Возмещение государством вреда от незаконных действий

Важные подсчеты сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда изучала требования гражданина о компенсации его моральных страданий за незаконное уголовное преследование.

Житель Санкт-Петербурга был арестован, его обвинили в тяжком уголовном преступлении и поместили в камеру следственного изолятора.

Спустя три года и два месяца двери камеры открыли и гражданина отпустили на волю со словами: извини, мужик, ошибочка вышла.

Возмещение государством вреда от незаконных действий

Верховный суд разъяснил, кто обязан отвечать за скользкий тротуар

Суд признал за человеком право на реабилитацию. И вчерашний подозреваемый пошел в суд с иском о компенсации ему морального вреда. Районный суд согласился, что гражданин незаконно пострадал и право на компенсацию имеет, но запрошенная им сумма в два миллиона триста тысяч рублей судью не устроила, и он очень сильно ее урезал.

Вышестоящая инстанция с таким расчетом коллеги согласилась.

А вот сам истец на меньшее был не согласен.

Он обратился в Верховный суд, который посчитал его аргументы и обоснования запрошенной суммы заслуживающими внимания.

Итог — Верховный суд сам пересчитал деньги за незаконное уголовное преследование и велел их выплатить вчерашнему заключенному столько, сколько он попросил.

Подчеркнем, такие решения Верховного суда РФ — самому выносить вердикт — высокая судебная инстанция принимает крайне редко.

В районном суде вчерашний заключенный, называя сумму компенсации, высчитал ее так — ему должны заплатить по две тысячи рублей за каждый день, проведенный на нарах под стражей.

Но у районного суда был другой расчет — истцу вполне хватит 150 тысяч рублей за весь срок. И ни копейки больше. Апелляция возражать против подсчета своих коллег не стала.

А вот Верховный суд РФ с таким расчетом не согласился.

Моральные страдания, по мнению районного суда, были у человека потому, что он «не мог навещать родных, которые нуждались в уходе». А вот доводы арестанта, что за годы заключения в камере следственного изолятора он утратил социальные связи, не мог создать семью, так как был в изоляции, суд отмел — по его мнению нет доказательств.

Возмещение государством вреда от незаконных действий

ВС постановил: при рассмотрении дел о репостах нужно доказать злой умысел

Верховный же суд увидел в этом споре следующее — по Конституции (статья 53) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Про компенсацию за незаконное пребывание в камере говорит и статья 1100 Гражданского кодекса.

Плюс к этому о компенсации морального вреда говорит и 151-я статья того же Гражданского кодекса РФ. В этой статье сказано, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень физических и нравственных страданий.

Верховный суд РФ еще напомнил, что по компенсации морального вреда гражданам был специальный пленум Верховного суда РФ (№ 10 от 20 декабря 1994 года). Там было разъяснено, от чего именно зависит размер такой компенсации, а от чего — не зависит.

Высокая судебная инстанция напомнила коллегам о том, что наша страна — участник Конвенции о защите прав человека. Мы ее ратифицировали.

В Конвенции о защите прав человека сказано, что каждый имеет право на уважение к своей личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции.

Кстати, в Конвенции четко расписано, что подразумевается под понятием «семейная жизнь» — это не только отношения между супругами, но и отношения гражданина со своими детьми и с родителями.

По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ , местные суды даже не вспомнили про Конвенцию о защите прав человека и не вспомнили про разъяснения пленума Верховного суда.

Возмещение государством вреда от незаконных действий

Верховный суд готовит разъяснение, как оспаривать приказы

Истец, как увидела Судебная коллегия из материалов дела, поддерживал близкие семейные отношения со своими родителями. Он им помогал материально, так как они нетрудоспособные и нуждаются в помощи.

Естественно, из-за незаконного обвинения он надолго был лишен возможности помогать своим старикам. А еще у гражданина на иждивении есть сын-студент. Посаженный в камеру отец, подчеркнул Верховный суд, не мог заботиться о сыне и общаться с ним. Причем, как заявил высокий суд, длительное время.

Эти обстоятельства, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, сомнений не вызывают, и их надо было учитывать при решении вопроса о размере компенсации морального вреда. Но местные суды это проигнорировали.

Суды ограничились суждением, что нравственные страдания были у вчерашнего заключенного лишь от невозможности навещать родных, которым нужен был постоянный уход. Все остальные обстоятельства не учитывались.

Хотя пленум Пленум Верховного суда РФ перечислил, в чем заключаются нравственные переживания: это невозможность продолжать активную общественную жизнь, раскрытие семейной и врачебной тайны, страдают от распространения порочащих сведений. Сюда же добавлены ограничение или лишение каких-либо прав.

В общем, список всего того, что точно приносит гражданину нравственные мучения и страдания, довольно большой.

Верховный суд подчеркнул — требования истца были абсолютно четко мотивированны. Но суды их почему-то не учли. Не заметили они и то, что истец никогда до этого не привлекался к ответственности, был добропорядочным членом общества, работал. Для такого человека камера следственного изолятора и серьезные обвинения в преступлении были «существенным психотравмирующим фактором».

Местные суды, по мнению Верховного суда, даже не вспомнили про Конвенцию о защите прав человека

Истец в своем заявлении в суд как примеры выплат определенных сумм, привел дела россиян, рассмотренные Европейским судом по правам человека. Все дела, которые он перечислил — аналогичные его делу. В них речь шла о компенсациях незаконно обвиненных.

В своем иске наш герой указал, сколько каждому заявителю присудил Европейский суд.

Верховный суд РФ подчеркнул, «именно с учетом сложившейся практики Европейского суда по правам человека истец просил взыскать компенсацию из расчета 2 тысячи рублей за сутки содержания под стражей».

А вот местные суды посчитали, что вчерашнему заключенному вполне достаточно заплатить по 132 рубля за каждые сутки ареста.

По мнению высокого суда, такая мизерная сумма за 38 месяцев под стражей является «явно несправедливой». Верховный суд РФ отменил все решения местных судов и велел заплатить истцу именно столько, сколько он попросил.

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями

  • За действия каких органов отвечает государство
  • Какой вред возмещается государством
  • Условия возмещения вреда
  • Как доказать наличие вреда
  • Из каких источников выплачивается возмещение
  • Как определить размер требований

За действия каких органов отвечает государство

Ответственность государства за действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, которые в них работают, закреплена на уровне Конституции РФ (ст. 53). Несколько шире то же самое прописано и в ст. 1069 ГК РФ, но тут упомянуты еще и органы местного самоуправления.

Возмещение государством вреда от незаконных действий

  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы судебной власти.

Федеративное устройство РФ является основанием для разделения государственных органов также:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • на органы государственной власти РФ;
  • органы государственной власти субъектов РФ.

Так вот, за действия всех этих органов отвечает государство. О том, как и на каких основаниях возмещается вред, расскажем далее.

Какой вред возмещается государством

Как ни странно, но органы государственной власти, хотя и учреждены, чтобы работать во благо населения страны, могут приносить своими действиями гражданам и организациям вред.

Иногда такой вред исходит от всего учреждения как единого участника взаимоотношений, а есть случаи, когда такой вред наносится отдельными должностными лицами, работающими в государственной структуре.

Государство несет ответственность в обоих случаях.

Если говорить о примерах, то один из них содержится прямо в тексте ст. 1069 ГК РФ — издание госорганом нормативного акта, изначально не соответствующего нормам действующего законодательства. Такое действие со стороны госоргана может запросто нанести вред как отдельным лицам, так и группе лиц.

Могут госорганы нанести вред и отдельными своими действиями или решениями. Например, если регистратором будет принято решение об отказе в проведении государственной регистрации вновь созданного юридического лица, задержка в оформлении не позволит учредителям вовремя узаконить компанию, чтобы та вышла на рынок, — а это может привести к потере инвесторов.

Еще к одной категории нарушений, причиняющих вред, можно отнести действия госорганов или конкретных должностных лиц, осуществленные с превышением своих полномочий. Например, случаи, когда местная администрация принимает решения по вопросам, которые относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ.

Отдельно на законодательном уровне закреплено нарушение права на судопроизводство или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Правила компенсации за эти правонарушения прописаны в федеральном законе «О компенсации за нарушение права…» от 30.04.2010 № 68-ФЗ.

Условия возмещения вреда

Для того чтобы привлечь кого-то к ответственности, нужно установить, есть ли для этого основания и соблюдены ли все условия для этого. Каких-то специальных условий наступления ответственности в ст.

 1069 ГК РФ не прописано, так же как нет и норм, исключающих отдельные условия привлечения к ответственности за нанесенный вред, по общим правилам. Таким образом, здесь нужно учитывать условия, закрепленные в ст.

 1064 ГК РФ, а именно:

  • наступление вреда;
  • противоправность действий госорганов;
  • причинно-следственная связь между действиями госорганов и наступившими негативными последствиями;
  • виновность действия.

Невыполнение хотя бы одного из перечисленных условий ведет к невозможности привлечения органа/лица к ответственности — а значит, и к невозможности истребования возмещения за полученный вред.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Читайте нас в Telegram

Кстати, с противоправностью действия возникает интересная ситуация: необходимо, чтобы действие (или бездействие) действительно противоречило нормам действующего законодательства.

Ведь госорганы часто принимают решения, которые прямо ухудшают состояние лица или группы лиц, хотя решение при этом вполне может быть законным. Хороший пример — решение об изъятии земельного участка. Владелец может и не хотеть возвращать его государству — значит, его интересы страдают.

Однако если изъятие произошло по основанию, предусмотренному в законе, то его никак нельзя назвать противоправным.

Для справки: для возникновения права на возмещение вреда не всегда нужно наличие вины госоргана. Например, компенсация за нарушение права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок присуждается независимо от наличия вины суда, правоохранительного органа, органа местного самоуправления, госоргана или их должностных лиц.

Как доказать наличие вреда

Законом бремя по доказыванию вреда в случае причинения его госорганами полностью возлагается на потерпевшего. Именно он должен представить весомые доказательства своих требований, т. к. иначе компенсацию ему не получить.

Касательно вреда, причиненного нормативными актами, принятыми госорганами в ущерб интересам лица, а также действий и решений госорганов в законе нет требования об обязательном обращении в суд для признания их незаконным. Однако разбивка судебной тяжбы на 2 этапа имеет и свои преимущества.

Если сначала подать иск в суд о признании нормативного акта (решения, действия) нарушающим права и интересы лица, то истцу не придется доказывать незаконность акта (решения, действия). Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, бремя доказывания законности в этом случае возлагается на ответчика.

Истцу только нужно:

  • привести нормы действующего законодательства, которым противоречит оспариваемый акт (решение, действие);
  • объяснить, как именно принятый акт (решение, действие) нарушает права лица или может их нарушить.

Имея на руках судебное решение, признавшее нормативный акт (решение, действие) незаконным, можно начинать новое судебное разбирательство по делу о возмещении вреда. В рамках второго процесса истцу нужно будет доказать, что акт нарушил его права.

Из каких источников выплачивается возмещение

Кто бы ни нанес вред, возмещение производится из казны. Есть три основных источника (три уровня бюджета):

  • казна РФ;
  • казна субъекта РФ;
  • казна муниципального образования.

За выплату возмещения отвечает финансовый орган, распоряжающийся средствами казны соответствующего уровня.

В связи с этим в иске ответчиком ставиться именно такой финансовый орган, а не госорган, который непосредственно причинил вред (он проходит по делу как заинтересованное лицо, чьи права и обязанности затрагивает рассмотрение спора). Истец может подать иск непосредственно к органу, нарушившему его права, — тогда суд проводит замену ответчика.

Вред выплачивается непосредственно из средств бюджета, а если их не хватает, то уже из имущества, входящего в состав казны. Средства и имущество органа, нарушившего права истца, при этом никак не затрагиваются.

Если вред был нанесен должностным лицом, то возмещение по общему правилу выплачивается из казны, но при определенных обстоятельствах могут быть предъявлены регрессные требования к этому сотруднику. Правда, тут еще нужно учитывать и нормы трудового законодательства, регулирующие взаимоотношения между сотрудником и госорганом, в котором он работает.

Как определить размер требований

При возмещении государством причиненного незаконными действиями вреда действуют общие правила расчета размера компенсации. То есть вред подлежит возмещению в полном объеме.

Имущественный вред может быть возмещен в натуре. Если это невозможно, стоимость утраченного имущества определяется на дату возмещения.

Моральный вред может быть возмещен только в денежной форме. Здесь каких-то правил вычисления размера полученного вреда нет, но истец, как и судья, должен использовать для этого принципы разумности и справедливости.

Вред здоровью возмещается в размере утраченного заработка и расходов, связанных с лечением. За основу требований о компенсации вреда, причиненного потерей кормильца, берется часть заработка умершего, которая шла на содержание его иждивенцев, требующих компенсации.

Таким образом, государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц, работающих в них, и возмещает вред, полученный гражданами и организациями в результате действий (или бездействия) госорганов и органов местного самоуправления.

Читайте также:  Образец заявления о выдаче исполнительного листа

При этом вред компенсируется не за счет средств и имущества органа, непосредственно нанесшего вред, а за счет казны соответствующего уровня. Чтобы получить компенсацию, пострадавший должен доказать свою позицию в суде, приведя весомые доводы в свою пользу.

Бремя доказывания возлагается на орган, причинивший вред, только в части спора, касающейся законности его действий или решений.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Возмещение вреда».

Возмещение вреда, причиненного органами государственной власти

   Возмещение убытков за действие и решения государственных органом и органов местного самоуправления вполне реализуемое мероприятие. По общему правилу основанием для получения компенсации являются факты несения реального ущерба или упущенной выгоды.

   Понятие реальный ущерб включает в себя несение гражданином расходов в случае, если его право было нарушено, а также необходимость нести расходы для восстановления нарушенного права. Упущенной выгодой закон называет неполученные доходы, которые гражданин мог получить в ситуации, когда его право не было нарушено.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам поможет возместить вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!!!

Основания для возмещения убытков

   Основания для возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления выделены законом как отдельный вид гражданской ответственности государственных органов. Статья 16 Гражданского Кодекса РФ среди основания для возмещения указанных убытков называет:

  1. Незаконные действия государственных органов. Незаконность действий государственного органа, как основание для наступления гражданской ответственности перед потерпевшим, состоит в отсутствии законных оснований для произведения определенных действий, нарушением установленных законом процедур и изданием не основанном на законе акта, незаконным бездействием должностного лица государственного органа.
  2. Издание не соответствующего закону (или иному правовому акту) акта государственного органа. Следует учитывать, что основание для возмещения ущерба, причиненного изданием государственным органом не соответствующего закону акта возникает только в случае признания такого акта незаконным. Еще подробнее про признание решений государственных органов вне закона на нашем сайте по ссылке.

   Таким образом, основаниями для возмещения убытков, причиненных государственными органами, являются расходы гражданина, связанные с нарушением его прав незаконными действиями государственных органов, изданием государственным органом акта, несоответствующего закону.

Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами

   Последовательность действий для возмещения убытков, причиненных государственными органами, включает порядок обращения в государственный орган, а при наличии разногласий по поводу причиненного ущерба – обращение в суд. При этом обращение в государственный орган не является обязательной процедурой, которая должна предшествовать обращению в суд. Гражданин вправе выбрать порядок возмещения убытков.

   Обращение в государственный орган, причинивший вред, должно соответствовать общим требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан». В обращении необходимо указать:

  • Наименование государственного органа или должностное лицо, которому адресуется обращение
  • Свои фамилию, имя, отчество
  • Почтовый адрес, адрес электронной почты для направления ответа на обращение
  • Личная подпись
  • Дата обращения

ВАЖНО: в обращении излагаются обстоятельства незаконных действий государственного органа, указываются данные о понесенном ущербе, излагается предложение возместить ущерб. Свои доводы необходимо подкрепить имеющимися доказательствами понесенных расходов или необходимости понести такие расходы.

   Обращение направляется в государственный орган, действия которого привели к несению убытков или должностному лицу такого органа, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса. Как правило, таким лицом является руководитель органа, его управлений, руководитель территориальных отделений органа.

   Порядок обращения в суд для возмещения убытков, причиненных государственными органами, регулируется правилами Гражданского и Гражданско-процессуального законодательства.

Гражданин предъявляет в суд исковое заявление с соблюдением требований в форме и содержанию искового заявления, соблюдением требований к подсудности иска, определив ответчика.

В судебном разбирательстве по делу гражданин обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается.

   Как правило, для возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственного органа, необходимо доказать:

  • Неблагоприятные последствия в виде причинения вреда.
  • Факт несения расходов гражданином
  • Незаконность действий государственного органа.
  • Причинная связь между противоправными действиями и причиненным вредом.
  • Вина – субъективное условие ответственности

   Причиненный государственным органом вред возмещается из казны Российской Федерации, казны субъекта.

Подсудность исков к казне РФ

Возмещение государством вреда от незаконных действий

   В соответствии с действующим законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов выступают в суде органы государственной власти, в рамках их компетенции. В случае требований к казне РФ, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель денежных средств в лице соответствующего финансового органа или иного управомоченного органа.

   К примеру, если вред гражданину был причинен незаконными действиями должностных лиц следственного комитета РФ, то ответчиком по гражданскому иску будет Следственный комитет, осуществляющий функции главного распорядителя бюджетных средств. Если вред был причинен незаконными действиями (бездействием) судебного пристава – исполнителя, то от имени РФ ответчиком по иску будет Управление Федеральной службы судебных приставов.

   Дела, ответчиком по которым является территориальные органы государственной власти, подсудны районным судам.

В зависимости от характера вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, иск о возмещении такого вреда может быть подан в районный суд по месту выбору истца.

Так, дела, связанные с возмещением убытков вследствие незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, незаконным применением меры пресечения могут предъявляться в суд по месту жительства истца.

   Кроме того, иск о возмещении убытков и компенсации морального вреда вследствие нарушения государственным органом прав субъекта персональных данных может быть так же подан по выбору истца.

По выбору истца может быть подан иск о возмещении вреда, причиненного здоровью, причиненного увечьем или полученным в результате потери кормильца, о восстановлении нарушенных пенсионных и жилищных прав и взыскании компенсации полученного вреда.

   В остальных случаях исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти или территориального органа.

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти

   Законодательством предъявляются общие требования к форме и содержанию искового заявления.

   Исковое заявление должно подавать в суд в письменной форме. Необходимо указать:

  • наименование суда
  • истца
  • место жительства истца
  • наименование ответчика и его место нахождения

   Кроме того, в основной части искового заявления необходимо описать обстоятельства, на которых основываются требования истца и перечислить доказательства, которыми такие обстоятельства подтверждаются. В исковом заявлении должна быть указана сумма требования о возмещении вреда, а также расчет данной суммы.

   К исковому заявлению о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, прилагаются копии иска по количеству ответчиков и третьих лиц, документ об оплате государственной пошлины. Кроме того, необходимо приложить к исковому заявлению документацию, подтверждающую обстоятельства причинения ущерба незаконными действиями государственного органа.

ВНИМАНИЕ: исковое заявление может быть подписано как истцом, так и его представителем.

   Обязанность оплатить государственную пошлину при подаче иска о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа, не распространяется на истцов по искам о возмещении вреда, причиненного уголовным преследованием, а также малоимущие лица и инвалиды. Ряд оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины распространяются только на случаи, когда цена иска не превышает 1000 000 рублей.

ПОЛЕЗНО: читайте еще советы, как правильно написать иск по ссылке, а также смотрите ВИДЕО

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

   Деятельность государственных органов исполнительной власти часто связана с риском нанесения ущерба жизни и здоровью, имуществу физических и юридических лиц.

Этот риск обусловлен специальными полномочиями на применение физической силы к лицам, совершающим правонарушения.

Осуществление таких специальных полномочий, если они основаны на законе, являются правомерными действиями государственного органа. Однако, такой вред так же подлежит компенсации.

   На практике, чаще всего причинителями вреда вследствие осуществления специальных полномочий являются органы следствия, дознаний, полиции, органы исполнения решений суда и приговоров, таможенные органы.

   Для возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственного органа, оценке подлежат два момента – характер причинивших вред действий (их правомерность, основанность на законе, их соответствие необходимым мерам), а также наличие правовой нормы, закрепляющей ответственность за вред, причиненный этими действиями.

   Так, прямые указания на возмещение вреда лицам, понесшим ущерб ввиду правомерных действий государственного органа, содержит федеральный закон «О противодействии терроризму».

Указанный закон своими нормами правомерным причинением вреда называет лишение жизни террориста, причинение вреда здоровью и имуществу такого лица.

Кроме того, правомерным причинением вреда называется причинение вреда интересам личности, общества и государства при пресечении террористического акта, осуществлении иных контртеррористических мер.

   Нормы, направленные на возмещения вреда, причиненного правомерными действиями сотрудников таможенных органов содержатся в Таможенном Кодексе ЕАЭС. В соответствии со ст. 352 ТК ЕАЭС, причиненные правомерными действиями органов таможни убытки не подлежат возмещению.

Исключением являются случаи, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС.

Учитывая, что российским законодательством не применяются специальные нормы, направленные на возмещение вреда от правомерных действий таможенных органов, возможность возмещения такого вреда не имеет прямых оснований.

   Таким образом, возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, является казуальным правовым вопросом, требующим оценки в каждом индивидуальном случае.

Помощь адвоката в вопросе получения компенсации с государства

   В случае необходимости взыскания компенсации за вред, причиненный незаконными или правомерными действиями государственного органа, чаще всего необходима помощь адвоката по гражданским делам г. Екатеринбург.

   Наш адвокат сможет:

  • оценить возможность возмещения вреда
  • определить основания возмещения вреда
  • составить исковое заявление
  • представлять интересы доверителя в суде
  • оказать иную юридическую помощь на основании заключенного с нами соглашения

   Профессиональный адвокат способен правильно выбрать способ защиты права, верно обосновать исковые требования и доказать обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела. Все еще думаете?! Пора начинать сотрудничество с нами, звоните уже сегодня!!!

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц

Государство реализует принцип разделения властей, не только наделением различных органов власти различными правами и обязанностями, но и в том числе путем делегирования отдельных правомочий должностным лицам.

Во всех вариантах, являясь первичным носителем суверенной государственной власти, государство несет ответственность за делегирование отдельных правомочий и возмещение причиненного злоупотреблениями или нарушениями ущерба.

В ст. 52 Конституции РФ закреплено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.

Тем самым, включение в федеральные законы норм права, о правосудии и компенсации ущерба причиненного злоупотреблениями властью, государство реализует гарантию закрепленную в этой же статье конституции — обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Далее, это положение дополнено правом каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Указанные гарантии закреплены в различных законах:

УПК РФ, Статья 133. Основания возникновения права на реабилитацию

1. Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

  • 2. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют:
  • 1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
  • 2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

и т.д.

ГК РФ Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

ГК РФ Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Условия выплаты государством компенсации.

Содержание

В результате своей деятельности государственные органы, к которым относят также органы местного самоуправления, способны нанести вред гражданину. Физическое либо юридическое лицо ввиду бездействия государственных органов может понести убытки.

Среди незаконных действий, которые могут быть причинены судом, прокуратурой, органами дознания или предварительного следствия, выделяют:

  • Неправомерное осуждение гражданина или юридического лица;
  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности без достаточных для этого обстоятельств;
  • Безосновательное заключение под стражу;
  • Принудительная подписка о невыезде;
  • Наложение безосновательного административного взыскания, коим может быть арест или исправительные работы.
Читайте также:  Образец искового заявления о лишении родительских прав

Помимо указанных случаев нанесения вреда гражданам, государственные органы могут издать акт, который не будет соответствовать законодательству. В этом случае также могут пострадать обычные люди.

«Незаконные» действия

Статья 13 Гражданского кодекса предусматривает ряд определений, позволяющих назвать тот или иной акт «не соответствующим закону». К таким действиям, как правило, относятся деяния, которые нарушают не только законодательные нормы, но и любые нормативные акты.

В понятие бездействия входит то, что органы местного самоуправления или государственные структуры не выполняли действия, которые должны были совершать. При этом должностные лица никакой ответственности за совершенное «бездействие» не несут, поэтому потерпевший не может предъявлять к ним требования о возмещении причиненных ему убытков.

Привлечь к материальной ответственности должностные лица можно только в порядке регресса.

Это значит, что государственный орган после произведения выплат по требованию пострадавшего, по собственной инициативе может взыскать уплаченную сумму с непосредственного виновного лица.

Если гражданин или юридическое лицо понесли убытки ввиду того, что должностные лица допустили неправомерные действия, необходимо обратиться в суд для возмещения ущерба.

Условия возмещения убытков

В случае, если юридические и физические лица пострадали из-за бездействия, причиненного органами местного самоуправления, либо государственными органами, они вправе требовать возмещения понесенных убытков.

Согласно статье 16 Гражданского Кодекса убытки гражданина из-за неправомерных действий должностных лиц подлежат возмещению государством.

Денежные средства, как правило, выделяет определенный субъект страны, либо местное муниципальное образование.

В статье 1069 Кодекса имеется более подробная информация о возмещении причиненного гражданину вреда. Пострадавший гражданин имеет право получить компенсацию из казны страны, субъекта, либо муниципального образования.

В случае, если есть факт, подтверждающий бездействие должностных государственных лиц, они обязаны обеспечить возмещение причиненного вреда гражданину вне зависимости от его вины.

Исключением в данном случае становится такая правовая инстанция, как суд. Если в результате правосудия гражданин понес убытки, это вред будет возмещаться только после того, как вина судьи окажется доказанной приговором суда.

Всегда ли возможно полное возмещение убытков?

Если гражданин стал жертвой бездействия должностных лиц, он имеет право потребовать возмещения причиненного ему вреда. Эти убытки должны быть компенсированы в полной мере. К сожалению, так бывает не всегда.

Получить полную компенсацию за причиненные неудобства сложнее всего тогда, когда дело касается транспортного законодательства.

Если по вине должностных лиц был утрачен или поврежден груз, багаж, возникли просрочки с доставкой и так далее, добиться полного возмещения убытков будет сложно.

Что значит «полное возмещение»?

Условия выплаты государством компенсации предполагают полное возмещение всех понесенных гражданином убытков. Состоит такое понятие из двух частей:

  • Реальный ущерб гражданина, который еще называют положительным;
  • Упущенная выгода, иначе именуемая неполученными в результате действий должностных лиц доходами.

В первую часть понятия входят расходы, которые должна понести пострадавшая сторона, чтобы восстановить все, что было нарушено в результате вреда, причиненного должностными лицами. При этом суд возьмет во внимание только те расходы, которые были произведены до заседания. Будущие расходы в расчет браться не будут.

Вторая часть понятия «полное возмещение» предполагает право требования от должностных лиц возмещения предполагаемых доходов, которые гражданин не смог получить ввиду неправомерных действий государственных органов.

В статье 15 Кодекса предусмотрено, что возмещение причиненного вреда гражданину не может быть меньше суммы доходов, полученных должностным лицом из-за нарушения прав потерпевшего.

Обычно это касается убытков, которые несет пострадавшая сторона из-за неисполнения договорных обязательств.

Прямая и дополнительная ответственность государства

Если гражданин пострадал исключительно из-за действий должностных лиц, вред должен возмещаться государством. При этом возможно 2 варианта этих действий:

  • Прямая ответственность государства за причиненный гражданину или юридическому лицу вред;
  • Дополнительная (или субсидиарная) ответственность, которую несет государство.

Если дело касается прямой ответственности, пострадавший может предъявить требования государству в лице уполномоченных на это органов. Возмещение убытков в этом случае будет происходить из бюджета страны.

Когда речь идет о субсидиарной ответственности, требования гражданина о возмещении ему причиненного вреда должны быть адресованы определенным государственным органам, которые и стали причиной убытков пострадавшего.

Компенсация причиненного вреда идет из средств, принадлежащих данному государственному органу. Статья 120 Кодекса предполагает, что дополнительная ответственность должна быть понесена именно государством, так как оно финансирует все государственные органы. Данная форма ответственности не предполагает прописанных в законе оснований для выплат.

Имущественные споры

Если в результате причиненного государственными органами или органами местного самоуправления вреда пострадало имущество гражданина или юридического лица, наступает имущественная ответственность. Порядок возмещения этого вреда определяется нормами и законами. Но, как правило, убытки возмещаются пострадавшему в полном объеме.

В статье 26 Закона о конкуренции сказано, что убытки, которые были причинены гражданину хозяйствующими субъектами из-за неправомерности их действий, возмещаются ему в полном объеме. Поэтому пострадавшая сторона имеет право написать исковое заявление в суд, либо в арбитраж с требованиями возместить понесенные им убытки.

Статья 60 Закона «О залоге» говорит о том, что если залогодержатель понес убытки из-за того, что орган государственного управления издал акт, который не соответствует законодательным актам, он имеет право на их возмещение. Причиненный ему вред должен быть возмещен полностью. Возмещение вреда идет из казны соответствующего государственного, либо местного управления.

Отсылки к законодательству

Существует большое количество актов, в которых решается вопрос об ответственности за нанесение ущерба гражданским лицам. И в них используется только отсылка к законодательству.

Бывает так, что должностные лица органов государственной власти своими действиями могут нанести ущерб лицам, участвующим в биржевых сделках.

В этом случае государством предусмотрено возмещение причиненного гражданам ущерба и выгоды, которая была упущена по вине должностных лиц.

В данном случае адресатами, которым вменяется вина за причинение вреда, становятся сами должностные лица, а значит, и средства на возмещение идут из бюджетов органов, которые они представляют.

Подобная отсылка имеется и в ряде других законов.

Так, если ущерб гражданам, либо учреждениям был нанесен сотрудниками полиции, условия его возмещения обговариваются согласно действующему гражданскому законодательству.

Указанная в заявлении отсылка на Гражданский кодекс означает, что все убытки, которые понес потерпевший в результате действий должностных лиц, будут ему возмещены государством.

Гражданско-правовое возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами

Медвецкий, А. А. Гражданско-правовое возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами / А. А. Медвецкий. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57691/ (дата обращения: 17.04.2020).



  • Встатье проанализированы основные положения Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ, регулирующие возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами, выявлены основные недостатки законодательства по данной проблеме и разработаны предложения по их преодолению.
  • Ключевые слова: гражданско-правовое возмещение, государство, органы государственной власти, вред, должностные лица.
  • the article analyzes the main provisions of the Constitution of the Russian Federation and the Civil Code of the Russian Federation, regulating the state compensation for damage caused by public authorities and their officials, identifies the main shortcomings of the legislation on this problem and developed proposals to overcome them.
  • Keywords: civil compensation, state, public authorities, harm, officials.

Согласно статье 53 Конституции РФ [1], каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Таким образом, у каждого гражданина, который считает, что ответственное должностное лицо допустило то или иное нарушение, имеет право на обращение с соответственным заявлением в суд или в прокуратуру.

Важнейшее условие наступления ответственности органов публичной власти и их должностных лиц за причиненный вред заключается в квалификации незаконности их действий (или бездействий).

В рамках современного законодательства вопрос о том, на кого возлагается бремя доказывания правомерности действий соответствующего органа и должностных лиц установлено, что в спорных случаях, это — задача государственных органов и других субъектов, наделенных властными полномочиями,что регламентируется частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ [2].

Статьей 1069 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ) установлено [3], что вред, который был причинен в результате действий (бездействий) государственных органов и их должностных лиц, должен возмещаться за счет средств из казны Российской Федерации или казны субъектов Российской Федерации или казны муниципального образования. А в соответствии со статьей 1071 ГК РФ [3] от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, к которому и должны быть предъявлены требования по возмещению вреда. При предъявлении иска со стороны гражданина непосредственно органу исполнительной власти, который допустил нарушение его прав, суд не имеет права отказать в принятии данного заявления. В данном случае судом привлекается в качестве ответчика финансовый орган или другой орган, юридическое лицо или гражданин (пункт 3 статьи 125 ГК РФ) [2].

  1. Важно отметить, что на основании статьи 1081 ГК РФ [3], у субъекта РФ, органа местного самоуправления, который возместил вред, причиненный сотрудником в рамках исполнения им своих служебных обязанностей, возникает право на то, чтобы в обратном порядке требовать у этого лица возмещение, в размере, выплаченном гражданину, если иной размер не установлен действующим законодательством.
  2. В качестве противоправных, как установлено в статье 53 Конституции РФ [1], могут выступать не только действия государственных органов и их должностных лиц, но и их бездействия, которые выражаются в не совершении ими тех действий, которые они обязаны исполнить, что и повлекло причинение вреда гражданину или юридическому лицу.
  3. Действующее законодательство (статья 1070 ГК РФ) особо регламентирует ответственность за вред [3], причинённый со стороны правоохранительных органов (органы дознания, органы предварительного следствия, органы прокуратуры и органы суда). Ответственность наступает в таких случаях, как:
  4. − незаконное осуждение;
  5. − незаконное привлечение к уголовной ответственности;
  6. − незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;
  7. − незаконное применение административных наказаний в виде ареста или приостановления деятельности юридических лиц (пункт 1 статьи 1070 ГК РФ) [4].

Возмещение вреда, причиненного вышеуказанными действиями, осуществляется за счет казны Российской Федерации, а в случаях, которые предусматриваются законом, за счет казны субъектов Российской Федерации или казны муниципальных образований.

При этом особо подчеркнута необходимость о возмещении такого вреда в полном объеме, что регламентируется пунктом 1 статьи 1070 ГК РФ, включая и компенсацию морального вреда, на основании статьи 1100 ГК РФ.

Особенностью данной ответственности является то, что она наступает независимо от вины должностного лица соответствующего правоохранительного органа [5].

В пункте 3 и 3.1 статьи 1081 ГК РФ указано, что субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в случае возмещения вреда, причиненного должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (пункт 1 статьи 1070 ГК РФ), также обладают правом регресса к этому лицу, если его вину установили приговором суда, который вступил в законную силу [3].

По нашему мнению, российское законодательство в сфере ответственности государства за вред, причиненный органами государственной власти, обладает следующими недостатками. Во-первых, законодательством не предусмотрена возможность решения вопросов компенсации ущерба в досудебном порядке. Поэтому мы предлагаем в ст. 16.

1 ГК РФ [2] добавить пункт о возмещении ущерба в досудебном порядке, путем заключения мирового соглашения между государственным органом или должностными лицами, которыми был причинен вред и гражданином или юридическим лицом.

В рамках такого мирового соглашения должны быть оговорены основные условия по возмещению вреда, сроки и размер компенсации.

Во-вторых, в законодательстве не установлены размеры возмещения. Статья 16.

1 ГК РФ [2] гласит: «В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации». Но по размерам возмещения ущерба не сказано ничего, соответственно, мы предлагаем в ст. 16.1 ГК РФ [2] добавить пункт, в котором будут регламентированы четкие нормы по размерам возмещения вреда, причинённого государственными органами и их должностными лицами, будут определены размеры и по материальному и по моральному возмещению. Размер возмещения предлагаем установить по материальному ущербу, в полном объеме, что регламентируется пунктом 1 статьи 1070 ГК РФ [3], а компенсацию морального вреда установить исходя из общей оценки ситуации, в которую попал пострадавший, в размере от 25 до 50 % от материального ущерба. Также предлагается уточнить, что взыматься должна компенсация по судебным издержкам пострадавшего лица, таким как издержки на оплату услуг адвоката, оплату государственных пошлин.

Литература:

Возмещение вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда (реабилитация): понятие и значение. Основания, условия и виды возмещения вреда

Реабилитация — это порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследо­ванию, и возмещение причиненного ему вреда.

Читайте также:  За что платить за то что тебе не было оказано ни какой услуги

Лицо, имеющее право на возмещение вреда в связи с незакон­ным или необоснованным уголовным преследованием, называют реабилитированным.

Важно, что восстановление прав и законных интересов лиц, не­законно привлеченных к уголовной ответственности, является до­бровольным, какие права и в каком объеме восстанавливать, опре­деляет сам реабилитированный. Государство выступает гарантом су­ществования такой возможности.

Право на реабилитацию закреплено в ст. 53 Конституции РФ, кото­рая гласит «каждый имеет право на возмещение государством вре­да, причиненного незаконными действиями (или бездействием) ор­ганов государственной власти или их должностных лиц». Указанное право зафиксировано и во многих международных актах.

В УПК РФ вопросам реабилитации посвящена гл. 18 (ст. 133-139).

Согласно ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на

    • возмещение имущественного вреда,
    • устранение последствий морального вреда и
    • восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

О практике применения судами норм главы 18 Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. N 17.

Важно отметить, что отношения по реабилитации регулируются несколькими отраслями права — уголовно-процессуальным, граж­данским, трудовым, гражданско-процессуальным. Поэтому в случа­ях, предусмотренных УПК РФ, применяются нормы других отраслей права. Например, компенсация морального вреда реабилитирован­ным в денежной форме осуществляется по правилам гражданского судопроизводства.

Основания, условия и виды возмещения вреда 

 Основания возмещения вреда реабилитированным

Основание реабилитации состоит из двух элементов:

    1. фактического нарушения условий и порядка при­влечения к уголовной ответственности;
    2. наличия соответствующего акта, подтверж­дающего факт нарушений (приговора или определения суда, поста­новления судьи; постановления следователя, дознавателя).

Таким образом, основанием возникновения права на реабилитацию является признанное установленным порядком причинение лицу вреда в результате:

    • незаконного или необоснованного уголовного преследования либо
    • незаконного осуждения или незаконного применения судом принудительной меры медицинского характера, а также
    • неза­конного применения мер процессуального принуждения.

При­менение реабилитации в конкретном деле является результатом принятия в рамках уголовного судопроизводства решения, сни­мающего с лица выдвинутые против него обвинения, — оправ­дательного приговора, постановления или определения о пре­кращении уголовного преследования в связи с отсутствием со­бытия или состава преступления, в связи с непричастностью лица к совершенному преступлению и др.

Ст. 133 УПК РФ устанавливает, что право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют:

    1. подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
    2. подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
    3. подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4-6 части первой статьи 27 УПК РФ;
    4. осужденный — в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 УПК РФ;
    5. лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, — в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

Право на возмещение вреда в порядке, установленном главой 18 УПК РФ, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.

Правила ст. 133 не распространяются на случаи, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду

    • издания акта об амнистии;
    • истечения сроков давности;
    • недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом;
    • принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния. 

В иных случаях вопросы, связанные с возмещением вреда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ вред, причиненный гражданину в ре­зультате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознава­теля, следователя, прокурора и суда.

Возмещение реабилитированному вреда «в полном объеме» означает, что компенсации подлежат как материальный, так и мо­ральный ущерб, гражданин должен быть восстановлен в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Все это должно быть сделано соответствующими должностными лицами без каких-либо допол­нительных условий или ограничений.

Ст. 1070 ГК РФ предусматривает, что ущерб, причиненный в результате незаконного осуждения, не­законного привлечения к уголовной ответственности, незаконно­го применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет

    • казны РФ,
    • казны субъекта РФ или казны му­ниципального образования (в случаях, предусмотренных законом). 

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возме­щению за счет казны РФ, от имени казны выступают соответствую­щие финансовые органы. В соответствии с ч. 1 ст. 242.

2 Бюджетно­го кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями госу­дарственных органов РФ или их должностных лиц за счет казны Рос­сии возложена на Министерство финансов РФ (См.,напр.: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007г.

№ 287-П07; Постановление Прези­диума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2007 г. № 463-П07; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. № 86-008-24). 

Порядок возмещения вреда лицу, незаконно привлечен­ному к уголовной ответственности согласно ч. 1 ст. 134 УПК РФ:

    1. суд, следователь, дознаватель в соответствующем акте (приговоре, постановлении, определении) признают право на реабилитацию;
    2. одновременно с этим актом ре­абилитированному направляется извещение с разъяснением поряд­ка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.

 

(при этом УПК РФ не регламентирует, каким именно должно быть это разъяснение.

Очевидно, что в нем должно содержаться указание на то, в какие органы и в какие сроки лицо имеет право обратиться для определения размера вреда, причиненного уголовным преследова­нием, какими органами и в каком порядке будут производиться вы­платы, какие меры будут приниматься для восстановления деловой репутации, воинского, специального звания, возвращения наград и т.п.).

Виды возмещения вреда при реабилитации

К видам возмещения вреда при реабилитации можно отнести:

    • возмещение имущественного вреда;
    • возмещение морального вреда;
    • восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных пра­вах.

Возмещение имущественного вреда

Возмещение реабилитированно­му имущественного вреда включает в себя денежные суммы, компенси­рующие эквивалент(ч. 1 ст. 135 УПК).:

    1. заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования;
    2. конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества;
    3. штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда;
    4. сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи;
    5. иных расходов.

К числу других материальных средств, подлежащих выплате, могут от­носиться единовременные выплаты и компенсации, причитающиеся неко­торым категориям граждан. Например, по делу реабилитированного Д.

, уволенного с военной службы, Военная коллегия Верховного Суда РФ при­знала обоснованными требования о выплате единовременного денежного вознаграждения по итогам года; денежных компенсаций взамен продоволь­ственного пайка, за поднаем жилых помещений, за санаторно-курортное лечение и взамен вещевого имущества; пособия на детей; материальной помощи и выходного пособия.

При определении размера возмещения имущественного вреда применя­ется общее правило: размер вреда определяется по ценам, существующим на момент его возмещения (ст. 393 ГК РФ).

При этом вред возмещается как за время со дня незаконного привлечения к уголовной ответственности (со­вершения других незаконных действий) и до вступления акта о реабилита­ции в законную силу, так и за время, в течение которого гражданин прини­мал меры к восстановлению его нарушенных трудовых прав.

Реабилитированный получает заработную плату за все время вынуж­денного прогула, как если бы он работал. Однако при возмещении заработ­ка в зачет идут те деньги, которые человек получил за время отбывания наказания.

Выплаты реабилитированным за причиненный им вред:

    • не подлежат на­логообложению и
    • производятся с учетом инфляции.

Возмещение морального вреда

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г.

№ 10 под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинен­ные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражда­нину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоро­вье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность част­ной жизни, личная и семейная тайна и т. п.

) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право ав­торства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нару­шающими имущественные права гражданина.

Основное значение моральной реабилитации заключается в устранении образовавшегося в результате незаконного уголовного преследования раз­рыва между сложившимся о человеке негативным общественным мнением и истинной его невиновностью в инкриминированном ему преступлении.

Поэтому главным и наиболее действенным средством возмещения мораль­ного вреда является опровержение, которое позволяет восстановить честь человека, его доброе имя, репутацию.

Отказ редакции или конкретного должностного лица в требовании реабилитированного, его родственников, органов дознания, следствия, прокурора или суда опровергнуть порочащие его сведения, необоснованность которых вытекает из самого факта реаби­литации невиновного, — есть не что иное, как незаконное лишение данного гражданина возможности осуществить свое право на восстановление его честного имени.

Возмещение морального вреда согласно ст. 136 УПК включает:

    1. при­несение прокурором от имени государства официального извинения реабилитированному за причиненный ему вред;
    2. возможность компен­сации за причиненный моральный вред в денежном выражении;
    3. вос­становление необоснованно пострадавшей репутации путем сообщения о реабилитации в средствах массовой информации в случае, если сведения о его осуждении, заключении под стражу, применении мер принуждения и иных незаконных действиях в отношении реабилитированного были опубликованы в печати, распространены в иных средствах массовой ин­формации;
    4. направление письменных сообщений о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жи­тельства.

Моральный вред компенсируется реабилитируемому независимо от возмещения имущественного вреда, т. е. как наряду с ним, так и самостоя­тельно.

Размер денежной компенсации морального вреда определяется только судом в общеисковом порядке (ст. 1101 ГК).

При определении размера возмещения морального вреда суд руково­дствуется требованиями разумности и справедливости, учитывая все за­служивающие внимания обстоятельства: степень физических и нравствен­ных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степень распространения недостоверных сведений, характер и содержание публикации и т. п. (ст. 151, 1101 ГК).

Решение суда о денежной компенсации реабилитированному за причиненный моральный вред должно быть мотивированным. Нарушение этого требования влечет его отмену.

В том случае, когда реабилитированному присуждена компенсация мо­рального вреда, но он умер, не успев получить ее, взысканная сумма ком­пенсации входит в состав наследства и может быть получена его наследни­ками.

Восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных пра­вах

Восстановление реабилитируемого в трудовых правах означает

    • пре­доставление ему прежней или равноценной работы,
    • восстановление в преж­ней должности, а также
    • зачет в общий трудовой стаж, в стаж работы по специальности и в непрерывный стаж времени пребывания в местах лише­ния свободы и отбывания других видов уголовного наказания, повлекших увольнение с прежней должности или работы.

В случае, если предприятие, учреждение или организация, где работал реабилитируемый, ликвидированы либо если ранее занимаемая им долж­ность сокращена, ему предоставляется другая равноценная должность (работа).

Запись в трудовой книжке об освобождении реабилитируемого от долж­ности в связи с осуждением или привлечением к уголовной ответственности признается недействительной. По его просьбе администрация предприятия выдает ему дубликат трудовой книжки без внесения в нее этой записи.

При восстановлении реабилитируемого в пенсионных правах ему опреде­ляется размер пенсии исходя из оклада (ставки) по должности, которую он занимал до ареста или осуждения, в том числе и на льготных условиях.

Восстановление реабилитируемого в жилищных правах означает воз­вращение ему ранее занимаемого им жилого помещения, а при невозмож­ности возврата (дом снесен или переоборудован в нежилой, помещение в установленном порядке предоставлено другому гражданину и т. п.) — предоставление вне очереди в том же населенном пункте равноценного благо­устроенного жилого помещения с учетом действующих норм жилой пло­щади и состава семьи.

К восстановлению иных прав реабилитируемого относятся:

    1. зачисление реабилитируемого в учебное заведение, из которого он был исключен в связи с привлечением к уголовной ответственности;
    2. восстановление его в специальном, воинском и почетном звании, классном чине;
    3. возвращение ему наград, знаков отличия, которых он был лишен на основании судебно­го решения;
    4. восстановление лицензии или аккредитации на определенный вид деятельности;
    5. возвращение ему водительского удостоверения и т. п. (ч. 2 ст. 138 УПК)

Право на восстановление честного имени, репутации в глазах окружающих, возмещение вреда принадлежит как самому реаби­литированному, так и, в случае смерти последнего, его родствен­никам.

Кроме того, в некоторых случаях государство в лице со­трудников правоохранительных органов и суда занимается вос­становлением имиджа реабилитированного.

Если незаконно привлеченный к уголовной ответственности не имел родственни­ков, то суд, следователь, дознаватель после его смерти могут дать письменные указания средствам массовой информации опублико­вать сведения о реабилитации (при наличии сообщений в СМИ о виновности лица).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *