не создавать никакие новые ведомства, никакие новые механизмы, они переводят из одного закона в другой. Таким образом, этот сбор станет не просто пошлиной, а именно налогом, который будет отслеживаться и жёстко администрироваться уже налоговыми органами», — резюмировал автор проекта All Economics.

Добавьте RT в список ваших источников

Минфин предложил ввести пять новых налогов

Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налога

Минфин обнародовал для обсуждения законопроект о включении в Налоговый кодекс пяти новых глав — об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог, налоге с операторов связи и о гостиничном сборе. Таким образом, ведомство реализует свое давнее обещание кодифицировать основные действующие неналоговые платежи — несмотря на возражения крупнейших предпринимательских объединений.

Сегодня на портале проектов нормативных правовых актов был опубликованзаконопроект Минфина о кодификации неналоговых платежей — для публичного обсуждения и его антикоррупционной экспертизы. Документ переносит в Налоговый кодекс (НК) действующее регулирование основных неналоговых платежей — пока без изменения ставок и правил уплаты. 

Четыре платежа пополнят перечень федеральных налогов. Им будут посвящены новые главы НК

  • «Экологический налог», 
  • «Утилизационный сбор», 
  • «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения» 
  • «Налог на операторов сети связи общего пользования». 
  • «Гостиничный сбор» появится в разделе кодекса о местных налогах.

Минфин готовил этот законопроект более года. В начале марта ведомство объявило, что документ предполагается внести в правительство в ближайшее время (см. “Ъ” от 4 марта). 

Бизнес, полагая, что такой шаг приведет к росту фискальной и административной нагрузки, на съезде РСПП 14 марта обратился к Владимиру Путину с просьбой не торопиться с включением «неналогов» в НК. 

Пожелание «не спешить с этим вопросом» Владимир Путин перенаправил первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову. Тем не менее на коллегии Минфина 26 марта инициатива обсуждалась в качестве одного из ключевых направлений работы Минфина.

Тогда же Дмитрий Медведев заверил собравшихся, что внесение неналоговых платежей в НК не приведет к увеличению фискальной нагрузки.

 Бизнес надеется, что пожелание президента «не спешить» будет закреплено в его поручениях по итогам съезда РСПП (их все еще нет), и не считает вопрос о кодификации «неналогов» окончательно решенным.

Впрочем, восприятие предпринимателями инициатив Минфина меняется. В ноябре 2018 года ведомство дополнило законопроект главой о налоге на утилизацию товаров и упаковки.

Это вызвало шквал негодования у бизнеса, у которого сейчас есть выбор — платить экологический сбор или самостоятельно собирать и утилизировать создаваемые отходы.

Бизнес посчитал, что это предложение противоречит сути реформы управления отходами, отменяя возможность самостоятельной утилизации отходов компаниями.

В свою очередь, за самостоятельную реализацию ответственности бизнеса за отходы всегда выступало и Минприроды.

Компании уже начали создавать отраслевые ассоциации для самостоятельного сбора и утилизации отходов и инвестировать в инфраструктуру, а признание их плательщиками сбора без исключений лишало такие инвестиции смысла, указывали представители ассоциаций.

Новый драфт документа оставляет принцип самостоятельной утилизации компаниями отходов от использования товаров и упаковки в формате налоговых вычетов из суммы сбора. 

Так, вычету подлежит масса отходов от использования товаров и упаковки, которая утилизируется компаниями. Сумма будет вычитаться из сбора на основании договора с региональным оператором или компанией и самих актов утилизации.

«Мы поддерживаем перевод платежа в НК, но важно, что сохранилась возможность самостоятельной реализации ответственности производителями и импортерами,— говорит представитель ассоциации РАТЭК (объединяет Apple, Samsung, Sony и др.) Антон Гуськов.

— Это помогает решить проблему с отходами, ведь изначальная цель — не налог, а возможность обеспечить утилизацию».

Кроме включения сборов в Налоговый кодекс Минфин предлагает «погрузить» в него в качестве госпошлины еще ряд платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений из госреестров (госрегистров), таких, например, как внесение изменений, просмотр сведений и так далее. Против включения таких платежей в Налоговый кодекс бизнес не возражает.

Источник: «Коммерсант»

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join. Также вступайте в наш чат.

  • минфин
  • налоги
  • налоговый кодекс
  • россия

Экологический налог: близкая перспектива или далёкое будущее?

Лето 2018 года оказалось жарким на законопроекты, касающиеся реформ в различных отраслях и аспектах нашей жизни. И тема экологии не исключение. С 13 августа и по настоящее время законопроект об экологическом налоге проходит процедуру публичного обсуждения текста проекта и независимую антикоррупционную экспертизу.

Обсуждаемый проект, как нормативный правовой акт, вводит в Налоговый кодекс РФ главу «Экологический налог». Объектом налогообложения будут признаваться сбросы загрязняющих веществ в воду, выбросы их в атмосферу, захоронение отходов производства и потребления и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

В проекте на сегодняшний день перечислено порядка 318 наименований загрязняющих окружающую среду веществ, и налоговой базой признаётся масса выбросов, сбросов и отходов. Ставки (на 2020 год) устанавливаются для каждого вида воздействия в зависимости от опасности загрязняющего вещества. От 0,1 руб.

(углеводороды предельные С6-С10) до 74 380 032 руб. (винилхлорид) за 1 тонну загрязняющего вещества (отходов производства и потребления). Платить налог будут юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые в результате своей деятельности негативно влияют на окружающую среду.

Налоговым периодом предлагается признавать календарный год.

Обращаю внимание, что предложение о введении экологического налога не является поводом для создания нового налога в России. Как указано в письме Минфина РФ от 14.08.

2018, «при разработке новых подходов к регулированию налоговых платежей было принято решение включить в Налоговый кодекс РФ платежи, близкие по своей природе к налогам и сборам.

Именно в рамках этой работы взамен действующего экологического сбора предлагается включить в Налоговый кодекс РФ экологический налог». Если закон примут, то он вступит в силу в январе 2020 года.

Всё бы хорошо, если бы не мой внутренний диалог о том, как можно экологический сбор в его названии заменить экологическим налогом? Ведь к экологическим налогам можно отнести также сбор за пользование объектами животного мира, за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ) и т. п.

В итоге, согласно определению Европейского агентства по окружающей среде, экологические налоги могут быть в широком плане определены как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду». Проигнорировав экологическое законодательство и его подсистемы, наши законодатели опять вносят в жизнь бизнеса новшества.

В 2014 году в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 была введена статья 25.4 «Экологический сбор». Указанный сбор отнесли к неналоговым доходам федерального бюджета. И, на мой взгляд, сделали верно, так как налог не является некой компенсацией расходов.

А как мы понимаем, все экологические платежи — это средства на проведение мероприятий по восстановлению окружающей среды от негативного на неё воздействия.

Несмотря на то что проект об экологическом налоге ещё «сырой», нам не стоит забывать основы законодательства, историю возникновения и цели введения тех или иных налогов и сборов. Как говорят мудрые люди, время покажет, в каком виде выйдет в свет указанный в самом начале статьи проект закона, вернее закон.

Звоните, пишите, задавайте вопросы, делитесь своим мнением.

Будем обсуждать, обмениваться опытом.

Преобразование экологического сбора в налог усложнит контроль

Москва, 14 августа 2018, 15:50 — REGNUM Средства, поступающие в федеральный бюджет в качестве нового экологического налога, не будут расходоваться на цели, которые служат основанием для их сбора, считает ведущий юрист Европейской юридической службы Алексей Тарасов.

Ранее стало известно о предложении Минфина РФ о введении в России экологического налога. Как следует из пояснительной записки к документу, по сути, экологический налог заменит «действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду».

Инициатива Минфина внести поправки к Налоговому кодексу РФ (НК), которыми с начала 2020 года предлагается ввести экологический налог вместо действующей сейчас платы за негативное воздействие на окружающую среду, обусловлена поручением премьер-министра РФ от 16 марта 2018 года.

Высказывать мнение на счет этой инициативы сейчас крайне сложно, так как не понятно, каким образом она реализуется. Но однозначно можно предположить, что средства, поступающие в федеральный бюджет, не будут расходоваться на цели, которые служат основанием для их сбора.

К тому же усложнится контроль за расчетом и уплатой такого налога, так как фактически налоговая служба не в состоянии на сегодняшний день администрировать расчеты по нему. Скорей всего, за ФНС это будет делать Росприроднадзор, что, в свою очередь, только усложнит процесс контроля.

Минфин утверждает, что плательщики данного налога не почувствуют разницу, в суммарном выражении, что вселяет надежду в добросовестный подход в законотворчестве.

Для граждан РФ Минфин придумал новый налог — экологический

История вопроса

В последние годы в России ряд массовых протестов был вызван экологическими проблемами. В первую очередь людей волнует вопрос хранения и переработки бытовых отходов: мусорные полигоны и мусоросжигательные заводы, возводящиеся у населённых пунктов, загрязняют воздух и почву; сжигание несортированного мусора грозит выделением ядовитых веществ. Лесной фонд страдает от незаконной вырубки (особенно на Дальнем Востоке и в Сибири) и регулярных пожаров, тушению которых не уделяется достаточно внимания. Так, в июле 2019 года в Сибири площадь лесных пожаров достигла 5,4 млн га; смог от них достиг крупных городов. При этом некоторые политики связывали запущенность пожаров с желанием местных чиновников скрыть незаконные вырубки леса. Страдает Россия и от загрязнения водоёмов. Особо острой является тема выброса отходов и токсинов в самое чистое озеро планеты — Байкал. Вредные вещества поступают в озеро через впадающие в него реки, из туристических баз на берегу Байкала, а до 2013 года — от выбросов целлюлозно-бумажного комбината.

Экологический налог в 2019 году

Экологический налог в России в 2019 году не введен, законодательная инициатива по этому вопросу на сегодня оформлена в виде ]]>проекта закона]]>, вносящего изменения в НК РФ.

Если предложенные поправки будут приняты, новый формат взимания экологических платежей заработает с начала 2020 года.

Суть предложения — в унификации подхода в расчетах с бюджетом по платежам, направляемым на сохранение благоприятной экологической ситуации.

Новый экологический налог

Минфин путем ввода в Налоговый кодекс очередной главы для нового вида налога стремится объединить в одном платеже плату за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления.

Эта мера призвана обеспечить высокую собираемость средств на решение экологических проблем. То есть, планируется не увеличить уровень фискальной нагрузки на налогоплательщиков, а трансформировать действующие сегодня сборы в налоговые поступления.

Плюсы этого шага есть для всех участников взаимодействия:

  • государство получает больше гарантий в вопросах собираемости средств, так как ответственность за неуплату налога больше, чем в отношении неналоговых сборов;
  • для представителей бизнеса упрощается работа с законодательной базой за счет унификации подхода в расчетах с бюджетом и сосредоточении информации об алгоритме работы с фискальной системой в одном документе.

Экологический налог в 2019 году рассматривается как замена платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Объектом налогообложения будет выступать объем загрязнения в результате осуществления выбросов в воздух, в объекты водных ресурсов, при захоронении, накоплении или размещении отходных масс.

Налог не будет взыскиваться за урон окружающей среде при проведении мероприятий, финансируемых из бюджетов разных уровней.

Освобождение от налога предлагается ввести для процедуры накопления отходов с целью их дальнейшей утилизации или обезвреживания (льгота сохраняет актуальность в течение 11 месяцев со дня появления отходов).

Экологический налог предполагается рассчитывать отдельно по каждому объекту и источнику загрязнения, загрязняющему веществу.

Налоговая база может быть представлена объемом выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, показателями объема или массы фактически образовавшихся в налоговом периоде и размещенных отходов за вычетом материалов, направленных на переработку.

При определении размера налоговой базы будут учитываться выделенные нормативы отходов и объемы превышения обозначенных лимитов.

Читайте также:  Документы для регистрации права собственности на квартиру

 Модуль природопользователя

Ставка экологического налога в 2019 году предлагается к вводу по дифференцированной шкале с привязкой к классу опасности отходных масс и виду загрязняющего вещества. Законопроектом предусматриваются тарифы налогообложения в рублях за каждую тонну по видам загрязняющих веществ – минимальная ставка равна 0,1 руб.

, а максимальные значения исчисляются в миллионах рублей за тонну. В зависимости от класса опасности, присвоенного отходам, предусмотрены ставки от 1,1 руб. (V класс для практически неопасных отходов добывающей промышленности) до 4643,7 руб. за тонну (отходы чрезвычайной опасности I класса).

Если раздельный учет по видам отходов налогоплательщиком не ведется, ко всему объему образованных отходов применяется наибольшая ставка.

Проектом предусмотрен механизм индексации с 2021 года базовых ставок с учетом коэффициента-дефлятора, учитывающего уровень изменения потребительских цен.

Если же речь идет о загрязнении территорий или природных объектов, находящихся под особой охраной, к ставкам налогообложения применяется особый корректирующий коэффициент, равный 2.

Помимо этого, в законопроекте по экологическому налогу (в 2019 году еще не принятому) рассматривается комплекс других понижающих и повышающих коэффициентов, в частности:

  • при внедрении новейших технологий, действие которых направлено на минимизацию объема выбросов, коэффициент равен 0;
  • корректировка на 0,3 осуществляется при размещении своих отходов (в пределах лимитов) на собственных площадках;
  • коэффициент 0,33 актуален при размещении отходных масс IV класса опасности, которые были получены в результате обезвреживания отходов II класса;
  • 0,5 – если размещаются отходы IV или V класса опасности, которые были образованы при утилизации промышленных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • 0,67 – при размещении обезвреженных отходов II класса, которым присвоен уровень III класса опасности;
  • 0,49 – при размещении отходов III класса, которые образованы после обезвреживания отходов IV класса;
  • 1 – за выбросы или отходы в пределах соответствующих нормативов и лимитов;
  • 25 – при превышении размера выделенных лимитов по размещенным отходам, а также при соблюдении временно разрешенных объемов выбросов, сбросов;
  • 100 – за превышение нормативов выбросов и сбросов, действующих для объектов I и II категорий.

Налогоплательщики смогут воспользоваться налоговым вычетом путем уменьшения обязательства перед бюджетом на размер расходов, связанных с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, произведенных в налоговом периоде, но не более 70% от суммы налога за год.

Экологический налог (в 2019 году рассматривается лишь законопроект) — это налог с годовым налоговым периодом. Обязательства налогоплательщики должны будут исчислять самостоятельно по каждому объекту.

В течение года необходимо вносить авансовые платежи (за исключением субъектов малого и среднего бизнеса) в размере ¼ от суммы налога за прошлый год – до 20 числа в первом месяце после истекшего квартала.

Окончательное погашение обязательств за год должно производиться в срок до 1 марта (включительно). Организациям ежегодно придется подавать декларацию по налогу.

Плательщики экологического налога

  • Налог будут обязаны платить организации, ИП и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в территориальных границах РФ с нанесением вреда окружающей среде путем образования отходов или через осуществление выбросов в воздух, сбросов в водные объкты.
  • Экологический налог в РФ по твердым бытовым отходам должны будут платить региональные операторы по обращению с коммунальными отходами.
  • Не являются налогоплательщиками лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории (с соответствующим документальным подтверждением), или образующие лишь твердые коммунальные отходы.
  • Регистрация налогоплательщиков в ИФНС осуществляется с привязкой к месту нахождения объектов налогообложения, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог

Минфин России предлагает заменить неналоговые платежи за НВОС экологическим налогом. В статье – анализ законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ.

Прежде всего отметим, что смысл анализировать проекты нормативных правовых актов есть только в том случае, если разработчики документа готовы к его совершенствованию. В ином случае целесообразно анализировать только окончательно принятые акты, поскольку в последний момент законопроект может измениться до неузнаваемости и прогноз рисков для природопользователей становится уже другим.

При этом многие законопроекты рассматриваются годами, некоторые – десятилетиями, а в итоге так и не принимаются. Могут про них забыть, а потом вдруг вспомнить. Так обстоит дело и с рассматриваемым законопроектом – идея экологического налога уже обсуждалась более 10 лет назад.

Концептуально компания «ЭКОТИМ» против понятия «экологический налог», так как это противоречит правовой природе, целям платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Плата за НВОС по своей правовой природе является административным способом возмещения вреда.

Минусы введения экологического налога

Экологическое право опирается на концепцию порогового воздействия. Однако не все ученые согласны с этой концепцией. Есть отдельные исследования, которые доказывают, что малые дозы воздействуют на организм человека по-иному и нельзя однозначно утверждать, что воздействие ниже уровня ПДК совсем не вредно для здоровья человека.

При этом нулевое воздействие – это утопия, и целесообразно было бы ввести понятие разрешенного вреда.Воздействие в пределах нормативов – разрешенный вред. Плата за разрешенный вред определена Законом № 7-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Нанесение вреда выше разрешенного оплачивается по более высоким ставкам.

Нецелевые траты.

Налог – это пополнение бюджета государства. С этой точки зрения сейчас по факту плата за НВОС превратилась в налог. Однако это не соответствует целям, с которыми такая плата вводилась. Ранее плата за НВОС справедливо аккумулировалась в экологических фондах, которые финансировали природоохранные мероприятия.

Собственно возмещение вреда и должно быть направлено на устранение последствий нанесенного вреда и принятие мер для предотвращения или минимизации вреда в будущем.

Конечно, если сейчас фактически плата за НВОС не направляется на природоохранные цели, а является просто доходной статьей бюджета, ее правильнее назвать налогом. Но в этой ситуации необходимо бороться с нецелевой тратой собранной платы за НВОС, а не превращать ее в налог.

Все-таки цель платы за НВОС должна быть в стимулировании снижения НВОС, чему налог не может и не должен служить.

Администрирование эконалога налоговыми службами.

Из прошлого опыта показательна история одного судебного процесса, когда судья откладывал суд пять раз в надежде, что какая-то из сторон хоть что-то объяснит.

Но поскольку за невнесение платы за НВОС была привлечена компания, не имевшая в штате эколога, а налоговую службу в суде также представлял не эколог, то объяснить судье, должна или не должна платить компания плату за НВОС, никто не мог.

Не владеет специальными знаниями налоговая служба и по сей день, да и не должна владеть. Соответственно возможны проблемы в правоприменении при введении экологического налога. Правда, эти проблемы могут оказаться обратными существующим.

В настоящее время плату за НВОС администрирует Росприроднадзор, который способен взимать плату и отстаивать правильность ее расчета в суде даже тогда, когда плата взиматься не должна. С Росприроднадзором боятся судиться, поскольку экологическое законодательство таково, что всегда можно найти, к чему придраться, или придумать, к чему придраться.

Для судей экологические дела зачастую непонятны, а Росприроднадзор умеет хорошо обосновывать свою позицию, чего не скажешь о другой стороне – юридическая защита компаний в таких делах оставляет желать лучшего.

Если администратором платы за НВОС, переквалифицированной в экологический налог, станет налоговая служба, у которой сформирован штат юристов-налоговиков, экологическая составляющая данного процесса для налоговой службы будет менее понятна, чем для другой стороны. Возможно, эта ситуация окажется более благоприятной для хозяйствующего субъекта.

Хотя санкции за неуплату, сокрытие, занижение налоговой базы более существенны, чем за аналогичные нарушения с платой за НВОС. Возможно, что и это стимулирует авторов законопроекта.Итак, проектом определено, что экологический налог администрирует налоговая служба, а данные об объемах негативного воздействия будут подтверждаться Росприроднадзором.

Также проектом определено, что налоговая база для расчета платы за НВОС будет производиться по данным производственного экологического контроля (ПЭК). В связи с этим особенно важно будет представлять в составе отчета по ПЭК и в составе декларации о плате идентичные сведения.

Планируемые нововведенияСам проект нововведений сводится к тому, что все нормы, регулирующие сегодня расчет и внесение платы за НВОС, переносятся в НК РФ. Также в него включается часть норм, которые введены в Закон № 7-ФЗ Законом № 219-ФЗ и планируются к вступлению в силу только с 2020 года.

На первый взгляд суть от сведения всех норм в один документ не изменилась, однако в результате этого появились как более удачные формулировки, так и не совсем корректные.

  • Изменение 1 
  • Вызывает вопросы формулировка, касающаяся использования повышающего коэффициента 2 для территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами.
  • Изменение 2

В соответствии с проектом объектом налогообложения в части отходов признается НВОС в результате образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов каждого класса опасности.

При этом накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов не признается объектом налогообложения. Сейчас плата за НВОС взимается за размещение отходов,что включает хранение и захоронение (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).То есть наблюдается некоторое расширение, а также дублирование объекта взимания платы.

Данная некорректная формулировка может породить проблемы правоприменения, когда правоприменителем будет госу-дарственный орган, не владеющий природоохранной терминологией.

Какое негативное воздействие может оказать процесс образования отходов, когда этот процесс сводится к моменту появления (рождения) отхода? Ведь это не продукция, когда процесс образования продукта можно описать процессом его изготовления и в этом процессе может наноситься вред окружающей среде. Отход никто специально не производит, сам момент образования отхода не может оказывать негативное воздействие ни на что.Как будет взиматься плата отдельно за хранение и отдельно за размещение, когда хранение – это один из двух видов размещения!?Накопление отходов может оказать негативное воздействие – так называемое вторичное загрязнение воздуха и водного объекта. Но это загрязнение учитывается при плате за выбросы и сбросы. Учет этого же загрязнения при плате за отходы будет дублированием и вряд ли на самом деле предполагается законодателем. Ждать ли в этом случае специальных такс для накопления отходов?Полагаем, законопроект должен быть поправлен путем исключения формулировки об «образовании, хранении, захоронении, накоплении» отходов из статьи 3, вводимой в НК РФ. Должно быть оставлено, как и в действующемныне порядке расчета платы за НВОС, только размещение отходов.

Изменение 3

Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах

2 апреля Минфин опубликовал доработанную версию законопроекта, посвященного расширению перечня федеральных налоговых сборов: теперь в него будут включены несколько неналоговых платежей.

Ведомство предложило включить в Налоговый кодекс пять сборов — экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор.

Сейчас Минфин вместе с отраслевыми ведомствами обсуждает также возможность включить в НК РФ и другие виды платежей — государственные пошлины за предоставление сведений из различных госреестров.

По оценкам Минфина, в случае одобрения парламентом перевод неналоговых платежей под регулирование НК РФ осуществится не ранее 2021 года.

Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Читайте также:  Взятка должностному лицу - какая статья по ук рф?

Зачем это нужно и почему бизнес выступает против? 

Правительство ведет работу по кодификации и систематизации неналоговых платежей с 2016 года — специальное поручение отдал президент, причем по инициативе бизнес-сообщества.

За это время власти проделали огромную работу и составили перечень всех действующих неналоговых платежей — оказалось, что их более 70.

  Вкратце основные факторы, указывающие на необходимость кодифицировать неналоговые платежи, сводятся к следующему:

— необходимость контроля и управления недоступными ранее платежами (например, местные платежи, выписки из госреестров);

— внедрение мер административной, гражданской и уголовной ответственности для того, чтобы стимулировать внесение платежей уклонистами;

— внедрение более прозрачного налогового контроля единым проверяющим по единым стандартам (выездные и камеральные налоговые проверки, опрос свидетелей, выемка документов и т. п.).

Бизнес долгое время выступает против текущей концепции законопроекта. Самые крупные бизнес-объединения — в том числе «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП РФ — даже отправляли президенту письмо с просьбой пересмотреть некоторые положения.

В частности, предлагалось не включать данные взносы в НК РФ, а структурировать их в рамках отдельного федерального закона. Владимир Путин попросил министра финансов и первого вице-премьера Антона Силуанова «не спешить» с включением платежей в НК РФ.

 

Бизнес-объединения отмечали неготовность бизнеса к включению дополнительных платежей в Налоговый кодекс. В частности, это касается экологических платежей. Бизнес считает принятие закона преждевременным, а сам законопроект — не до конца доработанным.

 В частности, опасения предпринимателей связаны с неопределенностью регулирования нового экологического налога.

Из-за внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) перевод этого сбора в НК РФ может спровоцировать сложности и неопределенность с установлением платежной базы, а это, в свою очередь, повлечет налоговые риски.

Бизнесмены также опасаются, что введение новых налогов (которые по сути лишь заменяют действующие в России сборы) увеличат фискальную и административную нагрузку на бизнес.

 Тем не менее разработчик законопроекта уверяет, что текущие ставки платежей не изменятся и, следовательно, налоговая нагрузка не возрастет. Минфин неоднократно подчеркивал, что предлагаемые новации не означают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения объемов налоговой нагрузки.

Все пять новых налогов, которые предлагаются в новой редакции, лишь упорядочивают уже действующие в России платежи.

Нужно заметить, что после обсуждения с бизнесом проект был смягчен. В частности, бизнес смог отстоять введение в разрабатываемом пакете десятилетнего моратория на уголовную ответственность неплательщиков.

Кроме того, в законопроекте предусматривается пониженный штраф за неуплату или неполную уплату новых сборов: вместо 20% от неуплаченной суммы, как это было обычно, штраф составит 10% от неуплаченной суммы. Также в новой редакции законопроекта удалось вернуть норму о самостоятельной утилизации отходов взамен уплаты утилизационного сбора (экосбора).

Из предыдущей версии проекта данную норму исключили, что вызывало неудовольствие предпринимателей, желавших самостоятельно утилизировать отходы на вновь созданной инфраструктуре.

С одной стороны, перевод указанных сборов под регулирование Налогового кодекса выглядит логичным: эти платежи обладают всеми признаками налогов.

А угроза применения санкций, предусмотренных в НК РФ — в частности, бесспорное взыскание, штрафы, пени и в экстремальном случае уголовная ответственность, — быстрее заставит недобросовестных предпринимателей исполнить обязанность по уплате сборов.

Однако, с другой стороны, проведение дополнительных проверок налоговыми органами может стать весьма болезненным для добросовестных предпринимателей и потребовать дополнительных усилий с их стороны.

В целом бизнес-сообществу следует ожидать усиления контрольной работы со стороны налоговых органов, особенно в первые годы после введения новых налогов.

Налогоплательщик должен быть готов к пристальному изучению расходных документов налоговым органами и даже к проверкам добросовестности своих подрядчиков.

Можно также ожидать появления «серых» зон и неурегулированных вопросов, а также спорной позиции регулятора, к чему тоже нужно быть готовым налогоплательщику.

Следует также отметить, что законодатель оставляет в НК РФ штраф в размере 40% в случае совершения правонарушения умышленно. Эта норма допускает неоднозначное толкование и может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов при начислении санкций.

Если  власти и бизнес придут к компромиссу по спорным вопросам, инициативу правительства по систематизации и закреплению единого перечня всех неналоговых платежей стоит поддержать. Этот процесс призван выстроить и упорядочить всю систему обложения неналоговыми платежами.

Одновременно с этим будет ограничено бесконтрольное введение различных сборов, в том числе на местном и региональном уровне.

После тщательной проработки и обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом мы ожидаем появления стройной унифицированной структуры неналоговых платежей, которая облегчит работу бизнеса со сборами, взаимодействие с контролирующими органами, а также администрирование сборов.

Однако нельзя забывать, что такой проект может стать эффективным только в том случае, если будут учтены конструктивные предложения бизнеса. 

Экологический сбор станет налогом

В Налоговом кодексе (НК) может появиться новая глава — «Экологический налог». Об этом говорится в письме замминистра финансов Ильи Трунина президенту ЦСР Павлу Кадочникову («Известия» ознакомились с документом).

Новый налог призван заменить существующий экологический сбор. При этом в Минфине подчеркнули, что увеличения налогового бремени на бизнес и граждан не произойдет.

Однако в предпринимательских объединениях заявили, что по по вопросу введения экологического налога требуется «тщательная дискуссия».

Экологический сбор может быть переведен в налог. При этом в НК ему будет посвящена отдельная глава. Сейчас этот сбор считается неналоговым платежом, который администрирует Росприроднадзор. Включить платеж в НК Минфин решил в рамках систематизации неналоговых сборов, пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства.

О том, что ведомство подготовило законопроект об экологическом налоге, замминистра финансов Илья Трунин написал в письме президенту ЦСР, главе общественного совета при Минфине Павлу Кадочникову. В пресс-службе Минфина подчеркнули, что в результате перевода сбора в налог фискальная нагрузка на бизнес не увеличится.

Размер платежа рассчитывается по формуле. Нужно умножить ставку экологического сбора на массу утилизируемых товаров и норматив утилизации.

Ставки сбора и норматив утверждены постановлением и распоряжением правительства для каждой группы продукции. При этом по некоторым товарам норматив может быть нулевым, поэтому производитель ничего не заплатит.

Это относится, в частности, к текстильным товарам, коврам, одежде.

Минфин ведет работу по систематизации неналоговых платежей с начала 2017 года.

Изначально министерство намеревалось создать для них отдельный закон, однако позднее было принято решение определить сборы, которые носят налоговый характер, и перенести их в НК.

Для платежей, не носящих налоговый характер, все-таки возможен отдельный закон с определением правил их регулирования, индексации и введения новых пошлин.

По переводу экологического сбора в налог еще предстоит «тщательная дискуссия», заявил в беседе с «Известиями» глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. По его словам, у бизнеса нет выработанной позиции по этому вопросу. Александр Калинин отметил, что включение платежей в Налоговый кодекс предполагает их более жесткое регулирование.

Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин также говорил «Известиям», что в случае занесения сборов в НК на них распространится уголовная ответственность за неуплату. Он отмечал, что бизнесу будет удобнее, если для неналоговых платежей будет создан закон прямого действия без включения сборов в НК.

Справка «Известий»

Экологический сбор — это плата за утилизацию отдельных товаров, которая взимается с предприятий, производящих или импортирующих продукцию, но не способных самостоятельно ее утилизировать. Товары, за производство которых нужно платить сбор, определены в соответствующем постановлении правительства.

В частности, в список входят одежда, деревянные изделия, бумага, нефтепродукты, пластмасса, трубы, упаковка из стали или стекла. Всего 36 групп товаров. Данный сбор является обязательным, по нему плательщик формирует отчетность. Платеж был введен, чтобы мотивировать компании утилизировать отходы самостоятельно. Если предприятие не делает это само, оно должно заплатить экологический сбор.

В пресс-службах Минэкономразвития и Минприроды «Известиям» сообщили, что законопроект Минфина на согласование им еще не поступал.

Главная цель реформы неналоговых платежей — усложнить их появление. Сейчас ведомства сами могут вводить новые сборы и индексировать их по своему усмотрению.

После появления закона о неналоговых платежах и включения части сборов в НК это можно будет сделать только с помощью поправок в законодательство.

Вместе с тем включение в НК некоторых платежей, имеющих налоговую природу, сделает и самих коммерсантов более ответственными, поскольку санкции за неуплату будут строже.

Экологический сбор хотят внести в Налоговый кодекс

Экологическому сбору собираются изменить статус. Предлагается вынести его в ранг налога, соответственно закрепив это всё в Налоговом кодексе РФ.

НК РФ может пополниться новой главой, посвященной экологическому налогу. Об этом сообщил в своем письме заместитель министра финансов Илья Трунин президенту ЦРС Павлу Кадочникову. С документом была ознакомлена газета «Известия».

Этот налог, возможно, придет на замену экологическому сбору. Как говорит Минфин, размер налогового бремени на предпринимательство и других граждан не увеличится.

Но потенциальные плательщики этого налога — предприниматели — считают, что данный вопрос необходимо продумать досконально.

В настоящее время экологический сбор — это неналоговый платеж, находится в ведении Росприроднадзора. Для систематизации таких сборов и было решено включить платеж в Налоговый кодекс, как сообщил Минфин.

Сумму рассчитывают по специальной формуле. Масса продукции, подлежащей утилизации, умножается на ставку и норматив утилизации. Каждая категория товаров имеет свои ставки и норматив. Они закреплены постановлением правительства. Часть категорий могут иметь нулевой норматив, и в результате производитель ничего платить не будет.

К сведению! Экологический сбор — сбор за утилизацию некоторых категорий продукции. Его платят те предприниматели и компании, которые производят или импортируют продукцию, но не утилизируют ее самостоятельно.

Деятельность Министерства финансов по систематизации платежей неналогового типа ведется с начала прошлого года. Платежи налогового типа было решено внести в НК РФ. По поводу неналоговых вопрос еще решается. Может быть, это будет отдельный закон, где будут прописаны индексации, требования и т.д.

Вопрос о трансформации экологического сбора в налог будет еще обсуждаться, заявил А. Калинин, глава бизнес-объединения «Опора России». Также он предположил, что эти изменения повлекут за собой более жесткое регулирование данных платежей.

Глава другого союза предпринимателей — А. Шохин — тоже предположил в интервью «Известиям», что если данные сбор занесут в Налоговый кодекс, то в дальнейшем за неуплату может наступить уголовная ответственность. Кроме того, Шохин отметил, что предпринимателям будет лучше, если сборы будет регулировать какой-нибудь закон, а не Налоговый кодекс.

Как сообщили пресс-службы Минэкономразвития и Минприроды, обсуждаемый законопроект даже еще не поступил к ним на согласование.

На сегодняшний день различные ведомства имеют право самостоятельно вводить новые сборы и индексировать их.

В будущем, если часть сборов будет внесена в НК РФ, менять положения, связанные с платежами, можно будет только посредством внесения поправок в законодательные акты.

Однако включение части налоговых платежей в НК РФ сделает предпринимателей ответственнее, поскольку наказание за неуплату будет гораздо строже.

Скопировать урл

Распечатать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *