Принят федеральный закон о региональных уполномоченных по правам человека

В Госдуму внесен пакет поправок о региональных уполномоченных по правам человека, в том числе проект федерального закона об «общих принципах организации» их деятельности.

Региональные уполномоченные отмечают, что проекты введут в правовое поле их взаимоотношения с силовыми ведомствами, на которые поступает больше всего жалоб.

Правозащитник полагает, что законопроекты регулируют деятельность «не работающего в стране института».

Проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ» внесли вчера в Госдуму глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, сенаторы Людмила Бокова, Елена Афанасьева, Валентина Петренко, Владимир Полетаев и Эдуард Исаков.

Авторы поясняют, что подобные законы приняты во всех 85 субъектах, но отсутствие единообразия в «подходах к решению вопросов правового обеспечения» деятельности омбудсменов ставит жителей различных регионов «в неравные условия».

Сенаторы признают, что сейчас «с положительным результатом рассматривается незначительная часть жалоб, поступающих к региональным уполномоченным».

Согласно законопроекту, кандидатуру омбудсмена утверждает заксобрание по согласованию с федеральным уполномоченным сроком на пять лет.

Омбудсмен вправе формировать свой аппарат и определять его численность «в пределах ассигнований» регионального бюджета, «беспрепятственно посещать места принудительного содержания граждан» и обращаться в суд с административным иском в защиту прав и свобод человека и гражданина, «нарушенных решениями, действиями или бездействием» государственных или муниципальных органов.

Принят федеральный закон о региональных уполномоченных по правам человека

Государственные и муниципальные органы, согласно проекту, должны предоставлять омбудсмену информацию «не позднее 15 дней со дня получения запроса», а в течение 30 дней — рассматривать его рекомендации и сообщать «о принятых мерах в письменной форме».

За «неисполнение законных требований» омбудсмена, «вмешательство» или «воспрепятствование» его деятельности авторы предлагают ввести штрафы от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (поправки вносятся в КоАП). Соавтор поправок Андрей Клишас полагает, что они «усилят гарантии независимости уполномоченных по правам человека».

По его словам, предложения о разработке поправок «давно поступали из многих субъектов» и в итоге были подготовлены совместно с региональными омбудсменами и федеральным уполномоченным Татьяной Москальковой.

Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская назвала внесение проекта долгожданным. «Главное, что он нам должен дать,— ввести в легальное поле наши взаимоотношения со структурами «в погонах».

В действующем федеральном законодательстве сотрудничать с нами обязывают только ведомства, которые подчинены правительству. А все силовики у нас завязаны на президента»,— объяснила госпожа Зражевская. При этом, по ее словам, большинство жалоб омбудсмены получают именно на них.

«В первую очередь речь об МВД: не приняли жалобу, побили, не возбудили очевидное уголовное дело. А есть еще ФСИН, судебные приставы, МЧС. Со всеми ними сейчас мы общаемся по большей части за счет личного ресурса.

Мне, например, чаще всего хватало авторитета, да и то многие мне говорили: «Ответим тебе, потому что ты сыну моему преподавала»»,— рассказывает она.

Петербургский омбудсмен Александр Шишлов полагает, что «закон был давно необходим»: «Чтобы помогать людям, нужны нормальные правовые и материальные возможности.

Сейчас в разных субъектах омбудсмены находятся в разном положении, в некоторых регионах у уполномоченного по правам человека даже нет собственного аппарата».

Он также называет одной из главных новелл проекта возможность обращаться во все органы власти, в том числе ФСИН, с которыми сейчас приходится общаться лишь «на основании личных контактов».

Принят федеральный закон о региональных уполномоченных по правам человека

Поправки изначально столкнулись с неприятием в федеральных органах власти, рассказал “Ъ” источник в аппарате федерального омбудсмена. «Критически было настроено руководство государственно-правового управления президента.

Аргументация простая: вы же региональные уполномоченные, у вас есть местные законы, зачем вам лезть на федеральный уровень? В итоге их удалось убедить, что множество вопросов без общероссийского профильного закона решить невозможно. Но финальная версия проекта сильно ужата по сравнению с изначальными предложениями»,— говорит собеседник “Ъ”.

В частности, в проекте оговаривается, что омбудсмену «может быть предоставлено право законодательной инициативы в субъекте» лишь по решению региональных властей.

Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков сказал “Ъ”, что поправки описывают принципы работы «не работающего в стране института». «Ситуация с правами человека плохая и становится хуже. И при этом ни одну громкую историю о нарушениях прав человека ни один омбудсмен не выявил»,— говорит он.

По мнению Павла Чикова, поправки направлены на выстраивание «централизованной системы омбудсменов с едиными правилами и в той или иной степени подчинением федеральному уполномоченному». «Каждая федеральная структура стремится выстроить систему на местах.

Это и общественные наблюдательные комиссии, и общественные палаты, и общественные советы при исполнительных органах, и советы по правам человека»,— полагает господин Чиков.

Наталья Корченкова, Всеволод Инютин; Мария Карпенко, Санкт-Петербург

Защитить права в регионах станет проще?

Принят федеральный закон о региональных уполномоченных по правам человека

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

Принят закон об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Как это скажется на правозащите? Станут ли региональные омбудсмены действительно независимыми?

В апреле этого года были приняты изменения в законодательство, которые на федеральном уровне урегулировали некоторые вопросы деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

В январе этого года Президент России внес в Государственную Думу два законопроекта по вопросам об уполномоченных по правам человека. Один касался  определения статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Второй был посвящен уточнению порядка взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ с другими правозащитными государственными органами и должностными лицами. За два месяца оба закона были приняты Государственной Думой, затем одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом.

Это уже традиция – оперативно принимать президентские инициативы.

Кто такой уполномоченный по правам человека?

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ предусмотрена Конституцией РФ, его статус установлен Федеральным конституционным законом.

Основная цель уполномоченного – обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Иными словами, уполномоченный должен защищать человека от государства.

Уполномоченный по правам человека в РФ назначается Государственной Думой, но в своей деятельности он независим от других органов власти. По сути это специфическая государственная должность, которую можно было бы отнести к контрольной ветви власти.

В ряде зарубежных стран аналогичная должность омбудсмена, действительно, относится к контрольным органам власти.

В России по Конституции такой ветви власти нет, поэтому дэ-юре уполномоченный по правам – функционер исполнительной власти (что подтверждает и регулирование вопросов уполномоченного по правам человека в субъекте РФ законом о принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ).

Уполномоченные в регионах

Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был дополнен новой главой «Основы статуса государственных органов субъектов РФ, формируемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ». Глава состоит из одной статьи, посвященной уполномоченному по правам человека в субъекте РФ. Предполагается, что впоследствии глава может дополниться и другими статьями, посвященными другим органами.

Уполномоченные по правам человека были в субъектах Федерации и до принятия этого закона. Закон призван повысить статус этих органов и расширить их права во взаимодействии с другими государственными органами.

До этого субъекты РФ самостоятельно регулировали все вопросы, связанные со своими уполномоченными по правам, при этом ориентируясь на конституционный закон о федеральном уполномоченном.

Поэтому требования к кандидатам на эту должность у них бывали даже жестче, чем предусматривает новый закон.

Почему разнятся требования к уполномоченным по правам?

Федеральный конституционный закон содержит такие требования к федеральному уполномоченному по правам человека:

  • гражданство РФ;
  • отсутствие гражданства или вида на жительство иностранного государства;
  • возраст от 35 лет;
  • познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

В то же время Закон Московской области об областном уполномоченном предъявляет такие же требования (хотя прямо не говорит о запрете двойного гражданства) и сверх них требует иметь высшее юридическое образование либо любое высшее образование и стаж государственной службы на высших или главных государственных должностях государственной службы не менее 4 лет. Образовательный ценз – это серьезное требование к кандидату на должность, хотя надо признать его обоснованным.

Новый закон повторяет общую тенденцию снижения цензов для должностных лиц субъектов РФ по сравнению с федеральными.

Так, уполномоченным по правам с субъекте РФ может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Примечательно, что для федерального уполномоченного нет образовательного ценза. Предполагает ли требование «познаний в области прав и свобод» наличия высшего юридического образования? Напрямую из текста закона это не следует.

Так или иначе, Закон Московской области и законы других субъектов РФ придется приводить в соответствие с новым федеральным законом.

Новый закон вводит дополнительные ограничения для замещения должности уполномоченного по правам человека, аналогичные для федерального уполномоченного. Уполномоченный в субъекте РФ назначается на срок не более 5 лет и может назначаться на эту должность не более чем на два срока подряд.

К уполномоченному по правам человека предъявляются стандартные требования несовмещения должностей, а кроме того, он должен быть вне политики. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Статус уполномоченного по правам человека в регионе

О высоком статусе уполномоченного по правам человека говорит порядок его назначения. Уполномоченный назначается законодательным органом.

Кто может вносить кандидатуры на должность уполномоченного? Федеральный закон оставляет решение этого вопроса на усмотрение региональных властей, но дает выбор предоставить это право следующим лицам: главе субъекта РФ, депутатам (группе депутатов, фракции) парламента субъекта РФ, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям.

Важно, что кандидатура регионального уполномоченного должна быть согласована с федеральным омбудсменом. Однако закон не определяет процедуру согласования и последствия несогласования кандидатуры.

По мнению депутата Госдумы Алексея Диденко, согласование кандидатуры уполномоченного должно способствовать независимости омбудсменов от других госорганов и препятствовать назначению на эту должность бывших сотрудников правоохранительных органов, открывая дорогу правозащитникам и общественным деятелям.

Новый закон особо отмечает, что уполномоченный по правам человека в субъекте РФ при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Однако на практике эта декларация не всегда работает.

Статус федерального уполномоченного по правам характеризуется тем, что это государственная должность РФ. Аналогичный статус у федерального уполномоченного по защите прав предпринимателя. В то же время уполномоченный по правам ребенка – должность государственной службы. Такая же схема применена на уровне субъектов Федерации.

На уполномоченного по правам человека в субъекте РФ могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте РФ, других должностных лиц, защищающих права иных категорий граждан в регионе.

Законом субъекта РФ уполномоченного по правам человека в субъекте РФ можно сделать координатором деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц. Таким образом, в регионе может быть выстроена некая вертикаль правозащитных органов.

Читайте также:  Заявление о возбуждении уголовного дела - образец

Но может и не быть выстроена, если региональная власть не захочет «плодить» уполномоченных по правам и все функции возложит на одного уполномоченного.

Между федеральным уполномоченным по правам человека и региональными де-юре вертикали нет. Хотя процедура согласования кандидатур региональных уполномоченных может восприниматься как намек на такую вертикаль.

Федеральный уполномоченный осуществляет взаимодействие с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах РФ (региональными уполномоченными).

В этом контексте федеральный уполномоченный вправе: оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий; создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

  • Что может сделать уполномоченный по правам?
  • Новый закон прямо предусматривает ряд полномочий региональных омбудсменов в отношении территориальных исполнительных органов и организаций федерального подчинения. Так, при рассмотрении жалоб на их действия и решения уполномоченный вправе:
  • беспрепятственно посещать указанные органы и организации;
  • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
  • проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных органов и организаций и их должностных лиц.

Эти полномочия касаются только тех исполнительных органов, которые подчинены Правительству РФ. Получается, что весь силовой блок, находящийся в подчинении Президента РФ, выходит из поля влияния уполномоченных.

Важные полномочия предоставлены уполномоченным в отношении лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Жалобы от этих лиц не могут быть просмотрены администрацией этих мест и должны в течение суток направляться уполномоченному. Уполномоченные получают право на беседы с осужденными и лицами, заключенными под стражу.

Региональный уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

Детально полномочия региональных омбудсменов должны быть прописаны в законодательстве субъектов РФ. В общих чертах деятельность уполномоченного по правам человека заключается в рассмотрении жалоб на нарушение прав и реагировании на эти жалобы.

Что дает нам новый закон?

Защитой прав граждан занимаются практически все государственные органы. По Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2).

Статья 18 гласит, что права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является сам Президент РФ (статья 80).

Защитить нарушенное право может прокурор, вышестоящий орган по отношению к нижестоящему органу-правонарушителю, уполномоченный по правам человека или суд.

Если в суд надо обращаться в течение трех месяцев после нарушения права, то к уполномоченному по правам человека можно обращаться в течение года после нарушения.

Иногда именно уполномоченным удается оперативно разрешить какие-то ситуации, когда даже суд может быть бессилен. Однако во многих случаях уполномоченные сталкиваются с игнорированием их местными властями.

Новый закон призван бороться в основном с этой проблемой игнорирования уполномоченных по правам человека местными властями, повышая их статус и фиксируя полномочия региональных омбудсменов. Однако в этих же целях должны быть внесены соответствующие изменения в региональное законодательство.

В целом каждый из нас вряд ли почувствует на себе действие этого закона, потому что гражданам он не дает каких-то дополнительных возможностей защиты своих прав. Закон не обязывает субъекты РФ учреждать должности уполномоченных по правам человека, он лишь подтверждает такую возможность. В то же время эти должности уже есть в 81 из 85 субъектов РФ.

Уполномоченные по правам человека в регионах существуют за счет региональных бюджетов и финансируются не в первоочередном порядке. Не все уполномоченные имеют свои аппараты.

Все это не позволяет им быть действительно независимыми органами и надлежащим образом осуществлять защиту прав граждан.

Новый закон не касается вопросов финансирования, поэтому в этом смысле ожидать повышения статуса уполномоченных не приходится.

по теме:

  • Как обжаловать действия и решения чиновников? 

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

Чеченский омбудсмен: Нужен ли закон о региональных Уполномоченных? « Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

Принят федеральный закон о региональных уполномоченных по правам человекаУполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев:

— Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В составе Российской Федерации 85 субъектов РФ, в том числе 22 республики, в которых действуют свои конституции, в которых предусматривается должность уполномоченного по правам человека.

В субъектах РФ согласно принятыми на региональном уровне законами осуществляют деятельность уполномоченные по правам человека. Служебной иерархии между ними нет.

В законах субъектов России, регламентирующих деятельность уполномоченных по правам человека, нет ссылки на то, что региональные уполномоченные в своей деятельности руководствуются федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Более того в преамбуле Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г.

№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» утверждается: «Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности».Данное положение о цели издания закона никак не может относиться к уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации.

У законодателей субъектов Российской Федерации различное понимание правового статуса регионального уполномоченного по правам человека.

Если на ранней стадии учреждения этих институтов различия в понимании места уполномоченного по правам человека были несущественными (объяснялось это тем, что региональные законы мало чем отличались от федерального конституционного закона), то в настоящее время они стали существенными.

Ряд основополагающих положений, закрепленных ранее в региональных законах, претерпели существенные изменения. Например, положение об ограничении пребывания на должности уполномоченного более двух сроков подряд.

Данная норма либо отсутствовала вовсе, либо была исключена из региональных законов двенадцати субъектов Российской Федерации: Республики Коми, Республики Татарстан, Чеченской Республики, Ставропольского края, Хабаровского края, Калужской, Кемеровской, Московской, Ростовской, Свердловской, Смоленской областей, города федерального значения – Санкт-Петербурга.

Правовой основой Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации (регионального), как принято считать, является статья 5-я Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», которая устанавливает: «1.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. 2.

Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации».

В комментарии к данной статье сказано: «В Конституции РФ (п. «е» ч. 1 ст. 103) заложена императивная норма, обязывающая Государственную Думу принять федеральный конституционный закон об уполномоченном по правам человека и назначить уполномоченного на должность. В п. 1. ст.

 5 содержится диспозитивная норма, в соответствии с которой субъекты Российской Федерации могут учреждать должность уполномоченного. (Диспозитивные нормы права – нормы, предоставляющие субъектам права, возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей).

Конституционно-правовая позиция Российской Федерации основана на том, что субъекты России самостоятельно определяют систему органов государственной власти. Поскольку защита прав человека является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с п. 2 ст.

 76 Конституции РФ целесообразно принять федеральный закон об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации. Федеральный Уполномоченный и уполномоченные в субъектах Российской Федерации выступали с такой инициативой, но до настоящего времени предложенный проект закона в Государственной Думе не рассмотрен.

Уполномоченные в субъектах Российской Федерации осуществляют свою деятельность независимо от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, что может расцениваться как позитивный фактор».

Федеральный конституционный закон не может содержать правоустанавливающие нормы регионального характера.

Поэтому положения статьи 5 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» о возможности создания института уполномоченного в субъекте Российской Федерации и определения источника его финансирования, являются вмешательством в конституционное разграничение предметов ведения.

Наличие данной статьи ошибочно воспринимается как правовая основа деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, в то время как она устанавливает лишь возможность учреждения должности регионального уполномоченного.

Остальные нормы федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» регулируют только деятельность федерального омбудсмена и никак не могут касаться регионального уполномоченного.

На сегодняшний день нет федерального закона об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации, который бы определял порядок выдвижения кандидатов на эту должность, порядок его назначения, срок полномочий и количество сроков, компетенцию и другие вопросы. При отсутствии базового федерального закона субъекты федерации могут самостоятельно принимать в опережающем порядке свои законы. Поэтому в настоящее время эти вопросы регулируются законами субъектов РФ, что не противоречит Конституции Российской Федерации.

Вне всякого сомнения, статья 5-я данного закона является вмешательством в конституционное разграничение предметов ведения и ее не должно быть в федеральном конституционном законе.

Если исходить из Конституции Российской Федерации и федеративного устройства нашего государства, то каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно принимать решение учреждать ему или нет государственный орган своего уровня, в том числе и институт уполномоченного по правам человека.

Читайте также:  Возмещение работнику в результате несчастного случая

К примеру, этим правом в некоторых субъектах воспользовались еще до принятия федерального конституционного закона.

29 апреля 1996 года был принят Закон Республики Башкортостан «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека», а 14 июня 1996 года появился закон Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области», в Курганской области такой закон до сих пор не принят.

В пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 г.

№ 32-п говорится: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.11, ч.2; ст. 77, ч. 1). Вместе с тем Конституция Российской Федерации не определяет непосредственно порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым в системе конституционного регулирования организации публичной власти Российской Федерации предполагается, что конкретные способы формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, не обязательно должны совпадать с теми, которые применяются в отношении соответствующих (сходных с ними) федеральных органов государственной власти, и при необходимости могут на каждом конкретном этапе развития российской государственности подвергаться корректировке».

Должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г.

 № 1381, включена в перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации.

Должность уполномоченного может учреждаться в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, т. е. ее образование –прерогатива региональных властей.

Вместе с тем, различие правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ не должно рассматриваться как противоречие с федеральным законодательством.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят на основании пункта «в» статьи 71 Конституции РФ, в котором сказано, что в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

  • В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина.
  • Согласно части 1 статьи 76 Конституции РФ, исключительно по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ и не нуждающиеся в подтверждении со стороны субъектов РФ.
  • Часть 2 статьи 76 Конституции РФ разъясняет, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
  • Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» является федеральным конституционным законом, следовательно, он принят на основании пункта «в» статьи 71 Конституции РФ, то есть по предметам ведения Российской Федерации.
  • Региональные законы об уполномоченных по правам человека приняты в субъектах РФ на основании пункта «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ, то есть по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
  • Следовательно, до принятия рамочного федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации», в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ, в субъектах РФ принимаются и действуют свои региональные законы об уполномоченных по правам человека, которые не имеют прямой юридической связи или иерархической подчиненности федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В свою очередь региональные законы об уполномоченных по правам человека не противоречат Конституции РФ и конституциям (уставам) соответствующих субъектов РФ. После принятия вышеназванного рамочного федерального закона региональные законы будут приведены в строгое соответствие с ним.

В комментарии к статье 76 Конституции РФ сказано: «Регулируя вопросы совместного ведения перечисленные в ст. 72 Конституции, субъект РФ может принимать «опережающее законодательство», если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом».

В настоящее время законодательные органы государственной власти субъектов РФ, принимая законы, регулирующие деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, руководствуются положениями Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г.

№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

И, как следствие, наделяют их полномочиями, которыми может быть наделен исключительно Уполномоченный по правам человека в РФ и предписывают ограничения, предписанные только Уполномоченному по правам человека в РФ.

В письме начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Уполномоченному по правам человека в Чеченской Республике говорится: «В соответствии с поручением Главы государства распоряжением Администрации Президента РФ от 29.12.2012 г.

№ 2512 была образована рабочая группа по совершенствованию законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с функционированием института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации».

Однако за полтора года существования вышеназванной рабочей группы не состоялось ни одного обсуждения данного вопроса с уполномоченными по правам человека в субъектах федерации.

В силу вышесказанного вмешательство Федерального центра в вопросы определения статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации некорректно и неправомерно.

Стремясь сделать деятельность уполномоченного по правам человека результативной необходимо отказаться от ограничения пребывания омбудсмена в должности двумя сроками.

Эта норма целесообразна только как инструмент предотвращения коррупционных связей и ротации кадров.

Поэтому, исходя из специфики функций института уполномоченного по правам человека, практически лишена смысла по отношении к нему.

16 августа 2012 года в Кремле прошла встреча президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с уполномоченными по правам человека в субъектах России, которая проходила впервые за все время их существования в Российской Федерации. Обсуждались актуальные вопросы совершенствования деятельности уполномоченных, их законодательной базы, а также другие вопросы, касающиеся обеспечения прав граждан.

Президент России, обращаясь к уполномоченным, отметил: «Ваша работа, как работа людей абсолютно независимых, безусловно, является очень и очень важной.

Считаю, что вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите интересов и законных прав граждан, а это является важнейшей частью моей работы и смыслом и целью всей деятельности».

В своем выступлении он высоко оценил деятельность омбудсменов и подчеркнул важность их работы для общества и государства в целом: «Этот институт является личностным, он основан на авторитете конкретного человека, человека, который пользуется авторитетом в обществе, в регионе, в муниципалитете или во всей стране и с мнением которого власть любого уровня должна считаться. И именно поэтому публичность в вашей работе является основным инструментом достижения цели, ради которой ваша деятельность осуществляется».

ВЫВОДЫ:

1. Требование о приведении законов об Уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации в соответствие с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» является несоответствующим нормам Конституции РФ и Конституциям (уставам) субъектов РФ.

2. Законы об Уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации принимались не в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а в соответствии с Конституциями (уставами) субъектов РФ.

3. До принятия рамочного федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации», в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ, в субъектах РФ действуют региональные законы об уполномоченном по правам человека, которые не противоречат Конституции РФ и Конституциям (уставам) субъектов РФ.

После его принятия, законы об уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации будут приведены в соответствие с ним.

Принят федеральный закон о региональных уполномоченных по правам человека

Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ теперь работают на основании федерального закона (раньше эта должность вводилась региональными законами). Расскажем, как обращаться к региональным уполномоченным по новому закону, какие действия они могутпредпринять, и кто может стать уполномоченным в субъекте РФ.

Кто может обратиться к уполномоченному по правам человека?

К региональному уполномоченному по правам человека могут обратиться:

  • граждане РФ;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства.

Как можно обратиться к уполномоченному по правам человека?

  • устно на личном приеме;
  • письменно;
  • в электронном виде.

Обратите внимание! Обращения лиц, находящихся в местах принудительного содержания, к уполномоченному по правам человека не могут просматриваться администрацией таких учреждений и не подлежат цензуре.

Какие действия может предпринять уполномоченный?

Круг возможных действий уполномоченного отличается в зависимости от того, обратились ли к нему с жалобой или иным видом обращения. Жалобы касаются ситуаций, когда ее податель уже пытался защитить свои права в административном или судебном порядке, но получил отказ. Требования к жалобе более формализованы.

Региональный уполномоченный вправе:

по жалобе по иным видам обращений
  • обратиться с административным иском по Кодексу административного судопроизводства РФ;
  • обратиться в прокуратуру на предмет обжалования вступивших в силу приговоров;
  • направить рекомендации госорганам;
  • инициировать дисциплинарное производство или уголовное преследование в отношении чиновников
  • рассмотреть по существу;
  • разъяснить, куда нужно обращаться;
  • переслать материалы в иные госорганы для рассмотрения

Кто может стать региональным уполномоченным?

Требования к уполномоченному по правам человека в регионах следующие:

  • гражданство РФ;
  • от 30 лет;
  • безупречная репутация;
  • высшее образование;
  • познания в области прав человека;
  • опыт защиты прав.

Обратите внимание! Кандидат не может иметь гражданство/вид на жительства другого государства. Субъекты РФ могут повысить возрастные требования. Кандидатура должна будет пройти согласование федерального Уполномоченного по правам человека. Также установлены определенные ограничения для лица, которое будет работать уполномоченным. Например, оно не может одновременно быть депутатом Госдумы РФ.

Справка

Изначально региональные уполномоченные создавались исключительно при наличии инициативы в самом субъекте. В 2015 году федеральное законодательство было дополнено нормами, стимулировавшими создание института уполномоченного во всех регионах.

Законопроект о региональных омбудсменах принят Госдумой — новости Право.ру

Подпишись на telegram-канал Право.ru.Узнавай первым о главном! Документ, закрепляющий требования к кандидатам на должность уполномоченного по правам человека субъекта РФ, порядок его назначения, срок полномочий, а также принципы деятельности, принят Госдумой в окончательном чтении.

Авторами инициативы стала группа сенаторов во главе с председателем комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом.

На должность регионального уполномоченного по правам человека «может быть назначен гражданин РФ, достигший 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты», говорится в законопроекте. Также кандидату запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство, заниматься предпринимательской деятельностью, быть членом какой-либо политической партии.

Читайте также:  Расторжение договора подряда по соглашению сторон

В этом сюжете

Региональный омбудсмен будет назначаться на должность законодательным органом власти субъекта РФ. Кандидатуры до рассмотрения должны пройти согласование с федеральным уполномоченным по правам человека. В документе закрепляется право уполномоченного лично представлять ежегодный доклад на заседании регионального законодательного органа.

В пояснительной записке к документу авторы предлагают расширить существующие права региональных омбудсменов. Сейчас они ограничены в своих возможностях. В частности, у них недостаточно юридических средств для защиты прав и законных интересов граждан и воздействия на правозащитную обстановку в регионах.

Если закон будет принят, то уполномоченный сможет обращаться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда, а также участвовать в заседаниях законодательного органа субъекта, связанных с правами и свободами человека.

  • «Принятие законопроекта позволит также установить единые подходы и стандарты в вопросах организации специализированной государственной правозащиты, осуществляемой региональными уполномоченными в субъектах РФ», – говорится в пояснительной записке.
  • Парламентарии особо отметили, что сообщество российских региональных омбудсменов поддержало концепцию законопроекта.
  • Законопроект № 573725-7 «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». 

Подпишись на telegram-канал Право.ru.Узнавай первым о главном!

© ООО «Правовые новости». 2008-2020. Телефон редакции: (495) 645 37 60

18+

Закон об Уполномоченном принят Госдумой

27 марта Госдума в третьем чтении приняла проект Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека».

27 марта Госдума в третьем чтении приняла проект Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека».

Принятые поправки существенно расширяют права федерального и региональных уполномоченных по правам человека, гарантируют их независимость, направлены на обеспечение единого порядка реализации и защиты прав и свобод в стране.

В принятых проектах законов установлен особый порядок назначения на должность и досрочного освобождения от должности регионального уполномоченного. Так, назначение кандидата на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его досрочное освобождение принимается после консультаций с федеральным уполномоченным по правам человека.

  • Федеральный уполномоченный вправе оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции; создавать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному уполномоченному от каждого федерального округа.
  • Одна из важных новаций — возможность федерального и региональных уполномоченных беседовать наедине с осужденными и лицами, заключенными под стражу, при условии, что представители администрации учреждения, исполняющего наказание, или следственного изолятора могут видеть беседующих, но не слышать их.
  • Таким же правом будет обладать федеральный уполномоченный при посещении центров временного размещения и мест временного содержания на территории России, а также при посещении специальных учреждений.

Впервые для регионального уполномоченного устанавливается право при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) определенных территориальных органов федеральной исполнительной власти, беспрепятственно их посещать, запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб. А также, получать объяснения от организаций федерального подчинения, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку их деятельности.

За уполномоченными закрепляется право на безотлагательный прием по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями и администрацией мест принудительного содержания.

Законом предусматривается возможность возложения на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации функций уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав граждан. Данные изменения позволят осуществлять координацию деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих функции по защите прав граждан в регионе.

Законодательно закрепляется норма, в соответствии с которой обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

По аналогии с институтом федерального уполномоченного, в принятом проекте Федерального закона указывается, что уполномоченный в субъекте РФ не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Кроме этого, в законопроекте сформулированы определенные ограничения правосубъектности регионального уполномоченного по правам человека, направленные на повышение его собственного авторитета, а также гарантий прав граждан на их эффективную защиту.

Находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы и Совета Федерации, но и законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации, органа местного самоуправления, находиться на государственной или муниципальной службе, а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Однако в законопроекте делается исключение, позволяющее уполномоченному заниматься преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью.

При этом данная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»

Документ внесен членами СФ Андреем КлишасомЕленой АфанасьевойЭдуардом Исаковым , Владимиром ПолетаевымАхматом Салпагаровым, а также Людмилой Боковой и Валентиной Петренко в период исполнения ими полномочий члена СФ.

В обсуждении вопроса участвовала Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

Как сообщил председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, законом закрепляется возможность учреждения должности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта РФ. Определяются принципы деятельности уполномоченных, их статус, требования к кандидатам на должность уполномоченного, порядок назначения (избрания) на должность и освобождения от должности, срок полномочий, компетенция, включающая рассмотрение жалоб граждан. Регулируются вопросы обеспечения деятельности уполномоченных и взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в РФ, органами публичной власти, институтами гражданского общества.

Уполномоченный назначается (избирается) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, который до рассмотрения кандидатур согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в РФ. В случае, если это предусмотрено законом субъекта РФ, проводятся также консультации с органами государственной власти субъекта РФ и организациями.

Важнейшим полномочием уполномоченного является рассмотрение предложений, заявлений граждан, а также их жалоб — просьб о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных, по мнению заявителя, решениями или действиями соответствующих органов публичной власти либо организаций, действующих на территории субъекта РФ, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшему должностному лицу субъекта РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в иные органы.

Федеральным законом закреплены гарантии деятельности уполномоченных.

В частности, уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Уполномоченный вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах, создавать общественные приёмные на территории субъекта РФ. При уполномоченном может быть создан консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах.

Андрей Клишас подчеркнул, что законопроект разрабатывался в тесном сотрудничестве с региональными уполномоченными по правам человека и с Уполномоченным по правам человека в РФ.

Татьяна Москалькова отметила, что актуальность принятия закона обусловлена тем, что к 2017 году формирование института уполномоченных было завершено. В каждом регионе есть закон и назначенный в соответствии с этим законом омбудсмен.

Только в 2019 году к ним поступило более 210 тысяч обращений, тысячам людей удалось помочь в защите их социальных прав.

«Важно, что сегодня региональные уполномоченные по правам человека обретают закон, который унифицирует механизмы защиты прав жителей различный регионов, устанавливает единые правовые стандарты правового регулирования».

ГОСНОВОСТИ.РФ › А. Клишас: Закон о региональных уполномоченных по правам человека усилит гарантии их независимости

Документ разработан в Комитете СФ по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Закон о региональных уполномоченных по правам человека усилит гарантии их независимости, заявил один из авторов документа, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Накануне законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении. Среди его авторов — члены СФ Людмила Бокова, Елена Афанасьева, Эдуард Исаков, Владимир Полетаев, Ахмат Салпагаров, а также Валентина Петренко в период исполнения ею полномочий члена СФ.

Андрей Клишас подчеркнул, что документ был разработан в Комитете СФ по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой.

«Основной запрос на разработку и внесение такого законопроекта и его основные положения исходили от уполномоченных по правам человека. На протяжении последних трех лет авторы законопроекта находятся в постоянном тесном взаимодействии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой, с региональными уполномоченными.

Были проведены с участием федерального и региональных уполномоченных ряд заседаний рабочей группы по подготовке законопроекта, а также парламентские слушания на данную тему. Законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях Совета уполномоченных по правам человека, Координационного совета российских уполномоченных, а также Координационных советов в федеральных округах.

Поступило более 400 предложений и замечаний по тексту законопроекта, которые были учтены при работе над этим документом», — сообщил сенатор.

Основной запрос на разработку и внесение такого законопроекта и его основные положения исходили от уполномоченных по правам человека

Андрей Клишас сообщил, что законопроектом устанавливаются единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных, а также закрепляются общие основы их взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества. В законопроект включены положения, восполняющие обнаруженные пробелы правовой регламентации и усиливающие гарантии независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, сказал он.

«В настоящее время основные положения, регламентирующие деятельность региональных уполномоченных, содержатся в статье 161 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», введённой по инициативе Президента РФ в 2015 году. Закрепление на федеральном уровне основ правового статуса региональных уполномоченных повысило эффективность их работы и способствовало распространению этого института и принятию региональных законов во всех 85 субъектах Российской Федерации», — подчеркнул парламентарий.

Вместе с тем, отметил он, различные подходы в правовом обеспечении деятельности региональных уполномоченных ставят жителей разных регионов в неравные условия получения от них полноценной помощи в защите и восстановлении нарушенных прав.

«Кроме того, проблема заключается в недостаточности имеющихся у уполномоченных в субъектах Российской Федерации юридических и организационных возможностей для защиты прав и свобод граждан и воздействия на правозащитную обстановку в регионах», — указал законодатель.

«В этой связи только небольшая часть жалоб, поступающих к региональным уполномоченным, решается с положительным результатом.

Вследствие этого к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступает большое количество корреспонденции от региональных уполномоченных, в значительной части которых содержится просьба использовать потенциал именно федерального омбудсмена для защиты интересов конкретных граждан ввиду отсутствия необходимого ресурса у уполномоченных на региональном уровне», — сказал Андрей Клишас.

Парламентарий отметил наиболее важные положения законопроекта.

В частности, установлено, что порядок взаимодействия всех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, в том числе порядок оказания содействия уполномоченному, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. То есть каждое федеральное ведомство должно четко прописать правила взаимодействия, которые будут распространяться на всю территорию РФ.

Законопроект четко разграничивает формы обращения к региональному уполномоченному и меры его реагирования. Жалобы к уполномоченному рассматриваются в особом порядке, права и обязанности уполномоченного при их рассмотрении четко обозначены.

Устанавливаются гарантии деятельности регионального уполномоченного по правам человека, в том числе в части обязанности должных лиц предоставлять запрашиваемую информацию, закрепляется право уполномоченного лично представлять ежегодный доклад на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Ссылка на публикацию на сайте Совета Федерации РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *