Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)

Историко-культурная экспертиза – это процедура установления научной, культурной ценности объекта исследования, принадлежности его к определенному историческому периоду. При положительном результате, объект экспертизы входит в единый государственный реестр, а перед собственником встают следующие задачи:

  • сохранять его в первозданном виде;
  • поддерживать его состояние путем проведения своевременных работ по реконструкции, реставрации.

Инициировать экспертизу могут как власти регионального, федерального уровня, так и отдельные граждане или организации.

  • Археологическое обследование участков проектируемых объектов.
  • Получение открытого листа академии наук на право проведения археологических работ в данной местности.
  • Предварительные работы (сбор исходных данных).
  • Археологическое обследование территории (полевые исследования).
  • Камеральные работы.
  • Технический отчет.
  • Государственная историко-культурная экспертиза земельного участка по результатам археологического обследования.
  • Раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта: На основании данных полученных при проведении археологических работ, разработка мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ
  • Государственная историко-культурная экспертиза документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта.
  • Подготовка к проведению обследования.
  • Предварительное (визуальное) обследование.
  • Детальное (инструментальное) обследование конструкций и инженерных сетей.

Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы) Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)

Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы) Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы) Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)

Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.

4. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культ наследия народов РФ

Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.

5. Анализ земельных участков на предмет размещения элементов градостроительной структуры:

  • Разработка градостроительной и архитектурной концепции. В соответствии с Правилами землепользования и застройки.
  • Разработка, обоснование и согласование материалов для внесения изменений в ГП и ПЗЗ.
  • Разработка и согласование проектов планировки территории и проектов межевания, получение градостроительного плана земельного участка.

6. Комплекс работ связанных с получением экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов перепланировки нежилых помещений под предприятия торговли, пищевого производства и общепита

  • Разработка проектов для получения экспертного заключения в составе:
    • Технология производства (ТХ).
    • Архитектурные решения (АР).
    • Водопровод канализация (ВК).
    • Отопление вентиляция (ОВ).
    • Расчет предполагаемого шума от инженерных систем.
  • Получение экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта.
  • Оценка зданий и помещений на предмет размещения в них предприятий общепита, предприятий торговли, предприятий пищевого производства.

  • Параметры оценки:
    • Возможность подключения предприятия к внешним инженерным сетям в соответствии с мощностями предприятия.
    • Оценка помещений на возможность расположения вентсистем предприятий общепита в жилых зданиях.
    • Оценка помещения на возможность размещения в нем технологической схемы производства соответствующей нормативным документам.

7. Организация работы в службе Заказчика

Сбор исходных данных для проектирования объекта.

8. Организация процесса приемки, ввода объекта в эксплуатацию

  1. определения художественной, культурной, исторической ценности объекта;
  2. установления и закрепления за объектом наследия соответствующего статуса;
  3. установления необходимости и присвоение объекту иной категории;
  4. установления необходимости и исключение из списков объектов наследия;
  5. установления ограничений для проведения градостроительных работ в зоне охраны объекта;
  6. поиска объектов в зонах проведения земляных, строительных, хозяйственных и других видов работ и смежных с ними;
  7. актуализации, уточнения и дополнения информации;
  8. контроля за целостью и сохранностью изучаемого объекта при работах с ним или прилегающей к нему территории.

Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы) Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)

Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы) Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)

  • объектов несущих культурную, историческую и художественную ценность, которым не был присвоен статус и которые не были внесены в реестр;
  • документов, являющихся поводом для включения или внесения изменений в статус объекта, в том числе присвоение статуса особо ценного или всемирного наследия;
  • природных территорий, относящихся к охранным зонам;
  • документов с результатами исследований.
  • документов с постановлениями об исключении из реестра;
  • документы об установлении границ объекта;
  • документы о проведении реставрации и реконструкции.

В общее понятие объект культурного наследия входят памятники, ансамбли и достопримечательные места. В качестве памятников рассматриваются сооружения религиозного, технического и научного назначения, монументы, образцы вооружения и военной техники, предметы, находящиеся в почве или под водой.

К ансамблям относят группы памятников, установленные на определённых территориях и обладающих сходными чертами. К ансамблям можно отнести форты, замки и прилегающие к ним постройки, храмовые комплексы, кладбища, а также сады и парки.

  • места проведения обрядов и ритуалов;
  • части старых отельных старых зданий, сел, деревень, городов;
  • участки природы, которые связаны с историческими событиями;
  • места, где занимались народными промыслами.
  • установленные объекты наследия, но не внесенные в общегосударственный реестр;
  • участки местности, находящиеся в установленных зонах охраны объектов историко-культурного наследия;
  • документы с обоснованием включения, изменения категории и исключения объектов из реестра;
  • документы, утверждающие статус объекта как объекта особо или всемирного наследия;
  • документы по проведению реконструкции и реставрации объектов;
  • документы с результатами исследований объектов, на основании которых выносится заключение о статусе;
  • документы, устанавливающие порядок охраны объекта;
  • документы, устанавливающие территорию объекта.

Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)

Государственная историко-культурная экспертиза

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона № 73-ФЗ в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее — Экспертиза).

Порядок организации, проведения Экспертизы и рассмотрения заключения Экспертизы определен в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение).

Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).

В качестве экспертов привлекаются:

  1. физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы и аттестованные в качестве экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.

  2. юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, аттестованных в качестве экспертов Министерством культуры Российской Федерации.

ИИМК РАН, как юридическое лицо, является экспертом по проведениюгосударственной историко-культурной экспертизы.

список экспертов

Объекты экспертизы:

  1. выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  3. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  4. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  5. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия.
  6. Экспертиза проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа, либо, в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица, получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

  7. документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
  8. документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:

  • выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
  • схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
  • заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.
Читайте также:  Сроки в гражданском процессе

Заключение экспертизы оформляется в виде акта.

  • В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение).
  • Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).
  • Проведенные экспертизы
  • По вопросам проведения экспертизы обращаться по адресу

Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) начал серию семинаров, посвященных действующему законодательству РФ в области сохранения объектов культурного (археологического) наследия в зонах хозяйственного освоения. Проведение семинаров планируется 1 раз в месяц.

Кому и зачем нужна историко-культурная экспертиза Данная услуга НЕ оказывается!

Что такое историко-культурная экспертиза? Определимся с терминами.

Итак, это определение соответствия планируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям по сохранению культурного наследия народов РФ выяснение допустимости реализации объекта экспертизы.

Экспертиза проводится на основании Федерального Закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации №73-ФЗ от 25.06.2002».

  • Историко-культурная экспертиза проводится в таких целях:
  • — для признания предмета в качестве объекта историко-культурного наследия;
  • — для того, чтобы определить категорию историко-культурного значения объекта (бывает либо федеральная, либо региональная)
  • — для того, чтобы изменить категорию историко-культурного значения объекта или с целью исключения из списка объектов культурного наследия;
  • — для того, чтобы отнести объект культурного наследия к ценным объектам народов РФ или к объектам всемирного культурного наследия.

Хочется напомнить, что самоуправство в отношении историко-культурного наследия недопустимо и карается штрафами и даже уголовной ответственностью. Так если культурному наследию нанесен существенный вред, то виновный должен выплатить штраф до 80 000 рублей либо провести до двух лет на исправительных работах, либо отбыть срок заключения до шести месяцев.

Таким образом перед началом, например, строительных работ необходимо обратиться в соответствующие федеральные органы, которые занимаются охраной культурно-исторических объектов и получить в течении 30 дней решение в письменном виде.

После этого назначается историко-культурная экспертиза. Заказчик и эксперты составляют персональные договора. Не допускаются родственные, дружеские и иные подобные связи заказчика и эксперта.

Проведение экспертизы полностью оплачивает заказчик.

К объектам культурного наследия относятся памятники и ансамбли, достопримечательные места, которые возникли в результате исторических событий и представляют ценность с точки зрения истории, архитектуры, археологии, эстетики, искусства, градостроительства, социальной культуры и являются истинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, свидетельством эпох и цивилизаций. Рассмотрим подробнее эти категории.

К памятникам относятся здания, сооружения и отдельные постройки с историческими территориями, в том числе сооружения религиозного назначения, мемориальные квартиры, объекты науки и техники. К памятникам также относятся полностью или частично скрытые под водой или землей объекты со следами существования человека, включая и все движимые предметы, относящиеся к этим следам.

Ансамбли – четко локализируемые на сложившихся территориях группы. Это дворцы, крепости, сооружения религиозного назначения, храмовые комплексы и некрополи.

Кроме того, это фрагменты исторических поселений, произведения садово-паркового искусства (бульвары, парки, сады, скверы) и ландшафтной архитектуры.

А также сооружения жилого, общественного, торгового, научного, административного назначения.

Достопримечательные места – это созданные человеком или человеком и природой творения.

Это могут быть центры исторических поселений, фрагменты градостроительной застройки и планировки, природные или культурные ландшафты, памятные места, которые связаны с историческими событиями, жизнью выдающихся людей. А также культурные слои, городища, стоянки, остатки построек древних городов, места совершения религиозных обрядов.

К объектам историко-культурной экспертизы также относятся земельные участки, внесенные в список объектов культурного наследия, и те, которые входят в территорию объектов культурного значения.

Данную экспертизу могут проводить как один эксперт, так и комиссия экспертов. Эксперты, проводящие историко-культурную экспертизу, должны иметь стаж работы в этой деятельности не меньше 10 лет. Эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» не только соответствуют этому требованию, но и имеют большой опыт работы. Экспертиза будет проведена в максимально сжатые сроки.

  1. Для того чтобы провести экспертизу, заказчик должен предоставить экспертной комиссии такие документы:
  2. — копия паспорта объекта культурного наследия;
  3. — копия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
  4. — фотография объекта в момент заключения договора на проведение историко-культурной экспертизы;
  5. И ряд других документов, о которых проконсультируют специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов».

В качестве заключения эксперты оформляют акт, к которому прилагаются отчет и сопутствующие материалы исследования. Акт составляется в четырех экземплярах, каждый из которых имеет юридическую силу.

На основании заключения историко-культурной экспертизы принимается решение соответствующим органом о возможности проведения работ. Если результаты историко-культурной экспертизы вызывают сомнения у заинтересованной стороны, то проводится процедура рецензирования. Эту процедуру проводит независимый эксперт-рецензент, который также как и эксперт должен иметь стаж не менее 10 лет.

  • Эксперты обязательно проходят аттестацию и соответствуют всем требованиям:
  • — имеют высшее (или второе высшее) образование, которое соответствуют профилю экспертной деятельности.
  • — имеют стаж (не менее 10 лет) действительной работы по профилю экспертной деятельности;
  • — обладают знаниями международных актов и законодательства России в области использования и сохранения, государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
  • — умеют проводить необходимые исследования и оформляют по их результатам требуемые документы

Мы должны оставить нашим потомкам невредимо то ценное историческое наследие, которое досталось нам от предков. Для того, чтобы при собственной деятельности не нарушить облик наших городов и существует историко-культурная экспертиза. Обращайтесь только к опытным и сертифицированным специалистам, которые смогут оказать вам помощь и содействие.

Историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза проводится с целью выяснения, является ли тот или иной объект культурным наследием Российской Федерации или нет. Если да – он включается в единый государственный реестр. Права на его использование, таким образом, сильно ограничиваются.

Объект культурного наследия должен быть сохранен собственником в первозданном виде и хорошем состоянии.

Более того, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия или участка, на котором он находится, требует согласования с органами исполнительной власти.

Историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

Правовые аспекты

  • Историко-культурная экспертиза проводится в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и регулируется главой 5 настоящего Закона.
  • Согласно статье 15 настоящего Закона, объекты культурного наследия включены в единый государственный Реестр.
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
  • Права пользования объектом культурного наследия, а также земельным или водным участком, на территории которого располагается искомый объект, регулируются статьей 52 настоящего Закона. В статье 53 указываются ограничения при использовании объекта культурного наследия или территории, на которой он располагается.

Задачи, которые решает историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза (далее — историко-культурная экспертиза) проводится в целях:

  • обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
  • определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
  • определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;
  • отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия.

Исследуемые объекты

Согласно статье 30 настоящего Закона, в рамках историко-культурной экспертизы исследуются:

  1. объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
  2. земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
  3. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  4. документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
  5. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  6. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  7. проекты зон охраны объекта культурного наследия;

Пункт первый требует пояснений, которые подробно приводятся в статье 3 настоящего Закона. Согласно ей, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники.

А также иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия).

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:

  • Фортификационного,  дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.
Читайте также:  В гпк появится институт группового иска

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе

  • Места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
  • Места совершения религиозных обрядов.

Согласно статье 4 Закона, объекты культурного значения имеют разную ценность и подразделяются на три категории:

  • Объекты федерального значения – ценные для РФ, сюда также относят объекты археологического наследия,
  • Объекты регионального значения – то есть имеющие ценность для культуры и/или истории конкретного региона,
  • Объекты муниципального (местного) значения – имеющие значение для местной истории и/или культуры.

Методы исследования

Методами исследования объекта является изучение предоставленных документов, историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые изыскания, проводимые отдельным экспертом или экспертной комиссией составом более 3-х человек, во главе с председателем.

В качестве экспертов привлекаются физические лица, имеющие научные и практические знания в исследуемой области, со стажем работы по профилю не менее 10 лет. Все эксперты проходят аттестацию.

По окончании исследования формируется экспертное заключение, которое предоставляется заказчику.

Вопросы, которые следует задать эксперту

  1. Является ли исследуемый объект культурным наследием РФ или нет?
  2. Нужно ли включать его в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ?
  3. Относится ли исследуемый объект к особо ценному культурному наследию РФ?
  4. Является ли он объектом всемирного культурного наследия?
  5. Относится ли исследуемое достопримечательное место к историко-культурным заповедникам?
  6. Требуется ли изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия?
  7. Нужно ли исключить исследуемый объект из реестра?
  8. Соответствуют ли требованиям государственной охраны объектов культурного наследия
    • проекты зон охраны объекта культурного наследия,
    • режим использования земель,
    • градостроительный регламент.
  9. Возможно ли проведение работ по сохранению объекта культурного наследия?
  10. Возможно ли воссоздание утраченного объекта культурного наследия?

Итоги 10-летнего опыта применения Положения о государственной историко-культурной экспертизе — Сфера

Советское законодательство о памятниках истории и культуры базировалось на презумпции компетентности сотрудников органов охраны памятников: для согласования проектов, выдачи разрешений и прочих документов «совета» третьих лиц не требовалось.

Впервые экспертные заключения появились в 1986 году в «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры».

Документ устанавливал, что для выявления объектов культурного наследия организуют проведение экспертизы по установлению культурной ценности обнаруженных памятников силами «специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций».

Федеральный закон в новых политических и правовых реалиях исходит из необходимости создания механизмов противодействия коррупции и взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом.

Как следствие – принятие практически любых решений органом охраны должно быть обосновано неким научным трудом, выполненным независимым экспертом, то есть заключением государственной историко-культурной экспертизы.

А судьи кто?

Учитывая роль эксперта в принятии решений по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия, логично было бы предположить, что законодатель должен позаботиться о создании максимально прозрачной системы отбора эталонных специалистов, готовых профессионально «усматривать истину». И здесь важно понимать, кто отбирает, каким образом и из кого.

К сожалению, «Положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы», утвержденное приказом Минкультуры России от 26.08.2010 № 563, предельно лаконично.

Согласно этому документу, статус аттестованного эксперта в отношении лиц, соответствующих установленным квалификационным требованиям, присваивается решением аттестационной комиссии и оформляется протоколом.

При этом порядок формирования аттестационной комиссии фактически не установлен, более того, сведения об актуальном составе такой комиссии на официальном сайте Минкультуры России в разделе, посвященном аттестации экспертов, также отсутствуют.

Анализ имеющегося на сайте приказа Минкультуры России от 12.12.2014 № 2157, которым был утвержден один из последних составов аттестационной комиссии, позволяет сделать выводы о системе ее формирования: все 9 членов комиссии являются должностными лицами Минкультуры России под председательством заместителя Министра культуры России (на тот момент – Пирумова Г. У.).

Допустим, даже если фигура главного экзаменатора вызывает большие вопросы, при продуманной системе оценивания количество ошибок при отборе экспертов можно было бы минимизировать. Однако и система оценивания экспертов также не дает надежды на объективный отбор.

 Так, согласно Положению, в нем должны быть установлены формы проверки квалификации претендента на получение статуса эксперта (устный экзамен, тестирование, собеседование).

  Однако Положение ограничивается лишь констатацией того, что для обеспечения проведения аттестации должен осуществляться комплекс мероприятий, включающих в себя разработку и актуализацию перечней вопросов для устных экзаменов, перечней вопросов и вариантов ответов для тестирования.

При этом ни последовательность проведения заявленных форм проверки квалификации, ни порядок их осуществления Положением не установлен.

Согласно отзывам соискателей весь процесс проверки квалификации на практике сводится к изучению комиссией представленных претендентом документов и собеседованию с ним.

Квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, также нельзя назвать совершенными.

Всего их установлено четыре, из которых два требования (знание правовых актов и умение проводить исследования) являются субъективными, учитывая неполноту процедуры оценки квалификации. Два «объективных» критерия звучат так:

  • высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности;
  • предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет.

При анализе данных критериев возникает несколько вопросов: что такое профиль экспертной деятельности, учитывая, что аттестация проводится по объектам государственной историко-культурной экспертизы, поименованных в федеральном законе (статья 30), а не по профилю экспертной деятельности, и как оценивать «исключительные случаи», позволяющие выступать экспертом лицу, которое не имеет высшего профессионального образования?

Негосударственная «государственная» экспертиза

Как ни странно, но «государственная» историко-культурная экспертиза проводится силами негосударственных экспертов, которые работают на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Закон «Об объектах культурного наследия» содержит декларативные фразы относительно организации проведения экспертиз федеральными и региональными органами охраны объектов культурного наследия, однако вся организация сводится к инициированию государственной закупки при необходимости выполнения экспертиз за счет бюджетных средств. Таким образом проведение экспертиз полностью подчинено законам рынка и единственное, что теоретически гарантирует государство – это качество аттестованных экспертов. Кроме того, на практике высокая стоимость экспертиз становится одним из условий, способствующих совершению правонарушений, поскольку лишь небольшое число граждан может оплатить работу по подготовке заключения, например, на проектную документацию по перепланировке помещений. Как итог – большое число мелких нарушений законодательства о порядке проведения работ по сохранению памятников.

В настоящее время размер оплаты устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов: оплата труда эксперта; оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы (за исключением расходов, связанных с оформлением электронной подписи); оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы (пункт 35 Положения о ГИКЭ). Как видно, приведенные требования являются общими и никак не нормируют величину оплаты труда эксперта.

Иммунитет эксперта

Согласно Положению о ГИКЭ в заключении экспертизы в обязательном порядке подлежит указанию информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении. Однако, какая ответственность имеется в виду, не конкретизировано.

Не предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия и процедуры лишения статуса аттестованного эксперта до истечения срока аттестации, который составляет три года. Безусловно, перед заказчиком эксперты несут гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее выполнение экспертизы.

Нужно, правда, отметить, что обычно заказчика волнует не столько качество экспертизы, сколько итоговый вывод заключения.

В этой связи весьма показательно арбитражное дело № А31-11100/2014 по взысканию задолженности и нестойки по договору о выполнении государственной историко-культурной экспертизы. Как установил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в своем постановлении от 13.08.

2015 № Ф01-3030/2015, основным мотивом отказа заказчика от подписания актов приемки выполненных работ стало то обстоятельство, что результатом выполнения работ по договору явилось отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Суд указал, что само по себе несогласие заказчика, заинтересованного в получении положительного заключения, с выводами экспертной комиссии не свидетельствует о некачественном выполнении работ.

Таким образом, выдача отрицательного заключения не является основанием для отказа в приемке выполненных работ.

Вопрос административной ответственности экспертов остается нерешенным, поскольку специальной нормы КоАП РФ не содержит, а практика применения универсальной статьи 7.

13 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации») применительно к эксперту отсутствует, поскольку не ясно, за что именно можно привлечь к административной ответственности эксперта и в каком статусе (является ли он должностным лицом).

Уголовная ответственность к эксперту за заведомо ложное заключение государственной историко-культурной экспертизы может быть применена в единственном случае – если данная экспертиза являлась судебной (статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Истина где-то рядом

Интересный вывод относительно объективности экспертных заключений можно сделать по результатам изучения судебной практики. Показательным в этой связи является арбитражное дело № А52-729/2017, прошедшее все инстанции, включая Верховный Суд Российской Федерации.

Суть требований была проста: признать незаконным решение регионального органа охраны памятников об отказе в согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Ансамбль Псковского Кремля», который был мотивирован несогласием с выводами государственных историко-культурных экспертиз проектной документации по причине несоответствия заключений законодательству.

Читайте также:  Отличие новации от отступного

Суд первой инстанции назначил судебную историко-культурную экспертизу, производство которой поручил комиссии экспертов из трех человек. Однако по результатам проведения судебной экспертизы каждым из экспертов было составлено самостоятельное заключение. И вот что примечательно:

  • Первый эксперт указал, что представленная проектная документация отвечает интересам сохранения ансамбля и служит обоснованием проведения работ по его сохранению.
  • Второй эксперт сказал, что документация по своей комплектация проектной документации соответствует условиям государственного контракта и законодательству, но содержание реставрационной части документации не соответствует требованиям законодательству.
  • Третий эксперт сделал вывод, что документация по объему, составу, содержанию не соответствуют законодательству в области государственной охраны объектов культурного наследия; проектные предложения большей частью не обоснованы, выполнены на недостаточном профессиональном уровне и без учета понимания исторической и художественной ценности объекта культурного наследия, а также неубедительны.

В итоге суды с учетом неоднозначной оценки экспертами разработанной проектной документации вынуждены были принять во внимание общественное мнение, высказанное в ходе общественного обсуждения, а также мнение Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации, и сделали вывод о законности отказа в согласовании проектной документации.

Итак, акцентируем еще раз: три судебных эксперта, предупрежденные об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, делают по одному и тому же вопросу три разных вывода! Приведенный факт ярко иллюстрирует отсутствие объективных критериев оценки в данной экспертной области и наличие сугубо личностного подхода при производстве историко-культурной экспертизы.

Что делать?

Вопросы, возникающие при применении Положения о ГИКЭ, не ограничиваются изложенной проблематикой, но являются наиболее острыми и требующими своего решения на федеральном уровне.

Отметим лишь основные пути совершенствования этого правового института:

  1. Необходимо сделать прозрачной систему аттестации экспертов: расширить состав аттестационной комиссии, включив в нее представителей профессионального сообщества, региональных органов охраны объектов культурного наследия; установить обязательность прохождения письменного экзамена (тестирования) и периодичность его проведения как первого этапа аттестации; изменить квалификационные требования в целях исключения коррупциогенных факторов.
  2. Обеспечить нормирование величины оплаты труда эксперта за участие в проведении историко-культурной экспертизы на уровне Правительства Российской Федерации.
  3. Ввести в КоАП РФ отдельную статью, устанавливающую ответственность экспертов за ненадлежащее выполнение государственной историко-культурной экспертизы; предусмотреть в Положении нормы, предусматривающие основания для лишения аттестации за допущенные нарушения законодательства.
  4. Разработать методические рекомендации по оценке выполненных заключений государственных историко-культурных экспертиз.

Основания для запроса историко культурной экпертизы — Правовед.RU

896 юристов сейчас на сайте

  • Добрый день,
  • Получили отказ в разрешении на строительство индивидуального жилого дома: указана единственная причина — отсутствие заключения о необходимости историко культурной экспертизы.
  • При этом таких требований в градостоительном плане не прописано и все остальные документы были представлены.
  • Такое впечатление, что данную экпертизу требуют со всех без разумных оснований.

Я правильно понимаю, что если участок относится к историческом поселению и т.п., то это должно быть отражено в ГПЗУ?

Насколько обоснованны требования экспертизы «по умолчанию»?

Собираюсь подавать жалобу…

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (3)

Пётр, добрый вечер. В соответствии со ст.15 ФЗ-73 

1. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. 3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Т.е. установление наличия ОКН (объекта культурного наследия) осуществляется на основании записи в вышеуказанном реестре. В случае же осуществления строительства на земельном участке, не имеющим ОКН, внесённого в вышеуказанный реестр, проведение экспертизы не требуется. 

Насколько обоснованны требования экспертизы «по умолчанию»?

Полагаю, что необоснованны. Ст.30 того же Федерального Закона прямо указывает, какие земли являются объектом экспертизы: 

Объектами историко-культурной экспертизы являются:

земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;

Т.е. для того, чтобы проведение такой экспертизы было необходимым, должны иметься сведения о наличии на Вашей земле ОКН. В ином случае полученный Вами отказ незаконен и может быть обжалован в судебном порядке.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

Заключение государственной историко-культурной экспертизы / Госуслуги Москвы

Материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

Фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

Проекты зон охраны объекта культурного наследия (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

Паспорт объекта культурного наследия (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендный договор, охранный договор) (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Решение органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Решение органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

Историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

  Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

  Документ, обосновывающий воссоздание утраченного объекта культурного наследия (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

  Документ, удостоверяющий (устанавливающий) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

  Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

Содержащая сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории

  Сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Соответствующие кадастровые выписки, паспортов, планов территории и справок

  Технический паспорт на объект культурного наследия и (или) его поэтажный план (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

С указанием размеров и приведением экспликации помещений

  Акт (акты) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (копия, 1 шт.)

  • Может быть получен в ходе оказания услуги
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

  Сведения о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Соответствующие кадастровые выписки, паспортов, планов территории и справок

  Схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

  Градостроительный план земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

  Сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенные в государственный кадастр недвижимости, а также акт обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

  Документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *