Внесудебная блокировка сайтов будет проходить по алгоритму

В России, по информации Центробанка, за последние два года выявлено более 1,5 млн мошеннических сайтов в финансовой сфере. Ущерб для граждан и организаций от их действий превысил 50 млрд рублей.

Госдума ставит заслон незаконной деятельности в интернете — в первом чтении принят законопроект, который позволит ЦБ оперативно добиваться блокировки сайтов финансовых пирамид и других мошеннических организаций.

Документ был инициирован группой депутатов Госдумы и сенаторов во главе с председателями обеих палат парламента Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко.

Внесудебная блокировка сайтов будет проходить по алгоритму

Церковь предупредила об опасности заказа треб через интернет

«Инициатива подготовлена нами во исполнение поручений президента РФ», — заявил журналистам Володин. Дельцы, от которых надо защитить граждан, действуют под видом различных псевдокредитных организаций, предлагающих быстрые вклады под огромные проценты, пояснил глава нижней палаты. Они выманивают у людей деньги, а потом также стремительно исчезают.

— По сути, они ничем не отличаются от печально известных финансовых пирамид 90-х, просто их деятельность переместилась в интернет, — сравнил Вячеслав Володин. — Люди потом вынуждены судиться годами, однако вернуть средства чаще всего не представляется возможным.

В связи с этим у органов власти должен быть эффективный механизм оперативно пресекать деятельность таких интернет-ресурсов, резюмировал парламентарий.

Согласно пояснительной записке, Центробанк сможет вносить сайты мошенников в специальный реестр.

Затем провайдеру хостинга дадут сутки на то, чтобы уведомить владельца сайта о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы. В случае неподчинения сайт подлежит блокировке.

Решение о внесудебной блокировке будет принимать председатель Центробанка, а исполнять — Роскомнадзор

Глава думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков сообщил, что предлагается ввести два механизма борьбы с такого рода сайтами. Более оперативный — внесудебная блокировка. Решение о ней будет принимать председатель Центробанка, а исполнителем станет Роскомнадзор.

Таким образом, можно будет оперативно «перекрыть кислород» сайтам «черных» кредиторов. Таких нелегальных организаций в рунете около 7 тысяч. Внесудебный порядок блокировки коснется также финансовых пирамид и так называемых фишинговых сайтов или сайтов-двойников.

В данных случаях мошенники копируют у порядочного банка сайт и вводят в заблуждение граждан и организации, уводя у них деньги.

Внесудебная блокировка сайтов будет проходить по алгоритму

Граждане смогут в удаленном режиме фиксировать интернет-оскорбления

Судебный порядок блокировки понадобится для хакерских сайтов, где содержатся программы, позволяющие получить доступ к  платежным системам, устройствам клиентов и т.п. Более подробное разбирательство необходимо, так как потребуется предоставить доказательства. В суд также будет обращаться ЦБ.

У всех на слуху скандально известная компания «Кэшбери», построившая крупнейшую финансовую пирамиду, от которой пострадали тысячи людей, привел «РГ» пример член комитета по контролю и регламенту Виктор Карамышев. При этом ЦБ ничего не может сделать с этой компанией, кроме как обратиться в правоохранительные органы, отметил депутат.

«Безусловно, возможность Центробанка блокировать сайты, рекламирующие финансовых мошенников и киберпреступников, должна исправить ситуацию в лучшую сторону», — уверен он. Однако важно, уверен он, не перегнуть палку и тщательно проверять каждый случай мошенничества, чтобы под горячую руку не попали добросовестные участники финансового рынка.

Кстати

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который позволяет ЦБ РФ выдавать Генпрокуратуре информацию, полученную у зарубежных регуляторов в сфере банковского и финансового рынка при проверках закона о запрете российским чиновникам иметь заграничные счета. Документ внесен был президентом РФ в октябре 2018 года и описывает схему взаимодействия ЦБ, Генпрокуратуры, иностранных регуляторов в сфере банковского надзора. Порядок и условия взаимодействия Генпрокуратуры и ЦБ предлагается определять соглашением.

Как заблокировать сайт с вредоносным контентом?

    В РФ контролем за распространяемой в сети Интернет информацией занимается Роскомнадзор. Это ведомство следит за соблюдением правил её размещения и защиты, установленных Законом 149-ФЗ.

В его полномочиях ограничить доступ к контенту, который не соответствует требованиям законодательства. Основанием для блокировки сайта может быть заявление правообладателя какого — либо произведения, обращение гражданина или прокуратуры, решение правоохранительных органов.

В первую очередь, отслеживание запрещённой информации необходимо для того, чтобы оградить детей и подростков.

Внесудебная блокировка сайтов будет проходить по алгоритмуКак заблокировать сайт

Куда ещё можно обращаться для блокировки сайта

В некоторых случаях для ограничения доступа к противоправной информации обращаться нужно не только в Роскомнадзор, но и другие ведомства.

Основания для блокировки сайта

Каждый гражданин, обнаруживший в сети запрещённые материалы, может сообщить об этом в надзорный орган. Для этого используют форму обратной связи, размещённую на официальном сайте по ссылке: //eais.rkn.gov.ru/feedback/.

Внесудебная блокировка сайтов будет проходить по алгоритму

Чтобы действовать в рамках закона, необходимо знать основания для блокировки сайтов, установленные Законом 149-ФЗ и Приказом Роскомнадзора № 84 от 18.05.2017 года.

Эти документы определяют критерии, по которым информацию можно отнести к запрещённой.

Если обнаруженный контент соответствует хотя бы одному их них, следует сразу обращаться в надзорный орган для ограничения доступа к этой информации.

Детская порнография

К таким материалам относятся любые изображения детей, совершающих сексуальные действия, сведения об их производстве, распространении или продаже. Также запрещено привлечение несовершеннолетних к участию или просмотру зрелищных мероприятий порнографической направленности, возбуждение сексуальных чувств к несовершеннолетним или оправдание сексуального поведения по отношению к ним.

Сведения о наркотических и психотропных препаратах

Это информация о способах изготовления и использования запрещённых веществ и их аналогов. Кроме того, запрещёнными считаются следующие сведения:

  • описание условий и особенностей разведения растений, которые содержат наркотические вещества;
  • рекомендации по повышению урожайности и культивации новых сортов;
  • сообщение о местах их произрастания в природе и описание маршрутов проезда туда;
  • информация о вариантах покупки, цене и способах получения запрещённых веществ;
  • советы о способах ухода от административной и уголовной ответственности за связанные с наркотиками преступления.

Также не допускается формировать положительный образ лиц, которые занимаются разработкой и изготовлением подобных препаратов.

Информация о суициде

Сюда можно отнести призывы к совершению самоубийства, описание способов, их демонстрация популяризация действий, а также:

  • приказ или совет совершить суицид;
  • предложение самоубийства как способа решения проблемы;
  • одобрение подобных действий других лиц;
  • высмеивание или осуждение неудачных попыток;
  • тесты или опросы о выборе способов суицида;
  • сведения об условиях для его совершения, выборе места и времени;
  • объявления о знакомствах с целью самоубийства группой или в присутствии других лиц.

Кроме того, недопустимо представлять суицид как приемлемое и закономерное явление для современного общества.

Важно! Наличие подобной информации в материалах или произведениях, которые имеют художественную или культурную ценность для общества, не являются основанием для ограничения к ним доступа.

Организация лотерей, азартных игр и финансовых пирамид

Подобная деятельность регламентируется Законами 138-ФЗ и 244-ФЗ, согласно которым нужно получить разрешение на её проведение. Поэтому запрещена к размещению в сети информация следующего содержания:

  • предложение принять участие в азартной игре или лотерее;
  • демонстрация процесса и последовательности действий;
  • описание условий и правил проведения, возможных результатах выигрыша, способах получения средств;
  • возможность загрузки программ, позволяющих принять участие в азартной игре или лотерее.
  • предложения получения сверхприбылей за короткое время без всякой реальной деятельности.

Нарушение авторских прав

Поскольку многие музыкальные и видео произведения размещаются исключительно в Интернете, их создатели могут защититься от незаконного распространения своего контента.

Для блокировки ресурса, который нарушил авторское право, сначала следует обратиться в суд.

После того, как требование удовлетворено, и решение вступило в силу, владелец контента подает заявление в Роскомнадзор по установленной форме с требованием об ограничении доступа к данной информации.

Надзорный орган должен отправить извещение о нарушении авторских прав провайдеру, который передаёт его владельцу домена вместе с требованием прекратить использовать данное произведение.

Если распространитель контента не выполнит его в течение 1 рабочего дня, провайдер обязан ограничить доступ самостоятельно.

В случае неисполнения провайдером своей обязанности, надзорный орган блокирует сайт полностью.

Информация порнографического характера

Если подобный контент размещён в средствах массовой информации, сообщить о нём можно на сайте Роскомнадзора, с указанием конкретного адреса страницы в Интернете. Чтобы проверить является ли данный ресурс официальным средством массовой информации, нужно обратиться к перечню на сайте надзорного органа по адресу: rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/.

Если сайт, на котором размещены материалы, не является СМИ, то ограничить доступ к нему должны правоохранительные органы. В соответствии со ст.

242 УК РФ за рекламирование, распространение и демонстрацию порнографических материалов предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.

  При обнаружении подобной информации в сети Интернет можно направить обращение на сайт МВД: //www.mvd.ru

Вовлечение в экстремистскую деятельность

Согласно Закону 114-ФЗ под экстремизмом понимают возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти, оправдание терроризма, демонстрацию и пропаганду нацистской символики. За подобные действия ст. 280-282 УК предусмотрена уголовная ответственность.

При этом следует иметь в виду, что преступление должно быть совершенно с прямым умыслом. Для того чтобы определить его наличие, учитывают форму и содержание информации, частоту и продолжительность её размещения, характер и степень общественной опасности.

Не является преступлением обсуждение межнациональных, расовых или религиозных отношений в научных или политических дискуссиях, или текстах.

Если материалы экстремистского характера опубликованы на сайтах, которые зарегистрированы как СМИ, то ограничением доступа к такому ресурсу занимается Роскомнадзор. Направить обращение можно по ссылке: //eais.rkn.gov.

ru/feedback/. Контроль за распространением противоправной информации на прочих интернет площадках находится в компетенции правоохранительных органов, в данном случае обращаться следует в ФСБ по адресу: //www.fsb.ru.

Клевета в СМИ

Если гражданин обнаружил в сети Интернет недостоверную информацию, которая порочит его достоинство или репутацию, то прежде, чем требовать блокировки данного ресурса, ему следует обратиться в суд. Согласно ст.

152 ГК он вправе требовать опровержения данных сведений. Ст. 5.61 КоАП для виновных лиц предусмотрена административная ответственность за выраженное в неприличной форме оскорбление. За распространение заведомо недостоверных сведений о ком-либо, т.е.

клевету, наступает уголовная ответственность на основании ст. 128.1 УК РФ.

Для того чтобы требовать опровержения или ограничения доступа к этой информации, необходимо получить решение суда о признании её клеветой.

Его передают для исполнения судебному приставу, который выносит постановление о блокировке интернет ресурса. Именно оно является основанием для ограничения доступа в соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 15.1 Закона 149-ФЗ.

С этим постановлением гражданин может обратиться в Роскомнадзор лично, либо оставить его для исполнения судебному приставу.

Читайте также:  Образец содержащего оферту письма

Разглашение личных данных

Согласно п. 3 ст.

137 УК распространение в СМИ информации о несовершеннолетнем, который является пострадавшим по уголовному делу, или описание полученных им физических и нравственных страданий, причинивших вред здоровью, является основанием для привлечения виновных к уголовной ответственности. Обращаться в этом случае следует в правоохранительные органы через официальный сайт //www.mvd.ru

Продажа алкоголя через Интернет

Правила реализации товаров дистанционным способом регламентируются Постановлением № 612. В соответствии с ними не допускается продажа алкогольной продукции через интернет-магазины. За распространение этой информации предусмотрена административная ответственность по ч. 8 cт. 13.

15 КоАП. Чтобы сообщить о нарушении, обращаться следует в Роспотребнадзор через официальный сайт //rospotrebnadzor.ru. Также эта информация является основанием для ограничения доступа к ней на основании пп. «е» п. 5 ст. 15.1 Закона 149-ФЗ. Обращение можно отправить по ссылке: //eais.rkn.gov.

ru.

Безопасность детей в Интернете

Поскольку для родителей и общества важно защитить несовершеннолетних от негативной информации в сети, полезно будет знать, какие существуют угрозы и как их избежать.

Для этого необходимо объяснить детям правила поведения в Интернете.

Кроме материалов, которые содержат агрессию, насилие, порнографию, пропаганду суицида, призывы к экстремизму к сетевым угрозам относится следующий контент:

  1. Преследование или буллинг. Это отправка сообщений в соцсетях, которые содержат оскорбления и угрозы, бойкотирование при помощи различных интернет сервисов.
  2. Мошенничество. В этом случае ребенка просят сообщить свой адрес и телефон, пароль в соцсети, и другую личную информацию.
  3. Груминг. Это установление дружеских отношений с ребёнком, целью которых является вступление в сексуальный контакт.
  4. Игровая и интернет зависимость. Проявляется она в виде беспокойства, раздражительности, нежелания общаться с друзьями в реальности. Из физических симптомов у ребёнка появляются частые головные боли, бессонница, потеря аппетита и т.д.
  5. Вредоносные программы, которые могут причинить вред хранящимся в компьютере данным.

Пожаловаться на сайт, который зарегистрирован как официальное СМИ, можно только в том случае, если размещенная информация не имеет знака возрастной категории. Для ресурсов, не являющихся СМИ, всё гораздо сложнее.

Прежде чем обратиться в Роскомнадзор с требованием об ограничении доступа к противоправному контенту, необходимо сначала получить заключение эксперта в соответствии с п.

73 Административного регламента по защите детей от информации, причиняющей вред развитию и здоровью.

Заключение должно подтверждать, что контент действительно нарушает законодательство. Именно на основании этих выводов Роскомнадзор может ограничить доступ к данному сетевому ресурсу.

Если такого заключения нет, ограничивать доступ к сайтам или страницам в соцсетях придётся собственными силами при помощи специальных возможностей браузера или антивирусной программы, блокировок IP-адресов или других технических возможностей.

В помощь родителям для безопасного использования Интернета их детьми существует большое количество специальных сервисов, например, таких как «Лига безопасного интернета».

  На них размещена информация о методах защиты от нежелательного контента, способах контроля за используемой детьми информацией, рекомендации по предотвращению угроз.

Таким образом, заблокировать сайт, распространяющий запрещённую информацию, не сложно. Но при этом необходимо учитывать критерии, которые являются основанием для ограничения доступа к незаконному контенту.

Блокировка интернет-сайта: кто виноват и что делать?

С 2012 года в России на законодательном уровне появилась возможность блокировки интернет-ресурсов, содержащих запрещенный на российской территории контент.

Законодатели разработали закон, написали правила блокировки, и даже создали реестр запрещенных сайтов. В общем, взялись за дело со всей серьезностью.

Как результат: по данным проекта РосКомСвобода, за все время работы реестра в него были внесены более 10,5 млн IP-адресов и более 600 тыс. сайтов. Впрочем, оценки разнятся.

Кто и за что может ограничить доступ к интернет-ресурсу? Какие нужны основания для блокировки сайта? И что делать, чтобы исключить IP-адрес из реестра запрещенных площадок? Мы в Правовед.RU изучили действующее законодательство, разобрались в проблемах правового регулирования, посмотрели примеры из судебной и административной практики, и готовы рассказать обо всем этом читателям журнала.

Блокируют и без суда

Вы ошибаетесь, если думаете, что заблокировать сайт можно только по решению суда.

Действующее ныне законодательство предусматривает целый ряд государственных органов, обладающих полномочиями для административной, досудебной блокировки сайтов. Согласно п. 5 Правил, утв.

Постановлением Правительства № 1101 от 26.10.2012, заблокировать сайт и внести их в Единый реестр запрещенных сайтов можно:

  • по вступившему в силу решению суда о признании информации запрещенной для распространения;
  • по постановлению судебного пристава об ограничении доступа к информации, порочащей честь и достоинство;
  • по решению уполномоченных Правительством органов исполнительной власти, в числе которых:
    • МВД;
    • Роспотребнадзор;
    • Роскомнадзор;
    • ФНС;
    • Росалкогольрегулирование;
    • Росмолодежь.

К числу ответственных за блокировку также логично отнести и прокуратуру.

Но она самостоятельными полномочиями для внесения сайтов в реестр не обладает, а лишь проводит мониторинг для выявления ресурсов, распространяющих информацию, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность. Ее распространение в РФ запрещено (п. 6 ст.

10 ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»), и на этом основания прокуратура подает в суд административный иск. Конкретное решение о блокировке сайта принимает все же суд.

За что можно получить «блок»?

Законодатель постарался исключить откровенный беспредел и тотальную интернет-цензуру, определив конкретный перечень видов контента, за которые сайт может получить «черную метку».

При этом за каждый конкретный вид контента отвечает профильный орган. Не сможет, скажем, ФССП заблокировать сайт, распространяющий алкогольные напитки – это в компетенции лишь Росалкогольрегулирования.

Что касается причин блокировки сайтов, в их числе распространение контента (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149):

направленного на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также информации, за которую предусмотрена административная или уголовная ответственность (например, информация о продаже документов государственного образца);

  • созданного иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, без указания на то, что информация распространяется таким лицом (суд);
  • о способах и методах создания наркотиков, местах их приобретения, культивирования наркосодержащих растений (МВД, Роскомнадзор);
  • о способах совершения самоубийства и с призывами к самоубийству (Роспотребнадзор);
  • с порнографическими изображениями несовершеннолетних (Роскомнадзор);
  • с информацией о несовершеннолетнем, пострадавшем от противоправных действий (Роскомнадзор, Росмолодежь);
  • о проведении азартных игр, лотерей в интернете (ФНС);
  • о дистанционной розничной продаже алкогольных напитков, распространение которых ограничено или запрещено (Росалкогольрегулирования);
  • направленного на склонение несовершеннолетних к противоправным действиям, угрожающим их жизни или здоровью (Росмолодежь);
  • порочащего честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или организации (ФССП).

Порядок блокировки

Внесудебная блокировка сайтов будет проходить по алгоритму

Порядок блокировки сайтов органами исполнительной власти включает несколько обязательных этапов:

  1. Подача заявки. Роскомнадзор, как оператор реестра запрещенных сайтов, принимает от граждан обращения о ресурсах, содержащих запрещенную информацию. Сообщить о таких сайтах можно здесь (п. 7 Правил).
  2. Направление заявки в уполномоченный орган. Роскомнадзор проверяет сообщение на предмет спама и в течение суток направляет его в орган, ответственный за запрет информации того или иного характера.
  3. Рассмотрение заявки уполномоченным органом. В течение суток ответственный орган должен отреагировать и признать информацию запрещенной или отказать в признании. При необходимости проведения экспертизы срок рассмотрения продлевается до 7 суток. В этот же срок ответственный орган передает информацию о принятом решении обратно в Роскомнадзор (п. 8 Правил).
  4. Внесение записи в реестр. В течение суток после получения решения, оператор делает реестровую запись. Одновременно с этим направляет оператору хостинга сайта и владельцу ресурса уведомление о включении конкретного сайта в реестр (п. 9 Правил).
  5. Проверка. По истечении суток с момента направления уведомления, сотрудник Роскомнадзора проверяет, приняты ли меры для удаления запрещенной информации с сайта. Если информация удалена, Роскомнадзор удаляет веб-страницу из реестра, если нет – информация об этом передается оператору связи, который обязан в течение суток ограничить доступ к сайту (п. 12 Правил).

Судебная блокировка сайтов происходит в немного ином порядке: на основании административного искового заявления, поданного прокуратурой или физическими лицами. Получив положительное решение, заявители также направляют его в Роскомнадзор, который вносит запись в реестр, уведомляет владельца, а затем блокирует ресурс в случае неудаления запрещенной информации.

Право владельцев присутствовать на суде

В случаях принятия решения о признании информации запрещенной через органы исполнительной власти, все однозначно: решения принимаются в наиболее короткие сроки, владельцы на этапе принятия решений не привлекаются.

Аналогичный подход практикуется и при судебных блокировках: прокурор подает заявление о признании информации запрещенной к распространению – это установление юридически значимого факта, в связи с чем в процесс не привлекаются ответчики – владельцы интернет-ресурсов, на которых эта информация размещена.

Но впоследствии это может стать основанием для пересмотра дела.

Во всяком случае, к таким выводам пришел Верховный суд, обосновав свое решение тем, что признание информации запрещенной существенно затрагивает права и интересы авторов текстов и владельцев интернет-сайтов (определение ВС РФ № 78-КГ17-101 от 20.04.2018).

Данное постановление суда нормативной силы не имеет, потому не может стать обязательным для нижестоящих судов. Но показательным примером и дополнительным инструментом при обжаловании судебной блокировки все же является.

Как разблокировать сайт?

Есть два пути снятия блокировки сайта и исключения его из реестра.

Первый – быстрый, через устранение выявленных нарушений. Все, что нужно владельцу – это удалить или отмодерировать контент, признанный судом или ответственным органом запрещенным.

Затем – направить обращение в Роскомнадзор в свободной форме на электронный адрес zapret-info@rkn.gov.ru. Не позднее, чем в течение 3 дней с момента получения такого обращения Роскомнадзор обязан проверить его и исключить сайт из реестра (ч. 11 ст.

15.1 ФЗ № 149). На этом основании оператор связи снимает блокировку.

Второй – медленный, через обжалование решения о включении сайта в реестр. Сделать это можно в течение 3 месяцев с момента блокировки и только в судебном порядке (ч. 6 ст. 15.1 ФЗ № 149). Этот способ подойдет для случаев, когда информация на сайте была признана запрещенной явно неправомерно. Владельцу сайта нужно:

  1. Получить копию решения ответственного органа, изучить его на предмет правомерности.
  2. Подготовить и подать в суд административный иск с требованием признать действия ответственного органа незаконными.
  3. Получить решение суда, направить его в Роскомнадзор с требованием исключить сайт из реестра.
Читайте также:  Обзор судебной практики верховного суда рф по вопросам страхования при выдаче потребительского кредита

Правда, учитывая существующую практику, шансы на положительный исход судебного обжалования ничтожны. Нам не удалось найти ни одного положительного решения, в котором бы суд признал незаконность действий госорганов и отменил блокировку.

Единственное положительное решение – определение ВС, которым дело отправили на пересмотр.

В связи с этим, единственный эффективный способ – это удалить признанный запрещенным контент и в дальнейшем тщательно фильтровать публикуемую информацию.

Госдума вводит внесудебную блокировку сайтов нежелательных в РФ организаций

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла во втором, основном чтении законопроект, который позволяет блокировать во внесудебном порядке сайты организаций, признанных нежелательными в РФ.

Эту инициативу внесли в конце сентября единоросс Юрий Швыткин, представитель «Справедливой России» Олег Николаев и коммунист Александр Ющенко.

Именно в этот текст были внесены резонансные поправки о возможности признания иностранными агентами зарубежных СМИ, получающих иностранное финансирование.

Что будет блокироваться

Изменения вносятся в статью закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», устанавливающую возможность незамедлительной блокировки информационного ресурса Роскомнадзором по требованию Генпрокуратуры РФ.

В частности, статья дополняется случаями обнаружения в интернете материалов, «изданных и (или) распространяемых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ».

В настоящее время нежелательной на территории РФ признана деятельность 11 иностранных и международных НКО, напоминают авторы инициативы. При этом, по их данным, ни один из сайтов, используемых данными организациями, не заблокирован.

«Вместе с тем подобные ресурсы используются для подготовки и распространения материалов, направленных на дискредитацию внутренней и внешней политики России, для формирования негативного общественного мнения и дестабилизации обстановки в стране», — указывают разработчики. Они полагают, что такая ситуация обусловлена «сложностями существующей процедуры блокировки интернет-ресурсов, используемых иностранными и международными неправительственными организациями, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ».

Во втором чтении законопроекта была внесена еще одна содержательная корректировка.

В частности, депутаты прописали, что владелец новостного агрегатора в интернете не несет ответственность за распространение им новостной информации, «если такая информация является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, размещенных на официальном сайте государственного органа в интернете».

Действующая процедура блокировки

В настоящее время правоохранительные органы изучают сайт, возможно, подлежащий блокировке, и готовят документ, «в котором отражаются сведения о сайте, характер размещенной на нем информации, а также указывается на установление фактов свободного доступа неограниченного круга лиц к сайтам нежелательных организаций».

Подготовленные материалы направляются в Генпрокуратуру, которая обращается с заявлением в суд для принятия решения о признании информации запрещенной для распространения в РФ.

После принятия судом положительного решения Роскомнадзор на основании полученных материалов обязывает российских интернет-провайдеров ограничить доступ к конкретным сайтам.

«При этом, учитывая возможность владельцев сайтов обжаловать указанное судебное решение в течение трех месяцев со дня его вынесения, реализация запрета на распространение организациями информации и блокировка используемых ими интернет-ресурсов могут затянуться на срок до одного года», — констатируют парламентарии.

Досудебная блокировка сайтов по закону | Суворов Групп

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

Нарушение требований законодательства влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Досудебная блокировка сайта

Досудебная блокировка сайта закреплена в Федеральном законе №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в статье 15.3. Иные способы блокировки возможны только по суду.

Причины блокировки

  1. За призывы к массовым беспорядкам
  2. За призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
  3. За призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

  4. Размещение информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации.
  5. Реклама или информирование о деятельности признанной нежелательной на территории РФ.

Закон не обязывает Интернет-провайдера блокировать конкретную проблемную страницу, а может ограничить доступ по IP-адресу ко всему ресурсу.

Сколько времени нужно на блокировку сайта

  • В законе говорится о незамедлительности, но по практике для сайтов размещенных у российских провайдеров время составляет от 2 до 6 часов с момента получения ими требования от органов государственной власти.
  • Для западных хостингов время исполнения не менее 24 часов (обращение идет на 2 языках), так как не со всеми странами подписаны соглашения по урегулированию подобных вопросов.

На какое время могут заблокировать сайт

До момента устранения выявленных нарушений,а именно направления уведомления в орган государственной власти и получения провайдером запроса об отменен требования блокировки.

Как быстро снять блокировку

  • После блокировки в течение 24 часов (суток), владельцу направляется требование хостинга о удалении информации, также владелец может сделать это раньше и самостоятельно через панель хостинга.
  • После удаления информации с сайта требуемого, владелец направляет в госорганы уведомление об исполнении требования, и только после проверки, госорган незамедлительно уведомляет провайдера о снятии ограничений.
  • Закон позволяет всю переписку можно вести электронно.

Кто еще может пострадать

При этом в «черные списки» регулярно попадают сайты, которые не несут никакой противоправной информации, но оказываются заблокированными только потому, что находятся на тех же IP-адресах, что и сайты с незаконным контентом.

Стоимость наших услуг

О сроках, гарантиях и стоимости смотреть тут.

Как проверить кем заблокирован

Прежде чем думать, как восстановить для пользователей доступ к вашему ресурсу, убедитесь, что ваш сайт/страница/сервис действительно не работает по требованию одного из государственных органов, которым даны полномочия по блокировке. Важно убедиться, что это не проблема “ошибки 404”, настройки браузера, интернет-провайдера или самого хостинга. Попробуйте зайти на сайт с другого устройства, либо использовать для входа на сайт другого оператора связи.

О блокировке сайта интернет-провайдером может свидетельствовать специальная заглушка-предупреждение.

Мы также рекомендуем сделать трассировку сайта в командной строке, которая Вам даст точное понимание места обрыва цепи соединения:

  1. для Windows — tracert домен_вашего_сайта
  2. для Linux и MacOsX — traceroute домен_вашего_сайта

Если смена устройства или оператора не принесла результата, то стоит зайти на свой сайт с нероссийских IP-адресов с помощью любых программных решений, позволяющих получать доступ в глобальную сеть путем подмены IP-адресов.

Если сайт все же открывается с помощью указанных технических средств, то это может означать, что вашим хостинг-провайдером было принято решение об ограничении доступа к сайту.

Причины досудебной от судебной по сути

Обобщая имеющиеся на сегодняшний день основания для блокировки сайтов, можно отметить, что такие ограничения доступа могут быть направлены как на защиту

  1. общественных интересов (например, для целей пресечения экстремизма);
  2. так и на защиту частных интересов конкретного лица (например, для защиты его персональных данных или интеллектуальной собственности).

Порядок досудебной блокировки сайта

  • Данный порядок установлен статьей 15.3 ФЗ №249 «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона»
  • В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
  • 2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, незамедлительно:
  1. направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация.
    1. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такую информацию;
  2. определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация;
  3. направляет провайдеру хостинга или иному указанному лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
  4. фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.

После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация.

Читайте также:  Если исчисление срока лишения права управления тс прервано…

В течение суток с момента получения уведомления органа власти, провайдер хостинга или иное указанное лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса (сайта) и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

В случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.

После получения уведомления, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».

После получения уведомления, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».

Общий порядок блокировки

Установлен статьей 15.6.ФЗ №149

В случае установления факта неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 ФЗ 149, в его адрес (адрес его филиала или представительства) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее чем пятнадцать дней.

В случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных указанной выше статьей, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда.

В течение суток с момента поступления по системе взаимодействия в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, вступившего в законную силу соответствующего решения  суда указанный орган:

  1. направляет операторам связи по системе взаимодействия требование о принятии мер по постоянному ограничению доступа к сайту в сети «Интернет», на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»;
  2. направляет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, операторам поисковых систем, распространяющим в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, в электронном виде требование о прекращении выдачи сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети «Интернет», на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В течение суток с момента получения указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи требования оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к соответствующему сайту в сети «Интернет». Снятие ограничения доступа к такому сайту в сети «Интернет» не допускается.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 156-ФЗ)

В течение суток с момента получения указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи требования оператор поисковой системы, распространяющий в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, обязан прекратить выдачу сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети «Интернет», доступ к которым ограничен на основании соответствующего решения Московского городского суда.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 156-ФЗ)

Сведения о сайтах в сети «Интернет», доступ к которым ограничен на основании решения Московского городского суда, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Правительство поддержало блокировку ЦБ сайтов финансовых пирамид до суда :: Финансы :: РБК

Кроме того, законопроект может увеличить нагрузку на Роскомнадзор, что, в свою очередь, потребует выделения дополнительных денег из бюджета, говорится в отзыве правительства.

Но, по словам Аксакова, процесс блокировки сайтов не потребует дополнительных затрат. «Технология блокировки отработана по другим направлениям.

Работа по выявлению сайтов требует нагрузки на ЦБ, но не на Роскомнадзор».

Какие сайты сможет блокировать ЦБ?

В законопроекте предлагается наделить Центробанк правом блокировать сайты, которые:

  • вводят пользователей в заблуждение из-за сходства доменных имен, оформления или содержания с настоящими финансовыми организациями;
  • связаны с предложением финансовых услуг компаниями, не имеющими лицензий;
  • связаны с финансовыми пирамидами.

Центробанк сможет блокировать такие сайты до суда, они будут вноситься в Единый реестр запрещенных интернет-ресурсов Роскомнадзора. Раньше регулятору для блокировки сайтов приходилось обращаться в Генпрокуратуру, которая затем добивалась блокировки в суде.

Так, ЦБ объявил «Кэшбери» финансовой пирамидой и потребовал заблокировать сайты компании в конце сентября, а добиться их блокировки в суде Генпрокуратура смогла только 12 ноября. Роскомнадзор, который должен был исполнить решение суда, заблокировал сайты «Кэшбери» к концу года.

К тому моменту компания уже перестала работать под таким названием.

Порядок внесения Центробанком ресурсов в реестр запрещенных будет стандартным, он уже прописан в законе, пояснил РБК представитель Роскомнадзора. По его словам, после принятия законопроекта появится еще одна категория запрещенной информации, которая блокируется во внесудебном порядке.

В Банке России РБК заявили, что реализация данного законопроекта позволит существенно ускорить процедуру прекращения деятельности мошенников в интернете. «Если говорить о выигрыше по времени, то это может быть как раз тот срок, который сейчас уходит на направление документов в ведомства для последующей блокировки», — сказали в пресс-службе регулятора.

Законопроект предлагает блокировать сайты в сжатые сроки, отмечает партнер компании «НАФКО» Ирина Мостовая. «Оперативность блокировки оправданна, проблема заключается в том, что далеко не всегда ограничение доступа технически возможно в такие сроки», — говорит она.

При этом документ не содержит алгоритма мгновенного действия по восстановлению ресурса, замечает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Эта история будет похожа на действия пристава по ограничению выезда граждан за пределы России.

Пристав ограничение делает мгновенно, а его снятие со всеми бюрократическими проволочками становится квестом», — предполагает он.​

Какие ведомства уже могут вносить сайты в реестр?

В реестр запрещенных могут быть внесены домены, IP-адреса и URL (ссылки на конкретные страницы). По данным «Роскомсвободы», сейчас в перечне около 140 тыс. записей. Заблокировать ресурс без решения суда можно на основании запроса от Роскомнадзора, Генпрокуратуры, МВД, Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы и Росалкогольрегулирования.

Отдельно в законопроекте прописаны действия ЦБ, в случае если в интернете будет размещена информация, которая будет угрожать безопасности финансовых организаций, например позволит получить доступ к их информационным системам.

Регулятор сможет подавать заявление в Мосгорсуд о защите прав неопределенного круга лиц в связи с размещением в интернете такой информации и одновременно об обеспечительных мерах в отношении таких сайтов.

Затем ЦБ будет обращаться в Роскомнадзор с просьбой о блокировке.

В отзыве правительства отмечается, что наделение Центробанка правом обращаться в суд следует прописать не в законе «Об информации», а в законодательстве, определяющем правовой статус Банка России, говорится в документе.

Статус ЦБ описан в законах «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности».

Внесение изменений в закон, определяющий правовой статус Банка России, не повлияет на скорость принятия законопроекта, говорит Анатолий Аксаков.

Авторы: Полина Звездина, Павел Казарновский

При участии: Анна Балашова

Мэр одобрило внесудебную блокировку сайтов с оправданием экстремизма — новости право.ру

Подпишись на telegram-канал Право.ru.Узнавай первым о главном! Минэкономразвития поддержало идею во внесудебном порядке блокировать сайты, которые оправдывают терроризм и экстремизм.

Как пишет РБК, соответствующий законопроект получил положительную оценку регулирующего воздействия. Документ позволяет ограничивать доступ  к страницам в интернете, содержащим «обоснование и оправдание осуществления экстремистской и (или) террористической деятельности». Решение о блокировке будет принимать Роскомнадзор.

Поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» разработаны Минкомсвязи. Ведомство утверждает, что действующий механизм блокировки только по решению суда не позволяет «своевременно ограничить доступ к противоправной информации».

Законодательство Сайты с оправданием экстремизма будут блокировать без суда

Проект критикуют правозащитники, эксперты и участники телекоммуникационного рынка.

В частности, указывается на то, что в законодательстве нет ни статьи за оправдание экстремизма, ни самого определения подобного деяния.

Таким образом, включение «обоснования и оправдания» в закон об информации «на практике означает некоторое облегчение доказывания», что тот или иной материал подлежит блокировке.

Экспертный совет при правительстве предупреждал, что поправки потенциально антиконституционные, поскольку противоречат праву любого лица на защиту, в том числе на оправдательные высказывания в свою пользу.

Под ударом окажутся некоторые публикации по криминологии, социологии и психологии или даже «известные работы Маркса, Ленина и их соратников». В результате число ресурсов, подлежащих блокировке, вырастет до 19 млн.

, что снизит качество доступа в Рунет.

Кроме того, характеризовать какие-либо действия как террористические или экстремистские может только суд по факту их свершения. «И чьи-то мнения, напрямую с этим фактом не связанные, до вынесения такого судебного решения не должны квалифицироваться как их обоснование или оправдание», – говорилось в отзыве правительственных экспертов.

Подробнее с проектом Федерального закона «О внесении изменений в ст. 15.3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно ознакомиться здесь.

Подпишись на telegram-канал Право.ru.Узнавай первым о главном!

© ООО «Правовые новости». 2008-2020. Телефон редакции: (495) 645 37 60

18+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *