Расширена ответственность по коап за коммерческие взятки

Для экономической сферы характерно преступление, которое носит название коммерческий подкуп. Если сравнивать его с взяткой, то в составе обоих деяний можно отметить сходство, но некоторые различия все-таки имеются.

В данной статье мы разберемся, каков состав коммерческого подкупа и какое наказание может быть для того, кто берет ценности и для того, кто дает.

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Что такое коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – это преступление, состоящее в том, что одно лицо в коммерческой организации занимает руководящую должность, а второе лицо передает ему денежные средства или другие блага материального характера, изъявляя желание, чтобы берущий действовал в его интересах. Также возможно оказание услуг имущественного характера, что будет аналогично считаться коммерческим подкупом.

В данной ситуации существенными признаками считаются два обстоятельства:

  • Факт передачи денежных средств, оказание услуг или прочие действия осуществляются противозаконно. Когда руководитель обладает законными правами на получение данного имущества или у него есть права на него, то здесь вести разговор о коммерческом подкупе будет неуместно.
  • Передача материальных ценностей вызвана действиями или бездействием, совершаемыми руководителем организации (или это только планируется) в интересах виновного. Следует понимать, что если управленец получил подарок просто так и оснований для этого нет, то формально состава преступления не имеется.

Вдобавок, данное преступление включает в себя, помимо передачи ценностей, получение их лицом, занимающим управленческую должность.

Чем коммерческий подкуп отличается от взятки

Между такими преступлениями, как взятка и коммерческий подкуп имеется принципиальное различие, заключающееся в следующем:

  • В первом случае противозаконно обогащается чиновник иностранной, российской или международной организации.
  • Во втором случае обогащается незаконным методом лицо, которое занимает управленческий пост в коммерческой организации.

Необходимо учитывать, что в коммерческой организации управляющее лицо наделено властью только в границах данной организации, а должностные лица могут обладать властью также на лиц, которые не состоят в их служебном подчинении. Есть любопытный факт: уголовное законодательство не дает подробной трактовки, что конкретно нужно понимать под термином взятка.

В связанных с получением взятки преступлениях, законодательство твердо оговаривает два отдельных состава: дача взятки; получение взятки.

Условия для квалификации преступления как коммерческого подкупа

Для квалификации преступления как коммерческого подкупа, нужно, чтобы гражданин, который получает денежные средства или другие материальные ценности, был наделен статусом лица, занимающего управленческое кресло. Данное понятие расшифровывается в примечаниях к другой статье, описывающей такое преступление как превышение полномочий.

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Опираясь на это примечание, таким лицом может быть признано:

  • Генеральный директор, директор или другое лицо, управляющее самостоятельно организацией.
  • Гражданин, который на постоянной основе (в силу утвержденной штатным расписанием должности), временно (к примеру, занимает должность заместителя отсутствующего директора, выполняя его функции), или по специальному основанию (к примеру, на основании доверенности) наделен административными функциями в организации или полномочиями распорядителя.

Предприятие может быть как некоммерческим, так и коммерческим. Оно не может лишь относиться к числу муниципальных, государственных учреждений или органов. Если действия преступного характера совершаются сотрудниками данных учреждений или органов, то они будут квалифицированы уже не как коммерческий подкуп, а как преступление по статьям, трактующим дачу или получение взятки.

Ответственность за коммерческий подкуп

За коммерческий подкуп ответственность тесно переплетается с квалифицирующими признаками, с которыми преступление было совершено. В итоге виновных может настигнуть такое наказание:

  1. Если совершен подкуп лица, занимающего управленческую должность и если дополнительных признаков не наблюдается, то ответственность может выражаться в виде штрафных санкций (в размере десятикратной суммы, которая была передана подкупаемому лицу). Также виновного может ожидать уголовная ответственность в виде лишения свободы на 3 года.
  2. Для лица-управленца, который принял подкуп, наказание обозначено в виде «вилки». Минимальная сумма штрафа составляет 15-тикратный размер подкупа. По максимуму виновного ожидает штраф вплоть до 40-кратного размера. Также может «светить» лишение свободы на срок до 7 лет.
  3. В случае наличия обстоятельств, усиливающих тяжесть происшедшего преступления, наказание будет жестче. К примеру, преступление было совершено в составе группы или лицо, наделенное властью, побуждают нарушить закон. В данном случае возможен минимальный штраф в 40-кратном размере коммерческого подкупа. Максимально виновного может ожидать 6 лет за решеткой.
  4. Если подкупаемый совершает преступление с группой лиц, самостоятельно занимается вымогательством подкупа или в качестве «ответной доброты» незаконно бездействует или совершает заведомо противозаконные действия, то его ожидает такое минимальное наказание – штраф в 50-тикратном размере. Если говорить о максимальном наказании, то виновного ожидают не только штрафные санкции, то и лишение свободы на срок до 12 лет.

Заостряем внимание на том, что ответственность принимающего будет намного выше, чем лица, которое дает. На это есть важная причина – нарушение законодательных норм со стороны лица-управленца влечет за собой большую общественную опасность.

Если говорить о поступке подкупающего лица, то оно затрагивает только одного получающего. А действия руководителя организации имеют отношение к интересам контрагентов и сотрудников. Вдобавок, его противозаконные действия оказывают отрицательное влияние на авторитет организации.

Как избежать наказания за коммерческий подкуп

  • Несмотря на то, что коммерческий подкуп является действием преступного характера, которое будет наказано по всей строгости уголовной законодательной базы, виновному предоставляется возможность смягчить наказание.
  • Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки
  • Но это становится реальным лишь для того, кто занимался передачей финансовых или материальных ценностей, а не для того, кто их принял.

Вдобавок, нужно, чтобы выполнялось одно из двух дополнительных условий:

Уйти от ответственности не сможет лишь одно лицо – получатель коммерческого подкупа. И если даже он примет решение сотрудничать с полицией, его наказание в дальнейшем может быть мягче, но оно обязательно будет.

Меры наказания за мелкий и крупный коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – незаконная передача денежных средств, материальных ценностей или/и имущественных услуг должностному лицу коммерческой или иной организации (но не государственной, муниципальной или органов самоуправления) взамен на деяния или бездействие в интересах подкупающего в рамках должностных полномочий или в связи с оказываемым должностным влиянием. Также в понятие входит принятие обозначенных ценностей должностным лицом указанных организаций взамен на предоставление указанных услуг.

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

При этом оказываемые услуги должны быть незаконными либо противоречить интересам коммерческой или иной организации, либо предоставляться тайно по предварительному сговору.

Преступление считается совершенным в момент передачи указанных ценностей должностному лицу вне зависимости от времени передачи коммерческого подкупа.

Но в случае когда указанные ценности передаются должностному лицу у после действий или бездействия в интересах другой стороны, обязательно должен иметь место быть факт предварительно сговора сторон преступления с целью осуществления коммерческого подкупа.

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Взятка и коммерческий подкуп имеют схожие характеристики, но понятие взятки более распространено.

И в первом, и во втором случае должностному лицу незаконно выплачивают определенное денежное вознаграждение, дарят материальные ценности или оказывают имущественные услуги, но в случае взятки объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, а в случае подкупа – коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.

Объясняется это тем, что взятка может быть незаконно выплачена таким субъектам, как должностные лица государственных организаций, органов самоуправления или муниципальных учреждений. Подкуп же осуществляется в отношении сотрудников коммерческих организаций, а также иных организаций, в отношении незаконных выплат сотрудникам которых нельзя применить термин «взятка».

Уголовная ответственность за подкуп

Понятие коммерческого подкупа и меры наказания за преступление определяются статьей 204 УК РФ. Статья состоит из 8 пунктов и двух примечаний.

В первых четырех пунктах содержится информация о мерах наказания, применяемых в отношении субъекта, незаконно осуществляющего подкуп, в следующих случаях:

Обратите внимание

Взятка в крупном размере определена в примечании к ст.290 УК и составляет не менее 150 тысяч рублей. Особо крупный размер взятки по ч.6 ст.290 и ч.5 ст.291 УК составляет не менее одного миллиона рублей.

  1. Не отличающийся отягощающими обстоятельствами (размером не более чем 25 тысяч рублей) с уголовной ответственностью в виде штрафа размером до 400 тысяч рублей либо СД (сумма дохода) за 6 месяцев максимально, либо в РО (размер откупа), умноженном на значение от 5 до 20. Наиболее суровым наказанием является до 24 месяцев ограничения свободы, исправительных работы либо лишения свободы (пункт 1).
  2. В значительном размере (размером более 25 тысяч) наказывается штрафом в размере до 800 тысяч рублей, или СД за 9 месяцев, или от 10-кратного до 30-кратного РО. Также возможны от 12 до 24 месяцев ограничения свободы, исправительных работ, ЛПЗОД или ЗОД (лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность на срок до 36 месяцев), до 36 месяцев лишения свободы на либо объединение нескольких таких мер включая штрафы (пункт 2).
  3. В крупном размере (более 150 тысяч), предоставленный за заведомо незаконные действия или выплаченный организованной группой либо группой по предварительному сговору, предусмотрены штрафы в размере до 1,5 миллиона либо до СД за год, либо от 20 до 50 РО. Дополнительно предусмотрено ЛПЗОД или ЗОД на срок до 36 месяцев или 36-84 месяца лишения свободы (пункт 3).
  4. В особо крупном размере (на сумму свыше миллиона рублей) предусмотрены наказания в виде штрафа от 1 до 2,5 миллиона либо СД за период от года до 30 месяцев, либо 40-70 РО. Также предусмотрено ЛПЗОД или ЗОД на срок до 60 месяцев, 48-89 месяцев лишения свободы и комбинация нескольких мер (пункт 4).

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Выплата подкупа родственникам или доверенным лицам должностного лица коммерческой компании либо выплата после осуществления незаконных требований не освобождает преступника от ответственности. Но примечание к статье предусматривает, что можно избежать ответственности, если соблюдено одно из следующих условий:

  • будет доказан факт вымогательства выплат или услуг должностным лицом (кстати, о том,как доказать получение взятки — читайте тут,
  • виновник сообщит уполномоченным органам о преступлении и будет содействовать следствию.

Пункты 5-8 же содержат информацию об уголовной ответственности лиц, принимающих подкуп:

  1. Штраф в размере до 700 тысяч, СД до 9 месяцев либо в 10-30-кратном размере РО. Дополнительно до 36 месяцев лишения свободы со штрафом или без него (за преступление, предусмотренное пунктом 1 статьи).
  2. Штраф в размере 0,2-1 миллиона, СД за 3-12 месяцев либо 20-40 кратной РО. Также ЛПЗОД или ЗОД и на срок до 36 месяцев, до 60 месяцев лишения свободы и комбинация нескольких методов (за преступление, предусмотренное пунктом 2 статьи).
  3. Штраф в размере 1-3 миллиона или СД за 1-3 года, или 30—60 РО. А также ЛПЗОД или ЗОД на срок до 60 месяцев либо 60-108 месяцев лишения свободы или комбинация мер (за преступление, предусмотренное пунктом 3).
  4. Штраф в размере 2-5 миллионов либо от двух до пятилетнего СД, либо 50-90-кратного РО. Также ЛПЗОД или ЗОД на срок до 72 месяцев, 84-144 лет лишения свободы и комбинация мер (за преступление, предусмотренное пунктом 4).

Для должностного лица, принимающего подкуп методы наказания комбинируется таким образом, что самая строгая мера (лишение свободы) комбинируется с небольшим штрафом (меньше минимальных показателей), а лишение прав заниматься определенной деятельностью с близким к максимально возможному. Чтобы избежать ответственности необходимо не допускать осуществления преступления, то есть передачи денег или услуг.

Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в х

Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Это может повлечь серьезные проблемы, например, наложен многолетний запрет на участие в государственных тендерах/конкурсах, и/или банкротство Вашего бизнеса из-за многомиллионных штрафов по ст.19.28 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Читайте также:  Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

В соответствии с данной статьей последствие дачи взятки будет в виде штрафа, который может начинаться от 1 000 000 рублей (за взятку в размере до 1 000 000 рублей или, даже, например, в виде бутылки вина), и превышать 20 000 000 рублей, и даже 100 000 000 рублей (в случае взятки в крупном или в особо крупном размерах). Ситуация осложняется еще и тем, что в соответствие с законом, даже судья не вправе заменить такой штраф – предупреждением.

Правоохранительные органы должны привлекать юридические лица к ответственности по ст.19.28 КоАП только после вступления в силу приговора за взятку и коммерческий подкуп по ст.ст.291 и 204 Уголовного Кодекса РФ, если же они поспешили, то их действия и решение необходимо обжаловать и добиться отмены.

Важно запомнить, что ответственность по данной статье должна возникать только в случае дачи взятки или коммерческого подкупа от имени или в интересах юридического лица, например, в связи с привлечением конкретного ООО к административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности.

Соответственно, чтобы избежать многомиллионного штрафа Вам важно найти доказательства и грамотно отстаивать в суде позицию, что взятка передавалась исключительно в личных интересах руководителя или представителя компании. Например, чтобы избежать персональной уголовной ответственности генерального директора, а не компании в целом.

По таким административным делам желательно запросить копию вступившего в силу приговора и другие материалы уголовного дела, которые могут помочь в защите и оправдании, что уже случалось в успешной практике автора.

Даже если избежать ответственности невозможно — есть правовые пути и аргументы для снижения размера штрафа ниже 1 000 000 рублей. Ведь особенно обидно платить миллионный штраф за бутылку вина или маленькую пятитысячную взятку какому-либо государственному инспектору. Уголовный штраф по ч.

1 ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» при хорошей работе адвоката может составить всего 30 000 – 50 000 рублей. А последствия для Вашей фирмы — юридического лица, серьезные: грозит административный штраф по ст.19.28 КоАП в размере не менее 1 000 000 рублей – явно несоразмерно нарушению.

В этом случае нужно обратиться к ч.3 ст.3.5 КоАП «Административный штраф», которая гласит, что в случае, предусмотренном статьей 19.

28 настоящего Кодекса размер штрафа не может превышать стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Соответственно при сумме взятки 5 000 рублей – сумма административного штрафа не должна превышать 500 000 рублей, а это уже неплохая экономия в размере не менее полумиллиона рублей. Об этом положении закона не все знают, иногда упускают из вида и теряют значительные денежные суммы.

Штрафы за взятку по КоАП РФ: административная ответственность за превышение должностных полномочий

Взяточничество, являясь одной из главных проблем распространения коррупции, препятствует гражданам реализовать их законные права на имущественные отношения, образование, сохранение здоровья и подрывает веру к государственной власти.

Содержание

  • Административные правонарушения
  • КоАП
  • Поправки в статью
  • Наказание

Административные правонарушения

Для противодействия коррупции, к которой относится и взяточничество, значение имеет не только определение понятия «коррупционное преступление», но и «коррупционное правонарушение». При этом за совершение преступлений, относящихся к взяточничеству, карает УК, а правонарушения относятся к юрисдикции КоАП.

Административное правонарушение коррупционного типа несет меньшую опасность для общества, чем коррупционное преступление. Однако такие деяния являются предпосылкой для совершения коррупционного преступления, в связи с чем их предупреждение и пресечение играет большую роль. В настоящее время пока не существует четкого понятия коррупционного правонарушения.

В связи с этим различные специалисты по законотворчеству предлагают различные подходы к определению коррупционных правонарушений.

Один из этих подходов предполагает, что к таким правонарушениям относятся действия, указанные в ст. 19.28 КоАП, введенной в связи с ратификацией РФ международных документов.

Другие подходы предполагают включать в список правонарушений, связанных с коррупцией, и другие административные нарушения.

КоАП

Вопросам борьбы с взятками, как преступлениями, посвящен ряд статей УК. По УК наказанию можно подвергать физических лиц, дающих или получающих взятки. Наказание же юридических лиц за взятки рассмотрено в КоАП.

В ст. 19.28 КоАП взятка рассматривается в контексте «незаконного вознаграждения от имени юрлица».

При этом за передачу чиновнику денег, имущества или предоставление услуг за действия (или бездействие) в интересах юрлица должно последовать наказание.

В соответствии с законом, даже прекращение уголовного преследования физического лица, действующего от имени компании, не отменяет наказания для юрлица.

Пример. Гендиректор ООО «Трастсрой» (Вологодская обл.) К. передал судебному приставу В. (г. Череповец) часть взятки в 15000 руб. за непринятие мер по изъятию имущества ООО и его реализации. После чего был задержан ФСБ.

Вологодским судом К. был признан виновным по ст. 291, ч.3 УК.

Постановлением мирового судьи участка № 65 ООО «Трастстрой» за административное нарушение по ст.19.28 (ч. 1) КоАП был подвергнут административному штрафу в 1 млн. руб.

Поправки в статью

О важности этой статьи говорит тот факт, что в настоящее время Госдумой рассматривается вопрос о внесении в нее изменений. Эти изменения подготовлены Правительством и предназначены для того, чтобы расширить ответственность за взятку.

В настоящее время по ст. 19.28 юрлица могут быть привлечены к ответственности только тогда, когда действия по даче взятки ведутся исключительно от данного юрлица.

 Практика показала, что руководители компании для того, чтобы избежать наказания, закрывают данную компанию и продолжают работать в дочерней.

Особенно это распространено в международных компаниях, имеющих сложную конфигурацию.

В новом изложении статьи ответственность за взятки будет распространяться на случаи, когда противоправные действия осуществляются в интересах, связанных с данным юрлицом компаний – дочерних обществ, аффилированных лиц.

Наказание

По ст. 19.28 КоАП на юридическое лицо может быть наложен административный штраф:

  1. В трехкратном размере относительно суммы средств, обещанных или переданных должностному лицу, но не менее 1 млн. руб. Кроме того, должны быть конфискованы деньги, акции, имущество.
  2. Для случая крупного (более 1 млн. руб.) незаконного вознаграждения могут быть назначены штраф в 30-кратном размере (не менее 20000000 руб.) и конфискация денег, акций, имущества.
  3. Для случая особо крупного (более 20000000 руб.) незаконного вознаграждения могут быть назначены штраф в 100-кратном размере (не менее 100000000 руб.) и конфискация денег, акций, имущества.

Загрузка…

Коммерческий подкуп в УК РФ. Ответственность

Коррупция – одна из самых тяжелых социальных «болезней». Ее проявления многогранны и разнообразны и, к сожалению, издавна сопровождают практически все сферы жизни нашего общества. Конечно, с этим явлением следует бороться, поэтому разные виды коррупции объявлены уголовными преступлениями и предусматривают серьезную ответственность.

С развитием предпринимательства в РФ практически постоянно предпринимаются попытки нарушать законы рыночной экономики. Одним из путей такого нарушения является коммерческий подкуп – торговая разновидность взятки.

Рассмотрим этот вид уголовного проступка подробнее, определим, в чем его особенности, в отличие от взятки, и что грозит изобличенным в нем предпринимателям.

Что такое коммерческий подкуп

Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.

Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).

Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе.

ВНИМАНИЕ! Вред от коммерческого подкупа лежит не только в моральной плоскости, это правонарушение негативно влияет на принцип конкуренции, которым должна руководствоваться здоровая экономика. Кроме того, такое деяние подрывает авторитет конкретной коммерческой компании.

Понятия, близкие коммерческому подкупу

Термин «коммерческий подкуп» определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:

  • коммерческая взятка;
  • коррупция в негосударственной сфере;
  • торговое «подмазывание»;
  • мзда.

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Объект коммерческого подкупа

Под объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:

  • выполняется специально уполномоченными сотрудниками, чьи обязанности по ее выполнению соответствующим образом оговорены в их трудовых контрактах;
  • призвана служить правомерным интересам граждан РФ;
  • жестко нормируется законодательными положениями и внутренними актами организации.

Таким образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.

Виды коммерческого подкупа

С точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого подкупа:

  • передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой структуры организации;
  • получение денег, активов или выполнение действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2017 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.
  2. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

    • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
    • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

    В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

    • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
    • принудительные работы до 4 лет;
    • арест от 3 месяцев до полугода;
    • тюремное заключение до 6 лет.
  3. За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
  4. Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.
Читайте также:  Изменения в обращении с отходами 1-го и 2-го классов опасности

Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

  1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
    • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
    • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
    • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
  2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

Как доказать коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно.

Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие.

Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

  • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
  • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).

К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

Отличие коммерческого подкупа от взятки

По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

  • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
  • цель этих правонарушений – корысть;
  • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.


Основание для сравнения
Взятка
Коммерческий подкуп
1 Статья Уголовного кодекса Ст. 290, 291 Ст. 204
2 Сфера осуществления Государственные и административные организации Коммерческие организации
3 Вид правонарушения Должностное Коммерческое
4 Объект преступления Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
5 Потенциальные субъекты преступления «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
6. Время совершения правонарушения Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
7. Степень тяжести правонарушения Небольшая При передаче – небольшая, при получении – большая

Когда коммерческий подкуп только кажется таковым

В некоторых случаях коммерческий подкуп юридически констатировать нельзя:

  1. Неправомерные требования материального или иного вознаграждения за действие или бездействие коммерческих структур не могут быть сочтены преступлением, пока средства не были переданы требующему лицу. Однако на основании требований можно возбудить уголовное дело и доказать коммерческий подкуп.
  2. Если действие, за которое «берущей» стороне была предоставлена незаконная выгода, было законным, то коммерческий подкуп даже при наличии остальных признаков, не идентифицируется. Например, в обязанности руководителя отдела входит распределение некоего оборудования – предоставление его во временное пользование клиентам фирмы. Клиент «благодарит» руководителя за то, что он вошел в число получивших оборудование. Коммерческого подкупа здесь нет, поскольку оборудование распределено законно, хотя и небеспристрастно.
  3. ВНИМАНИЕ! Такое кажущееся противоречие обусловлено неполноценностью формулировки ст. 204, которая не содержит точного определения передачи незаконного вознаграждения.

  4. «Дающая» сторона пообещала неправомерное вознаграждение. До тех пор, пока она не передала хотя бы его части «берущей стороне», о подкупе говорить не приходится, даже если «берущая» сторона выполнила все, за что ей обещали подкуп. Отсутствие факта передачи – отсутствие состава преступления.

Что нужно знать об административной ответственности за взятку — Право на vc.ru

Какие угрозы для бизнеса несет «безобидная» административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

ЧТО? Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица

КОМУ? должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации…

ЧЕГО? денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав

ЗА ЧТО? за совершение в интересах данного юридического лица… действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

ВЛЕКУТ наложение административного штрафа… размер которого исчисляется миллионами рублей. (Ст.19.28 КоАП РФ)

Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.

Виды ответственности за «взятку»

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Привлекаемыми лицами являются:

  • в рамках административной ответственности — юридические лица;
  • в рамках уголовной ответственности — физические лица.

Важно: индивидуальные предприниматели НЕ являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.

taxCOACH

Такого термина официально в законе не существует.

Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.

Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.

Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.

Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.

По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»

(ст. 19.28 КоАП РФ). Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

Размеры штрафов действительно поражают:

— не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;

— за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;

— если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела… и даже водитель.

НАПРИМЕР: 1. В одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение
районного суда о привлечении юридического лица к административной
ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД
взятку в размере 9 800 руб.

, чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки
водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.

) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для
которого выше. 2. В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб.

за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения
другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.

Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения помимо высоких штрафов?

Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

Читайте также:  Договор займа в валюте между юридическими лицами

За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.

Кто и как обычно привлекает?

В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

  • физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;
  • источники для такого вознаграждения;
  • была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

Привлечение физ. лица к уголовной ответственности дает «зеленый свет» привлечению организации, (в интересах которой он действовал или которой обещал какие-то преференции) к административной ответственности

«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа

Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ.

Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.

К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало…

Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?

Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.

Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

  • определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;
  • разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;
  • принять кодекс этики и служебного поведения работников.

Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

Больше материалов об ответственности предпринимателя — на нашем сайте.

Статья 19.28 КоАП РФ накажет всех. Или как законодатель в антикоррупционной статье предостерегает бизнес от ябедничества

Недавно столкнулся со статьей 19.28 КоАП РФ. Как мне показалось, она весьма противоречива и несправедлива.

Ситуация заключается в том, что генеральный директор Х некоего ООО сообщил, что должностное лицо вымогает взятку. Также сообщил, что ранее передавал взятку в определенном размере.

В соответствии с примечанием ст. 291 УК РФ от уголовной ответственности ген. директор был освобожден.

И вроде бы все хорошо: вымогательства прекратились, преступление обнаружено и раскрыто благодаря ген. директору. Справедливость восторжествовала.

Но как бы не так, прокурор имея на руках лишь обвинительное заключение в отношении взяткополучателя привлекает ООО к административной ответственности в порядке ч.1 ст.19.28 КоАП РФ.

Доводы о том, что благодаря ген. директору этого ООО и был обнаружено и раскрыто преступление, остаются без внимания. Прокурор разводит руками и говорит: «ну не мы эту статью придумали».

Несмотря на то, что КС РФ многократно высказывался о том, что в действиях юридического лица может быть «вина», у меня в голове никак не укладывается мысль о том, как «совокупность имущества» может субъективно относиться к содеянному его исполнительными органами.

Согласно ч. 1 ст. 19.

28 КоАП РФ незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. 

Положение ч.1 ст.19.

28 КоАП РФ не допускают назначение административного наказание ниже низшего предела соответствующей административной санкции, а также установленный данной нормой минимальный размер административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значения для дела существенные обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Таким образом, положения ст. 19.28 КоАП РФ ставят в неравное положение юридические лица в интересах которого было осуществлено незаконное вознаграждение, так как независимо от того в каком размере было передано, предложено или обещано незаконное вознаграждение в пределах до 333 333 рублей санкция  будет одна и та же — не менее одного миллиона рублей.

Соответственно при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1ст. 19.28 КоАП РФ теряется, какой либо смысл в исследовании смягчающих обстоятельств и разрешение вопроса о назначении наказания ниже низшего предела, а также исследование имущественного положения юридического лица.

Таким образом, юридические лица в интересах, которых состоялась передача, предложение или обещание незаконного вознаграждения в размере до 333 333 рублей уравниваются в содеянном и подлежат одинаковому наказанию, что не допустимо.

Также положения ст.19.28 КоАП РФ допускают привлечения к административной ответственности юридическое лицо, исполнительные органы которого своевременно сообщили о незаконном вознаграждении в правоохранительные органы.

Ст. 19.28 КоАП является аналогом ст. 291 УК РФ, однако, если в уголовном законодательстве к ответственности  привлекается исполнитель противоправных действий, то в административном законодательстве к ответственности привлекается лицо в интересах, которого были совершены противоправные действия.

Положение ст. 19.

28 КоАП РФ, также как и положение ст. 291 УК РФ направлены на противодействие коррупции. Однако, отсутствие в ст. 19.28 КоАП РФ аналогичного примечания ст.

291 УК РФ, освобождающие от ответственности лицо активно способствовавшее раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, допускает привлечение к административной ответственности добросовестное юридическое лицо. Тем самым, губительно действует на агентурные сети правоохранительных органов и побуждает к сокрытию правонарушений и преступлений связанных с коррупцией.

Положение ст. 19.

28 КоАП РФ не конкретизируют роль и взаимосвязь между лицом передавшим, предлагавшим и обещавшим незаконное вознаграждение и юридическим лицом в интересах, которого осуществлены противоправные действия, тем самым заведомо приравнивает юридическое лицо к исполнителю или соучастнику исполнителя административного правонарушения и подразумевает вину юридического лица, что противоречит принципу презумпции невиновности.

В то же время, административное законодательство никак не регулирует ответственность непосредственного исполнителя незаконного вознаграждения. Соответственно, положения ст.19.28 КоАП РФ создают условия и предоставляют механизм, позволяющие преследование юридического лица в административном порядке, инициированное с целью нанесения ущерба этому лицу.

Так, любое лицо косвенно или не имеющее никакого отношения к юридическому лицу может передать или даже лишь предложить или обещать   незаконное вознаграждение должностному лицу с целью причинить ущерб данному юридическому лицу, либо с целью устранить конкурента.

В случае обещания или предложения незаконного вознаграждения исполнитель или получатель незаконного вознаграждения не подлежат никакой ответственности, в тоже время юридическое лицо подлежит привлечению к ответственности в виде наложения штрафа не менее одного миллиона рублей.

Соответственно, положение ч.1 ст.19.28 КоАП РФ допускает возможность привлечения юридического лица без установления его роли и инициативы в содеянном.

Также, положение ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ допускает возможность привлечения к административной ответственности за предложение или обещание незаконного вознаграждения. Данные действия являются вербальными и без реальной передачи незаконного вознаграждения невозможно определить действительность этих предложений и оценить причиненный ущерб.

В то же время, положения ст. 19.28 КоАП РФ предусматривают ответственность заинтересованного юридического лица кратную предложенному или обещанному незаконному вознаграждению, что в свою очередь дает возможность судам назначить штраф не за реально переданное незаконное вознаграждение, а предполагаемое.

Более того, как уже отмечалось исполнитель обещания или предложения, а также получатель незаконного вознаграждения не несут никакой ответственности в данном случае, однако вербальные действия данных лиц могут повлечь ответственность юридического лица, которое даже не инициировало таких обещаний или предложение, а также не уполномочивало лицо, осуществившее данные действия.

«Пример: Гражданин Х подходит к участковому и передает 5 тыс. рублей с просьбой покровительствовать ООО. Ответственность несет участковый (290 УК РФ) гражданин (291 УК РФ) и ООО на 1 000 000 рублей (ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ).

Другой пример:  Гражданин Х подходит к участковому и обещает 1 000 000 за покровительство.  Ответственность участковый не несет, гражданин не несет, а ООО должны оштрафовать уже на 20 000 000 рублей по ч.2 ст.19.28.»

Соответственно, предполагаю, что основная проблема в положении ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ состоит в том, что исполнитель незаконных передачи, обещания или предложения не идентифицируется с юридическим лицом в интересах, которого произведены противоправные действия.

Предполагаю, что данная проблема могла бы быть решена путем внесения изменений в текст ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ, заменив слова «в интересах или от имени» на слова «от имени и в интересах» юридического лица.

Тем самым, связав непосредственного исполнителя административного правонарушения с юридическим лицом в интересах которого произведены противоправные действия, так как формулировка «от имени юридического лица» всегда предусматривает интерес этого лица. Но «от имени юридического лица» должны быть каким-то образом удостоверены полномочия.

Как мне кажется один лишь интерес не может являться формой вины. Так как «интерес» весьма широкое понятие, которое может включать в себя как «выгоду», так и простую заинтересованность. Интерес есть, а был ли умысел.

Вопрос: Справедлива ли и конституционна ст. 19.28 КоАП РФ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *