Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)

26.06.2019 Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)  

26 июня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).

Председатель Комитета, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагается ввести в Гражданский кодекс РФ новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание», в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов. Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию.

Стоит отметить, что НМПТ дает представление об изготовителе, высоком качестве товара, а также о наличии особых свойств товара, определяемых местом изготовления. Его применение способствует повышению известности региона, росту инвестиций. Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жесткими.

Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или людскими факторами.

Кроме того, все стадии производства такого товара, влияющие на формирование его особых свойств, должны осуществляться на территории данной местности.

С момента введения государственной регистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется около 200 НМПТ.

В качестве примера можно привести: «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец», «Нарзан».

При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В связи со вступлением в ВТО у России возникли обязательства по охране «географических указаний». Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.

В этой связи законопроектом предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части четвертой ГК РФ, давая определение обоим видам средств индивидуализации товара – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», а также указывая конкретные требования к каждому из них. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.

С учетом поправок устанавливается, что географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик.

«В качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы, золото Костромы», – отметил Павел Крашенинников.

Законопроектом предусматривается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации, которая будет осуществляться Роспатентом.

Зарегистрировать ГУ смогут: один и более граждан, одно или несколько юридических лиц, а также ассоциация (союз) или другие объединения лиц, создание и деятельность которых не противоречит законодательству страны происхождения товара.

Лицам, зарегистрировавшим географическое указание, предоставляется исключительное право его использования (при условии, что товар обладает заявленными характеристиками). В случае предоставления исключительного права объединению лиц, право использования предоставляется каждому члену этого объединения, включенному в Государственный реестр указаний и наименований.

Не допускается использование зарегистрированного географического указания:

  1. лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными;

  2. правообладателями в отношении товара, не обладающего заявленными характеристиками, либо произведенного за пределами границ географического объекта;

  3. использование сходного с зарегистрированным ГУ обозначения для любых товаров, которое способно ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или его характеристик.

Географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям.

«Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя.

Действие исключительного права может прекратиться раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара», – сообщил Павел Крашенинников.

В целях доработки законопроекта ко второму чтении и синхронизации с действующим правовым регулированием в затрагиваемых отраслях (в том числе в сфере производства винодельческой продукции), ответственным Комитетом ГД по государственному строительству и законодательству была создана Рабочая группа. В ее состав вошли депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители Роспатента, представители предпринимательского сообщества (виноделы, производители минеральной воды, рестораторы), научного юридического сообщества.

При работе над законопроектом основной проблемой было соотношение терминологии и критериев географического указания с положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Согласно этому закону с 2015 года в России происходит становление производства винодельческой продукции высокого качества с привязкой к месту выращивания винограда под обозначениями: винодельческая продукция с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Законом установлены требования к такой продукции; порядок определения географических объектов, в границах которых осуществляется ее производство. Присвоение наименования вина с ЗГУ или с ЗНМП осуществляется не только из принципа территориальности и традиций, но и с учетом культивируемых сортов винограда, методов их выращивания и технологии виноделия. Так, ЗГУ предоставляется в отношении винодельческой продукции, которая произведена из 85% винограда, выращенного в данном географическом объекте, а 15% – в субъекте РФ, где находится данный географический объект.

  • В целях соотнесения норм этого закона № ФЗ-171 и рассматриваемого законопроекта Комитет рекомендовал принять следующие поправки.
  • При подаче заявки на регистрацию «географического указания» или «наименования места происхождения товара» на винодельческую продукцию в числе документов необходимо представить также лицензию на производство винодельческой продукции с ЗГУ или ЗНМП; а также указание на место происхождения (производства) товара (границ географического объекта), определенное органами государственной власти субъекта РФ в соответствии законом № ФЗ-171.
  • Кроме того, предусматривается, что предоставление правовой охраны ГУ или НМПТ в отношении винодельческой продукции, порядок осуществления и защиты права на указанные средства индивидуализации определяются частью четвертой Гражданского кодекса РФ, но с учетом особенностей, установленных отраслевым законом № ФЗ-171.
  • Среди других поправок, одобренных Комитетом, можно отметить следующие:
  • 1) уточнено соотношение ГУ и НМПТ с товарными знаками.
  • Устанавливается, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с зарегистрированным и заявленным на регистрацию географическим указанием или НМПТ (с некоторыми исключениями). Равно как и наоборот — не допускается регистрация в качестве ГУ или НМПТ обозначения, сходного с товарным знаком;
  • 2) предусмотрен контроль за сохранением особых свойств товара,
  • 3) предлагается использование с согласия правообладателя сырья производителя, не имеющего ГУ/НМПТ (например, глина для гжели).

Основные новеллы вступят в силу по истечении 1 года после дня официального опубликования закона. При этом нормы, касающиеся ответственности за незаконное использование предупредительной маркировки, вступят в силу с отсрочкой на 5 лет.

Павел Крашенинников отметил, что обсуждаемый законопроект очень важен и позволит предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, расширить перспективы развития регионов России. «В каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции.

Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить конкурентоспособность экономики регионов, будут способствовать привлечению российских и иностранных инвестиций, развитию туризма, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий», – заявил Павел Крашенинников.

Оригинал материала

Напечатать

В гк ввели новые объекты интеллектуальных прав

29.07.20192480

Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым в Гражданский кодекс РФ вводится новый объект интеллектуальных прав — «географическое указание» (об этом документе читайте также на Legal.Report здесь).

Понятие «географическое указание» будет использоваться наряду с уже существующим «наименование места происхождения товара» (НМПТ). При этом в соответствии с международными стандартами к товарам с географическими указаниями (их часто называют «региональные бренды») применяются более мягкие требования.

В частности, не является обязательным условием осуществление всех этапов производства в одном конкретном регионе.

Географическое указание может использоваться в отношении товара при условии, что на территории данного географического объекта осуществляется хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик.

Основными новеллами закона являются определение географического указания как обозначения, которое позволяет идентифицировать товар, происходящий с территории географического объекта.

При этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением.

Устанавливаются требования, необходимые для госрегистрации географического указания, порядок регистрации и другие особенности гражданско-правового режима этого объекта.

Предусматривается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Для подачи заявки на регистрацию ГУ в ней будет достаточно указать и подтвердить информацию о качестве, репутации или других специфических показателях продукции, обусловленных местом происхождения.

Для оформления заявки на НМПТ требуется подтверждение со стороны уполномоченных государственных органов о наличии у товара особых свойств.

Географическое указание может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией или иным объединением лиц.

Исключительное право на географическое указание действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на географическое указание в Роспатент.

При этом данный срок может быть продлен по заявлению правообладателя каждый раз на десять лет.

Изменяются отдельные особенности правового режима НМПТ — в частности, вводится требование об осуществлении всех стадий производства товара на территории соответствующего географического объекта. Предусматривается возможность подачи заявки на регистрацию НМПТ одновременно несколькими лицами.

Сейчас в России зарегистрировано и охраняется около 200 НМПТ. Среди них “Вологодское кружево”, “Адыгейский сыр”, “Оренбургский пуховый платок” и др. В качестве же географического указания могут быть зарегистрированы, например, камчатский краб, байкальский омуль или якутские алмазы.

Уполномоченный орган должен будет вести контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения. Он в том числе выдает заключение об исчезновении характерных для данного географического объекта условий и, соответственно, о невозможности производить товар, отвечающий необходимым требованиям к его свойствам.

Корреспондирующие изменения внесены также в закон № 171 о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Закон, за исключением его отдельных положений, вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования. За это время Роспатент планирует разработать подзаконные акты, которые вместе с принятым законом будут регулировать отношения, связанные с новым объектом интеллектуальных прав.

Географическое указание может стать новым объектом интеллектуальных прав

Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)

Географическое указание может получить самостоятельную правовую охрану. Соответствующий законопроект прошел в Госдуме РФ первое чтение. «ОПОРА РОССИИ» считает это важным шагом в совершенствовании законодательства.

Читайте также:  Компенсация за неиспользованный отпуск при сокращении штата

Поправки предлагают закрепить новый объект интеллектуальных прав – географическое указание – «обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением». В качестве широко известных примеров можно привести: вологодское масло, астраханские арбузы, башкирский мед, тульские пряники и т.д. Географическое указание здесь выступает средством индивидуализации товара, характеристики которого во многом определены природными факторами или людскими ресурсами местности.

В «ОПОРУ РОССИИ» регулярно поступают обращения, в которых сообщается об использовании в предпринимательской деятельности географических указаний в качестве товарных знаков.

Стремясь обеспечить наибольшую узнаваемость и престижность средства индивидуализации с наименьшими финансовыми затратами, организации используют географические названия, обладающие известной репутацией и связью с качеством продукции характерной для географического региона.

«Сегодня, имея возможность регистрация географического указания в качестве товарного знака, юридическое лицо получает исключительные права и репутацию целого региона, препятствует в использовании данного обозначения другим предпринимателям», — объясняет проблему вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых . Это связано с тем, что при предоставлении исключительных прав на товарный знак, являющийся целиком или в части географическим названием, одному субъекту хозяйственной деятельности, другие участники экономических отношений, в том числе из того же региона (города, населенного пункта и др.), лишаются возможности использовать это обозначение при маркировке своей продукции. Таким образом, регистрация в качестве товарных знаков географических названий позволяет их владельцам извлекать необоснованные преимущества от единоличного использования географического названия.

Кроме этого, владелец товарного знака, представленного географическим названием, имеет еще ряд необоснованных преимуществ: может требовать не только изъятия товара из гражданского оборота, но и выплаты значительной денежной компенсации; не связан обязательствами по производству продукции в регионе, название которого используется для маркировки продукции, не несет ответственности за соответствие качества этой продукции особым свойствам обусловленным природными условиями и людскими ресурсами региона; имеет право уступить (продать) это обозначение любому юридическому лицу, в том числе иностранной компании.

«ОПОРА РОССИИ» с 2014 года пыталась доказать, что практика регистрации географического указания в качестве товарного знака – губительна для большого количества предпринимателей.

«Этот вопрос «ОПОРА РОССИИ» выносила на обсуждения в Общественную палату РФ, затем было направлено обращение в Совет Федерации. И сейчас мы полагаем, что принимаемые поправки — шаг в правильном направлении, — говорит Наталья Золотых. – Эти поправки позволят предпринимателям наиболее широко реализовать свои права».

Законопроект в текущей редакции дает возможность зарегистрировать географическое указание одному или нескольким гражданам, юридическому лицу или объединению лиц, кроме того, российским юридическим лицам и гражданам РФ предоставляется право зарегистрировать географическое указание в иностранных государствах.

Кроме этого, законопроект позволяет регистрацию географического указания только в случае, если на территории данного географического объекта была осуществлена хотя бы одна из стадий производства товара.

Появление нового объекта в праве интеллектуальной собственности Российской Федерации – географического указания: своевременно или нет?

23 Апреля 2019

Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)

О.Ю. Широкова,кандидат юридических наук ведущий специалист по интеллектуальной собственности

ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина»

«Журнал Суда по интеллектуальным правам», № 23, март 2019 г., с. 31-35

  • В России в соответствии с нормами действующего законодательства правовая охрана предоставлена лишь наименованию места происхождения товара в качестве средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории.
  • При этом важно отметить, что в научной сфере специалистами неоднократно высказывалось мнение относительно необходимости предусмотреть в правовом поле еще одно средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории — это географическое указание, в связи с чем было приведено большое количество аргументов в пользу введения этого объекта в России, предоставления ему правовой охраны, признания его самостоятельным средством индивидуализации; подчеркивалась важность этого средства с точки зрения необходимости продвижения региональных брендов, стимулирования экономики регионов, повышения конкурентоспособности товаров на внутреннем и международном рынках, защищенных географическими указаниями.
  • Представляется, что введение правовой охраны географических указаний — это давно назревшая необходимость в обществе, которая соответствует также и международному опыту.
  • Признание и правовая регламентация географических указаний на уровне зарубежных нормативных правовых актов доказала необходимость введения правовой охраны указанного объекта и в России в связи с тем, что правовая система Российской Федерации должна соответствовать нормам международного права.

При этом только в 2018 г. на уровне государства была рассмотрена инициатива о введении в Российской Федерации географического указания в качестве нового, самостоятельного объекта интеллектуальной собственности, и 13 июля 2018 г.

соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу Российской Федерации (проект Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» № 509994-71; далее — законопроект).

На момент опубликования настоящей статьи указанный законопроект принят в первом чтении.

Как было отмечено выше, в России до настоящего времени в рамках действующего законодательства не было предусмотрено правовой охраны географических указаний.

Такое средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, в российском праве отсутствовало.

Обосновано это было тем, что государство признавало лишь один объект интеллектуальной собственности, индивидуализирующий товар, происходящий с определенной территории – наименование места происхождения товара.

Однако практика показала, что товаропроизводители сталкиваются с рядом сложностей, возникающих в процессе государственной регистрации наименования места происхождения товара и получения исключительного права на него и/или получения исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара (в частности, соответствие товара особым свойствам; необходимость получения заключения компетентного органа о том, что товар соответствует этим особым свойствам), что не способствует повышению спроса на указанное средство индивидуализации.

Зачастую именно эти трудности создают потенциальным обладателям исключительного права на наименование места происхождения товара препятствия для его регистрации и получения исключительного права на него и/или получения исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара.

Вследствие указанных обстоятельств уникальный товар не выходит на рынок с защищенным наименованием места происхождения товара. Этот фактор негативно сказывается на развитии региональных брендов, региональной экономики в целом и не способствует созданию привлекательных условий для товаропроизводителей, инвесторов.

Представляется необходимым кратко остановиться на терминологии двух средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории – наименовании места происхождения товара и географическом указании, а также указать различия в их правовых режимах.

Правовой охране наименования места происхождения товара полностью посвящён § 3 гл. 76 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст.

1516 Гражданского кодекса РФ наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Правовая охрана в качестве наименования места происхождения товара предоставляется обозначению, используемому для индивидуализации товара, происходящего из определенной географической местности, при этом производимый в пределах этой местности товар должен в обязательном порядке обладать особыми свойствами, подтвержденными заключением компетентного органа. При этом все стадии производства должны находиться в границах указанной географической местности. Заявка на наименования места происхождения товара проходит формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

В случае положительного прохождения экспертизы Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимается решение о регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на него/о предоставлении исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара. Срок действия исключительного права составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления до тех пор, пока в отношении указанного товара сохраняются особые свойства. Важно отметить, что указанное исключительное право является «усеченным», так как распоряжение исключительным правом в отношении наименования места происхождения товара не допускается. При этом правовая охрана самого наименования места происхождения товара действует до тех пор, пока сохраняется возможность производить в границах этой географической местности товар, обладающий особыми свойствами, указанными при регистрации наименования места происхождения товара и при получении исключительного права на него.

Что касается географического указания, то в соответствии с законопроектом — это обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.

Предлагаемый режим правой охраны нового средства индивидуализации во многом схож с правовой охраной наименования места происхождения товара.

В частности, правовая охрана географического указания возникает на основании государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам экспертизы (включающей формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения).

В отношении географического указания достаточно, чтобы хотя бы одна из стадий производства находилась в границах определенной географической местности. В результате произошедшей государственной регистрации географического указания за заявителем признается исключительное право.

При этом также предусматривается возможность получения товаропроизводителем исключительного права на уже зарегистрированное географическое указание.

Такое право может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта будет производить товар, обладающий качеством, репутацией или другими характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований).

  1. Срок действия исключительного права на географическое указание составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления при условии сохранении за товаром качества, репутации или иных характеристик; при этом распоряжение исключительным правом на географическое указание не допускается.
  2. Срок действия правовой охраны географического указания составляет весь период, в течение которого сохраняется возможность производить в данной местности товар, обладающий заявленными качеством, репутацией или иными характеристиками.
  3. Отсюда следует, что правовая охрана наименования места происхождения товара и географического указания во многом совпадает.

Однако при этом есть ряд значительных и фундаментальных отличий между ними. Остановимся на них подробнее.

Первым и основополагающим отличием является то, что для государственной регистрации и получения исключительного права в отношении товаров, маркируемых охраняемым географическим указанием, отсутствует необходимость наличия у товара особых свойств. Такие товары должны обладать качеством, репутацией или иными характеристиками, достаточными для того, чтобы у потребителей возникала конкретная ассоциация в отношении товара, происходящего с определенной территории.

Читайте также:  Комментарий 14182 к статье: обеспечительный платеж и задаток - в чем разница?

Второе отличие является производным от первого и заключается в следующем: в связи с тем, что в отношении географического указания отсутствует необходимость подтверждения наличия у товара особых свойств, то и заключение компетентного органа не требуется при регистрации географического указания и/или получения исключительного права на него.

Третье отличие – это то, что в отношении географического указания достаточно, чтобы хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик, находилась на территории географического объекта, заявляемого в качестве охраняемого географического указания. Что касается наименования места происхождения товара, то все стадии производства товара, влияющие на формирование его особых свойств, находились в границах заявляемого географического объекта.

Отметив основные положения законопроекта, представляется необходимым резюмировать, что принятие решения на государственном уровне по введению правовой охраны географических указаний является важным, необходимым и своевременным шагом на пути выбранного Российской Федерацией курса на импортозамещение, развития региональных брендов, экономической поддержки регионов, повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, а также поддержания активности товаропроизводителей, их заинтересованности в производстве товаров, обладающих определённым качеством/репутацией, для предоставления им правовых гарантий по охране средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, для поддержания конкурентоспособности производимых ими товаров.

Возвращаясь к вопросу о своевременности принятия указанного законопроекта, необходимо еще раз подчеркнуть, что географические указания являются самостоятельными средствами индивидуализации. Это подтверждается и нормами международного права. Во многих странах им предоставлена правовая охрана.

В частности, в качестве примеров международных соглашений, предусматривающих правовую охрану географических указаний, можно указать следующие документы: — Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (от 15 апреля 1994 г., Россия является его участницей с 2012 г.);

— Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20 мая 2015 г. (Россия пока не является его участницей).

Важно также отметить, что и в доктрине указанная проблематика неоднократно затрагивалась, на данную тему за последнее время было защищено несколько диссертаций2.

В указанных работах авторами высказываются разные точки зрения, но в одном они совпадают – географическое указание как средство индивидуализации товара существуют в правовой природе зарубежных стран, его необходимо предусмотреть в отечественном законодательстве, оно является самостоятельным средством индивидуализации.

Принятие закона, предоставляющего правовую охрану географическому указанию, позволит производителям в облегченной форме получить право на использование средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории – географического указания, в связи с тем, что будет отсутствовать необходимость предоставления заключения компетентного органа, подтверждающего наличие у производимого товара особых свойств. Достаточно, чтобы производимый товар обладал определенным качеством/репутацией и хотя бы одна из стадий производства находилась в границах географического объекта, с территории которого будет происходить товар.

Возможность предоставления правовой охраны географическому указанию именно на основании регистрационной процедуры является правильным направлением законодателя, так как введение регистрации географического указания будет способствовать привлечению товаропроизводителей (у них будет возможность получить исключительное право, подтвержденное свидетельством, как следствие, на законном основании использовать указанное географическое указание). Одновременно с этим регистрация географического указания будет препятствовать правонарушениям посредством пресечения незаконного использования географических указаний (производства контрафактной продукции) товаропроизводителями, не обладающими исключительным правом на такие указания (все законные товаропроизводители будут отражены в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации).

Однако в свете последних изменений, предлагаемых к внесению в ч. 4 Гражданского кодекса РФ, необходимо заметить, что законодатель не указал еще один объект, стоящий в одной линейке с наименованиями места происхождения товара и географическими указаниями, а именно указание происхождения товара.

Отметим далее, что указание происхождения товара также является самостоятельным средством индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, однако отличающимся тем, что указание происхождения товара – средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, которое указывает лишь на территорию происхождения товара без привязки к особым свойствам (как это предусмотрено в отношении наименования места происхождения товара), к качеству/репутации (как это указано в отношении географических указаний). Указание происхождения товара лишь указывает на территорию происхождения товара.

При этом указание происхождения товара как средство индивидуализации может быть выражено как в словесной, так в изобразительной форме (чего не предусмотрено в отношении наименований места происхождения товара и географических указаний).

В качестве примера указания происхождения товара можно привести комбинированное обозначение (словесное обозначение «Сделано в Костроме» с изображением символики субъекта Российской Федерации).

При этом необходимо отметить, что в законодательстве ряда стран указание происхождения товара охраняется в качестве самостоятельного средства индивидуализации (например: республика Беларусь, республика Таджикистан, Украина, Швейцария).

В итоге подчеркнем, что введение правовой охраны географического указания в России является своевременным шагом на пути поддержания отечественных производителей и в условиях выбранного Россией пути на импортозамещение.

Однако одновременно с географическими указаниями в российском законодательстве необходимо предусмотреть предоставление правовой охраны и указаниям происхождения товара, так как это средство индивидуализации также индивидуализирует товар, как происходящий с определенной территории; оно активно используется товаропроизводителями в России и способно стать достойным инструментом для защиты отечественных товаропроизводителей.

1 http://sozd.duma.gov.ru/bill/509994-7

Географическое указание — новый объект интеллектуальных прав

Специалисты в области IP уже знают, что в ближайшее время у нас появится ещё один объект интеллектуальных прав – географическое указание. Соответствующий законопроект уже прошёл первое чтение http://sozd.parliament.gov.ru/bill/509994-7.

Этот законопроект примечателен тем, что его широко обсуждают не только юристы и специалисты в области IP. Видимо, это связано с тем, что от охраны географических указаний очень многого ждут. Например, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев считает, что

брендирование продуктов по географическому признаку развивает локальный патриотизм. (http://www.dairynews.ru/news/aleksey-andreev-brendirovanie-produktov-po-geograf.html).

В таком же патриотическом ключе высказался и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Владимир Баканов:

Никто не вправе эксплуатировать название, за исключением резидентов территории. Хочешь использовать название — переезжай туда, вкладывай свои деньги и развивай производство, — предлагает Владимир Баканов.

— Сейчас малоизвестные географические названия регистрируют как товарные знаки. Они переходят в частную собственность, и их можно продать даже за границу. Так мы всю страну разбазарим. (https://iz.ru/697192/pavel-chernyshov/okhranu-regionalnykh-brendov-usiliat).

Судя по всему, авторы законопроекта так же смотрят на происходящее — в пояснительной записке к законопроекту указано, что активное использование географических наименований (точнее нмпт) способствует повышению известности региона, вложению инвестиций в его развитие, сохранению сельских поселений, увеличению рабочих мест, развитию туризма.

Далее в пояснительной записке говорится о том, что действующее регулирование НМПТ недостаточно – в России всего 170 НМПТ, в то время как в Европе аж 3000 географических указаний.

В перечисленных аргументах достаточно ясно виден патриотический посыл авторов законопроекта — если в России будет 3000 географических указаний, то российские регионы будут развиты примерно так же, как их «коллеги» в Евросоюзе. Поэтому, видимо, нужно спрямить путь к светлому региональному будущему и облегчить регистрацию географических указаний.

Я не знаю, насколько сильно влияет охрана географического указания на развитие регионов, хотя есть ощущение, что в какой-то степени точно влияет.

Но я уверен в том, что сама по себе регистрация географического указания не может развить экономику какого бы то ни было региона без вложений в продвижение наименования и наличия реального спроса на соответствующую продукцию.

Может быть, охрану географических указаний и хотят ввести, чтобы предоставить некую гарантию потенциальным инвесторам?

Как бы то ни было, этот законопроект скорее всего примут и правовую охрану географическим указаниям предоставят. Поэтому нам в любом случае предстоит понять, с чем нам предстоит иметь дело.  Причём я хочу просто разграничить ГУ и НМПТ и выделить их ключевые признаки без выяснения того, нужно ли нам сейчас такое разделение и как было бы его лучше провести, если оно действительно нужно.

Начнём с того, что мы здесь не изобретаем велосипед. Географические указания достаточно давно охраняются во многих странах мира. На сайте ВОИС есть неплохая обзорная статья по этому поводу (http://www.wipo.int/geo_indications/ru).

Там географическое указание определено как обозначение, фигурирующее на товарах, которые происходят из определенного географического региона и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно местом их происхождения.

Как Вы можете заметить, определение географического указания в законопроекте практические повторяет это определение. Вот определение из законопроекта:  

Географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.

В статье на сайте ВОИС также «на пальцах» объясняют, что даёт географическое указание его правообладателям:

Право на географическое указание позволяет его обладателям препятствовать использованию указания третьими сторонами, чьи продукты не отвечают применимым стандартам.

Например, в юрисдикциях, в которых обеспечивается охрана географического указания Darjeeling (Дарджилинг), производители чая Darjeeling могут воспрепятствовать использованию термина Darjeeling для чая, который не был выращен на их плантациях или произведен в соответствии со стандартами, изложенными в практическом руководстве для географического указания.

В целом, всё понятно и каких-то серьёзных возражений не вызывает.

Более того, географическое указание фигурирует во многих международных договорах, к которым присоединилась Россия. Об этом подробно пишут авторы законопроекта в пояснительной записке и на это же указывает Марина Александровна Рожкова в своей статье. В международных договорах даётся приблизительно такое же определение географического указания, какое предложено в законопроекте.  

Главный вывод, который можно сделать, ознакомившись с международными договорами, статьями по теме и собственно текстом законопроекта, заключается в том, что географическое указание (ГУ) и НМПТ соотносятся как род и вид.

Последние сомнения на этот счёт развеиваются в п. 4 ст.

1516 ГК РФ из законопроекта — «правила настоящего Кодекса о географических указаниях применяются к наименованиям мест происхождения товаров с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом».

Действительно, и ГУ, и НМПТ нужны, чтобы сообщать потребителю о происхождении товара с определённой территории. И ГУ, и НМПТ говорят потребителю, что свойства этого товара как-то связаны с территорией, с которой он произошёл.

Читайте также:  Договор переуступки долга между юридическими лицами

Разница между ГУ и НМПТ при этом заключается в (1) силе связи между товаром и местом его происхождения, и в (2) том, какие характеристики товара определяются его местом происхождения.

После прочтения п. 1 ст. 1516 ГК РФ в текущей редакции (в новой редакции статьи останется такое же определение) становится ясно, что НМПТ предъявляет самые высокие требования к самому товару и к степени его связи с местом происхождения. Так, НМПТ относится только к товару, имеющему особые свойства, то бишь уникальному товару. 

При этом особые свойства товара в рамках НМПТ исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Иными словами, такой уникальный товар нигде больше создать нельзя.

Очевидно, что уникальных товаров, которые можно создать в одном только регионе, не так много во всём мире. Современные технологии позволяют воспроизвести многие товары в разных местах.

В этой связи беспокойство авторов законопроекта понятно – с такими высокими требованиями зарегистрировать 3000 НМПТ в России никогда не получится.

Чем же здесь могут помочь ГУ? Во-первых, у ГУ снижены требования к характеру связи между местом происхождения и свойствами товара.

Для ГУ используют стандарт «в значительной степени», планка которого явно ниже чем у «исключительно или главным образом».

В значительной степени, на мой взгляд, означает, что такой товар можно произвести и в других регионах, в которых свойства товара точно так же будут определяться его местом происхождения в значительной степени.

Во-вторых, ГУ гораздо менее требовательны к характеристикам товара, которые должны в значительной степени связаны с местом их происхождения. Это «определенное качество, репутация или другие характеристики товара».

Такое определение предполагает, что товар может вообще не обладать никакими уникальными свойствами и быть похожим на многие другие или вообще повторять их, но при этом иметь некую репутацию и на этом основании получить правовую охрану.

«Определенное качество» не означает высокое и наилучшее, то есть можно получить охрану в отношении товара, который заметно уступает по качеству конкурентам, которым просто не посчастливилось иметь репутацию или иную связь с регионом.

Иными словами, из простого грамматического толкования определения ГУ можно сделать вывод о том, что оно может быть вообще никак не связано с уникальными свойствами товара, для охраны которого регистрируется, и может быть вообще не привязано к месту происхождения товара – точно такой же товар можно произвести в другом регионе. Тут речь, скорее идёт, о неких исторических ассоциациях и привычных наименованиях.

Но надо понимать, что именно в этом и заключается цель законодателя. Так, заместитель главы Роспатента Л. Кирий сказала следующее, когда объясняла задачи законопроекта:

Если НМПТ является словесным обозначением, представляющим собой наименование географического объекта, то географическое указание позволяет идентифицировать товар как происходящий с определенной территории (http://tass.ru/v-strane/4992718).

То есть сам по себе факт производства товара на конкретной территории не гарантирует уникальность этого товара и не означает, что точно такой же товар нельзя произвести в другом месте. В общем, только практика покажет, к чему это всё приведёт. Главное, чтобы на местах не перестарались и Роспатент фильровал совсем уж надуманные ГУ — юридические основания к тому предусмотрены.

В гк рф введут новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание» — ассоциация юристов россии

27 Июля 2018

27 июля 2018 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).

Один из авторов законопроекта – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что проектом предлагается ввести в ГК РФ новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание» – в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов.

Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию.

Стоит отметить, что НМПТ дает представление об изготовителе, высоком качестве товара, а также о наличии особых свойств товара, определяемых местом изготовления. Его применение способствует повышению известности региона, росту инвестиций.

Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жесткими.

Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или человеческими факторами.

«Зачастую особые свойства не проявляются в самих товарах и, соответственно, не могут быть объективно проверены. Например, сложно документально определить специфический вкус и цвет масла или молока, полученных от коров, которые пасутся на определенных пастбищах, где растут особые травы, характерные для данного региона», – отметил Павел Крашенинников.

С момента введения государственной регистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется около 200 НМПТ. В качестве примера можно привести «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец», «Нарзан».

При этом в Европейском союзе охраняется более 3 000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В связи со вступлением в ВТО у России возникли обязательства по охране «географических указаний». Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.

Законопроект предусматривает решение вышеуказанных вопросов.

Предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части 4 Гражданского кодекса РФ, давая определение обоим объектам – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара» и указывая конкретные требования к ним. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.

Так, устанавливается, что географическим указанием является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного географического объекта.

При этом географическим происхождением должны в значительной степени определяться особое качество товара, его репутация или другие характеристики.

И хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, должна осуществляться на указанной территории (в отличие от НМПТ, для которого должны осуществляться все стадии производства товара на указанной территории).

«Таким образом, в качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, крымские вина, якутские алмазы, золото Костромы», – сказал Павел Крашенинников.

Законопроектом указывается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации. Регистрация будет осуществляться Роспатентом.

Лицам, зарегистрировавшим географическое указание (гражданам, организациям или объединениям лиц) предоставляется исключительное право его использования.

Под использованием понимается, в частности, размещение географического указания на товарах, этикетках, упаковках; на бланках, счетах и другой документации, в объявлениях о продаже товаров, на вывесках, в рекламе, в печатных изданиях, в сети «Интернет» и прочее.

Другими лицами использование зарегистрированного географического указания не допускается. Даже если ими указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе, либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п. Товары, этикетки или упаковки, на которых незаконно использовано географическое указание, считаются контрафактными.

Законопроектом указывается, что географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям.

Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя.

Действие исключительного права может прекратиться и раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара.

Срок вступления в силу изменений предлагается установить по истечении 180 дней после официального опубликования закона.

Изменения направлены на совершенствование законодательства об интеллектуальных правах. Законопроект позволит расширить перспективы развития регионов России посредством института географических указаний. Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением.

«В каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.д.

Законопроект позволит предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий на повышение конкурентоспособности экономики регионов, привлечение российских и иностранных инвестиций, развитие туризма», – заявил Павел Крашенинников.

Источник использованного изображения

Географическое указание станет самостоятельным объектом интеллектуальных прав, которому предоставляется правовая охрана

Федеральный закон от 26.07.2019 N 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

В перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, закрепленный в части четвертой ГК РФ, включено географическое указание, определен его правовой режим.

Географическим указанием является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара).

Одновременно уточнено понятие «наименование места происхождения товара». Установлено, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием или наименованием места происхождения товара, за отдельными исключениями.

  • Закреплены порядок государственной регистрации географического указания, его использования (определены случаи незаконного использования), прекращения правовой охраны географического указания и исключительного права на него.
  • Кроме того, в частности, предусмотрено, что предоставление правовой охраны географическому указанию и наименованию места происхождения товара в отношении винодельческой продукции, порядок осуществления и защиты права на указанные средства индивидуализации определяются частью четвертой ГК РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
  • Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 29.07.2019

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *