Юридический отдел «Факультета медицинского права»
С «03» сентября 2016 года Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Указанное положение было установлено Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.
В целях применения при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора риск-ориентированного подхода используемые юридическими лицами и ИП производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами.
Основание отнесения объектов санитарно-эпидемиологического надзора к категориям риска
Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется:
- решением главного государственного санитарного врача РФ или главного государственного санитарного врача Федерального медико-биологического агентства (далее — ФМБА) — при отнесении объектов государственного надзора к категории чрезвычайно высокого риска;
- решениями главных государственных санитарных врачей субъектов РФ или руководителей территориальных органов ФМБА, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, — при отнесении объектов государственного надзора к категориям высокого и значительного риска;
- решениями должностных лиц по месту нахождения объекта государственного надзора, определенных главным государственным санитарным врачом РФ или главным государственным санитарным врачом ФМБА, — при отнесении объектов государственного надзора к категориям среднего и умеренного риска.
В зависимости от присвоенной категории риска проведение плановых проверок осуществляется с определенной периодичностью.
Критерии отнесения объектов санитарно-эпидемиологического надзора к категориям риска
Если с критериями отнесения объектов пожарного надзора все было относительно понятно, то критерии отнесения объектов санитарно-эпидемиологического надзора к категориям риска скорее напоминают урок математики.
Законодатель выделяет 2 вида критериев отнесения объектов санитарно — эпидемиологического надзора к категориям риска:
- Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно — эпидемиологического благополучия, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (далее — Критерии тяжести негативных последствий);
- Критерии вероятности возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Таким образом, медицинская организация как объект контроля (надзора) подпадет под проверки органов санитарно — эпидемиологического надзора в рамках риск — ориентированного подхода при применении обоих вышеназванных критериев.
Критерии тяжести негативных последствий
Для наибольшего удобства восприятия Факультет Медицинского Права представляет критерии тяжести негативных последствий отнесения объектов санитарно-эпидемиологического надзора к категориям риска в виде схематичной таблицы.
1 × 10-3 | Чрезвычайно высокий риск | 1 раз в календарном году |
от 1 × 10-4 до 1 × 10-3 | Высокий риск | 1 раз в 2 года |
от 1 × 10-5 до 1 × 10-4 | Значительный риск | 1 раз в 3 года |
от 1 × 10-6 до 1 × 10-5 | Средний риск | Не чаще чем 1 раз в 4 года |
от 1 × 10-7 до 1 × 10-6 | Умеренный риск | Не чаще чем 1 раз в 6 лет |
менее 1 × 10-7 | Низкий риск | Плановые проверки не проводятся |
Доводим до сведения, что для определения показателя потенциального риска ® Правительством РФ была утверждена специальная формула:
G | p | U | M |
показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ | показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности | показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности | показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора |
Обращаем внимание на то, что значения показателя численности населения, находящегося под воздействием объекта санитарно-эпидемиологического надзора, определяется для каждого объекта санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с методикой, утверждаемой Роспотребнадзором. Однако на данный момент такая методика не утверждена.
При этом, значения показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности установлены следующие:
Деятельность в области здравоохранения | ||
1. Деятельность в области здравоохранения, за исключением | 0,0087 | 4,84 |
деятельности по использованию источников ионизирующего излучения (ИИИ) | 0,0094 | 3,34 |
2. Деятельность лечебно-профилактических организаций, за исключением: | 0,0077 | 4,9 |
деятельности родильных домов | 0,0068 | 8,54 |
деятельности родильных отделений в многопрофильных лечебно-профилактических организациях | 0,07 | 4,75 |
деятельности стоматологических поликлиник (кабинетов), не использующих источники ионизирующего излучения | 0,007 | 3,48 |
деятельности стоматологических поликлиник (кабинетов), использующих источники ионизирующего излучения | 0,0068 | 2,66 |
3. Деятельность санаторно-курортных учреждений, за исключением | 0,0089 | 8,76 |
санаториев для детей, в том числе для детей с родителями | 0,0069 | 12,2 |
4. Иная деятельность в области здравоохранения | 0,0087 | 4,84 |
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.
Критерии вероятности возможного несоблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства
Обращаем внимание на то, что объекты санитарно-эпидемиологического надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к таким категориям соответственно при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта санитарно-эпидемиологического надзора к категории риска:
- 2 постановлений и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или ИП за совершение административного правонарушения, вынесенного должностными лицами Роспотребнадзор, должностными лицами ФМБА или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанных органов;
- решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
При этом, объекты контроля (надзора), подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии при последней проверке юридического лица или индивидуального предпринимателя в отношении указанных объектов контроля (надзора) предписаний об устранении нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Более подробно о плановых проверках с применением риск-ориентированного подхода читайте в нашей статье: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».
Полный текст материала доступен только по подписке Доступ к платным сервисам kormed.ru Уже оформили?ПодробнееСпособы оплаты Оформить Оформить Пробная подпискаПопробовать Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
* Обзор НПА — это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения
Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере
По каким критериям Роспотребнадзором установлены категории риска, классы (категории) опасности производителей пищевых продуктов? Индивидуальный предприниматель поставлен в сводный план проверок на 2019 год, при этом присвоен значительный класс опасности. Хотелось бы проверить обоснованность присвоения такого класса опасности и соответственно включение в план проверок.
Сообщаю Вам следующее:
При использовании риск-ориентированного подхода деятельности организации или ИП (используемым им объектам) присваивается определенная категория риска или класс опасности. Это напрямую влияет на периодичность проведения плановых проверок. Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся проверки.
Порядок отнесения деятельности организаций (ИП) или используемых ими объектов к определенной категории риска или класса опасности установлены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.
- Всего предусмотрено шесть категорий риска и классов опасности.
- Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия установлены в Приложении к Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре.
- Объекты государственного надзора относятся к категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью, определяемого в соответствии с пунктом 3 Приложения к Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре.
- а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет более 1 x 10 -3 — чрезвычайно высокий риск;
- б) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10 -4 до 1 x 10 -3 — высокий риск;
- в) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10 -5 до 1 x 10 -4 — значительный риск;
- г) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10 -6 до 1 x 10 -5 — средний риск;
- д) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10 -7 до 1 x 10 -6 — умеренный риск;
- е) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет менее 1 x 10 -7 — низкий риск.
- Показатель потенциального риска причинения вреда здоровью (R) определяется по формуле:
- R = G x p,
- G — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования);
- p — показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности.
- Показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований (G) определяется по формуле:
- U — показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности;
- M — показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора.
- Значения показателя численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора, определяется для каждого объекта государственного надзора в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Значения показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности определяются по перечню согласно приложению N 2.
[2]
На основании совокупности коэффициентов, числовых показателей и формул расчета субъект предпринимательства имеет возможность самостоятельно определить уровень риска применения к нему государственного контроля.
Получить информацию о присвоенной категории риска (классе опасности) вы можете у контролирующего (надзорного) органа или на его сайте. Если вы с ним не согласны, подайте заявление о его изменении.
Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:
На основании совокупности коэффициентов, числовых показателей и формул расчета субъект предпринимательства имеет возможность самостоятельно определить уровень риска применения к нему государственного контроля.
- Что такое риск-ориентированный подход
Риск-ориентированный подход заключается в том, что деятельность организации или ИП (либо производственные объекты, которые ими используются), относят к определенной категории риска или классу опасности (ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).
Это напрямую влияет на периодичность проведения плановых проверок организации или ИП. Более высокую категорию риска (класс опасности) проверяют чаще, а более низкую — реже.
- В каких сферах применяется риск-ориентированный подход
Риск-ориентированный подход применяется при проведении достаточно большого количества проверок.
- Как устанавливаются категории риска и классы опасности
- Как узнать информацию о категории риска или классе опасности
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций и Горячая линия. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу
Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс
Читайте так же: Составляем договор на поставку пиломатериалов
Кожина Снежана Римовна
в рамках услуги Консультации Линии консультаций
Благодаря риск-ориентированному подходу санитарная обстановка в стране улучшилась
Новые подходы к организации санитарно-эпидемиологического надзора, в частности, внедрение модели управления рисками, позволили стабилизировать и улучшить санитарную обстановку в России.
Об этом говорится в опубликованном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году».
Этот документ анализирует все аспекты, влияющие на здоровье человека: от качества воздуха и воды до продуктов питания и радиационной обстановки.
За шестилетний период ведомство внедрило в свою деятельность ряд нововведений, которые позволили сделать жизнь граждан безопаснее. Так, было изменено законодательство в сфере санитарно-эпидемиологических правил и защиты прав потребителей, усилена ответственность за несоблюдение норм санитарного законодательства.
Однако кроме этого, доклад отмечает роль изменения самих подходов к осуществлению Роспотребнадзором контрольно-надзорной деятельности.
Так, переход к риск-ориентированному подходу, внедряемому в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности, позволил обеспечить в 2017 году «стабильную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, снизить негативное воздействие факторов среды обитания на здоровье населения».
Усиление лабораторного контроля качества вместе с внедрением риск-ориентированного подхода позволили за 6 лет в 7 раз уменьшить объем пищи, не соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию химических загрязнителей.
Профилактика опасных заболеваний позволила снизить заболеваемость по 39 инфекционным и 13 паразитарным болезням: так, в сравнении с 2016 годом заболеваемость гриппом в 2017 снизилась на 42,4%, количество смертельных исходов от гриппа снизилось более чем в 20 раз. Доклад связывает это с кампанией по массовой иммунизации населения, а также недопущением завоза опасных заболеваний из-за границы.
За пятилетний срок на 4% выросла обеспеченность населения водой, отвечающей требованиям безопасности.
Однако лишь три региона на 100% обеспечены безопасной питьевой водой: Москва, Санкт-Петербург и Северная Осетия.
В то же время, в Вологодской области, занимающей последнее место в рейтинге, только 45,01% жителей обеспечены безопасной водой. В среднем же безопасную питьевую воду получает 91,46% жителей страны.
Доклад сообщает, что это также привело к снижению смертности. «Улучшение качества и безопасности питьевых вод привело к сокращению с 2012 года на 5,2% дополнительных случаев смерти и на 10% случаев заболеваний, ассоциированных с микробным и химическим загрязнением воды», — отметил Роспотребднадзор.
В два раза снизалась доля проб атмосферного воздуха населенных мест с превышением ПДК загрязняющих веществ, по сравнению с 2012 годом. Это обеспечило снижение смертности и заболеваемости от химического загрязнения атмосферного воздуха на 23,4 % и 5,2 %. Доклад связывает это с системой мероприятий, по охране атмосферного воздуха, осуществляемых в течение ряда лет.
Кроме того, Роспотребнадзор подвел итоги деятельности органов и учреждений, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Анализируя работу Федерального медико-биологического агентства, участвующего в реформе контроля и надзора, эксперты Роспотребнадзора высоко оценили результаты применения проектного управления и системы управления рисками.
«Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов, из сферы надзора территориальных органов ФМБА России выведено около 8500 объектов низкой категории рисков.
Одновременно исключены контрольные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства», — отмечает доклад. Под строгим контролем остались лишь действительно опасные объекты и объекты здравоохранения и отдыха.
О совещании в роспотребнадзоре по внедрению риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности
- О совещании в роспотребнадзоре по внедрению риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности
- Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анной Поповой 2 декабря 2015 года проведено совещание по предварительным итогам реализации риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора.
- В совещании приняли участие представители Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, руководители территориальных органов и организаций Роспотребнадзора.
- Обсуждены предварительные итоги внедрения риск-ориентированной модели контроля (надзора), в том числе практическая реализация указанной модели в деятельность территориальных органов Роспотребнадзора, а также методология контроля (надзора) на основе системы оценки риска.
- Отмечена важность проводимой работы по совершенствованию методологии установления критериев риска, ограничению или исключению из планового контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не представляет риска для здоровья населения.
- Признана значимость совместной работы Роспотребнадзора с предпринимательским и экспертным сообществом по разработке и внедрению современной модели контроля (надзора) на основе оценки риска причинения вредя здоровью населения.
- Достигнута договоренность о дальнейшем проведении совместных мероприятий при внедрении риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора.
Риск-ориентированный надзор. Критерии Роспотребнадзора
Опубликован Приказ Роспотребнадзора от 30.09.2015 N 1008 «О внедрении Методических рекомендаций».
[1]
Речь идет о Методических рекомендациях «Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий». Территориальным органам Роспотребнадзора рекомендовано руководствоваться документом при планировании контрольно-надзорных мероприятий.
Читайте так же: В мвд предложили расширить полномочия полиции
Риск-ориентированная модель надзора включила в себя систему оценки потенциальной опасности объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, с учетом критериев риска причинения вреда здоровью человека и окружающей среде при нарушении санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Ее цель:
- обеспечение условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда;
- концентрация усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека (населения, работающих, потребителей);
- сокращение числа проверок на объектах низкого риска для населения, работающих, потребителей.
Рекомендации содержат и само определение риска, то есть, сочетания вероятности нанесения вреда и тяжести этого вреда. Степень риска будет определяться через аудит — оценку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарных правил и других нормативных документов.
В документе также приведена классификация организаций и видов деятельности по степени потенциального риска причинения вреда здоровью. В зависимости от класса опасности будет устанавливаться и периодичность проверок:
Риск-ориентированная модель надзора
- Модель содержит классификацию видов деятельности и хозяйствующих субъектов по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека и будет использоваться для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий.
- Под классификацию подпадут и все предприятия индустрии красоты: в зависимости от того, к какому классу риска их отнесут, будет составляться план проверок.
- Класс потенциальной опасности субъекта надзора (объекта надзора)/ характеристика потенциального риска причинения вреда здоровью
- Форма контрольно-надзорного мероприятия
- Лабораторное обеспечение мероприятий по контролю (надзору)
- I класс опасности
- Проведение выездных плановых проверок
- Проведение полного объема лабораторно-инструментальных исследований в целях обеспечения мероприятий по контролю (надзору).
- II класс опасности
- Проведение выездных плановых проверок (в случае необходимости проведение внеплановых выездных проверок по согласованию с органами прокуратуры)
- Проведение минимально-достаточного объема лабораторно- инструментальных исследований в целях обеспечения мероприятий по контролю (надзору).
- III класс опасности
- Проведение выездных плановых проверок или документарные проверки
- Проведение минимально-достаточного объема лабораторно- инструментальных исследований в целях обеспечения мероприятий по контролю (надзору).
- IV класс опасности
- Проведение документарных проверок, осуществление контроля за производственным контролем
- Проведение выборочных исследований в рамках контроля ведения производственного контроля на объектах надзора
- КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
- ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
- ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА
- ПО ПОТЕНЦИАЛЬНОМУ РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА
- ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Что такое план проверок Роспотребнадзора, и при чем здесь риск-ориентированный подход?
(Окончание. Начало в № 10 .2018)
УСТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПО РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ
Для Роспотребнадзора постановлением Правительства № 806 определен подход, предполагающий установление категории по риску причинения вреда здоровью населения при осуществлении деятельности.
Указанный подход конкретизирован в методических рекомендациях «Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» 5.1.0116-17, утвержденных руководителем Роспотребнадзора 11 августа 2017 г.
, которыми определены базовые принципы установления потенциального риска причинения вреда здоровью, установлен единый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.
- Сразу следует отметить, что указанный документ распространяется только на федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и касается только организации плановых контрольно-надзорных мероприятий.
- Установление категории риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется для деятельности юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП), которая осуществляется на производственных объектах, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и внесенных в Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации) и деятельность которых подлежит санитарно-эпидемиологическому надзору, формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами (ОКВЭД, ОКПД).
- КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ РИСК?
- Потенциальный риск причинения вреда здоровью в результате определенного вида деятельности определяется:
- · вероятностью нарушения законодательства деятельности;
- · вредом здоровью при нарушении санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования;
- · численностью контингента (населения), находящегося под воздействием определенного вида деятельности хозяйствующего субъекта.
- Вероятность нарушения санитарного законодательства характеризуется частотой нарушения статей санитарного законодательства по видам деятельности, подлежащим надзору, рассчитанную по статистике результатов проверок в целом по Российской Федерации за трехлетний период.
- Перечень значений показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности приведен в приложении к постановлению Правительства № 806.
- Так, например, показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности ресторанов, кафе, баров, закусочных, столовых, в том числе столовых при предприятиях и учреждениях, составляет 0,0059 (при Max –0,049, Min – 0,0012), а показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) – 6,88 (при Max – 12,2, Min – 1,25).
- При расчете показателя, характеризующего численность населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора (масштаб воздействия), рассматриваются категории граждан (контингенты населения), для которых санитарным законодательством установлены обязательные требования:
- · работники, занятые на объекте надзора;
- · потребители услуг (работ), выполняемых на объекте надзора;
- · потребители продукции, производимой на объекте надзора, или продукции и связанные с требованиями к продукции процессы;
- · население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха от деятельности объекта надзора;
- · население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения водных объектов от деятельности объекта надзора;
- · население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения почв от деятельности объекта надзора.
- Показатели, характеризующие численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, определяются с использованием среднестатистических величин, свойственных объекту и коэффициентов, учитывающих время контакта с населением.
Примерами таких среднестатистических величин являются численность работающих, число койко-мест в стационарах лечебных учреждений, число мест в детских дошкольных или школьных учреждениях, торговая площадь, объемы производимой продукции на предприятиях пищевой промышленности, объемы забора и очистки воды для питьевого водоснабжения и т.д.
- КАТЕГОРИИ РИСКА
- В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 806, для объектов государственного надзора рассчитаны показатели потенциального риска причинения вреда здоровью и исходя из него проведено отнесение к шести категориям риска: от чрезвычайно высокой категории до низкой категории.
- Для реализации задачи по внедрения риск-ориентированного подхода Роспотребнадзором разработана информационная система, включающая в себя алгоритмы формирования базы данных субъектов (объектов) надзора, математические модели расчетов показателей и присвоения категории риска причинения вреда здоровью.
- Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- · для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в календарном году;
- · для категории высокого риска – один раз в 2 года;
- · для категории значительного риска – один раз в 3 года;
- · для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 4 года;
- · для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.
- В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
- В практическом преломлении применение риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора означает, что при общем правиле – проведение плановой проверки не чаще чем один раз в три года, при отнесении субъекта государственного контроля (надзора) к высокой категории риска его плановая проверка может быть проведена один раз в 2 года.
- В целом же, внедрение риск-ориентированного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеет целью:
- · обеспечение условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда здоровью всего населения и конкретных категорий – работников, потребителей товаров и услуг;
- · концентрацию усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека;
- · сокращение числа проверок на объектах низкого риска для населения, работающих, потребителей;
- · улучшение качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;
- · стимулирование объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок.
- ТАТЬЯНА МЕНЬЩИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 11 (193) дата выхода от 26.11.2018.
Риск-ориентированный и профилактический надзор в области санитарно-э
- Реформа контрольно-надзорной системы в России
- Риск-ориентированный надзор
- Профилактика нарушений в санитарно-эпидемиологическом надзоре
- Категория риска: как ее узнать и можно ли изменить
Реформа контрольно-надзорной системы в россии
В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа контрольной и надзорной деятельности (далее — реформа).
Основные положения данной реформы определены приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам), срок реализации которой — до 2025 года. В перечень проектов и мероприятий программы входят:
- внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
- внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований;
- внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
- внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;
- внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
- автоматизация контрольно-надзорной деятельности;
- повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.
Каждое из программных мероприятий находится в тесном взаимодействии с другими, реализация которых происходит параллельно и комплексно.
Основным результатом реформы должно стать снижение количества смертельных случаев, числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных, снижение материального ущерба и административной нагрузки на организации и граждан, оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении контроля и надзора.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — один из старейших видов надзора: в 2017 г. ему исполнилось 95 лет — Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» был подписан 15 сентября 1922 г.
Нормативная база
Основные направления деятельности в области санитарно-эпидемиологического надзора определены:
Риск-ориентированный подход способствовал обеспечению стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации в стране — Комитет проектной деятельности
КОМИТЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образован: в 2017 году Координирует и контролирует работу комитета: Заместитель Губернатора области
Боцан-Харченко Аркадий Александрович
Председатель комитета: Догадов Андрей Евгеньевич Количество сотрудников: 8 чел. Информация для контактов: Адрес: 600000, г. Владимир, Октябрьский пр., 21, тел : 8 (4922) 52-36-61(приемная) тел./факс: (4922) 53-03-95
e-mail:
kpd@avo.ru каб. 411, 417, 421, 419, 312 (в здании администрации области)
- График работы: понедельник-пятница, с 9:00 до 17:30
- Официальные страницы комитета в социальных сетях:
Риск-ориентированный подход способствовал обеспечению стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации в стране
Новые подходы к организации санитарно-эпидемиологического надзора, в частности, внедрение модели управления рисками, позволили стабилизировать и улучшить санитарную обстановку в России. Об этом говорится в опубликованном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году».
Этот документ анализирует все аспекты, влияющие на здоровье человека: от качества воздуха и воды до продуктов питания и радиационной обстановки. За шестилетний период ведомство внедрило в свою деятельность ряд нововведений, которые позволили сделать жизнь граждан безопаснее.
Так, было изменено законодательство в сфере санитарно-эпидемиологических правил и защиты прав потребителей, усилена ответственность за несоблюдение норм санитарного законодательства. Однако кроме этого, доклад отмечает роль изменения самих подходов к осуществлению Роспотребнадзором контрольно-надзорной деятельности.
Так, переход к риск-ориентированному подходу, внедряемому в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности, позволил обеспечить в 2017 году «стабильную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, снизить негативное воздействие факторов среды обитания на здоровье населения». Для каждой сферы ответственности ведомства были разработаны научно обоснованные принципы риск-ориентированной модели.
Это позволило разработать методические подходы к созданию профилей риска. Так, например, при определении подходов к идентификации опасности сальмонелл при их поступлении с мясом птицы в качестве приоритета были установлены устойчивые к фторхинолонам бактерии S. enteritidis.
А при определении комплексных мер по оценке и управлению риском для здоровья работающего населения была научно обоснована роль дисперсности пылевых частиц для оценки вредного их воздействия на организм работников «пылевых» профессий разных отраслей промышленности.
Усиление лабораторного контроля качества вместе с внедрением риск-ориентированного подхода позволили за 6 лет в 7 раз уменьшить объём пищи, не соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию химических загрязнителей.
Профилактика опасных заболеваний позволила снизить заболеваемость по 39 инфекционным и 13 паразитарным болезням: так, в сравнении с 2016 годом заболеваемость гриппом в 2017 снизилась на 42,4%, количество смертельных исходов от гриппа снизилось более чем в 20 раз. Доклад связывает это с кампанией по массовой иммунизации населения, а также недопущением завоза опасных заболеваний из-за границы.
За пятилетний срок на 4% выросла обеспеченность населения водой, отвечающей требованиям безопасности. Однако лишь три региона на 100% обеспечены безопасной питьевой водой: Москва, Санкт-Петербург и Северная Осетия. В то же время, в Вологодской области, занимающей последнее место в рейтинге, только 45,01% жителей обеспечены безопасной водой.
В среднем же безопасную питьевую воду получает 91,46% жителей страны. Доклад сообщает, что это также привело к снижению смертности. «Улучшение качества и безопасности питьевых вод привело к сокращению с 2012 года на 5,2% дополнительных случаев смерти и на 10% случаев заболеваний, ассоциированных с микробным и химическим загрязнением воды», — отметил Роспотребднадзор. В два раза снизалась доля проб атмосферного воздуха населенных мест с превышением ПДК загрязняющих веществ, по сравнению с 2012 годом. Это обеспечило снижение смертности и заболеваемости от химического загрязнения атмосферного воздуха на 23,4 % и 5,2 %. Доклад связывает это с системой мероприятий, по охране атмосферного воздуха, осуществляемых в течение ряда лет.
Кроме того, Роспотребнадзор подвёл итоги деятельности органов и учреждений, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Анализируя работу Федерального медико-биологического агентства, участвующего в реформе контроля и надзора, эксперты Роспотребнадзора высоко оценили результаты применения проектного управления и системы управления рисками.
«Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов, из сферы надзора территориальных органов ФМБА России выведено около 8500 объектов низкой категории рисков.
Одновременно исключены контрольные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства», — отмечает доклад. Под строгим контролем остались лишь действительно опасные объекты и объекты здравоохранения и отдыха.
Источник: http://контроль-надзор.рф/news/risk-orientirovannyy-podkhod-sposobstvoval-obespecheniyu-stabilnoy-sanitarno-epidemiologicheskoy-sit/
ГОСНОВОСТИ.РФ › О реализации принципов риск-ориентированного надзора
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека продолжает осуществлять мероприятия, направленные на минимизацию административного давления и снижение издержек со стороны бизнеса.
Количество проведенных Роспотребнадзором проверок с 2008 по 2015 год сократилось в 4 раза– с более чем 1 млн. проверок до 265 тысяч. При этом, количество плановых проверок снизилось в 2015 году по сравнению с 2008 годом в 7,5 раз, количество внеплановых проверок снизилось в 2,2 раза.
- Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти в 2014 году приступил в внедрению риск-ориентированного надзора, что позволило пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего здоровью человека.
- На основании сведений из федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска:
- – категория чрезвычайно высокого риска–1,3 % объектов,
- – категория высокого риска – 6,8 % объектов,
- – категория значительного риска – 15,2 % объектов,
- – категория среднего риска – 21,6 %,
- – категория умеренного риска – 22,6 % объектов,
- – категория низкого риска – 32,5 % объектов.
Следствием внедрения риск-ориентированного подхода при подготовке ежегодных планов плановых проверок стало сокращение плановых проверок в 2016 году на 30,5 %, в сравнении с планом на 2015 год. При этом объекты умеренного и низкого риска проверяются планово не чаще, чем раз в 6 лет, либо вообще освобождаются от плановых проверок.
План проверок Роспотребнадзора на 2017 год сформирован с учетом риск-ориентированного подхода. Порядка 60% плана составляют объекты чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Субъекты малого предпринимательства вносятся в планы проверок только как нарушители, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного приостановления деятельности.
Роспотребнадзором реализуется пилотный проект по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Разработаны и утверждены показатели оценки результативности и эффективности осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ведется масштабная работа по актуализации актов санитарного законодательства на основании планов, подготовленных с учетом предложений не только органов государственной власти, но и бизнес-сообщества.
Эта публикация на сайте Роспотребнадзора
Роспотребнадзор внедряет риск-ориентированную модель для организации проверок
Чтобы повысить уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и при этом устранить избыточные административные барьеры для бизнеса, Роспотребнадзор внедряет риск-ориентированную модель организации контрольно-надзорной деятельности.
Единый порядок классификации хозяйствующих субъектов и видов деятельности в зависимости от потенциального причинения ими вреда здоровью граждан содержится в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Роспотребнадзора №1008 от 30.09.2015.
Рекомендации применяются, во-первых, для классификации организаций и видов их деятельности по критериям потенциального риска причинению здоровья, во-вторых, для определения требований к периодичности проверок в соответствии с классом опасности, в-третьих, для формирования плана контрольно-надзорных мероприятий.
Риск-ориентированная модель позволит инспекторам сконцентрироваться на проверках объектов, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека, а предприятия и организации с низкими рисками проверять реже, либо совсем освободить от плановых проверок. Критерии для отнесения предприятия к тому или иному классу опасности определялись на основе анализа большого объема статистических данных, сведений отчетности и другой информации.
При помощи Методических рекомендаций предприниматель может определить, к какому классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью относится его организация или предприятие и, следовательно, узнать с какой периодичностью в фирму могут проходить проверяющие из Роспотребнадзора. Методические рекомендации довольно объемный документ, предназначенный прежде всего для специалистов, и если бизнесмен не справится с расчетами самостоятельно, то для определения класса опасности можно обратиться в Роспотребнадзор.
«Классификации подлежат все предприятия и индивидуальные предприниматели, внесенные в ЕГРИЛ или ЕГРИП, поэтому данный процесс касается всех представителей бизнес-сообщества.
Разделение объектов проверки по классу опасности, которую они представляют для здоровья людей, — очень хорошая идея.
С одной стороны, это позволит Роспотребнадзору сфокусировать внимание на действительно потенциально опасных объектах, грамотно распределить силы и средства на проведение проверок, а с другой стороны, облегчит жизнь предпринимателям, чья деятельность относится к низкому или умеренному классу опасности, — отметила председатель ВО «ОПОРА РОССИИ» Екатерина Краскина. — Думаю, такой дифференцированный подход к проведению контрольных мероприятий принесет хорошие результаты и бизнесу, и Роспотребнадзору».
Методические рекомендации — скачать.
← Вернуться к списку новостей
Посмотрите также:
ДИПЛОМ «Доверие потребителей»