Изменена схема оказания господдержки в области сельхозстрахования

Какие изменения готовит министерство сельского хозяйства в государственной поддержке агропромышленного комплекса на 2020 год?

Добрый день, уважаемые коллеги! В этой статье мы поговорим о том, какие изменения готовит минсельхоз внести в действующее законодательство по вопросам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2020 год.

Изменена схема оказания господдержки в области сельхозстрахования

Изменение правил государственной поддержки АПК осуществляется путем внесения корректировок в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Вопросы системы государственного регулирования поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей мы рассматривали ранее.

За проходящий 2019 год произошло много событий, в т.ч. принятие Стратегии пространственного развития Российской Федерации,  госпрограмма Комплексного развития сельских территорий, прошли мероприятия с участием руководства страны, в ходе которых Минсельхозу России были даны поручения и результатом которых стал соответствующий проект Постановления РФ.

  • Министерством сельского хозяйства России на 2020 год предусматривается исключение правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета:
  • на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
  • направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
  • на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
  1. В свою очередь, вместо этого планируется включение правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета:
  2. на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования;
  3. на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.

Кроме того, по ряду направлений изменены целевые показатели эффективности мер поддержки, добавлены новые.

Так, например, включен показатель «Валовой сбор масличных культур в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей».

Росстат внёс свои коррективы, дополнив индикатор, отражающий индекс производства продукции сельского хозяйства с базой расчета, взятого за 2018 год.

Здесь я хочу обратить Ваше внимание на то, что в 2020 году сохранится форма господдержки нашим аграриям – это субсидии. А вот вид субсидии трансформировался и с 2020 года вводятся:

  • компенсирующая субсидия;
  • стимулирующая субсидия.
  1. Компенсирующая субсидия — субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования.
  2. Стимулирующая субсидия — субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.

На что предоставляется компенсирующая субсидия?

Компенсирующая субсидия может быть использована на:

  1. проведение комплекса агротехнологических работ в растениеводстве -по ставке на 1 гектар посевной площади;
  2. поддержку  собственного  производства  молока  —  по  ставке на 1 килограмм молока;
  3. поддержку племенного животноводства — по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  4. поддержку элитного семеноводства — по ставке на 1 гектар посевной площади;
  5. развитие мясного животноводства — по ставке на 1 тонну и (или) на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  6. развитие традиционных подотраслей растениеводства и животноводства — по ставке на 1 гектар посевных площадей (низкопродуктивной пашни) и (или) на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  7. уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Сколько денег предусмотрено в бюджете на компенсирующую субсидию в 2020 году?

На сельское хозяйство России объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год по компенсирующей субсидии установлен в размере 34 015,4 млн. рублей.

На что предоставляется стимулирующая субсидия?

Использование стимулирующей субсидии возможно по следующим направлениям государственной поддержки:

  1. стимулирование производства зерновых и зернобобовых культур;
  2. стимулирование производства масличных культур;
  3. стимулирование производства овощей открытого грунта;
  4. развитие виноградарства;
  5. стимулирование производства продукции плодово-ягодных насаждений;
  6. стимулирование производства льна-долгунца;
  7. стимулирование производства молока;
  8. развитие специализированного мясного скотоводства;
  9. развитие овцеводства;
  10. развитие малых форм хозяйствования;
  11. развитие субъектов с низким уровнем социально-экономического развития.

Стимулирующая субсидия предоставляется регионам России по тем направлениям, которые они выбрали в качестве приоритетных подотраслей сельского хозяйства в рамках процедуры регионализации.

Сколько денег предусмотрено в бюджете на стимулирующую субсидию в 2020 году?

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год по стимулирующей субсидии установлен в размере 26 911,4 млн. рублей.

Благодарю Вас за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы).
  • Подпишитесь на обновления, будет много интересного и полезного!

Удачного Вам дня!

Минсельхоз обновил правила предоставления единой субсидии с 2020 года

Сельское хозяйство 04 сентября 2019 Г. 08:45 Изменена схема оказания господдержки в области сельхозстрахования

Минсельхоз установил новые правила распределения единой субсидии с 2020 года. В обновленном проекте документа господдержку разделят на “компенсирующую” и “стимулирующую”. Объем “компенсирующей” субсидии составит 34 млрд, “стимулирующей” — 26,9 млрд рублей. Проект постановления Правительства опубликован на портале Regulation.gov.ru.

  • Проект утверждает новые Правила предоставления и распределения субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования (“компенсирующая” субсидия) и на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК (“стимулирующая” субсидия).
  • “Компенсирующая” субсидия будет распределена по следующим направлениям:
  • — на проведение комплекса агротехнологических работ в растениеводстве по ставке на 1 гектар посевной площади;
  • — на поддержку собственного производства молока — по ставке на 1 килограмм молока;
  • — на поддержку племенного животноводства —  по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  • — на поддержку элитного семеноводства — по ставке на 1 гектар посевной площади;
  • — на развитие традиционных подотраслей растениеводства и животноводства по ставке на 1 гектар посевных площадей и (или) на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  • — на развитие мясного животноводства — по ставке на 1 тонну реализованной и (или) отгруженной на собственную переработку продукции животноводства и (или) по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного;
  • — на уплату страховых премий, начисленных по договорам страхования.

“Компенсирующая” субсидия будет формироваться из доли каждого региона в общем значении показателей по стране. При этом, если направления поддержки будут распределяться по нескольким показателям, то каждому из показателей будет присвоен коэффициент значимости.

  1. “Стимулирующая” субсидия будет предоставляться на развитие приоритетных подотраслей АПК и предполагает поддержку по следующим направлениям:
  2. — производство зерновых и зернобобовых культур;
  3. — производство масличных культур;
  4. — производство овощей открытого грунта;
  5. — развитие виноградных насаждений;
  6. — производство продукции плодово-ягодных насаждений;
  7. — производство льна-долгунца;
  8. — производство молока;
  9. — развитие специализированного мясного скотоводства;
  10. — развитие овцеводства;
  11. — развитие малых форм хозяйствования;
  12. — развитие субъектов с низким уровнем социально-экономического развития (10 субъектов).
  13. Последнее направление предусматривает поддержку 10 регионов, занявших худшие позиции по экономическому развитию. 
  14. При расчете субсидий будет введен ограничивающий коэффициент по средней доле региона в сумме субсидий за три прошлых года: по “компенсирующей” – 5%, по “стимулирующей” – 40%.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, “изменение структуры и механизма оказания государственной поддержки в 2020 году обеспечит индивидуальный подход к распределению субсидий по каждому субъекту Российской Федерации на основе приоритетных направлений развития регионов”. В Минсельхозе предполагают, что в итоге это позволит увеличить объемы производства по приоритетным сферам для каждого региона и повысит эффективность господдержки. 

Ранее Milknews подробно разбирал, как изменятся правила предоставления государственной поддержки по отраслям и что об этом думают участники рынка. 

Источник: Regulation.gov.ru

Агрострахование с господдержкой: поддержки все меньше

Изменена схема оказания господдержки в области сельхозстрахования

16 марта 2017

В 2016 году объем бюджетных субсидий на агрострахование с господдержкой был сокращен практически вдвое. В 2012 году (когда начал работать закон ФЗ-260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…») было выделено 4 541 млн. руб.

субсидий на агрострахование, к 2015 году это значение выросло до 5 481 млн. руб., и в 2016 году их размер был существенно сокращен до 2 748 млн руб.

Конечно же, ФЗ-260 по-прежнему гарантирует господдержку для аграриев, но денег на это в федеральном бюджете выделяется всем меньше и меньше. 

Федеральный закон № 260 был принят 25 июля 2011 года (то есть задолго до кризиса 2014 года), а с 2016 года правительство РФ   ввело единые правила предоставления субсидий труженикам сельского хозяйства.

Появилось даже  объединение  агростраховщиков (НСА — Национальный союз страховщиков) и единые гарантийные фонды.

Согласно этим правилам можно застраховать однолетние и многолетние насаждения, животных или весь урожай от различных рисков: засуха, подтопление, болезни, падёж скота и т.п.  

Татьяна Мельникова, начальник Управления андеррайтинга и методологии сельскохозяйственных рисков СК «Согласие»:

В России агрострахование осуществляется, в том числе, с государственной поддержкой. То есть государство оплачивает не менее 50% от начисленной страховой премии, остальное платит тот, кто страхуется. 

Чтобы получить субсидию от государства, страхователь подает заявление в страховую компанию, являющуюся членом Национального союза агростраховщиков (НСА). Страховая компания заключает договор, в рамках ФЗ 260 от 25.07.2011 г.

, и стандартных правил страхования, которые едины для всех участников НСА.

После оплаты первого взноса (50% от начисленной премии), страхователь подает пакет документов в региональное отделение АПК, после чего на расчетный счет страховщика поступает вторая часть премии.

До 2017 года деньги из федерального бюджета выделялись регионам постатейно: Х рублей на разведение племенного скота, Х рублей  на разведение виноградников, Х руб на субсидирование агрострахования.

Но 30 декабря 2016 года правительство РФ изменило правила  предоставления субсидий субъектам РФ. Теперь деньги переводят в регион общей суммой без детализации, на что сколько выделено.

А уже сам субъект РФ (Министерство сельского хозяйства или комитет по с/х) решает, кто из аграриев сколько получит субсидий и на какие цели. 

Правительство в своем постановлении указало лишь несколько направлений, среди которых и так называемая Единая субсидия на поддержку сх (в которую  входит и агрострахование). Инициатива по созданию новой схемы финансирования исходила от правительства РФ. Агростраховщиков это не особенно порадовало.

Президент НСА Корней Биждов:

Введение единой субсидии и включение в нее субсидий на господдержку агрострахования уже оказало непосредственное влияние на планирование регионами параметров этого направления господдержки в 2017 году.

На 20 января к нам в НСА поступили сведения от 52 субъектов РФ, из которых 27 намерены сохранить господдержку агрорострахования.

Однако в 11 регионах из этих 27 органы АПК планируют снижение целевых показателей по застрахованным площадям по сравнению показателями в 2016 году, и в некоторых субъектах это снижение составляет до 70%.

В целом, НСА не поддерживает включение господдержки агрострахования в «единую субсидию». 

Приобретение страховой защиты для агробизнеса — это не развитие какого-то отдельного направления сельхозпроизводства, не задача текущего финансирования, это инструмент обеспечения долгосрочной стабильности агробизнеса, его кредитоспособности и финансовой устойчивости, его возможности привлекать инвестиции.

НСА полагает, что, в принципе, идея передачи регионам основной ответственности за организацию защиты рисков их агропроизводства не верна. Это задача, относящаяся к области продовольственной безопасности, и она должна решаться на уровне страны.

В целом, агростраховщики выразили озабоченность перспективами развития агрострахования в 2017 году. Они считают, что переход на «единую субсидию» приведет к тому, субсидирование агрострахования с господдержкой может сократиться при негативном сценарии на 30-40%. И мы видим по данным НСА, что эта цифра может быть даже  выше — 70%.

Дмитрий Цветков, руководитель направления АГРО андеррайтинга и методологии корпоративного бизнеса ООО СК «Сбербанк страхование»: 

Читайте также:  Комментарий 6531 к статье: трудовой договор с генеральным директором ооо (образец)

Введение Единой субсидии, в первую очередь, осложнит возможность планирования сельхозстрахования в регионах для страховых организаций. Соответственно, будет увеличиваться риск недополучения страховых взносов и увеличение дебиторской задолженности страховщиков.

Это усложнит взаимоотношения со страхователями, так как при отсутствии полной оплаты страховых взносов по договорам возмещение убытков будет происходить в сокращенном размере.

Страхование сельскохозяйственных рисков  в рамках распределения средств господдержки в регионах не будет приоритетным направлением и можно прогнозировать, что размеры оказываемой господдержки будут существенно снижаться.

А они уже снижаются. И уже накапливается дебиторская задолженность по договорам агрострахования, заключенным в 2015 и 2016 годах.

 По данным НСА, в 2016 году секвестр бюджета привел к тому, что 20 регионов РФ недополучили субсидии на страхование на общую сумму около 1,2 млрд. руб.

Это коснулось основных аграрных регионов Европейской России и Дальнего Востока, где привлечение инвестиций в агробизнес и, соответственно, спрос на страховую защиту наиболее высоки.

Татьяна Мельникова, СК «Согласие»:

Безусловно, ситуация с недофинансированием негативно сказывается на ведении бизнеса. Мало того, что она приводит к образованию дебиторской задолженности, при ее наличии, в случае убытка, сумма страхового возмещения будет выплачена пропорционально сумме оплаченной премии. 

То есть, если государство вовремя не заплатило свою часть страховой премии, а для хозяйства-страхователя  наступил страховой случай, (допустим, засуха, и урожай оказался ниже на 40%, чем ожидалось), то страховые выплаты будут гораздо меньше — на 50% (при условии, что господдержка 50%).

В такой ситуации, как совершенно верно отметил президент НСА Корней Биждов, «аграрии ощущают себя обманутыми». И мы получили именно такое мнение от главы КФХ, читайте далее в материале.  А что же в этой ситуации делать самим аграриям, на которых и направлены меры господдержки?

Агростраховщики советуют «самостоятельно оплатить вторую часть премии, тогда в случае наступления страхового события, возмещение будет выплачиваться в полном объеме». (Татьяна Мельникова, СК «Согласие»).

  • Дмитрий Цветков предположил, что » сельхозпроизводители будут вынуждены искать другие формы страхования урожая сельскохозяйственных культур без государственной поддержки».
  • А что думают сами сельхозпроизводители?  
  • Тарас Кожанов, совладелец 2 козьих и 1 овечьей фермы в Республике Марий Эл:

Мы страхуем козлов, привезенных из Голландии, от всех видов рисков (болезни, кражи) в СК «Россельхозбанк-страхование». 1 животное с доставкой стоит около 150 тысяч рублей. Господдержку не используем.

На мой взгляд, для нашей коммерческой деятельности страхование не эффективно, так как животных страхуют только с франшизой. Франшиза — это сумма, которая при страховой выплате не возмещается. Мы застраховали 10 козлов по 150 000 руб. с франшизой 10%. Один из десяти козлов умер.

Мы ничего не получили, так как 1 из 10 — это как раз 10%. А для нас-то это ощутимые потери. У нас на стадо коз в 2500 особей всего 10 козлов-производителей.

Юрий Шелудяков, глава  крестьянско-фермерского хозяйства «Олимп» (Новосибирская область):

Однажды я использовал страхование урожая с господдержкой, и с тех пор больше в азартные игры с государством не играю. В октябре 2013 года я застраховал посевы пшеницы и ячменя ( наше хозяйство 4.5 тысяч га земли) в СК «Ингосстрах», так как брал кредит и страхование урожая было обязательным условием банка.

Господдержка значилась в договоре 35%.  Конечно, я сам виноват: договор не изучил досконально. У нас были заморозки в период вегетации весной, когда температура воздуха должна быть выше плюс 10 градусов. Но заморозок длился 1 день. А в договоре значилось «не менее 3 дней подряд».

В общем, осенью собрали мы пшеницы по7 центнеров с га, хотя до этого у нас средняя урожайность была 25 центнеров. Страховая компания не признала этот случай страховым, я с ними судился, но Арбитражный суд мне в иске отказал.

А Министерство сх Новосибирской области перечислило свою часть страховой  премии только в ноябре — то есть через год после заключения договора (договор заканчивался 1 октября).

Это тоже было дополнительным аргументом в суде для отказа от выплаты: мол, вы же страховую премию заплатили не полностью, а она должны быть оплачена четко в срок согласно договору. Так и достались эти деньги страховщикам. А я с тех пор вообще не страхую ничего — не вижу в этом смысла. 

Подготовила Ксения Попова

Только цифры (источник: пресс-центр НСА):

В 2012-2016 г. (по данным на 9 месяцев 2016 г.) в страховые компании поступило 17 млрд рублей субсидий на агрострахование из федеральном бюджете (согласно данным Банка России). Страховые выплаты по агрострахованию с господдержкой за этот период составили  14 млрд. руб. в силу благоприятного периода для растениеводства в РФ в 2013-2016 гг.

Спрос на агрострахование с господдержкой: 6-7 тыс. договоров в год, в основном, это страхование растениеводства. В 2016 году  средняя застрахованная площадь посевов на 1 договор — 3 тыс. га, среднее поголовье на 1 полис  — 13 тыс. условных голов.

Вступили в силу новые правила агрострахования с господдержкой

С 1 марта вступили в силу изменения в правила агрострахования с господдержкой, которые, как надеется Минсельхоз, повысят интерес аграриев и страховых компаний к этой системе.

Изменения в закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в закон «О развитии сельского хозяйства» были приняты парламентом и подписаны президентом в декабре.

Среди основных нововведений — отмена порога гибели урожая, а также возможность застраховать с господдержкой один или несколько рисков. Так, как сообщает Национальный союз агростраховщиков (НСА), до настоящего времени аграрии на условиях господдержки могли застраховать только все риски, перечисленные в законе.

Теперь позволяется включить в покрытие случаи утраты урожая, посадок многолетних насаждений, а также гибели сельскохозяйственных животных «в результате воздействия всех, нескольких или одного» из опасных для сельхозпроизводства явлений.

В законе перечислено 23 таких природных явления, в том числе засуха, заморозки, продолжительный дождь, раннее появление снежного покрова и т. д.

Одновременно устранена проблема, возникавшая при страховании крупных хозяйств, рассказал «Агроинвестору» президент НСА Корней Биждов.

«Если раньше по договору с господдержкой требовалось застраховать все посевы или все имеющееся поголовье одного вида, то теперь — только в пределах одного субъекта России, и у различных страховщиков.

Это важно для предприятий, которые работают в разных регионах или с крупным объемом рисков», — пояснил Биждов.

Также исключено пороговое значение размера утраты урожая и посадок многолетних насаждений. Прежде аграрии могли получить страховую выплату только в том случае, если теряли более 20% запланированного урожая.

Сейчас такой порог отменен, однако введена обязательная безусловная франшиза (не покрываемая страховкой часть убытка), минимальный размер которой не может быть менее 10% от страховой суммы. «Это позволит обеспечить выплаты страхового возмещения при минимальной утрате урожая сельхозкультур», — уверен НСА.

Кроме того, изменения предполагают увеличение максимального размера безусловной франшизы с 30% до 50% от страховой суммы.

Внесены изменения и в страхование сельскохозяйственных животных.

Если ранее страховые компании несли ответственность только за гибель заболевших заразными болезнями животных, то в новой редакции закона, как говорится в пояснительной записке, аграрии смогут получать страховые возмещения за вынужденный убой всего поголовья в результате вспышки заболевания.

По данным НСА, в России 98% выплат по страхованию сельхозживотных на условиях господдержки приходится на ущерб, нанесенный заразными болезнями. С 2013 года выплаты страховщиков НСА только по убыткам от африканской чумы свиней и гриппа птиц составили 1,7 млрд руб.

В результате Минсельхоз ожидает появления более дешевых и привлекательных страховых продуктов, а также роста интереса у аграриев и страховых организаций к сельхозстрахованию, в том числе в зонах рискованного земледелия.

По прогнозам аграрного ведомства, это приведет к увеличению доли застрахованного поголовья сельхозживотных до 16,7% к 2020 году, а к 2025-му — до 26,1%.

Доля застрахованной посевной площади возрастет до 4,2% к 2020 году и до 11,3% к 2025-му.

В 2018-м в России было застраховано 16% поголовья сельхозживотных и около 1,5% площади сева, уточнила «Агроинвестору» представитель НСА. По итогам осенней посевной кампании на условиях господдержки было застраховано около 3,3% озимого клина. Лидером по размеру застрахованной площади озимых стала Самарская область — 115 тыс.

га, что составляет около 27% из почти 422 тыс. га озимых, посеянных в регионе к середине ноября. На втором месте — Ростовская область (99 тыс. га), на третьем — Волгоградская (79 тыс. га).

В относительных значениях охват страхованием наиболее высок в Московской области, где страховую защиту получили почти 32% посеянных осенью агрокультур.

Вступают в силу новые правила агрострахования с господдержкой

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Вступают в силу новые правила агрострахования с господдержкой, предусмотренные изменениями в одноименный закон, а также закон о развитии сельского хозяйства.

Основное изменение — возможность комбинировать риски в договоре агрострахования с господдержкой, включать туда один или несколько рисков.

«Если раньше на условиях господдержки можно было включить в покрытие все риски, поименованные в законе, ни меньше, ни больше, то теперь аграрии могут застраховаться от одного риска — например, только от града, от нескольких или от всех», — пояснил ТАСС президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов. Всего в законе перечислено более 20 рисков, при страховании которых осуществляется господдержка — в частности, это засуха, переувлаженение почвы, суховей, паводок, оползень, градобитие, пожар и другие.

Другое важное изменение — исключен порог утраты урожая и посадок многолетних насаждений, необходимый для получения выплаты, и заменен установлением обязательной безусловной франшизы в размере не менее 10% (не покрываемая страховкой часть убытка, позволяет удешевить полис) от страховой суммы.

В предыдущей версии закона страховая выплата по полису агрострахования с господдержкой полагалась только при катастрофических убытках — если погибло от 20% урожая по сравнению с запланированным объемом в результате наступления предусмотренных законом рисков.

В новой версии закона такого порога нет, то есть выплата возможна, если погибло и менее 20% урожая, но при этом от 10% убытка оплачивает сам аграрий. «Это позволит обеспечить выплаты страхового возмещения при минимальной утрате урожая сельхозкультур», — сообщили в Минсельхозе.

 Кроме того, максимальный размер безусловной франшизы увеличивается с 30% до 50% от страховой суммы, а также расширяется перечень страховых событий.

Важное изменение касается страхования сельхозживотных.

«Теперь страховая компания несет ответственность за убой всего поголовья, даже если оно было не больным, но на этой площадке была вспышка и всех животных забили», — пояснил ТАСС Биждов. Раньше аграрии жаловались, что при вспышке африканской чумы свиней уничтожается все поголовье, в том числе здоровые животные, но страховая выплата полагалась только за зараженных.

Для чего нужны изменения

«В результате Минсельхоз России ожидает появления более дешевых и привлекательных страховых продуктов, а также роста интереса у аграриев и страховых организаций к сельхозстрахованию, в том числе в зонах рискованного земледелия», — заявили в пресс-службе ведомства.

Читайте также:  Выписка из банка для шенгенской визы в 2019: форма, требования и как получить

По прогнозам Минсельхоза, новый механизм субсидируемого агрострахования позволит увеличить долю застрахованного поголовья сельхозживотных к 2020 году до 16,7%, а к 2025 году — до 26,1%.

Доля застрахованной посевной площади возрастет до 4,2% к 2020 году и до 11,3% к 2025 году, ожидает ведомство. По данным НСА, в 2018 году в России было застраховано на условиях господдержки почти 1,2 млн га посевов и более 4,5 млн условных голов сельхозживотных.

Таким образом, охват посевов сельхозстрахованием составляет почти 1,5%, животных – 16%.

За 9 месяцев 2018 года (более свежих данных нет) объем рынка страхования сельхозрисков составил 2,7 млрд руб., из них 1,4 млрд руб. — по агрострахованию с господдержкой, 1,3 млрд руб. — по несубсидируемым договорам.

Закон об агростраховании с господдержкой в России действует с 2013 года, по нему государство субсидирует 50% стоимости полиса страхования сельхозрисков.

При этом для получения субсидии условия договора должны соответствовать требованиям закона (по размеру франшизы, набору рисков, условиям выплаты и т.д.)

Аграрии возвращаются к страховщикам

Вступившие в силу в марте этого года поправки к закону о сельхозстраховании с господдержкой снизили затраты аграриев на защиту урожая, в результате уже в апреле число запросов котировок у страховщиков по сравнению с прошлым годом выросло вчетверо.

Минсельхоз сообщает, что в эту весеннюю посевную кампанию заявки на страхование подали 58 субъектов, годом раньше — 31 субъект.

Стремление государства избавиться от регулярных миллиардных затрат при чрезвычайных ситуациях в АПК простимулировало активное развитие страхования на селе.

Вступившие в силу с 1 марта 2019 года поправки к закону о сельхозстраховании с господдержкой способны реанимировать рынок страхования аграриев, который в 2018 году из-за действия системы единой субсидии в АПК показал самый низкий за последние годы результат по доле застрахованной посевной площади (1,7%).

По словам заместителя главы Минсельхоза Елены Фастовой, рынок агрострахования «достиг дна и своих минимальных объемов» и обновленный закон способен выправить эту ситуацию.

По планам Минсельхоза, в этом году доля посевной площади, защищенной страховкой, составит 2,6%, а к 2025 году — 11,3%, доля застрахованного поголовья сельхозживотных — 14,2% и 26,1% соответственно.

Напомним, основные изменения в страховании аграриев заключаются в отмене порога гибели урожая, с которого начинается выплата (был 20%, стал 0%), в расширении перечня рисков (сильный ливень, промерзание верхнего слоя почвы и прочее), в возможности выбора рисков не полным пакетом, а интересным для клиента перечнем, в защищенности расходов на страхование в рамках единой субсидии (их нельзя потратить на другие нужды), в выделении так называемой несвязанной поддержки аграриев (один из самых востребованных у селян видов помощи, поскольку средства тратятся хозяйством по своему усмотрению). Совокупно на развитие страхования в АПК государство выделило в 2019 году около 3 млрд руб. (компенсация 50% стоимости полиса аграриям плюс несвязанная поддержка). Эти объемы существенно отстают от объемов господдержки в развитых аграрных европейских странах, где доля застрахованных площадей доходит до 30%. Как говорит президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов, для достижения такой доли охвата страхованием в РФ потребуются субсидии в размере 18 млрд руб.

Тем временем вступившие в силу поправки увеличили в четыре раза число запросов котировок на агрострахование, говорит глава «РСХБ-Страхования» Сергей Простатин. По его словам, обновленный закон способен на 50% снизить затраты аграриев на страхование.

С ним согласен и глава НСА: «Пример с озимой пшеницей — 1 га страхования стоил 300–1200 руб. в зависимости от региона, сейчас нижняя планка упадет до 120–150 руб. за 1 га»,— рассказал он “Ъ”.

В итоге, по статистике Минсельхоза, в эту весеннюю посевную кампанию заявки на страхование подали 58 субъектов, годом раньше — 31 субъект.

Поясним, что государство вынуждено стимулировать сельхозстрахование из-за регулярных трат на компенсации аграриям по рискам ЧС, бюджет ежегодно выплачивает компенсации по утраченным сельхозкультурам. Исторический максимум таких выплат пришелся на 2012 год — 6 млрд руб., в 2017-м было 3,6 млрд руб., в 2018-м — 5,5 млрд руб.

В планах страхового лобби и дальше совершенствовать защиту аграриев с помощью полисов.

По словам Корнея Биждова, уже к 2021 году можно включить в сегмент с господдержкой так называемое индексное страхование, которое заключается не в оценке ущерба агрария, а связано с достижением конкретного индекса — например, отсутствия осадков в течение определенного количества дней (аналог погодного фьючерса). Кроме того, НСА видит интерес аграриев к страхованию финансовых рисков — например, от резких колебаний цен на продукцию. «К 2021 году вполне реально страховать и такие риски»,— считает Корней Биждов.

Татьяна Гришина

На господдержку надейся: как развивается на Кубани субсидирование агрострахования

Как будет развиваться в Краснодарском крае агрострахование с господдержкой, насколько велик к нему интерес и каков потенциал роста этого направления в регионе, «Деловой газета. Юг» рассказал президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов.

 — Корней, как вы оцениваете сегодняшний уровень развития агрострахования с господдержкой в Краснодарском крае? — По нашим данным, на 1 ноября в Краснодарском крае застраховано 115 тыс. гектаров посевных площадей. По этому показателю регион занял третье место в Южном федеральном округе, уступив Волгоградской (252 тыс. гектаров) и Ростовской (209 тыс.

гектаров) областям. Отмечу, что в 2018 году на условиях субсидирования в регионе было застраховано только 2 тыс. гектаров, а в 2017 году господдержка страхования рисков растениеводства в Краснодарском крае не проводилась. Впервые после многолетнего перерыва регион начал субсидировать страхование сельхозживотных.

В результате по охвату этого направления Краснодарский край, в котором застраховано 36 тыс. условных голов сельхозживотных, занял на юге вторую позицию после лидирующей в Южном федеральном округе Волгоградской области (82 тыс. голов). Сейчас на Кубани обеспечено страховой защитой поголовье кур — всего 1,8 млн голов.

Общий же объем рынка страхования с господдержкой рисков растениеводства и животноводства по итогам 10 месяцев 2019 года в Краснодарском крае составил 230 млн рублей. В сравнении с 2018-м, когда господдержка практически не оказывалась, это существенный прирост. Но мы полагаем, что потенциал развития агрострахования в крае далеко не исчерпан.

 — Сложно ли было внести изменения в законодательство и добиться, чтобы агрострахованию снова оказывалась господдержка на федеральном и региональном уровнях? — Внесение изменений потребовало совместной работы целого ряда госорганов: Министерства сельского хозяйства и Министерства финансов РФ, Центрального банка России, аграрных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. Только в 2018 году было проведено более 40 совещаний. Работа по корректировке закона началась в 2017-м и фактически завершилась в I квартале 2019 года, когда была подготовлена соответствующая нормативная база. НСА выступал активным участником всех рабочих групп и инициировал целый ряд предложений, встретивших поддержку у Минсельхоза РФ и коллег из других учреждений. Закон с изменениями был подписан в декабре 2018-го, вступил в силу 1 марта 2019 года. Таким образом, за два месяца предстояло подготовить нормативную базу нового закона. Наш союз сделал это совместно с Минсельхозом РФ и Центральным банком. Напомню, в результате в систему агрострахования с господдержкой были внесены изменения, существенно повышающие ее гибкость: отменен порог гибели урожая, расширен диапазон допустимых страховых франшиз и лимита страховой суммы, появилась возможность выбора страхования отдельных рисков. — Краснодарскому краю в целом пошли на пользу законодательные изменения в этой сфере? — И вышеуказанные изменения, и позиция губернатора края Вениамина Кондратьева, который прямо указал на необходимость восстановления господдержки агрострахования в крае еще в период весенней посевной, стали основными стимулами к оживлению в данной сфере.

— Насколько Кубань — высокорисковый регион с точки зрения ведения аграрного бизнеса по сравнению с другими южными регионами? — Степень риска можно оценивать по двум параметрам. Во-первых, по тому, как часто происходят опасные события, а во-вторых, по размеру вероятного ущерба. В Краснодарском крае, если говорить о растениеводстве, какие-либо крупные катаклизмы на уровне региона происходят крайне редко — раз в несколько десятилетий. Край ежегодно демонстрирует высокие результаты уборочной кампании. Но урожайность на Кубани традиционно высокая, и даже локальный град может нанести очень ощутимые убытки тем хозяйствам, по полям которых он пройдет. И пострадавшему хозяйству, в принципе, будет все равно, что в целом регион достиг высокой урожайности. В 2018 году летний шторм с градом нанес ущерб, который сельхозпроизводители Кубани оценивали в совокупности на уровне более 1 млрд рублей. Убытки отдельных хозяйств исчислялись десятками миллионов. Одно из овощеводческих хозяйств, ориентированных на переработку своей продукции, потеряло овощи и на открытом грунте, и в теплицах. Хозяйство было вынуждено под угрозой банкротства обратиться к региону за бюджетной поддержкой, которая была оказана на сумму более 100 млн рублей.

— Далеко не все фермеры и сельхозпредприятия позитивно оценивают страхование как таковое. В чем причина негативного отношения к этой услуге? — Ответ на этот вопрос весной 2019 года НСА выяснял совместно с Институтом конъюнктуры аграрного рынка, который по нашему заказу выполнил исследование — опрос аграриев об их отношении к агрострахованию.

Результаты исследования нас приятно удивили: оказалось, что в целом к страхованию как к инструменту управления рисками сельхозпроизводители чаще относятся позитивно, чем негативно. Что касается страхования урожая, то, действительно, негативных отзывов достаточно много.

Но при этом у подавляющего большинства опрошенных не оказалось современного опыта использования системы агрострахования — после введения в ней единых стандартов в 2016 году. То есть отрицательный опыт был сформирован намного раньше.

Неготовность ряда сельхозтоваропроизводителей активно пользоваться услугами агрострахования объясняется деятельностью в прошлом финансово неустойчивых компаний, существовавших на страховом рынке за счет серых схем, не гарантировавших аграриям необходимой страховой защиты.

Но в 2015 году Центральный банк провел мероприятия по выявлению финансово неустойчивых страховщиков, в результате 20 из них были лишены лицензий. Сейчас НСА регулярно проводит семинары по повышению финансовой грамотности аграриев, предоставляя им различные варианты страховых программ, рассчитанных на определенные виды рисков.

— Почему страхование товарной аквакультуры с господдержкой пока распространяется только на два региона: Карелию и Мурманскую область? Насколько активно планируют распространить этот опыт у себя другие «рыбные» регионы? — Возможность господдержки страхования аквакультуры предусмотрена соответствующим законом только с 2019 года. Это принципиально новая практика. При подготовке порядка субсидирования аквакультуры с господдержкой на этот год обратная связь была получена на необходимом уровне только из Республики Карелия и Мурманской области. Поэтому ставки субсидирования были предусмотрены Минсельхозом России лишь для этих регионов. Но согласно проекту Плана сельскохозяйственного страхования на будущий год практическую возможность заключать договоры страхования аквакультуры планируется распространить на все регионы страны.

— Есть ли интерес к этому направлению на Кубани? — Непосредственно в Краснодарском крае также есть интерес к страхованию аквакультуры. 27 ноября на заседании ЗСК председатель комитета по развитию АПК и продовольствию Александр Трубилин ознакомил депутатов с правками, внесенными в региональный закон об аквакультуре и определяющими механизм оказания господдержки в сфере сельскохозяйственного страхования рисков, в том числе и рисков рыбоводства.

— Расскажите на примере Краснодарского края, какие премии получили страховщики, занимающиеся агрострахованием, и каков размер страховых выплат в сезоне 2019 года. — Поскольку точные данные по рынку агрострахования за второе полугодие еще неизвестны, то для сопоставления показателей приведу данные за период с 1 января 2018 года по 30 июня 2019-го.

По информации НСА и Центрального банка РФ, общий объем страховой премии в Краснодарском крае в указанный период составил 378 млн рублей, премия с господдержкой составляет 95 млн и практически полностью (на 97%) относится к субсидируемому страхованию урожая.

За указанные полтора года реализованные страховые выплаты аграриям по договорам страхования сельхозрисков почти на 100 млн рублей превысили объем премий и достигли 493 млн — Как вы считаете, будет ли продолжаться рост объемов агрострахования в Краснодарском крае? — По нашей статистике, в Краснодарском крае в последние четыре года наблюдается существенный интерес к страховой защите агрорисков, который, однако, зависит и от внешних факторов, в частности от эффекта введения «единой субсидии» в 2017–2018 годах. Так, в 2016 году здесь были застрахованы посевы на 176 тыс. гектаров (риски животноводства с гос­поддержкой не страховались). Как я уже говорил в начале беседы, в 2017 году на фоне перехода к «единой субсидии» страхование с господдержкой ни в животноводстве, ни в растениеводстве не проводилось, а в 2018-м на условиях субсидирования были застрахованы посевы только на 2 тыс. гектаров. Но при этом только за счет активного приобретения аграриями полисов страхования сельхозрисков без господдержки объем этого рынка в Краснодарском крае в 2018 году достиг 238 млн рублей. Регион вышел на третье место в России по этому показателю. Дальнейшие перспективы НСА связывает с развитием специальных программ страхования, ориентированных на потребности в защите рисков отдельных направлений. Прежде всего, это программы страхования рисков растениеводства и виноградарства, которые сегодня мы разрабатываем совместно с регионом. Во-вторых, определенные перспективы могут появиться, если система агрострахования будет дополнена программой страхования от рисков ЧС — вопрос, который сейчас прорабатывает НСА. Одними из основных и крупнейших природных рисков для растениеводства на Кубани выступают град и шторм, а также вымерзание озимых. Эти риски можно было бы учесть в новой программе так, чтобы аграрии получили оптимальную защиту от них по доступному с точки зрения стоимости полису страхования.

Читайте также:  Принят закон об алиментах для предпенсионеров

Читать ещё •••

Видео дня. Спрос россиян на потребительские кредиты упал

В 2017 г. агрострахование пострадало от изменения порядка субсидирования

06.08.

2018

«Итоги 2017 года подтверждают: новый порядок господдержки АПК, который не учел особенности работы системы агрострахования, привел к кардинальным изменениям ситуации на рынке страхования сельхозрисков, – заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, комментируя опубликованные 1 марта Банком России сведения о состоянии страхового рынка РФ за 2017 год. «Фактически объем поступившего субсидирования сократился в три раза – в основном, за счет прекращения господдержки страхования рисков растениеводства. В итоге на условиях господдержки сельхозпредприятия смогли в 2017 году заключить только около 1 тыс. договоров страхования», – подчеркнул президент НСА.

В основном, пострадало от сокращения господдержки страхование урожая: вместо 7,5 млрд руб.

премии, начисленных в 2016 году (и из которых, по данным НСА, было фактически оплачено страховщикам только 5,7 млрд руб.), этот рынок уменьшился до 1,8 млрд руб.

В страховании животных показатели начисленной премии различаются незначительно и находятся на уровне около 1 млрд руб. в 2016 и 2017 годах, отметил президент НСА

Таким образом, в 2017 году произошло резкое сжатие объема рынка субсидируемого страхования агрорисков на 67% (с 8,5 млрд руб. страховой премии годом ранее до 2,8* млрд руб. в 2017 г. (*премия, поступившая по заключенным договорам в 2017 г., без учета списания премии по договорам за предыдущие периоды.

Из-за того, что органы АПК не предоставили господдержку, всего в течение 2017 года аграриям и страховщикам пришлось расторгнуть договоры с общей премией 473 млн руб.).Это привело к сокращению рынка страхования сельхозрисков страны в целом. Его объем уменьшился с 9,8 млрд руб. в 2016 году до 4,3 млрд руб.

, или на 56%.

«Статистика показывает, что массового замещения договоров субсидируемого страхования договорами без господдержки не происходит, – отметил президент НСА. – Количество самостоятельно заключаемых аграриями договоров страхования посевов и животных в большинстве регионов не выросло.

Можно говорить только о том, что часть клиентов, которые страховались ранее и потеряли доступ к господдержке, увеличили страховую защиту по своим полисам, но это решение было доступно не всем.

Кроме того, следует учесть, что в 2017 году был получен очередной рекордный урожай за последние три года, и многие аграрии перестали считать значимыми риски его потери».

По данным НСА, страхование агрорисков на условиях господдержки – сегодня прерогатива крупных и средних хозяйств. В среднем один полис страхования урожая в 2017 году защищал риски посевов на площади около 2,8 тыс. га. Этот показатель находится на уровне около 3 тыс.

га последние три года, отметил Корней Биждов. Средняя стоимость страхования 1 га в 2017 году составляла 1,1 тыс. руб., средняя премия на один договор – 3,2 млн руб. При наличии субсидирования расходы агрария сокращались в среднем до 550 руб./га.

«Без субсидирования оплата страхования агрорисков становится малодоступной для большинства аграриев – именно поэтому в большинстве стран мира созданы системы государственной поддержки страховой защиты сельхозпроизводителей, – подчеркнул К. Биждов.

– Это связано с тем, что в случае серьезных ЧС дестабилизация агропроизводства может на несколько лет сильно ослабить конкурентоспособность агросектора».

Согласно действующему с 2012 года Закону № 260-ФЗ о господдержке сельхозстрахования, бюджет компенсирует российским аграриям 50% стоимости страхового полиса, если посевы или сельхозживотные застрахованы на соответствующих закону условиях.

С 2016 года в России впервые создана единая система субсидируемого агрострахования, в рамках которой страховая защита агрорисков должна предоставляться сельхозпредприятиям по единым правилам и стандартам. Интересы застрахованных аграриев в случае банкротства агростраховщика защищены общероссийской гарантийной системой.

«Переход к общим стандартам привел к росту спроса на агрострахование с господдержкой: в 2016 году объем этого рынка вырос на 31%, – поясняет К. Биждов. – Но в 2017 году была изменена система субсидирования, позволившая органам АПК субъектов РФ направить средства вместо оплаты договоров агрострахования на другие цели.

Это привело к тому, что из 48 субъектов РФ, принявших на себя обязательства по господдержке страхования рисков растениеводства в 2017 году, 31 субъект не смог их выполнить. Вместо намеченных к страхованию 4,1 млн га сельхозземель, регионы отчитались о страховании только 1,9 млн га.

Для сравнения, по данным НСА, в 2015 и 2016 годах ежегодно аграрии страховали на условиях господдержки 4,9 млн га пашни».

«Результаты 2017 года ясно свидетельствуют о том, что отказ от выделения целевых средств на агрострахование был ошибочным, – заявил президент НСА.

– Дело в том, что сейчас фактически нет механизма ответственности регионов за отсутствие у аграриев страховой защиты на случай потерь от природных ЧС, и у региональных органов АПК нет стимулов поощрять агрострахование. В случае потерь из-за ЧС, регионы обращаются к федеральному центру за помощью.

Так, в 2017 году по потерям от ЧС 2016 и 2017 года аграриям РФ было выделено из федерального бюджета 3,1 млрд руб. Выплаты страховщиков по агрорискам, при текущем уровне развития агрострахования, составили в 2017 году 1,6 млрд руб.

Но следует отметить, что эти потери соответствуют периоду рекордной урожайности в большинстве регионов. В случае засухи в масштабах федерального округа потери увеличатся до нескольких десятков миллиардов рублей, как это было в прошлые периоды».

Принят новый Закон о государственной поддержке в сфере сельхозстрахования

Итак, 25 июля 2011 года был подписан Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…», который давно ждали представители страхового бизнеса и аграрии. За исключением отдельных норм, он вступит в силу с 1 января 2012 года. Рассмотрим его основные положения.

Новый Закон призван создать дополнительные гарантии интересов сельхозпроизводителей и привести в движение в России механизмы страхования аграрных рисков. Безусловно, необходимость принятия этого документа была продиктована в том числе и последствиями погодных катаклизмов.

Так, например, засуха, с которой столкнулись наши аграрии в последние годы, потребовала от государства не только финансовых вложений в поддержку сельского хозяйства, но и выработки предупреждающих мер, позволяющих смягчить ее последствия. Одна из этих мер хорошо известна и апробирована опытом многих развитых стран. Это сельскохозяйственное страхование.

Закон, по сути, устанавливает правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельхозстрахования и защищает связанные с производством продукции имущественные интересы сельхозпроизводителей (ст. 1 Закона). Для начала разберемся, кто же такие страхователь и страховщик.

Согласно статье 2 Закона, страхователь – это сельскохозяйственный товаропроизводитель, признанный таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ).

Страховщиком признается страховая организация, оказывающая услуги по сельскохозяйственному страхованию страхователю в рамках соответствующего договора. Он должен быть членом объединения страховщиков, которое создано согласно новому и другим федеральным законам и осуществляет сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой.

Также одним из ключевых понятий Закона является «сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой» (далее – сельскохозяйственное страхование).

Это страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельхозкультуры, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных в соответствии с новым и другими федеральными законами. Порядок оказания государственной поддержки в сфере сельхозстрахования в общих чертах описан в статье 3 Закона. Согласно части 1 данной нормы, он устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями данного Закона и общими требованиями правительства.

Получается, что законодатель конкретизировал нормы нового Закона на уровне подзаконных актов органов исполнительной власти. Но при этом главную роль все-таки возложил на правительство.

Поэтому успех данного документа будет зависеть от качества и адекватности принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов.

Механизм господдержки аграриев заключается в частичном возмещении их затрат на уплату премий по заключенным договорам сельхозстрахования (далее – договоры).

>|Правительство устанавливает порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение и методику их расчета, а также утверждает правила определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельхозкультуры.

||Для подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба к экспертизе привлекают независимых экспертов.|< Для обеспечения взаимодействия страховщиков и установления правил деятельности при сельхозстраховании создаются их объединения. Это некоммерческие организации, основанные на принципе добровольного членства (ч. 1 ст. 9 Закона).

Кроме вышеперечисленного они выполняют следующие функции: – представляют и защищают интересы своих членов в органах власти и иных организациях; – формируют компенсационный фонд и производят выплаты из него.

Речь идет о ситуациях, когда страховщик, заключивший договор с сельхозпроизводителем, не может выплатить страховое возмещение в связи с банкротством или применением в отношении него мер, предупреждающих банкротство. Фонд формируется за счет отчислений страховщиками части полученных страховых премий по договорам. Размер отчислений объединение устанавливает на год.

Но он не может быть менее 5 процентов полученных премий. Положения Закона о компенсационных выплатах объединением страховщиков будут применяться с 1 января 2014 года (ст. 10, 12).

Также объединения: – готовят предложения для включения в проект плана сельхозстрахования и методики определения страховой стоимости, размера ущерба, а также ставок для расчета размера субсидий; – копят и хранят необходимые для расчета страховых тарифов первичные статистические данные; – ведут статистический учет; – исполняют предусмотренные учредительными документами объединения функции (ст. 9 Закона). Кроме того, внесены две поправки в Закон № 264-ФЗ. Во-первых, часть 3 статьи 7 этого нормативного акта теперь предусматривает, что субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов РФ при наличии у сельхозтоваропроизводителей договоров, которые соответствуют требованиям Закона. Во-вторых, изложена в новой редакции статья 12 Закона № 264-ФЗ о сельхозстраховании с государственной поддержкой. Теперь в ней указано, что правовые основы оказания такой поддержки также устанавливает Закон.

Важно запомнить

Господдержка аграриев заключается в частичном возмещении их затрат на уплату страховых премий по договорам сельхозстрахования. Для ее оказания страхователь должен уплатить 50 процентов начисленной страховой премии. При этом страховая сумма в договоре устанавливается в размере не менее 80 процентов страховой стоимости урожая сельхозкультуры, посадок многолетних насаждений, сельхозживотных.Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №9, сентябрь 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *