Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

В России оборот и производство алкогольной продукции осуществляется на законных основаниях.

Процесс регулируется Федеральным Законом № 171. Контроль качества и производством алкогольных напитков осуществляет Федеральная служба «Росалкогольрегулирование».

Она позволяет предотвращать поступление в продажу некачественных спиртосодержащих продуктов.

Что это такое?

В соответствии с законодательством на производство алкогольной продукции в России требуется лицензирование.

Лицензия на алкоголь представляет собой документальный акт, который позволяет юридическому или индивидуальному предпринимателю производить и реализовывать спиртосодержащие напитки.

Алкоголь подлежит лицензированию согласно ФЗ №171 главы 3, разрешение позволяет коммерческой организации готовить спиртосодержащие напитки, денатураты, вина, пиво и т.п.. Лицензия гарантирует следующие права:

  • производство алкоголя и его сырья;
  • продажа;
  • хранение.

Для физических и юридических лиц реализация данных прав без законного основания может привести к ликвидации производства и административным штрафам.

Кто выдает?

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

Соглашение между разными субъектами позволяет реализовывать продукцию в различные регионы. Субъект (региона, край, город, район) может передавать полномочия на лицензирование розничной торговли местных производств спиртами в подчиненные органы местного самоуправления.

Что представляет собой реестр лицензий на алкогольную продукцию и как проверить наличие разрешения смотрите в статье по ссылке.

Основания для выдачи

Основаниями выдачи лицензии на производство алкоголя служат:

  • наличие технологического оборудования и его соответствие требованиям безопасности, санитарным и пожарным нормам;
  • предъявление сертификатов качества продукции;
  • при наличии лабораторного заключения о составе всех категорий выпускаемых напитков;
  • владение помещением для производства;
  • владение помещением для хранения алкогольной продукции;
  • наличие документов для ведения торговой или предпринимательской деятельности.

Срок

Лицензия на алкогольные напитки выдаётся сроком от 1 года до 5 лет на производство и реализацию. После истечение срока, для продолжения деятельности, потребуется продление.

Законодательные основы

Основными законодательными актами, которые регламентируют деятельность, связанную с производством продуктов содержащих спирты, являются следующие:

Требования к соискателям

Получателем лицензии на производство алкогольной продукции может быть только юридическое лицо. Юрлицо – это фирма, которая согласно всем требованиям и условиям была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

  • наличие сооружения/здания, которое предназначается для производства спиртов;
  • наличие оборудования и сертифицированного сырья;
  • на юридическое лицо не должно быть наложено административных ограничительных мер, уголовных взысканий, которые запрещают получение лицензии.

При выявлении нарушений по законодательству РФ и региональным нормам лицензирующий отдел может отозвать разрешение обратно или отказать в выдаче.

О том, какие требования предъявляются к соискателям алкогольной лицензии для кафе, баров и ресторанов, смотрите в статье по ссылке.

Сколько стоит?

Для оформления лицензии потребуется оплатить государственную пошлину, а также оплатить некоторые расходы на лабораторные исследования, экспертизы и оценку качества и условий производства. Таким образом, нет единой стоимости лицензии на производство алкоголя.

Цены на получение лицензии для производства алкоголя отображены в изменениях Налогового Кодекса части 2 статьи 333.33 подпункта 94:

  • для производства, поставки, хранения и транспортировки денатуратов, этилового спирта, виноградных/фруктовых продуктов – 800 000 рублей;
  • для доставки нефасованных продуктов пищевого и непищевого вида с содержанием спирта не более 25% – 800 000 рублей;
  • для производства и реализации этилового спирта или алкогольной продукции – 9 500 000 рублей.

Если лицензию отозвали или аннулировали, то оплаченную государственную пошлину не возвращают, так как отрицательный результат тоже работа государственных органов.

Документы

Для лицензирующего органа юридическое лицо предоставляет следующие документы:

  • заявление;
  • выписку и ЕГРЮЛ;
  • номер счета для вычисления налогов и доходов;
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
  • документы аренды и права собственности на здание/помещения производства;
  • заключение из Роспожарнадзор;
  • заключение Санэпидемслужбы;
  • документ по аккредитации лаборатории и химического контроля;
  • сертификаты соответствия оборудования и качества продукции.

Как получить?

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголяДля получения документа выполняют инструкцию:

  1. Создание юридического статуса, уставного капитала от 10 000 000 рублей до 80 000 000 рублей для непищевого сырья.
  2. Пройти в лабораториях контроль качества и заключить договора для анализа оборудования, помещений, сырья.
  3. Тестирование техники и процесса производства, проверка персонала.
  4. Сбор документации для получения лицензии.

Сроки рассмотрения

Государственные органы по выдачи лицензии рассматривают поданное заявление в течение месяца. Госслужащие заранее предупреждают предпринимателя о визите комиссии для получения заключения.

Если нарушений не обнаружено, то лицензию выдают в течение 3-х дней.

Способы подачи документов

Подать заявление и пакет документации можно:

  1. В электронном виде на сайте ФСРАР, где опубликованы данные всех межрегиональных управлений (телефоны и адреса), которые действуют на территории России по федеральным округам.
  2. Подать в государственные органы по местонахождению предприятия/производства, например, в Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, в местный Отдел лицензирования и декларирования управления потребительского рынка министерства экономического развития и инвестиционной политики, в Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг.
  3. Отправить электронным форматом на портале Госуслуг.
  4. Подать пакет документации в отделение многофункционального центра (МФЦ).

Этапы получения

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

  1. Проведение экспертизы со стороны контролирующего органа – Роспотребнадзора, пожарной инспекции и санэпидемстанции.
  2. Выдача заключений.
  3. После сбора документов их направляют в Росалкогольрегулирование или местный орган, выдающий лицензии. Передача документов производится лично, почтой или электронным способом.
  4. После этого оформляется акт, на базе которого выносится решение о предоставлении разрешения на производство алкоголя или об отказе.

Порядок переоформления и продления

После получения лицензии для продолжения деятельности юридическое лицо может переоформить разрешение. Лицензия продлевается через 5 лет после выдачи, при розничной торговле – каждый год.

Основаниями в переоформлении или продлении являются:

  • предоставление удостоверяющих документов на юридическое лицо;
  • предоставление заключений и сертификатов качества, контроля и безопасности;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Для переоформления понадобится посетить отделение ФНС для запроса об отсутствии штрафов, налоговых просрочек. После проверки бумаг налоговиками, повторно проводится выездная проверка, а в месячный период принимается решение о продлении лицензии.

Если юридическому лицу потребуется продлить или переоформить разрешение на производство алкогольной продукции, то услуга обойдётся ему в стоимость:

  • 3 500 рублей за реорганизацию в форме слияния для участников с одинаковой лицензией;
  • 3 500 рублей для предприятия с изменившимися данными или для восстановления/продления лицензии.

Нужно ли разрешение на изготовление алкогольной продукции в домашних условиях?

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

  • процесс производства;
  • хранение и сбыт спиртосодержащей продукции.

Физическое лицо не имеет права производить спирты и денатураты без лицензии и наличия акцизы (если предполагаются большие объёмы и торговля).

Домашнее вино, наливки и самогон можно изготавливать для собственного пользования, но нужно помнить, что ст.14.1 ФЗ №171 обязует регистрировать оборудование для производства этилового спирта мощность более 200 декалитров. Если игнорировать данное условие, то изготовителя ждёт административное или уголовное наказание.

Административная и уголовная ответственности

Производство алкогольной продукции без лицензии несет последствия в виде уголовной и административной ответственности (штрафы) по части 3 статьи 14.16 КоАП:

для юридического лица от 40 000 – 50 000 рублей
для физического лица 1 500 рублей
для ИП от 4 000 до 5 000 рублей

По части 3 статьи 14.17 КоАП за производство без разрешения:

для ИП 5 000 – 15 000 рублей
для юридического лица 50 000 – 300 000 рублей
для физического лица 1 500 до 2 500 рублей

Реализация товара с фиктивными акцизными марками, некачественным сырьем и нарушениями правил производства карается уголовным преследованием, заключением под стражу и прекращением деятельности.

Подробнее о наказании за торговлю, производство и хранение алкоголя без лицензии смотрите в статье по ссылке.

Лицензия на производство алкогольных напитков выдается специальным уполномоченным органом и на определенный срок. Для получения необходимо соответствовать требованиям и условиям законодательных норм.

Как получить лицензию на алкоголь

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

Во многих странах производство и оборот алкоголя облагается дополнительными платежами и сборами, Россия – не исключение. Чтобы реализовывать алкогольную продукцию, в большинстве случаев потребуется получить лицензию на алкоголь, уплатив за это существенную госпошлину.

Алкогольных лицензий существует несколько видов, и каждая из них дает право на определённую деятельность: производство, оборот, закупку, поставку, транспортировку алкоголя. А с 31.03.2017 года, кроме того, придётся получать отдельную лицензию для продажи алкогольной продукции в общепите.

Производство и оборот алкоголя без лицензии наказывается административными штрафами:

  • юридические лица — на сумму от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией готовой продукции, сырья и используемых оборудования и транспорта (ст. 14.17 КоАП РФ);
  • индивидуальные предприниматели — на сумму от 100 000 до 200 000 рублей с обязательной алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17.1 КоАП РФ).

Если же доказанный ущерб превысил 1,5 млн рублей, то возможно и привлечение к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ

Требования к заявителю для получения лицензии на алкоголь

Алкогольной признаётся продукция уже с содержанием 0,5% этилового спирта, но получать лицензию не требуется на производство и продажу пива и пивных напитков; алкоголя, применяемого в фармакологии; виноградного сусла, произведённого сельхозпроизводителями.

Требования для выдачи алкогольной лицензии приводятся в законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ:

  • Организационно-правовая форма – только юридическое лицо. С 2015 года лицензия также выдаётся ИП-сельхозпроизводителям, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
  • Наличие торговой площади и складских помещений в стационарном недвижимом объекте общей площадью не менее 50 кв. м. в городах и не менее 25 кв. м. в сельских поселениях.
  • Кассовый аппарат, если осуществляется розничная продажа за наличный расчёт.

Важно: выбирая помещение для розничной продажи алкогольной продукции, учитывайте, что оно должно находиться на расстоянии более 100 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений, спортивных и культурных объектов. На рынках, вокзалах, в аэропортах торговля алкоголем в розницу разрешена только в предприятиях общепита.

Сколько стоит лицензия на алкоголь

Стоимость лицензии на алкоголь зависит от вида деятельности и категории торговли (оптовая или розничная). Под стоимостью алкогольной лицензии понимают размер государственной пошлины за её выдачу, который указан в статье 333.33 НК РФ. Некоторые виды лицензий на алкогольную продукцию и их стоимость мы привели в таблице, полный перечень приводится в Налоговом кодексе.

Вид деятельностиСтоимость, рублей
Производство, хранение и поставкипроизведенной алкогольной продукции, кроме вина 9 500 000
Производство, хранение и поставки произведённых вина и шампанского 800 000
Производство, хранение и поставки вина и шампанского, произведённых сельхозпроизводителями (крестьянско-фермерские хозяйства и ИП) 65 000
Закупка, хранение и поставки алкогольной продукции (оптовая торговля) 800 000
Розничная продажа алкогольной продукции 65 000 (за один год)

Документы для получения лицензии на алкоголь

Полный и подробный перечень документов для разных видов алкогольных лицензий приводится в Административном регламенте, утверждённом приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

Минимальный пакет документов включает в себя:

  • заявление о выдаче лицензии (прил. № 2 к Административному регламенту)
  • нотариально заверенные копии учредительных документов организации (если копии не заверены, то с предъявлением оригиналов);
  • копии свидетельств о госрегистрации заявителя и постановке на налоговый учёт, заверенные ИФНС, выдавшей оригиналы;
  • копия платёжного документа об оплате госпошлины за выдачу лицензии;
  • документы, подтверждающие наличие у заявителя уставного капитала необходимого размера (справка банка, решение общего собрания участников ООО и акт оценки имущества при внесении в УК неденежных средств, документ о внесении дополнительных вкладов и др.)
  • заключения МЧС и Росприроднадзора о соответствии помещений экологическим требованиям и пожарной безопасности;
  • документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде производственных и складских помещений (в случае аренды срок в договоре обязательно должен быть указан не менее одного года, бессрочный договор будет основанием для отказа).
Читайте также:  Кто может обладать частичной (неполной) дееспособностью?

Куда обращаться за получением лицензии

Лицензию на алкоголь выдаёт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (другое название – Росалкогольрегулирование). На территории РФ действуют 9 межрегиональных управлений, контакты которых опубликованы на сайте РАР.

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

Необязательно подавать документы только в центральные офисы межрегиональных управлений, на местах эти функции выполняют и другие государственные органы.

Например, в Москве это Департамент торговли и услуг города Москвы; в Нижнем Новгороде — Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородский области; в Новосибирске — Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Кроме того, оформлением розничных алкогольных лицензий занимаются и некоторые МФЦ.

Чтобы узнать ближайший к вам адрес подачи документов, обратитесь в экономический отдел местной администрации или свяжитесь с межрегиональным управлением вашего федерального округа.

Подать документы для получения алкогольной лицензии можно лично, почтой или в электронном виде.

В течение 15 дней проводится экспертиза документов, и если всё в порядке, то проводится выездная проверка по месту деятельности на соответствие лицензионным требованиям и условиям.

О времени проведения проверки лицензиату сообщают не менее, чем за 24 часа. По итогам составляется акт, на основании которого выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

Срок принятия решения о выдачи лицензии на алкоголь или об отказе в этом не должен превышать 30 дней, но в случае, когда документы требуют дополнительной экспертизы, срок может быть продлён до 60 дней.

Важно: с 2016 года участники алкогольного рынка (производители, оптовые и розничные продавцы) обязаны подключаться к системе контроля за оборотом алкоголя  — ЕГАИС.

Продление лицензии на алкоголь

Большинство лицензий выдается бессрочно, но для алкогольной лицензии установлен срок не более пяти лет, поэтому после окончания срока её действия надо пройти процедуру продления.

Учитывая высокий размер госпошлины, для розничной торговли алкоголем сделано исключение – можно оплатить действие лицензии только на один год.

Получение розничной алкогольной лицензии на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.

Независимо от срока действия алкогольной лицензии, обратиться за продлением надо не раньше 90 и не позднее 30 дней до его окончания. Процедура продления лицензии такая же, как и при её первоначальном получении, но пакет документов будет другой:

  • заявление о продлении лицензии (прил. № 6 к Административному регламенту);
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины на следующий срок действия лицензии.

Кроме того, Росалкогольрегулирование направляет в налоговую инспекцию, где заявитель стоит на учёте, запрос об отсутствии задолженности по налогам, сборам, штрафам. При наличии долгов перед бюджетом в продлении лицензии откажут.

После экспертизы документов назначается выездная проверка для подтверждения соответствия лицензионным требованиям. В 30-дневный срок выносится решение о продлении или об отказе в продлении алкогольной лицензии.

Отказ в выдаче лицензии на алкоголь

В выдаче лицензии на алкоголь могут отказать, и самое неприятное, что госпошлина при этом не возвращается. Хорошо, если речь идет о минимальной сумме в 65 000 рублей за один год действия розничной алкогольной лицензии, а если это 800 000 или 9 500 000 рублей?

Самые популярные основания для отказа в выдаче алкогольной лицензии на розничную торговлю алкоголем

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

С первого взгляда процедура получения такой лицензии кажется не самой сложной: сдал не самый сложный пакет документов по закрытому перечню и меньше чем через месяц получил долгожданный документ. Однако на практике могут проверить соблюдение чуть ли не всего законодательства о регулировании оборота алкогольной продукции.

В общих чертах порядок получения лицензии и основания отказа расписаны в ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Самое интересное – основания для отказа – мы найдем в ч.

9 этой статьи. Однако при подробном изучении оказывается, что перечень оснований для отказа не такой уж и закрытый, т.к. помимо прямо закрепленных оснований, таких как недоимка по налогам и предоставление недостоверной информации, есть еще масса отсылок к другим положениям закона, достаточно взглянуть на п. 6 ч. 9 ст.

19: 6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

При попытке все же выявить исчерпывающий перечень оснований для отказа, обратившись к данным статьям, мы понимаем, что на самом деле основания для отказа – это несоблюдение практически половины всех норм указанного закона.

Вот наиболее популярные из них:

  1. Недоимка по налогам. Это самое популярное основание для отказа. Здесь следует обратить внимание, что отказывают даже в тех случаях, когда в базе налоговой инспекции содержатся искаженные  данные. Пошлина теряется, а суды еще не всегда признают такие действия лицензирующего органа неправомерными. Поэтому перед получением лицензии обязательно нужно провести сверку с налоговым органом и получить справку о наличии задолженности. Хотя этот документ не является обязательным, но лучше подстраховаться.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  2. Проблемы с договором аренды (нет срока или срок менее года). Все, кто так или иначе занимается договорами аренды, давно знают, что договор аренды по Гражданскому кодексу РФ можно заключить на 11 месяцев или без указания конкретного срока. В таком случае договор можно будет не регистрировать (все, что более года, нуждается в гос. регистрации в Росреестре). Однако такой финт не пройдет при получении лицензии на алкоголь. Ведь лицензия выдается минимум сроком на 1 год, и вы должны подтвердить, что на срок лицензии у вас есть гарантия владения помещением. Естественно, это проблема не актуальна для тех, у кого помещение в собственности.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  3. Вид общепита – ПБО. По мнению лицензирующего органа предприятие быстрого обслуживания не вправе торговать алкоголем. Так, в Екатеринбурге как-то отказывали по этому основанию ресторану «Сбарро» на пр. Ленина, но они его обжаловали. Хорошо, что есть положительная практика, однако надо иметь в виду, что наличие решения по другому делу никого не страхует от повторного отказа в выдаче лицензии по этому основанию. Поэтому выбирая тип своего заведения, стоит об этом задуматься.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  4. Место продажи — место массового скопления граждан. По мнению чиновников, в таких местах можно торговать только напитками с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  5. Отсутствует ККТ. В ходе лицензионной проверки могут проверить наличие контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке. Желательно, чтобы и техника была в наличии, и документы на нее. В нижеприведенном примере соискатель лицензии обжаловал отказ, т.к. все же предоставил эти документы (еще до момента принятия решения по лицензии). Но опять же, это и потерянное время, и деньги.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  6. Отсутствует склад. Опять же в ходе предлицензионной проверки могут проверить наличие склада. В идеале этот склад должен быть обозначен в плане БТИ. Иначе лицензионный орган может «не понять», что то помещение, которое вы им показываете, и есть тот самый алкосклад. И также нужно проследить за соблюдением всех требований к нему. В приведенном примере общество хоть и обжаловало решение органа, но суд решил, что «суд не может подменять собой лицензирующий орган, не может обязать устранить нарушения прав общества именно путем выдачи лицензии». Т.е., само судебное решение, хоть и положительное, это было лишь половина решения проблемы.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  7. На складе не соблюден температурный режим. Очень интересное решение, где орган отказал в выдаче лицензии из-за того, что не было условий для хранения шампанского, хотя его даже не было на складе. Суд справедливо признал это незаконным.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  8. Прилегающая территория — образовательные, медицинские, спортивные организации. На это надо обратить особое внимание, т.к. устранить такое нарушение можно только путем переезда на новое место. А если вы уже зарегистрировали договор аренды и сделали там ремонт… Самое сложное в этом – что в каждом регионе действуют свои правила, установлены свои расстояния, и, более того, они могут по-разному считаться (образовалась новая пешеходная дорожка – и вот какая-нибудь зубная клиника стала к вам на 10 метров ближе).
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию

Большинство из этих отказов возникли в результате внеплановой проверки, и очень часто все было внезапно, предприниматели просто не успевали подготовиться (уведомить могут и за один день). Поэтому предварительно лучше позвать на объект специалиста, который поможет вам выявить все недостатки.

Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист, магистр частного права

После написания статьи читатели в ФБ нашли еще одно основание для отказа:

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя

Получите подборку судебной практики к этой статье — просто подпишитесь на новые статьи:

Судебный вердикт: когда долг по налогам не мешает получению лицензии

Должникам по уплате страховых взносов откажут в выдаче лицензии на производство и продажу алкоголя Верховный Суд РФ в определении от 08.10.2019 № 305-ЭС19-9748 признал, что организации необоснованно отказали в получении алкогольной лицензии. Организация имела долги по налогам и погасила их только непосредственно перед получением лицензии.

Предмет спора: организация погасила долги по налогам и штрафам за день до даты получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. В выдаче лицензии ей отказали. Суды трех инстанций признали отказ законным. Они ссылались на то, что отказ обоснован достоверной справкой ИФНС о наличии у организации непогашенных долгов. Спор дошел до Верховного Суда РФ.

За что спорили: получение «алкогольной» лицензии.

Кто выиграл: организация.

В Верховном Суде организация требовала признать решение лицензирующего органа незаконным и обязать его выдать ей лицензию на продажу алкоголя. В обоснование своей позиции она указывала, что законодательство разрешает погасить долги по налогам в любой момент до обращения с заявлением о получении/продлении лицензии.

Долг был погашен за день до обращения с таким заявлением. Соответственно, у лицензирующего органа не было оснований для отказа в предоставлении лицензии.

Верховный Суд РФ признал доводы организации обоснованными, а решения нижестоящих судов – незаконными. 

Читайте также:  Договор купли-продажи автомобиля - бланк для гибдд 2019 года

ВС РФ исходил из следующего. По закону наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче лицензии, задолженности по любому виду обязательного платежа (в том числе по налогам, пеням и штрафам) является достаточным основанием для отказа в ее выдаче (ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции»).

Наличие или отсутствие задолженности подтверждается справкой налогового органа, полученной по запросу лицензирующего органа.

Такая задолженность как препятствующая принятию положительного решения о выдаче лицензии не зависит от характера и размера неуплаченного налога. В выдаче лицензии могут отказать даже за символический долг.

Но то, что ИФНС поздно получила информацию о погашении долга по налогам и сборам, не является основанием для признания обязанности по уплате налогов неисполненной. Данная обязанность считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег в бюджет со счета плательщика при наличии на счете достаточного денежного остатка (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

С момента предъявления в банк такого платежного поручения организация считается исполнившей обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов. Отсутствие у налоговиков информации о погашении долга не позволяет отказать в предоставлении лицензии.

С учетом изложенного ВС РФ признал законность требований организации и направил дело на новое рассмотрение.

Получение/продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции – налоговый аспект

Получение, продление лицензий на право розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – не самая простая задача для рядового предпринимателя или небольшого магазина.

Список требований, предъявляемый Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.

1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – «Закон»), устанавливает комплекс высокий требований к потенциальному лицензиату (обладателю лицензии).

  • Такими требованиями являются:
  • в) уплаты государственной пошлины. [1]
  • Так, подпункт 3 пункта 9 статьи 19 Закона устанавливает в качестве основания для отказа в выдаче лицензии наличие у заявителя на момент поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней, штрафов за нарушение налогового законодательства.
  • Судебная практика содержит множество примеров, когда лицензирующие органы отказывали в продлении или предоставлении заявителям лицензии, основываясь исключительно на справке налогового органа, в которой была отражена задолженность соискателя перед бюджетом.
  • Во-первых, судебная практика исходит из постулата, что задолженность, образовавшаяся после подачи заявления на продление/получение лицензии не может учитываться при принятии решения об отказе в продлении/выдаче лицензии; [2]
  • Во-вторых, лицензирующий орган откажет в продлении/выдаче лицензии, если за заявителем будет числиться задолженность как по налогам, так и по пеням и(или) штрафам – вместе или по раздельности. [3]
  • Так, наличие переплаты по налогу, превышающей размер недоимки по пеням и(или) штрафам и(или) иному налогу, не приводит суды к выводу об отсутствии задолженности, что влечет за собой подтверждение правомерности отказа заявителю лицензии в ее выдаче. [4]
  • Так, в ситуации, когда существует недоимка по одному налогу, но в то же время переплата по другому и оба налога уплачиваются в бюджет одного уровня, налоговый орган обязан произвести зачет переплаты в счет имеющийся недоимки и не вправе указывать в справке о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом наличие задолженности[5].
  • В-третьих, размер задолженности перед бюджетом не влияет на отказ в продлении/выдаче лицензии.
  • В судебной практике различных округов прослеживается тенденция признания отказов лицензирующих органов законными, если за заявителем числилась задолженность в размере даже нескольких десятков или сотен рублей. [6]
  • В-четвертых, даже при фактическом погашении задолженности заявитель может формально оставаться должником перед бюджетом.
  • Согласно статье 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства перед бюджетом с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. [7]

а) наличие материально – технической базы (стационарного торгового объект площадью не менее 50 или 25 кв. м, контроль-кассовой техники); б) представления в лицензирующий орган комплекта документов (устав, свидетельство о регистрации в качестве юр. лица или ИП, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о праве собственности или договор аренды в отношении помещения, в котором будет осуществлять торговля, сертификаты соответствия помещения, иные документы); Но даже соблюдение данных всех перечисленных требований еще не гарантирует получения соискателем лицензии либо продления срока действия лицензии на розничную продажу алкоголя. Остановимся на этом моменте подробнее….. Наличие или отсутствие у заявителя задолженности подтверждается справкой, которая представляется в лицензирующий орган по запросу в электронной форме. Соискатели для успешного продления или получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции должны учитываться ряд «тонких мест», связанных с погашением и отражением задолженности перед бюджетом. В данной связи у заявителя может возникнуть вполне резонный вопрос о возможности зачета суммы задолженности в счет переплаты иного налога, что было бы разумным решением вопроса и сэкономило ему деньги и время на повторное прохождение процедуры. К сожалению, суды не всегда признают возможность зачета задолженности по налогам, пеням, штрафам в счет имеющейся у заявителя переплаты. В то же время есть и противоположенная практика. Во многих случаях заявители непосредственно за несколько дней, а порой и в день подачи заявления на продление/выдачу лицензии направляются в банк платежное поручение на оплату имеющейся у них задолженности. С точки зрения НК РФ задолженность считается погашенной, когда денежные средства были перечислены банком на счет Федерального казначейства.

Проблема заключается в том, что отражение поступивших денежных средств от заявителя в карточке расчетов с бюджетом происходит не автоматически, а по прошествии нескольких дней или недель (именно на КРСБ ориентируется инспектор при подготовке справки о состоянии расчетов с бюджетом – прим. автора).

Если в этот промежуток времени лицензирующий орган запросит данные, то получит ответ от налогового органа о все еще числящейся «задолженности» перед бюджетом.

Показательно в этом плане дело, рассмотренное в ФАС СЗО, в котором суд признал, что на момент поступления в налоговый орган запросов от уполномоченного органа прошло более месяца с даты списания денежных средств со счета заявителя и поступления их на счет казначейства, что подразумевало наличие у налогового органа сведений об отсутствии задолженности. [8]

Отдельно отметим, что ссылки налогового органа, защищающего честь мундира, на такие факторы, как несвоевременном поступлении информации о перечислении денежных средств, нахождение информации в обработке, отражение информации о поступлении денежных средств от заявителя только в конце операционного дня не признается арбитражными судами в качестве уважительных причин отражения задолженности перед бюджетом при ее фактическом погашении. Однако даже своевременно погасив задолженность перед бюджетом заявитель не может повлиять на наличие технических сбоев в программном обеспечении налогового органа.

Если в результате такого сбоя информация о погашении задолженности не была отражена и лицензирующий орган вынес решение об отказе в продлении/представлении лицензии на розничную продажу алкоголя, суд признает отказ лицензирующего органа, основанный на такой справке, незаконным. [9]

N.B

Торговцам алкоголем теперь будет труднее отказать в продлении лицензий

Торговцам алкоголем теперь будет труднее отказать в продлении лицензий

Р’ федеральный закон  «Рћ государственном регулировании производства Рё оборота этилового спирта, алкогольной Рё спиртосодержащей продукции Рё РѕР± ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» внесены изменения.

  • Р’ федеральный закон  «Рћ государственном регулировании производства Рё оборота этилового спирта, алкогольной Рё спиртосодержащей продукции Рё РѕР± ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» внесены изменения.
  • Теперь основанием для отказа РІ выдаче или продлении лицензии РЅР° розничную продажу алкогольной продукции будет являться наличие Сѓ заявителя РЅР° первое число месяца задолженности РїРѕ уплате налогов, СЃР±РѕСЂРѕРІ, Р° также пеней Рё штрафов.
  • РџРѕ мнению уполномоченного РїРѕ правам предпринимателей РІ Карелии Елены Гнётовой это положительно скажется РЅР° деятельности предпрнимателей.

«Р‘ыли случаи отказа предпринимателям РІ продлении СЃСЂРѕРєР° действия лицензии РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием задолженности РїРѕ уплате налогов РЅР° дату подачи заявления Рѕ продлении СЃСЂРѕРєР° действия лицензии. Причём, предприниматель налоги оплатил вовремя Рё заранее. Рђ РІ налоговой инспекции платежи РјРѕРіСѓС‚ разноситься РІ течение нескольких дней. Р� предприниматель автоматически становится должником. Это РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє тому, что Сѓ предпринимателя есть платёжное поручение РѕР± оплате, Р° лицензирующий орган обязан РІ соответствии СЃ законом руководствоваться СЃРїСЂР°РІРєРѕР№ налогового органа, полученной РІ форме электронного документа. Р’ этой справке указывается, имеется или РЅРµ имеется Сѓ заявителя задолженность РЅР° дату подачи заявления», — сказал Гнетова.

РћРЅР° отметила, что стоимость лицензии немаленькая — 65 тысяч рублей. Р� РІ случае отказа РІ выдаче лицензии эта СЃСѓРјРјР° предпринимателю РЅРµ возвращается.

Получается, что предпринимателей наказывают за нерасторопность налоговой инспекции.

�менно так и произошло с маленьким магазинчиком в городе Суоярви.

Предприниматель обратилась к Уполномоченному по защите прав предпринимателей, которая подсказала предпринимателю обратиться с этой проблемой в судебные органы.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что предприниматель оплатила в банке задолженность по налогам и пеням, и в этот же день обратилась в Контрольный комитет с заявлением о продлении лицензии.

Платежи были проведены банком в тот же день, однако налоговым органом не была своевременно осуществлена разноска данных платежей.

В справке о состоянии расчетов по налогам и сборам, направленной в адрес Комитета, была отражена не соответствующая действительности информация о наличии задолженности.

Суд, разбираясь в этом деле, признал: обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления предпринимателем в банк поручения, а не с момента разноски поступивших от общества платежей. Сейчас права предпринимателя восстановлены.

�зменения в федеральном законодательстве позволят избежать повторения подобных правовых коллизий.

В 

Минпромторг предложил снизить госпошлину за лицензию на продажу алкоголя

МОСКВА, 23 января. /ТАСС/.

Минпромторг РФ подготовил пакет законопроектов, которые предполагают снижение стоимости госпошлины за лицензию на продажу алкогольной продукции за каждый магазин или общепит с 65 тыс. до 20 тыс.

рублей, а также минимизацию рисков отказа в выдаче лицензии на этот вид деятельности. Об этом ТАСС сообщил статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

«Минпромторгом России подготовлен пакет законопроектов, в том числе предусматривающий установление размера госпошлины за лицензию на торговлю алкоголем на каждый магазин или пункт общепита в размере 20 тыс.

рублей в год на один объект. Исключения предполагаются только для организаций потребительской кооперации, которые будут платить 20 тыс.

рублей в год за лицензию, в которой может быть несколько обособленных подразделений», — сказал он.

Как следует из распоряжения кабмина от 17 января 2020 года N 19-р, законопроекты будут внесены в правительство в марте 2020 года, в мае того же года в Госдуму, а уже в июле — августе 2020 года могут быть рассмотрены в Совете Федерации.

Читайте также:  Проектная документация может быть утверждена только специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования

Замглавы Минпромторга РФ напомнил, что размер государственной пошлины за предоставление (продление) лицензии на розничную продажу алкоголя в настоящее время не зависит от количества обособленных объектов (помещений), имеющихся у организации и составляет 65 тыс.

рублей за каждый год действия лицензии. «Таким образом, создается ситуация, когда крупная торговая сеть (к примеру, из 10 магазинов) и один сельский магазин платят государственную пошлину в одном и том же размере, что приводит к неравным условиям», — пояснил Евтухов.

Основания для отказа в лицензии

Недостоверные сведения в поданных документах или наличие у заявителя задолженностей, например, по налогам может стать основанием для отказа в выдаче лицензии на торговлю алкоголем.

По словам замглавы Минпромторга, чтобы снизить риски для заявителей в отказе в получении лицензии «пакетом» законопроектов предполагается скорректировать основания для отказа таким образом, чтобы устанавливалось «наличие только неуплаченного в установленный срок административного штрафа».

«Предусмотреть возможность уплаты административного штрафа заявителем при указании на него лицензирующим органом во время экспертизы документов. В случае уплаты лицензирующий орган уже не вправе отказать в выдаче лицензии на соответствующем основании», — добавил Евтухов.

Предполагается также, что при обнаружении в поданных документах недостоверной, искаженной, неполной информации, неполного комплекта документов, соискатель лицензии может устранить выявленные нарушения до вынесения отказа в получении лицензии.

Розничная продажа алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, является лицензируемым видом деятельности, размер госпошлины установлен ст. 333.33 НК РФ.

Лицензирование деятельности по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции

  •   Лицензия на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет. Срок действия такой лицензии может быть продлен по просьбе организации на основании представляемых ею в лицензирующий орган документов:
  • — заявления в письменной форме;
  • За выдачу лицензий, продление срока действия таких лицензий и их переоформление взимается государственная пошлина (размеры госошлины указаны в  подпункт 94 пункта 1 статьи 333_33 Налогового Кодекса РФ).   

— справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов; — копии документа об уплате государственной пошлины (размеры госошлины указаны в  подпункт 94 пункта 1 статьи 333_33 Налогового Кодекса РФ). Данная лицензия по просьбе организации может быть продлена и на срок менее чем 5 лет.

 В лицензии указываются — наименование лицензирующего органа; — полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма; — место нахождения организации; — места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности; — лицензируемый вид деятельности; — срок действия лицензии; — номер и дата выдачи лицензии. Действие лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Однако в лицензии должны быть указаны объекты, на которых лицензиатом будет осуществляться продажа алкогольной продукции. Это обусловлено тем, что лицензирующему органу необходимо проверить эти объекты на соответствие их установленным лицензионным требованиям и условиям.

  Порядок лицензирования деятельности производства и оборота алкогольной продукции определен гл. III «Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Федерального закона №171-ФЗ.  Виды деятельности, подлежащие лицензированию

     Ст. 18 Федерального закона №171-ФЗ определены основные виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию.

  Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: — производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; — производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; — хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; — закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; — розничная продажа алкогольной продукции.   Напомним, что с 1 января 2006 г. не требуется получать лицензии на экспорт алкогольной продукции, а также на импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Перечисленные виды деятельности могут осуществлять лишь организации, имеющие лицензии на закупку, хранение и поставка этилового спирта и алкогольной продукции или спиртосодержащей продукции. Лицензированию подлежат оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в ст. 2 Федерального закона №171-ФЗ. Лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям ст. 8 Федерального закона №171-ФЗ. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона №171-ФЗ только организациям (п.10. ст.18 Федерального закона №171-ФЗ). Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Федерального закона №171-ФЗ. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.      Государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции уплачивается в размерах установленных  подпунктом 94 пункта 1 статьи 333_33 Налогового Кодекса РФ. Порядок выдачи и переоформления лицензий

    Порядок выдачи лицензий осуществляется в соответствии со ст. 19 Федерального закона №171-ФЗ.

 Для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы: 1.

Заявление о выдаче лицензии с указанием: — полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке; — лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ), срока, на который испрашивается лицензия. 2. Копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации — юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом); 3. Копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом). 4. Копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии (размеры госошлины указаны в подпункт 94 пункта 1 статьи 333_33 Налогового Кодекса РФ); 5. Справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (см. Приказ ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@ «Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению»); 6. Документ, подтверждающий наличие у организации (за исключением организаций общественного питания) уставного капитала (уставного фонда). Размеры уставного капитала (уставного фонда) устанавливаются субъектами Российской Федерации. Также могут потребоваться и следующие документы: 1. Заключения специально уполномоченных исполнительных органов государственной власти о соответствии торговых и складских помещений соискателя лицензии санитарно-эпидемиологическим, противопожарным требованиям; 2. Для соискателя лицензии, намеренного осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции — заключение отдела вневедомственной охраны при органе внутренних дел или охранного предприятия, имеющего лицензию на охранную деятельность, об оснащенности помещений средствами охранной сигнализации (с указанием сведений о наличии сейфа) и копия договора охраны с использованием средств охранной сигнализации с отделом вневедомственной охраны при органе внутренних дел или охранным предприятием, имеющим лицензию на охранную деятельность; 3. Копии документов, подтверждающих право собственности, временного владения или пользования зданием (строением, помещением), предназначенным для розничной продажи алкогольной продукции, и копия документа, характеризующего объект недвижимости (технический паспорт) (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом); 4. Документ, подтверждающий регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом). Вышеуказанные документы предоставляются по каждому обособленному подразделению. ВАЖНО!!! Точный список документов для получения лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией следует уточнить в лицензирующем органе субъекта РФ по месту получения лицензии.

  Датой представления заявления является день его получения лицензирующим органом. Документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.

     Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

Решение о выдаче или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех дней после принятия соответствующего решения. В выдаче лицензии может быть отказано: 1. При выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации; 2. В случае нарушения требований ст.

8 Федерального закона №171-ФЗ; 3. В случае несоответствия организации иным установленным лицензионным требованиям. Отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или отказ в продлении ее срока может быть обжалован лицензиатом в лицензирующий орган и (или) в суд.

Для рассмотрения жалобы по обращению заявителя может быть создана независимая экспертная комиссия с участием заявителя, представителей лицензирующих органов и независимых специалистов для проведения экспертизы.

Положения об экспертных комиссиях утверждаются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. В случае реорганизации организации переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника.

В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган. Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии. До переоформления лицензии организация или ее правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. Лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным лицензионным требованиям.

Сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *