Расширен перечень разрешенных валютных операций между резидентами

30.05.2018 # КИК и амнистия

Расширен перечень разрешенных валютных операций между резидентами
Светлана Дорн

Управляющий партнер.
Руководитель практики аудита.

С тех пор, как в России началась пора установления контроля над счетами валютных резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации, законодательство о валютном контроле получило «второе дыхание». Те положения, которые существовали и ранее, но фактически были неприменимы, стали центром внимания валютных резидентов РФ и, конечно, налоговых органов.

В первую очередь, речь идет о совершении запрещенных валютных операций. Штраф за данное  правонарушение составляет от 75% до 100% суммы такой операции (п.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Разрешенные валютные операции

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – «Закон о валютном контроле») в статье 12 установлен перечень операций, которые разрешено совершать валютным резидентам РФ по счетам, открытым в банках за пределами территории РФ. Все иные операции признаются запрещенными.

Сразу отметим, что перечень разрешенных операций зависит от страны, в которой у валютного резидента открыт банковский счет. Если страна является членом ОЭСР и ФАТФ, то разрешено большее число операций.

Среди наиболее распространенных разрешенных операций можно выделить следующие:

Номер п/п Вид операции Страна, в которой открыт счет Ссылка на Закон о валютном контроле
1 Перевод собственных средств со счета в российском банке на счет в иностранном банке любая п. 4 ст. 12
2 Перевод собственных средств с одного счета в иностранном банке на другой счет в иностранном банке любая п. 4 ст. 12
3 Внесение наличных на иностранный счет любая абз. 1 п. 5 ст. 12
4 Начисление процентов на остаток средств на счете в иностранном банке любая абз. 1 п. 5 ст. 12
5 Получение от нерезидента заработной платы (и иных выплат) по трудовому договору с нерезидентом при выполнении трудовых обязанностей за пределами территории РФ любая абз. 3 п. 5 ст. 12
6 Доход от сдачи в аренду нерезиденту недвижимости, расположенной за пределами РФ, или иного имущества физического лица член ОЭСР/ФАТФ абз. 3 п. 5.1 ст. 12
7 Дивиденды по внешним ценным бумагам член ОЭСР/ФАТФ абз. 4 п. 5.1 ст. 12
8 Купонный (процентный) доход по внешним ценным  бумагам член ОЭСР/ФАТФ абз. 4 п. 5.1 ст. 12
9 С 01.01.2018 г.  доход от отчуждения ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в особый перечень, утвержденный ЦБ РФ член ОЭСР/ФАТФ абз. 5 п. 5.1 ст. 12
10 Доход от продажи нерезиденту недвижимости, находящейся в собственности резидента за пределами территории РФ   член ОЭСР/ФАТФ абз. 8 п. 5.1 ст. 12
11 Кредиты и займы в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам на срок свыше 2 лет, заключенными с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ член ОЭСР/ФАТФ абз. 1 п. 5.1 ст. 12

Перечень стран-членов ОЭСР можно найти по ссылке http://www.oecd.org стран-членов ФАТФ — http://www.fedsfm.ru/activity/fatf.

Запрещенные валютные операции

Итак, те операции, которые приведены в таблице, являются разрешенными (в таблице приведены самые распространенные из разрешенных операций, полный перечень разрешенных валютных операций см. в ст. 12 Закона о валютном контроле).

Вместе с тем, зачастую валютные резиденты совершают операции, не предусмотренные Законом о валютном контроле, иначе говоря, запрещенные, например:

  • доходы от продажи ценных бумаг до 01.01.2018 г.;
  • доходы в виде арендной платы, полученные на счет, открытый в банке в стране, не являющейся членом ОЭСР/ФАТФ;
  • дивиденды, полученные на счет, открытый в банке в стране, не являющейся членом ОЭСР/ФАТФ.

Срок давности

Давность привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Можно ли избежать ответственности

С 1 марта 2018 г. до 28 февраля  2019 г. в России проходит второй этап амнистии капиталов. В рамках амнистии можно подать специальную декларацию, указав в ней свои иностранные счета (пп. 3 п. 1 ст.

3 Федерального закона от 08.06.

2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – «Закон о добровольном декларировании»).

Валютные операции, совершенные по счетам, указанным в специальной декларации до даты ее представления, признаются совершенными без нарушения законодательства о валютном контроле (п. 4 ст. 7 Закона о добровольном декларировании).

  Лицо освобождается от административной ответственности за совершение незаконных валютных операций при подаче специальной декларации (п. 2 ст. 14.2 КоАП РФ). Однако важно обратить внимание, что амнистии подлежат только те валютные операции, которые были совершены до даты подачи декларации.

Это означает, что, если после подачи декларации физическое лицо продолжит совершать незаконные валютные операции, за их совершение может быть наложен административный штраф.

Ко всем публикациям

Валютное законодательство РФ: расширение списка разрешенных валютных операций и иные меры либерализации

24 июля 2019 г.

Государственная Дума утвердила в третьем, окончательном, чтении законопроект №733447-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств» (далее – Законопроект).

Наиболее важными мерами по либерализации валютного регулирования, предусмотренными указанным Законопроектом, являются:

  1. расширение перечня разрешенных валютных операций по зачислению средств на счета физических лиц-резидентов РФ, открытые в зарубежных банках;
  2. отмена требования о представлении физическими лицами-резидентами РФ отчета о движении средств по счету в зарубежном банке в отдельных случаях;
  3. отмена требования о репатриации резидентами РФ доходов в рублях по внешнеторговым (экспортным) договорам.

Новые разрешенные валютные операции

Как известно, российское валютное законодательство запрещает осуществление резидентами РФ операций с использованием счета или вклада в зарубежном банке, прямо не перечисленных в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ 173).

Перечень разрешенных операций с использованием зарубежного банковского счета в текущей редакции в большей своей части содержит сравнительно редко применяемые на практике операции, среди которых, в частности, отсутствует зачисление дивидендов, установлены довольно обширные ограничения по зачислениям в соответствии с договорами займа, и пр.

Законопроект вводит в перечень разрешенных операций по зачислению на счета резидентов РФ в зарубежных банках следующие новые позиции:

  1. Валютные операции между физическими лицами-резидентами РФ, находящимися за рубежом более 183 дней в календарном году.
  2. Зачисление иностранной валюты резидентам РФ, находящимся за рубежом более 183 дней в календарном году и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством государства своего пребывания, со счетов резидентов РФ в российских банках в счет оплаты:
    1. товаров;
    2. выполненных работ или оказанных услуг;
    3. передаваемой информации или результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них.
  3. Зачисления российских рублей резидентам РФ по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами.
  4. Зачисления от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов РФ в зарубежных банках.
  5. Зачисления при возврате физическому лицу-резиденту РФ денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту.
  6. Любые зачисления от нерезидентов на счета физических лиц-резидентов РФ в банкахза пределами территории РФ при одновременном соблюдении следующих условий:

Законопроект также уточняет формулировку наименования статьи 12 ФЗ 173, в соответствии с которой указанная норма применяется не только к счетам в банках, но и к счетам в иных организациях финансового рынка (в первую очередь данное уточнение может касаться платежных систем).

Помимо зачислений на счет физических лиц-резидентов РФ, Законопроект относит к разрешенным валютным операциям наличные расчеты в рублях или иностранной валюте, осуществляемые российскими образовательными организациями во исполнение договоров об оказании образовательных услуг, заключенных с физическими лицами-нерезидентами, а также с физическими лицами-резидентами РФ, пребывающими более 183 дней в году за пределами территории РФ.

Отчет о движении средств по счету в зарубежном банке

Помимо появившегося относительно недавно освобождения от обязанности по представлению отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ, распространяющегося на пребывающих вне территории РФ более 183 дней в году физических лиц-резидентов РФ, было введено ещё одно освобождение.

Требование представлять отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ не распространяется на физических лиц-резидентов РФ, счет которых открыт в банке или иной организации финансового рынка государств-участников ОЭСР или ФАТФ, одновременно участвующих в международном обмене информацией в соответствии с МСАА или иным заключенным с РФ международным договором, при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  1. общая сумма денежных средств, зачисленных на счет, либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей;
  2. остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.
Читайте также:  Повышен размер гонорара адвокатов в уголовных делах по назначению

В случае осуществления операций в иностранных валютах, для расчета суммы зачислений, списаний и остатка в рублях должен использоваться курс ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Отмена требования о репатриации доходов от экспорта товаров

Законопроект отменяет требование о репатриации (обязательном возврате) средств по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами. При этом, отмена репатриации касается исключительно внешнеторговых договоров, по которым сумма обязательств устанавливается в российских рублях и предусмотрена оплата в российских рублях.

Устанавливаются различные сроки отмены требования о репатриации денежных средств в рублях. Для резидентов РФ, являющихся экспортерами сырьевых товаров (руды, минералы, нефть, газ, драгоценные металлы и пр.), предусмотрена поэтапная отмена обязанности по репатриации:

  1. с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора;
  2. с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового договора;
  3. с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового договора;
  4. с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового договора;
  5. с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Резиденты РФ, являющиеся экспортерами несырьевых товаров, перестанут подпадать под требование о репатриации средств в рублях по внешнеторговым договорам единовременно с 1 января 2020 года в отношении всей суммы таких договоров.

Вступление Законопроекта в силу

Подавляющее большинство положений Законопроекта вступит в силу 1 января 2020 года.

Из перечисленных выше норм это не затрагивает только отмену репатриации сумм в рублях по экспорту сырьевых товаров (поэтапная отмена, см.

выше) и разрешение образовательным организациям осуществлять наличные операции во исполнение договоров оказания образовательных услуг (вступит в силу в дату официального опубликования принятого Законопроекта).

До окончательного принятия Законопроекта необходимо прохождение двух оставшихся стадий законодательного процесса: утверждение Советом Федерации и подписание Президентом РФ, после чего акт будет официально опубликован.

Валютные операции между резидентами

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У.

«Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками».

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

  • получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;
  • внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;
  • купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
  • обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;
  • иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ). Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам — резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

  • передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
  • покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами — резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «выпущенными от имени Российской Федерации». Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.

  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «юридических лиц».

  • Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам — резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях. Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация — резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

  • Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
  • Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:
  • операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
  • операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • переводов физическими лицами — резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента.
Читайте также:  Какие изменения произошли в гк рф с 1 июня 2018 года?

Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.

Разрешенные валютные переводы между валютными резидентами РФ

Еще раз всем привет! Меня зовут Артур Дулкарнаев и я занимаюсь налоговым консультированием и консультированием по валютным операциям и иностранным счетам. Ко мне часто обращаются с вопросами о том, какие валютные переводы можно совершать, а какие — нельзя. К сожалению, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», где все это содержится, написан очень сложно.

Поэтому я подготовил для себя небольшую схему, которая помогает мне быстро оценить законность валютного перевода в каждой конкретной ситуации. Я решил поделиться этой схемой с вами. Кратко расскажу контекст.

В России существует Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором содержатся множество ограничений и требований, которые распространяются на валютных резидентов РФ.

Если попытаться сгруппировать, то сейчас в этом законе есть следующие ограничения и требования:

  • Обязательное уведомление налоговых органов об открытии счетов в иностранных банках и иностранных организациях финансового рынка (с 1 января 2020 года).
  • Предоставление налоговым органам отчетов о движении средств по счетам, открытым валютными резидентами РФ в иностранных банках и иностранных организациях финансового рынка (с 1 января 2020 года).
  • Соблюдение ограничений в части разрешенных зачислений денежных средств на счета, открытые валютными резидентами РФ в иностранных банках.
  • Общий запрет на совершение валютных операций между валютными резидентами РФ.

По общему правилу валютные операции между валютными резидентами РФ запрещены, за исключением тех операций, которые прямо поименованы в статье 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Среди разрешенных валютных операций есть валютные переводы между валютными резидентами РФ.

Под иностранным счетом я понимаю счет или вклад, который открыт в банке, расположенном за пределами территории РФ. Под российским счетом я понимаю счет или вклад, который открыт в российском уполномоченном банке.

Уполномоченный банк — это российская кредитная организация, которая имеет лицензию Банка России на совершение банковских операций со средствами в иностранной валюте.

В скобках я указываю ссылку на Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Разрешенные валютные переводы в рублях

  1. С иностранного счета валютного резидента РФ на российский счет другого валютного резидента РФ (пп. «ж» п. 9 ч. 1 ст. 1).
  2. С иностранного счета валютного резидента РФ на иностранный счет другого валютного резидента РФ (пп. «з» п. 9 ч. 1 ст. 1).

  3. С российского счета валютного резидента РФ на российский счет другого валютного резидента РФ (это не валютная операция по смыслу валютного законодательства, но все же разрешенная операция).

  4. С российского счета валютного резидента РФ на иностранный счет другого валютного резидента РФ (пп. «ж» п. 9 ч. 1 ст. 1).

Разрешенные валютные переводы в иностранной валюте

  1. С иностранного счета валютного резидента РФ на российский счет другого валютного резидента РФ (п. 13 ч. 1 ст. 9).
  2. С российского счета валютного резидента РФ на иностранный счет другого валютного резидента РФ с учетом ограничения в 5 тысяч долларов в день через один российский банк (п. 12 ч. 1 ст. 9).

  3. С российского счета валютного резидента РФ на российский счет валютного резидента РФ — супруга, супруги, близкого родственника без ограничения по сумме (п. 17 ч. 1 ст. 9).
  4. С российского счета валютного резидента РФ на иностранный счет валютного резидента РФ — супруга, супруги, близкого родственника без ограничения по сумме (п. 17 ч. 1 ст. 9).

Собственно схема, которую я использую в своей практике и которая может быть полезна вам:

Важно понимать, что ограничение на осуществление валютных операций между валютными резидентами РФ распространяется не на всех валютных резидентов РФ.

Общий запрет на совершение валютных операций между валютными резидентами РФ не применяется к валютным операциям между теми валютными резидентами РФ, которые проживают больше 183 дней в календарном году за пределами территории РФ.

Ключевое условие — оба участника операции должны проживать за пределами РФ большую часть календарного года.

Артур Дулкарнаев, налоговый юрист, dulkarnaev@mail.ru.

Закон о либерализации валютного контроля вступил в силу

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с либерализацией ограничений во внешнеторговых расчетах, вступают в силу с 1 января 2020 года. Такие изменения законодательства были инициированы правительством РФ. Президент России Владимир Путин подписал закон в начале августа 2019 года.

Закон снимает ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриацию денежных средств. Документ был разработан Минфином в соответствии с федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Закон отменяет с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевых товаров и поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров.

При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в российской валюте и условиями которых может быть оплата в рублях, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту относящихся к лесу и лесоматериалам товаров, требование о репатриации не отменяется.

Также не отменяется требование о репатриации в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Как отмечает старший юрист Deloitte Legal в СНГ Элина Коскина, отмена требования о репатриации позволит валютным резидентам прекращать обязательства по таким контрактам любым разрешенным способом, в том числе путем зачета встречных требований, что в настоящий момент по большинству контрактов не представляется возможным. «Данная поправка в том числе может способствовать расширению использования российского рубля во внешнеторговых расчетах», — отметила Коскина.

По словам ведущего юриста юридической практики КПМГ в России и СНГ Антона Руднева, поддерживая национальную валюту, законодатель по сути дал экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если экспорт осуществляется за иностранную валюту.

«Важно учесть, что помимо внешнеторговых контрактов, либерализация не затронула договоры займа, предусматривающие предоставление финансирования нерезидентам. По таким соглашениям резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках независимо от валюты контракта и валюты, в которой производятся расчеты по нему», — сказал Руднев.

Открытие счетов в брокерских компаниях

Кроме того, законом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте и рублях не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. По мнению Элины Коскиной, данная норма не столько расширяет права резидентов, сколько увеличивает нагрузку по отчетности как на физических, так и юридических лиц.

Читайте также:  Выполнение работ из материалов заказчика - как оформить?

«Поправка сближает банковские и брокерские счета. Однако, если раньше о счетах в брокерских организациях не было необходимости подавать уведомления и отчеты, то с 1 января 2020 года такая обязанность появляется.

Дополнительная сложность данного нововведения состоит в том, что какой-либо закрытый перечень организаций финансового рынка в законе отсутствует и потенциально под такое определение могут попасть и страховые, и пенсионные организации», — добавила Коскина.

Важность обмена финансовой информацией

Поправки к закону о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках за рубежом, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ), и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией.

Старший юрист Deloitte Legal в СНГ отмечает, что эта норма будет иметь позитивный эффект, так как на данный момент в перечень стран, обменивающихся финансовой информацией с Россией, входит более 80 стран и территорий.

Однако некоторые страны, являющиеся государствами — членами ОЭСР и/или ФАТФ, не осуществляют обмен финансовой информацией с РФ (например, США).

Соответственно, в отношении данных стран режим иностранного счета значительно ужесточен.

В связи с этим, в отношении счетов, открытых в банках данных стран, список разрешенных валютных операций существенно сократится. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной операцией и потенциально может привести к взысканию административного штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, подчеркнула Коскина.

По мнению директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольги Замесиной, логика законодателя состоит в том, что чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам по осуществлению валютных операций и упростить обязанности по подаче отчетности.

«ФНС России, в любом случае, получит данные о счетах резидентов в ходе автоматического обмена финансовой информации. Поэтому нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций», — подчеркнула Замесина.

В частности, законом предусматривается отмена требования о представлении резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами России, в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать в случае, если общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на таком счету не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

«Отмена требования о предоставлении отчетов будет распространяться на относительно небольшое число счетов с незначительными оборотами, для которых, при условии международного обмена финансовой информацией, требование об отчетности может быть признано излишним», — сказала старший юрист Deloitte Legal в СНГ.

Расчеты за учебу

Документ отменяет запрет на совершение за пределами территории России расчетов между физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, и российскими государственными вузами, а также их филиалами, находящимися за пределами территории РФ. Речь идет о расчетах по договорам об образовании.

Аналогично российским вузам и их филиалам, находящимся за пределами территории РФ, дается возможность осуществлять расчеты с такими физическими лицами — резидентами в иностранной валюте и рублях без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Также на них не распространяется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ при оплате физическими лицами — нерезидентами образовательных услуг за пределами РФ.

Этим нормам придается обратная сила: они распространятся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Позиция Минфина

В середине декабря первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что меры либерализации валютного контроля, которые начинают действовать в России с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и укрепят положение рубля на международных рынках.

«Уже принятые и обсуждаемые меры позволяют расширить использование валюты Российской Федерации в международных расчетах, активизируют использование российского рубля нерезидентами. Использование валюты Российской Федерации для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции российского рубля на международных рынках», — сказал Силуанов.

Он также отметил, что закон открывает для российского бизнеса и экономики новые перспективы. Либерализация валютного контроля не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как «Международная кооперация и экспорт», для которого требуется особое валютное регулирование.

Валютные операции между резидентами

Времена, когда практически за любые действия с иностранной валютой можно было запросто попасть под суд, конечно, давно миновали. Но это не значит, что сейчас валютные операции в России можно осуществлять вообще без всяких ограничений.

Существуют определенные правила, регламентирующие данный вид сделок, и они в значительной степени зависят от того, являются участники сделки резидентами РФ или не являются.

Рассмотрим, как регулируются валютные операции в зависимости от категории контрагента.

Валютные операции между нерезидентами

Когда оба контрагента являются нерезидентами, закон не накладывает каких-либо специальных ограничений на расчеты в валюте между ними на территории РФ.

Они должны следовать только общим требованиям нормативных актов, регулирующих ту или иную сферу экономики.

Например, если речь идет о банковских переводах — руководствоваться законодательством о безналичных расчетах, при купле-продаже акций – нормативными актами о рынке ценных бумаг и антимонопольным законодательством.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Такие операции тоже могут осуществляться без ограничений. Единственным специальным требованием является то, что валютно-обменные операции могут осуществляться только через банки, имеющие соответствующее разрешение от Банка России. Такие кредитные организации называются уполномоченными банками.

Здесь ситуация более интересная. С одной стороны – такие операции запрещены, о чем говорится в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».

С другой стороны — этот же нормативный акт предусматривает такое количество исключений из данного правила, что более верно будет сказать не о запрете, а об ограничении.

На сегодня перечень исключений составляет более двух десятков позиций и достаточно регулярно пополняется.

Спектр валютных операций, которые резиденты РФ имеют право осуществлять между собой, весьма широк — от обычной покупки в магазине Duty Free или перевода денег родственникам за границу до расчетов по сложным финансовым инструментам — факторингу или операциям РЕПО. Среди разрешенных сделок между резидентами:

  • продажа товаров пассажирам в международных поездках;
  • операции по договору комиссии, если конечный получатель услуги – нерезидент;
  • операции с внешними ценными бумагами;
  • оплата зарубежных командировок;
  • переводы в адрес диппредставительств и зарубежных посольств;
  • валютные переводы между физлицами. При этом ограничение установлено для не родственников – 500 долларов. Тем, кто связан родственными отношениями, отправлять друг другу евро и доллары можно без ограничений. Дарить и завещать валюту родственникам тоже можно неограниченно;
  • покупка/продажа бонов и монет при коллекционировании;
  • при расчетах по клирингу, договорам репо и производным финансовым инструментам. В данном случае одной из сторон договора должен являться уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • возврат валютных кредитов либо открытие валютных вкладов и ряд других.

В этой связи некоторые законодатели даже высказывают мнение о том, что настолько либеральные правила в этой сфере угрожают стабильности рубля и следует ввести полный запрет на расчеты в валюте между резидентами.

Однако данная идея представляется весьма спорной. Ведь изменения в законодательстве, связанные с расширением перечня разрешенных валютных операций, появились не просто так, а были продиктованы реальными потребностями экономических субъектов.

Поэтому введение полного запрета на расчеты в валюте между резидентами приведет к возникновению дополнительных сложностей для бизнеса, что в нынешней непростой экономической ситуации было бы весьма нежелательно.

Выводы

Валютные операции на территории РФ между нерезидентами и между резидентами и нерезидентами специально не регламентируются, за исключением требования осуществлять безналичные платежи и валютно-обменные операции через уполномоченные банки.

Валютные операции между резидентами формально запрещены, но из этого правила существует множество исключений, поэтому корректнее будет говорить, что они существенно ограничены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *