Комментарий 15604 к статье: условия поставки fob (инкотермс 2010)

Содержание

  • Что означает поставка FOB, как расшифровывается?
  • Распределение рисков и ответственности по условию FOB
  • Обязанности по базисным условиям поставки FOB (ФОБ)
  • Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности
  • Пример термина FOB в договоре поставки
  • Отличия условий поставок FOB и CIF
  • Актуальность использования базиса FOB
  • Что означает поставка FOB, как расшифровывается?

    Условия поставки FOB Инкотермс 2010 — расшифровка «Free On Board» named port of shipment переводится «Свободно на борту» указанный порт отгрузки означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел на борт судна в указанном порту отгрузки.Термин FOB может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

    Новые условия поставки FOB Инкотермс 2020 вступили в силу с 1 января 2020 года.

    Распределение рисков и ответственности по условию FOB

    Риск утраты или повреждения товара по условию FOB переходит от продавца, когда товар находится полностью на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. Основная ответственность продавца – в транспортировке груза в указанный порт и погрузкой его на зафрахтованное покупателем судно.

    Комментарий 15604 к статье: Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

    Обязанности по базисным условиям поставки FOB (ФОБ)

    Базис поставки FOB Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

    Покупатель обязан оплатить фрахт судна, разгрузить в порту прибытия, выполнить импортное таможенное оформление с оплатой импортных таможенных пошлин и сборов, и доставить товар до места назначения. При намерении сторон возложить на покупателя обязанности по погрузке товара на борт судна целесообразно использовать правило FAS Инкотермс 2010.

    Условия поставки FOB актуальны для грузов, перевозимых навалом или в таре. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин FCA Инкотермс 2010.

    Комментарий 15604 к статье: Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

    Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности

    Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.

    Условия поставки FOB Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора.

    Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.

    Торговый термин FOB указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

    Пример термина FOB в договоре поставки

    Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.

    Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.

    Отличия условий поставок FOB и CIF

    Разница между условиями поставки FOB и CIF — в обязанности перевозки товара на судне до порта назначения и страхования.Простыми словами по условиям поставки FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.

    По базису поставки CIF Инкотермс 2010: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки до порта разгрузки.

    Отличия условия поставки FOB от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.

    Комментарий 15604 к статье: Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

    Актуальность использования базиса FOB

    На сегодняшний день условия поставки FOB Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2020 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2020. Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки FOB Инкотермс 2020, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки FOB Инкотермс 2010.

    Инкотермс / Базис поставки FOB

    Условия поставки товара:
    EXW
    FCA
    FAS

    FOB

    CFR
    CIF
    CPT
    CIP
    DAP
    DAT
    DDP

    Комментарий 15604 к статье: Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

    • Во внещнеторговых контрактах условия поставки груза FOB применимы только для морского и внутреннего водного транспорта.
    • Free on Board (Свободно на борту) означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем в поименованном порту отгрузки, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара.
    • Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна, и с этого момента покупатель несет все расходы.

    Продавец обязан либо поставить товар на борт судна, либо обеспечить предоставление поставленного таким образом товара для отгрузки. Указание на обязанность по «предоставлению» учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые применяются часто в торговле сырьевыми товарами.

    FOB может быть неподходящим, когда товар передается перевозчику до его размещения на борту судна, например товар в контейнерах, что типично для поставки на терминал. В таких ситуациях целесообразно использование термина FCA.

    FOB требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются.

    Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.

    Распределение ответственности между продавцом и покупателем,по условиям поставки товара FOB

    Комментарий 15604 к статье: Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

    А1. Общие обязанности продавцаБ1. Общие обязанности покупателяА2. Лицензии, разрешения, контроль безопасности, иные формальностиБ2. Лицензии, разрешения, контроль безопасности, иные формальностиА3. Договоры перевозки и страхованияБ3. Договоры перевозки и страхованияА4. ПоставкаБ4. Принятие поставкиА5. Переход рисковБ5. Переход рисковА6. Распределение расходовБ6. Распределение расходовА7. Извещения покупателюБ7. Извещение продавцуА8. Документ поставкиБ8. Доказательство поставкиА9. Проверка, упаковка, маркировкаБ9. Инспектирование товараА10. Содействие в получении информации и относящиеся к этому расходыБ10. Содействие в получении информации и относящиеся к этому расходы
    Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-инвойс, а также любое иное доказательство соответствия товара условиям договора купли-продажи, которое может потребоваться по условиям договора.Любой документ, упомянутый в пунктах А1-А10, может быть заменен эквивалентной электронной записью или процедурой, если это согласовано сторонами или является обычным. Покупатель обязан уплатить цену товара, как это предусмотрено в договоре купли-продажи.Любой документ, упомянутый в пунктах Б1-Б10, может быть в виде эквивалентной электронной записи или иной процедуры, если это согласовано сторонами или является обычным.
    Если потребуется, продавец обязан, за свой счет и на свой риск, получить экспортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара. Если потребуется, покупатель обязан получить за свой счет и на свой риск импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара и его транспортировки через любую страну.
    a) Договор перевозкиУ продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора перевозки. Однако по просьбе покупателя или если это является коммерческой практикой и покупатель своевременно не дает инструкции об ином, продавец может за счет и на риск покупателя заключить договор перевозки на обычных условиях. В любом случае продавец может отказаться от заключения договора перевозки, без промедления известив об этом покупателя.b) Договор страхованияУ продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора страхования. Однако продавец обязан предоставить покупателю, по его просьбе, на его риск и за его счет (при наличии расходов), информацию, необходимую покупателю для получения страхования. a) Договор перевозкиПокупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от поименованного порта отгрузки, за исключением случаев, когда договор перевозки заключается продавцом, как указано в пункте A3 a);У покупателя нет обязанности перед продавцом по заключению договора страхования.
    Продавец обязан поставить товар либо путем помещения на борт судна, номинированного покупателем, в пункте погрузки, если таковой имеется, указанном покупателем в поименованном порту отгрузки, либо путем обеспечения предоставления поставленного таким образом товара. В том и в другом случае продавец обязан поставить товар в согласованную дату или в согласованный период в соответствии с обычаями порта.Если конкретный пункт погрузки не указан покупателем, продавец может выбрать в поименованном порту отгрузки пункт, который наиболее подходит для его целей. Покупатель обязан принять поставку товара, как только он поставлен в соответствии с пунктом А4.
    Продавец несет все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением рисков утраты или повреждения при обстоятельствах, указанных в пункте Б5. Покупатель несет все риски утраты или повреждения товара, которые могут возникнуть с момента его поставки в соответствии с пунктом А4.Если: a) покупатель не сообщает наименование судна в соответствии с пунктом Б7, илиb) номинированное покупателем судно не прибыло вовремя с тем чтобы продавец мог действовать в соответствии с пунктом А4, не в состоянии принять товар или прекратило принятие груза ранее времени, о котором было сообщено в соответствии с пунктом Б7;покупатель несет все риски утраты или повреждения товара:i) с согласованной даты, а при отсутствии согласованной даты,ii) с даты извещения, сделанного продавцом в соответствии с пунктом А7 в рамках согласованного периода, а если такой период не был нотифицирован,iii) с истечения даты в рамках согласованного периода поставки, при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора.
    Продавец обязан оплатить:a) все относящиеся к товару расходы до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением расходов, оплачиваемых покупателем, как это предусмотрено в пункте Б6; иb) если потребуется, расходы по выполнению таможенных формальностей, подлежащих оплате при вывозе товара, а также любые пошлины, налоги и иные расходы, уплачиваемые при вывозе. Покупатель обязан оплатить:a) все относящиеся к товару расходы с момента его поставки, как предусмотрено в пункте А4, за исключением, если потребуется, расходов по выполнению таможенных формальностей для вывоза товара, а также всех налогов, пошлин и сборов, подлежащих уплате при вывозе товара, как предусмотрено в пункте А6 b);b) все дополнительные расходы, возникшие вследствие:i) ненаправления покупателем надлежащего извещения в соответствии с пунктом Б7, или
    ii) того, что номинированное покупателем судно не прибыло вовремя, или было не в состоянии принять товар, или прекратило принятие груза до установленного в пункте Б7 времени,при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора.c) если потребуется, все расходы по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, а также по выполнению таможенных формальностей, подлежащих оплате при ввозе товара, и расходы по его транспортировке через любую страну.
    Продавец обязан, за счет и на риск покупателя, передать ему достаточное извещение либо о том, что товар был поставлен в соответствии с пунктом А4, либо что судно не приняло товар в согласованный период. Покупатель обязан передать продавцу надлежащее извещение о наименовании судна, месте погрузки и, если необходимо, об избранном моменте поставки в пределах согласованного периода.
    Продавец обязан за свой счет предоставить покупателю обычное доказательство того, что товар поставлен в соответствии с пунктом А4.Если таким доказательством не является транспортный документ, продавец обязан по просьбе покупателя, за его счет и на его риск оказать ему содействие в получении транспортного документа. Покупатель обязан принять доказательства поставки, предоставленные, как предусмотрено в пункте А8.
    Продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара в соответствии с пунктом А4, а также расходы по инспектированию товара перед отгрузкой, которое предписывается властями страны вывоза.Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку товара, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки. Продавец может упаковать товар таким образом, как это необходимо для его перевозки, если только покупатель до заключения договора не известит продавца о специфических требованиях к упаковке. Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом. Покупатель обязан нести расходы по обязательному инспектированию товара перед отгрузкой, за исключением случаев, когда такое инспектирование осуществляется по предписанию властей страны вывоза.
    Если потребуется, продавец обязан своевременно предоставить покупателю или оказать ему содействие в получении, по просьбе покупателя, на его риск и за его счет, документов и информации, включая информацию по безопасности, которая может потребоваться покупателю для ввоза товара и/ или его транспортировки до конечного пункта назначения.Продавец обязан возместить покупателю все расходы и сборы, понесенные покупателем при получении или оказание содействия в получении документов и информации, как предусмотрено в пункте Б10. Покупатель обязан своевременно сообщать продавцу о требованиях в отношении информации по безопасности с тем, чтобы продавец мог действовать в соответствии с пунктом А10.Покупатель обязан возмещать продавцу возникшие у него расходы и сборы по предоставлению или оказанию содействия в получении документов и информации, как это предусмотрено в пункте А10.Если потребуется, покупатель обязан своевременно предоставить продавцу или содействовать в получении продавцом, по просьбе продавца, на его риск и за его счет, документов и информации, включая информацию по безопасности, которая может потребоваться продавцу для перевозки, вывоза товара и для его транспортировки через любую страну.
    Читайте также:  Комментарий 14987 к статье: учет нормы часов при сменном графике работы по трудовому кодексу

    Классификация Инкотермс 2010

    Комментарий 15604 к статье: Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

    Условия поставки товара для любых видов транспорта

    1. EXW / Ex Works — Франко завод
    2. FCA / Free Carrier — Франко перевозчик
    3. СРТ / Carriage Paid to — Перевозка оплачена до
    4. СIP / Carriage and Insurance Paid to — Перевозка и страхование оплачены до
    5. DAT / Delivered at Terminal — Поставка на терминале
    6. DAP / Delivered at Place — Поставка в месте назначения
    7. DDP / Delivered Duty Paid — Поставка с оплатой пошлин

    Условия поставки товара для морского и внутреннего водного транспорта

    • FAS / Free Alongside Ship — Свободно вдоль борта судна
    • FOB / Free on Board — Свободно на борту
    • CFR / Cost and Freight — Стоимость и фрахт
    • CIF / Cost Insurance and Freight — Стоимость, страхование и фрахт

    Термин Инкотермс FOB: когда выгодно погрузить товар на корабль заказчика

    Содержание статьи:

    Перейти на список всех условий Инкотермс

    Международная торговля основывается на терминах Инкотермс. До 1 января 2011 г. действовали правила 2000 года. С указанного периода при ведении внешнеэкономической деятельности необходимо руководствоваться терминами 2010 года. Они актуальны и для 2017, и для 2018 годов.

    Всего есть 11 терминов, на основе которых составляется внешнеторговый контракт. Разделены они на 4 группы. К группе F, регулирующей правоотношения между контрагентами при неоплате основной перевозки, относится один из терминов – FOB. Его мы и раскроем в этой статье.

    Термин FOB используется только для перевозок морским или речным водным транспортным средством.

    Термин FOB расшифровывается дословно как «Free On Board», что в переводе означает дословно «Свободно на борту».

      Если выразить простыми словами, продавец может считать выполнившим свои обязательства после того, как товар перешел поручни судна и оказался на корабле.

    С этого момента расходы по надежному размещению груза на борту, его разгрузке по прибытии в порт назначения, дальнейшей транспортировке до склада или магазина несет покупатель.

    Важно наиболее точно указать место поставки, например, FOB Астраханский порт, г. Астрахань, Российская Федерация.

    • Согласно Инкотермс 2010, экспортер должен подготовить товар для экспорта, получить на него все необходимые документы и выполнить доставку на борт судна.
    • После этого в соответствии с условиями доставки права и риски за груз переходят импортеру, в том числе и получение разрешения на ввоз, уплата таможенных пошлин в стране прибытия.
    • Базисные условия распространяются и для внутренних перевозок, например, когда нужно доставить товар из Москвы в Самару речным транспортом.

    Комментарий 15604 к статье: Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

    Хотя оба термина входят в группу F, когда основная перевозка не оплачивается продавцом, FOB отличается от FCA, прежде всего, тем, что в первом случае правило применимо только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Контракт на условиях FCA по Incoterms заключается и для других видов транспорта: наземных и воздушных.

    Второе основное отличие – в переходе рисков. Если при поставке на основе FOB только после загрузки на судно с продавца снимается ответственность за груз, то в случае ведения внешнеэкономической деятельности на условиях FCA это происходит уже при передаче товара со склада экспортера.

    Отличие FOB от EXW

    EXW, как и FCA, применяется при транспортировке любым видом транспорта. Но даже не в этом заключается основная разница между FOB от EXW. EXW можно выразить понятным русским словом «самовывоз». Термин применяется и для внутренней, и для международной торговли.

    Перед продавцом возникают минимальные обязательства. Покупатель должен найти транспорт, грузчиков/погрузчик, приехать на склад экспортера и самостоятельно выполнить погрузку товара.

    Оформление таможенной документации (для ввоза и вывоза), уплата пошлины – все это забота покупателя.

    В этом отношении поставка продукции по условиям договора, основанного на FOB, примерно равномерно и справедливо распределяет обязанности импортера и экспортера.

    Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

    Так как FOB предполагает поставку на борт судна, то целесообразно использовать этот термин в следующих случаях:

    • Продавец имеет возможность с минимальным риском и затратами выполнить транспортировку товара и его загрузку на судно. Например, выгодно реализовывать продукцию таким образом организациям, расположенным в непосредственной близости к портовым городам или наладившим эффективную логистику до порта.
    • Товар реализуется насыпью, в мешках и в другой упаковке, не требующей его заключения в контейнер, т.к. удобнее, чтобы в последней ситуации ответственность и риски за продукцию переводились на покупателя уже в момент загрузки контейнера для доставки в порт.
    • Покупатель арендует целое судно либо заказывает чартерный рейс. При больших объемах внешнеторгового оборота выгодно осуществлять поставку на условиях FOB.

    Так, например, на юге России крупные аграрные предприятия на условиях FOB экспортируют зерновые, крупы в мешках или насыпью. В объявлениях о реализации товаров такие предприятия часто указывают местом погрузки на борт судна порты Новороссийска и Астрахани.

    На условиях FOB экспортируется регулярно из России за рубеж уголь, древесина, металлолом и другая продукция.

    Важно в договоре обозначить сроки загрузки на судно и ответственность сторон при неисполнении обязательств.

    Так, поставщик несет убытки, если покупатель своевременно не обеспечил транспорт, а груз уже прибыл в порт. Нужно платить за его хранение.

    Бывает и обратная ситуация: судно в условленном месте, а груз не прибыл. Если не обозначить в договоре этот момент – покупателю придется нести лишние расходы.

    Сверхнормативное хранение груза в порту – укажите ответственность покупателя в договоре. Именно он должен фрахтовать судно и вовремя подать его.

    Продавец тоже заинтересован в скорейшей загрузке и отправке экспорта до места назначения. В противном случае, пока товар не перейдет границу и не будет документов, подтверждающих экспорт, нельзя рассчитывать на возмещение НДС.

    Обязанности и риски сторон

    Как уже отметили выше, обязанности при поставках товара на условиях FOB распределяются примерно равномерно, и продавец, и покупатель занимают одинаковые позиции.

    Обязанности и риски продавца

    К общим обязательствам продавца относится представление товара и сопроводительной документации на него:

    • Коносамента;
    • Коммерческого счета-инвойса;
    • Лицензии и сертификатов на груз при необходимости.

    Получение экспортной лицензии, свидетельства о качестве – прерогатива продавца. Расходы в этом направлении также несет он.

    Также к обязанностям и рискам продавца относится поставка груза в порт и его погрузка на судно. До этого момента на нем лежит ответственность за целостность и сохранность груза.

    Что касается расходов, то продавец:

    • Уплачивает экспортную госпошлину и сборы;
    • Несет расходы по упаковке продукции, его инспектированию, маркировке;
    • Транспортирует груз до порта.

    По прибытии на место назначения продавец извещает об этом покупателя. Форму и способ этой операции также следует прописать в договоре.

    Главная обязанность – обеспечить покупателя товаром надлежащего качества и своевременно доставить его в порт отплытия.

    К основной обязанности покупателя относится оплата за товар в полном объеме, согласно договору купли-продажи. Помимо этого, ему необходимо:

    • Получить импортную лицензию, сертификат и пр. при необходимости;
    • Уплатить госпошлину, налоги сборы, предусмотренные страной, куда ввозится груз;
    • Вовремя фрахтовать судно;
    • Своевременно принять поставку товара на борт;
    • Обеспечить размещение груза в трюме корабля или в ином месте, предназначенном для транспортировки;
    • Страхование при FOB – зона ответственности покупателя, если он считает, что это нужно.

    Покупатель полностью отвечает за товар не только тогда, когда выполнена его загрузка на судно, но и в некоторых других случаях:

    • По прибытии груза в порт, если покупатель не сообщил продавцу, на какое судно предстоит погрузка;
    • Зафрахтованный им корабль не прибыл в пункт погрузки вовремя, в указанный в договоре день или период. По истечении срока продавец снимает с себя риски и обязательства за товар;
    • Прекращен прием груза раньше времени, указанного в контракте.

    Своевременность погрузки зависит от прибытия судна в порт в условленное время. Выбирайте надежного морского перевозчика!

    Переход рисков и переход права собственности по правилам Инкотермс и Гражданскому кодексу РФ – это не равнозначные понятия.

    Согласно первому нормативному акту, риски переходят от продавца к покупателю с момента поставки товара на судно или по истечении времени, когда должен был прибыть корабль в порт, например.

    ГК РФ трактует это положение по-иному: право собственности у покупателя возникает тогда, когда ему передается товар по контракту. На практике положение значит, что если приобретатель несвоевременно зафрахтовал корабль и в связи с этим продавец не смог выполнить погрузку, то у покупателя не возникает право собственности на товар.

    Договор поставки на условиях FOB

    Образец контракта в формате Word представлен на этой странице. Документ можно скачать для распечатки или редактирования согласно особенностям вашей поставки. Примерная форма договора сэкономит время при составлении внешнеторгового контракта.

    Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

    При расчете окончательной стоимости товара рекомендуется учитывать, как складывается цена при поставке на условиях FOB, например, когда нужно перевезти груз из Китая в Россию. Итак, составные суммы следующее:

    • Закупочная цена товара;
    • Упаковка, маркировка;
    • Получение лицензий и разрешений;
    • Госпошлина и другие таможенные сборы, налоги (импортные и экспортные);
    • Расходы на транспортировку в порт отправления;
    • Фрахт судна;
    • Загрузка и размещение товара на корабле;
    • Разгрузка в порту прибытия;
    • Оплата перевозчику при транспортировке до склада или магазина.

    При импорте могут возникнуть и другие расходы. Поэтому нужно внимательно просчитать бюджет, чтобы, в конечном счете, поставка на условиях FOB была выгодна и прибыльна и для продавца, и для покупателя.

    FOB условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010

    • категория — «F»
    • виды перевозок — внутренние водные и международные морские
    • FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»

    В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.

    Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна.

    Читайте также:  Договор материальной ответственности кладовщика образец

    Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления.

    В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.

    Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.

    Обязанности экспортера

    1. Произвести погрузку груза на борт судна, указанного второй стороной коммерческого договора в обозначенном ей заранее порту.
    2. Обеспечить все условия для прохождения экспортной таможенной очистки груза.
    3. Взять на себя все расходы по таможенному декларированию – оплатить пошлины, налоги и другие сборы.

    4. Выполнить все экспортные формальности: получить лицензии, разрешения, сертификаты и прочие документы, разрешающие экспорт товара.
    5. Предоставить второй стороне договора пакет документов, сопровождающих договор: счет-фактуру (инвойс), спецификации, коносамент или прочие документальные подтверждения факта отгрузки товара на судно.

    6. Известить получателя заранее согласованным способом о фактической погрузке товара.
    7. Обеспечить соответствие условиям контракта количества товара, его качества, а также упаковку и маркировку для идентификации груза в порту.

    8. Предоставить по просьбе импортера всю информацию о товаре, нужную для получения груза в стране импорта (оплачивает получатель).

    Обязанности покупателя

    1. Произвести оплату товара согласно с коммерческим договором.
    2. Выполнить все импортные таможенные формальности.
    3. Оформить договор на перевозку груза.
    4. Сообщить второй стороне договора название судна, дату его прибытия в порт или временной промежуток, в который должна быть произведена погрузка груза.

    5. Принять у экспортера или его агента документы о фактической отгрузке товара.
    6. Взять на себя расходы поставщика, связанные с поиском и предоставлением информации о товаре для ввоза в страну импорта / транзита.

    Итак, торговый термин FOB в наиболее упрощенной расшифровке обозначает, что ответственность за товар до момента его перевалки на борт лежит на экспортере, тогда как импортер начинает отвечать за груз в момент его перехода через линию борта.

    Главным различием между популярными морскими торговыми терминами CIF и FOB является финансовая нагрузка за транспортные расходы: если при CIF за доставку груза платит продавец, то условия поставки FOB предполагают оплату доставки покупателем.

    Как и другие базисные термины поставки, условия FOB в договоре прописываются с указанием порта погрузки товара при экспорте, например: «FOB Shanghai (Инкотермс 2010)» в любой части договора (единой формы договора для внешнеэкономических контрактов не существует, поэтому используются приемлемые для обеих сторон формы договора).

    Проблемы при использовании базисного термина FOB

    Основной проблемой использования термина FOB при экспорте является его уместность. Существует ряд случаев, когда вместо FOB целесообразнее выбрать другой морской термин.

    Например, при контейнерных или паромных грузоперевозках, где груз прибывает к месту накопления судовой партии на причале порта, ответственность за него де-факто переходит от продавца к перевозчику.

    Груз некоторое время находится на стадии ожидания отправки, и если в этот момент с ним что-либо случится, то согласно договору ответственность за ущерб все равно несет продавец. Последний не имеет права предъявить претензию за порчу товара перевозчику, т.к. он не является стороной договора доставки груза импортеру.

    В то же время страховка груза, которую оформляет импортер, действует с момента перевалки груза через борт судна, а за потерю или порчу груза до этого момента страховая компания не обязана нести ответственность. Следовательно, применение термина FOB в этом случае будет неуместным, лучше будет использовать торговый термин FCA, в котором фигурирует основной перевозчик, а экспортные пошлины оплачиваются продавцом.

    Когда уместно использовать торговый термин FOB?

    Есть также ряд случаев, где использование «франко борт» является уместным.

    Например, для покупателя термин FOB при импорте можно будет использовать при отправке сыпучих товаров, например, зерна, железной руды, угля и других массовых насыпных грузов, которые попадают на борт конвейерным способом.

    Дело в том, что такой способ погрузки товара предполагает, что в трюме судна образуется конусообразная насыпь, которая смещает центр тяжести судна. Из-за этого отправка будет невозможна технически.

    Поэтому для поставки насыпных грузов в документах указывается торговый термин FOB, к которому приписывается уточнение «stowed & trimmed», т.е. «укладка и разравнивание». Последняя почти всегда осуществляется вручную силами экипажа или докеров, и во избежание разногласий желательно уточнить, кто будет ее оплачивать.

    Следует помнить, что не во всех странах термин FOB Инкотермс 2010 предусматривает оплату услуг погрузки продавцом.

    Например, в портах США, Японии, Ирана, а также в Новороссийском порту и порту Оля (Астраханская область, Россия) услуги погрузки товара и другие манипуляции с грузом на борту прописываются отдельно, и часто становятся причиной споров между сторонами договора. Поэтому использование термина FOB с укладкой и разравниванием будет уместным.

    Условия поставки FOB ИНКОТЕРМС 2010, базис и обязанности сторон

    Успешные продажи подразумевают слаженное взаимодействие продавца и покупателя, чёткое соблюдение ими всех обязанностей. В таком случае сделка будет выгодна для обеих сторон. Для регулирования отношений между покупателем и продавцом были созданы особые правила торговли ИНКОТЕРМС 2010.

    Они являются общепринятыми и котируются во многих странах. При использовании водных перевозок груза в рамках этих правил используется термин FOB. Что обозначают этот термин? Каковы условия поставки, правила и обязанности для всех участников сделки? Стоит подробно ответить на эти вопросы.

    Что означает термин FOB по ИНКОТЕРМС 2010? Сначала разберёмся с понятием ИНКОТЕРМС. Как уже было сказано выше, это особый перечень правил для ведения успешной торговли.

    Они охватывают большой спектр обязанностей, регламентируют распределение всех расходов и момент перехода права собственности и возможных рисков от одного участника сделки к другому. Эти правила являются на сегодняшний день действующими и общепринятыми.

    FOB — определение, которое используется в рамках ИНКОТЕРМС 2010 только в том случае, когда для перевозок товара используется водный транспорт. Как правило, это определение используется при международной торговле. Но и для внутренних водных перевозок он вполне подходит.

    FOB — аббревиатура выражения «Free On Board». Существует несколько вариантов его перевода:

    • Дословный перевод. Можно интерпретировать, как «свободно на борту». В рамках этого выражения под бортом подразумевается непосредственно само транспортное средство, то есть судно. «Свободно» же обозначает освобождение продавца от ответственности и рисков при погружении товара на борт.
    • Франко борт. Это определение чаще всего встречается в обиходе.

    Почему такое большое внимание уделяется освобождению продавца от ответственности после загрузки груза на судно? Этот момент на прямую влияет на распределение расходов сторон.

    Если в договоре о купле-продаже указывается стоимость FOB, то продавец берёт на себя все финансовые расходы на погрузку товара на борт и иные издержки, связанные с экспортным таможенным оформлением.

     

    В чем же заключается базис постановки FOB ИНКОТЕРМС 2010? Первое положение заключается в том, что поставщик берёт на себя ответственность за таможенные операции по экспорту продукта. Иными словами, он занимается погрузкой товара на судно. Все расходы и риски берёт на себя.

    Второе же положение заключается в том, что за доставку и ввоз товара отвечает непосредственно покупатель. Импортные таможенные пошлины, расходы и риски перекладываются на него.

    Обязанности продавца по FOB

    Как уже было сказано выше, FOB ИНКОТЕРМС 2010 вводит некие обязанности для обеих сторон сделки и следит за их выполнением. Рассмотрим обязанности продавца. Их можно разделить на некоторые категории.

    Общие обязанности

    В общие обязанности входит предоставление покупателю следующих необходимых вещей:

    • товар;
    • счёт-фактуру (в бумажной или электронной форме) на покупку продукта.
    • Документы, которые подтверждают соблюдение поставщиком всех условий договора о купле-продаже товара.

    Всё перечисленное выше предоставляется продавцом по заявке его партнёра. Расходы на оформление документов и предоставление товара берёт на себя не продавец, а покупатель.

    Лицензии и разрешения на продажу, контроль безопасности

    Поставщик обязан гарантировать законность всех процедур в рамках договора купли-продажи. Для этого за свой счёт он должен оформить все необходимые для транспортировки и проверки на таможне товара документы.

    Продавец отвечает за получение:

    • лицензии на экспорт товара;
    • разрешений на продажу;
    • любых документов, подтверждающих выполнение всех таможенных формальностей.

    Договор перевозки

    Продавец не имеет обязанностей, которые так или иначе связаны с оформлением такого документа, как договор перевозки. Но здесь существуют некоторые нюансы.

    Между участниками сделки может быть заключена договоренность. Поставщик по этой договоренности самостоятельно оформляет документ по всем стандартам торговли. Все расходы и риски за эту процедуру берёт на себя его партнёр.

    Если такой договоренности нет или она не закреплена официально, лицо, ответственное за предоставление товара, может отказать своему партнёру в оформлении договора перевозки без указания причин.

    Договор страхования

    У продавца нет обязанностей по подготовке договора страхования. Но по договоренности он может предоставить всю необходимую информацию для осуществления процедуры страхования своему партнёру.

    Поставка товара

    Продавец должен осуществить поставку в указанные в договоре место и время. Если же покупатель не установил конкретный пункт отправки, его выбор остаётся за продавцом.

    Переход рисков

    Этот участник сделки ответственен за состояние товара только до того момента, пока он ещё не погружен на судно. После погружения груза на судно все риски переходят его партнёру.

    Распределение расходов

    Лицо отвечает за оплату следующих операций:

    • Расходы, которые, так или иначе, касаются производства и поставки товара на судно.
    • Таможенные сборы, которые связаны с вывозом товара.

    Извещение

    Лицо должно оповестить соответствующим извещением своего партнёра о прибытии продукта в указанное место или, наоборот, о его непринятии на судно.

    Документ поставки

    Лицо должно предоставить партнёру документ, подтверждающий соблюдение всех условий поставки, которые были указаны в договоре о купле-продаже.

    Проверка товара

    Продавец должен гарантировать соответствие товара всем условиям, прописанным в договоре. Проверку соответствия и качества товара он осуществляет за свой счёт.

    Упаковка товара и маркировка

    Лицо обеспечивает должную упаковку и маркировку продукта для избегания его повреждения во время транспортировки при соблюдении всех правил перевозки. Исключением являются те товары, которые могут перевозиться без специальной упаковки.

    Содействие в получении информации

    Покупатель может запросить у продавца ту или иную информацию или документацию, которая может понадобиться для транспортировки и таможенного оформление продукции.

    У сторон нет обязательств по страхованию груза.

    Покупатель также имеет определенный перечень обязанностей. Их соблюдение необходимо для успешного ведения сделки.

    Общие обязанности

    Лицо обязано оплатить товар в полном объёме. Стоимость товара регламентируется договором купли-продажи.

    Лицензии и разрешения на продажу, контроль безопасности

    При необходимости лицо может получить всю необходимую документацию (лицензии, разрешения, бумаги о контроле безопасности), которая может понадобиться при транспортировке товара через границу, в том числе третьих стран. Все расходы в таком случае покупатель берёт на себя.

    Договор перевозки

    Лицо, которое приобретает товар, должно заключить договор о его перевозке из указанного в официальном документе порта.

    Договор страхования

    Покупатель не имеет никаких обязанностей, связанным с подготовкой и оформлением договора страхования.

    Переход рисков

    Все риски и расходы после погрузки на судно продукта переходят к лицу, которое его приобретает. Риски и расходы могут быть связаны с потерей груза или его повреждением.

    Для транспортировки товара нередко используется FAS ИНКОТЕРМС 2010. Но нужно учитывать. что данный термин подходит для морской и внутренней водной доставки товара. Особенности поставки на условиях EXW ИНКОТЕРМС 2010 вот тут. Покупателю следует быть осторожнее с данным термином.

    Распределение расходов

    Лицо ответственно за оплату следующих пунктов:

    • Процедуры, которые, так или иначе, связаны с транспортировкой или потерей качества товара после его погрузки на судно.
    • Расходы, связанные с отсутствием отправки извещения партнёру или её задержкой.
    • Оплата таможенных сборов и иных расходов, связанных с перевозкой товара за границу.
    Читайте также:  Дефектная ведомость на списание - образец

    Извещение продавцу

    Лицо должно направить извещение своему партнёру со всей необходимой ему информацией (время отправления, наименование порта и т. д.).

    Лицо должно принять от своего партнёра документы, которые доказывают факт поставки товара в нужные время и место.

    Инспектирование товара

    • Непосредственно инспектирование товара и погашение всех расходов, связанных с этой процедурой, — обязанность самого покупателя.
    • Дополнительная полезная информация об условиях поставки в термине ФОБ в этом видео:
    • Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.

    Инкотермс 2010 — fob: базис и условия поставки

    В данной статье будет дано определение правилам INCOTERMS и рассмотрены основные моменты взаимоотношений продавец-покупатель в разрезе поставки, осуществляемой на условиях FOB.

    Моделируя различные ситуации, мы расскажем не только о наиболее значимых моментах международного контракта, но и дадим небольшие прикладные советы, которые облегчат поиски нужной информации начинающими участниками ВЭД и дадут им возможность избежать наиболее распространённых ошибок новичков.

    Что подразумевают условия FOB по ИНКОТЕРМС 2010

    Начнём с того, что представляет собой ИНКОТЕРМС 2010. Это действительные на сегодняшний день правила торговли, призванные упорядочить существующие схемы поставок. Они охватывают распределение транспортных расходов и фиксируют момент перехода рисков от продавца к покупателю.

    Термин FOB применяется только для водных перевозок. В нашем регионе внутренние водные перевозки практикуются редко, поэтому далее будем рассматривать только международный вариант, хотя к речной перевозке внутри страны тоже корректно применять данный базис.

    FOB — аббревиатура от английского «Free On Board», в обиходе «Франко борт», дословный перевод «Свободно на борту». Формулировка не очень понятная, поэтому сделаем небольшой лингво-семантический анализ:

    • «борт» — имеется в виду борт судна,
    • «свободно» — с точки зрения поставщика, он свободен от своих обязательств после того, как груз пересечёт поручни судна, то есть попадёт на его борт.

    Почему последнему моменту уделяется такое внимание? — Отчасти потому, что услуга погрузки контейнера на борт недешёвая, в среднем составляет порядка 400 долларов США за 40-футовый контейнер.

    • Если поставщик указывает в контракте цену FOB, то он обязан погрузить товар на борт за свой счёт.
    • Также на продавца возлагаются расходы по экспортной таможенной очистке груза.

    Как и любой базис поставки INCOTERMS 2010, например CIP или DAP, FOB не сводится только к трёхбуквенной аббревиатуре, а дополняется указанием определённого места поставки.

    Для условий FOB это место всегда является портовым терминалом, нельзя указать любой населённый пункт — в таком случае используется термин — FCA.

    Итак, поставщик оформляет экспортные формальности и грузит товар на борт судна, после чего ответственность за него переходит к покупателю. Все последующие расходы, связанные с доставкой товара до конечного места назначения, тоже ложатся на покупателя.

    После погрузки товара на борт судна, за него отвечает Покупатель.

    • На практике, кроме расходов по погрузке на борт и брокерских платежей по экспортной очистке (если продавец не самодекларируется), поставщик ещё несёт расходы, связанные с доставкой груза в порт.
    • Как правило, агент Покупателя связывается с агентом Продавца, и они согласовывают дату загрузки, после чего порожний контейнер, забукированной Покупателем контейнерной линии, подаётся под загрузку на склад Поставщика, привозит контейнер транспорт (контейнеровоз) агента Продавца.
    • Вторая по популярности схема (если поставщиков несколько, или один поставщик совершает поставку с разных адресов) — поставка товара транспортом Продавца на консолидационный склад/терминал агента, в который впоследствии подается контейнер под загрузку. В этом случае продавец оплатит еще и услугу стаффировки контейнера, то есть погрузки товара в контейнер оборудованием и силами агента Продавца.

    Если речь заходит о расходах, составляющих морскую контейнерную перевозку, то, не углубляясь в термины, их можно разбить на следующие статьи:

    1. Доставка груза в порт экспорта (оплачивает Продавец)
    2. Портовое экспедирование и погрузка в порту экспорта (оплачивает Продавец)
    3. Морской фрахт (оплачивает Покупатель)
    4. Выгрузка и портовое экспедирование в порту импорта (оплачивает Покупатель)
    5. Доставка и экспедирование до места таможенной очистки и последующей выгрузки (оплачивает Покупатель)

    Вышеизложенная схема распределения расходов является классической, но в мировом океане есть ряд портов, в которых условия FOB подразумевают погрузку товара на борт за счёт Покупателя. Например, абсолютно все морские портовые терминалы США работают только по такой схеме.

    Возможно, в следующей редакции Incoterms эти исключительные условия найдут отдельное отображение, а пока лучше лишний раз переспросить у своего шиппингового агента, за чей счёт происходит погрузка.

    Итак, мы ознакомились с нюансами базиса поставки FOB и пришли к выводу, что он нас устраивает.

    Теперь нужно продумать все механизмы взаимодействия со своим, даже самым надёжным, партнёром и очень скрупулёзно изложить их в международном контракте. Пройдёмся по основным его пунктам.

    Общие обязанности

    • Вы покупаете: Ваша обязанность своевременно оплатить приобретаемый товар.
    • Вы продаёте: Ваша обязанность своевременно предоставить товар в распоряжение Покупателя и обеспечить необходимые коммерческие и сопроводительные документы.

    Разрешительные документы, лицензии, контроль безопасности и прочие формальности

    • Вы покупаете: На вас возлагается ответственность и расходы, связанные с таможенным оформлением груза в стране импорта, а также в странах транзита, если такие подразумеваются маршрутом международной мультимодальной перевозки.
    • Вы продаёте: Вы обязаны обеспечить экспортное оформление товара за свой счёт и в период, предусмотренный сроком поставки товара. Все разрешительные документы и прочие возможные формальности, требующиеся для экспортного оформления груза, возлагаются исключительно на вас.Если последними занимается третье лицо, то такие отношения никак не влияют на ваши обязательства перед Покупателем.

    Договоры перевозки и страхования

    • Вы покупаете: Поскольку ответственность Продавца за товар заканчивается, как только он оказался на борту судна, то Вам необходимо заключить договор и оплатить услуги дальнейшей перевозки груза. Непосредственно перед Продавцом у вас нет обязательств по выбору судоходной линии или агента. Вы не обязаны осуществлять дополнительное страхование груза. Во время таможенного оформления груза в стране импорта вы обязаны предоставить таможенным органам документ, подтверждающий стоимость транспортировки до таможенной границы государства импорта. Как правило, контракт с шиппинговым агентом и справка-счёт.При условиях FOB и выгрузкой на таможенной территории РФ достаточно показать только оплату фрахта. Выгрузка, портовое экспедирование и прочие манипуляции с грузом в порту импорта не имеют отношения к таможенной стоимости товара и не являются основой для начисления таможенных платежей.
    • Вы продаёте: Вы не страхуете груз и не несёте обязательств перед Покупателем по выбору шиппингового агента. На практике Продавец часто пользуется услугами того же агента, у которого Покупатель заказывает морскую перевозку.Такая схема имеет право на существование, если сумма платежей и агентских вознаграждений устраивает всех участников сделки. В противном случае вы можете пользоваться услугами любого другого агента.

    Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя)

    • Вы покупаете: Покупатель обязан принять поставку. Факт принятия носит номинальный характер и сводится к обмену документов между агентами.
    • Вы продаёте: Вы обязаны поставить товар на борт судна в условленное время, то есть передать товар в распоряжение перевозчика Покупателя. Перевозчиком, в данной ситуации, выступает либо непосредственно судоходная линия, либо шиппинговый агент/логистическая компания, выкупающая у линии и перепродающая далее эти услуги конечным потребителям, в нашем случае — Покупателю товара.

    Ошибочно считать, что букировка контейнера непосредственно у судоходной линии обойдется дешевле, чем у агента. Судоходные компании предоставляют агентам оптовые скидки, чего не делают для единичных заказчиков контейнерных перевозок.

    Кроме того, судоходные линии не утруждают себя портовыми услугами и дальнейшим экспедированием груза, в то время как у агента можно заказать сразу всю доставку, начиная с поставки контейнера на борт судна и до конечного пункта назначения.

    Для покупателя важно получение документа коносамента, который ему понадобится для забора груза в порту назначения. Данные, которые следует указывать в коносаменте, согласовываются с Покупателем, о чём необходимо упоминать в международном договоре. Коносамент может быть как оригинальный, так и телекс (EDI).

    Как правило, агент издаёт коносамент и отдаёт его Продавцу после оплаты последним всех расходов по доставке и погрузке (так называемых FOB платежей). После чего Продавец отправляет коносаменты Продавцу вместе с оригиналами коммерческих документов.

    Если по срокам процедура затягивается, то Покупатель совместно с Продавцом отдаёт распоряжение осуществить телекс-релиз, сэкономив при этом время и курьерские расходы.

    Распределение расходов и рисков

    Ранее было указано, как распределяются транспортные и таможенные расходы на условиях FOB, то же самое касается и перехода рисков — до момента перехода товара через поручни борта судна ответственность за него несёт Продавец, после перехода — Покупатель.

    Теоретически, если во время погрузки товара/контейнера с ним что-то случается в портовой части, то судно вправе не принимать на борт такой контейнер. Тогда за порчу груза будет отвечать Продавец. Если товар был принят на борт — за порчу отвечает шиппинговый агент перед Покупателем.

    Извещения продавцу и покупателю

    • Вы покупаете: Вы, или представляющий вас агент, обязаны своевременно известить Продавца о своём намерении осуществить отгрузку тем или иным судном, чтобы Продавец мог, ознакомившись с графиком судовыходов, заблаговременно подготовить товар и осуществить его экспортную очистку.
    • Вы продаёте: Вы обязаны уведомить Покупателя о передаче груза в такой форме, которая указана в контракте. Если на этот счёт нет никаких отметок, то Продавец вправе известить Покупателя в любой удобной для него форме.

    Документы поставки (для продавца), доказательства поставки (для покупателя)

    • Вы покупаете: Вы обязаны принять от Продавца документы, подтверждающие поставку и выполнить действия, следующие после получения такого подтверждения. В международной практике частыми условиями балансовых платежей за товар является предоставление Продавцом коносамента, как документа подтверждающим поставку. Вы вправе не принимать коносамент, если указанные в нём данные не соответствуют коммерческим документам и могут послужить для вас прецедентом во время таможенной очистки.Просите своего поставщика согласовывать вами с вами данные, указывающиеся в коносаменте заранее.
    • Вы продаёте: Вы обязаны предоставить покупателю транспортные документы, необходимые для получения груза в порту прибытия и прохождения таможенной очитки в стране импорта. Традиционно это коносамент (B/L — Bill of Lading). Способ и условия передачи коносамента следует указывать в международном контракте.

    Термин FOB применим только к водным перевозкам.

    Упаковка, маркировка, проверка, инспектирование товара

    • Вы продаёте: Вы обязаны упаковать товар таким образом, чтобы обеспечить его целостность во время транспортировки. Представитель транспортной компании должен проследить за тем, чтобы товар был закреплён надёжным способом. Если для закрепления товара понадобятся дополнительные средства, то вы обязаны их предоставить.
    • Вы покупаете: Вы вправе попросить Покупателя предъявить товар для инспекции до момента погрузки его в контейнер и опломбирования, что необходимо дополнительно указать в контракте. Если не указано иначе, то все расходы, связанные с инспекцией товара на производственных площадях Продавца или на складе консолидации несёт Покупатель.

    Предоставление информации и связанные с ней расходы

    • Вы покупаете: В случае запроса от Продавца вы обязаны предоставить в его распоряжение информацию и документы, не являющиеся коммерческой или государственной тайной. Правилом хорошего тона считается возвращать за свой счёт Продавцу его вариант контракта, спецификации и прочих документов, подразумевающих их наличие у обеих сторон.
    • Вы продаете: Вы обязаны оказывать содействие Покупателю в получении дополнительных документов и информации. Все связанные с этим расходы несёт Покупатель. Это не касается документов, необходимых для экспортной очистки в стране Продавца.

    Ставя подпись и печать под условиями контракта, убедитесь, что лично вам всё ясно.

    Документ должен быть простым и понятным.

    Не стремитесь усложнить трактовки и запутать своего партнёра и не позволяйте ему проделать то же самое с вами. Прозрачность отношений залог успеха любой сделки.

    Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *