Стратегия развития национальной платежной системы россии

Банк России утвердил Стратегию развития национальной платежной системы (НПС), в которой определены основные направления и принципы развития электронных платежных услуг — применение инновационных технологий, расширение географии и сферы применения платежных карт, расширение инфраструктуры.

Регулятор занимает активную позицию в этих вопросах, и это очень весомый фактор и стимул совершенствования НПС. Важнейшее направление ее развития — это переход к процедурам обработки платежей в реальном времени.

Кроме высокой скорости транзакций, многие участники стремятся получить и более полную информацию о платеже, что позволяет облегчить внутренний учет за счет автоматизированного согласования входящих платежей по мере их поступления и ранее выставленных счетов.

Значительное внимание в стратегии уделяется гармонизации российских и международных стандартов. Система национальных платежей будет работать с учетом открытых стандартов, примерами которых являются ISO 20022, ISO 8583.

А повышение эффективности розничных платежных систем обеспечит создание ЕКРИ (единой клиринговой расчетной инфраструктуры) федерального уровня, которой пока нет в нашей стране. Стратегия затрагивает и правовые основы регулирования платежных услуг.

Необходимо структурировать рынок небанковских платежных агентов, уточнить правовой статус субъектов оказания услуг по приему платежей, нормативно определить обязанности субъектов оказания платежных услуг в отношении предоставления ими пользователям информации, которая должна быть понятной и способствовать формированию осознанного выбора услуг.

Конечно, работать надо и в области психологии потребителей. Ряд предложений участников НП «НПС» касались повышения доверия населения к безналичным платежам.

Стратегия предусматривает комплекс мер, направленных на повышение безопасности использования электронных средств платежа, включая формирование национальной системы безопасности платежного пространства и системы контроля и оповещения о фактах хищения денежных средств в системах дистанционного банковского обслуживания. По оценкам наших экспертов, из 500 тысяч платежных терминалов только половина зарегистрирована в ФНС, фактически этот сегмент финансового рынка работает без надзора (он сводится к возбуждению уголовных дел против наиболее недобросовестных игроков). Хотя меры контроля рынка формально существуют: специальный закон был принят еще в 2009 году, и правительство должно было определить уполномоченный надзорный орган, однако он так и не появился.

НП «НПС» последовательно выступает за формирование действенной системы надзора за платежными агентами ввиду общего низкого уровня контроля их деятельности и низкой эффективностью предусмотренных законом N 103-ФЗ механизмов.

Чтобы снять инфраструктурную напряженность, участники НПС рассматривают возможность предоставления широких функций банковским платежным агентам, выступающим от имени кредитной организации и полностью контролируемых с точки зрения направления финансовых потоков.

Необходимо активнее стимулировать развитие системы банковских платежных агентов, в том числе путем расширения перечня осуществляемых ими операций, стандартизации услуг и тарифов.

В рамках создания финансового мегарегулятора НП «НПС» выступил с инициативой постепенного включения банков в систему саморегулирования, чтобы при наличии возможности вырабатывать универсальные правила в виде рекомендаций, стандартов, сертификации специалистов.

Банковским профессиональным объединениям необходимо предоставить право на обжалование нормативных и ненормативных правовых актов, право представлять интересы членов СРО в судах.

При этом очевидно, что уровень развития саморегулирования в бизнес-сообществе еще далек от того, чтобы доверить ему надзорные функции в какой-либо части.

Ключевым документом в сфере защиты информации для основных участников платежной системы является стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы РФ (СТО БР ИББС).

Он покрывает потребности банков, но если говорить о новых технологиях (мобильные платежи на базе premium-sms, платежи мобильной коммерции, NFC и т.д.), то требования СТО БР ИББС к этим участникам платежных систем неприменимы, поскольку мало кто из участников таких платежей является кредитной организацией.

Для всех новых участников технологической цепочки нужны новые стандарты информационной безопасности платежей, которые еще предстоит разработать.

Сегодня действует большое количество нормативных актов Банка России, над соблюдением которых осуществляется весьма строгий надзор.

Конечно, можно задать вопрос, почему же тогда происходят хищения, почему до сих пор мы не покончили с киберпреступностью? Ответ заключается в том, что идеально защищенных систем не бывает, всегда сохраняются определенные уязвимости, которые используют преступники, и задача банков — вести непрерывную, методичную борьбу, стремясь к повышению защищенности средств клиентов. Профессиональное сообщество в лице НП «НПС» также помогает совершенствовать меры противодействия преступникам. Примером могут служить Методические рекомендации для клиентов, пострадавших от мошеннических действий в системах дистанционного банковского обслуживания, которые разработаны НП «НПС» совместно с АРБ при активнейшем участии Банка России и БСТМ МВД России.

В качестве следующего шага в деле разработки систем предупреждения и оперативного реагирования на инциденты, связанные с нарушением информационной безопасности планируется создать информационную систему сбора и предоставления участникам национальной платежной системы сведений о фактах хищения денежных средств (система «Фрод-мониторинг»). Эту инициативу поддерживают Банк России, Совет Федерации, банковское сообщество.

Самым слабым звеном на всем фронте борьбы с киберпреступлениями, к сожалению, остаются потребители. Но парадокс в том, что они сами не всегда заинтересованы в должной защите.

Часть из них даже отторгает методы защиты, если технологии кажутся слишком сложными и могут затруднить доступ к средствам. Решением могло бы стать, на наш взгляд, установление требований к минимальному уровню защиты Банком России.

А далее банки должны предлагать, а клиенты должны иметь возможность самостоятельно принимать решения о необходимости повышения этого минимального уровня.

Стратегия развития национальной платежной системы России

Стратегия развития национальной платежной системы россии

Стратегия развития национальной платежной системы России

  • Национальная платежная система (далее — НПС) играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой государственной денежно-кредитной политики.
  • С учетом анализа текущего состояния НПС и оказывающих влияние на ее развитие факторов Банк России определил следующие направления развития НПС:
  • совершенствование регулирования и правоприменения в НПС;
  • развитие платежных услуг;
  • развитие платежных систем и платежной инфраструктуры;
  • повышение консультативной и координирующей роли Банка России в НПС;
  • развитие национальной и международной интеграции.
  • Сообщается, что формирование задач в рамках каждого из указанных направлений и их реализация будут осуществляться при следовании Банком России следующим принципам:
  • позиционирование банковской системы РФ в качестве институциональной основы рынка платежных услуг;
  • соразмерность регулирования, надзора и наблюдения в НПС рискам, присущим деятельности субъектов НПС и связанным с нарушением бесперебойности функционирования платежных систем, ухудшением качества, снижением безопасности оказания платежных услуг, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
  • открытость процесса развития НПС на основе взаимодействия Банка России, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, профессиональных объединений участников рынка платежных услуг;
  • применение в НПС национальных стандартов, разработанных с учетом международных стандартов;
  • поддержка добросовестной конкуренции на рынке платежных услуг.

Развитие национальной платежной системы (НПС)

Стратегия развития национальной платежной системы (одобрена Советом директоров Банка России (Протокол N 4 от 15 марта 2013 г.)

  1. Национальная платежная система (далее — НПС) играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой государственной денежно-кредитной политики.
  2. Разработана стратегия развития НПС.

  3. Цель данной стратегии — обеспечить эффективное и надежное функционирование субъектов платежной системы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей национальной экономики в платежных услугах.
  4. Определены следующие направления развития НПС.

  5. 1) Необходимо совершенствовать регулирование и правоприменение в НПС;
  6. 2) развивать платежные услуги, системы и инфраструктуру;
  7. 3) повысить консультативную и координирующую роль Банка России в НПС;
  8. 4) развивать национальную и международную интеграцию.

  9. Платежные услуги должны стать более доступными для населения и хозяйствующих субъектов.

    В том числе применение бесконтактных платежных карт, мобильных устройств, а также технологических и иных решений, расширяющих географию оказания платежных услуг и снижающих их стоимость для населения и хозяйствующих субъектов, в частности посредством предоставления им дистанционного доступа к платежным услугам

  10. Предполагается расширить сферу применения электронных средств платежа и географию оказания платежных услуг, снизить их стоимость.

Будет сформировано единое розничное платежное пространство (ЕРПП) в России. Оно будет расширено на территории других стран — членов ЕЭП, ЕврАзЭС и СНГ. Это позволит вне зависимости от местонахождения клиентов и обслуживающих их операторов совершать переводы денежных средств в национальных валютах государств, входящих в ЕРПП.

Пресс-служба

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) Пресс-служба

107016, Москва, ул. Неглинная, 12www.cbr.ru

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что Советом директоров Банка России одобрена Стратегия развития национальной платежной системы, разработанная Банком России в соответствии со ст. 82.1 Федерального закона от 10.07.

2002 № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и определяющая направления развития национальной платежной системы.

Текст Стратегии развития национальной платежной системы размещен на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в подразделе «Платежная система Российской Федерации».

28 марта 2013 года

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Стратегия развития национальной платежной системы (одобрена Советом директоров Банка России (Протокол N 4 от 15 марта 2013 г.)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

[3]

Банк России рассказал о стратегии развития Национальной Платежной Системы

Итак, Совет Директоров Банка России обсудил и опубликовал стратегию развития НПС – явления, которое занимает умы участников рынка безналичных платежей и игроков финансового сектора рынка России в целом уже не первый год. Стратегия поместилась в 7 глав и 20 пунктов, но расставила ключевые приоритеты.

Например, Банк России берет на себя организационную и образовательную функцию, причем как по отношению к участникам НПС, так и по отношению к конечным пользователям финансовых услуг – держателям банковских карт. Но заниматься реализацией принятой стратегии Банк России планирует совместно с заинтересованными органами государственной власти и объединениями участников рынка платежных услуг.

О запланированном ходе реализации принятой стратегии и о том, какие организационные и образовательные мероприятия будут проведены Банком России, участники рынка смогут узнать из «Плана мероприятий по реализации Стратегии».

Также в Протоколе № 4 от 15 марта 2013 г. Банк России сообщает о возможности внесения им изменений в Стратегию и План мероприятий самостоятельно, по мере их реализации и возникновения новых факторов, влияющих на развитие НПС.

Разработчики стратегии уделили значительное внимание развитию механизмов регулирования и правоприменения в НПС. Банк России планирует обращаться к международному опыту, мировой методологической и нормативной базам.

В частности, планируется совершенствование правовых основ НПС с учетом национальных и международных стандартов, принципов и требований при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, разработанных ведущими международными организациями в области регулирования деятельности платежных систем.

[1]

В значительной степени стратегия развития НПС направлена на адаптацию существующей инфраструктуры безналичных оплат под потребности граждан России и популяризацию среди них безналичных платежей по банковским картам – как в оффлайне, так и в онлайне.

В документе нашли отражение позитивные факторы последних лет: увеличение количества платежей, совершаемых с помощью банковских карт; появление и развитие новых технологий; рост популярности дистанционного банкинга и оплаты товаров с помощью карт.

Последнее особенно актуально для Рунета в разрезе роста рынка электронной торговли, который продолжает прирастать на 27% в год и составляет уже до 3% ВВП России.

Читайте так же:  План проверок росприроднадзора

https://www.youtube.com/watch?v=FEfYUgz68Gw

Стратегию развития НПС и возможные последствия ее реализации прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline:

«Меры стимулирования населения к использованию банковских карт в качестве платежного инструмента при оплате товаров и услуг, погашении обязательств перед государством и банковскими структурами, безусловно, на руку развивающемуся рынку электронной коммерции. Чем больше россиян будут доверять и активно пользоваться банковскими картами для совершения оплат за товары и услуги, тем более активно будут развиваться платежные сервисы, реагируя на рост пользовательской аудитории.

Остается понять, как, когда и кем будут внедряться основные положения «Стратегии развития Национальной Платежной Системы».

Участники российского рынка безналичных платежей, в частности платежные сервис-провайдеры, уже прошедшие сертификацию на международном уровне для полноценной работы с международными платежными системами, смогут не только включиться в структуру НПС, но и поделиться наработанным за годы работы опытом на этом рынке. Главное – это скоординированные и не противоречащие друг другу действия всех участников системы: регуляторов, организаторов, координаторов, заинтересованных государственных структур, банковских организаций, НКО и платежных сервис-провайдеров. Без согласованной работы всех участников невозможно развитие платежных систем и инфраструктуры, а уж тем более – развития национальной и международной интеграции».

Банк России рассказал о стратегии развития Национальной Платежной Системы

В марте 2013 года был опубликован один из ключевых документов, регламентирующих будущее безналичных платежей в нашей стране – «Стратегия развития национальной платежной системы».

В соответствии с содержанием документа, Национальная Платежная Система (НПС) уже в ближайшем будущем будет играть ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой денежно-кредитной политики.

Содержание документа и его влияние на рынок безналичных платежей прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline.

Итак, Совет Директоров Банка России обсудил и опубликовал стратегию развития НПС – явления, которое занимает умы участников рынка безналичных платежей и игроков финансового сектора рынка России в целом уже не первый год. Стратегия поместилась в 7 глав и 20 пунктов, но расставила ключевые приоритеты.

Например, Банк России берет на себя организационную и образовательную функцию, причем как по отношению к участникам НПС, так и по отношению к конечным пользователям финансовых услуг – держателям банковских карт. Но заниматься реализацией принятой стратегии Банк России планирует совместно с заинтересованными органами государственной власти и объединениями участников рынка платежных услуг.

О запланированном ходе реализации принятой стратегии и о том, какие организационные и образовательные мероприятия будут проведены Банком России, участники рынка смогут узнать из «Плана мероприятий по реализации Стратегии».

Также в Протоколе № 4 от 15 марта 2013 г. Банк России сообщает о возможности внесения им изменений в Стратегию и План мероприятий самостоятельно, по мере их реализации и возникновения новых факторов, влияющих на развитие НПС.

Разработчики стратегии уделили значительное внимание развитию механизмов регулирования и правоприменения в НПС. Банк России планирует обращаться к международному опыту, мировой методологической и нормативной базам.

В частности, планируется совершенствование правовых основ НПС с учетом национальных и международных стандартов, принципов и требований при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, разработанных ведущими международными организациями в области регулирования деятельности платежных систем.

В значительной степени стратегия развития НПС направлена на адаптацию существующей инфраструктуры безналичных оплат под потребности граждан России и популяризацию среди них безналичных платежей по банковским картам – как в оффлайне, так и в онлайне.

В документе нашли отражение позитивные факторы последних лет: увеличение количества платежей, совершаемых с помощью банковских карт; появление и развитие новых технологий; рост популярности дистанционного банкинга и оплаты товаров с помощью карт.

Последнее особенно актуально для Рунета в разрезе роста рынка электронной торговли, который продолжает прирастать на 27% в год и составляет уже до 3% ВВП России.

Стратегию развития НПС и возможные последствия ее реализации прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline:

«Меры стимулирования населения к использованию банковских карт в качестве платежного инструмента при оплате товаров и услуг, погашении обязательств перед государством и банковскими структурами, безусловно, на руку развивающемуся рынку электронной коммерции. Чем больше россиян будут доверять и активно пользоваться банковскими картами для совершения оплат за товары и услуги, тем более активно будут развиваться платежные сервисы, реагируя на рост пользовательской аудитории.

Остается понять, как, когда и кем будут внедряться основные положения «Стратегии развития Национальной Платежной Системы».

Участники российского рынка безналичных платежей, в частности платежные сервис-провайдеры, уже прошедшие сертификацию на международном уровне для полноценной работы с международными платежными системами, смогут не только включиться в структуру НПС, но и поделиться наработанным за годы работы опытом на этом рынке. Главное – это скоординированные и не противоречащие друг другу действия всех участников системы: регуляторов, организаторов, координаторов, заинтересованных государственных структур, банковских организаций, НКО и платежных сервис-провайдеров. Без согласованной работы всех участников невозможно развитие платежных систем и инфраструктуры, а уж тем более – развития национальной и международной интеграции».

Особенности формирования национальной платежной системы России

Дата публикации: 30.11.2016 2016-11-30

Статья просмотрена: 946 раз

Библиографическое описание:

Цб внедрит в систему быстрых платежей механизм выплаты пенсий и пособий :: финансы :: рбк

Что может скрываться под новым функционалом

К выплатам из бюджета (g2c-платежи) относятся пенсии и иные соцвыплаты из ПФР, выплаты госслужащим, зарплаты работников государственных и муниципальных организаций, государственные стипендии, а также ежемесячное пожизненное содержание судей, перечисляет заместитель гендиректора по правовым вопросам компании «Амулекс» Юлия Галуева. В настоящее время банки обязаны в соответствии с законом переводить выплаты из бюджета на карты «Мир». Чтобы такие операции можно было проводить через СБП на банковский счет, к которому может быть привязана любая карта, потребуются законодательные изменения, уточнила юрист.

СБП может стать альтернативой картам национальной платежной системы, говорит директор технологической практики в риск-консалтинге КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев.

«Платежи в СБП проще уже потому, что получателю не нужно знать и предоставлять свои банковские реквизиты, а значит, облегчит большинство однократных транзакций от налогового вычета до получения пособия в связи с рождением ребенка», — считает эксперт.

Дополнительные функции в СБП будут способствовать повышению ее популярности у пользователей, так как денежные средства будут доступны потенциальным получателям мгновенно, сразу после их зачисления, пояснил руководитель департамента цифрового бизнеса — старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.

Он сказал также, что ВТБ пока не получал технического описания этого функционала. Об обсуждении не знает и представитель Альфа-банка, однако он отметил, что для осуществления зарплат и пенсий через СБП потребуется тесное взаимодействие системы с Федеральным казначейством и Пенсионным фондом.

Промсвязьбанк считает функционал переводов и платежей между гражданами и государственными структурами перспективным.

В банке «Русский стандарт» отметили, что работают над реализацией всех этапов запуска СБП в рамках текущих регламентов Национальной системы платежных карт (расчетного и клирингового центра СБП).

«Такой механизм может стать реальным технологическим прорывом, который существенно изменит операционные процедуры в ПФР и НПФ и сократит их издержки. Будет ли такой механизм востребован у пользователей — зависит от реализации и размера комиссий системы», — сказал гендиректор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев.

В ПФР отметили, что идея использовать систему быстрых платежей для перечисления пенсий и других социальных выплат с фондом не обсуждалась.

Что еще вошло в стратегию развития платежной сферы

В проекте стратегии развития платежной системы ЦБ до 2023 года описаны 36 целей по трем основным направлениям: совершенствование регулирования, стабильность и развитие инфраструктуры и услуг, координация и международное сотрудничество.

Предыдущая стратегия была одобрена советом директоров ЦБ в 2013 году и действовала до 2018 года включительно. Часть предложений из числа задач новой стратегии находится на разных стадиях реализации.

Кроме появления нового функционала в Системе быстрых платежей ЦБ планирует до 2023 года:

  • Обеспечить надзор за деятельностью операторов по приему платежей. К таким операторам относятся платежные агенты, которые принимают платежи от населения, например за ЖХК и сотовую связь, через свои терминалы. Это, в частности, салоны связи «Связной», «Евросеть» и т.п. Рынок таких платежей ежегодно растет, и его объем достигает социально значимых размеров, там предоставляют все больше услуг, аналогичных банковским, отмечает партнер департамента управления рисками «Делойт», СНГ Екатерина Трофимова. По ее словам, в таких операциях существуют кредитные риски, связанные с тем, что средства поступают сначала на счет оператора. «В случае если он обанкротится или допустит технический сбой, платеж может не поступить адресату и деньги пропадут, а пользователь такого терминала может не просто потерять средства, но и стать должником по непокрытому платежу за товар или услугу», — описала риски Трофимова.
  • Разработать систему трансграничной передачи финансовых сообщений с возможностью проведения расчетов через блокчейн. Пилот системы с не менее чем двумя странами ЕАЭС может быть запущен в 2022–2023 годах, следует из документа. Весной 2018 года первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова говорила, что для этих целей может быть использована блокчейн-платформа «Мастерчейн» (разработана Ассоциацией «Финтех» совместно с ЦБ и российскими банками). Такая система, объяснила Скоробогатова, даст возможность проводить расчеты и передавать финансовую информацию на пространстве ЕАЭС, не используя существующие платежные системы (в первую очередь речь идет о международной системе SWIFT. — РБК). Чтобы создать такую систему, ЦБ продолжит мониторинг и анализ проектов по выпуску цифровых валют другими центральными банками и систем, обеспеченных реальными активами криптовалют («стейблкоины»), отмечается в стратегии.
  • Определить возможности и условия применений Open API в платежной сфере (интерфейс, который позволяет внешней программе обращаться к внутренней программе участника платежного рынка, где хранятся данные о клиентах, продуктах и т.п.) для повышения доступности и раскрытия информации о платежных сервисах и инфраструктуре.
  • ЦБ также не исключает создания новых платежных продуктов и сервисов, для этого он будет формировать правовую базу.

Как сообщили в ЦБ, документ находится в стадии разработки и будет обсуждаться с участниками рынка и профессиональным сообществом.

Доля объема безналичных операций в розничной торговле должна увеличиться с 56% в 2019 году до 70% в 2023 году. Доля переводов по картам «Мир» между физлицами должна вырасти с 6 до 25%, а доля платежей по ним в общем объеме платежей банковскими картами — с 15 до 30%.

Евгения Чернышова

При участии: Юлия Старостина

Цб усилит надзор за платежами

Как выяснил “Ъ”, в ЦБ началось обсуждение проекта стратегии развития национальной платежной системы (НПС).

Прежняя стратегия была принята в 2013 году, теперь изменения условий в стране и мире потребовали разработки нового документа, в котором в том числе отмечена необходимость усилить надзорную роль ЦБ.

Одним из элементов роста контроля может стать жесткое ограничение уровня комиссий в системе быстрых платежей.

В Банке России 25 октября состоялось обсуждение проекта новой стратегии развития национальной платежной системы до 2023 года, рассказали “Ъ” участники встречи. Одновременно были подведены итоги исполнения предыдущей стратегии, принятой в 2013 году.

«Доля безналичных платежей в совокупном обороте розничной торговли, общественного питания и объеме платных услуг населению с 2013 года выросла в четыре раза и на начало 2019 года составила 56%, количество платежей банковскими картами выросло в шесть раз, российский рынок безналичных платежей стал пятым в мире по количеству операций»,— говорится в документе, с которым ознакомился “Ъ”.

В качестве значимых достижений указывается создание национальной системы платежных карт (НСПК) и запуск на ее основе платежной системы «Мир», а также реализация отечественного аналога системы SWIFT — системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Все эти шаги были предприняты «в целях обеспечения бесперебойности оказания платежных услуг на территории РФ вне зависимости от внешних факторов».

Необходимость новой стратегии объясняется изменением глобальных и внутрироссийских факторов, влияющих на развитие финансового рынка в целом и платежного в частности.

Как следует из проекта, основные мировые тренды, которые необходимо учесть,— активность IT-гигантов, трансформация клиентского опыта и другие. Из внутренних факторов отмечается усиление концентрации в банковском секторе и высокая доля государства в экономике.

По словам независимого эксперта рынка платежных карт Дмитрия Вишнякова, документ показывает, что Банк России осознает риск дальнейшего огосударствления финансового рынка, включая платежный сегмент. «Но регулятор не предложил способов повышения конкуренции, в том числе с государственными участниками рынка,— подчеркивает он.

— Ведь по сути НСПК и СБП являются государственными монополиями».

В ЦБ “Ъ” сообщили лишь, что «документ находится в стадии разработки и проходит обсуждение с участниками рынка и профессиональным сообществом». Эксперты отмечают в новой стратегии заметный акцент на усилении надзора на рынке безналичных платежей.

Планируется «внедрение процедур надзора и наблюдения со стороны Банка России за деятельностью новых участников платежного рынка».

И ко всем будет относиться «развитие проактивного надзора за деятельностью субъектов НПС, включая применение надзорных инструментов предотвращения нарушений и кризисных ситуаций».

В проекте стратегии также говорится, что «развитие конкуренции в сочетании с тарифной политикой Банка России будет содействовать формированию экономически обоснованных цен для потребителей платежных услуг».

Как ожидаемый результат обозначена реализация ЦБ «предоставленных в рамках действующего законодательства полномочий по регулированию тарифов кредитных организаций на услуги по переводу денежных средств, в том числе по операциям с платежными картами».

Другими словами, отмечают эксперты, регулятор, по сути, непосредственно в стратегии развития национальной платежной системы предлагает записать, что не позволит устанавливать высокие комиссии за переводы в СБП.

При этом в качестве одного из приоритетов обозначено «развитие СБП, в том числе сервисов переводов денежных средств для физических (С2С) и юридических лиц (С2B, B2C), а также взаимодействия с бюджетом (С2G, G2C) и государственными информационными системами».

В результате предлагаемых мер планируется достичь существенного роста по многим направлениям.

Например, долю безналичных платежей, которые только в 2017 году преодолели отметку в 50%, поставлена задача к 2023 году довести до 70%.

Долю российских платежных систем на рынке денежных переводов между гражданами планируется увеличить в 4 раза (с 6% до 25%), а на рынке карточных платежей — вдвое (с 15% до 30%).

Максим Буйлов

Показатель 2019–2020 2020–2021 2021–2022 2022–2023
Доля объема безналичных операций в розничной торговле (%) 56 60 65 70
Доля российских платежных систем на рынке p2p-переводов в платежных системах в РФ (%) 6 12 18 25
Доля платежей по картам российских платежных систем в объеме платежей банковскими картами в РФ (%) 15 20 25 30
Доля российской инфраструктуры передачи финансовых сообщений (%) 10 15 20 25

По данным Банка России.

Дипломная работа на тему: "Национальная платежная система рф и перспективы ее развития"

Страницы:   1   2   3   4

Ответ в течение 5 минут!
Без посредников!

Содержание

  • Введение.
  • Глава 1. Теоретические аспекты создания и функционирования национальной платежной системы.
  • 1.1. Экономическое содержание национальной платежной системы РФ, её инфраструктура и основные участники.
  • 1.2. Законодательно-нормативное регулирование национальной платежной системы России.
  • 1.3. Национальные платежные системы и международные карточные платежные системы, системы SWIFT, Visa и Master Card.
  • Глава 2. Основные действующие платежные и расчетные системы РФ и перспективы их развития.
  • 2.1. Системно значимые платежные системы России, платежные инструменты и технологии.
  • 2.2. Анализ порядка проведения платежей и расчетов на примере банка.
  • 2.3. Развитие национальной платежной системы России в долгосрочной перспективе, стратегия развития национальной системы  платежных карт.
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Развитие рынка платежных карт на национальном уровне имеет стратегическое значение для стимулирования экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения.

Эволюция карточной индустрии в рамках отдельного государства оказывает положительное воздействие на экономику в целом и отдельные ее элементы путем увеличения скорости оборота денежных средств; сокращения уровня затрат по обслуживанию наличного денежного оборота; снижения операционных издержек; повышения эффективности банковского обслуживания и уровня безопасности совершаемых операций; привлечения инвестиций со стороны физических лиц и иных хозяйствующих субъектов в экономику в форме зачисления свободно располагаемых денежных средств на банковские счета и др. На современном этапе развития мировой экономики тенденция по усилению значимости рынка платежных карт наблюдается во многих странах мира. Это связано с тем, что платежные карты являются одним из наиболее прогрессивных средств организации безналичных расчетов в сфере денежного обращения. По данным Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов, в среднем на карточные операции приходится 47,7% от общего количества проведенных в безналичной форме операций1, что делает их наиболее популярным после наличных денег платежным средством.

В результате расширения глобализации происходит активизация интеграционных процессов в платежной отрасли, усиливая позиции наиболее конкурентоспособных игроков.

Это отражается в формировании модели мирового карточного рынка, характеризующейся наличием малого количества активно функционирующих платежных систем, предлагающих свои услуги его участникам.

Поскольку родоначальником отрасли является американский рынок, системы этой страны получили наибольшее распространение и смогли закрепиться в качестве безусловных лидеров мирового карточного рынка.

В марте 2014 г.

проблема зависимости российской национальной платежной системы от крупнейших международных платежных систем Visa International и MasterCard Worldwide, на которые приходится свыше 90% отечественного карточного рынка, в очередной раз обозначила свою актуальность после блокировки указанными организациями карт держателей нескольких кредитных учреждений, попавших под экономические санкции, введенные в отношении страны по причине вхождения Крыма в состав Российской Федерации и неоднозначности ее участия в политическом кризисе на Украине. В связи с этим обеспечение внутрироссийского процессинга по рублевым операциям и создание внутреннего конкурентоспособного аналога в короткий срок превратилось в один из государственных приоритетов на ближайшую перспективу. Однако столь амбициозный проект предусматривает длительный срок реализации с большим объемом инвестиций и тщательной проработкой технологических нюансов, поэтому в краткосрочной перспективе не позволит оперативно повысить финансовую автономность государства. В условиях сохраняющейся нестабильности на российском фондовом и валютном рынках, вызванной девальвацией рубля на фоне снижения стоимости нефти и усилением давления при помощи экономических санкций, резкое прекращение предоставления услуг со стороны международных платежных систем может усугубить и без того неблагоприятную ситуацию на финансовом рынке путем создания паники среди держателей карт. В связи с этим необходимо прорабатывать альтернативные сценарии снижения зависимости от международных платежных систем с целью недопущения финансового коллапса государства.

Опыт стран с развивающимися экономиками доказывает возможность успешного развития рынков платежных карт, где значимая роль отводится национальным участникам, которые могут эффективно конкурировать с иностранными игроками.

Особых успехов в данном аспекте достигли такие государства как Китай, Бразилия, Индия, входящие наряду с Россией в БРИКС.

На пространстве СНГ качественных результатов во внедрении полномасштабного национального карточного проекта добилась Республика Беларусь, где на внутреннюю платежную карточную систему приходится почти 40% рынка.

Изучение опыта данных стран представляет для российского научного и делового сообщества особый интерес в силу схожей с Россией практикой участия государства и государственных финансовых институтов в запуске и обслуживании национально значимых систем платежных карт.

Очевидно, что в настоящее время сформировалась потребность в научном осмыслении и теоретическом обосновании процессов, происходящих на мировом рынке платежных карт, что позволит обозначить перспективные направления по повышению экономической безопасности страны в платежной отрасли.

Выявление факторов конкурентоспособности действующих национальных карточных систем в развивающихся странах с целью их адаптации на российском рынке, а также формулирование рекомендаций по повышению конкурентоспособности существующих и создаваемых внутренних систем платежных карт в Российской Федерации представляет теоретический и практический интерес и является актуальной научной проблемой.

Степень разработанности проблемы. Теоретической базой исследования рынка платежных карт послужили труды российских (И.А. Айдрус, С.В. Ануреева, Ю.В. Всяких, А.С. Генкина, И.М. Голдовского, Ж.Ю. Коптевой, О.М. Коробейниковой, М.К. Сидорук, П.А. Тамарова, Д.С Хаустова, Г.В. Хетагурова, В.М.

Ягодкина и др.) и иностранных (М. Армстронга, В. Достова, М. Рисмана, Дж.-Т. Роше и Дж. Тироль и др.) ученых и экономистов. Анализу эволюционного развития рынка платежных карт посвящены труды отечественных авторов И.В. Каштанова, С.В. Криворучко и др.

, при этом в российской литературе превалирующее значение отдается изучению иных разделов карточной индустрии, в связи с чем изучение опыта формирования карточных платежных систем с исторической точки зрения на современном этапе имеет важное значение для экономической теории.

Более подробно эволюционный аспект развития карточных технологий исследуется в работах иностранных ученых, среди которых наиболее масштабные исследования были проведены А. Гусевой, Р.-М. Жельпи, Л. Манделлом, Д. Хокком и П. Юржиком.

При анализе проблем и перспектив создания национальных систем платежных карт на территории отдельных государств использовались труды А.Г. Барсегяна, А.А. Мазиной, А.С. Обаевой, А. Сотникова и др.

  • Цель работы – исследовать национальную платежную систему России и определить перспективы её развития.
  • Исходя из поставленной цели, считаем целесообразным решение следующих задач:
  • рассмотреть экономическое содержание национальной платежной системы РФ, её инфраструктура и основные участники
  • исследовать законодательно-нормативное регулирование национальной платежной системы России.
  • исследовать национальные платежные системы и международные карточные платежные системы, системы SWIFT, Visa и Master Card.
  • провести анализ порядка проведения платежей и расчетов на примере банка….
  • исследовать развитие национальной платежной системы России в долгосрочной перспективе, стратегия развития национальной системы платежных карт.
  • Объектом исследования является мировой и национальная платежная система.
  • Предмет исследования – закономерности функционирования рынка платежных систем на современном этапе развития мировой экономики и различные аспекты формирования национальных систем платежных систем.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили прикладные и фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблематике различных аспектов функционирования рынка платежных карт, систем безналичных расчетов и национальных карточных систем отдельных государств.

Информационную базу составили данные нормативно-правовых актов, публикации в специализированных научных изданиях по исследуемой проблематике и материалы проводимых по тематике конференций, а также публикации в периодических печатных изданиях (газеты, журналы, отраслевые бюллетени).

Статистические материалы взяты из отчетов Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов, Центральных Банков различных государств (РФ, Китай, Австралия, Индия и иных участвующих в исследовании стран), опубликованных результатов исследований специализированных иностранных изданий (The Nilson Report, Retail Banking Research, Moody’s Analytics), общедоступных данных аналитических отчетов платежных систем и т.п.

Методология и методы исследования. В процессе написания работы автором применялись общенаучные, экспериментальные и эмпирическо-теоретические методы исследования: экспертная оценка, многопризнаковая классификация, исторический, статистический и сравнительный анализ.

Глава 1. Теоретические аспекты создания и функционирования национальной платежной системы.

1.1 Экономическое содержание национальной платежной системы РФ, её инфраструктура и основные участники

Платежная система является важнейшим финансовым инструментом, характеризующим уровень развития государства.

Эффективное и безопасное выполнение транзакций повышает уровень доверия к национальной валюте.

Именно поэтому каждая страна старается максимально интегрировать инновации в экономику, расширить спектр предоставляемых услуг, повысить уровень безопасного проведения безналичных расчетов.

В нашей стране 85% всего рынка платежных карт занимают Visa и MasterCard, главными акционерами которых являются американские банки. То есть операции, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пределах Российской Федерации, отражаются на серверах США. Российский рынок полностью подвластен данным системам, а значит, нашей стране приходится «играть» по их правилам.

В связи с введением санкций Правительства США в марте 2014 года платежные системы Visa и MasterCard резко прекратили оказывать услуги некоторым организациям и физическим лицам. Банки Америки, находящиеся под контролем Министерства Финансов Соединённых Штатов, были обязаны применить строгие меры в отношении России, вследствие чего национальные компании понесли серьезные убытки.

Создание национальной платежной системы России: зачем, когда и как

Москва, 1 апреля 2014, 18:40 — REGNUM В России менее, чем через полгода могут запустить национальную платежную систему. Как доложил президенту России Владимиру Путину глава Сбербанка Герман Греф, с момента принятия поправок в закон техническая работа займет от двух месяцев.

Вопрос о создании национальной платежной системы вновь появился в повестке дня недавно.

Всего через несколько дней после того, как из-за введения США санкций в отношении российских бизнесменов Visa и MasterCard ограничили четырем российским банкам доступ к своим сервисам, Владимир Путин на встрече с членами Совета Федерации поставил задачу создать в России национальную платежную систему.

Как заявил корреспонденту ИА REGNUM аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, решение Visa и MasterCard выглядело слишком политизированным и поспешным, что, собственно, подтвердили дальнейшие события.

Он подтвердил, что в какой-то степени оно толкает Россию к созданию собственной платежной системы (ну или, по крайней мере, расширению сотрудничества с мировыми аналогами, например — с China Union Pay).

Сороко также обратил внимание, что предложения о создании данного функционала (собственная платежная система) уже звучали, но не получили поддержки со стороны большинства. Теперь ситуация может измениться — политические риски делают этот проект экономически целесообразным.

«В какой-то момент казалось, что вопрос создания национальной платежной системы ушел в песок, со стороны правительства и властных структур в первую очередь. Конечно, нет худа без добра, в ситуации, когда Запад вводит санкции против наших банков», — заявил депутат Госдумы от КПРФ Андрей Андреев.

По его словам, национальная платежная система должна работать без сучка, без задоринки. «Большинство наших граждан, получая зарплату на карточку, к сожалению, сразу же совершают «налеты» на банкоматы и обкэшивают. Но почему они это делают? Потому что не везде принимаются карточки, и нет возможности их использовать по назначению.

Здесь два вопроса — не только создание национальной платежной системы, но и максимальная доступность в ее использовании на огромных просторах России. В деревни должны прийти не только газ, водопровод и электричество, но и национальная платежная система.

Согласитесь, когда учителям начисляют зарплату на карточки, а ближайший банкомат находится в сотне километров — это ненормально», — подчеркнул депутат.

Стоит добавить, что парламентарии и в Госдуме, и в Совете Федерации весьма оптимистично встретили идею создания НПС.

По словам лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, даже существующее законодательство позволяет путем специальных решений правительства РФ либо указа президента перейти к ней.

«Но если потребуется дополнительное регулирование норм — Госдума всегда это может сделать», — уточнил он.

Финансовый аналитик Lionstone Investment Services Александр Гришанов также напомнил, что попытки создания национальной платежной системы в России предпринимаются уже на протяжении 20 лет.

Первые шаги были сделаны еще в 1993 году, когда собственно и стартовала разработка концепции системы, далее последовали ее воплощения в виде «СТБ-карт», «Юнион Кард», «Сберкарт», но ни одной из них не удалось достичь популярности Visa и MasterCard, на которые сегодня приходится 85% рынка.

Тем не менее, работа над созданием НПС идет, что ИА REGNUM подтвердили и в пресс-службе банка УРАЛСИБ, специалисты которого сейчас принимают активное участие в составе рабочей группы, созданной председателем Банка России, а также в составе рабочей группы, созданной при «Национальном платежном совете».

«Базовые структуры и программы развития национальной платежной системы в России уже созданы. Так, с марта 2012 года в нашей стране действует некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет», объединяющее участников платежного рынка.

15 марта 2014 года Советом директоров Банка России была одобрена новая Стратегия развития национальной платежной системы, согласно которой первоочередного решения требуют вопросы правового обеспечения в функционировании НПС и развития платежных услуг, платежных систем и соответствующей инфраструктуры.

Судя по заверениям наиболее активных представителей этих структур, в скором времени НПС уже может быть создана и начнет свою работу», — уточнил адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев.

По его словам, фактически уже сложились отношения по осуществлению различных расчетов, но теперь предполагается все их разновидности и возможности объединить в единую систему, для чего для каждого платежного агента и оператора будут открыты платежные ресурсы в одном расчетно-процессинговом центре. Он добавил: «Будут реализованы запрещенные сейчас возможности расчетов электронными деньгами между юридическими лицами, а также между физическими лицами. При этом такие операции будут надежнее защищены от возможных хищений электронных средств платежа, их розыск по счетам будет проще».

Цена вопроса

Затраты на создание НПС на данный момент оценить сложно. Так, по словам аналитика Инвесткафе Михаила Кузьмина, траты на проект Универсальной Электронной карты оценивались в более чем 100 млрд рублей. Он сомневается, что создание НПС обойдется в меньшую сумму.

«Я не буду говорить, что за ценой не постоим, — заявил корреспонденту ИА REGNUM Сергей Миронов. — Экономически должны быть затраты, но потом мы выиграем финансово.

Говорить о цене вопроса с той позиции, что мы потратим деньги непонятно куда — они отыграются, другое дело, что они отыграются потом, через несколько лет, но здесь очевидно: создание национальной платежной системы экономически выгодно.

Я оставляю за скобками национальную безопасность и уязвимость от демаршей со стороны Visa или MasterCard».

Антон Сороко уверен, затраты на разработку будут существенны, по его оценкам — минимум несколько миллиардов долларов. Период внедрения данного решения не может быть слишком коротким, так что, безусловно, работы по данному направлению должны вестись, но и диалог с мировыми аналогами прекращать будет плохой идеей, считает аналитик.

Из чего выбирать?

Какие же существуют варианты создания НПС? Финансовый аналитик Lionstone Investment Services Александр Гришанов подчеркнул, что окончательно еще не принято решение о том, будет ли система создаваться с нуля или на основе существующих разработок. Здесь основной претендент — платежная система «Про100», где главную роль играет Сбербанк.

По его словам, основная проблема всех существующих платежных систем (за исключением Visa и MasterCard) — низкая популярность и необходимость значительных затрат банков-участников на подключение и адаптацию процессов.

«Покрыть эти затраты логично за счет комиссий за обслуживание, но они не могут превышать уже существующие тарифы лидеров, а это не так просто достичь. Соответственно остается лишь путь субсидирования развития НПС со стороны государства, а также использование административного ресурса, — полагает аналитик.

— Цель НПС — обеспечить платежи по картам в любом уголке страны, при этом вся информация и прибыль от проведения транзакций также остается в пределах государства. Аналогичным образом функционирует китайская UnionPay, и сегодня эти карты уже принимаются и за пределами Китая.

С учетом того, что выпустить несколько карт для клиента не составляет проблем, то оптимальным выглядит следующее решение: одна карта НПС для расчетов внутри страны, а для остальных операций — карты международных платежных систем».

Аналитик Инвесткафе Михаил Кузьмин называет наиболее вероятным вариантом создания Национальной платежной системы развитие уже существующих наработок. Он также приводит пример проект Универсальной Электронной карты, где основной платежной системой является «Про100».

Также есть локальная платежная система «Золотая Корона» и некоторые другие варианты. Однако на данный момент, по мнению Кузьмина, наиболее логичным представляется развитие системы «Про100».

Он считает, что, скорее всего, дополнительно в капитал новой платежной системы может войти большое количество банков, которые будут как владельцами НПС, так и ее основными разработчиками».

О предпочтительности создания НПС на основе УЭК говорит и аналитик MFX Broker Сергей Некрасов: «Для максимальной защищённости электронной платежной системы лучше всего использовать систему, подконтрольную правительству.

Вероятнее всего, она будет строиться на основе уже разрабатываемого проекта универсальных электронных карт. Скорее всего, национальная платежная система будет создаваться под эгидой правительства, а не Центрального банка».

«ChinaUnionPay потребовалось около десяти лет, чтобы получить массовое распространение, — подчеркнул Антон Сороко.

— Тут есть два варианта — создание независимой (или выкуп) системы, которая будет контролироваться ключевыми российскими банками или использование уже существующих разработок, например, «Про100» Сбербанка, что будет менее затратно, но приведет к недовольству других кредитных организаций.

Мне лично больше нравится первый вариант, хотя он и более затратный, да и менее вероятный. Скорее всего, дальнейшее укрепление позиций Сбербанка не будет воспринято правительством как негатив».

Некоторую ясность в вопрос внес адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев.

По его словам, НПС планируется как самодостаточная замкнутая система, хотя и интегрированная (в идеале) в глобальную процессинговую сеть: «Единый процессинговый центр будет создан не в самом ЦБ РФ, а как самостоятельная структура, в которой все банки будут равными и полноправными участниками. Когда юридически и технически для этого все будет готово, тогда можно будет оценить и то, насколько удобно и затратно будут проводиться платежи внутри НПС. Пока же, на мой взгляд, говорить об этом рано».

Китайский пример

Заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и госслужбы Константин Корищенко, отвечая на вопрос, нужна ли России своя карточная платежная система, также обратился к опыту Китая.

«Известно, что самой большой в мире по объему выпущенных карт является китайская система UnionPay, которая принадлежит большой группе китайских банков, которые, в свою очередь, все являются государственными.

При этом по объему операций лидерство пока сохраняет американская Visa c объемом около 9 трлн долларов в 2013 году против 5 трлн долларов у UnionPay.

Не стоит забывать, что Россия добавила в 2013 году в общий оборот Visa свои 0,3 трлн долларов транзаций по картам, выпущенным российскими банками», — отметил эксперт.

Он считает, что история UnionPay весьма показательна и чем-то напоминает российскую. В начале 90-х в Китае было запущено несколько карточных проектов различными банками. Затем в 1993 году на самом высоком уровне был запущен проект «Золотая карта», который в 2002 году привел к созданию единой карточной платежной системы Китая — UnionPay.

Россия Китай Пропорция
Население (млрд. чел.) 0,150 1,365 1:9
Количество выпущенных карт (млрд. штук) 0,22 3,53 1:16
Объем транзакций (трлн. долл.) 0,8 2,5 1:3

Корищенко особо подчеркивает, что около 80% всех операций в России проходит по картам Visa и MasterCard, а в Китае доля UnionPay близка к 100%.

По его мнению, китайский пример говорит, что в России также стоит выстраивать единую карточную платежную систему. Однако быстрым этот процесс назвать трудно. «Опыт подсказывает, что даже в условиях высокоцентрализованной экономики Китая это занимает несколько лет.

Особенно, если учесть, что на российском рынке существует несколько систем, в создание и развитие которых были вложены немалые деньги.

Кроме того, каждая из этих систем работает на своей программной платформе и со своим процессинговым центром, что делает эволюционный подход — организация межхостингового интерфейса — крайне сложной технической и организационной задачей», — отметил эксперт.

Время — деньги

Аналитик Инвесткафе Михаил Кузьмин полагает, что ожидать полноценного функционирования системы можно не ранее, чем через год.

Основная трудность, по его словам, это востребованность национальной платежной системы: «Для потребителя, на первый взгляд, не будет существенной разницы, какую карту оформлять, кроме того, что картами международных платежных систем можно пользоваться практически везде. Соответственно, НПС предстоит пройти долгий путь для того, чтобы система стала признанной и широко используемой».

Аналитик MFX Broker Сергей Некрасов напоминает, что высокопоставленные лица в РФ обещают, что система может начать работать уже летом 2014 года. по его словам, основная проблема, которая будет решена, это уход от зависимости на внутреннем рынке от чужих иностранных платежных систем.

Имея ввиду УЭК, он подчеркивает, что данная карта будет функциональнее, чем просто банковская карта, поскольку ее можно будет использовать не только как средство для платежей, но и средство для идентификации (паспорт, водительские права и т.д).

«Сложности могут возникнуть при использовании подобных карт за границей, однако и это можно решить через процессинг», — уверен эксперт.

«Хотелось бы уточнить, что для предпринимателей сейчас сложная ситуация — в любой момент можно потерять средства, «зависшие» в западных платежных системах. Поэтому многие бизнесмены, в том числе и в интернете, сегодня либо приостановили прием платежей такого типа расчетов, либо принимают только предоплату», — заявил адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев.

Но в будущем, по его мнению, НПС могла бы вообще упростить расчеты в интернете, позволяя заплатить любому продавцу любыми электронными или безналичными средствами, не прибегая к услугам обменников электронных валют. «И, похоже, этот вид бизнеса (обменные площадки) ждут большие перемены», — ожидает Соничев.

Сопутствующие проблемы

Константин Корищенко обращает внимание еще на несколько важных моментов. Прежде всего, это переход от карт с магнитной полосой к ЧИП-картам. «Не секрет, что более 80% выпущенных сегодня карт связаны с зарплатными проектами, а до последнего времени считалось, что магнитные карты намного дешевле чиповых.

С учетом внедрения новых технологий эта оценка меняется, но большой объем уже выпущенных магнитных карт еще несколько лет будет сохраняться. Выпускать российское оборудование для работы с такими картами нецелесообразно, следовательно мы будем зависеть от западных поставок техники для работы с такими картами.

Да и для чипового поколения карт большого выбора банкоматов и POS-терминалов российского производства пока не наблюдается», — отмечает эксперт.

Также он говорит о платежной системе в целом: «Карточная платежная система (или системы) является ключевым элементом розничной системы платежей любой страны. Но не следует забывать, что она не «парит в воздухе», а связана с общей платежной системой страны (SEPA-TARGET2 в Европе или СHIPS в США).

В России аналогом данных систем является БЭСП, которая могла бы, но пока не реализует эту возможность в полной мере, выступить надежным фундаментом для построения национальной карточной системы.

Есть еще рублевые расчеты за рубежом, которые сегодня не слишком развиты, но развитие которых по мере расширения использования рубля во внешних торговых и финансовых будет оказывать поддержку и операциям с картами.

Здесь важно избежать рисков, связанных с использованием иностранных технических и финансовых посредников, таких как SWIFT или CLS-банк. Это весьма уважаемые и высокотехнологичные институты, но в силу своих доминирующих позиций на рынке они сейчас на порядок более развиты, чем любой, пусть даже потенциальный, российский конкурент».

«Мы живем в эпоху «победившего интернета». И не следует забывать, что карты были изобретены, как средство, прежде всего, для оффлайн транзакций.

Сегодня бурными темпами развиваются различные варианты онлайн-платежных средств: электронных денег и интернет-ориентированных платежных сервисов, и мы, как страна, вступившая в гонку банковских технологий с некоторым опозданием, имеем одно несомненное преимущество.

Возможно, сейчас самое время осмотреться по сторонам, выбрать лучшие технологические решения и направить основные усилия на развитие, прежде всего, онлайн-сервисов, при этом поддерживая на необходимом уровне традиционный карточный бизнес», — резюмировал Корищенко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *