Иностранные граждане и организации

Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:

  • гл. 50.1 Трудового кодекса РФ;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа…»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.11.2018 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (на 2020 год будет новое постановление).

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот.

При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами.

Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Правовой статус иностранца в РФ

Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:

  1. Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
  2. Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
  3. Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.

Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:

  1. Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
  2. Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
  3. Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).

Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.

Документы при устройстве на работу

Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:

  1. Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
  2. Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.

Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.

Жители Казахстана, Киргизии, Украины могут приехать в Россию не только по заграничному паспорту, но и по внутреннему удостоверению.

Но вам, как работодателю, выгоднее нанимать сотрудников, которые могут представить именно паспорт, где проставляется отметка о пересечении границы.

Это важная дата, потому что с нее отсчитывается срок пребывания иностранца на территории страны, по ней можно проверить суммарный срок пребывания в РФ (90 из 180).

Иностранцы из ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран.

Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке.

Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.

Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.

Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.

Сотрудники из безвизовых стран

Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.

Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент.

Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах.

Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.

Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.

Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
  3. Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
  4. Договор или полис ДМС.
  5. Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
  6. Документ об образовании:
  • документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
  1. Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).

Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.

Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.

Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней. Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.

Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.

Читайте также:  Регистрация права оперативного управления на недвижимость

Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007

№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).

Сотрудники из визовых стран

Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:

Порядок действий работодателя:

  1. Подать заявку на Migrakvota.gov.ru.
  2. Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  3. Оформить каждому иностранному сотруднику разрешение на работу, приглашение, визу.

Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.

Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:

  • 10 000 рублей за человека — за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • 3 500 рублей — за выдачу разрешения на работу;
  • 800 рублей — за выдачу приглашения;
  • 1 600 рублей — за продление визы.

И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.

Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.

Трудоустройство отдельных категорий иностранных граждан

Источник: https://kontur.ru/articles/5632

Иностранные граждане — это… что такое иностранные граждане?

  • ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ — лица, не являющиеся гражданами данного госу дарства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Словарь финансовых терминов …   Финансовый словарь
  • ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ — лица, не являющиеся гражданами данной страны и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству какого либо другого государства. Имеют специальный статут …   Большой Энциклопедический словарь
  • ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ — (иностранцы) лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. На любое лицо, находящееся вне пределов юрисдикции отечественного государства, распространяются по… …   Энциклопедия юриста
  • Иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами данной страны и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству какого либо другого государства. Имеют специальный статут. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И..… …   Политология. Словарь.
  • Иностранные граждане — (англ. foreign citizens) лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству др. государства. Основной принцип, определяющий …   Энциклопедия права
  • ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ — (ИНОСТРАНЦЫ) лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Правовое положение И.г. определяется национальным законодательством государства местонахождения …   Юридическая энциклопедия
  • Иностранные граждане —    лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Административно правовой статус иностранных граждан определяется Конституцией Российской Федерации,… …   Административное право. Словарь-справочник
  • иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами данной страны и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству какого либо другого государства. Имеют специальный статут. * * * ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ, лица, не являющиеся гражданами… …   Энциклопедический словарь
  • ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ — (ИНОСТРАНЦЫ) лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Правовое положение И. г. определяется национальным законодательством государства местонахождения …   Энциклопедический словарь экономики и права
  • иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение И. г. определяется национальным законодательством страны местонахождения и заключенными… …   Большой юридический словарь

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15097

Руководитель организации — иностранец

Наличием иностранцев в штате организации уже никого не удивишь. Несмотря на трудности, возникающие при оформлении иностранных граждан на работу, все больше компаний в нашей стране использует их труд.

И если раньше им доставалась в основном низкооплачиваемая и непопулярная среди наших соотечественников работа, то сейчас иностранная речь не редкость на собраниях советов директоров и в кабинете руководителя. Темой нашей статьи стала особая ситуация, когда иностранец является не рядовым сотрудником компании, а ее руководителем.

Вы узнаете об особенностях правового положения таких работников, специальных правилах их трудоустройства и тех условиях, которые необходимо включить в их трудовые договоры.

НА № 4‘2013

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных гражданах) иностранцы пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Пункт 1 ст.

13 указанного Закона гласит, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Словарь кадровика Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)

Это означает, что иностранные граждане вправе занимать руководящие должности в российских компаниях. Однако при этом нужно учитывать, что на такого руководителя распространяется ряд ограничений и к нему предъявляются определенные требования, вызванные отсутствием российского гражданства. Что это за ограничения?

Ограничение 1. Запрет на осуществление отдельных видов деятельности (занятие отдельных должностей) иностранными гражданами, закрепленный ст. 14 Закона об иностранных гражданах и иными нормативными правовыми актами. Так, иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе.

Исключение составляют случаи, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе (п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Источник: https://hr-portal.ru/article/rukovoditel-organizacii-inostranec

Права иностранного гражданина в деятельности религиозной организации в России / Религиоведческий журнал

В связи с обострившейся международной обстановкой для ряда религиозных организаций в РФ вновь становится актуальным вопрос — могут ли иностранные граждане быть учредителями, участниками и руководителями религиозных организаций? Ведь в ряде религиозных организаций функции священников, духовных лидеров, проповедников и даже епископов выполняют иностранные граждане.

Таковыми например являются священники Римской католической церкви в России [1], большинство из которых на сегодня являются иностранцами, Союз Евангелическо-Лютеранских церквей в России [2], протестантские религиозные объединения, в которых существует практика приглашения проповедников для проведения единичных богослужений или ряда мероприятий религиозного характера (евангелизационные собрания, конференции и т.д.).

В соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ [3] .

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» [4] .

Таким образом, базовым условием реализации иностранным гражданином права на свободу совести в РФ является пребывание на территории страны на законных основаниях.

Читайте также:  Ходатайство о приостановлении производства по арбитражному делу

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5] под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином подразумевается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Однако, пунктом 1 ст.9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлено ограничение в реализации права иностранных граждан на реализацию свободы совести на территории РФ, согласно которому, учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации [6].

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица» [7].

Таким образом, иностранный гражданин, законно пребывающий на территории РФ, может молиться, посещать храмы, религиозные собрания, совершать паломничества, участвовать в обрядах и церемониях религиозных объединения, исповедовать свою верую индивидуально или коллективно. Но иностранец не может быть учредителем религиозного объединения, включая религиозную группу, приобретать членство в таком объединении и соответственно не может входить в состав руководящих органов религиозного объединения.

Каким же образом иностранный гражданин, профессиональный религиозный деятель (священник, проповедник и т.д.) может осуществлять свою профессиональную деятельность в российских религиозных объединениях?

Cогласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» [8], религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством. При этом временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане вправе осуществлять данную деятельность без оформления участия в организации, но не занимая какие-либо должности в ее руководящих органах.

Таким образом, еще одним условием реализации иностранным гражданином религиозной деятельности в РФ, является наличие соответствующего приглашения российского религиозного объединения, в котором должна быть цель приглашения такого иностранного гражданина, а именно — занятие им религиозной, проповеднической деятельности. То есть, занятие религиозной деятельностью будет незаконным, если иностранец въехал в РФ и пребывает на ее территории законно по туристической визе.

Хотя в законе отсутствует четкая дефиниция что такое религиозная деятельность, наличие формулировки «для занятия религиозной деятельностью» в приглашении религиозной организации согласно требованию закона должна наличествовать.

Соответственно, отсутствие приглашения для занятия религиозной деятельностью должно являться основанием для отказа в выдаче визы, если иностранный гражданин такую деятельность осуществлять намеревается.

А в случае выявления нарушения органами ФМС такой иностранный гражданин подлежит выдворению за пределы РФ как нарушивший миграционное законодательство.

Помимо пребывания на территории РФ иностранного гражданина по визе, другими законными основаниями могут быть временное прибытие в Российскую Федерацию, может быть порядок не требующий получения визы.

То есть, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином закон определяет лицо, получившее разрешение на временное проживание. А постоянно проживающим — лицо, получившее вид на жительство.

Еще одним условием участия иностранного гражданина в деятельности российской религиозной организации, после обоснованного приглашения и получения соответствующего законного режима пребывания, является заключение трудового договора с религиозным объединением. То есть, религиозная деятельность иностранного гражданина согласно закону приравнивается к профессиональной трудовой деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», трудовая деятельность иностранного гражданина — это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора. Иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность [9].

Для осуществления трудовой деятельности иностранному гражданину, законно пребывающему на территории РФ, необходимо получить разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно пункту 3 и пункту 5 статья 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «3. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде. 5.

Религиозные организации вправе устанавливать в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе в части религиозного образования» [10] .

Трудовые отношения между религиозной организацией — работодателем и гражданами-работниками регулируются статьи 24 вышеуказанного Закона [11] и главы 54 Трудового кодекса РФ [12].

Привлечение иностранного гражданина к религиозной деятельности возможно и в качестве добровольца (на общественных началах).Однако, следует заметить, что понятие доброволец (волонтер) в 125-ФЗ [13] отсутствует. В статье 5 Федерального закона от 11.08.

1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) [14] определение термина «добровольцы» трактуется как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

При этом правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности определены ст. 7 Закона N 135-ФЗ [15] и должны быть закреплены в договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем, предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.

Этим договором может предусматриваться возмещение связанных с исполнением работ или оказанием услуг расходов добровольцев. То есть, в данном случае возможно применение закона по аналогии, однако заключение соответствующего договора обязательно.

Кроме того, положение о волонтерах может быть зафиксировано во внутренних установлениях религиозного объединения, которые государство обязуется уважать. Регулируются данные вопросы, помимо вышеуказанных нормативно-правовых актов Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [16].

Каким образом определяется наличие фактических трудовых отношений религиозного объединения с иностранным гражданином? Помимо наличия трудового договора (волонтерского), для факта осуществления трудовой деятельности важен сам факт допущения лица к работе.

То есть, проповедник, может рассматриваться как фактически допущенный религиозным объединением до осуществления религиозной профессиональной деятельности.

Именно установления наличия фактически выполняемых действий, которые могут быть квалифицированы как трудовая деятельность, будет являться для органа ФМС основанием для привлечения иностранного гражданина и религиозного объединения к административной ответственности и как следствие выдворению иностранного гражданина за пределы РФ.

Таким образом, иностранный гражданин (если он не проживает постоянно и на законных основаниях) на территории РФ не может:

1. Быть членом религиозного объединения (включая религиозную группу);

2. Занимать в религиозном объединении руководящие должности и осуществлять деятельность, связанную с руководящими должностями.

Иностранный гражданин имеет право:

1. На условиях законного пребывания на территории РФ, свободно исповедовать свою веру индивидуально или коллективно (посещая богослужения религиозного объединения);

2. Осуществлять трудовую деятельность по найму или в качестве добровольца в религиозном объединении при наличии законно оформленного права на осуществление данного вида деятельности и соответствующего договора.

Константин Андреев, адвокат

[1] Сайт Конференции католических епископов России // http://catholic-russia.ru/

[2] Евангелическо-Лютеранская церковь европейской России// http://www.peter-paul.ru/ Евангелическо-Лютеранская церковь Урала, Сибири и Дальнего востока // http://www.elkusfo.ru/regions_elc.php

[3] Конституция РФ принята 12.12.1993 // http://www.consultant.ru/popular/cons/

[4] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // http://base.garant.ru/171640/1/

[5] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

от 25.07.2002 N 115-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/pravove-polozhenie-inostrannyh-grazhdan-v-rf/

[6] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// http://base.garant.ru/171640/1/

  • [7] Там же.
  • [8] Там же.
  • [9] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

от 25.07.2002 N 115-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/pravove-polozhenie-inostrannyh-grazhdan-v-rf/

[10] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // http://base.garant.ru/171640/1/

[11] Там же.

[12] Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Глава 54. // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_72.html#p6223

[13] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // http://base.garant.ru/171640/1/

[14] Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618/

[15] Там же.

[16] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // http://base.garant.ru/184755/

Источник: http://religjourn.ru/stat-i/post-185/

Производство с участием иностранных лиц. Общие положения

См. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»

Читайте также:  Образец бланка строгой отчетности для ооо 2020

Общие положения производства с участием иностранных лиц определены Гл. 43 ГПК РФ.

К иностранным лицам ГПК РФ относит:

  1. иностранных граждан;
  2. лиц без гражданства;
  3. иностранные организации;
  4. международные организации.
  • Иностранные лица имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (принцип так называемого «национального режима»).
  • Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.
  • Производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с ГПК РФ и иными федеральными законами.
  • Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.

Личный закон иностранного гражданина:

  1. право страны, гражданство которой гражданин имеет;
  2. российское право — в случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство;
  3. право страны, в которой гражданин имеет место жительства — при наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств.
  1. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.
  2. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
  3. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации

Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность.

Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом.

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет

  • Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
  • Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
  • Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/proizvodstvo-s-uchastiem-inostrannich-lits-obschie-polozheniya

Понятие «иностранный гражданин» в международном и национальном праве



Прежде чем говорить о правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации, необходимо выяснить правовое содержание самого понятия «иностранный гражданин», так как оно имеет важное значение для определения правового статуса данных физических лиц, установления объема прав и обязанностей индивидов, находящихся на территории нашего государства и осуществляющих здесь свою деятельность или просто проживающих в России без ведения какой-либо специальной деятельности.

В целом, анализ юридической литературы и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы правового статуса иностранных лиц, показал, что иностранных граждан как таковых, называют «иностранцы». Данное понятие в свою очередь имеет как широкий, так и узкий смысл. В широком смысле, оно охватывает иностранных граждан и лиц без гражданства, а в узком — только иностранных граждан [1].

С учетом особенностей субъектов международно-правовых отношений, в рассматриваемой сфере активно используется формулировка «иностранный гражданин», при этом, несмотря на относительно единообразное понимание данной категории, необходимо отметить наличие ряда особенностей правового положения иностранных граждан.

Прежде всего, следует сказать, что под иностранным гражданином принято понимать лицо, которое находясь на территории определенного государства, гражданином которого оно не является, имеет доказательство наличие гражданства иного государства.

При этом по общему правилу статус иностранного гражданина не зависит от длительности пребывания лица в соответствующем иностранном государстве. Иными словами, иностранные граждане могут быть как временно пребывающими в иностранном государстве, так и постоянно проживающими в нем.

Поскольку, правовой статус иностранцев в свою очередь также регулируется международным правом, то мы обратимся к анализу позиций, высказанных учеными, специализирующихся в области международного публичного права.

Так, А. Е. Ищук, трактует термин «иностранец» как ино- странный гражданин и лицо без гражданства. Под иностранным гражданином А. Е. Ищук подразумевает лицо, которое не является гражданином данного государства или же не имеет гражданства какого-либо государства [2].

А. Е. Сапунова иностранцами считает как иностранных граждан, так и лиц без гражданства [3].

Д. В. Жохова под иностранцами подразумевает всех лиц, находящихся на территории какого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящих в гражданстве другого государства [4].

С позиции В. А. Канашевского, иностранным гражданином в международном праве является лицо, которое не имеет гражданства в стране его местонахождения, тем не менее имеет подтверждение гражданства другого государства. Лица не имеющие гражданства отличаются от иностранцев и называются — апатриды [5].

По мнению Е. Л. Симатовой, иностранцем является «лицо, имеющее постоянную политическую, экономическую и правовую связь с государством своего гражданства и находящееся во временной экономической и правовой связи с другими государствами» [6].

Проанализировав различные позиции авторов, стоит обозначить тот факт, что в целях настоящего исследования мы все же будем придерживаться понятия «иностранец» в узком смысле, поскольку именно оно, в нашем случае, отражает его сущностное содержание.

На настоящем этапе исследования, также интересным будет отметить следующее. За последние годы, в целом ряде исследований проводимых Организацией Объединенных Наций, и в различных документах ООН понятие «иностранец» стало заменяться понятием «не-гражданин».

Оно является относительно новым в международном праве и его единое общепринятое определение в настоящее время отсутствует. Почти нет монографических разработок по этому вопросу.

Возвращаясь к проблеме подмены понятий, стоит отметить, в данном случае такой подход скорее вызван сложностью в некоторых случаях отнесения тех или иных лиц к не-гражданам и отсутствием общепринятых определений ряда категорий, связанных с ними. В этой связи, стоит согласиться с мнением М. В.

Пожидаевой, считающей, что в современном международном праве необходимо проводить различие между иностранцами и не-гражданами в целях более четкого международно-правового регулирование прав не-граждан.

Источник: https://moluch.ru/archive/290/65760/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *