Новый коап рф может заработать с начала 2021 года

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

На сайте Правительства РФ опубликована концепция нового Административного кодекса РФ, который может вступить в силу после 1 января 2021 года. В случае его принятия административные штрафы будут назначаться в зависимости от имущественного и финансового положения физического лица, юридического лица или предпринимателя. 

Концепция нового Административного кодекса РФ направлена не только на совершенствование КоАП с целью повысить собираемость штрафов, но и на совершенствование системы адекватности наказания за совершенное правонарушение. 

Наше интернет-издание предлагает вам основные моменты концепции о новом КоАП РФ, которые коснутся всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В том числе всех водителей и автовладельцев. 

Назначение наказания с учетом имущественного положения правонарушителя и с учетом его дохода

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Это, наверное, одно из самых значимых планируемых нововведений в новом КоАП. Речь идет об особенностях назначения наказаний по отдельным категориям и видам правонарушений. Так, концепция нового КоАП содержит вот такие строчки:

2.4.3.3.

При назначении административного наказания в видеадминистративного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемогок административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.

Как понимать выделенные нами строчки? Конечно, буквально.

Тут идет речь о необходимости введения в новом КоАП принципа назначения административного наказания, который должен быть основан не только с учетом характера правонарушения, но и с учетом имущественного положения нарушителя.

Да, скорее всего, размер штрафов в будущем по некоторым административным правонарушениям будет зависеть от дохода нарушителя. Тем не менее, вероятно, это коснется не всех видов правонарушений. 

Новый КоАП разрешит взыскивать штрафы и долги по ним до 10 000 рублей без исполнительного производства

Еще один важный пункт нового КоАП будет предусматривать введение возможности взыскания штрафа без возбуждения исполнительного производства. В случае вступления в силу этого пункта штраф будет автоматически взыскиваться с банковского счета нарушителя. В концепции нового КоАП этот момент прописан пунктом 6.2. Вот его текст:

6.2. Упрощение процедур взыскания административных штрафовна небольшие суммыПредлагается введение упрощенного механизма исполнения

постановлений о назначении административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тысяч рублей, направляемых для принудительного исполнения в ФССП России в форме электронного документа, исключающего

возбуждение исполнительного производства (в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации).

Для чего это необходимо? Естественно, для повышения собираемости штрафов в стране.

Так, по данным на начало года, в базе данных судебных приставов числится около 18 млн неисполненных постановлений о взыскании. Все дело в том, что ФССП не справляется с количеством дел, поступаемых для взыскания.

Также взысканию мешают маленькие сроки давности привлечения к административной ответственности, по истечении которых у судебных приставов связаны руки (штрафы так и числятся за нарушителями, но принудительно взыскать задолженность после окончания срока давности уже нельзя).

В итоге, упростив процедуру взыскания штрафов, государство не только увеличит их собираемость, но и улучшит профилактику нарушений законодательства, поскольку это приведет к неотвратимости наказания за нарушения административного законодательства. 

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Например, сегодня огромное число водителей не платят штрафы за нарушение ПДД. И это несмотря на то, что в Административном кодексе есть ответственность за несвоевременную оплату штрафа.

Тем не менее многие водители предпочитают вообще не платить штрафы, в надежде, что у судебных приставов не хватит времени на принудительное взыскание задолженности в связи с коротким сроком давности по административным правонарушениям. Тут сегодня принцип простой.

Если судебные приставы потребуют выплату задолженности – оплачу. Нет – тогда и платить не буду.

В итоге в России огромное количество автолюбителей накопили уже гигантские долги по штрафам, которые согласно ныне действующему законодательству взыскать никак нельзя, так как по многим делам истекли сроки давности. В результате большинство автолюбителей-должников избегают фактического наказания за нарушения ПДД. 

Увеличение сроков давности по административным делам

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Судя по концепции нового КоАП, по вопросу массовых неплатежей по административным штрафам будет принято принципиальное решение. Для этого законодатель предусмотрит в новом административном законодательстве увеличение сроков давности, которые будут зависеть от категории административного правонарушения. Для этого в новом КоАП все нарушения разобьют на категории, для которых и  предусмотрят сроки давности, а также максимально возможное наказание. 

Смотрите такжеКак у неплательщиков штрафов конфискуют автомобили

Категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять, исходя из их характера и степени общественной вредности.

Конфискация имущества в рамках КоАП 

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

В новом КоаП планируется уточнить содержание такого вида наказания, как конфискация имущества. По мнению законодателя, нужно детально описать понятие конфискации в рамках административного законодательства. Например, сегодня изъятие орудия правонарушения не является конфискацией. А вот изъятие контрафактной продукции является конфискацией, хотя по смыслу это не конфискация. 

В новом Административном кодексе планируется закрепить возможность конфискации имущества, которое не является орудием совершения или предметом административного правонарушения, у собственника.

То есть впервые в российском административном законодательстве появится мера наказания в виде конфискации имущества, которое не является орудием правонарушения.

Например, вполне возможно, за отдельные нарушения ПДД в России появится наказание в виде конфискации автомобиля. 

Назначение административного наказания ниже низшего предела

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Новый Административный кодекс будет включать в себя смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые будут влиять на назначение наказания. Так, предлагается за каждое смягчающее обстоятельство уменьшать размер административного штрафа, а за каждое отягчающее обстоятельство – увеличивать его размер. 

Вместе с тем также в новом КоАП будут предусмотрены особенности назначения отдельных видов административных наказаний, а также случаи и условия освобождения от наказания, отсрочки наказания, рассрочки выплаты штрафов, порядок и случаи замены одно вида наказания другим видом административного наказания. 

Сроки давности нового Административного кодекса с 1 января 2021 года

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Ввиду того что в настоящий момент короткий срок давности по административным правонарушениям не позволяет судебным приставам-исполнителям взыскивать все долги по штрафам, законодатель в концепции нового Административного кодекса РФ предусмотрел их изменение в сторону увеличения. 

Так, планируется каждой категории правонарушений установить индивидуальный срок давности привлечения к административной ответственности.

Естественно, так как самые большие долги по штрафам в настоящий момент связаны с нарушениями ПДД, то, с большой долей вероятности, эта категория правонарушений получит в ближайшем будущем увеличенный срок исковой давности.

Это позволит сделать административное законодательство в области безопасности дорожного движения неотвратимым: у судебных приставов будет больше времени на принудительное взыскание долгов по штрафам. 

Между тем, как отмечено в концепции, максимальный срок давности по административным делам не может быть больше, чем минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года).

Скорее всего, за нарушения ПДД срок давности привлечения к административной ответственности будет составлять 1 год. 

50% скидка на оплату штрафов: скоро не только за нарушения ПДД

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

В новом КоАП, вероятнее всего, появится возможность оплачивать штрафы со скидкой не только за нарушения ПДД. Так, концепция КоАП содержит указания предусмотреть возможность льготной оплаты штрафов не только за нарушения ПДД. 

Для индивидуальных предпринимателей будут отдельные штрафы

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Это, наверное, также очень важная часть, которая появится в новом КоАП. Согласно концепции разработки нового административного законодательства, планируется выделить индивидуальных предпринимателей в отдельную категорию. Напомним, что сегодня индивидуальные предприниматели оплачивают штрафы существенно меньшего размера по сравнению с юридическими лицами. Чаще всего ипэшникам назначают штрафы как должностным лицам или как физ. лицам. Естественно, после выделения ИП в отдельный субъект предпринимателей ждут более суровые штрафы, которые подгонят ближе к юр. лицам. 

Для государственных юридических лиц будут отдельные штрафы

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

К сожалению, мы ожидали, что с введением нового КоАП законодатели увеличат административную ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных имуниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанную с осуществлением их деятельности только в рамкахбюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами. Но в концепции есть пункт 2.3.4.2, который предусматривает исключение административной ответственности государственных компаний и структур как юридических лиц с персонализацией административной ответственностидолжностных лиц указанных органов и организаций за противоправные

деяния, совершенные в их деятельности. То есть большие штрафы, которые предусмотрены для юридических лиц, не будут распространяться на юридические лица, которые принадлежат государству. Вот как выглядит этот спорный и нерадостный пункт:

2.3.4.2.

Учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетныхфондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности.

Наше мнение вместо итога

Конечно, изменение КоАП уже неизбежно и требуется уже давно.

За последние 17 лет со дня вступления в силу нынешней редакции КоАП назрела необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Так, за эти годы в КоАП было внесено 4800 изменений. По мнению законодателя, многие вносимые за это время изменения зачастую не носят системного характера, что привело к нарушению единства правового регулирования общественных отношений.

Смотрите такжеИзменения в правила возврата прав после лишения

Все это, конечно, красивые слова. Но что на самом деле кроется в желании  властей изменить и перекроить КоАП? Конечно, главная цель нового административного законодательства – это улучшить собираемость штрафов, которые стали в России вторым главным налогом.

Особенно для автомобилистов.

Так, в концепции нового КоАП прямо написано, что нынешний КоАП неэффективен в связи с накопившимися за прошедшие годы проблемами в правоприменительной практике на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. 

Естественно, власти вспомнили и об индивидуальных предпринимателях, которые, по их мнению, платят сегодня маленькие штрафы наравне с физическими или должностными лицами. В итоге мы не сомневаемся, что штрафы для ИП будут существенно увеличены в ближайшем будущем, что неплохо пополнит бюджет.

Да, многие нормы нового КоАП, которые предлагает концепция, утвержденная Правительством РФ, назрели давно, и ничего плохого для общества они не несут.

Но, к сожалению, наше законодательство, как всегда, нужно читать между строк и понимать по-своему.

В итоге, как нам кажется, новый КоАП по факту окажется ужесточением административного наказания и будет способствовать росту коррупции среди госслужащих, которым будут даны полномочия привлекать к административной ответственности.

Например, назначение штрафа с учетом имущественного положения и дохода нарушителя – правильная мера. Подобная практика есть во многих странах Европы.

Читайте также:  Статьи раздела прекращение права собственности

Но в нашей стране, где коррупцию так и не побороли, вводить подобный дифференцированный подход к размерам штрафов опасно. Ведь чем больше штраф, тем больше у того, кто его назначает, соблазна потребовать взятку.

Например, вы представляете, какой уровень коррупции будет, если за проезд на красный свет установить штраф в размере 50 000 рублей?

Надеемся, что в процессе разработки окончательной редакции нового КоАП законодатели рассмотрят все за и против всех нововведений, а также внесут поправки, которые не будут ухудшать нынешнее положение индивидуальных предпринимателей.

Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы

30 января 2020 года Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает многие существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за нарушения в различных сферах регулирования.

 В настоящее время проект КоАП РФ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, всё же становится законами.

 Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года.

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Плюсы нового КоАП РФ

Главным достоинством новой редакции КоАП РФ является то, что статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими.

Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик.

Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Так, в самостоятельные статьи выделены несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление персоналу средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, сокрытие несчастных случаев и т.д.

Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчётности в Росстат. 

При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения.

Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьёй.

Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.

По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:

  • для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей);
  • для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей); 
  • для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей); 
  • для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн. рублей). 

Если какой-либо статьёй минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.

Ещё одним плюсом новой редакции КоАП является закрепленное правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.

В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей). 

Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.

Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращён с 90 до 30 суток.

Ниже рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. При этом не будем рассматривать некоторые штрафы (например, за грубое нарушение требований бухучёта или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счёта), которые останутся без изменений.

Штрафы в новом КоАП для организаций и ИП

В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчётности по форме СЗВ-ТД.

 Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.

Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)

Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас — от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.

Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.

«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)

Воспрепятствование работодателем осуществлению сотрудником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.

Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций — до 50 000 рублей.

Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)

За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации — от 30 000 до 70 000 рублей.

Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Нарушение срока постановки на налоговый учёт (ст. 29.20 КоАП РФ)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей. 

Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.

Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчётности (ст. 29.21 КоАП РФ)

Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчёта по страховым взносам.

По новым правилам данное нарушение повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Несдача расчёта по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)

Нарушение сроков представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучёта и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности (ст. 29.29 КоАП РФ)

Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучёта касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчётности. По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчётности повлечёт наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если организация вообще не сдаст бухотчётность, её должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчётность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для её должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации — от 1 млн. до 1,5 млн. рублей.

  • Таким образом, штрафы за бухотчётность будут повышены в несколько тысяч раз!

Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчётности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.

Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)

Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей — для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей — для организаций.

Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, штрафы будут увеличены.

Повторное неприменение ККТ повлечёт наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации — от 3 млн. до 5 млн.

рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас — от 300 до 500 рублей).

Читайте также:  Комментарий 14634 к статье: запись о смене фамилии в трудовой книжке - образец

Несдача статистической отчётности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)

За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.

По новым правилам это же нарушение повлечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП — от 3 000 до 5 000 рублей, на организации — от 5 000 до 10 000 рублей.

Изучить проект нового КоАП РФ можно на портале проектов нормально-правовых актов.

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Источник: Buh.ru

05 февраля 2020

Статьи

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

«Самые плохие законы — в России, но этот недостаток

компенсируется тем, что их никто не выполняет»

(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Наверное, Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) самый изменяемый в последние годы нормативно-правовой акт (НПА) наряду с НПА жилищного и налогового законодательства РФ. Не вызывают вопросов изменения, которые конкретизируют какие-то процессуальные моменты. Но вот постоянное ужесточение наказаний — не самый положительный момент в этих изменениях.

Как сказал еще в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Однако данный афоризм не слишком применим к законодательству об административных правонарушениях. Штрафы нужны государству для пополнения бюджета. И все надзорные органы работают вовсю для этого.

Хотя в задачах, целях и принципах законодательства такого и не указано, а провозглашается совсем иное.

Если поступила жалоба — практически 100%, что будет возбуждено производство об административных правонарушениях, если имеется хоть малейшее нарушение и административный состав для него.

Административные органы почти никогда сами не выносят постановления о прекращении производства об административном правонарушении по каким-либо реабилитирующим основаниям (за отсутствием вины или состава (события) правонарушения).

У судов бывают решения о прекращении административного производства, но абсолютное большинство судов все-таки выносят постановления о привлечении к административной ответственности по рассматриваемым протоколам.

Доля прекращенных производств ничтожно мала для правового государства, которым провозглашена Российская Федерация. Ну не может быть такого, что все надзорные органы и суда работают со 100% эффективностью. Такого просто не бывает, от слова совсем.

Тем более, уровень профессионализма во многих сферах, в том числе правовой и юридической, оставляет желать лучшего.

На сайте РИА Новости вышла новость о том, что «… Председатель правительства Михаил Мишустин назвал непосильными предлагаемые новым проектом КоАП штрафы для автомобилистов, так как «власти еще не добились соответствующего роста зарплат в стране.

Размеры таких взысканий следует рассматривать с учетом платежеспособности населения и с позиций улучшения качества администрирования». Почему только про автомобильные-то штрафы? Непосильные они и для управляющих организаций, например, и их должностных лиц.

Но об этом никто ничего не говорит и не пишет…

В данной статье мы рассмотрим планируемые изменения в КоАП РФ (далее — Кодекс), а именно проект нового Кодекса, кардинально нового, который будет принят взамен действующего сейчас.

Проект закона размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения (ID 02/04/01-20/00099059).

Новый КоАП РФ планируется ввести с начала 2021 года в случае его принятия.

Таким образом, со следующего года у нас будет практически новый Кодекс об административных правонарушениях РФ в случае его принятия.

Наряду с КоАП РФ будет введен в действие Процессуальный кодекс РФ, который будет регулировать процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Проект Процессуального кодекса РФ уже разработан и находится на процедуре оценки его регулирующего воздействия. То есть, вместо действующего сейчас КоАП РФ будет принято 2 Кодекса, его заменяющие.

В пояснительной записке к проекту сказано: «…По прошествии 17 лет после вступления КоАП в силу назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Одним из наглядных подтверждений обоснованности такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП изменений. Так, за вышеуказанный период принято 654 федеральных закона, которыми в КоАП внесено уже свыше 4 800 изменений.

При этом вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Все это обуславливает необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях, и главным результатом такой работы должна стать стабильность нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности».

Цель изменений в Кодекс хорошая, главное, чтобы при его толковании эти цели не были искажены, как иногда (и даже часто) происходит на практике.

Все последующие изменения в обновленный Кодекс по общему правилу будут вступать в силу не ранее, чем через три месяца с момента их опубликования, а проекты изменений в КоАП РФ могут быть внесены на рассмотрение только после получения официального отзыва Правительства РФ.

В КоАП РФ будут введены понятия грубого административного правонарушения, но решение о признании нарушения грубым также может быть принято судом при наличии определенных оснований.

Также вводятся понятия длящегося, продолжаемого, однородного и повторного правонарушения, совокупности правонарушение. Многих этих понятий нет в действующем КоАП РФ.

Разъяснения и оценку таким понятиям ранее давали суды в своих решениях по делам, а также Постановлениях Пленума ВС РФ, так как не все из них имелись в Кодексе.

Индивидуальные предприниматели (ИП) будут привлекаться к ответственности независимо от факта регистрации их в этом качестве, если осуществляют предпринимательскую деятельность, в отношении которой осуществляется государственный или муниципальный надзор. То есть, в отношении людей, занимающихся бизнесом и не платящих налоги, наказания будут ужесточены.

К сожалению, «внутреннее убеждение» наших судей в абсолютном большинстве направлены на обвинительный уклон что в уголовном, что в административном производстве. И главный принцип административного наказания «все неустранимые сомнения трактуются в пользу привлекаемого к ответственности» практически забыт и не применяется многими представителями судебной власти и административных органов.

Хорошей новостью для управляющих организаций являются изменения о запрете одновременного привлечения за одно и то же нарушение и юридического и должностного лица.

Но исключением будут являться «отдельные случаи» (по усмотрению административного органа или суда). Насколько часто будут такие случаи «исключений» также покажет время.

В новом Кодексе исключается возможность назначения нескольких наказаний за несколько однородных нарушений.

Для граждан будет применяться общее правило: за впервые совершенное правонарушение при отсутствии отягчающих обстоятельств будет назначаться предупреждение. А также сокращен предельный срок обязательных работ (с 200 до 60 часов), уточнен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты аресту, в том числе и по состоянию здоровья.

Кстати, если не будет установлено отягчающих обстоятельств, то предупреждением можно будет заменить любой штраф за первое нарушение, которое не считается грубым, а не только субъектам малого бизнеса, как сейчас. В действующем Кодексе есть составы, по которым замена штрафа на предупреждения вообще невозможна, так как это просто не предусмотрено сейчас в нем.

Планируется исключение верхнего и нижнего предела штрафов для большинства составов правонарушений. Будет установлен предельный размер только для региональных штрафов, который составит максимум 5 тыс. рублей для граждан, 50 тыс.

рублей — для должностных лиц, 100 тыс. рублей — для предпринимателей и 500 тыс. рублей — для юридических лиц.

Этот верхний предел обязателен для законов субъекта РФ об административных правонарушениях, в которых бывают штрафы в размере и до миллиона рублей.

Минимальный размер штрафа, который можно снизить, в новом КоАП составит для должностных лиц — 10 тыс. рублей, для ИП — 20 тыс. рублей. Для юридических лиц (ЮЛ), к сожалению, не поменяется ситуация, снижаемый штраф составит не менее 100 тыс. рублей.

По многим составам увеличились суммы штрафных санкций и даже в 20-30 раз (ну куда же без этого…), особенно в области дорожного движения. Хотя нужно сказать, что имеются и составы, по которым штрафы уменьшены (конечно, их меньшинство). Само количество административных составов также уменьшится, но не слишком значительно.

Еще одним отрицательным нововведением можно назвать нормы о конфискации имущества, не являющегося орудием или предметом совершения правонарушения. Это могут быть теперь автотранспорт, прицепы, маломерные суда. Сомнительные перспективы рисует данная норма, если ее все-таки введут.

Хорошим изменением для юридических лиц является то, что административное приостановление деятельности (в новом КоАП РФ — административный запрет) теперь будет возможно максимум до 30 суток. В действующем Кодексе он составляет 90 суток.

Кстати, сейчас в связи с пандемией известного всем вируса, такой рычаг, как административное приостановление деятельности будет активно применяться и уже применяется к тем, кто не исполнил указания о закрытии различных увеселительных, спортивных и иных заведений.

Пока до 90 суток — как в действующем законодательстве.

Скидка на оплату штрафов в размере 50% за быструю оплату увеличена для многих составов административных правонарушений. Большая часть составов теперь позволяет заплатить штраф со скидкой. Скидки не будет за грубые административные правонарушения. Количество составов правонарушений, где возможно «скидка», увеличится на порядок. Почти 60% составов дают право на нее в новом Кодексе.

Не очень позитивным изменением будет увеличение минимального срока давности привлечения к административной ответственности до года, а максимально — до 2 лет.

Сейчас такой срок при рассмотрении административным органом составляет 2 месяца, судом — 3 месяца, а для должностных лиц — год, по некоторым составам срок давности еще больше.

Представляете, сколько за год можно проверить юридических и должностных лиц, а также привлечь к ответственности? Охвачено их будет по максимуму, я думаю.

Особенно мне понравился раздел 5.1. «Расширение, уточнение и конкретизация прав участников осуществляемого органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях», изложенный в Концепции нового КОАП РФ (далее — Концепция).

В нем говорится в том числе и о необходимости «...Тщательной регламентации требует порядок возбуждения дела об административном правонарушении, подготовки к его рассмотрению и пересмотру, рассмотрения и пересмотра (п. 5.1.1.)…

…Более обстоятельного и обоснованного правового регулирования заслуживают вопросы о доказательствах и распределении бремени доказывания в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делу об административном правонарушении и о развитии института состязательности в производстве по таким делам (п. 5.1.3.).

Поступающие в уполномоченный орган материалы (сообщения, заявления), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должны проверяться в процессе контрольно-надзорного производства, и только по его завершении может быть принято решение о возбуждении дела об административном производстве (п. 5.1.5)».

Читайте также:  Перевод на другую работу по медицинским показаниям

А не как сейчас поступают наши органы ГЖН: предписание автоматически означает протокол и практически 99,999% — штраф.

Сейчас не надо даже основания в виде заявления жалобщика, а просто: «мероприятия по контролю», «непосредственное обнаружение», «без взаимодействия с проверяемым лицом» и другие избитые, размытые, но слишком расширенно понимаемые и судами, и надзорными органами, фразы.

По факту, сейчас сотрудник органа ГЖН запросто, следуя в гости к друзьям или родне, может «непосредственно обнаружить» в подъезде любого МКД правонарушение. Идеальных управляющих организаций (УО) редко встретишь, как и сотрудников компаний, поэтому нарушения представители надзорного органа могут обнаружить всегда и везде, стоит только захотеть…

По представительству по делам об административных правонарушениях также грядут изменения, будет более конкретизован этот вопрос, а по некоторым составам правонарушений будет обязательное участие адвокатов по аналогии с Уголовным кодексом. Это касается составов с более тяжкими наказаниями, такими, как административный арест, например.

Что касается наших «любимых» в ЖКХ составов административных правонарушений: ст. ст. 7.23.3, 13.19.2, 14.1.3, 19.5 КоАП РФ, которые чаще всего применяются к УО, то по ним можно сказать следующее.

Понятно, что новые составы по этим нарушениям, а именно: нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД (ст. 7.23.3. КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии или с нарушением лицензионных требований (ст.

14.1.3 КоАП РФ), неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ (ст. 13.19.2 КоАП РФ), неисполнение законного предписания надзорного органа (ст. 19.5 КоАП РФ), будут в новом Кодексе совсем под иными номерами статей.

В Особенной части нового Кодекса имеется Глава 16 «Административные правонарушения в сфере…

Полная версия доступна только подсписчикам

Новый КоАП РФ может заработать с начала 2021 года

Проект нового КоАП не содержит процессуальных норм. Это не КоАП РФ в новой редакции, а полностью с нуля составленный  материально-правовой кодекс. Процессуальный КоАП планируется принять отдельно. В самом же КоАП РФ останется три раздела:

  • общая часть;
  • особенная часть;
  • перечень субъектов, которые составляют протоколы и привлекают к ответственности.

Какие правонарушения будут считаться грубыми?

В составленном Минюстом проекте нового КоАП предлагается закрепить перечень правонарушений, которые будут считаться грубыми. Например, экстремистские, коррупционные правонарушения, составы о торговле наркотиками.

Обратите внимание! В отдельных случаях квалифицировать правонарушения в качестве грубых сможет суд.

Что изменится в отношении предупреждений?

Как и действующий КоАП, новый кодекс сохраняет возможность вынесения предупреждений. Но сфера их применения расширится. К грубым правонарушениям они применяться не будут. Однако нарушители остальных статей, совершившие правонарушения в первый раз и без отягчающих обстоятельств, смогут рассчитывать на замену штрафа предупреждением.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что изменится в отношении штрафов?

Проект нового КоАП 2020 ограничиват размеры штрафов, устанавливаемых региональными законами. Теперь субъекты Федерации не смогут прописывать штрафы выше следующих:

  • для граждан — 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — 50 тыс. руб.;
  • для ИП — 100 тыс. руб.;
  • для юрлиц — 500 тыс. руб.

Обратите внимание! Эти ограничения не коснутся Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Также одно из нововведений для регионов — необходимость по общему правилу устанавливать местные нормы об административных правонарушениях в одном законе, а не в разных правовых актах.

Можно ли будет штрафовать юрлицо и его должностное лицо за одно нарушение?

Сейчас судебная практика отвечает на этот вопрос положительно. Однако новый КоАП РФ закрепит правило о том, что привлечение к ответственности за один случай как компании, так и ее должностных лиц должно быть исключено, кроме некоторых случаев.

Что еще изменится?

Проект КоАП РФ предусматривает также следующие изменения:

  • Появится отдельная глава, посвященная несовершеннолетним правонарушителям. Одна из мер ответственности для них — запрет находиться вне дома в определенное время.
  • Административное приостановление деятельности юрлиц заменят на административный запрет. При этом его срок сократят с 90 до 30 суток.
  • Если лицо совершит правонарушение за границей, в РФ его всё равно смогут привлечь к ответственности. Это возможно в том случае, если правонарушение направлено против Российской Федерации.
  • Появятся положения об амнистии по административным правонарушениям, которую будет объявлять Госдума.
  • Общий срок давности для привлечения к ответственности увеличат с 2–3 месяцев до 1 года.
  • ИП выделены как самостоятельные субъекты ответственности.
  • Помимо запрета посещать спортивные мероприятия в России будет предусмотрена возможность закрыть нарушителям выезд из страны, когда проводятся международные спортивные соревнования.

Когда новый КоАП вступит в силу?

Разделяй и властвуй: как изменится КоАП в 2021 году

Добрый день, уважаемые коллеги.

С 1 января 2021 года планируется, что в РФ появится новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также появится Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть теперь Административный кодекс, разделяется на два кодекса. Пока это только проекты в Госдуме.

Хорошо это или плохо?

Я нашел оба кодекса полистал и увидел, что там больше порядка. По моему мнению, хорошего там больше, чем плохого, в сравнении с нынешним кодексом. Но что меня сильно смущает? Все это огромный массив информации, который не только юристы должны будут переварить, а все люди должны будут переварить и привыкнуть к этим правилам.

Знаете, по уму было бы если бы государство дало 2-3 года, чтобы люди привыкли к этому кодексу. Не вводили бы его в действие, а, например, сказали: «Так, люди, изучайте. Вот образовательные программы, будем все в телевизоре рассказывать».

Потому что по этому кодексу будут штрафовать за нарушение ПДД, неправильную парковку, нарушения КоАП и т.д. Но нужно сначала, чтобы люди соблюдали эти правила. Нужно сначала им «продать» идею соблюдать эти правила.

Людям надо объяснить, что не так ужасны эти правила, что вот тут хуже, вот тут средне, вот тут получше. Нужно объяснить, как защищать себя по этому процессуальному кодексу, куда обращаться, к чему все это приведет, что со всем этим делать.

Бизнесменам надо попытаться это переварить.

Знаете, у меня еще с прошлого года в домашнем офисе лежит огромная пачка законов, я их перекладываю из раза в раз, и думаю, надо их изучить. Но руки не доходят. Например, надо изучить изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Мне страшно к нему подходить… Кое-что я из него поизучал, кое с чем разобрался. Но там 630 страниц! И это только один закон.

В России незнание законов не освобождает от ответственности. И быстрое введение подобных вещей может привести людей в состояние легкого или сильного замешательства и вызовет массу недовольства.

Есть совсем хорошая новость из кодекса. Так как нововведения планируется ввести с 1 января 2021 года, то все нарушения и штрафы за 2020 год, которые вы не успели «погасить по старому кодексу», будут обнулены. Будет что-то типа амнистии, по крайней мере, так написано в законопроекте. И жизнь начнется, что называется, с чистого листа.

Если новый кодекс лучше предыдущего, стоит ли его вводить вот прямо немедленно, не давая людям шанса на то, чтобы они к нему привыкли и ознакомились?

Может быть, кто-то из вас напишет: «Нет, если закон хороший и он лучше предыдущего — бог с ним, с незнанием, пусть его вводят сразу». Не говоря уже о том, что не факт, что мой вывод верный, и эти кодексы лучше. Это моя точка зрения, и только после первого беглого просмотра этих двух законопроектов.

Выскажитесь, пожалуйста, стоит ли вообще так часто менять законы? Стоит ли придумывать все время новые и новые правила, не давая при этом людям привыкнуть к предыдущим? Жду ваших комментариев.

Записаться на конференцию по антикризису

Спасибо и удачи в делах.

Разделяй и властвуй: как изменится КоАП в 2021 году

Добрый день, уважаемые коллеги.

С 1 января 2021 года планируется, что в РФ появится новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также появится Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть теперь Административный кодекс, разделяется на два кодекса. Пока это только проекты в Госдуме.

Хорошо это или плохо?

Я нашел оба кодекса полистал и увидел, что там больше порядка. По моему мнению, хорошего там больше, чем плохого, в сравнении с нынешним кодексом. Но что меня сильно смущает? Все это огромный массив информации, который не только юристы должны будут переварить, а все люди должны будут переварить и привыкнуть к этим правилам.

Знаете, по уму было бы если бы государство дало 2-3 года, чтобы люди привыкли к этому кодексу. Не вводили бы его в действие, а, например, сказали: «Так, люди, изучайте. Вот образовательные программы, будем все в телевизоре рассказывать». Потому что по этому кодексу будут штрафовать за нарушение ПДД, неправильную парковку, нарушения КоАП и т.д.

Но нужно сначала, чтобы люди соблюдали эти правила. Нужно сначала им «продать» идею соблюдать эти правила. Людям надо объяснить, что не так ужасны эти правила, что вот тут хуже, вот тут средне, вот тут получше. Нужно объяснить, как защищать себя по этому процессуальному кодексу, куда обращаться, к чему все это приведет, что со всем этим делать.

Бизнесменам надо попытаться это переварить.

Знаете, у меня еще с прошлого года в домашнем офисе лежит огромная пачка законов, я их перекладываю из раза в раз, и думаю, надо их изучить. Но руки не доходят. Например, надо изучить изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Мне страшно к нему подходить… Кое-что я из него поизучал, кое с чем разобрался. Но там 630 страниц! И это только один закон.

В России незнание законов не освобождает от ответственности. И быстрое введение подобных вещей может привести людей в состояние легкого или сильного замешательства и вызовет массу недовольства. Есть совсем хорошая новость из кодекса.

Так как нововведения планируется ввести с 1 января 2021 года, то все нарушения и штрафы за 2020 год, которые вы не успели «погасить по старому кодексу», будут обнулены. Будет что-то типа амнистии, по крайней мере, так написано в законопроекте.

И жизнь начнется, что называется, с чистого листа.

Если новый кодекс лучше предыдущего, стоит ли его вводить вот прямо немедленно, не давая людям шанса на то, чтобы они к нему привыкли и ознакомились? Может быть, кто-то из вас напишет: «Нет, если закон хороший и он лучше предыдущего – бог с ним, с незнанием, пусть его вводят сразу». Не говоря уже о том, что не факт, что мой вывод верный, и эти кодексы лучше. Это моя точка зрения, и только после первого беглого просмотра этих двух законопроектов.

Выскажитесь, пожалуйста, стоит ли вообще так часто менять законы? Стоит ли придумывать все время новые и новые правила, не давая при этом людям привыкнуть к предыдущим? Жду ваших комментариев.

  • Спасибо и удачи в делах.
  • Ссылка на документ:
  • Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Проект «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНФЕРЕНЦИЮ ПО АНТИКРИЗИСУ
  • (Visited 1 114 times, 3 visits today)

(4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *