Медиация как способ урегулирования конфликтов

Основная задача — восстановить отношения: Интервью с председателем Ассоциации профессиональных медиаторов Юлией Аркадьевной Яковлевой.

26.10.2017

Медиация как способ урегулирования конфликтов

Медиация как способ урегулирования конфликта — институт для нашей страны достаточно новый. О том, что представляет собой процедура медиации и почему к медиаторам нужно обращаться как можно раньше, читателям портала рассказывает Юлия Аркадьевна Яковлева, председатель Ассоциации профессиональных медиаторов.

Что такое медиация? Доступна ли она для обычных граждан — физических лиц?

— Медиация — это альтернативная процедура урегулирования споров. В данном случае, альтернативная судебным разбирательствам, которые у нас традиционно воспринимается как единственный вариант разрешения спорных ситуаций. Процедура медиации представляет собой переговоры с участием третьей нейтральной стороны —посредника.

В качестве посредника выступают специалисты, прошедшие специальное обучение,которые обладают навыкаминаладить между сторонами эффективную коммуникацию, нивелировать негативные эмоции, которые конфликтующие стороны испытывают друг к другу. Медиация регулируется Федеральным законом от 27.07.

2010 № 193‑ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Какие споры можно урегулировать с помощью медиатора?

— Традиционно это семейные споры. Такие споры в большей степени межличностные, в них многое зависит от отношений людей друг к другу.

Причем к семейным спорам относятся не только разводы, но и все споры, касающиеся детей, совместно нажитого имущества, определения порядка общения с ребенком и его содержания, а также конфликты, которые могут возникнуть между родственниками по разному поводу — например, раздел наследственного имущества, определение порядка пользования общим имуществом. Семейные споры составляют основной пласт тех медиаций, которые мы проводим — почти половина от общего числа.

Кроме того, мы проводим медиации по хозяйственным спорам, связанным с любыми обязательствами, возникающими из хозяйственно-правовых договоров — займы, кредиты, аренда, подрядные работы, услуги. В этом году у нас был большой пул дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, то есть прав на товарный знак.

Работаем с корпоративными спорами, например, со спорами между учредителями. И это тоже межличностные конфликты. Часто двое друзей создают бизнес в надежде, что будут работать долго и счастливо.

Но со временем между ними появляются недомолвки, конфликты, возникает ощущение, что один делает для бизнеса больше, чем другой, и начинаются внутрикорпоративные распри и раздоры, которые вредят делу.

Подводя итог, можно сказать, что основная масса споров, с которыми мы работаем — это споры, связанные с межличностными взаимоотношениями. Еще часть споров связана с оказанием услуг, защитой прав потребителей и так далее.

Как попадают к вам люди — обращаются самостоятельно или приходят по рекомендации судейских работников?

— Чем раньше мы начнем работать с конфликтной ситуацией, тем более эффективной будет наша работа. Почему? Как правило, люди идут в судне разрешить ситуацию, а закрепить ту позицию, которую они имеют по спору. И важно понимать, что суд выносит решениепо сути — кто прав, а кто виноват.

Естественно, когда у одной из сторон появляется документ, подтверждающий ее правоту, мотивация мириться и соглашаться на взаимныеуступки у нее пропадает. Соответственно, нам становится сложнее работать, чтобы поменять эту ситуацию.

А менять ее нужно, потому что наличие судебного акта само по себе не гарантирует исполнение решения, не обеспечивает дальнейшее сотрудничество в бизнесе и хорошие отношения в семье. Поэтому лучше к нам обращаться до суда. Но унас большая практика работы и с судебными инстанциями.

Суды еще на стадии приема искового заявления или в предварительном судебном заседании добросовестно исполняют предписания гражданского и арбитражного процессуальных законодательств, касающиеся того, что суд должен принять все меры для примирения сторон, и направляют стороны на медиацию. Обратиться можно и к нам в офис, и к дежурным медиаторам в судах.

Многие из тех, кому советовали обратиться к медиаторам, доходят до них? И является ли медиация обязательным звеном при рассмотрении споров?

—Медиация пока не является обязательной. Ведется много разговоров о том, чтобы на законодательном уровне закрепить медиацию в качестве обязательной процедуры. Это значит, что прежде чем обратиться в суд, стороны должны будут пройти процедуру медиации хотя бы по некоторым категориям дел: семейным, договорным или преддоговорным спорам.

Но сегодня обращение к медиатором целиком и полностью зависит от воли сторон. Суд здесь выполняет две функции.Во-первых, функцию просветительскую: судья или помощник судьи разъясняет сторонам возможность урегулировать спор с помощью медиатора.

Во-вторых, функцию организационную:  он обеспечивает возможность встречи спорящих сторон и медиатора.

Пока количество медиаций до обращения в суд, когда стороны сами приходят за помощью к медиатору, практически единицы. Причиной этому много факторов: далеко не все знают о такой возможности, есть определенная степень недоверия к этой процедуре. Человек понимает, за что он платит юристу: юрист ходит в суд, представляет его интересы.

За что платить медиатору, пока непонятно. Посидели, поговорили, решили—казалось бы, могли сделать это и сами, без медиатора. Но если стороны идут в суд — значит, все-таки не могли. Эти моменты, конечно, создают определенный фон недоверия к медиаторам.

Я думаю, что это вполне закономерно и естественно, потому что медиация — сравнительно новый институт в нашей стране, который еще только формируется.

Дорого ли стоят услуги медиатора?

—Не дороже, чем услуги адвоката. В разных компаниях стоимость разная:где-то берут почасовую оплату, где-то — за всю процедуру медиации.

В соответствии сФедеральным законом № 193‑ФЗ стороны оплачивают работу медиатора пополам, если они не пришлик другому соглашению.

Это связано с тем, что медиатор должен сохранять нейтралитет, он не должен быть зависим от той или другой стороны, а у нас традиционно считается, что кто платит, тот заказывает музыку.

С чем люди выходят от вас — с каким-то готовым мировым соглашением?

— Давайте разделим этот вопрос на две части — формальный подход и человеческий. Формально, с точки зрения закона,стороны могут подписать медиативное соглашение либо иное соглашение об урегулировании конфликта. Иным в данном случае может быть отказ от иска, если дело находится в суде, хозяйственный договор, если конфликт был связан с имуществом и так далее.И, кроме этого, есть человеческий аспект, потому что многие конфликты лежат вне рамок правового поля. Приходили мама с сыном,они конфликтовали20 лет. У нас они разговаривали, договаривались, даже плакали. И это тоже результат медиации. Совсем недавний случай —разводящаяся пара, вопрос по выезду ребенка за границу. После медиации, уже выйдя в коридор, обнялись. И вот эти восстановленные отношения между людьми — гораздо более ценно, чем то, что будет написано в соглашении.

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций

Кутюков, Д. В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций / Д. В. Кутюков. — Текст : непосредственный, электронный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/53/ (дата обращения: 14.04.2020).

Медиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.

Медиация как факт уже много веков существует в различных формах, и сегодня в своем современном виде пользуется популярностью и признанием в развитых странах вот уже несколько десятилетий.

По статистике большинство мировых примирительных процедур с участием медиатора, а это более 80 % споров, разрешается заключением соглашения об урегулировании спора.

Урегулирование споров с помощью нейтрального посредника – довольно новый способ разрешения споров для Российской Федерации. В США и странах Западной Европы об этом способе знают гораздо больше, однако что такое «медиация» специалисты понимают по-разному.

Несмотря на то, что в США развито большое количество альтернативных способов разрешения споров, сходных с медиацией, таких как «медиация-арбитраж», «мини-судебный процесс», «экспертная оценка», «омбудсмен» и т.д.

, в США под классической процедурой медиации понимают именно процедуру, когда стороны выбирают нейтрального специально обученного посредника, который помогает сторонам найти удовлетворяющее стороны решение их проблемы, основанное не на позициях сторон, а исключительно на их интересах.

Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда необходимо восстановить или сохранить отношения между людьми, так как сохранение их взаимодействия является обоюдовыгодным фактом, примером могут служить партнерские отношения в бизнесе.

Как способ разрешения конфликтов медиация может успешно применяться и применяется практически во всех сферах нашей жизни – взаимоотношения с клиентами, отношения работника и работодателя, взаимоотношения с конкурентами и др.

Использование процедуры медиации является эффективным моментом также и в отношениях между субъектами международного права, т.е. речь уже идет об использовании данного способа примирения конфликтующих сторон на государственном уровне.

В настоящее время все чаще медиация используется в процедурах банкротства и антикризисного управления предприятием, так как актуальность применения процедуры медиации в вопросах безопасного выхода из бизнеса, который часто сопровождается серьезными конфликтами и приводит к неблагоприятным последствиям, не вызывает сомнений.

Перед иными способами разрешения конфликтов медиация обладает рядом существенных преимуществ, такими как:

— добровольность, так как медиация имеет место только в том случае, если стороны по своей воле решили вступить в переговоры с целью достижения взаимопонимания и заключения мирового соглашения. По сравнению с силовыми методами решения спора, медиация позволяет сбалансировать интересы обеих сторон таким образом, чтобы сохранить их значимость и избежать неблагоприятных последствий в будущем;

— конфиденциальность. Обращаясь в суд, сторонам приходиться мириться с осознанием необходимости раскрытия общественности подробностей своего конфликта.

Между сторонами переговоров и медиатором заключается соглашение о конфиденциальности, а это дает сторонам гарантию того, что конфликт не предастся огласке.

Стороны самостоятельно определяют, нужна ли им конфиденциальность, в части каких сведений и в какой форме;

— беспристрастность. Нейтральность – одна из ключевых характеристик лица, которое руководит процессом медиации. Медиатор никоим образом не заинтересован в разрешении дела.

Он исполняет роль нейтрального помощника, а не судьи; он не дает советов, не принимает решений, одинаково нейтрально относиться к сторонам (он не заинтересован в выигрыше одной из сторон).

Его цель – примирить конфликтующие стороны, а не вынесение решения в пользу одной из сторон;

— равноправие сторон, так как стороны имеют равные права в переговорах и в принятии решений;

— скорость разрешения конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление решения в законную силу, исполнительное производство. В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость достижения результата зависит исключительно от конфликтующих сторон, а не от работы государственных органов.

Успех медиации зависит от степени доверия сторон к медиатору. Чрезвычайно важным качеством посредника является наличие у него навыков медиации, принятие им концепции медиации, что требует определенной профессиональной подготовки.

Не все опытные и квалифицированные арбитры, судьи, юристы или выдающиеся люди с хорошей репутацией могут быть медиаторами, особенно если они не прошли курс специальной профессиональной подготовки в качестве медиаторов. Именно поэтому некоторые страны законодательно установили требования к профессиональной подготовке медиаторов.

Например, для того, чтобы иметь право быть медиатором в Австрии, необходимо пройти курс обучения не менее чем 200 часов.

Успех при разрешении споров при помощи медиации зависит напрямую от таланта медиатора, его способности применять те навыки, которые позволят сторонам отойти от своих позиций по спору и задуматься о своих реальных интересах. Навыки приобретаются в процессе обучения и практики.

Еще одним фактором успеха является уникальная позиция медиатора по отношению к сторонам. Установив отношения со сторонами и проводя с ними конфиденциальные беседы, медиатор всегда знает больше, чем любая из сторон, и это знание помогает медиатору формировать тактику разговора со сторонами, не раскрывая, тем не менее, другой стороне конфиденциальную информацию, полученную в ходе встреч с первой стороной.

Процедура медиации, являясь одним из альтернативных способов разрешения конфликтов, завоевала уважение западных предпринимателей, даже, несмотря на то, что в Европе еще не выработался согласованный подход к различным аспектам, касающимся процедуры медиации, а также на то, что неразвитость законодательства и разница в подходах являются некоторыми сдерживающими факторами развития медиации. Компании в США и Европе уже признали медиацию в качестве эффективного способа разрешения коммерческих споров, поэтому неиспользование медиации в современных условиях на территории России может рассматриваться как проявление недальновидности.

11 марта 2010г.

Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект Федерального закона – 341071-5 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», разработанного в целях создания правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Цель законопроекта предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, сэкономить судебные издержки. Основана процедура медиации на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения.

Данный законопроект был принят Государственной Думой РФ 7 июля 2010 года и 14 июля 2010г. одобрен Советом Федерации. Настоящий Федеральный закон вступил в действие 1 января 2011 года.

Закон направлен на урегулирование процедуры медиации в тех сферах, где имеется спор о праве. Процедура медиации используется только в случае, когда есть соглашение сторон о применении процедуры медиации, заключенное сторонами до возникновения спора или после его возникновения.

Соглашением о проведении процедуры медиации, в частности, определяются предмет спора, медиатор (медиаторы) или организация, осуществляющая оказание услуг по проведению процедуры медиации, порядок проведения процедуры медиации, условия участия сторон в оплате расходов, связанных с проведением процедуры медиации, сроки проведения процедуры медиации.

Исполнение медиативного соглашения, достигнутого в результате проведения процедуры медиации, осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности.

При этом медиативное соглашение, достигнутое в рамках судебного или третейского разбирательства, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным процессуальным законодательством.

Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением их участниками предпринимательской деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений.

В законопроекте есть одно важное ограничение: процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, споры в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве).

Это необходимо для того, чтобы максимально учесть интересы указанных третьих лиц и общества в целом, не допустить ограничения права граждан на защиту.

  • Условно процедуру медиации можно разделить на внесудебную, досудебную и судебную. Процедура медиации может проводиться:
  • 1) во внесудебном порядке — в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а обращаться в суд у них намерения нет;
  • 2) в досудебном порядке — в случаях, предусмотренных законопроектом, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации;
  • 3) в рамках судебного процесса — в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации.
  • Процедура медиации проводится в несколько этапов:
  • — организация процесса переговоров;
  • — изложение позиций сторон;
  • — выявление основного интереса сторон;
  • — поиск истинных интересов сторон и их возможных крайних позиций;
  • — выработка совместного решения (поиск и комбинация альтернатив);
  • — достижение договоренности;
  • — подписание мирового соглашения.

В каждом конкретном случае медиация сугубо индивидуальная работа, а не деятельность ограниченная рамками некоего шаблона. Частный опыт медиации по конкретному случаю нельзя считать общеприменимым: опыт, приобретенный участниками одной процедуры медиации, неприменим к иному даже и аналогичному случаю.

Процесс развития медиации как альтернативного способа разрешения конфликтных ситуаций необратим и Россия в данном вопросе не является исключением.

Для более благоприятного развития медиации необходимо предоставить гражданам, бизнесу, предпринимателям и юридическому сообществу информацию о медиации, обеспечить ее правильное понимание и тех положительных моментов, которые она предоставляет.

Сегодня формируется совершенно новый для нашей страны институт, который, по мнению экспертов, сможет в перспективе изменить моральный климат в стране. Люди, которые расходятся во взглядах, начнут разговаривать друг с другом, пусть и с чужой помощью.

Введение в практику осуществления примирительных процедур будет способствовать поддержанию конструктивного делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений. Как никогда сегодня актуальны слова, произнесенные Авраамом Линкольном: «Избегайте судиться. Убедите вашего соперника прийти к компромиссу.

Обратите его внимание на то, что номинальная победа в суде – это часто реальное поражение в расходах и трате времени». Вступивший в действие с 1 января 2011г. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» способствует развитию медиации в России, внося соответствующие изменения в действующее российское законодательство.

Литература:

  1. Калдина М.А.К вопросу о конфиденциальности процедуры медиации (посредничества) / http://www.dolgi.su/articles/item/?id=16979

  2. Крашенинников П.В. Правовое урегулирование споров при участии независимых лиц – медиаторов. // РГ: «Юрист спешит на помощь», № 5, 2010г., май. С. 27-28.

  3. Медиация. Digesta. Международная Юридическая Корпорация / http://digesta.ru/rus/mediacia_rus.html?print

  4. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ // www.consultant.ru

    • Основные термины (генерируются автоматически): процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация.

    Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных

    процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация.

    процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация.

    Процедура медиации относительно новый институт в российской юридической практике, применяемый с 2011 года и являющийся альтернативной судебному порядку разрешения спора, в котором стороны прибегают к помощи медиатора — независимого лица…

    Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных

    процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация.

    процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация.

    процедура медиации, судебное разбирательство, Российская Федерация, участие посредника, РФ, альтернативная процедура урегулирования споров, процедура, мировое соглашение, Россия, медиация.

    примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство.

    процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация. Институт медиации в современной России | Статья в сборнике…

    Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных

    процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое соглашение, медиатор, конфликтная ситуация.

    Медиация — способ разрешения конфликта

    Обновлено: 08 апреля 2018

    История медиации

    Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времен, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне.

    В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество.

    Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» — internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres, и, наконец, mediator.

    В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду с жрецами или вождями племени.

    Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе.

    Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений.

    Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

    Области применения медиации

    1. Меж- и внутрикорпоративные споры;

    2. Споры в банковской и страховой сфере;

    3. Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;

    4. Конфликты на работе;

    5. Семейные споры;

    6. Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;

    7. Медиация в образовании;

    8. Межкультурные конфликты, и многое другое.

    Медиация и другие согласительные процедуры

    «Согласительная процедура» — «зонтичный» термин, охватывающий все виды посредничества и содействия в альтернативном урегулировании споров (конфликтов), к которым обычно относятПереговоры, Медиацию, en:Collaborative law (решение споров через сотрудничество) и Третейский суд.

    Существенное различие между медиацией и другими видами посредничества заключается в том, что посредники часто обладают экспертными знаниями в области, являющейся предметом спора (конфликта).

    В некоторых видах споров посредник обязан предоставлять правовую информацию.

    Это помогает заключать сторонам любое соглашение в соответствии с нормативными рамками, регулирующими предмет спора, поэтому согласительная процедура может включать в себя консультативный аспект.

    В процедуре же медиации посредник-медиатор не имеет консультативных функций. Вместо этого, медиатор стремится помочь сторонам выработать общее понимание конфликта и действовать в направлении урегулирования спора.

    Существует несколько различных подходов (стилей) медиации: оценочный, стимулирующий и преобразующий. Оценочный стиль предполагает оценку сильных и слабых аргументов каждой из сторон при обращении в суд, тогда как стимулирующий и преобразующий подходы не предполагают этого.

    И посредничество, и медиация служат для выявления спорных вопросов и выработки вариантов решений, взаимоприемлемых для участников конфликта. Все эти процедуры предлагают сравнительно гибкие подходы, а принятые решения должны опираться на согласие всех сторон. Это контрастирует с традиционным судебным процессом, который обычно принимает сторону участника с более весомым правовым аргументом.

    Роль медиатора отличается от роли советника или консультанта (психолога). Нижеприведенный список не исчерпывающ, но указывает на важные различия между работой медиаторов и консультантов[1].

    • Медиатор ориентирован на достижение чётких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы. Консультант больше нацелен на то, чтобы стороны конфликта лучше осознали своё поведение.
    • Медиатор, будучи осведомлён о человеческих чувствах, не учитывает их. Советник принципиально обеспокоен тем, что люди чувствуют в соответствии со своим опытом.
    • Медиатор сосредоточен на том, как люди хотели бы видеть будущее, а не на подробном анализе прошедших событий. Консультант может счесть необходимым исследовать прошлое, подробно выявить происхождение и закономерности убеждений и поведения человека.
    • Медиатор контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат. Советник часто имеет некоторое намерение повлиять на стороны в принятии решений или рассмотрении части вопросов.
    • Медиатор, как правило, организует переговоры между сторонами лицом к лицу, и лично присутствует при этом. Советнику не обязательно видеть обе стороны одновременно.
    • Медиатор обязан быть нейтральным. Консультант может помогать более активно, если это потребуется.
    • Медиация требует от обеих сторон готовности к переговорам. Консультанты могут работать с одной из сторон, даже если вторая сторона не готова или не желает этого.
    • Медиация — структурированный процесс, который обычно ограничен одной или несколькими сессиями. Консультирование требует долгого времени, что зависит от потребностей и клиента и от его прогресса в процессе.
    Читайте также:  Новый порядок экспертизы при расследовании случаев профессиональных заболеваний

    В качестве культурно-правовой практики, используемой активно, в частности, в международном праве, является так называемое «мягкое право».

    Виды и техники медиации

    • Медиация, ориентированная на решение проблем (problem-solving or settlement-directed approach)

    Основной особенностью этого подхода является сосредоточенность на интересах людей, а не на позициях: позиция — это исход конфликта, который сторона заявляет как наиболее предпочтительный; интересы — цель, которая должна быть удовлетворена или достигнута. В рамках данного подхода медиатор вначале предлагает сторонам изложить свои позиции, а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности.

    • Трансформативная медиация (transformative approach)

    Данный подход позволяет участникам определить ход медиации, в то время как медиатор следует за ними (а не наоборот, когда участники следуют указаниям медиатора).

    В данном случае, в центре внимания — общение сторон, предоставление им возможности по-новому взглянуть на происходящее и понять это сердцем, а не только разумом.

    Здесь ключевыми компонентами являются слышание и слушание: именно это помогает участникам конфликта пережить некую «трансформацию» и прийти к взаимопониманию, что, в свою очередь, способствует признанию ими потребностей друг друга и более чуткому отношению к таким потребностям.

    • Нарративная медиация (narrative approach)

    Нарративный подход основан на убеждении в том, что медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, то есть сам процесс выглядит как процесс, в ходе которого участники излагают свой взгляд на происходящее.

    • Экосистемная или семейно-ориентированная медиация (ecosystemic or family-focused approach)

    Данный подход к медиации хорошо подходит для урегулирования семейных конфликтов потому, что основной задачей в ходе разрешения подобных конфликтов является помощь семьям в преодолении грядущих перемен и сохранении нормальных отношений с детьми. Этот подход также применим к межкультурным конфликтам и спорам между людьми разных поколений.

    • Медиация, основанная на понимании (understanding-based approach)

    Главная цель этого подхода заключается в разрешении спора посредством понимания, так как более глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон, делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. В рамках данного подхода ключевое значение имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.

    • Восстановительная медиация (restorative mediation)

    Этот подход, являющийся близким по смыслу с «понимающим», сформировался как самостоятельный именно в России и вытекает из более широкого подхода к правосудию в целом — «Восстановительное правосудие».

    «Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта, и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, восстановление внутриличностных статусов участников конфликта.

    Таким образом, основная задача медиатора — не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.

    • Оценочная медиация (evaluative approach)
    • Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта
    • Онлайновая медиация
    • Основная статья: Онлайн-урегулирование споров

    Медиация с помощью Интернет-технологий является одной из разновидностей медиации.

    Использование Интернет-технологий расширяет возможности медиаторов в спорах между лицами и организациями, которые удалены друг от друга или в силу иных причин (например, инвалидности) не могут принимать непосредственное участие в процедурах медиации, а также в ситуациях, где значимость спора не оправдывает стоимость личного присутствия медиатора. Онлайновая медиация может также оказаться полезной в качестве предварительной фазы основного процесса медиации — например, в ситуациях, где важную роль играет фактор времени, для начала подготовки сторон и проведения процедуры мозгового штурма.

    Медиатор и фасилитатор

    • Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. В некоторых школах медиации медиатор может играть более активную роль, в то время как в других роль медиатора сводится в основном к фасилитации (содействию).
    • Фасилитатор отвечает за организацию переговоров (следит за соблюдением регламента и структурой процесса), содействует сторонам при их проведении.

    Образование в области медиации

    Медиация – цивилизованный способ разрешения конфликтов

    Медиация –  с точки зрения юриспруденции самый молодой институт в России.

    В связи с этим, как сам термин «медиация», так и предоставляемые ею преимущества у нас в стране не всем знаком, особенно среди представителей бизнеса.

    Безусловно, незнание сдерживает ее развитие и предопределяет выбор при разрешении конфликтов в сторону традиционного обращения в суд, обрекая участников спора на длительные и выматывающие судебные баталии, отнимающие время и средства от реального бизнеса.

    Давайте разберемся, что же это за механизм, какие условия его применения, какие преимущества он имеет и что это за человек, называющий себя – «медиатором».

    В 2010 году на федеральном уровне были установлены условия реализации механизма медиации, принципы деятельности медиаторов и требования к ним – Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В самом названии закона кроется суть медиации, определенная как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника.

    Суть процедуры заключается в создании условий для урегулирования конфликта сторонами самостоятельно. Обеспечение таких условий является основной задачей независимого посредника — медиатора. Медиация направлена не только на разрешение спора, но и на предупреждение дальнейших противоречий во взаимоотношениях сторон.

    Медиация применима, как в отношениях между гражданами, так и организациями, категория спора между которыми позволяет его разрешение путем рассматриваемого примирительного механизма с участием посредника, иными словами «медиабельный спор».

    Например, если сторона не осознает или не контролирует свои действия или же в споре участвует несовершеннолетний ребенок, такой спор не может быть разрешен путем медиации.

    Соответственно, основное условие для проведения процедуры медиации – это объективное, намеренное, добровольное желание обеих сторон разрешить спор цивилизованно.

    «Медиабельные» споры возникают из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений. Закон ограничивает возможность применения медиации только в случаях если споры затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в медиации, или публичные интересы.

    В связи со вступлением в силу Закона о медиации были внесены соответствующие изменения в процессуальные кодексы РФ – гражданский и арбитражный, а также в ФЗ «О третейских судах».

    Так как медиация может проводиться не только до подачи иска в суд, но и в процессе его рассмотрения, судьями судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских предлагается сторонам воспользоваться процедурой медиации, особенно настоятельно, в тех случаях, когда очевидно, что разрешение спора возможно мирным путем.

    В результате реализации процедуры медиации судом утверждается медиативное соглашение – документ, отражающий результат урегулирования конфликта в качестве мирового.

    Кроме того, именно на суды возлагается просветительская работа в сфере медиации: создание и размещение на стендах, сайте информационных материалов о процедуре, законе, открытие примирительных комнат.

    Такие комнаты в настоящее время существуют практически во всех судах, но, к сожалению, в связи с недостаточной популярностью медиации среди потенциальных «спорщиков», практика разрешения конфликтов с использованием этого механизма весьма скупа.

    Но даже в имеющейся немногочисленной практике следует отметить наличие только положительных эмоций участников спора от достигнутого результата.

    Хотелось бы привести один из последних примеров разрешения конфликта между двумя крупными компаниями, длительное время находившимися в судебном споре об авторских правах на товарный знак.

    В случае доведения судебного разбирательства до завершения, скорее всего – одна из сторон была бы признана незаконно использующей объект спора – товарный знак и потерпела бы существенные убытки, а также понесла бы  репутационные риски.

    Вместе с тем, вследствие заключения мирового соглашения, со слов руководителей обеих сторон, они не имеют никаких претензий по отношению друг к другу и более того, достигнуто соглашение о дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве.

    Кто же эти люди – медиаторы? Какими специальными знаниями они должны обладать? В первую очередь, это очень хорошие психологи.

    Обязательно ли они должны иметь юридическое образование? Нет! Согласно Закона о медиации – осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, длительностью не менее 120 часов.

    В настоящее время курсы подготовки медиаторов имеются во многих высших учебных заведениях, имеющих факультеты психолога. Следует отметить, курсы, проводимые на базе Торгово-промышленной палаты. По мнению, профессиональных медиаторов, на сегодняшний день – это самый качественный уровень образования в сфере медиации.

    Центр правовой поддержки бизнеса Московской Деловой России, руководителем которого я являюсь, в настоящее время прорабатывает вопрос об открытии курсов подготовки медиаторов на нашей площадке с привлечением к обучению высокопрофессиональных коучей.

    Почему было принято такой решение? Ответ простой – как показывает практика, в связи с резко увеличивающейся загрузкой судов решение дел в судах на протяжении многих месяцев или даже лет становится слишком затратной для бизнеса процедурой.

    К тому же все больше предпринимателей приходят к выводу, что победа в суде не гарантирует ничего, что исполнительный лист, полученный после многолетних судебных тяжб, в действительности является не окончанием, а только началом борьбы за реальное получение денег или имущества.

    Поэтому предприниматели начали задумываться о медиации, как о конфиденциальном и эффективном способе урегулирования конфликтов на основе прямых переговоров участников спора при содействии медиатора.

    Считаю, что медиация должна активнее применяться бизнесменами как в спорных ситуациях, так и при медиационном сопровождении больших проектов со многими участниками и заинтересованными лицами.

    Алексей Мишин, общественный Уполномоченный по взаимодействию с правоохранительными органами, член Совета МРО «Деловой России»

    Медиация: решаем конфликты по-новому – EduNeo

    Медиация как новая технология общения. Что написано в Федеральном законе, где и как применить его на практике. Пример школьной медиации.

    Внедрение медиативных технологий в работу с конфликтными ситуациями, в первую очередь, в подростково-молодежной среде, на протяжении более двадцати лет в России напрямую зависело исключительно от инициативы отдельных специалистов и руководителей.

    Принятие федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», регламентирующего использование медиативной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, стало революционным в развитии медиации в нашей стране.

    Цель закона

    • урегулирование споров при помощи независимого и незаинтересованного третьего лица (медиатора),
    • содействие развитию партнерских деловых отношений,
    • формирование этики делового оборота,
    • гармонизация социальных отношений.
    • Это особенно актуально и, тем более, перспективно в ситуации разрешения как спорных вопросов так и острых конфликтов,  в молодежной среде, с последующим их разбором и методическим описанием.
    • Несовершеннолетние и молодежь – уязвимая категория для возникновения острых конфликтных ситуаций, спровоцированных недомолвками с родителями, непониманием в школе, несогласием в кругу друзей.
    • Эти веские факторы вызывают не просто замыкание на самом себе, но и «уход» подростка от реальности и его «выход» в виде асоциального поведения.
    Читайте также:  Договор беспроцентного займа с учредителем - скачать образец

    Что такое медиация

    Медиация – это одна из технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора) не заинтересованной в данном конфликте, но помогающей выработать определенное соглашение по спору, полностью контролируя процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

    Основные принципы медиативных сессий

    • конфиденциальность выявленной медиатором информации,
    • нейтральность позиции медиатора,
    • равноправие сторон в процессе медиативной сессии
    • и, обязательно, добровольность участия в ней.

    Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем.

    Не возможно проводить медиативную сессию, если стороны не хотят урегулировать конфликтную ситуацию, когда одна из сторон недееспособна (например, зависимость от наркотиков, ПАВ, алкоголя), если тематика медиации может нанести психическую травму самому медиатору, в криминальных конфликтах, при работе с близкими.

    Согласно Закону, существуют и определенные ограничения в проведении процедуры.

    Процесс медиации состоит из нескольких стадий:

    * Введение в процесс медиации, вступительное слово медиатора –  продолжается достаточно долго, примерно 15-20 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они стараются ее сократить. Опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а то и к срыву всего процесса медиации.

    Медиация как инструмент разрешения конфликтов в образовательной среде

    • 35
    • Медиация как инструмент разрешения конфликтов в образовательной среде
    • Часть I
    • Характеристика конфликтов в школьной среде

    1.1. Особенности школьных конфликтов

    Каждый взрослый хочет видеть своего ребенка успешным, самостоятельным и счастливым. Хочет, чтобы его ребенок находился среди добрых и понимающих людей, чтобы чувствовал себя защищенным, чтобы жил не в борьбе за «место под солнцем», а в творчестве и созидании. Но в мире растет конкурентная борьба, смешиваются разные культуры и религии, появляется напряжение между властью и народом.

    Когда случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются преступления, людей захватывают эмоции и предубеждения. В случае, если люди никак не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они стараются найти решение сложной проблемы «простым» путем: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы.

    Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и способность приходить к соглашению в сложных обстоятельствах.

    Ребенок значительную часть времени находится в школе, поэтому школьные взаимоотношения в существенной мере влияют на ребенка и на его последующую судьбу. Непосредственно в школе он учится строить отношения с окружающими.

    Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, появляется угроза того, что в последующем у него не будет получаться выстраивать отношения или сам он станет отвергаемым.

    Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр.

    Конфликты в школе, равно как и в обществе в целом, были, есть и будут. Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

    Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

    Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

    Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

    Особенности школьных конфликтов, по мнению автора концепции школьных служб примирения Коновалова Антона Юрьевича, состоят в том, что:

    • во многих случаях начало школьного конфликта скрыто от взрослых. У собранных вместе детей и подростков с разным социальным положением и воспитанием появляется напряжение зачастую помимо их желания.

    «Последней каплей» может оказаться совсем незначительный факт, когда ребенок «срывается». Именно этот «срыв» большинство взрослых считают началом и причиной конфликта.

    Но разбор последнего случая не будет результативным, если участники не обсудят и другие важные для себя вопросы, связанные с предысторией конфликта, их прошлыми и будущими отношениями;

    • участники конфликтной ситуации в школе, скорее всего, будут продолжать встречаться в одном классе или одних помещениях независимо от их желания.

    Порой даже взрослому человеку проще сменить работу, чем школьнику поменять учебное заведение, в котором у него сложились напряженные отношения.

    Поэтому для школьников будет важен не только выход из конкретной ситуации, но и изменение отношения к нему сверстников, предупреждение повторения подобного в будущем, нормализация отношений;

    • некоторые ситуации, кажущиеся взрослым незначительными («сегодня поссорились – завтра помирятся»), травмируют подростков на годы. Существуют затянувшиеся многолетние конфликты (особенно между девочками), причины которых давно уже никто не помнит (часто это сплетни или обиды, борьба за внимание противоположного пола.

    ) Причем обычно девочки не только перестают общаться, но каждая собирает вокруг себя группу поддержки, втягивая в конфликт своих подруг. На уроках они больше думают не об учебе, а выясняют, кто на чьей стороне. Иногда даже взрослые (сами уже родители) рассказывают о своих школьных конфликтах, которые не пережиты до сих пор.

    Чувство несправедливости их не оставляет, хотя ситуация уже кажется пустяковой;

    • то же самое относится и к травле ребенка-изгоя, когда каждый «выпад» одноклассников в его сторону кажется незначительным и внешне выглядит игрой, шуткой, но ему страшны их ежедневное постоянство и ощущение бессилия и неизбежности. Это означает, что в школе нужна работа с ситуациями, незначительными с точки зрения взрослых, ребятами же воспринимающиеся гораздо более драматично, влияя на формирование характера и будущее поведение в жизни;

    • взрослые порой забывают о разных статусах «взрослого» и «ребенка».

    Уже одно то, что взрослый говорит, когда захочет и что захочет, может прерывать ребенка по своему усмотрению, сам решает, когда начать и когда завершить разговор, выше ростом (или сидит, когда ребенок стоит возле него), – определяет неравные отношения между ними.

    Взрослый этого не чувствует, но это ощущают школьники. Дети часто не умеют и не смеют уверенно говорить со взрослыми (а не «огрызаться в ответ»). Поэтому они привыкают молчать, но внутренне не соглашаться, изображая понимание и давая «социально ожидаемые ответы».

    К этому добавляется неумение некоторых взрослых понять состояние ребенка, например, чувство стыда, выражающееся в смехе, который часто воспринимается взрослыми как неуважение и насмешка над их словами.

    Каждая конфликтная ситуация имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

    В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов — участников конфликта, которые имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте, что порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Конфликты могут быть следующих видов: между педагогом и учащимся, между учащимся и учащимся, между педагогом и родителем учащегося, между личностью и группой, между двумя «противоборствующими» группами. 

    Участие в конфликте может быть осознанным, или случайным. Роли участников могут меняться.

    Важно учитывать, что в конфликте могут быть прямые участники (две противоборствующие силы), косвенные участники (те которые в чужом конфликте преследуют свои цели и могут на него влиять), группа поддержки (те участники, которые стоят на позиции одной из сторон, они могут быть активными и пассивными), а также другие лица (оказывающие на конфликт эпизодическое влияние, сюда могут относиться подстрекатели и организаторы).

    Конфликт «Ученик-ученик» характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки.

    Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам.

     Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

    Распространенным видом конфликта «Учитель — ученик» является непонимание между педагогом и обучающимся. Очень часто ученики думают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию.

    Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события.

    Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению.

    Подобные конфликтные действия в конфликте «Учитель — родитель ученика» могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

    Образовательное учреждение состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать межгрупповые конфликты, например, между руководством и исполнителями, между учащимися, между неформальными группами внутри учебной группы, между администрацией и профсоюзом. К сожалению, нередким примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, в частности между школьным руководством и педагогами, или между педагогами и учащимися.

    На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

    1.2. Причины школьных конфликтов

    Известно, что только понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Почему возникают конфликты между учащимися?

    Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».

    Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.

    Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют с детьми из неполных семей. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.

    1. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.
    2. Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде.
    3. Среди общих причин конфликтов можно выделить:
    • недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций;
    • различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение;
    • невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.

    Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но последнее время стало встречаться достаточно часто. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

    Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

    • недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями;
    • педагог не умеет найти подход;

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *