Разъяснения росфинмониторинга для предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги

Разъяснения Росфинмониторинга для предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги

Обязанность проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган установлена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  • микрофинансовые организации;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • ломбарды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
  • кредитные организации.

Субъекты 115-ФЗ обязаны не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять сообщения в Росфинмониторинг о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Соответственно, необходимо провести не менее 4 проверок в год и, как минимум, 4 сообщения должно быть направлено в уполномоченный орган.

Сведения о результатах проверки направляются через Личный кабинет организации на Портале Росфинмониторинга путем заполнения и направления соответствующего формализованного электронного сообщения (ФЭС), подписанных электронной квалифицированной подписью.

Важно вовремя провести проверку, правильно заполнить форму сообщения и  направить ФЭС без нарушения срока!

Все сведения, направляемые в Росфинмониторинг должны быть достоверными и не содержать ошибок. Однако так бывает далеко не всегда! При этом ошибки могут быть разного характера.

К примеру, ошибки технического характера (опечатки) либо ошибки, совершенные по незнанию законодательства.

Зачастую организации допускают нарушения не только в заполнении полей сообщений, но и в периодичности проведения проверки, а также нарушают сроки направления информации.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ

ч.1 ст. 15.

27 КоАП РФ – Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Компания Акцепт Групп оказывает помощь в подготовке и отправке сообщения по результатам проведенной проверки по Перечням в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга:

  • Формирование сообщения
  • Контроль сроков отправки сообщений
  • Консультации в процессе отправки сообщений

Заключив договор на годовое обслуживание, вы обезопасите себя от риска возникновения ошибок при формировании сообщений и риска нарушения сроков их отправки. 

  • Стоимость подготовки Отчета2 000 руб.
  • Стоимость Абонентского обслуживания (4 отчета в течение 12 мес.) –  8 000  5 000 руб. *
  • * Специальное предложение действует в Декабре 2019 г.
  • Получить консультацию Подать заявку на формирование отчета
  • Источник: https://mfo-pro.ru/otchet-rosfin

Последние изменения 115‑ФЗ: бухгалтерские фирмы должны проверять клиентов

Разъяснения Росфинмониторинга для предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги

18 марта в силу вступил Приказ Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 № 366, который добавил обслуживающие бухгалтерии к субъектам, на которых распространяется Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — 115-ФЗ).

Теперь они также должны проводить полную проверку тех, кто подлежит идентификации по 115-ФЗ, и отказывать в обслуживании тем клиентам, которые попали в «черные» списки Центрального банка и Росфинмониторинга. Что это значит? Какие процедуры нужно выполнять?

Установить Правила внутреннего контроля

Субъекты 115-ФЗ, которые оказывают бухгалтерские услуги, должны самостоятельно разработать и утвердить Правила внутреннего контроля (ПВК). Требования регулятора к ПВК прописаны в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

Обслуживающая бухгалтерия обязана назначить сотрудника, ответственного за реализацию ПВК.

У него должно быть высшее юридическое или экономическое образование либо 2-летний опыт работе в сфере противодействия отмывания денежных средств и финансирования терроризма (ПОД/ФТ).

Кроме того, ответственный работник не должен быть должником по экономическим преступлениям. Перед составлением ПВК сотрудник должен пройти целевой инструктаж.

Индивидуальные предприниматели могут сами составить ПВК и следить за их соблюдением, чтобы соответствовать внесенным изменениям в 115-ФЗ.

Провести идентификацию клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца

Перед началом работы с физлицом (в том числе с ИП) ОБ должны установить его ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты, адрес регистрации и другие сведения, удостоверяющие личность.

У юридического лица нужно запросить наименование, организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес. У иностранных организаций нужно также установить КИО и место регистрации. Проверить нужно и всех бенефициаров.

Хранить информацию по клиенту

Собранные документы нужно хранить в электронном виде не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Проверять по спискам

Проверять клиентов нужно по пяти спискам:

  • Список террористов и экстремистов
  • Список публично-должностных лиц
  • Список иностранных публично-должностных лиц
  • Список Межведомственной комиссии
  • Санкционные списки

Все они размещены на сайте Росфинмониторинга. Чтобы получить к ним доступ, надо зарегистрироваться в личном кабинете. Для этого нужно:

  1. Заполнить заявку на официальном сайте.
  2. В ответ на электронную почту придет подтвержденная заявка. Ее нужно распечатать и заверить подписью руководителя и печатью (если есть).
  3. К заявке следует приложить копии документов, которые подтверждают, что компания является субъектом 115-ФЗ. Все вместе нужно отправить в бумажном виде по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.
  4. После обработки заявки модератор сайта направит вам на электронную почту логин и пароль для входа в личный кабинет.

Примерно раз в две недели Росфинмониторинг обновляет списки. Уведомление об этом придет в личный кабинет. Если ваш клиент окажется фигурантом одного из списков, нужно оповестить Росфинмониторинг через личный кабинет.

Определить уровень риска каждого клиента

Методические рекомендации для оценки рисков по 115-ФЗ есть в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59.

Уровни риска нужно прописать в ПВК. Например: высокий, повышенный, умеренный, низкий. Каждому уровню должны соответствовать меры по снижению рисков. Так, если клиент получил оценку «высокий уровень риска», ему стоит отказать в обслуживании и сообщить о результатах проверки в Росфинмониторинг. За клиентами с повышенным уровнем риска следует усилить наблюдение.

Регулярно обновлять информацию о клиентах

Делать это нужно не реже раза в год, а если возникнут сомнения в достоверности и точности данных — в течение семи рабочих дней. Поводом для беспокойства может стать любое изменение в данных компании: смена адреса регистрации, руководителя и др.

Центральный банк регулярно проводит выездные проверки. Если у субъекта не будет ПВК, отчетов о проверке или он работал с неблагонадежным клиентом,  регулятор может наложить штрафы (ст. 15.27 КоАП).

  • Физлиц штрафуют от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
  • Юрлица могут заплатить от 50 тыс. до 1 млн рублей.

Деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Сама по себе сверка со списками и идентификация клиента — несложная процедура. Но при большом количестве клиентов такая работа требует много времени и ресурсов. Из-за объемов работы возрастает риск ошибок и неточностей.

Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Быстро принимайте решения о сотрудничестве, следуя новым изменениям 115-ФЗ.

Читайте также:  Правила возврата товара надлежащего качества

Заказать консультацию

Источник: https://kontur.ru/articles/5625

Постановка на учет и сдача отчетов в РОСФИНМОНИТОРИНГ

Разъяснения Росфинмониторинга для предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги

Постановке на учёт в Росфинмониотринге подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:
1. Лизинговые компании;
2. Операторы по приему платежей;
3.

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
4. Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
5.

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для постановки на учет в Росфинмониотринге организация представляет следующие копии документов:
1. ИНН
2. ОГРН
3. Коды статистики
4. Выписка из ЕГРЮЛ
5.

Количество обособленных подразделений и примерное число операций в год.
6. Приказ о назначении лица ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля (с указанием всех паспортных данных)
7.

Контакты (телефон и адрес электронной почты)

При постановке на специальный учет выдается:
• СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПОСТАНОВКЕ В РОСФИНМОНИТОРИНГЕ
• КАРТА ПОСТАНОВКИ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕТ.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в Росфинмониторинг в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Подробнее о разработке Правила внутреннего контроля ПОД/ФТ 
согласно ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

  • Стоимость работ:
    Постановка на учет(снятие с учета) в Росфинмониторинге – 4000 рублей
    Срок 15 рабочих дней.
  • Разработка правил внутреннего контроля от 7000 рублей Подробнее
    Срок 3 рабочих дня.
  • Срочная разработка правил внутреннего контроля – 10000 рублей
    Срок 1 рабочий день.
  • Обновление правил внутреннего контроля – 4000 рублей
    Срок 3 рабочих дня.

Помощь в прохождение теста по Целевому инструктажу ПОД/ФТ — от 150 рублей/вопрос. 
Подробнее по тел. 8(985) 185-91-11

Подготовка и сдача отчетов по сделкам, ежеквартальных, в целях ПОД/ФТ в Росфинмониторинг – от 2000 рублей. Подробнее
Срок 3 рабочих дня.

ЭЦП для Росфинмониторинга  — от 4500 рублей. Подробнее
Срок от 3 рабочих дней.

Более подробно на ваши вопросы специалист ответит по тел. 8(916) 950-33-19 

Посмотреть стоимость

"Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу" (утв. Росфинмониторингом)

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
  • ПАМЯТКА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,
  • ПОДНАДЗОРНЫХ РОСФИНМОНИТОРИНГУ

Разъяснения Росфинмониторинга для предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ, ПОДНАДЗОРНЫХ РОСФИНМОНИТОРИНГУ

Памятка информирует о правах и обязанностях организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, субъектов статьи 5 Федерального закона от 07.08.

2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (http://www.fedsfm.ru/documents/federal-laws/4162) (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а именно:

  1. — лизинговых компаний;
  2. — операторов по приему платежей;
  3. — организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  4. — коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
  5. РАЗРАБОТКА И ОБНОВЛЕНИЕ ПВК
  6. Правила внутреннего контроля (ПВК) разрабатываются самостоятельно и утверждаются единоличным исполнительным органом организации или индивидуальным предпринимателем (ИП).

Требования к ПВК, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (далее — Требования к ПВК), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 (http://www.fedsfm.ru/documents/government/78).

  • Все программы, поименованные в Требованиях к ПВК, обязательны к включению в ПВК.
  • В случае вступления в силу новых нормативных правовых актов (НПА) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, затрагивающих обязанности организаций/индивидуальных предпринимателей по ПОД/ФТ/ФРОМУ, либо внесения аналогичных изменений в действующие НПА, ПВК приводятся организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями указанных НПА не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими НПА.
  • НАЗНАЧЕНИЕ СДЛ
  • Организации и индивидуальные предприниматели обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (СДЛ).
  • СДЛ должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления своих функций.
  • Индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно осуществлять функции СДЛ при прохождении соответствующего обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

К СДЛ предъявляются квалификационные требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (http://www.fedsfm.ru/documents/federal-laws/4162), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (http://www.fedsfm.ru/documents/government/1124).

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В РОСФИНМОНИТОРИНГЕ

Информация о порядке постановки на учет: www.fedsfm.ru/companies/registration (http://www.fedsfm.ru/companies/registration).

  1. Для постановки на учет необходимо представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет в течение 30 календарных дней:
  2. — с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  3. — с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  4. — с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  5. — не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
  6. Организация представляет карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.
  7. Индивидуальный предприниматель представляет карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Порядок и сроки постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу определены Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 (http://www.fedsfm.ru/documents/government/608).

  • РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА НА САЙТЕ РОСФИНМОНИТОРИНГА
  • Наличие и использование личного кабинета для организации и индивидуального предпринимателя является обязательным.
  • Через личный кабинет до организаций и индивидуальных предпринимателей доводятся:

— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (http://www.fedsfm.ru/documents/terr-list);

— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (http://www.fedsfm.ru/documents/omu-list);

  1. — Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  2. — сведения о типологиях и рисках ОД/ФТ;
  3. — оценка законопослушности с указанием рисков, на снижение которых должна быть направлена их работа;
  4. — учебные курсы.

Об уведомлении Росфинмониторинга

Обязанность по регистрации на сайте Росфинмониторинга касается индвивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случаях, когда ими готовятся или осуществляются от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом клиента:

  1. управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, а также банковскими счетами или счетами ценных бумаг клиента;
  2. привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  3. создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций;
  4. сделки с недвижимым имуществом клиента.

К таким организациям и ИП относятся следующие профили их специализации:

  • микрофинансовые организации и страховые компании, а также страховые брокеры и общества взаимного страхования;
  • лизинговые компании;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • операторы по приему платежей;
  • управляющие компании в сфере ЖКХ;
  • агентства недвижимости и другие посредники в сфере купли-продажи недвижимого имущества;
  • факторинговые организации, а также другие коммерческие организации и ИП, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации федеральной почтовой связи и операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также оказывать услуги связи по передаче данных;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • организации и ИП ювелирной отрасли;
  • ломбарды;
  • негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;
  • бухгалтерские и юридические фирмы, частные бухгалтеры и юристы, адвокаты, нотариусы.
    Данные организации и ИП представляют в Росфинмониторинг следующую информацию:

  1. Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки подозрительных (необычных) операций;
  2. Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;
  3. О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  4. Об отказе клиенту в осуществлении операции;
  5. О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;
  6. О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  7. О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений федерального закона.
Читайте также:  Кассационная жалоба на апелляционное определение - образец 2020

Таким образом, лицам, ведущим предпринимательскую деятельность по указанным профилям, осуществляющим хотя бы одну из вышеназванных операций, необходимо исполнять требования федерального закона, в том числе зарегистрироваться на официальном веб-сайте Федеральной службы России по финансовому мониторингу.

Разъяснения Росфинмониторинга для предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги

  • Организациям и индивидуальным предпринимателям, подлежащим постановке на учет в Росфинмониторинге, Личный кабинет формируется автоматически при постановке на учет.
  • Информация, представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС).
  • Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в личном кабинете организации/индивидуального предпринимателя на официальном сайте Росфинмониторинга.
  • Подготовка ФЭС также может осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств, предоставляемого как самим Росфинмониторингом, так и с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом структур и форматов, утвержденных Росфинмониторингом.
  • Представлять информацию (ФЭС) в Росфинмониторинг без электронной подписи нельзя.
  • ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП) организации или индивидуального предпринимателя.
  • Владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи организации или индивидуального предпринимателя является руководитель организации, индивидуальный предприниматель или специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля организации/индивидуального предпринимателя.
  • Зарегистрироваться в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга можно как с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, так и без нее.

Если у заявителя нет усиленной электронной подписи, то ему необходимо заполнить и отправить заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу: portal.fedsfm.ru.

Затем придется направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, подписав и поставив на ней печать (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.

Если усиленная квалифицированная электронная подпись имеется, то зарегистрироваться в личном кабинете можно с помощью интерактивной формы, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи».

В случае возникновения проблем при регистрации и входе в личный кабинет необходимо обратиться в техническую поддержку Росфинмониторинга

  • Росфинмониторингом называют Федеральную службу России по финаносвому мониторингу — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
    Другими словами, Росфинмониторинг представляет собой специализированную государственную структуру финансовой разведки с достаточно широкими полномочиями.
    Финмониторинг представляет собой наблюдение за денежными потоками субъектов экономической деятельности, контроль и надзор за проведением ими определенных финансовых операций.

Требования по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, экстремизму и терроризму создают качественно новую и далеко не простую ситуацию для дальнейшего взаимодействия всех участников экономической деятельности.

В частности, в свете субсидиарной и прочей финансовой ответственности, сейчас ни один здравомыслящий бухгалтер на аутсорсинге не возьмет на себя оформление и осуществление кассовых и банковских операций. Только бухгалтерская обработка готовых первичных документов и составление отчетности. Не нужны ни чековая книжка, ни банковская подпись…

(В советское время статус бухгалтеров (а тогда были только штатные бухгалтеры) никогда не допускал совмещения бухгалтерских обязанностей с обслуживанием каких-либо денежных или материальных ценностей, т.е. бухгалтер по закону и по умолчанию не мог быть одновременно кассиром, кладовщиком и так далее…)

Более того, к примеру получается, что для заключения договора с новым клиентом на бухгалтерское обслуживание, нужно выяснять, кто бенефициар фирмы (образно говоря, узнавать родственников и друзей родственников учредителей фирмы, выяснять нет ли у кого из них судимости по 282 статье УК РФ(разжигание ненависти)), иначе можно обвинить бухгалтера в том, что бухгалтер не проявил должной осмотрительности и нарушил требования 115-ФЗ…

…Как будто у бухгалтера есть третий глаз, которым он не только идентифицирует клиента, но и сможет залезть к нему в мозг и сказать кто на самом деле бенефициар.

Для этих сообщений даже придумали личные кабинеты с электронной подписью

На днях Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо о том, как бухгалтерским и юридическим компаниям быстро и просто рассказать государству о подозрительных операциях своих клиентов. Бухгалтерское сообщество возмутилось, а в соцсетях стали появляться посты с обещаниями так не делать. Мол, ни за что и никогда не согласимся стучать на своих клиентов.

Вроде бы в законе нет ничего нового: это требование появилось много лет назад. Но напоминание Росфинмониторинга заставило предпринимателей волноваться. Получается, что бухгалтерская компания, нотариус или юридическая консультация, которые имеют доступ к документам и видят все движения по счетам, могут что-то заподозрить и рассказать об этом надзорному органу. Даже не могут, а обязаны.

Это значит, что частная фирма или даже ИП, который ведет ваш бухучет на аутсорсе или составляет для вас договоры, обязаны рассказывать Росфинмониторингу о своих подозрениях. Не о доказанных фактах, а именно о подозрениях.

Например, вы оказываете рекламные услуги, консультируете клиентов или разрабатываете ПО. Бывает, что такие формулировки используют фирмы-однодневки, чтобы обналичивать деньги.

А вы так не делаете и честно работаете, но тоже получаете деньги за услуги: ничего не покупаете, аренду не платите, официальных сотрудников у вас нет.

Вдруг бухгалтеру покажется, что вы тоже занимаетесь обналом, — он возьмет и пожалуется.

Или вы обратились к юристу, чтобы он составил договор. И просите сделать такой, чтобы ни актов, ни счетов не выставлять и не подписывать — законный способ облегчить жизнь себе и клиентам.

А еще директор в своей фирме не вы, а другой человек, который оформил на вас доверенность. Это тоже законно.

Но юристу это может показаться странным, он решит выполнить требование закона и расскажет о подозрениях Росфинмониторингу.

Но никто не запрещает им рассказать о подозрениях или задавать вопросы до того, как что-то куда-то сообщить. Если компания дорожит своими клиентами и конкретно вами, она так и сделает. Другое дело — сможете ли вы развеять эти подозрения и где грань между пояснениями и погружением в кухню бизнеса. Скорее всего, все решит профессионализм бухгалтера и уровень ваших с ним партнерских отношений.

Проверить подозрения бухгалтера нельзя. Признаков у незаконных операций много, и не всегда сделка с такими признаками и правда подозрительная. Если бухгалтерской компании ничего странным не кажется, она и не обязана никуда сообщать. Даже в случае претензий Росфинмониторинга всегда можно сказать, что достаточных оснований полагать, что операция подозрительная, не было.

Да, для бухгалтерских и юридических компаний, которые обязаны сообщить о подозрительных операциях, но почему-то этого не сделали, есть статья в административном кодексе. Их могут оштрафовать на 100 тысяч рублей, а директору выписать еще как минимум 10 тысяч.

И здесь есть вот какой нюанс. Бухгалтерам и юристам, которые оформлены как ИП, штраф по этой статье не грозит: она касается только организаций и их сотрудников. То есть сообщать о подозрениях обязаны все, а оштрафовать могут только фирму.

Читайте также:  Образец справки о заработной плате для исчисления пособия по безработице

Будьте параноиком при выборе бухгалтерской компании. Если бухгалтеры на аутсорсе убеждают вас, что точно ничего никому не передадут, это не значит, что так и будет. В соцсетях пишут, что никто сообщать не собирается, потому что за это нет штрафов. Но штрафы есть, и платить их никто не захочет.

Отдайте бухучет своему банку. Многие банки сейчас сами начисляют налоги и даже сдают за клиентов отчетность. Ваш банк и так все про вас знает: он тоже соблюдает 115-ФЗ и наблюдает за вашими операциями.

Но банк работает под контролем государства, и ему невыгодно без повода жаловаться в Росфинмониторинг. У банка как минимум есть специальные люди, которые хорошо знают этот закон и признаки подозрительных операций.

Так будет хотя бы меньше людей, которые в курсе ваших сделок и коммерческих тайн.

Наймите бухгалтера в штат. Он не обязан регистрировать личный кабинет и сообщать в Росфинмониторинг о ваших сделках.

И он поможет вам правильно все оформить, чтобы не попасть под подозрения банка, посторонних юристов и налоговой.

Но не забывайте, что по умолчанию бухгалтер в штате не несет полную материальную ответственность, если причинит вам вред. Сами решайте, что надежнее.

Новые требования Росфинмониторинга к организациям и ИП, которые оказывают бухгалтерские и юридические услуги

Росфинмониторинг выпустил письмо № 54 еще 19 июля 2018 года, касающееся применения Закона 115-ФЗ от 07.08.2001 г.

Наша компания очень подробно изучила этот вопрос, и мы делаем следующие выводы:

  1. Любая компания или ИП, которая занимается бухгалтерским обслуживанием или юридическим обслуживанием других организаций, обязана зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга;
  2. Любая компания или ИП, оказывающая бухгалтерские или юридические услуги, должна разработать правила внутреннего контроля, назначить ответственного лица за соблюдение правил внутреннего контроля, вносить изменения в правила внутреннего контроля при изменениях законодательства

Почему мы делаем такой вывод? Статья 7.1 пункта 1 вступила в силу еще в 2004 году. В этой статье подчеркивается необходимость организации внутреннего контроля, в том числе для бухгалтерских и юридических фирм, но только если они осуществляют такие операции как:

  • операции с недвижимым имуществом,
  • управление денежными средствами, ценными бумагами, банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При прочтении данной статьи можно сделать вывод, что если компания ведет бухгалтерский учет клиента, готовит и составляет отчетность, правила внутреннего контроля она не составляет.

Однако выходит письмо Росфинмониторинга, которое разъясняет, что «обеспечение деятельности» бухгалтерской или юридической фирмы (пункт 5 письма) включает в себя, в том числе организацию и ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское и юридическое консультирование, обработку первичных документов, анализ и составление договоров и т.д.

Таким образом, чтобы не попасть на штрафы (которые могут составлять до 100 000 рублей за отсутствие документов внутреннего контроля и до 400 000 рублей за несообщение в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих внутреннему контролю, статья 15.27 КоАП), любая юридическая или бухгалтерская фирма или ИП обязаны составить правила внутреннего контроля. Также при выявлении сомнительных операций, сообщить в Росфинмониторинг, не информируя при этом клиента.

Что включают в себя правила внутреннего контроля и что необходимо делать?

  1. Зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга;
  2. Разработать правила внутреннего контроля и связанные с ним документы;
  3. Следить за изменениями в законодательстве и своевременно отражать их в правилах внутреннего контроля;
  4. Выполнять положения и обязанности, установленные правилами внутреннего контроля.

При приеме на бухгалтерское или юридические обслуживание клиента необходимо:

  • изучить,
  • оценить риск совершения клиентом операций, связанных с получением доходов, полученных преступным путем,
  • документально фиксировать информацию,
  • выявлять необычные сделки,
  • готовить и обучать кадры в сфере противодействия отмыванию доходов,
  • проверять выполнение правил внутреннего контроля,
  • хранить информацию в течение 5 лет,
  • сообщить об операциях подлежащих обязательному контролю,
  • вести журналы информации и журналы учета лиц, прошедших инструктажи и т.д.

Ознакомьтесь с информацией и примите меры по соблюдению новых требований Росфинмониторинга.

Рассчитаем стоимость бухгалтерского обслуживания по тел. (495)661-35-70, звоните, оставляйте заявку на сайте.

Ширяева Наталья

Услуги по ФЗ-115 для бухгалтеров

Юридические образовательные услуги по ПОД/ФТ/ФРОМУ для  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг

Пакет услуг «Старт Бухгалтер»

Полный пакет услуг для соответствия лиц, осуществляющих бухгалтерские и юридические услуги Федеральному закону от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Подробнее Программа подготовки и обучения сотрудников

Документация для лиц осуществляющих бухгалтерский учет в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониторинга №203 от 3 августа 2010 г.

Подробнее Юридические документы для оформления результатов работы в личном кабинете

Документация для оформления работы в личном кабинете на портале Росфинмониторинга в соответствии с требованиями Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утв. постановлением Правительства РФ №209 от 19 марта 2014 г.

и Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утв.

 приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110.

Подробнее

Юридическое сопровождение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг по ФЗ-115

Ни одно серьёзное предприятие не обходится без бухгалтера. На этом должностном лице лежит множество обязанностей, в том числе по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Одноимённым законом закреплено, что субъектом в этом случае следует понимать не штатного работника, а только специалиста, работающего по гражданскому договору.

Он занимается и бухучётом, и составлением отчётности, и консультированием, и оформлением документации.

По этому поводу Росфинмониторинг в 2018 году дал несколько разъяснений. В информационных письмах содержатся указания о субъекте выполнения задач в рассматриваемой сфере, его задачах.

Итак, что же обязаны делать бухгалтеры в сфере антиотмывочного законодательства?

Им предписано им следующее:

  • разрабатывание и исполнение правил внутреннего контроля (далее – Правила). Конкретные должностные лица ответственны за это. Таким должностным лицом может быть как сам предприниматель, так и нанятый сотрудник;
  • прохождение кадрами специального обучения;
  • идентификация клиентов (установление ФИО граждан, сведений о  предприятиях);
  • документальная фиксация данных о сделках, если они запутанны,  нецелесообразны, необычны – в общем, подозрительны. Последующее направление в Росфинмониторинг посредством электронных сообщений такой информации. Для выполнения этих задач необходимо наличие личного кабинета на сайте государственного органа.

Так как на бухгалтеров не распространяется обязанность по замораживанию финансов клиентуры, отказываться от выполнения отдельных операций по распоряжению имуществом, приостанавливать финансовые операции, то не обязательно эти вопросы освещать в Правилах. Можно подробнее остановиться на организационных принципах контроля, гарантиях конфиденциальности при обнаружении подозрительных сделок, порядке установления личных данных клиентов.

В случае изменения законодательства Правила необходимо актуализировать. Любой установленный в них порядок действий должен быть конкретным, все функции чётко распределены между сотрудниками.

Следовать таким нормам необходимо при сделках с недвижимостью;  управлении финансами клиента, банковскими счетами; привлечении финансовых средств; создании предприятий, их купле-продаже.

При осуществлении арбитражным управляющим деятельности по оказанию услуг в сфере бухгалтерии, на него также распространяются обозначенные выше требования.

Такие задачи обязательны к выполнению. При их несоблюдении наступает ответственность по ст. 15.27 КоАП РФ. Штрафы в случае нарушения велики, достигают до одного миллиона рублей. Предусмотрены  и более строгие карательные меры  – приостановление деятельности до полутора месяцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *