Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементыГражданин — это человек, который является участником общественных взаимоотношений. Он выступает носителем определённых обязанностей и прав, прописанных в нормативных актах. Эти составляющие совместно формируют правовой статус определённой страны. В административно-правовой статус гражданина включён ряд особенностей. При нарушении своих обязанностей человек может понести наказание.

Особенности статуса

В административно-правовом статусе гражданина РФ и человека имеется ряд особенностей. Они таковы:

  1. Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементыЭто сложная система, в которую включены нормы финансовой и гражданской отраслей, а также конституционной и иных правовых областей. Они полностью отражают взаимоотношения между коллективом и отдельной особью, государством и его подданными, а также всей общественностью и личностью в частности.
  2. По обязательности предписаний в нём содержатся обязанности либо же права. Но могут присутствовать эти составляющие и в совокупности.
  3. Содержание гражданского статуса может зависеть или не зависеть от желаний определённого лица.
  4. В статус включены обязанности и права, которые являются общими для различных категорий населения, для конкретных лиц, а также принадлежащие какой-то определённой категории населения.

Права и обязанности человека

Правовой административный статус является сложным образованием юридического типа. В него входит четыре составных элемента, различных по величине.

Первая представляет собой правовой личностный статус, как субъекта. В России регулирование индивида должно являться приоритетным, а значит, центральным положением. А всё по той причине, что государство, должностные особы и органы должны служить каждой особе.

Это говорится в статье 2 российской Конституции. Взаимоотношения и их характер, которые указаны в этой статье, общепризнанные для многих стран мира.

Это подтверждается важными международными актами, которые были утверждены Европейскими организациями, а также Организацией Объединённых Наций.

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементыКак личность, индивид, согласно российской Конституции и законодательству, основой которого она является, вне зависимости от его веры и расовой принадлежности, имущественного положения, а также положения в обществе и на работе, в России является субъектом всех правовых отраслей. Именно для этого основы статуса и понятия «гражданин» закреплены в российской Конституции. В этом статусе немалая роль отводится и нормам административно-правового характера.

У лица существуют определённые права, включаемые в административно-правовой статус гражданина РФ. Главными являются:

  1. Свободный выезд из России и беспрепятственное возвращение в неё тогда, когда человеку это будет необходимо.
  2. Выбор места нахождения, а также проживания.
  3. Право на беспрепятственное свободное передвижение.
  4. Защита чести, а также защита семейных и индивидуальных тайн.
  5. Неприкосновенность индивидуальной жизни и жилища, а также свободы.
  6. Право на жизнь в целом.

В Конституции указываются обязанности и запреты на совершение определённой деятельности. К таковым относят:

  1. Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементыПринудительный труд строго запрещён.
  2. Запрещено вести экономическую деятельность, которая направлена на конкуренцию недобросовестного характера либо же на монополизацию.
  3. Человек обязан к природным богатствам и ископаемым относиться осторожно и бережно, сохранять в целости окружающую среду и природу.
  4. Обязательно нужно платить сборы и налоги, которые предусмотрены законодательством.

В некоторых ситуациях Конституция предусматривает возможное ограничение личностных прав. При этом нормы, которые ограничивают права особы, практически всегда носят административный характер.

Второй составной частью статуса является то, что человек имеет собственный гражданский статус. Нормы, которые его определяют и устанавливаются в работе общества и государства, являются обязанностями и правами личности. К таким нормам относятся:

  1. Участвовать в управлении государственных дел.
  2. Разрешено проводить пикетирования либо шествия, демонстративные марши или митинги, собрания. Но делать это всё следует мирно и без применения оружия.
  3. Гражданин в обязательном порядке должен нести воинскую службу.

Нормы, которые определяют статус в хозяйственно-трудовой деятельности. В этот пункт входят:

  1. Право на частную собственность, а также на землю.
  2. Выбор рода своей деятельности и дальнейшей профессии.
  3. Право на беспрепятственную свободную трудовую деятельность.
  4. Право на свободное пользование своим имуществом и способностями для экономической предпринимательской деятельности законом не запрещается.

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

Ещё имеются нормы, которые определяют гражданский статус в семейной сфере. Общественные интересы они не затрагивают. Если кратко описать этот подраздел, то сюда входят: право на изменение личных данных (имени, фамилии и прочих), а также на творчество различного характера.

Третьим элементом является социальный. Он нужен для того, чтобы человек мог реализовывать себя в обществе: учиться, служить в армии, работать.

А вот четвёртый элемент называется особым. Это связано с тем, что он содержит обязанности и права, которые личность желает приобретать самостоятельно для удовлетворения своих потребностей и интересов (охота, туризм, спорт и прочие). Все люди должны получить официальную документацию для того, чтобы заниматься любимым делом.

Изменения норм права

Общественные преобразования, которые происходят на сегодняшний день в России, приводят к тому, что общественно-правовые нормы изменяются. Связано это с такими факторами:

  1. Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементыС конституционными признаками, утверждёнными официально, а также с соблюдением и непосредственной защитой свобод и прав. Человек является высшей ценностью. Это указывается в Конституции России (статья 2).
  2. Резко повышается законодательная роль в регулировании гражданского статуса. Увеличиваются ответственности и права. Непосредственным гарантом в этой области считается закон.
  3. Сейчас статус гражданина выявляется гораздо полнее. Происходит расширение спектра регулирования в большинстве отраслей: социальной и политической, экономической и прочих.
  4. Роль суда и закона в охранной деятельности человеческих прав увеличивается. Судебные процессы продвигаются всё дальше в административно-правовую отрасль, создавая тем самым независимые и довольно стойкие защитные механизмы интересов и прав человека на законной основе. Тактика деятельности должностных особ и исполнительных органов должна меняться.

Общего понятия административного гражданского статуса на сегодняшний день нет. Он предопределён принципами Конституции и поэтому считается стабильным и универсальным.

Виды и признаки субъектов

Россия является федерацией, которая сформирована совокупностью самостоятельных территориальных субъектов. Это правоспособные образования территорий с ограниченными возможностями, которые имеют некоторые черты государственности. Субъекты самостоятельны только в рамках собственной компетенции.

Принципы образования российской территории:

  1. Национальный. Его особенности связываются с расовым составом населения.
  2. Территориальный. Его границы определяются большим количеством жителей и площадью охватываемой территорией. По такому принципу могут образовываться города федеральной значимости, области и края.
  3. Смешанный. Включает все характерные признаки, присущие обоим типам принципов.

В Российской Федерации имеется несколько видов объектов. К ним относятся:

  1. Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементыАвтономные округа — 10 штук. Они формируются по принципу национальному. Предназначены для сохранения взаимосвязей внутренних, которые сложились исторически.
  2. Область Европейская автономная.
  3. Города федерального значения. Таковых всего два: Санкт-Петербург, Москва.
  4. Имеется и 49 областей. Они образованы по принципу территориального значения, но их общая площадь сравнительно небольшая.
  5. Края — 6 штук. Они имеют довольно обширную площадь и сформированы по территориальному принципу.
  6. В составе федерации имеется 21 республика. Они являются самостоятельными. Им свойственны черты государственности, они могут определять политику внутри субъекта.

Зависимо от того, какой вид имеет субъект, дифференцируются его взаимоотношения с прочими субъектами, а также внутригосударственное правовое положение.

Самый большой объём полномочий у республик, которые входят в состав России, а самый меньший — у автономной области и округа. А всё потому, что они являются составными частями областей и краёв.

Частично они зависимы от решения государственной власти. Города федерального предназначения имеют особый статус. Их считают «лицом» страны.

Признаки субъектов РФ:

  1. Все они имеют равные права.
  2. Опираясь на нормы законодательства, они обязаны осуществлять полномочия.
  3. Независимо от того, где именно проживает человек (в области, крае), он имеет одинаковый статус гражданина.
  4. В силу принципа целостности территории, не имеет права на отделение.
  5. У них не существует государственного суверенитета.

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

Правовой статус личности

Когда речь идёт о личностных свободах и правах, невозможно получить полноценное реальное представление о них, если не рассматривать данные явления, содержащиеся в статусе человека и гражданина. Данная категория, прежде всего, носит характер собирательный. В ней вмещены такие статусы лиц:

  1. Вынужденного переселенца из какого-либо района или страны по различным причинам.
  2. Беженца (причины тоже могут быть различными).
  3. Лица, у которого нет никакого гражданства.
  4. Гражданина какого-либо другого государства.
  5. Гражданина РФ.

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

В этой же категории отражаются и индивидуальные человеческие особенности. В ней же можно увидеть и его действительное положение в основной общественной системе взаимоотношений. Базу личностного статуса основывают свободы и права особы. По этой причине они не могут реализовываться без его дополнительных компонентов.

Правовой статус российского гражданина предоставляет возможность полноценно рассмотреть все права, а также обязанности индивида таковыми, какими они являются в полном системном виде. Благодаря этому можно сравнивать статусы и открывать возможные горизонты для последующего их совершенствования.

Прежде всего, личностный статус человека является правовым положением особы, отражающее его настоящее состояние при взаимоотношениях с общественностью и государством. Классифицируются правовые личностные статусы по системной структуре и сфере действия. Они подразделяются на следующие виды:

  1. Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементыВ родовой отображается специфика положения отдельных категорий населения, которые имеют дополнительные обязанности и права.
  2. Отраслевой. В него включены правомочия и прочие компоненты, которые опосредованы отдельной либо совокупной отраслью систем.
  3. В индивидуальном отражены особенности положения особы, в зависимости от её половой принадлежности, возрастной категории, участии в управлении делами страны и прочими.
  4. Конституционный. Должен всегда быть устойчивым. Существует до того момента, пока в корне не поменяются общественные правовые отношения.
  5. В общий включаются гарантии и права, выработанные международным сообществом, а также занесены в определённую документацию.

Внутренним и внешним правом предусмотрена защита общего личностного статуса. Его характерной чертой считается стабильность. Она обусловлена жизненными особенностями, и предполагает в обществе порядок.

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

  • Что такое административно правовой статус гражданина
  • Элементы административно-правового статуса
  • Основные права и обязанности человека и гражданина
  • Гражданство РФ
  • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Принципы административно-правового статуса граждан в РФ
  • Гарантии административно-правового статуса

Что такое административно-правовой статус гражданина

Административно-правой статус гражданина – это совокупность гражданских прав и обязанностей человека, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных актах. Административно-правовой статус определяет правовое положение гражданина в системе государственного управления.

Помимо административно-правового у гражданина есть конституционно-правовой, социальный и другие статусы. Подробнее о конституционно-правовом статусе вы узнаете, прочитав нашу статью. Мы же уделим внимание правоотношениям гражданина с госорганами и муниципалитетами.

Различают общий, индивидуальный и специальный административно-правовой статус (АПС) граждан. Особенности приведем в таблице.

Статус Категории субъектов
Общий Равный для всех. Отличается стабильностью. Регулируется Конституцией и не зависит от текущих обстоятельств
Специальный Действует применительно к определенной категории субъектов, которая обладает дополнительными правами или обязанностями. Например, льготные категории граждан (пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды), предприниматели, государственные служащие или военные, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и пр.
Индивидуальный Определяет статус конкретного человека, наделенного индивидуальными правами, связанными с его личностью (например, пол, возраст, семейное положение, профессия). Индивидуальный статус может меняться в зависимости от обстоятельств жизни конкретного индивида

Важно! Перечисленные выше категории могут совмещаться, дополняя друг друга. Но не могут вступать в противоречие.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нормативное регулирование приведем далее в таблице.

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

Элементы административно-правового статуса

Основы административно-правового статуса гражданина РФ — это:

  • Административная правоспособность — способность иметь права и выполнять свои обязанности в рамках административного права. Такую способность лицо приобретает с момента рождения и теряет только со смертью. Она определяется возрастом, профессией, семейным положением, состоянием здоровья. Ограничение административной правоспособности допускается по решению суда. Например, право человека на свободу, выбор места жительства, передвижение могут быть ограничены судом в качестве меры правового воздействия.
  • Административная дееспособность — способность своими действия приобретать права и создавать для себя обязанности в сфере взаимоотношений с госструктурами. Различают полную (с 18 лет), частичную (в 6–14 и 14–18 лет), ограниченную (например, в силу болезни) административную дееспособность.
Читайте также:  Договор купли-продажи дома с земельным участком - образец

Подробнее об административной дееспособности вы узнаете из нашей статьи «Административная дееспособность — это».

К элементам АПС также относят гражданство, принципы, ответственность и гарантии.

Важно! Права и обязанности, являющиеся элементами административно-правового статуса граждан, носят неотчуждаемый характер.

Основные права и обязанности человека и гражданина

Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Среди них право:

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

Важно! Любое ограничение прав и свобод граждан возможно только на основании судебного решения.

Граждане РФ, имея гарантированные государством права, должны нести и возложенные на них обязанности, исполнение которых имеет существенное значение для эффективного государственного управления.

Конституция РФ предусматривает следующие обязанности граждан:

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

Гражданство РФ

Порядок получения, основания прекращения гражданства РФ, правовое регулирование двойного гражданства предусмотрены законом № 62-ФЗ.

Гражданство РФ приобретается по рождению, а также в результате приема или восстановления в гражданстве РФ. Ребенок становится гражданином РФ, если:

  • мама и папа — граждане РФ (независимо от того, где родился ребенок);
  • папа или мама — гражданин РФ, а второй родитель — иностранный гражданин (при условии что ребенок родился в РФ);
  • оба родителя — иностранцы, проживающие в РФ, но другие страны не предоставляют ребенку свое гражданство (при условии что ребенок родился на территории РФ).

Обратите внимание! Любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее полной дееспособности, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ.

Важно! Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин не является гражданином РФ и имеет гражданство другой страны. Лицо без гражданства не имеет документального подтверждения своей принадлежности к какому-либо государству.

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ такие лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого правила установлены федеральными законами либо международными договорами. К таким исключениям, в частности, относят:

  • запрет на госслужбу и допуск к гостайне;
  • невозможность участия в выборах и референдуме;
  • освобождение от воинской обязанности (исключение — служба по контракту);
  • запрет на членство в политических общественных объединениях;
  • ограничение права на въезд на территорию РФ (требуется специальное разрешение);

Обратите внимание! Для такой категории лиц предусмотрены некоторые виды специальной административной ответственности, например за нарушение режима пребывания. Также для них есть отдельная мера административного воздействия — принудительное выдворение за пределы РФ.

Принципы административно-правового статуса граждан в РФ

Основной принцип административно-правового статуса гражданина закреплен в ст. 2 Конституции РФ. В ней сказано, что человек, его права и свободы — высшая ценность, которой государство достигает за счет следующих инструментов:

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

Гарантии административно-правового статуса граждан

Человеку и гражданину на территории РФ гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод (ст. 45–46 Конституции РФ).

Гарантии можно разделить:

  1. На экономические. Состояние экономики страны, дающее возможность экономического (материального) обеспечения правового положения лиц в РФ достигается:
    • обеспечением высоких темпов развития экономики страны;
    • поддержкой предпринимательства;
    • защитой всех форм собственности;
    • созданием условий для добросовестной конкуренции.
  2. Политические. Состояние государственной власти, уровень демократии и политической стабильности в стране. Характеристики:
    • обеспечение эффективного госуправления;
    • наличие многопартийности;
    • создание общественных объединений граждан;
    • обеспечение достойных условий жизни граждан.
  3. Идеологические гарантии — состояние культурного уровня и духовно-нравственной сферы общества. Уровень правового развития граждан достигается:
    • снижением уровня преступности;
    • повышением правовой культуры и дисциплины общества.
  4. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Совокупность закрепленных в законодательстве механизмов обеспечения правого положения человека характеризует:
    • законодательное закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере госуправления;
    • нормативное регулирование ответственности госорганов, муниципалитетов и чиновников за нарушение прав и свобод граждан;
    • создание контрольно-ревизионных органов, осуществляющих надзор за деятельностью госорганов и муниципалитетов;
    • обеспечение доступности подачи обращений.

***

Административно-правовой статус граждан РФ — важный показатель развития экономики страны, ее политической силы и уровня культурного развития. Соблюдение прав и законных интересов всех субъектов госуправления, высокий уровень правового сознания граждан характеризуют стабильное развитие государства.

Административно-правовой статус граждан: понятие элементы, общая характеристика. — Студопедия

Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ).

Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.

Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.

17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.

18 Конституции РФ).

  • Элементы административно-правового статуса граждан:
  • 1) принципы административно-правового статуса граждан;
  • 2) гражданство;
  • 3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;
  • 4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  • 5) административная ответственность граждан;
  • 6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.
  • Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:
  • — Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;
  • — Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной правоспособностью.

Исходя из определения правоспособности вообще как способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь административные права и нести административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей.

В отличие от АПС, административная дееспособность не может быть одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16 лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и административной.

Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц (иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.).

Кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители транспорта.

  1. Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан:
  2. — право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
  3. — право граждан на объединение (закон об общественных объединениях — на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);
  4. — политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);
  5. — право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами;
  6. — право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно лишь по решению судебных органов);
  7. — право на неприкосновенность жилища;
  8. — право на передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое ограничение);

— право иметь доступ, передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);

— право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.

Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества, поступление на государственную службу и т.д.). Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий: экономические; политические; идеологические; организационные; юридические. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ. Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

К видам внесудебных административно-правовых гарантий относятся:

1. Право Президента приостанавливать, согласно ст. 85 Конституции, действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом;

2. Право гражданина обратиться в органы исполнительной власти, прокуратуру, Комиссию по правам человека при Президенте страны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к уполномоченным и комиссиям по правам человека субъектов Федерации, на которых возложены обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Предусмотренное ст. 53 Конституции право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

4. Установленный КоАП и другими законами процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях, являющийся важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной, дисциплинарной и материальной ответственности за неправомерные действия в сфере исполнительной власти;

5. Предусмотренное ст. 45 Конституции право каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (например, необходимая оборона; право обратиться за помощью в негосударственные организации; право приостановить работу, если она не оплачивается; забастовка и др.);

6. Принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Согласно ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Однако на практике это не всегда соблюдается.

Административно-правовой статус граждан: понятия, структура, краткая характеристика элементов

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Читайте также:  Истребование имущества из чужого незаконного владения

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина — сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права.

В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст.

2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Эти, как их называют, естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г, и некоторых других актах.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д.

, является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ.

При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст.

25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст.

27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст.

57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст.

34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер.

Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст.

32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др.

Далее — это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст.

34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).

Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности.

В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права.

И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей.

Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д.

Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой.

Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством.

Например, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет — получение паспорта, затем в 16 лет — возможность привлечения к административной ответственности и полная — по достижении гражданином 18 лет.

Административно-правовой статус: понятие и содержание

Физические лица вступают в административно-правовые отношения в определенном административно-правовом качестве, т.е. обладая соответствующим административно-правовым статусом. Субъектами административного права так или иначе являются все физические лица.

Административно-правовой статус гражданина — это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности гражданина как правосубъектного участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления.

В науке административного права получило распространение представление о четырех основных видах административно-правового статуса граждан.

1. Статус личности включает административные права и обязанности, присущие всем без исключения физическим лицам в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было обстоятельств.

Примером таких прав и обязанностей являются право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, обязанность сохранять природу и окружающую среду.

2. Статус гражданства включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из критериев наличия или отсутствия определенного вида гражданства.

В последние годы наблюдается повышенное внимание законодателя к регулированию вопросов административно-правового статуса иностранного гражданства в Российской Федерации.

Иностранные граждане в Российской Федерации обладают правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

3. Социальный статус включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из их профессии или рода занятий. Примеров социального статуса чрезвычайно много, среди них можно упомянуть статусы государственного служащего, индивидуального предпринимателя, пенсионера, студента.

4. Особый статус довольно резко отличается от социального статуса, поскольку в нем отсутствует признак социальной необходимости.

Физические лица приобретают особый статус хотя и на основе законодательства, но исключительно своим добровольным волеизъявлением.

Особый статус связан с индивидуальными предпочтениями граждан, и в качестве его примеров можно назвать статус охотника, водителя, коллекционера антиквариата и т.д.

Первичным элементом административно-правового статуса физических лиц и необходимой предпосылкой для их вступления в административные правоотношения является административная правосубъектность. Административная правосубъектность граждан складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликатоспособности.

Административная правосубъектность: особенности административной правоспосоности и дееспособности.

Административная правосубъектность граждан складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликатоспособности.

Административная правоспособность — это способность иметь административные права и нести административные обязанности.

В отличие от гражданской правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения ее объема исходя из возраста гражданина.

Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий.

Из-за отсутствия в законодательстве общих критериев административной правоспособности она определяется особо применительно к каждому виду административных правоотношений и может зависеть от самых различных обстоятельств.

Административная дееспособность — это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности.

Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений.

Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина.

Например, право на обращение в органы государственной власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать независимо от возраста.

Право гражданина на обращение в суд может быть реализовано гражданином самостоятельно по достижении возраста 18 лет, а по достижении возраста 14 лет — по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и публичных правоотношений.

Как правило, административная дееспособность возникает одновременно с административной правоспособностью.

Административная деликтоспособность — это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

Административная деликтоспособность – способность нести административную ответственность за совершенные административные правонарушения. Административная деликтоспособность возникает для физического лица с достижением 16 лет, прекращается смертью и отсутствует при невменяемости.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 575;

Тема 2. Административно-правовой статус физических лиц

1. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в государственном управлении.

2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Читайте также:  Как передать электронный больничный лист в фсс?

3.

Особенности административно-правового статуса беженцев.

Понятие «физическое лицо» имеет обобщающее значение. Под физическим лицом понимают граждан , иностранцев и лиц без гражданства. Содержание административно-правового статуса физического лица, в том числе гражданина, включает комплекс его прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, реализация которых обеспечивается определенными гарантиями.

Административно-правовой статус гражданявляется частью их общего правового статуса, определенного Конституцией и законами, в частности законом «О гражданстве», международными договорами, другими законодательными актами.

Граждане – это наибольшая группа субъектов административно-правовых отношений. Конституция предоставляет преимущество интересам, правам и свободам граждан перед интересами, правами и свободами других участников правовых отношений, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей.

Человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Граждане являются равными перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и других признаков.

Равноправие граждан обеспечивается во всех отраслях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

  • Правовой статус гражданина включает в себя:
  • 1) основные права (или права и свободы человека и гражданина);
  • 2) комплекс прав и обязанностей, закрепленных в Конституции, нормами разных отраслей права, в том числе административно-правовыми нормами;
  • 3) гарантии реализации этих прав и обязанностей, а также механизм их охраны государством.

К основным правам (кроме неотъемлемых: на жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.д.) можно отнести: свободу слова, миграции, собственности, пользования средствами транспорта, политические права и др.

Комплекс прав и обязанностей в разных отраслях исполнительной деятельности составляют права на предпринимательство и создание предприятий, на землю, на образование, на пользование достижениями культуры и т.д.

Гарантии реализации этих прав и обязанностей, а также механизм обеспечения их государством находит свое отображение в Конституции и законодательных актах.

Административно-правовой статус граждан обуславливается объемом и характером его административнойправосубъектности, которую составляют административная правоспособность и административная дееспособность. Основой административно-правового статуса гражданинаявляется его административная правоспособность, т.е.

способность иметь права и исполнять обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смерть. Объем устанавливается и изменяется с помощью административно-правовых норм. Административная правоспособность не может быть отчуждена.

Только на основании приговора или постановления суда правоспособность может быть ограничена при совершении преступления или административного правонарушения.

Административная дееспособность – это признанная законом возможность граждан своими действиями приобретать и реализовывать права и исполнять обязанности административно-правового характера (полная – 18, неполная – 16, административная дееспособность может возникать и до достижения 16 лет – право на труд).

По своему содержанию права граждан в сфере государственного управления можно разделить на три группы:

1) на участие в государственном управлении и социально-политическую активность: право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимой информации и документов в установленной форме, проведение митингов, демонстраций, создание общественных объединений или вхождение в них и т.д.;

2) на получение помощи от соответствующих компетентных организаций: право на медицинскую, санитарно-эпидемиологическую помощь, бесплатное пользование благами (библиотеками, парками и т.д.), пользование транспортом, получение услуг и т.д.;

3) на права, которые защищаются: в административном порядке (административная жалоба, административное производство), судебномпорядке (жалоба, иск, заявление), непосредственногражданином (необходимая оборона).

Взаимодействуя с органами исполнительной власти, граждане реализуют прежде всего права: на участие в управлении, на объединение, на проведение митингов, на индивидуальные и коллективные обращения к государственным органам, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов (должностных лиц) и т.д.

Также, права граждан можно классифицировать на три вида: личные, политические и социально-экономические.

Личные права и свободы гражданина — это возможности удовлетворения их личных потребностей.

К личным правам относятся: право на уважение достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, право свободного выбора местожительства, право свободно покидать территорию ы; право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции; право на опровержение недостоверной информации о себе и членах своей семьи и тому подобное.

Политические права и свободы граждан выражаются в их возможностях реализовать свои волеизъявления по объединению в политические партии, проведению сборов, митингов и демонстраций, о чем заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, и другие права и свободы.

Социально-экономические права граждан также становятся возможными в связи с использованием норм административного права. Это обеспечение возможности занятия предпринимательской деятельностью, реализации права на труд, отдых, социальную защиту, достаточный жизненный уровень, образование и здоровье.

В административно-правовой статус также входят обязанности граждан.Обязанности граждан в сфере государственного управления можно разделить на две группы:

1) абсолютныеобязанности, которые не зависят от конкретных обстоятельств и вытекают из норм Основного закона и законодательных актов государства.

К ним относятся обязанности: соблюдать Конституцию, законы, государственную дисциплину; охранять интересы государства, содействовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Родину; охранять природные богатства; платить налоги и т.д.

2) относительныеобязанности, которые возникают из правомерных, а иногда и из неправомерных действий, направленных на приобретение прав или их сохранение. Такие обязанности не являются постоянными – права абитуриента, читателя библиотеки и др. К обязанностям граждан относятся и такие, которые возникают в связи с правонарушениями (например, оплатить штраф, возместить убытки).

Конкретный объем обязанностей регулируется многочисленными нормативными актами административно-правового характера, в том числе уставами, положениями, служебными характеристиками.

Неисполнение обязанностей может привести к применению к виновным лицам мер юридической ответственности.

2. Иностранцамипризнаются иностранные граждане, т.е. лица, которые принадлежат к гражданству иностранных государств и не являются гражданами.Лицами без гражданства являются лица, которые не принадлежат к гражданству любой страны.

Иностранные граждане по своему правовому статусу несущественно отличаются от лиц без гражданства. Объем прав и обязанностей этих субъектов уже, чем у граждан, нопо общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что на граждан.

Отличия связаны с отсутствием гражданства у рассматриваемой категории лиц, которое является самым важным компонентом административно-правового статуса лица.Административнаяправосубъектность у этих лиц возникает с момента прибытия в страну и заканчивается с момента, когда лицо покинет ее территорию.

Административно-правовой статус иностранных граждан регламентируется законом «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», другими нормативно-правовыми актами, а также международными соглашениями.

Для иностранцев обязательными являются нормы Конституции и других законов ; общеобязательные правила, касающиеся охраны природы, санитарии, пожарной безопасности, общественного порядка, пользования транспортными средствами, въезда и выезда т.п..

Вместе с тем эти лица не пользуются частью прав и обязанностей, которые составляют группу исключительных прав и обязанностей граждан (избирательное право, право иметь паспорт гражданина и т.д.).

В целом основные ограничения для иностранцев и лиц без гражданства сводятся к следующим:они не могут занимать некоторые должности;они не имеют доступа к должностям государственных служащих, деятельность которых связана с государственной тайной;эти лица не могут служить в Вооруженных силах ;для них допускаются ограничения в передвижении и нахождении в определенных городах;для них установлены определенные правила паспортного режима, поступления в учебные заведения и др.;установлена специальная деликтоспособность.При регулировании правового статуса иностранных граждан исходят из принципа взаимности, который применяется в отношениях с другими государствами. Административно-правовой статус лиц, которые имеют дипломатические привилегии, определяются кроме законодательства также международными правилами и международными соглашениями.

3.

В соответствии с законодательствомбеженцем является лицо, которое не является гражданином и вследствие полностью обоснованной боязни стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, пребывает за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие такой боязни, или, не имея гражданства (подданства) и пребывая за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие перечисленной боязни. Вопросы, связанные с административно-правовым статусом беженцев, регулируются Конституцией, вышеназванным законом, другими нормативно-правовыми актами, а также международными договорами. Лица, которые с намерением приобрести статус беженца пытались незаконно пересечь или незаконно пересекли государственную границу , должны незамедлительно обратиться в соответствующий орган миграционной службы через уполномоченного этого органа или должностное лицо Государственной пограничной службы или органа внутренних дел с заявлениями о предоставлении им статуса беженца, а также предоставить должностным лицам Государственной пограничной службы объяснения о причине попытки незаконно пересечь или незаконного пересечения государственной границы . Если у таких лиц отсутствуют документы, удостоверяющие личность, или такие документы являются подделанными или фальшивыми, они должны уведомить об этом в заявлении о предоставлении статуса беженца, а также изложить причины данной ситуации. Данные лица должны быть направлены должностными лицами Государственной пограничной службы в орган миграционной службы.

Статус беженца не предоставляется лицу, которое:совершило преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества;совершило тяжкое преступление неполитического характера за пределами до прибытия в государство с целью приобретения статуса беженца;виновно в совершении деяний, которые противоречат цели и принципам ООН;которое до прибытия в государство было признано беженцем или получило убежище в другой стране, др.

Оформление документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца проводится на основании личного заявления иностранца (его представителя), которое подается в орган миграционной службы по месту временного пребывания заявителя.

Орган миграционной службы в проводит собеседование с заявителем, оценивает предоставленные в анкете сведения, другие документы и принимает решение о предоставлении статуса беженца или об отказе в оформлении документов для решения данного вопроса. Рассмотрение заявления о предоставлении статуса беженца осуществляется органами миграционной службы.

Решение по заявлению о предоставлении статуса беженца принимается специально уполномоченным центральным органов исполнительной власти по делам миграции в течение месяца со дня получения личного дела заявителя и письменного заключения органа миграционной службы, который рассматривал заявление.

На основе всестороннего изучения и оценки всех документов и материалов специально уполномоченный центральный орган принимает решение о предоставлении статуса беженца или об отказе в предоставлении статуса беженца. Свидетельство беженца выдается сроком на один год.

Лица, которым предоставлен статус беженца, являются иностранцами, которые пребывают в государстве на законных основаниях. Такие лица пользуются такими же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане, — за исключением случаев, установленных Конституцией и законами , а также международными договорами.

Лицо, которому предоставлено статус беженца, имеет равные с гражданами права на: передвижение, свободный выбор места проживания, свободу оставления территории ; труд; предпринимательскую деятельность; охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование; отдых; образование; свободу мировоззрения и вероисповедания и т.п.

Обязанностибеженцев: уведомлять в течение 10 рабочих дней орган миграционной службы по месту проживания об изменении фамилии, состава семьи, семейного положения, места проживания, приобретения гражданства или другой страны, предоставления убежища или разрешения на постоянное проживание в другом государстве; в случае переезда в другую административно-территориальную единицу сняться с учета и стать на учет в соответствующем органе миграционной службы; проходить ежегодную перерегистрацию в сроки, установленные органом миграционной службы по месту проживания. Данный перечень прав и обязанностей не является исчерпывающим.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *