Страна происхождения товара по 44-фз: что указывать, как подтвердить

Статья актуальна на 26 января 2018

У нас есть статья об основных правилах закупок с нацрежимом. Но на практике возникает много вопросов, например: как именно подтверждать российское происхождение товаров, что делать, если в заявке есть иностранный и российский товар, где получать сертификат СТ-1 и т.д.

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:

  • Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
  • С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
  • Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.

Какие документы подтверждают страну происхождения?

Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения,
  • акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
  • сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
  • копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).

В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:

Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник просто декларирует страну происхождения товара, то есть изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар согласно приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.

Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?

  • Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
  • Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
  • Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимум два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.

Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?

В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.

При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.

Как заказчик проверяет происхождение товара?

Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки “на слово”: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.

Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.

Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?

Если в закупке действовал нацрежим и вы победили с товаром из ЕАЭС, то нельзя поставить иностранный товар. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:

  • Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
  • Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщик попадает в РНП и теряет обеспечение контракта.

Можно поменять страну в рамках ЕАЭС (например, привезти товар, сделанный тем же производителем на российском заводе, а не на казахстанском). При этом нельзя менять характеристики товара.  

Как получить сертификат СТ-1?

Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:

  • правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
  • годовой акт экспертизы (если он есть).

Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:

  • лицензию о производстве товара,
  • сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).

Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?

Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.

В аукционе

  • Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
  • Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.

В других конкурентных закупках

Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.

Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.

Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС

В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.

Если у вас есть еще вопросы о применении нацрежима, оставьте их в х.

В х к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ: документальное подтверждение, классификатор

Требование об указании страны происхождения товара входит в число обязательных при подаче первых частей заявок на участие в электронном аукционе и при подаче заявок на участие в открытом конкурсе. При заполнении поля в заявке с указанием страны наименования у участников нередко возникают определенные сложности.

Понятие

В ФЗ-44 никак не раскрывается понятие страны происхождения товара в рамках осуществления закупочной деятельности.

Для того чтобы определиться с официальной позицией в отношении указанного термина, можно обратиться к разъясняющему письму Минэкономразвития.

В письме №Д28И-1889 от 2014 года заказчикам рекомендовано придерживаться понятия, которое было закреплено в ч. 1 ст. 58 Таможенного союза.

Согласно ему страна происхождения товара представляет собой государство или несколько стран, на территории которых товар произведен полностью или был обработан.

Для чего требуется указывать страну происхождения в заявке на участие? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 44-ФЗ. Здесь сказано, что для всех закупок, которые осуществляют государственные и муниципальные заказчики, действует национальный режим.

Помимо этого, для некоторых категорий товаров, произведенных в странах ЕАЭС (России, Беларуси и Казахстане) действуют 15%-е ценовые преференции. Перечень таких товаров утвержден Постановлениями Правительства.

Нужно ли в запросах котировок указывать подробные сведения о том, где был произведен данный товар? На основании п. 6 ч. 3 ст.

73 44-ФЗ требование об указании страны происхождения предъявляется заказчиком только в том случае, если закупка осуществляется в рамках национального режима. В ст.

14 44-ФЗ установлены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного производства, или ограничивается их допуск.

В остальных случаях пункта, который требовал бы указания на страну производства, в заявке на участие быть не должно.

Какими документами подтверждается наименование страны

При закупке через электронный аукцион страна происхождения товара указывается в первой части заявки на участие. Ко второй части заявки необходимо будет приложить соответствующие декларации и сертификаты на товар, которые запрашивает заказчик.

Отсутствие указанных документов не может стать основанием для отклонения первой части заявки, иначе это будет являться грубым нарушением закона.

При участии в конкурсе все документы передаются единовременно без разбивки на этапы.

Для подтверждения того факта, что товар был произведен на территории ЕАЭС, часто используются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, выданные в Торгово-промышленной палате, либо копии инвестиционных контрактов.

Если заказчик не запросил дополнительные документы, то страну происхождения товара нужно просто задекларировать.

При этом поставщик не имеет права сообщать недостоверные сведения, иначе заказчик может отказаться от подписания с ним контракта либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а сведения о поставщике передать в РНП.

Как правильно указать происхождение товара в заявке

Для того чтобы правильно указать страну происхождения товара, необходимо учесть Постановление Росстата РФ от 2001 года №529-ст. Именно этот документ содержит официальные наименования стран происхождения и допустимые сокращения.

В перечень наиболее распространенных ошибок, которые допускают участники торгов, входят следующие:

  1. Участники используют сокращения, которые недопустимы по классификатору. Это, в частности, такие сокращения как РФ, КНР или США. Хотя данные сокращения являются широко употребимыми, но, согласно положениям классификатора, поставщику следует указывать такие наименования как «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе. Согласно «Инструкции по делопроизводству ФАС» №325 от 2007 года, сокращение «РФ» в официальной документации не допускается.
  2. Другая ошибка – указание конкретного города или региона без упоминания страны. Например, «Московская область» или «Владимирская область». Хотя правильным является указание на «Российскую Федерацию».
  3. Еще одна ошибка – указание привычного наименования «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
  4. В заявке не допускается использование фраз вроде «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. В нужном поле заявки нужно просто указать «Российская Федерация».

Термин «страна происхождения товара» стоит отличать от термина «наименование происхождения товара». Согласно ст. 1516 Гражданского кодекса, под наименованием следует понимать конкретное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.

Реестр наименований происхождения товара можно найти здесь.

Если вместо страны происхождения участника просят указать наименование происхождения товара, то нужно пользоваться вышеуказанным перечнем, а не классификатором стран.

Также страну происхождения стоит отличать от местонахождения производителя. Если в заявке на участие указать на производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несоответствия документации о торгах.

Нужно понимать, что страна регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Так, например, товар может быть произведен в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple).

Читайте также:  Договор купли-продажи недвижимости - пример и порядок оформления

Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год

В классификатор стран мира регулярно вносятся изменения. В числе последних изменений можно выделить:

  1. 2019 год: изменилось указание страны 328 – Гайна — Кооперативная Республика Гайана — GY – GUY.
  2. 2018 год: изменилось указание «748 — СВАЗИЛЕНД — Королевство Свазиленд» на «748 — ЭСВАТИНИ — Королевство Эсватини», полное название «Ливия» на «Государство Ливия» у кода LY.

Также, согласно последним изменениям в ФЗ-44, участник должен указывать на страну производства в первой части заявки, только если на указанную продукцию распространяются определенные запреты и ограничения. Это касается товаров из числа:

  1. Программного обеспечения из перечня Постановления Правительства (ПП) №1236.
  2. Изделий машиностроительной отрасли из ПП №656.
  3. Товаров легкой промышленности из ПП №791.
  4. Продукции из ПП №9.
  5. Мебели и товаров деревообрабатывающей отрасли из ПП №1072.
  6. Радиоэлектроники из ПП №968.
  7. Медицинских товаров из ПП№102 и лекарств по ПП№1289.
  8. Продуктов питания из ПП№832.

Таким образом, поступившие от участников закупок по 44-ФЗ заявки на участие должны содержать указание на наименование происхождения товара, которые предполагается к поставке.

Для правильного указания страны происхождения участникам закупки следует придерживаться наименований, которые прописаны в Общероссийском классификаторе стран мира, утвержденном в 2001 году №529-ст.

Если участник не будет придерживаться установленных правил, то его заявку могут отклонить.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ: подтверждающие документы, требования к заполнению заявки

В ряде закупок от участников требуется указывать страну происхождения товара и подтверждать ее документально. Делать это нужно с учетом определенных законодательных ограничений.

Понятие страны происхождения товара

Определение понятия «страна происхождения товара» содержится в письме Минэкономразвития №Д28И-1889 от 2014 года. Согласно ему, под страной происхождения товара понимают одно или несколько государств, на территории которого был произведен определенный товар, или он был окончательно обработан.

Ранее требование об указании страны происхождения в заявке на участие встречалось во всех закупочных документах. С июля 2018 года заказчикам разрешается указывать страну происхождения товара, если продукция подпадает под запреты и ограничения.

Участие в закупках в рамках национального режима накладывает обязанность на участника включить наименование страны происхождения товара в передаваемую заявку. В других случаях указание страны происхождения не требуется.

Порядок применения национального режима содержится в ст. 14 44-ФЗ.

Ранее перечень товаров, для которых нужно было подтверждать страну происхождения товара, закреплял Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 №155. Теперь вместо него начал действовать Приказ Минфина №126н от 2018 года.

В перечень продукции входят определенные продукты питания, оборудование и машины, компьютерная техника и мебель и пр. По 44-ФЗ и приказу Минфина №126н от 2018 года преференции гарантируются странам, которые входят в ЕАЭС.

Это Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Помимо указанных документов, ограничения могут быть введены по Постановлениям Правительства.

Так, в 2018 году действуют запрет и ограничения при поставке иностранной продукции из сферы машиностроения (по Постановлению Правительства №656 от 2014 года), легкой промышленности (по Постановлению Правительства №791 от 2014 года), мебельной отрасли (по Постановлению Правительства №1072 от 2017 года) и пр.

Какими документами подтверждается

Если требование об указании страны происхождения товара прописано в закупочной документации, то участник должен:

  1. Указать ее в заявке на участие.
  2. Приложить документ, который подтверждает страну происхождения товара.

В случае когда заявка на участие состоит из двух форм, то в первой форме указывается страна происхождения, а ко второй части прилагается подтверждающий документ (например, при участии в аукционе и конкурсе).

Для подтверждения страны происхождения товара подойдут не все документы. Например, письма участника в данном случае будет недостаточно. На такую позицию указывает арбитражная практика, в частности, арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 2018 года по делу № А43-16146/2017.

Страна происхождения товара может подтверждаться:

  1. Копией инвестиционного контракта или СПИК (в рамках такого контракта юрлицо инвестирует свыше 3 млрд р. в производство товара на российской территории, а государство закупает его продукцию без конкурса).
  2. Актом экспертизы, выданном Торгово-промышленной палатой. Он действует в течение 1 года.
  3. Заключением Минпромторга о производстве товара на российской территории или о том, что подобные товары не производятся в нашей стране.
  4. Декларацией. Она представляет собой заявление от производителя либо продавца товара, которое было отправлено из страны происхождения. В ней оформляется таблица, состоящая из трех столбцов с указанием на номер товара, его наименование и страну происхождения. Наименование государства указывается на основании ОКСМ. Документ содержит подпись ответственного лица и печать учреждения.
  5. Сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1, который оформляют уполномоченные органы государства экспортера (выдает ТПП на платной основе). Проверить подлинность сертификата можно онлайн на сайте ТПП по номеру.

Как правильно указать происхождение товара в заявке

В законодательстве о контрактной системе подчеркивается, что указывать страну происхождения участники должны только в закупках в рамках национального режима, то есть с запретами и ограничениями по допуску.

В заявке от участника должно быть название государства и подтверждающие документы, иначе заявка будет отклонена.

Но если требование об указании страны происхождения не было установлено, а участник его указал, то заявку отклонят законно.

Указание страны происхождения в заявках на участие может потребоваться при участии в открытом конкурсе по ст. 51 44-ФЗ, в открытом конкурсе в электронном формате по ст. 54.4 44-ФЗ и при участии в электронном аукционе по ст. 66 44-ФЗ.

Согласно изменениям от 2018 года, участник закупки, который не укажет страну происхождения в заявке на участие в электронном аукционе, может продолжить участие в закупке, и его заявка не будет отклонена.

Но поставляемая им продукция будет приравнена к импортной со всеми вытекающими из этого последствиями:

  1. Если в отношении товара установлен запрет на закупку иностранной продукции, то заявку участника без подтверждающих документов отклонят. Например, если участник поставляет мебель или товары легкой промышленности, то импортная продукция к участию строго не допускается.
  2. Если запреты на иностранные товары не действуют, то в отношении поставки с иностранными товарами или с приравненными к ним контракт подписывается на условиях сниженной на 15% цены.
  3. При закупке с правилом «третий лишний» заявку будут рассматривать как ту, в которой предлагается иностранный товар. Если на торги придут минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то поставку с иностранными товарами отклонят.

Для правильного указания страны происхождения товара необходимо опираться на Постановление Госстандарта №529-ст от 2001 года, который ввел в действие Общероссийский классификатор с указанием стран мира.

При указании страны необходимо учитывать следующие правила:

  1. Не допускается использование сокращений, которые не приняты по классификатору. Наиболее типичными примерами таких сокращений являются РФ, КНР и США. ФАС в своих разъяснениях также подчеркивала, что использование сокращения РФ недопустимо. Вместо него нужно указывать официальное наименование «Российская Федерация», вместо США – «Соединенные Штаты Америки». Еще одна распространенная ошибка: указание широко употребимого понятия «Белоруссия» вместо официального «Беларусь».
  2. Недопустимо указывать город или регион без упоминания конкретной страны. Например, «Московская область» вместо «Российская Федерация».
  3. Нельзя использовать произвольные фразы в графе со страной происхождения: например «Товар отечественного производства», «Сделано в России» вместо корректного указания страны по классификатору.
  4. Нужно различать понятия «страна происхождения» и «наименование места происхождения». Под последним по ст. 1516 ГК понимается определенное место, которое ассоциируется с производством уникального товара. Например «тульский пряник», «вологодское кружево» и пр.
  5. Нужно различать страну происхождения товара и место регистрации товарного знака (бренд может быть зарегистрирован в России, а страной происхождения будет КНР).

Классификатор стран мира (ОКСМ)

Страна происхождения товара указывается в соответствии с общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

С актуальной версией классификатора стран можно ознакомиться по ссылке. В общероссийском классификаторе каждой стране присваивается три кода: буквенные коды альфа-2 и альфа-3, а также цифровой.

Буквенное обозначение присваивается стране по принципам сходства с названием государства на английском и французском языках.

Цифровой код обладает преимуществом перед буквенным, так как на него не могут повлиять изменения наименования страны, и он достаточно стабилен.

Последние изменения, актуальные на 2019 год

В классификатор стран мира могут вноситься правки с учетом изменений наименования страны и при прочих правках. В 2019 году внесены правки в наименование по 328 коду: Гайана-Кооперативная Республика Гайана-GY-GUY.

Изменилось наименование Королевства Свазиленд (748 код) на «748 – Эсватини-Королевство Эсватини», а также полное название «Ливия» изменилось на «Государство Ливия» у кода 434.

Таким образом, указание страны происхождения товара нужно указывать в заявке на участие, которую поставщик подает с учетом требований заказчика. Заказчик может установить обязанность поставщика указать страну происхождения в случае, если закупка происходит в рамках национального режима в рамках 44-ФЗ.

Загрузка…

Страна происхождения товара: какие документы ее подтверждают | Контур.Закупки

При участии в закупках по 44-ФЗ необходимо указывать, в какой стране произведен товар. О том, какие для этого существуют документы и кто их выдает, читайте в нашей статье.

Что такое страна происхождения

Страна происхождения товара — это государство, где этот товар был произведен «от и до». Также страной происхождения будет считаться государство, на территории которого товар был подвергнут достаточной обработке или переработке в соответствии с определенными критериями.

Необходимость указывать страну происхождения возникает у лица, которое ввозит товар — декларанта — в процессе его таможенного декларирования. Однако таможенным органом могут быть затребованы документы, которые подтверждают информацию о происхождении товара, указанную в таможенной декларации. Таких документов два — это декларация и сертификат о происхождении товара.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Читайте также:  Образец должностной инструкции коммерческого директора ооо

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Сертификат

Получить сертификат о происхождении товара можно в уполномоченном органе или организации той страны, откуда он ввозится. Эти организации, в свою очередь, выдают сертификат на основе сведений, которые получают из страны, где товар был произведен.

На территории Таможенного союза действуют определенные критерии, в соответствии с которыми указывается страна происхождения товара. Они закреплены в договорах между странами — членами ЕАЭС. Но товары ввозятся на территорию ТС и из прочих государств.

При этом страна происхождения может быть указана на основании каких-то иных критериев, которые установлены в этих государствах. В таком случае внутри ЕАЭС страна происхождения должна определяться в соответствии с критериями, принятыми в Таможенном союзе.

Если товар вывозится с территории ЕАЭС, то сертификат о происхождении к нему прикладывается в случаях:

  • если он необходим в соответствии с условиями контракта или правилами той страны, куда товар будет ввезен;
  • если того требуют международные договоры.

Сертификат о происхождении товара прикладывается к таможенной декларации и прочими документами, когда товары помещаются под таможенную процедуру.

Если таможня определит, что сертификат оформлен неправильно, то в предоставлении тарифных преференций декларанту может быть отказано.

Также таможенный орган может запросить у организаций, которые выдавали такой сертификат, дополнительные документы и сведения.

Органы или организации, выдавшие сертификат, должны хранить информацию о его выдаче, в том числе его копию и прочие документы, не менее 3 лет.

Декларация

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление, сделанное производителем товара, его продавцом или лицом, которое его отправляет из страны происхождения.

В декларацию включаются сведения, на основании которых можно определить, в какой стране произведен этот товар.

Декларацией о происхождении товара могут считаться, например, коммерческие или иные документы, имеющие отношение к этому товару.

На территории Таможенного союза в отношении деклараций действует то же правило, что и для сертификата. То есть если страна происхождения, указанная в декларации, определена по каким-либо критериям, отличным от принятых в ЕАЭС, то следует использовать местные критерии.

Представление документов

Сертификат или декларация предоставляется для получения тарифных преференций. Конечно, в том случае, если государству, где была произведена продукция, Таможенный союз дает эти самые преференции. В этом случае документы следует подать вместе с таможенной декларацией.

Кроме того, документ, подтверждающий страну происхождения товара, может быть запрошен таможенниками при обнаружении недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации. При том что эти сведения влияют на размер таможенной пошлины или прочих налогов.

В следующих случаях подтверждать происхождение товара и предъявлять сертификат либо декларацию не понадобится:

  • при перемещении через границу товар физическими лицами;
  • при транзите товара через таможенную территорию с освобождением от уплаты пошлин и налогов (кроме случаев, когда таможенники обнаружили, что товар ввезен с территории страны, ввоз из которой запрещен);
  • если стоимость ввозимых товаров менее определенной суммы, установленной комиссией Таможенного союза;
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза.

Сертификат СТ-1 для госзакупок. Подтверждение страны происхождения товара по 44-ФЗ

С появлением национального режима и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Это обязательное требование, за нарушение которого заявка на участие может быть отклонена комиссией при рассмотрении.

Способы подтверждения происхождения товара

Можно выделить два основных способа подтверждения страны-производителя поставляемого товара:

  1. Наличием сертификата СТ-1.
  2. В любой другой форме на усмотрение поставщика.

Поставщик принимает решение о способе подтверждения самостоятельно, исходя из того, какой товар ему необходимо поставить.

В том случае, если поставляемый товар входит в один из утвержденных перечней, накладывающих ограничения на поставку такого товара, наличие сертификата СТ-1 обязательно.

В отношении товаров, не входящих ни в один из утвержденных списков, форма подтверждения может быть любой и определяется участником самостоятельно.

Как получить сертификат СТ-1?

Выдачей сертификатов по форме СТ-1 занимаются уполномоченные органы и организации страны, из которой осуществляется вывоз товара. Для того, чтобы получить сертификат СТ-1 в России, участнику следует обратиться в торгово-промышленную палату и предоставить пакет документов на сертифицируемый товар.

В перечень необходимых документов входят:

  • заявление;
  • соглашение о поставке товара;
  • регистрационные документы товара;
  • перечень деталей и компонентов сертифицируемого товара;
  • документ, удостоверяющий происхождение товара на территории РФ.

Выдача сертификата осуществляется не позднее пяти календарных дней.

Практическая сторона проблемы подтверждения происхождения товара

Как это часто бывает в сфере контрактной системы, практика государственных и муниципальных закупок вносит свои коррективы в трактование положений законодательства, писем, постановлений и распоряжений.

С одной стороны, требование подтверждения происхождения весьма туманно и в тех случаях, когда речь не идет о поставке товаров, на которые распространяются ограничения, может обретать крайне формальную форму, когда участник чуть ли не от руки дописывает к каждой позиции товара название нашей страны, ничем не подтверждая достоверность данной информации. Подобная голословная декларация страны происхождения зачастую становится причиной для споров с заказчиком и жалоб в контрольные органы.

Предоставление сертификата СТ-1 – это самый надежный способ подтверждения страны происхождения поставляемого товара. Его наличие снимает все вопросы и неоднозначные толкования, поскольку сертификат является официальным документом, подтверждающим происхождение товара не только на территории нашей страны, но и на международном уровне.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Страна происхождения товара по 44-ФЗ: порядок ее декларирования

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
  • Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ
  • Как составить декларацию страны происхождения товара
  • Ограничения страны происхождения товаров
  • Изменения в правилах указания страны происхождения товара по 44-ФЗ с 2020 года

Участники электронных аукционов и открытых конкурсов должны знать о требовании заказчиком обозначения страны происхождения товара. 44-ФЗ в этом отношении непреклонен: данная информация является обязательной, при ее отсутствии заявка просто не будет рассматриваться.

Однако данный факт не снимает некоторых вопросов, в частности, о том, почему эти данные так необходимы, как правильно указывать информацию, какие подтверждающие документы нужны. Попробуем разобраться.

Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ

44-ФЗ устанавливает, что исполнитель в первой части заявки должен обозначить место изготовления предлагаемого им продукта.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ состоит из названия одного либо нескольких государств, на территории которых расположено производство.

Организатор торгов обязан прописать в документации правило, по которому претенденты должны сообщать такую информацию.

Понятие «страна происхождения товара по 44-ФЗ» нередко путают с отличающимися от него по смыслу терминами, такими как:

  • Наименование происхождения продукции. Оно говорит о конкретном месте, непосредственно связанном в сознании потребителя с уникальными предметами. Ярким примером здесь является оренбургский платок.
  • Местонахождение производителя. Данное понятие также не соответствует стране производства. Как показывает практика, компания не пройдет отбор для участия в торгах, когда в документах страна заменена на изготовителя. В качестве причины организатор укажет несоблюдение правил тендера.
  • Страна торгового знака. Государство, в котором зарегистрирован торговый знак, часто не идентично месту самого производства. Не секрет, что нередко можно встретить продукцию под зарегистрированным в Америке брендом «Apple», изготовленную в Китае.

В ст. 33 ФЗ-44 зафиксированы нормы составления документов. В описании объекта торгов запрещены ссылки на товарные знаки, названия места производства, компании-изготовителя.

Достаточно часто участники торгов не могут понять, для чего прописывать страну, в которой продукт был изготовлен.

В тексте закона дается пояснение: дело в том, что для всех торгов, организуемых государственными, муниципальными органами, действует национальный режим.

То есть существуют разновидности товаров, изготовленных на территории нашей страны, Белоруссии, Казахстана, для которых предусмотрены преференции. Об этом подробно расскажем ниже.

Страна обозначается в первой части заявки, а во второй (по требованию организатора тендера) прикрепляют документы, которые могут подтвердить этот факт.

Отметим, что чаще всего заказчику достаточно увидеть констатацию самого факта. Редко по условиям торгов необходимо приложить документ в соответствии с видом продукции. Закон позволяет организатору торгов требовать:

  • декларацию о стране происхождения – для нее не существует четких правил заполнения;
  • акт экспертизы ТПП (срок действия этого документа – 1 год);
  • сертификат СТ-1 (когда речь идет о медикаментах), выданный на основании указанного выше акта/заявления поставщика – он может быть разовым либо рассчитанным на три месяца или год;
  • копию специального инвестиционного контракта – допустим, юридическое лицо вкладывает более 3 миллиардов рублей в производство на территории РФ, тогда данная продукция закупается без проведения торгов.

При организации торгов по некоторым видам продукции прописываются документы, позволяющие подтвердить страну происхождения товара по 44-ФЗ.

При поставке изделий медицинского назначения, если для них существуют ограничения допуска, необходимо предоставить сертификат СТ-1.

Для поставки продуктов нужна декларации о стране происхождения, об изготовителе. Для последнего документа не установлена жесткая форма подачи.

При работе с изделиями легкой промышленности стоит позаботиться о наличии декларации страны происхождения товара, материалов, полуфабрикатов, использованных в процессе его изготовления.

Когда предметом торгов считается ПО, указывается название программного продукта, прикрепляется декларация о стране производства – она подается в любой форме.

В некоторых случаях организатору не нужен сертификат СТ-1, тогда страна происхождения товара декларируется по 44-ФЗ. Иными словами, производитель и продавец составляют документ в любой удобной для них форме и сообщают в нем, где была изготовлена продукция.

Для экспортируемого товара осуществляют экспертную оценку – она позволяет установить государство, где продукт был изготовлен. Предметы отечественного производства для использования в пределах страны проходят сертификацию Торгово-промышленной палаты, данный процесс тоже сопровождается экспертизой.

Очень важно понимать, как определяется страна происхождения товара по 44-ФЗ, и правильно внести данную информацию в заявку. Существует ряд ошибок, допускаемых исполнителями в большинстве случаев.

Чаще всего в тексте документа есть аббревиатуры, недопустимые по классификатору стран происхождения товара по 44-ФЗ. К наиболее распространенным относятся РФ, КНР, США. Несмотря на то, что они часто используются в обычной жизни, классификатор требует прописывать названия стран полностью: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, пр.

Читайте также:  Аудиторов обяжут передавать сведения о подозрительных клиентах

Также участники тендера указывают город либо регион, но при этом забывают написать страну. Допустим, «Пермский край», хотя, с точки зрения ФЗ-44, грамотной будет считаться формулировка «Российская Федерация».

Многие исполнители пишут в тексте заявки наиболее привычное название страны, то есть «Белоруссия», а не «Беларусь». Также нельзя использовать следующие фразы: «продукция российского производства», «изготовлено в России». По ним понятна страна изготовления товара, но с юридической точки зрения грамотной является формулировка «Российская Федерация».

Как составить декларацию страны происхождения товара

Данная декларация необходима, когда организатор торгов установил запрет на товары, произведенные иностранным государством или их группой. Стоит пояснить, что национальный режим ввели на законодательном уровне, чтобы обеспечить преимущество для производителей из стран-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия).

Подготовка декларации не составляет труда. Обычно ее оформляют на фирменном бланке исполнителя, для ИП есть поблажка – они могут использовать обычный.

Декларация включает в себя такие обязательные блоки:

  1. Шапка или название документа: «Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров».

Национальный режим по Закону № 44-ФЗ: практика применения

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов. С этой статье будет рассмотрен ряд вопросов, к примеру, где получить сертификат СТ-1?

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов, к примеру: как подтвердить российское происхождение определенных товаров? Где получить сертификат формы СТ-1? Что делать в случае, если заявка содержит российский и иностранный товар?

Каким образом узнать, что в государственной закупке действует национальный режим?

Если на какой-либо товар распространяется нацрежим, то в плане-графике государственный заказчик должен указать требование, а в закупочных документах отразить:

  • ссылку на правительственное постановление, на основании которого действует национальный режим;
  • условие, касающееся того, что в заявке участником указывается цена за единицу по каждой позиции, и участник является ответственным за предоставление недостоверной информации о стране, где товар был произведен;
  • какими документами участник имеет возможность подтвердить, что место происхождения товара – одна из стран ЕАЭС.

Какими документами можно подтвердить страну происхождения товара?

Какой документ необходимо приложить к заявке, определяется видом продукции. Это может быть:

  • акт экспертизы ТПП (срок его действия составляет один год);
  • декларация о стране происхождения (в свободной форме);
  • сертификат по форме СТ-1, который выдан на основании акта экспертизы либо по заявлению поставщика: годовой (на лекарства), трехмесячный либо разовый;
  • СПИК, или копия специального инвестиционного контракта (если юридическое лицо инвестирует более 3 млрд. рублей в производство товара в России, а государство производит его закупку без проведения конкурса).
  • При закупках ряда товаров Правительство РФ указывает, какими документами участник закупки имеет право подтвердить страну происхождения.
  • К примеру, при проведении закупок радиоэлектронной продукции:
  • При проведении закупок товаров машиностроения или мебели:
  • актом экспертизы ТПП;
  • СПИК;
  • сертификатом по форме СТ-1.
  1. При проведении закупок медицинских изделий, для которых имеются ограничения допуска, – сертификатом по форме СТ-1.
  2. При проведении закупок продуктов – декларацией о стране, где был произведен товар (в свободной форме), а также стране его происхождения.
  3. При проведении закупок товаров легкой промышленности – декларацией страны происхождения товаров, а также материалов и полуфабрикатов, которые были использованы для производства товарной продукции.
  4. При проведении закупок программного обеспечения – названием ПО, а также декларацией о стране его происхождения (в свободной форме).

Если при проведении закупок не устанавливается обязательное требование о предоставлении сертификата по форме СТ-1, то участником самостоятельно определяется форма, являющаяся подтверждением страны производства. Это может быть сертификат по форме СТ-1, декларация либо другой вышеуказанный документ.

Продавец и изготовитель продукции могут в свободной форме самостоятельно составить декларацию о стране-производителе товара (приказ МЭР РФ № 155 от 25 марта 2014 г.). К примеру, есть возможность прикрепить к заявке таблицу со страной происхождения и товарами по каждой из позиций.

Название страны происхождения должно быть указано в полном соответствии с классификатором стран мира (например, в нем нет страны США – есть Соединенные Штаты Америки).

Из-за такого казалось бы безобидного сокращения заказчик может отклонить вашу заявку, и будет прав. Например, об этом указано в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.

2017 № Ф10-3317/2017 по делу № А54-7222/2016. 

Что может быть, если к заявке не будут приложены подтверждающие документы?

При наличии запрета на закупки иностранных товаров заявка без подтверждающих документов будет отклонена (к примеру, если вами поставляются товары легкой промышленности или мебель).

Если нет запрета на поставку иностранных товаров, однако для российских товаров действует ценовая преференция, заявка будет рассматриваться как иностранная. То есть, при проведении аукциона надо будет заключать госконтракт с ценой, которая на 15 процентов меньше от предложенной, в других же конкурентных закупках при оценке заявки участник не получит снижающего коэффициента к своей цене.

Если при проведении закупки есть правило «третий лишний», то заявка участника будет рассмотрена как заявка с товаром иностранного производства. Если на госзакупку пришли минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то заявка будет отклонена.

В сертификате по форме СТ-1 и декларации указаны разные данные: что будет?

В первой части заявки на участие в электронном аукционе поставщиком должна быть задекларирована страна происхождения, во второй – приложен сертификат по форме СТ-1 (если таковой необходим).

Рассматривая заявку на аукцион, заказчик должен сопоставить документы в двух ее частях: в первой части – страну происхождения, во второй – сертификат по форме СТ-1. Расхождение данных свидетельствует о том, что победителем были предоставлены недостоверные данные. В этом случае заявка будет отклонена как несоответствующая требованиям закупки.

Как заказчиком проверяется происхождение товара?

В случае если в заявке достаточно будет задекларировать страну происхождения товара, госзаказчик верит победителю «на слово»: прописывает в контракте указанную страну происхождения, а проверку документов проводит лишь при приемке товара. В случае если при закупке требуется сертификат по форме СТ-1, заказчики могут самостоятельно убедиться, что он подлинный. Факт выдачи сертификата можно проверить в реестре (на сайте ТПП).

Есть ли возможность задекларировать российский товар, поставив при этом китайский?

Если при проведении закупки действовал национальный режим, то товар заменять не допускается, даже если он имеет улучшенные характеристики. От такого товара заказчик обязан отказаться. Победитель должен будет расторгнуть контракт либо осуществить поставку товара российского происхождения.

Заказчик может пойти навстречу, но только по обоюдному согласию

При расторжении заказчиком госконтракта по суду или в одностороннем порядке на основании предоставления поставщиком недостоверной информации, касающейся соответствия своего товара установленным требованиям, он станет победителем торгов. В таком случае поставщику грозит потеря обеспечения контракта и включение в РНП.

Сертификат по форме СТ-1: как его получить?

Документ можно оформить в региональной ТПП (основанием служит акт экспертизы, выполненный сотрудниками этой же палаты). Этот акт действителен в течение одного года после его выдачи. Для получения сертификата участник торгов должен написать заявление в ТПП, приложив к нему:

  • правоустанавливающие документы (для физических лиц – паспорт, для юридических лиц – свидетельство о регистрации, а также постановке на учет);
  • годовой акт экспертизы (при его наличии).

Если акта не имеется, то чтобы получить СТ-1 необходимо представление:

  • лицензии о производстве товара;
  • сведений, подтверждающих возможность производить товар (в ТПП следует уточнить, какие именно сведения представлять).

В заявке часть товара иностранная, а часть российская: что будет?

Если существует запрет в отношении закупки иностранных товаров, то заявки с полностью либо частично иностранной продукцией будут отклонены. Если же действуют определенные ценовые преференции, действия заказчика будут зависеть от того, какова стоимость товара из ЕАЭС, указанная в заявке.

При аукционных торгах

Если стоимость товара, происходящего из ЕАЭС, составляет более 50 процентов от цены заявки, то у поставщика есть право на получение преференций, и при победе его цена не будет снижена на 15 процентов.

Если указанная в заявке победителя аукционных торгов стоимость товаров из государств, являющихся членами ЕАЭС, составляет менее 50 процентов от стоимости остальных товаров, то при победе общую цену госконтракта снизят на 15 процентов.

При проведении других конкурентных закупок

Если в запросе предложений, котировке либо конкурсе в своей заявке участник предлагает продукции из ЕАЭС более 50 процентов, он получит преференции, а к цене его заявки применяется понижающий коэффициент.

Отметим, что значение имеет не объем товара, а его цена. К примеру, 51 процент от объема заявки составляет соль иностранного производства, 49 процентов – сахар из стран ЕАЭС.

Но поскольку сахар дороже, то в заявке стоимость российского товара будет больше 50 процентов от цены всего объема закупки, при этом поставщик получит преференции.

По этой причине госзаказчик в закупках с национальным режимом будет просить указать происхождение, а также стоимость по каждой позиции товара.

Закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС: что делать?

Если закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС, то заказчик может приобрести иностранный товар. Единственный документ, доказывающий отсутствие российских аналогов, – соответствующее заключение Минпромторга РФ. Другие же доказательства будут проигнорированы заказчиком, и заявка с иностранным товаром будет отклонена.

Теги: национальный режим,

Количество просмотров: 5172

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *