Государственная антимонопольная политика — цели и задачи

Антимонопольная политика – это определенная направленность государственной деятельности к становлению и регулированию оптимальной конкуренции в рыночной системе.

Государственная антимонопольная политика - цели и задачи
Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности.

Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства.

В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.

Государственная антимонопольная политика - цели и задачи

В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Методы борьбы с монополией

Государственная антимонопольная политика - цели и задачи

Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:

  • высокий уровень налогов, позволяющий уменьшить прибыльность монопольных организаций;
  • удержание уровня инфляции и создание собственного регулирования политики цен на производство товаров и услуг, которое реализуется процессом жесткого ценового контроля;
  • монопольным организациям присваивается статус «собственность государства»;
  • контроль и надзор за производством осуществляется на уровне государства. Эта деятельность дает эффективность в отслеживании стоимости на товары и услуги, а также наблюдать за организациями, которые вышли или вошли в определенную сферу производства;
  • антимонопольная политика занимается эффективной политикой антистресса.

История развития антимонопольной политики

Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.

Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.

С начала действия Советского Союза комплекс мер для противостояния монополии перестал иметь смысл.

При помощи искоренения частной предпринимательской деятельности и реализации командно-хозяйственной политики государственный аппарат смог заполучить огромную силу, которую до этого момента не имела ни одна страна.

Советский Союз, по сути, самостоятельно перешел в статус монополиста, охватившего почти все сегменты рынка: экономика, идеалистическая направленность, политическая деятельность, религия, образование и т.д.

Государственная антимонопольная политика - цели и задачи

С начала становления в России реформ экономической направленности, которые были направлены на создание эффективных отношений на рынке и для непринятия государственным аппаратом тоталитаризма в качестве идеологии управления, монополия стала занимать не последнюю роль в жизни страны. Возникла нуждаемость в создании конкретного раздела в законопроектах России.

Антимонопольная политика в Российской Федерации начала действовать с 1990 года, когда было подписано несколько документов, нацеленных на процесс контролирования и регулирования деятельности предпринимателей. В 1995 году был принят «Закон о рынке и об ограничениях монопольной деятельности».

С момента принятия данный закон несколько раз претерпевал разнообразные изменения, но и в сегодняшние дни он является основой для всей существующей структуры на рынке. Законодательство занимается конкретными действиями, препятствующими монопольной работе, а также занимается ведением контроля группировок, которые могут образовываться в процессе деятельности государственного аппарата.

Антимонопольная политика в РФ

Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.

Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:

  • активная деятельность подразделов рынка, имеющих большой уровень к конкуренции и способных выстоять в борьбе с монопольным движением;
  • разработанный комплекс для искоренения монопольной работы при помощи организации подавления ее деятельности при помощи законодательных документов путем активной борьбы;
  • серьезный контроль политики цен организации, а также надзор за ее окупаемостью и прибыльностью.

Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.

Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.

Государственная антимонопольная политика - цели и задачи

В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства.

Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию.

У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.

Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.

Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них.

Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.

Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.

Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

Ваш репост и оценка статьи:

Антимонопольная политика РФ — Answr

Здоровая конкуренция – важнейший фактор, который оказывает влияние на развитие экономики страны.

Государственная антимонопольная политика - цели и задачи

Цели и задачи антимонопольной политики в России

Одна из обязанностей современного государства — защита конкуренции. Решается она путем использования экономических, налоговых, социальных и правовых мероприятий, то есть проведением антимонопольной политики. Все меры, которые используют власти, должны соответствовать действующему законодательству. Среди множества задач, которые решает антимонопольная политика, можно отметить:

  • обеспечение равных условий для ведения бизнеса;
  • ликвидация привилегий для отдельных организаций;
  • устранение препятствий для здоровой конкуренции между предприятиями;
  • повышение количества производителей продукции, представителей сферы обслуживания;
  • недопущение поглощений, способных привести к господствующему положению на рынке;
  • полное пресечение монополистических злоупотреблений.

Антимонопольная политика является гарантом баланса в экономике страны. Ведь предприятия-монополисты завышают цены, характеризуются низкой эффективностью, недостаточным качеством выпускаемой и поставляемой на рынок продукции.

Появление конкурентов, работающих в рамках нормативно-правового поля, меняет такое положение.

Эффективная и результативная конкурентная борьба является залогом повышения качества выпускаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Особенности антимонопольной политики в России

В нашей стране функционирует Федеральная антимонопольная служба. Структура эффективно выполняет свои обязанности, реализовывает поставленные государством задачи. ФАС принимает все необходимые меры, чтобы на отечественном рынке отсутствовала власть монополистов.

К функциям ведомства относятся:

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • надзор в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  • проверка соблюдения законов в области рекламы.

ФАС выполняет и другие функции, руководствуясь законодательными и нормативно-правовыми актами. Основная деятельность этой структуры направлена на недопущение ограничения конкуренции. Подробно о работе федеральной службы указано в нормативных актах. Отечественная антимонопольная политика осуществляет следующие меры:

  • прямое регулирование цен;
  • контроль за властями на местах с целью недопущения ограничения конкуренции;
  • проверка эффективности применения ресурсов компаниями, у которых контроль рынка превышает 35%;
  • препятствие на пути создания новых монополий.

Эффективная антимонопольная политика способствует поддержке конкуренции. Она влияет на повышение роста научно-технического прогресса, более оперативного внедрения новых технологий и разработок. Органы власти Российской Федерации должны прекратить поддерживать крупных монополистов. Только в этом случае экономика страны будет развиваться с реально положительной динамикой.

Стоит обратить внимание на опыт США. В этой стране работает антитрестовый закон, который запрещает объединение компаний в трест. Такой способ позволяет забыть о тайных действиях, которые могут стать ограничителем на пути здоровой конкуренции.

Еще одним примером являются страны — члены Европейского союза, использующие в антимонопольной политике положения Римского договора.

Применять России опыт развитых государств необходимо, чтобы антимонопольная политика в нашей стране была более эффективна и прозрачна для заинтересованных сторон.

Антимонопольная политика государства

Определение 1

Антимонопольная политика государства – это система мер, направленных на обеспечение добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий деятельности монополий на различных рынках.

Читайте также:  Истребование имущества из чужого незаконного владения

К числу основных методов антимонопольной политики государства относятся:

  • во-первых, ограничение уровня монополии на рынке;
  • во-вторых, осуществления постоянного государственного мониторинга монополии и конкуренции;
  • в-третьих, запрет установления монопольных цен;
  • в-четвертых, поддержка и сохранение конкуренции на рынке.

Основным инструментом антимонопольной политики государства выступает антимонопольное законодательство, которое является законодательно закрепленной системой правил функционирования хозяйствующих субъектов и органов, ответственных за государственное регулирование рынка услуг и товаров.

Государственная антимонопольная политика направлена на достижение следующих основных целей:

  • во-первых, формирование условий, благоприятствующих и стимулирующих развитие конкуренции в народном хозяйстве;
  • во-вторых, устранение преград, препятствующих развитию конкуренции в сфере законодательства;
  • в-третьих, предотвращение возможности доминирования отдельных участников на рынке;
  • в-четвертых, исключение действий монополистического характера со стороны федеральных органов управления и диктата отдельных участников рынка;
  • в-пятых, установление правового режима, направленного на регулирование ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение правил добросовестной и частной конкуренции.

Государственная антимонопольная политика - цели и задачи

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Содержание государственной антимонопольной политики

Государственная антимонопольная политика ориентирована на:

  • во-первых, обеспечение интенсификации прогресса научно-технического характера, выражающегося в повышении эффективности и сокращении времени на осуществление разработок и внедрение в производство их результатов, увеличивающих ассортимент, повышающих качество и снижающих цены на товары, работы и услуги;
  • во-вторых, поддержку конкуренции в рамках нормативно-правового поля;
  • в-третьих, формирование условий, обеспечивающих результативную и эффективную конкурентную борьбу.

Специфика рынка неизбежно обеспечивает его стремление к монополизации, что обусловлено желанием хозяйствующих субъектов обеспечить свое эффективное функционирование за счет захвата контроля над рынком.

Проявлением недобросовестной конкуренции является: подкуп, шантаж, предоставление потребителю информации заведомо ложного характера, сокрытие сведений относительно хозяйственной деятельности от контролирующих государственных структур, заведомо сокрытие дефектов от потребителей, промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов.

Государственная антимонопольная политика призвана создавать условия для осуществления конкуренции на добросовестный основе и предотвращать монополизацию рынка. Антимонопольная политика государства является фактором развития национальной экономики, она формирует условия для повышения конкурентоспособности отечественных производителей и национальной экономики в целом.

Меры антимонопольной государственной политики

Меры антимонопольной государственной политики закреплены на уровне законодательства. Эти меры призваны пресечь и предупредить монопольную деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничения, недопущения и иные препятствия на пути развития конкуренции.

Антимонопольная политика государства включает в себя систему мер, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства, системы налогообложения, приватизации и разгосударствления собственности, создание условий для развития малого бизнеса, денационализации и так далее.

Система мер государственного антимонопольного регулирования экономики включает:

  • во-первых, административные меры, к числу которых относятся квотирование, лицензирование, контроль качества, контроль цен;
  • во-вторых, правовые меры, к числу которых относятся законодательные акты, нормативные акты, включающие в себя инструкции, правила и прочее;
  • в-третьих, косвенные методы экономического регулирования, к числу которых относятся дотации, субсидии, кредитование на льготных условиях, льготы по налогам, пособия;
  • в-четвертых, прямые методы экономического регулирования, к числу которых относят меры кредитно-денежного регулирования, налогового и бюджетного регулирования, тарифного регулирования и так далее.

Осуществление государственной антимонопольной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая стремится к созданию условий, обеспечивающих развитие конкуренции и выработку единой политики государства в сфере поддержания конкуренции. Антимонопольная политика в России характеризуется достаточно неактивным характером, выражающимся в осуществлении фиксации случаев нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная государственная политика пользуется следующими инструментами:

  • во-первых, повышение налогов для монополиста, обеспечивающее уменьшение их прибыльности;
  • во-вторых, сдерживание уровня инфляции;
  • в-третьих, создание системы регулирования ценовой политики на товары и услуги за счет жесткого ценового контроля;
  • в-четвертых, сохранение естественных монополий в рамках государственной собственности;
  • в-пятых, осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении производства со стороны государства и так далее.

Современная антимонопольная политика российского государства характеризуется достаточно низким уровнем применения активных мер антимонопольного регулирования экономики страны. Антимонопольная политика носит позитивный характер, выражающийся в формировании правовых основ развития конкуренции, но редко пользующийся практическими инструментами поддержания этой политики.

44.Антимонопольная политика государства: цели, формы и принципы

  • Цель монополии ― ограничение
    конкуренции для высокой прибыли за счёт
    потребителей
  • Антимонопол политика — это комплекс
    мер государственного управления,
    направленных на предупреждение,
    огра­ничение и пресечение монополистической
    деятельности, обеспечение всем
    хозяйствующим субъектам равных условий
    конкуренции и недопущение недобросовестной
    конкуренции.
  • Гос антимонопольн регулирование
    экономики включает 2 связанных между
    собой направления:
  1. разработка и принятие спец антимонопольного зак-ва

  2. формирование системы органов, осущ антимонопольное регулирование и контроль за соблюдением антимонопольного зак-ва

  1. Государство в борьбе с монополиями
    использует меры экономического и
    административного характера.
  2. Экономические меры поддержания
    конкуренции и борьбы с монополией:
  3. • поощрение создания товаров –
    заменителей;
  4. • поддержка новых фирм, среднего и
    малого бизнеса (налоговые льготы,
    предоставление субсидий, кредитов,
    предоставление государственных заказов);
  5. • привлечение иностранных инвестиций,
    учреждение совместных предприятий, зон
    свободной торговли;
  6. • финансирование мероприятий по
    расширению выпуска дефицитных товаров
    в целях устранения доминирующего
    положения отдельных хозяйствующих
    субъектов;
  7. • государственное финансирование
    научно-исследовательских и
    опытно-конструкторских работ (НИОКР).
  8. Приёмы демонополизации рынков: (адм
    меры)
  1. контроль слияний Наибольшее значение при контроле моно­полизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль чаще всего подпадают крупные корпорации, заняв­шие достаточно большую долю рынка (в соответствии с уста­новленными критериями), близкую к контролируемому госу­дарством уровню концентрации.

  2. пресечение доминирующего положения. Возбуждение дела возможно по отношению к любой фирме, нарушающей антимонопольное законодательство. Однако, как правило, интерес антимонопольных органов вызывают до­статочно крупные фирмы с долей на рынке около 50% в уста­новленных границах.

  3. недопущение ограничения конкуренции. Ограничение конкуренции не допускается любыми возможными способами. Например, нельзя установить одному участнику рынка более высокие цены за аренду помещений, чем его конкурентам.

    Для этого проводится конкурс между желающими войти в круг арендаторов. Не допускается устанавливать для какой-либо фирмы более высокие цены на товары, сырье, материалы и т.п., чем ее конкурентам и т.д.

    противодействие сговору

  4. разделение монополиста на несколько частейЭта мера на практике используется достаточно редко. Вместе с тем, в мировой практике она имеет место.

  5. защита конкуренции на конкурсных торгахКонкурсные торги — наиболее эффективный метод реализации преимуществ свободной конкуренции при покупке и продаже, позволяющий исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки.

  6. недопущение сговора Наиболее распространено нарушение антимонопольного законодательства в виде сговора с целью установления монопольно высоких (низких) цен, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации. Как правило, сговор не оформляется документально, поэтому его трудно доказать. Вместе с тем, определенные приемы доказательства сговора разработаны и применяются.

Модели антимонопольной политики.

В экономической и юридической литературе
по антимонопольному ре­гулированию
экономики принято различать две
основные его модели: амери­канскую и
европейскую.

Американская модельстроитсяна
принципе запрещения монополии как
структурной единицы независимо от
социально-экономических послед­ствий
ее деятельности. Сторонники такого
подхода, который получил наименование
«структуралистского»,утверждают,
что отрасль, имеющая монополистическую
структуру, и вести себя будет как
монополист.

Следовательно, экономические
действия отраслей с монополистической
структурой обяза­тельно будут
негативными с общественной точки зрения
и должны подпадать под действие
антимонопольного законодательства.

В данной модели антимонопольного
регулирования предполагается в основном
форма правоприменительного процесса
и судебное преследование нарушителей.

Европейская модельв отличие от
американской делает упорна принцип
контроля за злоупотреблениями.При
таком подходе, именуемом в литературе
«бихевиористским», акцентируется
вниманиене на структуре отрасли, а
на поведении отдельных хозяйствующих
субъектов.

В этой модели используется
«правило разумного подхода», которое
провозглашает незаконной не всякую
монополию, а лишь ту, социально-экономические
последствия деятельности которой имеют
для общества негативный характер.Такой подход требует создания специальной
системы административных органов,
призванных постоянно анализировать и
контролировать состояние конкуренции
на различных рынках.

В случае необходимости
эти органы используют корректирующие,
регулирующие и запретительные меры
преимущественно адми­нистративного
характера.

В последние десятилетия различия
между этими двумя моделями уменьшаются.

При этом их сближение идет в сторону
европейской модели, когда антимонопольное
регулирование деятельности хозяйствующих
субъектов осуществляется не столько
на основе их относительных и абсолютных
размеров, сколько с учетом
социально-экономических последствий
их деятельности для общества.

Российская
практика антимонопольного регулирования
тяготеет больше к европейской модели.
В конце 1991 г.

в России был принят «Закон
о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках»Согласно российскому законодательствудоминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта, доля которого
на рынке определенноготовара составляет
65% и более.

В России регулирование
деятельности естественных монополий
осуществляется на основании принятого
19 июля 1995 г. Федерального закона«О
естественных монополиях», который
«определяет правовые основы федеральной
политики в отношении естественных
монополий в Российской Федерации и
направлен на достижение баланса интересов
потребителей и субъектов естественных
монополий, обеспечивающего доступность
реализуемого ими товара для потребителей
и эффективное функционирование субъектов
естественных монополий».

 Система антимонопольного
регулирования экономики включает
следующие элементы:

  • понятие монополиста, его качественные и количественные характери­стики;
  • виды монополистической деятельности, подлежащей государственно­му регулированию;
  • перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запреще­нию;
  • определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;
  • меры ответственности за нарушение антимонопольного законодатель­ства.

Федеральная антимонопольная служба(ФАС
России) — федеральный органисполнительной
власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору за соблюдением
законодательства оконкуренциинатоварныхрынкахи
на рынке финансовых услуг, естественных
монополий,рекламе,
размещениигосударственных
заказов, а также изданию в пределах
своей компетенции нормативных и
индивидуальных правовых актов в
установленной сфере деятельности.

Вместе
с тем практическая деятельность по
демонополизации рынков находится в
зачаточном состоянии.

Антимонопольная политика. Понятие, принципы и средства

Сущность антимонопольной политики

С начала 90-х лет проблемы монополизации стали остро, поскольку без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР получился целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущение усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В условиях рыночной трансформации экономики вопрос защиты конкуренции, недопущения злоупотребления рыночной властью монополистических структур является особенно актуальным.

Создание конкурентной среды, защита законных интересов предпринимателей и потребителей, регулирование деятельности монополий способствуют формированию цивилизованных рыночных отношений, повышению эффективности функционирования национальной экономики, выступая одной из важнейших составляющих антимонопольной деятельности государства.

Процесс монополизации национальной экономики имеет существенные негативные социально-экономические последствия. Однако, имеют место и позитивные моменты.

Читайте также:  Образец договора продажи товара.

Вследствие присвоения высоких доходов монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, осуществлять переквалификацию персонала.

Эффект «масштаба производства» крупных предприятий дает возможность им производить более дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризиса, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.

Современная экономическая теория различает понятия «монополия» и понятие «крупное предприятие», даже если оно имеет высокую долю производства и реализации продукции.

Монополией следует считать только то предприятие, которое использует рыночную власть – диктует цены, объем товаров на рынке, разрушает открытую конкуренцию.

Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотреблений их монопольным положением государство проводит антимонопольную политику.

Принципы антимонопольной политики

Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:

  • свобода экономической деятельности;
  • свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;
  • дифференциация и защита личных и общественных интересов;
  • поощрение отношений конкуренции;
  • предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;
  • специализация регулирования природных и государственных монополий.

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных предприятий во всех сферах экономики.

Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.

Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие страны: объемы производства продукции; производительность труда; цены, прибыль предприятий и их налоговые отчисления; объемы инвестиций; темпы экономического роста; конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояние потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также обеспечивать экономический рост в целом, решение социальных, экологических и других проблем.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований.

В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена.

Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Формы борьбы с монополиями

Существуют две основных формы борьбы с монополиями: предупреждение создания монополий и ограничение использования монопольной власти.

Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия.

Но они могут принудить предприятие, которое доминирует на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этой поставке было противозаконно отказано. Все их решения обязательные для выполнения, в противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона.

При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы подлежат проверке государственными судами.

Антимонопольное законодательство России отвечает мировым требованиям, но при этом было бы желаемым введение, на примере антимонопольной практики других стран, жесткого контроля за выполнением данного законодательства. Это одно из самых «больных» мест в государственно-правовой структуре: принимаются законы, но ввод их в жизнь или постоянно получает отсрочку, или его вообще не происходит.

Рассмотрим правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущение недобросовестной конкуренции и осуществление государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Для этих целей Закон определят такие понятия:

  • рынок товара (товарный рынок) – сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в границах которой определяется монопольное положение;
  • конкуренция, т.е. состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в каких нуждается потребитель;
  • монопольное положение, т.е. доминирующее положение предпринимателя, что дат ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным сознается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%;
  • монопольная цена – это цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;
  • монопольная деятельность предпринимателя при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
  • монопольное образование (предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, которое занимает монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

  • навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не относятся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
  • ограничение или приостановка производства, а также изъятие с оборота товаров с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
  • частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников поставки или сбыта с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
  • другие действия с целью создания препятствий доступа на рынок других предпринимателей;
  • установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:

  • запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-то сфере деятельности, а также установления ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
  • принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
  • принятие решений о централизованном распределении товаров, которое приводит к монопольному положению на рынке;
  • установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
  • предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других предпринимателей;
  • ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;
  • установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

  • неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркирования товара, а также копирования формы, упаковывания, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;
  • умышленное распространение явно ошибочных или неточных сведений, которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;
  • получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

Относится ли понятие «джентельменское соглашение» к антимонопольном у регулированию?

Джентльменское соглашение – неофициальное, неформальное хозяйственное соглашение между предпринимателя ми, предусматривающее совместные действия с целью получения дополнительной (монопольной, спекулятивной) прибыли.

Поскольку джентльменское соглашение не соответствует действующему законодательств у, оно не оформляется документом, существует как устная договоренность. Джентльменское соглашение заключается преимущественно между однотипными и относительно одинаковыми по размерам фирмами на короткий срок. Используется как инструмент ограничения деловой практики.

Широкое распространение джентльменское соглашение получило во второй половине XIX в. с зарождением монополистических тенденций в экономике. Оно является основой простейших монополистических образований вроде пулов, рингов и др.

С появлением антимонопольного законодательств а, которое поставило под государственный контроль официально зарегистрированные монопольные договоренности, джентльменское соглашение получает новое применение. С ее помощью создается самая опасная форма монопольного образования – тайный картель (в Германии их называют Fruhsti ckskartele – картели, созданные за завтраком).

Существует опасность джентльменских соглашений между руководством фирм олигополистической отрасли. Предметом джентльменского соглашения является часть цены, товарные квоты, сферы влияния, заказы и т.д. Создание картелей запрещено антимонопольным законодательств ом большинства стран. Поэтому джентльменские соглашения – это попытка обойти закон.

Однако судебное преследование участников заговора возможно, поскольку факт монопольного сговора может быть установлен по косвенным признакам, таким, как синхронное (в течение определенного времени, например, трех месяцев) повышение цен примерно на одинаковую величину, создание препятствий для проникновения в отрасль новых фирм.

Целями государственной антимонопольной политики являются. Антимонопольная политика россии. Понятие антимонопольной политики в Российской Федерации

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральное агентство по образованию
  • ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

  1. Институт интенсивного образования
  2. Славгородское представительство
  3. курсовая работа защищена с оценкой
  4. Руководитель работы

Средняя заработная плата женщин составляет лишь 75 процентов от средней заработной платы мужчин, что связано, в частности, с высокой долей женщин в отраслях с низкой заработной платой, а также с гораздо большей мужской пропорцией в высокодоходных профессиях.

Сила экономики. После трансформации трансформации достигнуты положительные значения в экономическом росте. Другие индикаторы свидетельствуют о нестабильности.

Соотношения во внешней торговле, а также пропорции в государственном бюджете часто выходят из равновесия. Пятая часть имеющейся рабочей силы не используется экономикой из-за исключительно высокого уровня безработицы.

С другой стороны, инфляция находится под контролем.

  • АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С ЕСТЕСТВЕННЫМИ И ИСКУССТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ
  • курсовая работа по экономической теории
  • Студентка группы М(з) – 82 Судомойкина Галина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

В августе 2008 года цены на нефть на мировых рынках выросли до небывалых размеров, что соответственно привело к росту цен на все виды горюче-смазочных материалов и как следствие к массовым акциям протеста в развитых странах мира. Но к концу 2008 года цены на нефть столь же стремительно упали в результате разразившегося мирового финансового кризиса.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой примерно пропорционально с падением цен на «черное золото» снизилась и стоимость бензина и другого горючего.

Исключением стала Российская Федерация, где нефтяные компании, после падения цен не стали спешить со снижением цен, и лишь вмешательство первых лиц государства, а также в последующем более активная позиция Федеральной антимонопольной службы повлияла на снижение цен на бензин.

Экологические проблемы: экологически ответственный рост рассматривается в важных частях экономической жизни. С коммунистической эпохи Словакия унаследовала отрасли экономики, которые мало учитывали экологические аспекты. Сектор услуг развивается с наибольшим динамизмом.

Образование, исследования и разработки: система образования, науки и исследований и разработок испытала метаморфозу в 1990-х годах. В ходе экономических преобразований база НИОКР значительно снизилась.

Основные исследовательские институты, сосредоточенные в Словацкой Академии наук, еще не преобразованы.

В данном случае налицо был сговор между ведущими нефтяными компаниями страны, желание воспользоваться доминирующим положением на рынке с целью извлечения максимальной прибыли. И с такими злоупотреблениями на рынках мы сталкиваемся постоянно. В рыночной экономике основным стремлением является максимизации прибыли, поэтому как результат сговор на рынке не является редкостью.

Исследования и разработки на заводах пережили драматическое развитие. В процессе приватизации отделы НИОКР компаний стали первыми отделами, которые были рационализированы новыми владельцами.

В социологических науках важную роль играют независимые неправительственные организации. Система образования характеризуется отсутствием реформы школьной системы и хронической неспособностью оплачивать образовательные учреждения.

Читайте также:  Образец соглашения о расторжении договора аренды

Несмотря на финансовые трудности школьной системы, уровень образования населения сохранялся на достаточно высоком уровне.

Политика помощи конкуренции и антимонопольное регулирование рынка (либо какого-либо экономического процесса) входит в число приоритетных направлений развития страны. Без конкуренции рыночная экономика не может называться рыночной, и ее дальнейшее развитие невозможно, если общество не осведомлено о ее преимуществах и выгодах.

Произошли две свободные и, по существу, справедливые парламентские выборы, в которых были предотвращены тенденции к авторитарному государству, и трансформация снова была направлена ​​на рыночную и демократическую консолидацию. На выборах все были назначены практически все конституционные органы.

Недавно избранными были парламент, президент государства на прямых выборах, региональные и местные органы самоуправления. Часто игнорируемые правые принципы в настоящее время уважаются намного лучше. Организации-посредники все чаще участвуют в политическом процессе, укрепляется позиция независимых СМИ.

Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы оценить состояние конкурентной среды, методы проведения антимонопольной политике в нашей стране, основные проблемы в этом направлении, ее результативность.

В первой главе мы рассмотрим, что из себя представляет монополия, ее сущность и классификация.

Во второй главе ознакомимся с целями и задачами антимонопольной политики России, антимонопольным законодательством, где также особое внимание будет уделено рассмотрению нормативных положений изложенных в Федеральном законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г., а также рассмотрим функции антимонопольных органов.

В Словацкой Республике все явления, которые наблюдаются в исследованиях переходного периода, представляют собой конкретные риски консолидации посткоммунистических стран.

К ним относятся этническая гетерогенность, конфликты меньшинств, ирредтия словацкого населения, сильная поляризация общества и существование сильной партии с авторитарными тенденциями. Политические элиты Словакии были крайне поляризованы, а общество глубоко разделено на два политических лагеря.

Экономические кризисы и этнополитические конфликты злоупотребляли популистскими партиями за социальные демагогические и националистические стратегии мобилизации.

В третьей главе рассмотрим такие понятия как естественная и искусственная монополия, ее взаимодействие в государством.

Глава 1. понятие и сущность монополии

Монополия – противоположность конкуренции, существующая при наличии одной фирмы, производящей продукт, не имеющий близкого заменителя.

Основные характеристики антимонопольной политики в России

Филиппова, И. А. Основные характеристики антимонопольной политики в России / И. А. Филиппова, О. Р. Шалгина, А. М. Шаргунова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 287-288. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43511/ (дата обращения: 21.04.2020).



  • Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики, по которым можно сделать вывод о состоянии антимонопольного регулирования в стране.
  • Ключевые слова: антимонопольная политика, государство, законодательство, конкуренция, монополия, ФАС
  • This article reveals the essence of the antimonopoly policy of the Russian Federation, its main objectives, methods and characteristics, on which it can be concluded that the state of antimonopoly regulation in the country.
  • Keywords: antimonopoly policy, the state, legislation, competition, FAS
  • Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.
  • Существует три вида монополии:
  1. Закрытая — монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, институтом авторских прав и пр.;
  2. Открытая — монополия, при которой одна фирма единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции;
  3. Естественная — это отрасль производства, которая способна нормально функционировать лишь в отсутствии конкуренции.

Антимонопольная политика — комплекс государственных мер, обеспечение условия для рыночной конкуренции, а также против чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Основными целями антимонопольной политики в РФ является, во-первых, оптимизация экономической структуры рынка, необходимая для поддержания малого предпринимательства и формирования конкурентной среды, во-вторых, корректировка экономических результатов, т. е. устранение административных межрегиональных барьеров, запрет на огранивающие конкуренцию акты и пр.

Главное значение антимонопольного регулирования — это ограничение рыночной власти, для того, чтобы увеличить объемы выпуска и снизить цены.

В России антимонопольное регулирование представлено в 2-х методах:

  1. Прямой метод — метод, включающий меры по устранению или предупреждению монопольного положения отдельных субъектов на рынке.
  2. Косвенный метод — финансово-кредитные методы, необходимые для предупреждения и преодоления монополии в экономике.

Система мер антимонопольной политики:

  1. Законодательные меры — к ним относится:
  1. ‒ ограничение контроля над рынком, контроль за слияниями;
  2. ‒ запрет соглашений о ценах, контроль за соглашениями об использовании продукции;
  3. ‒ запрет соглашений о разделе рынков, запреты на установление розничных цен;
  4. ‒ определение набора представляемых услуг, запреты соглашений о предоставлении исключительных прав.
  1. Экономические меры — к ним относится:
  • а) Косвенное регулирование:
  • ‒ налогообложение продукции;
  • ‒ налогообложение сверхприбылей;
  • б) Прямое регулирование:
  • ‒ установление «потолков цен»;
  • ‒ установление предела нормы прибыли.

30 июня 2004 г. Правительством РФ был утверждён федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, названный Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС).

  1. Основные функции ФАС:
  2. ‒ контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  3. ‒ надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  4. ‒ надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  5. ‒ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд;
  6. ‒ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд;
  7. Антимонопольное законодательство.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

Настоящий Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории РФ и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Основные нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства, действующие на сегодняшний день:

  1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  2. Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

В заключении стоит отметить, что антимонопольная политика выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, т. к.

создает условия для роста конкурентоспособности отечественных производителей и роста экономики в целом.

Но при этом следует обратить внимание на то, что эффективность антимонопольной политики напрямую зависит от развитости национальных рынков и от объективности государственной экономической политики.

Литература:

  1. Князева И. В. «Антимонопольная политика в России» — 2012.
  2. Мельников В. В. «Государственное регулирование национальной экономики» — 2011.
  3. Розанова Н. М. «Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой» — 2011г.
  4. Федеральная антимонопольная служба — ФАС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://faswalk.fas.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое предпринимательство, FAS, выполнение работ, Россия.

антимонопольная политика, государство, законодательство, конкуренция, монополия, ФАС

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О конкуренции и

Контроль за его исполнением осуществлял антимонопольный орган, ранее именуемый — Государственный комитет по…

Российскому антимонопольному законодательству и Федеральной антимонопольной службе предстоит еще долгая работа, чтоб достигнуть общемировых стандартов по данному вопросу. Литература

Антимонопольное законодательство. Рассказова Аделия Кямильевна. Рубрика: Государство и право.

Еще одним источником целевых индикаторов для ФАС России является государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и…

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение…

Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.

‒ с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

Основным органом, регулирующим деятельность кредитных организаций, согласно ст.56 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является Банк России.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением

Следовательно, как в состязании рождается истина, так и конкуренция усовершенствует механизмы производства и оказания услуг.

Контроль за реализацией антимонопольного законодательства, законодательства в области рекламы, а также контроль в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О конкуренции и

Контроль за его исполнением осуществлял антимонопольный орган, ранее именуемый — Государственный комитет по…

Российскому антимонопольному законодательству и Федеральной антимонопольной службе предстоит еще долгая работа, чтоб достигнуть общемировых стандартов по данному вопросу. Литература

Антимонопольное законодательство. Рассказова Аделия Кямильевна. Рубрика: Государство и право.

Еще одним источником целевых индикаторов для ФАС России является государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и…

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение…

Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.

‒ с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

Основным органом, регулирующим деятельность кредитных организаций, согласно ст.56 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является Банк России.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением

Следовательно, как в состязании рождается истина, так и конкуренция усовершенствует механизмы производства и оказания услуг.

Контроль за реализацией антимонопольного законодательства, законодательства в области рекламы, а также контроль в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *