Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

  • Доброго дня!
  • Сегодня мы рассмотрим, как происходит прекращение производства по делу об административном правонарушении (АПН) и какие могут быть для этого основания.
  • Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

Малозначительность

Закон предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения. И ограничиться устным замечанием.

При нарушении правил дорожного движения малозначительность и устное замечание применяются весьма редко. Применяется в основном к пешеходам.

Никто из инспекторов не желает связываться с обычными гражданами, у которых может и не быть с собой даже документов. Не задерживать же их для выяснения личности и терять время, которое выгоднее использовать на водителей.

Вот кто – настоящие злостные нарушители всех возможных правил и законов… И пополнители казны скудеющего государства.

На заре своей административной практики. я пробовал уговорить судей на применение данной статьи. Приводил все возможные доводы, но бесполезно. Позиция всех судей такова, что если протокол составлен, то о какой малозначительности может идти речь?

Так что, не смотря на кажущуюся привлекательность квалификации административного правонарушения как малозначительного, нам с вами в суде это не поможет. Соответственно, переходим к другим обстоятельствам, по которым дело может быть закрыто.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5  КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении изложены в ст. 24.5 КоАП РФ. Все мы перечислять не будем, остановимся только на тех, что нужны нам для отмены постановления. К ним относятся:

  1. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  2. действия лица в состоянии крайней необходимости;
  3. отсутствие события административного правонарушения;
  4. отсутствие состава административного правонарушения.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

Истечение сроков давности

  1. По истечении определенных сроков к административной ответственности привлечь виновного уже нельзя.
  2. Активно влиять на данные сроки, чтобы избежать ответственности мы с вами не особо можем, но знать их нужно.

  3. Общих сроков два:
  • два месяца при рассмотрении дела административным органом;
  • три месяца – при рассмотрении судом.

К сожалению, при совершении более строгих правонарушений и срок более долгий – 12 месяцев. Это касается:

  • причинения вреда здоровью при ДТП;
  • управления ТС в состоянии опьянения, либо отказ от освидетельствования;
  • оставления места ДТП.

Сроки привлечения к ответственности были увеличены не так давно. Раньше удавалось избежать наказания при нерасторопности инспекторов ГИБДД, теперь это практически невозможно.

Действия лица в состоянии крайней необходимости

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Полностью процитировал статью 2.7 КоАП РФ. По-моему, лучше и не скажешь.

Если для предотвращения большой беды надо совершить маленькое нарушение, то это не считается!

  • Понятно, что в суде всё это надо будет доказывать, но это уже другая история.
  • Про отсутствие события или состава административного правонарушения мы поговорим с вами в следующей статье.
  • Благодарю за внимание, до следующей встречи,
  • Ваш Правовой

Прекращение административного производства

Постановление о прекращении дела об административном правонарушенииПерейти из стадии привлечения к административной ответственности в прекращение административного производства – значит, избежать назначения наказания. Этот способ применяют уполномоченные сотрудники органов власти и суд после того, как состоялось возбуждение дела об административном правонарушении. И далее на любой стадии вплоть до рассмотрения. А на стадии обжалования эти обстоятельства станут основанием изменить вынесенное постановление.

В идеале, при наличии хотя бы одного из оснований, при которых следует прекращение административного производства, административное дело не возбуждается. Но, к сожалению, некоторые основания требуют правового обоснования и доказывания. Поэтому в случае затруднений обратитесь к дежурному юристу сайта.

Основания прекращения административного производства

Перечень оснований, исключающих производство и влекущих прекращение дела на любой его стадии устанавливает ст. 24.5 КоАП РФ. Этот перечень закрытый. То есть никакие иные законы и нормативные акты расширить его не могут. Итак, это:

  • отсутствие события административного правонарушения. Событие – это действие или бездействие. Это основание применит уполномоченное лицо, когда какие-либо доказательства факта совершения правонарушения отсутствуют. Что не было действия, которое образует правонарушение. Или бездействия. То есть фактически нарушения не было.
  • отсутствие состава правонарушения. Когда орган власти не доказал наличие всех составляющих правонарушения.
  • недостижение правонарушителем возраста административной ответственности. Он составляет 16 лет.
  • невменяемость гражданина (в т.ч. по решению суда о признании недееспособым).
  • когда нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости. То есть гражданин нарушил закон только потому, что под опасность были поставлены его личность и права, охраняемые законом интересы общества или государства. Наличие такого обстоятельства доказать действительно сложно. Ведь нужно еще доказать, что иных способов устранить опасность не было. А еще, что причиненный вред в результате правонарушения оказался меньше, чем предотвращенный. Это “задачка со звездочкой” не только для рядовых граждан, но и для многих юристов.
  • амнистия, когда акт устраняет применение административного наказания.
  • отмена закона, который устанавливает ответственность за правонарушение (нормы закона). Не применяется, если за такое действие (бездействие) вводится уголовная ответственность. Это реализация принципа – закон, ухудшающий положение лица, не применяется.
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  • никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного нарушения. Если органы власти уже вынесли по этому факту постановление о возбуждении уголовного дела, начато производство об административном правонарушении, назначено наказание или дело прекращено, то начатое после этих событий дело подлежит прекращению.
  • смерть (ликвидация) правонарушителя.
  • иные обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ. Установлены они в отдельных статьях Особенной части. Например, собственник транспортного средства освобождается от ответственности, если докажет, что в момент фиксации видеокамерой правонарушения автомобилем пользовался иной гражданин. Найдите статью, указанную в протоколе об административном правонарушении, и поищите в КоАП, в т.ч. в примечании к статье, есть ли случаи освобождения от ответственности.

Порядок прекращения административного производства до передачи материалов для рассмотрения

Никто не обязан доказывать свою невиновность, а любые сомнения трактуются в пользу предполагаемого нарушителя. Это основной принцип привлечения к административной ответственности. Но, приложить руку к “спасению” себя, все-таки, человек имеет право. Поэтому при наличии одного из вышеуказанных обстоятельств для прекращения производства, письменное ходатайство будет кстати.

Выносят постановление о прекращении административного производства должностные лица органа, в чьем производстве находится дело. Для передачи на рассмотрение материалы не подлежат. Должностное лицо составит протокол о прекращении, который подпишет сам. И предоставит длят подписи лицу, в отношении которого было возбуждено дело. 

Обратите внимание: более за данное событие человек, в отношении которого начиналось дело, к административной ответственности привлекаться не может.

Прекращение производства в процессе рассмотрения материалов

Согласно ст. 29.9. КоАП РФ постановление о прекращение производство по делу органы власти при рассмотрении дела выносят:

  • при наличии одного из обстоятельств, рассмотренных выше. Если их “упустили” из виду до передачи дела.
  • установили малозначительность деяния и вынесли устное замечание. Государство признает, что факт нарушения все-таки был. И за его совершение должен был быть выбран один из видов наказания. Но орган, который рассматривает дело признает, что существенной угрозы охраняемым правоотношениям не возникло. И вот поэтому-то и освобождает лицо от административной ответственности. Такое основание в судебной практике применяется. Но доказать нужно именно отсутствие угрозы. А не тяжелое материальное положение нарушителя, добровольное возмещение вреда и т.п. Последние обстоятельства дадут суду (а именно этот орган обычно применяет малозначительность)  возможность снизить наказание. Но не свидетельствуют о малозначительности нарушения.
  • обнаружены признаки преступления и дело передано для расследования по подведомственности
  • освобождение в соответствии с примечаниями статьи Особенной части КоАП РФ. Это статьи:  6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20. 

Если прекращение административного производства не состоялось, то на данной стадии орган власти вынесет постановление о назначении административного наказания, определение о направлении дела по подведомственности.

Определение о прекращении административного дела

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ в статью 29.9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:  Какие онлайн-кассы входят в реестр ккт согласно 54-фз?

Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29.9 КоАП РФ

  • 1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
  • 1) о назначении административного наказания;
  • 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

  1. 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;
  2. 2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;
  3. 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

  • 2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
  • 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

ГАРАНТ:

Согласно статьям 206, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судом выносится решение

Автострахование

Жилищные споры

Земельные споры

Административное право

Участие в долевом строительстве

Семейные споры

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Постановление по делу об административном правонарушении о прекращении дела

См комментарии и другие образцы постановлений в статье: «Постановление по делу об административном правонарушении»

  • Обжалование постановления об административном правонарушении (с образцами жалоб на постановление об административном правонарушении);
  • Протокол об административном правонарушении (с образцами документов: протоколов об административном правонарушении; протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; определений о возвращении протокола об административном правонарушении;
  • Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения

Приложение 24 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. N 01-06/45305 (в ред. Письма ФТС РФ

Прекращение дела об административном правонарушении: постановление, основания, бланк

Производство по делам об административных правонарушениях может быть прекращено на любом его этапе. Законодательно закреплены порядок и обстоятельства, являющиеся основаниями для завершения процесса, а также исключительные случаи признания деяний малозначительными.

Документально этот факт оформляется постановлением, в котором признается невиновность подозреваемого или же требуется устное предупреждение нарушителя. С бланком обязаны ознакомиться все заинтересованные лица.

Что является административным правонарушением?

Под административным правонарушением рассматриваются деяния или бездействие, приведшие к причинению вреда человеку, группе людей, юридическому лицу или сообществу в целом. При этом порча может быть нанесена любому объекту: здоровью, имуществу, моральным принципам гражданина, экологической ситуации, общественному порядку.

Существенным отличием административного правонарушения от более серьезного преступления является то, что причиненные неудобства или нанесенный ущерб не несут в себе опасности обществу и в целом не так негативно окрашены.

Однако бывают ситуации, когда из разряда административных дела переходят в категорию уголовных в связи с открывшимися обстоятельствами или фактами.

Административное правонарушение

Административное правонарушение представляет собой совокупность нескольких элементов, которые всесторонне и полно раскрывают его суть и содержание:

  • Объект – общественные отношения, охраняемые действующим законодательством. Например, налоговые обязательства перед государством, правила дорожного движения или частная собственность.
  • Субъект – непосредственно лицо, которое совершило деяние или проявило опасную халатность и бездействие (хулиган, нарушитель ПДД).
  • Объективная сторона – комплекс признаков, обозначающих правонарушение. Попросту говоря когда, где, с помощью чего и как было совершено действие или проявлена халатность.
  • Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию, его цели и мотив. Оценивается по умыслу или в результате незнания были совершены те или иные действия.

Пример: Физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации в контролирующих органах.

Объектом в данном случае выступает – нарушение требований Налогового кодекса РФ, субъект – гражданин, не оформивший свой бизнес в соответствии с действующим законодательством.

Объективной стороной является отсутствие регистрации ИП в ФНС, субъективной – умышленное нарушение закона в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов.

Нередки ситуации, когда производство по делу прекращается в связи с теми или иными обстоятельствами, которые будут подробно рассмотрены ниже. Основным документом, фиксирующим данный факт, является постановление. Его оформлением занимается уполномоченное лицо – судья или коллегиальный орган, руководствуясь требованиями КоАП РФ.

Что указывается в постановлении о прекращении производства по делу?

Как и каждый документ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении должен соответствовать определенной форме и содержать ряд обязательных реквизитов:

  • данные уполномоченного лица, составившего постановление (адрес, ФИО, наименование);
  • конкретная дата и адрес места рассмотрения дела;
  • данные о субъекте рассматриваемого дела;
  • факты, установленные в процессе разбирательства дела;
  • указание нормы закона, которая предусматривает наказание за деяние или является основанием для прекращения производства;
  • аргументированное решение по делу;
  • порядок и сроки обжалования вынесенного решения.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Бланк протокола закреплен в методических указаниях и носит рекомендательный характер, который в зависимости от нюансов конкретного дела может корректироваться.

Важно! Постановление должно составлять только уполномоченное лицо. В противном случае документ не имеет юридической силы.

Основания прекращения производства по делу

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

Действующим законодательством предусмотрено два основных варианта прекращения производства по делу – до передачи его на рассмотрение или непосредственно по результатам рассмотрения дела. В зависимости от этого необходимо руководствоваться разными статьями КоАП.

Основания прекращения производства по делу

Прекратить до рассмотрения

Статьей 28.9 КоАП РФ определен порядок вынесения постановления, а также указана ссылка на причины, являющиеся основаниями для прекращения производства по делу. В частности ст. 24.5 настоящего кодекса содержит в себе перечень обстоятельств, выявление хотя бы одного из которых позволяет завершить процесс до передачи его в суд:

  • Нет факта нарушения или события, подпадающего под характеристику деяния. Например, невменяемость человека, обстоятельства крайней необходимости, несовершеннолетие подозреваемого.
  • Прекращение деятельности юридического лица или смерть человека, подозреваемых в совершении деяния.
  • Правонарушение подпадает под амнистию.
  • Истечение исковой давности.
  • Отмена нормы законодательства, которой определяется данный вид правонарушений.

Если в процессе подготовки дела будет выявлено хотя бы одно из вышеуказанных обстоятельств, подготавливается постановление о прекращении производства, оформляемое уполномоченными лицами, которое вступает в силу в день его подписания.

Судья или коллегиальный орган в трехдневный срок передают копию протокола субъекту административного правонарушения, а также всем заинтересованным лицам (наследникам в случае смерти подозреваемого, владельцам реорганизованного предприятия).

Прекратить после рассмотрения

Прекратить дело об административном правонарушении можно и в процессе рассмотрения, что установлено ст. 29.9 КоАП РФ. Также вышеуказанные обстоятельства могут быть выявлены и применены уже в ходе непосредственного разбирательства дела.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении возможно и во время рассмотрения

Составление постановления о прекращении производства по делу об адм. правонарушении по результатам его рассмотрения возможно в следующих случаях:

  1. Обстоятельства, упомянутые в ст. 24.5 настоящего кодекса.
  2. Правонарушение признано малозначительным.
  3. В составе деяния уполномоченным лицом выявлены признаки преступления и оно подпадает под нормы уголовного права.
  4. Особые обстоятельства, определяемые статьями 6.8, 6.9 и 14.32 КоАП РФ. Например, добровольная сдача наркотических веществ и лекарственных препаратов, приобретенных не для сбыта.

Важно! Часто нарушители не знают о степени ответственности за свои деяния, а также обстоятельствах, которые могут смягчить меру наказания.

Сегодня в России реализована программа правовой помощи, благодаря которой любой гражданин имеет возможность обратиться в Верховный суд РФ, Верховный арбитражный суд РФ, Минюст РФ, Прокуратуру РФ для беспристрастного и компетентного рассмотрения собственного дела.

Если правонарушение признается малозначительным, то субъекту дела выносится устное предупреждение, а уполномоченное лицо составляет постановление и прекращает производство.

Подробнее о малозначительности правонарушения

В исключительных случаях судья может освободить нарушителя, определив его деяние малозначительным. Что же подпадает под это определение? Каждый случай признания  действий малозначительными должен быть мотивирован и ущерб от действия или бездействия считается минимальным и несущественным.

Читайте также:  Какие виды процентов начисляются по договору займа?

Важно! Не стоит надеяться на признание нарушения малозначительным, опираясь исключительно на судебные решения по аналогичным делам – в разных регионах и округах прослеживается тенденция совершенно противоположного отношения к одним и тем же деяниям.

Важным нюансом является то, что понятие малозначительности в НПА полностью отсутствует.

Существуют лишь некоторые разъяснения, но ситуация такова, что каждый судья или уполномоченное лицо при определении глубины нарушения опирается исключительно на собственные убеждения и ощущения.

В связи с этим часто на практике на вынесение постановления влияют любые факторы: возраст нарушителя, обстоятельства его совершения, причины, побудившие человека к проступку, степень нанесенного ущерба, раскаяние виновного.

Обжалование постановления о прекращении производства по делу

Обжалование постановления о прекращении производства по делу

Определение по делу об административном правонарушении

Обжаловать определение о прекращении производства могут все стороны данного процесса – виновный и потерпевший. Для этого необходимо в течение 10 дней подать жалобу в соответствующий орган.

Важно! Период обжалования считается в календарных днях. При этом, если последний день апелляции выпадает на выходной или праздник, то сроки переносятся на ближайший рабочий день.

Обжаловать решение можно в вышестоящей инстанции, службе или суде. На рассмотрение документа получателю выделяется 10 суток, по истечении которых выносится вердикт об удовлетворении или отказе в этой поданной жалобе. После этого новое постановление вступает в силу и прекращает действие предшествующего.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

Прекращение производства по делу об административном правонарушении

Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении

Прекращение производства по делу об административном правонарушении 

Разбирательства по делам об административных нарушениях проводятся компетентными органами, перечисленными в главе 23 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в т. ч.

  • судьями,
  • полицией и т. д. 

В ходе соответствующего производства уполномоченные органы могут вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении с применением положений п. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, таких как:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Обнаружение во время изучения дела одного и более обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ.
  2. Ограничение наказания замечанием в устной форме с соблюдением условий ст. 2.9 КоАП РФ.
  3. Передача дела в прокуратуру, органы предварительного следствия или дознания при обнаружении в действиях или бездействии признаков преступного деяния.
  4. Освобождение лица от ответственности за правонарушение согласно ст. 6.8–6.9, ч.ч. 2,4,6 ст. 14.5, ст. 14.32, ч. 2 ст. 16.2, ст. 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ.

Прекращение дела об административном правонарушении возможно в случаях, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ. Это:

  • невыявление события правонарушения;
  • невыявление состава нарушения;
  • действия лица, вызванные крайней необходимостью;
  • издание соответствующего акта амнистии. Подробности в статье Амнистия по административным правонарушениям в 2017-2018 году;
  • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • истечение срока давности по указанному виду правонарушений;
  • наличие по изучаемому факту нарушения нормы административного права постановления о назначенном наказании, прекращении дела или возбуждении уголовного дела;
  • смерть гражданина, вина которого рассматривается в данном производстве;
  • внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица – фигуранта дела;
  • иные случаи, когда прекращение дела об административном правонарушении предусмотрено законом.

Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении 

Суд или другой уполномоченный орган в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении обязан установить:

  • наличие события такого нарушения;
  • причастность к нему лица, в отношении которого начат процесс, и его виновность;
  • смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  • наличие ущерба, его размер и характер;
  • обстоятельства, исключающие производство по такому виду нарушений (ст. 26.1 КоАП РФ). 

При этом, руководствуясь ст. 24.1 КоАП РФ, суд или иной уполномоченный орган должен выяснить все обстоятельства по делу и разрешить его согласно букве закона. Перечень доказательств, принимаемых к рассмотрению, указан в ст. 26.2 КоАП РФ. Наиболее распространенным способом доказательства нарушения норм административного права является составление протокола.

В случае несогласия лица, вина которого рассматривается, им может быть направлено соответствующее ходатайство. Дополнительные сведения и обстоятельства, указанные в ходатайстве, могут послужить основанием для вынесения уполномоченным органом постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

В ходатайстве должны содержаться следующие сведения:

  • название суда и имя судьи, рассматривающего дело;
  • имя привлекаемого к ответственности лица, номер дела;
  • основная часть с изложением обстоятельств, описанием ситуации и их оценкой со стороны привлекаемого к ответственности лица, ссылки на соответствующие нормы закона;
  • мотивированная просьба, в которой фигурируетпрекращение дела об административном правонарушении

При подаче ходатайства о завершении разбирательства по материалам дела следует учитывать сроки, отведенные на рассмотрение дела об административном правонарушении, регламентированные ст. 29. 6 КоАП РФ. 

***

Таким образом, постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится судом или иным компетентным органом согласно положениям ст. 29.9 и 24.5 КоАП РФ.

В случае несогласия с протоколом лицо, ответственность которого за нарушение норм административного права рассматривается, может повлиять на окончательный результат процесса путем подачи ходатайства, содержащего подробное описание обстоятельств по рассматриваемому делу, их оценку, юридически обоснованные выводы и просьбу о прекращении производства.

Обобщение судебной практики прекращения дел об административных правонарушениях в 2018 г

В соответствии с планом работы  Тюльганского районного суда Оренбургской области и мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Тюльганского района  Оренбургской области  проведено обобщение судебной практики прекращения дел об административных правонарушениях в 2018 г.

За 11 месяцев 2018 г. мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области рассмотрено 549 дел об административных правонарушениях, из них прекращено 6 дел.  

В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено решение о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

Перечень обстоятельств, являющихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении, содержится в ст.24.5 КоАП РФ.

  • Согласно данной статье, при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств, производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу.
  • К ним относятся:
  • 1) Отсутствие события административного правонарушения.
  • 2) Отсутствие состава административного правонарушения.
  • 3) Действия лица в состоянии крайней необходимости;
  • 4) Издание акта амнистии, когда такой акт устраняет применение административного наказания;
  • 5) Отмена закона, которым была установлена соответствующая административная ответственность;
  • 6) Истечение установленных сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • 7) Наличие по тому же факту совершения деяния тем же лицом, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу, а также постановления о возбуждении уголовного дела;
  • 8) Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство, поскольку в этом случае отсутствует субъект административной ответственности;

Вместе с тем, Пленум Верховного суда РФ от 01.01.2001г.

№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

  1.          Как показывает обобщение дел, наиболее частыми основаниями прекращения дел об административных правонарушениях, являлись:
  2. -истечение срока давности привлечения к административной ответственности;
  3. — отсутствие состава административного правонарушения;
  4.          Анализ показал, что число прекращенных мировым судьей производством дел за анализируемый период, составляют дела, предусматривающие ответственность по следующим главам Кодекса об административных правонарушениях:

— в области охраны собственности, ст. 7.27 КоАП РФ,

— правонарушения финансов, налогов и сборов, ст. 15.5 КоАП РФ,

— в области дорожного движения, ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ,

— правонарушения, посягающие на общественный порядок, ст. 20.25 КоАП РФ,

— правонарушения против порядка управления, ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

 1. Прекращение дел в связи с отсутствием состава административного правонарушения:

         В соответствии со ст.26.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Читайте также:  Моральный вред и его компенсация в судебной практике

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Так, по делу в отношении  ООО «ЖКХ п. Тюльган» по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ составлен протокол.  Существо вменяемого правонарушения заключается в следующем: ООО «ЖКХ п.

Тюльган» не выполнило предписание Государственной жилищной инспекции Оренбургской области об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.

  В судебном заседании установлено, что предписание выдано ненадлежащему юридическому лицу. 

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что, в действиях ООО «ЖКХ п. Тюльган» отсутствует состав административного правонарушения.

Постановление обжалуется, не  вступило в законную силу.

          2. Прекращение дел по основанию истечения срока привлечения к административной ответственности:

Вторым основанием, послужившим к прекращению мировым судьей дел об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

         Согласно ч.2 ст.29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, в том числе и истечение срока давности привлечения к административной ответственности, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Вышеназванное постановление выносится судьей в том случае, если указанные обстоятельства наступили при рассмотрении дела в суде.

Таким образом, если по делу об административном правонарушении такие обстоятельства наступили до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится это дело, на основании ст.28.9 КоАП РФ, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд.

Администрация Московского района — Порядок обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении

Написали заявление в милицию о привлечении предполагаемого правонарушителя к административной ответственности, но по результатам проведенной проверки дело об административном правонарушении прекращено без привлечения виновного к ответственности? Как обжаловать в прокуратуру постановление о прекращении дела об административном правонарушении, каков порядок рассмотрения такой жалобы и какие решения по жалобе вправе принять прокурор – рассмотрим в настоящей статье.

При наличии поводов и оснований начинается административный процесс.

Чтобы установить, имело ли место правонарушение, виновность конкретного лица в его совершении, а также иные значимые обстоятельства для правильного разрешения дела, органу, ведущему административный процесс, необходимо осуществить соответствующие проверочные мероприятия, то есть провести подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению. 

Справочно. В действующем законодательстве ведение административного процесса относится к компетенции около 70 государственных органов. Чаще всего проверки в рамках административного процесса проводятся должностными лицами органов внутренних дел.

По общему правилу подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса. Заканчивается подготовка дела либо составлением протокола об административном правонарушении, либо прекращением дела об административном правонарушении при наличии установленных законом оснований.

Во втором случае орган, ведущий административный процесс, выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении (далее – постановление о прекращении дела), которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Чаще всего дело об административном правонарушении прекращается в связи с недоказанностью вины определенного лица в совершении административного правонарушения.

Законодательством предусмотрена возможность обжалования постановления о прекращении дела – вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, в суд или прокурору.

Прокуратура Республики Беларусь является единой и централизованной системой органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов, в том числе при ведении административного процесса.

Не редко с целью защиты своих прав и восстановления справедливости граждане обращаются именно в прокуратуру, ссылаясь на имеющиеся у прокурора широкие полномочия и авторитетный статус названного государственного органа, призванного обеспечивать защиту каждого человека от противоправных посягательств.

В прокуратуру Московского района города Минска поступают жалобы, в которых граждане и представители организаций выражают несогласие с выводами, содержащимися в постановлении о прекращении дела, и требуют защитить их законные интересы путем отмены данного постановления. Например, за 2016 год в прокуратуру района поступило 115 жалоб на постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Прокуратурой Московского района в пределах своих полномочий принимаются все возможные меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителей при одновременном недопущении ущемления прав иных участников административного процесса.

Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины жалоба оставляется без рассмотрения по существу.

Например, в феврале 2017 года в прокуратуру Московского района поступила жалоба гражданина М., в которой он выражает несогласие с прекращением УВД администрации Московского района г.Минска дела об административном правонарушении.

Изучением материалов проверки, проведенной УВД администрации района, установлено, что копию указанного выше постановления гражданин М. получил в октябре 2016 года, о чем имеется соответствующая запись на содержащейся в материалах проверки копии уведомления о прекращении проверки.

При этом в данном уведомлении гражданину разъяснен порядок и сроки обжалования решения, принятого УВД администрации Московского района.

Учитывая, что в большинстве случаев привлечение к административной ответственности возможно не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, необходимо бережно относиться к предоставленной законодателем возможности обжалования решения органа, ведущего административный процесс, не затягивать сроки обжалования.

Каких-либо специальных требований к форме и содержанию подаваемой жалобы в законодательстве не предусмотрено.

В жалобе необходимо отразить: кому она адресована, кто является заявителем, решение какого органа либо должностного лица обжалуется, требования заявителя и его подпись.

При этом следует указать обстоятельства, свидетельствующие об обоснованности требований, а также доказательства, подтверждающие их. Так, к жалобе могут прилагаться документы, позволяющие подтвердить изложенные в ней доводы.

Жалоба на постановление о прекращении дела рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления. При проведении проверки по жалобе прокурор реализует полномочия, предоставленные, прежде всего, ст.

2.15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также ст.27 Закона Республики Беларусь от 08.07.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

Рассматривая жалобу, прокурор проводит необходимые проверочные действия, например: истребует материалы дела об административном правонарушении для их изучения, получает необходимые объяснения от заявителя, должностных лиц органа, ведущего административный процесс, и иных лиц. При проведении проверки прокурором изучаются не только обстоятельства, о которых сообщает заявитель, но и в целом анализируется законность всех действий и решений должностных лиц органа, ведущего административный процесс.

По результатам проверки, проведенной в связи с поступившей жалобой, прокурор принимает одно из следующих решений: 1) оставляет жалобу без удовлетворения; 2) удовлетворяет жалобу полностью или частично; 3) отменяет постановление о прекращении дела и направляет материалы на новую подготовку дела к рассмотрению. Кроме того, в случае выявления нарушений законодательства при ведении административного процесса прокурор вправе привлечь должностное лицо к дисциплинарной или иной установленной законом ответственности, а также принять иные меры прокурорского реагирования.

Копия решения по жалобе в течение трех суток высылается лицу, подавшему жалобу. В практике прокуратуры Московского района имелись случаи, когда жалобы подавались гражданами, не имеющими определенного места жительства. В таких случаях копии решений по жалобам не направлялись почтовой корреспонденцией, а выдавались заявителям лично на руки.

Постановление о прекращении дела отменяется прокуратурой района, если указанное решение является незаконным и необоснованным, в том числе, когда необходимые обстоятельства в ходе проведения проверки при ведении административного процесса выяснены не полностью, и для решения вопроса об отсутствии либо наличии состава административного правонарушения требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий.

В случаях признания жалобы обоснованной прокуратурой района в целях проведения всесторонней, полной и объективной дополнительной проверки активно используется право дачи органу, ведущему административный процесс, письменных указаний по делу об административном правонарушении, в том числе с учетом доводов и доказательств, представленных заявителем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *